Какое должно быть расстояние от дэс до здания
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое должно быть расстояние от дэс до здания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1.1 Настоящие нормы устанавливают основные требования к проектированию новых, расширяемых и реконструируемых стационарных дизельных электростанций (ДЭС) единичной мощностью агрегатов 30 кВт и выше.
Нормы не распространяются на проектирование ДЭС специального назначения, разработка которых осуществляется по ведомственным нормативным документам.
Повысительные подстанции при ДЭС проектируются по «Нормам технологического проектирования подстанций с высшим напряжением 35-750 кВ».
1.2 Основные технические решения должны обеспечивать максимальную экономию капиталовложений в строительство и эксплуатационных затрат, снижение материалоемкости, повышение производительности труда в строительстве и эксплуатации, создание оптимальных санитарно-бытовых условий для эксплуатационного персонала, а также защиту окружающей природной среды.
1.3 В сейсмических районах с величиной проектного землетрясения 7 баллов и выше проектирование ДЭС следует осуществлять с учетом обеспечения сейсмостойкости строительных конструкций и технологического оборудования. При отсутствии необходимого сейсмостойкого оборудования допускается по согласованию с заказчиком применение общепромышленного оборудования.
1.4 Проектирование новых и реконструируемых ДЭС должно осуществляться в соответствии с заданием на проектирование, составленным, как правило, на основании ТЭО. ТЭР или решений директивных органов.
1.5 Дизельные электростанции могут использоваться в качестве основного источника электроснабжения или в качества резервного источника.
1.6 ДЭС, как правило, выполняются отдельно стоящими и имеют свои вспомогательные здания и сооружения. Пристроенные или встроенные ДЭС могут предусматриваться для резервирования потребителей, расположенных в одном сооружении, или отдельных потребителей большой мощности (например, компрессорных, холодильных центров. радиоцентров и т.п.). При этом взрывоопасные помещения должны располагаться у наружных стен с оконными проемами.
1.7 Не допускается встраивать ДЭС в жилые и общественные здания, пристраивать к ним, а также к складам сгораемых материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Не допускается размещать ДЭС, встроенные в производственные здания, под санитарно-бытовыми помещениями и помещениями, в которых хранятся сгораемые материалы, а также под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания 50 человек и более.
1.8 Общее количество дизельных электроагрегатов, устанавливаемых в ДЭС, определяется числом рабочих и резервных агрегатов. На базовых ДЭС должен предусматриваться как минимум один резервный агрегат. Мощность резервного агрегата принимается равной мощности рабочего.
Суммарная мощность рабочих дизельных электроагрегатов должна покрывать максимальную расчетную нагрузку с учетом собственных нужд ДЭС и обеспечивать запуск электродвигателей. Количество рабочих агрегатов определяется в соответствии с графиком нагрузок и имеющейся номенклатурой электроагрегатов.
На резервных ДЭС необходимость установки резервных агрегатов должна специально обосновываться.
1.9 Выбор дизельных электроагрегатов по уровню автоматизации для резервных станций должен производиться с учетом допустимого перерыва электроснабжения.
1.10 В проектах дизельных электростанций необходимо учитывать требования, изложенные в технической документации заводов-изготовителей дизельных электроагрегатов.
Согласование основных технических решений с заводом-изготовителем дизельного электроагрегата производится при наличии соответствующего требования в ТУ на агрегат.
1.11 Компоновка оборудования дизельной электростанции должна обеспечивать безопасное и удобное обслуживание оборудования, а также оптимальные условия для производства ремонтных работ.
Для механизации трудоемких работ при ремонте отдельных узлов оборудования, арматуры и трубопроводов следует предусматривать подъемно-транспортные средства (тали, тельферы, краны). Их грузоподъемность должна выбираться с учетом веса наиболее часто поднимаемых узлов и деталей (крышка блока цилиндров, водомасляный блок, ротор генератора и т.д.). Допускается выем ротора осуществлять с помощью специальных приспособлений.
1.12 В помещении машинного зала ДЭС необходимо предусматривать ремонтную площадку для размещения деталей дизеля и генератора во время ремонта. Она, как правило, должна располагаться в одном из торцов машинного зала.
1.13 Категорию помещений и зданий ДЭС по взрывопожарной и пожарной опасности и степень их огнестойкости следует принимать согласно «Перечню помещений и зданий энергетических объектов Минэнерго СССР с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности» (приложение 2) , а для помещений, не вошедших в Перечень — по ОНТП 24-86 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».
Категория помещений по сравнению с указанной в «Перечне…» может быть снижена при расчетном обосновании согласно ОНТП 24-86.
1.14. Ограждающие и несущие конструкции ДЭС должны быть выполнены со степенью огнестойкости не ниже III -а.
Глава 13 Дизельные и передвижные электростанции
2.1 При разработке генеральных планов ДЭС необходимо выполнять требования СНиП II-89-80 и СНиП II-106-79.
2.2 Земельные участки под строительство ДЭС выбираются в соответствии со схемой электроснабжения, а также проектами планировки и застройки объектов.
2.3 В комплекс ДЭС могут входить:
— главный корпус;
— повысительная трансформаторная подстанция;
— склад топлива и масла;
— сооружения для приема и перекачки топлива и масла;
— сооружения для охлаждения технической воды (градирни, агрегаты воздушного охлаждения, брызгальные бассейны;
— другие вспомогательные сооружения.
Конкретный состав сооружений ДЭС определяется проектом.
2.4. Наружное ограждение ДЭС, расположенной на территории промпредприятия. Не предусматривается.
2.5. ДЭС, расположенные на обособленных участках, ограждаются глухим или сетчатым забором высотой 2 м в соответствии с ВСН 03-77.
При площади застройки ДЭС более 5 га требуется устройство двух въездов на территорию. На одном из въездов должен быть предусмотрен пост охраны.
2.6. Территория участка должна быть озеленена посадкой деревьев, кустарника и засеяна травой. Существующие на территории зеленые насаждения при строительстве должны быть максимально сохранены.
2.7. Рельеф участка строительства, как правило, должен обеспечивать сток воды с территории ДЭС без устройства ливневой канализации.
3.1 При проектировании главного корпуса и вспомогательных сооружений ДЭС следует соблюдать требования СНиП 2.01.02-85, СНиП 2.09.03-85, СНиП 2.09.02-85, СНиП 2.09.04-87, а для сейсмических районов — также СНиП II-7-81.
3.2 Объемно-планировочные и конструктивные решения ДЭС должны предусматривать возможность расширения. Допускается расширение не предусматривать, если это оговорено в задании.
3.3 Для обеспечения возможности монтажа дизельного электроагрегата и крупноблочного оборудования следует предусматривать ворота или монтажные проемы, размеры которых должны, как правило, превышать габариты оборудования не менее чем на 400 мм.
3.4. Встроенные дизельные электростанции отделяются от смежных помещений несгораемыми стенами 2 типа и перекрытиями 3 типа.
Пристроенные дизельные электростанции должны отделяться от остального здания противопожарной стеной 2 типа.
Стены и междуэтажные перекрытия, отделяющие встроенные ДЭС от других помещений, а также стены, отделяющие пристроенные ДЭС от остального здания, должны быть газонепроницаемыми.
3.5. Выходы из встроенных и пристроенных ДЭС, как правило, должны быть наружу.
3.6 Машинный зал, помещения главного щита управления, расходных баков топлива и масла, распредустройств, аккумуляторной батареи, бытовые помещения, как правило, должны размещаться в здании главного корпуса.
3.7 В дизельной электростанции, являющейся основным источником электроснабжения, необходимо предусматривать бытовые и вспомогательные помещения:
— гардеробные с умывальниками;
— уборные;
— душевые;
— комнату для приема пищи;
— мастерскую;
— склад ЗиПа и материалов.
Могут быть предусмотрены и другие помещения при соответствующем обосновании. Для резервных ДЭС перечень помещений не нормируется.
3.8. Технологические и кабельные каналы дизельных электростанций должны перекрываться съемными плитами или щитами из несгораемого материала массой не более 50 кг. выдерживающими необходимую нагрузку, но не менее 200 кгс/м2, и иметь дренажные устройства.
3.9 Полы машинного зала и распределительных устройств необходимо выполнять из керамической плитки или другого несгораемого материала, не создающего пыль и не разрушающегося под воздействием топлива и масла, а также удовлетворяющего условиям безыскровости.
3.10 Фундаменты под дизель-генераторы должны выполняться согласно СНиП 2.02.05-87 на основе заданий заводов-изготовителей.
3.11. Помещения с расходными баками топлива должны иметь непосредственный выход наружу, а при наличии второго выхода через другие помещения — отделяться от них тамбуром.
При расположении помещения баков выше первого этажа в качестве основного должен предусматриваться выход на наружную лестницу.
3.12 Основные входы в машинный зал и в механическую мастерскую должны иметь размеры, обеспечивающие пронос крупногабаритных деталей и механизмов при производстве ремонтов оборудования.
3.13 В машзале расстояние от его наиболее удаленной точки до эвакуационного выхода (двери) должно быть не более 25 м.
3.14 Помещения ДЭС с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.
Естественное освещение помещений ДЭС должно выполняться в соответствии со СНиП II-4-79. Разряд зрительной работы принимается для машзала VIII -в, для щитов управления (на фасаде щита) при постоянном обслуживании — IV -г.
Проектирование электротехнической части ДЭС осуществляется в соответствии с ПУЭ с учетом следующих положений:
5.1 Главные схемы электрических соединений.
5.1.1 Главные схемы электрических соединений дизельных электростанций (ДЭС) разрабатываются в соответствии с утвержденными схемами развития энергосистем или схемами электроснабжения объектов.
При разработке главных схем в основу принимаются следующие исходные данные:
5.1.1.1 Напряжения, на которых выдается электроэнергия ДЭС потребителям. На ДЭС, как правило, должно применяться не более двух распределительных напряжений.
5.1.1.2 Режим работы ДЭС — автономно или параллельно с энергосистемой.
5.1.1.3 График нагрузки потребителей, присоединенных к ДЭС, и число часов использования максимума или другие сведения о характере нагрузки.
5.1.1.4 Токи короткого замыкания на шинах ДЭС от энергосистемы (при параллельной работе ДЭС с системой).
5.1.1.5 Вид распределительной сети (воздушная или кабельная), присоединяемой к ДЭС, и длина линий.
5.1.1.6 Емкостный ток замыкания на землю в сети 6-10 кВ, на которую включается ДЭС.
5.1.2 На основании исходных данных, а также положений, изложенных в пп.1.8, 1.9, определяется тип и количество дизельных электроагрегатов, тип распределительного устройства, необходимость секционирования шин электростанции и положение секционного выключателя, необходимость трансформаторной подстанции и др.
5.1.3 Рабочая мощность ДЭС должна обеспечивать потребности присоединенных потребителей с учетом перспективы и потребность на собственные нужды.
5.1.4 Дизельные электроагрегаты ДЭС должны обеспечивать параллельную работу между собой. Необходимость параллельной работы ДЭС с энергосистемой определяется в задании на проектирование.
5.2 Схемы электрических соединений собственных нужд.
5.2.1 Питание электроприемников собственных нужд ДЭС должно производиться на напряжении 0,4 кВ от сети с глухозаземленной нейтралью:
— для ДЭС с генераторным напряжением 0,4 кВ, как правило, от шин генераторного напряжения;
— для ДЭС с генераторным напряжением 6,3 (10,5) кВ — от понижающих трансформаторов 6- 10/0,4 кВ.
5.2.2 Максимальную мощность трансформаторов СН рекомендуется принимать 1000 кВА с Ек = 8%. Трансформаторы меньшей мощности принимаются с Ек = 4,5-5,5%.
5.2.3 На ДЭС с генераторным напряжением выше 1 кВ для питания электроприемников СН рекомендуется применять комплектные трансформаторные подстанции.
5.2.4 Систему шин СН для ДЭС, являющихся основным источником электроснабжения, как правило, следует применять секционированной, при этом каждая секция должна иметь резервное питание (от резервного трансформатора, от соседней секции или от постороннего источника).
5.2.5 Мощность резервного трансформатора СН 6-10/0,4 кВ по схеме с явным резервом принимается равной мощности наиболее крупного рабочего трансформатора; по схеме со скрытым (неявным) резервом мощность каждого из взаиморезервируемых трансформаторов должна быть выбрана по полной нагрузке двух секций.
В последнем случае между секциями должен предусматриваться секционный выключатель, на котором осуществляется АВР.
5.2.6 Питание электроприемников СН резервных ДЭС в режиме «резерва» должно осуществляться от основного источника.
5.2.7 Присоединение резервируемых электроприемников (рабочего и резервного) следует предусматривать к разным секциям СН (непосредственно к сборным шинам РУ 0,4 кВ или к разным вторичным сборкам, присоединенным в свою очередь к разным секциям). Допускается питание взаиморезервируемых потребителей от разных фидеров одной вторичной сборки, имеющей АВР.
Присоединение линий питания сборок, для которых предусмотрено АВР, производится к двум разным секциям.
5.2.8 В цепях электродвигателей СН независимо от их мощности, а также в цепях линий питания сборок в качестве защитных аппаратов устанавливаются, как правило, автоматические выключатели (автоматы).
В качестве коммутационных аппаратов применяются контакторы и магнитные пускатели, а также автоматы с дистанционным приводом.
Установка неконтролируемых предохранителей в качестве защитных аппаратов допускается в цепях сварки и неответственных электродвигателей, не связанных с основным технологическим процессом (мастерские, лаборатории и т.п.).
5.3 Распределительные устройства, кабельное хозяйство.
5.3.1 Распределительные устройства 6-10 кВ выполняются на основе КРУ.
На ДЭС с генераторным напряжением 0,4 кВ распределительные устройства выполняются на основе комплектных устройств, поставляемых с дизельным электроагрегатом, а также дополнительно устанавливаемых щитовых устройств 0,4 кВ, которые размещаются, как правило, рядом с комплектными устройствами.
5.3.2 Распределительные устройства собственных нужд 0,4 кВ составляются, как правило, из первичных и вторичных сборок.
Первичные сборки выполняются из шкафов (панелей) КТП, панелей типа ПСН и др. Для вторичных сборок используются шкафы типа РТЗО, ПР, ящики управления и др.
5.3.3 Прокладка силовых и контрольных кабелей производится в кабельных каналах, металлических коробах, лотках, трубах, на подвесках и в траншеях. В отдельных случаях для прокладки кабельных коммуникаций могут применяться кабельные эстакады, этажи и туннели. Проектирование кабельного хозяйства должно выполняться с учетом требований РД 34.03.304- 87 «Правила выполнения противопожарных требований по огнестойкому уплотнению кабельных линий».
5.3.4 Должны применяться, как правило, небронированные кабели с алюминиевыми жилами, кроме кабельных линий к передвижным механизмам, подвергающимся вибрации, для подключения к разъемным соединениям и во взрывоопасных зонах, где следует предусматривать кабели с медными жилами.
Противопожарные расстояния между дизельными электростанциями контейнерного типа
6.1 Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях дизельных электростанций следует выполнять в соответствии со СНиП 2.04.05-86, а также с учетом технологических требований предприятия-изготовителя дизельных электроагрегатов. Вентиляцию помещений расходных баков топлива и масла следует предусматривать по СНиП II-106-79.
6.2 Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений ДЭС должны приниматься в соответствии со СН 245-71.
6.3 Расчетную температуру наружного воздуха для холодного периода года при проектировании отопления и вентиляции машинного зала следует принимать по параметрам Б, для теплого периода — по параметрам А, в соответствии со СНиП 2.04.05-86.
6.5 Вентиляция машинного зала дизельных электростанций должна обеспечивать удаление тепловыделений от всех работающих дизельных электроагрегатов и коммуникаций.
6.6 Система вентиляции машинного зала должна быть приточно-вытяжная с механическим или естественным побуждением.
6.7При размещении в технологическом подвале машинного зала маслонаполненного оборудования кратность воздухообмена принимается не менее трех обменов в час.
6.8 При проектировании отопления и вентиляции электротехнических помещений следует выполнять требования соответствующих глав ПУЭ.
6.9 Отопление и вентиляция во вспомогательных помещениях ДЭС (гардеробные, душевые, сан. узлы, помещения для отдыха) должны выполняться в соответствии со СНиП 2.09.04-87.
6.10. В помещениях ДЭС следует предусматривать, как правило, водяную систему отопления местными нагревательными приборами. В машинном зале постоянно работающих ДЭС следует предусматривать дежурное отопление.
6.11 Нагревательные приборы следует принимать с гладкой поверхностью (без оребрения), допускающей легкую очистку (регистры из гладких труб, радиаторы секционные или панельные одинарные).
При расположении дизельных электростанций на площадках промышленных предприятий они оборудуются внутренними системами водопровода и канализации, которые присоединяются к соответствующим сетям предприятий.
При отсутствии в районе строительства ДЭС централизованных систем водоснабжения и канализации должен быть изыскан автономный источник водоснабжения и предусмотрена система канализования производственных и бытовых стоков на локальные очистные сооружения.
Проектирование систем водоснабжения и канализации должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.04.01-85, СНиП 2.04.02-84, СНиП 2.04.03-85.
В соответствии с принятыми нормативами аппараты могут размещаться в отдельных зданиях, в пристройках, в подвальных или других технических помещениях. Как правило, в закрытом пространстве устанавливаются модели открытого типа. Площадь помещения должна быть достаточной для проведения работ по техническому обслуживанию или ремонту устройства и обеспечивать доступ ко всем рабочим узлам.
Основные требования:
- безусловное соблюдение противопожарных норм и электробезопасности;
- обеспечение температурного режима внутри помещения — минимальный предел T +5° C;
- наличие проемов в стенах для поступления охлажденного и отведения нагретого воздуха;
- оборудование системы вывода выхлопных газов;
- шумо- и виброизоляция.
Агрегаты должны располагаться на фундаменте из армированного бетона. Во избежание деформации конструкции в процессе эксплуатации площадка для фундамента должна быть идеально ровной, без уклонов и перекосов. Силовые и коммутационные кабели укладываются в специальные ниши, оборудованные под полом. Доступ в помещение должен иметь только обслуживающий персонал.
- Помещение для установки дизельгенератора должно быть отапливаемым, температура внутри не должна опускаться ниже +5°С. В помещении должны быть обеспечены меры противопожарной безопасности, электробезопасности и меры по соблюдению санитарных норм.
- Размеры помещения должны обеспечить возможность заправки топливом, смены масла, обслуживания и ремонта. Дверной проем должен иметь достаточные размеры для монтажа и демонтажа при капитальном ремонте. Зона обслуживания дизельной электростанции составляет не менее 1 метра от агрегата.
- Для облегчения ремонтных работ ДГУ рекомендуется установка ручной или электрической тали (тельфера) расположенного над ДГУ по его продольной оси.
- При размещении дизельной электростанции необходимо учесть, что между стеной и радиатором устанавливается мягкая вставка (в комплект поставки не входит) для предотвращения передачи вибрации от ДГУ стене помещения и исключающая попадание горячего воздуха обратно в помещение.
- Помещение для дизельной электростанции должно иметь проемы в наружных стенах для притока наружного воздуха (используется для горения и охлаждения генераторного блока и радиатора системы жидкостного охлаждения двигателя) и отвода горячего воздуха наружу. Проемы для притока и удаления воздуха должны быть защищены от дождя и снега (козырьки, жалюзи и т.п.). Площадь проема для удаления воздуха соответствует площади решетки радиатора ДГУ (……м2). Площадь проема для притока в 2 раза больше площади решетки радиатора.
- Для отвода выхлопных газов должна быть установлена выхлопная труба (в комплект поставки не входит), которая должна соединяться с глушителем дизельгенераторной установки. Труба для отвода выхлопных газов должна через отверстие в стене выходить наружу. Выхлопную трубу необходимо оборудовать конденсато-отстойником расположив его в самой низкой части трубы внутри помещения. Выполнение сварочных работ на ДГУ запрещено, соединения труб производятся хомутами или фланцами.
- Фундамент под установку дизельгенератора должен иметь массу не менее 1.5 массы устанавливаемого оборудования (….. кг) и уложен на изоляционные материалы. Фундамент не должен быть связан с несущими конструкциями здания. Дизельнуюэлектростанцию необходимо установить на анкера. Анкера исключают продольное перемещение дизельгенераторной установки, их перетяжка запрещена.
- Поверхность площадки для установки ДГУ должна быть ровной и горизонтальной. Наличие неровностей приведет к деформированию рамы ДГУ в процессе эксплуатации и повреждению основных блоков.
- Для укладки силовых и коммутационных кабелей в полу должны быть предусмотрены кабельные каналы. Для ввода кабелей в помещение электрощитовой должны быть выполнены отверстия в соответствии с диаметром кабелей и требованиями ПУЭ по прокладке силовых кабельных линий.
- Для подключения ДГУ должен быть установлен распределительный щит с входным и выходным защитными автоматами (в комплект поставки не входит) для подключения блока управления и коммутации нагрузки ДГУ.
- В помещении электрощитовой должно быть предусмотрено место для установки настенного Блока управления и коммутации нагрузки (AТS). Размеры блока: ширина — …мм, высота — … мм, глубина — … мм (размеры могут быть изменены). Блок коммутации нагрузки соединяется с ДГУ силовым и информационным кабелями в соответствии со схемой, приведенной ниже.
- Распределительный щит и ATS устанавливаются рядом.
Размеры помещения должны быть достаточными для размещения не только ДГУ, но и дополнительного оборудования (если предусмотрено проектом): электрический щит, дополнительный масляный и топливный баки, воздушная и выхлопная система.
Дизель-генератор необходимо размещать с учетом удобства его эксплуатации и ремонта. Следует соблюдать следующие минимальные расстояния от выступающих частей корпуса агрегата до окружающих элементов в помещении:
Высота помещения не меньше 3,6 м или 1,5 м от крайней высокой точки ДГУ
Минимальные расстояния до стен:
- От переднего торца ДГУ мощностью до 500 кВт – 1 м, более 500 кВт – 2 м
- От торца генератора с учетом выема ротора – 1,2 м
- От стены до необслуживаемой стороны агрегата – 1 м
- От стены до зоны обслуживание ДГУ и расстояние между ДГУ – 1,5 м.
Помещение должно быть отапливаемым. Температура внутри помещения не должна опускаться ниже +5 °С.
В помещении должны быть обеспечены меры противопожарной безопасности, электробезопасности и меры по соблюдению санитарных норм.
При проектировании отопления и вентиляции должны электротехнический помещений должны быть соблюдены требования соответствующих глав ПУЭ (Глава 6).
Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях дизельных электростанций следует выполнять в соответствии с СНиП 41-01-2003, а также с учетом технологических требований предприятия-изготовителя дизельных генераторов. Вентиляцию помещений расходных баков топлива и масла следует предусматривать по СНиП 2.11.03-93.
Помещение для дизель-генераторной установки должно иметь проёмы в наружных стенах для притока наружного воздуха и для отвода горячего. Проёмы должны быть защищены от дождя и снега (козырьки, жалюзи).
Входное и выходное вентиляционные окна не должны располагаться в непосредственной близости друг от друга. Но если нет возможности сделать проем для входного вентиляционного окна со стороны генератора. Отвод горячего воздуха от генератора за пределы помещения следует оградить коробом.
———
Площадь проёма для удаления воздуха соответствует площади решетки радиатора дизельного генератора. Площадь проёма для притока должна быть в 2 раза больше площади решетки радиатора.
———
При недостаточной вентиляции температура в помещении будет расти, что повлечет за собой потерю мощности двигателя вплоть до полной остановки ДГУ, поэтому в некоторых случаях необходимо предусмотреть дополнительную вентиляцию.
Если ДГУ будет эксплуатироваться в условиях Крайнего Севера или в зимнее время, то следует предусмотреть рециркуляционные жалюзи на выпускном коробе радиатора (для поддержания температуры +20°С в помещении или контейнере).
При проектировании или выборе помещения для установки ДГУ следует учитывать уровень шума, который вырабатывает дизель-генератор.
Согласно ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Общие требования безопасности допустимая норма уровня шума работающей электростанции в контейнере – не более 85 дБА.
Общий уровень шума при работе дизельного генератора создает механический шум и вибрации самой станции, шум от выхлопной системы дизельного двигателя и шум от работы систем охлаждения и воздухоотведения.
Выхлопная труба соединяется с глушителем дизель генератора. Положение глушителя может быть причиной пульсаций газа и следом всего трубопровода, что приводит к появлению дополнительного шума. Глушитель выхлопа обычно устанавливается на ровном участке выхлопного трубопровода. Когда это возможно, то глушитель устанавливается вне помещения. В особых случаях (в госпиталях, в жилой зоне и т.д.), когда требуется минимум шума, могут применяться как специальные глушители, так и специальные поглощающие комнаты.
Помимо поглощения звука, внутренние перегородки помещения и толщина стен могут выступать звукоизоляционными свойствами. В этом случае основную роль играет толщина стен.
——————————————-
Уровень звукового давления, производимого ДГУ в открытом исполнении, составляет 100-108 дБ (А) на расстоянии 1м. Ниже приведена степень эффективности различных способов снижения уровня шума:
- Бетонные стены 30-45 дБ (А)
- Звукоуловители на вентиляционных отверстиях 30-50 дБ (А)
- Дверь со звукоизоляционным покрытием 15-43 дБ (А)
- Глушитель системы выпуска отработавших газов 9-35 дБ (А)
- Звукоизолирующий кожух 20 дБ (А)
- Звукоизоляция стен помещения 10 дБ (А)
Удаление от источника шума: на практике снижение уровня шума составляет 3 дБ (А) при удвоении расстояния (Пример: 85 дБ (А) на расстоянии 1 м — 79 дБ (А) на расстоянии 4 м).
Правила установки дизельной электростанции на улице
Отвод отработанных газов двигателя должен осуществляться наружу через правильно спроектированную выпускную систему. Требования к монтажу выхлопной системы:
- Вывод должен осуществляться только с использованием труб с толщиной стенки не менее 1,5 мм. Использование жестяных коробов или гофрокороба для монтажа газовыхлопа недопустимо. Выполнение сварочных работ на дизельном генераторе запрещено, соединения труб производятся хомутами или фланцами.
- Выхлопной газопровод должен быть как можно короче и с минимальным количеством поворотов. Если поворотов избежать невозможно, то они должны выполняться как минимум с радиусом, равным 3 диаметрам трубы.
Выбор диаметра выхлопного трубопровода в зависимости от его длины.
Мощность дизель-генератора
Диаметр выхлопного трубопровода в мм
Настоящий стандарт распространяется на стационарные дизельные и газопоршневые электростанции (далее — электростанции) установленной мощностью до 30000 кВт, мощностью отдельных электроагрегатов от 60 до 5000 кВт, предназначенные для эксплуатации в электрических сетях общего назначения.
Стандарт не распространяется на электростанции, работающие на ядерном, химическом, биологическом топливе, а также на электростанции, являющиеся объектами военного назначения.
Требования настоящего стандарта распространяются на расположенные на территории Российской Федерации предприятия, организации, региональные и другие объединения (далее — предприятия) независимо от форм собственности и подчинения. Настоящий стандарт также предназначен для применения органами управления Российской Федерации, имеющими прямое отношение к созданию и эксплуатации электростанций.
Выдержка из правил
Вентиляционные проемы должны быть выполнены на разных сторонах помещения или разнесены на достаточное расстояние:
- по горизонтали — на 8 м;
- по вертикали — на 6 м.
Проем для притока воздуха должен находиться в нижней части противоположной радиатору стены. А его площадь — быть в 2 раза больше площади решетки радиатора.
Площадь проема для удаления воздуха должна соответствовать площади решётки радиатора ДГУ.
Принцип работы дизель-генератора требует обеспечить в помещении циркуляцию двух потоков. Во-первых, это приток внутрь свежего охлаждающего воздуха. Во-вторых – отведение за пределы здания горячего воздуха от двигателя. За то, чтобы оба эти потока функционировали как надо, отвечает технологическая вентиляция. Основными ее элементами должны стать:
- Воздуховоды Специальные проемы в стенах для притока воздуха и вытяжки. Они должны быть сконструированы так, чтобы минимизировать противодавление. А снаружи — защищены от дождя и снега козырьками или жалюзи.
- Клапаны При возникновении пожара доступ воздуха в помещение должен быть перекрыт.
- Вентиляторы Чтобы температура воздуха, попадающего в радиатор, не превысила норму во время летней жары, лучше установить вентилятор в вытяжном отверстии.
- Фильтрующие устройства Если всасываемый воздух содержит пыль, добавьте в воздушный тракт фильтрующее устройство.
Лучше всего расположить дизельную электростанцию в отдельном здании, созданном специально для этой цели. В таком случае будет проще учесть все нормативные требования. Однако способ этот затратный: постройка и оборудование нового здания требует вложений.
Разместить дизель-генератор можно и в уже существующем техническом помещении: подвале, пристройке, мансарде. Конечно, предварительно проверив, соответствует ли оно нормам. Скорее всего, потребуется модификация: создание дополнительных вентиляционных проемов, расширение воздушных трактов, усиление противопожарной безопасности.
Выдержка из правил
Высота машинного зала, в котором планируется установка агрегата, должна составлять не менее 3,6 м.
Минимальные расстояния от стен:
- до переднего торца агрегата мощностью до 500 кВт — 1м, свыше 500 кВт — 2 м;
- до заднего торца агрегата — 1,2 м;
- до обслуживаемой стороны агрегата — 1,5 м;
- до необслуживаемой стороны агрегата — 1м.
Не важно, установите ли вы ДГУ в новое здание или доработаете существующее. Учтите, что в комнате для электрогенератора всегда:
- Температура не опускается ниже + 5°C
- Предусмотрено освещение
- Достаточно места вокруг и над электростанцией
- Входной проем превышает габариты оборудования на 400 мм
- Приняты меры по снижению уровня шума
Преимуществом станет расположение дизельной установки вблизи электрощита. Такая дислокация гарантирует минимальную длину кабелей. А вот от чего стоит расположить электростанцию подальше, так это жилые и общественные здания, склады горючих материалов и легковоспламеняющихся жидкостей. Это необходимо, чтобы не подвергать материалы и людей экологической и пожарной опасности.
Помещение должно быть отапливаемым. Температура внутри помещения не должна опускаться ниже +5 °С.
В помещении должны быть обеспечены меры противопожарной безопасности, электробезопасности и меры по соблюдению санитарных норм.
При проектировании отопления и вентиляции должны электротехнический помещений должны быть соблюдены требования соответствующих глав ПУЭ (Глава 6).
Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях дизельных электростанций следует выполнять в соответствии с СНиП 41-01-2003, а также с учетом технологических требований предприятия-изготовителя дизельных генераторов. Вентиляцию помещений расходных баков топлива и масла следует предусматривать по СНиП 2.11.03-93.
Помещение для дизель-генераторной установки должно иметь проёмы в наружных стенах для притока наружного воздуха и для отвода горячего. Проёмы должны быть защищены от дождя и снега (козырьки, жалюзи).
Входное и выходное вентиляционные окна не должны располагаться в непосредственной близости друг от друга. Но если нет возможности сделать проем для входного вентиляционного окна со стороны генератора. Отвод горячего воздуха от генератора за пределы помещения следует оградить коробом.
———
Площадь проёма для удаления воздуха соответствует площади решетки радиатора дизельного генератора. Площадь проёма для притока должна быть в 2 раза больше площади решетки радиатора.
———
При недостаточной вентиляции температура в помещении будет расти, что повлечет за собой потерю мощности двигателя вплоть до полной остановки ДГУ, поэтому в некоторых случаях необходимо предусмотреть дополнительную вентиляцию.
Если ДГУ будет эксплуатироваться в условиях Крайнего Севера или в зимнее время, то следует предусмотреть рециркуляционные жалюзи на выпускном коробе радиатора (для поддержания температуры +20°С в помещении или контейнере).
При проектировании или выборе помещения для установки ДГУ следует учитывать уровень шума, который вырабатывает дизель-генератор.
Согласно ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Шум. Общие требования безопасности допустимая норма уровня шума работающей электростанции в контейнере – не более 85 дБА.
Общий уровень шума при работе дизельного генератора создает механический шум и вибрации самой станции, шум от выхлопной системы дизельного двигателя и шум от работы систем охлаждения и воздухоотведения.
Выхлопная труба соединяется с глушителем дизель генератора. Положение глушителя может быть причиной пульсаций газа и следом всего трубопровода, что приводит к появлению дополнительного шума. Глушитель выхлопа обычно устанавливается на ровном участке выхлопного трубопровода. Когда это возможно, то глушитель устанавливается вне помещения. В особых случаях (в госпиталях, в жилой зоне и т.д.), когда требуется минимум шума, могут применяться как специальные глушители, так и специальные поглощающие комнаты.
Помимо поглощения звука, внутренние перегородки помещения и толщина стен могут выступать звукоизоляционными свойствами. В этом случае основную роль играет толщина стен.
——————————————-
Уровень звукового давления, производимого ДГУ в открытом исполнении, составляет 100-108 дБ (А) на расстоянии 1м. Ниже приведена степень эффективности различных способов снижения уровня шума:
- Бетонные стены 30-45 дБ (А)
- Звукоуловители на вентиляционных отверстиях 30-50 дБ (А)
- Дверь со звукоизоляционным покрытием 15-43 дБ (А)
- Глушитель системы выпуска отработавших газов 9-35 дБ (А)
- Звукоизолирующий кожух 20 дБ (А)
- Звукоизоляция стен помещения 10 дБ (А)
Удаление от источника шума: на практике снижение уровня шума составляет 3 дБ (А) при удвоении расстояния (Пример: 85 дБ (А) на расстоянии 1 м — 79 дБ (А) на расстоянии 4 м).
Любая электростанция, использующая дизель-генераторную установку (далее ДГУ), должна располагаться на заранее подготовленном отдельно стоящем от здания фундаменте. Наилучшим вариантом фундамента под ДГУ является железобетонная подушка.
Она обеспечивает жесткую опору, предотвращает проседание агрегата и распространение вибраций.
Фундамент должен выдерживать вес превышающий вес ДЭС в 1,5, его размеры должны выступать за габариты станции на 150-200 мм, а высота должна быть не менее 150 мм.
Контейнерная электростанция или дизель-генераторная установка должны монтироваться к фундаменту с помощью анкерных соединений. Анкера исключают продольное перемещение дизельной электростанции, их перетяжка недопустима. Поверхность площадки для установки ДЭС должна быть ровной и горизонтальной.
При работе станции выделяется тепло, которое необходимо отводить от установки. Наиболее тепловыделяющими элементами ДГУ являются двигатель, электрогенератор, а также выпускной коллектор агрегата.
При отсутствии отвода горячего воздуха наружу, будет происходить его рециркуляция и эффективность системы охлаждения резко снизиться. Отвод горячего воздуха осуществляется через выходные вентиляционные отверстия.
При работе электростанции горячий воздух должен свободно выбрасываться за пределы контейнера.
Для отвода выхлопных газов, возникающих при работе дизель-генераторной установки, применяют специальную систему, конструкция которой позволяет избежать чрезмерного противодавления на двигатель.
Основными элементами системы являются глушитель (индустриальный, резидентный или критический) выхлопных газов, компенсаторные соединения, а также трубопровод из черновой или нержавеющей стали (одностенный или двустенный). Длина трубопровода зависит от места расположения и от экологических норм региона, в котором эксплуатируется ДЭС.
Трубопровод крепится либо к стене здания, либо к специальной конструкции, которая способна выдержать вес трубы и ветровые нагрузки, действующие на нее.
Если по экологическим нормам газовыхлопной тракт должен подниматься на определенную высоту, а возможности строительства высокой трубы на месте эксплуатации ДЭС нет, применяют различные системы очистки выхлопа ДГУ. Очистка выхлопных газов ДГУ достигается за счет смонтированной на трубопроводе газовыхлопа специальной системы.
В связи с ужесточением контроля в сфере экологической обстановки на территории РФ, система очистки выхлопных газов ДЭС становится необходимым элементом при создании дизельной электростанции.
В настоящее время отечественные и импортные производители оборудования по очистке выхлопа предлагают разнообразные технические решения эффективного использования данной системы. Современные системы очистки выхлопа эффективно справляются с задачами снижения уровня CO, HC, NOx и сажи в потоке отработавших газов.
Применение подобных систем, или создание газовыхлопного тракта необходимой высоты, являются обязательными условиями при согласовании дизельной электростанции с надзорными органами.
Следует заранее предусмотреть место под данную систему, будь то крыша контейнера ДЭС или отдельно стоящая конструкция.
Дизель-генератор всегда поставляется на жесткой раме, которая обеспечивает точную центровку агрегата. При установке ДГУ на фундамент, эту центровку необходимо сохранить.
Фундамент под дизельный генератор должны выполняться согласно СП 26.13330.2012 Фундаменты машин с динамическими нагрузками (актуализированная редакция СНиП 2.02.05-87): нормы распространяются на проектирование фундаментов машин с динамическими нагрузками, в том числе фундаментов: машин с вращающимися частями (включая турбомашины мощностью до 100 МВт).
Основной задачей фундамента заключается в установке дизельной электростанции таким образом, чтобы обеспечить адекватную поддержку ее веса и простоту обслуживания.
При выполнении расчетов нужно учитывать вес электростанции вместе с весом охлаждающей жидкости, масла и топлива в штатном топливном баке, который интегрирован в раму ДГУ.
Основание для установки дизельной электростанции должно быть плоским и горизонтальным в продольном, поперечном и диагональном направлении.
Наличие неровностей приведет к деформированию рамы дизельной электростанции в процессе эксплуатации и повреждению основных блоков. ДГУ крепится фундаментными болтами.
Требования к фундаменту:
Фундамент должен быть из армированного бетона. В целях безопасности нагрузка на фундамент не должна превышать 2,5 кг/см2. Фундамент выполняется монолитной плитой со стандартным армированием по всему объему. Марка бетона должна быть не ниже М 400 (класс выше В 30)
Фундамент должен выполняться цельным, т.е. запрещено наращивать толщину фундамента в несколько приемов.
Фундамент под дизель-генератор НЕ должен быть продолжением фундамента зданий и сооружений. Во избежание передачи вибрации на соседний фундамент зазоры между фундаментами лучше всего установить специальную прокладку, которая минимизирует воздействие.
Длина и ширина фундамента должны быть больше не менее чем на 150 мм габаритным размерам ДГУ, а глубина должна быть не менее 200 мм. Расстояние от нижних концов крепежных болтов до подошвы фундамента должно быть не менее 100 мм.
Общее правило: масса бетонной подушки – примерно в 2 раза больше массы ДГУ.
Для уменьшения вибраций во время работы установки ДГУ малой и средней мощности уже снабжены амортизаторами, которые расположены между вибрирующими узлами и металлической рамой, которую в свою очередь следует жестко закрепить на фундаменте.
В установках большой мощности вибрирующие узлы закреплены на основании. Амортизаторы поставляются отдельно и устанавливаются между бетонным основанием и станиной при монтаже ДГУ.
Следует помнить, что вся установка должна быть надежно закреплена.
Антивибрационные элементы ДГУ:
- Амортизаторы;
- Сильфон;
- Гибкий воздуховод;
Если установка расположена в закрытом помещении нужно обеспечить поступление свежего, чистого и прохладного воздуха к установке, а в помещения, где воздух является непригодным (задымленным, запыленным, слишком горячим) следует установить дополнительный пусковой воздуховод.
Установку ДГУ следует эксплуатировать только с установленным воздушным фильтром.
Дизель генераторная установка является мощным источником тепла и при работе установки может быть значительное повышение температуры в помещении. Что в свою очередь может негативно сказаться на производительности ДГУ.
Поэтому следует еще в момент монтажа ДГУ установить в помещении приточно-вытяжную вентиляцию.
При монтаже вентиляции следует правильно сориентировать потоки воздуха. Воздух должен поступать со стороны генератора проходить вдоль двигателя и системы радиатора и выходить за пределы помещения, через воздуховод.
Воздушные отверстия для обеспечения нормальной циркуляции воздуха должны быть достаточного размера и на отверстиях должны быть установлены подвижные жалюзи.
Расположение ДГУ в помещении:
- Впускное воздушное отверстие;
- Выпускное воздушное отверстие;
Условия размещения дизельного генератора в помещении
Для обеспечения корректной работы дизельной электростанции и продления срока ее эксплуатации во время установки необходимо обеспечить хорошую работу системы охлаждения генератора. Прежде всего, речь идет об обеспечении нормальной и эффективной работы встроенной системы охлаждения дизель-генератора. Электростанция должна быть установлена таким образом, чтобы ничего не препятствовало функционированию системы охлаждения.
Для снижения вибрации электростанции в процессе ее работы конструктивно предусмотрены виброизоляторы. Но они не всегда обеспечивают снижение вибрации и необходимо принять дополнительные меры. Во-первых, это жесткое крепление к фундаменту на ранее подготовленные монтажные приспособления. Во-вторых, применение дополнительных амортизаторов, которые нужно установить между основанием дизель-генератора и фундаментом. В-третьих, наличие глушителя выхлопной системы, а также шумоизолирующего кожуха – данные элементы могут входить в стандартную комплектацию либо приобретаться дополнительно.
Кроме того, эффективным способом снижения вибрации будет реализация гибкого соединения системы отвода выхлопов. То же самое касается и электрических цепей – их подключение к дизельному генератору должно осуществляться посредством использования гибких проводников.
В процессе подбора генератора для своего дома выбирать придётся из трех типов генераторов:
Дизельные генераторы, работают на дизельном топливе (солярке). Небольшая цена солярки, и безопасность её хранения (по сравнению с бензином), увеличивает их популярность. Как следствие выбор дизель- генераторных установок (ДГУ) на рынке гораздо выше. Мощности до 200 кВт.
- Повторите все пункты для запуска электростанции с помощью электостартера.
- В пунктах, где рекомендуется вращать двигатель электростартером, делаете это ручным.
- Теперь непосредственно сам запуск, тут важна не сила, а правильная техника:
- Потяните ручку стартера до заметного сопротивления – это соответствует верхней «мертвой» точке двигателя, верните ручку стартера в исходное положение.
- Нажмите декомпрессор и отпустите его (он должен остаться в этом нажатом положении, а при раскрутке сам отключится).
- Теперь сильным, длинным движением вытягиваем ручку стартера (раскручиваем двигатель) – при движении важна не резкость, а амплитуда и сила рывка.
- Если при запуске вы будете тянуть кисть себе под мышку (короткое движение для запуска недостаточно), то маховик начнет раскручиваться в противоположную сторону и больно рванет руку.
Полностью удалить воздух из системы не всегда получается, поэтому несколько секунд или минут двигатель может работать неустойчиво. При подключении нагрузки система избавится от лишнего воздуха быстрее.
Дизельгенераторы,требования к помещению для дизель-генераторной установки
Дизельные электростанции могут монтироваться вне помещений. В этом случае устройства должны быть защищены от негативного воздействия атмосферных осадков, пыли и перепадов температуры. В качестве такой защиты используются всепогодные кожухи. На сайте нашей компании можно ознакомиться с моделями дизель-генераторов для открытой местности различной мощности.
Для монтажа агрегата на время производства восстановительных или аварийных работ, а также строительства небольших объектов допускается установка на выровненной площадке без фундамента. Если работы будут вестись продолжительное время, требуется возведение бетонной подушки, которая является надежной защитой от деформации вследствие вибрации и от затопления грунтовыми водами.
Требования для оборудования ДЭС на улице:
- достаточная удаленность от пожаро- и взрывоопасных объектов;
- наличие проходов и подъездных путей для технического обслуживания и заправки генератора;
- обеспечение исправной работы воздухоотводов и вентиляционного оборудования.
Перед началом работ по монтажу ДЭС необходимо определить места прокладки кабельных систем. Укладка кабельных трасс совместно с имеющимися системами коммуникаций допускается только после согласования с соответствующими службами.
Размещение в специально подготовленном помещении требуется для ДГУ открытого типа на раме или в шумозащитном кожухе. Это необходимо, для того, чтобы защитить станцию от воздействий окружающей среды (пыли, дождя, снега, прямого солнечного света, низких или высоких температур)
Размеры помещения должны быть достаточными для размещения не только ДГУ, но и дополнительного оборудования (если предусмотрено проектом): электрический щит, дополнительный масляный и топливный баки, воздушная и выхлопная система.
Дизель-генератор необходимо размещать с учетом удобства его эксплуатации и ремонта. Следует соблюдать следующие минимальные расстояния от выступающих частей корпуса агрегата до окружающих элементов в помещении:
Высота помещения не меньше 3,6 м или 1,5 м от крайней высокой точки ДГУ
Минимальные расстояния до стен:
- От переднего торца ДГУ мощностью до 500 кВт – 1 м, более 500 кВт – 2 м
- От торца генератора с учетом выема ротора – 1,2 м
- От стены до необслуживаемой стороны агрегата – 1 м
- От стены до зоны обслуживание ДГУ и расстояние между ДГУ – 1,5 м.
Помещение должно быть отапливаемым. Температура внутри помещения не должна опускаться ниже +5 °С.
В помещении должны быть обеспечены меры противопожарной безопасности, электробезопасности и меры по соблюдению санитарных норм.
При проектировании отопления и вентиляции должны электротехнический помещений должны быть соблюдены требования соответствующих глав ПУЭ (Глава 6).
Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях дизельных электростанций следует выполнять в соответствии с СНиП 41-01-2003, а также с учетом технологических требований предприятия-изготовителя дизельных генераторов. Вентиляцию помещений расходных баков топлива и масла следует предусматривать по СНиП 2.11.03-93.
Отвод отработанных газов двигателя должен осуществляться наружу через правильно спроектированную выпускную систему. Требования к монтажу выхлопной системы:
- Вывод должен осуществляться только с использованием труб с толщиной стенки не менее 1,5 мм. Использование жестяных коробов или гофрокороба для монтажа газовыхлопа недопустимо. Выполнение сварочных работ на дизельном генераторе запрещено, соединения труб производятся хомутами или фланцами.
- Выхлопной газопровод должен быть как можно короче и с минимальным количеством поворотов. Если поворотов избежать невозможно, то они должны выполняться как минимум с радиусом, равным 3 диаметрам трубы.
Выбор диаметра выхлопного трубопровода в зависимости от его длины.
Мощность дизель-генератора
Диаметр выхлопного трубопровода в мм
В электросетевых системах трансформаторные подстанции по мощности и величинам напряжения делятся на следующие типы:
- Районные (принимают электроэнергию от высоковольтных ЛЭП, затем передают её на главные понижающие).
- Главные понижающие (понижают напряжение до 6, 10 либо 35 кВ, и передают на местные и цеховые подстанции)
- Местные (цеховые) (понижают напряжение до 690, 400 либо 230 В, распределяют электроэнергию между потребителями).
Трансформаторные будки же для таких подстанций между собой будут отличаться, прежде всего, размерами. Их изготавливают на специальных заводах, отдельно или вместе с трансформаторами, после чего доставляют к месту установки уже в собранном виде или же отдельными блоками. Подстанции такого типа имеют название комплектные (КТП).
Виды КТП:
- По типу исполнения: из бетона; сэндвич-панелей; с корпусом из металла.
- По типу обслуживания: с наличием коридора или без коридора.
- По типуРУВН: проходные и тупиковые.
Непосредственный подбор трансформаторной будки по данным типам зависит от размера и характера электрической нагрузки. Учитывают также требования архитектурно-строительные, эксплуатационные, производственные и в части охраны окружающей среды.
Устанавливают трансформаторную будку на открытом воздухе. При расположении в заселенной зоне разрыв до стен жилого дома в норме должен составлять минимум 10 метров.
Расстояние от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений определяется несколькими параметрами. Трансформаторная будка или ТП представляет собой защитный каркас, ограждающий основной конструктивный элемент. В состав последнего могут входить различные накопительные, распределяющие и преобразующие устройства.
Удаленность ЦТП до различных сооружений варьируется в зависимости от их мощности.
В электрических системах по мощности и напряжению ТП подразделяются на следующие виды:
- районные (центральные) – принцип работы таких конструкций основан на перераспределении поступающей энергии от высоковольтных линий электропередачи на главные понижающие пункты;
- главные понижающие – действие таких установок направлено на снижение напряжения поступающей энергии до значений в 35, 10 или 6 кВ и последующую передачу на цеховые и местные приемники;
- цеховые (местные) – приспособления этого наименования по функционалу, аналогичному предыдущему представителю, снижают напряжение до отметок в 690, 400, 230 или 110 В, равномерно распределяют и передают энергию потребителям.
В большинстве случаев производители содержимого: трансформаторов, транзисторов, распределителей и прочей аппаратуры организуют доставку щитков в уже готовом к использованию виде и редко – блоками. В последнем варианте электроподстанция приобретает статус комплектного изделия, именуемого простыми словами КТП.
Разновидности КТП:
- В зависимости от материала корпуса встречаются модели из металла, сэндвич-панелей или бетона.
- По виду выполнения обслуживающих работ: с коридором и без такового.
- По типу распределительного устройства высокого напряжения: тупиковые и проходные.
Перед строительством объектов инфраструктуры на участке рядом с распределительными электроустановками необходимо тщательно изучить требования установленных регламентов, чтобы в дальнейшем четко руководствоваться ними.
Так, по смыслу положений абз. 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждому гарантировано безвредное благоприятное проживание.
Согласно п. 7.13 СНиП 2.07.01-89 с изменениями на 2018 год при установке отдельно расположенных распределительных объектов напряжением от 6 до 20 кВ при количестве видоизменяющих устройств менее 3 при мощности каждого до 1 мВт и выполнении шумозащитных мероприятий минимальные расстояния от ЦТП до жилого дома следует принимать с отметками от 10 м.
Внимательно надлежит изучить и Федеральный Закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», закрепляющий нормативные правила регулирования.
На основании данного закона № 123-ФЗ жилы от ТП запасных питающих источников до вводных устройств должны размещаться в огнестойких каналах.
Представленный показатель играет определяющую роль при размещении сооружений вблизи электрических подстанций. В связи с этим перед возведением построек или определением соответствия расстояний от жилого дома до трансформаторной подстанции и от уже существующих объектов важно понимать, из чего складывается его значение и чему соответствуют степени защищенности.
№ п/п | Замечание | Ответы на замечания |
4 | Отсутствует расчет тепловыделений и технологическому заданию на проектирование ДГУ; РУ 04; РУ6\10; камер трансформаторов. А также необходимо иметь представление, как будет осуществляться забор воздуха ДГУ | Замеры, расчет и подбор сопутствующих систем (отопление, кондиционирование, системы отвода выхлопных газов) как с точки зрения создания надежной и безотказной системы автономного энергоснабжения, так и установки электростанции, наиболее точно отвечающей всем текущим и перспективным потребностям в рамках обеспечения гарантий работоспособности всего комплекса оборудования ДЭС осуществляет Компания, поставляющая оборудование ДЭС после заключения договора поставок. |
Ответ разработчиков документации отличается поэтичностью, но при этом с технической точки зрения не имеет под собой основания.
Итак, давайте попробуем разобраться в необходимости разработки документации для установки ДГУ.
Что нам на счет этого говорят нормативные документы? Дизель-генераторные установки попадают по действия ПТЭЭП «ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ». Пункт 1.3.2. гласит:
«До начала монтажа или реконструкции электроустановок, необходимо:
- Получить технические условия в энергоснабжающей организации;
- Выполнить проектную документацию;
- Согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетическогонадзора.»
В «Сборнике документов по вводу в эксплуатацию электроустановок потребителей. Санкт-Петербург 2003» в разделе «разработка проекта электроснабжения объекта» говорится:
«Для дизель-электростанции, как резервного источника электроснабжения, разрабатывается отдельный проект».
Получается, что согласно действующих нормативных документов для безболезненного ввода в эксплуатацию ДГУ необходимо разработать проект!
Что же происходит на практике. Проектная документация на ДГУ не разрабатывается по различным причинам: проект разрабатывает организация, которая разрабатывает всю систему электроснабжения, не отдающая достаточного внимания дизель-генераторной установке; экономия средств на разработке документации; банально забыли о необходимости разработки проекта на ДГУ. С чем же в таком случае в последствии сталкивается заказчик (или генподрядчик) когда приступает к реализации объекта? Возможные проблемы можно условно разделить по вариантам исполнения ДГУ:
- Контейнерная, которая располагается на территории объекта;
- Открытая, которую необходимо располагать в специально отведенном помещении.
Фундамент:
ДГУ контейнерного исполнения нельзя привезти на объект и поставить куда угодно. Для контейнерной ДГУ должен быть разработан отдельный фундамент. Фундамент должен быть разработан с учетом статических и динамических нагрузок, передаваемых от ДГУ. Должны быть учтены геологические и геодезические особенности местности.
При неправильном подходе к разработке фундамента возникают серьезные проблемы. На рисунках 1-3 показан пример расположения ДГУ контейнерного исполнения на отдельно стоящих, столбчатых, железобетонных фундаментах. На фотографиях видно, что на отдельных участках просадка фундаментов неравномерная, как следствие происходит отклонение опорной поверхности фундамента от горизонтали. Как итог владелец ДГУ сначала подкладывал дополнительные опорные пластины на фундаменты, но в конечном итоге принял решение смонтировать правильный фундамент, что конечно, повлекло дополнительные финансовые затраты.
- С одной стороны, техническими особенностями контейнерного ДГУ:
- Расположением приточный и вытяжных вентиляционных отверстий;
- Направлением выхлопного тракта;
- Расположением дверей и технологических отверстий.
- С другой стороны необходимо соблюдать требования нормативных документов в сфере пожарной безопасности (СП 4.13130.2013 Свод правил Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям), которые регламентируют расстояния от зданий и сооружений различных назначении, с различными степенями огнестойкости ограждающих конструкций.
Если контейнер ДГУ расположить приточным или выбросным отверстием вплотную к какой-либо сплошной стене (ограждающей конструкции), то дизель-генераторная установка не сможет охлаждаться должным образом. Как итог ДГУ будет останавливаться по аварии.
При расположении ДГУ контейнерного исполнения в нарушение противопожарных расстояний, МЧС России может наложить на владельца установки очень серозный штраф и выдать предписание на устранение нарушений. Как итог — дополнительные финансовые затраты.
Объем топлива определяется требуемым временем автономии. В зависимости от объема, хранимого в контейнере ДГУ топлива может появиться необходимость в системе аварийного слива топлива. Такая необходимость определяется в соответствии с действующими нормативными документами. Аварийный бак должен размещаться подземно на нормируемом расстоянии от стен зданий (сооружений). Расстояние до стен и объем аварийного бака определяется по СП 4.13130.2013. Глубина заложения зависит от геологических и геодезических особенностей местности.
Отсутствие аварийного бака (при его необходимости) может так же являться основания для предписания со стороны пожарного инспектора. Размещение бака без проекта, учитывающего все нормы, может стать серьезной ошибкой. Бак со временем под действием коррозии сгнить, возможны подтопления емкости и ее выпирание из грунта.