Список ограничений для людей с судимостью

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Список ограничений для людей с судимостью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Да не судимы будем! Какие ограничения накладывает судимость на гражданина

Он не может занимать никаких постов на гражданской службе. Туда входит вся государственная и муниципальная служба.

Трудовой кодекс РФ содержит запрет на занятие педагогической и трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления лицам, имеющим судимости за отдельные виды преступлений.

Судимый не может заниматься адвокатской деятельностью, он не может быть арбитражным управляющим, не может быть кадастровым инженером.

Граждане, имеющие судимость за умышленные преступления, не могут работать специалистами авиационного персонала и в службе авиационной безопасности.

Им не будет оформлен охотничий билет и не может быть выдана лицензия на огнестрельное оружие.

Он не сможет быть сотрудником частного охранного предприятия, так как деятельность предусматривает использование оружия.

Не может быть опекуном или попечителем на тот момент, пока у него есть непогашенная судимость, а также судимый не может быть усыновителем.

В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, осужденный гражданин, независимо от того, погашена или снята у него судимость, навсегда лишается права быть принятым на службу в органы МВД, прокуратуру или стать судьей.

Наличие судимости является отягчающим обстоятельством, в случае если случился рецидив, то есть если человек еще раз совершит преступление.

На начало 2018 года в Российской федерации было порядка 633 000 заключенных, на начало 2019 года их стало около 500 000.

Значительное сокращение осужденных стало возможно лишь потому, что декриминализируют именно экономические статьи по экономическим преступлениям.

Законодатель ввел дифференцированный подход в зависимости от тяжести преступления и наказания, которое назначено.

Если наказание условное, не связано с заключением под стражу, то судимость снимается по истечении испытательного срока, который установлен, он бывает от 1 года до 5 лет.

Когда применено более мягкое наказание, чем заключение под стражу, например, исправительные работы, то судимость снимается через год после того, как отбыто основное наказание. То есть если дали год исправительных работ, тогда судимость снимается через два года – год исправительной работы и плюс еще год.

Судимость за преступления небольшой и средней тяжести погашается спустя 3 года после того, как закончится отбывание основного наказания.

За тяжкие преступления судимость будет погашена спустя 6 лет, плюсом к тому наказанию, которое было вынесено судом и отбыто.

За особо тяжкие преступления – плюс 8 лет после отбытия основного наказания, только через этот срок будет погашена судимость.

Надо заметить, что если человека освободили досрочно, то судимость будет гаситься с того момента, когда его фактически освободили.

Если человек, находясь на свободе, совершил повторное преступление, естественно, никто не будет сроки погашения судимости складывать, по каждому из преступлений они будут течь самостоятельно.

Часто бывает так, что пока расследуется одно уголовное дело, погашена судимость уже по предыдущему уголовному делу, а также бывает обратная ситуация, когда не погашена судимость за одно преступление, а уже вынесен приговор по второму – это будет являться отягчающим обстоятельством.

Досрочное снятие судимости возможно только после отбытия наказания полностью и только по решению суда, когда осужденный обращается с ходатайством. При этом есть доказательство того, что он вёл себя безупречно, и только если половина срока погашения судимости уже отбыта, не ранее.

Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые ограничения, связанные с судимостью, но наш законодатель поставил дополнительный барьер для публичных, в том числе и выборных должностей.

Если у гражданина не погашена судимость, то он не может баллотироваться ни в местные, ни в федеральные депутаты и соответственно на высшие посты – министр, замминистра и так далее.

Если гражданин совершил тяжкое преступление, то еще 10 лет с момента погашения судимости он не имеет права баллотироваться, а если он совершил особо тяжкое преступление, то в течение 15 лет с момента погашения судимости он не имеет права баллотироваться и занимать публичные должности.

Итак, судимость у любого гражданина действует до момента, пока она не будет погашена или снята. В чем разница:

  1. Погашение судимости – это общий порядок ее прекращения. Судимость погашается в результате истечения установленного законом срока после отбытия наказания, длительность которого зависит от тяжести совершенного преступления и строгости назначенного наказания. Проще говоря, чем больше срок – тем дольше и судимость.
  2. Снятие судимости – это специальный порядок ее прекращения досрочно, до истечения срока погашения. Применяется в исключительных случаях только судом и только по ходатайству судимого лица.

Можно ли снять судимость, если она погашена? Нет, факт погашения судимости уже свидетельствует о ее прекращении. Снятие несет аналогичные последствия для гражданина, дополнительно снимать уже погашенную судимость необходимости, как и возможности нет.

Правовые ограничения из-за наличия судимости – что нельзя судимому в РФ

В качестве аргументов «за» суды обычно учитывают:

  • справки из УИИ об отсутствии нарушений порядка отбытия наказания;
  • справка от участкового об отсутствии нарушений общественного порядка и других правонарушений;
  • документы о наличии на иждивении несовершеннолетних детей;
  • показания свидетелей о примерном поведении лица в быту;
  • квитанции о возмещении причиненного пострадавшим ущерба, совершение других действий, направленных на устранение негативных последствий и т.д.
  • При оценке обстоятельств судом весомое значение также имеют:
  • наличие постоянного места работы;
  • условно-досрочное освобождение;
  • критическое отношение к содеянному, раскаяние;
  • возраст осужденного;
  • наличие малолетних детей и качество ухода за ними;
  • прошедший срок после отбытия наказания и оставшийся срок до погашения судимости;
  • мнение органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного.

При оценке обстоятельств поводом для отказа в снятии судимости:

  • повышенная опасность совершенного преступления;
  • незначительность срока, прошедшего с момента отбытия наказания;
  • отсутствие данных о безупречном поведении во время всего периода после отбытия наказания;
  • отсутствие сведений о трудоустройстве;
  • нарушение порядка отбывания наказания, например, неявка в УИИ на регистрацию;
  • совершение в период после отбытия наказания административных правонарушений и т.д.

Если суд отказал, повторно подать ходатайство можно не ранее, чем через 12 месяцев.

Такой способ работает только по отношению к конкретным специальностям или сферам, в которых будет трудиться кандидат. Можно законно запросить справку об отсутствии судимости только, если потенциальный сотрудник:

  1. Будет осуществлять педагогическую деятельность (ст. 331 ТК РФ),
  2. Будет работать с несовершеннолетними (ст. 351.1 ТК РФ),
  3. Претендует на должность среди авиационного персонала (п. 3. ст. 52 Воздушного кодекса РФ),
  4. Претендует на должность руководителя, члена совета директоров или главного бухгалтера лизинговой компании,
  5. Будет работать частным охранником или детективом (ст. 11.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»).

Во всех остальных случаях – если вы запросите от будущего сотрудника справку из МВД о наличии у него уголовного прошлого, это можно расценить как нарушение ст. 65 ТК РФ. Эта статья запрещает работодателю требовать при трудоустройстве сотрудника какие-либо документы, кроме установленных. А отказ в трудоустройстве, если кандидат не предоставил нужные документы, напрямую нарушает 64 статью ТК РФ (то есть является немотивированным и попадает под определение «Дискриминация»).

Обычно специалисты служб безопасности – это бывшие сотрудники МВД, прокуратуры и других ведомств. Для уточнения информации о кандидатах в некоторых компаниях они обращаются к своим коллегам, которые до сих пор работают в органах и имеют доступ к информации о судимостях физических лиц. Такой метод проверки факта судимости нарушает закон, подвергает риску не только самого «безопасника», но и его коллегу из госструктур, а также компанию и ее руководство. Тем не менее, многие коммерческие организации все еще используют «пробив через своих» при проверках благонадежности кандидатов на работу.

Безусловно, есть. Судимость – это серьезный показатель того, что человек уже один раз смог нарушить общеустановленные нормы и правила. Значит, потенциально он может нарушить их снова (будучи уже сотрудником вашей компании), принеся финансовые или репетиционные потери.

Обычно, уголовные статьи, которые наиболее сильно «беспокоят» работодателей, это:

  • 105 (Убийство),
  • 111 (Умышленное причинение вреда здоровью),
  • 228 (Наркотики),
  • 158 (Кража),
  • 159 (Мошенничество),
  • 161 (Грабеж).

Многое определяется должностью. Например, ТОП-менеджмент поголовно проверяется на уголовные и административные правонарушения. Дополнительно обрабатываются все факты судимости в их ближайшем окружении – среди их родственников и близких друзей. Даже малейший факт, который связывает кандидата должность с криминалом, может лишить человека желаемой должности, несмотря на то, что он подходит по навыкам.

В зависимости от занимаемой позиции особую важность приобретают отдельные статьи уголовного кодекса. Бухгалтеру или финансовому директору, судимому за мошенничество, определенно, лучше было бы отказать. Кладовщик или управляющий складом со 158-й статьей – это тоже не лучший вариант.

Даже, если дело касается массовых вакансий без доступа к финансам или другим экономически значимым ресурсам – важно знать о криминальном прошлом человека, чтобы не допустить деструктивного влияния на компанию. Ведь найм человека с судимостью может испортить атмосферу в коллективе и негативно повлиять на других сотрудников.

Для большинства организаций важен только сам факт судимости, а ее причины уходят на второй план. Часто случается, что кандидату отказывают при наличии любой статьи – пусть даже это будет статья за преступления, совершенные за рулем автомобиля, случайно и без злого умысла.

Есть и обратные исключения, когда важен не сам факт судимости, а то как она может повлиять на соотношение выгод и рисков. Приведем случай, когда судимость была выявлена, но не стала причиной отказа.

Этой историей поделился с нами один сотрудник службы безопасности, пожелавший остаться анонимным. В ней используются сразу 3 метода получения данных о судимости соискателя: проверка через коммерческие базы, запрос информации через «свои» источники в органах и разговор непосредственно с самим соискателем.

«При проверке соискателя по одной из коммерческих баз выясняется факт задержания человека за разбой.

Не знаю степень заинтересованности отдела кадров в трудоустройстве данного кандидата, но через руководство приняли решение проверить глубже. По официальным источникам выявили, что он реально был судим. Но что-то дернуло, и я позвонил кандидату. Оказалось, парнишка действительно был осужден и какое-то время находился в местах лишения свободы, но у него был стержень, и он добился пересмотра и был полностью оправдан и реабилитирован.

Потом он успешно работал и очень хорошо себя проявил.»

Как мы выяснили, 100% достоверную информацию о судимости кандидата получить не так-то просто. По крайней мере – легально. Стоит ли связываться с противозаконными способами «пробива» потенциальных сотрудников – каждая компания решает сама. Также малоэффективными являются проверки через открытые базы судебных делопроизводств и через коммерческие базы.

Сервис проверки кандидатов CheckPerson предлагает воспользоваться альтернативным решением – скорингом правовой благонадежности. В отличие от представленных в этой статье методов, оценка правовой благонадежности с помощью скоринга позволяет в течение нескольких минут с высокой степенью точности определить характер отношений человека с законом. И самое главное – она полностью легальна! Подробнее о скоринге правовой благонадежности, а также других видах проверок CheckPerson вы можете узнать у наших менеджеров. Заполните заявку на бесплатную консультацию, и специалисты CheckPerson свяжутся с вами в течение рабочего дня.

В настоящее время в ТК РФ и других законодательных актах для граждан с судимостью закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности. Работодатели обязаны соблюдать данный запрет и не трудоустраивать соискателей в нарушение закона.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В ТК РФ и других законодательных актах закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности для граждан с судимостью.

2. Если закон содержит запрет для судимых на работу в определенной отрасли или должности, то работодатель, принимая на такую работу, должен требовать от соискателей справку об отсутствии судимости.

3. Если запретов на определенную работу для судимых в законе нет, то, принимая на такие должности, работодатели не могут требовать от соискателей справку об отсутствии судимости. Это дискриминация.

4. Если гражданина приняли на работу, а потом обнаружили, что предоставленная им справка поддельная, то трудовой договор будет расторгнут.

5. Если на сотрудника завели уголовное дело, а его работа несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ, то он должен быть отстранен на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

6. Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.

Лица, имеющие или имевшие судимость, не имеют права заниматься:

  • педагогической деятельностью (абз. 3,4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);
  • деятельностью в сфере воспитания, развития и организации отдыха несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ).

Лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, не вправе:

  • выполнять работы, непосредственно связанные с транспортной безопасностью (пп.1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • занимать должность специалиста авиационного персонала и службы авиационной безопасности (п. 3, 4 ст. 52 Воздушного Кодекса РФ);
  • быть гражданским служащим (пп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • быть призванным на военную службу или проходить военную службу по контракту (ст. 23, ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, не могут:

  • работать в организациях — профессиональных участниках рынка ценных бумаг (п. 2 ст. 10.1. Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ).

Лица, имеющие судимость (в том числе снятую и погашенную), не могут быть трудоустроены:

  • в прокуратуру (п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1);
  • в органы ФСБ (ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ);
  • в органы внутренних дел (пп. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
  • в суды (пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.06.1992 № 3132-1).

Лица, имеющие неснятую или непогашеную судимость за преступления в сфере экономики, не могут быть:

  • главными бухгалтерами акционерных обществ (пп.3 п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Это далеко не весь перечень работ и профессий, которые недоступны для нарушителей уголовного права. Но перечисленные выше нормы закона обязывают работодателей проверять соискателей на предмет наличия судимости. При этом проверка соискателей должна проводиться с соблюдением определенных правил.

Работник может подвергнуться уголовному преследованию, работая на должности, которая несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ.

При получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергнут уголовному преследованию, работодатель обязан отстранить работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда. В период отстранения от работы (недопущения к ней) зарплата сотруднику не начисляется (ст. 76 ТК РФ).

Отстранение от работы осуществляется приказом руководителя организации, составленным в произвольной форме. В приказе следует указать основание отстранения от работы, например, наименование и реквизиты документа, полученного от правоохранительных органов.

Приказ должен содержать и срок отстранения (на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда).

Во избежание трудовых споров нужно ознакомить работника с таким приказом под роспись. Если по окончании уголовного преследования работник был осужден, то в день вступления приговора в законную силу трудовой договор расторгается. Основанием расторжения следует указать п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ – по не зависящим от воли сторон обстоятельствам вследствие осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы.

Достаточно широко распространено мнение, что кроме как грузчиком и уборщиком бывшему «уголовнику» трудоустроиться никак нельзя. Не совсем понятно, почему именно так рассуждает большинство обывателей, однако это мнение прочно сидит в сознании большинства граждан. С точки зрения ТК РФ ранее судимый гражданин «гарантированно» не сможет работать в следующих сферах:

  • Военная служба (в том числе и полиция. Регламентируется 342-ФЗ и 3-ФЗ);

  • Педагогика (ст. 331 ТК РФ);

  • Прокуратура (2202-1 ФЗ);

  • Органы судебной власти (118-ФЗ);

  • Авиация (ст. 52 ВК РФ);

  • Работа, связанная с аудиторской деятельностью.

Помимо всего прочего, ранее судимым гражданам не дозволено получить удостоверение адвоката, работать на таможне, занимать должности гражданских служащих и в некоторых других сферах. Вполне очевидно, что в данном случае практически везде задействована работа в государственных бюджетных учреждениях, а о коммерции практически ни слова. Мы уверены, что гражданин с судимостью вряд ли будет проходить собеседование на должность полицейского сержантского состава не только потому, что туда «нельзя», а исходя еще из личных соображений. В то же время нельзя объединять всех людей «под одну гребенку» только за то, что они отбывали наказание по уголовной статье. Может получиться так, что пилот самолета был ранее осужден и теперь он не может восстановиться у себя на работе, очень того желая. Следовательно, у подавляющего большинства осужденных появляется намерение и более-менее существенные возможности реализовать себя в бизнесе.

Можно эмигрировать, если в России у меня была судимость?

Очевидно, что сфера коммерческой деятельности «по Закону» является пристанищем для бывших заключенных, однако это не совсем так. В советское время считалось, что после оглашения приговора гражданам ставились в их паспорта штампы о том, что они осуждены и пока какой статье. Неизвестно, почему бытовала эта легенда, т.к. такой практики не существовало, если не брать во внимание то, что у осужденных менялся адрес прописки (указывался адрес тюрьмы). Ни тогда, ни сейчас по формальным признакам невозможно определить, был ли судим человек, или же нет – данные сведения содержатся исключительно на серверах МВД, ФСБ и прочих структур схожего назначения. На фоне этого бывший уголовник ничем не отличается от обычного гражданина и имеет право отправлять резюме в любую коммерческую организацию по своему усмотрению. Исходя из рассказов наших коллег, было множество случаев, когда к ним обращались люди с погашенной судимостью, успешно проходили первичные и финальные собеседования, но так и не были трудоустроены по причине того, что служба безопасности компании выявляла их «темное прошлое». Как правило, даже самые высококлассные специалисты могут остаться «за бортом» именно в ходе проверки СБ. Более того, работодатель даже не считает нужным объяснять причину своего отказа, предпочитая просто с таким соискателем не связываться. В отдел снабжения едва ли возьмут человека, осужденного ранее по «воровским» статьям, охраннику не выдадут лицензию, если в его прошлом был опыт «разбоя» и т.д. Текущие предписания трудового законодательства позволяют гражданам обжаловать решение работодателя, затребовав у того письменное разъяснение причин отказа. Проблема заключается в том, что дирекция фирмы всегда может «съехать» на несоответствие квалификации соискателя на претендующую должность. При желании с такой формулировкой можно побороться в суде, однако, если быть реалистами, едва ли кто-то захочет этим заниматься.

Ввиду этого мы делаем вывод, что именно общество чинит препятствия для бывших осужденных. Не желая подвергать себя гипотетической опасности, директора предпочтут трудоустроить «чистого» сотрудника. С такими темпами нам никогда не удастся снизить уровень безработицы до минимума.

Да, действительно, текущая проблема может возникнуть в случае попытки трудоустройства «в офис» – привычный формат работы рядовых граждан нашей страны. Традиционно бывшие осужденные пытаются найти работу там, где не требуется профессиональная квалификация. К такой деятельности, как это было сказано, относится логистика, автоперевозки и сфера обслуживания. Водителями берут если не охотно, то по крайне мере, часто. То же самое касается и логистики. Что касается сферы обслуживания, то здесь все будет зависеть от конкретной фирмы, от конкретного директора и, наверное, от определенной степени везения. Проблема заключается в том, что какой бы ни была работа, уровень ее оплаты далеко не всегда предполагается достойный. Работодатели прекрасно понимают уязвимое социальное положение бывших осужденных и на фоне этого стараются установить те правила, которые будут для них наиболее приемлемы (требовать большей выработки за меньшие деньги). Данная порочная практика существует и, кажется, будет существовать еще долго, т.к. именно сложности с трудоустройством на «нормальную» работу вынуждают их (людей с погашенной или действующей судимостью) обращаться туда, где их «просто возьмут», не вдаваясь в подробности того, что там придется делать.

По завершении нашей статьи мы хотим попросить каждого ее прочитавшего ответить себе всего лишь на один вопрос: «Готовы ли вы принять на работу человека с погашенной судимостью, будь вы правомочны в принятии этого решения»? Признаться, автор этой статьи сам не может ответить на него однозначно. С одной стороны приходит понимание того, что, в первую очередь, важно смотреть на личные и профессиональные качества человека, а уж потом только на его прошлое. Правильно-то правильно, но насколько легко это сделать? К большому сожалению, в нас до сих пор живет убеждение, что тюрьма не делает людей лучше, не исправляет их, а только вовлекает их в ту среду, которую принято считать преступной. Но, как говорится, нет дыма без огня… С пустого места так бы судить не стали.

Благодарим за внимание.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15

24. Необходимо иметь в виду, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статьи 86 и 95 УК РФ).

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 01.08.2018 N 5-АПУ18-29СП

Так, исходя из положений части 6 статьи 86 УК РФ, если на момент совершения подсудимым преступления, в котором он обвиняется по рассматриваемому судом уголовному делу, его судимости сняты или погашены, то суд не вправе упоминать о них в вводной части приговора.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22.05.2018 N 36-АПУ18-2

В апелляционном представлении государственный обвинитель Бортников А.В., не оспаривая установленные судом фактические обстоятельства содеянного осужденными, указывает, что суд при назначении наказания в нарушение положений ч. 6 ст. 86 УК РФ неверно учел погашенные судимости осужденных, в качестве отрицательно характеризующих данных.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28.08.2018 N 46-УД18-37

В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения Куликовым преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ, за которое он был осужден по приговору от 17 ноября 2006 года, судимость погашалась в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28.08.2018 N 78-АПУ18-15

Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. N 55 «О судебном приговоре», если на момент совершения подсудимым преступления, в котором он обвиняется по рассматриваемому судом уголовному делу, его судимости сняты или погашены, то суд, исходя из положений части 6 статьи 86 УК РФ, не вправе упоминать о них в вводной части приговора.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.В. Барсукова, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Барсуков оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:

подпункта 58 статьи 2, устанавливающего, что сведениями о судимости кандидата являются сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации;

пункта 2.1 статьи 33, согласно которому, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о его согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются сведения о его судимости, а если судимость снята или погашена — также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Как следует из представленных материалов, решением собрания регионального отделения политической партии «Партия Возрождения России» в Орловской области от 17 июля 2015 года А.В. Барсуков был выдвинут кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10. 18 июля 2015 года А.В. Барсуков представил в территориальную избирательную комиссию Железнодорожного района города Орла документы о своем выдвижении кандидатом в депутаты; при этом в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты он указал, что не судим. 4 августа 2015 года территориальная избирательная комиссия приняла решение о регистрации А.В. Барсукова кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов.

10 августа 2015 года в территориальную избирательную комиссию поступили сведения из Информационного центра Управления МВД России по Орловской области о том, что А.В. Барсуков 10 апреля 2000 года был осужден за совершение преступления, предусмотренного частью второй статьи 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» УК Российской Федерации к четырем годам лишения свободы и освобожден от наказания на основании Постановления Государственной Думы от 18 июня 1999 года № 4147-II ГД «Об объявлении амнистии». В связи с тем, что при даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты А.В. Барсуков не представил указанные сведения, территориальная избирательная комиссия обратилась в суд с заявлением об отмене его регистрации в этом качестве. Решением Железнодорожного районного суда города Орла от 3 сентября 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 сентября 2015 года, регистрация А.В. Барсукова кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов пятого созыва отменена ввиду сокрытия им сведений о судимости. При этом суды со ссылкой на подпункт 58 статьи 2, пункт 2.1 статьи 33, пункт 24 статьи 38 и пункт 7 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отметили, что обязанность указывать сведения о судимости заключается в требовании сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора независимо от назначенного наказания и что сокрытие кандидатом сведений о судимости является самостоятельным основанием для отмены его регистрации в этом качестве.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 3 (части 2 и 3), 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 32 (части 1, 2 и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку их действие распространяется на лиц, считающихся несудимыми в соответствии с частью второй статьи 86 УК Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2; статья 130, часть 2), не определяет непосредственно порядок его осуществления. Как следует из ее статей 71 (пункты «в», «г»), 72 (пункт «н» части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов, в том числе в органы местного самоуправления, входят в компетенцию законодателя, который, обладая достаточно широкой дискрецией при регламентировании условий реализации данного права, должен, однако, в конкретных социально-правовых условиях обеспечивать соблюдение вытекающих из статей 1 (часть 1), 3 и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципов народовластия, демократического правового государства, юридического равенства и справедливости.

Сотрудники с судимостью: чем опасны для бизнеса и как их выявить?

Вопрос об условиях участия в выборах граждан, имеющих или имевших судимость, неоднократно ставился перед Конституционным Судом Российской Федерации, который прежде последовательно указывал, что ее наличие может учитываться федеральным законодателем как при определении требований, предъявляемых к субъектам пассивного избирательного права, так и при закреплении порядка выдвижения кандидатов на выборные должности. Так, в Постановлении от 10 октября 2013 года № 20-П им была сформулирована концептуальная правовая позиция, согласно которой правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; создавая соответствующие правовые механизмы, государство вправе предъявлять повышенные требования к репутации лиц, замещающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе использовать для достижения указанных целей определенные ограничения пассивного избирательного права.

Исходя из этого установленная оспариваемыми гражданином А.В. Барсуковым законоположениями обязанность кандидата сообщать в подаваемом в избирательную комиссию заявлении сведения о имеющейся или имевшейся судимости не может рассматриваться как лишенная разумного обоснования и выходящая за рамки законодательной дискреции.

Согласуется содержащееся в статьях 2 (подпункт 58) и 33 (пункт 2.1) Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правовое регулирование, предписывающее кандидатам осуществлять «раскрытие» информации о своей судимости, и с международно-правовыми нормами, что, в частности, находит подтверждение в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года), обращающей особое внимание на то, что подлинные выборы могут иметь место лишь в атмосфере, обеспечивающей выявление свободно выраженной воли народа, и, как следствие, немыслимы при отсутствии свободного доступа избирателей к информации о кандидатах (статья 9). Схожим образом и Руководящие принципы относительно выборов (Венеция, 5-6 июля 2002 года) связывают критерии свободного голосования с тем, что государства, соблюдая обязанность быть беспристрастными, должны заботиться о предоставлении избирателям возможности ознакомиться со списками кандидатов и отдельными кандидатами, участвующими в выборах (пункт 3.1).

Конституционная характеристика свободных выборов в качестве высшего непосредственного выражения власти народа (Конституция Российской Федерации, статья 3, часть 3) возлагает на федерального законодателя задачи поиска и нормативного закрепления таких избирательных процедур, которые в наибольшей степени отвечали бы интересам осознанного и ответственного волеизъявления избирателей, поскольку демократическая природа выборов сама по себе не может гарантировать их защиту от манипулирования электоральными настроениями граждан, в том числе в интересах проникновения на публичные выборные должности кандидатов, утаивших от избирателей криминальные факты своей биографии. С этой точки зрения возложение на кандидата обязанности указать в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о судимости (в случае если она снята или погашена — также сведения о дате снятия или погашения судимости), по сути, не может дискредитировать ни избирательный процесс в целом, ни отдельных его участников (субъектов).

Адресованное статьей 33 (пункт 2.1) Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» всем кандидатам предписание довести до избирательных комиссий сведения о судимости не препятствует реализации пассивного избирательного права со стороны соответствующей категории граждан, а, выступая непременным условием его осуществления, лишь обязывает их сообщить определенный объем информации об определенных фактах их прошлого уголовно-противоправного поведения. Этим оно принципиально отличается от установленных подпунктами «а», «а.1», «а.2» и «б» пункта 3.2 статьи 4 названного Федерального закона ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных в отношении граждан, судимых за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, а также преступления экстремистской направленности. Тем не менее не стоит упускать из виду, что неисполнение (либо ненадлежащее исполнение) такой обязанности является основанием для отказа в регистрации (отмены регистрации) кандидата, а потому оспоренные законоположения могут оказывать существенное влияние на выдвижение и регистрацию кандидатов.

Соответственно, в силу статей 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 18 и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации законодатель должен таким образом формулировать нормы, обязывающие граждан, претендующих на электоральный статус кандидата, сообщать сведения о наличии у них судимости, чтобы они в полной мере отвечали вытекающему из принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства требованию определенности, ясности и непротиворечивости правового регулирования. В противном случае любая, даже малейшая законодательная «оплошность» (двусмысленность, недосказанность, несогласованность и т.п.) будет создавать юридические предпосылки для дезориентации участников электоральных правоотношений и произвольного применения правил, опосредующих порядок осуществления права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.


Оспаривались нормы, обязывающие кандидата на выборах указывать сведения об имеющейся или имевшейся судимости.

По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку они распространяются и на лиц, считающихся несудимыми согласно УК РФ — это в т. ч. те, кто освобожден от наказания.

Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.

Законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах.

Для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, — обстоятельство, влияющее на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность.

Поэтому исполнение гражданином обязанности сообщить сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.

Нет оснований подвергать сомнению компетенцию федерального законодателя установить — в целях оценки избирателями репутации кандидата — требование о представлении лицом при его выдвижении в качестве кандидата сведений об осуждении с последующим освобождением от наказания.

Данное требование, выступая в качестве условия реализации пассивного избирательного права, а не как его ограничение, конституционные права не нарушает.

Следует отметить, что один из судей КС РФ выразил особое мнение по этому вопросу.

Исходя из его позиции, само по себе требование законодателя указывать подобную информацию вполне логично и обоснованно. Тем не менее нормы являются не совсем четкими, что приводит к их неоднозначному толкованию на практике.

Так, не ясно, нужно ли указывать сведения о судимости кандидату, который был освобожден от наказания на основании акта об амнистии до вступления обвинительного приговора суда в силу (по УК РФ лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым).

В одних случаях на практике в такой ситуации нормы толкуются как обязывающие указывать сведения о судимости, в других ситуациях — нет.

С учетом этом положения все-таки нуждаются в проверке на конституционность.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Соискатель с судимостью: правила приема на работу

  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Верховный суд: Арест возможен лишь при веских основаниях

Установленный законом порядок назначения уголовных наказаний является важной гарантией реализации принципов законности, справедливости и гуманизма. Предусмотренными Уголовным кодексом Российской Федерации общими началами назначения наказания, Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, принятые 14 декабря 1990 года), Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, принятые 29 ноября 1985 года), закрепляется необходимость обсуждения судом при постановлении приговора вопроса о применении наказания, не связанного с лишением свободы в случаях, когда санкцией статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой лицо признается виновным, наряду с лишением свободы предусматриваются более мягкие виды наказания или имеется основанная на законе возможность применения принудительных мер воспитательного характера.

Проведенное в Верховном Суде Российской Федерации изучение судебной практики показало, что суды в основном правильно применяют правила назначения наказания, лишение свободы за преступления небольшой и средней тяжести назначается в тех случаях, когда суды приходят к выводу о невозможности определения иного вида наказания, и эти решения мотивируются в приговоре.

Вместе с тем некоторыми судами не в полной мере выполняются требования уголовного закона об индивидуализации наказания, допускаются ошибки, связанные с нарушением правил назначения его отдельных видов и обращением приговоров к исполнению.

В связи с вопросами, возникшими в судебной практике, в целях дальнейшего совершенствования деятельности судов, связанной с назначением и исполнением уголовного наказания, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. При индивидуализации уголовного наказания суды в соответствии с частью 3 статьи 60 УК РФ должны учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления.

Характер общественной опасности преступления определяется в соответствии с законом с учетом объекта посягательства, формы вины и категории преступления (статья 15 УК РФ), а степень общественной опасности преступления — в зависимости от конкретных обстоятельств содеянного, в частности от размера вреда и тяжести наступивших последствий, степени осуществления преступного намерения, способа совершения преступления, роли подсудимого в преступлении, совершенном в соучастии, наличия в содеянном обстоятельств, влекущих более строгое наказание в соответствии с санкциями статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. В соответствии с положениями статей 6 и 60 УК РФ при назначении наказания необходимо также учитывать сведения о личности виновного, к которым относятся как данные, имеющие юридическое значение в зависимости от состава совершенного преступления или установленных законом особенностей уголовной ответственности и наказания отдельных категорий лиц, так и иные характеризующие личность подсудимого сведения, которыми располагает суд при вынесении приговора. К таковым могут, в частности, относиться данные о семейном и имущественном положении подсудимого, состоянии его здоровья, поведении в быту, наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей, иных нетрудоспособных лиц (жены, родителей, близких родственников).

В силу части 3 статьи 60 УК РФ судам также надлежит учитывать влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (например, возможную утрату членами семьи осужденного средств к существованию в силу возраста, состояния здоровья), при этом могут быть приняты во внимание и фактические семейные отношения, не регламентированные Семейным кодексом РФ.

3. Судам следует иметь в виду, что при установлении обстоятельств, предусмотренных как частью 1, так и частью 2 статьи 62 УК РФ, наказание назначается по правилам части второй этой статьи.

4. Обратить внимание судов на то, что исходя из положений части 2 статьи 63 УК РФ обстоятельства, относящиеся к признакам состава преступления, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ, должны учитываться при оценке судом характера и степени общественной опасности содеянного. Однако эти же обстоятельства не могут быть повторно учтены при назначении наказания (например, в случае умышленного причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего с использованием взрывчатых веществ, квалифицированного по пункту «в» части 2 статьи 111 УК РФ по признаку совершения преступления общеопасным способом, суд не вправе учитывать указанный способ также в качестве отягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного пунктом «к» части 1 статьи 63 УК РФ).

Судимость предусматривает особые правовые отношения государства с осуждённым. Устанавливается судебным приговором и продолжается вплоть до её снятия или погашения (ст. 86 УК РФ).

После отбытия наказания осуждённый не сразу признаётся несудимым. Срок длительности судимости зависит от тяжести совершённого деяния.

До этих пор гражданин всё ещё признаётся потенциально опасным, поэтому находится под присмотром правоохранительных органов, а за новые преступления ему вменяется более жёсткое наказание.

Уголовный проступок – панацея от последствий судимости?

Гражданин, освободившийся из тюрьмы, первым делом должен ознакомиться с трудовым законодательством, которое устанавливает ограничения при приёме на работу судимых лиц.

Не стоит даже пытаться трудоустроиться в государственную или частную компанию на материально ответственную должность.

Начните попытки с маленьких частных фирм с невысоким окладом; более крупного работодателя обязательно заинтересует значительный перерыв в вашем трудовом стаже.

При приёме на работу соискателю почти всегда предлагается анкета для заполнения, в которой содержится вопрос о судимости. Что отвечать?

Если в анкете спрашивается о том, судимы ли вы, а ваша судимость снята или погашена, то можете смело отвечать: нет.

Но если вопрос ставится иначе, например, привлекались ли вы к ответственности, то следует говорить правду, указать статью и год вынесения приговора.

Самый простой способ проверить соискателя на наличие судимости – войти в базу данных МВД.

Во многих организациях имеется своя служба безопасности, часть персонала которой — это бывшие сотрудники правоохранительных органов.

В случае необходимости они обращаются за помощью к своим коллегам по прошлой службе и получают от них все необходимые данные о том или ином лице.

Единственный законный путь в данном случае — официально (через ЗАГС) сменить что-либо из персональных данных: фамилию, имя или отчество (или всё сразу).

В этом случае поисковые базы не покажут судимость. Однако этот вариант подойдёт, если в анкете от работодателя не содержится вопроса о смене ФИО.

С судимостью сложно устроиться на работу. Однако при большом рвении к труду всё же трудоустроиться можно.

Сначала нужно встать на учет в центр занятости, где сотрудник сможет в кратчайшие сроки найти вакансию для освободившегося из заключения. Если возникнут трудности с поиском работы для судимых, то ранее осужденного отправят на курсы обучения или переквалификации. После окончания учебы у бывшего заключенного появится возможность трудоустроиться.

Часто таким лицам предлагают работу вахтовым методом.

После прохождения обучения и обретения необходимых навыков человек может претендовать на такие вакансии:

  • инженер;
  • менеджер;
  • электромонтер;
  • столяр;
  • фрезеровщик;
  • электросварщик;
  • повар;
  • пекарь.

При возникновении проблем с трудоустройством следует обратиться в организацию по защите прав заключенных.

Соискатель с судимостью: ограничения трудовой деятельности

Работодатель может потребовать справку о судимости, несмотря на то, что она была погашена или снята.

В этой справке отображается информация о том, был ли соискатель судим за совершение каких-либо преступлений. В случае если суда не было, тогда в документе отмечается, что человек проходил по делу как подозреваемый или обвиняемый. Исключением может стать вынесение оправдательного приговора или прекращение преследования в связи с реабилитирующими обстоятельствами.

При наличии судимости в прошлом она должна быть упомянута в документе, в том числе при ее погашении или снятии. В такой справке указывается орган, который вел данное дело и основания, ставшие причиной прекращения судимости. Основная информация в справке – квалификация совершенного преступления, т. к. ограничения на отдельные виды работ зависят от этой категории.

Если соискатель на должность не был ранее судим, то он получит справку, в которой будет указываться факт отсутствия уголовного преследования.

Но предоставление такой справки в некоторых случаях не является обязательным условием при приеме на работу судимых.

Процедура оформления происходит согласно Трудовому кодексу. В статье 65 ТК РФ можно увидеть список документов необходимых для предъявления во время заключения трудового договора с работодателем, где присутствует справка о судимости. Но обязательно она необходима при оформлении на такие должности, на которые законом запрещено брать судимых граждан.

При поиске работы в первую очередь необходимо обратить внимание на следующие вакансии:

• подсобный рабочий;

• сборщик;

• водитель автомобиля;

• дворник, уборщик;

• комплектовщик;

• кондуктор;

• швея;

• электросварщик;

• грузчик;

• упаковщик и пр.

Выбор перед человеком открывается небольшой. Несмотря на то, что эти профессии не являются прибыльными, у него есть шанс хорошо зарекомендовать себя и продвинуться в дальнейшем по служебной лестнице.

Петр Курьянов в своем интервью подчеркивает, что такие случаи не единичны, когда на высокие посты ставили бывших заключенных. Но при этом человек должен проявить себя, показать свои таланты, не нарушать закон и т. п.

Досрочное снятие судимости регулируется такими нормативно-правовыми актами:

  • статьей 86 Уголовного кодекса РФ;
  • статьей 400 Уголовно-процессуально кодекса.

Причиной досрочного снятия судимости может стать:

  1. Безукоризненное поведение осужденного после отбывания срока наказания.
  2. Полное материальное возмещение вреда от совершенного преступления.
  3. Предоставление ходатайства о снятии судимости.
  4. Соблюдение сроков подачи документов, прописанных в законе.

Ходатайство нужно подавать спустя половины срока судимости. Это можно сделать и раньше, но суд по закону может отказать в его удовлетворении. Соответственно, заявление подается:

  1. По истечении половины испытательного срока при условном осуждении.
  2. По прошествии полугода отбывания наказания для осужденных за нетяжкие преступления.
  3. По окончании 1,5 лет после отбывания срока за преступления небольшой и средней тяжести.
  4. После 4 лет отбывания наказания за тяжкое преступление.
  5. После 5 лет с момента истечения срока наказания за особо тяжкое преступление.

Процедура рассмотрения ходатайства о снятии судимости регулируется статьей 400 Уголовно-процессуального кодекса. Действия осуществляются по следующей схеме:

  1. Ходатайство подается в районный суд.
  2. После этого документ направляют в органы по месту жительства.
  3. После приема ходатайства назначается судебное заседание, на которое вызывают осужденного. Кроме того, в заседании участвует прокурор (суд заранее извещает его о поступившем ходатайстве).
  4. Прежде всего, суд слушает заключенного и принимает документы, доказывающие его положительное поведение.
  5. Затем судебное заседание слушает сторону прокурора и других приглашенных по делу лиц.
  6. После этого следует вынесение судом решения об удовлетворении или отказе по ходатайству.

Российское законодательство имеет чёткие требования к народным избранникам. Так, депутатом Госдумы и большинства региональных парламентов может стать любой желающий, если его биография соответствует нескольким условиям. Среди них – отсутствие судимости по тяжким и особо тяжким статьям УК РФ. Впрочем, если судимость погашена, избраться такой кандидат может. По действующему правилу, участвовать в выборах запрещено в течение 10 лет после погашения судимости за тяжкие преступления и 15 лет – за особо тяжкие.

Правовые последствия судимости – что нужно знать? Что такое судимость?

Включение таких людей в список в большей степени объясняется не кадровым голодом (хотя он тоже присутствует), а тем, что это действительно незаменимые партийные бойцы, объясняет политтехнолог Константин Лукин. «Да, это люди, которые где-то когда-то оступились, но сделали много для конкретной партии и, соответственно, способны добавить ей лишних голосов на выборах», – подчёркивает спикер.

16.08.2021 08:10 — гость —

Нет нормально думающих. Только свои интересы. На всех уровнях. Прав Чубайс. Не вписался в рынок подыхай.

16.08.2021 08:12 — гость —

«Абсолютным лидером по числу таких выдвиженцев стала КПРФ», а почему тогда постоянно имела «залеты» партия «Единой России». Сколько за этот год «отметилось» депутатов — едросов…

16.08.2021 08:17 — гость —

у каждой партии свои скелеты в шкафу

16.08.2021 08:52 Лёха

На самом деле не в этом ведь главное. Многие сидят в депутатах пожизненно, просто потому что не понимают, что им пора уйти.
А пора уйти это когда стал всем не интересен. Вот не вижу я ни одного депутата и ни одной политической партии которая была бы интересна. Я не спорю возможно прежде и были интересные. Тот же человек-партия Жириновский.
Может быть и сейчас кто-то есть, просто я не вижу.

В ст. 86 УК РФ содержится информация об обстоятельствах погашения судимости. Данное правовое положение погашается в следующих случаях:

  • По истечению испытательного срока у условно осужденного лица.
  • По истечению года после отбытия наказания или его истечения у лиц, осужденных мягкими видами наказаний.
  • По истечению трех лет после отбытия в заключении у лиц, которые были осуждены за преступления небольшой и средней степени тяжести.
  • По истечению восьми лет для тех, кто осужден до 03.08.2013 за преступления, квалифицирующиеся как тяжкие.
  • По истечению шести лет для лиц, осужденных до принятия ФЗ от 23.07.2013 N 218-ФЗ, и осужденных за тяжкие преступления.
  • По истечению десяти лет после отбытия наказания для лиц, совершивших особо тяжкие преступления.
  • Сразу же, как только человек отбывает мягкий вид наказания, при замене его части общественными работами и другими дополнительными видами.

Статья 55 Конституции РФ содержит информацию, где сказано, что ограничить человека в правах могут только федеральные законы. Данные ограничения могут действовать, как после снятия судимости, так и только во время ее погашения. Запреты могут распространяться следующим образом:

  • Запрет может быть пожизненным, если человек претендует на должность в государственных и правоохранительных структурах, и при этом ранее имел судимость.
  • Запрет при совершении преступлений против несовершеннолетних может распространяться на сферы педагогики, культуры, спорта, социальной защиты и искусства. Этими видами деятельности после совершения преступлений с участием детей человеку заниматься не разрешат.
  • Ограничение избирательного права, согласно п. 3.2 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». При наложении такого ограничения человек не может «голосовать» и быть избранным в государственные органы управления.

Помимо прямых правовых последствий, судимость имеет косвенные следствия, которые можно с удивлением обнаружить при устройстве на работу в серьезную организацию, выезде за границу, а также при попытке организовать собственное дело. Деловая репутация ранее судимого человека может пострадать и в том случае, если ему разрешили заниматься теми видами деятельности, в сфере которых он совершил преступление.

Моральное клеймо, которое, к сожалению, остается на человеке после того, как он отбыл наказание и погасил судимость, будет сопровождать его всю жизнь. И если такому лицу доведется участвовать в судебных заседаниях в качестве свидетеля или истца, то отношение к его словам будет негативное. Хотя формально, отстаивать свои права в судебном порядке такому человеку можно и нужно.

Статья 86. Судимость

Чтобы внести информацию о судимости в базу МВД, необходимо принимать законные условия. Они гласят, что внести информацию в общую базу может исключительно ограниченное количество лиц, как и убрать эти сведения. В этот список входят следователи, дознаватели и прокуроры, при условии что обвинение доказано.

Чтобы данные о судимости оказались в общей базе, ответственные за её внесение лица должны следовать специальному алгоритму, согласно которому, прежде всего, должно быть возбуждено уголовное дело. Возбудить его может исключительно должностное лицо. После этого у следователя есть сутки, чтобы передать информацию о деле в отдел регистрации и учета. Оттуда сведения о совершенном преступлении должны быть отправлены в ведомство инфоцентра. Задача инфоцентра заключается в передаче статистики о правонарушениях за сутки в ГИАЦ.

Важно заметить, что существует несколько типов информационных центров, зависимо от типа правонарушения, которыми занимаются.

Получение сведений о судимости из базы МВД возможно по фамилии подсудимого. Именно этим пользуются работодатели, которые хотят свести к минимуму риски, что нанимаемый ими сотрудник был нечестен и нарушал закон. Особенно если должность ответственная и риски действительно серьезные. Также в бизнесе часто пытаются проверить биографию будущего партнера. Особенно, если это новый человек и у него нет наработанной репутации, а планируются длительные деловые отношения.

Но учтите, что согласно современному законодательству, получение рассматриваемых сведений невозможно, если не привлекать специалиста, имеющего право делать подобные запросы. Поскольку информация в базе ГИАЦ РФ используется только для внутренних целей, посторонним доступ к ней ограничен. Точнее даже невозможен. А вот правоохранительные сотрудники могут без проблем получить рассматриваемые сведения.

Запросить сведения из базы способны работники гос. и муниц. организаций, где осужденные, с которых не смогли убрать обременения, не имеют права работать. Также дать запрос могут организации, что выдают лицензию на оружие или оформляют визы. Согласно закону они не просто «могут», а «должны» проверить, не имеет ли обратившийся к ним человек, судимости. А если судимость есть, такому лицу откажут в его запросе, будь то попытка попасть на должность или получить визу.

Если запрос делает руководитель организации, которая не входит в перечень обозначенных органов, база не ответит, даже если судимость убрали. Министерство закрывает эту информацию от гражданских лиц, исключая ситуации, когда запрос делает человек с судимостью.

Единственный способ получить сведения не нарушая закон – спросить у самого работника. Конечно, не все люди говорят правду, когда им задают подобный вопрос, а некоторые пытаются незаконноудалить отметку. Если работодатель не уверен в правдивости слов человека, он имеет право запросить у сотрудника справку об отсутствии у него судимостей. Поскольку удалить эти сведения нельзя, в справке отразится статус работника.

Запрашивать справку о судимости по фамилии можно по интернету. Но учтите, что запрос желательно делать на официальных ресурсах, где невозможно удалить данные из базы. Государственные структуры имеют свои сайты, и только там можно получить правдивую информацию. Такая проверка бесплатная. Если сторонний сайт предлагает выполнить работу по запросу на получение информации в платном режиме, скорее всего это мошенники.

Конечно, человек с судимостью может попытаться убраться от момента её наличия, и теоретически это вполне возможно. Например, популярной схемой является попытка изменить свои персональные данные, поскольку убирать саму судимость не так просто. Люди обращаются в ЗАГС и подают заявление на смену персональных данных. После такого, если будете делать запрос с учетом новых ФИО, наличие судимости не подтвердиться.

Но схема раскроется, если отдел кадров госорганов обратиться с заявлением в МВД. Тогда выдадут информацию, как о судимости, так и о смене ПД, что сохранила база. Потому если в получениисведений заинтересован обычный работодатель, ему нужно требовать не только справку о судимости, но и документы о смене данных. Тогда сотрудник должен принести справку на оба реквизита.

Информация о наличии судимости представлена в базе данных судебных органов. Чтобы её получить, необходимо иметь паспортные данные человека, а также знать, по какому адресу это лицо зарегистрировано. Перейдите на сайт местного суда общей юрисдикции и откройте вкладку «Делопроизводство». Внесите имеющиеся данные, и если против человека открывалось судебное дело, там будет информация об этом.

Убрать или удалить сведения о судимости нельзя. Удаление информации о том, что человек находился на скамье подсудимых, будет храниться практически вечно. На это не влияет тот факт, что человек отбыл наказание, и судимость была погашена. Таким образом, государство пытается отслеживать факт рецидивов – когда один и тот же человек повторно совершает преступление. Поскольку ГИАЦ имеет общую базу данных, сотрудники МВД могут узнать о судимости гражданина вне зависимости от территориальной привязанности.

Хотя есть лазейка, как убрать сведения о судимости. Это возможно только если судимость человеку приписали ошибочно или по делу вынесли оправдательный приговор. То есть, по сути, подсудимый был невиновен.

Не стоит путать понятия «снятие судимости» и «удаление» сведений о ней. Под снятием судимости подразумевается тот факт, что с человека снимаются все ограничения, которые он должен был соблюдать в период их действия. Но, несмотря на прекращение правовых последствий, все ещё остается проблема – сам факт наличия судимости является доступным. Никто из системы его удалять не будет. Правда, получить доступ к этим сведениям сможет только ограниченное количество лиц. В основном, сотрудники правоохранительных органов.

Если же в деле человека оправдали, никаких действий чтобы убрали отметку, предпринимать не понадобится. Процедура удаления всех сведений из базы МВД, пройдет автоматически и не потребует от него никаких дополнительных действий. Предложения некоторых компаний или отдельных лиц – убирать информацию о судимости за отдельную плату, являются разводом.

В некоторых ситуациях возможно обращение к суду, чтобы база данных очистилась от позорной метки. Иногда придется нанять хорошего юриста и иметь основания для удаления метки (например, незаконное разглашение). Иначе убрать её не получится.

Получить юридическую помощь по вопросам снятия судимости можно на нашем сайте.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *