Порядок действий при пожаре в школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок действий при пожаре в школе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пожары в общеобразовательных учреждениях (Школах)!

Сообщение о пожаре

В первую очередь при обнаружении пожара необходимо сообщить об этом педагогическим работникам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану по городскому телефону 101 или мобильному телефону по номеру 112. Перед звонком необходимо успокоится. Вам обязательно ответят и внимательно выслушают.

Услышав ответ диспетчера: «Пожарная охрана», необходимо сообщить следующие сведения:

•адрес пожара, номер школы;

•наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, особенно школьникам;

•место возникновения (на каком этаже возник пожар, в каком помещении и т.д.);

•что горит или характер ЧС, другого происшествия;

•сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение задачи по его тушению;

•назвать фамилию, имя, отчество (в том числе свой номер телефона).

Не торопитесь выключить телефон. Будьте готовы ответить на поставленные дежурным диспетчером дополнительные вопросы. Опрос заявителя диспетчер заканчивает фразой: «Пожарные машины выехали – встречайте!», после чего вы можете закончить разговор. По возможности организуйте встречу подразделений пожарной охраны и окажите помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

Объявление об эвакуации

Не надо кричать «Пожар». Известны случаи, когда крик «Пожар» вызывал панику с человеческими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было. Способов объявления об эвакуации может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию заранее подготовленного текста.

Проведение эвакуации

Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации. В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы.

Администрация школы заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически отрабатывает действия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.

Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. Не разбегайтесь после выхода из школы на свежий воздух. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск. Школьников размещают, особенно в зимний период, в ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

Возможности выхода нет

Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы, не паникуйте. Не пытайтесь проскочить. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма. Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте тряпками все щели в двери и вентиляционной решетке. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды.

Окна не открывайте. Это может усилить тягу и приток дыма. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

Самое главное — не паниковать. Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей, направляют все силы и средства на их спасение.

При приезде пожарных необходимо открыть окно и позвать на помощь голосом и взмахами рук. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают учащихся через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных верёвок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

Тушение пожара подручными средствами

Ликвидировать горение можно попытаться самостоятельно с помощью подачи воды от пожарного крана или первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара оправдано только в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека — очаг возгорания (пламя) виден, к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи, то есть на начальном этапе горения. В противном случае необходимо предпринять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.

Меры безопасности при пожаре в школе

Пожары в образовательных учреждениях особо опасны. Распространенные причин возгораний в школах:

  • неисправность электрических сетей, электроприборов;
  • отсутствие или неисправность автоматизированной системы пожаротушения;
  • неосторожное обращение с огнем;
  • умышленные поджоги.

Действия при пожаре

Руководство образовательной организации заранее разрабатывает и утверждает алгоритм действий при пожаре в школе, чтобы не оказаться неподготовленными, встретившись лицом к лицу с проблемой. Самое важное в такой ситуации — не паниковать. Соберитесь, успокойтесь. Действуйте быстро, будьте внимательны ко всем деталям.

Пожарную службу вызывают по стационарному телефону или с мобильного.

Телефоны вызова:

  • 01 — телефон единой службы спасения;
  • 101 — вызов со стационарного городского телефона;
  • 112 — вызов с мобильного телефона (единая служба спасения);
  • дополнительно доступны такие мобильные номера вызова пожарной охраны — 001 (для абонентов Билайн), 010 (для абонентов МТС и МегаФон), 01 (для абонентов TELE2).

Что важно сообщить:

  • адрес возгорания, номер школы;
  • рассказать, где горит (в каком помещении, на каком этаже);
  • рассказать, что горит, как это происходит;
  • дать другие сведения, которые помогут в тушении (с какой стороны удобнее заезжать, где подъезд к школе свободен, где возможности проехать нет);
  • назвать свои фамилию, имя, отчество, номер телефона;
  • не заканчивайте разговор первым, возможно, от вас потребуются дополнительные данные и информация.

О пожаре сообщают учителям, службе охраны, другим взрослым в школе. Не допускаются фразы и крики «Горим», «Пожар», чтобы не провоцировать панику.

Если есть автоматизированная система извещения, об эвакуации объявляют по ней. Порядок действий сотрудников образовательной организации и правила поведения при пожаре в школе предусматривают:

  • включение пожарной сигнализации, если она не сработала;
  • сообщение о путях эвакуации;
  • извещение директора школы или исполняющего обязанности;
  • повторное сообщение в пожарную охрану и сообщение о пожаре начальнику управления образования.

Одновременно с этим начинают эвакуацию из здания.

Если возгорание не представляет угрозы для жизни и здоровья человека, его пробуют потушить водой от пожарного крана или доступными средствами первичного пожаротушения. Это делают, только когда очаг возгорания хорошо просматривается и к нему есть безопасный доступ на длину струи гидранта.

Если потушить огонь своими силами нет возможности, важно закрыть все окна и двери, чтобы изолировать горящее помещение от поступления в него свежего воздуха (от этого огонь разгорается сильнее). После этого отключают электроэнергию и немедленно покидают помещение.

Если помещение задымлено, не пытайтесь потушить огонь, уходите. В дыме содержится угарный газ, который приводит к потере сознания и смерти.

Пожары в общеобразовательных учреждениях (Школах)!

Во время распространения огня возможны ситуации, когда дым и огонь отрезают пути выхода из здания.

Что делать в этом случае:

  1. Завести детей в незадымленные классы или другие помещения.
  2. Закрыть двери, щели прикрыть смоченной водой тканью. Если в помещении есть вентиляционные отверстия, завесить их тканью.
  3. Окна не открывать, это способно усилить тягу и скорость задымления комнаты.
  4. Если дым попал в комнату, лечь на пол, у самого пола остается пространство с чистым воздухом. Дышать через мокрую ткань или через одежду.
  5. Не паниковать. Пожарные обязательно приедут, найдут отрезанных огнем людей и начнут спасательную операцию.
  6. Если увидели, что подъехали пожарные, откройте окно, позовите на помощь.

В каждой учебной организации есть утвержденная инструкция при пожаре в школе, в которой разработан и утвержден порядок действий сотрудников и учащихся.

№ п/п Наименование действий Порядок и последовательность выполнения Должности, фамилии исполнителей
1 Сообщение о пожаре Немедленное сообщение по телефону 01 в пожарную часть при обнаружении возгорания или его признаков.

Сообщение сотруднику, принимающему информацию:

  • адрес учреждения;
  • место возникновения пожара;
  • наличие угрозы людям;
  • свою фамилию;
  • номер телефона.
Первый, кто обнаружил пожар.
2 Включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре Включает пожарную сигнализацию, если она не сработала.

Сообщение о путях эвакуации ответственным за эвакуацией на этажах.

Дежурный администратор.
3 Сообщение о пожаре Повторное сообщение о возгорании в пожарную охрану.

Сообщение о возгорании начальнику управления образования.

Директор школы.
4 Действия директора школы Прекращение всех работ в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации огня.

Удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении.

Осуществление общего руководства по тушению.

Обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении.

Организация эвакуации и защиты материальных ценностей.

Организация встречи подразделений пожарной охраны.

Организация оказания первой медицинской помощи.

Директор школы.
5 Отключение сети электроснабжения На электрощите подачи электроэнергии в здании школы необходимо перевести рубильники в положение «выкл.». Заместитель директора по АХЧ.
6 Контроль за запасными выходами Контроль за выполнением требований к путям эвакуации, состоянием эвакуационных выходов. Заместитель директора по АХЧ.
7 Эвакуация учащихся из здания согласно схеме эвакуации Учащиеся выводятся из здания через коридоры и запасные выходы немедленно при обнаружении возгорания или по сигналу оповещения в соответствии с планом эвакуации: в первую очередь из помещения, где возникло возгорание, и из помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Учителя-предметники, проводившие занятия, учителя-предметники, ведущие следующий урок (при пожаре на перемене).
8 Организация и контроль за эвакуацией учащихся Руководит эвакуацией, при необходимости указывает маршрут эвакуации, следит, чтобы в кабинетах не осталось детей. Заместители директора.
9 Сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных из здания учащихся Проверка учащихся, эвакуированных из здания, проводится по имеющимся спискам и классным журналам.

Доклад директору о количестве выведенных детей.

Организация розыска отсутствующих после пожара.

Оказание медицинской помощи пострадавшим.

Учителя-предметники, классные руководители.

Мед. работник.

10 Организация выноса верхней одежды В случае холодной погоды выносят верхнюю одежду через запасной выход из раздевалок. Гардеробщица, дежурный учитель.
11 Тушение огня работниками учреждения до прибытия пожарной части Прибытие по тревоге к месту возгорания работников, не занятых эвакуацией детей.

Тушение пожара организуется и проводится немедленно.

Для тушения используются все имеющиеся в учреждении средства пожаротушения (огнетушители).

Преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора.
12 Встреча пожарной команды Встреча пожарной команды на улице, у въезда на территорию образовательного учреждения.

Встречающий информирует начальника команды о случившемся и указывает кратчайший путь к месту возникновения возгорания.

Директор школы, лицо, вызвавшее пожарную команду.
13 Эвакуация документов, имущества Эвакуация документов и ценного имущества осуществляется в зависимости от ситуации, по решению директора школы. Ответственные за эвакуацию, зам. директора по АХЧ.
14 Размещение эвакуированных учащихся При условии обширного возгорания и невозможности продолжения учебных занятий:
  1. Вызов автотранспортных средств.
  2. Развоз детей по возможности домой, если невозможно, то в ближайшее ОУ с последующим сообщением родителям.
Директор школы, классные руководители.

Здания школ и учреждений интернатного типа относят к постройкам I и II степени огнестойкости, отдельно встречаются объекты, возведенные из трудногорючих материалов III и IV класса. Чтобы предупредить массовую давку во время пожара, типовые здания школ строятся по принципу коридорной планировки с односторонним расположением дверей.

На каждое общеобразовательное учреждение, расположенное в зоне контроля ПЧ, разрабатывается план эвакуации и тушения возгораний, который доводится до сведения всех сотрудников. В нем указывают:

  • особенности планировки здания;
  • тип конструкции по классу огнестойкости;
  • допустимую пожарную нагрузку;
  • установленные системы ППЗ;
  • особенности электроснабжения;
  • места массового скопления людей в случае возникновения ЧС;
  • план эвакуации, разработанный руководством учебного заведения.

Эвакуацию начинают до момента прибытия пожарных. Для этого используют заранее определенные пути согласно утвержденному плану вывода людей из горящего здания. Ответственными за учеников считается учитель, проводивший урок на момент поступления сигнала о пожаре.

С целью уменьшения нагрузки на коридоры и для предотвращения давки необходимо соблюдать очередность эвакуации. Сначала выводят учащихся, которые оказались ближе всего к источнику возгорания. Затем тех, кто находится на верхних этажах, начиная с младших школьников.

Выбирают самый безопасный и короткий путь. Дети строятся парами. Впереди идет учитель, замыкают колонну физические развитые мальчики, которые при необходимости смогут оказать помощь слабым. Перед эвакуацией дети обязательно закрывают нос платком, чтобы избежать отравления угарным газом. После выхода из класса обязательно надо закрыть дверь в кабинет, чтобы снизить интенсивность распространения огня.

Если развитие пожара не позволяет вывести детей и персонал на безопасное расстояние, до прибытия пожарных люди остаются на местах. Если есть возможность сообщить о своем переходе в безопасное место, детей переводят в помещение вне зоны возгорания.

Если пути выхода заблокированы, то люди должны оставаться в том классе, где они получили сообщение о пожаре. При этом детей сажают на пол ближе к окнам и просят прикрыть рот и нос платком. Окна слегка приоткрывают для доступа кислорода.

Пожарные, приехавшие по вызову, должны сразу же приступить к выводу людей, оставшихся в горящем здании.

Порядок действий при пожаре в школе

  1. Контролирует передачу данных о возникновении опасной ситуации в ПЧ. Если оповещения не было, самостоятельно оформляет вызов.
  2. Дает распоряжение о включении системы оповещения.
  3. Контролирует включение стационарной системы пожаротушения, установленной в школе.
  4. Организует эвакуацию людей до приезда пожарных.
  5. Встречает прибывшее по вызову подразделение, обозначает на плане место возгорания, расположение подъездных путей и люков гидрантов.
  6. Проверяет по спискам выведенных из опасной зоны детей и персонал школы.
  7. Отчитывается перед прибывшими спасателями о проделанной работе, сообщает о возможных рисках и оставшихся в здании людях.
  8. Организует вынос ценных вещей.
  1. Организует учащихся, предупреждая панику и давку.
  2. Проводит разведку путей эвакуации, проверяет, свободны ли выходы.
  3. Готовит для детей простейшие средства защиты от дыма (влажные носовые платки) и инструктирует, как ими пользоваться.
  4. Контролирует построение учащихся, проверяет всех по списку.
  5. Выводит детей по путям эвакуации в безопасное место.
  1. При обнаружении источника возгорания оповещают учителя.
  2. Во время эвакуации находятся в зоне контроля коллектива учителем и выполняют его распоряжения.
  3. Выходят из школы исключительно по утвержденным путям в сопровождении взрослых.
  4. В задымленном помещении используют простейшие средства защиты органов дыхания.
  5. При выходе из школы не покидают свою группу и дожидаются проверки по спискам в безопасном месте.

Учащимся запрещено принимать участие в тушении пожара и в эвакуации имущества.

  1. Сообщает о пожаре в ПЧ.
  2. Оповещает руководство школы о случившемся.
  3. Включает систему оповещения.
  4. Открывает запасные выходы.
  5. Помогает выводить пострадавших из опасной зоны.
  6. Проверяет все доступные помещения с целью обнаружения спрятавшихся людей.
  7. Отключает электроснабжение объекта.
  8. При возможности применяет первичные средства пожаротушения.
  9. Участвует в организации эвакуации материальных ценностей.
  10. Встречает пожарных и оказывает им помощь.

Алгоритм действий при пожаре в школе

Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации. В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы.

Администрация школы заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически отрабатывает действия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.

Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. После выхода на свежий воздух из школы не разбегайтесь. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск. Школьников размещают, особенно в зимний период, в ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

В случае возникновения возгорания в школе учителю необходимо как можно эффективнее предотвратить панику учащихся. Спокойно и уверенное поведение поможет детям сконцентрироваться на ситуации и внимательно подойти к этапу эвакуации.

Учителю необходимо узнать, через какое помещение необходимо будет эвакуироваться, насколько безопасен тот или иной путь выхода из здания. Раздать средства индивидуальной защиты, смоченные водой. Также разъяснить, что бежать в зону возгорания и пытаться ликвидировать огонь нельзя. Этим будут заниматься более подготовленные люди.

После этого предупредить учащихся, что их личные вещи для быстроты передвижения должны быть оставлены в здании. Из вещей учитель возьмёт только школьный журнал. После выхода из здания школьники не должны разбегаться, так как учителю необходимо убедиться, что все вверенные ему дети вне зоны опасности, и доложить директору результаты ответственного мероприятия. Для составления списков детей поможет школьный журнал.

Если школа с большим количеством учащихся и очаг возгорания находится не на вашем этаже, то во избежание столпотворения придется ждать очереди по эвакуации.

Для уменьшения нагрузки на коридоры обязательно соблюдается очерёдность эвакуации школьников. Первыми выводятся школьники, оказавшиеся в помещениях, близких к очагам возгорания. Затем начинается эвакуация детей с верхних этажей, начиная с младших классов.

По более безопасному пути школьники выводятся парами. Движение всей группы направляет учитель, а замыкают группу самые физически развитые мальчики, способные оказать помощь более слабым товарищам. Они же закрывают за собой двери, чтобы ослабить интенсивность распространения огня.

Бывают чрезвычайные ситуации, когда невозможно провести полную эвакуацию учеников и учителей. Если безопасного выхода не было обнаружено, то дверь в класс плотно прикрывают и уплотняют смоченной в воде тканью.

Окна слегка приоткрывают, а детей рассаживают на пол, ближе к окнам. Металлические решётки с окон снимают.

Необходимо сразу же сообщить о местонахождении детей всем ответственным лицам. Без крайней необходимости не спускать детей по водосточной трубе, верёвке или связанным простыням, особенно с верхних этажей.

Подъехавшие пожарные должны организовать спасение таких детей в первую очередь.

Памятка по действиям в случае возникновения пожара в образовательных учреждениях

Основное тушение пожара производится прибывшими расчётами. После ликвидации очагов возгорания директор организует проветривание всех помещений школы.

Если соблюдать эти несложные правила, то процесс эвакуации может занять от трех до пяти минут. И будет замечательно, если сигнал в вашей школе оказался всего лишь учебной тревогой, и вы смогли ещё раз повторить действия при пожаре.

В любом учебном заведении должна быть документация, связанная с чрезвычайными ситуациями, к которым относится пожар. К обязательным документам относится:

  • Инструкция по технике безопасности;
  • Инструкция о том, как должны вести себя сотрудники школы при возгорании в дневное и ночное время (последнее для охраны);
  • Инструкция по технике безопасности в различных кабинетах;
  • Приказы, в том числе об ответственном за пожарную безопасность лице, проведении плановых инструктажей, практических занятий по эвакуации.

Обратите внимание! Также должны быть планы проведения инструктажей, плакаты с описанием подробных действий в такой ситуации. На этажах должны быть планы эвакуации и указатели к запасным выходам.

Существуют правила, касающиеся сообщения о возгорании. Не стоит бегать по учреждению и кричать о пожаре. Ведь важно не допустить паники. Для оповещения окружающих можно использовать собственный голос, ясно сказав о возгорании, подать сигнал тревоги при помощи ручного звонка. Также можно нажать тревожную кнопку или воспользоваться громкоговорителем.

В первые минуты после обнаружения огня следует перекрыть газ и электричество. Отключают от сети электроприборы, если они стали виновниками ЧП. Дополнительно их накрывают мокрой материей. Окна и двери плотно закрывают, чтобы сократить поступление кислорода и не допустить усиления возгорания. Если пламя небольшое, стоит воспользоваться огнетушителем.

Предварительно из помещения выводят людей. Детей нужно собрать в одном месте, построить колонну и увести из здания. Все вещи остаются в школе. Нельзя тратить время на сборы портфелей и прочее. Следует опуститься на пол и двигаться ползком, если в помещении скопилось много дыма.

Порядок действий в случае возникновения пожара в образовательном учреждении

Осторожно и организованно можно попробовать справиться с огнем до приезда пожарных. Для этого подается в ведрах вода из крана в место с очагом ЧП. Можно использовать огнетушитель. Он в обязательном порядке должен присутствовать в учебном заведении. Предпринимать такие действия можно только, если жизни и здоровью ничего не угрожает, а очаг пожара четко видно. Если подход к огню небезопасный, следует отказаться от идеи тушить самостоятельно.

В первую очередь стараются потушить одежду. При возгорании у человека начинается приступ боли и паники. Бегать ему нельзя, но именно это от шока большинство пострадавших делают. Необходимо успокоить его и потушить. Достаточно повалить на землю, облить водой, накрыть плотной материей. Если на улице зимнее время, отлично для тушения подойдет снег. Важно при этом не закрыть пострадавшему головы, чтобы избежать ожогов дыхательных путей.

Обратите внимание! Затем одежда снимается. Действовать нужно аккуратно. Можно ее срезать. Затем человеку оказывают первую помощь.

При легкой форме ожога действовать нужно так:

  1. Убрать одежду с пораженного места;
  2. Сделать холодный компресс. Лед не подойдет;
  3. Обработать область антисептиком. Недопустимо использовать йод, масло или жирные кремы;
  4. Накладывают стерильную повязку. Не должна быть тугой.

Дополнено можно дать обезболивающее.

Если ожоги тяжелой степени:

  1. Убрать одежду с пораженного участка;
  2. Накрыть область стерильной повязкой. Не должна прилегать плотно;
  3. Разместить человека так, чтобы место ожога было выше уровня сердца.

Дополнительно можно увлажнить участок холодной повязкой. Обязательно вызывают скорую помощь при любой степени ожога.

Пожарная тревога осуществляется с помощью сигнализации. Кроме этого, учащиеся получают сообщение, которое является речевым. Если очаг возгорания обнаруживается учителем, оценивается возможность ликвидации собственными силами. Найти эти средства можно в специальных шкафах с пожарным оборудованием. Информация о их местонахождении находится на специальных пожарных стендах. В случае самостоятельной ликвидации, подходит абсолютно любое средство, которое находится под рукой.

Огнетушитель в обязательном порядке должен находиться во всех кабинетах. В том случае, если в кабинете присутствует легковоспламеняющаяся жидкость или провода под напряжением, устанавливаются специальные ящики с песком. При появлении очага возгорания директор звонит в пожарную службу. Следующим этапом является эвакуация.

Инструкция по действиям персонала и учащихся при возникновении ЧС

Каждый учитель должен быть готов к экстремальной ситуации. Первым этапом относительно осуществления действий при пожаре в школе является эвакуация людей. Администрация предварительно разрабатывает четкий план эвакуации. В дальнейшем он детально изучается персоналом и регулярно репетируют очередность действий. В случае выявления какой-либо опасности учителя строят детей в колонну по два человека. Эвакуация проводится посредством продуманных путей заранее, согласно плану. Задача учителя состоит в том, чтобы своевременно взять журнал и проверить наличие всех учеников. Замыкающими ребятами являются самые физически развитые ребята. Передвигается колонна быстрым шагом, не бежит. При передвижении, органы дыхания закрываются платком.

При возникновении пожара на территории школы поведение директора следующее:

  1. Вызвать пожарных и скорую;
  2. Включить систему общего оповещения;
  3. Осуществить эвакуацию;
  4. Встретить пожарных;
  5. Проверить наличие людей в здании после эвакуации;
  6. По возможности организовать ликвидацию ценных вещей из здания.

Для того чтобы уменьшить нагрузку на коридоры здания, необходимо проводить эвакуацию поэтапно. В первую очередь здание покидают те учащиеся, которые находятся ближе к очагу возгорания. После этого начинается процесс эвакуации людей с верхних этажей. Начинают с самых младших учащихся. По тому пути, который является безопасным, учеников выводят парами. Движение группы направляется учителем. Сзади в колонне становятся наиболее физически развитые мальчики, которые закрывают двери с целью ослабления развития огня. Очень маленьких детей, которые не могут передвигаться самостоятельно, выносят из помещения на руках. Если помещение сильно задымлено, группа идет к выходу в одиночке или ползком. Директор эвакуируется из здания в последнюю очередь.

Процесс эвакуации может сопровождаться травматизмом. Первую помощь нужно организовать еще до прибытия медиков. Если какой-то из школьников получил ожог, его нужно в обязательном порядке отправить в больницу. Ожоги нельзя обрабатывать растительным маслом. Если есть перелом или какие-либо подобные серьезные проблемы, необходимо направить ребенка в специальной учреждение для того, чтобы была оказана профессиональная помощь.

По статданным, представленным Министерством чрезвычайных ситуаций, причин, ведущих к возгораниям и человеческим жертвам в учебных заведениях, несколько:

  • нет автоматизированной системы тушения пожаров;
  • неотработанный порядок действий в случае возникновения пожаров и ЧС в образовательных учреждениях;
  • неисправные электрические сети и электроприборы;
  • поджоги;
  • баловство школьников с огнем.

Инструкция о порядке действия персонала при пожаре в школе гласит: дежурные и учителя не должны способствовать развитию паники. Фразы «Горим» и «Пожар» исключены.

Если в здании нет автоматизированной системы извещения, то даются два длинных и один короткий звонок. При наличии голосовых оповещений и громкой связи сообщается о необходимости покинуть здание.

В некоторых ситуациях огонь может отрезать пути выхода из здания. Проводить детей вблизи открытого пламени опасно.

Действовать в этом случае нужно так:

  1. Заходим в незадымленные классные или подсобные комнаты.
  2. Закрываем двери, щели прикрываем смоченной тканью. Если в комнате есть вентиляционные отверстия, завешиваем тканью и их.
  3. Нельзя открывать окна. Это усилит задымление.
  4. При проникновении дыма нужно дышать через смоченную водой ткань и не вставать в полный рост.

Ответственный учитель предотвращает панику. По регламенту пожарные бригады приезжают в течение максимум десяти минут. Первым делом сотрудники МЧС извлекают из здания отрезанных огнем людей. Как только вы услышите звук пожарной сирены, открывайте окно, привлекайте внимание спасателей.

При применении батутов и спасательных тентов объясните детям, что при прыжке нужно сгруппироваться.

Какой бы организованной ни была эвакуация, дети могут толкать друг друга.

Без травм обходится редко, первую помощь пострадавшим желательно оказать сразу:

  • При подозрениях на переломы, трещины поврежденную конечность обездвиживают, накладывают тугую повязку и шину.
  • Ожоги нельзя смазывать маслом, кремом. Тело промывают холодной водой, накрывают стерильной повязкой. Пострадавшему дают принять обезболивающую таблетку. Не пытайтесь снять с места ожога одежду! Это могут делать только медработники.
  • Если человек надышался продуктами горения, находится без сознания, нужно освободить от одежды шею (расстегнуть пуговицы, снять галстук, платок), дать понюхать ватку с нашатырным спиртом. После напоить пострадавшего крепким чаем или кофе.

Количество пожаров в школах России увеличивается. Для сокращения тревожной статистики в образовательных учреждениях нужно соблюдать правила ПБ, устанавливать сигналы тревоги, проводить регулярные учения с персоналом и учащимися.

При пожаре организовывают эвакуацию детей. В ней участвуют директор, охрана и учителя. Детей строят парами в колонну. Вначале идет педагог, замыкают ряд физически крепкие парни. При выходе на улицу школьников обязательно пересчитывают.

Порой возникают ситуации, когда вывести детей из здания нельзя. В этом случае ищем незадымленное помещение, закрываемся в нем, дышим через мокрые повязки и ждем помощи.

Объясняем детям, что геройствовать и тушить пламя самостоятельно запрещается. Этим занимаются профессионалы.

Для предотвращения ЧС уполномоченные лица обязаны следить за исправностью электропроводок, электроприборов. Особое внимание нужно уделить специали-зированным кабинетам (лабораториям, классам химии, физики). Все неисправности в срочном порядке устраняются.

Каждый ребенок снабжается памяткой с номерами экстренных служб.

2.1. Особо важным фактором в общеобразовательной организации является пребывание обучающихся различного возраста, а именно детей начальной, основной и старшей школы.
2.2. Общеобразовательная организация относится к объекту защиты класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
2.3. В общеобразовательной организации имеются помещения кабинетов администрации, учебных кабинетов, спортивный и актовый залы, столовая с пищеблоком и кладовыми продуктов, склад (помещение) инвентаря и ТМЦ.
2.4. Опасными в пожароопасном отношении являются помещения:

  • кабинет химии, лаборатория и лаборантская комната – использование в учебных целях в небольшом количестве химически активных веществ, ЛВЖ и ГЖ при проведении практических (лабораторных) работ, временное хранение в лаборантской;
  • кабинет физики и лаборантская комната – применение электроприборов при проведении практических (лабораторных) работ;
  • кабинет информатики – большое количество персональных компьютеров и оргтехники, используемой в образовательной деятельности;
  • библиотека – хранение горючих материалов (бумага, картон), сконцентрированных на небольшой площади;
  • учебные мастерские – использование горючих материалов для столярных работ, наличие электрооборудования и сгораемого мусора (опилки, стружка, древесная пыль);
  • кабинет технологии (обслуживающего труда) – электронагревательное оборудование (утюги, плита), швейные машинки;
  • пищеблок столовой – процессы по приготовлению пищи для обучающихся и сотрудников с использованием теплового кухонного и технологического оборудования;
  • склад инвентаря и ТМЦ – уборочный и поливочный инвентарь, ветошь, а также возможны лаки, краски;
  • склад продуктов (кладовые) для пищеблока – мука, сахар, растительное масло и другие продукты.

3.1. Уполномоченным должностным лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в общеобразовательной организации, назначен заместитель директора по административно-хозяйственной работе _____________________________________ приказом № ______ от ___________.
3.2. Ответственными за пожарную безопасность в помещениях с повышенной пожароопасностью назначены:

Пищеблок и кладовые продуктов _____________________________________ Ф.И.О.
Склад инвентаря и ТМЦ __________________________
Библиотека _____________________________________
Кабинет технологии _____________________________
Учебные мастерские _____________________________
Кабинет химии __________________________________
Кабинет физики _________________________________
Кабинет информатики ____________________________

3.3. Ответственным за сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану, оповещение (информирование) директора школы является секретарь ______________________________
__________________.
3.4. Ответственным за общую организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и средств является заместитель директора по воспитательной работе _____________________________________.
3.5. Ответственным лицом за проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты) назначен заместитель директора по административно-хозяйственной работе _____________________________________.
3.6. Ответственным за отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты) является электрик общеобразовательной организации _____________________________________.
3.7. Ответственным за остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, перекрывание водных (при необходимости) и при наличии газовых коммуникаций, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, является рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений школы _____________________________________.
3.8. Ответственным за прекращение всех работ в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара, является заведующий производством (шеф-повар) пищеблока школьной столовой _____________________________________.
3.9. Ответственным за удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара, является заведующий библиотекой ________________________________ _____________________________________.
3.10. Ответственным за осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны является директор школы _____________________________________.
3.11. Ответственным за обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара, является специалист по охране труда _____________________________________.
3.12. Ответственным за организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей является заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________________________________.
3.13. Ответственным за встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара является дворник _____________________________________.
3.14. Ответственным за сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения, связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, является директор школы _____________________________________.
3.15. Ответственным за информирование руководителя тушения пожара по прибытии пожарного подразделения о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара, является заместитель директора по административно-хозяйственной работе _____________________________________.
3.16. Ответственным за организацию привлечения сил и средств общеобразовательной организации к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития, является заместитель директора по административно-хозяйственной работе _____________________________________.
3.17. Ответственным за оказание первой помощи пострадавшим назначен медицинский работник школы _____________________________________.
3.18. Ответственными за эвакуацию обучающихся являются педагогические работники, проводящие с ними занятия в момент эвакуации.

7.1. Общие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования
7.1.1. Электрические сети и электрооборудование, которые используются в общеобразовательной организации, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
7.1.2. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, чрезмерный нагрев изоляции, кабелей и проводки, должны незамедлительно устраняться. Неисправные электросети и электрооборудование следует немедленно отключать от электросети до приведения их в пожаробезопасное состояние.
7.1.3. При эксплуатации электрооборудования строго запрещено:

  • эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия;
  • оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными окончаниями;
  • пользоваться розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
  • эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами;
  • завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники, подвешивать светильники на электрических проводах;
  • пользоваться электрическими утюгами, электрическими плитками, электрическими чайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных их конструкцией;
  • использовать нестандартные (самодельные) электрические электронагревательные приборы и удлинители для питания электроприборов, а также использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;
  • размещать (складировать) в электрощитовых, а также ближе 1 метра от электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие, легковоспламеняющиеся вещества и материалы;
  • при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ, а также при включении электроподогрева автотранспорта использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов;
  • прокладывать электрическую проводку по горючему основанию либо наносить (наклеивать) горючие материалы на электрическую проводку;
  • оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя;
  • размещать на компьютерах, принтерах, ксероксах, проекторах и другой оргтехнике горючие вещества и материалы, бумагу, книги, журналы, одежду и другие предметы, эксплуатировать оргтехнику в разобранном виде, со снятыми панелями и крышками, устанавливать оргтехнику в закрытых местах, в которых уменьшена ее вентиляция (охлаждение).

7.1.4. Запрещается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над кровлями и навесами из горючих материалов, а также над открытыми складами горючих веществ, материалов и изделий.
7.1.5. Линзовые прожекторы, прожекторы и софиты размещаются на безопасном от горючих конструкций и материалов расстоянии, указанном в технической документации на эксплуатацию изделия.
7.1.6. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены при помощи опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.
7.1.7. В складских и других помещениях образовательной организации с наличием горючих материалов и изделий в сгораемой упаковке, электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).
7.1.8. Осветительная электросеть должна быть выполнена так, чтобы светильники находились на расстоянии не менее 0,5 м от стеллажей в помещении склада инвентаря и ТМЦ.
7.1.9. Электродвигатели должны своевременно очищаться от пыли.

7.2. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования на пищеблоке
7.2.1. Работники пищеблока школы, работающие с электронагревательным и технологическим оборудованием, допускаются к работе только после проведения необходимого инструктажа по пожарной безопасности и изучения инструкций заводов-изготовителей по безопасной эксплуатации установленного электрооборудования.
7.2.2. Допустимое количество единовременно находящихся в помещениях пищеблока людей — _______, в зале столовой -________.
7.2.3. На пищеблоке общеобразовательной организации на рабочих местах не допускается хранение горючих веществ и материалов.
7.2.4. Технологические процессы на пищеблоке проводятся в соответствии с регламентами, правилами технической эксплуатации оборудования и другой эксплуатационной документацией, оборудование должно соответствовать технической документации изготовителя.
7.2.5. При эксплуатации электрооборудования на пищеблоке школьной столовой необходимо:

8.1. Хранение сырья и полуфабрикатов разрешается в складских помещениях для продуктов и кладовых.
8.2. Количество продуктов на складе продуктов (в кладовых) для использования на пищеблоке школьной столовой не должно превышать вместимость стеллажей, полок и располагаться только на них.
8.3. Не допускается единовременное хранение в производственных помещениях пищеблока сырья и полуфабрикатов в количестве, превышающем сменную потребность.
8.4. Готовая продукция (блюда и кулинарные изделия) до окончания смены должна выдаваться на раздаче.
8.5. Не допускается хранить готовую продукцию в производственных помещениях.

Правильные действия при пожаре в школе

9.1. Перед началом культурно-массового мероприятия лицо, ответственное за пожарную безопасность в школе, тщательно проверяет помещение, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убеждается в наличии и исправном состоянии первичных средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики. Все обнаруженные недостатки должны быть устранены до начала культурно-массового мероприятия.
9.2. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство сотрудников общеобразовательной организации в помещении и на сцене.
9.3. Во время проведения культурно-массовых мероприятий с обучающимися следует находиться классным руководителям, преподавателям. Эти сотрудники должны быть проинструктированы о правилах пожарной безопасности и порядке эвакуации детей в случае возникновения пожара, и обязаны обеспечить строгое соблюдение детьми требований пожарной безопасности во время проведения культурно-массового мероприятия.
9.4. В помещениях общеобразовательной организации без электрического освещения мероприятия с массовым пребыванием людей проводятся только в светлое время суток. В этих помещениях должно быть обеспечено естественное освещение.
9.5. С целью осуществления эффективной эвакуации при возникновении пожара, кресла в актовом зале должны быть расположены согласно СП 118.13330.2012, а именно:

  • площадь одного посадочного места в зрительном зале (без учета эстрады) должна быть не менее 0,65 кв.м;
  • расстояние от спинки до спинки между рядами кресел, стульев или скамей в зрительном зале должно составлять не менее 0,9 м;
  • стационарные места в зрительном зале должны быть с устройствами для крепления к полу. В актовых залах с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не проводиться при обязательном соединении их в ряду между собой.

9.6. При проведении культурно-массовых мероприятий запрещается:

  • применять дуговые прожекторы со степенью защиты менее IP54 и свечи;
  • проводить перед началом или во время представления огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;
  • уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;
  • превышать нормативное количество одновременно находящихся людей в залах (помещениях) и (или) количество, определенное расчетом, исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре;
  • закрывать входные двери и двери эвакуационных выходов на ключ.

9.7. Новогодняя елка устанавливается на устойчивом основании и не должна загромождать эвакуационные пути и выходы из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков, а также приборов систем отопления и кондиционирования.
9.8. На мероприятиях с массовым пребыванием детей применяются только электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующие сертификаты соответствия.
9.9. В елочных гирляндах (НПБ 234-97*):

  • номинальное напряжение каждой лампы, используемой в гирлянде, не должно превышать 26В;
  • в конструкции гирлянд должно быть исключено применение материалов, выполненных из полиэтилена;
  • должны использоваться провода, имеющие многопроволочные гибкие медные жилы сечением не менее 0,5 мм;
  • максимальная температура наружной поверхности светящего элемента после установившегося теплового режима работы при мощности, равной 1,1 номинальной мощности, и температуре окружающей среды (25±5)°С должна быть не более 65°С;
  • потребляемая мощность должна быть не более 50 Вт.

9.10. Иллюминация ёлки должна быть смонтирована прочно и надежно. Электропровода должны иметь исправную и надежную изоляцию и подключаться к электрической сети с помощью штепсельных соединений.
9.11. При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев и повреждение изоляции проводов, искрение и др.) иллюминации или гирлянды немедленно обесточиваются.
9.12. Оформление иллюминации ёлки должно выполняться опытным электриком.
9.13. При оформлении ёлки запрещается применять для украшения вату, игрушки из бумаги и целлулоида.
9.14. Запрещается находиться рядом с ёлкой в маскарадных костюмах из марли, ваты, бумаги и картона, а также зажигать на ёлке и возле нее свечи, бенгальские огни, пользоваться хлопушками.
9.15. Помещение, где находится ёлка, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушители, песок, кошма).
9.16. Не допускается использование декораций, выполненных из горючих материалов, без огнезащитной обработки.
9.17. Запрещается хранение декораций, бутафории, инвентаря и другого имущества под лестничными маршами и площадками, а также в подвальных и технических этажах под актовым залом.
9.18. Все проходы и выходы в актовом зале должны быть расположены так, чтобы не создавать встречных или пересекающихся потоков людей.
9.19. Эвакуационные выходы из актового зала или спортивного зала при проведении в них культурно-массовых или спортивных мероприятий должны быть обозначены световыми указателями с надписью «выход» белого цвета на зеленом фоне, подключенными к сети аварийного или эвакуационного освещения здания. В случае нахождения людей в данных помещениях, световые указатели должны быть во включенном состоянии.
9.20. Обязанности и действия педагогических работников при пожаре на мероприятиях с массовым пребыванием обучающихся, гостей и родителей:

10.1. Запрещается оставлять по окончании рабочего времени необесточенными (неотключенными от электрической сети) электропотребители, в том числе бытовые электроприборы, за исключением помещений, в которых находится дежурный персонал, электропотребители дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также другие электроустановки и электротехнические приборы, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации.
10.2. Сотрудник, последним покидающий помещение (ответственный за пожарную безопасность данного помещения), должен осуществить осмотр, в том числе:

  • отключить все электрические приборы, установленные в помещении от электросети и аккумуляторов, а также обесточить кабинет в распределительном щитке (при наличии его в кабинете);
  • проверить отсутствие бытового мусора в помещении;
  • проверить наличие и сохранность первичных средств пожаротушения, а также возможность свободного подхода к ним;
  • закрыть все окна и фрамуги, перекрыть воду;
  • проверить и освободить (при необходимости) проходы и выходы.

10.3. В случае выявления сотрудником (работником) каких-либо неисправностей, следует известить о случившемся заместителя директора по административно-хозяйственной работе (при его отсутствии – иное должностное лицо).
10.4. Сотруднику, проводившему осмотр, при наличии противопожарных недочетов, закрывать помещение категорически запрещено.
10.5. После устранения (при необходимости) недочетов сотрудник должен закрыть помещение и сделать соответствующую запись в «Журнале противопожарного осмотра помещений», находящемся на посту охраны.

11.1. Курение в помещениях и на территории общеобразовательной организации запрещено.
11.2. Все окрасочные и огневые работы в общеобразовательной организации проводятся в период каникул при отсутствии детей. Запрещается проводить огневые работы в здании или сооружении во время проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.
11.3. При проведении окрасочных работ необходимо:

  • производить составление и разбавление всех видов лаков и красок в изолированных помещениях у наружной стены школы с оконными проемами или на открытых площадках, осуществлять подачу окрасочных материалов в готовом виде централизованно, размещать лакокрасочные материалы на рабочем месте в количестве, не превышающем сменной потребности, плотно закрывать и хранить тару из-под лакокрасочных материалов на приспособленных площадках;
  • не превышать сменную потребность горючих веществ на рабочем месте, открывать емкости с горючими веществами только перед использованием, а по окончании работы закрывать их и сдавать на склад, хранить тару из-под горючих веществ вне помещений в специально отведенных местах;
  • помещения и рабочие зоны, в которых применяются горючие вещества (приготовление состава и нанесение его на изделия), выделяющие пожаровзрывоопасные пары, обеспечиваются естественной или принудительной приточно-вытяжной вентиляцией;
  • запрещается допускать в помещения, в которых применяются горючие вещества, лиц, не участвующих в непосредственном выполнении работ, а также проводить работы и находиться людям в смежных помещениях;
  • наносить горючие покрытия на пол следует при естественном освещении. Работы необходимо начинать с мест, наиболее удаленных от выходов из помещений, а в коридорах и других участках путей эвакуации — после завершения работ в помещениях;
  • промывать инструмент и оборудование, применяемое при производстве работ с горючими веществами, необходимо на открытой площадке или в помещении, имеющем вытяжную вентиляцию.

11.4. Пожароопасные работы (огневые, сварочные работы и т.п.) должны осуществляться в зданиях и на территории школы только с разрешения директора общеобразовательной организации.
11.5. Порядок проведения пожароопасных работ и меры пожарной безопасности при их проведении должны строго соответствовать требованиям «Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
11.6. При проведении огневых работ должно быть исключено воздействие открытого огня на горючие материалы, если это не предусмотрено технологией производства работ. После завершения работ должен быть обеспечен контроль места производства работ в течение не менее 4 часов, а рабочее место должно быть обеспечено огнетушителем.
11.7. При проведении огневых работ необходимо:

  • перед проведением огневых работ провентилировать помещения, в которых возможно скопление паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (красок, лаков);
  • обеспечить место производства работ не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом модельного очага пожара 2A, 55B и покрывалом для изоляции очага возгорания;
  • плотно закрыть все двери, соединяющие помещения школы, в которых проводятся огневые работы, с другими помещениями, в том числе двери тамбур-шлюзов, открыть окна.

11.8. Место проведения огневых работ очищается от горючих веществ и материалов в радиусе очистки территории от горючих материалов, использование которых не предусмотрено технологией производства работ.
11.9. Находящиеся в радиусе очистки территории настилы полов, отделка и облицовка, а также изоляция и части оборудования, выполненные из горючих материалов, должны быть защищены от попадания на них искр металлическим экраном, покрывалами для изоляции очага возгорания или другими негорючими материалами и при необходимости политы водой.
11.10. При осуществлении огневых работ строго запрещается:

  • приступать к выполнению работ при неисправной аппаратуре;
  • проводить огневые работы на свежеокрашенных горючими красками (лаками) конструкциях и изделиях;
  • использовать рабочую одежду и рукавицы со следами масел, жиров, бензина, керосина и других горючих жидкостей;
  • допускать к самостоятельной работе сотрудников, не имеющих соответствующего квалификационного удостоверения;
  • проводить работы на аппаратах и коммуникациях, находящихся под электрическим напряжением;
  • осуществлять огневые работы одновременно с устройством гидроизоляции и пароизоляции на кровле, монтажом панелей с горючими и трудногорючими утеплителями, наклейкой покрытий полов и отделкой помещений с использованием горючих красок, лаков, клеев, мастик и других горючих материалов.

11.11. При проведении электросварочных работ:

Иногда родителям приходится оставлять своих подросших детей одних в квартире

Поэтому важно выучить основные правила их поведения и действий на случай возгорания. Ребенок не должен растеряться в чрезвычайной ситуации, поэтому необходимо регулярно с ними повторять следующую инструкцию:

при появлении запаха гари в квартире, немедленно и как можно скорее найди его возможный источник;
по пути закрывай все окна и двери, чтобы огонь не распространился;
если после этого запах гари исчез, то он мог попасть в дом с улицы через открытое окно;
внимательно проверь комнаты, балкон, выгляни на всякий случай на лестничную площадку. Лучше быть уверенным в своей безопасности, чем пропустить начало возгорания;
если в доме что-то загорелось, но потушить самостоятельно не получается, стоит немедленно покинуть квартиру. Запомни: ядовитый дым намного опаснее огня. Нос и рот накрой влажным полотенцем или тряпкой. Если дыма много, передвигайся на четвереньках к выходу;
на площадке срочно вызови пожарных по телефону 01 или 112. Объясни диспетчеру адрес, имя и фамилию, место (дом, подъезд, этаж, квартира, комната), что и как загорелось. Затем четко ответь на вопросы спасателей. Вполне вероятно, что могут спросить, как удобнее и быстрее добраться к дому, где можно поставить машину, сколько этажей в доме, запирается ли дверь в подъезд (если да, то сообщить код от домофона или открыть ее самостоятельно);
когда будешь покидать квартиру, плотно закрывай за собой двери, по возможности отключи электроприборы и электричество. Ни в коем случае нельзя задерживаться на сбор вещей!
обязательно предупреди соседей

Осторожно спустись по лестнице. Не пользуйся лифтом! Это может быть смертельно опасно! После останься около дома и жди приезда пожарных.

Дети должны знать признаки, указывающие на начало пожара. Услышав запах дыма, нельзя его игнорировать. Нужно обойти жилище и найти возможный источник возгорания. Если в квартире ничего не горит, возможно, что запах идет с улицы или от соседей. Поэтому рекомендуется посмотреть в окно и на лестничную площадку.

Ребенок должен знать соседей, чтобы в опасный момент обратиться к ним за помощью.

Если источник огня обнаружен дома, можно приступать к тушению только в том случае, если возгорание небольшое. Для этого использовать воду, плотное одеяло, песок, соду или землю. Тушить водой электрические приборы запрещено!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *