Лицензия как определить в бухгалтерии срочные или бессрочные
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия как определить в бухгалтерии срочные или бессрочные». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Как правильно расставаться с сотрудниками при сокращении
420 0
Приобретение софта по сублицензионному договору: как учесть
В бухгалтерском учете доход от предоставления нематериального актива в пользование организация-лицензиар отражает в составе доходов от обычных видов деятельности. Если предоставление нематериальных активов в пользование не является одним из видов деятельности организации (п.п. 5,7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), то в составе прочих доходов.
Поскольку лицензиар остается обладателем исключительного права на нематериальный актив, то с баланса он его не списывает. По этой причине лицензиар продолжает начислять амортизацию по нематериальным активам, предоставленным в пользование (п. 38 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Амортизация отражается в составе расходов по обычным видам деятельности, если предоставление прав использования НМА является одним из видов деятельности организации-лицензиара. Если выручка от передачи НМА учитывается в составе прочих доходов (счет 91.01 «Прочие доходы»), то амортизация относится, соответственно, на счет 91.02 «Прочие расходы» (п. п. 5, 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности освобождаются от обложения НДС при наличии лицензионного договора (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Освобождение от НДС применяется:
- независимо от государственной регистрации исключительных прав на такие программы и базы (письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-07-15/44);
- независимо от способа передачи (на материальном носителе или через интернет) результатов интеллектуальной деятельности (письмо Минфина РФ от 18.08.2008 № 03-07-07/79).
ООО «Андромеда» применяет общую систему налогообложения, ПБУ18/02, от уплаты НДС не освобождена, обладает исключительным правом на программное обеспечение «Туманность Андромеды», которое учтено в составе НМА. В октябре 2015 г. ООО «Андромеда» (лицензиар) заключило с ООО «Фрегат» (лицензиат) лицензионный договор, по условиям которого лицензиар предоставляет лицензиату право использования данного программного обеспечения на условиях простой (неисключительной) лицензии. Срок действия лицензии — 1 год. Вознаграждение за предоставленное право на использование программного обеспечения выплачивается лицензиару единовременно в день подписания договора и составляет 32 000 руб. (НДС не облагается на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Продажа лицензий на программные продукты является одним из основных видов деятельности ООО «Андромеда». Амортизация, начисленная в налоговом учете по программному обеспечению, учитывается в составе расходов, связанных с производством и реализацией. В бухгалтерском учете данный НМА не амортизируется как объект с неопределенным сроком полезного использования.
Полученное лицензиаром вознаграждение по лицензионному договору в форме фиксированного разового платежа относится ко всему периоду использования НМА получателем прав на него. Для обобщения информации о доходах, полученных (начисленных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в Плане счетов предназначен счет 98 «Доходы будущих периодов».
Допустим, учитывая большую номенклатуру передаваемых неисключительных лицензий на программные продукты в рамках основного вида деятельности и руководствуясь принципом рациональности ведения бухгалтерского учета, ООО «Андромеда» предусмотрело в своей учетной политике единовременное признание сумм разовых платежей в качестве текущих доходов.
Для целей исчисления налога на прибыль датой получения дохода от реализации следует признавать дату реализации имущественных прав независимо от момента поступления денег (п. 3 ст. 271 НК РФ).
В программе «1С:Бухгалтерия 8» ред. 3.0 передача права на результат интеллектуальной деятельности регистрируется с помощью документа Реализация (акт, накладная) с видом операции Услуги. Документ доступен из раздела Покупки. Документ Реализация (акт, накладная) заполняется следующим образом (рис. 1):
- в поле от указывается дата передачи права на использование программного обеспечения;
- в поле Контрагент указывается лицензиат (выбирается из справочника Контрагенты);
- в поле Договор указывается наименование лицензионного договора (выбирается из справочника договоров с контрагентом);
- в поле Номенклатура указывается наименование передаваемой лицензии, которая выбирается из справочника Номенклатура (в форме элемента справочника в поле Вид номенклатуры должно быть выбрано значение Услуги);
- заполняются поля Количество, Цена, Сумма передаваемых лицензий;
- в поле % НДС должно быть выбрано значение Без НДС;
- при заполнении поля Счета учета следует перейти по гиперссылке в одноименную форму и указать счет доходов, номенклатурную группу и счет расходов.
ООО «Андромеда», обладающая исключительным правом на товарный знак, учтенный в составе НМА, передала в июне 2015 года право пользования товарным знаком другой компании по лицензионному договору на три года. Для ООО «Андромеда» передача прав на использование товарного знака является разовой операцией. Договором предусмотрены периодические ежемесячные платежи в сумме 20 000 руб. (в том числе НДС 18 %). Амортизация, начисленная в бухгалтерском и налоговом учете по товарному знаку, учитывалась в составе расходов, связанных с производством и реализацией. Данный товарный знак в течение срока действия лицензионного договора организацией-лицензиаром не будет использоваться для маркировки собственной продукции.
Поскольку передача прав на товарные знаки не является основным видом деятельности организации, то сумму периодического лицензионного платежа, начисленного по условиям договора, организация будет ежемесячно признавать в составе внереализационных доходов. Датой получения внереализационного дохода признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями договора или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Если условиями договора предусмотрен разовый платеж, то он признается равномерно в течение срока действия договора (п. 2 ст. 271 НК РФ, письмо Минфина России от 22.09.2015 № 03-03-06/54220). Обращаем внимание, что для равномерного признания разовых платежей в программе с использованием счета 98 следует использовать документ Операция, введенная вручную.
Товарный знак не указан в перечне объектов интеллектуальной собственности, передача прав на использование которых не подлежит налогообложению НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Поэтому при предоставлении прав на использование товарного знака организация-лицензиар обязана начислить НДС.
Предоставление права использования товарного знака по лицензионному договору подлежит обязательной государственной регистрации (п. п. 2, 3, 6 ст. 1232, п. 2 ст. 1235, п. п. 1, 2 ст. 1490 ГК РФ). Расходы по уплате патентной пошлины за регистрацию лицензионного договора включаются в прочие расходы организации на дату регистрации договора.
При оформлении документа Реализация (акт, накладная) необходимо обратить внимание на заполнение поля Счета учета (рис. 4). Доход, получаемый от передачи товарного знака в пользование, будет отражаться по кредиту счета 91.01, связанные с этим доходом расходы (в том числе и начисляемая амортизация) — по дебету счета 91.02.
Учет расходов на ПО и лицензии. Как все сделать в 1С
По лицензионному договору ООО «Андромеда» на условиях стопроцентной предоплаты приобретает компьютерную программу «1С:Управление торговлей 8» у организации ООО «Чистый Софт Центр». Стоимость программы 14 500,00 руб. (НДС не облагается на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Программа будет использована для повышения эффективности торговли. Поскольку срок использования программы в договоре не указан, ООО «Андромеда» установила срок использования данной программы, равный 3 годам.
Согласно абз. 1 пункту 39 ПБУ 14/2007 полученное организацией неисключительное право на использование программы для ЭВМ отражается на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного лицензионным договором. Эту операцию можно зарегистрировать с помощью документа Операция, введенная вручную (раздел Операции).В плане счетов программы «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) забалансовый счет для отражения нематериальных активов, полученных в пользование по лицензионному договору, не предусмотрен. При необходимости пользователь может самостоятельно создавать дополнительные субсчета, забалансовые счета и разрезы аналитического учета. Для учета полученных неисключительных прав целесообразно создать отдельный забалансовый счет, например, 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование по лицензионному договору», где предусмотреть аналитический учет:
- по контрагентам — субконто Контрагенты;
- по объектам НМА — субконто Нематериальные активы.
Порядок учета расходов на приобретение программного продукта отражается в документе Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 7).
ООО «Андромеда» (лицензиат) в рамках торговой деятельности заключила с лицензиаром-обладателем исключительных прав на компьютерную программу «Сатурн» лицензионный договор, согласно которому ООО «Андромеда» с целью дальнейшего распространения (по сублицензионному договору) приобретает неисключительные права (лицензии) на эту программу. Лицензионный договор, а также сублицензионный договор заключаются на срок, равный одному году.
Ежемесячное вознаграждение, подлежащее уплате лицензиару, зависит от количества распространенных лицензиатом лицензий. Вознаграждение, уплачиваемое лицензиару за одну лицензию, составляет 25 000 руб. (без НДС). Сублицензиат за каждую распространенную лицензию уплачивает лицензиату вознаграждение в размере 30 000 руб. (без НДС). Все выданные лицензиаром лицензии регистрируются в специальной информационной системе. Сублицензиат, получив предоплату от конечного пользователя за программное обеспечение, обращается к лицензиату за лицензией. Лицензиат получает у лицензиара регистрационный номер лицензии, привязанный к конечному пользователю, и расчетные документы. Затем лицензиат передает регистрационный номер лицензии и выставляет расчетные документы сублицензиату.
Дата публикации 01.03.2021
Смотрите также
Вопрос аудитору
Как в учете казенного учреждения отразить покупку простой (неисключительной) лицензии на использование программ для ЭВМ (Microsoft Windows, Microsoft Office)?
Операции в бюджетном учете казенного учреждения отражаются в соответствии с положениями инструкций:
- инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н);
- инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н).
С 1 января 2021 года вступил в силу федеральный стандарт «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее — СГФ «Нематериальные активы»). В соответствии с п. 6 стандарта нематериальным активом признается объект нефинансовых активов, который соответствует следующим критериям:
- предназначен для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 мес.;
- не имеет материально-вещественной формы;
- может быть идентифицирован, выделен, отделен от другого имущества, в отношении которого у учреждения при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на актив.
Таким образом, простую (неисключительную) лицензию на использование программ для ЭВМ (Microsoft Windows, Microsoft Office) сроком свыше 12 мес. следует учитывать на балансе на счете 111 6I (п. 151.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).
Расходы на оплату услуг в области информационных технологий, приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (в т.ч. приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных) отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее — Порядок № 209н).
При этом неисключительные права с определенным сроком полезного использования принимаются к учету по подстатье 352 КОСГУ, с неопределенным сроком (бессрочные) — по подстатье 353 КОСГУ (пп. 11.5, 11.5.2, 11.5.3 Порядка № 209н). Подстатьи 352, 353 КОСГУ применяются только для целей бухгалтерского учета на счетах 104 60, 111 60, 114 60 (п. 151.2 Инструкции № 157н), для отражения кассовых поступлений и выбытий они не используются.
Согласно п. 93 Инструкции № 157н по нематериальным активам амортизация начисляется в соответствии со стандартом. На бессрочные лицензии амортизация не начисляется (п. 26 СГС «Нематериальные активы»).
Таким образом, покупка простой (неисключительной) лицензии на использование программ для ЭВМ (Microsoft Windows, Microsoft Office) сроком свыше 12 мес. или бессрочной в учете казенного учреждения может быть отражена записями:
Дебет КРБ 1 106 6I 352 (353) Кредит КРБ 1 302 26 73Х — приняты к учету вложения в права пользования программами (п. 31 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее — Инструкция № 162н);
Дебет КРБ 1 111 6I 352 (353) Кредит КРБ 1 106 6I 352 (353) — приняты к учету права пользования программами (п. 41.1 Инструкции № 162н);
Дебет КРБ 1 401 20 226 (Х 109 ХХ 226) Кредит КРБ Х 104 6I 452 — начислена амортизация права пользования программами, если определен срок полезного использования (п. 19 Инструкции № 162н).
Если срок использования неисключительного права программами менее или равен 12 месяцам, речь идет об оказании услуг. Следовательно, простая (неисключительная) лицензия на использование программ для ЭВМ (Microsoft Windows, Microsoft Office) не принимается на баланс. Расходы на ее приобретение списываются на затраты текущего года в дебет счета 1 401 20 226, 1 109 ХХ 226 (п. 298 Инструкции № 157н, часть 11 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384).
- Пошаговая инструкция
- Особенности учета затрат на неисключительные права
- Нормативное регулирование
- Срок действия неисключительных прав
- Аналитика к счету учета затрат на ПО
- Отражение в учете затрат на приобретение программного обеспечения
- Проводки по документу
- Учет неисключительного права
- Списание расходов будущих периодов
- Проводки по документу
- Контроль
- Документальное оформление
Учет прав на использование нематериальных активов в «1С:Бухгалтерии 8»
2.1. Юридическое толкование
В настоящее время на практике существуют различные схемы предоставления конечным пользователям обновлений ПО35 и различное документальное оформление предоставления интеллектуальных прав на такие обновления.
По своей правовой природе каждое обновление ПО36, как правило, представляет собой отдельный объект авторского права (интеллектуальную собственность). Соответственно, для приобретения правовых оснований для использования обновления конечный пользователь должен осуществить приобретение интеллектуальных прав на такое обновление в рамках лицензионного договора.
Лицензионный договор о предоставлении конечному пользователю интеллектуальных прав на обновления ПО должен быть заключен в письменной форме каким-либо из способов37, указанных в п.1.1. настоящих комментариев.
Права на обновление ПО будут считаться переданными конечному пользователю исключительно в случае, если им будет заключен с лицензиаром какой-либо договор, обладающий всеми теми признаками лицензионного договора, которые были указаны в п.1.1. настоящих комментариев.
2.2. Бухгалтерский и налоговый учет
В случае, если конечный пользователь заключает соглашение на гарантированное получение периодического обновления ПО в рамках договора, соответствующего критериям лицензионного, приобретение такого ПО может рассматриваться аналогично приобретению ПО, полученного по неисключительному лицензионному договору.
В противном случае к договору применяются правила учета договоров оказания услуг.
Общее замечание: В данном разделе мы не рассматриваем случаи, когда согласно договору приобретения компьютера с предустановленным ПО, оно передается по отдельным положениям договора, которые, фактически, представляют собой существенные условия лицензионного договора, инкорпорированные в текст договора о приобретении компьютера, и на основании которых (п.1.1 и п.2.1 настоящего документа), конечный пользователь приобретает интеллектуальные права на ПО. В таких случаях могут быть применимы принципы учета, описанные в разделе «Права, передаваемые в рамках корпоративных лицензионных программ».
3.1.Юридическое толкование
В случае, если ПО предустановлено на компьютер, приобретаемый по договору купли-продажи, законные основания для приобретения возможности использовать предустановленное на ЭВМ ПО, будут иными, чем те основания, которые описаны в п.1.1 и п.2.1 настоящих комментариев.
ЭВМ с предустановленным на нее ПО представляет собой в соответствии с российским законодательством «экземпляр» ПО38.
Российское законодательство указывает на то, что если экземпляр правомерно выпущенного в обращение ПО введен в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем его продажи или иного отчуждения, дальнейшее его распространение допускается без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения39. Таким образом, конечный пользователь, приобретая ЭВМ с предустановленным на нее ПО, автоматически получает возможность осуществить дальнейшее распространение ЭВМ с данным ПО («экземпляра»), но не получает каких-либо прав на распространение ПО отдельно от собственной ЭВМ.
Таким образом, объектом, передаваемым по договору купли-продажи конечному пользователю, будут не интеллектуальные права (как это происходит в случае заключения лицензионного договора), а конкретный товар – ЭВМ, с записанной в ее память компьютерной программой, законно введенной ранее правообладателем в гражданский оборот.
Конечный пользователь, который правомерно приобрел ЭВМ с записанным на нее ПО («экземпляр»), вправе без разрешения лицензиара и выплаты ему вознаграждения осуществлять действия, указанные в статье 1280 ГК РФ. Вместе с тем, объем прав может быть прямо предусмотрен лицензионным договором, который может быть заключен между лицензиаром и конечным пользователем.
3.2 Бухгалтерский учет
Расходы на приобретение ЭВМ с предустановленным на нем ПО могут быть учтены конечным пользователем как единый объект основных средств. Законодательство о бухгалтерском учете не предусматривает особенностей учета данных объектов.
3.3 Налоговый учет (налог на прибыль)
В случае приобретения ЭВМ с предустановленным на нем ПО, в соответствии с правилами налогового учета в первоначальную стоимостью основного средства должны включаться расходы на доведение его до состояния, в котором оно пригодно для использования40, таким образом, аналогично отражению данных расходов в бухгалтерском учете стоимость ПО может включаться в первоначальную стоимость ЭВМ.
3.4 Налоговый учет (НДС)
В отношении предустановленного ПО не выполняются условия для применения освобождения от уплаты НДС, описанные выше, таким образом, НДС будет применяться ко всей стоимости реализуемого основного средства, включая стоимость прав на предустановленное ПО
В случае приобретения ЭВМ с предустановленным на нем ПО конечный пользователь вправе принять сумму НДС к вычету в общеустановленном порядке с момента постановки на учет ЭВМ как объекта основных средств, т.е. на 01 счет «Основные средства». Данной позиции придерживаются официальные источники. При этом на практике вычет НДС по таким объектам осуществляется также в момент постановки на 07 «Оборудование к установке», либо 08 «Вложения во внеоборотные активы».
3.5 Приобретение ЭВМ с предустановленным на нем ПО конечными пользователями, имеющими обособленные подразделения
3.5.1 Бухгалтерский учет
В случае если ЭВМ с предустановленным на нем ПО приобретается конечными пользователями, которые имеют в своем составе обособленные подразделения, то расходы, связанные с приобретением ПО, которое будет использоваться в обособленных подразделениях, могут быть переданы по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты». В случае наличия у данных обособленных подразделений отдельных балансов, а также если эти ЭВМ отвечают критериям основного средства, их остаточная стоимость будет включаться в базу по налогу на имущество, уплачиваемому этими обособленными подразделениями.
3.5.2 Налоговый учет
В случае если ЭВМ с предустановленным на нем ПО приобретается конечными пользователями, которые имеют в своем составе обособленные подразделения, то передача ЭВМ с предустановленным на нем ПО повлияет также на расчет налога на прибыль к уплате в бюджет субъекта РФ, так как доля прибыли обособленного подразделения рассчитывается исходя из среднесписочной численности работников филиала (расходы на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества41.
Что касается НДС, то распределение сумм НДС к уплате в бюджет, а также НДС к вычету в этом случае не производится. В целом, учет НДС у пользователей, которые имеют в своем составе обособленные подразделения, не отличается для целей НДС от учета ПО прочими конечными пользователями.
3.6 Приобретение ЭВМ с предустановленным на нем ПО конечными пользователями, для группы компаний
Аналогично операциям по передаче в пользование прав на ПО, возможны два варианта распределения ЭВМ с предустановленным на них ПО для использования в рамках группы компаний.
Исключительные права обычно возникают, когда программа создается по заказу организации и адаптируется под ее требования. Если организация приобретает исключительное право пользования компьютерной программой, она становится единственным ее владельцем. Автор (разработчик) продукта не вправе продавать или предоставлять его другим лицам.
НМА стоимостью до 40 000 (с 2016 года до 100 000) рублей в налоговом учете можно списать полностью в момент ввода в эксплуатацию. Так как имущество до 40 000 рублей не является амортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), стоимость НМА можно включить в состав материальных расходов ( пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Вопрос налоговой амортизации НМА стоимостью ниже 40 000 рублей — спорный. Ранее контролирующие органы придерживались позиции, что амортизировать нужно все НМА независимо от их стоимости (письмо ФНС России от 25.02.2011 № КЕ-4-3/3006). На сегодняшний день все больше писем Минфина подтверждают возможность списывать «малоценные» НМА при вводе в эксплуатацию (письма Минфина РФ от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450, от 09.09.2011 N 03-03-10/86, от 09.12.2010 N 03-03-06/1/765).
Для целей налогового учета срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется по правилам, закрепленным в п. 2 ст. 258 НК РФ. По общему правилу срок использования НМА может быть указан в договоре или патенте. Если срок по документам определить нельзя, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).
Для исключительных прав на компьютерные программы налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
Учет прав на программные продукты
Затраты на обновление и ежемесячное обслуживание программ относятся к текущим расходам и подлежат списанию в момент оказания услуги (пп. 26 п. 1ст. 264 НК РФ, письмо Минфина РФ от 27.11.2007 № 03-03-06/1/826).
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 60 — списаны затраты на обновление (обслуживание) программы.
Чаще всего компьютерные программы имеют неисключительные права использования. Учет таких программных продуктов следует вести с применением счета 97 «Расходы будущих периодов» и списывать равномерно в течение срока действия договора. Не стоит путать обновление программ с их продлением, ведь учитывать эти расходы нужно по-разному.
Если у вас возник вопрос по бухгалтерскому или налоговому учету, наши эксперты всегда готовы помочь в его решении.
Задать вопрос
Эксперт сервиса Норматив
Рогачева Е.А.
С 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ была введена в действие часть четвертая ГК РФ, регулирующая права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Статья 1225 ГК РФ содержит перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (патент, программа для ЭВМ и т.п.). Закон признает существование интеллектуальных прав, которые не являются товарами. Причем особо оговаривается, что интеллектуальное право не связано с каким либо материальным носителем или с правом собственности на материальный носитель. Передача интеллектуального права — особый вид услуги.
Понятие лицензионного договора раскрывается в ст. 1235 ГК РФ. Одна из сторон лицензионного договора, обладатель исключительного права, называется лицензиаром. Лицензиар предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования результата интеллектуальной деятельности. Лицо, которому передаются те или иные права распоряжаться интеллектуальной собственностью лицензиара называется лицензиатом. В договоре оговаривается, как именно лицензиат может использовать предмет договора.
Если лицензиар (Клеверенс) даст на это письменное согласие (через сублицензионный договор), то лицензиат (Партнер) может предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности другому лицу.
Платить или не платить НДС?
С 1 января 2008 г. в НК РФ (пп. 26 п. 1 ст. 149) введена норма об освобождении от налогообложения НДС операций по передаче прав на использование нематериальных активов разных видов на основании лицензионного договора. Сама Клеверенс работает по упрощенке и не предоставляет счетов-фактур. Если ваша организация работает на общем налогообложении, то вы, как партнер, должны будете предоставлять своим покупателям счета фактуры с НДС = 0 руб.
Как было рассмотрено в предыдущем разделе, лицензия на программное обеспечение — это разрешение, нематериальное право, и передача имущественных прав на них осуществляется по EULA или письменному договору.
Ключевым здесь является слово нематериальные. Минфин РФ стоит на позиции, что операции по передаче прав на использование программного обеспечения при реализации их экземпляров на носителях в товарной упаковке, пусть даже содержащей условия лицензионного договора (упаковочная лицензия), подлежат налогообложению НДС. НДС не начисляется, только если на момент такой реализации заключался лицензионный договор в письменной форме (см. Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2007 г. № 03-07-11/648, Письмо Минфина РФ от 21 февраля 2008 г. № 03-07-08/36, Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-07-15/44).
Таким образом, если вы реализуете лицензии по товарным накладным, то вы не сможете доказать, что продавали «нематериальные активы», а не диски, и подпадаете под уплату всей суммы НДС по сделке.
Как учесть компьютерные программы, антивирусы и справочные системы
- Лицензия — это право. Она не является товаром — это услуга;
- Т.к. это услуга и в сублицензионном договоре не определено, сколько прав и на какие продукты будут переданы конечному клиенту, то она не требует количественного учета на складе. Нет необходимости заранее приходовать услугу, её можно просто оказать, т.к. на это есть право: подписанный с Клеверенс сублицензионный договор!
- Наименование лицензий заводится в справочник «Номенклатура» с пометкой «Услуга» и указанием счетов учета реализации (90 или 91). Учет роялти можно вести на отдельном забалансовом счете;
- Для отражения у себя затрат по уплате роялти в конце любого оговоренного периода (месяца, квартала), лицензиар (Клеверенс) предоставляет лицензиату (Партнеру) отчет и акт, сколько и каких лицензий было активировано конечными потребителями. На основании таких актов производится оплата роялти.
В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:
- на счете 111.6N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)» — права пользования на результаты научных исследований (научно-исследовательских разработок);
- на счете 111.6R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» — права пользования на результаты опытно-конструкторских и технологических работ;
- на счете 111.6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» — права пользования на программное обеспечение и базы данных;
- на счете 111.6D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» — права пользования иными нематериальными активами.
В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи КОСГУ:
- для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования 352 и 452 КОСГУ;
- для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования в соответствии с п. 11.5.3 и 12.5.3 Порядка № 209н: 353 и 453 КОСГУ.
Заметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД как прежде, подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (пункт 10.2.6 Порядка № 209н).
Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ, для целей налогообложения прибыли относятся к внереализационным доходам, формирующим налоговую базу по налогу на прибыль отчетного (налогового) периода.
При этом указанной нормой установлено, что при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Однако такой порядок оценки дохода НК РФ предусмотрен только для имущества (работ, услуг), а для целей налогообложения доходов, связанных с безвозмездным получением имущественных прав порядок оценки доходов не установлен.
Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии со ст. 128 ГК РФ, за исключением имущественных прав (п. 2 ст. 38 НК РФ).
В п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 говорится, что установленный п. 8 ст. 250 НК РФ принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, подлежит применению и при оценке дохода, возникающего при безвозмездном получении имущественного права (дополнительно смотрите письма Минфина России от 30.08.2012 N 03-03-06/1/444, от 05.07.2012 N 03-11-06/2/84, от 12.05.2012 N 03-03-06/1/243).
Таким образом, при безвозмездном получении имущественных прав внереализационный доход определяется исходя из рыночных цен (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация может воспользоваться информацией о стоимости аналогичных имущественных прав из источников разработчика. В качестве источника информации могут быть использованы также и СМИ, Интернет.
По нашему мнению, датой получения внереализационного дохода в данном случае наряду с датой подписания акта приема-передачи (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ) должна быть признана дата подтверждения регистрации разработчиком программы на имя организации.
Сумма рыночной стоимости безвозмездно полученного программного обеспечения включается в налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль единовременно.
Расходы по вновь приобретенным лицензиям
На основании подп. 6 ст. 4 Закона № 99-ФЗ одним из принципов осуществления лицензирования является недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.
Как следует из ст. 10 указанного Закона, государственная пошлина в законодательно установленных размерах и порядке уплачивается за предоставление лицензии, ее переоформление, выдачу дубликата лицензии. Из статьи 33316 Налогового кодекса РФ следует, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 33317 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса, относятся к прочим расходам. Из пункта 7 ст. 264 НК РФ следует, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов, сборови иных обязательных платежей.
Таким образом, плата за получение лицензии должна учитываться в составе прочих расходов единовременно.
Данной позиции придерживаются Минфин России и арбитражные суды, которые считают, что:
- положение п. 1 ст. 272 НК РФ о распределении расходов между периодами может применяться только к расходам, возникающим в рамках гражданско-правовых договоров, а в отношении иных расходов (к примеру, вытекающих из норм закона) п. 1 ст. 272 НК РФ не применяется. Поэтому нет необходимости распределять стоимость лицензии на все периоды ее действия (письмо Минфина России от 15 октября 2008 г. № 03-03-05/132);
- государственная пошлина является федеральным сбором (п. 2 ст. 8, п. 10 ст. 13 НК РФ), поэтому ее сумму надо признать в расходах в момент начисления (письмо Минфина России от 30 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/399; Постановления ФАС Московского округа от 12 августа 2009 г. № КА-А40/7313-09, ФАС Волго-Вятского округа от 30 ноября 2006 г. по делу № А28-3289/2006-109/21).
Существует мнение, что в случае невозможности определения конкретного срока использования полученной лицензии период признания расходов на получение лицензии необходимо установить самостоятельно и утвердить в учетной политике. При этом должен соблюдаться принцип равномерности признания доходов и расходов.
Однако, на наш взгляд, распределение исходя из предполагаемого срока использования лицензии не имеет под собой правовых оснований и затрудняет учет.
В некоторых разъяснениях Минфин России рекомендовал сумму государственной пошлины за выдачу лицензии списывать равномерно в течение срока действия самой лицензии (письма от 16 августа 2007 г. № 03-03-06/1/569, от 31 мая 2007 г. № 03-03-06/1/353).
Если организация следовала данным разъяснениям и учитывала расходы равномерно, то, по нашему мнению, новые нормы о бессрочном характере лицензий позволяют учесть недосписанные расходы на получение лицензии единовременно на основании того, что изменились условия лицензирования и срок действия лицензии не определен.
Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 25 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/89, ФНС России от 21 января 2010 г. № 3-2-13/6@.
Отмена лицензирования. Если лицензирование деятельности отменено, то в налоговом учете недосписанную стоимость лицензии на дату вступления в силу нового Закона (3 ноября 2011 г.) организация вправе единовременно отнести в состав прочих расходов.
Если ранее в учетной политике организацией был предусмотрен равномерный учет расходов на приобретение лицензий, то полагаем, что в связи с вступлением нормы п. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ, согласно которой снимаются ограничения на срок действия лицензий, допустимо единовременно учесть недосписанные расходы на приобретение лицензий
Лицензирование недропользования. Особо отметим, что сказанное ранее не относится к лицензированию недропользования, поскольку нормы Закона № 99-ФЗ не распространяются на лицензии на право пользования недрами, и соответственно, на сроки действия таких лицензий.
Порядок предоставления лицензий регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-I.
Нормой п. 1 ст. 325 НК РФ установлено, что если налогоплательщик получает лицензию на право пользования недрами, то расходы, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии) и могут быть учтены по выбору, закрепленному в учетной политике, одним из следующих способов:
- в составе нематериальных активов, амортизация по которым начисляется в порядке, установленном статьями 256—2592 НК РФ;
- в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
Таким образом, учет лицензий на право пользования недрами у организаций в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ не изменился.
Как определить срок действия договора лицензии?
Государственная пошлина, уплаченная за предоставление лицензии на производство, признается расходом по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99[1]).
До 2011 г. в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее — ПВБУ) затраты на приобретение лицензии, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражались на счете 97 «Расходы будущих периодов» и включались в расходы по обычным видам деятельности в порядке, устанавливаемом организацией, в течение срока действия полученной лицензии.
Приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3» в указанную норму внесены изменения.
На основании п. 65 ПВБУ в новой редакции затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Отметим, что внесенные поправки не отменяют категорию «расходы будущих периодов». Согласно п. 32 ПВБУ при составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется данным Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.
Расходы будущих периодов прямо предусмотрены следующими положениями по бухгалтерскому учету:
- ПБУ 2/2008[2], где сказано, что расходы, понесенные в связи с предстоящими по договору работами, учитываются как расходы будущих периодов (п. 16);
- ПБУ 14/2007[3], которым установлено, что фиксированный разовый платеж за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации отражается в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежит списанию в течение срока действия договора (п. 39);
- ПБУ 15/2008[4], которое допускает возможность равномерного учета дополнительных расходов по займам и кредитам (п. 8), начисленных процентов на вексельную сумму (п. 15) и начисленных процентов и (или) дисконта по облигациям (п. 16).
Также Планом счетов[5] по-прежнему предусмотрен счет 97 «Расходы будущих периодов». Соответственно в указанных случаях расходы отражаются на счете 97 как расходы будущих периодов.
В остальных случаях затраты, ранее признававшиеся в бухгалтерском учете расходами будущих периодов, должны быть переквалифицированы по одному из следующих вариантов:
- единовременно как текущие расходы на счетах учета затрат;
- как дебиторская задолженность в виде выданных авансов;
- как активы (основные средства, нематериальные активы, незавершенное производство и др.).
В отношении квалификации расходов в качестве активов необходимо отметить следующее.
Как уже отмечалось, на основании п. 65 ПВБУ затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
В отношении квалификации активов в бухгалтерском учете возможны два варианта:
- актив признается в бухгалтерском учете, только если он соответствует условиям признания конкретного актива, установленным конкретным нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету;
- актив признается в бухгалтерском учете как в случаях, если он соответствует условиям признания конкретного актива, установленным конкретным нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету, так и в случаях, если он соответствует общему определению актива.
Налогоплательщик, который следует первому толкованию, должен учитывать расходы на получение лицензий в составе текущих расходов, так как отсутствуют конкретные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, предусматривающие учет данных расходов в качестве активов.
Если же следовать второму варианту, расходы на получение лицензий должны быть протестированы на предмет соответствия условиям признания актива.
На применение второго варианта также указывает начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России И. Сухарев[6] в своих неофициальных разъяснениях.
Обратите внимание: механизм распределения затрат между отчетными периодами предусмотрен также ПБУ 10/99, согласно п. 19 которого расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:
- с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
- путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
- по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
- независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
- когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
По поводу лицензий (в том числе по видам деятельности, в отношении которых лицензирование отменено), которые учитывались у организаций до вступления в силу Закона № 99-ФЗ как расходы будущих периодов, необходимо отметить следующее.
Изменения, внесенные в ПВБУ, применяются с бухгалтерской отчетности 2011 г. Значит, у организаций меняется порядок признания в бухгалтерском учете расходов, ранее учитывавшихся ими в составе расходов будущих периодов. В связи с этим налогоплательщикам необходимо скорректировать положение по учетной политике в целях бухгалтерского учета.
Пунктом 14 ПБУ 1/2008[9] установлено, что если изменения в учетной политике вызваны изменением законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в порядке, установленном соответствующими законами РФ или нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.
Приказом Минфина России № 186н, внесшим поправки в ПВБУ, не установлены переходные положения. Если переходный порядок не установлен, то согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменений учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности путем корректировки показателей отчетности ретроспективным методом, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
Ретроспективный метод отражения последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (п. 15 ПБУ 1/2008).
Применение ретроспективного метода направлено на решение одной из задач бухгалтерского учета — обеспечение пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной информацией об имущественном положении организации, ее доходах и расходах (ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Согласно п. 6 ПБУ 4/99[10] бухгалтерская отчетность должна давать не только достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, но и отражать изменения в ее финансовом положении.
Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При этом каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку (п. 10 ПБУ 4/99).
В рассматриваемой ситуации организации будут корректировать учетные политики для целей бухгалтерского учета в связи с изменениями, внесенными в ПВБУ, а значит, будет меняться способ отражения в бухгалтерском учете расходов, признававшихся до 2011 г. в качестве расходов будущих периодов (за исключением фиксированных платежей за предоставленные права пользования результатами интеллектуальной деятельности).
Если ранее организации списывали затраты, отнесенные к расходам будущих периодов, равномерно в течение срока, установленного по видам расходов, то изменение способа отражения в бухгалтерском учете таких расходов способно оказать существенное влияние на финансовые результаты деятельности организации за отчетный период (2011 г.). Следовательно, нарушится принцип сопоставимости показателей бухгалтерской отчетности за 2011 г. и за предыдущие периоды. При этом фирма может достоверно оценить величину изменений показателей бухгалтерской отчетности исходя из предположения, что новый способ признания затрат, ранее отнесенных к расходам будущих периодов, применялся и в предыдущие периоды.
В анализируемой ситуации при применении ретроспективного метода остаток расходов будущих периодов подлежит учету в составе текущих расходов, в связи с чем в части текущих затрат сумма расходов будущих периодов списывается на остаток нераспределенной прибыли (непокрытого убытка):
Д 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — К 97 — единовременно списана оставшаяся стоимость лицензии на 1 января 2011 г.
Ретроспективный метод предполагает корректировку входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности исходя из того, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Ввиду того что в настоящее время вопрос о порядке учета расходов в качестве активов является дискуссионным, организациям рекомендуется закрепить в учетной политике конкретный вариант учета «бывших» расходов будущих периодов.
Если организация решит не производить предложенную реклассификацию активов в связи с изменениями, внесенными в ПВБУ, то данные расходы можно продолжать списывать в качестве расходов будущих периодов.
Соответственно на дату вступления в силу положений Закона № 99-ФЗ о бессрочном характере лицензий у организаций будут остатки в части несписанных сумм.
После того как на основании положений Закона № 99-ФЗ лицензии стали бессрочными, организациям необходимо определиться с порядком учета расходов на лицензии.
Вариант 1. Если организация может оп��еделить срок, в течение которого лицензии будут приносить экономические выгоды в будущем (исходя из предполагаемого срока использования лицензий в деятельности), лицензии продолжают учитываться в составе расходов будущих периодов в течение установленного срока.
Основным законом, регулирующим отношения в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности, является Закон № 222, в соответствии с которым лицензия – это запись в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований о решении органа лицензирования о наличии у субъекта хозяйствования права на осуществление определенного им вида хозяйственной деятельности, подлежащего лицензированию.
Согласно п. 1.5 Методрекомендаций № 1327 на каждый из объектов НМА составляется акт, в котором указываются, в частности, правовые условия введения этого объекта в хозяйственный оборот, то есть приводится название документов, согласно которым объект вводится в оборот. В частности, в акте необходимо указать все реквизиты и данные относительно лицензии – когда и кем выдана, срок действия (или – бессрочная), стоимость, место осуществления деятельности. Выбытие лицензии должно быть подтверждено актом ликвидации объекта НМА, который составляется на каждый из объектов отдельно (п. 1.7 этих Методрекомендаций).
В случае проведения инвентаризации наличия лицензий необходимо руководствоваться требованиями части третьей п. 2 Положения № 879 и п. 7.1 Методрекомендаций № 1327:
- наличие НМА устанавливается по документам, которые были основанием для оприходования, или дополнительно по документам, которыми оформлены (подтверждаются) соответствующие права. То есть с целью идентификации инвентаризационная комиссия убеждается в наличии и действии лицензии (лицензий);
- в инвентаризационную опись вносятся данные о названии НМА (в данном случае – номер лицензии и вид деятельности), характеристику, назначение, дату приобретения (ввода в эксплуатацию), первоначальную (переоцененную) стоимость, сумму накопленной амортизации, срок полезного использования и т.д.
- «Про затвердження Порядку проведення Державною аудиторською службою, її міжрегіональними територіальними органами державного фінансового аудиту діяльності суб’єктів господарювання», постанова КМУ від 27.03.2019 № 252
- «Про затвердження Змін до деяких нормативно-правових актів Міністерства фінансів України з бухгалтерського обліку», наказ Мінфіну України від 20.06.2018 № 564
- «Про внесення змін до Положення про документальне забезпечення записів у бухгалтерському обліку», наказ Мінфіну України від 20.06.2018 № 565
Все документы
Учет бессрочных неисключительных прав
В некоторых разъяснениях Минфин России рекомендовал сумму государственной пошлины за выдачу лицензии списывать равномерно в течение срока действия самой лицензии (Письма от 16 августа 2007 г. N 03-03-06/1/569, от 31 мая 2007 г. N 03-03-06/1/353).
Если организация следовала данным разъяснениям и учитывала расходы равномерно, то, по нашему мнению, новые нормы о бессрочном характере лицензий позволяют учесть недосписанные расходы на получение лицензии единовременно на основании того, что изменились условия лицензирования и срок действия лицензии не определен.
Аналогичная позиция содержится в Письмах Минфина России от 25 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/89, ФНС России от 21 января 2010 г. N 3-2-13/6@.
Отмена лицензирования. Если лицензирование деятельности отменено, то в налоговом учете недосписанную стоимость лицензии на дату вступления в силу нового Закона (3 ноября 2011 г.) организация вправе единовременно отнести в состав прочих расходов.
Если ранее в учетной политике организацией был предусмотрен равномерный учет расходов на приобретение лицензий, то полагаем, что в связи с вступлением нормы п. 4 ст. 9 Закона N 99-ФЗ, согласно которой снимаются ограничения на срок действия лицензий, допустимо единовременно учесть недосписанные расходы на приобретение лицензий.
Лицензирование недропользования. Особо отметим, что сказанное ранее не относится к лицензированию недропользования, поскольку нормы Закона N 99-ФЗ не распространяются на лицензии на право пользования недрами и, соответственно, на сроки действия таких лицензий.
Государственная пошлина, уплаченная за предоставление лицензии на производство, признается расходом по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 ).
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
До 2011 г. в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, далее — ПВБУ) затраты на приобретение лицензии, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражались на счете 97 «Расходы будущих периодов» и включались в расходы по обычным видам деятельности в порядке, устанавливаемом организацией, в течение срока действия полученной лицензии.
Приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. N 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. N 3» в указанную норму внесены изменения.
По поводу лицензий (в том числе по видам деятельности, в отношении которых лицензирование отменено), которые учитывались у организаций до вступления в силу Закона N 99-ФЗ как расходы будущих периодов, необходимо отметить следующее.
Изменения, внесенные в ПВБУ, применяются с бухгалтерской отчетности 2011 г. Значит, у организаций меняется порядок признания в бухгалтерском учете расходов, ранее учитывавшихся ими в составе расходов будущих периодов. В связи с этим налогоплательщикам необходимо скорректировать положение по учетной политике в целях бухгалтерского учета.
Пунктом 14 ПБУ 1/2008 установлено, что если изменения в учетной политике вызваны изменением законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в порядке, установленном соответствующими законами РФ или нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.
Именно 99-ФЗ определяет лицензию, как бессрочный документ. Как правило, проверки лицензиатов проводятся раз в несколько лет и очень выборочно. Например, за нашу практику в помощи получения лицензий Минкультуры за все 9 лет работы с проверкой лицензиата мы столкнулись всего 1 раз. Мы говорим именно о тех проверках, которые проводятся уже после получения лицензии. Если обратиться к сайту генпрокуратуры и посмотреть список назначенных проверок на 2021 г, то вы натолкнетесь всего на 2-3 проверки по лицензии Министерства культуры. К некоторым компаниям и на протяжении многих лет никто с проверкой не заявляется. В сфере лицензирования не так, как в СРО, когда членов проверяют ежегодно и планово. Конечно, все еще зависит и от конкретной лицензии. Если, например это лицензия МЧС на монтаж противопожарного оборудования, то проверки происходят чуть более массово, но так же раз в несколько лет.
Теперь же (как только вступит в действие новый закон от Минэкономразвития), раз в 3 года будут проводиться мероприятия, имеющие следующую формулировку: «о внесении изменений в реестр лицензий, о проведении периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям» (ст.3, п. 1 новой редакции 99-ФЗ).
Итак, начнем по порядку…
НОВОЕ: с 3 ноября лицензии стали бессрочными, но оформлять их будут дольше
Не все лицензируемые виды деятельности будут подлежать проверке 1 раз в 3 года. Государственный контроль коснется только лицензиатов под пунктами: 6, 7, 8, 9, 10 ,11, 14, 16, 19, 34, 39, 43, 45, 48, 49, 50, 55 , Статья 19.2. (170-ФЗ 11.06.2021)
В перечень попали такие виды деятельности, как:
- Сохранение объектов культурного наследия (лицензия на реставрацию) – лицензирующий орган Министерство культуры.
- Монтаж систем противопожарной безопасности – лицензирующий орган МЧС.
- Производство защищенной полиграфии – лицензирующий орган Федеральная налоговая служба.
- Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов– лицензирующий орган Ростехнадзор и др.
Т.к. нет больше бланков лицензий, то и переоформлять нечего. Поэтому термин «переоформление лицензии» заменили на «внесение изменений в реестр лицензий…» и описали, что процедура будет иметь периодический характер. Если процедура по подтверждению лицензионных требований не будет пройдена и данные не окажутся в реестре в установленный срок, то лицензию аннулируют. О чем мы и говорили в названии нашего материала – бессрочные лицензии становятся срочными.
Все те, кто получил лицензию на вышеупомянутые виды работ 3-мя годами ранее 1 июля 2021 г. должны будут подтвердить свое соответствие лицензионным требованиям до конца установленного срока лицензирующим органом.
Лицензиат должен будет самостоятельно подать заявление на проведение проверки в свой лицензирующий орган за 40 дней до начала проверки. Сама проверка по закону должна будет проводиться в регламентированный двадцатидневный срок.
Если лицензиат проведение проверки не инициирует, то ему будет дано от 3-х до 5-ти месяцев, чтобы этот пробел устранить. В это время заниматься работами, на которые дает право лицензия, нельзя. Если и за этот срок лицензиат не обратиться к лицензирующему органу за прохождением процедуры соответствия лицензионным требованиям, то лицензия аннулируется.
Итак, вы делаете первый шаг и подаётё заявление на прохождение данной процедуры за 40 дней. За 3 дня до проверки лицензирующий орган Вас уведомляет.
Это значит, что начать готовиться надо уже сейчас. Закрыть пробел по требуемым специалистам путем поиска или обучения, аттестации и/или выдачи всех положенных ему удостоверений — дело не быстрое. Иной раз оно занимает от 2-х месяцев, если брать в пример аттестацию в Министерстве культуры (2,5 месяца чистого времени).
Если в процессе вашей деятельности случились перемены с юридическими и фактическими адресами, необходимо уведомить лицензирующий орган, чтобы не было сюрпризов для них, а потом от них для Вас. Иной раз требуемые помещения должны быть с особыми условиями и их приходится долго искать или же обустраивать под требования. Например, помещение под заправочную станцию для огнетушителей должно быть не менее 23 кв/м, бетонный пол и стены, вентиляция и т.д.
Предупрежден – вооружен. Вооружайтесь, уважаемые собственники бизнеса, чтобы к вам комар носа не подточил!
Некоторые виды деятельности можно вести, только если у компании есть лицензия. Причем чаще всего лицензия бывает бессрочной. Об этом сказано в пункте 4 статьи 9 99-ФЗ от 04.05.2011г.
Но все-таки есть такие направления бизнеса, по которым лицензии выдают на несколько лет. Например, чтобы заниматься производством и оборотом этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции, надо получить срочную лицензию. Максимум на пять лет (п. 17 ст. 19 171-ФЗ от 22.11.1995г.)
Компания может получить лицензию только после того, как заплатит госпошлину. Ее потребуется перечислить и в случае, если предприятию понадобилось какое-нибудь разрешение от чиновников. Скажем, для того, чтобы нанять на работу иностранных граждан.
Давайте рассмотрим, как списывать эти расходы на лицензию и сертификат в бухгалтерском и налоговом учете. А краткие подсказки — ниже.
Компании обязаны подтверждать качество некоторых видов товаров, то есть проходить сертификацию. Кроме того, есть продукция, по которой необходимо получать декларацию о соответствии. Перечень товаров, которые необходимо сертифицировать или декларировать, есть в постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 №982.
Если же товары не подпадают под обязательную сертификацию или декларирование, то компания может пройти добровольную оценку качества. В этом случае предприятие получит соответствующий сертификат.
Так вот, документы, подтверждающие качество товаров, обычно выдают на несколько лет. Надо ли распределять такие расходы между периодами в бухгалтерском и налоговом учете? Подскажем.
Если в сертификате (декларации) нет привязки к определенной партии тооваров, то учтите затраты сразу на всю сумму. А все потому, что это расход по обычным видам деятельности. И в бухгалтерском законодательстве нет требования списывать такие расходы равномерно в течение срока сертификата или декларации. Данный вывод следует из пункта 65 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Пример 2
Бухгалтер отразил расходы, связанные с получением сертификата качества
ООО «Вега» выпускает продукцию, которую законодательство не требует сертифицировать. Однако руководство приняло решение провести добровольную сертификацию качества готовой продукции.
ООО «Вега» перечислило специализированной компании, которая оформляет сертификаты, 17 700 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.). Срок добровольного сертификата равен трем годам. Бухгалтер принял решение относить стоимость документа на налоговые расходы постепенно — в течение 36 месяцев. Ежемесячно в расходы при расчете налога на прибыль бухгалтер включит 416,67 руб. (15 000 руб. : 36 мес.).
А в бухучете он сделает следующие записи:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 76
— 15 000 руб. (17 700 – 2700) — отражена стоимость услуг сторонней компании, участвующей в оформлении лицензии;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
— 2700 руб. — отражен входной НДС со стоимости услуг сторонней компании, участвующей в оформлении лицензии;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 2700 руб. — принят к вычету входной НДС;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
— 17 700 руб. — оплачены услуги сторонней компании.
Поскольку в бухучете компания спишет расходы на сертификацию сразу же, то возникнет вычитаемая временная разница по ПБУ 18/02. Ее сумма составит 14 583,33 руб. (15 000 – 416,67). А отложенный налоговый актив — 2916,67 руб. (14 583,33 руб. × 20%).
Проводка будет такой:
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 2916,67 руб. — отражен отложенный налоговый актив.
Если же у сертификата нет срока, а в документе указана определенная партия товаров, то разниц по ПБУ 18/02 не будет.
- Введение
- Единицы измерения лицензий
- Создание лицензии
- Регистрация потребности в лицензиях
- Поступление лицензий в регламентированном учете
- Сопоставление лицензий и статей расходов
- Поступление лицензий в управленческом учете
- Передача лицензий в эксплуатацию
- Возврат лицензий из эксплуатации
- Выбытие лицензий
- Отчёты раздела «Учёт лицензий на программное обеспечение»
- Отчёт «Движение лицензий»
- Отчёт «Лицензии в эксплуатации»
- Отчёт «Покрытие потребностей в лицензиях»
- Отчёт «Сведения о лицензиях»
- Отчет «Свободные лицензии»
- Отчёт «Стоимость лицензий»
- Отчёт «Сходимость данных учета лицензий»
Перевод с забаланса на баланс прав пользования НМА
Лицензии учитываются в двух единицах измерений:
- Количество экземпляров
- Количество рабочих мест
Экземпляр лицензии – это единая, неделимая сущность, определяющая приобретенное лицензионное право на продукт, подписку на продукт или иной объект лицензирования прав.
Количество рабочих мест – это количество объектов лицензирования, на которые распространяется права использования в пределах одного экземпляра лицензии.
Примеры:
- «1C:Предприятие 8 ПРОФ. Клиентская лицензия на 50 р.м. Электронная поставка» — 1 экземпляр на 50 рабочих мест, объект лицензирования – рабочие места. Учитывается по регистрационным номерам, количество рабочих мест должно быть указано в карточке лицензии для регистрационного номера в поле «Раб. мест».
- «1С:Предприятие 8.3 ПРОФ Лицензия на сервер x86-64» — 1 экземпляр на 1 сервер, объект лицензирования – сервер. Учитывается по регистрационным номерам, количество серверов должно быть указано в карточке лицензии для регистрационного номера в поле «Раб. мест».
- «1С:Комплект поддержки ПРОФ» — 1 экземпляр на 1 комплект сервисов, входящих в состав подписки. Объект лицензирования – сервисы «1С». Не учитывается по регистрационным номерам, поле «Раб. мест» не заполняется.
Регистрация потребности в лицензиях оформляется двумя документами:
«Регистрация потребности в лицензиях по подразделениям» — укрупненная потребность, оформляется в разрезе типов, видов лицензий, подразделений и должностей, возможно заполнение по штатному расписанию организации;
«Регистрация потребности в лицензиях по сотрудникам» — потребность, оформляемая по подразделению в разрезе типов, видов лицензий и конкретных сотрудников организации.
Связь между регламентированным учетом и управленческим контуром учета лицензий осуществляется через сопоставление номенклатуры лицензий (упр. учет) и статей расходов (регл. учет). Сопоставление выполняется с помощью специального рабочего места «Помощник сопоставления».
Для сопоставления выделите нужные элементы обоих списков и нажмите кнопку Сопоставить. В открывшемся окне подтверждения сопоставления проверьте сопоставляемые позиции и нажмите Записать и закрыть.
Поступление лицензий в управленческом учете выполняется документом «Поступление лицензий».
Документ отображает факт поступления лицензий, является документом только подсистемы «Учёт лицензий» и не отражается в регламентированном учете. Может быть оформлен вручную или вводом на основании документа «Приобретение услуг и прочих активов». Является связующим документом между бухгалтерским и управленческим учетом лицензий.
Для корректного заполнения поступления лицензий при вводе на основании, необходимо чтобы сопоставление лицензий и статей расходов было выполнено.
По данным документа «Приобретение услуг и прочих активов» и выполненного ранее сопоставления в документе «Поступление лицензий» будут заполнены следующие данные: Лицензия, Количество, Количество рабочих мест, Цена, Сумма, Ставка НДС
Если срок действия лицензии ограничен, необходимо дозаполнить:
- Дата начала действия – это дата активации данной лицензии.
- Дата окончания действия