Инвентаризация отходов производства и потребления образец 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация отходов производства и потребления образец 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Учет отходов: заполняем таблицы данных учета правильно
- Советы по проведению инвентаризации отходов производства и потребления
- Раздельный сбор отходов на предприятии: правовые и практические аспекты
Пример оформления инвентаризации отходов производства и потребления
Помимо сведений об объеме отходов, периодичности их образования и источников, целью процедуры инвентаризации может оказаться выявление несоответствия между нормативными и фактическими показателями. Причиной составления акта инвентаризации может быть и контроль за процессом формирования отходов при введении новых технологий, изменении стандартов выпуска. В таких случаях результаты инвентаризации будут служить основанием для разработки новых нормативов по отработанному материалу.
Инвентаризация отходов начинается с приказа руководителя с четким указанием сроков ее проведения, объектов и с данными о составе комиссии.
В ходе инвентаризации выявляется количество отходов, происходит классифицирование их по видам и источникам появления. Происходит подсчет объема годового образования отработанного материала. Обязательна проверка документации по учету наличия, получения и хранения отходов.
Акт инвентаризации отходов представляет собой итоговый документ, который подготавливается на основании полученных данных. Может содержать в себе также рекомендации и указания по дальнейшей работе с отработанным материалом. По результатам данных полученного документа субъект хозяйственной деятельности делает дальнейшие выводы о путях движения отходов: передавать ли их на переработку сторонним организациям, проводить ли утилизацию самостоятельно.
Материалы, признанные отходами, должны быть идентифицированы в соответствии с классификацией отходов. Так как на данный момент общероссийский классификатор по отходам отсутствует, следует руководствоваться перечнями отходов, действующими в регионах.
Если в акт инвентаризации необходимо добавить новую позицию, не заявленную ранее ни в одном источнике, допускается самостоятельное присвоение наименования отработанным материалам с последующим обращением в территориальные органы по охране природы для получения кода.
Акт инвентаризации может быть оформлен по унифицированной форме ИНВ-3 (утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88), дополненной необходимой информацией. Или составлен по самостоятельно разработанной форме. Могут иметь место отраслевые рекомендации по оформлению такого акта.
На предприятии, являющемся источником отходов производства, могут быть издана инструкция о порядке проведении инвентаризации и разработаны документы, которые должны составляться в процессе инвентаризации. Так, могут быть разработаны и утверждены инвентаризационные ведомости источников образования отходов, ведомости объектов хранения и накопления отходов, сведения о предприятиях, принимающих отходы и другие необходимые для учёта образующихся в процессе деятельности отходов документы в зависимости от вида деятельности предприятия,
Для проведения инвентаризации необходимо подготовить приказ, в котором должны быть указаны состав инвентаризационной комиссии, сроки инвентаризации, сроки оформления акта инвентаризации.
В процессе инвентаризации используются проектная документация на строительство объектов размещения отходов, данные обследований объектов размещения отходов и другая документация.
После проведения инвентаризации, исходя из составленных в процессе инвентаризации документов, составляется акт инвентаризации, который подписывают члены комиссии.
Для учета возвратных отходов, подлежащих инвентаризации, чаще всего используется счет 41, поскольку они в любой момент могут быть проданы на сторону.
Излишки отходов производства приходуются проводкой Дт 41 Кт 91/1 на сумму, рассчитанную по фактическому наличию и действующим ценам.
Недостачи проводятся через 94 счет такой записью: Дт 94 Кт 41 на сумму выявленной недостачи. Далее:
- в пределах естественных норм убыли — Дт 44 Кт 94;
- на установленных виновных лиц — Дт73 Кт94;
- сверх норм естественной убыли, если виновные не установлены — Дт 91/2 Кт 94.
Акт инвентаризации отходов ― образец 2021 года
- Инвентаризация отходов производства обязательна. Основным регламентирующим документом является ФЗ -89 от 24-06-98 г.
- Инвентаризация проводится раз в 5 лет или чаще.
- Всероссийского классификатора отходов не существует. При внесении соответствующих данных в инвентаризационную опись пользуются региональными правовыми актами. Если наименование и кодировка отхода отсутствуют в них, члены инвентаризационной комиссии вправе сами придумать наименование и затем получить код, обратившись в природоохранную службу.
- Инвентаризации подлежат только возвратные отходы производства.
- Итоги инвентаризации оформляются актом унифицированной или утвержденной на предприятии формы.
- Данные используются как для внутренних целей контроля, оптимизации производства, так и для получения разрешительной документации по хранению и лимитированию отходов.
- Инвентаризационная комиссия может состоять из работников предприятия, а может иметь в своем составе представителей сторонней организации – аудитора.
- При проведении инвентаризации следует учитывать класс опасности отходов во избежание вреда, а также в целях полного и точного отражения информации в инвентаризационном акте.
- Нарушение законодательства в сфере обращения с отходами может повлечь любой вид ответственности, не исключая и уголовную.
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом.
Посмотрим требования закона:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]
До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.
Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.
Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчетность по отходам. Такую отчетность теперь должны сдавать только объекты III категории.
При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.
В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
- региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
- операторы по обращению с ТКО.
Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:
- образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
- заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
- не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.
Экологическая отчетность в 2021 году для предприятия: пример составления
По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.
Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Необходимость и порядок проведения инвентаризации регламентируются несколькими актами из различных областей законодательства. Основу составляют два закона: ФЗ №7 от 10-01-02 г. и ФЗ №89 от 24-06-98 г. В них идет речь об охране окружающей среды, об отходах потребления и производственных отходах, а также о необходимости инвентаризации оных. Кроме того, существует Приказ Минприроды РФ №49 от 25-02-10 г., утверждающий правила инвентаризации мест размещения отходов.
Справка. Периодичность проведения инвентаризации отходов – минимум раз в пять лет (см. п. 4 Правил).
Важную роль играет и Приказ Минприроды №792 от 30-09-11 г., регламентирующий ведение кадастра отходов, в частности, принципы их кодировки, кроме некоторых видов (биологических, радиоактивных, медицинских). В отношении указанных отходов используются нормативные акты специального характера.
Возвратные инвентаризируемые отходы могут включать в себя:
- производственный и сырьевой брак;
- продукты питания с истекшим сроком годности;
- производственные ТМЦ, отслужившие свой срок, содержащие в своем составе черные, цветные, редкие металлы, драгметаллы;
- использованные запчасти, автошины, и т.д.
Инвентаризируются любые отходы производства, которые могут быть признаны возвратными по каким-либо признакам. Особо следует отметить инвентаризацию отходов по своим физическим, химическим свойствам, представляющим опасность для человека (взрывчатым, токсичным, окисляющим, иным потенциально опасным).
Справка. Согласно российскому законодательству (см. ФЗ-89, ст. 4.1) существует 5 классов опасности отходов: от чрезвычайно опасных до практически неопасных. При расчетах с целью присвоения того или иного класса опасности отходам производства природоохранные службы в настоящее время руководствуются Постановлением Правительства РФ №712, действующим с 01.08.2014 года. Самостоятельно присваивать класс опасности отходам организация не имеет права.
Эта информация должна учитываться при проведении инвентаризации на месте с целью недопущения негативных последствий для природы и человека, а также при оформлении актов, занесении в них необходимых данных.
- Одним из основных значений обследования является предотвращение негативных воздействий на окружающую среду.
- Выявление мусора, который можно использовать как вторсырье, продать для переработки.
- Подготовка материалов для бух. учета мусора, используемого повторно в производственном процессе.
- Определения класса опасности учитываемых веществ.
По данным, полученным при обследовании, даются рекомендации по обращению с мусором, уточняется, какой нуждается в паспортизации, надо ли организовывать раздельный сбор.
Инвентаризация отходов представляет собой сверку учетных данных с фактическим наличием отходов в местах их хранения на определенную дату. Процедура выполняет, помимо контрольной, еще и функцию оптимизирующую. Так происходит, например, при внесении изменений в принятую на предприятии технологию производства с целью ее улучшения. Результаты инвентаризации служат основанием для пересмотра производственных нормативов расхода сырья.
Инвентаризировать отходы могут как представители комиссии из числа компетентных работников предприятия, так и специалисты извне, оказывающие услуги в соответствии с договором. Процедура включает в себя предварительный этап, затем процесс снятия данных и подведение итогов с оформлением их в законном порядке:
- Издание приказа руководителя по форме ИНВ-22. В нем прописываются состав комиссии, сроки проведения сличительных мероприятий, их характер, сроки сдачи отчетности по итогам инвентаризации.
- Изучение данных первичных документов, остатков на соответствующих счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах.
- Процесс инвентаризации как таковой. Он позволяет обнаружить отходы и классифицировать их, а также определить источники появления. Определяется расчетным путем и количество отходов, образующихся в производстве за год. Далее следует сверка учетных и фактически установленных данных.
- Оформление акта инвентаризации, подписание всеми ответственными лицами. Обычно используется унифицированный документ — форма ИНВ-З, но и составление самостоятельно разработанных на предприятии и закрепленных в локальных нормативных актах форм инвентаризационных актов, отраслевых учетных форм также законно.
- Разработка рекомендаций управленческого, учетного характера по итогам инвентаризации отходов производства.
Для учета возвратных отходов, подлежащих инвентаризации, чаще всего используется счет 41, поскольку они в любой момент могут быть проданы на сторону.
Излишки отходов производства приходуются проводкой Дт 41 Кт 91/1 на сумму, рассчитанную по фактическому наличию и действующим ценам.
Недостачи проводятся через 94 счет такой записью: Дт 94 Кт 41 на сумму выявленной недостачи. Далее:
- в пределах естественных норм убыли — Дт 44 Кт 94;
- на установленных виновных лиц — Дт73 Кт94;
- сверх норм естественной убыли, если виновные не установлены — Дт 91/2 Кт 94.
- Инвентаризация отходов производства обязательна. Основным регламентирующим документом является ФЗ -89 от 24-06-98 г.
- Инвентаризация проводится раз в 5 лет или чаще.
- Всероссийского классификатора отходов не существует. При внесении соответствующих данных в инвентаризационную опись пользуются региональными правовыми актами. Если наименование и кодировка отхода отсутствуют в них, члены инвентаризационной комиссии вправе сами придумать наименование и затем получить код, обратившись в природоохранную службу.
- Инвентаризации подлежат только возвратные отходы производства.
- Итоги инвентаризации оформляются актом унифицированной или утвержденной на предприятии формы.
- Данные используются как для внутренних целей контроля, оптимизации производства, так и для получения разрешительной документации по хранению и лимитированию отходов.
- Инвентаризационная комиссия может состоять из работников предприятия, а может иметь в своем составе представителей сторонней организации – аудитора.
- При проведении инвентаризации следует учитывать класс опасности отходов во избежание вреда, а также в целях полного и точного отражения информации в инвентаризационном акте.
- Нарушение законодательства в сфере обращения с отходами может повлечь любой вид ответственности, не исключая и уголовную.
Как проводится инвентаризация отходов
- Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к обращению с отходами производства и потребления. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности.
- Требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I — IV классов опасности установлены Порядком, утверждённым приказом Минприроды России № 1026 от 8 декабря 2020 г.
- Порядком № 1026 не предусмотрено направление индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами заверенных копий паспортов отходов I — IV классов опасности, включенных в ФККО, в адрес территориального органа Росприроднадзора.
- В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ФЗ № 89 индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в соответствии с Порядком подтверждения отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности, утверждённым приказом Минприроды России № 1027 от 08 декабря 2020 г.
- Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ №89 индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учёт образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утверждённым приказом Минприроды России № 1028 от 08 декабря 2020 г.
- В соответствии с пунктом 5 Порядка № 1026 установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утверждённым приказом Минприроды России № 792 от 30 сентября 2011 г.
- При этом согласно пункту 30 Порядка № 792 БДО размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» для свободного и бесплатного доступа.
Выявление всех количественных и качественных характеристик отходов необходимо проводить 1 раз в год. Досрочная инвентаризация оформляется либо по запросу территориальных органов Минприроды, либо при любом изменении хотя бы одного показателя отходов, не говоря уже о появлении новых видов. Влияют на показатели отходов сырье и вид готовой продукции, технологии и модернизация производства.
Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:
- приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
- инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
- документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.
- ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- ВНЕДРЕНИЕ АСУ ЭКОЮРС
- ВОЗМОЖНОСТИ
- АВТОРСКИЕ ПРАВА
- РЕКОМЕНДАЦИИ
- ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
- ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
- ОБЩИЕ МОДУЛИ
- СПРАВОЧНЫЙ БЛОК
- УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ
- УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
- ПРАВОВОЙ БЛОК
- МОДУЛИ ISO 14001
- МОДУЛИ «ПБ И ОТ»
- ВНУТРЕННИЙ АУДИТ
- НОВОСТИ ЦЕНТРА
- НОВОСТИ СИСТЕМЫ
- НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- НОВЫЕ ЮР. ЗАКЛЮЧЕНИЯ
- КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- СЛУЖБА КАЧЕСТВА
- ВАКАНСИИ
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
- ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ
Закупки корпоративных заказчиков
Номер извещения
32110201490
Уникальный номер закупки
71.20.11.190
Услуги в области испытаний и анализа состава и чистоты прочих веществ
71.20
Технические испытания, исследования, анализ и сертификация
Документация лота
Нет прикрепленных документов
«Позиция 1»
«Технические испытания, исследования, анализ и сертификация»
Кол-во: 1.00000
Образец инвентаризации отходов производства и потребления на предприятии
Обращение с отходами производства — это важный технологический процесс, пренебрежительное отношение к которому может привести как к локальным, так и к масштабным экологическим катастрофам. Для регулирования, государственными органами надзора были установлены нормативные стандарты и правила. Соблюдение этих правил не только помогает окружающей природе, но и позволяет предпринимателям избежать ответственности по закону.
В нашей компании вы сможете заказать проведение инвентаризации отходов на выгодных условиях. В кратчайшие сроки составим отчет и подготовим все необходимые документы.
Данная процедура является обязательным требованием, распространяющимся на субъекты, в состав деятельности которых входит образование отходов. В данном случае мы затронем лишь производственные предприятия и организации.
Процедура выполняется для получения соответствующих разрешений от природонадзорных органов и допуска к производству. Так же, благодаря этому, устанавливаются:
- Все источники, образующие отходы, которые, в свою очередь, подвергаются классификации на основании их опасности;
- Устанавливается количество;
- Разрабатывает план по обращению с отходами и правильным их размещением;
- Производится учёт материалов, предметов и сырьевых веществ, которые со временем перейдут в отходы;
- Учёт таких мусорных объектов, которые подойдут для вторичного использования;
- Анализируется воздействие на экологию, и продумывается методика устранения негативного влияния производственного объекта;
- Полученные данные смогут пригодиться вам для более точного ведения бухучёта, а так же предоставит возможность сократить финансовые издержки, при помощи реализации подходящего для вторичного производства отходов ( в случае образования оных).
- В первую очередь, обратившись к нам за проведением инвентаризации отходов, мы тщательно изучаем предоставленную вами информацию о вашем предприятии. На основании полученных данных мы подготавливаем список план мероприятий и приступаем к началу работ.
- Составив список используемых сырьевых материалов и изучив особенности производства, мы приступаем к идентификации отходов. Устанавливаем класс их опасности путём анализа химического и физического состава. Так же на основании Итоговый результат документируется в заключении.
- После получения полного представления об отходах и местах их размещения, заполняем соответствующий отчет об инвентаризации отходов и передаём готовый результат заказчику.
Стоит отметить, что сроки выполнения работ зависят от сферы деятельности заказчика и объема производства.
Многолетний опыт и практика позволяют нам быть уверенными в нашем высоком профессионализме. Подтверждением служит многочисленные довольные клиенты, оставляющие положительные опыты после обращения за нашими услугами по инвентаризации.
У нас вас ждут:
- Действительно гибкие цены на услуги;
- Большой штат специалистов;
- Собственная лаборатория. Более того, мы являемся аккредитованным органом инспекции, что позволяет нам выдавать санитарно-эпидемиологические экспертизы;
- Большой спектр оказываемых сопутствующих услуг;
- Возможность разработки проекта любой сложности «под ключ».
- Приказ руководителя предприятия с утвержденным составом комиссии, сроками, объектами и целями.
- Формирование списка подразделений предприятия для проверки, определение графика, перечни веществ и материалов для признания отходами.
- Идентификация и проверка отнесения их к классам опасности. Проводится на основе ФККО РФ и приказа Минприроды от 2014 года.
- Составление акта по форме, утвержденной Учетной политикой предприятия.
Помимо акта инвентаризации, необходимого для бухгалтерского учета, иногда составляют инвентаризационную ведомость. В ней указываются источник образования и все характеристики отходов, способы утилизации и иные данные. Данная ведомость содержит данные, необходимые для экологической отчетности, объектам 1 категории НВОС для получении лимитов по размещению.
Процедура может быть выполнена по различным направлениям – в зависимости от того, какая категория отходов инвентаризуется.
Под данными объектами необходимо понимать те материалы, вещества, предметы и т.п., которые переходят в разряд утильсырья в процессе производственной деятельности на предприятии.
Цель инвентаризации в данном случае заключается в обнаружении всех источников, установлении им степени опасности и уточнении иных важных сведений для постановки на учет.
Обязательно следует изучить как постоянные, так и временные объекты размещения расходов. В процессе осуществляется изучение проектной документации, проведение проверки на соответствие требованиям и составление полной характеристики для отчета в органы Ростехнадзора.
Кто и когда проводит
Любое юридическое лицо и каждый индивидуальный предприниматель, деятельность которых связана с работой с утильсырьем, должна проводить инвентаризацию с определенной периодичностью: раз в год – отходов, раз в пять лет – объектов размещения.
Все отходы, формирующиеся на территории России, должны быть паспортизированы. При проведении инвентаризации осуществляются следующие мероприятия:
- учет и расчет показателей отходов;
- подразделение их в отдельную категорию;
- установление степени риска нанесения вреда окружающей среде;
- определение нюансов хранения и утилизации согласно экологическим требованиям.
Таким образом можно избежать ухудшения экологической обстановки как в рамках предприятиях, так и на территории государства и мира.
Процедура проводится следующим образом:
- Издается приказ руководителя с уточнением основных составляющих процесса.
- Изучаются сведения по первичным документам.
- Проводится инвентаризация.
- Оформляется акт инвентаризации.
В итоге происходит разработка рекомендаций с учетом результата.
Процедура инициируется и реализуется в соответствии с распоряжением руководства организации. На его основании:
- формируется специальная комиссия для проведения расчетных действий по нормативам;
- уточняется перечень структурных подразделений, где будет проведена инвентаризация;
- указываются лица, ответственные за инвентаризацию по каждом из отделов.
Важно! В приказе могут быть отражены и иные сведения, дополнительно определяющие особенности процедуры.
Документация по обращению с отходами
Каждая из имеющихся категорий отработанного ресурса должна быть проведена через первичный учет, который осуществляется по подразделениям.
Результативные записи отражаются в специальном журнале с месячной периодичностью. Ответственным лицом выступает начальник цеха.
С помощью реализации процедуры можно установить:
- Источник формирования утильсырья. Стандартно к данной позиции причисляют цеховые подразделения, а также некоторые технологические процессы на производстве, в результате которых образуется мусор.
- Список отходов, что позволяет уточнить наименование и код сырья на основании классификатора.
- Периодические формирования отходов.
- Расчетные нормативы.
- Список утильсырья, которые должны быть направлены на ликвидацию, захоронение или повторное использование.
Все это строго документируется и подлежит отражению в итоговой отчетности.
Важно отметить о дополнительных опциях, которые предусмотрены регламентом. Инвентаризация отходов может быть реализована с учетом конкретных сведений об организации и производстве. В качестве таких данных могут выступать следующие позиции:
- занимаемая отрасль;
- реализуемые на предприятии работы;
- сведения из учетных книг, статистическая и бухгалтерская отчетность о поступлении утильсырья или его передаче, акт о реализованных работах, паспорта на перевозку мусора, хранение, уничтожение и т.п.;
- технологические карты по стадиям производства и сопутствующим процессам;
- проектировка объектов инфраструктуры;
- сведения о потреблении и характеристиках сырья каждой из категорий.
При проведении инвентаризации могут быть привлечены и иные данные, где указаны режимы работы оборудования на производстве, качественные и количественные составляющие сырья и т.п.
Выявленные в ходе инвентаризации данные могут быть направлены по следующим вариантам использования:
- Получение лицензии на проведение действий с отходами, подразумевающими хранение и захоронение.
- Создание инструкций по обращению с веществами, представляющими опасность.
- Уточнение лимитов по повторному использованию сырья, захоронению мусора, его утилизации и т.п.
Также вся информация важна при оформлении и ведении статистической отчетности.
По результатам проведенной инвентаризации доходов в обязательном порядке должен быть составлен акт. В нем содержатся следующие данные:
- где размещены отходы;
- источник формирования;
- наименование и код отходов;
- класс опасности;
- агрегатное состояние, степень растворимости, компоненты;
- относятся ли отходы к летучим;
- нормы образования;
- варианты утилизации.
Можно включить и другие требуемые показатели. Как отмечалось выше, отходы включаются в акт в соответствии с кодом. Однако на сегодняшний общероссийского классификатора не существует. Поэтому для идентификации материалов, относящихся к отходам, следует основываться на региональных нормативных актах.
Впоследствии данные, включенные в акт по результатам проведенной инвентаризации доходов, можно использовать в следующих целях:
- чтобы оформить лимиты на их размещение;
- для составления, а также утверждения документов для разрешения хранения отходов;
- для формирования отчетности по отработанным материалам.
По вопросу об инвентаризации отходов
Инвентаризация отходов – достаточно сложный и многогранный процесс. Именно поэтому в ходе подготовки к ней, ее проведения, а также отражения в акте и учете может возникнуть большое количество вопросов. Попробуем ответить на наиболее часто встречающиеся из них.
Вопрос №1. У нас есть доходы, которые не классифицируются в соответствии с нормативными актами. Каким образом включить их в акт инвентаризации?
Если по результатам проведенной инвентаризации доходов в акт потребуется включить позицию, которая отсутствует во всех источниках, организация может сама присвоить ей наименование. После этого следует обратиться в территориальные органы, которые отвечают за охрану природы. Здесь новым отработанным материалам присвоят код.
Вопрос №2. Сколько человек должно входить в состав комиссии, проводящей инвентаризацию отходов?
Законодательно требования к комиссии по инвентаризации доходов никак не определены. Не имеется требований не по количеству участников, не по занимаемой ими должности. При этом в бланке инвентаризационного акта предусмотрены поля для подписей председателя и членов комиссии. Получается, что проводить инвентаризацию должны минимум три человека.
В связи с тем, что инвентаризация отходов связана с бухгалтерским учетом, рекомендуется в состав комиссии включать бухгалтера.
Вопрос №3. Каким образом заверяется акт инвентаризации отходов, проведенной в организации?
Акт инвентаризации отходов подписывается председателем, а также всеми членами инвентаризационной комиссии. Кроме того, этот документ в обязательном порядке согласовывается с руководителем организации. После согласования он должен утвердить акт, о чем делается соответствующая надпись.
Вопрос №4. Руководство приняло решение провести инвентаризацию отходов силами сторонней организации. Меня планируют назначить ответственным лицом. Хочется быть готовым заранее, поэтому подскажите, пожалуйста, какая информация и документация могут понадобиться.
В процессе проведения инвентаризации отходов комиссия пользуется определенными информационными данными. К ним относятся:
- сведения об осуществляемых видах деятельности;
- статистическая отчетность;
- информация о первичном и общем учете отходов;
- документация, связанная с образованием, использованием, хранением, применением и прочими действиями с отходами;
- технологические карты, описывающие производственные процессы;
- план-схема, отражающая расположение помещений;
- характеристики сырья, материалов и отходов.
При проведении инвентаризации могут понадобиться и иные данные, которые описывают отходы, режим работы организации, производимую продукцию. Используемые сырье и материалы.
Вопрос №5. В нашей организации отсутствуют документы, регламентирующие инвентаризацию отходов. Чем руководствоваться для ее проведения?
Основной документ, регламентирующий все действия с отходами – ФЗ-89. Кроме того, нелишним будет внимательно изучить Методические указания Ростехнадзора №703. Особое внимание следует уделить пункту 20 этого документа.
Таким образом, инвентаризация отходов представляет собой обязательный процесс для всех организаций, в ходе деятельности которых они производятся. Игнорирование требований о ее проведении может повлечь наложение штрафов. Более того, по результатам инвентаризации отходов могут быть составлены рекомендации о повышении эффективности производства, утилизации и реализации накопившихся отходов.
ИП и ЮЛ должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета отходов.
Привлечь к административной ответственности Ваше предприятие могут не только за неведение учета образовавшихся отходов, но и за ведение недостоверного учета…
Недостоверность учета образовавшихся отходов:
- не все наименования образующихся отходов представлены в журнале учета образовавшихся отходов,
- количество образующихся отходов по актам-приема передачи отходов (выполненных работ) не совпадает с заполненным журналом учета отходов,
- если на момент проверки зафиксировано накопление отхода, а образование этого (или его накопление) отхода не представлено в журнале учета отходов.
В настоящее время внесены изменения в статью 8.2. КоАП РФ. За отсутствие данных учета в области обращения с отходами и за недостоверное ведение учета в области обращения с отходами предусмотрен штраф на должностное лицо от 20,0 до 40,0 тыс. рублей, на ИП от 40,0 до 60,0 тыс. рублей, на юридическое лицо от 200,0 до 350,0 тыс. рублей (часть 10 статьи 8.2. КоАП РФ).
Подробнее:
Процедура может быть выполнена по различным направлениям – в зависимости от того, какая категория отходов инвентаризуется.
Под данными объектами необходимо понимать те материалы, вещества, предметы и т.п., которые переходят в разряд утильсырья в процессе производственной деятельности на предприятии.
Цель инвентаризации в данном случае заключается в обнаружении всех источников, установлении им степени опасности и уточнении иных важных сведений для постановки на учет.
Под источниками образования отходов подразумевают те материалы, вещества, топливо, предметы, и многое иное, что должно перейти или уже перешло в разряд отходов в процессе деятельности предприятия.
Инвентаризация источников образования отходов своей целью ставит обнаружение всех источников, их идентификацию по классам опасности и по иным критериям, их учет и последующий контроль, а также возможность повторного применения.
Данный вид инвентаризации проводится на всех предприятиях, которые в процессе своей деятельности сталкиваются с возникновением отходов производства и потребления.
Стоит отметить, что к отходам относятся, например, старые компьютеры, какие невозможно в дальнейшем использовать по прямому их назначению; просроченные товары; лом цветных и черных металлов; вышедшие из эксплуатации аккумуляторы, и многое другое (статья 1 закона №89-ФЗ «Об отходах»).
Проводится такая инвентаризация по следующему алгоритму:
- руководителем предприятия (предпринимателем) издается приказ, в котором утверждаются сроки, объекты, подразделения и цели инвентаризации, а также состав комиссии для ее проведения;
- на основании приказа формируется список структурных подразделений предприятия, в которых будет осуществляться проверка, график ее проведения и перечни веществ и материалов, какие в данных подразделениях можно признать отходами;
- в процессе инвентаризации осуществляется выявление и идентификация отходов, как по классам опасности, так и по прочим критериям. Причем, отнесение отходов к классам опасности осуществляется с учетом правил, какие закреплены в приказе Минприроды РФ от 05.12.2014г. № 541, а также на основе ФККО РФ (Федерального классификационного каталога отходов);
- все выявленные в ходе проверки отходы заносятся в соответствующий акт инвентаризации отходов производства и потребления, образец которого должен быть утвержден Учетной политикой предприятия (предпринимателя). Данный документ предприятие может разработать самостоятельно, руководствуясь положениями статьи 9 закона № 402-ФЗ «О бухучете». Либо можно воспользоваться старыми формами, которые утверждены 18.08.98г. Госкомстатом в Постановлении № 88, в частности:
- опись ТМЦ инвентаризационная по форме №ИНВ-3;
- ведомость для сличения результатов инвентаризации по форме №ИНВ-19;
- приказ на проведение инвентаризации формы №ИНВ-22.
Однако акт инвентаризации отходов производства служит только целям бухучета. Поэтому помимо акта часто составляется еще и инвентаризационная ведомость. В этом документе указываются следующие сведения:
- источник образования (получения, поступления) отходов;
- общепринятая кодировка отходов;
- их название и класс опасности;
- химико-физические характеристики отходов;
- место временного хранения, способы утилизирования или удаления, и иное.
Данные инвентаризационной ведомости могут быть использованы при получении лимитов по размещению отходов, для составления отчетности по отходам, и т.д.