Учет стажа бывших республик

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет стажа бывших республик». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Территориальная избирательная комиссия
  • МЧС
  • ГО,ЧС и ОПБ
  • Экономика
  • Образование
  • Туризм и отдых
  • Культура
  • Здравоохранение
  • Сельское хозяйство
  • Пенсионный фонд
  • Налоговая инспекция
  • Противодействие коррупции
  • ТОС
  • Прокуратура
  • Малый бизнес
  • Стратегия 2035
  • Роспотребнадзор
  • Документы территориального планирования и градостроительного зонирования
  • Список граждан по бесплатному предоставлению земельных участков
  • Всероссийская перепись населения 2020 года

Администрация МО «Кабанский район»

В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.

Из этого правила существует два исключения:

1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;

2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.

Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.

Первый договор — Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.

Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.

Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.

Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Существует соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как подтвердить трудовой стаж, заработанный в странах бывшего СНГ?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР», периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.

Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.

Первый договор — Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.

Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.

Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.

Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.

Стаж работы до 31 января 1991 года учитывается в составе общего трудового стажа. После этой даты она учитывается лишь в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России. В настоящее время ситуация изменилась в отношении Эстонии и Латвии. В 2007 году был ратифицирован договор с Эстонией, а ратифицированный договор с Латвией вступил в силу в 2011 году.

Подтверждение и учет «эстонского» стажа, для права на пенсию и расчета пенсионных прав застрахованного лица осуществляется на основании справки о трудовом (страховом) стаже по утвержденной форме, выданной Эстонской стороной. При этом за период после 1999 года — в данной справке отражаются периоды пенсионного страхования в Эстонской республике.

Договор с Латвийской республикой предусматривает учет стажа, выработанного на территории одной из сторон, на основании законодательства этой же стороны. Факт такой работы подтверждается справкой, высланной по запросу той страны, где устанавливается пенсия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 1990 г. N 369/16-52

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 августа 1990 г. N 848 «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий» Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат ВЦСПС постановляют:

Утвердить Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий согласно приложению.

Приложение
к постановлению Госкомтруда СССР
и Секретариата ВЦСПС
от 12 сентября 1990 г.
N 369/16-52

Как подтвердить советский стаж: подробные правила

4. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые записи или содержатся неправильные и неточные записи о периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативный артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

При отсутствии указанных документов в качестве доказательства трудового стажа принимаются расчетные книжки и членские билеты профсоюзов. При этом расчетные книжки подтверждают периоды работы только за время, за которое имеются отметки о выплате заработной платы, а членские билеты профсоюзов — за время, за которое имеются отметки об уплате членских взносов с заработной платы или стипендии.

При отсутствии профсоюзного билета стаж может подтверждаться на основании учетной карточки члена профсоюза за время, за которое имеются отметки об уплате членских взносов.

5. Время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском хозяйстве, устанавливается по справкам о периоде уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд СССР (форма справки прилагается).

6. В подтверждение творческой деятельности членов творческих союзов и других творческих работников, не являющихся членами творческих союзов, принимаются справки о периоде уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд СССР.

До введения указанных страховых платежей творческая деятельность подтверждается:

членов Союза писателей СССР, Союза художников СССР, Союза композиторов СССР, Союза кинематографистов СССР, Союза театральных деятелей СССР, а также литераторов, не являющихся членами Союза писателей СССР, но состоящих членами профессионального союза работников культуры и объединяемых профессиональными комитетами литераторов, — справками (выписками из постановлений) секретариатов правлений творческих союзов СССР или союзных республик об установлении творческого стажа;

художников, не являющихся членами Союза художников СССР, но состоящих членами профессионального союза работников культуры и отношения с которыми регулируются договорами художественного заказа (авторскими, издательскими договорами), — справками президиума правления Художественного фонда СССР, правлений Художественных фондов союзных республик; правлений Московской и Ленинградской организаций Художественного фонда РСФСР, Киевской организации Художественного фонда Украинской ССР; администрации предприятий, учреждений, организаций и республиканских, Московского и Киевского городских, Ленинградского областного комитетов профессионального союза работников культуры.

7. В подтверждение военной службы, службы в органах государственной безопасности, а также времени пребывания в плену принимаются:

военные билеты;

красноармейские книжки;

справки военных комиссариатов, вышестоящих воинских частей, штабов и учреждений Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР И Комитета государственной безопасности СССР;

справки архивных и военно-лечебных учреждений;

записи о военной службе, внесенные в трудовую книжку на основании документов.

Время пребывания в партизанских отрядах и соединениях в период Великой Отечественной войны устанавливается по справкам штабов партизанского движения или партийных архивов (по месту деятельности партизанских отрядов и соединений).

Военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении интернационального долга, засчитывается в трудовой стаж в льготном исчислении на основании справок военных комиссариатов, выдаваемых в порядке, определяемом Министерством обороны СССР (форма справки прилагается).

8. В подтверждение службы в органах внутренних дел СССР принимаются записи о такой службе, внесенные в трудовую книжку на основании документов, а при их отсутствии — справки, выдаваемые в порядке, определяемом Министерством внутренних дел СССР (форма справки прилагается).

9. Время службы в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях устанавливается в порядке, предусмотренном в п.4 настоящего Положения.

23. В тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников народного хозяйства (например, о занятости на горячих участках работ или на горячих работах, о работе с определенными веществами или вредными веществами определенных классов опасности, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте и др.), во подтверждение специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий или организаций.

В справке должны быть указаны: периоды работы, засчитываемые в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается этот период работы; первичные документы, на основании которых выдана данная справка.

Дополнительно в справке указываются следующие сведения:

в отношении трактористов-машинистов колхозов, совхозов и других предприятий сельского хозяйства — о непосредственной занятости в производстве сельскохозяйственной продукции в течение полного полевого периода (в растениеводстве) или в течение всего года (в животноводстве);

в отношении женщин, работающих в качестве доярок (операторов машинного доения), свинарей-операторов в колхозах, совхозах и на других предприятиях сельского хозяйства — о выполнении установленных норм обслуживания (за период начиная с 1 января 1991 г.);

в отношении женщин, работающих на выращивании хлопчатника, сборе хлопка-сырца и на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака, — о занятости на перечисленных работах в течение полного сезона (за период начиная с 1 января 1991 г.).

Записи о периодах работы, внесенные в трудовую книжку на основании протокола временной комиссии по установлению стажа работы, дающей право на льготное пенсионного обеспечение по ранее действовавшему законодательству (статья 127 Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»), образованной при исполнительном комитете районного (городского) Совета народных депутатов, принимаются как доказательство специального стажа без истребования дополнительных документов.

24. Специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионного обеспечение за выслугу лет отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, подтверждается:

для работников летного и летно-испытательного состава — по летной (парашютной) книжке. При отсутствии летной книжки налет часов может быть установлен по данным бухгалтерского учета налета часов летного состава. Занятость отдельных работников летно-испытательного состава на испытании опытной техники подтверждается по справкам, выдаваемым предприятиями (объединениями) и организациями;

для работников, осуществляющих управление воздушным движением, — по трудовой книжке, а также на основании свидетельства диспетчера службы движения (руководителя полетов) с отметками о допуске к непосредственному управлению воздушным движением; справок предприятий (организаций) с указанием приказов о назначении специалиста на должность, связанную с непосредственным управлением воздушным движением;

для работников инженерно-технического состава авиации — по трудовой книжке, а также на основании справок, выдаваемых предприятиями (объединениями) и организациями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

25. Специальных трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, подтверждается по трудовой книжке.

В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица.

26. При отсутствии у лиц, работающих у граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки, стенографистки, сторожа, садовники, шоферы и др.), трудовых книжек время их работы в домашнем хозяйстве подтверждается справками профсоюзных организаций, с участием которых был заключен договор между нанимателем и работником.

При невозможности получения таких справок (в том числе и в случаях, когда договор о работе у отдельных граждан не был зарегистрирован в профсоюзных органах) в доказательство стажа принимаются справки, выданные нанимателем, а в случае его смерти — супругом либо другим членом семьи нанимателя, проживавшим совместно с ним в данный период (кроме тех родственников, которые в это время являлись несовершеннолетними).

29. Документы, представляемые для подтверждения трудовой деятельности, должны быть подписаны должностными лицами и заверены печатью.

Записи в трудовой книжке должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действовавшей на момент заполнения и ведения данной книжки.

В том случае, если записи в трудовых книжках и других документах сделаны с отступлением от установленных правил, вопрос о возможности их принятия в качестве доказательства трудового стажа решается комиссией по назначению пенсий.

30. В подтверждение трудового стажа принимаются только те сведения о периодах работы, которые внесены в трудовые книжки, и справки на основании документов.

Справки, выданные колхозом своевременно при оставлении членом колхоза работы, а также справки, выданные в более поздний период колхозами, впоследствии прекратившими свою деятельность, могут приниматься во внимание и тогда, когда они не содержат основания выдачи.

31. Суммарная запись об общем стаже, внесенная в трудовую книжку на основании документов, является доказательством трудового стажа в отношении периодов работы:

после 14 декабря 1962 г., если в трудовую книжку внесены конкретные записи о том, на каком предприятии, в учреждении или организации, в какое время и на каких должностях работал заявитель до поступления на предприятие, в учреждение или организацию, выдавшую трудовую книжку;

до 14 декабря 1962 г. независимо от того, содержатся ли в трудовой книжке указанные сведения.

Если помимо трудовой книжки заявитель представляет отдельные документы о работе за период до заполнения трудовой книжки, к которому относится суммарная запись, то весь стаж, записанный общим итогом, должен быть подтвержден документами или свидетельскими показаниями. Это не относится к случаям представления документов в периодах трудовой деятельности, записи о которых в соответствии с действовавшими правилами должны были вноситься в трудовую книжку отдельной строкой.

При представлении документов о периодах работы в годы Великой Отечественной войны, в том числе в г.Ленинграде во время его блокады, которые уже могли быть учтены в суммарной записи, стаж по этим документам дополнительно исчисляется соответственно в одинарном или двойном размере. В данном случае подтверждения всего стажа, записанного в трудовой книжке общим итогом, не требуется.

Такой же порядок применяется и при установлении указанных периодов работы по свидетельским показаниям.

32. В тех случаях, когда периоды работы принимаются в зачет трудового стажа на основании показаний свидетелей, один из которых показывает о работе заявителя за больший период, чем другой, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Комиссия по назначению пенсий по своему усмотрению решает вопрос о том, вызывать свидетелей для дачи личных показаний или ограничиться рассмотрением письменных показаний свидетелей при условии, если подлинность их подписей засвидетельствована в нотариальном порядке.

В отдельных случаях по просьбе заявителя или представителя предприятия, учреждения, организации по месту его последней работы комиссия по назначению пенсий может остановить стаж, не подтвержденный документами, по свидетельским показаниям также и до наступления условий, дающих право на пенсию (например, до достижения возраста, необходимого для назначения пенсии по возрасту).

33. Если имя, отчество или фамилия, указанная в документе, подтверждающем трудовой стаж, не совпадает с именем, отчеством или фамилией лица по паспорту или по свидетельству о рождении, факт принадлежности этого документа данному лицу может быть установлен в судебном порядке.

34. В тех случаях, когда в представленном документе о стаже указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указана дата месяца, то таковой считается 15 число соответствующего месяца.

Приложение 1
к Положению о порядке подтверждения
трудового стажа для назначения пенсий,
утвержденному постановлением
Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 12 сентября 1990 г. N 369/16-52

Образец справки о периоде уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд СССР ШТАМП отделения Пенсионного фонда СССР от_______________N__________ С П Р А В К А

Выдана________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) в том, что он (она) в период с ______________ по _________________ производил(ла) выплату страховых взносов в Пенсионный фонд СССР.

Представитель Пенсионного фонда СССР________________ (подпись) М.П.

Приложение 2
к Положению о порядке подтверждения
трудового стажа для назначения пенсий,
утвержденному постановлением
Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 12 сентября 1990 г. N 369/16-52

Образец справки о периоде военной службы в составе действующей армии ШТАМП военного комиссариата от_______________N__________ С П Р А В К А

Выдана______________________________________________в отставке (воинское звание) тов.______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) в том, что он проходил военную службу в составе действующей армии в период боевых действий (в том числе при выполнении интернационального долга, пребывании в партизанских отрядах и соединениях)______________________________________________________ (указать общее количество лет, месяцев и дней)

Указанная служба подлежит зачету в трудовой стаж для назначения пенсий на льготных условиях: один месяц службы — за три месяца.

Справка выдана для представления в отдел социального обеспечения.

Военный комиссар_________________ (подпись)

М.П.

Приложение 3
к Положению о порядке подтверждения
трудового стажа для назначения пенсий,
утвержденному постановлением
Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 12 сентября 1990 г. N 369/16-52

Образец справки о периоде службы в органах внутренних дел ШТАМП органа внутренних дел от_______________N__________ С П Р А В К А

______________________________________________________________ (звание, фамилия, имя, отчество) служил в органах внутренних дел с_________________________________ (число, месяц, год, NN приказов о назначении) по________________________________________________________________ (число, месяц, год, NN приказов об увольнении)

Выдана для представления в органы социального обеспечения.

Примечание. Справка выдается при отсутствии необходимых записей в трудовой книжке.

Начальник управления (отдела) кадров_________________ (подпись)

М.П.

Приложение 4
к Положению о порядке подтверждения
трудового стажа для назначения пенсий,
утвержденному постановлением
Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 12 сентября 1990 г. N 369/16-52

№ 2 –206 /2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Миллерово 12 апреля 2018г.

Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:

судьи Шевлюга Е.П.

при секретаре Сетраковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Кордий Игоря Дмитриевича к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Миллерово и Миллеровском районе о включении периодов работы в трудовой стаж

у с т а н о в и л:

Кордий И.Д. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Управления Пенсионного фонда в г. Миллерово и Миллеровском районе о включении периодов работы в трудовой стаж. В обосновании иска указал, что 23 июня 2017 года он обратился в ГУ УПФР в г. Миллерово и Миллеровском районе Ростовской области с целью назначения страховой пенсии по старости, предоставив все необходимые документы.

Однако, 11 сентября 2017 года им было получено решение об отказе в установлении пенсии № 612358/17 от 11.09.2017 года.

В данном решении было указано, что в его страховой стаж не включены периоды работы:

— с 03.07.1989г. по 03.01.1994г. (04 года 06 месяцев 00 дней) — «;

с 03.01.1994г. по 19.07.1994г. (00 лет 06 месяцев 16 дней) —

с 26.07.1994г. по 29.07.1996г. (02 года 00 месяцев 03 дня) — «;

с 17.09.1996 по 30.07.1997г. (00 лет 10 месяцев 13 дней) — .

Таким образом, ему не был зачтен страховой стаж приобретенным им на территории Украины.

А так же, было отказано в принятии к зачету для исчисления размера страховой пенсии заработной платы за периоды:

с июля 1989г. по июль 1992г. — «;

с июля 1994г. по июль 1996г. — «.

Данный отказ был мотивирован тем, что компетентные органы Пенсионного фонда Украины в , в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, не подтвердили сведения о его страховом стаже. Отказ считает незаконным, поскольку в силу п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников
Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Кроме того, им дополнительно были предоставлены документы подтверждающие данный страховой стаж, выданные уполномоченными органами Луганской Народной Республики.

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2017 года № 74 «О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины», в настоящее время документы, выданные на территории указанных областей признаются действительными в Российской Федерации.

В соответствии п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе и стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Истец просит:

Признать решение об отказе в установлении пенсии № 612358/17 от 11.09.2017 года, вынесенное ГУ УПФР в г. Миллерово и Миллеровском районе Ростовской Области, в отношении Кордий Игоря Дмитриевича, незаконным.

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Почему при начислении пенсии не учитывается трудовой стаж в период СССР?

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Итак, общие черты нового соглашения таковы:

По «пенсионному» Соглашению между странами СНГ и российскому законодательству пенсионные права, сформированные до 2002 года, можно было учесть и для расчета суммы пенсии – но только по официальному курсу Центробанка РФ. По факту пенсии выходили низкими – в большинстве стран СНГ в 90-е годы был период экономического кризиса, а деньги быстро обесценивались.

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

  • граждане РФ независимо от места жительства на территории РФ или даже без отсутствия такового;
  • иностранные граждане (или лицо без гражданства) при условии постоянного проживания на территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Для подтверждения статуса и регистрации гражданина России предъявляется паспорт гражданина РФ со штампом, подтверждающим регистрацию по месту жительства.

При отсутствии места жительства следует представить свидетельство о регистрации по месту пребывания. Если нет ни регистрации по постоянному месту жительства, ни регистрации по месту пребывания, то гражданин РФ может обращаться и без них, указав в заявлении адрес фактического места проживания.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства существует ограничение — право на пенсию можно получить только при наличии постоянного места жительства на территории РФ. Это подтверждается специальным документом с отметкой о регистрации по месту жительства на территории РФ.

  1. Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
  3. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г..
  4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995г. (вступило в силу с 04.12.1995г.).
  5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997г. (вступило в силу 28.06.2002г.).
  6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.1999г. (вступило в силу 29.05.2001г.).
  • ГЛАВНОЕ
  • НОВОСТИ
  • НОВОСТИ РЕГИОНОВ
  • НОВОСТИ БИЗНЕСА
  • ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
  • СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации. На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик ныне стран СНГ как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения. Начиная с года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России. Первый договор — Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта года. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

В ПФР объяснили, почему стаж после 2002 года могут не включить в пенсию

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Как учитывается работа в странах ближнего зарубежья при назначении российской пенсии

В соответствии с российским законодательством, в страховой стаж при назначении пенсии учитываются периоды работы, протекавшие на территории Российской федерации.

Из этого правила существует два исключения:

  1. работа за пределами Российской Федерации учитывается в случае, если это предусмотрено законом или международным договором;
  2. работа за границей может быть включена в страховой стаж, если в период ее осуществления за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов. Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться. Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ. Вход Регистрация. Об утверждении Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии. Трудовой стаж устанавливается по документам, выданным с места работы, службы, учебы или осуществления иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, правлениями генеральными директорами ассоциаций, концернов и других добровольных объединений предприятий и организаций той же системы, в которой протекала указанная деятельность, а также архивными учреждениями. При отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы устанавливаются по свидетельским показаниям.

На практике большое количество вопросов возникает, как правило, с периодами работы российских граждан на территории бывших советских республик (ныне стран СНГ) как в период до развала СССР, так и в постсоветский период. Это понятно, так как именно с ними Россию связывают наиболее тесные исторические, территориальные и миграционные отношения.

Начиная с 1992 года и по настоящее время, вопросы по учету стажа, выработанного в республиках бывшего СССР, регулируются рядом международных договоров, многие из которых устарели и не учитывают изменившиеся правила пенсионного обеспечения в России.

Первый договор — Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения был заключен 13 марта 1992 года. Его участниками стали: Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Это договор построен по принципу территориальности: пенсия назначается по законодательству того государства, на чьей территории проживает гражданин и полностью выплачивается за его счет. Взаимные расчеты между странами не производятся.

В соответствии с договором, при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения. В этом соглашении еще не рассматривается понятие страховой стаж, поэтому возникают проблемы по учету стажа в период с 1992 г по 2001 г, которые законодательно не урегулированы по настоящее время. На основании рекомендаций Минтруда РФ, стаж за эти периоды приравнивается к страховому стажу, хотя формально эта работа протекала за пределами РФ и не оплачивалась взносами в российскую пенсионную систему. Периоды работы после 01.01.2002 года учитываются в стаж только при подтверждении их справкой Пенсионного фонда страны (где протекала работа) об уплате страховых взносов на пенсионное или социальное страхование.

Из стран-участниц этого договора, Беларусь подписала с РФ в 2006 году новый договор, основанный на принципе пропорциональности. В настоящее время на территории обеих стран рассчитывается и выплачивается пенсия из расчета стажа, выработанного на территории соответствующей стороны.

Более поздние соглашения с республиками Молдова (действует с 4 декабря 1995 года) и республикой Грузия (действует с 28.06.2002 года) уже содержат положения о страховом стаже. Без условий учитывается стаж работы на территории всех бывших республик СССР по 31 декабря 1991 года. Стаж работы после 1991 года, принимается в качестве страхового стажа по законам стран-участниц договора. На практике это означает, что требуется подтверждение об уплате вносов в пенсионный (страховой) фонд того государства, где протекала работа.

Соглашение с Литовской республикой предусматривает (действует с 25.05.2001) предусматривает включение в общий трудовой стаж времени работы до 1 декабря 1991 года по законодательству РФ. После этой даты стаж рассчитывается по законодательству Литовской республики и подтверждаются литовской стороной.

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

  • Требуются рабочие строительных специальностей
  • Рабочий на производство
  • Расчистка участков, покос растительности
  • Куплю дом-дачу
  • Продам секцию

Учет стажа в странах бывшего СССР при начислении пенсии гражданину РФ

  • Слуцкий ясли-сад № 11победил в районном этапе областного смотра-конкурса на лучшее благоустройство и озеленение территории учреждения образования!!!
  • Женская консультация в Слуцке возвратится в здание главного корпуса центральной районной больницы
  • Более 50 раз ударила мужа ножом: следователи устанавливают обстоятельства жестокого убийства
  • ДТП с маршруткой на улице Магистральная в Слуцке
  • Как в Слуцке развивается микрорайон Чехова
  • Сколько после подорожания стоят билеты на поезда из Солигорска до Слуцка и других городов
  • Житель Слуцка за свои деньги установил памятный знак под Старыми Дорогами
  • С молотком напали на таксиста и отняли всю выручку

С 2010 года в разговорную речь пенсионеров вошло новое слово – валоризация. Этот французский термин означает буквально «госмеры повышения денежной оценки», и напрямую они коснулись пенсий тех, кто работал до развала СССР.

Вот уже восьмой год пенсия за советский стаж подвергается валоризации. Это означает следующее:

  • пенсионный капитал, накопленный на 1.01.2002 года, увеличили на 10% (независимо от количества отработанного времени);
  • 1% прибавили за каждый полный год труддеятельности, осуществленной до 1.01.1991 г.

Для примера. Пенсионер Иванов отработал на различных стройках СССР 20 лет и 4 месяца. Его пенсионный капитал вырос на 30%: по проценту за каждые 12 месяцев (без учета неполного года, состоящего из 4 месяцев) + стандартные 10%.

Советский стаж при начислении пенсии учитывается по желанию пенсионера. Для расчета можно взять любые годы до 1.01.2002 года, в том числе и до распада СССР.

Валоризация коснулась не только тех, кто до 2010 года вышел на заслуженный отдых. Формула 10 + 1% актуальна и для всех молодых пенсионеров, потрудившихся в советские годы. Она применяется одновременно с установлением трудовой пенсии.

Работа, осуществляемая в СССР, также подлежит учету при начислении будущей пенсии. Однако доплата положена не всем гражданам, трудившимся во времена СССР, а только тем, у кого есть документальные доказательства служебной деятельности.

Справка! Надбавка за советский стаж положена только при оформлении пенсии по старости, по инвалидности или по потере кормильца. При оформлении социальных пенсий надбавка не учитывается.

При оформлении доплат учитывается рабочая деятельность, которая осуществлялась в советское время, то есть до 1991 года и постсоветское время до 01.01.2002 года.

Гражданка Петрова Валентина решила выйти на пенсию в 2021 году. За плечами Валентины 35 лет общего трудового стажа, из которых 10 лет пришлись на времена СССР. Зарплата Валентины составляла 320 рублей, что существенно превышает величину средней зарплаты для времен СССР.

Для установления доплаты необходимо установить пропорцию соотношения зарплаты Валентины и средней заработной платы по СССР. При вычете пропорции была установлена цифра в 1,2.

Также нужно вывести стажевой коэффициент, который в случае с Валентиной будет составлять 0,70. Далее необходимо стажевой коэффициент умножить на соотношение заработков. Полученную сумму умножить на 1671 рубль (средняя ежемесячная зарплата по состоянию на 01.01.2002 года). Итого получится сумма в 1223,17 рубля.

Из полученной суммы необходимо вычесть 450 рублей (трудовая пенсия по старости по состоянию на 01.01.2002 года). Итого получится 773,17 рубля. Эта сумма не итоговая. Теперь нужно рассчитать с учетом валоризации, которая составляет 10% + 1% за каждый отработанный год.

Поскольку Петрова Валентина отработала 10 лет, ее валоризация составила 20%. Таким образом, с учетом 20% получается новая сумма в 927,80 рублей. Полученная сумма умножается на 5,6148 (коэффициент индексации) и делится на величины пенсионного бала. По состоянию на 2021 год величина одного пенсионного балла равна 81,49 рубль. Таким образом, при итоговом расчете получится денежная сумма равная 5022,83 рублям. Именно столько будет составлять доплата.

Для оформления пенсии по старости в России,нужны следующие документы:

Паспорт гражданина РФ или вид на жительство в РФ.

Трудовая книжка, либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя.
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:

Справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.Иногда требуется еще один документ:Справка подтверждающая трудовой стаж(не путать со справкой о зарплате.) Могут потребовать 2 справки и о стаже и о зарплате.

Этот момент Вам нужно уточнить в отделениях пенсионного фонда России по месту жительства.

Документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи
Справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении
Документ о месте жительства, пребывания или фактического проживания на территории РФ
Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ
Документы об изменении фамилии, имени, отчества
Справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Если Вы работали в Узбекистане в Советское время,то Вам для оформления пенсии в РФ могут быть необходимы следующие документы:

Справка о зарплате

Если ваш пенсионный фонд в России отправил запрос на улицу Мустакиллик 5 в Ташкент и Вы не получили ответ,можем ускорить обработку данного запроса и на выходе Вы получите готовое легальное заключение от пенсионного фонда при Министерстве Финансов Узбекистана.Цена за данную работу 300$ срок исполнения 1-1,5 месяца.Для обработки такого запроса нам потребуется либо копия или оригинал запроса с вашего районного отделения пенсионного фонда в России,и желательно копии справок по стажу и зарплате из мест работы в Узбекистане.Вот так неказисто,конечно он выглядит,но самое главное что в пенчионном фонде РФ приняли этот документ и назначили пенсию как положено.

По городам Ташкентской области предоплата всего 100$ (Ташкент,Чирчик,Алмалык,Ахангаран и другие),кроме города Ангрен.

Справки и документы по городу Ангрену-без предоплаты.

Если Вам нужны справки или услуги из других городов Узбекистана,Вам нужно сделать предоплату в размере 200$ на дорожные расходы.

Сделать заказ или задать вопрос:

По телефону в Узбекистане:+99893 666 10 65(Звонок,Viber,WatsApp,Telegramm)

Звоните в Заграничный отдел РФПФ .Успехов.

В ПФР работают разные люди. Встречаются и такие как Вам. Видимо Вашей приемщице из ПФР сильно не повезло в жизни, раз она так себя вела.

Столкнулась с такой же ситуацией, не учли в расчете период с 1991 по 2001 год в Украине. В трудовой книжке этот период оформлен правильно + была архивная справка из организации. Их это не устраивает, им нужен ответ на их запрос. Страхового стажа и ИПК у меня достаточно для получения права на пенсию, поэтому пенсия была назначена, но в расчет не включено 10 лет стажа. Тоже сказали, что послали запрос, но в приватной беседе барышня из расчетного отдела сказала, что ответы на эти запросы приходят очень редко.

II правил, утвержденных постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 02.10.2014 № 1015, страховой стаж подтверждается записями, внесенными в трудовую книжку, а при ее отсутствии или невозможности идентификации указанных в ней сведений:

  • трудовыми договорами и договорами гражданско-правового характера;
  • выписками из приказов;
  • справками, выданными работодателем;
  • лицевыми счетами работника и ведомостями на выдачу ему заработной платы;
  • документами, подтверждающими факт уплаты обязательных платежей в налоговые органы.

Указанные документы необходимо представить для подтверждения страхового стажа в том случае, если в период осуществления трудовой деятельности гражданин не был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования или в сведениях персонифицированного учета имеются пробелы или неточности.

Назначение пенсии гражданам, прибывшим в Россию из республик бывшего СССР

Подтверждение стажа свидетельскими показаниями Свидетельские показания могут стать хорошим подспорьем для граждан, которым необходимо подтвердить трудовой стаж, если по каким-либо причинам отсутствуют другие документы. Для этого работнику следует написать заявление в отдел кадров предприятия, где осуществляется персонифицированный учет. Скачать образец заявления об установлении факта работы в формате .pdf (Adobe Reader) Необходимо сопроводить заявление такими документами:

  • Документ, который подтверждает фактами обстоятельства, в результате которых была испорчена или утеряна трудовая книжка.

Вопросы пенсионного обеспечения в связи с повышением пенсионного возраста приобрели особую актуальность. Особенно это касается случаев назначения досрочной пенсии по льготным основаниям.

Так, в ООО «Правовая основа» обратился гражданин, проработавший свыше 20 лет шахтером. По российским законам ему полагается досрочная пенсия. Однако часть своего стажа он отработал в республике Казахстан. Пенсионный Фонд РФ отказался учитывать периоды работы шахтером в республике Казахстан. Законно ли это?

Россия является участником Соглашения СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Согласно Соглашению, государства должны учитывать при назначении пенсии стаж, приобретенный на территории другого государства-участника Соглашения.

Вместе с тем, Пенсионный Фонд отказался учитывать стаж гражданина, мотивируя отказ тем, что в Казахстане льготные пенсии для шахтеров отменены в 1998 году, а значит те периоды времени, когда он работал шахтером в Казахстане, не должны учитываться при назначении пенсии в Российской Федерации.

В результате гражданин обратился самостоятельно в суд. Суд первой инстанции поддержал гражданина и удовлетворил его исковые требования, признав действия Пенсионного Фонда незаконными. Однако Пенсионный Фонд обжаловал решение в областной суд, который встал на сторону государственного органа. После этого гражданин обратился в нашу фирму за юридической консультацией.

Мы считаем, что с решением суда апелляционной инстанции никак нельзя согласиться. Данное решение ошибочно, и прав был как раз суд первой инстанции, который удовлетворил требования гражданина.

Дело в том, что в своем апелляционном определении судебная коллегия сослалась на Письмо Пенсионного фонда от 17.01.2017 года. В этом письме даются указания подведомственным Фонду учреждениям не засчитывать периоды стажа в государствах, в которых отменен институт досрочной пенсии. Однако с точки зрения права юридической силы у неопубликованного Письма Пенсионного Фонда в отношении конституционных прав граждан быть не должно.

Более того, существует вышеуказанный международный договор, который гарантирует права граждан в таких ситуациях.

К сожалению судебная практика по данной проблеме в России на сегодняшний день не однозначная. Имеются решения, которые принимаются в таких ситуациях в пользу граждан.

Так, например, апелляционным определением судебной коллегии Новгородского областного суда от 22.03.2017 года по делу № 2-8092/16-33-521/17, решение районного суда, которым исковые требования были удовлетворены, оставлено без изменения, а жалоба Пенсионного фонда – без удовлетворения.

Согласно обстоятельствам данного гражданского дела, Пенсионный Фонд отказал заявителю в назначении досрочной пенсии, так как не зачел периоды работы учителем в Республике Казахстан, поскольку в Казахстане льготные пенсии для учителей были отменены.

Вместе с тем, и суд первой инстанции и судебная коллегия Новгородского областного суда указали, что пенсионное обеспечение людей, проживающих в момент обращения за пенсией в Российской Федерации осуществляется по законодательству Российской Федерации. В законодательстве же Российской Федерации институт досрочных пенсий продолжает действовать. Следовательно, для установления права на пенсию подлежат учету периоды работы заявителя на территории Республики Казахстан.

Но есть и противоположные ситуации, когда суды встают на сторону Пенсионного Фонда РФ. Пример тому вышеупомянутое апелляционное определение Омского областного суда.

Юристами ООО «Правовая основа» по просьбе гражданина подготовлена надзорная жалоба в Верховный суд Российской Федерации. Полагаем что в данной ситуации возможно обращение также и в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает подобные дела с участием российских граждан и очень часто удовлетворяет их требования.

К сожалению, за давностью лет оказывается так, что организаций, в которых человек работал в советское время попросту уже давно не существует. Самое печальное, что данные нельзя взять и в архивах, а даже если они и есть, то без запроса суда их не выдают на руки заявителям.


  • Уточнение трудовой книжки при помощи определенных правоустанавливающих документов. Например, это может быть сохранившийся трудовой договор, архивные выписки, копии лицевых счетов от работодателя, официальные справки о реорганизациях или переименованиях организации;
  • Если вы работали какой-то период без трудовой книжки, то тогда также надо подтвердить свой стаж при помощи таких документов, так договор подряда либо оказания услуг.

Также подтвердить советский стаж можно при помощи сведений, которые доказывают то, что вы вносили обязательные платежи в бюджет. В частности, за период до 1991 года обязательными были признаны взносы от граждан, которые выплачивались на государственное социальное страхование. При этом отметить надо и то, что на практике очень тяжело найти все документальные подтверждения, которые будут свидетельствовать об оплате обязательных платежей, но вы можете предоставить в судебные органы любые копии платежных документов за советские годы работы, которые будут прямо или косвенно подтверждать этот факт.



Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *