Текущий ремонт по 44 ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Текущий ремонт по 44 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
  • Письмо Минфина России от 04.02.2020 № 24-03-08/6958 «О заключении контракта по результатам электронного аукциона, если цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже»
  • Письмо Минфина России от 21.10.2019 № 24-03-07/80788 «Об изменении срока исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия»
  • Письмо Минфина России от 01.09.2020 № 24-01-08/76589 «Об условиях и цене заключения контракта, а также определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен»
  • Письмо Минфина России от 15.10.2019 № 24-03-07/79173 «Об изменении срока исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия»
  • Письмо Минфина России от 04.02.2020 № 24-05-07/6947 «О выполнении требования о запрете (ограничении) указания на товарный знак в документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства»

Закупка текущего ремонта 44-ФЗ

Когда проводится аукцион на ЭТП, в заявке поставщик соглашается с условиями покупателя, если проектная документация приложена к документации об аукционе. Но обычно заказчики предоставляют смету, избегая использования других документов, которые являются обязательными при заключении договора на строительство нового объекта, реконструкцию.

Как тогда провести капитальный ремонт по 44-ФЗ? Можно потребовать от поставщика указать в первой части заявки характеристики товаров, которые он собирается использовать, либо необходимо просто получить согласие с условиями? Кроме согласия ничего не требуется, так как смета относится к составляющим проектной документации – именно так считает ряд региональных управлений антимонопольной службы. Официальная позиция ФАС РФ на данный момент неизвестна.

По ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ, смета – единственный обязательный раздел проектной документации по капремонту, в основе которого лежит задание заказчика на проектирование. Организатор торгов сам решает, нужны ли ему другие разделы документации. Если ему удобнее отказаться от использования остальных частей, смета будет приравнена к полноценной проектной документации. Вне зависимости от объема проекта, процедура проходит по общим правилам, установленным для закупки услуг по проведению капитального ремонта по 44-ФЗ в формате аукциона.

Закупка работ по ремонту проводится заказчиками по 44 ФЗ и 223 ФЗ, ремонт многоквартирных домов регулируется Постановлением Правительства от 01.07.2016 № 615.

Рассмотрим, чем отличается тендер на ремонт по 44 ФЗ от 615-ПП:

  1. Тендеры на капитальный ремонт по 615-ПП проводятся для многоквартирных жилых домов.
  2. Уполномоченные органы ведут предварительный отбор организаций, желающих участвовать в таких закупках. Поставщики отбираются по наличию опыта, квалификации, отсутствию в РНП и др. Информация об отборе размещается в ЕИС.
  3. Из отобранных организаций формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, которые могут подавать заявки на капитальные закупки.
  4. Тендер на капремонт осуществляется путем проведения электронного аукциона на отобранных электронных торговых площадках. Критерием победы является цена.
  5. Заказчик применяет нормы 44 ФЗ только в части процедуры определения поставщика: с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС и до момента заключения контракта (п. 2 ст. 3 закона № 44-ФЗ). Требования о планировании, нормировании, исполнении контракта, отчетности, предусмотренные законом № 44-ФЗ, на закупки по 615-ПП не распространяются.

При проведении закупки важно правильно определить вид ремонта: капитальный или текущий.

Текущий ремонт по 44-ФЗ проводится в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации (ст. 55.24 ГрК).

Если готовится ремонт здания текущий, составление проектно-сметной документации не является обязательным. Достаточно составить ведомость необходимых работ.

Капитальный ремонт представляет собой замену и(или) восстановление:

  • строительных конструкций;
  • систем инженерно-технического обеспечения;
  • отдельных элементов несущих строительных конструкций.

Для проведения кап. ремонта необходимо составление проектной документации, которая содержит и смету. Между утверждением проектной документации и началом проведения работ должно пройти не более 2 лет. ПСД в обязательном порядке включается в документацию о закупке.

Кроме того, в техзадании прописываем сроки проведения работ, требования к гарантии, порядок сдачи-приемки. Отдельно в ТЗ указываем требования к используемым при выполнении заданий материалам.

Что важно знать о закупках строительных работ по 44‑ФЗ?

Обоснование стоимости работ по капремонту проводится проектно-сметным методом (ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Итогом такого расчета должны быть следующие документы:

  • дефектная ведомость;
  • проектно-сметная документация со сметным расчетом;
  • заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости;
  • заключение экспертизы проектной документации.

При составлении смет используются территориальные и федеральные сборники единичных расценок (ТЕР, ФЕР) с учетом положений Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр.

К участникам предъявляются следующие требования:

  1. Общие требования к поставщикам по ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
  2. Выписка из реестра членов СРО. Заказчик вправе установить требование о предоставлении выписки при НМЦК более 3 млн руб. В ч. 2.2 ст. 52 ГрК указаны случаи, когда членство СРО не требуется (для ГУПов, МУПов и др.).
  3. Лицензия. Заказчик устанавливает требование о наличии лицензии, если объект закупки — лицензируемый вид работ. Если они составляют только часть всего объема, устанавливать такое требование нельзя. Контролирующие органы рассматривают это как ограничение конкуренции, ведь подрядчик может привлечь субподрядную организацию, имеющую лицензию.
  4. Дополнительные требования (опыт). Устанавливаются в случаях:
  • работы с кодом ОКПД 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) и НМЦК более 10 млн руб (п. 2 Приложения 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 № 99);
  • капремонта на особо опасных, технологически сложных, уникальных объектах, НМЦК для федеральных нужд — более 150 млн руб., для муниципальных — более 50 млн руб.(п. 5 Приложения 2 к 99-ПП).

Обязательные требования к контракту прописаны в статье 34 закона № 44-ФЗ. В качестве приложений к контракту указываются: проектно-сметная документация, техзадание, график работ.

Унифицированные образцы могут разрабатываться головными организациями заказчиков. В библиотеке типовых контрактов образцов на капремонт в настоящее время нет.

Приемку проводит комиссия заказчика в соответствии с графиком. При наличии недостатков они фиксируются в акте. Приемка проводится только при выполнении всех заданий и устранении недостатков и дефектов.

Исполнительная документация:

  • акт приемки элемента (системы) здания;
  • акты освидетельствования скрытых работ;
  • акт о приемке выполненных заданий КС-2;
  • справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3;
  • паспорта и сертификаты на применяемые материалы и оборудование.

Одним из главных нововведений 44-ФЗ в части работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия стало изменение в процедуре электронного аукциона: срок подачи заявок сократился до 7 календарных дней, если начальная (максимальная) цена договора до 2 млрд рублей, и до 15 календарных дней, если НМЦ контракта более 2 млрд рублей. Для остальных закупок сроки подачи заявок сокращаются до 7 календарных дней, если начальная максимальная) цена договора до 300 млн рублей, и до 15 календарных дней, если НМЦ контракта более 300 млн рублей.

Инструкция по закупке строительных и ремонтных работ по 44-ФЗ

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 и части 1 статьи 96 № 44-ФЗ заказчик обязан включить в проект контракта обязательное условие о порядке и сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств. Размер такого обеспечения не может превышать 10 % НМЦК.

В ходе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику новое обеспечение гарантийных обязательств взамен ранее предоставленного в соответствии с частью 7 статьи 96 № 44-ФЗ.

При исполнении контракта документ о приемке поставленных ТРУ оформляется только после предоставления поставщиком такого обеспечения/

Срок обеспечения гарантийных обязательств составляет: гарантийный срок + 1 месяц.

С одной стороны, эта мера призвана защитить заказчиков, а с другой — дополнительное бремя на поставщиков, что, в конечном счете, отразится на начальной (максимальной) цене контракта и может привести к оттоку поставщиков на торгах и, как следствие, к снижению конкуренции.

Часть 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ дополнена двумя основаниями для изменения условий контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия:

1. Если при исполнении контракта возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию:
• контракт заключен на срок не менее одного года, а его цена равна предельному размеру цены, установленному Правительством РФ или превышает предельный размер;
• имеется обоснование производимого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;
• изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %. В указанный срок не включается срок получения положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

2. Допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначальный, если контракт не был исполнен в установленный срок по вине подрядчика или по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Приведем пример: у заказчика был заключен контракт с поставщиком на 1 год на строительство детского сада, но в силу прошедшего торнадо поставщик не смог его достроить.

Стороны должны будут согласовать новый срок возврата подрядчику денежных средств, внесенных им в качестве обеспечения исполнения контракта, если обеспечение исполнения контракта вносилось деньгами.

Это очень важное изменение, позволяющее заказчику избежать ситуаций, когда из-за неучтенных работ заказчик должен был проводить дополнительную конкурентную процедуру.

Представим себе ремонт помещения в больнице, где рабочие вскрыли полы и поняли, что надо их полностью менять. В силу того, что сумма увеличившегося объема работ выросла более чем на 10 %, заказчик вынужден был проводить конкурентную процедуру и у него могла сложиться такая ситуация, когда на одном объекте часть работ делает одна компания, а часть — другая.

С 1 июля 2019 года у заказчика появилась возможность осуществлять закупку работ «без объема» или рамочный договор. Рамочное соглашение — это договор, в котором определяется какая-то часть условий поставок, устанавливаются принципы сотрудничества, но могут быть не определены отдельные существенные условия (конкретные объемы закупок, цены, сроки и т. д.).

Рамочное соглашение не должно нарушать антимонопольное законодательство, а лицо, его заключающее, должно иметь соответствующие полномочия. Рамочный договор заключается в соответствии со статьей 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее — ГК).

К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе, в случае незаключения сторонами отдельных договоров, применяются общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства.

При использовании рамочного договора заказчик обосновывает единичные расценки, начальную (максимальную) цену контракта. В результате конкурентной процедуры максимальная цена контракта остается неизменной, понижаются только единичные расценки, все они снижаются на единый коэффициент снижения.

Несомненно, рамочный договор — это большой плюс для заказчика в части осуществления своих непосредственных обязанностей.

Самой частой ошибкой при использовании рамочного договора является то, что заказчик не ведет накопительную ведомость, вследствие чего может наступить следующая ситуация: «подписанный акт приемки без действующего госконтракта — не основание для оплаты».

Давайте рассмотрим Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2018 г. по делу № А04–8753/2017.

Стороны заключили контракт, установив предельную цену, по достижении которой он считается расторгнутым. Стоит отметить, что в соответствии со статьей 432 ГК Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ существенными условиями договора является: цена, срок договора или предмет. И очень часто при закупке «без объема» у заказчика остается неизрасходованный лимит, а срок договора заканчивается. Так было и в данном случае: лимит был исчерпан, исполнитель продолжил оказывать услуги, а заказчик их принимал, но не оплачивал.

Заказчик и поставщик в досудебном порядке не могли урегулировать свои финансовые разногласия, т. к. для оплаты требовался действующий договор, а в данном случае договор был не действителен в виду окончания срока действия.

Суды решили, что услуги оказаны за рамками договора и исполнитель знал об этом. Заказчик платить не должен, иначе нарушит законодательство о закупках.

Для того чтобы застраховать себя от риска неуплаты по государственному контракту, рекомендуем поставщикам вести «накопительную» ведомость, и, прежде чем увеличить объем обязательств, убедиться, что новое соглашение соответствует Закону 44-ФЗ.

Изменения, которые произошли в строительной сфере в 44-ФЗ, затрагивают только проведение процедур, они не учитывают затраты. Однако затраты — это экономическая категория, характеризующая в стоимостном выражении объем и вид потребленных ресурсов. Классифицирование затрат позволяет верно рассчитать себестоимость продукции, проанализировать эффективность использования ресурсов по всем направлениям деятельности организации. Анализ и группировка затрат позволяют принимать правильные управленческие решения. Таким образом, затраты — это ключевой элемент, показывающий результативность и эффективность деятельности региона за определенный период.

Управление затратами позволяет регионам оптимизировать затраты или достигнуть такого их уровня, который обеспечит требуемый финансовый результат.

В целях контроля исполнения договоров и лимитов предельной цены по ним часто используется бухгалтерский метод учета фактически выполненных работ, что приводит к возникновению ситуации с превышенными лимитами, описанными выше. Недостаток бухгалтерского учета состоит в том, что зачастую имеется значительная временная задержка между фиксацией факта исполнения работ на строительной площадке и приемкой этих работ заказчиком для последующей оплаты. За это время на объекте, как правило, продолжаются работы в соответствии с планом-графиком, и момент превышения лимита по договору можно упустить.

Один из способов контроля в подобных случаях — внедрение и использование цифровых технологий по управлению проектами капитального строительства, которые объединяют всех участников проекта и всю цепочку поставок в едином цифровом пространстве на единой цифровой платформе. Современные IT-системы для управления объектами капитального строительства позволяют не только осуществлять приемку работ в целях учета исполнения обязательств по договорам в момент их возникновения, но и связать данные календарно-сетевого графика объекта, договора любого уровня кооперации, платежи и информацию о физических объемах поставок и работ на строительной площадке, что обеспечивает возможность своевременно фиксировать объемы работ и материалов, проводить план-фактный анализ и контролировать ход выполнения договорных обязательств.

Потенциал интеграции с системами банковского сопровождения контрактов и электронными закупками обеспечивают дополнительный контроль над исходящими платежами и лимитами расходования денежных средств, а также за ценовой политикой расходов в рамках объекта капитального строительства. Использование цифровых технологий по формированию единого каталога МТР в привязке к техническим условиям, производимой продукции, еще на этапе формирования проектной документации и использование каталога как единого в IT-решении по управлению капитальным строительством, в том числе, при формировании спецификации и потребности в закупке, договоре, закрывающих документах дополнительно повышает прозрачность всего процесса.

Цифровые технологии IPM базируются на четырех основных потоках данных, охватывающих весь жизненный цикл инвестиций в капитальное строительство:
• Данные о плановых показателях — как должно быть. Сбор данных начинается на самом раннем этапе жизненного цикла строительно-
го проекта.
• Данные о конкурентной закупке по освоению планового бюджета — открытая система для выбора поставщиков и подрядчиков в цифровой конкурентной среде. Сбор данных идет на электронной торговой площадке.
• Данные о фактических физических объемах — результате работы подрядчиков. Сбор данных приемка работ происходит непосредственно на строительной площадке с помощью цифровых инструментов строительно-инженерного контроля.
• Данные о платежах за выполненные работы. Сбор данных автоматизирован за счет интеграции с сервисом банковского сопровождения.

  1. Описание объекта закупки: в документацию о закупке необходимо включить проектную документацию. Иные описания объекта закупки при наличии проектной документации законом № 44-ФЗ не предусмотрены.
  2. Выбор способа определения подрядчика осуществляется с учетом распоряжения № 471-Р и постановления № 99 от 04.02.2015.
  3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) осуществляется проектно-сметным методом (ст. 22 закона № 44-ФЗ) в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  4. В документации о проведении закупки необходимо предъявлять требования к наличию членства в СРО в соответствии со ст. 52 ГрК.
  5. К участникам закупки с учетом постановления № 99 от 04.02.2015 необходимо предъявлять дополнительные требования (если НМЦК превышает 5 млн руб. — для муниципальных нужд и нужд субъекта РФ или 10 млн руб. — для федеральных нужд). Электронные документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям из Приложения № 1 Постановления № 99, должны быть размещены в реестре на электронной площадке до подачи заявки на участие в электронном аукционе.
  6. В случае проведения электронного аукциона: срок размещения извещения при НМЦК до 2 млрд руб. — не менее 7 дней; первая часть заявки — только согласие; протокол рассмотрения заявок не предусмотрен, аукцион проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок.
  7. В случае проведения конкурса в электронной форме рассмотрение первых частей заявок и подача окончательных предложений о цене контракта не осуществляются.
  8. Часть работ объемом не менее 25% цены контракта подрядчик по государственному или муниципальному контракту должен выполнить самостоятельно или с привлечением своих дочерних обществ.
  9. Заказчики обязаны использовать типовые условия контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта, утвержденные Минстроем.
  10. Особенности исполнения контрактов установлены статьей 110.2 закона № 44-ФЗ.

Процедура закупки строительных работ по 44-ФЗ

С 1 января 2019 года регистрация участников закупок в ЕИС осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в единый реестр участников закупок. Обратите внимание на несколько особенностей.

  • В качестве участников закупок в ЕИС не допускается регистрация офшорных компаний.
  • Аккредитация участника на электронной площадке осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днём регистрации участника в ЕИС. Аккредитацию осуществляет оператор электронной площадки. Он не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.
  • Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.
  • Если до даты окончания регистрации участника закупки ЕИС осталось три и менее месяца, он не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах, но он может пройти регистрацию на новый срок не ранее чем за шесть месяцев до даты окончания срока регистрации.

Способ определения подрядчика зависит от вида работ и размера НМЦК (таблица 1).

Таблица 1. Выбор способа определения подрядчика

Объект закупки

НМЦК, руб.

До 3 млн

До 5 (10) млн

Свыше 5 (10) млн, до 100 млн

Свыше 100 млн

Работы строительные (код ОКПД 45, кроме ОО, ТС, ИДС*)

Запрос котировок в ЭФ без доп. требований (с 1.04.2021)

Электронный аукцион без доп. требований

Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99

Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. 1 пост. № 99

или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований

или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований

или открытый конкурс в ЭФ (с 1.09.2020) без доп. требований

Работы по строительству, реконструкции ОО, ТС, ИДС*, уникальных объектов

Запрос котировок в ЭФ без доп. требований (с 1.04.2021)

Электронный аукцион без доп. требований

Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99

Электронный аукцион с доп. требованиями по прил. № 1 пост. № 99

или открытый конкурс в ЭФ без доп. требований

или открытый конкурс в ЭФ без доп. требований

или конкурс с ограниченным участием с доп. требованиями по п.5 прил. № 2 пост. № 99

*особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений

Значимость критерия «Цена контракта» при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) должна быть не менее 60%.

Из нестоимостных критериев заказчику разрешено использовать исключительно критерий «Квалификация участников закупки…».

Показателями критерия квалификации могут быть один, два или три из нижеперечисленных:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это поможет сэкономить время.

В каких случаях допускается изменение условий контракта на выполнение строительных работ

Изменение условий «строительных» контрактов возможно в трех особых случаях:

  • при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, если цена контракта изменится не более чем на 10%;
  • если при исполнении контракта с ценой не менее 100 млн руб. и сроком исполнения — не менее одного года возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Изменения в этом случае не должны привести к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%;
  • если контракт не исполнен в установленный срок (по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика, уплатившего неустойку в связи с таким нарушением), допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

Закупки строительных работ по закону № 44-ФЗ. Курс в Москве + Онлайн-трансляция

Курс повышения квалификации посвящен специальным правилам, последним изменениям, актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок строительных работ по закону № 44-ФЗ. Опытные эксперты, включая специалиста ФАС России, представят последние изменения в регулировании закупок, обзор нормативной базы и практики применения закона № 44-ФЗ, ответят на вопросы слушателей, а также дадут обоснованные рекомендации по разрешению сложных практических ситуаций в сфере закупок строительных работ по 44-ФЗ.

Закупки текущего ремонта в соответствии с 44 ФЗ

С 1 сентября 2020 года все по всем строительным работам можно проводить не только электронный аукцион, но и конкурс в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 25.06.2020 г. № 921).

При этом не стоит рассчитывать на широкое распространение электронного конкурса – он требует большего количества времени и сложен из-за необходимости правильно прописать критерии оценки заявок.

Не стоит забывать, что конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс можно проводить только в случаях, предусмотренных законом.

С 1 июля введены новые правила для предъявления дополнительных требований к участникам закупок в сфере строительства (Постановление Правительства РФ № 921 от 25.06.2020 г.).

Теперь можно предъявлять дополнительные требования, если предмет контракта – проектирование и инженерные изыскания.

По процедурам, извещения по которым опубликованы после 09.07.2020 можно учитывать в качестве опыта исполнение аналогичных контрактов (договоров) за последние пять лет (ранее можно было только за три года).

Дополнительные требования нужно предъявлять к участникам закупок не только для контрактов для федеральных нужд на сумму более 10 млн руб., но и для контрактов для нужд субъектов РФ и муниципальных образований на сумму более 5 млн руб.

Наличие опыта в конкретных видах закупок –строительству и реконструкции капитальных объектов, в том числе линейных объектов капитального строительства можно подтверждать контрактом или договором, сумма которого по п. 2 и 2(1) Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99

  • 50% и более от НМЦК закупки при цене контракта более 10 млн руб.,
  • 40% и более – при цене контракта (лота) более 100 млн. руб.,
  • 30% и более – при цене контракта более 500 млн руб.,

По другим видам работ и объектов (п.п. 2(2)-2(7) Приложения №1) установлена другая норма – 20% и более от НМЦК закупки. При этом цена контракта значения не имеет.

В Приложение № 1 внесены существенные изменения в отношении условий предъявления дополнительных требований. То, какие именно требования можно предъявить зависит и от вида работ, и от характера объектов (всего 7 категорий). Изменено распределение категорий работ в целях подтверждения опыта – отдельно подтверждается опыт по следующим категориям

  • строительству и реконструкции,
  • капитальному ремонту,
  • сносу,
  • подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий,
  • ремонту автомобильных дорог.

При этом отдельно подтверждается также опыт по разным категориям объектов – по объектам капитального строительства, по линейным объектам, некапитальным строениям и благоустройству.

Если проводится закупка по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, но не линейных объектов (п. 2 Приложения №1), то опыт может быть подтвержден как

  • контрактом, заключенным по правилам Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, так и
  • гражданско-правовым договором как на строительство, так и на реконструкцию объекта капитального строительства (не линейного объекта).

Если необходимо провести процедуру по строительству и реконструкции линейного объекта – то требования аналогичны, но надо учесть опыт строительства и реконструкции именно линейных объектов.

По остальным видам работ предусмотрена вилка, опыт выполнения работ, соответствующих предмету текущей закупки можно

Новые правила оценки заявок применяются к закупкам, извещения по которым размещены после 09 июля 2020 года (Изменения внесены Постановлением Правительства РФ №921 от 25.06.2020 г.).

Специальные правила оценки заявок теперь применяются, если предмет контракта – выполнение определенных работ в строительной сфере (строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос), а также если заключаются определенные виды контрактов: контракт жизненного цикла (ст. 16 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087), контракты в порядке статей 16 и 16.1 44-ФЗ.

При закупках в сфере строительства может быть выбран только один нестоимостный критерий – «квалификация участников закупки».

Измеряется такой критерий (п. 11 Постановления № 1085) наличием у участников закупки определенных ресурсов (финансовых, оборудования), опыта работы, который непосредственно связан с предметом контракта, наличием квалифицированных кадров, деловой репутацией.

Специально для контрактов в сфере строительства теперь предусмотрены следующие показатели нестоимостного критерия

  • общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
  • общее количество исполненных контрактов (договоров);
  • наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Для оценки заявок по данным показателям нужно учитывать исполненные контракты такого же вида (строительство, реконструкция, контракт «жизненного цикла и др.) и только с аналогичным видом объекта закупки (объект капитального строительства, линейный объект и пр.)

Максимальное значение нестоимостного критерия – 40%.

Профессиональная переподготовка

Специалист в сфере закупок

от 6 843 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

от 3 281 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

от 3 656 руб Подробнее

Повышение квалификации

Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

от 4 406 руб Подробнее

Итак, вместо проектно-сметной документации для оплаты выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки, называемая «контрактной сметой».

Данная контрактная смета составляется заказчиком без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации.

Но тогда возникает законный вопрос: на основании чего составляется контрактная смета?

В обновленной редакции части 7 статьи 110.2 44-ФЗ на этот вопрос отвечают так: контрактная смета составляется на основании методики составления сметы контракта, которую будет разрабатывать Министерство строительства, и которой, естественно, не существует, и когда она родится, никому неизвестно.

В данных обстоятельствах все без исключения заказчики по 44-ФЗ, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе в рамках нацпроектов, становятся нарушителями существующего законодательства.

Выбирать бедному заказчику приходится из двух зол.

1) Составлять смету контракта без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов на основании предложенной в ходе торгов цены контракта и оплачивать работы по строительству (реконструкции) на основании данной контрактной сметы, надеясь, что Бог не выдаст и ФАС не съест.

2) Как законопослушный гражданин, дожидаться рождения методики составления сметы контракта, порожденной в недрах Минстроя, невзирая на срыв сроков строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Есть ли какой-то разумный выход из этого тупика?

Есть: применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов можно, если это прописано в контракте:

1) заказчикам по 223-ФЗ при строительстве;

2) заказчикам по 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

Согласно части 6.1 статьи 110.2 44-ФЗ, при осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости. Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. остаётся график выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Как будут работать подрядчики при подобном графике оплаты, закон безмолвствует.

С июля 2019 года сметная стоимость строительства в рамках 44-ФЗ используется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия проектно-сметным методом, но не используется при исполнении контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Оплата по таким контрактам по новому законодательству будет формироваться на основании специальной контрактной сметы, составляемой заказчиком в соответствии с ценовым предложением подрядчика, сделанного в ходе торгов, по методике, которую должно создать и утвердить Министерство строительства РФ.

При этом, в соответствии с новой редакцией 44-ФЗ в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия в обязательном порядке должно быть положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости.

У независимых экспертов появляется по этому поводу вопрос: а зачем вообще нужна проектная документация и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в рамках 44-ФЗ, если оплата с 27.06.2019 г. работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства осуществляется не на основании проектной документации, а на основании специальной контрактной сметы?

Ответ узнает тот, кому хватит терпения дочитать эту статью до конца.

Все госзакупки капремонта проводят по нормам Федеральной контрактной системы.

Вот краткая инструкция, как закупить ремонтные работы по 44-ФЗ пошагово:

  1. Выбрать способ заказа.
  2. Подготовить закупочную документацию.
  3. Сформировать объект закупки и техническое задание.
  4. Обосновать начальную (максимальную) цену контракта.
  5. Сделать проект контракта.
  6. Провести торги и определить победителя.
  7. Заключить контракт.
  8. Принять и оплатить работы.

В техническом задании подробно описывают объект закупки, перечисляют выполняемые работы, приводят перечень используемых материалов. Неотъемлемая часть техзадания на капремонт — это проектно-сметная документация (ч. 12 ст. 48 ГрК РФ).

Вот что еще приводят в техническом задании, например, для тендера на ремонт школы:

  • архитектурные, конструктивные, технические и технологические решения;
  • порядок планировки;
  • чертежи, эскизы и планы обмера;
  • качественные показатели;
  • требования к безопасности при проведении строительства.

В описании объекта госзакупки обязательно укажите сроки капремонта, условия реализации заказа, качественные нормативы (ГОСТы, СНиПы, санитарные требования). Отдельно оговорите возможность замены стройматериалов и порядок вывоза строительного мусора.

Порядок и критерии выбора победителя определяются способом закупок. Если заказчик проводит электронный аукцион на капитальный ремонт с благоустройством по 44-ФЗ (или без него), победителем становится тот подрядчик, который предложил самую низкую цену. Победитель конкурса определяется по качественным и квалификационным характеристикам, установленным документами заказа. Закупочная комиссия рассматривает заявки, подводит итоги и составляет протоколы.

ВАЖНО! Если в техзадании есть проект капремонта, торговую процедуру проводят спустя 4 часа после момента окончания подачи заявок. Это указано в ч. 3 ст. 68 44-ФЗ.

Контроль строительства проводит заказчик: он проверяет порядок выполнения капремонта, качество материалов, соблюдение требований безопасности.

Если в контракте есть условие о технадзоре, сообщите в орган технического надзора о начале строительства минимум за 7 рабочих дней до старта капремонта (ч. 5 ст. 52 ГрК РФ).

Госконтракт на капремонт разрешают менять по соглашению сторон. Допускается продление сроков и изменение цены и объемов строительства, но не больше, чем на 10% от цены соглашения (п. «в» ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Если возникли непредвиденные обстоятельства, контролирующие органы разрешают изменить условия только в том случае, если срок исполнения соглашения — один год и более (п. 8 ч. 1 ст. 95). Измените срок или стоимость максимум на 30%, если у вас есть соответствующее разрешение.

Если же исполнитель не успел закончить строительство по графику, однократно продлите срок на время, равное предыдущему сроку подряда. Но так делают, только если у подрядчика нет неустойки перед заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 95).

Как мы помним, с 1 января 2020 года вступили в силу положения Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ, которые, в том числе, изменили требования к составу заявки на участие в закупке.

В общем намерения были, как всегда, самые благие, но получилось как всегда.

Итак, до 1 января 2020 года при проведении закупок работ и услуг конкретные показатели товара указывались в заявке при осуществлении закупки работы или услуги, для выполнения, оказания которых используется товар.

И вот по этому поводу в сообществе заказчиков и поставщиков разгорелись жаркие споры. Что считать поставляемым товаром? Как отличить закупку работ и услуг где товары поставляются от той, где не поставляются?

К примеру, возьмем текущий ремонт здания (без проектной документации). Есть ведомость объемов работ, смета, перечень строительных материалов. Считать ли их поставляемыми при выполнении работ? Требовать ли указать конкретные показатели и страну происхождения? Ведь все эти строительные материалы в результате останутся у заказчика. Или все же в данном случае эти товары не считаются поставляемыми и в заявке достаточно лишь согласия? Еще один пример — услуги по ремонту автомобиля. Есть перечень работ, а также перечень запасных частей, расходных материалов, которые будут установлены на автомобиль в процессе ремонта. Эти товары считаются поставляемыми или нет?

Мое мнение по этому поводу на сегодняшний день следующее. В данных примерах товары не поставляются, требовать указывать конкретные показатели и страну происхождения товара не нужно, достаточно только согласия. Почему? Ну давайте рассмотрим текущий ремонт здания. В процессе ремонта нужно покрасить стены краской, в техническом задании указано, какая требуется краска. Но в данном случае краска не поставляется, заказчику краска не передается, заказчик принимает результат работ — покрашенную стену. Полимеризованная субстанция, нанесенная на стену — это не краска, это результат ее использования.

Посмотрим, как будут развиваться события дальше, практику рассмотрения дел в УФАС, судебную практику и т.д. С течением времени картина станет яснее. Хотя, с учетом новых инициатив по изменению Закона № 44-ФЗ ситуация может стремительно измениться.

Заказчик проводит закупку на техническое обслуживание систем вентиляции и кондиционирования, в техническом задании огромное количество различных товаров и материалов, заказчик требует указать конкретные показатели товара и страну происхождения товара.

Поступает жалоба и УФАС выносит решение:

«Вместе с тем, ни положениями технического задания, ни условиями проекта государственного контракта документации об аукционе не предусмотрена поставка товара в рамках проводимой закупки, следовательно, требование о предоставлении сведений о конкретных показателях товаров является неправомерным.При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.»

ФГБУ «Российская национальная библиотека»

Садовая ул., д. 18,

Санкт-Петербург, 191069

тел.: (812) 718-85-16

Что важно знать о закупках строительных работ по 44-ФЗ в 2021 году

по делу 44-1150/20 о нарушении законодательства о контрактной системе

25.02.2020 Санкт-Петербург

— неверном формировании начальной (максимальной) цены контракта.

Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.

Заказчиком установлены требования к составу первой части заявки:

подпункт 3.1.3.

части I

В наше время экспертиза смет проводится государственными или частными структурами. В основном государство занимается такими процедурами только в том случае, если какой-то объект строится с привлечением бюджетных средств, а также если речь идет об обеспечении безопасности и обороны нашей страны. Помимо этого, государственная экспертиза смет может потребоваться и в том случае, если требуется проверка документации по каким-нибудь технически сложным или уникальным объектам. В общей сумме, можно привести около двадцати различных причин, по которым в проведении проверки сметы могут привлекаться услуги таких специалистов, но в любом случае их проводят только в процессе стадии планирования строительных работ, в то время как коммерческие структуры работают с объектами, находящимися на любых этапах строительства.

Если же говорить о непосредственных задачах, то государственная экспертиза сметы по 44-ФЗ требуется для того, чтобы определить степень безопасности проектируемой конструкции. За счет проведения такого мероприятия специалисты определяют, насколько будущая постройка соответствует действующим требованиям технического регламента. Негосударственная процедура проводится абсолютно независимыми компаниями, и в основном здесь может проводиться даже не экспертиза сметы по 44-Ф3, а стандартная проверка документов на предмет экономической обоснованности проекта и отдельных трат по нему.

Закупки строительных работ: изменения 2020

Перед проведением строительства компания занимается составлением различных сметных расчетов, то есть оценивает точную стоимость проводимых работ. В преимущественном большинстве случаев строительные организации в зависимости от поставленных целей стараются занижать или, наоборот, завышать стоимость различных материалов и работ, чтобы обеспечить себе дополнительную прибыль. При этом намеренное и, что более важно, искусственное изменение стоимости проводится еще в процессе составления сметы, то есть когда заказчик старается выбрать из нескольких компаний ту, которая является более предпочтительной для проведения различных работ.

Многие люди считают, что экспертиза смет на строительство с федеральным бюджетом или частными инвестициями требует серьезных финансовых вложений, так как сама по себе является дорогостоящей. Практика же показывает, что в действительности подобное мнение является абсолютно ошибочным, так как за счет проведения профессиональной проверки сметной документации удается обеспечить экономию до 30% денежных средств, которые могли бы потребоваться для строительства данного объекта.

При этом стоит отметить, что в преимущественном большинстве случаев цена на услуги экспертов колеблется в районе 1-3% от общей суммы проекта.

  • Экспертиза сметы: особенности проведения, процедура, виды и примеры
  • Что представляет собой проектно-сметная документация
  • Карантинный фитосанитарный контроль: особенности проведения, требования и примеры
  • Аудит обязательный: особенности проведения, критерии и законопроект
  • Судебно-бухгалтерская экспертиза: порядок проведения
  • Разработка и согласование проектной документации. Экспертиза и утверждение
  • Как приостановить деятельность ООО? Виды приостановления и процедура

Когда выбирается способ закупки, госзаказчики применяют РП № 471-р от 21.03.2016. Этот нормативно-правовой акт закрепляет аукционный список, то есть перечень товаров, работ, услуг, которые закупают в любой форме, кроме конкурсных. С 01.09.2020 строительные работы убрали из этого перечня (ПП № 921 от 25.06.2020), а закупки на разработку проектно-сметной документации в него не входят.

Размещать госзаказ в строительстве разрешено такими способами:

  1. Электронные запросы котировок. Важное условие: НМЦК в заказе — не более 500 000 руб. (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
  2. Электронные конкурсы с ограниченным участием. Их применяют, когда закупаются особо опасные, уникальные и технически сложные объекты капстроительства (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
  3. У единственного поставщика (п. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закупки строительных работ без ошибок.

Как конкретно будут рассматриваться предложения участников, зависит от наличия проекта в составе закупочных бумаг. Когда проект есть, первые части заявок в процедуре не рассматривают, а сама закупка стартует через 4 часа после окончания подачи заявок. По завершении торгов оператор ЭП направляет закупщику обе части заявок, чтобы их проанализировали и оценили (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).

Обязанность заказчика осуществить приемку поставленного товара или выполненных работ предусмотрена статьёй 94 Закона о контрактной системе.

Пример из судебной практики 1.
Заказчик при приемке товара не провёл экспертизу с привлечением сторонней организации.

УФСИН по Оренбургской области заключило контракт с единственным поставщиком – ФКУ «Колония-поселение № 12 УФСИН по Оренбургской области» на поставку швейной продукции. В соответствии с частью 4 статьи 94 ФЗ-44 (действовавшей на момент исполнения контракта) заказчик обязан провести экспертизу с привлечением сторонних экспертов при проведении закупки у единственного поставщика. Но обязательная экспертиза с привлечением экспертов или экспертной организации не была проведена заказчиком. В связи с чем, ответственное за закупку лицо государственного заказчика было привлечено УФК по Оренбургской области к административной ответственности в соответствии с частью 8 статьи 7.32 КоАП РФ, ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Попытки оспорить решение контрольного органа о привлечение к ответственности в судебном порядке не привели к успеху. Верховный Суд Российской Федерации подтвердил законность вынесенного заместителем руководителя контрольного органа постановления (Постановление ВС РФ от 29 ноября 2019 года № 47-АД19-28).

В настоящее время норма закона о государственных закупках относительно проведения обязательной сторонней экспертизы при закупке у единственного поставщика утратила силу. Теперь случаи, когда потребуется проведение такой экспертизы, будут установлены Правительством РФ. Сейчас нормативный акт, регулирующий данный вопрос, не принят, поэтому заказчик пока не обязан проводить стороннюю экспертизу.

Согласно статье 516 Гражданского кодекса РФ на покупателя возложена обязанность по оплате поставленного товара в порядке и сроки, которые предусмотрены договором. Аналогичная обязанность возложена на заказчика при исполнении договора подряда статьёй 702 Гражданского кодекса РФ.

Пример из судебной практики 1.
Заказчик не оплатил поставленный товар, ссылаясь на то, что не принимал участия в приемке товара.

Предприниматель заключил контракт с местной администрацией и ГКУ «Управления капитального строительства Брянской области» на поставку оборудования видеонаблюдения для строящегося детского сада. В соответствии с условиями данного контракта у поставщика была обязанность поставить товар, а заказчик должен был принять товар, муниципальный заказчик – оплатить его.

Поставщик свою обязанность исполнил, но оплаты не получил и поэтому ему пришлось добиваться выплаты в судебном порядке. Судом было учтено, что поставщик уведомлял обоих заказчиков о готовности поставить товар, но ГКУ письменно просил поставщика отложить поставку, так как изменились сроки ввода в эксплуатацию детского сада. Фактически товар был принят муниципальным заказчиком (документы о приемке были им подписаны), обоими заказчиками в сроки установленные контрактом не было предъявлено претензий относительно качества поставленного товара.

Суд, признавая требования поставщика по оплате, отметил, что организационные вопросы взаимодействия между заказчиком и муниципальным заказчиком на обязанность заплатить за поставленный товар не влияют (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 сентября 2017 года по делу № А09-10018/2016).

Основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту установлены статьёй 95 Закона о контрактной системе.

Организация выиграла аукцион на поставку медицинских перчаток. Между поставщиком и заказчиком был заключён соответствующий контракт. Поставщик поставил для больницы перчатки, но заказчиком был направлен в ответ акт рекламации в связи с тем, что поставленный товар не соответствовал условиям контракта по номенклатуре, количеству и комплектности. Компания осуществила допоставку.

Но заказчик указал, что поставщик при участии в аукционе указал недостоверную информацию о соответствии поставляемого им товара требованиям аукционной документации. В связи с этим обстоятельством заказчик принял решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту, даже не осуществив приемку товара по качеству.

Согласно требованиям части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке при наличии оснований, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для конкретного вида обязательств. В отношении поставки такие основания установлены статьёй 523 Гражданского кодекса РФ – покупатель имеет право отказаться от исполнения своих обязательств, если поставщик допускает существенное нарушение условий договора. О существенности нарушений можно говорить, если поставлен товар ненадлежащего качества.

В суде требования поставщика о признании незаконным решения заказчика об одностороннем расторжении контракта были удовлетворены. Суд принял во внимание тот факт, что наименование товара, указанного в контракте, не имеет отличий от наименования, которое было указано в извещении о закупке. Фактически поставщик в договоре просто не полностью привёл отдельные технические характеристики товара. Также судом было учтено, что заказчик не провел приемку поставленных медицинских перчаток по качеству, а, значит, нельзя говорить о том, что поставленный товар не соответствовал требованиям, установленным в аукционной документации (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2019 года № Ф09-1548/19 по делу № А50-16854/2018).

Юридическую поддержку специалиста по государственным закупкам можно получить по телефону +7 (812) 409-49-30. Мы поможем обернуть ошибки заказчика в вашу пользу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *