Пенсионный возраст в Беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный возраст в Беларуси». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При назначении выплат учитываются:

  • количество лет;
  • выработка страхового стажа;
  • дата обращения.

Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2020 году он составляет 17,5 лет и каждые двенадцать месяцев будет увеличиваться на полгода, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

Таблица выхода на пенсию — пенсионный возраст в Беларуси

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1962 01.07 — 31.12.2017 55,5 01.07 — 31.12.1962 01.07 — 31.12.2018 56 01.01 — 30.06.1963 01.07 — 31.12.2019 56,5 01.07 — 31.12.1963 01.07 — 31.12.2020 57 01.01 — 30.06.1964 01.07 — 31.12.2021 57,5 01.07 — 31.12.1964 и младше 01.07 — 31.12.2022 58

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1957 01.07 — 31.12.2017 50,5 01.07 — 31.12.1957 01.07 — 31.12.2018 61 01.01 — 30.06.1958 01.07 — 31.12.2019 61,5 01.07 — 31.12.1958 01.07 — 31.12.2020 62 01.01 — 30.06.1959 01.07 — 31.12.2021 62,5 01.07 — 31.12.1959 и младше 01.07 — 31.12.2022 63

Наверное, каждый из нас хоть раз представлял себя на пенсии. Кто-то счастливый угощает внуков мороженным, кто-то путешествует, кто-то занимается цветами на даче или садит картошку. А также, наверное, каждый представлял, какого размера у него будет пенсия. Именно о пенсии, о ее видах и о другом, что с ней связано, мы сегодня и поговорим.

Пенсия – денежные выплаты, положенные людям, достигшим определенного законодательством возраста, а также – на основании других причин (наступление инвалидности, потеря трудоспособности и др.). Право на получение пенсии имеют граждане Беларуси и другие лица, проживающие на ее территории, а также граждане РБ, живущие за ее пределами (в отдельных случаях). Государственный бюджет и Фонд социальной защиты населения – основные источники денежных средств для выплаты пенсий.

Чтобы претендовать на получение пенсии по возрасту или за выслугу лет необходимо иметь достаточное количество общего и страхового стажа.

Общий стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Кстати, имейте ввиду, служба в армии, уход за ребенком, уход за инвалидом и пр. включаются в общий стаж.

Страховой же стаж (формируется в период работы, когда осуществляется уплата обязательных страховых взносов) по состоянию на 2019 год составляет 17 лет. Но, имейте ввиду, в 2025 году он уже будет составлять 20 лет.

Для многих читателей нашей статьи актуальным может быть вопрос: «Как начисляют пенсию?». Попробуем ответить.

Согласно Законодательству Республики Беларусь, пенсия по возрасту назначается в размере 55% от среднемесячного заработка работника. Но в то же время, она не может быть ниже минимальной. Также имейте ввиду, если стаж мужчины составляет более 25 лет, а женщины – более 20 лет, то в таком случае, за каждый полный год стажа, пенсия увеличивается на один процент среднего заработка. На такое увеличение могут рассчитывать и мужчины, и женщины, имеющие стаж работы с особыми условиями труда сверх 10 и 7,5 лет соответственно.

Пунктом выше мы упоминали о таком понятии, как минимальная пенсия. Что это такое и в каком размере установлена, пробуем разобраться.

Минимальная пенсия – денежная выплата пенсионерам, гарантированная государством и устанавливаемая законодательно. Для каждого вида пенсии установлен свой минимальный размер.

Итак, например, минимальная пенсия по возрасту устанавливается в размере 25% от величины прожиточного минимума в среднем на душу населения.

А размер минимальной пенсии по случаю потери кормильца равен 100% или 200% (в зависимости от конкретно взятого случая) мин. размера пенсии по возрасту. Более детально о размерах пенсии по потере кормильца вы можете прочитать на нашем сайте.

О минимальных размерах пенсии по инвалидности вы можете узнать по ссылке.

Если речь идет о минимальном размере пенсии за выслугу лет, то он равен минимальному размеру пенсии по возрасту.

Выход на пенсию в Беларуси: возраст, начисление

Следует отметить, что даже после завершения реформы выход на пенсию в Беларуси будет одним из самых ранних в Европе. В большинстве стран Евросоюза, США и Японии возраст выхода на пенсию для населения – 60-65 лет. При этом и мужчины, и женщины имеют в этом вопросе одинаовые права – разные сроки выхода для них не предусмотрены.

Согласно статистике, в Беларуси насчитывается свыше 2 млн. 350 тыс. пенсионеров. Каждый год это число увеличивается еще примерно на 40-50 тыс. человек, в то время как количество работающих людей прирастают не такими впечатляющими темпами. Чтобы решить «пенсионный вопрос», правительство и приняло решение инициировать непопулярную реформу.

Пенсионный возраст в Беларуси в 2018 году не сильно отличается от привычных всем значений – 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. В дальнейшем он будет расти, однако увеличение будет поступательным и не станет шоком для населения. А для экономики страны такое увеличение выхода на заслуженный отдых принесет только пользу.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Жанна Тарасевич, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, рассказывает, что представители бизнеса ещё в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнётся с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счёт повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Ещё одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчёта. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется всё больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится всё актуальнее. А ведь есть ещё и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, ещё одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Глеб Шиманович, экономист Исследовательского центра ИПМ, тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и её возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провёл соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как-то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остаётся надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить её к лучшему.

— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, ещё четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребёнком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать её инструменты.

Ещё один вывод из проведённого исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

Карты «Кур’ера» — отличный подарок коллегам на 8 Марта
До 8 Марта осталось меньше двух недель. Если вы придумали, что подарить
девушкам-коллегам, — здорово. Если нет — мы готовы прийти на помощь.
Карта «Кур’ера» — подарок бюджетный и практичный. Вы подарите девушкам возможность совершать выгодные покупки. С помощью нашей карты они могут получить скидки у 35 партнёров (кафе, салоны красоты, магазины одежды, бьюти-услуги и другие).

КСТАТИ. В прошлом году одно слуцкое предприятие купило своим сотрудницам более 20 карт женского проекта Lampa (аналог карты «Кур’ера»).

Купить карты можно в редакции: ул. Ленина, 128.
Если остались вопросы — звоните:
(8044) 540 29 39, (8033) 318 99 30.
Стоимость карты — 7 рублей.
Срок действия — по 31 декабря 2021 года.

  • перетяжка мягкой мебели
  • ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
  • полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
  • реставрация и восстановление деревянных конструкций,
  • изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
  • работа со сложными моделями мебели.

Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49

Сайт: ditman.kraj.by

Повышение пенсионного возраста: что утаили от белорусов?

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодня. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, могут претендовать на социальную пенсию.

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

Пенсионный возраст в Беларуси в 2019 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 — у слабой.

К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет — мужчины и в 60 лет — женщины.

С 1 января в Беларуси повышается пенсионный возраст

Увеличение возраста выхода на пенсию в Беларуси затронуло и льготные категории населения, к которым относятся:

  • сотрудники предприятий с вредными условиями;
  • госслужащие;
  • матери 5 детей;
  • родители детей-инвалидов;
  • инвалиды войны;
  • матери военнослужащих;
  • карлики и лилипуты;
  • учителя.

Для них установлен пониженный страховой стаж — 5 лет. Для работников с вредными условиями труда — 12,5 лет, тогда их выход на пенсию в Белоруссии состоится в 58 лет, такой же пенсионный возраст установлен и для государственных служащих. Учителя должны отработать минимум 25 лет, чтобы рассчитывать на льготную категорию.

С 1 января текущего года в Беларуси на полгода вырос пенсионный возраст. Теперь на заслуженный отдых женщины смогут выйти в 57 лет и 6 месяцев, а мужчины, соответственно, в 62 года и 6 месяцев.

Поэтапное повышение пенсионного возраста в нашей стране началось с 2017 г. и продолжит увеличиваться, пока не составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Это произойдёт в 2022 г.

Вместе с пенсионным возрастом с 1 января вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь он составляет 18 лет.

Страховой стаж – это тот период работы гражданина, в течение которого работодатель уплачивал за него взносы в Фонд соцзащиты. С 2020 г. в страховой стаж включили срок срочной службы в армии.

Тому, кто по той или иной причине такого трудового багажа не накопил, можно рассчитывать только на социальную пенсию. Размер данной выплаты зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%). На сегодняшний день социальная пенсия составляет 129 руб. 6 коп. К слову, претендовать на неё женщины могут по достижении 60 лет, а мужчины – 65.

Теперь размер трудовой пенсии зависит от заработной платы, которую работник получал в течении 27 лет подряд. Если в этот период в работе были перерывы, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

Непрерывность стажа на размер пенсии никак не влияет, а вот сумма зарплаты значение имеет. При расчёте индивидуального пенсионного коэффициента человека будет учитываться не только то, сколько зарабатывал пенсионер, но и то, как его зарплата соотносилась со средней заработной платой по стране.

Рассмотрим на примере. Фактический заработок за каждый месяц за последние 27 лет работы сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получается 1 – значит, зарплата была средней, если 1,5 – значит, в полтора раза больше, а если 0,5 – в полтора раза меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество отработанных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой, которое и используют при расчете пенсии.

Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.

Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.

В Белоруссии пенсионный возраст повышается еще на полгода

Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

Отдел новостей «Электронного Солигорска»

Для мужчин:

  • С 1 января 2021 года – 62 года и 6 месяцев;
  • С 1 января 2022 года – 63 года.

Для женщин:

  • С 1 января 2021 года –57 лет и 6 месяцев;
  • С 1 января 2022 года – 58 лет.

Дальнейшего повышения пенсионного возраста законом «О совершенствовании пенсионного обеспечения», принятым в 2016 году, не предусмотрено.

Стоит отметить, что власти планируют внести кое-какие изменения в пенсионные начисления. В первую очередь это касается работающих пенсионеров.

Работающие пенсионеры смогут отказаться от получения пенсии. Пенсионер, который откажется на время от получения пенсии в пользу зарплаты, в будущем будет получать большую пенсию – ее размер увеличится в 1,7-1,8 раза.

Работающим пенсионерам повысят пенсии. Как известно, работающие пенсионеры продолжают отчислять деньги в пенсионный фонд. Власти задумались, что это неправильно. Пенсии работающих пенсионеров планируют перерассчитывать.

Возможен и другой вариант – работающие пенсионеры не будут платить 1 % от зарплаты в фонд социальной защиты населения.

Система «3 плюс 3» для развития дополнительного пенсионного страхования. Это нововведение также планируется ввести для работающих белорусов. Предполагается, что работать система будет следующим образом: работник будет отчислять со своей зарплаты 3 % в пенсионный фонд и наниматель также будет отчислять за работника 3 % в пенсионный фонд.

Таким образом будут формироваться пенсионные накопления, на которые будет распространяться право наследования.

Стоит отметить, что сроки вступления в силу вышеперечисленных нововведений в Минтруда не называли.

Так как прогресс не стоит на месте, то механизация труда позволила сохранять людям здоровье в хорошем состоянии на более долгие годы. И теперь продолжительность жизни значительно увеличилась, а значит, денег для выплат необходимо больше. К тому же темпы производства значительно сократились, по сравнению с прошлым веком. А этот показатель влияет на наполнение Пенсионного фонда.

Также на такое непопулярное решение мог оказать влияние демографический кризис. Еще в начале прошлого века практически все семьи были многодетными. По историческим данным воспитывалось более шести детей. Сейчас рожают в основном только одного ребенка, а многодетной считается мама, у которой трое детей. Это сокращает количество трудоспособного населения, которые должны трудиться, чтобы наполнять Пенсионный фонд. Согласно расчетам, необходимое число работающих для обеспечения выплат на одного пенсионера сократить нельзя, а, наоборот, оно на данный момент даже увеличено. Как следствие, поступления для выплаты таких средств уже недостаточно. Другого решения этой проблемы пока не нашли.

По данным статистики, за последние несколько лет доля населения, которое достигло пенсионного возраста и продолжает работать, значительно увеличилась. Это по большей части женщины, которые в течение жизни приносят пользу обществу на более легком труде, чем мужчины. В среднем представительницы женского пола после выхода на пенсию получают выплаты около 25 лет. А количество представителей сильного пола, которые не бросают работать, в два раза меньше, но и на пенсии они пребывают значительно меньше.

Поэтому все перечисленные факторы повлияли на решение руководства страны принять указ поэтапного увеличения возраста человека и стажа работы для выхода на пенсию.

Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин и женщин

Законом установлен график повышения, при котором уже через четыре года право выйти на заслуженный отдых будет у мужчин в 63 года, а у женщин – в 58. К началу 2021 году возраст уже повысился на один год, и теперь получают выплаты те мужчины, кому исполнилось 61 год и, соответственно, 56-летние женщины.

Для тех, кто имеет право получить пенсию по выслуге лет, стаж для выхода на заслуженный отдых тоже изменится в сторону увеличения. Для них такой же порядок, как и для граждан обычных профессий. Через шесть лет он повысится на три года, и каждый год интервал увеличения составит 6 месяцев.

Чтобы иметь достойную пенсию, необходимо было иметь 25 лет трудового стажа мужчинам и 20 лет женщинам. Минимальный срок отчислений в Пенсионный фонд должен быть не менее 16 лет. Следовательно, в этом году общий минимальный стаж составит 16,5 года.

В расчет также включаются обучение в высшем учебном заведении, служба в армии, время декретного отпуска. Это периоды, когда человек не платил взносы в Пенсионный фонд. Но государство учитывает эти временные промежутки из расчета 40% от средней заработной платы по республике, которая выплачивалась работающим в это время.

При назначении выплат Правительство и другие контролирующие органы учитывают несколько показателей:

  1. Дата обращения.
  2. Выработка по страховому стажу.
  3. Количество лет или возраст.

Минимальным страховым стажем называют время, на протяжении которого отчислялись деньги в Фонд Социальной Защиты Населения. На 2020 год этот показатель равен 17,5 годам. Планируется полугодовое увеличение каждые 12 месяцев, пока к 2025 году не появится цифра в 20 лет.

Из страхового стажа вычитают следующие периоды:

  • Учёбу.
  • Службу в армии.
  • Декретные отпуска.

Социальную пенсию применяют для тех, у кого нет минимального стажа.

Потеря работы минимум за год до планируемого выхода на отдых предполагает применение досрочной пенсии. Но в этом случае и наработанный стаж должен быть больше.

В случае со льготниками возраст тоже поэтапно повышают на три года. Право на отказ от выплат полагается пенсионерам, сохраняющим рабочие места, чтобы потом сумма положенных компенсаций возросла. За 60 месяцев можно поднять размер почти в два раза, стандартное вознаграждение – от 6 до 14%.

Наличие страхового стажа в необходимом количестве до сих пор остаётся главным требованием при получении пенсии любого вида. Сейчас нужно наработать минимум 17,5 лет.

Страховой стаж полностью исключает такие виды деятельности:

  1. Отпуск по уходу за инвалидами и лицами старше 80 лет.
  2. Периоды получения пособий по безработице.
  3. Декретные отпуска.
  4. Служба в армии.
  5. Обучение на дневных отделениях в высших учебных заведениях. В этом случае возраст выхода на пенсию в Беларуси 2020 года никак не ограничивают.

Один из самых простых вариантов повышения – работать ещё пять лет после того, как назначены официальные выплаты со стороны государства. Нужно только документально подтвердить свой отказ от компенсаций. Тогда за каждые 2 месяца пенсию повышают на 1%.

Есть и другие способы обезопасить себя тем, кто ещё не достиг положенного возраста:

  • Использование депозитов.

Банковские вклады в большинстве случаев остаются действительными на протяжении нескольких лет. Когда указанное время кончится – договор продлевается. Стоит обращать внимание не только на процентные ставки, но и на другие условия, в том числе – возможность досрочно разорвать контракт, наличие капитализации по процентам. Методика расчёта пенсии в Беларуси от этого не зависит.

  • Вложения в облигации.

Облигациями называют ценные бумаги, при помощи которых у инвесторов берут в долг. А они получают дополнительный инструмент для увеличения прибыли. Банки и частные компании, Министерство финансов занимаются выпуском облигаций на территории Белоруссии. От рисков зависит то, насколько доходным будет тот или иной проект.

Пенсионный возраст и стаж, условия для многодетных – что изменилось с 1 января?

Граждане Республики Белоруссия получают несколько разновидностей выплат. Размер в каждом конкретном случае определяется несколькими факторами – трудоспособность пенсионера, продолжительность рабочего стажа, и так далее. Есть минимальная пенсия. Она полагается практически каждому вне зависимости от индивидуальных условий.

  • Матери-героини, с любой категорией инвалидности.
  • Инвалиды третьей группы.
  • Получившие 1 и 2 степень инвалидности.

Им выплачивают от 50 до 100% от минимальной пенсии по возрасту.

Дополнительные льготы полагаются тем, кто получил травмы или заболевания из-за профессиональной деятельности.

Важно заранее узнать о том, какие документы понадобится собрать для решения вопроса. Правительство планирует снизить необходимое количество стажа для тех граждан, которые занимались общественно значимой деятельностью. Для них упрощают и саму процедуру оформления соответствующего статуса.

Но даже после завершения реформ возраст выхода на пенсию остаётся одним из самых ранних по сравнению с другими странами Европы. В большинстве стран он составляет 60-65 лет. При этом разные сроки для мужчин и женщин предусматриваются редко, в этом плане за ними сохраняют одинаковые права.

Реформа в Белоруссии связана с увеличением общей продолжительности жизни и количества текущих пенсионеров. В связи с реализацией программы возникли некоторые проблемы. Например – у тех, кто сейчас находится в предпенсионном возрасте. Им назначают социальные пенсии минимального размера вместо обычных трудовых компенсаций. Размер пособий снижается. Но государство предпринимает дополнительные меры по обеспечению социальной защиты.

В соответствии с пенсионной реформой, стартовавшей в Белоруссии в 2017 году, возраст выхода на пенсию будет повышаться ежегодно на 6 месяцев вплоть до 2023-го. Преобразования касаются и будущих пенсионеров, и будущих пенсионерок.

На 2020-й выход на пенсию в Беларуси:

  • Для граждан — 62 года.
  • Для гражданок — 57 лет.

Белорусское правительство считает, что введенная им система ступенчатого повышения пенсионного возраста приносит и гражданам, и государству одну только пользу:

  • Ежегодное увеличение пособий пожилым людям, уже вышедшим на пенсию.
  • Стабилизация экономического положения пенсионного фонда — в частности, препятствование уменьшению его доходных статей.
  • Смягчение дефицита рабочей силы на внутренних рынках труда.

Чтобы не запутаться с возрастом оформления пенсии, белорусские граждане могут воспользоваться таблицей:

Год/ пенсионный возраст (лет) 2019 2020 2021 2022 2023
Граждане 61,5 62 62,5 63 63
Гражданки 56,6 57 57,6 58 58

Важно сверяться со своим годом рождения и периодом, с которого возможно оформить пенсион.

Год 2019 2020 2021 2022 2023
Дата рождения женщины 1-е полугодие 1963 2-е полугодие 1963 1-полугодие 1964 2-полугодие 1964 1965
Дата рождения мужчины 1-е полугодие 1958 2-е полугодие 1958 1-е полугодие 1959 2-е полугодие 1959 1960
Возможность оформить пенсию (для обоих полов) 2-е полугодие 2019 2-е полугодие 2020 2-е полугодие 2021 2-е полугодие 2022 2023

Как изменится пенсионный возраст в Беларуси в 2022 году

Специалисты уверены, что увеличение пенсионного возраста для белорусов не прекратится к 2023-му. Вероятнее, к тому времени правительство подготовит следующую реформу. Большинство мнений сходится к мысли, что главным образом она коснется женщин. Возможно, пенсионный возраст для гражданок повысится до 60 лет. Такое предложение рассматривалось при подготовке реформы 2017 года, но в конечном счете от него отказались.

Повышение пенсионного возраста для гражданок вызвано и тем, что женщины в Беларуси живут на десятилетие дольше:

  • пенсионеры — 69,3 года;
  • пенсионерки — 79,2 года.

Идею необходимости дальнейшего (после 2023 года) повышения пенсионного возраста поддерживает Международный валютный фонд, предоставляющий Беларуси кредиты в обмен на следование ряду обязательств. Более того, в 2016 году МВФ уже выступал с предложением повышения пенсионного возраста в стране и для граждан, и для гражданок до 65 лет.

Причина этого — в двух негативных факторах: систематической миграции белорусов из родной страны и низкой рождаемости. На сегодня каждый 4-й гражданин — человек преклонного возраста. В будущем старение населения еще более усугубится: через 30 лет число пенсионеров превысит число людей трудоспособного возраста.

О том, что действующий пенсионный возраст — «непозволительно» ранний, говорит и статистика. На конец 2018-го в Белоруссии было зарегистрировано 2 102 000 пенсионеров именно по преклонному возрасту. При этом каждый четвертый из них продолжал работать. В Минске число трудящихся пенсионеров составило и вовсе 35 %.

Прогнозируется, что в будущем рождаемость в стране продолжит снижаться, а число трудоспособных людей не будет увеличиваться. Чтобы спасти экономику государства от кризиса, выход — в дальнейшем повышении возраста выхода на пенсионное обеспечение.

Принесла ли пенсионная реформа 2017 года значимую пользу Беларуси, пока что говорить рано. Известно однако, что летом 2019 года Президент поручил своему аппарату проверить ее эффективность. Уже объявлено: в 2020 году планируются новые значительные поступления из государственного бюджета в ФСЗН.

Расчет данных выплат производится при учете заработка гражданина за последние 24 года (при этом количество лет, учитываемых при расчете, не может быть больше имеющегося рабочего стажа). Минимальный размер трудового пенсионного обеспечения следующий:

  • по возрасту – 25 процентов от максимального прожиточного минимума (ПМ), который был утвержден за 2 предыдущих квартала;
  • по утрате кормильца – 100 процентов, детям-сиротам – 200 процентов;
  • для инвалидов – 100 процентов (1 и 2 группы), 50 процентов (3 группа), 100 процентов от минимально установленной пенсии по возрасту для матерей-героинь;
  • за выслугу лет – 100 процентов.

Людям, получающим минимально установленные выплаты, предоставляется государственная доплата, равная 20 процентам средней зарплаты по стране. Пенсия по возрасту должна быть больше законодательно установленного минимума, не меньше 55 процентов среднего дохода гражданина за месяц.

Калькулятор данного типа выплат выглядит следующим образом и исчисляется при учете ПМ за 2 предыдущих квартала:

  • 110 процентов – лицам с инвалидностью 1 группы;
  • 95 – лицам с инвалидностью 2 группы с детства;
  • 85 – лицам с инвалидностью 2 группы;
  • 75 – лицам с инвалидностью 3 группы;
  • 50 – гражданам мужского пола с 65, женского – с 60 лет.

Досрочно стать пенсионером можно, если вы постоянно проживаете на территории страны. Также нужно достигнуть определенного возраста, установленного ст.11 закона РБ от 5 января 2008 г. номер 322 «О профессиональном пенсионном страховании». Кроме того, необходимо наработать предусмотренный этим же законодательным актом рабочий стаж.

Люди, которые вправе оформить как досрочную, так и другую пенсию, могут выбрать любую из них. Что касается величины выплат, то она рассчитывается посредством нахождения частного суммарных пенсионных накоплений и предполагаемого периода предоставления пенсионного обеспечения (в месяцах).

Периодом предоставления досрочного пенсионного обеспечения считается период с месяца, который следует за месяцем подачи заявления об оформлении выплат, по месяц, когда гражданин достигнет соответствующего возраста.

Пенсионный возраст в Беларуси для мужчин и женщин в 2021 году

  • Ивацевичи
  • Береза
  • Ганцевичи
  • Пинск
  • Дрогичин
  • Темы
    • Авто
    • Детский мир
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • История
    • Культура
    • Лайфхаки (полезные советы)
    • Мой питомец
    • Мужской клуб
    • О женском
    • Печальное
    • Политика
    • Сад-Огород
    • Советы по дому
    • Спорт
    • Спросить юриста
    • Технологии
    • Цены
    • Экономика
  • События
    • Новости региона
    • Происшествия
    • Полезно знать
  • Места
  • Люди
  • Каталог
    • Ивацевичи
    • Береза
  • Реклама
Дата рождения Дата выхода на пенсию Пенсионный возраст, лет 01.01 — 30.06.1962 01.07 — 31.12.2017 55,5 01.07 — 31.12.1962 01.07 — 31.12.2018 56 01.01 — 30.06.1963 01.07 — 31.12.2019 56,5 01.07 — 31.12.1963 01.07 — 31.12.2020 57 01.01 — 30.06.1964 01.07 — 31.12.2021 57,5 01.07 — 31.12.1964 и младше 01.07 — 31.12.2022 58
Дата рождения Дата выхода на пенсию Пенсионный возраст, лет 01.01 — 30.06.1957 01.07 — 31.12.2017 50,5 01.07 — 31.12.1957 01.07 — 31.12.2018 61 01.01 — 30.06.1958 01.07 — 31.12.2019 61,5 01.07 — 31.12.1958 01.07 — 31.12.2020 62 01.01 — 30.06.1959 01.07 — 31.12.2021 62,5 01.07 — 31.12.1959 и младше 01.07 — 31.12.2022 63

Увеличение возраста выхода на пенсию в Беларуси затронуло и льготные категории населения, к которым относятся:

  • сотрудники предприятий с вредными условиями;
  • госслужащие;
  • матери 5 детей;
  • родители детей-инвалидов;
  • инвалиды войны;
  • матери военнослужащих;
  • карлики и лилипуты;
  • учителя.

Для них установлен пониженный страховой стаж — 5 лет. Для работников с вредными условиями труда — 12,5 лет, тогда их выход на пенсию в Белоруссии состоится в 58 лет, такой же пенсионный возраст установлен и для государственных служащих. Учителя должны отработать минимум 25 лет, чтобы рассчитывать на льготную категорию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *