Штраф за нарушение срока перечисления дсв
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за нарушение срока перечисления дсв». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
-
представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
-
представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:
-
налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
-
отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).
В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.
28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.
Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:
-
налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
-
в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
-
налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:
-
отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
-
сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
-
пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.
Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.
В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц, со дня для подачи справки 6-НДФЛ | п. 1.2 ст. 126 НК |
Ответственность должностных лиц | от 300 до 500 рублей | ст. 15.6 КоАП |
Дополнительное последствие | Несдача справки ведёт к блокировке банковского счёта, если со дня срока предоставления 6-НДФЛ прошло 10 рабочих дней | п. 3.2 ст. 76 НК |
Штрафы за отчетность в ПФР в 2020 году будут взыскивать по новым правилам
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | За непредоставление формы организация заплатит 5% от суммы взноса, который не был уплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 рублей. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам | п. 1 ст. 26.30 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ |
Ответственность должностных лиц | Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей | ч. 2 ст. 15.33 КоАП |
Для подтверждения ОКВЭД в ФСС необходимо предоставить следующие документы:
- справку, подтверждающую основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
- заявление, подтверждающее основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
- пояснительную записку к отчётности — не относится к малым предприятиям и ИП.
Вид наказания | Последствия | Основание |
Штраф для организации | нет | |
Ответственность должностных лиц | нет | |
Дополнительное последствие | За несданный документ ФСС устанавливает тот тариф, который предусмотрен для деятельности с максимально высоким классом профессионального риска | п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства от 01.12.2005 № 713 |
Вид наказания | Последствия | Основание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Штраф для организации | Несвоевременная сдача формы, искажённые или неверно переданные сведения — 500 рублей за каждое застрахованное физлицо. Если в формах СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ допущена ошибка, на исправление даётся 5 рабочих дней с момента получения протокола от ПФР. С компании могут взыскать от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, если сотруднику не выдана выписка из СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в течение:
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции. Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание. Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности. Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:
Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно. Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств. То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие. Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:
Ответственность по Налоговому кодексуПрежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП. К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:
То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС. В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:
Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей. При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика. Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.
Для удобства мы объединили все сроки сдачи в таблицу.
Читайте в статье «Какой код выполняемой функции указать в СЗВ‑ТД», как выбрать правильный код для графы «Код выполняемой функции». Елена Кулакова, эксперт Контур.Экстерна, Вероника Брагина, Статья подготовлена по материалам рубрики «Вопросы экспертам» В отношении периодов до 2017 года точка зрения чиновников и судей едина: плательщика страховых взносов в ПФР нельзя привлечь к штрафу, если взносы исчислены правильно, но они уплачены не полностью или не уплачены вовсе. Начисляются только пени. Аргументируют такую точку зрения следующие обстоятельства:
Аналогичный подход имеет место в отношении авансов, уплачиваемых по взносам. Подробнее об этом – в материале «Ошибки в ежемесячных авансах по взносам – не повод для штрафа». С 2017 года в части последствий, наступающих в результате несвоевременной оплаты, страховые взносы приравнены к налогам, и на это, в частности, теперь имеется прямое указание в тексте п. 1 ст. 122 НК РФ. Т. е. начисление штрафа оказывается возможным только в ситуациях, когда сумма взносов оказалась заниженной и вызвано это одним из следующих обстоятельств:
Если же искажений в расчете нет, то при несвоевременной уплате взносов правомерными будут только пени (письмо Минфина России от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912). О действиях, позволяющих избежать штрафа по ст. 122, читайте в статье «Ст. 122 НК РФ (2017): вопросы и ответы».
По текущему законодательству каждый гражданин может самостоятельно увеличивать свою будущую пенсию, для чего перечисляются дополнительные взносы на накопительную часть. Процедура может выполняться самостоятельно или через работодателя. Если на основании трудового договора руководитель компании перечисляет средства, то он дополнительно составляет отчет ДСВ-3 НСО, который сдается в отделение ПФ по месту работы. Взносы перечисляются только при добровольном решении сотрудника. Для этого работник первоначально составляет заявление, передающееся работодателю. Сейчас в Российской Федерации действуют две основных пенсионных системы — обязательное пенсионное страхование, которое сейчас направляется все на формирование страховой пенсии, а также система накопительного пенсионного страхования, которая из-за заморозки может быть использована сотрудниками только в добровольном порядке в рамках проведения дополнительных отчислений сверх нормы в ПФР, негосударственные пенсионные фонды и иные управляющие организации. За каждого работника, который фактически делает часть отчислений на накопительную пенсию, как по инициативе самого сотрудника, так и по инициативе работодателя, необходимо подавать в Пенсионный фонд соответствующую отчетность, чтобы гарантировать соблюдение прав трудящихся и возможность их воспользоваться своими пенсионными средствами, а также подтвердить их происхождение. При этом такая отчетность не является обязательной для всех без исключения российских работодателей, а применяется только в отдельных ситуациях. Поэтому следует заранее ознакомиться с данной системой подачи отчетности и основными принципами того, куда сдавать ДСВ-3 и как правильно заполнить форму. Регламентируется подача отчетности работодателями по форме ДСВ-3 рядом нормативно-правовых документов и актов, в частности:
ДСВАктуально на: 9 сентября 2021 г. Аббревиатура ДСВ встречается, пожалуй, не так часто. И далеко не все знают, что означает ДСВ. Расшифровка проста – дополнительные страховые взносы. Речь идет о взносах на накопительную пенсию, уплачиваемых (п. 3, 5 ст. 2 Закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ):
Если платить дополнительные взносы решил сам работник, то он должен подать заявление о добровольном вступлении в правоотношения по ОПС в целях уплаты дополнительных взносов на накопительную пенсию по форме ДСВ-1 (утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 28.07.2008 N 225п) в территориальное отделение ПФР напрямую, через МФЦ или своего работодателя (ч. 1 ст. 3, ч. 1, 3 ст. 4 Закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ). В заявлении при этом указывается, какую сумму работник желает ежемесячно перечислять в ПФР (ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ). Получив такое заявление от работника, работодатель должен в течение 3 рабочих дней направить его в отделение ПФР по месту регистрации в качестве страхователя. В том числе это можно сделать через МФЦ (ч. 4 ст. 4 Закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ). Если же ДСВ в ПФР в пользу работников платит работодатель, то это должно быть зафиксировано в отдельном приказе либо в трудовом или коллективном договоре (ч. 1 ст. 8 Закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ).
Форма ДСВ-1 Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии можно подать:
Прием заявлений об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии осуществляется с 1 октября 2008 года.
Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии производится с 1 января 2009 года. Порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса:
Какой штраф грозит за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам
Дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию (далее – ДСВ) – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ. В соответствии с законодательством работник может уплачивать ДСВ на накопительную пенсию самостоятельно либо доверить их уплату своему работодателю, путем удержания из зарплаты. Для этого работник представляет в бухгалтерию работодателя заявление, в котором указывает размер ДСВ в твердой денежной сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который нужно у него удерживать ежемесячно из зарплаты. Указанные заявления хранятся в бухгалтерии. Если работник желает прекратить выплату или изменить размер уплачиваемой им суммы ДСВ, он вновь представляет в бухгалтерию заявление. Работодатель, получивший заявление от работника об уплате ДСВ, осуществляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи такого заявления. Также с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи работником заявления о прекращении либо возобновлении уплаты ДСВ, работодатель соответственно прекращает либо возобновляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ. Собственные средства застрахованного лица – участника Программы софинансирования, направленные им самостоятельно или через своего работодателя на формирование пенсионных накоплений подлежат государственному софинансированию. Взнос работодателя – это средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ. Взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованных лиц, включаются в состав средств пенсионных накоплений застрахованных лиц и отражаются на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, точно также как и ДСВ, которые самостоятельно уплачивают застрахованные лица,( в том числе участники Программы государственного софинансирования) и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результаты от их инвестирования. Работодатель может принять решение отчислять дополнительные взносы из своих средств в пользу работников, уплачивающих ДСВ (взносы работодателя), тем самым повышая уровень будущего пенсионного обеспечения работников. Такое решение работодатель оформляет отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор. В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного работника прекращается со дня прекращения указанных правоотношений. Взносы работодателя, включенные в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы, не участвуют в Программе государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений (не софинансируются государством)! Сегодня взносы работодателя, направленные на увеличение пенсионного капитала своих работников, для многих предприятий и компаний стали частью соцпакета, и служат дополнительной мотивацией. Вместе с тем уплата взносов работодателя в пользу работников и самому работодателю дает ряд дополнительных преимуществ:
Работодатели должны перечислять в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации отдельными платежами и оформлять отдельные платежные поручения в отношении:
Информация в реквизитах платежных поручений заполняется в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Отчет по форме ДСВ-3 составляется только работодателями, которые платят за своих наемных специалистов добровольные взносы в разные НПФ или государственный фонд. Процедура выполняется на основании заявления, составленного работниками. Деньги берутся из официальной зарплаты сотрудников. При составлении реестров ДСВ-3 учитываются правила:
Если используется бумажный вариант, то все листы прошиваются и нумеруются.
Штраф за опоздание с расчетом по взносам надо поделить между тремя бюджетами и перечислить на разные КБК. Об этом сообщила ФНС в письме от 05.05.2017 № ПА-4-11/ , которое направила разработчикам программ для налогоплательщиков. КБК штрафа за несдачу расчета по взносам Налоговики разъяснили, что если для одного вида внебюджетного фонда действуют сразу несколько КБК, их нужно объединить в один. Как мы выяснили в службе, оговорка касается пенсионных взносов. Компании платят их по общему тарифу 22 % и дополнительному — за сотрудников, которые вправе досрочно выйти на пенсию. Штрафы за просрочку из дополнительных и общих пенсионных взносов нужно объединить в один и перечислить по КБК 182 1 0210 160. Образец платежного поручения по страховым взносам Если компания опоздала с расчетом, но заплатила взносы вовремя, штраф будет минимальный — 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ). Столько же компания заплатит, если штраф из взносов оказался меньше 1000 рублей. Рассматриваемый расчет по страховым взносам должен предоставляться в контролирующие службы должен предоставляться всеми страхователями, в качестве которых могут выступать компании или предприниматели, имеющие постоянный штат сотрудников. В тех случаях, когда в течение отчётного года страхователь не ведет активную деятельность и не начисляет финансовые вознаграждения в пользу работников, то он все равно должен осуществлять подачу отчета. Стоит напомнить, что в состав отчета в обязательном порядке включается титульный лист, а также разделы 1 и 2.1. Что касается остальных разделов, то в их строках проставляются прочерки за исключением тех случаев, когда в отчетном периоде имели место выплаты в пользу сотрудников и начисление взносов страхового характера. С начала января 2020 года все страховые и пенсионные взносы перешли под контроль территориальных налоговых служб. Для отчетности, начиная с первого квартала текущего года, предусматривается новый единый бланк, разработанный ФНС. В данном случае форма РСВ-1 перестает действовать. Но стоит отметить, что за расчет по 2020 году отчитываться нужно по старой установленной форме. Расчет по страховым взносам, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ обязаны подавать все страхователи, то есть юридические лица и предприниматели, у которых числятся сотрудники. РСВ необходимо подавать, даже если компания в отчетном периоде не вела деятельность и выплаты физическим лицам не производились. Подают РСВ в электронном или бумажном виде. Если в компании числится более 25 сотрудников, форма отправляется в электронном виде, если сотрудников меньше чем 25, отчет можно подготовить на бумаге. В прошлому году ФНС сама велела инспекторам снижать размеры штрафов во много раз. Служба разослала в регионы внутреннее письмо (есть в распоряжении «УНП»), в котором объяснила инспекторам, когда и во сколько раз снижать штраф за налоговые нарушения. Чтобы штраф снизили, нужно сослаться на смягчающие обстоятельства. Если есть хотя бы одно такое обстоятельство, инспекторы обязаны уменьшить штраф минимум вдвое (п. 3 ст. 114 НК РФ). Как поступать, если обстоятельств несколько, кодекс не разъясняет. ФНС приводит свою «формулу» для взысканий. Итог зависит от количества доводов, которые представит компания. За одно смягчающее обстоятельство ФНС предлагает снижать штраф в два раза, за два обстоятельства — в четыре раза, за три — в шесть раз. Если следовать формуле налоговиков, количество доводов надо умножить на два. Результат показывает, во столько раз уменьшится штраф. Например, можно просить о снижении штрафа в восемь раз, если у компании есть четыре смягчающих обстоятельства:
Список смягчающих обстоятельств смотрите ниже. Эти доводы учитывают суды, когда принимают решения в пользу компаний и снижают штрафы. Ревизоры тоже должны учитывать эти обстоятельства, тогда будет меньше судебных споров — рассчитывают в ФНС. Когда налоговики уменьшат штраф
Компаниям чаще всего удавалось снизить штрафы только в суде (постановления арбитражных судов Московского округа от 02.02.2016 № Ф05-19847/2015, Западно-Сибирского округа от 01.12.2015 № Ф04-25916/2015). Теперь появилось больше шансов вернуть деньги без обращения в арбитраж. Компании могут не ограничиваться списком, который приводит ФНС, потому что перечень смягчающих обстоятельств открытый (п. 3 ст. 112 НК РФ). Приводите максимум доводов, тогда можно отстоять больше денег. В прошлому году ФНС сама велела инспекторам снижать размеры штрафов во много раз. Служба разослала в регионы внутреннее письмо (есть в распоряжении “УНП”), в котором объяснила инспекторам, когда и во сколько раз снижать штраф за налоговые нарушения. ФНС приводит свою “формулу” для взысканий. Итог зависит от количества доводов, которые представит компания. За одно смягчающее обстоятельство ФНС предлагает снижать штраф в два раза, за два обстоятельства – в четыре раза, за три – в шесть раз. В рассматриваемой форме заполнению подлежат исключительно те разделы, в которых может быть указана какая-либо информация. Другими словами, если у плательщика один из разделов формы остается пустым, то соответствующие взносы не должны начисляться. В соответствии с этим такие разделы расчета не должны предоставляться. В соответствии с вышеуказанной информации страхователь должен в первую очередь оформить обязательные разделы и только после этого проставить на каждой конкретной странице документа нумерацию сквозного характера. Стоит отметить, что годовую отчетность за 2020 года не должны были подавать те индивидуальные предприниматели, которые не нанимали работников и не выплачивали зарплату с прочими финансовыми вознаграждениями физлицам. Что касается тех работодателей, которые осуществляли выплаты в течение прошлого года финансовых вознаграждений в полном размере и начислявших все страховые взносы по ОМС, то они должны заполнить все без исключения разделы расчета по форме РСВ-1. В титульном листе должна быть обязательно прописана следующая информация:
Если предприятие оформляет нулевую отчетность, то нужно проставить прочерк в графе со сведениями о числе застрахованных лиц. Зачастую рассматриваемый отчет подается только теми компаниями, у которых в штате числится только директор. В разделе о среднесписочном числе работников нужно проставить единицу. Если это не будет сделано, то инспекторы также наложат административный штраф. Если компания в течение отчетного периода не увольняла и не принимала на работу новых сотрудников, то количество человек будет соответствовать среднесписочной численности. Важно помнить о факте того, что каждое заинтересованное лицо может загрузить пример заполнения расчета с официального сайта ПФР или обратиться за консультацией к сотрудникам ближайшего отделения Фонда. Кроме того, с того же сайта может быть загружен специализированный модуль для самостоятельной проверки правильности составления документа. Налоговые нарушения и размеры штрафовСанкции прописаны в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Шаг 1. В верхней части документа указывается статус плательщика платежного документа. Заполнение 101 поля определено прил. Доброй ночи, дорогие форумчане. Впервые просрочила на один день сдачу отчета СЗВ-М Единственное, что меня радует, так это то, что у меня числится всего 3 работника. Пенсионный фонд прислал штраф, но в письме отсутствуют реквизиты. Подскажите новый КБК по штрафу за СЗВ-М. И какой ОКТМО нужно указывать: фирмы или Пенсионного фонда? Что будет, если в коде бюджетной классификации допустить ошибку? В течение какого времени нужно оплатить штраф в Пенсионный фонд? Имейте ввиду, что берется КБК не того периода, за который вы платите штраф или пени, а КБК того года, в котором вы это оплачиваете. Т.е. при уплате штрафов и пеней в 2015 году надо брать КБК из списка кодов на 2015 год. Штрафы за просрочку с отчетностью по страховым взносам прописаны в статье 119 Налогового кодекса. И для организации, и предпринимателя-работодателя размер штрафных санкций составляет 5 процентов от взносов, которые не заплатили в бюджет в срок. Это значит, что если вы несвоевременно подаете сведения на 5 человек, то вас оштрафуют на 2 500 руб., а если на 150 человек, то сумма составит 75 тысяч. Чем больше человек в штате организации или ИП, тем невыгоднее допускать нарушения. Как заполнить платежное поручение на штрафы? С этим вопросом время от времени сталкивается любой бухгалтер. Составление такого документа имеет свои нюансы. Как правильно оформить платежку на уплату штрафа? В чем особенности заполненияплатежки на перечисление санкций по страхвзносам? Где найти образец заполнения платежки для налоговой? Ниже рассмотрим несколько базовых терминов, используемых в статье: Плательщик Лицо, которое хочет перевести денежные средства получателю Получатель Лицо, которое получает денежные средства от плательщика Безналичный расчет Особый вид платежей, которые осуществляются без помощи человека, то есть в виде магнитного считывания, движения электронных сообщений и так далее ПФР Пенсионный фонд Российской Федерации Банк при расчетах обязательно должен по поручению плательщика перевести некую денежную сумму на счет, который укажет плательщик в любом банке. Штраф за несвоевременную сдачу РСВ в 2019 году грозит, даже если просрочка составила один день. Санкции грозят компании, ее должностным лицам и предпринимателю. Все наказания мы свели в таблицу. С 2019 г. введена в действие глава 34 НК РФ «Страховые взносы». Как следствие, произошли изменения в отчетности и остальных связанных нормативных документах, которые регулируют эту область. В Налоговом кодексе есть лимиты – максимальный штраф не может превышать 30 процентов от суммы неуплаченных взносов. Если взносы перечислили вовремя и в полном размере, то действует минимальный размер – 1000 рублей (ст. 119 НК РФ). Ошибка №2: В платежном поручении первыми тремя цифрами КБК оказались «392» из-за того, что платеж производился по уточненному расчету за 2016 год. Комментарий: Несмотря на то, что перечисление страхового взноса производилось за 2016 год, КБК должен начинаться с цифр «182», с кода, закрепленного за налоговой службой, так как контроль над страховыми взносами с 2017 года находится в ее ведении. Ошибка №3: Заполнение верхних полей «в шапке» платежного поручения для оплаты страховых взносов в ПФР. В данной таблице расписаны затраты на разные цели платежей. Цель платежа 2016 2017 Уплата страхового взноса в ПФР 18210202010061000160 18210202010061010160 Уплата штрафа 18210202010063000160 18210202010063010160 Уплата пеней 18210202010062100160 18210202010062110160 Уплата фиксированного платежа В рамках лимита доходов: 18210202140061100160 При превышении лимита доходов: 18210202140061200160 18210202140061110160 Заполнение платежного поручения в ПФР Поля [1] и [2] не заполняются, они нужны для записей сотрудников банков. В поле [3] заносится № документа. С 2017 года все страховые взносы (за исключением взносов в ФСС РФ от НС и ПЗ) нужно перечислять в ФНС РФ (независимо от года задолженности), по новым КБК. Образцы платежных поручений на 2017 год мы опубликуем, когда банки начнут исполнять Приказ Минфина РФ № 107н и будут пропускать платежки в ФНС РФ, заполненные по новым правилам. Формальный вид платежного поручения закреплен в Приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П. С 01.01.2017 на основании статьи 34 НК РФ платежки, которые ранее принимались территориальными органами ПФР, теперь направляются в локальные налоговые инспекции. Бюджетные организации заполняют его в обязательном порядке. Новые нормы заполнения прописаны в приказе Минфина России от 12.11.2013 № 107н (в ред. от 01.01.2017). Согласно этим правилам, платежки по страховым взносам в ПФР нужно составлять таким же образом, как и по уплачиваемым налогам, меняется только назначение платежа и КБК. О том, как же все-таки оформляется платежное поручение в ПФР 2018 года, расскажем далее. Важно сказать, что штраф может быть наложен не только на организацию, как плательщика налогов, но и на ее должностных особ, например, директора или бухгалтера, которые являются ответственными за своевременную подачу отчетности в фонды. Размер штрафных санкций в этом случае может колебаться от 300 до 500 рублей. С тех пор, как за страховые платежи стала отвечать налоговая инспекция, своевременность платежей ПФР не контролирует и за нарушения по этой части не штрафует. Но в ведении Фонда остались данные персонифицированного учета. За своевременностью предоставления и достоверностью этих данных Пенсионный фонд строго следит, а за нарушения наказывает. Сумма, как и раньше, не зависит от того, на сколько компания опоздала: на одну минуту, пару часов или месяц. Например, страхователю со штатом 1 тыс. человек грозит штраф в 500 тыс. рублей, если сдать отчетность не в срок. Первая и вторая цифра не могут быть одновременно 0.
Пятипроцентный штраф считают за каждый полный и неполный месяц просрочки, включая день подачи расчета. За полный месяц посчитают, даже если срок был 2-го числа месяца, а расчет организация сдали 13-го. Размер штрафа за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам в 2019 году можно определить самостоятельно. СЗВ-ТД: 5 вопросов о сроках и штрафах от бухгалтеровС января 2018 года после изменений в НК РФ появилась гл. 34 «Страховые взносы». С этого времени плательщики взносов на пенсионное страхование обязаны производить уплату в ФНС по месту регистрации. Мы решили детально изучить платежное поручение в ПФР 2018 и теперь готовы все о нем рассказать. Налоговая инспекция может налагать штрафы как по Налоговому кодексу, так и по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Принцип заполнения платежного поручения при этом один, разные только КБК. [1] Штраф СЗВ-М возможен в нескольких случаях: сведения сданы в фонд несвоевременно, данные в отчете неверные или неполные, отчет сдан на бумажном носителе вместо электронного. А с 1 января 2018 года за ошибки и опоздание СЗВ-М штрафуют по новым правилам. Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М C 1 января 2018 года сдавать СЗВ-М надо не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Если отчет сдать позже, фонд может оштрафовать:
Номер статуса для организации-страхователя (поле 101) будет не «08», как в 2019 г., а «01» — налогоплательщик (письмо ФНС от 15.02.2019 № Для нотариусов — «10», адвокаты указывают «11», фермеры — «12», физлица — «13». Учтите, штраф по статье 119 НК РФ за несвоевременную сдачу РСВ налоговики могут выписать только в том случае, если организация или предприниматель не сдали расчет по итогам налогового периода. За просрочку с отчетом по итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев инспекция может наложить только штраф по статье 126 НК РФ. Размер санкций – 200 руб. за каждый документ, который не сдали в срок (письмо ФНС от 30.09.2013 № СА-4-7/17536). Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:
Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета. Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов. Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов. Компания представила декларацию по НДС за 1 квартал 2021 не 25.04.2018, а 28.04.2018, т. е. с просрочкой 3 дня с 26.04 по 28.04. Допустим различные варианты уплаты налога:
Д/т 99 К/т 68 – начислен штраф в сумме1000 руб. Д/т 68 К/т 51 –1000 руб. штраф уплачен;
Рассчитаем сумму просрочки платежа: 1 200 000 / 3 мес. = 400 000 руб. В соответствии с порядком уплаты НДС просроченной будет считаться сумма 400 000 руб. Допустим, что ИФНС постановила рассчитать штраф в размере 5% от просроченной суммы – 20 000 руб. (400000 х 5% х 1 месяц, т. к. неполный месяц учитывают как полный). Кроме штрафа, за 5 дней просрочки насчитываются пени в размере 1/300 от ставки рефинансирования (7,25%) за каждый день: 400 000 х ((1/ 300 х 7,25%) х 3 дн.) = 290,40 руб. Проводки:
Когда наложат штрафы за нарушения персонифицированного учета и подачу РСВКак в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы. Начисление штрафных санкций проводки у бюджетного учреждения в 2021 году Учитывая пени по налогам, организации следует руководствоваться такими нормативами, как: Проводки по начислению пени за неуплату налогов Отдельное упоминание пени в правовых документах по бухучету отсутствует. Они не упомянуты ни как прочие расходы, ни как затраты, убавляющие финансовый результат. Пеня не признается налоговой санкцией, это компенсация несвоевременного получения бюджетом обязательных сумм. Соответственно уплата пени сочетается с исполнением налоговых обязательств, но не является частью налоговых платежей. На основании недостаточно подробного регламента учета пени наличествует два варианта ее отображения в бухучете. Для наглядности рассмотрим пример по начислению сумм пени по страховым взносам. Пример. не смогла вовремя уплатить взносы в пенсионный фонд в размере 80 тыс. руб. Срок уплаты был 15 августа 2021 года. Фирма погасила задолженность 5 сентября 2021 года. Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:
Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога. По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ. Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы. Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51. Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:
Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов. Вопрос бухгалтера: с 2021 года вся отчетность подается в ФНС, туда же подавать и форму СЗВ-М? Ответ: Нет, такая форма персонифицированного учета сотрудников за каждый месяц и в 2021 году подается исключительно в органы Пенсионного фонда. Да, на органы Пенсионного фонда по-прежнему возложены обязанности по контролю за персонализацией данных сотрудников предприятия. В данный орган необходимо: (нажмите для раскрытия)
Размер штрафа составляет 500 рублей за каждого сотрудника, за которого не было подана отчетность. Пример: ООО «Инвест» подало в ПФ форму СЗВ-М за сентябрь 20 октября. На предприятии работает 30 человек. Расчет: Штраф будет начислен, поскольку отчетность должна быть подана 15 октября. Размер штрафа 500*30=15000 рублей. Проводка будет аналогичной проводке, которая отражает уплату штрафа по социальным взносам:
Д-т 99, К-т 69;
Д-т 69, К-т 51 Важно: теперь форма СЗВ-М подается ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Подается по-прежнему в ПФ, а не в ФНС. Отчет в ФНС в отличии от отчета по социальным взносам принят не будет. Похожие записи: |