Акт о нарушении сан эпид режима

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акт о нарушении сан эпид режима». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Важное

Исх. № 21-5/05-2598 от 17.12.2020

Утвержден

протоколом МВК

по недопущению возникновения

и распространения коронавирусной

инфекции на территории РК

от 7 декабря 2020 г.

(внесены изменения протоколом МВК от 14 декабря 2020 г.)

Разграничение ответственности за нарушение карантина

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

(в ред. Приказов Роспотребнадзора от 30.04.2009 N 359, от 12.08.2010 N 309, от 22.07.2016 N 813, от 04.04.2017 N 208, от 01.12.2017 N 1117, от 16.11.2018 N 950)

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213), от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3436; 2002, N 44, ст. 4297; 2003, N 2, ст. 169; N 40, ст. 3820; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 17; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337; 2006, N 52 (ч. III), ст. 5587); Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст. 3953), в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, упорядочения проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз приказываю:

В связи с утратой силы Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ

1. Утвердить:

1.1. Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение N 1).

1.2. Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (приложение N 2).

1.3. Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (приложение N 3).

2. Поручить:

2.1. ФБУЗ «Информационно-методический центр» Роспотребнадзора: (в ред. Приказа Роспотребнадзора от 22.07.2016 N 813)

2.1.1. Пункт исключен. (в ред. Приказа Роспотребнадзора от 22.07.2016 N 813)

2.1.2. Ведение реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации.

2.1.3. Организацию изготовления, распространение для нужд Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов бланков свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, имеющих установленные степени защиты.

3. Признать утратившим силу Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 N 776 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации» (зарегистрирован Минюстом России 07.12.2005 N 7245).

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, видов деятельности (работ, услуг).

2. В Порядке используются следующие термины и определения:

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза — деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности (далее — органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор), федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 — 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

Санитарно-эпидемиологическое обследование — деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест;

Санитарно-эпидемиологическое исследование — деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;

Санитарно-эпидемиологическое испытание — установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения — центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке;

Санитарно-эпидемиологическая оценка — действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения — центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки;

Санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации;

4. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

— предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

— определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

5. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга, — проводятся без взимания платы на основании предписаний и определений, указанных в п. 4 настоящего Порядка.

В иных случаях санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок могут проводиться по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе.

6. Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия размещения объектов, указанных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ, Объект) требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может превышать 20 дней. (в ред. Приказа Роспотребнадзора от 01.12.2017 N 1117)

Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3932 (в ред. Приказа Роспотребнадзора от 01.12.2017 N 1117)

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны не может превышать 30 календарных дней. (в ред. Приказа Роспотребнадзора от 16.11.2018 N 950)

7. При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок необходимо руководствоваться техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений, утвержденные в установленном порядке.

8. Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).

9. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

— проведение экспертизы представленных документов;

— проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;

— обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

10. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции представляются следующие документы:

Для отечественной продукции:

— нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры, стандарты организаций и др.) на продукцию, согласованные в установленном порядке, или нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.), ранее не согласованные, по которым предполагается изготавливать продукцию;

— санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при наличии);

Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224

1. Настоящее положение устанавливает порядок ведения реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (далее — Реестр).

2. Реестр ведется в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, работ, услуг, населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3. Реестр ведется в форме электронной базы данных, защищенной от повреждения и несанкционированного доступа, а также ежегодного издания на бумажных и магнитных носителях.

4. Ведение Реестра осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения, обеспечивающего хранение и обмен информацией.

5. Внесение в Реестр сведений о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, формирование отчетов о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях, подготовка и передача информации в Реестр осуществляется органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Информация передается в Реестр в электронном виде не позднее трех дней со дня выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.

6. Реестр ведется федеральным государственным учреждением здравоохранения «Информационно-методический центр «Экспертиза» на основании информации, предоставляемой органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

7. Сведения Реестра являются общедоступными и размещаются на еженедельно обновляемом специализированном поисковом сервере в сети Интернет.

8. Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральное государственное учреждение здравоохранения «Информационно-методический центр экспертиза» предоставляют заинтересованным лицам сведения, содержащиеся в Реестре.

24.05.2013 Роспотребнадзором был утвержден документ МР 3.5.0071-13. В нем говорится, что дезинфекция помещений является обязательной процедурой для:

  • Компаний, имеющих дело с продуктами питания. Это общепит (кафе, рестораны, столовые, пекарни), продуктовые магазины, склады с пищевой продукцией и пр.
  • Спортивных и торгово-развлекательных комплексов. К ним относятся аквапарки, спортивные центры, залы, общественные бани, бассейны, фитнес-клубы. Сюда же входят общественные туалеты, душевые, комнаты отдыха.
  • Медицинских учреждений. К ним относятся стоматологии, ветеринарные клиники, частные медицинские центры и пр.
  • Организации оказания косметических услуг. Парикмахерские, салоны красоты, маникюрные салоны, массажные кабинеты.
  • Общественные помещения развлекательной направленности. Здесь речь идет о кинозалах, помещениях театров, выставочных центов, галерей и пр.
  • Гостиницы, дома отдыха, отели, санатории, общежития.
  • Вокзалы, порты, другие помещения специального назначения.

СанПиН 3.5.2.1376-03 только подтверждает приведенный выше список. Как можно заметить, в категорию обязательных для дезинфекции помещений попадают все, в которых находятся люди, продукты питания либо животные. Люди в помещениях получают какие-либо услуги либо просто проводят длительное время.

Именно такие здания находятся в группе риска заражения грызунами, плесенью, насекомыми, опасными для человеческого здоровья микроорганизмами. Вне зависимости от того, есть там какие-либо нарушения или нет, дезинфекция должна проводиться, прежде всего, в целях профилактики.

За несоблюдение требований по обработке помещений компания и ее сотрудники могут понести ответственность. В частности, 236 статья Уголовного кодекса и 6.3-6.7 статьи Кодекса об административных нарушениях подразумевают два вида наказания: штраф (20 тыс. рублей) и запрет на осуществление деятельности до трех месяцев (90 суток).

Эти меры могут быть наложены после прохождения инспекции Роспотребнадзора и установления факта отсутствия документов, удостоверяющих процесс прохождения дезинфекции помещений.

Что же касается требований относительно периодичности дезинфекционных мероприятий, то в СанПиН 3.5.2.1376-03 не сказано четко, как часто необходима эта процедура. Другое дело – рекомендации Роспотребнадзора. В них указано однозначно, что для пищевых продуктов (их хранение, производство, продажа) рекомендуется обрабатывать помещение (и составлять акт об этом) один раз в месяц. Если же дело не касается пищи, то однократной дезинфекции раз в квартал будет достаточно.

Один раз в квартал – это минимальная периодичность для того, чтобы организация не подвергалась наказанию со стороны Роспотребнадзора за несоблюдение периодичности дезинфекции принадлежащих ей помещений.

Помимо дезинфекции, с клининговой компанией обычно заключается стандартный договор о дератизации и дезинсекции. Причем отсутствие крыс и насекомых в конкретный момент времени не является оправданием для того, чтобы не проводить профилактических обследований на этот счет.

Например, если компания занимается хранением зерна на своих складах, то существует немалая вероятность того, что там появятся грызуны и другие вредители. Заключенный же контракт и периодическая обработка являются эффективными профилактическими мерами. Их отсутствие влечет административную ответственность и говорит о чрезвычайно поверхностном отношении к делу руководителя.

Акт проведения дезинфекции помещений

Акт является приложением к договору о дезинфекции и может содержать в себе следующие графы для заполнения:

  • Дата заполнения бумаги. Она может незначительно отличаться от даты фактического проведения дезинфекции.
  • Место. Указывается полный адрес и наименование обрабатываемого помещения.
  • ФИО и должность сотрудников, которые проводили дезинфекцию. Они должны обладать достаточной квалификацией. Для обработки помещений, в которых будет содержаться животные, обязательно присутствие ветеринарного врача.

После констатирующей части документа можно переходить к описательной. В ней могут быть заполнены не все поля. Можно указать:

  • Период проведения дезинфекции. Указывается точное время начала и завершения проводимых операций.
  • Вид дезинфекции. Она бывает профилактической, текущей или заключительной. Указывается одна из разновидностей. Если процедура профилактическая, то заполнение следующей графы не обязательно.
  • Повод для проведения процедуры. При экстренных дезинфекционных мерах есть причина проведения. Это может быть заболевание, вызвавшее падеж скота, плесень или какое-либо иное бедствие, постигшее помещение.
  • Сколько квадратных или кубических метров поверхности было обработано. Это будет зависеть от способа обработки, а также от условий заключенного договора. Обрабатываться могут как внутренняя, так и внешняя поверхность помещения. Можно включить в эту цифру и территорию, прилегающую к обрабатываемому объекту.

Какие правила профилактики коронавируса придется соблюдать до конца года Приезжих из других регионов могут отправлять в обсерваторы до конца года Роспотребнадзор утвердил правила профилактики COVID-19 до конца года

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2020 г.

Регистрационный N 58465

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2019, № 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (приложение).

2. Настоящее постановление действует до 1 января 2021 г.

А.Ю.Попова

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее — санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

1.2. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее — COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.

2.1. Мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19, включают:

— мониторинг заболеваемости;

— лабораторный мониторинг (слежение за циркуляцией и распространением возбудителя);

— мониторинг напряженности иммунитета среди переболевших лиц, среди групп риска и среди всего населения;

— сбор и анализ полученной информации;

— эпидемиологическую диагностику;

— прогнозирование;

— оценку эффективности проводимых мероприятий

— гигиеническое воспитание населения.

2.2. В целях принятия решений, направленных на предупреждение распространения COVID-19, разработки санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение рисков распространения COVID-19 и предотвращение формирования очагов с множественными случаями заболеваний, проводятся:

постоянная и динамическая оценка масштабов, характера распространенности и социально-экономической значимости инфекции, в том числе с учетом тяжести течения заболеваний;

— выявление тенденций эпидемического процесса;

— выявление высокого уровня заболеваемости и риска инфицирования населения в субъектах Российской Федерации, населенных пунктах, организациях и в связи с деятельностью индивидуальных предпринимателей;

— изучение популяционного иммунитета у населения с учетом проявлений эпидемического процесса;

— выявление лиц, наиболее подверженных риску развития заболевания;

— выявление причин и условий, определяющих уровень и структуру заболеваемости COVID-19;

— контроль и обоснованная оценка масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирование последовательности и сроков их реализации;

— изучение и оценка результатов иммунизации населения (после ведения специфической профилактики);

— изучение эффективности средств специфической, неспецифической и экстренной профилактики, применяемой в эпидемических очагах COVID-19;

— прогнозирование развития эпидемиологической ситуации.

2.3. Гигиеническое воспитание населения как метод профилактики COVID-19 включает:

— представление населению подробной информации о COVID-19, основных симптомах заболевания и мерах профилактики с использованием средств массовой информации, листовок, плакатов бюллетеней, проведение индивидуальной беседы с пациентом и другие;

— разъяснение правил ношения масок для защиты органов дыхания, применение дезинфицирующих средства, включая индивидуальные антисептические средства;

разъяснение необходимости соблюдения социальной дистанции (1,5м — 2м от человека) в период подъема заболеваемости;

— доведение до организованных коллективов взрослых и детей правил организации деятельности в период подъема заболеваемости COVID-19.

2.4. Гигиеническое воспитание населения проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работниками медицинских организаций при методической поддержке специалистов органов и организаций, входящих в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3.1. В целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий лабораторное обследование лиц в условиях распространения COVID-19 проводится исходя из следующих приоритетов:

3.1.1. К приоритету 1-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении:

— лиц, прибывших на территорию Российской Федерации с наличием симптомов инфекционного заболевания (или при появлении симптомов в течение периода медицинского наблюдения);

— лиц, контактировавших с больным COVID-19, при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, в ходе медицинского наблюдения и при отсутствии клинических проявлений на 8-10 календарный день медицинского наблюдения со дня контакта с больным COVID-19;

— лиц с диагнозом «внебольничная пневмония»;

— работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности при появлении симптомов, не исключающих COVID-19;

— лиц, при появлении респираторных симптомов, находящихся в интернатах, детских домах, детских лагерях, пансионатах для пожилых и других стационарных организациях социального обслуживания, учреждениях уголовно-исполнительной системы.

3.1.2. К приоритету 2-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении:

— лиц старше 65-ти лет, обратившихся за медицинской помощью с респираторными симптомами;

— работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности (лабораторные исследования проводятся 1 раз в неделю до появления иммуноглобулина G (далее — IgG);

— работников стационарных организаций социального обслуживания населения, учреждений уголовно-исполнительной системы при вахтовом методе работы до начала работы в организации с целью предупреждения заноса COVID-19.

3.1.3. К приоритету 3-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении детей из организованных коллективов при возникновении 3-х и более случаев заболеваний, не исключающих COVID-19 (обследуются как при вспышечной заболеваемости).

3.2. Первичные исследования без выделения возбудителя проводятся лабораториями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных болезней человека III-IV группы патогенности. К работе по проведению исследований допускаются специалисты, давшие письменное согласие и прошедшие подготовку/инструктаж по вопросам обеспечения требований биологической безопасности.

Отбор и транспортировка биологического материала для лабораторных исследований проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении возбудителей инфекционных заболеваний человека I-II группы патогенности.

3.3. Научно-исследовательские работы с выделением возбудителя COVID-19 проводятся в лабораториях, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных болезней человека II группы патогенности.

3.4. Лаборатории, проводящие исследования на определение маркеров возбудителя COVID-19 в биологических пробах от лиц, указанных в пункте 3.1 санитарных правил, направляют результаты исследований незамедлительно по их завершению, но не позднее 24 часов, наиболее быстрым из доступных способов в медицинские организации, направившие биологический материал.

Информация о положительных результатах лабораторных исследований на COVID-19 незамедлительно по электронным каналам связи передается из организаций, на базе которых проводились первичные исследования, в территориальные органы Роспотребнадзора с указанием данных об обследуемом лице, в объеме, позволяющем провести противоэпидемические мероприятия.

3.5. Медицинские организации, установившие предварительный или заключительный диагноз COVID-19, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65 (зарегистрировано Минюстом России 16.04.2014, регистрационный № 32001), направляют в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренное извещение.

Регистрация сведений о больных COVID-19 и внесение информации о них в отчетные формы Роспотребнадзора (оперативный мониторинг, формы федерального статистического наблюдения) проводится территориальными органами Роспотребнадзора по полученным экстренным извещениям (спискам, заверенным медицинской организацией).

3.6. Подозрительными на COVID-19 являются случаи заболеваний с наличием симптоматики инфекционного заболевания, чаще респираторного характера, или с клиникой внебольничной пневмонии, и эпидемиологическим анамнезом (в связи с прибытием из неблагополучного региона, контактом с человеком с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, работой в медицинской организации с пациентами с клиникой респираторных заболеваний, внебольничных пневмоний и иными случаями).

3.7. Подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Лица, контактировавшие с больным COVID-19, находятся в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14-ти календарных дней со дня последнего контакта с больным. Отбор проб биологического материала у лиц, контактировавших с больным COVID-19, для исследования проводится работниками медицинских организаций на 8-10 календарный день медицинского наблюдения, а в случаях, если у указанного лица при медицинском наблюдении появилась клиника заболевания, сходного с COVID-19 — незамедлительно.

Форма акта текущего санитарного контроля

4.1. Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4.2. Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает:

— принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска);

— выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;

— установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19;

— разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции — максимальное ограничение контактов);

— проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения);

— дезинфекцию;

— экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска;

— профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях.

4.3. Территориальные органы Роспотребнадзора и иные органы государственной власти в соответствии с предоставленной компетенцией организуют мероприятия по:

— уточнению перечня рейсов, прибывающих из неблагополучных регионов по COVID-19;

— уточнению схем оперативного реагирования;

— тепловизионному контролю пассажиров и экипажа;

— обеспечению опроса пассажиров путем анкетирования;

— обеспечению готовности медицинского пункта к отбору материала;

— обеспечению госпитализации больных в медицинскую организацию инфекционного профиля или перепрофилированную организацию, для оказания медицинской помощи указанным лицам, функционирующую в режиме инфекционного стационара, при выявлении больных с клиникой инфекционного заболевания;

— обеспечению обсервации контактных по эпидемическим показаниям (при выявлении лица с подозрением на COVID-19, при отсутствии условий для изоляции в домашних условиях).

Лица, прибывшие из неблагополучных по COVID-19 регионов, изолируются в домашних условиях (при наличии условий) в течение 14 календарных дней со дня прибытия. Прибывшие лица могут быть изолированы на дому или помещены в изолятор (обсерватор) по эпидемическим показаниям, по решениям главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации и главных государственных санитарных врачей федеральных органов исполнительной власти.

За всеми прибывшими лицами медицинскими организациями осуществляется динамическое медицинское наблюдение. При появлении симптомов инфекционного заболевания (респираторный, кишечный, повышение температуры и другие) лиц, находящихся в изоляции, госпитализируют в соответствии с утвержденными критериями в инфекционный стационар с отбором проб биологического материала. При легких формах заболевания допускается нахождение в изоляции в домашних условиях (за исключением лиц, входящих в группу риска) при обеспечении отсутствия контакта с лицами, входящими в группы риска, указанными в пункте 4.5 санитарных правил.

Лица, контактировавшие с больным COVID-19, должны быть изолированы на срок 14 календарных дней с проведением лабораторного обследования согласно пункту 3.8 санитарных правил. Допускается изоляция указанных лиц в домашних условиях (при отсутствии эпидемиологических рисков для окружающих) с организацией динамического медицинского наблюдения;

4.4. Мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:

— соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;

— выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;

— организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;

— обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;

— организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;

— использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;

ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

4.5. К группам риска заболевания COVID-19 относятся:

— люди в возрасте 65 лет и старше;

— больные хроническими заболеваниями;

— работники медицинских организаций.

5.1. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в том числе по эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении указанных лиц, лиц относящихся к группе риска).

5.2. Госпитализация лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание осуществляется в медицинскую организацию инфекционного профиля или перепрофилированную организацию для оказания медицинской помощи указанным лицам, функционирующую в режиме инфекционного стационара, с обеспечением соответствующих мер безопасности, включая запрет допуска лиц, не задействованных в обеспечении его работы, а также родственников пациентов.

5.3. Больные с внебольничной пневмонией должны направляться в медицинскую организацию, переведенную в режим функционирования инфекционного стационара (персонал работает в СИЗ постоянно в режиме соответствующей текущей дезинфекции) и имеющую необходимое материально-техническое оснащение для оказания специализированной и реанимационной помощи.

При отсутствии возможностей направления этих групп в отдельные медицинские организации, возможно проведение «зонирования» (разделения зон) для вышеуказанных категорий пациентов внутри стационара, разделенных этажностью или коридорами.

В медицинских организациях для оказания помощи вышеуказанным категориям больных выделяется «чистая» зона для персонала, вход в которую должен осуществляться через санитарный пропускник или быть огражден перекрытием, устойчивым к обработке дезинфекционным средствам. Перед входом в «грязную» зону рекомендуется разместить большое зеркало для контроля персоналом применения СИЗ.

На границе указанных зон выделяется помещение для снятия использованных СИЗ (для дезинфекции и обработки или последующей утилизации при использовании одноразовых комплектов).

Прием больных осуществляется непосредственно в палату.

5.4. Перевозка больных и лиц с подозрением на COVID-19 в стационар осуществляется на специально выделенном транспорте. Все перевозимые лица обеспечиваются медицинской маской. Сопровождающий персонал, включая водителей, должен использовать СИЗ, исключающие риски инфицирования. После доставки автотранспорт подвергается дезинфекции в специально оборудованном месте на территории медицинской организации, принимающей больных (подозрительных) COVID-19.

5.5. Работники медицинских организаций, оказывающие помощь больным COVID-19, в «грязной» зоне использует средства индивидуальной защиты -противочумный костюм или его аналоги (комбинезон, респиратор обеспечивающий фильтрацию 99% твёрдых и жидких частиц в сочетании с лицевым щитком, защитные очки, бахилы, перчатки), в «чистой» зоне работники медицинских организаций используют медицинские халаты и медицинские маски.

5.6. Оказание медицинской помощи организуется с выполнением максимально возможного числа процедур и использованием переносного оборудования (УЗИ, рентген, ЭКГ и другие) в палатах. Диагностические кабинеты с крупногабаритным оборудованием (КТ и другие), при невозможности выделения отдельных кабинетов, используют по графику с выделением отдельных часов для обследования лиц с подтвержденным диагнозом и подозрительных, высокого риска (пневмонии и другие) с проведением дезинфекции по типу заключительной после приема больных с подтвержденным диагнозом; в случае проведения экстренных исследований пациентам высокого риска вне графика в кабинете проводится дезинфекция.

В случае необходимости проведения больным (подозрительным) COVID-19 эндоскопических исследований к оборудованию применяются режимы высокой очистки и обеззараживания.

5.7. При выявлении лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19 и лиц с подозрением на заболевание в непрофильных медицинских организациях проводятся:

— перевод больного COVID-19 в специализированную медицинскую организацию;

— установление лиц, контактировавших с больными COVID-19, среди работников медицинских организаций и больных, их изоляция в домашних условиях или госпитализация в том числе по эпидемиологическим показаниям, лабораторное обследование на COVID-19 и установление медицинского наблюдения на срок 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным, назначение средств экстренной профилактики (профилактического лечения);

— закрытие отделения на «прием», максимальная выписка пациентов из отделения, заключительная дезинфекция;

— в зависимости от эпидемиологических рисков закрытие стационара на «прием» с обсервацией больных и работников медицинских организаций.

5.8. Работники медицинских организаций, имеющие риски инфицирования (персонал скорой (неотложной) медицинской помощи, инфекционных отделений, обсерваторов и специализированных отделений) обследуются 1 раз в неделю на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции. При выявлении среди работников медицинских организаций лиц с положительными результатами на COVID-19, они изолируются или госпитализируются (по состоянию здоровья), в отношении лиц, контактировавших с больными COVID-19 проводятся противоэпидемические мероприятия.

Обследование на COVID-19 не проводится медицинским работникам, имеющим антитела IgG, выявленные при проведении скрининговых обследований.

5.9. При появлении симптомов респираторного заболевания работники медицинских организаций подлежат изоляции или госпитализации в медицинскую организацию инфекционного профиля (по состоянию здоровья) и обследованию.

5.10. При патологоанатомических исследованиях трупов людей с подтвержденным или вероятным диагнозом COVID-19 патологоанатом должен соблюдать требования, как при работе с возбудителями инфекционных болезней человека II группы патогенности.

6.1. С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.

6.2. Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.

6.3. Текущая дезинфекция в очаге (в присутствии больного) осуществляется в течение всего времени болезни. Для текущей дезинфекции следует применять дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в присутствии людей. Столовую посуду, белье больного, предметы ухода обрабатывают способом погружения в растворы дезинфицирующих средств.

Гигиеническую обработку рук с применением кожных антисептиков следует проводить после каждого контакта с кожными покровами больного (потенциально больного), его слизистыми оболочками, выделениями, повязками и другими предметами ухода, после контакта с оборудованием, мебелью и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от больного.

Воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров).

6.4. Заключительную дезинфекцию проводят после убытия (госпитализации) больного или по выздоровлению больного (при лечении на дому). Для обработки используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения или аэрозольный метод. Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или «дымовым» способом. Воздух в отсутствие людей следует обрабатывать с использованием открытых ультрафиолетовых облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств.

Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или «дымовым» способом.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Санитарные правила регулируются многими постановлениями, законами. Для жителей домов в большинстве случаев опираются на:

  1. Федеральный закон №52, в котором указаны правила для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.
  2. СанПин 2.1.2.26.45-10, закрепляющий нормы и санитарные правила.
  3. Жилищный кодекс.

Если соседи захламляют лестничное пространство, несут в квартиру вещи со свалки и всячески способствуют развитию антисанитарии, не следует бездействовать.
На соседа можно подать жалобу в соответствующие надзорные органы:

  1. Управляющая компания
  2. Полиция.
  3. Роспотребнадзор.
  4. Санэпидемстанция.
  5. Администрация местного уровня.
  6. Судебный орган.

Из-за поведения соседа в подъезде образуется неприятный запах, появляются тараканы, мыши и крысы, насекомые, переносящие различные инфекции. В пространстве, заполненном ненужными вещами, повышается пожароопасность.

Чтобы жалобу рассмотрели, важно подготовить доказательную базу нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Можно привлечь других соседей для сбора подписей под обращением. В глазах чиновников заявление, подписанное несколькими лицами, будет иметь большее значение. Важно попробовать урегулировать конфликт мирным путем. К беседе моно привлечь представителей управляющей компании и оформить ее документально. Впоследствии бумагу можно приобщить к заявлению в надзорные органы.

Перед подачей жалобы в надзорные органы важно попытаться переговорить с нечистоплотными жильцами. Если устная беседа не принесла желаемых результатов, можно направить письменную претензию в адрес жильца и потребовать устранить нарушения в конкретный срок. Если в указанное время нарушения не будут устранены, предупредить об обращении в уполномоченные органы.

Для направления заявления существует несколько вариантов:

  • Посетить территориальное отделение и отдать подготовленную жалобу лично. Во время личного приема заявителю придется устно рассказывать суть проблемы и отвечать на различные вопросы. Поэтому стоит немного подготовиться.
  • Направить бумаги почтовым заказным отправлением в приемную ведомства. Если территориальный орган не смог решить проблемы или проигнорировал поданное обращение, целесообразно подать заявление в центральный офис органа.

Закон устанавливает 3 дня для регистрации жалобы, 10 дней для рассмотрения. Для проверки изложенных фактов отводится 30 дней. В адрес заявителя обязательно направляется письменное уведомление о результатах проверки и принятых надзорных мерах.

Срок рассмотрения может быть увеличен, если необходимо получение документов и сведений из других организаций для принятия компетентного решения. Ведомство выдает предписание на устранение норм. В случае их неисполнения принимаются меры воздействия к нарушителям вплоть до выселения. Антисанитарное помещение обязательно обрабатывается, чтобы избавить жильцов от насекомых и грызунов. При необходимости неоднократно.

Речь идет о Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, в большей степени о нормах, предусмотренных главами 3 и 4 данного Закона.

Согласно ст. 29 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе:

  • по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина),

  • осуществлению производственного контроля,

  • мер в отношении больных инфекционными заболеваниями,

  • проведению медицинских осмотров,

  • профилактических прививок,

  • гигиенического воспитания и обучения граждан.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица СЭС имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания

  • об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;

  • о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов

  • о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

  • о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

  • о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Что касается Правил и гигиенических нормативов здесь ситуация обстоит сложнее. На территории РФ действует бесчисленное количество таких правил и времени на их изучение требуется достаточно много.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.”

Классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования установлено Руководством Р 1.1.002-96″ (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 14.05.1996). Нас интересует раздет 3 Руководства Он содержит перечень документов, касающихся Эпидемиологии.

Сейчас в него включены следующие документы:

Наименование

Документ или орган, утвердивший санитарные требования

Административное наказание по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение Закона и Правил грозит в том случае, если нарушение вышеуказанного законодательства допущено:

  1. В период режима чрезвычайной ситуации

  2. При возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих

  3. В период карантина

  4. За невыполнение законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

Постановлением Правительства России от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Частью 1 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделены полномочиями по вынесению мотивированного постановления о:

  • госпитализации для обследования

  • об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания

  • проведении обязательного медицинского осмотра

  • госпитализации

  • изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» всем гражданам, возвращающимся из-за границы, предписано самоизолироваться на две недели. При уклонении гражданина от госпитализации в медицинскую организацию, он может быть принудительно госпитализирован по решению суда.

Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», правом на подачу административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию в недобровольном порядке наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители.

Производственный контроль в медицинской организации осуществляется согласно плану или программе.

Программа (план) производственного контроля (ППК) — документ, который ЛПУ разрабатывает в соответствии с обязательными требованиями санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и технических регламентов. Программу или план производственного контроля разрабатывает и утверждает руководитель организации до начала деятельности. Согласовывать программу с контрольно-надзорными органами не нужно.

Руководитель организации для разработки программы производственного контроля может привлечь специалиста, который имеет соответствующую квалификацию и обучен по программе дополнительного образования. Другой вариант — привлечь специализированную организацию, которая аккредитована в области санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Сотрудники специализированной организации сопровождают и реализуют план согласно договору. Выполняют лабораторно-инструментальные исследования с утвержденной кратностью и периодичностью, информируют администрацию о санитарно-техническом состоянии организации и нарушениях противоэпидемического режима, разрабатывают предложения по их устранению.

Возможно проведение санитарно-бактериологических исследований и контроля противоэпидемических мероприятий собственными силами, если есть собственная лаборатория и эпидемиологический отдел.

Программа производственного контроля не требует согласования с контрольно-надзорными органами и утверждается руководителем медицинской организации. В случае изменения перечня оказываемых медицинских услуг, характера лечебно-диагностического процесса или нормативной базы составитель программы вносит в нее необходимые коррективы (п. 2.6 СП 1.1.1058–01). По запросу проверяющих органов результаты контроля должны быть представлены медицинской организацией в соответствующие инстанции (п. 2.8 СП 1.1.1058–01).

Составляйте программу в произвольной форме. Учитывайте специфику деятельности и санитарно-эпидемиологические характеристики организации: год ввода в эксплуатацию, даты ремонта или реконструкции, проектную и фактическую мощность, достаточность состава помещений и их площадей. Также учитывайте состояние инженерно-технических коммуникаций и эксплуатируемого оборудования, достаточность материально-технического оснащения, штатный и фактический кадровый состав и т. д.

Государство осуществляет функции по:

  • профилактике заболеваний;
  • разработке санитарно-эпидемиологических норм и надзору по их соблюдению;
  • лицензированию опасных для человека видов деятельности;
  • проведению социально-гигиенического мониторинга;
  • контролю продукции на соответствие нормативам;
  • осуществлению научной деятельности по улучшению благополучия окружающей среды;
  • гигиеническому воспитанию и обучению населения здоровому образу жизни;

В случае нарушения санитарных норм и правил государство вправе применять к виновному лицу меры воздействия с целью устранения допущенных нарушений и недопущения их повторения в будущем. Выявлением нарушений санитарных норм занимаются сотрудники Роспотребнадзора.

Контролем в сфере защиты прав потребителей, проверкой организаций и предпринимателей, реализующих и производящих товары, эпидемиологическим контролем и мониторингом соблюдения санитарных норм в РФ занимается Роспотребнадзор. Именно в этот государственный орган, в первую очередь, следует обращаться при нарушении санитарных норм.

Жалоба направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предполагаемого нарушителя. В случае отсутствия положительного результата или бездействия территориального органа рекомендуется обращаться непосредственно в центральный аппарат федеральной службы.

В любом случае, столкнувшись с нарушением санитарно-эпидемиологических норм гражданин вправе обратиться за восстановлением нарушенного права в прокуратуру. Сотрудники прокураторы также уполномочены рассмотреть заявления в случае, если Роспотребнадзор не разрешил ситуацию.

Если иные способы защиты исчерпаны или человеку причинен материальный или моральный вред несоблюдением санитарных правил, то гражданин вправе обратиться в суд. Дело будет рассмотрено в общем порядке гражданского судопроизводства.

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию. Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток. Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.

Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:

  • эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
  • к питьевой воде;
  • к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.

При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.

Для снижения размера штрафа от лица, привлекаемого к ответственности, необходимо соответствующее заявление, подкрепленное сильными аргументами. Сделать это можно как при рассмотрении дела, так и при обжаловании размера штрафа.

Пределы штрафа за несоблюдение санитарных норм установлены санкцией статьи, предусматривающей наказание. Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства.

Следует отметить, что при наличии исключительных обстоятельств касаемо совершенного правонарушения и его последствий, привлекаемое к административной ответственности лицо вправе заявить ходатайство о применении наказания ниже низшего размера.

Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) подтверждает, что проверяемый объект соответствует действующим гигиеническим нормативам, утвержденным законодательством. Чтобы получить его, организации следует обратиться в Роспотребнадзор, предоставив заявку на выдачу СЭЗ и пакет документов, подтверждающих выполнение установленным требованиям.

Порядок составления регламентирован положениями Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ. Заявление в Роспотребнадзор на санитарно-эпидемиологическое заключение направляется для получения разрешений на:

  • водный объект, поставляющий воду для питья или лечения;
  • атмосферный воздух в производственных зонах, помещениях, вблизи предприятий;
  • состояние окружающей среды при выполнении работ, связанных с контактами с микроорганизмами и биологическими веществами;
  • условия труда при использовании промышленного оборудования;
  • условия пребывания детей;
  • здания, конструкции и сооружения, используемые при осуществлении определенных видов деятельности.

Ответственность за нарушения карантина

В данной ситуации следует использовать установленный образец: пример санитарно-эпидемиологического заключения и заявления на его выдачу приведен в приложениях к Приказу Роспотребнадзора от 18 июля 2012 года № 775. Вместе с подтверждающим пакетом оно подается в Управление Роспотребнадзора по тому субъекту Федерации, в котором работает заявитель.

Получить решение необходимо до начала работы, поэтому срок его подачи важно рассчитывать так, чтобы успеть завершить оформление до официального открытия организации.

Скачать бланк заявления на получение санитарно-эпидемиологического заключения

Скачать образец заявления на санитарно-эпидемиологическое заключение

Для получения решения Роспотребнадзора потребуются:

  • заявление установленной формы;
  • результаты выполненных экспертиз и испытаний, подтверждающих характеристики объекта.

При переоформлении решения понадобится составить новый запрос, в котором указываются причины его подачи, и предоставить ранее выданное СЭЗ.

Скачать бланк заявления на переоформление санитарно-эпидемиологического заключения

Заполняя бланк, важно достоверно внеся во все его графы следующие данные:

  • название, адрес и реквизиты организации или ИП;
  • сведения о контактном лице;
  • список выполняемых работ и адрес их выполнения;
  • опись приложений.

Бланк заверяется составившим его лицом и печатью организации.

Заявление
о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств


Наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя


Адрес места нахождения юридического лица (адрес места жительства индивидуального предпринимателя)


Индивидуальный номер налогоплательщика


Основной государственный регистрационный номер


Фактический адрес осуществления деятельности (выполнения работ, оказания услуг)


Фамилия, имя, отчество (при наличии), телефон, адрес электронной почты контактного лица


Наименование вида деятельности (выполняемых работ, оказываемых услуг)


Список прилагаемых документов


Заявитель:

должность, подпись, фамилия, имя, отчество (при наличии), печать (в случае, если имеется))


Заполняется уполномоченным должностным лицом Роспотребнадзора (территориального органа Роспотребнадзора)

Принято « » 20 г., зарегистрировано в журнале под № (подпись, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность сотрудника, принявшего заявление)

Скачать образец заявления на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения

Отказ в выдаче СЭЗ возможен в случаях:

  • отсутствия сведений о заявителе в Едином государственном реестре юрлиц или ИП;
  • предоставления в Роспотребнадзор недостоверных сведений о результатах проведенных испытаний и экспертиз.

Скачать образец санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора

Специалисты центра АТТЭК помогут Вам избежать ошибок при подаче заявления и получить СЭЗ с первого раза. Мы предлагаем своим клиентам:

  • проведение экспертиз и испытаний на базе собственной лаборатории;
  • предоставление всех подтверждающих документов;
  • помощь в оформлении бланка по установленному образцу;
  • контроль обработки заявки на выдачу СЭЗ вплоть до получения документа.

Обратитесь к нам по телефону +7 (812) 467-36-09, чтобы оперативно получить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

Производственный контроль в ЛПУ: программа, виды, ответственность

Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).

Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:

  • для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
  • предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
  • работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
  • салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
  • киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).

Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам. В частности, в письмах содержатся рекомендации:

  • по контролю температуры у сотрудников;
  • обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
  • соблюдению социальной дистанции;
  • дезинфекции помещений и оборудования;
  • своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
  • информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно проинформировать организации и территориальные органы ведомства о рекомендательном характере документов и невозможности проверки соблюдения их положений. Что и было сделано. В письме от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 Роспотребнадзор указал, что статуса нормативного правового акта его рекомендации не имеют и не включают правовые нормы, в связи с этим в случае их несоблюдения организации не могут быть привлечены к ответственности.

Связанный материал Обязанности работодателя в связи с COVID-19 № 11 / 2020

В статье «Обязанности работодателя в связи с COVID-19» в № 11’ 2020 мы рассказывали, в каких случаях рекомендации могут стать обязательными

Таким образом, неисполнение рекомендаций Роспотребнадзора не может быть основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку они не являются санитарными правилами и не имеют нормативного характера.

Но практика показала, что сотрудники ведомства пытаются оштрафовать работодателей за нарушение рекомендаций. И тогда приходится оспаривать такое решение в суде.

Судебная практика

В Ижевске 25.05.2020 Роспотребнадзор провел проверку механического завода и выявил нарушения рекомендаций, направленных письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24. Так:

  • в нарушение п. 4.7 в течение рабочего дня в цехе не проводился опрос работников на наличие респираторных заболеваний и термометрия с периодичностью 1 раз в 4 часа;
  • в нарушение п. 4.10 на рабочих местах отсутствовали кожные антисептики для обработки рук;
  • в нарушение п. 4.11 в цехе отсутствовала комната приема пищи – ​работники принимают пищу на рабочих местах.

В отношении завода был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Судья Первомайского районного суда г. Ижевска 27.07.2020 пришел к выводу, что завод несвоевременно и не в полном объеме провел санитарно-противоэпидемические мероприятия в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней, что привело к возникновению у работников групповой заболеваемости коронавирусом. На основании этого суд признал завод виновным в совершении правонарушения и привлек организацию к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (размер штрафа из судебного акта изъят).

На общегосударственном (федеральном) уровне требования к профилактике коронавируса установлены в санитарно-эпидемиологических правилах Роспотребнадзора. До 01.01.2022 действуют Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «По профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15. Данными Правилами предусмотрены: всеобщий масочный режим, ограничение проведения массовых мероприятий из-за коронавируса, дезинфекция помещений и транспорта и др.

Как мы говорили раньше, за нарушение санитарных правил установлена административная ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ. При этом частью 2 названной статьи предусмотрено ужесточение ответственности, если нарушение правил происходило в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих или в период карантина на соответствующей территории. Коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих5. Поэтому нарушение антиковидных ограничений как раз относится к этой части статьи. Ею предусмотрен административный штраф:

  • на граждан – ​от 15 000 до 40 000 руб.;
  • должностных лиц и предпринимателей – ​от 50 000 до 150 000 руб.;
  • юридических лиц – ​от 200 000 до 500 000 руб.

Индивидуального предпринимателя и организацию вместо штрафа могут наказать административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (см. судебную практику ниже).

Протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ вправе составлять должностные лица полиции6 и Роспотребнадзора7. Правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ являются длящимися – ​срок давности привлечения к административной ответственности по ним составляет 1 год с момента обнаружения8.

Дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ рассматриваются судьями районных судов9.

Связанный материал Административное приостановление деятельности: что делать с работниками № 06 / 2019

См. статью «Административное приостановление деятельности: что делать с работни­ками» в № 6’ 2019

Судебная практика

Роспотребнадзор на проверке выявил, что на предприятии:

  • не организован ежедневный «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работников с целью выявления и изоляции с признаками ОРВИ и других инфекционных заболеваний (температура, кашель, насморк);
  • нет журнала с фиксацией данных температуры (вход на предприятие осуществляется через проходную, через которую на территорию предприятия также проходят сотрудники и посетители 26 организаций-арендаторов);
  • отсутствует запас одноразовых масок, перчаток и кожных антисептиков для обеспечения 96 сотрудников средствами индивидуальной защиты органов дыхания (исходя из продолжительности рабочей смены с учетом необходимости смены масок не реже 1 раза в три часа);
  • нет СИЗ органов дыхания (маски) у сотрудников на проходной предприятия (КПП);
  • в туалетных комнатах не установлен диспенсер с кожным антисептиком;
  • недостаточное количество дезинфицирующих средств;
  • не ведется учет расхода дезинфицирующих средств, в связи с чем юрлицо не осуществляет контроль за достаточным его запасом;
  • отсутствуют сведения о проведении очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха силами специализированной организации (не реже 1 раза в месяц) (журналы, графики, акты выполненных работ);
  • нет ультрафиолетовых бактерицидных облучателей для обеззараживания воздуха в помещениях, т. е. не проводятся мероприятия по уничтожению болезнетворных микроорганизмов, передающихся воздушно-капельным путем, что не исключает возможность распространения коронавируса среди персонала и посетителей;
  • находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии помещения цеха (поверхности, полы заставлены множеством предметов, что не позволяет проводить их регулярную качественную дезинфекционную обработку);
  • не проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной инфекции.

Субъектам РФ были предоставлены полномочия решать, какой вводить режим для борьбы с коронавирусом. Они же самостоятельно определяют конкретный набор профилактических мер. Более того, региональные власти могут принимать дополнительные обязательные для исполнения правила поведения при введении режима повышенной готовности15. Такой подход можно признать логичным, так как на огромной территории с разной плотностью населения нельзя «всех грести под одну гребенку».

За невыполнение региональных правил поведения при режиме повышенной готовности ответственность может наступить по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ16. Ею предусмотрено предупреждение или наложение штрафа:

  • на граждан – ​от 1000 до 30 000 руб.;
  • должностных лиц – ​от 10 000 до 50 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей – ​от 30 000 до 50 000 руб.;
  • юридических лиц – ​от 100 000 до 300 000 руб.

Подобное правонарушение также является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения и составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ)17.

Протоколы по статье вправе составлять должностные лица18:

  • указанные в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р (например, полицейские или росгвардейцы);
  • органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых утверждается высшим должностным лицом региона19.

Дела по названной статье тоже рассматриваются судьями районных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Кстати, если был причинен вред здоровью человека или имуществу, то нарушителей накажут по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Ответственность в этом случае ужесточается (штрафы увеличиваются, возможна дисквалификация или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Как отметил Верховный Суд РФ в вопросе 21 Обзора № 3, если при рассмотрении дела о правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, либо жалобы на постановление по делу о таком правонарушении суд установит, что действия (бездействие) лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, они должны быть переквалифицированы. Работодателям это на руку, поскольку наказание по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ является менее суровым, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Интересно, что в практике встречаются дела, когда суды считают переквалификацию в подобной ситуации невозможной.

Судебная практика

Индивидуальный предприниматель не закрыла магазин по продаже семян, несмотря на запрет работы объектов розничной торговли с 28.03.2020 по 30.04.2020 (п. 1.3 постановления Правительства Саратовской области от 26.03.2020 № 208-П). Участковый составил протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП. Судья Энгельсского районного суда Саратовской области признала ИП виновной и назначила штраф в размере 50 000 рублей. Решением судьи Саратовского областного суда размер штрафа снижен до 25 000 рублей.

ИП подала жалобу в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Дело в том, что временный запрет розничной торговли был указан в региональном постановлении о режиме повышенной готовности. Ответственность за его нарушение предусмотрена ст. 20.61 КоАП РФ. А ИП привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, т.е. за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов. Но ссылок на нормы, которые были нарушены или не выполнены ИП, ни в протоколе, ни в судебных актах не было.

В протоколе была ссылка на постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5, где высшим должностным лицам субъектов РФ предписано:

  • обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками коронавируса;
  • вводить ограничительные мероприятия с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития.

Но в названном постановлении напрямую не содержалось положений о приостановлении деятельности объектов розничной торговли.

Как отметил суд, составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства. Поэтому переквалификация действий индивидуального предпринимателя невозможна.

Как мы говорили выше, суд может пойти навстречу и ограничиться предупреждением или снизить размер штрафа.

Связанный материал Льготы для работодателей – субъектов малого (среднего) предпринимательства № 04 / 2019

Образец ходатайства в ГИТ о замене административного штрафа предупреждением см. в статье «Льготы для работодателей – субъектов малого (среднего) предпринимательства» в № 4’ 2019

Судебная практика

Минтранс Новосибирской области составил на транспортную фирму протокол о том, что в нарушение постановления губернатора Новосибирской области от 27.03.2020 № 43 отсутствовали журнал замера температуры тела приезжающих водителей, СИЗ у водителей и стенды с информацией о распространении коронавирусной инфекции. Постановлением Калининского районного суда города Новосибирска от 23.06.2020 руководитель обособленного подразделения был признан виновным в совершении правонарушения и оштрафован на 20 000 руб. Он подал жалобу в Новосибирский областной суд. Тот заменил штраф предупреждением, учитывая:

  • отсутствие негативных последствий от нарушения,
  • привлечение руководителя к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения впервые (решение Новосибирского областного суда от 19.08.2020 по делу № 7а-300/2020).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *