Программа по аттестации по промышленной безопасности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа по аттестации по промышленной безопасности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Всего-то 89 области

Подпункт Наименование области аттестации Шифр области аттестации

Общие требования промышленной безопасности

1

Основы промышленной безопасности

А.1

Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности

2 Эксплуатация химически опасных производственных объектов Б.1.1
3 Эксплуатация опасных производственных объектов нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств Б.1.2
4 Эксплуатация опасных производственных объектов сжиженного природного газа Б.1.3
5 Эксплуатация хлорных объектов Б.1.4
6 Эксплуатация производств минеральных удобрений Б.1.5
7 Эксплуатация аммиачных холодильных установок Б.1.6
8 Эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов Б.1.7
9 Проектирование химически опасных производственных объектов Б.1.8
10 Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация химически опасных производственных объектов Б.1.9
11 Проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасных производственных объектов нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств Б.1.10
12 Безопасное ведение газоопасных, огневых и ремонтных работ Б.1.11
13 Эксплуатация компрессорных установок с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах Б.1.12
14 Эксплуатация стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов Б.1.13
15 Производство водорода методом электролиза воды Б.1.14
16 Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых осуществляются технологические процессы нитрования Б.1.15
17 Эксплуатация объектов маслоэкстракционных производств и производств гидрогенизации жиров Б.1.16
18 Производство и потребление продуктов разделения воздуха Б.1.17
19 Эксплуатация опасных производственных объектов производства шин, резинотехнических и латексных изделий Б.1.18

Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности

Новый порядок аттестации по промышленной безопасности с 26 июня 2021 года

Ведомство разрешило подавать заявление на аттестацию персонала по промышленной безопасности в любую территориальную аттестационную комиссию (ТАК) Ростехнадзора в РФ — смотрите п. 46 Регламента в ред. приказа № 459. Удобно для тех организаций, чьи работники находятся в длительной командировке — они смогут сдать экзамен по месту пребывания. И это хорошая новость для тех, кто испортил отношения с инспекторами Ростехнадзора на своей территории.

Заявление на аттестацию подают:

  • лично либо по почте;

  • через Единый портал госуслуг (ЕГПУ);

  • на официальном сайте Ростехнадзора.

Такие способы предусмотрены приказом № 459, но в перечне электронных услуг на сайте ведомства в июле 2021 года «аттестацию» мы не нашли.

Подать заявление через МФЦ нельзя. Также документы на аттестацию не принимает Центральная аттестационная комиссия (ЦАК) Ростехнадзора. Она рассматривает только апелляции на решения ТАК.

С 26 июня 2021 года специалисты не смогут подать заявление в Ростехнадзор самостоятельно, даже если ранее они уже проходили аттестацию. Ведомство принимает обращения только от работодателей — организаций или индивидуальных предпринимателей, либо их представителей по доверенности (п. 3 Регламента).

Напомним, что по Временному порядку № 424 соискатели имели право подать заявку сами, если ранее они уже были аттестованы в сфере промышленной безопасности.

Перечень документов для проверки знаний в ТАК не изменился:

  • заявление;

  • документы, которые подтверждают повышение квалификации по каждой области аттестации соискателя, в сроки не более 5 лет до подачи заявки, в учебных центрах с государственной лицензией;

  • согласие на обработку персональных данных соискателя;

  • документы об уплате госпошлины (по желанию).

Мы рекомендуем прикладывать к заявлению копии платежных поручений. Так вы избавите себя от риска отказов в аттестации из-за того, что ведомство, при сбоях в ЕАИС, не сможет увидеть зачисление госпошлины.

Промышленная безопасность (тесты Ростехнадзора)

  • Ежегодная проверка знаний
  • Курсы целевого назначения
  • Программа повышения квалификации
  • Программа профессиональной переподготовки
  • Профессии рабочих и служащих
  • Дистанционное обучение

С 15 февраля 2021 г. вводится единый перечень областей аттестации для всех видов аттестационных комиссий в сфере промышленной безопасности, безопасности ГТС и безопасности электроэнергетики (Приказ Ростехнадзора от 4 сентября 2020 г. № 334).

Были введены 6 новых областей аттестации, исключены 7, еще 5 областей были объединены. Кроме того, изменился шифр практически всех наименований. Например, вместо областей Б.1.15., Б.1.28 и Б. 1.29. появилась объединенная область аттестации Б.1.10 «Проектирование, строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасных производственных объектов нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств».

Всего же в новом перечне указаны 89 областей аттестации.

При подаче заявки в территориальный орган Ростехнадзора пакет документов должен содержать следующие:

  • заявление на аттестацию на каждого аттестуемого сотрудника;
  • копии документов о квалификации сотрудников по дополнительному профессиональному образованию в области промышленной безопасности, соответствующие заявленной области аттестации, полученные в течении 5 лет;
  • доверенность, подтверждающая право лица действовать от имени заявителя;
  • опись прилагаемых документов;
  • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 1.300 руб. за каждого сотрудника.

После подачи заявительных документов в течение 30 дней назначается и проводится тестирование в едином портале тестирования. При прохождении экзамена аттестуемому необходимо ответить на 20 вопросов, в соответствии с заявленной областью аттестации. На прохождение теста отводится 20 минут. Аттестация считается положительно пройденной, при условии , что аттестуемый даст 90% правильных ответов. После чего, в течение 10 дней со дня оформления протокола, на электронную почту экзаменуемого направляется выписка из протокола с итогом аттестации. При условии успешной сдачи экзаменационного тестирования все данные о сотрудники заносят в электронный реестр аттестованных.

Важно! Сотрудники организаций должны проходить аттестацию по промышленной безопасности каждые 5 лет. Внеочередная проверка знаний должна быть проведена в случае аварии на объекте, произошедшей в результате нарушений требований промышленной безопасности.

Для обеспечения безопасности на предприятиях, с опасными производственными объектами, сотрудникам и руководителям нужно обучаться и сдавать аттестацию по промышленной безопасности. Знания и навыки получаемые при обучении по промышленной безопасности необходимы для минимизации и предотвращения возникновения опасных аварийных ситуаций на производстве.

Обучение по промышленной безопасности необходимо проходить следующим сотрудникам:

  • специалистам ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на предприятии, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
  • участникам аттестационных комиссий на предприятии, чья деятельность связана с промышленной безопасностью;
  • специалистам, осуществляющим авторский надзор в процессе реализации строительных работ, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;
  • сотрудникам, осуществляющим функции строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.

Важно! При подаче заявки на сдачу аттестации по промышленной безопасности в Ростехнадзоре актуальными считаются документы о дополнительном профессиональном образовании в соответствующей области, полученные в течение последних 5 лет.

Аттестация по промышленной безопасности 2021

Успешная сдача экзаменационного тестирования напрямую зависит от правильной подготовки, а именно качественного обучения, разбора вопросов и ответов. Большую часть в этом процессе занимает самоподготовка.

На экзамене аттестуемому дается только 20 минут для ответа на 20 вопросов. Чтобы быть уверенным в положительном результате, необходимо тренироваться и довести до автоматизма правильные ответы.

На сегодняшний день разработано несколько различных платформ в виде тренажеров для тестирования. Центр «ЛенПромЭкспертиза» предлагает пройти тренировочное тестирование на уникальной платформе Courson.

Тренажер на данной площадке разработан с целью подготовки и проверки знаний в формате тестирования сотрудников и руководителей организаций в сфере промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики.

Особенности площадки Courson:

  • простой и понятный интерфейс поможет легко усвоить и запомнить материал
  • модульная система позволит грамотно распределить время
  • доступ к платформе возможен в любое время и с любого устройства, подключенного к интернету
  • каждый слушатель получает поддержку в режиме онлайн

Для руководителей разработан Личный кабинет, где можно увидеть прогресс обучения работников, результаты тестирования и готовность к экзамену. Как показывает практика, при добросовестной подготовке к экзамену работник организации, используя платформу для подготовки к тестированию успешно проходит аттестацию в Ростехнадзоре или на аттестационных комиссиях предприятия с первого раза!

Узнать подробнее об прохождении успешной аттестации по промышленной безопасности помогут специалисты компании «ЛенПромЭкспертиза».

Области аттестации до 03.02.2021 г.

(Приказ РТН № 233 от 06.04.2012 г.)

Области аттестации с 03.02.2021 г.

(Приказ РТН № 334 от 04.09.2020 г.)

Примечание

Шифр (старый)

Наименование области аттестации

Шифр (новый)

Наименование области аттестации

Общие требования промышленной безопасности

А.1

Основы промышленной безопасности

А.1

Основы промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

Б.1.1

Эксплуатация химически опасных производственных объектов

Б.1.1

Эксплуатация химически опасных производственных объектов

Б.1.2

Эксплуатация опасных производственных объектов нефтегазоперерабатывающих производств

Б.1.2

Эксплуатация опасных производственных объектов нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств

Объединили старые области

Б.1.2 и Б.1.3

Б.1.3

Эксплуатация объектов нефтехимии

Б.1.3

Эксплуатация опасных производственных объектов сжиженного природного газа

НОВЫЙ БЛОК

Б.1.5

Эксплуатация хлорных объектов

Б.1.4

Эксплуатация хлорных объектов

Б.1.6

Эксплуатация производств минеральных удобрений

Б.1.5

Эксплуатация производств минеральных удобрений

Б.1.7

Эксплуатация аммиачных холодильных установок

Б.1.6

Эксплуатация аммиачных холодильных установок

Б.1.8

Эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов

Б.1.7

Эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов

Б.1.11

Проектирование химически опасных производственных объектов

Б.1.8

Проектирование химически опасных производственных объектов

Б.1.14

Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация химически опасных производственных объектов

Б.1.9

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности;

изменения, которые вносятся в отдельные акты Правительства Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 20, ст. 2553);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 1170 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6679);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. N 930 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 33, ст. 5191);

пункты 5 и 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения государственных функций Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 10, ст. 1514);

пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1108 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6246).

3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках лицензионного контроля деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I — III классов опасности, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Нововведения по промышленной безопасности в 2021 году

8. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора применяется система оценки и управления рисками с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

9. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

10. Присвоение класса опасности опасным производственным объектам, его изменение, учет опасных производственных объектов осуществляются при регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

11. В зависимости от класса опасности эксплуатируемого опасного производственного объекта проведение плановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:

а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение одного года;

б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности — не чаще чем один раз в течение 3 лет.

В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые выездные проверки не проводятся.

12. В случае соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, критериям оценки добросовестности, указанным в пункте 52 настоящего Положения, устанавливается следующая периодичность проведения плановых выездных проверок:

а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение 2 лет;

б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности — не чаще чем один раз в течение 4 лет.

13. При осуществлении федерального государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

выездная проверка;

документарная проверка.

14. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного надзора, являются:

руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

руководители, заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках федерального государственного надзора осуществляются только в виде выездных проверок.

16. В рамках осуществления федерального государственного надзора проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

документарная проверка;

выездная проверка.

17. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

экспертиза;

эксперимент.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

18. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

19. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного надзора могут привлекаться общественные инспекторы в области промышленной безопасности.

Общественные инспекторы в области промышленной безопасности привлекаются к контрольным (надзорным) мероприятиям в качестве специалистов в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

20. При проведении выездных и документарных проверок должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований принимается должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки.

При осуществлении видеозаписи при проведении проверки фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

21. При осуществлении в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы зданий и сооружений на опасном производственном объекте, а также технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы, проводящие контрольное (надзорное) мероприятие, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.

22. В ходе выездной проверки может быть проведен эксперимент, заключающийся в использовании тест-ситуации (объявлении учебной тревоги), имитирующей возникновение аварии на опасном производственном объекте, направленной на проверку готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

Эксперимент проводится без остановки технологических процессов на опасном производственном объекте в течение 1 рабочего дня в пределах срока, отведенного для проведения выездной проверки.

Результаты эксперимента оформляются протоколом о проведении эксперимента, который прикладывается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

23. Индивидуальный предприниматель, в отношении которого назначено (запланировано) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, вправе представить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, болезнь индивидуального предпринимателя и его близких родственников, его участие в судебном процессе или исполнение судебных решений, нахождение в отпуске), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.

Информация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, должна содержать:

описание обстоятельств непреодолимой силы;

сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами не��реодолимой силы и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

24. На опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — постоянный государственный надзор).

25. Постоянный государственный надзор осуществляется территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

26. Постоянный государственный надзор заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзора на опасных производственных объектах и совершении ими контрольных (надзорных) действий в соответствии с утвержденным графиком.

27. При осуществлении постоянного государственного надзора должностными лицами, уполномоченными на его осуществление, могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов;

д) эксперимент.

28. При осуществлении контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора должностными лицами, уполномоченными на осуществление постоянного государственного надзора, проводится оценка:

а) состояния зданий, сооружений, помещений опасного производственного объекта, территории или частей территории опасного производственного объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;

б) работоспособности приборов и систем контроля безопасности на опасном производственном объекте;

в) пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;

г) обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на опасном производственном объекте (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»);

д) организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на опасном производственном объекте предусмотрено обязательными требованиями, ее соответствия указанным требованиям;

е) сведений о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

ж) сведений, подтверждающих соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, обязательных требований;

з) сведений о планируемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, мероприятиях на объекте, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, на предмет своевременности, полноты и достаточности;

и) организации работы комиссий по расследованию причин инцидентов на опасных производственных объектах;

к) соблюдения на опасном производственном объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;

л) организации работы аттестационных комиссий по аттестации в области промышленной безопасности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

м) выполнения мероприятий по устранению причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, профилактике аварий и инцидентов;

н) правильности идентификации опасного производственного объекта;

о) организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью;

п) готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

29. Эксперимент при осуществлении постоянного государственного надзора заключается в использовании тест-ситуации (объявлении учебной тревоги), имитирующей возникновение аварии на опасном производственном объекте, направленной на проверку готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

Эксперимент проводится не чаще одного раза в год без остановки технологических процессов на опасном производственном объекте. Продолжительность проведения эксперимента не должна превышать 1 рабочего дня.

30. Установление в отношении опасного производственного объекта режима постоянного государственного контроля (надзора) не исключает организации и проведения в отношении такого объекта и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих такие объекты, плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного надзора.

31. Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждают графики проведения контрольных (надзорных) действий при осуществлении постоянного государственного надзора в отношении конкретных опасных производственных объектов (далее — график осуществления постоянного государственного надзора).

39. При осуществлении федерального государственного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережений;

г) меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, критериям добросовестности за 5 лет;

д) консультирование.

40. Информирование по вопросу осуществления федерального государственного надзора осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

41. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного надзора готовится один раз в год и размещается на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сети «Интернет» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

42. При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

43. Юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, по результатам рассмотрения предостережения могут быть поданы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) возражения, в которых указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

44. Возражения направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе почтовым отправлением в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты либо иными указанными в предостережении способами.

45. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

46. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе направить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) уведомление о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.

47. В уведомлении о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

г) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.

48. Уведомление о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе почтовым отправлением в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты либо иными указанными в предостережении способами.

49. Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

50. В целях мотивации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к соблюдению обязательных требовани�� Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы проводят оценку их добросовестности.

51. Оценка добросовестности проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее — заявители).

Прохождение аттестации в Ростехнадзоре по промбезопасности в 2020 — 2021 гг.

  • Первичная, периодическая, внеочередная
  • Удостоверение
  • Сроки 3-5 недель с момента подписания договора
  • Очно и дистанционно

от 8 500 ₽ * от видов надзоров

Данная комиссия создана при Ростехнадзоре и предполагает проведение аттестации следующих категорий специалистов:

  • Руководители и заместители руководителей аттестационных комиссий, созданных при организациях, деятельность которых связана с атомной энергетикой;
  • Руководители и заместители руководителей организаций с числом сотрудников свыше 5 000 человек, на которых возложены обязанности по обеспечению безопасности в ходе осуществления работ;
  • Лица, входящие в число членов комиссий по проведению аттестации (внутри организации с численностью персонала более 5000 человек) на знание требований промышленной безопасности;
  • Иные категории аттестуемых, определяемые председателем ЦАК.

Данная комиссия создана при местных отделениях Ростехнадзора и предполагает проведение аттестации следующих категорий специалистов:

  • Руководители и иные сотрудники организаций, оказывающих услуги по проведению экспертиз на основании заказов Ростехнадзора;
  • Сотрудники организаций, осуществляющих деятельность по проведению профессионального обучения, касающегося безопасности;
  • Руководители организаций и лица, входящие в число членов комиссий по проведению аттестации (внутри организации с численностью персонала не достигающей 5000 человек) на знание требований промышленной безопасности;
  • Иные категории аттестуемых, определяемые председателем ЦАК.

Комиссия внутри организации создается на основании распоряжения руководителя. В число членов комиссии может входить руководящий персонал, прошедший аттестацию в территориальной или центральной аттестационных комиссиях (руководитель организации или одного из ее отделов, главные специалисты).

Число членов комиссии не урегулировано законодательством, обычно варьируется в пределах 3-5 сотрудников. В состав комиссии могут входить представители Ростехнадзора (по решению территориального управления Ростехнадзора, в случаях, предусмотренных законодательством — в обязательном порядке).

Категории сотрудников, подлежащих аттестации по промышленной безопасности, определяются в зависимости от условий и рода деятельности компании.

Компании, деятельность которых связана с эксплуатацией производственных объектов, отнесенных к категории опасных

  • Руководитель. Помимо обязательного подтверждения в области промышленной безопасности, на руководителя возлагается ответственность за осуществление производственного контроля;
  • Лицо, назначенное ответственным за проведение организационных мероприятий в рамках производственного контроля. Ответственным лицом может быть назначен заместитель руководителя (при численности сотрудников организации, которые должны соблюдать требования промышленной безопасности, не более 500 человек), специальное должностное лицо (при численности сотрудников в диапазоне 150-500 человек) либо руководитель службы производственного контроля (если в компании требования промышленной безопасности обязаны соблюдать более 500 специалистов);
  • Заместители ответственного лица.

Компании, деятельность которых связана с производственными объектами, отнесенных к категории опасных без их непосредственной эксплуатации

В этом случае обязанность пройти аттестацию возлагается на специалистов, непосредственно выполняющих трудовые функции, предполагающие работы, связанные с опасными производственными объектами.

А1. Основы промышленной безопасности 2021 год

Законодательством (Приказом №37 от 29 января 2007 года, изданным Ростехнадзором) предусмотрено три вида аттестации, проводимые в области промышленной безопасности.

  1. Первичная (вводная). Срок ее проведения не должен превышать 1 месяц после начала деятельности специалиста в области промышленной безопасности. Под началом деятельности подразумевается начало трудовой деятельности в организации, назначение на должность, перевод на другую должность, предполагающую аттестацию в иной области;
  2. Периодическая (плановая). Срок между прохождением периодической аттестации по общему правилу не может превышать 5 лет. Вместе с тем, действующими нормативными актами может быть установлена иная периодичность;
  3. Внеочередная (внеплановая). Основанием для прохождения данного вида аттестации является получение предписания, вынесенного должностным лицом контролирующего органа (Ростехнадзора). В предписании указывается причина установления обязанности пройти внеочередную аттестацию (в большинстве случаев ей является выявление недостаточного уровня знаний у специалиста в области промышленной безопасности).

Пакет документов для прохождения аттестации

  • Анкета каждого из специалистов, которые будут проходить аттестацию;
  • Направление на прохождение аттестации;
  • Оригинал документа, подтверждающего оплату госпошлины.

Сроки

Прохождение аттестации по промышленной безопасности в Ростехнадзоре занимает достаточно много времени. В зависимости от области аттестации срок варьируется в диапазоне от 30 до 45 дней.

За это время проводятся предусмотренные программой занятия и итоговые испытания, проводимые Ростехнадзором.

Необходимо отметить, что при выборе учебного заведения стоит избегать тех компаний, которые предлагают получить все необходимые документы в течение нескольких дней. Это свидетельствует о незаконном осуществлении ими деятельности, так как все сроки строго регламентированы и не могут быть сокращены!

Подтверждение прохождения аттестации

Всем специалистам, прошедшим аттестацию по промышленной безопасности, в качестве подтверждения имеющихся знаний предоставляется протокол по промышленной безопасности. Это официальный документ установленного образца.

Протокол действителен на протяжении 5 лет со дня его выдачи.

Стоимость

Федеральным законом №116-ФЗ установлено, что документ, подтверждающий прохождение аттестации, предоставляется после уплаты аттестуемым лицом государственной пошлины. Ее размер зависит от совершаемого действия:

  • При первичной выдаче или предоставлении дубликата протокола — 1300 рублей;
  • При внесении в имеющийся протокол дополнительных сведений (по причине их изменения, например, изменение ФИО специалиста) — 350 рублей.

Если оплата производится работодателем, важно помнить, что для каждого сотрудника государственная пошлина должна быть оплачена отдельно. Оплата общей суммой не допускается.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2020 N 1192)

В соответствии с федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Определить следующие категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:

работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;

работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;

работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;

работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.

2. Утвердить прилагаемые:

Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

3. Реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Пункты 14, 16, 20, 22 и 27 Положения, утвержденного настоящим постановлением, в части, касающейся использования Единого портала тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», подлежат применению с 1 ноября 2019 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 октября 2019 г. N 1365

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее — аттестация), в том числе категории работников, проходящих аттестацию, случаи проведения внеочередной аттестации и категории работников, проходящих аттестацию в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти.

2. Аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», абзацами третьим — шестым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», проходят работники следующих категорий:

а) руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее — организации);

б) должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики;

в) инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», частью первой статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»;

г) не указанные в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций;

д) диспетчеры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

3. Аттестация проводится аттестационными комиссиями, формируемыми:

а) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — центральная аттестационная комиссия);

б) территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — территориальные аттестационные комиссии);

в) Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (далее — ведомственные аттестационные комиссии);

Перечень сфер, в которых необходимы специальные знания, следующий:

  • капитальное строительство;
  • строительство, реконструкция, ремонт, консервация и эксплуатация опасных объектов;
  • промышленное производство, сопряженное с высокой степенью опасности для жизни и здоровья человека;
  • возведение и обслуживание объектов тепловых сетей, энергетического и гидротехнического предназначения;
  • перевозка опасных веществ;
  • горнорудная и угольная промышленность;
  • коксохимическое производство;
  • производство и хранение взрывчатых веществ;
  • нефтеперерабатывающая промышленность;
  • газодобыча, переработка газа, газораспределение;
  • металлургическая промышленность;
  • обучение и переобучение рабочих для вышеперечисленных видов деятельности.

Новый порядок аттестации по промбезопасности в Ростехнадзоре

Она проводится в течение 30 дней с того дня, когда:

  • сотрудник трудоустроился или начал работать на новой должности (вне зависимости от того, когда была прошлая проверка), эксплуатировать опасное оборудование;
  • был переведен из одной компании в другую;
  • был переведен на другой вид работ;
  • командирован на промышленное предприятие для осуществления опасных работ.

Срок действия аттестации по промышленной безопасности составляет 5 лет. Поэтому периодичность аттестации по промышленной безопасности, проходящей в плановом порядке, — 5 лет после предыдущей.

Проводится:

  • при внедрении в технологический процесс новой техники, при изменении технологического процесса, при внесении поправок в нормативную документацию, при наличии у трудящегося перерыва в работе на данном рабочем месте в течение 1 года, для лиц, занятых в атомной отрасли, этот период составляет 6 месяцев;
  • после возникновения ЧС вследствие аварии или несчастного случая;
  • при выявившейся в ходе проверки недостаточности знаний по промбезопасности у работников.

Для аттестации в Ростехнадзоре необходимо предоставить следующие бумаги:

  • заявку;
  • копию платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины.

Если перед прохождением тестирования предполагается предварительное обучение, дополнительно направляется заявление в учебный центр.

Аттестация специалистов по промышленной безопасности в Ростехнадзоре проходит в три этапа:

  1. Проводится обучение сотрудников по программам, одобренным Ростехнадзором. Обучение в организации может проводиться как специалистами Ростехнадзора, так и сотрудниками предприятия, прошедшими подготовку в ведомстве.
  2. Проводится проверка усвоенных знаний. Экзамен принимает комиссия из сотрудников предприятия, предварительно прошедших аттестацию в Ростехнадзоре, и специалиста из Ростехнадзора. Мероприятие осуществляется в форме теста. Работник будет считаться прошедшим испытание, если правильно ответит на большинство вопросов.
  3. Выдача удостоверения в случае успешного прохождения проверки.

Уровни различаются в зависимости от степени опасности объекта, на котором трудится аттестуемый:

  • 1 — общая проверка знаний;
  • 2 — на этом уровне определяется, насколько сотрудник осведомлен об особенностях в конкретной отрасли, использует ли знания на практике;
  • 3 — проводится срез знаний по требованиям экобезопасности;
  • 4 — определяется, как хорошо работник усвоил правила энергобезопасности;
  • 5 — проверка осведомленности по гидротехнической безопасности;
  • 6 — проверяется знание правил, предъявляемым к объектам атомной энергетики.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ по-прежнему остается главным правовым документом, который содержит общие требования к работникам и работодателям по обеспечению промбезопасности. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы государственной политики для рассматриваемой области. Они серьезно различаются для разных отраслей деятельности: разумеется, требования безопасности для металлургии и атомной энергетике будут сильно разниться.

Поэтому для их уточнения разрабатывались дополнительные правовые акты, которые содержали конкретные правила выполнения разных видов работ для отдельных отраслей промышленности. Они получили унифицированное название федеральных норм и правил. Эти документы издавались в разное время с 1970 по 2019 годы и регулярно пересматривались и дополнялись.

Однако формальный подход к пересмотру такой документации, который часто имел место при выполнении такой работы, оказался недостаточным. Поэтому Правительство инициировало реализацию проекта регуляторной гильотины, который предполагал анализ всего объема действующей правовой базы на предмет упразднения правовых документов, содержащих избыточные, устаревшие или дублирующиеся нормы. В значительной степени это коснулось и области промышленной безопасности.

Изменения в законодательстве по промышленной безопасности привели к тому, что под нож регуляторной гильотины попало множество правовых документов, составлявших костяк нормативной базы для этой области. По результатам пересмотра было принято решение об отмене:

  • 113 приказов Ростехнадзора;
  • 39 нормативных документов Госгортехнадзора, который был предшественником Ростехнадзора;
  • 25 актов Правительства;
  • 2 документа Минприроды;
  • 1 документ Минэнерго.

В результате с 1 января 2021 года были упразднены 180 правовых документов, на основании которых выполнялось регулирование области промышленной безопасности. Под упразднение правовых документов попали самые ответственные отрасли, включая экспертизу промышленной безопасности, маркшейдерские работы, опасные производства, изготовление взрывчатых веществ и т.д. Для устранения законодательных пробелов по этой сфере требовалось принятие срочных решений.

Несмотря на необходимость объемной законодательной работы, включая изменения в экспертизе промышленной безопасности, решено было уделить приоритетное внимание разработке федеральных норм и правил, которые бы устанавливали нормы выполнения работ в опасных отраслях промышленности. Наличие таких требований становится критически важным с точки зрения минимизации уровня травматизма на производстве и частоты выявления профессиональных заболеваний.

Конечно, эту работу поручили профильному ведомству – Ростехнадзору. Контролирующая организация действительно проделала большую работу и создала 38 федеральных норм и правил для разных отраслей промышленности. Все они уже вступили в действие с 1 января 2021 года, таким образом закрыв собой образовавшиеся пробелы.

Все указанные нормативные документы будут действовать только до 1 января 2027 года. Таким образом, срок их действия составляет шесть лет. Это значит, что ответственное ведомство предполагает продолжить работу по актуализации сформулированных нормативов и к окончанию обозначенного срока, вероятно, представит новые документы, которые будут содержать продуманные положения, отвечающие современному состоянию науки, экономики и техники по соответствующему профилю работы. Сейчас предполагается, что такая актуализация правовых документов станет основополагающим принципом российского законодательства, который будет реализовываться на регулярной основе.

В настоящее время продолжается рассмотрение законопроекта, представленного Ростехнадзором, который предполагает внесение изменений в основной правовой акт, устанавливающий принципы государственной политики по промбезопасности. Проект нормативного документа в установленном порядке был размещен на Федеральном портале проектов для прохождения необходимых процедур – общественного обсуждения, антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия.

Основные изменения в правилах промышленной безопасности, отраженные проектом, включали следующие позиции:

  • внедрение новой классификации производственного и технологического оборудования;
  • более четкое сужение области промышленной безопасности за счет исключения из нее смежных тематик, таких как безопасность сооружений и проч.;
  • уточнение принципов проведения плановых проверок на основании графика, составленного с учетом риск-ориентированного подхода к деятельности организации;
  • введение дополнительных требований к осуществлению аудита безопасности производственных предприятий;
  • определение механизмов внедрения дистанционного контроля за работой оборудования в промышленных организациях;
  • дополнительные нормативы, касающиеся осуществления работ в отдельных направлениях, характеризующихся повышенной опасностью для персонала, граждан и состояния окружающей среды.

Однако результаты оценки регулирующего воздействия, выполненной Министерством экономики, показали недостаточный уровень проработанности проекта. Ведомство высказало ряд существенных замечаний к тексту представленного документа, основными из которых можно назвать:

  • невыполнение принципов подхода регуляторной гильотины, которые становятся обязательными для всех компонентов российского законодательства;
  • недостаточная прозрачность предлагаемых механизмов государственного контроля за работой промышленных производств;
  • присутствие избыточных или устаревших предложений по методам осуществления такого контроля;
  • недостаточная степень гармонизации документа с другими правовыми актами в этой области;
  • иные замечания.

В результате текст документа был направлен на доработку, окончательные сроки завершения которой пока неизвестны. В течение всего этого времени федеральный закон № 116-ФЗ будет действовать в прежнем виде без ограничений.

Аттестация по промышленной безопасности с 01.07.2021 года

Повсеместное распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 и угроза заражения большого количества людей вызвали настороженность, если не сказать панику, во всех ведущих мировых государствах. Почти все страны ввели исключительно серьезные меры по противодействию увеличению количества случаев заражения, и почти всегда такие меры были связаны с ограничениями экономического или производственного характера.

Это не могло не сказаться на результатах работы производственных и иных предприятий, которые не замедлили заметно снизиться. В таких условиях основной задачей Правительства стало нахождение баланса между сохранением жизнеспособности организаций и защитой граждан от возможного заражения. Для этого был разработан длинный ряд мер, которые имели спефицический характер в зависимости от конкретной отрасли, где они применялись. Разумеется, это коснулось и промышленного производства.

Для этой сферы весной 2020 года было принято Постановление Правительства от 03.04.2020 N 440, которое продлило срок действия ряда разрешительных документов, выданных предприятиям. Известно, что в области промышленной безопасности для выполнения особых видов работ необходимо оформление большого числа документов, включая допуски, наряды, удостоверения и так далее, а их отсутствие становится нарушением законодательства, которое может повлечь за собой крупные штрафы.

Но при этом процесс первичного получения и переоформления такой документации, выполняемый в государственных органах, зачастую сопряжен с большим скоплением людей, что в условиях распространения коронавирусной инфекции создает серьезную угрозу заражения. Кроме этого, в период так называемого карантина, который был объявлен весной 2020 года, значительная часть государственных учреждений была полностью закрыта, поэтому обменять или иным образом актуализировать требующие этого документы у их владельцев не было никакой возможности. Поэтому для значительной части разрешений и других документов, срок действия которых истек в 2020 году, период их применения был продлен на 12 месяцев. Таким образом, если владелец заранее озаботится необходимостью замены заканчивающегося документа, он сможет в удобное время записаться на прием и осуществить такую замену.

Поскольку изменение аттестации промышленной безопасности и другие нормы, введенные постановлением № 440, показали свою эффективность в плане разгрузки государственных органов, позднее вышло дополнительное Постановление Правительства от 1 октября 2020 года № 1580, которым был уточнен и дополнен список разрешений с продленным сроком действия. Самыми важными из них эксперты считают:

  • лицензии на осуществление работы химически опасных и взрывоопасных производств, подлежащие переоформлению по причине смены адреса. Срок действия такой документации продлен до 1 января 2022 года;
  • аттестационные свидетельства и иные документы, подтверждающие результаты прохождения проверки знаний по промышленной безопасности. Срок их действия продлен до 1 июля 2021 года;
  • удостоверения по охране труда, электробезопасности и некоторые другие, срок действия которых тоже продлевается до 1 июля 2021 года.

Указанные сроки представляют собой конечные даты, до наступления которых перечисленные документы должны быть актуализированы. В противном случае организации грозит серьезное наказание, предусмотренное действующим КоАП – например, в форме крупного денежного штрафа. При этом руководство предприятия может по собственному выбору произвести необходимые процедуры и соответствующие замены ранее, до наступления указанных дат.

Согласно пункта 2 статьи 9 ФЗ-116, работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. Какие работники ОПО должны быть аттестованы по правилам ПБ в статье не указываются. Данный аспект рассмотрим ниже.

Руководитель организации — должен быть аттестован по правилам ПБ. Это определено в ПП РФ № 263 от 10.03.1999 «Правила организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте «, а именно в статьёй 5 и 9 данных правил. В статье 5 указывается, что руководитель несет ответственность за организацию производственного контроля, а в статье 9 прописано, что «Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь: удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.». По этому наличие протокола о прохождении проверки знаний по правилам ПБ для руководителя организации эксплуатирующей ОПО обязательно.

В случае если Вы не уверены в необходимости прохождения аттестации руководителю и Ваш ОПО имеет 1, 2, 3 класс опасности, то согласно ПП РФ № 492 от 10.06.2013 г. «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», а именно статьи 4, при получении лицензии на эксплуатацию ОПО подаются копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности.

С 2016 года дистанционно не оказываем данную услугу. Работаем только по Москве и Московской области.

Ответственный за организацию производственного контролядолжен быть аттестован по правилам ПБ. Это определено в ПП РФ № 263 от 10.03.1999 «Правила организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», а именно в статьей 9 данных правил. В данной статье указано «Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь: удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.».

Примечание: Функции ответственного за организацию ПК рекомендуется возлагать:

на заместителя руководителя организации — если численность занятых на ОПО работников составляет менее 150 человек;

на специально назначенного работника — если численность занятых на ОПО работников составляет от 150 до 500 человек;

на руководителя службы производственного контроля — если численность занятых на ОПО работников составляет более 500 человек.

Специалисты замещающие ответственного за организацию ПКдолжны быть аттестованы по правилам ПБ.

УТОЧНЕНИЕ: Ростехнадзор разъяснил, что специалистам, осуществляющим деятельность, связанную только с эксплуатацией оборудования, работающего под избыточным давлением, достаточно аттестации только по областям, связанным с эксплуатацией соответствующего оборудования. Смотреть Ростехнадзора от 07.07.2016 N 09-00-12/4480 «Об аттестации персонала и специалистов в области промышленной безопасности».

Кроме организаций эксплуатирующих опасный производственный объект аттестацию по правилам промышленной безопасности необходимо пройти специалисты компаний:

— осуществляющих строительство и реконструкцию опасных производственных объектов;

— осуществляющих ликвидацию и(или) консервацию опасных производственных объектов;

— осуществляющих монтаж, наладку, ремонт технических устройств применяемых на опасном производственном объекте;

— осуществляющих проведение экспертизы промышленной безопасности;

— осуществляющих техническое освидетельствование оборудования применяемое на опасном производственном объекте;

— осуществляющих предаттестационную подготовку и профессиональное обучение по вопросам промышленной безопасности;

— разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта;

-осуществляющих строительный контроль.

Периодичность проведения аттестации по промышленной безопасности устанавливает Приказ Ростехнадзора №37 от 29.01.2007 г.


Первичная аттестация специалистов по промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца после: назначения на должность (связанную с эксплуатацией ОПО) и(или) перевода на другую работу (если требуются иные области аттестации) и(или) переход в другую организацию (если требуются иные области аттестации.

Периодическая аттестация сотрудников по промышленной безопасности (аттестация сотрудников по ПБ) проводится не реже, чем один раз в 5 лет, если другие сроки не предусмотрены иными нормативными актами в области промышленной безопасности.

Внеочередная проверка знаний (аттестация в области промышленной безопасности) проводится также по предписанию должностного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при установлении недостаточных знаний требований безопасности специалистами, аттестованными в аттестационных комиссиях поднадзорных организаций.

Аттестация по промбезопасности: новые тесты по промышленной безопасности

Где проводится Кто подлежит
Комиссия самой организации-работодателя Персонал, указанный в п. 2 Постановления Правительства № 1365
Территориальная аттестационная комиссия (ТАК) субъекта РФ Члены аттестационных комиссий организаций, а также работники организаций, в которых нет своей аттестационной комиссии.
Ведомственная аттестационная комиссия Министерства обороны, ГУФСИН, ФСБ, СВР, ГУ Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации и т.д. Члены аттестационных комиссий организаций и иные лица, указанные в пункте 2 Постановления Правительства № 1365
Центральная аттестационная комиссия (ЦАК Москва) Диспетчеры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике , Члены ТАК и ВАК, апелляция решений ТАК

Как пройти аттестацию по промбезопасности в своей комиссии

Для того, чтобы проводить аттестацию в своей комиссии, работодатель издает приказ. Он назначает председателя комиссии, а также ее членов.

Как правило, комиссию возглавляет сам руководитель организации, или один из технических руководителей, например, главный инженер.

Также в комиссию включают:

  • руководителя службы производственного контроля ОПО (его можно назначить заместителем председателя комиссии);
  • главных специалистов-технологов;
  • разработчиков ППР и технологических карт;
  • руководителей НАСФ, газоспасательных служб.

В настоящее время Ростехнадзором и ФБУ «Учебно-методический кабинет» Ростехнадзора еще ведутся работы по созданию Единого портала тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики. Происходит процесс апробации информационной системы. Эта система позволит комиссиям организаций проводить аттестацию работников в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики.

Рабочие не могут проходить обучение дистанционно, а также в режиме самоподготовки.

Их можно направить на курс обучения в УЦ, но это не освобождает работодателя от обязанности обучить работника по производственной инструкции на его рабочем месте.

Для рабочих нужно четко организовать процесс обучения:

  • составить и утвердить производственные инструкции, выдать их копии каждому работнику под подпись, обеспечив таким образом наличие на каждом рабочем месте, а также у руководителя подразделения;
  • на очных занятиях проводить обучение рабочих, проверку усвоенных знаний, корректировать программу обучения, если рабочие испытывают трудности в усвоении теоретического материала;
  • для закрепления теории на практике, необходимо проводить стажировку, противоаварийные тренировки. Только отработка знаний инструкций до автоматизма позволит оградить работника от несчастного случая.

Не нужно создавать отдельную аттестационную комиссию для проверки знаний рабочих, и отдельно — для ИТР. Достаточно одной комиссии, о которой мы написали в этой статье выше. Рабочие подрядных организаций также могут пройти обучение в этой же комиссии организации-заказчика.

Проверку знаний производственных инструкций рабочие проходят ежегодно. Перед проверкой знаний проводят техническую учебу по производственной инструкции. По результатам обучения работникам выдают на руки удостоверение в произвольной форме, которая разрабатывается в самой организации, а также составляют протокол. Протокол хранится в аттестационной комиссии. Если работник увольняется, он может написать заявление о предоставлении заверенной копии протокола, и работодатель в этом отказать не может.

Если произойдет изменение в производственной инструкции, придется проводить внеочередную проверку знаний. Часто это происходит, если машиниста пересаживают на другой кран, например. В этом случае перед внеочередной проверкой нужно заново провести и первичный инструктаж на рабочем месте, и стажировку.

Если проверяющий инспектор Ростехнадзора выявил, что рабочий обладает низким уровнем подготовки, и выписывает предписание, необходимо не позже срока, указанного в этом документе, заново провести обучение, или направить рабочего в учебный центр.

С 6 ноября 2019 года аттестацию по промбезопасности проводят по новому порядку. Его определили Положением об аттестации, утвержденным постановлением Правительства от 25.10.2019 № 1365 (далее — Положение № 1365). Правила действуют и для аттестации по безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики. Работать по ним должны предприятия, которые:

  • проектируют, строят, эксплуатируют, реконструируют опасные производственные объекты (ОПО) и гидротехнические сооружения, проводят их капремонт и техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию;
  • производят, монтируют, налаживают, обслуживают и ремонтируют технические устройства на ОПО;
  • проводят техобслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений;
  • эксплуатируют объекты электроэнергетики и энергопринимающие установки, подконтрольные Ростехнадзору, и заняты оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
  • проводят производственный контроль за соблюдением требований промбезопасности на ОПО, эксплуатационный контроль и контроль за состоянием гидротехнических сооружений, контроль эксплуатации объектов электроэнергетики;
  • занимаются авторским надзором и строительным контролем за строительством, реконструкцией, капремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики.

Этим предприятиям нужно привести свои локальные акты в соответствие с Положением № 1365. В плане мероприятий следует предусмотреть расходы на дополнительное профессиональное образование по промбезопасности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *