Обязанности центробанка в конституции РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности центробанка в конституции РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Центральный Банк России относится к банкам первого уровня и он служит главным банком РФ. Это основной эмиссионный орган и денежно-кредитный институт страны. Он исполняет роль центрального координирующего и управляющего органа кредитной системы РФ. ЦБ контролирует другие банки, имеет право на выдачу и изъятие лицензий у банков в России.

Центробанк был образован в 1990 году и является правовым преемником Государственного Банка СССР.

Кому принадлежит и подчиняется Центробанк

1. Деньги, орган их эмиссии — Центральный банк РФ, система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, государственные займы — все это представляет собой важнейшие элементы финансовой системы Российской Федерации, которые в контексте проблемы федеративного устройства РФ выполняют интегративную функцию. Единое федеративное государство трудно представить без общей денежной единицы, единого эмиссионного органа, а также без определения на уровне федеральных законов системы налогов, общих принципов налогообложения и сборов, а также порядка государственных заимствований.

В первую очередь, следует определиться с тем, что же из себя представляет данный институт, какие имеет функции и свойства, является ли уникальным, или имеет аналоги в мире. Такой подход представляется наиболее верным, в контексте комплексного анализа бытующих в Сети и обществе мнений, касательно ЦБ.

В качестве источников нашего небольшого исследования, возьмём популярные слухи из интернета и сопоставим их с законодательством, а также с информацией из официальных источников, в том числе и из самого Банка.

особый публично-правовой институт, банк первого уровня. Главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами, при этом Банк России также является юридическим лицом.

Правовой статус Банка России определяется тремя основными источниками:

  • Статья 75 Конституции Российской Федерации
  • Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Тысячи людей получают
новости этого блога, получай и ты!

Чтобы понять, что это за организация – ЦБ, стоит обратиться к истории. В СССР главным финансовым учреждением был Государственный банк. После распада Союза функции Госбанка перешли к ЦБ РФ, разве что главный банк страны перестал быть государственным учреждением. А превратился в независимое юридическое лицо. Государственный банк в СССР, можно сказать, подчинялся Совету министров. Ведь именно он назначал и снимал руководителей. А главное – Совмин подсчитывал, сколько денег нужно государству. То есть государство через свой банк само решало, сколько нужно денег, а банк уже их печатал в необходимом количестве.

Сегодняшнее главное банковское учреждение страны не подчиняется, а скорее взаимодействует с тем же государством. Ибо о своей деятельности ЦБ отчитывается Госдуме. В государственной собственности – уставный капитал, все остальные активы ЦБ. О своей деятельности ЦБ ежегодно отправляет в Госдуму отчеты – об убытках, доходах. Кроме того, эти отчеты должны быть опубликованы в СМИ. А еще Центробанк часть полученной им прибыли по закону обязан отдавать в бюджет. Так что о полной независимости ЦБ от государства, особенно что касается его деятельности в целях зарабатывания прибыли, все-таки приходится говорить условно.

Учрежден ЦБ РФ 13 июля 1990 г.

Например, то, что ЦБ:

  • выдает лицензии банковским, другим кредитным организациям;
  • запрещает вести деятельность банкам, что выражается в отзыве лицензий.

С момента назначения главой Центробанка Эльвиры Набиуллиной лицензий на право вести банковскую деятельность лишилось более 100 банковских учреждений. Вызвано это как раз задачей стабилизации банковских структур.

Многие из тех банков, у которых ЦБ отозвал лицензию, проводили сомнительные операции, реализовывали рискованные принципы кредитной политики, например безмерно выдавая кредиты. Страдают же от такой чрезмерной любви к выдаче кредитов вкладчики банков, в том числе и физические лица. И однозначно – организации, у которых был счет в банке и которые через него проводили все свои финансовые операции.

Пример сомнительных операций банковских структур28 июля 2017 Центробанк отозвал лицензию у банка Югра, который входил в топ-30 банков по величине активов и в топ-20 по размеру привлеченных средств от населения.

“Югра” проводила агрессивную политику по привлечению денежных средств населения на вклады. Агрессивность заключалась в повышенных процентных ставках и массовой рекламе. Привлеченные средства, затем, направлялись по подложным документам на финансирование бизнесов собственников банка.

Чистый убыток банка «Югра» за 2016 год составил 32,2 млрд рублей. При этом, Алексей Хотин, которому принадлежало более половины банка по бумагам, и его отец Юрий, в 2013 году заняли шестое место в рейтинге Forbes «Короли российской недвижимости» (доход от аренды принадлежащих им помещений – 400 млн долларов). По данным журнала, Хотины контролируют более трех десятков торговых и офисных объектов в Москве общей площадью около 1,8 миллиона квадратных метров.

Где деньги, Зин?

Основания, по которым у банка могут отозвать лицензию, оговорены законодательно. Это могут быть ситуации, когда:

  • кредитный капитал на 2% меньше положенного;
  • собственные средства банка ниже уставного капитала;
  • банк не может самостоятельно в течение 2 недель рассчитаться со всеми кредиторами, тем же ЦБ, у которого коммерческий банк берет деньги взаймы;
  • банк самовольно сокращает уставный капитал, который становится ниже размера находящихся в распоряжении средств.

Есть и менее серьезные нарушения, допустив которые банк может лишиться лицензии.

Кому принадлежит Центробанк России?

Выполнение возложенных на ЦБ функций и задач не было бы возможным без четкой структурной организации Центрального банка, согласования его деятельности с интересами субъектов госрегулирования хозяйства на всех уровнях – начиная от взаимодействия с правительством страны и заканчивая правительствами регионов.

Для решения задач в регионах ЦБ имеет представительства во всех субъектах. Соответственно, подразделения ЦБ, расположенные в субъектах РФ, подчиняются центральному офису.

Главный орган – Национальный финансовый совет. Состоит из 12 членов, то есть он – коллегиальный орган. В его состав входят представители от Совета Федерации (два человека из Совета Федерации), Госдумы (три человека из депутатов), Правительства РФ (три человека). Назначаются в состав совета лица и Президентом РФ – тоже трое. Председатель ЦБ – член НФС.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) не входит в систему ни одной из трех ветвей государственной власти. Более того, он обладает двойственной природой — является государственным органом и организацией.

Попытка законодателя в 1995 г. закрепить положение Банка России как «юридического лица с особым статусом» не получила поддержки со стороны Президента РФ, так как гражданское законодательство не знает юридических лиц с особым статусом.

Указания на особый статус Банка России как юридического лица не нашли законодательного закрепления. При этом и проблема осталась. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ федеральные банки отнесены к федеральным экономическим службам. Следовательно, органы управления последними должны входить в число федеральных органов исполнительной власти.

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

Сейчас Банк России, согласно Конституции, отвечает только за защиту и обеспечение устойчивости рубля и действует независимо от других органов государственной власти. «Справедливая Россия» предложила расширить его функции, и рабочая группа по изменению основного закона страны это частично поддержала. Об этом «Известиям» сообщил член партии, участник рабочей группы и первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг.

— Наша поправка заключалась в следующем: Центробанк должен обеспечивать условия для экономического роста и занятости населения. На рабочей группе первая часть была одобрена, а вот вторую не поддержали. Но я с таким решением не согласен, — заявил политик.

Федеральная резервная система США, создающая финансовый климат практически во всем мире, ориентируется на безработицу и экономический рост страны. Для большей эффективности ЦБ тоже должен руководствоваться этими факторами, уверен Валерий Гартунг.

— За этой поправкой однозначно будущее. Нам нужно расширять основную функцию Банка России. Каждое выступление, посвященное денежно-кредитной политике, я заканчиваю именно этим — экономический рост должен быть целью деятельности ЦБ. Но мне говорят: в законе этого нет, в Конституции тоже. Поэтому и приходится вносить поправки в основной закон, — подчеркнул он.

Центробанк более не нужен. Он грубо нарушает Конституцию

  • Трагедия в метро
  • Южный поток
  • Санкции
  • Катастрофа Boing-777
  • Украинский кризис
  • ЧебурNET
  • пакет Яровой
  • Рио 2016
  • Майдан 2014 V2.0
  • Психология
  • Философия
  • История
  • Политика
  • Техника
  • Здоровье
  • Работа сайта
  • Ашманов И.С.
  • Вассерман А.А.
  • Величко М.В.
  • ВП СССР
  • Глазьев С.Ю.
  • Ефимов В.А.
  • Зазнобин В.М.
  • Кургинян С.Е.
  • ЛАИ
  • Лукашенко А.Г.
  • МИД РФ
  • Мухин Ю.И.
  • Путин В.В.
  • Пякин В.В.
  • Спицын Е.Ю.
  • Стариков Н.В.
  • Фёдоров Е.А.
  • Фурсов А.И.
  • Хазин М.Л.
  • Юлин Б.В.
  • Кино
  • Музыка
  • Аудиокниги
  • Изображения
  • Литература
    • Художественная литература
      • Мудрые высказывания, цитаты, афоризмы, пословицы, поговорки
    • Публицистика
    • Статьи
  • Детское
  • Вопросы

К вопросу о конституционно-правовом статусе Центрального Банка РФ

  • 77 Каку Ся: Загадка гениальности. [10.07.2013] — finamfm
  • 50 Zanin Vadim: Вот, на всякий случай яндекс переводУильям …
  • 24 Коля: Капиталист!)))) Не ценишь профессионализм, тебе бы только …
  • 17 engineer: @engineer 16 августа 2021г. в 04:06:@Andy 15 августа …
  • 12 Andy: @Zanin Vadim 17 августа 2021г. в 05:35:Это был самый …
  • 12 Аматикаи: Сам Шойгу вряд-ли. Но жена капиталист да. Согласно …
  • 12 vodjanitsa: @Zanin Vadim 16 августа 2021г. в 18:11:Кто, по Вашему …
  • 11 Tassadar of the Templar: Чем больше человек развивается, тем все становится …
  • 9 Старцев Андрей: @Каку Ся 17 августа 2021г. в 18:09:Кстати, где был в …
  • 6 Андрей: По сути статья Путина, это квитанция на чьей он стороне, …
  • 6 Elector: В мультфильме «I pet goat, II» есть такой персонаж …
  • 5 ВасилийЛ: Это вредно. Жёлто-прессная пурга проникла на …
  • 5 Вадим Пьянзин: Читать то не разучились или только Халдея воспринимаете? …
  • 4 postulat: Интервью Чагина Олега Александровича, сопредседателя …
  • 3 nicsn: Видимо для сокращения рака для земли.
  • 3 Water Color: Ну, всё возможно. Весной 2020 года, например, многие …
  • 2 Чижов Михаил: @vodjanitsa 16 августа 2021г. в 13:32:Там, видимо, и …
  • 2 Gusyonok Guseynov: «брать из прошлого огонь, а не пепел»нет, я понимаю это …
  • 2 Sh.Insan: Ну … Вы не видите, но это не значит что этого нет.Я вижу. …
  • 1 gladio M: @Zanin Vadim 16 августа 2021г. в 09:19:@Andy 15 августа …

Вопрос модераторам: Почему снимаются с публикации материалы о тайных космических программах, инопланетной власти и другие, объясняющие скрытые механизмы управления обществом и личностью?:

  • Zanin Vadim: Вот, на всякий случай яндекс переводУильям Томпкинс1ПРОСМОТР ИСТОЧНИКАУильям Миллс Томпкинс был бывшим аэрокосмическим конструктором компании …
  • Zanin Vadim: @Andy 17 августа 2021г. в 19:35:@Zanin Vadim 17 августа 2021г. в 05:35:Это был самый засекреченный инженер США в свое время, поэтому о нем так мало …
  • Andy: @Zanin Vadim 17 августа 2021г. в 05:35:Это был самый засекреченный инженер США в свое время, поэтому о нем так мало информации.это конечно отличная …

Клим Жуков про статью Путина об историческом единстве русских и украинцев [22.07.2021] [Dmitry Puchkov]:

  • Старцев Андрей: @Каку Ся 17 августа 2021г. в 18:09:Кстати, где был в августе 91‘?).В очередном отпуске.Сибирь. ГУЛАГовские места. Там моя Малая Родина.Какуй дальше…
  • Каку Ся: Мешаешь прочувствовать всю ущербность), скорбность своего мозга))). Кстати, где был в августе 91‘?).
  • Старцев Андрей: @Каку Ся 17 августа 2021г. в 17:13:То о чём ты даже боишься думать), в сети в два клика))). Здесь тема истории если не заметил).Так и я про историю …

Загадка гениальности. [10.07.2013] [finamfm]:

  • Каку Ся: Загадка гениальности. [10.07.2013] — finamfm

«Русский язык как механизм формирования мозга» [05.07.2018] [Русское Космическое Общество]:

  • postulat: Интервью Чагина Олега Александровича, сопредседателя Совета безопасности Русского Космического Общества, директора института антропогенеза, доктора …

6 войн, которые Россия позорно проигрывает [09.08.2021] [Нестор]:

  • postulat: Кого сегодня символизирует Генуя, в контексте мировых событий
  • postulat: Что символизирует Генуя в контексте мировых событий.
  • vodjanitsa: @vodjanitsa 16 августа 2021г. в 01:33:за основу этой записки взяты наработки члена авторского коллектива Н.Н. Худоногова (г. Архангельск, сконч. …

Валерий Пякин. Вопрос-Ответ от 16 августа 2021 г. [Фонд Концептуальных Технологий]:

  • Старцев Андрей: @Аматикаи 17 августа 2021г. в 16:40:Сам Шойгу вряд-ли. Но жена капиталист да.И чем же занимается жена-капиталист у министра обороны РФ Шойгу, что …
  • Каку Ся: Как-бы да), но как долго было ждать понимания))). Аккурат на 30-летие).
  • Аматикаи: Сам Шойгу вряд-ли. Но жена капиталист да. Согласно википедии:Согласно декларации о доходах, за 2019 Сергей Шойгу заработал 12,6 миллиона рублей (в …

Появление денег и денежной власти исторически совпадает с возникновением государства и права.

По свидетельству историков, а также различных специалистов, занимающихся исследованием происхождения государства и права, первые государства появились в глубокой древности, на Востоке, примерно за V–VII тысяч лет до нашей эры. Они возникли в результате появления частной собственности и деления обществе на так называемые классы, то есть на такие большие группы людей, которые отличаются по их исторически определенному месту в системе общественного производства.

В настоящее время при обсуждении вопроса о независимости Банка России особую остроту приобрели такие аспекты, как величина валютных резервов страны, участие или неучастие Совета Федерации во взаимодействии с Банком России через Национальный банковский совет, укрепление или ослабление курса рубля. В связи с этим в последней главе нами рассмотрен проект законодательной реформы статуса Банка России.

Правовое положение Банка России

Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является единство экономического пространства (часть 1 статьи 8 Конституции). Во многом оно обеспечивается единством денежной системы страны. Денежной единицей Российской Федерации является рубль. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (часть 2 статьи 75 Конституции). Денежная эмиссия отнесена Конституцией к ведению Российской Федерации (пункт «ж» статьи 71) и осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации (часть 1 статьи 75). При этом Конституция Российской Федерации четко закрепляет основные его задачи – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2 статьи 75).

Как отмечалось выше, функции Центрального банка Российской Федерации по денежной эмиссии, защите и обеспечению рубля имеют особую правовую природу. Они бесспорно относятся к функциям государственной власти, поскольку Центральный банк при осуществлении этих функций выступает от имени государства, наделен властными полномочиями, имеет право применять меры государственного принуждения. Если не признать этот очевидный факт, можно не только запутать вопрос о функциях Центрального банка, но и поставить под сомнение законность (легитимность) существующей ныне российской валюты как «продукта» деятельности Центрального банка РФ.

Вместе с тем, указанные функции остаются за рамками общего конституционного регулирования, поскольку Центральный банк Российской Федерации выведен за рамки трех разделенных властей – законодательной, исполнительной и судебной.

Указанная особенность конституционного закрепления функций Центрального банка, как представляется, призвана решить следующие задачи: обеспечить самостоятельность и защиту кредитно-денежной системы Российской Федерации, исключить вторжение в конституционную компетенцию Центрального банка, оградить его от конъюнктурных требований и сиюминутных запросов других органов государственной власти.

Точно такие же задачи решает законодательство многих зарубежных стран. Так, Закон «Об автономии Банка Испании» 1994 г. указывает, что «в области денежной политики Банк не должен получать указания от правительства или министра экономики и финансов, что позволит ему осуществлять свою политику в интересах главной цели – поддержания стабильности цен» (Преамбула Закона). Закон «О Банке Англии» 1998 г. устанавливает, что основной целью Банка Англии является «поддержание стабильности цен, а также, если это не противоречит указанной цели, – содействие экономической политике Правительства» (ст. 11). Закон «О Бундесбанке» определяет, что основной целью Банка ФРГ является стабильность цен (ст. 1).

Наиболее четко гарантии функциональной независимости определены в статьях 105 и 107 Маастрихтского Договора: «Основной целью Европейской системы центральных банков должно являться поддержание стабильности цен… При исполнении полномочий и при осуществлении задач и обязанностей, возложенных на них настоящим Договором и Уставом Европейской системы центральных банков, ни Европейский Центральный Банк, ни национальные центральные банки, ни какой-либо член их руководящих органов не должны испрашивать или получать указания от институтов или органов Сообщества, от любого правительства Государства-участника, а также от каких-либо иных органов. Институты и органы Сообщества, а также правительства Государств-участников принимают на себя обязательства уважать этот принцип и не пытаться влиять на членов руководящих органов Европейского Центрального Банка или национальных центральных банков при осуществлении ими своих задач».

Следует остановиться более подробно на конституционных полномочиях Банка России по осуществлению денежной эмиссии, защите и обеспечению устойчивости рубля.

Конституция закрепляет за Центральным банком исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1 статьи 75). Данное положение исключает право других органов государственной власти, каких-либо учреждений и организаций осуществлять рублевую эмиссию или выпуск иных знаков оплаты, выполняющих функцию денег.

Осуществляя возложенную на него функцию денежной эмиссии, Центральный банк Российской Федерации выпускает наличные деньги, организует их обращение, определяет и регулирует объем находящейся в обращении денежной массы. Какое-либо вмешательство в вопросы денежной эмиссии недопустимо. В этой сфере Центральный банк Российской Федерации наделен исключительными правами и не должен подвергаться какому-либо воздействию со стороны других органов государственной власти.

Более сложные вопросы возникают при анализе конституционной нормы о функциях Центрального банка Российской Федерации по защите и обеспечению устойчивости рубля. Действующим законодательством предусмотрен достаточно обширный перечень полномочий Банка России, которые обеспечивают реализацию его конституционной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля.

Конституция Российской Федерации не определяет структуру управления Центрального банка, ограничиваясь только вопросом о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Банка России. Кандидатуру на эту должность в Государственную Думу представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении Председателя Банка от должности (пункт «г» ст. 83 Конституции). Само же назначение на должность и освобождение от должности осуществляется Государственной Думой (пункт «в» ст. 103 Конституции). Таким образом, непосредственно в самой Конституции установлены такие «сдержки и противовесы», которые исключают возможность назначения либо освобождения от должности Председателя Банка России по решению лишь одного из органов государственной власти.

Структура органов управления Центрального банка установлена Законом о Банке России. Помимо Председателя, она включает Совет директоров как высший коллегиальный орган управления Банка России. Следует отметить, что в этом вопросе Закон о Банке России следует не только исторически сложившейся традиции, но и тем образцам, которые были восприняты большей частью зарубежных стран.

Как отмечает профессор О.Е. Кутафин, Закон о Банке России устанавливает важный принцип организационного единства органов управления Центрального банка. Этот принцип проявляется, в частности, в том, что Председатель Банка России по должности возглавляет Совет директоров. Члены Совета директоров назначаются и досрочно освобождаются от должности Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Решения Совета директоров могут быть приняты только при условии обязательного участия в его заседании Председателя Банка либо лица, его замещающего.

Таким образом, Закон о Банке России закрепляет за Председателем особую роль в организационной структуре управления Центрального банка. Эта роль предопределена самим фактом закрепления в Конституции только должности Председателя Банка России. По той же причине Закон устанавливает, что Председатель Банка России действует от имени Банка России, представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями и учреждениями, несет всю полноту ответственности за его деятельность (ст. 18 Закона о Банке России).

Отметим также внутреннюю непротиворечивость законодательного закрепления полномочий органов Банка России, что также служит цели обеспечения единства его управленческой структуры.

Вместе с тем, следует отметить, что Закон о Банке России предусматривает ряд существенных гарантий коллегиального руководства Центральным банком. Как отмечалось выше, назначение и досрочное освобождение от должности членов Совета директоров производятся Государственной Думой. Заседания Совета директоров проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут быть созваны не только по решению Председателя, но и по требованию не менее трех членов Совета. Заседания Совета директоров правомочны при кворуме в 7 членов Совета. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов.

Указанные нормы не только создают своеобразный механизм защиты коллегиальных начал в управлении Банка России. Они не допускают также вмешательства в его управление со стороны органов исполнительной власти. Особо в этой связи следует отметить ст. 19 Закона о Банке России, согласно которой участие в заседаниях Совета директоров могут принимать министр финансов и министр экономики, но только с правом совещательного голоса.

В целом, Закон о Банке России достаточно последовательно реализует основанное на Конституции требование о невмешательстве в деятельность Центрального банка со стороны органов исполнительной власти. В той же ст. 19 Закона о Банке России регламентирован ряд дополнительных форм взаимодействия Центрального банка с органами исполнительной власти. В частности, установлено, что Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации. Банк России консультирует Министерство финансов по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Такие формы взаимодействия с органами исполнительной власти в полной мере соответствуют требованиям Конституции о независимом осуществлении Банком России функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. Таким же образом должны строиться взаимоотношения Банка России с Государственной Думой и Федеральным Собранием в целом. Однако, как было отмечено выше, это конституционное требование Закон о Банке России в полной мере не соблюдает, устанавливая принцип подотчетности Банка России перед Государственной Думой.

В целом, сточки зрения критериев независимости систему управления Банка России можно оценить положительно. В определенной к��рректировке нуждаются только отдельные положения Закона о Банке России.

Статья 2 Закона о Банке России предусматривает ряд норм, которые обеспечивают имущественную и финансовую самостоятельность Центрального банка. Банк России является юридическим лицом и самостоятельно осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие такого имущества либо обременение его обязательствами без согласия Банка России не допускаются. Финансирование деятельности Банка России осуществляется за счет его собственных доходов. Кроме того, ст. 2 подчеркивает, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Сходным образом решается вопрос об ответственности Банка России и кредитных организаций: Банк России не несет ответственности по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации – по обязательствам Банка России за исключением тех случаев, когда они принимают на себя такие обязательства (ст. 79 Закона о Банке России).

Указанные общие принципы имущественной и финансовой самостоятельности реализуются в ряде других норм Закона о Банке России. В частности, установлено, что Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей (ст. 9). Наличие уставного капитала отражает конституционную природу Банка России как банковского учреждения.

Закон указывает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ст. 3). Полученные им доходы должны направляться на решение основных поставленных перед ним задач – защиту и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; иные направления деятельности, установленные ст. 4 Закона о Банке России.

Финансирование деятельности Банка России осуществляется за счет доходов, которые он получает от операций, предусмотренных ст. 45 Закона о Банке России, а также от участия в капиталах кредитных организаций.

Балансовая прибыль Банка России определяется как разница между его доходами и расходами (ст. 10). 50 процентов фактически полученной балансовой прибыли подлежит перечислению в федеральный бюджет. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного направления. При этом Закон особо подчеркивает, что перечисление прибыли отчетного года в федеральный бюджет допускается только после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров (ст. 26).

Закон о Банке России устанавливает ряд дополнительных гарантий имущественной и финансовой самостоятельности Центрального банка. В частности, установлено, что смета расходов и расходы, не предусмотренные в смете, утверждаются Советом директоров. Совет директоров устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя и других служащих Банка России (пункты 3 и 5 ст. 16). Тем самым исключается возможность воздействия на Банк России посредством таких мер, как отказ в финансировании, сокращение размеров оплаты труда, изъятие его средств.

Банк России не регистрируется в налоговых органах и освобождается от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, предусмотренных налоговым законодательством (ст. 2 и 26 Закона о Банке России). Указанные нормы не только обеспечивают пополнение фондов, необходимых для реализации конституционных функций Банка России, но и служат целям его защиты от административного произвола.

Аналогичные нормы установлены законодательством многих стран. Так, Закон «О Национальном банке Словакии» указывает, что «Банк управляет своими финансами в соответствии с бюджетом, который утверждается Советом директоров… Финансирование деятельности Банка осуществляется за счет его доходов» (ст. 38). Такая же норма установлена ст. 64 Закона «О Национальном банке Польши». Органический закон «О Банке Португалии» устанавливает, что «Банк является публично-правовым юридическим лицом, который обладает административной и финансовой автономией и имеет закрепленное за ним имущество» (ст. 1).

В целом, можно достаточно высоко оценить степень имущественной и финансовой самостоятельности Банка России, что, впрочем, не исключает необходимости в изменении отдельных законодательных норм.

В частности, нуждается в уточнении положение ст. 2 Закона о Банке России, согласно которому уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Такая формулировка не отражает целевое назначение и особый статус имущества Банка России. Данный недостаток может быть устранен, если указанная норма будет изложена в следующей редакции: «Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, которая предназначена для осуществления конституционной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля, а также иных задач Банка России, установленных федеральными законами». Такое уточнение правового статуса имущества Банка России позволит более эффективно защищать активы Банка России за рубежом в тех случаях, когда они подвергаются арес��у либо на них обращается взыскание по искам иностранных кредиторов к Российской Федерации.

Закон о Банке России наделяет Центральный банк достаточно широким объемом гражданской правоспособности. Статья 2 указывает, что он является юридическим лицом. При этом его организационно-правовая форма не определяется.

В данном вопросе Закон о Банке России следует тем образцам, которые существуют практически во всех странах. Законодательство всех государств, без исключений, признает за центральными банками статус юридических лиц. Предоставление такого статуса осуществляется непосредственно законами о центральных банках, а не актами гражданского законодательства.

Как правило, законодательство не определяет организационно-правовую форму центральных банков. Исключение составляют только те немногие страны, где центральные банки учреждены в форме акционерных обществ (Австрия, Венгрия, Бельгия, Греция, Нидерланды, Турция, Швейцария, ЮАР). При этом следует особо подчеркнуть, что ни в одной из стран не признается приоритет гражданского законодательства перед законами о центральных банках. Как правило, законодательство устанавливает самые широкие формы гражданской правоспособности центральных банков. Так, Закон «О Банке Бельгии» предусматривает, что «Банк может осуществлять все сделки и предоставлять любые виды услуг, которые соответствуют возложенным на него задачам» (ст. 13). Закон «О Резервном банке Новой Зеландии» указывает, что «Банк является юридическим лицом, которое не может бытъ ликвидировано, имеет общую печать и которому предоставлено право приобретения, владения и распоряжения движимой и недвижимой собственностью, а также быть истцом и ответчиком в суде» (часть 2 ст. 5). Закон «О Национальном банке Словакии» подчеркивает, что «право владения собственным имуществом осуществляется Банком Словакии таким же образом, как и частными юридическими лицами в сфере имущественных отношений» (часть 4 ст. 1). Аналогичным образом решается вопрос о гражданской правоспособности Европейского Центрального банка: «Европейский Центральный банк… в каждом из Государств-участников Европейского Сообщества имеет наиболее широкую правоспособность из тех, которыми может обладать юридическое лицо в таком государстве; он может, в частности, приобретать и отчуждать движимую и недвижимую собственность и быть стороной в судебном процессе».

В целом, по действующему законодательству Банк России наделен достаточно широкими правами в сфере гражданско-правового регулирования. Как отмечалось выше, Центральный банк имеет уставный капитал и иное имущество, которым он владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно (ст. 2 Закона о Банке России).

Особо следует отметить тот факт, что Закон о Банке России исходит из принципа единства гражданской правоспособности Центрального банка. Территориальные учреждения Банка России (в том числе национальные банки республик) не имеют статуса юридического лица, не могут принимать решения, имеющие нормативный характер, не наделены правом выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Они действуют на основании Положения о территориальных учреждениях, которое утверждается Советом директоров (ст. 84 Закона о Банке России). Такое решение в полной мере соответствует конституционным требованиям, согласно которым в исключительное ведение федерации переданы вопросы финансового, валютного и кредитного регулирования, а также денежной эмиссии (п. «ж» ст. 71), а Банк России определяется как единый конституционный орган, который наделен четко определенными конституционными функциями (части 1 и 2 ст. 75).

Наиболее полно Закон о Банке России регламентирует вопрос об осуществлении Центральным Банком операций. В частности, он имеет право:

  • предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
  • покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
  • покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  • покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
  • покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
  • покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
  • проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
  • выдавать гарантии и поручительства;
  • осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
  • открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
  • выставлять чеки и векселя в любой валюте;
  • осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом (ст. 45 Закона о Банке России).

По состоянию на 2021 год, Центробанк выполняет в России 6 крайне важных функций, от исполнения которых напрямую зависит развитие национальной экономики. Перечислим их по порядку:

  1. Центральный Банк имеет право выпускать постановления, регламентирующие или уточняющие в отдельных Федеральных Законах банковскую деятельность. Кроме ЦБ такими же правами на регламентирование деятельности банков обладают Президент Российской Федерации, Правительство РФ и Конституционный Суд, который может уточнять отдельные правовые акты, вступающие в противоречие с Конституцией РФ;
  2. Согласно ст. 75 Конституции РФ, исключительно Центробанк России имеет право выпускать (эмитировать) российский рубль — это называется монопольным правом на эмиссию;
  3. ЦБ обязан всячески содействовать Правительству РФ в пополнении/регулировании федерального бюджета. Например, на плечи ЦБ возложено: кредитование государственных федеральных органов при недостаточных поступлениях в бюджет; он должен быть посредником при проведении крупных финансовых операций между Россией и другой страной или между государственными структурами внутри страны. Кроме того, именно ЦБ должен регулярно пополнять золотовалютный резервный фонд и, в случае острой необходимости, реализовывать его;
  4. ЦБ должен быть главным банком страны. Это выражается в том, что именно ЦБ РФ устанавливает ставку рефинансирования, от которой зависит стоимость кредитования внутри страны и выгода от покупки облигаций за счет высоких процентных выплат. Кроме того, ЦБ должен выступать в роли посредника при безналичных расчетах между российскими банковскими организациями;
  5. ЦБ ответственен за установку актуального курса российского рубля по отношению ко всем остальным мировым валютам;
  6. Центробанк регулирует деятельность других банковских организаций на территории РФ, он выступает в роли одной из инстанций при желании обжаловать то или иное решение банка. Более того, на Центробанк ложится ответственность за сохранность резервов, полученных от российских частных, частично государственных и государственных банковских организаций.

Как можно увидеть в списке выше, Центральный Банк России — ключевой российский институт в секторе финансовых услуг. По этой причине уместно задаваться вопросом, кому он принадлежит.

ЦБ — это самостоятельная, отдельная от государства некоммерческая организация. Формально, это означает, что Центральный Банк — юридическое лицо с неопределенной организационно-правовой формой. В России больше нет организаций с таким устройством, и в этом смысле ЦБ уникален. Поэтому вопрос «кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет» сам по себе некорректен, тем более некорректно спрашивать, кто является его акционером.

Если же смотреть на реальную ситуацию, то фактически полным контролем над Банком обладает так называемая «власть», т.е. Президент, Правительство и Федеральное Собрание РФ. Во всех законодательных и правовых актах, в т.ч. в Гражданском Кодексе, это прямым текстом не указано (за исключением ст. 83 Конституции, где Президенту дано право назначать кого-либо главным председателем ЦБ).

В качестве наиболее важного аргумента в пользу подконтрольности ЦБ государству можно привести следующее: с юридической точки зрения Президент РФ и Правительство РФ могут выпускать Указы и Постановления соответственно, так или иначе касающихся деятельности Центробанка. В результате косвенно над ЦБР установлен контроль.

Управление Центробанком осуществляет главный председатель и 14 директоров совета. Главу представительства, как мы уже упоминали выше, назначает Президент соответствующим Указом. Деятельность ЦБ регламентирована отчасти Конституцией, отчасти — отдельными федеральными законами, главным из которых является ФЗ-86.

Формально, Центробанк не принадлежит ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной ветви власти. Единственным органом в России, прямо влияющим на функционирование данного органа, является Федеральное Собрание: представительство ЦБ обязано ежегодно отчитываться перед ФС о проделанной работе.

Подытоживая все вышесказанное, никаких собственников, «состава владельцев» у ЦБ нет и никогда не было. Это юридическое лицо без учредителя, а значит, оно не является ни частной, ни государственной собственностью. А вот сам ЦБ вполне может быть владельцем какой-нибудь компании. Так, например, по состоянию на 2021 год Центробанку принадлежит контрольный пакет акций Сбербанка (52,3%).

Пожалуй, это самый главный вопрос. Он возникает потому, что среди российских граждан распространился миф, согласно которому якобы юридически золотовалютные резервы оформлены таким образом, что это выгодно в первую очередь Федеральной Резервной Системе Соединенных Штатов. Таким образом, вопрос, кому принадлежит Центробанк России и кто им управляет, как бы снимается «сам собой».

Да, действительно, при учреждении ЦБР был допущен ряд юридических ошибок, которые правили Ельцин и Путин на протяжении 90-х и начала 00-х годов. Но сейчас сформировалась устойчивая позиция, в соответствии с которой:

  • Государство делегировало Центробанку хранение золотовалютных резервов и их расширение за счет покупки облигаций США/Евросоюза;
  • Нигде даже речи не идет о том, что собственность в виде ЗВР переходит Центробанку. Все законодательные акты подчеркивают, что собственность лишь передается на хранение, но фактически она является федеральным имуществом.

Тогда почему и зачем ЗВР были отданы на хранение Центробанку? На то имеется несколько очень серьезных причин:

  1. Правительство РФ — это не статический институт, а динамический. Одни люди сменяют других, законы принимаются ежегодно и т.д. Поэтому неизвестно заранее, кто придет к власти — разумный и добропорядочный человек, или же полная противоположность этому образу. В свою очередь делегирование столь большей власти снимает значительную часть рисков: политики просто не смогут, даже если захотят, воспользоваться огромными денежными средствами ради политических интриг или голосов на выборах.
  2. От золотовалютных резервов зависит устойчивость национальной валюты. В кризисное время, когда основные экспортные товары России начинают резко падать в цене на международных рынках, образуется значительная «просадка» ВВП страны в долларовом выражении. Это неизбежно приводит к ослаблению рубля. Особенно страна зависима от цен на нефть, которым к тому же свойственно очень быстро дорожать или дешеветь из-за политических и/или финансовых событий. Золотовалютные резервы же способны смягчить падение — ЦБР просто финансирует золото в российский рубль для того, чтобы девальвация не была чересчур значительной и шокирующе быстрой, как это было в 1998 и 2014 годах.
  3. Хотя все ЗВР формально числятся федеральной собственностью, юридически все оформлено так, что при возникновении значительных долгов Центробанк не будет нести ответственность за действия Правительства. То же верно и наоборот: Правительство РФ не несет ответственность за действия ЦБ. Это, опять же, создает дополнительную безопасность: в случае военной интервенции со стороны чужого государства или нерациональной политики Правительства, вводящей страну в долги, ЦБ попросту сохранит все ЗВР России — так, как это регламентировано международными конвенциями и соглашениями.

Строго говоря правление ЦБ РФ можно разделить на две ветви: совет директоров и Национальный Финансовый Совет (НФС). В совете директоров находится 15 человек, включая главного председателя. Решение о назначении главы совета директоров принимает Президент, тогда как остальные 14 директоров назначаются в соответствии с указами главного председателя и Государственной Думы.

НФС состоит из 12-ти человек: два представителя назначаются Советом Федерации; Президент, Правительство и Госдума РФ поставляет по три человека. В НФС также входит главный представитель ЦБР.

Этот титульный и по сути руководящий пост в разное время занимали:

  • Георгий Матюхин с 1990 по 1992 гг.;
  • Виктор Геращенко дважды — с 1992 по 1994 и с 1998 по 2002;
  • Сергей Игнатьев с 2003 по 2013 года;
  • Сергей Дубинин с 95-й по 98-й года;
  • Эльвира Набиуллина с 2013-го года по настоящее время.

Важно: хоть главный председатель и обладает рядом исключительных полномочий, тем не менее, его деятельность строго регламентирована законодательна. Основной перечень обязанностей и прав приведен в Федеральном Законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ.

Центральный банк России. Что это такое, кому подчиняется и кто им управляет? Вопросов много. Начнем по порядку.

Центральный банк, он же Центробанк, ЦБ и Банк России, – это орган, основной целью которого является обеспечение устойчивости нашей национальной валюты (рубля), поддержание стабильности цен и создание условий для экономического роста страны.

Если вы воспринимаете Центральный банк как один из многих банков в нашей стране, например, Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и т. д., то глубоко ошибаетесь. Это особый банк со своим особенным правовым статусом и специфическими функциями. Он – главный над всеми остальными кредитными и некредитными организациями.

Статус, цели, функции и полномочия деятельности ЦБ закреплены в Конституции РФ, а также в законе о Центробанке. Уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и любое другое имущество банка является федеральной собственностью. Он имеет право им владеть и распоряжаться.

А вот никакой другой государственный орган без согласия ЦБ не может в отношении этого имущества совершать какие-нибудь действия. Этот момент становится интересным в свете того, что именно Центробанк хранит золотовалютные резервы нашей страны.

Центробанк выполняет следующие основные функции:

  1. Вместе с Правительством России разрабатывает, а потом реализует денежно-кредитную политику. Я хочу остановиться на ней более подробно в завершении этой статьи.
  2. Имеет монопольное право на выпуск (эмиссию) денег в обращение, в т. ч. разрабатывает дизайн монет и бумажных купюр. Изъятие из обращения старых или испорченных денег тоже находится в ведении только Центробанка.
  3. Регулирование и контроль деятельности кредитных и нефинансовых организаций (выдает им лицензии, приостанавливает или отзывает их). Центробанк не работает с физическими лицами. Посредниками выступают коммерческие банки и другие финансовые организации.
  4. Управляет золотовалютными резервами страны.
  5. Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Устанавливает официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам. Разрабатывает меры по стабилизации курса.
  6. Разрабатывает правила проведения банковских операций. Может издавать свои нормативные акты, которые обязательны к исполнению всеми участниками банковского рынка, государственными органами, юридическими и физическими лицами.
  7. Анализирует и прогнозирует развитие российской экономики.
  8. Является банкиром Правительства. Обслуживает государственный долг и бюджет.

Функций значительно больше, но я представила основные и понятные для большинства граждан нашей страны. На некоторых остановлюсь подробнее, потому что они могут повлиять на жизнь конкретного гражданина или организации.

Мы можем и не следить за развитием мировой экономики и плохо представлять себе, что такое денежно-кредитная политика. Но исполнение ЦБ некоторых своих функций в один прекрасный день перевернет жизнь с ног на голову.

В последние годы за новостями о повышении или понижении ключевой ставки стало следить чуть ли не все сознательное население нашей страны. Что это за ставка и как она может повлиять на нашу жизнь?

Ключевая ставка – это ставка, по которой берут кредиты в Центробанке коммерческие банки. К этой ставке они накручивают еще несколько процентных пунктов и выдают кредиты населению или организациям. Поэтому при низкой ключевой ставке такими привлекательными становятся потребительские и ипотечные кредиты.

Что значит дешевые кредиты? Население и коммерческие организации получают доступ к деньгам. Одни начинают больше покупать, а другие – больше производить. Растет спрос, начинают расти цены и инфляция. Центробанк повышает ставку, чтобы сбить этот рост.

У нас установлен плавающий курс рубля по отношению к иностранным валютам. Курс определяется по итогам торгов на межбанковском валютном рынке. Как это может отразиться на нас?

Во-первых, многие продолжают делать свои накопления именно в валюте. А меняющийся курс делает такую форму сбережения денег не всегда привлекательной.

Во-вторых, рост долларов или евро приводит и к росту цен на товары и услуги внутри страны. Почему? Потому что мы, к сожалению, до сих пор зависим от импорта оборудования, материалов, технологий, продуктов питания. Чем быстрее переведем страну на импортозамещение, тем меньше будем зависеть от валютного курса.

Где зарегистрирован ЦБ? В Москве, центральные органы управления находятся там же, на ул. Неглинной, 12.

Во главе банка стоит председатель. С 2013 года это Эльвира Набиуллина. Кто назначает главу Центробанка России? Кандидатуру на этот пост Государственной Думе представляет президент РФ. Именно Дума рассматривает и утверждает председателя банка на 5-летний срок. Один и тот же человек не может быть им 3 срока подряд.

Кому подчиняется Центробанк России и кому принадлежит?

Центральный банк не подчиняется ни одному государственному органу власти. Свои ежегодные отчеты он представляет в Государственную Думу, но не выполняет ее указания.

Представитель Центробанка участвует во всех заседаниях Правительства РФ. Может присутствовать и на заседаниях в Госдуме, если там рассматриваются вопросы экономической или финансово-кредитной политики. Правительство и Центробанк совместно обсуждают экономическую политику, консультируют друг друга и координируют работу.

Мы уже говорили, что представители исполнительной и законодательной власти участвуют в Национальном финансовом совете.

ЦБ РФ не кредитует дефицит бюджетов любых уровней: федерального, регионального или местного. А вот сами средства этих бюджетов хранятся в Центробанке.

Центральный Банк Российской Федерации является юридическим лицом, действует в государственных интересах поддержания стабильности экономической и финансовой системы, но не зависит ни от политических убеждений, ни от органов государственной власти. Независимость действий Банка России узаконена Законодательством РФ (в частности, Федеральным Законом № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Конституцией РФ и другими нормативными актами).

Центральный Банк Российской Федерации наделен большими полномочиями: это и полное регулирование финансовой деятельности кредитных организаций (со всеми полагающими санкциями: предписаниями, ограничениями, отзывом лицензии), эмиссия денежных знаков, контроль над федеральной собственностью золотовалютного резерва. Столь широкие функции и полномочия носят масштабный характер, поэтому многих интересует вопрос, а кто же контролирует деятельность самого Центробанка?

Начнем с того, что Центральный Банк РФ не является частью ни исполнительной, ни законодательной власти. Судебной властью Банк России так же не обладает. Все три ветви государственной власти действуют независимо от Центробанка, а он от них. То есть, в соответствии со статьей 1 Федерального Закона «О Центральном Банке РФ», все возложенные на него функции, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Разумеется, как и любое подразделение, пусть и независимое, Центральный Банк РФ подотчетен другим структурам. Главным образом Федеральному собранию Российской Федерации.

Многие задаются вопросом об учредителях Центрального Банка страны. Для ответа на данный вопрос углубимся в историю Банка России, а точнее, его предшественника. Кстати, последний, в отличие от современного Центробанка, принадлежал государству и был полностью ему подотчетен.

Госбанк был учрежден государством, а потом, в процессе реформации, его наделили особыми полномочиями. Центральный Банк РФ был выведен из вертикали структурной власти и стал независимым. Фактически, прямых сведений об учредителях Центробанка РФ в официальных сводках и СМИ не имеется.

Должность Период правления ФИО Основные заслуги
Председатель ЦБ РФ 11 сентября 1998 года — 20 марта 2002 года Виктор Владимирович Геращенко Единственный, кто четырежды возглавлял Главный Банк страны: (2 раза Государственный Банк СССР и дважды Центральный Банк РФ)
Председатель ЦБ РФ 20 марта 2002 года — 23 июня 2013 года Сергей Михайлович Игнатьев заслуги в развитии отечественной банковской системы
Председатель ЦБ РФ 24 июня 2013 года — настоящее время Эльвира Сахипзадовна Набиуллина работа по очистке российского банковского сектора от недобросовестных и неустойчивых банков

Председателя Банка России фактически невозможно уволить до истечения срока его правления. Даже в том случае, если возложенные на него функции и обязанности выполняются не в полой мере или выполняются некорректно. После завершения срока, кандидатура действующего председателя Банка России вносится президентом в Государственную Думу повторно, или выдвигается новый кандидат. Пост Председателя Банка России одно лицо может занимать максимально три срока подряд. Вообще кандидат на данный пост избирается большинством голосов Государственной Думы на срок 4-летний срок.

Большое влияние на деятельность Центрального Банка оказывает его коллегиальный орган — Совет Директоров ЦБ РФ.

Выбирать состав Совета Директоров Центробанка уполномочены:

  1. Президент РФ;
  2. Государственная Дума;
  3. Председатель Банка России.

Совет Директоров Центробанка выполняет немало важных функций:

  • утверждение отчета о деятельности Центробанка;
  • регулирование внутренних рабочих процессов Банка России;
  • утверждение общего функционала и структуры Центрального Банка;
  • назначение кандидатов на руководящие посты подразделений Центробанка;
  • разработка проекта и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • обеспечение выполнения тезисов денежно-кредитной политики определенными субъектами.

Кстати! Проект об основных направлениях ДКП Совет Директоров обязан представить для ознакомления и одобрения Национальному Банковскому Совету.

У Банка России существует еще один коллегиальный орган – национальный финансовый совет. Данный Совет состоит из 12 членов, в числе которых Председатель Банка России. Члены совета избираются и назначаются разными структурами, а именно: трое представителей назначаются Президентом РФ, трое Государственной Думой РФ (из числа депутатов Госдумы), еще трое направляются Федеральным Правительством РФ, и двое представителей делегируются из Совета Федерации.

Председатель (руководитель) и заместитель Председателя Национального Совета РФ выбираются путем голосования, в котором принимает участие весь состав НФС.

Собрания национального финансового совета проходят не реже одного раза за квартал.

НФС, так же как Совет Директоров ЦБ РФ и сам Центробанк, наделен крупными полномочиями и выполняет следующие немаловажные функции:

  1. Рассматривает варианты совершенствования банковской системы РФ;
  2. Выбирает оптимальный вариант основных направлений единой денежно-кредитной политики РФ;
  3. Производит окончательное утверждение тех или иных предложений Совета Директоров;
  4. Назначает на должность главного аудитора Центробанка;
  5. Рассматривает все отчеты Центробанка и его текущую деятельность;
  6. Утверждает документы, содержащие отчеты о дополнительных расходах.

Все возложенные обязанности и функции Совета Директоров Центрального Банка РФ более подробнее изложены в Федеральном Законе №86-ФЗ от 10 июля 2002 года (Совету Директоров ЦБ РФ посвящены статьи № 12 и №13 ФЗ).

Отличительная черта! Участники Национального Финансового Совета (НФС) не являются сотрудниками Центробанка, в отличие от Совета Директоров, члены которого работают в Центральном Банке на постоянной основе.

Основной целью денежно-кредитной политики, которую проводит ЦБ, является обеспечение инфляции в пределах 4 %. Эта цифра зафиксирована в проекте политики на 2019 – 2021 годы. И основным инструментом для достижения этой цели является регулирование ключевой ставки.

Кроме регулирования ставки есть и еще ряд инструментов. Например:

  • установление предельных размеров резервов коммерческих банков,
  • валютные интервенции,
  • выпуск облигаций,
  • регулирование денежной массы в стране.

Следует иметь в виду, что влияние этой политики на экономику в целом и благосостояние отдельного гражданина носит долгосрочный характер и не может проявиться здесь и сейчас. Поэтому для разработки действительно эффективных инструментов ЦБ составляет прогнозы и оценивает риски.

Основными целями Центробанка РФ считаются: защита и гарантия устойчивости рубля, обеспечение беспрерывной и эффективной работы платежной системы, развитие банковской системы России.

Следуя из целей, на Центробанке РФ лежит несколько задач:

  • Он должен быть эмиссионным центром РФ, то есть обладать монопольным правом выпуска денег (что подтверждает ст. 75 Конституции РФ);
  • Он должен являться правительственным банком, то есть выполнять правительственные расчетные операции, предоставлять ему кредиты, поддерживать экономические программы государства. А также Центробанк РФ должен хранить золотовалютные резервы (ЗВР) страны;
  • Он должен быть главным расчетным центром государства, то есть быть посредником при безналичных расчетах между другими банками РФ;
  • Он должен быть «банком для банков», а значит, работать не с посторонними клиентами, а главным образом с банками РФ. Взаимодействие их характеризуется тем, что Центробанк РФ хранит резервы других банков (в установленном законом размере), осуществлять контроль над деятельностью других банков на территории страны выдавать им кредиты;
  • Он должен заниматься регулированием экономики кредитно-денежными методами. Центробанк РФ может выдавать правительству кредиты на погашение дефицита в государственном бюджете, однако не может финансировать кредиты для погашения дефицитов внебюджетных государственных фондов и бюджетов российских субъектов.

Получение прибыли не относится к главной цели Центробанка РФ.

Узнайте, как проводится банкротство физических лиц.

Где взять миллион рублей, расскажем в нашей статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *