Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок списания спец средств». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Приложение к решению Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 3 сентября 2015 года № 301
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке списания муниципального имущества муниципального образования Пуровский район
1. Общие положения
Как правильно вести бухгалтерский учет спецодежды в 2020 году
Основанием для отражения в бюджетном учете выбытия автомобиля будет утвержденный акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), к нему необходимо приложить копию инвентарной карточки списываемого автомобиля (ф. 0504031).
После того, как утвержденный руководителем оформленный акт принят, бухгалтер делает бухгалтерские записи в разделе «Отметка бухгалтерии о списании» акта. На его основании в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта.
Списанный с баланса автомобиль подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества, либо его демонтажа и (или) утилизации. В соответствии с п. 335 Инструкции № 157н в данном случае учет автомобиля принятого на забалансовый счет подлежит условной оценке «один объект – 1 руб.».
Также необходимо учитывать разъяснения приведенные в Письме Минэкономразвития РФ от 05.10.2016 № Д 28и-2716 при заключении контракта на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей металлолома в собственность утилизирующей организации по предложенной цене.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов – это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены ст. 93 данного закона.
На основании вышеизложенного заказчик не имеет право заключать контракт на утилизацию списанного автомобиля с одновременной передачей лома и отходов черных металлов в собственность утилизирующей организации по предложенной цене без проведения торгов.
Юрлица обязаны снять с учета зарегистрированные за ними в подразделениях Госинспекции или органах Гостехнадзора транспортные средства, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на них в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).
Снять транспортное средство с государственного учета по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, производится только после утилизации автомобиля (пп. 2 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).
При предъявлении заявителем свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства регистрационное подразделение снимает транспортное средство с государственного учета (п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764).
В акте о списании в специально отведенном поле ставится дата снятия автомобиля с учета.
По окончанию всех мероприятий, которые предусмотрены актом о списании транспортного средства, акт о списании утвержденный руководителем учреждения, а также перечень документов, который необходимо представить на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», необходимо направить в Росимущество в месячный срок, если иное не установлено актами Правительства РФ, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).
Акт о списании автомобиля оформленный комиссией учреждения утверждается только после согласования с государственным органом, в ведении которого находится учреждение. До момента утверждения акта мероприятия по утилизации и демонтажу автомобиля не допускаются.
Списанный с баланса учреждения автомобиль необходимо одновременно отражать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».
Металлолом и запчасти, оставшиеся в распоряжении учреждения от демонтажа списанного автомобиля, необходимо принять к учету в составе прочих материальных запасов (счет 0 105 36 000), а доходы, полученные от реализации металлолома, перечисляются в доход бюджета.
После того, как автомобиль утилизирован, он снимается с государственного учета и по нему направляются сведения в Росимущество.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.11.2009 N 886, от 07.12.2011 N 1013, от 01.06.2012 N 544, от 27.10.2012 N 1105, от 27.12.2012 N 1423, от 02.10.2014 N 1010, от 09.09.2015 N 948, от 18.03.2017 N 311, от 20.09.2019 N 1218, от 01.04.2020 N 404, от 21.05.2020 N 723)
1. Здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.03.2017 N 311)
2. Объекты, занимаемые федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации.
3. Объекты, занимаемые Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
4. Объекты органов прокуратуры Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2011 N 1013)
4(1). Объекты следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2011 N 1013)
5. Объекты дипломатических представительств, в том числе посольств и консульских учреждений и приравненных к ним представительств международных организаций.
6. Объекты общероссийских и региональных государственных телевизионных и радиовещательных организаций, технические центры Российской телевизионной и радиовещательной сети, телевизионный технический центр «Останкино», радиотелевизионный передающий центр (г. Казань), объекты Информационного телеграфного агентства России (ИТАР-ТАСС), федерального государственного унитарного предприятия «Международное информационное агентство «Россия сегодня». (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1010)
7. Административные здания центрального аппарата, территориальных учреждений, расчетно-кассовых и кассовых центров, Центрального хранилища, информационно-вычислительных подразделений, полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.03.2017 N 311)
8. Объекты по производству и хранению государственных наград, монет, денежных знаков и защищенной полиграфической продукции.
9. Объекты Федерального агентства по государственным резервам.
10. Объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства.
11. Объекты по разработке, производству, испытанию, хранению, эксплуатации и утилизации изделий космической техники, их комплектующих компонентов и объекты, предназначенные для подготовки космонавтов.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.07.2009 N 629, от 26.01.2012 N 10, от 04.09.2012 N 882, от 24.12.2014 N 1469, от 25.07.2017 N 883, от 10.07.2020 N 1017)
1. Удостоверение частного охранника (далее — удостоверение) представляет собой документ, имеющий уровень защиты класса «В», серию и номер. Бланк удостоверения является защищенной полиграфической продукцией и изготавливается централизованно. Образцы удостоверений и порядок их учета утверждаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
2. Территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации выдают удостоверения (их дубликаты), продлевают срок их действия и принимают решения об их аннулировании. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
Удостоверение выдается на 5 лет. Срок действия удостоверения продлевается на 5 лет после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469)
3. Для получения удостоверения гражданин представляет в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту жительства либо по месту нахождения охранной организации следующие документы: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
а) заявление о выдаче удостоверения;
б) подпункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
в) копия паспорта гражданина Российской Федерации;
г) медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
д) подпункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
е) копия документа о квалификации, со дня выдачи которого прошло не более 5 лет. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
4. Кроме документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, гражданином представляются 2 фотографии (4 х 6 см) и заполняется анкета, форма которой утверждается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
В случае если гражданин работает в охранной организации и получает удостоверение по месту ее нахождения, то дополнительно представляется выписка из трудовой книжки, заверенная подписью должностного лица и печатью организации (при наличии), и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Указанные документы подаются в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации лично гражданином либо руководителем или уполномоченным представителем охранной организации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.07.2020 N 1017)
Продлеваем и/или Списываем Спецодежду! Инструкция По Применению!
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2012 N 10, от 25.07.2017 N 883, от 02.09.2019 N 1142)
1. Настоящие Правила, разработанные на основании части четвертой статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», устанавливают порядок оказания содействия правоохранительным органам: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
а) частным охранным организациям — в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, на основании соглашения об обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением) (далее — соглашение об обеспечении правопорядка); (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
б) частным детективам — в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений на основании соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением) (далее — соглашение о предупреждении и раскрытии преступлений).
2. Типовая форма соглашения об обеспечении правопорядка устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Типовая форма соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.07.2017 N 883, от 02.09.2019 N 1142)
3. Для заключения соглашения об обеспечении правопорядка частная охранная организация направляет соответствующее письменное обращение в правоохранительные органы с приложением документов и материалов, характеризующих деятельность этой организации, а также перечня обязанностей, которые она готова взять на себя.
Такое обращение рассматривается в сроки и порядке, которые установлены для рассмотрения обращений граждан. По результатам рассмотрения правоохранительный орган принимает решение о целесообразности (нецелесообразности) заключения соглашения об обеспечении правопорядка, о чем уведомляет частную охранную организацию.
4. В соглашении об обеспечении правопорядка может предусматриваться порядок осуществления следующих обязанностей:
а) участие работников частной охранной организации в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий;
б) содействие работников частных охранных организаций в вызове дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охраной деятельности;
в) содействие работников частной охранной организации органам внутренних дел в розыске лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;
г) незамедлительное информирование работниками частных охранных организаций правоохранительных органов о ставших им известными нарушениях общественного порядка, готовящихся, совершаемых и совершенных правонарушениях и преступлениях;
д) организация совместных патрулей, в состав которых включаются сотрудники органов внутренних дел или других правоохранительных органов, в том числе с использованием транспортных средств частной охранной организации, оказывающей услуги по охране объектов или имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны;
е) предоставление правоохранительным органам имеющихся в частной охранной организации или используемых на охраняемых объектах технических средств охраны, средств аудио- и видеонаблюдения для использования их в целях обеспечения общественной безопасности.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2012 N 10, от 25.07.2017 N 883, от 02.09.2019 N 1142)
1. Настоящие Правила, разработанные на основании пункта 8 части четвертой статьи 6 и пункта 8 части второй статьи 11.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», устанавливают порядок подготовки заключения о невозможности допуска гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности.
2. В отношении граждан Российской Федерации, претендующих на получение лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности или удостоверения частного охранника, органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности проводится проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
3. При наличии оснований, препятствующих допуску гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) или частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготавливается заключение о невозможности допуска гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
4. Основанием, препятствующим допуску гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, является наличие полученной от соответствующих государственных органов информации:
а) о причастности гражданина Российской Федерации к организованной преступной группе (организации, группировке), в том числе экстремистской или террористической направленности;
б) о намерении гражданина Российской Федерации использовать полномочия частного детектива или частного охранника в противоправных (преступных) целях;
в) о намерении гражданина Российской Федерации получить доступ к служебному оружию, охраняемым объектам и (или) имуществу в противоправных (преступных) целях.
5. Заключение о невозможности допуска гражданина Российской Федерации к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности и заключение о невозможности допуска гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности подготавливаются территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в срок, не превышающий 20 дней со дня подачи гражданином Российской Федерации заявления о предоставлении ему удостоверения частного охранника, лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности, при наличии оснований, указанных в пункте 4 настоящих Правил, на основе результатов проверки, проведенной органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации по запросу территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и утверждаются уполномоченными должностными лицами территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.09.2019 N 1142)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2012 N 10)
1. Настоящие Правила, разработанные на основании части восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», устанавливают порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг.
2. При оказании охранных услуг работниками частной охранной организации не допускается ношение:
а) отдельных предметов специальной форменной одежды совместно с иной одеждой;
б) специальной форменной одежды, аналогичной форме одежды сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходной с ними до степени смешения;
в) специальной форменной одежды без личной карточки охранника, а также не позволяющей определить принадлежность работников частной охранной организации к конкретной частной охранной организации.
3. В ходе оказания охранных услуг работники частной охранной организации обеспечивают чистое и аккуратное ношение специальной форменной одежды.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. N 883)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2017 N 883)
1. Настоящие Правила, разработанные на основании части восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», устанавливают порядок согласования специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах частных охранных организаций.
2. Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел.
3. Для согласования специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах руководитель частной охранной организации представляет в орган внутренних дел по месту регистрации такой организации соответствующее заявление и его копию, заверенные печатью этой организации.
К заявлению прилагается схема (описание) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков (далее — схема) в 2 экземплярах.
Должностное лицо уполномоченного подразделения органа внутренних дел (далее — уполномоченный орган) проводит проверку полноты представленных документов и на копии заявления делает отметку о принятии документов на рассмотрение.
4. По результатам рассмотрения представленных документов уполномоченным органом подготавливается заключение о согласовании схемы либо об отказе в согласовании схемы по форме, устанавливаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее — заключение).
Основанием для отказа в согласовании схемы является полное или частичное дублирование в представленной схеме специальных цветографических схем, используемых на наружных поверхностях транспортных средств пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации или Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также ее несоответствие положениям статьи 20 Федерального закона «О рекламе».
5. Схема рассматривается уполномоченным органом в срок, не превышающий 20 рабочих дней.
Заключение, утвержденное руководителем уполномоченного органа, направляется руководителю частной охранной организации в течение 3 рабочих дней со дня подготовки соответствующего заключения.
Уполномоченным органом копия заключения направляется в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту регистрации частной охранной организации.
Приложение N 12 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2012 N 10)
1. Настоящие Правила, разработанные на основании части третьей статьи 11 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», устанавливают порядок оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества.
2. В случае оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества в договоре на оказание охранных услуг указываются виды, типы, модели и количество оружия, которое будет использоваться при осуществлении таких услуг.
3. Работники частной охранной организации при осуществлении вооруженной охраны имущества обеспечиваются средствами связи с дежурным подразделением частной охранной организации.
4. Работники частной охранной организации перед получением оружия проходят инструктаж о правилах безопасного обращения с оружием, порядке его хранения, ношения, применения и использования на объекте охраны. Указанный инструктаж проводится руководителем частной охранной организации или иным должностным лицом, отвечающим за учет, хранение и использование оружия.
5. Работники частной охранной организации, осуществляющие охранные услуги в виде вооруженной охраны имущества, должны соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих оборот оружия.
Приложение N 13 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587
Конечно, выдавать спецодежду и другие средства защиты направо и налево не получится, существуют нормативы. Они определяются несколькими основными документами (типовые нормы), утвержденными:
Постановлением Минтруда №70 от 31.13.97 (по теплой одежде).
Приказом Минтруда №997н от 09.12.14 (общие).
Приказом Минздравсоцразвития №297 от 20.04.06 (сигнальная одежда).
В отдельных отраслях также существуют собственные законодательные акты, поэтому в первую очередь нужно проверить, нет ли их для вашего вида деятельности, а затем обращаться к общим. Допускается установление собственных норм, естественно, только если это улучшает положение работников и повышает защищенность.
Если открыть Приказ №997, то видно, что указывается количество СИЗ и спецодежды на годовой период, но иногда это не конкретное число, а загадочная фраза «до износа». Что она означает: списываем такое средство в любое время, когда оно придет в негодность? И да и нет. Для начала все-таки придется обратить внимание на инструкцию, прилагаемую к изделию, в ней должен быть срок службы, на него и стоит ориентироваться (установить в ЛНА).
Конечно, если, например, рабочие ботинки будут испорчены раньше, их также необходимо будет заменить. Работник вправе отказаться приступать к работе, если ему не предоставлены средства защиты (а значит, не соблюдена техника безопасности), при этом время простоя придется оплатить по полной ставке.
Кстати! СИЗ должны быть сертифицированы и иметь соответствующую декларацию, в противном случае их использование на предприятии недопустимо.
Для списания непригодных к эксплуатации защитных средств составляется акт, который подписывает специальная комиссия. В отдельных случаях придется определять уровень износа раньше срока, например, если сотрудник уволился, а сдать спецодежду (и не только) не удосужился и оставил себе. В этом случае производим расчет исходя из продолжительности использования.
Пример: Монтеру Сидорову был выдан специальный костюм — комбинезон и куртка — со сроком износа 1 год. Сотрудник уволился через 4 месяца, не возвратив одежду. Необходимо рассчитать степень изношенности костюма. Принимаем срок 12 месяцев за 100%, тогда 4 месяца — это 33,33%. Получается, процент износа составляет чуть больше тридцати трех процентов.
Обратите внимание! Если работодатель передает спецодежду уволенному работнику, то это натуральный доход, по которому необходимо удержать НДФЛ. Если сделать это невозможно, нужно направить соответствующую справку формы 2-НДФЛ в ФНС.
Некоторые средства нуждаются в прохождении особой периодической процедуры – поверки. В ее результате проводятся специальные испытания (например, это касается диэлектрических перчаток), устанавливается пригодность к дальнейшему использованию.
Как и для любых других материальных ценностей, для учета средств защиты есть собственная документация. Рассмотрим поэтапно, что нужно оформить при движении таких ресурсов в организации. Помните, что указанные формы в 2020 году только рекомендуемые, предприятие вправе разработать собственные бланки с сохранением их обязательных реквизитов, учитывая специфику своей работы.
Не всегда спецсредства просто используются, некоторые требуют регулярного ухода. Обычно это спецодежда, противогазы, диэлектрические СИЗ и высотные страховки. Виды обслуживания:
Стирка.
Обеззараживание (дезинфекция).
Химчистка.
Поверка (электроиспытания).
Покупка расходников.
Ремонт.
Обслуживание, выполненное сторонними организациями, отражается обычными проводками по расчету с поставщиками и подрядчиками: Д20 (25, 26…) К 60 (76). Если в организации предусмотрен собственный цех (прачечная, ремонтная мастерская): Д 20 (25, 26…) К 23.
Обратите внимание! Все СИЗ, прошедшие соответствующую обработку, включая одежду, допускается использовать вторично, если позволяет срок и состояние. Исключение – обувь, санитарная обработка ее слишком сложная, обеззаразить на 100% проблематично, так же как и отчистить. Поэтому остаточная несписанная стоимость обуви, даже находящейся в хорошем состоянии, оставшейся, например, после уволившегося сотрудника, относится на прочие расходы (счет 91.2).
Каждое действие с имуществом компании подлежит документальному оформлению. Мы не вправе просто выкинуть или иным образом утилизировать актив, который не можем или не хотим использовать в деятельности.
Как списать основные средства с баланса? Кто должен инициировать эту процедуру, а кто будет ее участником? Какие документы потребуется оформить для списания основных средств?
Процедура списания основных средств включает в себя несколько этапов, на каждом из которых оформляются определенные документы.
На этом этапе сотрудник, которому поручено следить за сохранностью конкретного актива, сообщает руководству, что основное средство пришло в негодность. При этом до руководства доводятся причины списания ОС: актив устарел морально, износился физически, пришел в негодность из-за поломки и т. д.
Документ первого этапа — служебная записка.
Списание и утилизация автомобиля
Руководитель, получивший служебную записку, не может исключительно на ее основании дать бухгалтеру распоряжение о списании актива с учета. Сначала необходимо объективно оценить состояние основного средства и получить обоснованные выводы о невозможности использовать его в деятельности компании.
Документ второго этапа — приказ о создании комиссии по списанию основного средства.
На этом этапе объекты основных средств, подлежащие списанию, всесторонне обследует созданная в компании комиссия. Она не только изучает сам актив, но и исследует причины, по которым он пришел в неработоспособное состояние, выясняет виновных лиц, изучает техническую документацию, запрашивает экономическую и финансовую информацию об объекте, производит необходимые расчеты, выявляет условия эксплуатации ОС и иные обстоятельства, позволяющие сделать обоснованные выводы о необходимости списания актива с балансового учета.
Документы третьего этапа — дефектный акт, протокол заседания комиссии, заключение комиссии о списании (как отдельный документ или как раздел протокола, акта).
Если не организовать работу комиссии, возможны претензии со стороны налоговых органов. При списании основных средств с остаточной стоимостью отраженные в налоговом учете расходы могут быть признаны необоснованными.
После того как выводы комиссии попадают к руководителю компании и если он с ними согласен (считает выводы комиссии обоснованными), оформляется еще один приказ. В нем подробно расписывается последующая процедура списания с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения поручений руководства.
Правила списания основных средств описаны в пп. 75–86 Методических указаний по бухучету основных средств (утв. приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н). При необходимости эти рекомендации могут быть дополнены другими процедурами и документами исходя из специфики работы предприятия. Дополненный порядок следует зафиксировать в локальном акте (например, в положении о списании основных средств предприятия или инструкции о порядке учета и списания активов).
Документ четвертого этапа — приказ о списании основного средства.
Чтобы отразить списание основного средства в учете, необходим специальный документ, содержащий все необходимые сведения о списываемом объекте, в том числе его натуральные и стоимостные показатели. Он должен быть подписан ответственными лицами и утвержден руководителем. Этот документ в комплекте с иными бумагами, собранными и оформленными на предыдущих этапах, будет служить основанием для списания основного средства с баланса и признания соответствующей суммы расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
Документ пятого этапа — акт о списании основного средства.
Фактически документальное оформление списания на этом может не закончиться. Если списываемый объект подлежит разборке, годные детали и узлы нужно оприходовать на склад и отразить в учете. Для этого также должны быть оформлены соответствующие документы. Если объект утилизируется силами стороннего подрядчика, для обоснования расходов на утилизацию также потребуется отдельный документ — акт приема-сдачи выполненных работ.
Остановимся подробнее на оформлении отдельных документов по списанию основных средств, а также нюансах процедуры списания и особенностях их отражения в учете.
Служебная записка — это внутренний документ, с помощью которого подчиненные доводят до руководства необходимую информацию.
Записка оформляется в разных компаниях по-разному. Для нее может быть предусмотрена специальная форма (шаблон) или сотрудники могут оформлять ее по своему усмотрению.
Принципы составления служебной записки:
писать записку нужно на имя руководителя (или по иерархии, принятой в компании);
излагать информацию следует без излишней детализации, но с отражением необходимых фактов;
завершать записку надо указанием своей должности, Ф. И. О., личной подписи и даты составления.
Вручают записку тем способом, который принят в компании для таких бумаг (отдают лично руководителю, отправляют по электронной почте, передают через секретаря с фиксацией в журнале полученной корреспонденции и др.).
Следование этим принципам придаст записке статус официальной бумаги и избавит ее составителя от необходимости давать дополнительные пояснения по изложенным в записке сведениям.
Все про списание спецодежды раньше срока: нормы, причины, порядок оформления
С 01.01.2021 в бухгалтерском учете спецодежды нужно следовать правилам нового ФСБУ 5/2019 «Запасы». Методические указания по бухучету спецодежды (утв. приказом Минфина от 26.12.2002 № 135н) с этой даты утрачивают силу. Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 спецодежда относится к запасам, если срок ее службы не превышает 12 месяцев.
За полученную спецодежду работник должен расписаться. Для этого нужно оформить карточку выдачи средств индивидуальной защиты на каждого сотрудника и ведомость на выдачу спецодежды. Образцы заполнения этих документов можно найти в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О документальном оформлении выдачи спецодежды читайте в статье «Личная карточка учета выдачи СИЗ — бланк заполнения 2021 — 2021».
При списании спецодежды учитываются определенные условия. Изучим их на простом примере.
Как и для любых других материальных ценностей, для учета средств защиты есть собственная документация. Рассмотрим поэтапно, что нужно оформить при движении таких ресурсов в организации. Помните, что указанные формы в 2021 году только рекомендуемые, предприятие вправе разработать собственные бланки с сохранением их обязательных реквизитов, учитывая специфику своей работы.
В большинстве случаев СИЗ поступают в компанию в результате покупки у поставщика, реже в другом качестве (подарок, взнос участника, обмен и т.д.). Учет по ним ведется почти так же, как и по обычным материалам с учетом некоторых особенностей:
Для учета используется специальный журнал. В нем отражаются основные данные о перемещении: кому и когда выданы, на основании чего (внутреннее положение, приказ и т.п.).
На каждого сотрудника, которому положено выдать СИЗ, заводится личная карточка. В ней указываются параметры спецодежды, обуви (размер, рост). Также делается ссылка на конкретную законодательную норму.
Бухгалтерский учет ведется на двух отдельных субсчетах счета 10 «Материалы» — 10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и 10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».
При получении в БУ выполняется проводка Д 10.10 К 60 (76), а при передаче в эксплуатацию нужно учитывать срок службы, в зависимости от него возможны два варианта учета:
Срок менее / более 12 месяцев, списание производится по обычным правилам (см. п. 20 Методических указаний, утвержденных приказом №135н от 26.12.02). Проводка – Д 10.11 К 10.10.
Срок менее 12 месяцев, списание согласно п. 21 Методических указаний единовременно при передаче в эксплуатацию. Проводка – Д 20 (26, 23, 08, 44) К 10.10. Расходы относят на те же счета, куда начисляется заработная плата рабочих, получивших СИЗ.
При передаче спецодежды сотруднику, когда происходит переход права собственности, или ее утрате также возможны несколько разных ситуаций:
Дарение. Необходимо заключить соответствующий договор и подписать акт передачи. Стоимость бывшего в употреблении спецсредства необходимо установить с учетом износа (как мы выше говорили, для этого нужно провести небольшой расчет). Проводки: Д 73 К 10.10 (10.11) – передача одежды сотруднику, Д 91.2 К 73 – списание остаточной стоимости в прочие расходы. При этом если стоимость не превышает 4000, то для работника никаких налоговых последствий не будет при условии, что в течение года он не получал других подарков. В противном случае необходимо начислить взносы и удержать НДФЛ с ближайшей выплаты (либо сообщить о невозможности удержать налог в ФНС).
Сотрудник потерял переданное ему средство (испортил его), вина работника установлена. Необходимо письменное признание вины работником или решение суда. Проводки: Д 94 К 10.11 – списание стоимости, Д 73.2 К 94 – списание недостачи за счет сотрудника, Д 50 (51, 70) К 73.2 – получено (удержано) возмещение материального ущерба. Если получить деньги не удалось, то придется отнести такие затраты в прочие расходы – Д 91.2 К 73.2 (например, при истечении срока исковой давности).
Не установлено виновное в утрате лицо. Составляется акт о списании при отсутствии виновника. Проводка: Д 91.2 К 10.11 – списание в прочие расходы.
Для отслеживания средств защиты, которые списаны на расходы единовременно, но при этом имеют продолжительный срок использования (но менее года), применяем забалансовый счет, установленный самой компанией.
Несмотря на установленные нормативы использования в бухгалтерском учете, списание в пределах и сверх норм никак не различаются. В налоговом учете также не установлено особых ограничений ни для организаций на ОСНО, ни для плательщиков единого налога на упрощенке – пп. 3 п. 1 статьи 254 НК РФ. Списываем все затраты в полном размере, главное, чтобы сверхнормативный расход был реально обоснован.
А что если стоимость спецсредств превышает 40000 рублей для БУ и 100 тысяч в НУ? В таком случае СИЗ уже представляют собой ОС и учитываются на 01 счете. На ОСНО списываться они будут методом амортизации на счета затрат (20, 26, 44 и т.д.), на УСН необходимо руководствоваться п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
Не всегда спецсредства просто используются, некоторые требуют регулярного ухода. Обычно это спецодежда, противогазы, диэлектрические СИЗ и высотные страховки. Виды обслуживания:
Стирка.
Обеззараживание (дезинфекция).
Химчистка.
Поверка (электроиспытания).
Покупка расходников.
Ремонт.
Обслуживание, выполненное сторонними организациями, отражается обычными проводками по расчету с поставщиками и подрядчиками: Д20 (25, 26…) К 60 (76). Если в организации предусмотрен собственный цех (прачечная, ремонтная мастерская): Д 20 (25, 26…) К 23.