Проверка бизнеса налоговыми органами 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка бизнеса налоговыми органами 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

Такие сервисы

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

  • создают счета и договора

  • заполняют декларации

  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

Изначально фокус проверок был направлен на борьбу с фирмами-однодневками. Налоговики старались выявлять компании, которые создавались на короткий срок и не ставили цель осуществлять реальную экономическую деятельность. Именно на них налоговая отработала свой подход к проверке контрагента.

Во многом налоговикам помог запуск системы АСК НДС-2. Она позволила в онлайн-режиме выявлять ситуации, когда в бюджете не создан источник для возмещения денежных средств, предъявляемых к вычету.

Стали появляться письма ведомства, которые раскрыли внутренние подходы налоговой службы к проверке контрагентов. В частности, был разработан так называемый риск-ориентированный подход, согласно которому все налогоплательщики распределяются по ряду групп и каждому из них присваивается риск-фактор. В зависимости от этого фактора определяется степень налогового контроля.

С определенного момента и по сей день налоговые органы поднимают вопросы о должной осмотрительности в выборе поставщика не только первого, но и предыдущих уровней.

Как показала судебная практика, сейчас уже недостаточно просто продемонстрировать налоговым органам формальное соблюдение критериев проявления должной осмотрительности, например, собрав комплект базовых документов, свидетельствующих о том, что контрагент существует.

Ольга Одинцова, ассоциированный партнер EY, считает, что нужно отталкиваться от результатов судебных разбирательств за последний год. А они свидетельствуют о том, что налоговые органы готовы перейти к функциональному анализу бизнес-цепочек. Это необходимо для того, чтобы понять роли каждого звена в этой цепочке.

Более того, налоговики ожидают, что каждый участник цепочки должен быть готов ответить на вопрос о том, какова конкретно его роль и роль каждого партнера в этой цепочке.

На конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ассоциированный партнер EY Ольга Одинцова описала 4 этапа, которым нужно следовать.

Этот блок самый простой. Он включает анализ данных из открытых источников, а также запрос необходимых документов: копии устава организации, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документов, удостоверяющих личность руководителя и др.

Также полезно провести сбор дополнительной информации на основе уже имеющегося опыта взаимодействия с контрагентом. Помните о том, что одного только наличия информации, «не пропущенной» через аналитику, не дает полного представления о рисках. Прежде всего важно собирать документы, которые подтверждают реальность совершения хозяйственных операций.

Нужно помнить о критериях добросовестности, на которые указывают в своих письмах Минфин, ФНС, а также судебная практика.

Нужно проверять, есть ли у контрагента необходимые ресурсы, насколько хороша его деловая репутация, обладают ли сотрудники необходимыми навыками и компетенциями.

Собирайте документы, с помощью которых можно подтвердить выбор контрагента и критерии, на основе которых он был сделан. Полезна будет и деловая переписка.

У вас должен быть документ, регулирующий порядок отбора контрагента, а также документы, отражающие процесс принятия решения о сотрудничестве.

Осуществляйте мониторинг изменений в статусе того контрагента, которого выбрали для сотрудничества. Не забывайте следить за выполнением транзакций, операций и фиксируйте те факты хозяйственной деятельности, которые имели место быть. Важно отсутствие факторов, которые могут негативно повлиять на репутацию контрагента.

Составление, заполнение и сдача квартальной нулевой отчетности для ИП на выгодных условиях от 1000 ₽.

Узнать подробности

Известно, что контроллерами подавалось более 480 тысяч предложений о проверках, однако почти четверть заявок не одобрили, таким образом, в конечном счете, план проверок предпринимателей на 2021 год включил в себя лишь чуть больше 350 тысяч разбирательств.

Следует подчеркнуть тот факт, что число плановых ревизий не повышается уже с 2016 года, ведь как раз в этот год начали вводить мораторий на проверки для малого бизнеса. До принятия этих мер количество проверок было значительно выше. Таким образом, введение моратория снизило возможность воздействия на малый и средний бизнес, а также не дало возможности незаконного вмешательства в дела бизнесменов.

Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса был введен в связи со сложившейся ситуацией в стране из-за внезапной вспышки коронавирусной инфекции. Осенью 2020 года правительство Российской Федерации предложило продлить его действие. Тогда же вышло постановление о том, что мораторий на проверки бизнеса в 2021 году будет действовать, а также возможно будет продлен и после истечения данного срока.

План проверок ИП на 2021 год будет реализован, как и в предыдущие годы, но появится ряд новшеств, направленных на сокращение трудозатрат контрольно-надзорных органов, а также на ускорение восстановления бизнеса предприятий, которые пострадали во время вспыхнувшей эпидемии коронавируса. В то же время, ввиду необходимости соблюдения карантинных мер, а также для избежания вспышек заражаемости, будет сокращено число личных встреч контроллеров с бизнесменами.

Проверки 2021: к чему готовиться бизнесу?

С июля 2021 года появилась возможность заменить проверку, длящуюся несколько дней подряд, на так называемый инспекционный визит. Это новая форма контроля, которая предполагает под собой выездное контрольное мероприятие. Длительность проводимого мероприятия по закону должна составлять не более одного рабочего дня. В таком случае контролирующий орган должен уведомить предпринимателя в течение 10 дней с момента принятия решения об инспекционном визите. Однако данное решение относится не ко всем видам проверок, налоговые проверки ИП и юридических лиц будут проводиться в штатном режиме.

Также было принято решение об ограничении продолжительности плановых проверок. Отныне проверяющие смогут проводить проверки максимум до десяти рабочих дней.

Для того чтобы снизить административную нагрузку и сделать проверки более удобными, появилась возможность проводить плановые проверки ИП и юридических лиц дистанционно. Такие проверки будут проводиться посредством использования видеосвязи через различные приложения и программы. Однако данное решение является лишь одним из возможных вариантов проведения проверок. Выбор дистанционного надзора или личного посещения предприятия остается за контролирующим органом. Данный метод, как сообщается, будет использован как на небольших предприятиях, так и на крупных.

Проводить проверки предпринимателей и юридических лиц в 2021 году будет не только прокуратура, а также такие организации как Минтруд, ФНС, ФСС, Минздрав, Пенсионный фонд и другие. Проверка ИП Роспотребнадзором на 2021 год будет проходить по следующим направлениям:

  • Соблюдение Трудового Кодекса — данные о проверках можно найти на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости;
  • Своевременная уплата налогов, ведение бухгалтерии и всех отчетностей, а также кассовую дисциплину — сводный план представлен на официальном сайте Федеральной налоговой службы;
  • Соблюдение Трудового Кодекса и Федерального закона в сфере здравоохранения работников — план проверок Росздравнадзора есть на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;
  • Контроль за начислением различных пособий и пенсий, а также уплата страховых взносов и ведение отчетности — проверки проводятся ФСС и ПФР;

Проверки крупных и специализированных организаций (индивидуальных предпринимателей) также будут проводиться по таким направлениям, как:

  • 1. Проверка соблюдения хозяйствующим субъектом требований и законов Российской Федерации в области пользования природными ресурсами и защиты природы;
  • 2. Проверки федерального имущества;
  • 3. Контроль аудиторских организаций;
  • 4. Надзор над земельным имуществом;
  • 5. Проверка соблюдения законов Российской Федерации в сфере поддержания санитарно-эпидемиологического благосостояния населения;
  • 6. Предупреждение, раскрытие и приостановление нарушений безусловных требований в сфере экспортного контроля.

План проверок ИП на 2021 год не затронет малый бизнес, а значит предприятия, отвечающие критериям малого или среднего бизнеса, могут спать спокойно — проверять их не будут. Надзорные каникулы для малых предприятий продлили до 2022 года. Однако напомним, что не запланированные проверочные визиты будут осуществляться, как и прежде, так же как и налоговые проверки малого бизнеса в 2021, об их отмене в законе не упоминается.

Вашу компанию все же могут включить в план проверок по ошибке. В таком случае необходимо подать заявление по форме, которая регламентирована Постановлением Правительства Российской Федерации, об исключении вас из списка проверяемых компаний. Не забудьте приложить также выписку из реестра акционеров общества (если у вас АО), копию отчета о материальных показателях (для Юридических лиц) или учетную книгу (для Индивидуальных предпринимателей), а также копию документа, в котором значиться количество сотрудников компании, иначе проверка будет проведена.

Проверка контрагента — 2021: что важно для налоговых органов сегодня

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство. Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г. следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

За прошедшее десятилетие контролеры мощно сократили число выездных проверок — в 130 раз! И если в 2010 году они проверяли 9 компаний из тысячи, то сейчас — одну из тысячи. А малый бизнес посещают с выездными еще реже: одного из 5 000 «малышей».

А знаете, к чему в итоге стремятся налоговики? Они планируют «обнулить» эти показатели.

Однако поводов для ликования и радости нет: такое обнуление не означает, что налоговики о нас позабудут. Речь идет о введении незаметного налогового администрирования — когда вместо редкого посещения компании с выездной проверкой контролеры удаленно проникнут в нашу 1С и в постоянном режиме будут отслеживать все операции, рассчитывать за нас налоги. И только не говорите, что этого не может быть.

Так чего же ожидать в будущем? Вот только часть планов ФНС на 2021 год:

  • внедрение АИС «Налог-4» для выявления махинаций с НДС;
  • разработка платформы для взаимодействия ФНС с другими органами;
  • запуск блокчейн-системы по оценке налогоплательщиков;
  • запуск сервиса по корректировке поддержки бизнеса.

Чем это грозит? Нужно готовиться к росту проверок и не только со стороны налоговых органов. К примеру, ФНС с помощью банков будет вычислять граждан с серыми зарплатами исходя из регулярности пополнения их банковских счетов. А через этих граждан без труда выцепят их «серых» работодателей.

Мероприятия

Проверка движения денежных средств осуществляется с помощью банков, которые подгружают информацию в отношении прохождения оплаты. Программный продукт не проводит сверку оплат и счетов-фактур. Кроме юрлиц, в автоматическом режиме проходит проверка физлиц. С 1 сентября 2016 года подп. 1.1 ст. 86 НК РФ обязал банки сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов физлиц. С 1 июня 2018 года банки по запросам налоговых органов также обязаны предоставлять справки по счетам физлиц в драгметаллах.

В отношении непосредственно сделок и операций с НДС необходимо помнить, что в случае отсутствия оплаты или оплаты за товар в минимальном размере этот факт свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде. Но часто отсутствие оплаты свидетельствует об отсутствии денег или нестандартных формах расчетов. Например, в виде векселя или отступного.

Проверка банковских гарантий используется при применении заявительного порядка возмещения НДС. При проверке поступающих в налоговые органы банковских гарантий, в том числе подписанных уполномоченным представителем банка, налоговыми органами может быть истребована доверенность, подтверждающая полномочия лица, подписавшего от имени банка банковскую гарантию. А также доверенности, связывающие доверителя с подписавшим данную банковскую гарантию уполномоченным лицом, и карточка образца подписи данного лица, если вышеуказанные документы не были запрошены и представлены ранее либо не содержатся в информационных ресурсах налоговых органов.

Также может быть запрошена генеральная лицензия банка на осуществление банковских операций, а в случае выдачи гарантии филиалом банка может быть направлено поручение о представлении копии положения филиала банка, предусматривающего возможность выдачи филиалом банковской гарантии, в целях установления факта реальности ее выдачи.

При этом к банковским гарантиям также будут применяться нормы гражданского и налогового законодательства, в связи с чем необходимо в случае подписания электронной банковской гарантии уполномоченным лицом одновременно с электронной банковской гарантией дополнительно представить доверенности в сканированном виде с УКЭП, связывающие доверителя с подписавшим данную электронную банковскую гарантию уполномоченным лицом (Письмо ФНС РФ от 06.11.2020 № ЕА-4-15/18187).

Проведение проверок налогов осуществляется в строгом соответствии с регламентными процедурами. Но регламенты также не стоят на месте. Исходя из регламента проверки НДС, необходимо обратить внимание на то, что в регламенте выделены следующие операции особого контроля:

  • Расхождения по журналам. Теперь отслеживаются расхождения типа «разрыв» не только по разделу 3 декларации, но и по разделу 11 «Журнал учета полученных счетов-фактур».
  • Контрольные соотношения. Отслеживаются попытки отразить налоговые вычеты без начисления соответствующих налоговых обязательств.
  • Сомнительные начисления. Рассматриваются вычеты покупателя, сформированные при отсутствии оплаты обязательств продавцом. В этом случае в цепочке компаний разрывов нет, но нет и уплаты налога.
  • Несопоставляемые операции. Операции в декларациях с признаками риска, цель которых – избежать автоматизированного контроля. Будут пристально отслеживаться случаи дробления счетов-фактур (частичный вычет в разных периодах).

По новому порядку уже в течение 15 дней после наступления срока представления декларации по НДС в базе ФНС формируются два перечня с:

  • несоответствиями и противоречиями «технического характера»;
  • признаками «схемных» нарушений.

Систему раскрашивания цветом в АСК НДС-2 налогоплательщиков заменит (дополнит) система баллов, назначаемых по более чем 30 критериям, содержащимся в новом регламенте. Критериями для присвоения баллов станут размер внеоборотных активов, среднесписочная численность сотрудников и размер оплаты труда, наличие в собственности объектов для осуществления деятельности, записи о недостоверности сведений, информация по расчетным счетам, доля вычетов по НДС в общей сумме налога.

Это не так. Если у УФНС есть информация о возможных нарушениях организацией налогового законодательства, эти данные направляются в инспекцию, где организация состоит на учете. Налоговики отрабатывают полученную информацию и самостоятельно оценивают целесообразность проведения ВНП. Поэтому, даже если у УФНС и возник интерес к компании, последнее слово все-таки за инспекцией.

Но не стоит путать эту ситуацию с заданием УФНС, где есть четкое указание, когда инспекторы должны выйти на проверку.

Это не совсем так. Конечно, такие организации находятся под пристальным вниманием налоговиков. Но это не значит, что организация автоматически попадает в план ВНП, если она несколько лет работает в убыток. Ведь «выездникам» нужно пополнить бюджет страны, а вероятность перекрыть убыток, да еще и доначислить налог на прибыль, невелика. Поэтому, если нет возможности доначислить какие-то другие налоги, помимо налога на прибыль, такую организацию, скорее всего, трогать не будут.

Многие ошибочно полагают, что поскольку выездная проверка проводится с регулярностью раз в 3 года, то первые 3 года компании ничто не угрожает. Есть и другое распространенное заблуждение, согласно которому выездная налоговая проверка обязательно проводится через 3 года после начала работы компании и будет повторяться каждые 3 года.

Однако в реальности физические ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому выездная проверка проводится только тогда, когда гарантированно будут доначисления.

Основания для выездной проверки могут быть разные. Для более эффективного отбора претендентов на выездные проверки разработан ряд критериев. Естественно, недостаточно соответствовать только одному из них. Подходящая для выездной проверки компания должна иметь целый букет проблем.

Ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому идут инспекторы с проверкой только туда, где гарантированно будут доначисления

Компании, которые не показывают прибыль или, еще хуже, работают с убытком в течение 2-х и более лет – однозначно находятся в зоне риска. Для начала генерального директора пригласят для беседы на убыточную комиссию в ИФНС. Но если представленные директором аргументы инспекторов не удовлетворят, надо готовиться к проверке. Причем больше всего рискуют оказаться в плане выездных проверок:

  • убыточные организации со значительными суммами вычетов по НДС;
  • убыточные организации с зарплатой ниже среднего уровня в своей отрасли;
  • убыточные организации с положительной динамикой выручки от реализации.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:

  • контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:

  • какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
  • учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
  • нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.

В 2021 году документальная внеплановая проверка осуществляется, в том числе, по таким основаниям, как:

  • представление налогоплательщиком в установленном порядке контролирующему органу возражения к акту проверки;
  • или жалобы на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, —

в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, если налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки.

Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования.

Приказ о проведении документальной внеплановой проверки по основаниям, указанным в настоящем подпункте, выдается:

  • в случае рассмотрения возражения к акту проверки, — контролирующим органом, который проводил проверку;
  • при проведении процедуры административного обжалования — контролирующим органом высшего уровня, который рассматривает жалобу налогоплательщика.

Согласно новой редакции статьи 109 Налогового Кодекса Украины налоговым правонарушением является противоправное, виновное (в случаях, прямо предусмотренных этим Кодексом) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика (в том числе лиц, приравненных к нему), контролирующих органов и / или их должностных (служебных) лиц, других субъектов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Деяния считаются совершенными умышленно, если существуют доказанные контролирующим органом обстоятельства, свидетельствующие, что налогоплательщик нарочно, целенаправленно создал условия, которые не могут иметь другой цели, кроме как неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных настоящим Кодексом и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Лицо может быть привлечено к финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии в ее деянии (действии или бездействии) вины, кроме случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом. В то же время, контролирующие органы несут ответственность за совершение налоговых правонарушений независимо от наличия вины.

Лицо считается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, однако не приняло достаточных мер по их соблюдению.

Принятые налогоплательщиком меры по соблюдению правил и норм налогового законодательства считаются достаточными, если контролирующий орган не докажет, что, совершая определенные действия или допуская бездействие, за которые предусмотрена ответственность, налогоплательщик действовал глупо, недобросовестно и без должной осмотрительности.

При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа составляет 50 процентов от размера, установленного соответствующей статьей Налогового Кодекса.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность лица за совершение правонарушений, относятся:

  • совершение деяния под влиянием угрозы, принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • совершение деяния при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • самостоятельное сообщение налогоплательщиком про совершенное им правонарушение.

Контролирующий орган может признать обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, также и другие обстоятельства.

Заметьте: налогоплательщик освобождается от ответственности за нарушение налогового законодательства в случае совершения деяния (действия или бездействия) лицом, действующим в соответствии с индивидуальной налоговой консультацией, предоставленной такому налогоплательщику в бумажной или электронной форме, при условии, что такая консультация зарегистрирована в едином реестре индивидуальных налоговых консультаций, или обобщающей налоговой консультацией и / или заключением объединенной палаты, Большой палаты Верховного Суда по применению нормы права, от которого в дальнейшем было отступлено.

Контролирующие органы несут ответственность за совершение налоговых правонарушений должностными (служебными) лицами таких контролирующих органов.

Лицо, чьи права и / или законные интересы нарушены, имеет право на возмещение вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц.

Вред, причиненный противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц, признаваемых налоговыми правонарушениями, возмещается в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством о возмещении вреда.

Вред, причиненный противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц, может включать:

  • стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества налогоплательщика, определенную в соответствии с требованиями законодательства;
  • дополнительные расходы, понесенные налогоплательщиком в результате противоправных решений, действий или бездействия контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц (штрафные санкции, уплаченные контрагентам налогоплательщика, стоимость дополнительных работ, услуг, дополнительно израсходованных материалов и т.п.);
  • документально подтвержденные расходы, связанные с административным и / или судебным обжалованием (кроме сумм, подлежащих возмещению в порядке распределения судебных расходов по процессуальному законодательству) незаконных (противоправных) решений, действий или бездействия контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц (юридическое сопровождение, не связанное с защитой, предоставленной адвокатом, командировки работников или представителей налогоплательщика, привлечение экспертов, получение необходимых доказательств, изготовление копий документов и т.д.). Сумма такого возмещения не должна превышать 50 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января календарного года, в котором принимается соответствующее судебное решение или решение другого органа, в предусмотренных законом случаях.

Вред, причиненный налогоплательщику вследствие налогового правонарушения контролирующего органа, возмещается по решению суда.

Лицо, чьи права нарушены, вправе заявить требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц в размере одной минимальной заработной платы, установленной на дату признания таких решений, действий или бездействия незаконными в порядке, предусмотренном законодательством. В таком случае доказыванию подлежит только противоправность решений, действий или бездействия в отношении лица. Налоговые нарушения, возмещение вреда за совершение которых допускается вследствие доказывания лишь факта его совершения предусмотрены п.128.2 ст.128 НКУ.

Начисление пени начинается:

  1. при начислении контролирующим органом налогового обязательства в установленных настоящим Кодексом случаях, не связанных с проведением проверки, или при начислении контролирующим органом денежного обязательства, определенного по результатам проверки — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком такого обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении;
  2. при начислении контролирующим органом по результатам проверки налогового обязательства и / или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, в случае выявления его занижения — на сумму такого занижения, начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком этого обязательства за соответствующий налоговый (отчетный) период, в отношении которого выявлено занижение, и за весь период занижения (в том числе за период административного и / или судебного обжалования)
  3. при начислении суммы денежного обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, в том числе в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со статьей 50 Налогового Кодекса, — по истечении 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.
  4. при выявлении контролирующим органом по результатам проверки занижения налоговым агентом налогового обязательства при начислении (выплате) налогооблагаемого дохода в пользу нерезидентов или других налогоплательщиков и / или несвоевременной уплаты, неуплаты (неперечисления) налоговым агентом удержанных (начисленных) налогов до или во время выплаты налогооблагаемого дохода в пользу нерезидента или иного налогоплательщика — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налоговым агентом суммы налогового обязательства;
  5. в случае несвоевременного возврата излишне / ошибочно уплаченных платежей, а также несвоевременного возмещения сумм налога на добавленную стоимость — начиная с первого дня, следующего за последним днем ​​предельного срока возврата таких средств.

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

Опубликован план проверок бизнеса на 2021 год

К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2021 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел.

Исключение составляют только камеральные налоговые проверки – они проводятся по факту предоставления налоговых деклараций и другой отчетности.

Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

  • охрана здоровья;

  • социальная сфера;

  • образование;

  • теплоснабжение;

  • электроэнергетика и энергосбережение;

  • производство, обработка и иное использование (включая обращение) драгоценных камней и металлов.

Порядок проверки этих предприятий определяется 294-м законом.

Плановые визиты контролирующих органов сохранят и в следующих случаях:

  • предприятие относится к 1 или 2 классу опасности (например, газифицированные котельные);

  • предприятие находится под постоянным государственным контролем (например, частные ювелиры);

  • компания попала в список предприятий с высоким и чрезвычайно высоким риском;

  • предприятие приостановило или аннулировало ранее действующую лицензию, выданную в соответствии с 99-м законом;

  • в отношении ИП или ООО применили меры административного воздействия за грубые нарушения КоАП (вплоть до дисквалификации, приостановления деятельности или блокировки р/с).

С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:

  • Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.

  • Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.

  • Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.

  • Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.

  • Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.

  • Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.

  • Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.

В отдельных случаях представители налоговой службы могут навестить предпринимателя в профилактических целях: для консультирования, предостережения, информирования и пр.

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Налоговая ревизия — контроль исполнения актов и предписаний НК РФ (ст. 31, 82, 83, 87, 89, 81, 92), который предполагает проверку и анализ достоверности цифр и данных, представленных налогоплательщиком в соответствующей декларации.

Цели и задачи налоговых проверок 2021 рассмотрены в таблице ниже.

Налоговая ревизия
Цели: Задачи:
  • контроль соблюдения норм НК РФ по налогам и сборам;
  • выявление суммы налога, перечисленного предпринимателем не в полной мере или неуплаченного вовсе;
  • взыскание суммы неуплаты;
  • проверка правильности использования вычетов и льгот;
  • подготовка информации о возможных кандидатах для проведения выездной проверки;
  • привлечение нарушителей к административной или уголовной ответственности.
  • подсчет налоговых показателей;
  • проверка правильности оформления декларации (указание всех реквизитов компании, а также наличие необходимых подписей);
  • анализ применения льгот, налоговых ставок и достоверности всех данных;
  • проверка правильности использования налоговой базы;
  • сравнение полученной отчетности с аналогичными показателями предыдущих периодов.

Как проверят малый бизнес в 2021 году?

Налоговые проверки делятся на выездные и камеральные. Их отличия рассмотрены ниже.

Ревизия
Камеральная Выездная
Основание проверки:
  • поданные налогоплательщиком декларации;
  • сведения об организации, имеющиеся в электронной базе налогового органа;
  • иные документы, отражающие информацию о компании-плательщике.
Документы, запрашиваемые налоговым органом у проверяемой организации. Это может быть:
Что служит причиной ревизии
Подача соответствующей документации в налоговый орган. Попадание организации под Концепцию планирования согласно приказу ФНС РФ №ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 года.
Требуется ли специальное разрешение руководства
Проверка осуществляется без постановки в известность руководителей налогового органа. Требуется разрешение на ревизию от начальника или заместителя налоговой инспекции.
Где проводится:
Осуществляется в налоговой инспекции, кроме случаев:
  • предоставления налоговой отчетности вместе с требованием возмещения НДС;
  • несоответствия указанных в отчетах сумм НДС (уплаченной и требуемой к возмещению);
  • затребованы льготы;
  • предоставлена отчетность по налогам с использованием природных ресурсов.
  • на территории плательщика;
  • в налоговой инспекции (если у проверяемой компании нет офиса).

Проверка может затронуть все филиалы и подразделения компании-налогоплательщика.

Время проведения
3 месяца (со дня получения отчетной документации) 2 месяца
Срок продления
нет Предусмотрен от 4 до 6 месяцев, если:
  • получен сигнал от органов правопорядка о нарушении налогообложения;
  • у компании есть несколько филиалов;
  • у организации много подразделений, большой объем документации и др.
Приостановка ревизии
нет Возможен вынужденный перерыв в проверке для экспертизы, изъятия документов (не более полугода).
Акт о результатах проверки
Составляется только в случае обнаружения каких-либо нарушений (10 дней со дня окончания ревизии). Оформляется в любом случае. При индивидуальной проверке составляется в течение 2 дней после окончания соответствующих мероприятий (в случае проверки группы компаний в течение 3 месяцев).

Целью проверки камерального типа является оценка правильности расчета налогов и факта их уплаты в соответствующий орган (согласно НК РФ).

Какого-либо специального уведомления о начале процедуры налогоплательщику не отправляется. Если в ходе ревизии выявлены нарушения, то инспектирующий орган может потребовать у организации пояснений (в течение 5 дней с момента уведомления) или исправления декларации (путем подачи уточненной версии).

Если новый вариант налоговой декларации подан до завершения проверки, то анализ первой бумаги прекращается и начинается изучение нового документа.

Если налоговым органом обнаружены нарушения, то:

  • составляется акт ревизии (в течение 10 дней со дня окончания проверки);
  • бумага вручается налогоплательщику (не позднее 5 дней после оформления);
  • предприниматель составляет возражение на акт проверки (в течение 10 дней со дня получения акта) или принимает выставленные налоговой штрафы и санкции.

Различают следующие виды камеральной ревизии:

  • базовая (анализ правильности оформления документов и сравнение их показателей с переменными предыдущего периода);
  • углубленная (требует наличия дополнительных документов от налогоплательщика для подтверждения некоторых сведений);
  • нормативная (соответствие предоставленной информации требуемым нормам);
  • формальная (направленная на проверку правильности оформления документов);
  • арифметическая (анализ цифр, указанных в бумагах).

На основании результатов камеральной проверки, как правило, отбираются кандидаты для выездной ревизии.

Если предприниматель не согласен с выявленными нарушениями фискального органа, то он может оформить:

  • возражение (в течение 15 дней с момента получения акта проверки);
  • апелляцию (в течение 10 дней после ревизии);
  • иск (если первые два способа не сработали).

Выездное исследование может быть плановым и внеплановым. Второе организуется на основании жалоб других организаций или физических лиц.

Во время выездной ревизии может быть проведена проверка:

  • правильности и своевременности налоговых выплат;
  • достоверности иных бумаг предпринимателя, имеющих отношение к налоговой отчетности;
  • соблюдения кассовой дисциплины (правильное оформление расходных и приходных документов);
  • инвентаризация имущества налогоплательщика;
  • правильность ведения предпринимателем налогового учета;
  • наличие всех необходимых бумаг у налогоплательщика;
  • факт предоставления соответствующих документов в фискальный орган;
  • осмотр принадлежащих компании территорий и помещений (используемых для бизнеса).

В результате проверки предприниматель может столкнуться со следующими действиями инспекторов:

  • изъятие документов (у налогоплательщика и его контрагентов);
  • проведение экспертизы;
  • допрос свидетелей возможных нарушений;
  • вызов понятых;
  • привлечение переводчиков или узких специалистов;
  • визуальная проверка документации и предметов, принадлежащих предпринимателю.

Запрещено проводить:

  • больше 2 выездных ревизий по одним и тем же операциям (в один период);
  • больше 2 проверок одного предпринимателя (кроме случаев, когда этого требует решение федерального органа).

Алгоритм действий специалистов фискальной организации при проведении выездной и камеральной проверках рассмотрен ниже.

Камеральная Выездная
  • принятие и регистрация декларации;
  • проверка срока сдачи и правильности заполнения документации;
  • сверка и анализ контрольных переменных;
  • вынесение решения об отсутствии или наличии нарушений;
  • если есть какие-либо несоответствия в бумагах, то составляется соответствующий акт и направляется налогоплательщику, который действует согласно своим желаниям (выполняет предписания или подает возражение).
  • вынесение решения о включении налогоплательщика в список проверяемых организаций (оно должно содержать перечень налогов, выплаты которых будут анализироваться, период ревизии, ФИО инспектора);
  • вручение решения комиссии предпринимателю (с обязательной демонстрацией удостоверений сотрудников налоговой службы);
  • проверка первичной документации, кассовой книги, соответствующих журналов, договоров и других внутренних документов компании;
  • получение информации об организации у контрагентов;
  • составление акта ревизии и вручение его налогоплательщику.

Для того чтобы узнать включена ли компания в реестр плановых проверок на текущий год необходимо зайти на сервис ФНС и загрузить соответствующий документ.

Можно получить сведения иным способом:

  • зайти на сайт Генеральной прокуратуры РФ по проверкам;
  • ввести требуемые данные в «Параметрах поиска»;
  • нажать «найти»;
  • увидеть сведения о возможном проведении ревизии в открывшемся поле (основание, цели и время проверки в том числе).

Скачать сводный план проведения плановых проверок на 2021 год.

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

В июле 2015 был принят ФЗ №246 о том, что в ежегодные плановые проверки не будут включаться субъекты малого бизнеса. Мораторий действует с 2021 по 2021 год, но не будет распространен на организации, занятые в сфере (ст. 9 ФЗ №294):

  • здравоохранения;
  • образования;
  • энергетики (социальной);
  • теплоснабжения и др.

Правовой акт не освобождает от проверок компании:

  • ранее нарушившие закон РФ (о чем было вынесено соответствующее решение налогового органа в ходе проверки);
  • чья деятельность была приостановлена на основании фискальной ревизии (с момента ее окончания не прошло 3 лет).

К оценке организаций налоговыми органами с января 2021 года будет добавлен риск-ориентированный метод, который предполагает расчет коэффициента для определения возможности нарушения закона той или иной компанией (чем он выше, тем чаще будут проводиться проверки).

Налоговая ревизия — обязательная процедура, ежегодно проводимая фискальными органами. Чтобы избежать санкций за какие-либо нарушения необходимо не только правильно и достоверно заполнять декларацию, но и устраивать внутренние проверки своей компании на всех основных уровнях.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

В числе исключений — лица, осуществляющие виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности).

Кроме того, под действие моратория не подпадут ЮЛ и ИП, привлекавшиеся, в частности к административной ответственности за грубые правонарушения, или лишенные лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее трех лет.

Вводится понятие риск-ориентированного подхода организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Данный метод предусматривает выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю отнесением деятельности ЮЛ, ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности и производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если такие критерии не установлены федеральным законом.

ЮЛ и ИП предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 25.12.18 № 480-ФЗ. Этот закон продлевает до конца 2020 года запрет на проведение неналоговых проверок тех организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. При этом мораторий не будет распространяться на контрольные мероприятия, которые проводятся с применением так называемого риск-ориентированного подхода (в частности, речь идет о проверках, осуществляемых пожарными или инспекциями по труду).

Неналоговыми или административными проверками обычно называются контрольные мероприятия, которые проводят пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др. Порядок и частота осуществления таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе. Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля — полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. В этот перечень включен также контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды.

Напомним, что запрет проводить неналоговые проверки субъектов малого предпринимательства введен Федеральным законом от 13.07.15 № 246-ФЗ. Для «надзорных каникул» был предусмотрен трехлетний период — с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Соответственно, ожидалось, что с 2019 года плановые неналоговые проверки малого бизнеса будут возобновлены. Однако комментируемый закон продлевает освобождение субъектов малого предпринимательства от плановых неналоговых ревизий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *