На чём было написано завещание князя ивана даниловича

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На чём было написано завещание князя ивана даниловича». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Княжил с 1340 г. по 1353 г. Симеон (в схиме Созонт) Иванович (Иоаннович) Гордый родился в 1316 г., московский и Великий князь Владимирский. Старший сын кн. Ивана I Даниловича Калиты. До 1340 г. княжил в Н. Новгороде. После смерти отца в 1340 г. получил в Золотой Орде ярлык на Владимирское великое княжество, а также стал князем Московским.
Духовные грамоты представляли последнюю волю князя, хранились тщательно и поэтому хорошо сохранились. Они представляют большую ценность для истории, так это подлинники документов, которых с тех времен сохранилось не так много. В те времена утверждением князей занимались ханы из Золотой Орды, при этом каждая поездка князя могла стать для него последней. Перед каждой поездкой князья составляли духовные грамоты, чтобы передать в них свою последнюю волю. Духовная грамота Ивана Калиты была составлена в 1339г. перед поездкой к хану Узбеку, который отличался особенной жестокостью по отношению к русским князьям.
Духовная грамота: завещание ивана калиты Духовная грамота (завещание) московского князя Ивана Даниловича Калиты составлялась в сложный для России период. С сер.
Внимание Русские земли были обложены данью, кроме того, ханы утверждали князей на «отчих престолах» и великого князя владимирского и суздальского. Нередко поездки в Орду для русских князей кончались смертью – например, 15 сентября 1326 г.

На чем было написано завещание Ивана Калиты?

Действительно, хотя и Иван Калита, и его сыновья являлись великими князьями Владимирскими, в их завещаниях никогда не определялись судьбы великого княжения, распоряжение которым зависело исключительно от воли хана, а лишь упоминались отдельные княжеские села на его территории.
Тем не менее в последующие годы борьба между Тверью и Москвой продолжалась, и в связи с ней в источниках время от времени упоминается Иван Данилович.

Но далее звучит мотив уже другой библейской книги – пророка Иеремии. «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: „Господь оправдание наше!“.

Калита правил Москвой с 1325 по 1340 годы, и в период этого правления им перед отъездом в Орду было составлено два духовных завещания. По мнению некоторых исследователей истории Москвы, они были изданы в 1336-1339 годах.

Из той же книги Иезекииля происходит и мысль о наступлении «последних времен». Рассказ о Гоге, «князе Роша, Мешеха и Фувала», которого Господь «в последние времена» выведет из земли Магог и пошлет «от пределов севера» войной на Израиль, – одна из любимых ветхозаветных тем византийского Средневековья. Там этот народ ассоциировался с руссами, часто нападавшими с севера на Византию.

Иван Калита превратил Москву не только в политический, но и в религиозный центр Руси. В 1325 г. митрополит Петр из Владимира переехал в Москву. Митрополит Феогност окончательно перенес в Москву митрополичью резиденцию. В 1325 г. в Москве был заложен каменный Успенский собор, позднее построены каменные храмы — Спаса Преображения, Михаила Архангела, Иоанна Лествичника, что под колоколы. Зимой 1339/1340 г. Иван Калита выстроил новый московский Кремль — из дубовых бревен, который целых двадцать пять лет защищал город от вражеских нашествий.

Что же имел в виду Дмитрий Донской, когда называл Галич, Бело-озеро и Углич «куплями своего деда»? Этот вопрос интересовал историков еще со времен Н.М. Карамзина.

Прозвище «Калита» князь Иван получил, предположительно, очень рано. «Калитой» называли большой кошель, который носили на поясе.

Читать онлайн Шрифт:Меньше АаБольше Аа В своем внутреннем управлении они пользовались достаточно широкой автономией, объяснявшейся тем, что в зависимости от политической ситуации они могли то признавать верховенство русских князей, то склоняться на сторону Орды. Ее можно объяснить только автономностью этой территории на начало х гг. XIV в.

Годы правления: — Великий князь Московский в — гг. Великий князь Владимирский в — гг. Князь Новгородский в гг. Cын великого князя Ивана Калиты и Елены. Из рода Московских великих князей. Родился 7 сентября года в Москве. До княжил в Нижнем Новгороде. В году Семен Иванович занял после смерти отца Ивана Калиты московский великокняжеский престол. По духовному завещанию отца Семен Иванович Гордый получил 26 городов и селений, среди них такие важные города, как Москва , Коломна и Можайск. После смерти Калиты русские князья поехали в Орду; но их соперничество с богатым и сильным московским князем Симеоном Гордым было невозможно. Татищев писал, что Семен Гордый, созывая русских князей для своих целей, напоминал им, что Русь лишь тогда была сильной и славной, когда князья беспрекословно повиновались старшему.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

В начале XIV века он княжил в Переславле-Залесском. У Ивана был старший брат Юрий Данилович, который являлся московским князем. Пока Юрий Данилович находился в Великом Новгороде и посещал Золотую Орду, брат замещал его и занимался управлением в Москве.

В 1304 году, когда Юрий Данилович отсутствовал, Иван отправился защищать Переславль от князей Твери.

Боярин Акинф с тверскими полками пытался захватить город, Иван Калита на протяжении трех дней держался в осаде, на четвертый к нему на помощь прибыл боярин Родион Несторович, и тверские войска были разбиты.

Иван Калита родился по одним данным или около 1283 г., или 1 ноября 1288 г. Точных данных не сохранилось. Крестили его в честь святого Иоанна Предтечи. Наследником московского княжества он не был, хотя и родился в семье Даниила Александровича, московского князя. Его старший брат Юрий стал московским князем в 1303 г. Сам Иван Данилович в 1296-1297 гг.

представлял своего отца в одном из крупнейших городов Великом Новгороде, а в 1304 г. занимался обороной Переяславля от тверских князей, где ему удалось одержать победу только с помощью войск боярина Родиона Несторовича. В 1320 г. его брат Юрий получил от хана Золотой Орды Узбек-хана письменное повеление (ярлык) на великое княжение, а Иван стал правителем Москвы.

В 1321 г. Великий князь Юрий, получив дань от Тверского княжества для передачи Орде, не отвез ее по назначению, а передал новгородским купцам для получения дополнительной прибыли. Узбек-хан за неповиновение передал великокняжеский престол Дмитрию Тверскому. В битве за возвращение себе ярлыка Юрий был убит в 1325 г. После смерти Дмитрия в 1326 г.

великим князем стал его брат Александр.

Совет

Иван Данилович, став московским князем, в первую очередь добился переноса кафедры митрополита в Москву. В это же время в Твери во время восстания был убит посол Золотой Орды Чол-хан со свитой. Когда стало известно об этом, Иван уезжает к Узбек-хану. Достоверно не известно, сделал он это по своей инициативе или по призыву.

Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и войско в 50000 человек для похода на Тверское княжество. В этом походе он объединяется с суздальцами. Александр Тверской бежал сначала в Новгород, а потом в Псков.

В итоге Новгороду пришлось заплатить большую дань ордынцам, а Тверское княжество было сожжено и разграблено, а жителей Пскова митрополит отлучил от церкви. К 1328 г. великокняжеское правление было поделено между двумя князьями: Иваном Даниловичем и Александром Васильевичем Суздальским.

После смерти Александра, а далее его брата Константина Калита совершает путешествие в Орду для получения ярлыка. Свое влияние Иван Данилович усиливал и династическими браками дочерей на удельных князьях. На религиозной почве в 1331 г. возникает конфликт между Новгородом и Москвой.

Причиной конфликта стал отказ митрополита Феогноста от признания Арсения в качестве архиепископа новгородского. Он признал Василия. Иван затребовал у Новгорода повышенную дань, он получил отказ. Земли Новгорода подверглись вторжению, но в итоге был заключен мир. В 1336 г.

Иван заключает мир с Новгородом, в результате став князем новгородским. В 1339 г. по доносу Ивана Александр Тверской с сыном был казнен по распоряжению хана. В 1340 г. принял монашеский постриг под именем Ананий, но скоро умер. Наследником стал его сын Семен, прозванный Гордым.

В своей политике Иван 1 оставался достаточно гибким, но настойчивым. Он неоднократно ездил в Золотую Орду, чем заслужил доверие хана и обеспечил спокойствие и процветание на территории Московского княжества. Твердой рукой он пресекал недовольство народа тяжелыми налогами. За свою деятельность получил прозвище «Калита», что означает кошель, сумка для денег.

Обратите внимание

Но по другой версии, он постоянно при себе носил кошелек для раздачи милостыни бедным. В его правление были заложены Собор Спаса на Бору, Успенский собор, Архангельский собор, а также был отстроен Московский Кремль из дуба, но эти постройки до нашего времени не сохранились.

Одним из основных итогов его правления стало расширение сферы влияние Московского княжества благодаря династическим бракам и покупки земель.

Иван Калита принадлежал к династии Рюриковичей, а точнее — к потомству Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (как и большинство других князей Северо-Восточной Руси). Его отец, Даниил Александрович[1], был младшим из четырёх сыновей внука Всеволода, Александра Ярославича Невского. Братья Даниила, Дмитрий Переяславский и Андрей Городецкий, были великими князьями Владимирскими в 1276—1294 и 1294—1304 годах соответственно, а он всю взрослую жизнь княжил в Москве, первым удельным правителем которой стал в период между 1273 и 1282 годами[2].

Всего у Даниила было семеро сыновей. Иван стал четвёртым после Юрия, Александра и Бориса (правда, существует гипотеза, что он родился вторым, сразу после Юрия[2]). Его младшим братом был Афанасий; кроме того, в источниках упоминаются Семён и Андрей, которые, по-видимому, умерли детьми. Были ли у Даниила дочери, неизвестно[3]. Нет информации и о происхождении его жены, которую П. В. Долгоруков называет Евдокией Александровной[4], а составитель Ростовского соборного синодика — Агриппиной[5]. По мужской линии троюродным братом Ивана был его главный враг Александр Михайлович Тверской — ещё один правнук Ярослава Всеволодовича[6].

Прозвище князя Ивана Калита связано с названием большого кошеля, который обычно носили на поясе. Согласно некоторым источникам, Ивана Даниловича так прозвали из-за его щедрости по отношению к нищим[7]. По словам Пафнутия Боровского, князь был «милостив зело и ношаше при поясе калиту, всегда насыпану сребрениц, и, куда шедше, всегда даяше нищим, сколько вымется»[8]. В XIX веке появилось мнение, что прозвище было саркастичным и что Иван Данилович получил его из-за своей скупости[9].

В 1303 году Даниил Александрович умер. Московским князем стал его старший сын Юрий, а остальные четверо Даниловичей, включая Ивана, вопреки существовавшей тогда традиции не получили уделов. Между тем Московское княжество в эти годы существенно выросло в размерах. Оно поглотило Коломну, ранее принадлежавшую Рязанскому княжеству, и Можайск, то есть взяло под контроль весь бассейн Москвы-реки с выходом к Оке; кроме того, Юрий контролировал Переяславль-Залесский[14], ставший предметом спора между Москвой и великим князем Андреем. Последний умер в 1304 году, и Юрий заявил о своих претензиях на великое княжение, найдя соперника в Михаиле Ярославиче Тверском[15].

В связи с этим конфликтом, быстро переросшим в открытую войну, Иван Калита упоминается в источниках в третий раз. Брат направил его в Переяславль, чтобы удержать этот город в случае нападения тверичей. Вскоре к Переяславлю и в самом деле подступило тверское войско во главе с боярином Акинфом Гавриловичем Великим. Иван, заранее узнав об опасности, успел привести переяславцев к крёстному целованию и послать за помощью; на четвёртый день осады он предпринял вылазку, и одновременно тверичей атаковал пришедший со стороны Москвы боярин Родион Несторович. В ожесточённом сражении москвичи одержали полную победу[16]. Акинф и его зять Давыд погибли в схватке, после чего в Переяславле были, по словам летописца, «веселие и радость велиа»[17][18].

Правитель Золотой орды Тохта передал ярлык на великое княжение Михаилу. Тем не менее в последующие годы борьба между Тверью и Москвой продолжалась, и в связи с ней в источниках время от времени упоминается Иван Данилович. В 1310 году он представлял старшего брата на церковном соборе в Переяславле-Залесском, где поддержал митрополита Петра, обвинённого тверичами в симонии; в результате представитель патриарха признал Петра невиновным[19]. В 1316 году предположительно именно продемонстрированное Иваном намерение двинуть армию на Тверь заставило Михаила Ярославича прервать поход на Новгород и спешно возвратиться домой[20]. В 1317 году Калита побывал в Новгороде в качестве посла и убедил власти республики принять участие в очередной войне с Тверью[21].

Одним из важнейших достижений Калиты стало заключение союза с православной церковью. Митрополит Пётр во время своих разъездов по Залесской Руси регулярно посещал Москву и с определённого момента (предположительно с 1322 года) жил там, что серьёзно укрепляло авторитет местного князя. Иван построил для него «двор» в восточной части Кремля; после своей смерти в 1327 году митрополит по инициативе Калиты был причислен к лику святых (сначала местного, московского, почитания, а позже общерусского)[82]. Его преемником Иван Данилович хотел сделать архимандрита Феодора, но его постигла неудача. Следующим митрополитом стал грек Феогност, установивший хорошие отношения с Москвой, но при этом старавшийся быть над межкняжескими схватками[83].

По совету Петра Калита воздвиг Успенский собор (строительство началось 4 августа 1326 года, освящение произошло 14 августа 1327 года, в 1329 году к храму был пристроен Петроверигский придел). Летописец называет эту постройку первым каменным храмом Москвы, хотя, согласно некоторым источникам, уже Даниил основал церковь из камня[84]. К 1333 году были построены ещё четыре каменных церкви: Димитриевская церковь, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника и собор Спаса на Бору при Спасском монастыре. Целью всей этой деятельности было сделать Москву крупным церковным центром, который бы не уступал Владимиру и мог бы стать постоянной резиденцией митрополита[85]. Кроме того, в конце своего правления Иван Данилович построил в Переяславле-Залесском храм во имя Успения Богородицы на Горицах недалеко от того места, где в 1304 году была одержана победа над тверичами[86].

При Калите строились не только церкви: незадолго до смерти князя в Москве появился новый дубовый Московский Кремль (строился в 1339—1340 годах)[87].

Историки XVIII века, оценивая деятельность московских князей, в основном следовали за летописцами. В частности, Михаил Щербатов связывал между собой два процесса — собирание Руси и борьбу против ордынского ига. По его мнению, Калита внёс в обоих случаях большой вклад, покорившись татарам и усыпив таким образом их бдительность[104].

Николай Карамзин с одобрением отзывался о действиях первых московских князей, укреплявших «единовластие» как залог будущего величия страны[105]. Калиту он вслед за одним из летописцев назвал «собирателем земли Русской»[106], а главным его достоинством назвал хитрость, с помощью которой князь использовал хана Узбека против своих врагов[107]. Иного мнения были представители дворянской оппозиции XIX века, для которых централизация страны и методы централизаторов выглядели как нечто безусловно вредное; отрицательное отношение к современному им самодержавию оппозиционеры переносили на московских князей, включая Ивана Даниловича[108]. Например, Никита Муравьёв в своих «Мыслях об Истории Государства Российского Н. М. Карамзина» пишет, что «рабская хитрость Иоанна Калиты» была унизительна для «нравственности народной»[109]. Михаил Фонвизин был уверен, что до объединения Руси «все русские были вольные люди», но московские князья, включая Калиту, использовали ордынское господство, чтобы заменить свободу княжеским произволом. «Пресмыкаясь в Орде», князь Иван «возвращался оттуда грозным, суровым повелителем и на подданных вымещал своё унижение»[110].

Виссарион Белинский причислил Калиту к наиболее выдающимся деятелям русской средневековой истории[111], однако в другой своей работе написал, что «Московское царство» возникло при этом правителе только «силою обстоятельств»[112]. Александр Герцен, относившийся к московским князьям отрицательно, пишет об Иване Даниловиче как о «типе государя той эпохи» — «политичном, плутоватом, лукавом, ловким, старавшимся заручиться покровительством монголов своим чрезвычайным смирением перед ними и в то же время захватывавшим всё и пользовавшимся всем, что могло увеличить его власть»[113]. О хитрости князя пишет и Николай Костомаров, подметивший наряду с этим «невоинственный характер» Калиты[114].

Начиная с середины XVI века Ивана Калиту часто изображали русские художники. Как правило, такие изображения были частью композиций, основанных на «Сказании о князьях владимирских» и «Книге степенной царского родословия». Самое раннее из них — фрагмент росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1547—1551), на котором Калита изображён в паре с отцом в монашеской одежде, с клиновидной бородой и нимбом вокруг головы, с согнутыми в локтях и приподнятыми руками. На стене Архангельского собора Московского Кремля, рядом с могилой, Иван Данилович нарисован в мирской одежде: на нём голубой кафтан с золотым поясом, золотые сапоги, красная шуба (1652—1666). Симон Ушаков создал портрет князя на стене Грановитой палаты в 1668 году, причём в его исполнении у Калиты карие глаза, широкие брови, вьющиеся волосы, прямая борода до груди. Портрет Ивана Даниловича есть и в «Царском титулярнике» 1672 года[13].

Иконописцы изображали Калиту по крайней мере с XV века. В мастерской Дионисия в 1480-е годы была создана икона «Святитель Пётр, с житием», на которой Иван Данилович присутствует при похоронах митрополита, сопровождает его тело при переносе в Успенский собор, указывает тысяцкому Протасию на высокую гору со снежной вершиной. Изображение князя есть на иконе Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Богоматери» (1668) наряду с портретами других московских правителей и святителей; здесь Калита в шапке Мономаха и парадном великокняжеском облачении склоняется к корням древа, растущего из фундамента Успенского собора. На иконе Николая Емельянова «Святитель Пётр Московский, с 12 клеймами жития» (1913) Иван Данилович тоже стоит у древа (клеймо 9) и склоняется над митрополитом, лежащим на смертном одре (клеймо 11)[13].

Иван Калита стал главным героем исторического романа Дмитрия Балашова «Бремя власти»; он действует и в предыдущей части цикла «Государи Московские», романе «Великий стол». Завод «Москвич» в 1998—2011 годах выпускал автомобиль на базе Москвич-2141 «Иван Калита», а власти Московской области в 2006 году учредили награду «Орден Ивана Калиты»; наградной крест ордена содержит портрет князя Ивана в центральном медальоне[13]. Для православных Иван Данилович является местночтимым святым, «благоверным князем» с двумя днями памяти — Собор Московских святых (воскресенье перед 8 сентября по григорианскому стилю) и Собор Тульских святых, 5 октября[127][128].

Московская торгово-промышленная палата с 1998 года присуждает почётную награду «Дарственное подношение Ивана Калиты», которая включает свидетельство, золотой значок с портретом князя и серебряную статуэтку[13].

Завещание Ивана Калиты об Олимпийских играх

Иван 1 Калита был весьма своеобразным князем. Взойдя на престол, он не стал завоевывать новые земли, а начал популяризировать православную веру.

Он издал постановление, согласно которому резиденцию митрополита стоило перенести из Владимира в Москву. В связи с этим статус Москвы серьезно возрос.

В 1327 г. Иван Калита столкнулся с проблемами в отношении раздела территорий. Когда в Твери произошло восстание, и был убит ордынский посол, ему пришлось отправиться к хану для разрешения конфликта, так как Русь находилась под монголо-татарским игом.

В результате Иван Калита получил от хана право на великое княжение.

В 1328 г. хан Узбек решил поделить княжества между Калитой и Александром Суздальским. В результате такого раздела первому отошли Кострома и Новгород, а второму – Городец и Нижний Новгород.

Спустя 3 года Александр Суздальский умер, а вместо него на престоле оказался Константин. В этот период истории все земли, принадлежавшие князю Суздальскому, вновь возвращаются великому княжеству.

В конце 1320-х годов Иван Калита выдает своих дочерей замуж за Василия Ярославского и Константина Ростовского. Эти союзы оказались очень выгодными для князя, поскольку все уделы перешли под его управление.

В 1331 г. напряжение между Новгородом и Москвой достигло своего апогея.

Современники Ивана Даниловича отзывались о нем, как об очень гибком, но в то же время твердом князе. Его политика вызывала большое доверие и уважение у хана, благодаря чему Москва не подвергалась набегам.

Люди жили в относительной безопасности, а их благосостояние год от года росло. Интересен факт, что Иван Калита сохранял государство от войн и грабежей на протяжении 40 лет. Он радикально расправлялся с теми, кто выражал какое-либо недовольство или провоцировал восстания и бунты.

Политика Ивана Калиты основывалась на 4 негласных правилах:

  • жить в мире с Ордой;
  • контролировать «выход», то есть дань;
  • собирать земли;
  • дружить с Церковью.

Иван I Калита достиг огромного влияния на некоторых территориях, в числе которых были Новгород, Псков и Тверь. Несмотря на постоянную выплату дани ордынскому хану, он сумел накопить немало богатства, которое позже перешло его потомкам.

Первой супругой Ивана Калиты стала Елена, которую он взял в жены в 1319 г. В этом браке у него родилось четыре сына: Андрей, Иван, Даниил и Семен. После 12 лет супружеской жизни Елена скончалась от неизвестной болезни.

Второй женой Ивана Калиты стала Ульяна. Согласно одним источникам от нее родилась только одна дочь, однако по другой версии их было четверо.

Всех своих дочерей князь выдавал замуж исходя из политической выгоды. Интересен факт, что каждому зятю он выдвигал условие, согласно которому распоряжаться уделами имеет право только он один.

За несколько месяцев до смерти Иван Калита принял постриг. Предотвращая распри между сыновьями, правитель распределил имущество при жизни. Симеон Гордый стал владельцем двух третей наследства.

Отец оставил его в роли покровителя младших детей. Калита на смертном одре заботился о государстве. Такое деление позволило избежать дробления Московского княжества. Смерть князя пришла в марте 1340 года.

Похороны прошли в Архангельском соборе, построенном по приказу Ивана I.

Существует легенда, в соответствии с которой князь слыл щедрым человеком.

«В лето 6837 (т. е. в 1329 г. — прим.) князь великий Иван Данилович ходил на миру в Великий Новгород и стоял в Торжке. И пришли к нему святого Спаса притворяне с чашею, 12 мужей на пир.

И воскликнули 12 мужей, притворяне святого Спаса: «Бог дай многа лета великому князю Ивану Даниловичу всея Руси. Напой, накорми нищих своих».

И князь великий спросил бояр и старых людей новоторжцев: «Что это за люди пришли ко мне?»

Иконы Ивана Калиты

И сказали ему мужи новоторжцы: «Это, господин, притворяне святого Спаса, а ту чашу дали им 40 калик, пришедших из Иерусалима».

И князь великий посмотрел у них чашу, поставил ее на свое темя и сказал: «Что, братья, возьмете у меня вкладом в эту чашу?» Притворяне отвечали: «Чем нас пожалуешь, то и возьмем».

И князь великий дал им гривну новую вклада: «А ходите ко мне во всякую неделю и берите у меня две чаши пива, третью – меду. Также ходите к наместникам моим и к посадникам и по свадьбам, а берите себе три чаши пива».

Став во главе княжества, он первым делом перевел из Владимира резиденцию митрополита. Москва стала духовной столицей Руси, а первым московским митрополитом стал Петр.

Все действия Ивана Калиты были направлены на возвышение Москвы над остальными княжествами. Успешными были действия в борьбе с Тверским княжеством. В 1327 году в Твери произошло восстание против ордынского владычества. Карательная акция Узбек-хана настолько ослабила тверские силы, что княжество больше не конкурировало с Москвой.

Политика князя Ивана Калиты привела к расположению к нему Узбек-хана. Если все княжества в полном объеме ощущали гнет ордынских баскаков, то московские земли жили относительно спокойно.

Началось переселение в Московское княжество людей из других земель.

Иван Калита способствовал развитию ремесел и торговли, что позволило распространить влияние на многие земли Северо-Восточной Руси.

Ко двору были приглашены бояре, что создало мощную опору власти. Был введен земледельческий закон, основанный на византийском праве, а также новый порядок наследования.

Иван Калита принадлежал к династии Рюриковичей, а точнее — к потомству Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (как и большинство других князей Северо-Восточной Руси). Его отец, Даниил Александрович, был младшим из четырёх сыновей правнука Всеволода, Александра Ярославича Невского. Братья Даниила, Дмитрий Переяславский и Андрей Городецкий, были великими князьями Владимирскими в 1276—1294 и 1294—1304 годах соответственно, а он всю взрослую жизнь княжил в Москве, первым удельным правителем которой стал в период между 1273 и 1282 годами.

Всего у Даниила было семеро сыновей. Иван стал четвёртым после Юрия, Александра и Бориса (правда, существует гипотеза, что он родился вторым, сразу после Юрия[1]). Его младшим братом был Афанасий; кроме того, в источниках упоминаются Семён и Андрей, которые, по-видимому, умерли детьми. Были ли у Даниила дочери, неизвестно[2]. Нет информации и о происхождении его жены, которую П. В. Долгоруков называет Евдокией Александровной[3]. Через свою бабку по отцу Иван Калита был предположительно правнуком Брячислава Васильковича Полоцкого; по мужской линии троюродными братьями Ивана были его главный враг Александр Михайлович Тверской, соправитель по великому княжению Александр Васильевич Суздальский, Борис Давыдович Дмитровский.

Прозвище «Калита» князь Иван получил, предположительно, очень рано. «Калитой» называли большой кошель, который носили на поясе. Ивана Даниловича так прозвали из-за его щедрости по отношению к нищим[4]. По словам Пафнутия Боровского, князь был «милостив зело и ношаше при поясе калиту, всегда насыпану сребрениц, и, куда шедше, всегда даяше нищим, сколько вымется»[5].

Иван Данилович родился около 1288 года. День его рождения исследователи определяют, исходя из того, что перед смертью князь принял монашество под именем Анания: чествование этого христианского святого приходится на 1 октября по юлианскому календарю, а всего восемью днями ранее, 23 сентября, православные празднуют Зачатие Иоанна Предтечи. Предположительно именно Предтеча изображён на печатях Калиты как его персональный святой[6]. Таким образом, за дату рождения Ивана Даниловича принимается 1 октября 1288 года[7].

Первые упоминания Калиты в сохранившихся источниках относятся к 1296 году. Тогда новгородцы изгнали посадников великого князя Андрея и пригласили к себе на княжение Даниила, а тот отправил вместо себя сына, Ивана. Последнему было тогда около восьми лет, так что делами за него явно занимались отцовские бояре; номинальное правление Ивана продолжалось недолго, до 1298 года, и его имя даже не попало в летописный список новгородских князей. Тем не менее юный князь, по-видимому, смог получить на берегах Волхова самый первый политический опыт[8]. В 1300 году Иван Данилович выступил в роли восприемника на крещении старшего сына московского боярина Фёдора Бяконта. Его крестник получил имя Елевферий и впоследствии стал митрополитом под именем Алексий[9].

В 1303 году Даниил Александрович умер. Московским князем стал его старший сын Юрий, а остальные четверо Даниловичей, включая Ивана, вопреки существовавшей тогда традиции не получили уделов: по-видимому, старший брат хотел видеть в них всего лишь своих «подручников» и не хотел делить отцовские владения на много частей. Между тем Московское княжество в эти годы существенно выросло в размерах. Теперь оно включало Коломну и Можайск, то есть весь бассейн Москвы-реки с выходом к Оке; кроме того, Юрий контролировал Переяславль-Залесский, ставший предметом спора между Москвой и великим князем Андреем. Последний умер в 1304 году, и Юрий заявил о своих претензиях на великое княжение, найдя соперника в Михаиле Ярославиче Тверском[10].

В связи с этим конфликтом, быстро переросшим в открытую войну, Иван Калита упоминается источниках в третий раз. Брат направил его в Переяславль, чтобы удержать этот город в случае нападения тверичей. Вскоре к Переяславлю и в самом деле подступило вражеское войско во главе с боярином Акинфом Гавриловичем Великим. Иван, заранее узнав об опасности, успел привести переяславцев к крёстному целованию и послать за помощью; на четвёртый день осады он предпринял вылазку, и одновременно тверичей атаковал московский боярин Родион Несторович. В ожесточённом сражении сражении москвичи одержали полную победу; Акинф и его зять Давыд погибли в схватке, после чего в Переяславле были «веселие и радость велиа»[11][12].

Правитель Золотой орды Тохта передал ярлык на великое княжение Михаилу. Тем не менее в последующие годы борьба между Тверью и Москвой продолжалась, и в связи с ней в источниках время от времени упоминается Иван Данилович. В 1310 году он представлял старшего брата на церковном соборе в Переяславле-Залесском, где поддержал митрополита Петра, обвинённого тверичами в симонии; в результате представитель патриарха признал Петра невиновным[13]. В 1316 году предположительно именно продемонстрированное Иваном намерение двинуть армию на Тверь заставило Михаила Ярославича прервать поход на Новгород и спешно возвращаться домой[14]. В 1317 году Калита побывал в Новгороде в качестве посла: он убедил власти республики принять участие в очередной войне с Тверью[15].

Вокняжение Калиты на «великом столе» стало началом довольно долгого мирного периода в истории Владимирской Руси (1328—1368 годы). Один из летописцев пишет сразу после сообщения о получении Иваном Даниловичем ярлыка: «И бысть оттоле тишина велика на сорок лет и престаша погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилия татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земли»[28]. Этот мир наступил благодаря тому, что Калита наладил бесперебойные выплаты дани Орде. По мнению некоторых историков, именно Иван Данилович стал первым великим князем, который собирал дань не только в непосредственно своих владениях, но и в большинстве других княжеств Владимирской земли и сам передавал её хану (раньше это делалось через местных князей, откупщиков и баскаков). Такой вывод делается из одной фразы в Никоновской летописи: в 1328 году, передавая Калите ярлык, Узбек «и иныя княжениа даде ему к Москве»[29]. Исключительность полномочий Калиты подчёркивалась новым титулом — «Князь великия всея Руси», который носили и его потомки[30][31].

Добывая деньги, князь не останавливался перед грубым насилием. Так, в Ростове, обедневшем из-за татарских набегов, неурожаев и чрезмерных трат местных князей на поездки в Сарай, московские воеводы Мина и Василий Кочева в конце 1328 года организовали масштабные грабежи. «Епарха градского» Аверкия они подвесили вниз головой, «и взъложиша на ня руце свои, и оставиша поругана»[32]. Многие другие ростовцы из разных слоёв общества подверглись насилию и были вынуждены отдать остатки своего имущества. Нечто подобное происходило и в других русских городах[33].

Предположительно часть собранных средств Калита оставлял себе. Его казна могла пополняться также за счёт добычи пушнины в северных княжествах, зависимых от Москвы, за счёт продажи хлеба, а также благодаря внутренней стабилизации. Калита «исправи Руськую землю от татеи и от разбоиник»[34]; при нём начался переход права судить и карать за тяжёлые уголовные преступления от крупных вотчинников к княжеской администрации, что имело положительные последствия[35]. Во владениях московского князя получали землю и налоговые льготы на первое время жители других, менее благополучных, русских территорий. Так, разорённые ростовцы селились в радонежской волости к северо-востоку от Москвы; в числе этих насельников был отрок из боярской семьи Варфоломей, известный впоследствии как Сергий Радонежский[36].

Калита активно укреплял свои политические позиции на Руси, используя для этого мирные способы. В частности, он сам и его бояре покупали в других княжествах сёла и целые волости, становившиеся в дальнейшем очагами московского влияния. Шли в ход и династические браки. Предположительно в 1328 году Иван Данилович выдал одну из своих дочерей за Константина Васильевича Ростовского и добился раздела Ростовского княжества на две части. Борисоглебскую половину получил Константин, а тремя годами позже умер правитель Сретенской половины Фёдор Васильевич, и его владения хан Узбек передал на время Калите как часть великого княжения. В результате Константин стал послушным вассалом Москвы. Его кузен Фёдор Романович Белозёрский получил в жёны ещё одну дочь Калиты; он тоже подчинялся Москве, и вскоре после его гибели в 1380 году Белоозеро окончательно перешло к московским князьям.

После Федорчуковой рати тверским князем стал Константин Михайлович, женатый на дочери Юрия Даниловича и настроенный мирно по отношению к Москве. Тем не менее Калита должен был продолжать войну с Александром Михайловичем: Узбек поручил ему поймать мятежного князя, укрывшегося во Пскове, и привезти в Сарай на суд. Сначала Иван Данилович попытался убедить своего врага явиться в Орду добровольно, чтобы спасти Русь от новых бедствий. Тот проигнорировал отправленные ему письма, и весной 1329 года на Псков двинулась армия залесских князей во главе с Калитой. Последний явно не хотел доводить дело до полноценной войны. По его просьбе митрополит Феогност отлучил от церкви и Александра, и всех псковичей; поэтому, когда Иван Данилович привёл войско к Опоке, его встретило посольство из Пскова, сообщившее, что тверской князь уехал в Ливонию. В Болотово был заключён «вечный мир», по условиям которого псковичи обещали не принимать князей из Великое княжество Литвы[38].

Тем не менее в 1331 году Александр вернулся во Псков как доверенное лицо литовского князя Гедимина и был принят на княжение[39]. Калита пытался организовать ещё один поход против него; эта затея потерпела неудачу из-за отказа Новгорода в ней участвовать (1334 год). А годом позже Александр отправил в Орду своего старшего сына Фёдора, чтобы просить хана о прощении. Княжич был принят благожелательно. Потому и его отец поехал в Сарай, избежав встречи с московскими заставами (1337 год). Узбек объявил, что прощает Александра, и вернул ему Тверь, а также, по одной из версий, пожаловал титул «великого князя тверского», гарантировавший носителю независимость от Владимира[40]. В 1338 году между Александром и Калитой велись переговоры, которые закончились ничем: тверской князь претендовал на свои «вотчины», к которым предположительно относил в том числе и великое княжение Владимирское[41].

С осени 1338 года княжич Фёдор был постоянным представителем Александра в Сарае, тогда как его отец на Руси сколачивал антимосковскую коалицию. Союзниками Твери стали Ярославль, Белоозеро, а также, возможно, другие княжества. Иван Данилович со своей стороны постарался найти доказательства «измены» Александра — его попыток заключить антиордынский союз с Литвой. Калита предпринял ещё одну (последнюю) поездку в Орду. Узбек, какое-то время занимавший выжидательную позицию, наконец, поверил доводам московской стороны и «оскорбися до зела»[42]. Уже после возвращения Калиты на Русь хан вызвал к себе Александра, а в октябре 1339 года приказал убить и его, и Фёдора[43].

Эти события означали окончательную победу Москвы над Тверью в борьбе за верховенство во Владимирской земле. С этого момента у Москвы уже не было опасных конкурентов в борьбе за великое княжение[44].

В 1331 году начался конфликт между Москвой и Новгородской республикой. Хан Узбек увеличил размеры дани с русских земель, аргументируя это тем, что после переписи 1257—1259 годов прошло много времени; возможно, в действительности Калита пообещал платить больше, отблагодарив таким образом хана за ярлык на Владимир. Распределить новые тяготы по княжествам и городам нужно было самому московскому князю. Он решил основную часть этих платежей возложить на Новгород Великий, который в предыдущие десятилетия начал получать доходы с земель на Каме, Печоре и Вычегде. Соответственно в 1332 году Иван Данилович потребовал от Новгорода не только традиционный «чёрный бор», но ещё и «закамское серебро». Получив отказ, он обвинил новгородские власти в «измене», занял Торжок и Бежецкий Верх, а в конце 1332 года собрал армию для похода на столицу республики. Новгородцы предложили ему мир на неизвестных условиях. Получив отказ, они спешно укрепили город; в 1333 году архиепископ Василий Калика начал новые переговоры, пообещав 500 рублей, но не «закамское серебро». Мир не был заключён и на этот раз[45].

Сразу после переговоров с Москвой Калика поехал в Литву. Гедимин, владения которого к тому времени включали большую часть Западной и Южной Руси, согласился на союз с Новгородом в обмен на вокняжение там его сына Наримунта, получавшего «в отчину и дедину» Ладогу, крепость Орешек, Корельск (Корелу), Корельскую землю и половину Копорья. Союзником Новгорода стал и Псков, где княжил тогда Александр Тверской. Калита в ответ на эти события женил своего старшего сына Семёна на дочери Гедимина Айгусте-Анастасии (зимой 1333—1334 годов). Митрополит Феогност инициировал новую серию переговоров, и Новгород, наконец, согласился выплатить «закамское серебро». В 1335 году Иван Данилович посетил этот город, чтобы закрепить примирение; при этом Наримунт остался новгородским князем, хотя сам жил в Литве[46].

В 1337 году Калита снова предъявил Новгороду какие-то финансовые претензии. Не получив деньги миром, он двинул армию в Двинскую землю. Новгородские источники сообщают, что москвичи потерпели поражение, московские — что дань всё-таки была взята, а бой закончился без явного победителя. Новгород, не получивший должной поддержки от Литвы, рассорившийся в эти годы со Псковом и Ливонией, отправил великому князю «чёрный бор» и изъявил готовность к переговорам[47]. Но в 1339 году произошёл неожиданный поворот: Иван Данилович потребовал от республики ещё один платёж — по «запросу цесареву». Неизвестно, шла ли речь о каком-то чрезвычайном поборе или о выплате «чёрного бора» за предстоявшие годы; в любом случае Новгород ответил отказом. Это сало началом новой войны, развернувшейся уже после смерти Калиты[48].

Дмитрий Иванович Донской в завещании (1389 год) упоминает «купли деда своего», то есть Калиты, — Углич, Галич и Белоозеро. Неясно, что именно имеется в виду под «куплями». Существует предположение, что Иван Данилович купил у хана ярлыки на пожизненное управление тремя княжествами, обязавшись упорядочить выплаты дани и закрыть накопившиеся долги[49].

Углич был важным торговым центром на Волге, а галицкое и белозёрское княжества, обширные и малонаселённые, имели значение в контексте противостояния Москвы и Новгорода и были богаты пушным зверем[50].

Святой благоверный князь Иван Калита (род. ок.1283, умер 31 марта 1340 г, годы правления- 1325-1340)-одна из знаковых фигур русской истории. Это имя, которое известно нам со школьной скамьи, поэтому к нему всегда был особый интерес. Почему этот человек получил такую известность в истории? Да потому, что с его именем связано великое явление нашей истории-создание единого Русского государства, Московского государства. Иван Калита был основателем могущества Москвы. При нём Москва стала центром Великого княжения, центром Русской Церкви.

К началу XIV века место Руси на политической карте мира уверенно заняла Золотая Орда. Она раскинулась от низовий Дуная на западе до Оби на востоке. В Азии она простиралась от Ташкента на юге до Тюмени на севере. В Европе, помимо Руси, под власть Орды попали земли между Волгой и Уралом, Северный Кавказ, Крым и причерноморские степи. Столицей Золотой Орды вначале был Сарай, основанный в низовьях Волги в 1250-х годах, а позже- Сарай ал-Джедид, располагавшийся на левом берегу Ахтубы чуть южнее нынешнего Волгограда.

дошедшее до наших дней завещание князя ивана даниловича было написано на бересте

Во-первых, став великим князем, он навёл порядок в сборе дани в подвластных ему землях. Денежные средства в большом количестве просто разворовывались. Местные бояре и князья собирали деньги на Орду, а оставляли в своих карманах. Иван твёрдой рукой «очистил землю русскую от разбойников и от татей», как говорят летописи. Он устраивал экзекуции неплательщикам. Так в ростовской земле местного боярина он приказал подвесить за ноги и держать так до тех пор, пока родственники не принесут долг. И деньги тут же нашлись.

Во-вторых, из-за грабежей на дорогах останавливалась торговля. Он выловил всех разбойников.

В-третьих, Иван Калита стал проникать на русский север. Север славился пушниной, которую называли мягким золотом. Пушнина была валютой во все времена. Там правил Новгород, живший на торговле северной пушниной. Но Иван Данилович сумел пробиться на этот рынок. Он посылал на север свои артели, которые занимались заготовкой пушнины, а также ловили соколов, кречетов- ловчих птиц, которые тоже высоко ценились, особенно в Орде.

В-четвертых, Иван Данилович был мастером придумывать новые налоги, а также собирать налоги.

В-пятых, он начал производство хмельных напитков. В Москве при нём стали производить «хмельной мёд»- «медовуху». При Иване Калите «медовуха» поставлялась в страны восточной Европы и в Золотую Орду, что приносило неплохой доход.

В начале XIV века возникла проблема в отношениях между светскими правителями и Церковью. Умер митрополит Максим Грек, который в это время перенёс свой митрополичий стол из Киева, окончательно разорённого татарскими набегами, во Владимир. Встал вопрос: кто займёт его место? Разные светские правители стремились к тому, чтобы именно их представитель из церковной среды, которому они доверяют, занял церковный стол. Дело в том, что слово русского митрополита было очень весомым в Орде. На него очень ориентировались при принятии решений. Поэтому было очень важно, чтобы церковный стол занял человек, связанный добрыми отношениями с тем или иным правителем. Это был важный момент для политического подъёма того или иного княжества.

  • Случилось так, что тверские князья, которые в это время боролись за великокняжеский титул, выдвинули своего кандидата, но в Константинополе на место митрополита утвердили совсем другого человека из южной Руси. Этим человеком был будущий митрополит Пётр. Он приехал из галицких земель в северо-восточные русские земли и отношения с тверскими князьями у него не сложились.

  • Князь Иван с горечью наблюдал, как разодранная на 27 княжеских уделов Русь теряет своё единство. Десятилетия монгольского ига привели к оскудению Русской земли. Нищали и гибли люди в бесконечных междоусобных войнах. Ослабляя этими войнами друг друга, князья выслуживались перед Ордой во имя вожделенного ханского ярлыка. В который раз Русь переживала кризис власти, усугублявшийся кризисом церковным. В душах царил разброд. Вера слабела, и Калита полагал, что причиной тому было церковное нестроение. Храмы повсеместно обветшали, а некоторые вовсе были разрушены. Даже рукописных книг, по которым совершались богослужение, не хватало. Ситуацию следовало исправлять. Этим занимался возглавлявший русскую православную церковь митрополит Пётр.

    Однако, сорок лет тишины не были так уж безоблачны. Иван Калита всё же ходил в военные походы. Так в 1327 году была война с тверскими князьями, которая окончилась разорением Твери, исходом тверских князей в Литву. Соборный колокол был снят и увезён в Москву, что было символическим унизительным актом для тверичей. В чём была причина такой жёсткой междоусобной войны между русскими? Что же, Иван Калита был пособником ордынского хана?

    Иван Калита был редким политическим деятелем, обладавшим стратегическим мышлением, то есть умевшим заглядывать на несколько десятилетий вперёд, работать на будущее.

    Целью жизни Ивана Даниловича Калиты было возвышение Москвы, строительство Московской Руси, Московского княжества. Естественно, он думал о том, как сохранить своё дело. Чувствуя, что силы покидают его, он решил он заранее, при жизни, передать власть своему старшему сыну Симеону Гордому (правил с 1340 по 1353 год). Для этого он повёз Симеона в Орду, представил его хану, поручился, что Симеон будет делать всё так, как делал он. Хан утвердил завещание Ивана Калиты. После возвращения из Орды Иван Калита передал фактическую власть Симеону, посадив его княжить.

    Найдите одно неверное утверждение: При Князе Иване Даниловиче

    Стремясь хоть как-то объяснить отмеченное выше противоречие, Н.М. Карамзин предположил, что Калита приобрел указанные города незадолго до своей кончины, и тем самым они просто не попали в составленное несколькими годами раньше завещание московского князя3. Однако здесь его подстерегала другая трудность: до нас дошли духовные грамоты сыновей Калиты – Семена Гордого и Ивана Красного, но и в них опять-таки нет ни одного слова про Галич, Углич и Белоозеро4.

    Для объяснения этого парадокса Н.М. Карамзин нашел довольно остроумный выход. По его мнению, эти города вплоть до эпохи Дмитрия Донского «не были еще совершенно присоединены к Московскому княжению»5. Как известно, в XIV в. московские князья одновременно занимали два княжеских стола – собственно московский, являвшийся для них родовым владением, и великокняжеский во Владимире, право на который они получали по ханскому ярлыку. По мнению историографа, Калита приобретением этих трех городов расширял не собственно московские владения, а великокняжеские пределы: «сии уделы до времен Донского считались великокняжескими, а не московскими: потому не упоминается об них в завещаниях сыновей Калитиных»6. Действительно, хотя и Иван Калита, и его сыновья являлись великими князьями Владимирскими, в их завещаниях никогда не определялись судьбы великого княжения, распоряжение которым зависело исключительно от воли хана, а лишь упоминались отдельные княжеские села на его территории. И только внук Калиты, через несколько лет после знаменитой Куликовской битвы, ознаменовавшей начало заката ордынского влияния, смог включить в текст своего завещания 1389 г. многозначительную фразу: «А се благословляю сына своего, князя Василья, своею отчиною, великим княженьем»7. Именно сразу после нее идет процитированный выше нами текст о Галиче, Белоозере и Угличе. Тем самым Дмитрий Донской ясно показывал, что теперь не хан, а московский князь имеет полное право распоряжаться как всем великим княжением, так и отдельными его частями.

    Однако эта внешне очень логичная и стройная схема, казалось бы полностью объяснявшая отсутствие упоминаний об этих трех городах в завещаниях Калиты и его сыновей, имела один небольшой изъян, на который указал С.М. Соловьев: «Карамзин делает предположение, что эти прикупы принадлежали не к Москве, но к великому княжению Владимирскому. Но как мог Калита прикупать к великому княжению, которое вовсе не принадлежало в собственность его роду и по смерти его могло перейти к князю Тверскому или Нижегородскому? Это значило бы обогащать других князей на свой счет». Он же обратил внимание и на другое обстоятельство – на протяжении почти всего XIV в. русские летописи продолжают по-прежнему упоминать самостоятельных галичских и белозерских князей, что поневоле создается впечатление, что никаких покупок их стольных городов Калита не совершал. На взгляд историка, «дело объясняется тем, что Калита купил эти города у князей, но оставил еще им некоторые права владетельных, подчиненных, однако, князю Московскому, а при Дмитрии Донском они были лишены этих прав»8.

    Мнение С.М. Соловьева поддержал В.О. Ключевский: «Покупая села и деревни в чужих уделах, Иван Калита купил целых три удельных города с округами, – Белозерск, Галич и Углич, оставив, впрочем, эти уделы до времени за прежними князьями на каких-либо условиях зависимости». При этом он выделял их, наряду с удельными, в особую группу так называемых окупных князей, «у которых великий князь покупал их уделы, оставляя за ними пользование их бывшими вотчинами с известными служебными обязательствами»9.

    Б.Н. Чичерин попытался соединить точку зрения Н.М. Карамзина и С.М. Соловьева: «Из духовной Дмитрия Ивановича мы узнаем, что дед его купил целые княжества – Галич, Углич, Белоозеро, но местные князья оставались пока в своих владениях, неизвестно на каких правах, и только при внуке Калиты земли эти присоединены были к Москве. Поэтому, вероятно, о них и не говорится в прежних духовных»10.

    Более радикально решал эту проблему В.И. Сергеевич. Касаясь предположения С.М. Соловьева, что московский князь, приобретя эти земли, оставил за прежними владельцами некоторые права, он писал: «Вещь возможная, что Калита оставил свои купли за князьями-продавцами, обязав их службой себе и детям»11. И тут же он приводит аналогичный пример, встречающийся во второй духовной грамоте Калиты, когда купленное в Ростове село князь отдает некоему Борису Воркову под условием службы себе и детям12. Но тут возникает неустранимое препятствие – если Калита в своем завещании, «в котором не забыт даже прикупленный кусок золота», упоминает отдельное купленное село, то как же он смог забыть целых три княжества?13

    Пытаясь найти хоть какое-то логическое объяснение этому противоречию, В.И. Сергеевич предпринял в целом верный ход – необходимо проследить историю этих княжеств на протяжении полувека, прошедшего от смерти Калиты до составления завещания его внука. Это было сделано им применительно к Галичу. И здесь обнаружились интересные подробности. Под 1363 г. Никоновская летопись сообщает о том, что Дмитрий Донской согнал Дмитрия Галицкого с его княжения14. Спустя несколько лет, в начале 70-х гг. XIV в., была составлена договорная грамота между Дмитрием Донским и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским. И хотя она дошла до нас в очень дефектном состоянии, все же из ее текста можно выяснить, что в момент ее составления Галич находился в уделе Владимира Серпуховского15. Затем, если судить по завещанию 1389 г. самого Дмитрия, Галич снова оказался в руках московского князя16. Таким образом, можно предположить, что этот город был приобретен Дмитрием Донским в промежуток между началом 70-х гг. XIV в. и 1389 г.

    Иван Калита принадлежал к династии Рюриковичей, а точнее — к потомству Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (как и большинство других князей Северо-Восточной Руси). Его отец, Даниил Александрович[1], был младшим из четырёх сыновей внука Всеволода, Александра Ярославича Невского. Братья Даниила, Дмитрий Переяславский и Андрей Городецкий, были великими князьями Владимирскими в 1276—1294 и 1294—1304 годах соответственно, а он всю взрослую жизнь княжил в Москве, первым удельным правителем которой стал в период между 1273 и 1282 годами[2].

    Всего у Даниила было семеро сыновей. Иван стал четвёртым после Юрия, Александра и Бориса (правда, существует гипотеза, что он родился вторым, сразу после Юрия[2]). Его младшим братом был Афанасий; кроме того, в источниках упоминаются Семён и Андрей, которые, по-видимому, умерли детьми. Были ли у Даниила дочери, неизвестно[3]. Нет информации и о происхождении его жены, которую П. В. Долгоруков называет Евдокией Александровной[4], а составитель Ростовского соборного синодика — Агриппиной[5]. По мужской линии троюродным братом Ивана был его главный враг Александр Михайлович Тверской — ещё один правнук Ярослава Всеволодовича[6].

    Прозвище князя Ивана Калита связано с названием большого кошеля, который обычно носили на поясе. Согласно некоторым источникам, Ивана Даниловича так прозвали из-за его щедрости по отношению к нищим[7]. По словам Пафнутия Боровского, князь был «милостив зело и ношаше при поясе калиту, всегда насыпану сребрениц, и, куда шедше, всегда даяше нищим, сколько вымется»[8]. В XIX веке появилось мнение, что прозвище было саркастичным и что Иван Данилович получил его из-за своей скупости[9].

    В 1303 году Даниил Александрович умер. Московским князем стал его старший сын Юрий, а остальные четверо Даниловичей, включая Ивана, вопреки существовавшей тогда традиции не получили уделов. Между тем Московское княжество в эти годы существенно выросло в размерах. Оно поглотило Коломну, ранее принадлежавшую Рязанскому княжеству, и Можайск, то есть взяло под контроль весь бассейн Москвы-реки с выходом к Оке; кроме того, Юрий контролировал Переяславль-Залесский[14], ставший предметом спора между Москвой и великим князем Андреем. Последний умер в 1304 году, и Юрий заявил о своих претензиях на великое княжение, найдя соперника в Михаиле Ярославиче Тверском[15].

    В связи с этим конфликтом, быстро переросшим в открытую войну, Иван Калита упоминается в источниках в третий раз. Брат направил его в Переяславль, чтобы удержать этот город в случае нападения тверичей. Вскоре к Переяславлю и в самом деле подступило тверское войско во главе с боярином Акинфом Гавриловичем Великим. Иван, заранее узнав об опасности, успел привести переяславцев к крёстному целованию и послать за помощью; на четвёртый день осады он предпринял вылазку, и одновременно тверичей атаковал пришедший со стороны Москвы боярин Родион Несторович. В ожесточённом сражении москвичи одержали полную победу[16]. Акинф и его зять Давыд погибли в схватке, после чего в Переяславле были, по словам летописца, «веселие и радость велиа»[17][18].

    Правитель Золотой орды Тохта передал ярлык на великое княжение Михаилу. Тем не менее в последующие годы борьба между Тверью и Москвой продолжалась, и в связи с ней в источниках время от времени упоминается Иван Данилович. В 1310 году он представлял старшего брата на церковном соборе в Переяславле-Залесском, где поддержал митрополита Петра, обвинённого тверичами в симонии; в результате представитель патриарха признал Петра невиновным[19]. В 1316 году предположительно именно продемонстрированное Иваном намерение двинуть армию на Тверь заставило Михаила Ярославича прервать поход на Новгород и спешно возвратиться домой[20]. В 1317 году Калита побывал в Новгороде в качестве посла и убедил власти республики принять участие в очередной войне с Тверью[21].

    В 1331 году начался конфликт между Москвой и Новгородской республикой. Хан Узбек увеличил размеры дани с русских земель, аргументируя это тем, что после переписи 1257—1259 годов прошло много времени; возможно, в действительности Калита пообещал платить больше, отблагодарив таким образом хана за ярлык на Владимир. Распределить новые тяготы по княжествам и городам нужно было самому московскому князю. Он решил основную часть этих платежей возложить на Новгород Великий, который в предыдущие десятилетия начал получать доходы с земель на Каме, Печоре и Вычегде. Соответственно в 1332 году Иван Данилович потребовал от Новгорода не только традиционный «чёрный бор», но ещё и «закамское серебро». Получив отказ, он обвинил новгородские власти в «измене», занял Торжок и Бежецкий Верх, а в конце 1332 года собрал армию для похода на столицу республики. Новгородцы предложили ему мир на неизвестных условиях. Получив отказ, они спешно укрепили город; в 1333 году архиепископ Василий Калика начал новые переговоры, пообещав 500 рублей, но не «закамское серебро». Мир не был заключён и на этот раз[66][67].

    Сразу после переговоров с Москвой Василий Калика поехал в Литву. Гедимин, владения которого к тому времени включали большую часть Западной и Южной Руси, согласился на союз с Новгородом в обмен на вокняжение там его сына Наримунта, получавшего «в отчину и дедину» Ладогу, крепость Орешек, Корельск (Корелу), Корельскую землю и половину Копорья. Союзником Новгорода стал и Псков, где княжил тогда Александр Тверской. Калита в ответ на эти события женил своего старшего сына Семёна на дочери Гедимина Айгусте-Анастасии (зимой 1333—1334 годов). Митрополит Феогност инициировал новую серию переговоров, и Новгород, наконец, согласился выплатить «закамское серебро». В 1335 году Иван Данилович посетил этот город, чтобы закрепить примирение[68]; при этом Наримунт остался новгородским князем, хотя сам жил в Литве[69].

    В 1337 году Калита снова предъявил Новгороду какие-то финансовые претензии. Не получив деньги миром, он двинул армию в Двинскую землю[70]. Новгородские источники сообщают, что москвичи потерпели поражение, московские — что дань всё-таки была взята, а бой закончился без явного победителя. Новгород, не получивший должной поддержки от Литвы, рассорившийся в эти годы со Псковом и Ливонией, отправил великому князю «чёрный бор» и изъявил готовность к переговорам[71]. Но в 1339 году произошёл неожиданный поворот: Иван Данилович потребовал от республики ещё один платёж — по «запросу цесареву». Неизвестно, шла ли речь о каком-то чрезвычайном поборе или о выплате «чёрного бора» за предстоявшие годы; в любом случае Новгород ответил отказом. Это стало началом новой войны, развернувшейся уже после смерти Калиты[72][73].

    Одним из важнейших достижений Калиты стало заключение союза с православной церковью. Митрополит Пётр во время своих разъездов по Залесской Руси регулярно посещал Москву и с определённого момента (предположительно с 1322 года) жил там, что серьёзно укрепляло авторитет местного князя. Иван построил для него «двор» в восточной части Кремля; после своей смерти в 1327 году митрополит по инициативе Калиты был причислен к лику святых (сначала местного, московского, почитания, а позже общерусского)[82]. Его преемником Иван Данилович хотел сделать архимандрита Феодора, но его постигла неудача. Следующим митрополитом стал грек Феогност, установивший хорошие отношения с Москвой, но при этом старавшийся быть над межкняжескими схватками[83].

    По совету Петра Калита воздвиг Успенский собор (строительство началось 4 августа 1326 года, освящение произошло 14 августа 1327 года, в 1329 году к храму был пристроен Петроверигский придел). Летописец называет эту постройку первым каменным храмом Москвы, хотя, согласно некоторым источникам, уже Даниил основал церковь из камня[84]. К 1333 году были построены ещё четыре каменных церкви: Димитриевская церковь, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника и собор Спаса на Бору при Спасском монастыре. Целью всей этой деятельности было сделать Москву крупным церковным центром, который бы не уступал Владимиру и мог бы стать постоянной резиденцией митрополита[85]. Кроме того, в конце своего правления Иван Данилович построил в Переяславле-Залесском храм во имя Успения Богородицы на Горицах недалеко от того места, где в 1304 году была одержана победа над тверичами[86].

    При Калите строились не только церкви: незадолго до смерти князя в Москве появился новый дубовый Московский Кремль (строился в 1339—1340 годах)[87].

    завещание князя ивана даниловича было написано на берёсте?

    Историки XVIII века, оценивая деятельность московских князей, в основном следовали за летописцами. В частности, Михаил Щербатов связывал между собой два процесса — собирание Руси и борьбу против ордынского ига. По его мнению, Калита внёс в обоих случаях большой вклад, покорившись татарам и усыпив таким образом их бдительность[104].

    Николай Карамзин с одобрением отзывался о действиях первых московских князей, укреплявших «единовластие» как залог будущего величия страны[105]. Калиту он вслед за одним из летописцев назвал «собирателем земли Русской»[106], а главным его достоинством назвал хитрость, с помощью которой князь использовал хана Узбека против своих врагов[107]. Иного мнения были представители дворянской оппозиции XIX века, для которых централизация страны и методы централизаторов выглядели как нечто безусловно вредное; отрицательное отношение к современному им самодержавию оппозиционеры переносили на московских князей, включая Ивана Даниловича[108]. Например, Никита Муравьёв в своих «Мыслях об Истории Государства Российского Н. М. Карамзина» пишет, что «рабская хитрость Иоанна Калиты» была унизительна для «нравственности народной»[109]. Михаил Фонвизин был уверен, что до объединения Руси «все русские были вольные люди», но московские князья, включая Калиту, использовали ордынское господство, чтобы заменить свободу княжеским произволом. «Пресмыкаясь в Орде», князь Иван «возвращался оттуда грозным, суровым повелителем и на подданных вымещал своё унижение»[110].

    Виссарион Белинский причислил Калиту к наиболее выдающимся деятелям русской средневековой истории[111], однако в другой своей работе написал, что «Московское царство» возникло при этом правителе только «силою обстоятельств»[112]. Александр Герцен, относившийся к московским князьям отрицательно, пишет об Иване Даниловиче как о «типе государя той эпохи» — «политичном, плутоватом, лукавом, ловким, старавшимся заручиться покровительством монголов своим чрезвычайным смирением перед ними и в то же время захватывавшим всё и пользовавшимся всем, что могло увеличить его власть»[113]. О хитрости князя пишет и Николай Костомаров, подметивший наряду с этим «невоинственный характер» Калиты[114].

    Начиная с середины XVI века Ивана Калиту часто изображали русские художники. Как правило, такие изображения были частью композиций, основанных на «Сказании о князьях владимирских» и «Книге степенной царского родословия». Самое раннее из них — фрагмент росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1547—1551), на котором Калита изображён в паре с отцом в монашеской одежде, с клиновидной бородой и нимбом вокруг головы, с согнутыми в локтях и приподнятыми руками. На стене Архангельского собора Московского Кремля, рядом с могилой, Иван Данилович нарисован в мирской одежде: на нём голубой кафтан с золотым поясом, золотые сапоги, красная шуба (1652—1666). Симон Ушаков создал портрет князя на стене Грановитой палаты в 1668 году, причём в его исполнении у Калиты карие глаза, широкие брови, вьющиеся волосы, прямая борода до груди. Портрет Ивана Даниловича есть и в «Царском титулярнике» 1672 года[13].

    Иконописцы изображали Калиту по крайней мере с XV века. В мастерской Дионисия в 1480-е годы была создана икона «Святитель Пётр, с житием», на которой Иван Данилович присутствует при похоронах митрополита, сопровождает его тело при переносе в Успенский собор, указывает тысяцкому Протасию на высокую гору со снежной вершиной. Изображение князя есть на иконе Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Богоматери» (1668) наряду с портретами других московских правителей и святителей; здесь Калита в шапке Мономаха и парадном великокняжеском облачении склоняется к корням древа, растущего из фундамента Успенского собора. На иконе Николая Емельянова «Святитель Пётр Московский, с 12 клеймами жития» (1913) Иван Данилович тоже стоит у древа (клеймо 9) и склоняется над митрополитом, лежащим на смертном одре (клеймо 11)[13].

    Иван Калита стал главным героем исторического романа Дмитрия Балашова «Бремя власти»; он действует и в предыдущей части цикла «Государи Московские», романе «Великий стол». Завод «Москвич» в 1998—2011 годах выпускал автомобиль на базе Москвич-2141 «Иван Калита», а власти Московской области в 2006 году учредили награду «Орден Ивана Калиты»; наградной крест ордена содержит портрет князя Ивана в центральном медальоне[13]. Для православных Иван Данилович является местночтимым святым, «благоверным князем» с двумя днями памяти — Собор Московских святых (воскресенье перед 8 сентября по григорианскому стилю) и Собор Тульских святых, 5 октября[127][128].

    Московская торгово-промышленная палата с 1998 года присуждает почётную награду «Дарственное подношение Ивана Калиты», которая включает свидетельство, золотой значок с портретом князя и серебряную статуэтку[13].

    В 1296—1297 годах наместник своего отца Даниила Александровича в Новгороде. В 1304 году, в отсутствие своего старшего брата, Иван отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде, на четвёртый день из Москвы явился боярин Родион Несторович, зашёл тверичам в тыл, а Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение[6].

    В 1320 году Иван Данилович впервые ездил в Орду к Узбек-хану для утверждения в качестве наследника Московского княжества. Юрий Данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана[6].

    В 1321 году Дмитрий Тверской признал власть Юрия Даниловича и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества. Но Юрий вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в Новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали Узбек-хана, и он передал ярлык на великое княжение Дмитрию. Находящийся в это время в Сарай-Берке Иван Данилович не вмешивался в дела брата. При попытке вернуть ярлык Юрий был зарублен Дмитрием в Сарай-Берке 21 ноября 1325 года, в канун дня гибели Михаила Тверского, и Иван стал московским князем. Ещё спустя год (1326) в Орде был убит сам Дмитрий, а ярлык был передан его брату Александру.

    При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор (первоначальный храм не сохранился), Собор Спаса на Бору (снесен в 1933 году), Архангельский собор (первоначальный храм не сохранился), церковь Иоанна Лествичника (первоначальный храм не сохранился) и новый дубовый Московский Кремль (первоначальное сооружение, естественно, не сохранилось).

    В 1339/40 году в Москве было написано Сийское Евангелие, хранящиеся в библиотеке Российской академии наук.

    Летописи[8][9][10] воспроизводят такую последовательность событий (в скобках помещена их традиционная датировка в историографии):

    • Убийство в Орде Александра Михайловича Тверского с сыном (29 октября 1339);
    • Поход войск Товлубия, Ивана Калиты и их союзников на Смоленск (зима 1340);
    • Смерть Ивана Калиты (31 марта);
    • Поездка Семёна Ивановича и других князей в Орду, нападения новгородцев на Устюг и Белоозеро;
    • Известия о пожарах в Новгороде (7 июня) и Смоленске (Спас, август);
    • Возвращение Семёна Гордого из Орды и занятие Торжка;
    • Убийство в Брянске князя Глеба Святославича (6 декабря 1340);
    • Поход Семёна Гордого против Новгорода и заключение мира (зима);
    • Смерть Узбека и Гедимина (зима 1341).
    • Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция 21.
    • Балязин В. Н. Неофициальная история России. — 2007. — ISBN 978-5-373-01229-4

    Правление благоверного князя Ивана Калиты примечательно возвышением Москвы над другими городами. Как сказал летописец:

    «Перестали поганые воевать русскую землю, перестали убивать христиан: отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

    В большой степени безопасность и благоденствие Москвы стали возможны только оттого, что князь сумел расположить к себе ордынского хозяина, грозного хана Узбека. Происходил Иван Калита из рода Московских князей и был внуком Александра Невского. Как и его дед, он не боялся княжеского меча, но, как и его дед, он отлично понимал, что с Ордой нужно уметь договариваться.

    Став во главе княжества, он первым делом перевел из Владимира резиденцию митрополита. Москва стала духовной столицей Руси, а первым московским митрополитом стал Петр.

    Все действия Ивана Калиты были направлены на возвышение Москвы над остальными княжествами. Успешными были действия в борьбе с Тверским княжеством. В 1327 году в Твери произошло восстание против ордынского владычества. Карательная акция Узбек-хана настолько ослабила тверские силы, что княжество больше не конкурировало с Москвой.

    Политика князя Ивана Калиты привела к расположению к нему Узбек-хана. Если все княжества в полном объеме ощущали гнет ордынских баскаков, то московские земли жили относительно спокойно.

    Началось переселение в Московское княжество людей из других земель.

    Иван Калита способствовал развитию ремесел и торговли, что позволило распространить влияние на многие земли Северо-Восточной Руси.

    Ко двору были приглашены бояре, что создало мощную опору власти. Был введен земледельческий закон, основанный на византийском праве, а также новый порядок наследования.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *