Закон об обработке персональных данных 2021 новая редакция читать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об обработке персональных данных 2021 новая редакция читать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).

К сведению: не требуется согласие работника на передачу персональных данных третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, в ФСС, ПФ РФ, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ, суд (Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»).

Ранее в Законе № 152-ФЗ было такое определение: общедоступные персональные данные – это ПД, доступ неограниченному кругу лиц к которым предоставлен с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. То есть эти данные размещались их субъектом или с его согласия в общедоступных источниках. Статья 8 Закона № 152-ФЗ относит к таким источникам справочники, адресные книги. Это также могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.

К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др. Общедоступные сведения в любое время могли быть исключены из общедоступного источника по требованию субъекта ПД либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

О публикации и защите персональных данных в 2021 — что изменится в 152-ФЗ

С 1 марта 2021 года вместо общедоступных данных появилось понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения» – сведения о субъекте, доступ к которым субъект предоставил неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку этих ПД, разрешенных им для распространения в порядке, предусмотренном Законом № 152-ФЗ (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

При этом под распространением персональных данных в новой редакции понимаются действия, направленные на их раскрытие неопределенному кругу лиц.

К сведению: в прежней редакции закона распространением назывались действия, направленные на передачу ПД определенному кругу лиц или на ознакомление с ПД неограниченным кругом лиц, в том числе обнародование в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к ПД каким-либо иным способом.

Таким образом, прежде чем разместить для неограниченного круга лиц (на сайте организации, в печатных изданиях, в рекламе и т. д.) персональные данные работника, нужно получить его согласие.

В статье 9 Закона № 152-ФЗ уже установлена обязанность работодателей запрашивать у работника согласие на обработку персональных данных. Эта статья содержит и требования к оформлению такого согласия. В частности, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Работник может дать его в любой позволяющей подтвердить факт получения такого согласия форме (письменно или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это согласие работодатели уже давно должны были запросить у работников.

К сведению: отдельное письменное согласие оформляется на обработку специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

В новой ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ прямо указано, что согласие на обработку персональных данных, разрешенных их субъектом для распространения, оформляется отдельно от иных согласий субъекта ПД на обработку его данных.

Таким образом, ранее составленные согласия на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Закона № 152-ФЗ продолжают свое действие, в отношении них никаких изменений нет. А для размещения ПД работников в общем доступе работодатели должны запросить у работников отдельное согласие.

Обратите внимание: если работник сам раскроет свои личные данные, но не предоставит согласие, доказывать правомерность их распространения придется всем лицам, которые распространили эти сведения. Доказывать это понадобится и в случае, если ПД оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы.

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

Изменения в ФЗ 152 «О персональных данных» с 01.03.2021

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

С 01 марта 2021 года вступают в силу новые правила обработки персональных данных, сделанных доступными неопределенному кругу третьих лиц «общедоступных персональных данных».

Поправки введены законом N 519-ФЗ от 30.12.2020 и существенным образом меняют порядок использования персональных данных, находящихся в общем доступе, и в первую очередь, размещенных на сайтах в сети Интернет.

Из закона исключается понятие «персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных», используемое в качестве правового основания обработки таких ПДн любыми лицами (пп.10 п.1 ст.6 152-ФЗ). Взамен вводится понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения».

Принципиальное отличие этих понятий в режиме использования персональных данных, доступ к которым предоставляется третьим лицам. Новые условия предусматривают получение отдельного согласия субъекта ПДн на их распространение и обработку третьими лицами, тогда как ранее такое согласие предполагалось (достаточно было доказать факт их публикации субъектом ПДн или с его разрешения).

Как следствие, с 01 марта 2021 года нельзя собирать и использовать опубликованные в Интернете сведения об отдельном лице или массово извлекать и осуществлять последующее использование персональных данных с сайтов и прочих ИСПДн в автоматическом режиме (посредством «парсинга»), если не получено согласие каждого субъекта на такие действия. Ссылка на то, что сведения «общедоступны» перестает работать.

Форма документа не регламентирована, а значит может составляться по шаблону, разработанному фирмой самостоятельно. Но следует помнить, что статья 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ содержит перечень обязательных требований.

Новые правила с 2021 года

1 марта произошли изменения в ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ, которые внес ФЗ от 30.12.2020 № 519-ФЗ.

Рассмотрим основные нововведения.

1. Появился документ «Согласие на распространение ПДн сотрудника».

Теперь, получив от сотрудника согласие на обработку ПДн, компания не может их распространять. Для этих целей необходимо получить от физ. лица отдельный документ, который позволяет оператору распространять данные, например, размещать их на сайте компании, на доске почета, передавать банку и другое. В этом документе важно предоставить сотруднику возможность указать какую именно информацию он разрешает распространять работодателю.

2. Молчание субъекта ПДн не может быть расценено, как согласие на распространение ПДн. Это актуально и для бездействия сотрудника (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

3. Любые ПДн о физ. лице можно публиковать только при наличии его письменного согласия, даже если лицо самостоятельно их разместило в общедоступном месте (интернет или социальные сети). Раньше такие личные данные можно было распространять без получения согласия от их владельца (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

В случае, если сотрудник не дал согласия на распространение ПДн, но при этом дал согласие на обработку, то работодатель не в праве передавать информацию третьим лицам (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Правило не распространяется на передачу ПДн гос. органам (ИФНС, ФСС, ПФР, полиции и другим).

Стоит отметить, что сотрудник и вовсе может отказаться от дачи согласия на обработку ПДн. Но это не значит, что работодатель не вправе обрабатывать такие данные. Это возможно в случаях, указанных в ч. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ. Одним из которых является выполнение возложенных законом обязанностей на компанию.

Парсинг общедоступных данных с 1 марта 2021 запрещен

Компаниям и ИП однозначно стоит уделить внимание новшествам, описанным выше, так как штрафные санкции увеличились вдвое.

Начиная с 27 марта 2021 г. за работу с ПДн сотрудников без их письменного согласия ИП ждет штраф от 20 000 до 40 000 руб., организации, при аналогичном нарушении должны будут уплатить от 30 000 до 150 000 руб.

Если же ИП нарушит законодательство повторно, то штраф будет составлять от 100 000 до 300 000 руб., а для компаний — от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП). Наказание за такое правонарушение может последовать в течение года (ст. 4.5 КоАП РФ).

Подведем итог: правила обработки личных данных касаются абсолютно всех физических и юридических лиц.

В этой связи, работодателям целесообразно брать с сотрудников:

1. согласия на обработку персональных данных;

2. согласия на распространение персональных данных.

Документы составляются в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Игнорирование правил обработки и распространения данных может привести к серьезным финансовым потерям.

В программах 1С новый документ «Согласие на распространение персональных данных» на данный момент не реализован. Но и о наличии согласия на обработку персональных данных знают далеко не все бухгалтеры.

Первое, что необходимо знать — это то, что все данные хранятся в карточках физ. лиц. При приеме на работу личные данные субъекта в справочнике «Физические лица» заполняются автоматически на основании справочника «Сотрудники».

Актуально на

Специфика согласия на обработку персданных, разрешенных к распространению, заключается в том, что оно подтверждает наличие разрешения от субъекта персданных на раскрытие его личной информации неопределенному кругу лиц. Начиная с 1 марта 2021 года такое согласие должно отбираться отдельно от иных согласий субъекта персданных.

Приказом Роскомнадзора, вступающем в силу с 1 сентября 2021 года, определены основные положения, которые должны быть отражены в данном документе, в том числе:

  • цели обработки персданных
  • срок действия согласия
  • категории и перечень персданных
  • сведения об информационных ресурсах оператора, на которых персданные будут предоставляться неопределенному кругу лиц

Также в документе субъект персданных может установить запреты или конкретные условия обработки части информации, в частности, запрет на какую-либо обработку персданных неограниченным кругом лиц (кроме непосредственного доступа к ним).

Срок действия требований является ограниченным – до 1 сентября 2027 года.

Также с 1 июля 2021 года будет доступна возможность получать такое согласие через специальную информационную систему Роскомнадзора.

Обработка персональных данных с 1 марта 2021 года: изменения

С 27 марта 2021 года в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, касающиеся правонарушений в области обработки персональных данных.

Теперь за любые правонарушения, установленные статьей 13.11 КоАП, больше не может быть назначено предупреждение, нарушителю сразу грозит штраф. За повторное совершение ряда правонарушений предусмотрена повышенная ответственность, при этом срок давности привлечения к административной ответственности в данной области был увеличен до одного года.

Соблюдайте закон и удачи в бизнесе!

Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.


Установлены особенности обработки персональных данных (ПД), разрешенных их владельцем для распространения.

Запрещено использовать ПД без согласия владельца, а он сам может потребовать от оператора прекратить распространение сведений о себе без необходимости доказывать, что это незаконно.

Прописана процедура обязательного согласования обработки ПД любым оператором данных. Нельзя получать согласие «автоматом» — по умолчанию или при бездействии субъекта ПД.

Если согласие дано, владелец данных вправе в любой момент его отозвать, после чего оператор обязан приостановить выдачу сведений.

В соглашении на обработку ПД, разрешенных для распространения, может содержаться запрет на передачу данных неограниченному кругу лиц и обработку ими этих сведений.

Каждый сайт обязан спрашивать пользователей, какие данные о них можно опубликовывать и передавать третьим лицам. Невыполнение этого требования повлечет штраф за нарушение обработки ПД.

Закон вступает в силу с 1 марта 2021 г., за исключением нормы о предоставлении оператору согласия на обработку ПД, разрешенных для распространения, через информсистему уполномоченного органа. Данное положение применяется с 1 июля 2021 г.

Из Федерального закона от 30.12.2020 № 519-ФЗ следует, что:

  • Молчание или бездействие ни при каких обстоятельствах нельзя расценивать как согласие на обработку персональных данных.
  • Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно. Оператор обязан обеспечить возможность определить перечень персональных данных по каждой категории, указанной в согласии на обработку.
  • В согласии на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, можно установить запреты на передачу этих персональных данных неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки данных неограниченным кругом лиц. Оператор не вправе отказать в этом случае.

Законодательство обязывает прекратить передачу персональных данных, разрешенных для распространения, в любое время по требованию субъекта.

Для этого нужно направить требование, в котором нужно четко указать перечень персональных данных, обработку которых нужно прекратить.

Указанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому оно направлено.

В законе прямо не уточняется, какие именно данные являются персональными, но, если исходить из формулировки, что это «любая информация», относящаяся к физическому лицу, то к персональным данным относятся:

  • ФИО;
  • дата рождения;
  • адрес;
  • телефон;
  • электронный адрес;
  • фотография;
  • ссылка на персональный сайт;
  • ссылка на профиль в социальных сетях.

Одним словом, речь идет о любых данных, по которым можно идентифицировать человека. Фактически любой владелец сайта — оператор персональных данных, так как он размещает на своем ресурсе форму обратной связи, форму регистрации и пр.

Изменения в законе о персональных данных с 1 сентября 2021 года

Вступил в силу Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ, который значительно увеличивает штрафы за нарушения в работе с персональными данными.

Нововведения:

  • За любые правонарушения в области обработки персональных данных теперь будут сразу штрафовать. Ранее предусматривалось предупреждение.
  • Ранее повторное нарушение не выделялось как самостоятельный состав правонарушения. А теперь выделяется и штрафы по нему в несколько раз выше, чем за первичное нарушение.
    Например, если выяснится, что юрлицо запрашивает персональные данные, которые несовместимы с целями сбора, то за первое нарушение ему придется заплатить штраф в размере от 60 до 100 тысяч рублей, за повторное — от 100 до 300 тысяч рублей.
  • Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области персональных данных тоже увеличился. Если ранее он составлял три месяца, то теперь увеличен до одного года.
Основание Размер штрафа
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством и несовместимая с целями сбора персональных данных.
  • Для физлиц: предупреждение или штраф от 2 000 до 6 000 руб.
  • Для должностных лиц: предупреждение или штраф от 10 000 до 20 000 руб.
  • Для юрлиц: предупреждение или штраф от 60 000 до 100 000 руб.

При повторном нарушении

  • Для физлиц: от 4 000 до 12 000 руб.;
  • Для должностных лиц: от 20 000 до 50 000 руб.;
  • Для ИП: от 50 000 до 100 000 руб.;
  • Для юрлиц: от 100 000 до 300 000 руб.
Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта.
  • Для физлиц: от 6 000 до 10 000 руб.
  • Для должностных лиц: от 20 000 до 40 000 руб.
  • Для юрлиц: от 30 000 до 150 000 руб.

Уведомлять Роскомнадзор не нужно, если персональные данные:

  • относятся к субъектам, которых связывают с оператором трудовые отношения;
  • получены оператором при заключении договора, но не распространяются, не предоставляются третьим лицам без согласия на то их субъекта, то есть используются оператором исключительно для исполнения договора;
  • являются общедоступными;
  • включают только ФИО субъектов персональных данных;
  • нужны для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
  • включены в федеральные автоматизированные информационные системы персональных данных, государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • обрабатываются без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Все вышеперечисленные меры имеют отношение как к физическим, так и к юридическим лицам. Однако юридическим лицам следует предпринять ряд дополнительных мероприятий.

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее — государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее — муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

5) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 223-ФЗ)

3. Предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 223-ФЗ)

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее — нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.

2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

1. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.

3. Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов.

4. Оператор обязан рассмотреть возражение, указанное в части 3 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня его получения и уведомить субъекта персональных данных о результатах рассмотрения такого возражения. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

1. Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

2. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Новые правила обработки персональных данных в 2021 году

Обработка персональных данных — любые действия с вышеперечисленными фактами, регламентируемые статьей 13.11 КоАП и редакциями от 07.02.2017 № 13-ФЗ и 30.12.2020 N 519-ФЗ. К ним относятся сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

Согласно новым требованиям субъект получил право ограничить оператора в использовании данных без указания причин (раньше требовались доказательства, что они приобретены незаконно, устарели, недействительны и прочее), и тот должен прекратить действия в течение трех рабочих дней, по истечении которых пользователь может обратиться в суд. Санкция — от 3 000 до 75 000 рублей. Оператор может только обрабатывать, но не распространять информацию. За каждое отдельное нарушение взимается отдельный штраф. Срок ответственности увеличивается до одного года.

С 27 марта 2021 операторы не получают в качестве санкций предупреждения — они упразднены. Теперь нарушителей сразу штрафуют. Суммы — от 6 000 до 150 рублей; при повторном инциденте, который теперь считается самостоятельным составом нарушения, цифры повысятся до 300-500 тысяч.

Как не столкнуться с полумиллионными санкциями? Самое верное правило — составить с помощью юристов всесторонне защищенный документ с развернутым списком ситуаций, в которых организации требуются ПД. Для этого нелишним будет изучить все представленные на сегодня в Сети образцы бланков и скомпилировать из них индивидуальный чек-лист под вашу компанию. Главное — ничего не делать необдуманно и заручиться помощью специалистов.

Появляется новое основание, за несоблюдение которого могут оштрафовать (раньше за это не наказывали рублем). Невыполнение обязанности по соблюдению конфиденциальности ПДн влечет наложение штрафа:

  • на граждан — в размере от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 40 до 100 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 100 до 300 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей.

Организация, физическое или юрлицо, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять ПДн без согласия владельца ПДн, если это не предусмотрено федеральным законом.

Любая передача ПДн (распространение, предоставление, доступ) является незаконной без согласия владельца ПДн и является нарушением конфиденциальности его ПДн.

Если ПДн сотрудников были переданы без их письменного согласия, то во-первых, это противозаконно, а во-вторых, за подобные действия будут штрафовать.

Вот типовые ситуации, которые будут подпадать под данную статью:

1. Передача ПДн работников третьим лицам:

  • в банк для целей выплаты заработной платы и иных материальных выплат, а также перечисления подотчетных средств;
  • в охранное предприятие в целях взаимодействия и реагирования;
  • в медицинские организации в целях проведения медицинских осмотров;
  • в страховые компании по договорам добровольного медицинского страхования;
  • в образовательные организации в объеме превышающем требования закона об образовании;
  • в целях организации командировок и участия в выставках;
  • в других целях, напрямую не связанных с должностными обязанностями сотрудника.

2. Передача ПДн клиентов, представителей клиентов, поставщиков, партнеров третьим лицам в целях:

  • организации мероприятий, маркетинговых акций, рекламы;
  • размещения отзывов, рекламных акций на сайте компании и других общедоступных источниках;
  • сбор персональных данных через онлайн-каналы (мессенджеры, социальные сети, формы обратной связи на сайте, онлайн-консультанты) без применения средств защиты, обеспечивающих их конфиденциальность при передаче через интернет.

3. Получение ПДн без подтверждения наличия согласия от человека или иных законных оснований у передающей стороны.

4. Предоставление доступа к ПДН внутри организации сотрудникам без должного документального оформления (должностные обязанности и/или локальные нормативные акты).

Ответственность за не обезличивание персональных данных теперь несут не только государственные и муниципальные органы власти, но и все операторы.

По второму изменению в новом КоАП дело касается обезличивания ПДн. Проще говоря, если персональным данным (паспортным, медицинским, контактным данным и т.п) будет присвоен идентификационный номер, то это обезличивает персональные данные, т.к. по одному номеру нельзя определить человека.

В новом КоАП предполагается распространить ответственность за не обезличивание персональных данных с государственных и муниципальных органов власти на всех операторов. Все операторы будут обязаны обезличивать ПДн, которые обрабатывают.

Невыполнение подобных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа для всех операторов ПДн в размере от 3 до 6 тысяч рублей. Штрафы небольшие, но можно предположить, что это только начало.

  • Изучить все источники поступления ПДн в организацию, цели поступления и состав данных. К примеру, нужно понимать, что источники ПДн клиентов и сотрудников разные, и состав ПДн тоже разный.
  • Проанализировать, где и как организация получает ПДн — наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность получения персональных данных, их состав и цели обработки. Получение всех ПДн, которые попадают в организацию, без исключения должны подтверждаться подобными документами: корректно составленное соглашение по обработке ПДн на сайте, с которого компания получает ПДн клиентов, Соглашение по обработке ПДн с сотрудниками.
  • Изучить, какие и чьи ПДн в организации обрабатываются (в разрезе категорий физических лиц). Ориентируясь на ПДн клиентов и сотрудников, видно, что процесс их обработки и хранения разный. Доступ к ПДн сотрудников имеют отдел кадров, бухгалтерия, а к клиентским данным — та же бухгалтерия и коммерческий отдел.
  • Проверить наличие утвержденных локальных нормативных актов, определяющих порядок доступа сотрудников к персональным данным. Документы, в которых прописано, кто и за что отвечает.
  • Проанализировать соответствие процесса обработки локальным нормативным актам. Зачастую на практике бывает несоответствие.
  • Изучить ваших получателей персональных данных: кому, для каких целей и в каком составе передаются персональные данные. Опять же, практика показывает, что в некоторых организациях к ПДн допускаются сотрудники, не имеющие к ним отношения.
  • Проанализировать, на каких условиях передаются ПДн третьим лицам — обязательно наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность передачи персональных данных. Если зачисление зарплаты сотрудникам компании происходит через зарплатный проект банка, то компания обязана с каждым сотрудником, участвующем в зарплатном проекте, подписать соглашение о передаче его ПДн в этот банк.
  • Определить, какие персональные данные стоит обезличивать. К примеру, это данные, чей срок хранения официально вышел, но при этом характеристики клиента имеют ценность без необходимости идентификации физического лица.
  • Определить, какие согласия уже не имеют силы и которые надо скорректировать. Отсутствие отлаженной системы работы с ПДн в прошлом означает, что, возможно, часть документов уже не актуальна.
  • Изучить, как защищаются персональные данные в компании и от кого они реально защищены — только от внешних злоумышленников или от внутренних тоже? Очень часто данные клиентов утекают вместе с увольняющимися сотрудниками коммерческих отделов.
  • Составить годовой план и реализовать его. Необходимо разработать поэтапный план по реализации этих пунктов с учетом объема работы и времени на их выполнения.

Утечка ПДн может обернуться для компании не только финансовыми убытками, но и потерей репутации на рынке и разрывом отношений с партнерами. Поэтому важно изучить законодательство и вовремя принять меры. И здесь есть два пути:

  • делать все самостоятельно (силами организации);
  • доверить выполнение требований закона компаниям, которые могут провести независимый аудит по обработке ПДн и решить выявленные проблемы.

Да, если соблюдено одно из указанных условий.

  • На вашем сайте в открытом доступе размещаются ПД.
  • Вы собираете и структурируете ПД, размещенные в открытом доступе.
  • Вы публикуете ПД в печатной или иной форме, при которой ПД находятся в открытом доступе.

    Пример: социальные сети, сайты объявлений, форумы, печатные издания с объявлениями и т.д.

Нет, если соблюдено одно из указанных условий.

  • На вашем сайте размещаются ПД, доступ к которым есть только у зарегистрированных пользователей, т.е. оператор может ограничить и определить круг лиц, имеющих доступ к ПД.

    Эта позиция была устно донесена Роскомнадзором в ходе ответов на вопросы на дне открытых дверей 28 января 2021 г. В отсутствие письменных разъяснений остается довериться данной позиции и надеяться на то, что Роскомнадзор не изменит ее.

    Пример: закрытая корпоративная социальная сеть или сайт-интегратор объявлений, на котором доступ к ПД продавцов можно получить только после регистрации на сайте.

  • Ваша компания распространяет или предоставляет ПД в определенных законом государственных, общественных или публичных интересах независимо от того, что распространение или предоставление ПД запрещено самим лицом2.

    Под государственными, общественными и публичными интересами в основном понимаются вопросы безопасности государства, граждан и т.д. Поэтому сложно придумать реальный случай, когда коммерческая организация могла бы прикрыться данным пунктом закона.

  • Вы являетесь государственным органом власти или органом местного самоуправления, распространяющим ПД в силу выполнения возложенных на вас полномочий3.

Оператор может быть привлечен к административной ответственности. До 27 марта 2021 г. размер штрафа составит:

  • от 5 до 10 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
  • от 30 до 50 тыс. руб. – для компании24.

С 27 марта 2021 г. размер штрафов увеличивается:

  • от 10 до 20 тыс. руб. – для индивидуального предпринимателя;
  • от 60 до 100 тыс. руб. – для компании.

Полагаем, самый надежный и менее затратный способ соблюсти требования Закона о персональных данных для тех компаний, чьи сайты содержат ПД субъектов, – закрыть сайты для незарегистрированных пользователей. По крайней мере, до тех пор, пока не сформируется судебная практика и не появится точная позиция Роскомнадзора относительно применения положений Закона о распространении ПД.

Сложнее обстоит дело с компаниями, которые собирают ПД из открытых источников. Такие компании, на наш взгляд, обязаны получать у субъектов:

  • согласие на обработку ПД, если компания хочет обрабатывать ПД без распространения;
  • согласие на распространение, если компания хочет распространять ПД субъекта.

Компаниям, которые распространяют ПД не в интернете, также необходимо получать у субъекта согласие на распространение, даже в том случае, если распространение ПД необходимо для исполнения договора в интересах субъекта.


1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”».

2 Часть 11 ст. 10.1 Закона о персональных данных (далее – Закон).

3 Часть 15 ст. 10.1 Закона.

4 Пункт 1 ч. 1 ст. 6 Закона.

5 Пункт 5 ч. 1 ст. 6 Закона.

6 Часть 3 ст. 20 Закона.

7 Часть 5 ст. 21 Закона.

8 Пункт 1.1 ч. 1 ст. 3 Закона.

9 Часть 1 ст. 10.1 Закона.

10 Часть 9 ст. 9 Закона.

11 Часть 1 ст. 10.1 Закона.

12 Часть 9 ст. 10.1 Закона.

13 Часть 6 ст. 10.1 Закона.

14 Часть 8 ст. 10.1 Закона.

15 Часть 10 ст. 10.1 Закона.

16 Часть 4 ст. 10.1 Закона.

17 Часть 5 ст. 10.1 Закона.

18 Часть 12 ст. 10.1 Закона.

19 Часть 13 ст. 10.1 Закона.

20 Часть 14 ст. 10.1 Закона.

21 Часть 2 ст. 10.1 Закона.

22 Пункт 10 ч. 1 ст. 6 Закона.

23 Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2018 г. № 305-КГ17-21291.

24 Часть 1 ст. 13.11 КоАП РФ.

Персональные данные в 2021: как компаниям с ними работать и не получать штрафы

Специальный Федеральный закон №152 «О персональных данных» был принят в России в 2006 году. С тех пор в нашей стране четко регламентированы все моменты, которые касаются получения, применения, передачи и других манипуляций с персональными данными граждан. Также этот документ регулирует вопросы защиты этой информации.

«Основная задача этого федерального закона — защита прав и свобод каждого россиянина в ходе обработки его персональных данных, — разъясняет Дарья Морозова. — В широком смысле это означает защищенность личной жизни любого гражданина, его персональной и/или семейной тайны, например если речь идет об усыновленных детях, правду о рождении которых решено не открывать».

Закон определяет персональные данные человека как информацию, которая прямо либо косвенно относится к этому человеку — так называемому субъекту ПД. Наиболее распространенным примером такой информации можно назвать ФИО, адрес проживания, семейное положение, занимаемую должность, паспортные данные и так далее.

«Вместе с тем есть определенные нюансы, которые тоже рассматриваются в законодательстве. К примеру, имя или даже ФИО полностью сами по себе не рассматриваются как персональные данные. То есть если на бланке написать, например, Сидоров Петр Иванович, то на этом основании нельзя сделать вывод, что персональные данные некоего гражданина Сидорова находятся в свободном доступе и его личные права ущемлены. К категории персональных можно отнести лишь сведения, предоставленные в комбинированном виде, например ФИО в сочетании с датой рождения или местом работы», — уточняет наш эксперт.

Как мы уже заметили, субъектами ПД признаны все граждане. Из этого следует, что каждый из нас вправе защитить свою частную информацию от нежелательного использования. Данные требования определены постановлениями №1119 и №687 Правительства РФ, а уполномоченными органами, которые обеспечивают контроль исполнения этих требований — то есть, защиту гражданского права — выступают такие организации, как Роскомнадзор, ФСТЭК России и ФСБ России. Что же касается места стечения персональных данных, которые затем подвергают обработке, то оно может существовать как физически, так и виртуально. Его называют Центром обработки персональных данных. Эта структура представляет собой централизованное хранилище, состоящее из множества компьютерных систем, осуществляющих управление персональной информацией, а также ее хранением и передачей.

Общие. Это данные, которые содержат в себе основную информацию о гражданине. Это уже упомянутые ФИО, паспортные данные, место проживания, семейное положение, уровень дохода, дата рождения и т. д. Напомним также, что по отдельности каждый из этих пунктов не будет принадлежать к ПД.

Биометрические. К этой категории данных относятся отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз и аналогичная информация, которая может помочь определить личность человека. Такие данные очень востребованы в визовых службах, на таможне и других современных пунктах идентификации.

Общедоступные персонифицированные. Это, как правило, информация о личной жизни и материальном положении руководителей крупных компаний, политиков, звезд шоу-бизнеса и других известных людей. Такие данные можно найти в открытых источниках, поэтому для их использования не требуется дополнительных разрешений.

Обезличенные персональные. Владея этой информацией вы не сможете определить, какому конкретному физлицу она принадлежит.

Специальные. Речь здесь об информации, которая содержится в медицинских картах, личных делах работников предприятий, закрытых реестрах и других аналогичных документах. Это, в частности, религиозные установки граждан, их расовая принадлежность, наличие хронических заболеваний и т. д.

Новое согласие на обработку персональных данных — 2021

Обеспечивать защиту персональных данных граждан в России обязана организация, которая осуществляет их обработку. Это закреплено в ст. 19 уже упомянутого нами ФЗ «О персональных данных». Если нормы законодательства нарушены и произошел «слив» персональных данных, то в отношении нарушителя предусмотрена ответственность различного рода — от дисциплинарной и административной до уголовной.

Под ними понимают любые сведения, которые прямо или косвенно относятся к физическому лицу. Такая широкая трактовка позволяет отнести любую информацию о человеке к персональным данным. Федеральный закон о персональных данных является нормой прямого действия и должен соблюдаться всеми субъектами, получившими доступ к указанной информации.

Когда пользователь оставляет свои сведения на сайте в интернете при приобретении какого-либо товара, ресурс становится хранителем (оператором) персональных данных, что накладывает на него определенные права и обязанности.

Законодательство РФ предусматривает 3 вида ответственности:

  • гражданско-правовая — как правило, устанавливается в договоре, который гражданин заключает с оператором персональных данных. Носит преимущественно денежный характер;
  • административная — установлена в Кодексе об административных правонарушениях РФ и выражается либо в виде предупреждения, либо в виде денежного штрафа;
  • уголовная — наступает за наиболее тяжкие нарушения законодательства. В подавляющем большинстве случаев к виновному применяется либо денежный штраф, либо наказание, связанное с ограничением свободы.

Перечень ситуаций установлен в ст. 6 Закона №152-ФЗ. Важно следить за соблюдением требований закона:

  • при осуществлении правосудия;
  • при заключении договора потребительского кредитования;
  • при заключении трудового договора;
  • при защите прав и интересов гражданина;
  • если при заключении гражданско-правового договора стороны достигли согласия об этом;
  • в случаях, когда требования законодательства требуют принятия мер по обработке персональных данных.

Закон содержит ряд норм о предоставлении персональных данных по запросам сторонних организаций и частных лиц. Без согласия гражданина сведения могут предоставляться только по запросу судебных и правоохранительных органов. В иных случаях факт несанкционированной передачи будет караться по УК РФ.

Пробегусь по пунктам новой статьи 10.1 Закона «О персональных данных». Это она определяет особенности публикации персональных данных. Подумайте заранее, как реализовать в вашей деятельности эти новшества.

Оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

Это может выглядеть так: согласен на публикацию ФИО, не согласен на публикацию даты рождения. Посмотрим, что скажет РКН. Совершенно точно придется поломать голову над формулировками.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *