Категории школ по количеству школьников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории школ по количеству школьников». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Британские «школы-титаны», вызывающие бурные споры, оказываются совсем небольшими по сравнению с учебными заведениями в некоторых других странах.

Рекордсменом является Городская школа Монтессори в городе Лакхнау, столице индийского штата Уттар-Прадеш. В ней учатся 47 тысяч учеников. В этом учебном заведении тысяча классов, в нем работает 2,5 тысячи учителей.

Большие школы: имеет ли значение размер?

Поэтому вместо того, чтобы искать ответ на вопрос о разумном пределе числа учеников в школе, специалисты ставят во главу угла количество учеников в классе. Не важно, как много учеников в школе, если в классе их не больше пары дюжин, говорят они.

Размер класса и отношение числа учителей к количеству учеников – основной показатель, который многими экспертами считается хорошим индикатором качества школьной системы.

  • Сколько детей должно быть в классе, или Чем опасна переполненность школ?

    • Читать
    • Просмотр
    • История

    Трое детей жительницы Шымкента Айжан Нахыпкызы учатся в школе-гимназии №50 имени Ахмета Байтурсынова, у всех переполненные классы. Они говорят родителям, что парт в кабинетах так много, что невозможно развернуться.

    «У старшей дочери в шестом классе 33 ученика, у среднего сына в четвёртом – 30 детей, у младшего во втором классе – 32 учащихся. Первое время они сидели по три человека. Дочка жаловалась, что неудобно, людей много, все толкаются. Почерк у неё сразу изменился. Потом им поставили другие парты, но всё равно в классе мало места», – говорит Айжан.

    Школа рассчитана на 1,5 тысячи мест, но здесь учатся более 2,3 тысячи детей.

    Алматинец Данил Султанов рассказал, что его сын ходит во второй класс школы №76. В нём 34 ребёнка, но теснота, по мнению Данила, не ощущается.

    «Чтобы это вызывало какие-то трудности, я не заметил. Школа новая, классы большие, деткам места хватает, учатся в две смены. Жалоб от родителей не поступало. Может, всё-таки от учителей и администрации зависит состояние комфорта», – предположил Данил.

    Салтанат Досмухан из Нур-Султана считает, что переполненность школы однозначно мешает образовательному процессу. Её сын-первоклассник учится в школе №85, в классе 33 ученика.

    «Учитель не успевает опросить и малую часть класса. Перевод своего ребёнка в другую школу я не рассматривала, так как частные школы дорогие, а в других государственных школах такая же ситуация. Наша школа хоть расположена не сильно далеко от дома», – пояснила женщина.

    Надежда Самсоненко из Уштобе (Алматинская область), учитель с 40-летним стажем, рассказала, что ей приходилось работать с большими классами. Чтобы давать качественные знания, она оставляла детей на дополнительные занятия.

    «Как правило, в начальной школе идут «на учителя»: выбирают педагогов с хорошей репутацией. Если учитель ответственный, сознательный, ему приходится очень трудно в классе, где много детей. Мы работали по стандартам, предполагающим ежедневную проверку классной и домашней работ. Это большой труд. Кроме того, нужно опрашивать и оценивать детей во время урока. Я сразу вижу по глазам, что ребёнок недопонял что-то. Мои детишки часто оставались на дополнительные занятия, чтобы ещё раз механически отработать правила. Решил – пошёл домой. Только так удавалось добиваться хорошего качества знаний», – говорит Надежда Самсоненко.

    Директор центра практической психологии «Тумар» и тренер-супервизор Любовь Фёдорова считает, что учитель физически не может контролировать качество обучения в классе, где обучается более 25 учеников. Однако даже эта норма, по её мнению, завышена.

    «Если брать параметры, которые описаны в педагогической психологии, то каждый учитель может удерживать в поле своего внимания не более 12-18 учеников. Тогда это было бы качественное образование и воспитание. Такой подход используется в частных, но дорогостоящих школах», – поясняет Фёдорова.

    Количество мест в классах/группах, согласно санитарным правилам, определяется по площади помещения:

    • 2,5 м2 на 1 ученика – для 12-15 мест;
    • 2,2 м2 на 1 ученика – для 16-25 мест;
    • 1,8 м2 на 1 ученика – для 26-49 мест;
    • 1,5 м2 на 1 ученика – для 50-75 мест;
    • 1,3 м2 на 1 ученика – для 76-100 мест;
    • 1,2 м2 на 1 ученика – для 100-150 мест;
    • 1,1 м2 на 1 ученика – для 150-350 мест;
    • 1,0 м2 на 1 ученика – для 350 и более мест.

    Эти правила разработаны как для школ, так и для колледжей и вузов.

    «Если в среднем классная комната имеет площадь в 40-45 квадратов, то можно посчитать, сколько человек может туда поместиться. Из расчёта 2,5 квадрата площади на ребёнка это 16-18 человек. Максимальное количество детей в обычном классе должно быть 25, для коррекционных классов – 15. Это связано с особенностями детей, потому что педагогу сложнее удержать их внимание», – сказала детский психолог Татьяна Остапенко.

    Психолог высшей категории Анна Поздеева рассказала, какие должны быть парты, чтобы ребёнок мог правильно формироваться.

    «Парты должны соответствовать физиологическим нормам ребёнка, то есть быть под его рост и вес – не выше и не ниже, не шире и не уже. Когда ребёнок сидит на стуле, рабочая поверхность стола должна быть на расстоянии 30 сантиметров от подбородка. Иначе ребёнок будет либо наклоняться, если расстояние больше, либо отклоняться, если расстояние меньше», – сказала Поздеева.

    Теперь в классе может быть больше 25 учеников!

    • Школа
    • Школы Азербайджана
    • Школы Владимирской области
    • Школы города Алматы
    • Школы Москвы
    • Школы Московской области
    • Школы Мурманска
    • Школы Мурманской области
    • Школы Нижнего Новгорода
    • Школы Нижнего Тагила
    • Школы Республики Марий Эл
    • Школы Самары
    • Школы Тамбовской области
    • «Путь к успеху» в МОУ лицей г.Бор. Группа № 1
    • . МОУ Крошнозерская . Основная общеобразовательная школа (186141 c. Крошнозеро, Пряжинский район, Республика Карелия)
    • Коррекционная – Интернат специальнный коррекционный (386200 Орджоникидзевская, Республика Ингушетия)

    Ни одна норма не берется «с потолка». Каждое правило имеет под собой законодательную основу. Поэтому мы перечислим все документы, влияющие на количество детей в классе:

    1. Федеральный закон нашей страны от декабря 2012 года «Об образовании в РФ».
    2. Постановление государственного главного санврача от декабря 2010 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и условиям образовательного учреждения».
    3. Приказ от сентября 2013 года «Об утверждении образовательной деятельности по общеобразовательным программам и порядка организации».
    4. Постановление государственного главного санврача от июля 2015 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, условий, воспитания в учреждениях, которые осуществляют образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями».

    В этих нормативных актах говорится о том, какую цифру не должна превышать наполняемость каждого класса.

    Сначала приведем нормы для городских школ. Согласно всем опубликованным выше нормативным актам, наполняемость каждого класса не должна превышать двадцать пять человек. Это обусловлено тем, что количество учащихся во всей школе не должно быть больше, чем может вместить учреждение. На сегодняшний день строятся школы на тысячу учащихся.

    В деревнях стандарты другие. Сельские начальные школы не должны вмешать больше восьмидесяти человек в целом в учреждении. Если в школе имеются и младшие, и средние классы, то наполняемость увеличивается до двухсот пятидесяти человек. Когда учреждение обучает учеников все одиннадцать лет, то общее количество учеников не должно быть более пятисот.

    Несмотря на эти требования, в городских школах можно увидеть и больше тридцати учеников в одном классе. Почему так происходит? Многие родители и педагоги в курсе, что наполняемость каждого класса не должна превышать определенное количество. Если даже они не знают точных цифр, то предполагают, что тридцать человек — это довольно много. Такая картина наблюдается, так как Конституцией нашей страны каждому человеку гарантировано право на образование. То есть каждого ребенка, достигшего школьного возраста, должны обязательно прикрепить к школе и зачислить в нее. Если директор этого не сделает, то он нарушит конституционные права ребенка. Разумеется, Конституция не виновата, ведь в ней не написано, что не нужно строить новые школы.

    Максимальное количество детей в классе в школе

    Когда рассчитывают площадь учебного кабинета, то не берут во внимание метры, которые понадобятся для дополнительных мест хранения оборудования или учебных пособий, используемых на занятиях.

    Предельная наполняемость класса зависит от площади помещения. Она рассчитывается так:

    1. На одного ученика выделяется не менее двух с половиной квадратных метров. Это касается тех кабинетов, где проходят занятия во фронтальной форме.
    2. На одного ученика выделяют три с половиной квадратных метра. Речь идет о помещениях, где проходят групповые или индивидуальные занятия.

    Получается, что предельная наполняемость класса зависит только от того, сколько человек может вместить в себя помещение без ущерба для обучающего процесса. В данном случае нужно учитывать, что в старших классах обучение проходит в разных кабинетах. Если их площадь позволяет разместить больше детей, то наполняемость класса возрастет.

    Как мы уже убедились, ответственность за несоблюдение конституционных прав гораздо больше, чем за нарушение санитарных норм. То есть решение о том, сколько человек будет составлять предельную наполняемость классов, зависит только от руководителя учреждения.

    По закону директор должен принять каждого ребенка на обучение. Сейчас в нашей стране демографическая ситуация улучшается, поэтому с каждым годом в школу идет все больше детей. Если в этой ситуации директор будет руководствоваться нормативной наполняемостью класса, то не каждый ребенок попадет в школу.

    Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

    Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

    Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

    1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
    2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
    3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
    4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
    5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
    6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

    Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые возникают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.

    Уровень образования по данным Росстат

    Это процесс обучения и воспитания детей возраста от 2 месяцев до 7 лет. Оно осуществляется дошкольными образовательными организациями, широко известными как детские сады. По данным статистики, в 2018 году на территории Российской Федерации действовало 47,8 тысяч дошкольных учреждений. Налицо тенденция сокращения количества детских садов, в 2014 году их было 51 тысяча.

    Статистика ежегодно даёт ответ на вопрос – сколько школ в России? Для современной России характерно снижение числа школ. Особенно обвально оно происходило с 2000 года (68804) до 2010 года (50793). Но и сейчас эта тенденция, к сожалению, продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Причём надо помнить, что в вышеуказанные числа входят данные о числе:

    • Начальных школ.
    • Средних и неполных средних общеобразовательных школ.
    • Частных школ.

    По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.

    Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:

    • экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
    • вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.

    В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.

    В 2018 году ПТУ, профессиональных лицеев, техникумов и колледжей в нашей стране имелось 3658. По оперативным сведениям статистиков в них обучалось:

    • В учреждениях начального профобразования (ПТУ и лицеях) — 542,1 тысяч студентов (в 2017 году 543,2 тысяч студентов).
    • В колледжах, техникумах и иных организациях, дающих среднее специальное образование в 2018 году, проходило обучение 2464,3 тысяч человек. Для сравнения укажем, что в 2017 году в учреждениях этого типа училось 2387,4 тысяч студентов.

    Если говорить об общей динамике развития Российского образования, то она скорее отрицательная. Свидетельством тому сокращение большинства видов образовательных организаций, которое невозможно объяснить только лишь оптимизациями и слияниями. Надо признать, что такое состояние образования соответствует общему состоянию Российского государства.

    Ребенка тестируют при приеме и оценивают его когнитивные способности и/или фактические знания. Исходя из первичной оценки направляют в класс с детьми примерного того же уровня. Таким образом производится отсев по начальным характеристикам ребенка.

    Недостатков на данном этапе 2:
    1. Начальная характеристика имеет значение, но она не ограничивает когнитивные способности ребенка. Психика очень флексибельная и динамичная, она не будет оставаться на том же уровне до 7-8 класса, когда проводят, как правило, второй отсев.
    2. Диагностика при приеме может быть не валидной.
    На самом деле это большой вопрос: как и кто проводит тестирование. На валидность также может повлиять самочувствие ребенка. Волнение и страх могут помешать успешному прохождению тестов и собеседования. А ведь результат оказывает серьезное влияние, которое я раскрою далее.

    Как бы там ни было, в итоге мы получаем 3 класса, где под литерой «А» — дети с наилучшими показателями, «Б» — средними и «В» — наименьшими.

    Самое же главное, это процесс обучения. По сути, большая часть жизни современного ребенка — с 6 до 17-18 лет (11-12 классов) — сосредоточена на школе. И любой недостаток системы образования напрямую отражается на ученике, а следовательно и обществе, состоящем из ее выпускников. Тема разделения учащихся по успеваемости одна из ее насущных проблем.

    Почему к составу класса стоит относиться серьезно?
    Все просто, ведь класс — это референтная группа.

    Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчёта для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

    То есть, грубо говоря, это не просто среда формирования, но формирующая среда. Процессы адаптации к социальной группе и ассимиляции в ней непрекращающиеся и глубинные. Это значит, что средний уровень группы очень быстро становится моим средним уровнем.

    Можно вспомнить хоть пословицу «С волками жить — по-волчьи выть«, хоть знаменитый мысленный эксперимент утверждающий, что если на отправиться на машине времени назад на 50 тысяч лет, взять у племени новорожденного ребенка и воспитывать в современном мире, то он ничем не будет отличаться от других детей. Да и истории с детьми-маугли весьма показательные.

    Я намеренно привожу такие радикальные примеры, чтобы Вы понимали, насколько группа определяет сознание.

    В конце концов семья — это и есть первая референтная группа, которая определяет нас напрямую и больше всего. Именно поэтому, большинство методов психотерапии основываются на анализе детско-родительских отношений, как исследования начальной матрицы формирования характера. Школа же — это вторая семья ребенка.

    Потому-то и важно хорошее образование. И среда. И город. И культура. И идеология. Это относится ко всему, что человек воспринимает и с чем взаимодействует. Где мы живем, что едим, какие места посещаем, с какими людьми взаимодействуем — мы все можем принимать как данность не подозревая о том, насколько это не просто влияет, но буквально определяет нас.

    Если вновь обращаться к образованию, то в лицее было бы еще лучше. В столичном лицее еще благоприятнее. А в финском школьном учреждении еще прогрессивнее.

    Так, что же происходит, когда ребенок попадает в среду, где его уровень является средним по группе?

    Когда не с чем сравнивать, то все первичное становится данностью и воспринимается нормой. Уровень успеваемости одноклассников, их поведение, их мотивированность — все норма. Мы невольно ориентируемся на окружение и желаем соответствовать именно норме.

    Следовательно, читает ребенок, допустим, 60 слов в минуту — лучше, чем остальное большинство класса — все прекрасно. Он спокоен, рад и даже может этим гордиться. Не важно, что где-то там в каком-то классе какие-то дети читают условные 100. Он же функционирует в пределах данной референтной группы и чувства его обуславливает именно она.

    Здесь мы сталкиваемся с диалектикой мотивации и демотивации. Если для одного ребенка одноклассник, читающий в два раза быстрее — мотиватор, то для другого он может быть поводом разозлиться на себя, него и всех, кто хвалит его.
    Многие рассуждают из принципа: «Ну посадим мы двоечника из «В» к «А»-шникам. И что? Он же будет фрустрирован и вообще забросит учебу. Политика сегрегации — это забота о тех, кто не такой способный (причем уровень способности сами администрация школы и проверяла по нестандартизированной методике в неизвестных условиях). С себе равными ему будет легче».

    Ключевое слово: посадим.

    Если просто посадить ребенка в среду с повышенными, относительно опыта, который у него наличествует, требованиями, то безусловно он испытает фрустрацию и может отстать.
    Но если же помочь адаптироваться, то он выйдет на новый уровень. Дело вообще не в эквивалентности способностей окружающих, дело в психологическом комфорте и поддержке, в мотивированности.

    Задача родителей и педагогов всегда стимулировать мотивацию. Первые мудрым осознанным воспитанием, вторые грамотным психолого-педагогическими методами. Это как минимум.

    Родители должны сформировать характер такой, чтобы ребенок стремился к знаниям и не то, чтобы не сравнивал себя с другими (это невозможно, ибо все познается в сравнении), но чтобы оценка не оказывала столь сильного влияния и он мог справляться с возникающими фрустрациями в случае фиксации каких-либо неудач. Родители должны давать любовь, поддержку и одобрение в любом случае, тогда возникает смысл трудиться в любом случае. Когда родитель категоричен, и хвалит за то, что ребенок лучший, а за худшее ругает, то складывается установка: «Я получу одобрение только в случае, если буду лучшим». Не важно сколько и как сделано, что усвоено. Важна результативность и оценка.

    Педагогам же, на мой взгляд, необходимо как можно меньше акцентироваться на оценках, которые как раз и служат аналогом одобрения, не сравнивать учеников, не выделять, не выстраивать иерархичность по успеваемости внутри класса своими действиями и стараться купировать естественно возникающую иерархию. К слову, по данному пути пошла система финского образования и показывает невероятные успехи.

    Министерству образования же в целом необходимо провести реформы по исключению оценочной системы.

    Разделение классов есть признак архаичности нашей системы образования. Многие это знают, но не понимают в чем именно заключаются недостатки.

    Старая система базируется на принципе: «Задача образования — давать знания«.Принцип современного образования: «Помочь адаптироваться к социуму и научить думать«.

    Я думаю можно не доказывать прогрессивность и преимущества второго принципа в ускоряющемся мире.

    Учитывая это, социальные аспекты куда важнее среднего уровня успеваемости по некоей условной программе, где всех чешут под одну гребенку. То есть, грубо говоря, школа сама создает программу обучения, принципы оценивания, выдвигает требования, а затем внутри этой системы решает кто лучше, а кто хуже. Это все равно, что оценивать слона по тому, как он рисует (умеют только специально выдрессированные).

    Вы вспомните себя и своих одноклассников, спросите любого ребенка сейчас – кто из них любит школу? Все ее ненавидят и не желают ходить в нее. Да это же просто кричащий признак того, что что-то не так в системе.

    Представьте, что Вы 11 лет каждый будний день вынуждены находиться, да еще и работать в месте, которое Вам не нравится.

    Эту антипатию создают не знания, а именно система подачи знаний. Нулевые срезы, контрольные, диктанты, тесты, снова нулевые срезы, контрольные, диктанты, экзамены. И так по каждому предмету. От одной важной и ответственной проверки к другой. Ребенка закидывают информацией, а затем верифицируют усвоение. Если не усвоил, то сразу получай соответствующую оценку и негласный статус глупого, неспособного, лузера.
    Проверка за проверкой, проверка за проверкой. Оценки так важны, что находятся в приоритете в психике. Ребенок размышляет: «Ой, да лишь бы стать поскорее историю и нафиг забыть все эти имена и даты».

    Безусловно, средние оценки коррелируют со способностями обучаемости. Но также в это время формируется характер и открытость ребенка. Его интересы и устремления. Вот, что важно развивать. Идентичность оpen-minded человека.

    Все мы знаем, что когда есть мотивация, то все можно изучить и освоить.
    Если же требуется главным образом успеваемость, то индивидуальность задвигается назад.

    Формирование классов по успеваемости, которая базируется на системе оценивания по программе, прямым образом приоритизирует получение знаний, а не развитие социальных навыков и интересов, не развитие личности. Следовательно, поддерживает стигматизацию детей.
    В той же Финляндии нет разницы не только между классами в какой-либо школе, но и между школами в принципе. Абсолютно все дети ходят в ближайшие школы и из них просто формируют пулы без какого-либо диагностирования.

    Какое максимальное количество детей может быть в классе?

    Перед тем, как перейти к теме буллинга, стоит сказать о естественности возникновения иерархии, как следствия свойственной природе человека агрессии.

    Если начинать издалека, то мы живые существа на биологической платформе с многомиллионной историей. Агрессия и стремление к доминированию двигало все виды по эволюции до возникновения нашего. Поэтому, мы — не исключение.
    Провоцировалась конкуренция вполне понятным и банальным принципом ограниченности ресурсов и партнеров для спаривания. Чтобы выжить и продолжить род — необходимо бороться.

    Таким образом мы приходим к ключевой паре базальных чувств — агрессия и страх.
    При столкновении за ресурс два существа проявляют агрессию и могут вступить в схватку. Проигравший испытывает страх и удаляется, победивший получает ресурс и массу нейромедиаторов удовольствия в качестве награды. Иными словами агрессия позволяет быть конкурентоспособным. И она первична.

    Цивилизованные люди очевидно живут на этой платформе. Все. И маленькие, и глупые, и взрослые, и умные. И это естественно. Но у человека есть особенная способность – сознание. Сознание нам позволяет регулировать нашу агрессию. То есть, делать то, чего не могут животные.

    Гуманистические и либеральные ценности идут по пути обуздания нашей агрессии супротив стремления унижать и самоутверждаться за счет тех индивидов, которые чем-либо отличаются от общей массы или просто слабее относительно меня. Мы развиваем человеколюбие, ибо хоть ресурсы все также ограничены, но наше выживание уже не зависит напрямую от того, насколько я подавляю другого. Прямая конфронтация исчезла. Мы боремся не напрямую за плоды, мы соревнуемся в какой-либо сфере для достижения личного успеха, который определяется оценкой общества, а не моей личной. Смысл подавлять другого есть, но слишком мелок, ибо не связан напрямую со страхом смерти.

    Иерархия в классе возникает естественным образом, но с ней надо бороться.

    Но так ведь и ранжирование классов по успеваемости — тоже иерархия. Но она естественная лишь по разумению администрации, то есть возникает и обосновывается по наитию, интуитивно. А проводится вполне осознанно.

    Такая же иерархия существует и между школами в городе. Частные школы, разумеется, запретить нельзя. Но между гос.учреждениями не должно быть дивергентности.

    Сгребая всех способных детей в один «А» класс, мы получаем, якобы, средний уровень учеников и обеспечиваем им, якобы, комфорт.

    По факту же, равноценность невозможна, ибо мы оцениваем друг друга по бесконечному количеству факторов. Сегодня для детей, например, очень важный критерий — это количество подписчиков в Instagram.

    Условная диагностика по успеваемости пусть и наиболее важный в условиях школы, как образовательного института, но по итогу он — лишь один фактор оценки из бесконечного множества. При этом прочие факторы будут проявляться в групповой динамике и могут влиять так, что способный ребенок станет неспособным и его успеваемость изменится кардинально. И где этот фактор?

    Относительно успешные и не успешные в любом случае появляются, ибо любая устойчивая группа в динамике общения формирует иерархию. Идея того, чтобы детей не фрустрировали неудачи за счет сравнения с другими теряет смысл.

    Если говорить об «А» классе, то здесь отсев учеников помогает добиться лучшей дисциплины – это да, преимущество. За счет чего легче учиться детям и легче учителям. Но это все на уровне учебы. Социальный аспект остается.

    Если говорить о «В», то сваливая всех априори неспособных в одну спартанскую пропасть, ученики получают не поддержку, но наоборот негативную среду, препятствующую развитию, которую усиливают и сами дети за счет взаимообмена агрессией, которая у них, как правило, имеется, и за счет непроизвольной реакционной агрессии уже учителей. Получается нисходящая спираль формирования неудачников. Именно в таких классах развивается буллинг.

    30 детям «А» класса делают очень хорошо за счет того, что 30 из «В» очень плохо. Гуманнее равномерно распределять детей, назначать специализацию, уж если так надо, вне зависимости от первичной диагностики и стараться подтягивать слабых к сильным, создавая атмосферу дружественности.

    Однако, проблема в том, что ведь такой подход требует от учителей большей компетенции, вовлеченности и альтруизма. Хотя все понимают, что без альтруизма в педагогике делать нечего. Но с такими зарплатами, как у наших учителей, в педагогике люди могут чувствовать себя альтруистами даже просто присутствуя на уроке. Хотя это тоже отдельная тема.

    Так вот четкая НЕравномерная система разделения по одаренности все упрощает. С умными всем учителям легче работать. С глупыми проще всем не работать, навесить ярлык и лишь бороться, постоянно реализуя агрессию, которая всегда имеет бессознательную выгоду для каждого, даже педагога.

    Буллинг, в какой-то степени, есть отражение агрессии и негативного отношения самих учителей. Если негативно относиться к детям из «А» класса, то буллинг возникнет и там. Если не относиться негативно к «В» классу, но при этом все будут знать, что «А» лучше — в «В» все равно возникнет буллинг. Это еще один минус разделения классов и стереотипизации, с которой надо бороться.

    «2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней — 250 человек, I, II и III ступеней — 500 человек. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.»
    «2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.»
    По результатам опроса, проведенному в теме «Сколько учеников в классе Вашего ребёнка?» на форуме Sibmama, лидирует результат «от 25 до 30 человек», что не удивительно и полностью отвечает тенденциям сегодняшнего времени.

    Напомним, в 2010 году главный санитарный врач России Геннадий ОНИЩЕНКО утвердил очередные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В соответствии с параграфом 10.1 «наполняемость классов» не должна была превышать 25 человек.

    Однако спустя 5 лет, постановлением №81 от 24.11.2015 Геннадий Онищенко внёс изменения в этот СанПиН. Абзац про ограничение в 25 человек получил новую формулировку:

    Количество учащихся в классе определяется исходя из расчёта соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удалённости мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

    Таблица сравнения редакции №72 (25.12.2013) с №81 (24.11.2015) СанПиН 2.4.2.2821-10. Полный текст СанПиН 2.4.2.2821-10 с учётом изменений №3 от 24.11.2015.

    То есть, теперь для каждого учебного кабинета нужно считать максимальную вместимость. И делать это надо с учётом п.4.9:

    Площадь учебных кабинетов принимается без учёта площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:

    • не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий
    • не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

    И здесь начинается самое интересное. Если редакция СанПиН 2010 года позволяла в любом учебном классе разместить 25 человек, то теперь картина резко меняется.

    В Одинцово большинство школ построены по типовому проекту 65-426/1 «Самолётик». Площадь классных комнат в таком здании составляет 49-53 м². Если разделить эту площадь на 2,5 м2, то получается, что в классе может быть не более 20 детей!

    Но и это ещё не всё. Если учитывать требования к расстановке мебели, в том числе удалённость мест для занятий от светонесущей стены, а также требования к естественному и искусственному освещению, то получается и вовсе не более 16 (!) учеников в классе!

    В новом учебном году количество учащихся муниципальных школ увеличилось на 4000 человек. По этому показателю Одинцовский район — один из лидеров в Подмосковье. При этом в растущие как на дрожжах новостройки преимущественно заселяются молодые семьи детородного возраста, поэтому фактическая потребность в школах больше нормативной, которая в некоторых микрорайонах Одинцово превышена в 15 раз! Из-за нехватки дополнительная нагрузка ложится на учреждения соседних микрорайонов.

    На более чем 11 тыс. жителей ЖК «Одинцовский парк» (9 микрорайон) предусмотрена только одна начальная школа на 380 учеников. Средней школы даже в планах не было и нет. После начальной школы дети «парка» идут в другие городские учреждения, в которых и без них нормативная вместимость превышена в 5 раз!

    В микрорайоне №6 на 15 тыс жителей и вовсе нет ни одной школы. Более того, нет даже сроков начала её строительства. Уплотнительную реконструкцию микрорайона ведёт «ЮАССтрой». Но пока компания строит только жилые дома и торговые центры. А это значит, что все дети 6-го микрорайона перегружают школы соседних микрорайонов.

    Можно вспомнить и СОШ №17 в «Новой Трёхгорке», в которой 1 сентября 2016 года выстроились сразу девять первых классов, наполняемость которых составила 30 человек. А в Дубковскую школу (посёлок ВНИИССОК) 1 сентября придёт примерно 1950 школьников при проектной вместимости 825 учеников. Первых классов до буквы «З»!

    В ЖК «Одинбург» стартовало строительство нового луча на 1000 квартир, тогда как планируемый срок сдачи школы — IV квартал 2019 года. Будет ли она построена в указанный срок — большой вопрос с учётом множества примеров других застройщиков. Сейчас дети «Одинбурга» посещают СОШ №9 во втором микрорайоне Одинцово, куда также привозят школьников из ЖК «Гусарская баллада». Школа переполнена.

    Таким образом, ситуация усугубляется всё больше. Единственный выход — строительство новых школ с просторными классами. Однако вместо этого из бюджета района было потрачено 2 млрд руб. на платную школу в Раздорах. На эти деньги в Одинцовском районе можно было построить 2-3 обычные муниципальные школы. Кстати, гимназия имени Е. М. Примакова в Раздорах — одна из немногих, где нормативы неукоснительно соблюдаются. Численность учеников в классе не превышает 20 человек.

    Чего не скажешь о школах города Одинцово: на 1 сентября 2017 года в Гимназия №4 — 5 первых классов по 34 ученика, ОЛГ — 5 первых классов по 34 учеников. По факту все городские школы перегружены. Почти во всех учится в два раза больше детей чем их проектная вместимость не говоря о нормативной.

    Сколько в классе должно быть учеников?

    Мы часто слышим про переход образовательных учреждений на «рыночные рельсы»: образовательные услуги и подушевое финансирование. Директора школ у нас теперь называются менеджерами, от которых работодатель требует эффективности. Но почему в их показателях эффективности нет соблюдения требования СанПиН? Почему они формируют классы со значительным превышением нормативных требований? Почему нарушают закон об образовании?

    Ответ прост: они покрывают управленческие ошибки своих руководителей, своих работодателей. Зарплату ведь они получают не из наших рук, а от заказчика образовательных услуг. Роль родителей и детей — вторична, мы сырьё в этом бизнес-процессе.

    Вторая смена не является нарушением СанПиН, если школа не имеет статус «лицея» или «гимназии», в отличие от превышения нормативной численности классов, которое является нарушением в любом случае. Но чиновники не хотят идти на понижение статуса учреждения, ведь это слишком наглядно покажет его ущербность перед соседями. Так власти отчитались о ликвидации второй смены в Лицее №2 и отказались от её введения в ОЛГ, а в результате «резиновая» Гимназия №14 приняла ещё больше учеников.

    Из-за переполненных классов возрастает нагрузка и на учеников и на педагогов. Несмотря на «рыночные рельсы» заработная плата учителя не зависит от количества учеников в классах. В таких условиях школа теряет квалифицированные кадры.

    В переполненных классах невозможно использовать современные образовательные методики и индивидуальный подход для раскрытия потенциала учеников.

    Большое скопление людей в ограниченных пространствах ухудшает эпидемиологическую ситуацию — болеют и учащиеся, и педагоги, пропуская занятия.

    Высокий результат на ЕГЭ, которым хвастают чиновники, это заслуга в первую очередь родителей, а не школы. Невозможно в условиях переполненных классов подготовить учеников к 100-бальному результату. Только дополнительные индивидуальные занятия с репетиторами.

    Нет, если и дальше сидеть и ждать, когда чиновники позаботятся о наших детях, а не о детях губернатора.

    В нашей стране сложился ручной метод управления. Решают только те проблемы, которые громче заявляют о себе и несут опасность для правящего класса. Яркий пример — активность обманутых дольщиков. Власти, безусловно, не должны вмешиваться в правоотношения между дольщиком и частной компанией. Но дольщики добиваются решения своих проблем планомерными, хорошо подготовленными и информационно раскрученными акциями.

    Только активная гражданская позиция родительского и педагогического сообщества и массовые обращение ко всей вертикали власти от директора школы до Президента могут изменить ситуацию с переполненными школами в Одинцово и в Подмосковье в целом.

    Пишите! Иначе будут и дальше строить школы в Раздорах для рублёвских элит и решать проблемы обманутых дольщиков бюджетными средствами. Ведь они заявляют на всех уровнях о себе, а вы молчите.

    Ни одна норма не берется «с потолка». Каждое правило имеет под собой законодательную основу. Поэтому мы перечислим все документы, влияющие на количество детей в классе:

    1. Федеральный закон нашей страны от декабря 2012 года «Об образовании в РФ».
    2. Постановление государственного главного санврача от декабря 2010 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и условиям образовательного учреждения».
    3. Приказ от сентября 2013 года «Об утверждении образовательной деятельности по общеобразовательным программам и порядка организации».
    4. Постановление государственного главного санврача от июля 2015 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, условий, воспитания в учреждениях, которые осуществляют образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями».

    В этих нормативных актах говорится о том, какую цифру не должна превышать наполняемость каждого класса.

    Сначала приведем нормы для городских школ. Согласно всем опубликованным выше нормативным актам, наполняемость каждого класса не должна превышать двадцать пять человек. Это обусловлено тем, что количество учащихся во всей школе не должно быть больше, чем может вместить учреждение. На сегодняшний день строятся школы на тысячу учащихся.

    В деревнях стандарты другие. Сельские начальные школы не должны вмешать больше восьмидесяти человек в целом в учреждении. Если в школе имеются и младшие, и средние классы, то наполняемость увеличивается до двухсот пятидесяти человек. Когда учреждение обучает учеников все одиннадцать лет, то общее количество учеников не должно быть более пятисот.

    Несмотря на эти требования, в городских школах можно увидеть и больше тридцати учеников в одном классе. Почему так происходит? Многие родители и педагоги в курсе, что наполняемость каждого класса не должна превышать определенное количество. Если даже они не знают точных цифр, то предполагают, что тридцать человек — это довольно много. Такая картина наблюдается, так как Конституцией нашей страны каждому человеку гарантировано право на образование. То есть каждого ребенка, достигшего школьного возраста, должны обязательно прикрепить к школе и зачислить в нее. Если директор этого не сделает, то он нарушит конституционные права ребенка. Разумеется, Конституция не виновата, ведь в ней не написано, что не нужно строить новые школы.

    Когда рассчитывают площадь учебного кабинета, то не берут во внимание метры, которые понадобятся для дополнительных мест хранения оборудования или учебных пособий, используемых на занятиях.

    Предельная наполняемость класса зависит от площади помещения. Она рассчитывается так:

    1. На одного ученика выделяется не менее двух с половиной квадратных метров. Это касается тех кабинетов, где проходят занятия во фронтальной форме.
    2. На одного ученика выделяют три с половиной квадратных метра. Речь идет о помещениях, где проходят групповые или индивидуальные занятия.

    Получается, что предельная наполняемость класса зависит только от того, сколько человек может вместить в себя помещение без ущерба для обучающего процесса. В данном случае нужно учитывать, что в старших классах обучение проходит в разных кабинетах. Если их площадь позволяет разместить больше детей, то наполняемость класса возрастет.

    Как мы уже убедились, ответственность за несоблюдение конституционных прав гораздо больше, чем за нарушение санитарных норм. То есть решение о том, сколько человек будет составлять предельную наполняемость классов, зависит только от руководителя учреждения.

    По закону директор должен принять каждого ребенка на обучение. Сейчас в нашей стране демографическая ситуация улучшается, поэтому с каждым годом в школу идет все больше детей. Если в этой ситуации директор будет руководствоваться нормативной наполняемостью класса, то не каждый ребенок попадет в школу.

    Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

    Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

    Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

    1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
    2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
    3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
    4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
    5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
    6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

    Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые во��никают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.

    Число школьников в России в новом учебном году вырастет на миллион человек

    • Работники образовательных организаций должны вакцинироваться согласно национальному календарю прививок, проходить медицинские осмотры, иметь личную медицинскую книжку.
    • Образовательная организация должна в течение 2 часов проинформировать территориальные органы исполнительной власти, если в учебном заведении появились групповые инфекционные заболевания. А потом незамедлительно начать выполнять профилактические мероприятия.
    • Воспитатели и (или) медицинские работники должны ежедневно устраивать утренний прием детей, на котором необходимо опрашивать родителей о состоянии здоровья детей, а также проводить бесконтактную термометрию. Заболевшие воспитанники, а также дети с подозрением на наличие инфекционного заболевания, не должны допускаться к посещению.
    • Здания образовательных учреждений должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения.
    • В учебных учреждениях запрещено использовать инфракрасные обогреватели.
    • Работники дошкольных организаций должны мыть все игрушки ежедневно в конце дня. Те, что нельзя мочить, нельзя давать детям в руки, но можно использовать при необходимости в качестве демонстрационного материала. А кукольную одежду нужно стирать по мере загрязнения и проглаживать.
    • Запрещено проветривать помещения в присутствии учеников.
    • После болезни дети будут допускаться к посещению только при наличии медицинской справки.
    • Если дети учатся в две смены, то их расписание должно соответствовать постановлению. В первую смену учатся первый класс, пятый класс, старшая школа и классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Во вторую — все остальные.
    • Если дети находятся в образовательных организациях более 4 часов, их должны обеспечить горячим питанием.

    Система школьного образования была разбита на двухсменку неспроста, отмечает детский психолог Татьяна Остапенко. Она рассчитана на физиологические волны.

    «Изначально смена была одна, и физиологически это правильно, потому что наш мозг максимально работает до 10 часов дня. Это как раз первые три урока, в которые администрация школы пытается заложить самые трудные предметы. А потом идут физкультура, труд, естествознание. Следующий скачок, когда мозг способен максимально впитывать информацию, идёт после обеда. Примерно с 13.30 до 15.00. Поэтому смен должно быть максимум две», – отмечает Остапенко.

    В третьей смене ребёнок не попадает в такую волну, и это влияет на процесс усвоения информации и утомляемость. Ученика заставляют работать, когда его мозг «спит». Вся начальная школа, пятиклассники и выпускники должны ходить только в первую смену, уверяет наша собеседница.

    Ещё у специалиста вопрос к организации перемен. Согласно нормам, каждая из них должна быть не менее 10 минут. Большая – после 2-го или 3-го урока – не менее 30 минут. Или же должны быть две большие перемены по 20 минут.

    «Дети во время большой перемены должны находиться на улице и играть в подвижные игры», – поясняет Татьяна Остапенко.

    К 5-6-му уроку у ребёнка, если ему не позволять бегать и играть, ухудшается концентрация, он постоянно отвлекается и не может адекватно усваивать информацию.

    «Он смотрит в окно, может залезть под парту, начинает дёргать соседа, ему постоянно надо что-то доставать из сумки. Но это не потому, что ребёнок вредный и противный, а потому, что тело пытается сбросить напряжение таким образом. Ведь ему не дали возможности сделать это во время перемены», – объясняет Татьяна Остапенко.

    В связи с этим психолог рекомендует проводить подвижные игры, особенно в начальном звене.

    Психолог высшей категории Анна Поздеева рассказала, какие должны быть парты, чтобы ребёнок мог правильно формироваться.

    «Парты должны соответствовать физиологическим нормам ребёнка, то есть быть под его рост и вес – не выше и не ниже, не шире и не уже. Когда ребёнок сидит на стуле, рабочая поверхность стола должна быть на расстоянии 30 сантиметров от подбородка. Иначе ребёнок будет либо наклоняться, если расстояние больше, либо отклоняться, если расстояние меньше», – сказала Поздеева.

    Директор центра практической психологии «Тумар» и тренер-супервизор Любовь Фёдорова предлагает педагогам делить детей на группы.

    «Каждые два месяца их нужно пересаживать, меняя состав этих групп, давать им групповые задания. Это улучшает психологический климат в классе, вырабатывает приёмы взаимоподдержки учеников, взаимовыручки», – говорит она.

    Её коллега Татьяна Остапенко считает, что можно также между такими группами распределять задания по способностям детей.

    «Я вижу только один выход: педагог должен поделить детей на тех, кто понимает быстро и кто медленно, и дифференцированно готовить задания для них. То есть тему он даёт всем одинаково, а вот вопросы по теме – для каждой группы индивидуально. Каждый будет учиться в своём темпе», – объясняет Татьяна Остапенко.

    Такой метод не всегда приветствуют родители, но он значительно облегчает жизнь детям, подчёркивает она.

    Преподаватель-тренер психологов Анна Поздеева относится скептически к тому, что какими-либо педагогическими или психологическими приёмами можно исправить положение дел. Только возведение новых школ и соблюдение необходимых норм обеспечат психологический комфорт и успеваемость у школьников, говорит она.

    Психологи дают ряд советов родителям, дети которых учатся в больших классах:

    • будьте готовы к тому, что потребуются репетиторы, так как учитель в переполненном классе физически не успевает уделить внимание всем;
    • будьте готовы, что потребуется помощь психолога – из-за постоянной толкотни дети могут стать агрессивными;
    • давайте ребёнку эмоциональную поддержку, не кричите на него и не ругайте за то, что после школы он громко разговаривает;
    • увеличьте поход от школы до дома: задержитесь в парке, погуляйте по улицам, поиграйте на площадке; это поможет ребёнку разрядиться, спустить пар, вернуться в себя;
    • подкармливайте нервную систему: пейте витамины или комплекс микроэлементов, которые действуют успокаивающе; это может быть магний, цинк, витамины группы В; за назначением обязательно обратитесь к врачу;
    • укрепляйте иммунитет; в переполненных классах ребёнок может чаще болеть;
    • прислушивайтесь к своему ребёнку; если он говорит, что устал, но при этом носится как угорелый, он действительно устал – дайте ему сбросить напряжение.

    Есть две категории людей: первая при утомлении затихает, им нужно замереть, они могут уснуть в автобусе, смотреть мультики, практически уснув, или слушать музыку, закрывая уши. Так они гасят шум, убирают лишние раздражители. Это способ восстановиться для ребёнка. У многих возникает потребность в дневном сне.

    Вторая группа людей при переутомлении перевозбуждается. Ребёнок может кричать, бегать, плакать, спорить, быть очень обидчивым, ругаться. Ему хочется идти по дороге и прыгать, залезть на бордюр, что-то пнуть, поиграть на компьютере, побить грушу. Слушая музыку, такие дети прыгают, танцуют. Им нужен выплеск энергии, отмечает детский психолог Татьяна Остапенко.

    Также она советует родителям не делать домашнее задание вместе с ребёнком или за него. Их задача – создать условия, чтобы ребёнок мог заниматься, и не отбить интерес к учёбе. Если заставлять ребёнка делать уроки по 5-6 часов, у него сформируется негативное отношени�� не только к школе, но и к процессу познания вообще.

    Администрация школы не имеет права отказывать в приеме заявления. Заявление должны принять и зарегистрировать. Даже если администрация школы считает, что заявитель не имеет права на поступление ребенка по месту жительства, она в любом случае должна принять заявление и дать ответ в письменном виде об отказе, указав причину.

    Школа обязана принять всех, кто проживает на закрепленной за ней территории. Может так случиться, что поступающих по месту жительства (не желающих поступить, а именно прописанных на закрепленной территории) окажется больше, чем количество мест в школе. В этом случае будет иметь значение дата подачи заявления.

    В приеме документов государственная школа вправе отказать только в случае, если свободные места закончились. Тогда родители могут обратиться в местный комитет по образованию, где им обязаны помочь устроить ребенка в другую школу.

    В приказе Минпросвещения прописаны несколько вариантов подачи заявления:

    — лично в школу,

    — по почте заказным письмом с уведомлением о вручении,

    — в электронной форме через электронную почту школы или ее сайт,

    — с использованием функционала региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

    Большая часть заявлений в нашем регионе подается через Портал образовательных услуг Алтайского края. Для того чтобы воспользоваться им, нужно иметь учетную запись на портале «Госуслуги».

    Есть еще одно новшество в приказе, которое сделает подачу заявлений о приеме ребенка в первый класс удобнее, — обязательное размещение на сайте школы необходимых бланков.

    Раньше школа могла выбирать, размещать ли бланк на сайте или на информационном стенде у себя в стенах. Теперь бланк всегда можно будет скачать с сайта, спокойно заполнить дома и принести в школу готовый документ.

    Важно знать, что приему в первый класс подлежат дети, достигшие шести лет шести месяцев на момент начала обучения, то есть 1 сентября. Но ребенку не должно быть больше восьми лет. Зачисление в школу детей старше и младше этого возраста возможно по согласованию с учредителем образовательного учреждения — городским комитетом по образованию.

    В соответствии с федеральным законодательством право на первоочередное предоставление места в общеобразовательной организации имеют дети военнослужащих, сотрудников полиции, прокуратуры, отдельных категорий уголовно-исполнительной системы, из многодетных семей, дети, родители которых занимают штатную должность в образовательном учреждении, куда зачисляется ребенок, и т. д.

    Законом сохраняется преимущественное право поступления в первый класс за детьми, братья и сестры которых уже учатся в этой школе. Правда, только если он проживают в одной семье и зарегистрированы по одному адресу.

    Особое внимание при составлении уроков обращают на первые классы, так как для учеников первые две четверти самые трудные.

    Предпочтителен ступенчатый режим занятий, от минимального объема к максимальной нагрузке (п. 10,5) к концу 4 четверти.

    Первоклашки занимаются только в дневное время из расчета (По СанПиН 2.4.2.2821-10):

    • С сентября – по 3 урока (35 мин.).
    • С декабря – по 4 урока (35 мин.).
    • С – апреля-мая по 4 урока, протяженностью не более 40 минут.

    В светлое время года (весна) уроки в 1 классах должны заканчиваться не позднее 11-20 – 11-30, зимой указанное время сокращается на 10 минут.

    Пятым уроком допускается ставить физкультуру или факультатив, при этом по СанПиН уроков физкультуры должно быть не меньше 3 раз в неделю.

    Для первоклашек предусмотрена пятидневка, в субботу уроков быть не должно.

    Расписание составляется таким образом, чтобы чередовать сложные и легкие предметы, к примеру: математику и ИЗО, русский язык и труд, музыку.

    При этом сложные – ставятся 2-3 уроком и только во вторник и среду.

    В ряде школ России предусмотрены уроки информатики начиная со 2 класса.

    Чтобы их организовать существует свой СанПин для начальной школы по организации уроков на компьютере.

    Согласно п. 10.18 СанПин увеличено время нахождения за ноутбуком (компьютером) с жидкокристаллическим монитором.

    Актуальность изменений связана с прогрессом, по которому новые типы электронного оборудования в меньшей степени действуют на глаза ребенка и позволяют обеспечить комфортные условия при просмотре информации на экране.

    Жидкокристаллические мониторы снижают общую усталость, что дает возможность учителям пересмотреть длительность непрерывной работы за компьютером.

    Использование интерактивных досок – новое слово в электронном оснащении начальных классов.

    Это уже стало рутинной практикой и урегулировано на законодательном уровне по СанПин.

    Дети с 1 по 4 классы должны непрерывно работать с ней не более 5 мин. Суммарно – не более 25-35 минут за урок.

    В целом, согласно п. 10.18 в процессе занятий ученики начальных классов не имеют право обучаться на более 2 видов электронных устройств.

    СанПин также регламентирует время, за которое ученик должен выполнить домашнее задание в начальной школе (СанПин 2.42.2821-10).

    По п. 10.10 в первом классе отсутствует бальная система оценки знаний. Учителя могут писать «удовлетворительно, хорошо, отлично» или заменять на систему поощрительных наклеек.

    Санитарными правилами предусмотрено, что на дом ученику 2-4 класса нужно задавать по всем предметам столько, чтобы он укладывался в максимум 1,5-2 часа.

    Хотя эти нормативы, безусловно, примерные. Все зависит от психофизических особенностей ребенка, его стремления к знаниям.

    Желания выполнять уроки, от собранности или склонности к постоянным отвлечениям.

    По СанПин не допускаются объемы, которые заставляют ребенка сидеть весь день и вечер, а тем более – ночь.

    Это отражается на его психическом и физическом самочувствии, он быстро утомляется, развиваются иммунные дисфункции, организм плохо сопротивляется заболеваниям.

    У китайских школьников очень большая нагрузка: они проводят много времени в школе, у них достаточно длинный учебный год. Сейчас систему образования активно реформируют, так как основной упор делается на естественные науки и математику, а инновации и творчество остаются в стороне.

    221 день в году

    9,5 часов в день


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *