Постановление пленума ст 336 УК РФ слово тупой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление пленума ст 336 УК РФ слово тупой». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основной объект преступления — установленный порядок воинских уставных взаимоотношений. Дополнительный объект — честь и достоинство военнослужащего.

Статья 336 УК РФ, устанавливающая ответственность за оскорбление военнослужащего, является специальной нормой по отношению к ст. 130 УК РФ, предусматривающей ответственность за оскорбление.

Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.

Объективная сторона преступления состоит в оскорблении одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Оскорбление может быть осуществлено военнослужащим, равным оскорбляемому по должности или званию (ч. 1 ст. 336 УК РФ), подчиненным начальника или начальником подчиненного (ч. 2 ст. 336 УК РФ).

Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Унижение чести и достоинства означает негативную оценку личности, ее социальных, моральных, нравственных и других качеств, выраженную в действиях, которые не приняты в обществе (пощечина, плевок в лицо, толчок, срывание погон, других знаков различия и т.п.), дискредитацию личности в глазах окружающих.

Если военнослужащий в процессе оскорбления причиняет другому военнослужащему вред здоровью любой степени тяжести, содеянное перерастает в более тяжкое преступление и квалифицируется по соответствующей специальной норме.

Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.

Для рассматриваемого состава преступления необходимо, чтобы оскорбление было осуществлено во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Место совершения преступления (например, на территории воинской части или за ее пределами) на квалификацию деяния не влияет. Не имеет значения для состава преступления и присутствие или отсутствие третьих лиц в момент оскорбления. Кроме того, оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.

Время исполнения обязанностей военной службы определяется исходя из факта исполнения потерпевшим военнослужащим обязанностей в момент совершения преступления. Это может быть исполнение должностных обязанностей, исполнение приказа начальника, исполнение обязанностей дежурного, дневального и т.д.

В частности, в соответствии со ст. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа (приказания) или распоряжения, отданного командиром (начальником), и в других случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами (см. комментарий к ст. 333 УК РФ).

Объективная сторона преступления может быть выполнена и в иное время, но в этом случае для наличия состава преступления необходимо, чтобы оскорбление было совершено в связи с исполнением обязанностей военной службы, например из мести за их исполнение. Иными словами, мотивация поведения (оскорбления) должна быть связана с фактом исполнения потерпевшим обязанностей военной службы.

Оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.

По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство другого военнослужащего, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим обязанностей военной службы обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация — связь с исполнением обязанностей военной службы.

Состав оскорбления военнослужащего по ряду признаков совпадает с составом нарушения уставных правил взаимоотношений (ст. 335 УК РФ), поскольку последнее деяние также связано с унижением чести и достоинства военнослужащего.

Разграничение между указанными составами можно провести по субъективной стороне, а именно по направленности умысла виновного. При оскорблении стремление унизить честь и человеческое достоинство потерпевшего является конечной целью противоправных действий. При этом сами такие действия не связаны с предъявлением к потерпевшему тех или иных требований, принуждени��м к нарушению обязанностей военной службы и т.д.

При нарушении уставных правил взаимоотношений унижение чести и достоинства потерпевших является средством (способом) достижения иных целей, в частности обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев и т.д.

Статья 336 УК РФ. Оскорбление военнослужащего.

Постановление Верховного Суда РФ от 31.08.2018 N 203-УД18-4

осужден за совершение шести преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 336 УК РФ, к ограничению по военной службе:
— по эпизоду от 30 декабря 2016 г. в отношении потерпевшего В. на срок 6 (шесть) месяцев с удержанием из его денежного довольствия в доход государства 10 (десяти) процентов;

Принудительные работы предусмотрены более чем в 200 статьях УК. При этом почти в 90 нормах принудительные работы установлены за тяжкие преступления. С 01.01.2017 это наказание введено в действие и было применено в отношении порядка 600 лиц, в 2018 году — более 1 тыс. лиц.

Планировалось, что к 01.01.2019 должны функционировать 15 исправительных центров с общим лимитом наполнения 1799 мест и 49 участков, функционирующих как исправительные центры, с общим лимитом наполнения 3879 мест. То есть речь идет в общей сложности о 64 местах отбывания этого наказания с общим лимитом наполнения 5678 человек. С учетом указанных данных представляется, что в целом ФСИН России готова к обеспечению исполнения этого вида наказания, что надо учитывать судам.

Принудительные работы являются особым видом основного наказания, правовая природа которого характеризуется дуализмом. Он проявляется в том, что при назначении наказания и при замене наказания в порядке исполнения приговора условия для применения принудительных работ не совпадают. Согласно ч. 1 ст. 53.1 УК, принудительные работы при их назначении судами при постановлении приговора могут применяться исключительно как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. То есть в этом качестве принудительные работы являются основным наказанием, альтернативным лишению свободы. Кроме того, принудительные работы в качестве основного самостоятельного наказания могут быть назначены в порядке замены ряда других видов наказания. К примеру, при злостном уклонении от отбывания обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы данные виды наказания могут заменяться принудительными работами. Об этом прямо говорится в ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50, ч. 5 ст. 53 УК.

Принудительные работы могут быть применены и при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы (ст. 80 УК). В таком качестве принудительные работы являются основным безальтернативным наказанием.

Исходя из этого надо различать правовую природу принудительных работ при назначении наказания и при исполнении приговора. С учетом внесенных Федеральным законом от 27.12.2018 № 540-ФЗ в ст. 53.1 и 80 УК изменений, вступивших в силу 08.01.2019, можно сказать, что этот правовой дуализм, о котором ранее говорили в теории, теперь закреплен законодательно.

Что касается разъяснений, содержащихся в постановлении № 58, то вопросы, относящиеся к назначению наказания, отражены в пунктах 22.1–22.4, к исчислению сроков судимости — в п. 22.5, к замене наказания в порядке исполнения приговора — в п. 22.6.

Пункт 22.1 постановления № 58 разъясняет, что «принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы лишь в случаях, когда совершено преступление небольшой или средней тяжести либо впервые тяжкое преступление и только когда данный вид наказания наряду с лишением свободы прямо предусмотрен санкциями соответствующих статей Особенной части УК РФ. Судам следует иметь в виду, что в тех случаях, когда в силу требований закона осужденному не может быть назначено наказание в виде лишения свободы (например, ч. 1 ст. 56 УК), принудительные работы не назначаются». В этом же пункте говорится о том, что нельзя назначать принудительные работы, если санкция статьи не содержит такого вида наказания.

Указание закона о совершении впервые относится только к тяжкому преступлению. При этом не учитываются преступления, судимости за которые сняты или погашены в установленном законом порядке, либо преступления, по которым истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Если же лицо ранее совершало преступления небольшой или средней тяжести, а затем совершило тяжкое преступление, то последнее не будет считаться совершенным впервые и такому лицу не могут быть назначены принудительные работы.

Уголовный закон не запрещает заменять лишение свободы принудительными работами при совершении осужденным совокупности преступлений, при наличии отягчающих обстоятельств, в том числе рецидива преступлений, при осуждении за преступления небольшой или средней тяжести. Это положение не противоречит требованию ч. 2 ст. 68 УК о том, что срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее 1/3 части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи УК. В данном случае при назначении наказания в виде лишения свободы суд должен руководствоваться этим положением. Вместе с тем ст. 53.1 УК не устанавливает ограничений в части рецидива в отношении преступлений небольшой и средней тяжести.

В данном случае речь идет о ситуациях, когда в силу тех или иных ограничений, предусмотренных положениями Общей части УК, к лицу невозможно применить ни одно из наказаний, предусмотренных санкцией статьи Особенной части УК.

Этот вопрос разъясняется в п. 26 и 27 постановления № 58. В подобных случаях можно назначить любое более мягкое наказание, предусмотренное ст. 44 УК, а не следующее в перечне ст. 44 УК по строгости наказание, как считают некоторые судьи.

С учетом новой редакции абзаца второго п. 32 постановления № 58 в случае посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК) суд не вправе учитывать наступление тяжких последствий в результате совершения преступления (смерть потерпевшего или потерпевших) в качестве отягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. «б» ч. 1 ст. 63 УК.

Таким образом, этот абзац дополнен словами «или потерпевших». Это вызвано тем, что ст. 317 УК устанавливает ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность. То есть буквально в законе речь идет о сотруднике в единственном числе. Поэтому некоторые суды полагали, что если посягательство совершается в отношении нескольких лиц (потерпевших), то появляются основания для признания обстоятельством, отягчающим наказание, наступление тяжких последствий в результате совершения преступления (п. «б» ч. 1 ст. 63 УК). Однако Пленум не согласился с таким подходом и указал, что посягательство на жизнь нескольких лиц является признаком состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК, и не может повторно учитываться при назначении наказания.

В п. 34 постановления № 58 Пленум разъяснил особенности применения льготных правил назначения наказания.

Необходимо признать существование в уголовном законе общих санкций, это санкции статей Особенной части в чистом виде. Одновременно можно говорить и о так называемых льготных санкциях — о тех, которые образуются в результате применения к общим санкциям льготных правил Общей части (ст. 62, 65 и 66 УК).

Льготные санкции можно условно разделить на три вида.

Первый вид льготной санкции.

Этот вид образуется в пределах общей санкции. В таких льготных санкциях нижний предел совпадает с нижним пределом общей санкции, а вот верхний предел изменяется. Например, общая санкция — до 8 лет лишения свободы. Если применить ч. 1 ст. 62 УК (правило о явке с повинной), мы получим льготную санкцию в размере от 2 месяцев до 5 лет 4 месяцев лишения свободы в качестве верхнего предела.

Надо сказать, что до принятия постановления № 58 практика складывалась таким образом, что суды в этих случаях, как правило, назначали наказание ровно 2/3 — в нашем примере это 5 лет 4 месяца. Причем суды индивидуализировали наказание в пределах между 8 годами и 5 годами 4 месяцами лишения свободы, то есть фактически «финишировали» применением льготного правила. Однако такой подход не учитывал особенностей льготной санкции, в которой верхним пределом лишения свободы является не 8 лет, а 5 лет 4 месяца.

Второй вид льготной санкции.

Данный вид образуется в том случае, когда в результате применения льготных правил наказание, которое может быть назначено осужденному, оказывается равным низшему пределу общей санкции. Этой ситуации посвящен абзац третий п. 34 постановления № 58. Например, общая санкция предусматривает от 10 до 20 лет лишения свободы. Если мы применяем правило ч. 2 ст. 66 УК (приготовление к преступлению), то наказание не может превышать 10 лет лишения свободы. На практике был актуален вопрос о том, являются ли в этом случае 10 лет одновременно и верхним, и нижним пределом или же это теперь лишь верхний предел льготной санкции. В первом случае назначить наказание ниже 10 лет можно было только при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 УК. Но такой подход не позволял индивидуализировать наказание, учесть смягчающие обстоятельства, личность виновного, применить иные льготные правила, то есть был несправедливым и негуманным. Поэтому Пленум разъяснил, что в данных случаях также образуется льготная санкция, верхний предел которой совпадает с низшим пределом общей санкции. В итоге в нашем примере мы получаем льготную санкцию от 2 месяцев до 10 лет лишения свободы со всеми вытекающими из такого подхода последствиями. В частности, дальнейшие льготы должны применяться уже к 10 годам, а не к 20. Например, при применении ч. 1 ст. 62 УК (льгота при явке с повинной) мы получим уже второй «ряд» льготной санкции — от 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев, а если применить ч. 2 ст. 62 УК (льготу при досудебном соглашении) — санкцию до 5 лет лишения свободы.

Третий вид льготной санкции.

Третий вид льготной санкции возникает в случаях, когда в результате применения льготных правил наказание, которое может быть назначено осужденному, оказывается менее строгим, чем низший предел общей санкции. Этой ситуации посвящен абзац второй п. 34 постановления № 58. В данном случае образуемая льготная санкция вообще не пересекается с общей, то есть мы находимся за ее нижними пределами. Например, общая санкция от 7 до 12 лет лишения свободы. При применении льготного правила ч. 2 ст. 62 УК (правило досудебного соглашения) лишение свободы не должно превышать 6 лет.

В этом случае некоторые суды тоже считали, что 6 лет являются и верхним, и нижним пределом одновременно (получалась абсолютно определенная санкция). Однако применение при толковании принципа гуманизма, как и в предыдущих случаях, позволил Пленуму предложить другой подход, при котором 6 лет следует признавать верхним пределом льготной санкции, а нижним — 2 месяца.

Пункт 48 постановления № 58, посвященный вопросам назначения наказания при рецидиве преступлений, также изменился. В этом пункте (в первом абзаце) Пленум уточнил, что общее правило о том, что наказание при рецидиве преступлений не может быть ниже низшего предела санкции соответствующей статьи, подлежит применению только к оконченным преступлениям.

Новой является позиция (второй абзац), согласно которой при любом виде рецидива преступлений срок наказания за неоконченное преступление может быть ниже низшего предела санкции соответствующей статьи Особенной части УК. Причем ссылка на ст. 64 УК не требуется. Это разъяснение касается только тех случаев, когда в результате применения правил ст. 66 УК верхний предел наказания, которое может быть назначено осужденному в результате применения этой нормы, совпадает с низшим пределом наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, либо оказывается менее строгим, чем этот предел. Например, при назначении наказания по ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 228.1 УК максимальный срок наказания при наличии рецидива преступлений составляет 10 лет (с учетом правила об 1/2 за приготовление к преступлению), а минимальный (с учетом правила об 1/3 при рецидиве преступлений) — 3 года 4 месяца лишения свободы.

Если лицо совершило покушение на сбыт наркотического средства в крупном размере (ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК), максимально возможный размер наказания составит 15 лет лишения свободы, минимальный — 10 лет лишения свободы. В этом случае при рецидиве преступлений с учетом положений ч. 2 и 3 ст. 68 УК наказание может быть назначено от 10 до 15 лет лишения свободы, несмотря на то что 1/3 часть наказания составит 5 лет, то есть ниже санкции ч. 4 ст. 228.1 УК. В данном случае при назначении наказания ниже 10 лет необходимо применять правила ст. 64 УК. Таким образом, правовая позиция, сформулированная во втором абзаце п. 48 постановления № 58, не распространяется на указанные случаи.

Кроме того, в абзац первый п. 49 постановления № 58 добавлено указание на ч. 3 ст. 68 УК. Это сделано для того, чтобы внести ясность в вопрос о том, распространяется ли изложенная в данном пункте правовая позиция по вопросу о правилах исчисления 1/3 на случаи, о которых речь идет в ч. 3 ст. 68 УК. Ранее была ссылка только на ч. 2 ст. 68 УК, что порождало неоднозначное толкование у судов. Теперь ясность есть — распространяется.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Защита по уголовным делам по ст. 318 УК РФ

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 года № 48 отражает произошедшие в законодательстве изменения; многие позиции ранее уже были изложены в иных постановлениях Конституционного и Верховного судов. Это свидетельствует о намерении Пленума ВС РФ скорее собрать существующие разъяснения в едином документе, чем разъяснить новые вопросы.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 16 (ред. от 29.06.2021)

      «О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 01.07.2021 N 285-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 12.07.2021)

      «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)

    • Указ Президента РФ от 17.05.2021 N 286

      «Об обеспечении безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге» (вместе с «Положением о межведомственном оперативном штабе по обеспечению безопасности при проведении мероприятий чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года в г. Санкт-Петербурге»)

    • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

      «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    Все документы >>>

    Новые подходы Верховного Суда РФ к освобождению от уголовной ответственности

    • Приказ Генпрокуратуры России от 16.06.2017 N 402 (ред. от 23.12.2019)

      «Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е «Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях», а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е»

    • Приказ Генпрокуратуры России от 23.12.2019 N 890

      «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 «Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е «Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях», а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е»

    • Приказ Генпрокуратуры России от 19.11.2019 N 804

      «О внесении изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2018 N 393 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-ФЭТ»

    Все документы >>>

    • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/373@ (ред. от 30.07.2021)

      «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»

    • Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2021 года

    • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями на 2021 год. Номер-код вида спорта: 1490007711Я

      (утв. Минспортом России 04.02.2021, Общероссийской общественной организацией «Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями») (ред. от 15.07.2021)

    Все документы >>>

    Объективность данного преступления в том, что один явно уничижительно отнёсся к другому, в период исполнения воинского долга.

    Выражается негативное отношение виновного к потерпевшему, с конкретными действиями унижающего характера. Происходят без понуждения к несоблюдению служебных обязанностей, без желания иметь личный статус выше, чем у других сослуживцев. Противоправные действия совершаются голосом, в текстовой форме, неприличной жестикуляцией и физическим воздействием.

    Объективные признаки характеризуются унижением объекта, без насильственных действий (срывание с форменного обмундирования погон со знаками различия, форменной фуражки либо иного головного убора, плевок на форму и другие), не причинивших ущерба состоянию здоровья пострадавшего или когда такие действия не отнесены к избиению, издевательству.

    1. Уставы Вооруженных Сил РФ содержат четкие требования об уважении личности военнослужащих, недопустимости унижения их личного достоинства, соблюдении правил воинской вежливости и отдания чести.

    2. Объектом преступного посягательства является порядок соблюдения воинской чести и уважения личного достоинства военнослужащих во время исполнения или в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

    3. С объективной стороны под оскорблением понимается унижение чести и достоинства военнослужащего, выраженное в неприличной ненасильственной форме (например, плевок, пощечина, срывание погон, других знаков отличия и т.п.). Для состава преступления достаточно на словах или ненасильственным действием унизить честь и достоинство военнослужащего во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы.

    4. Ответственность за оскорбление одним военнослужащим другого, когда они не находятся при исполнении обязанностей военной службы и противоправные действия совершены не в связи с исполнением обязанностей военной службы, а на почве личных отношений, может наступать по общеуголовной ст. 130 (например, оскорбление, нанесенное на почве ревности, когда военнослужащие находились на семейном вечере).

    5. Оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы предусматривается в ч. 2 коммент. статьи, и УО за его совершение является более строгой.

    6. С субъективной стороны деяние может быть совершено с прямым умыслом.

    7. Субъектом оскорбления, квалифицируемого по ч. 1, может быть любой военнослужащий независимо от его звания и служебного положения, а квалифицируемого по ч. 2 — либо начальник, либо подчиненный по отношению к потерпевшему.

    8. Деяния, описанные в статье, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

    1. Объективная сторона преступления состоит в оскорблении, т.е. в унижении чести и достоинства одним военнослужащим другого, выраженном в неприличной форме. Оскорбление может быть устным (вербально, с употреблением нецензурных выражений), письменным (словесно, графически, посредством электронных средств связи) или конклюдентным (неприличные жесты, знаки, нанесение пощечины и др.).

    Если оскорбление было совершено одним военнослужащим в адрес другого не во время исполнения или не в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, ответственность наступает не по данной норме, а по ст. 130 УК РФ.

    2. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 336 УК, является военнослужащий, не находящийся в отношениях подчиненности с потерпевшим. По ч. 2 ст. 336 УК РФ субъектом, напротив, будет выступать либо военнослужащий, находящийся в подчинении оскорбляемого начальника, либо начальник, оскорбляющий подчиненного военнослужащего.

    Постановления Пленумов Верховного Суда по уголовным делам

    1. Основным непосредственным объектом преступления является закрепленный в законах, уставах, иных правовых актах порядок взаимоотношений между военнослужащими. Дополнительный непосредственный объект — честь и достоинство военнослужащего.

    Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, является преступлением небольшой тяжести.

    2. С объективной стороны преступление выражается в оскорблении, нанесенном одним военнослужащим другому во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы. Это означает отрицательное отношение виновного к личности потерпевшего, унижение его чести и человеческого достоинства. Оно не связано с предъявлением к нему тех или иных требований, принуждением к нарушению обязанностей военной службы, стремлением виновного добиться для себя привилегированного положения в воинском коллективе.

    Основной объект преступления — установленный порядок воинских уставных взаимоотношений. Дополнительный объект — честь и достоинство военнослужащего.

    Статья 336 УК РФ, устанавливающая ответственность за оскорбление военнослужащего, является специальной нормой по отношению к ст. 130 УК РФ, предусматривающей ответственность за оскорбление.

    Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.

    Объективная сторона преступления состоит в оскорблении одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы.

    Оскорбление может быть осуществлено военнослужащим, равным оскорбляемому по должности или званию (ч. 1 ст. 336 УК РФ), подчиненным начальника или начальником подчиненного (ч. 2 ст. 336 УК РФ).

    Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

    Унижение чести и достоинства означает негативную оценку личности, ее социальных, моральных, нравственных и других качеств, выраженную в действиях, которые не приняты в обществе (пощечина, плевок в лицо, толчок, срывание погон, других знаков различия и т.п.), дискредитацию личности в глазах окружающих.

    Если военнослужащий в процессе оскорбления причиняет другому военнослужащему вред здоровью любой степени тяжести, содеянное перерастает в более тяжкое преступление и квалифицируется по соответствующей специальной норме.

    Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.

    Для рассматриваемого состава преступления необходимо, чтобы оскорбление было осуществлено во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы.

    Место совершения преступления (например, на территории воинской части или за ее пределами) на квалификацию деяния не влияет. Не имеет значения для состава преступления и присутствие или отсутствие третьих лиц в момент оскорбления. Кроме того, оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.

    Время исполнения обязанностей военной службы определяется исходя из факта исполнения потерпевшим военнослужащим обязанностей в момент совершения преступления. Это может быть исполнение должностных обязанностей, исполнение приказа начальника, исполнение обязанностей дежурного, дневального и т.д.

    В частности, в соответствии со ст. 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях:

    а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

    б) исполнения должностных обязанностей;

    в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

    г) участия в учениях или походах кораблей;

    д) выполнения приказа (приказания) или распоряжения, отданного командиром (начальником), и в других случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами (см. комментарий к ст. 333 УК РФ).

    Объективная сторона преступления может быть выполнена и в иное время, но в этом случае для наличия состава преступления необходимо, чтобы оскорбление было совершено в связи с исполнением обязанностей военной службы, например из мести за их исполнение. Иными словами, мотивация поведения (оскорбления) должна быть связана с фактом исполнения потерпевшим обязанностей военной службы.

    Оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.

    По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.

    Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство другого военнослужащего, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим обязанностей военной службы обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация — связь с исполнением обязанностей военной службы.

    Состав оскорбления военнослужащего по ряду признаков совпадает с составом нарушения уставных правил взаимоотношений (ст. 335 УК РФ), поскольку последнее деяние также связано с унижением чести и достоинства военнослужащего.

    Разграничение между указанными составами можно провести по субъективной стороне, а именно по направленности умысла виновного. При оскорблении стремление унизить честь и человеческое достоинство потерпевшего является конечной целью противоправных действий. При этом сами такие действия не связаны с предъявлением к потерпевшему тех или иных требований, принуждением к нарушению обязанностей военной службы и т.д.

    При нарушении уставных правил взаимоотношений унижение чести и достоинства потерпевших является средством (способом) достижения иных целей, в частности обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев и т.д.

    1. Объективную сторону преступления составляет:

    1) отрицательная оценка личности потерпевшего как военнослужащего и гражданина;

    2) унижение его репутации в глазах окружающих;

    3) дискредитация его человеческого достоинства и воинского звания.

    Неприличная форма оскорбления состоит в унижении чести и достоинства в циничных выражениях или действиях, противоречащих общепризнанным нормам нравственности, требованиям морали и этики.

    Преступление может быть совершено не только в расположении воинской части и в служебное время, но и в ином месте и в другое время. Если оскорбление нанесено на почве личных взаимоотношений между военнослужащими, то оно не может быть признано воинским преступлением.

    2. Субъективная сторона предполагает наличие прямого умысла.

    3. Субъект преступления — военнослужащий, не находящийся с потерпевшим в отношениях подчиненности, а также гражданин, пребывающий в запасе, во время прохождения им военных сборов.

    4. Квалифицирующим признаком является оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы.

    1. Воинские уставы содержат четкие требования об уважении личности военнослужащих, соблюдении правил воинской вежливости, недопустимости унижения их чести и личного достоинства.

    2. Комментируемая статья предусматривает ответственность за два вида преступления: 1) оскорбление одним военнослужащим другого; 2) оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного. В обоих случаях преступление совершается во время или в связи с исполнением обязанностей военной службы.

    3. Оскорбление как преступление против военной службы отличается от общеуголовных преступлений тем, что оно нарушает закрепленный в уставах порядок воинских отношений. Оно может быть совершено как в расположении воинской части, так и вне ее, как в служебное время, так и во время нахождения в увольнении, отпуске, командировке и т.п. Однако независимо от места и времени совершения по ст. 336 следует квалифицировать оскорбление, которое нанесено в связи с исполнением виновным или потерпевшим обязанностей военной службы. Поэтому оскорбление, нанесенное на почве личных взаимоотношений военнослужащих (например, на почве ревности, из зависти, личной неприязни и т.п.), не может быть признано преступлением против военной службы.

    4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При этом виновный осознает, что унижает честь и достоинство другого военнослужащего, начальника или подчиненного, и желает этого.


    1. Объектом посягательства являются отношения, связанные с соблюдением и охраной воинской чести.

    2. Общее понятие оскорбления содержится в ст. 130 УК. Однако оскорбление будет являться воинским преступлением только в том случае, если оно имеет воинскую природу: нанесено одним военнослужащим другому во время исполнения или в связи с исполнением виновным или потерпевшим обязанностей военной службы. Оскорбление военнослужащих на почве личных отношений вне сферы служебной деятельности следует квалифицировать по общей норме — по ст. 130 УК.

    В отличие от ст. 335 УК (в которой также упоминается унижение чести и достоинства, но специальными способами) оскорбление, предусмотренное ст. 336, выражается в отрицательном отношении виновного к личности потерпевшего, унижении его чести и человеческого достоинства, оно не связано с предъявлением к нему конкретных требований, с принуждением к нарушению обязанностей военной службы, со стремлением виновного добиться для себя привилегированного положения в воинском коллективе.

    Под унижением чести и достоинства понимаются отрицательная оценка личности военнослужащего, унижение и дискредитация его репутации, человеческого достоинства, воинского звания и должностного положения. Такое оскорбление может быть совершено устно, письменно, различными физическими действиями (пощечина, плевок, срывание погон и знаков различия и т.п.) Неприличной формой оскорбления является унижение чести и достоинства, выраженное в действиях, противоречащих общепринятым нормам морали и нравственности, нормам воинских правоотношений.

    3. С субъективной стороны преступление является умышленным.

    4. Субъектом преступления по ч. 1 комментируемой статьи является любой военнослужащий, не состоящий с потерпевшим в отношениях подчиненности. Часть 2 ст. 336 в качестве субъекта предполагает в равной мере как начальника, действующего против подчиненного, так и подчиненного, оскорбляющего начальника.

    Статьей 331 УК РФ определено, что преступлениями против военной службы признаются предусмотренные Главой 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

    Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся:

    • офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
    • сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

    Неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ)

    Непосредственным объектом данного состава преступления являются общественные отношения, регулирующие порядок подчиненности при исполнении обязанностей военной службы. Отношения подчиненности урегулированы Уставом внутренней службы и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495).

    Статьей 39 Устава внутренней службы закреплено, что приказ – распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение. Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники). Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

    Объективная сторона преступления выражается в бездействии – неисполнении приказа, его неполном или неточном исполнении. Приказ, подлежащий исполнению, должен быть отдан в установленном порядке и надлежащим лицом. При этом подчиненный должен иметь возможность выполнить приказ, поскольку отсутствие такой возможности исключает наличие состава преступления.

    По конструкции объективной стороны состав преступления является материальным и наступает в случае причинения существенного вреда интересам службы либо при наступлении тяжких последствий.

    Субъект преступления специальный – военнослужащий, проходящий военную службу, либо гражданин, пребывающий в запасе, во время прохождения военных сборов, которому отдан приказ.

    С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 и 2 ст. 332 УК РФ, может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 332 УК РФ, исходя из диспозиции статьи, совершается с косвенным умыслом.

    Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ)

    Данная статья закрепляет два состава преступления: сопротивление начальнику и принуждение начальника к нарушению обязанностей военной службы.

    Составы преступлений являются двуобъектными. Основным непосредственным объектом являются общественные отношения, регулирующие порядок подчиненности при прохождении военной службы, а дополнительным непосредственным объектом – общественные отношения, охраняющие личную неприкосновенность человека, его здоровье, честь и достоинство.

    Указанное преступление предполагает наличие потерпевшего – начальника.

    С объективной стороны сопротивление начальнику представляет собой действие, направленное на неповиновение правомерным требованиям начальника, направленным на пресечение нарушения порядка прохождения военной службы, т.е. воспрепятствование выполнению начальником своих обязанностей по службе.

    Принуждение начальника с объективной стороны выражается в действии, направленном на понуждение начальника нарушить возложенные на него обязанности и действовать в интересах виновного либо вопреки интересам службы.

    По конструкции объективной стороны состав преступления является формальным. Преступление считается оконченным с момента оказания насильственного сопротивления или принуждения.

    Субъект преступления специальный – военнослужащий, проходящий военную службу, либо гражданин, пребывающий в запасе, во время прохождения военных сборов, находящийся в подчинении потерпевшего.

    С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом.

    Насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК РФ)

    Данный состав преступления является двуобъектным. Основным непосредственным объектом являются общественные отношения, регулирующие порядок подчиненности при прохождении военной службы, а дополнительным непосредственным объектом – общественные отношения, охраняющие личную неприкосновенность и здоровье человека.

    Потерпевшими от преступления могут быть начальники по служебному положению (по занимаемой должности) или по воинскому званию.

    Такие же действия в отношении равных по воинскому званию при отсутствии между ними отношений подчиненности квалифицируются по ст. 335 УК РФ.

    Объективная сторона преступления характеризуется нанесением побоев или применением иного насилия (охватывающего легкий вред здоровью, а также действия, связанные с причинением физической боли либо с ограничением свободы) в отношении начальника, который находится при исполнении служебных обязанностей, либо в связи с исполнением этих обязанностей.

    По конструкции объективной стороны состав преступления является формальным. Преступление считается оконченным с момента нанесения побоев или применения иного насилия вне зависимости от времени наступления общественно опасных последствий.

    1. Объективная сторона преступления состоит в оскорблении, т.е. в унижении чести и достоинства одним военнослужащим другого, выраженном в неприличной форме. Оскорбление может быть устным (вербально, с употреблением нецензурных выражений), письменным (словесно, графически, посредством электронных средств связи) или конклюдентным (неприличные жесты, знаки, нанесение пощечины и др.).

    Если оскорбление было совершено одним военнослужащим в адрес другого не во время исполнения или не в связи с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, уголовная ответственность исключается.

    2. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 336 УК, является военнослужащий, не находящийся в отношениях подчиненности с потерпевшим. По ч. 2 ст. 336 УК субъектом, напротив, будет выступать либо военнослужащий, находящийся в подчинении оскорбляемого начальника, либо начальник, оскорбляющий подчиненного военнослужащего.

    ОБЗОР
    судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими

    В связи с принятием и дальнейшим совершенствованием Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК) разъяснения, дававшиеся Военной коллегией в обзорах судебной практики по делам о воинских преступлениях, отчасти утратили свою актуальность.

    Во многом повлияло на практику рассмотрения военными судами уголовных дел о преступлениях против военной службы, а также о некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими, существенное изменение законодательства о статусе военнослужащих и порядке прохождения военной службы, об обороте оружия, других отраслей.

    Это и обусловило необходимость подготовки данного обзора, в процессе работы над которым использованы материалы, представленные окружными и флотскими военными судами.

    В статье 331 УК представлены два родовых признака состава преступления против военной службы — его объект и субъект.

    Родовым (специальным) объектом преступлений, перечисленных в главе 33 УК, является установленный порядок прохождения военной службы.

    Этот порядок определен в Федеральных законах «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», других федеральных законах, нормативных правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, Уставах Вооруженных Сил, которые, наряду с Конституцией и международными договорами Российской Федерации, составляют правовую основу воинской обязанности и военной службы*.

    Статья 336 УК РФ. Оскорбление военнослужащего

    Насильственные действия начальника в отношении подчиненного, не подпадающие под признаки сопротивления, принуждения или оскорбления, квалифицировались ранее по ст.260 УК РСФСР (злоупотребление, превышение или бездействие власти).

    Глава 33 действующего Уголовного кодекса специальных норм о воинских должностных преступлениях не содержит.

    Между тем, преступность таких деяний не устранена. Ответственность за них в настоящее время наступает на основании ст.286 УК (общей нормы о превышении должностных полномочий).

    К воинским должностным лицам в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации относятся, прежде всего, начальники по должностному положению или по воинскому званию (ст.31 Устава внутренней службы ВС РФ), которые наделены правом отдавать подчиненным приказы и требовать их исполнения, то есть осуществляют организационно-распорядительные функции.

    Относительно первой категории лиц, являющихся начальниками в силу занимаемой должности, в практике каких-либо разночтений нет. Повсеместно они признаются должностными лицами и, соответственно, субъектами перечисленных в главе 30 УК преступлений.

    Решая конкретное дело, суд осуществляет толкование закона. Это судебное (правоприменительное, или каузальное) толкование.

    Прецеденты Верховный Суд РФ (ВС) являются наиболее авторитетным примером правоприменительной практики для нижестоящих судов

    Из последних прецедентов привлечения к уголовной ответственности по уголовным делам о хулиганстве приведем апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС от 8 декабря 2015 года

    Обстоятельства уголовного дела в части хулиганства:

    Посетитель, находясь в нетрезвом состоянии в кафе, отказывался уходить. На предложение покинуть заведение дал собаке команду «фас», собака (будучи на поводке) дернулась в сторону потерпевшего, который угрозу воспринимал реально.

    Суд за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ, приговорил такого посетителя к 1 году исправительных работ с удержанием в доход государства 10% из заработка. Осужденный не был согласен с приговором, но Верховный суд признал обоснованной оценку суда в части вывода о квалификации действий осужденного как хулиганство, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия — собаки, которая по своим характеристикам относится к бойцовской породе и может представлять опасность для жизни и здоровья человека, что, как следует из показаний потерпевших, воспринималось ими реально.

    В прежний исторический период в нормативных актах не предусматривалось существенной разницы между уровнем общественной опасности злоупотребления властью и превышения полномочий, между халатностью и бездействием должностных лиц. Это отражалось в наказаниях по основным и квалифицированным составам.

    Как показывает практика, излишне абстрактное описание, не содержащее четких критериев, допускает достаточно широкие пределы для рассмотрения дел судом.

    Фактически это противоречит В связи с этим в процессе последующего реформирования российского уголовного законодательства от таких формулировок было решено отказаться.

    Деяния, которые указаны выше, могут быть совершены:

    1. С использованием насилия.
    2. Причинением ущерба здоровью.
    3. С использованием спецсредств либо оружия.

    В этих случаях ст. 286 ч. 3 УК РФ устанавливает тюремное заключение на 3-10 лет. При этом виновный будет лишен права заниматься некоторыми видами деятельности и пребывать на ряде постов до 3 л.

    Она состоит в совершении служащим действий, которые в первую очередь явно выходят за рамки его обязанностей. Во-вторых, его поведение влечет существенный вред, следующий из нарушения прав и ущемления интересов организаций и граждан, государства и общества.

    Кроме этого, объективную часть преступления формирует причинная связь между неправомерным действием и последствиями. Отграничивая злоупотребление и превышение полномочий, необходимо учесть, что в первом случае лицо вопреки служебным интересам незаконно использует вверенную ему власть.

    Во втором же субъект совершает действия, явным образом выходящие за рамки его обязанностей. Они относятся к компетенции иного лица или могут реализовываться виновным при особых обстоятельствах. Последние должны быть указаны в законодательном или ином нормативном акте.

    К примеру, это может быть совершение действий в случае обоснованного риска или для предупреждения более существенного вреда без выхода за пределы крайней необходимости. Неправомерными считаются также деяния, которые ни один субъект ни при каких условиях не вправе совершать.

    К ним относят, например, выход за рамки установленных мер в ходе противоправное поведение, выражающееся в применении насилия над подчиненным. Именно это подразумевает статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий должно быть очевидным и бесспорным для виновного. В этом случае преступление квалифицируется по рассматриваемой норме.

    Что грозит за оскорбление военнослужащего по статье 336 УК РФ

    По ст. 286 УК РФ (в новой редакции) в качестве существенного нарушения прав и ущемления интересов государства, общества, организаций либо граждан следует понимать ряд негативных последствий. Они связаны с:

    • Нарушением конституционных прав граждан.
    • Причинением имущественного, физического либо личности.
    • Нарушением нормальной деятельности предприятия, организации, учреждения, приведшее к продолжительному перерыву либо приостановлению работы и так далее.

    Вопрос о существенности приведенных выше нарушений решается в соответствии с конкретными обстоятельствами дела.

    Устанавливает наказание за деяния, которые могут совершаться не только при выполнении лицом своих обязанностей в качестве представителя власти.

    Противоправность поведения может проявляться и при реализации им функций административно-хозяйственного или организационно-распорядительного характера.

    В этом, собственно, состоит отличие состава преступления, который предусматривает 286 статья УК РФ, от прочих преступлений, которые также могут быть связаны с выходом субъекта за пределы своей компетенции в поведении. Примером может служить ст. 302 Кодекса.

    Для квалификации преступления по составам, которые предусматривает 286 статья УК РФ, нужно в первую очередь выяснить, какой закон либо нормативный акт регламентирует компетенцию виновного. Кроме этого, следует установить, в чем конкретно выражался выход за ее пределы. При отсутствии в процессуальных документах обоснований ответственность по рассматриваемой статье не наступает.

    286 для виновных наказания исключительно за действия. При этом они могут совершаться с косвенным либо прямым умыслом. В качестве мотивов совершения преступления могут выступать разнообразные стремления.

    Это может быть зависть, корысть, карьеризм. Некоторые действия совершаются в целях формирования видимости благополучия либо для создания ложного представления об истинных намерениях виновного.

    В последнем случае подразумевается поведение в так называемых «служебных интересах».

    Статья 336. Уголовного кодекса РФ. Оскорбление военнослужащего

    • 15 оценили материалы

    • 3 в избранном

    • 21

      В июне 2011 года наш Доверитель заключил с гражданкой П. договор займа с залогом своего транспортного средства. Так уж получилось, что отдать вовремя не смог, гражданка П. подает в суд, получает исполнительный лист.

      Налицо — гражданско — правовые отношения и исполнительное производство.

      Судебный пристав — исполнитель арестовывает машинку, описывает ее, помещает на охраняемую стоянку, передает на ответственное хранение взыскателю — гражданке П.

      Но вот беда — неустановленное лицо садится в эту самую арестованную машину и свободно уезжает со стоянки. Гражданка П. и ее муж — бывший опер, решив подключить свои старые связи, вызывают сотрудников отдела розыска АМТС УМВД г. Владимира — мол уголовщина, угон!

      Доблестные миллиционеры и лично стопятидесятикиллограмовый начальник отдела Щеткин Сергей задерживают на 3 часа нашего Доверителя, берут с него объяснение — тот в отказе по ст. 51 Конституции РФ. Дознаватель УМВД г.

      Владимира Шамаев Сергей (вызывает во мне одно только сожаление) возбуждвает уголовное дело не в отношении конкретного лица (ст. 158 УК РФ «Кража», ст. 166 УК РФ «Угон»), а по факту самоуправства — ст. 330 УК РФ., гражданку П.

      признают потерпевшей.

      В процессе дознания мы указываем дознавателю, что пристав незаконно наложила арест на машину, т.к. транспортное средство в свое время покупалось в кредит, то и находится сейчас в залоге у банка. А потому арестовывать его нельзя, настоящий потерпевший — это наш Доверитель — собственник ТС и залогодержатель — банк.

      Со второго раза (жалоба в прокуратуру и в суд) мы добились прекращения уголовного дела, переведя его, как и положено, в гражданско-правовую плоскость.

      Очередной проблемой, мешающей эффективному применению статьи 330 УК, считается «оспаривание» правомерности деяний субъекта, осуществляющего самовольное изъятие чужой собственности. «Оспаривание» является обязательным признаком объективной стороны при квалификации данного преступления.

      Как должно быть выражено «оспаривание»? Судебные органы не дают однозначного ответа на этот вопрос. Встречается такое определение «оспаривания» — это заявление пострадавшей стороны о нарушении действительных или предполагаемых прав самоуправными действиями другой стороны. Другие юристы считают такую трактовку несовершенной.

      Исходя из этого определения «оспаривания», следует, что при отсутствии заявления от потерпевшего, ему нельзя рассчитывать на защиту своих прав, так как уголовная ответственность виновного наступает после подачи заявления потерпевшей стороной. Некоторые юристы считают, что термин «оспаривание» следует заменить.

      Рекомендуют нейтральные понятие, например, «согласие» или «одобрение».

      Правоведы считают, что правоохранительные структуры излишне строги в мелочах, особенно по делам с применением ст.330 УК. Верховному суду после одного примечательного прецедента пришлось пояснять судебным вершителям, какое наказание применять к мелкому самоуправству.

      В судебных обзорах высшая судебная инстанция вынуждена постоянно повторять, как судьям следует вникать в суть по делам о самоуправных деяниях, как распознавать несущественные проступки, формально подпадающие под уголовное преступление.

      Для наглядности был приведен пример о гражданине, нашедшем патрон, который в результате судебного разбирательства был наказан за незаконное хранение боеприпасов. Для решения проблемы по разграничению самоуправных действий от административного проступка юристы предлагают внести в УК четкие признаки «существенного ущерба».

      В аналогичных статьях о посягательствах на собственность такие четкие грани определены. Отличие самоуправства от таких статей состоит в том, что виновник восстанавливает свои права насильственным способом, самовольно и в обход закона.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *