Итигэлов лама духовное завещание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Итигэлов лама духовное завещание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Согласно существующим источникам, Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (недалеко от современного улуса Оронгой Иволгинского района Республики Бурятия). Рано лишившись родителей, около пяти лет пас овец в местности Ошор Булак у Ринчина и Надмит Батобазаровых. С детства отличался целеустремлённым и независимым характером. В 15 лет дошёл до Анинского дацана (на территории современного Хоринского района), что в трёхстах километрах от его родных мест, где в течение 23 лет постигал буддийское учение.
При жизни Хамбо Итигэлов предсказал события 20-30 годов прошлого века
Со второй половины 1880-х годов население Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств привлекалось к всеобщей воинской повинности ограниченно. Но, поскольку Итигэлов был выходцем из казачьего сословия, он должен был нести воинскую повинность. Поэтому Хойто-ламахай Анинского дацана попросил жителей Ойбонта вносить за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение от военной службы. Плата вносилась более 15 лет, и Итигэлов смог продолжить своё образование. Постигая учение Будды, он успешно защитил звание гэбши, затем габжи. В последующие годы совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине. В 1898 году вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра), одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы Цогчен-дугана (соборного храма).
В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. Были возведены дуганы Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время русско-японской войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние – около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.
Весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. После начала Первой мировой войны по инициативе Пандито Хамбо-ламы в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей. В 1915 году Итигэлов, посетив все дацаны, организовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потребности и отправлены к Пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме того, в прифронтовые госпитали были направлены эмчи-ламы (ламы, практикующие тибетскую медицину) во главе с Кенсуром (предыдущим Хамбо-ламой) Чойнзоном Иролтуевым.
В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии – Орденом Драгоценного жезла. В 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, награждён российским орденом Святой Анны II степени.
В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.
Даши-Доржо Итигэлов был практиком высочайшего уровня. На основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты – Великой реальности всех явлений. Он также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.
Хамбо Лама скакал на коне по озеру, как по земле
Группа лам подняла тело Итигэлова в 1955-м – на два года раньше, чем он завещал. Процедура была вынужденной – сильнейший шторм в селе Зун Оронгой сорвал крыши, и глава буддийского духовенства решил провести необходимые обряды до названного срока. Группа лам во главе с XVII Пандита Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандита Хамбо Ламы Даша Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан (ящик).
В 1973 году XIX Пандита Хамбо Лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело, и убедились в сохранности тела. К концу прошлого века все ученики Итигэлова умерли. Но сам он стал приходить во сне нынешнему главе Буддийской Сангхи.
Практически, постоянно около Учителя находится его главный смотритель Бимбо Лама, очень доброжелателен, но не особенно разговорчив, считая, что только после его ухода в иной мир можно будет обнародовать «его сокровенное». Тем не менее, он не скрывает – всегда держал в уме мысль, что нынешнему поколению лам необходимо вновь найти саркофаг Итигэлова и проверить состояние его тела. Он видел во сне свою встречу с великим Учителем. Обнаружение его послания только утвердило желание Бимба ламы. Он нашел человека, знавшего точно, где похоронен Учитель, – дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения. 7 сентября 2002 года он указал Аюшееву место захоронения в местности Хухэ-Зурхэн. Интересно, что Пандито Хамбо лама самостоятельно вышел к этому месту, дедушка подошел к нему другой дорогой.
Ламы получили согласие родственников на эксгумацию и 10 сентября откопали на глубине полутора метров короб с телом, засыпанный солью, с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.). Лама Итигэлов все еще сидел в той же самой «позе лотос», которую он принял 75 лет назад, прежде чем войти в свою последнюю медитацию. Присутствовавший судмедэксперт, оглядев тело, отказался что-либо предпринимать с ним, поскольку никогда такого не видел. И попросил создать комиссию. Из «акта наружного осмотра эксгумированного трупа», подписанного 11 сентября тремя ведущими специалистами республиканского центра судмедэкспертизы: «Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».
25-й лунный день с элементом Дерево. Благоприятный день для людей, родившихся в год Тигра, Кролика, Обезьяны и Курицы; делать добрые дела, почитать три драгоценности, завершать начатое дело, надевать новые украшения, новую одежду, ставить закваску, а также проводить похороны и поминки. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Дракона, Овцы и Собаки; Устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, повышать физическую нагрузку. Отправляться в дорогу – к новым беспокойствам. Стрижка волос – к ухудшению зрения, к усталости.
26-й лунный день с элементом Ветер. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; Совершать добродетель, проводить обряды «даллга абаха», «жабтуй», устроить праздник, регистрировать брак, надевать новые украшения, новую одежду, составлять договор, брать обещание, встретиться с любимым человеком, копать землю. Отправляться в дорогу – к приумножению материального богатства. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; Отдавать или продавать коров, лошадей, овец. Стрижка волос – к счастью, к достижению задуманного.
Две цифры имели огромное значение для бурятского ламы, изумившего мир через 75 лет после своего ухода. Это, конечно, цифра 12, потому что он стал 12-м Хамбо Ламой, а 12-летний цикл в восточном календаре является основой. Тем более, что после вступления в должность новый Пандито Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов указал место, где были спрятаны личные вещи первого Пандито Хамбо Ламы – Дамбы Даржа Заяева! Для всех буддистов этот факт стал неопровержимым доказательством того, что 12-й Пандито Хамбо Лама является перерожденцем первого, и этим замыкает таинственный цикл. Этот замечательный человек прожил жизнь, наполненную удивительными событиями, оставил огромное научное наследство, а его уход стал загадкой для учёных-материалистов.
Родился Даша-Доржо Итигэлов в 1852 году, в местности Улзы Добо, что недалеко от современного села Оронгой. Он рано лишился родителей, поэтому с детства отличался самостоятельностью. Малолетний сирота около пяти лет пас овец в местности Ошор Булак. Когда юноше было всего 15 лет, он пешком отправился в Анинский дацан, потому что решил стать ламой.
Я помню, как Янжима Васильева, чей дед был племянником старшей сестры будущего Хамбо Ламы, рассказывала о семейном предании. Оказывается, Даша-Доржо ещё до путешествия в Анинский дацан говорил, что он станет Хамбо-ламой! И он ушёл, никого не спрашивая, и никто не обещал, что его примут в хувараки. Может, знал? Путь же предстоял далёкий – около 300 километров.
Кстати, Янжима Васильева в 2002 году создала информационный центр «Вместе с Итигэловым», а ещё через два года – институт Итигэлова. В апреле 2013 года этот институт посетил президент России Владимир Путин, который, как писали СМИ, «дважды в духовном уединении общался с Нетленным». О чём беседовал президент с Хамбо Ламой, нам никогда не узнать, но по свидетельству современников, Итигэлов умел заглядывать в будущее.
В 1898 году он, будучи уже зрелым человеком и учёным, вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра), одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы. В 1904 году Итигэлов стал шэрээтэ (настоятелем) Янгажинского дацана. При его попечении были возведены дуганы Чойра и Дэважин в целях совершения добродетели воинов, погибших во время русско-японской войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Итигэлов пожертвовал на строительство всё своё состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму и от сельчан.
А весной 1911 года в Тамчинском дацане из числа десяти претендентов Итигэлов был избран двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири. И здесь нужно обратить внимание на 75-летние циклы.
Дело в том, что Даша-Доржо Итигэлов родился через 75 лет после смерти первого Хамбо-Ламы Дамбы Даржа Заяева, чьим
перерожденцем его признали буддисты. Ушёл в медитацию тяжело больной Хамбо-Лама в возрасте 75 лет, наказав ученикам вскрыть его могилу и посмотреть тело – тоже через 75 лет. Мы не знаем, в чём состояло значение этих циклов, просто обращаем на них внимание.
Помимо науки, 12-й Хамбо-Лама активно занимался общественной деятельностью, главным образом, благотворительностью. Во время первой мировой войны им было создано «Общебурятское общество», в которое вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, огромные деньги по тем временам. Собирали также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности.
В июле 1917 года, на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде, Итигэлов был избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан. В воздухе пахло революцией, и Хамбо-Лама уже видел, что произойдёт. Однажды на дороге Даши-Доржо Итигэлов встретился с возвращающимся из Монголии Агваном Доржиевым. Рассказывают, что Итигэлов сказал Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки — в живых они Вас не оставят». Агван Доржиев, стремившийся к диалогу с новой властью, в ответ спросил: «Почему не уезжаете сами?». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».
Действительно, вскоре начались репрессии, в ходе которых были убиты многие духовные лица, в том числе, буддийские ламы. Но Даша-Доржо Итигэлов ушёл раньше. 15 июня 1927 года он сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в
состоянии медитации, Даша-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану. Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.
Возвращение Хамбо-Ламы вначале происходило в тайне. Согласно завещанию, в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн. Убедившись в неизменности состояния Хамбо-ламы, ламы провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили тело в бумхан. В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Итигэлова и убедились в сохранности тела.
А 7 сентября 2002 года, через 75 лет после ухода Учителя, восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель улуса Гильбира, указал XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву местонахождение Хамбо-ламы Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. 10 сентября саркофаг вновь был поднят. Выполнив необходимые ритуальные действия, тело перенесли в Иволгинский дацан. 31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. Нетленное тело Учителя было торжественно препровождено в храм. С тех пор нетленное тело Хамбо-Ламы представляет собой объект поклонения верующих и неразрешимую загадку для учёных.
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 2010- 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 X
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
«В марте 1911 г. Итигэлов был избран ХII Пандито Хамбо Ламой — главой бурятских буддистов, — рассказывает Янжима Васильева. — А в феврале 1913 г. приглашён в Санкт-Петербург на празднование 300-летия Дома Романовых.
Делегация была удостоена личной аудиенции императора, на торжественном обеде от имени всех бурят Итигэлов произнёс поздравительную речь. Вообще буряты с большим уважением относились к русскому подданству, почитали самодержца как «белого царя», а императриц Елизавету Петровну и Екатерину Великую считали воплощениями Белой Тары — это одно из божеств буддийского пантеона (к слову, воплощением Белой Тары признали и Д. Медведева, когда он в 2009 г. посетил Иволгинский дацан. — Ред.). Во время Первой мировой войны Хамбо Лама Итигэлов собирал средства для поддержки фронта: солдатам отправляли одежду, обувь, табак, ягоды, сахар. В 1917 г. он оставил пост Хамбо Ламы по состоянию здоровья. Но есть мнение, что это было связано с отречением Николая II. Ведь Итигэлов присягал на верность этому человеку».
15 июня 1927 г., когда ему уже было 75, он собрал учеников и сказал: «Я прожил свои годы. Навестите меня через 30 лет, посмотрите, в каком состоянии будет моё тело. А через 75 лет я к вам вернусь». И погрузился в медитацию. Ученики поместили его, сидящего в позе лотоса, в кедровый короб (бумхан) и отнесли в местечко Хухэ-Зурхэн, где и зарыли на глубине двух метров. В 1955 г. ламы пришли на место захоронения (медитации?), подняли бумхан и убедились: тело осталось в неизменном состоянии. У него были подвижные суставы и эластичная кожа, а в районе сердца ощущалось тепло. Итигэлову сменили одежду, насыпали в короб соль и вновь закопали. Та же процедура повторилась в 1973 г.
К тому времени, на которое было назначено «возвращение», в живых оставался лишь один человек, когда-то знакомый с ним лично. Его и назначили официальным опознавателем Драгоценного и Неиссякаемого тела. «Это Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной», — заявил он, когда короб вскрыли в третий раз. Шёл 2002 год.
Эксгумацию проводили, как положено по закону: собрали подписи родственников, пригласили судмедэкспертов. Вот выписка из заключения: «Труп мужчины в сидячем положении, причём ноги согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены… Без признаков гниения… Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись… Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена…
Каких-либо следов ранее произведённого вскрытия с целью возможной бальзамации или консервации не обнаружено».
Бальзамация (или бальзамирование) — один из известных науке способов сохранения тела после смерти. Таким — забальзамированным, как Ленин, или высохшим, как египетская мумия, — ожидала увидеть Итигэлова его дальняя родственница Янжима Васильева:
«Я была потрясена. Думала, это будет окоченевшее тело. Надавила на живот, а он мягкий! Прикоснулась к рукам — суставы подвижные. Это было потрясением для всех. К тому же в коробе была соль. Если бы Итигэлов умер обычной физической смертью, соль разъела бы тело, а оно было как живое. Судмедэксперты уверяли, что через несколько часов, максимум через пару дней, оно начнёт портиться и превратится в тлен. Так бывает при резких изменениях условий — например, когда останки мамонта изо льда достают. Поэтому тело поместили в холодильную камеру. Задали в ней определённую температуру. Пришли на следующий день: температура в камере поднялась на 2°C, а стекло запотело!»
Кроме того, что он потеет (обычно во время молебнов и при большом стечении народа), Итигэлов меняет вес своего тела. На момент «возвращения» он весил 46 кило, а потом похудел до 42. Но в дни встреч с паломниками (за год набирается 7-8 таких дней) прибавляет по 100 грамм. Удивляет и то, что поза, в которой он 75 лет находился в деревянном коробе, сохраняется без изменений. А ведь никакие поддерживающие и фиксирующие приспособления для этого не используются.
Через два года после эксгумации тела Итигэлова его разрешили исследовать учёным из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). В частности, провести анализ волос, частиц кожи и ногтей. За работу взялся Виктор Звягин — заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, доктор медицинских наук. Он в своё время делал заключение о принадлежности Гитлеруобугленного трупа, найденного в Берлине, а также одним из первых изучал останки, объявленные относящимися к Николаю II и членам его семьи.
Исследовав биологические образцы, доставленные из Бурятии, с помощью метода инфракрасной спектрофотометрии, эксперты пришли к выводу: «Белковые фракции имеют прижизненные характеристики». Проще говоря, ткани тела не отличаются от тканей живого человека! Как объяснял тогда В. Звягин, похоже на то, что Итигэлов умер день-два, но никак не 75 лет назад. У него были на месте глазные яблоки и внутренние органы!
Заключение специалистов: современной науке неизвестно такое состояние тела после физической смерти, в котором находится Хамбо Лама Итигэлов. Тогда-то из уст учёных впервые прозвучало слово «феномен».
К сожалению, на этом научные (и паранаучные) исследования феномена заканчиваются. С января 2005 г. по распоряжению действующего Пандито Хамбо Ламы (главы бурятских буддистов) Аюшеева любые медицинские и биологические изыскания Драгоценного и Неиссякаемого тела приостановлены. Причина до конца неясна.
Официально объявлено, что наука, дескать, не способна объяснить загадку. Пыталась, да не смогла. Но поговаривают, что ламам не понравились опубликованные и попавшие в Интернет снимки Итигэлова. Кстати, фотографировать его теперь категорически запрещено. Но есть и ещё одна, конспирологическая версия. Никакой ДНК-экспертизы — является ли на самом деле извлечённый из земли человек ХII Пандито Хамбо Ламой — не проводилось. «Тот ли это монах, который принял позу лотоса в далёком 1927 г. и в ней же отошедший в мир иной, или его заменили искусно сделанным двойником уже в наше время?» — таким вопросом задаются скептики. И, конечно, не получают ответа.
Сейчас можно лишь сожалеть, что так и не были проведены магнитно-резонансная и компьютерная томографии. Это позволило бы «заглянуть» внутрь тела. «На самом деле это второстепенно, — считает Александр Хачатуров, директор Института экономики и менеджмента РХТУ, один из тех, кто изучает феномен Итигэлова с момента его «возвращения». — Ну измерим мы ему температуру и даже давление, просветим органы. Что это даст? Только ещё большее непонимание. К сожалению, современной науке действительно нечего сказать по поводу этого феномена. Ведь подобное в научной литературе не описано. С чем сравнивать, как давать оценки? Именно по этой причине сюда не спешат медицинские светила. Они боятся подмочить репутацию, поэтому делают вид, что им ничего неизвестно о феномене Итигэлова. А ведь он может дать толчок к созданию новой науки. Итигэлов будто приоткрыл для нас дверь в непознанное. Войдя в неё, мы могли бы объяснить картину всего мироздания. А мы предпочитаем не замечать эту дверь».
«Скажите, у меня будет возможность увидеть самого Итигэлова?» — предварительно осведомился я у организаторов. «Конечно! Наша конференция начнётся вместе с ним. Он даст нам благословение. В главном храме Иволгинского дацана ему поднесут мандалу».
Мандала — это модель Вселенной. Сакральное изображение, вышитое на ткани. Иволгинский дацан — монастырь, где в специально выстроенном Благословенном Дворце «живёт» Хамбо Лама Итигэлов. В назначенный час его двери открылись, и на плечах у хранителей Драгоценного и Неиссякаемого тела (так называют Итигэлова сами буддисты) наружу выплыл паланкин — кабинка с задёрнутыми шторами. Под стук барабанов и завывание рожков процессия прошествовала в главный храм монастыря. Через пару минут в него пригласили и остальных.
Входим в храм, рассаживаемся на скамьях. Пустой паланкин стоит в центре. На троне в гранатово-жёлтых одеяниях сидит он, Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной. Пока монахи, раскачиваясь, запевают мантры, вглядываюсь в его лицо. Впрочем, лицом это можно назвать с натяжкой. Линии рта и глаз различаются с трудом, хрящи носа примяты (как предполагает профессор РГГУ Галина Ершова, одна из немногих, кто был допущен к исследованию тела, за годы пребывания в саркофаге Итигэлов наклонился и упёрся в стенку короба). Голова опущена вперёд и чуть влево, светло-коричневая кожа лоснится (как потом выяснилось, специально к конференции Итигэлова переодели и помазали маслом). При этом отвести взгляд от него крайне сложно: каждый миг кажется, что он вот-вот пошевелится и даже откроет глаза. Забегая вперёд, скажу: есть люди, которые уверяют, что видели, как он это делал…
Около часа длится молебен. Монахи читают трактат, восхваляющий Итигэлова и 12 прожитых им жизней. К слову, он успел пять раз пожить в Индии, пять раз в Тибете и два — в Бурятии. «Это выяснилось после того, как была найдена написанная им рукопись, — шепчет Янжима Васильева, директор Института Хамбо Ламы Итигэлова. — Оказалось, в первом воплощении он был учеником Будды Кашьяпы, а во втором — Будды Шакьямуни, основателя буддизма».
Ламы подносят к трону обещанную мандалу, после чего поклониться Драгоценному и Неиссякаемому телу приглашаются все желающие. Образуется очередь. Фото- и видеосъёмка строжайше запрещены. Но стоящий передо мной иностранец (их среди паломников много) ничтоже сумняшеся достаёт камеру и делает снимок. К нему с гневом бросается один из монахов: «Ноу фото! Немедленно сотрите!» У зарубежного гостя едва не разбивают фотоаппарат.
К ногам Итигэлова кладут дарственные шарфы (хадаки), продукты и деньги. Подходит моя очередь. Я опускаю глаза и вижу сухонькие кисти рук, выглядывающие из-под накидки. «Пошевелятся или нет? Пошевелятся или нет?» Говорят, большинство людей при приближении к Драгоценному телу теряют все мысли и ощущают странную пустоту. Не потому ли, что пустота — ключевое понятие в буддизме и задача верующего — «поймать» её? В таком случае мне это не удалось.
С каждым годом в Иволгинский дацан наведывается всё больше паломников. Бывает, очередь растягивается на километр, а ламы утверждают (непонятно, шутят или нет), что Итигэлов сам её регулирует. Я разговорился с женщиной по имени Байлак, приехавшей из соседней Тувы. «Невестка никак забеременеть не может. Хочу попросить Хамбо Ламу, чтоб помог», — призналась она
Социологи проводили опрос. 25% людей приходят к нетленному телу за помощью и защитой. Молятся о родных и близких, просят об успехах в бизнесе и учёбе. «В первые годы Хамбо Лама Итигэлов был агрессивно настроен. На молебнах у верующих кружилась голова, беспричинно текли слёзы, а при прикосновении к телу они чувствовали электрический разряд, — вспоминает Даши Батуев, хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела. — Но потом он успокоился, стал излучать тепло. При смене одеяний от него исходило благоухание, а когда мы умывали его колодезной водой, доставленной из места, где он родился, его лицо светлело».
«Растёт число паломников, которые просят у Итигэлова не чего-то материального (квартиру, машину), а, скажем, процветания родной земле. Или мира во всём мире, — продолжает Янжима Васильева. — Люди чаще задумываются о духовном, больше работают над собой. У нас улучшилась жизнь, уменьшилось пьянство, даже погодные условия стали более благоприятными, серьёзно! Глядя на Итигэлова, некоторые паломники видят его преображённым — с открытыми глазами, иногда в очках. Оказывается, глаза у него зелёного цвета, об этом люди говорят независимо друг от друга! Кому-то он даёт советы, а кого-то реально спасает».
Как, например, одного московского бизнесмена. Побывав в дацане, тот попал в аварию. Машина — в хлам, а он отделался синяками. «В момент столкновения передо мной явился Итигэлов, он и спас меня», — говорил он потом. К спасённым Хамбо Ламой относят и Анатолия Чубайса: памятное покушение на него было совершено через несколько дней после визита в Бурятию. Глава РАО ЕЭС не пострадал. И, впечатлённый, на 5 лет освободил Иволгинский дацан от платы за электроэнергию.
Бурятский Лама Итигэлов замедлил время 🙏
Да будет радость и процветание!
Габжа лама Янгажинского дацана Итигэлов Даши Доржо избран Хамбо Ламой в Верхнеудинске.
24 марта 1911 года в своем доме. Читинский военный губернатор в присутствии большого числа бурятских лам и нойонов вручил Итигэлову утвержденную царем грамоту от 19 февраля 1911 года и в своей торжественной поздравительной речи пожелал ему радости и благополучия.
После утверждения в должности Пандито Хамбо Лама вернулся в свой Янгажинский дацан и вскоре, 5 апреля 1911 года, прибыл в Хулэнский дацан, где большое число прихожан, почтенная группа нойонов и сановников имели аудиенцию с ним. В этот же день, 5 апреля, в Хулэнском дацане, пригласив на трон Пандито Хамбо Ламу и подняв алтарь, мы все помолились.
В детские годы Итигэлов отличался озорным характером, однако уже с раннего возраста он помогал семье — пас овец и воспитывал Ринчина и Надмита, детей Батобатора из Иволги — Ошор Булака, получая за это небольшую плату.
В возрасте 14–16 лет, страстно желая получить образование, он сбежал из дома в дальние края. Оказавшись в Хоринском дацане, начал изучение тибетской грамоты и литературы. Получив звание хуварака и приняв монашеский обет, он около 20 лет обучался там, достигнув степеней габжи и гэбши.
Получив полное образование и вернувшись в родной Оронгой, в Янгажинский дацан, стал преподавателем духовной школы, обеспечивая образование многих хувараков.
Являясь гэсхы цогчин дугана, Итигэлов был утвержден в его штат. Получив в 1904 году дипломом ширетуя Янгажинского дацана, более шести лет пребывал в этой должности, а в 1911 году вступил на должность Пандито Хамбо Ламы.
4 февраля 1913 года он отправился в Санкт-Петербург вместе с учеником Гатапа Бадмаева, секретарем Бадмой Тудуповым, несколькими ламами и сановниками для участия в памятных празднествах, посвященных 300-летию царствования дома М.П. Романова.
13 февраля они прибыли в Санкт- Петербург, 14 февраля им был оказан очень хороший теплый прием со стороны директора и чиновников департамента религий, 16 февраля они общались с министром внутренних дел, 17 февраля — с обер-профессором, 18 февраля — с заместителем министра, 19 февраля провел молебен в новом буддийском дацане. На этой службе присутствовали посланник Монголии Ханда Ван с делегацией, два таргута.
Пандито Хамбо Лама Итигэлов, его соратники и ученые, находившиеся там, совершили молебен. 22 февраля Хамбо Итигэлов присутствовал в царском дворце на торжествах, где горячо приветствовал Его Величество и удостоился почетной высокой трапезы.
24 февраля по высочайшему приглашению несколько митрополитов, лам, министров, друзей, важных и высоких дам вместе со всеми высокочтимыми пробыли у трона более трех часов и удостоились обеда. На этом обеде всего присутствовало 1200 высоких лам, чиновников и дам.
Затем, 19 марта, от имени буддистов Забайкалья великому царю были преподнесены в подарок буддийские реликвии — блюдо, кувшин, семь золотых драгоценностей, предметы из белого серебра, хадак. Подарки были преподнесены также царице-матери, великой императрице, цесаревичу, четырем детям (всего 8 комплектов подарков).
На встрече с Его Величеством вместе с Хамбо Ламой присутствовали ширетуй Цугольского дацана, ученик Гатап Бадмаев, чиновники — Гомбо Бадмажапов, Сокто Бадмажапов. Приняв подарки, Великий царь поблагодарил делегацию: «Всем бурятам-буддистам передайте мою радость и благодарность, я всегда с особой нежностью благословляю бурят!» — так повелевал государь.
Вскоре после этого визита, в 1914 году, войска Германии начали большую войну. В Верхнеудинске 1 марта 1914 года, по предложению Хамбо Итигэлова, от всех бурят, проживающих к западу от Байкала в количестве 14 образованных людей, восточных бурят- буддистов в лице высокого Хамбо Иролтуева и Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, ширетуев 14 дацанов, от остальных дацанов соржо лам и образованных людей, а также нойонов, тайшей, волостных старост, авторитетных должностных людей в количестве более 120 чиновников-начальников, был собран совет.
Начиная с 1 марта 1914 года в течении 6 дней заседали и постановили срочно собрать со всего бурятского населения 130 000 рублей и отправить в западные области, где началась война. Собрать подношения верующих, провизию для казаков, одежду для раненных в местах их лечения, 30 кроватей и 30 000 рублей непосредственно для лазаретов.
Эти пожертвования и огромные суммы собранных денег должны доставить по назначению делегация во главе с председателем комитета Хамбо ламой Итигэловым и его друзей: ширетуя Иройского дацана Лайдаба, секретаря-корреспондента Бадмы Тудупова, Дымчика, старосты Базарона, ламы Цугольского дацана Данжинова Еши. Для выполнения постановления собрания был составлен специальный Устав, 24 рекомендации которого были исполнены.
В конце лета, образовав ревизионную комиссию, произвели проверку. По постановлению ее с осени 1914 года под руководством председателя комитета Пандито Хамбо Ламы Итигэлова были органи-зованы поездки по всем приходам дацанов Восточной Бурятии. Сам Хамбо вместе с правомочным Дамби Кишектуевым отправляется в длительные поездки для сбора денежных пожертвований.
Хулунский дацан, поддержав комиссию на месте и пополнив денежные суммы, отправил деньги в места военных действий, в лазареты для раненных солдат одежду, обувь, рукавицы, кисеты, табак, папиросы, ягоду, сахар. Все это было отправлено с таким расчетом, чтобы доставить до начала Пасхи.
С 1914 года Пандито Хамбо Лама Итигэлов, не зная страха, проявлял большую самоотверженность и старание, за что много раз получал благодарность с западных областей, где шла война.
Составлен в 1913 году в возрасте 61 года:
- Поступил в хувараки 20 марта 1876 года;
- Утвержден Бандием Ацагатского дацана 18 марта 1880 года;
- Утвержден Гэлуном Болакского дацана 13 марта 1882 года;
- Для пользы службы перемещен в этом же звании в Чжагасуртаевский дацан 10 марта 1883 года;
- Перемещен для пользы службы в Аларский дацан Иркутской губернии 13 августа 1888 года;
- Перемещен для пользы службы в Ацайский дацан 17 января 1890 года;
- Уволен согласно прошению по болезни из штата ламайского духовенства 10 августа 1890 года;
- По выздоровлению вновь поступил в хувараки Гусиноозерского дацана 7 июля 1895 года;
- Утвержден Бандием Янгажинского дацана 24 июня 1897 года;
- Утвержден Гэлуном Янгажинского дацана 13 апреля 1899 года;
- Назначен Ширетуем Янгажинско- го дацана 16 декабря 1903 года;
- Уволен, согласно прошения, по болезни, от занимаемой им должности с исключением из штата Ламайского духовенства 7 июня 1910 года;
- По выздоровлению вновь утвержден Ширетуем Янгажиского дацана 20 ноября 1910 года;
- Высочайшей грамотой утвержден на пост Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства в Восточной Сибири 13 февраля 1911 года.
Индийские перерождения
1. Од Цэрэн, один из учеников третьего Будды, написал комментарии к его трудам и добавил свое понимание;
2. Лоцава Сэнгэ — ученик четвертого Будды Шакьямуни. Жил в Доржидане, Индия;
3. Гэлэг Бал Самбу;
4. Хамбо Лама;
5. Гунга Одчен.
Тибетские перерождения
6. Дхармавара;
7. Юное Солнце;
8. Улыбающийся Доржо;
9. Лодой Чогдан;
10. Хайдуб Нима.
Бурятские перерождения
11. Пандито Хамбо Лама I Дамба Даржа Заяев;
12. Пандито Хамбо Лама XII Даша Доржо Итигэлов.
Буддизм на территории современной Бурятии уходит корнями во 2 век до нашей эры. Однако о массовом проникновении религиозного учения в Забайкалье можно говорить лишь, начиная с 17 века.
После того, как в 1722 году официально были определены государственные границы между Монголией и Россией, племена бурятов заняли свое место в составе Российской империи.
1741 год ознаменовался еще одним значимым событием для последователей Будды: царствующая Елизавета Петровна подписала указ, в котором буддизм получил признание, как официальная государственная религия, а ламы обрели подтверждение своей главенствующей роли в рамках конфессии.
Пандито Хамбо Лама XII возглавлял буддийскую конфессию на бурятской территории на протяжении с 1911 по 1917 годы. Его образ является предметом поклонения не только бурятской ветви учения, но и всего буддистского сообщества в целом.
Это нетленный монах в Бурятии, который продолжает пребывать в состоянии медитации вот уже более 85 лет. Его жизнь, уход и возвращение окутаны тайной. Но давайте обо всем по порядку.
Загадочное послание для всех жителей планеты Земля Хамбо-ламы Итигэлова
Существует версия, что причиной, по которой Итигэлову в 1917 году пришлось покинуть свой руководящий пост, стала болезнь.
Однако, согласно сохранившимся свидетельствам, он предвидел приход советской власти, предстоящие репрессии, гонения, разрушения, с которыми придется столкнуться последователям Будды и принял решение, отказавшись от поста, начать подготовку к своему предстоящему возрождению, продолжая просто служить в монастыре.
Достигнув 75 лет, Пандита Хамбо Лама XII Даши Доржо Итигэлов в день полной луны в июне 1927 года собрал учеников и, предварительно оставив им указания, погрузился в самадхи и достиг нирваны.
Уходя, Итигэлов заручился обещанием учеников, что те выполнят его последние прижизненные наставления. Указания касались того, каким образом следует распорядиться телом Учителя:
- По достижении ламой уровня нирваны, необходимо было поместить его в саркофаг из кедрового дерева, сохранив привычную для медитации позу лотоса, и захоронить.
- Обязанность учеников – периодически контролировать состояние тела ламы. Были названы конкретные даты в 57-м и в 73-м году прошлого века. Если, осматривая тело, были бы отмечены признаки тления плоти, тело нужно было придать огню.
- Открыть кедровую усыпальницу необходимо было ровно спустя 75 лет. Именно через этот срок Великий лама назначил свое возвращение.
Захоронение проверялось по указанию главы буддийского движения того времени дважды, в 1955 и в 1973 годах. Каждый раз обнаруживалось отсутствие каких-либо изменений в состоянии Итигэлова.
По прошествии указанного срока, воля монаха исполнилась. В 2002 году, 10 сентября, после необходимых юридических процедур, состоялось извлечение из-под земли деревянного саркофага. К удивлению всех присутствующих, ожидавших увидеть нечто похожее на мумию монаха, обнаружилось, что лама продолжает оставаться в той же позе лотоса, как живой человек, который медитирует много лет.
Буддистскому ламе относились хорошо и при дворе императора Николай II. Известно, что буддистские ламы хорошие лекари и часто врачевали царскую семью.
В 1913 году делегация лам из Бурятии была приглашена венценосной семьей на торжественное празднование 300-летия дома Романовых. Ламаистов хорошо встретили при дворе. Лидер духовенства Восточной Сибири в новом буддистском дацане Санкт-Петербурга провел молебен за здравие и благоденствие дома Романовых.
В качестве особого знака внимания бурятская делегация удостоилась личной аудиенции императора Николая II, которая длилась около 3 часов. Итигэлов «За отличное усердие» был пожалован Орденом Святого Станислава III степени.
Затем состоялся торжественный обед, где присутствовало более 1000 высоких гостей. Императору Николаю II были принесены в дар буддийские реликвии. От имени всех буддистов Забайкалья подарки вручили и всей царской семье.
«Записки» от хамбо-ламы Итигэлова
Когда Пандито Хамбо ламе исполнилось 75 лет, он попросил других монахов читать для него предсмертную молитву. Ламы смутились, не решаясь на этот шаг, но тут Итигэлов начал молиться сам. Ламы присоединились к чтению молитвы. Затем медитирующий монах сел в позу лотоса, и попросил помощников поместить его в саркофаг, чтобы захоронить. По его настоянию, монахам следовало читать священную молитву и навестить его впервые спустя 30 лет.
В 2002 году тело потревожили вновь. На этот раз, кроме группы буддистских монахов на раскопках присутствовали и ученые. Они решили провести эксперимент, чтобы найти ключ к разгадке феномена. Но сделать это оказалось не так просто.
Профессор Галина Ершова выяснила, что в теле монаха содержится огромное количество брома, что ограничивает любую чувствительность в теле человека. По ее предположениям, Итигэлов при жизни намеренно употреблял в пищу большое количество бобовых, богатых на микроэлемент бром. Затем он просто ушел в транс и организм отключился.
Другие ученые, исследовавшие останки тела, не смогли дать никаких точных данных в отношении феномена.
В 15 лет этот мальчик уже чувствовал себя полноценным мужчиной, которому нужно определяться в жизни. Он решает оправиться в Анинский дацан – это буддийский монастырь в Бурятии, и посвятить свою жизнь изучению буддийский религии.
Старший настоятель монастыря определил ему стипендию, которую выплачивали жители близлежащих сел. Кстати, из-за того, что Даши Доржо Итигэлов был рожден в казачьем сословии, он обязан был заступить на военную службу, но можно было откупиться. И все те сельские жители выплачивали более 15 лет деньги, что Даши смог продолжить обучение.
За всю свою жизнь он добился больших результатов в обучении и защитил очень высокие духовные саны. Он также изучал тибетскую медицины и врачевал.
В 46 лет он возвращается в Янгажинский дацан и становится ламой и преподавателем по совместительству. А в пятидесятилетнем возрасте Ширээтэ и ведет очень активную общественную жизнь, тем более, что время было очень неспокойное.
В 1911 году Даши Доржо Итигэлов становится Пандито Хамбо-ламой 2. Его избрали из 10 претендентов.
Этот непростой человек удостоился даже чести быть лично приглашенным самим Императором русским Николаем 2. В 1913 году отмечалось 300-летие семьи Романовых и Пандито Хамбо-лама поехал в Петербург. Где произнес поздравительную речь, а затем провел аудиенцию с королем.
Война
Во время войны Даши Доржо не остается в стороне, он собирает деньги, продукты, медикаменты и организовывает так называемое Общебурятское общество, которое помогает солдатам.
На эти деньги был построен госпиталь, в котором работали ламы, знающие тибетскую медицину. За такое неравнодушное отношение к Родине Пандито Хамбо-лама Итигэлов был награжден Орденом драгоценного жезла – высшей государственной наградой.
«Странник вечности»: история жизни культового ламы Итигэлова
Раннее утро. Город в тумане или смоге. Ещё не понятно. Со мной, как верный оруженосец, девица-красавица Ольга. От вокзала до маршрутки прошли метров сто по городу. Тихо, пустынно, чистенько. Зашли по пути в гостиницу полюбопытствовать о наличии мест и возможности бронирования мест для группы. Несоответствие цены и качества номеров. Однако порадовала доброжелательность и открытость девушки, разговаривающей с нами.
Несмотря на 6 часов утра узнали о многих достопримечательностях Улан-Уде и окрестностях. Спасибо Вам добрые люди! Едем в маршрутке. Цель — Иволгинский дацан. Туман не рассеивается. Но через него видны: огромная голова Ленина (почему только голова?!), судостроительные и, видимо, погрузочные краны на берегу реки Селенга, пустынные площади и улицы.
Проехали через реку Селенгу. Начало и в конец моста, с обеих сторон, украшали быстроногие лани. Выехали за город. Постепенно маршрутка наполнялась людьми: сначала бабушки и мамы с малыми детками (ехали в детский сад), а потом спешащие на работу люди.
За окнами полусонные и нарядные шли (именно шли, а не спешили) школьники. Мальчики, все как один, в наглаженных костюмчиках. На девочках — нарядное, но строгое платье. В школу как на праздник! Кстати ландшафты здесь уже далеко не уральские, в отличие от Иркутска. Холмы, горы, степи. Пока ещё не пришло осознание что еду в дацан к нетленному Итигэлову.
Однако приятно, что путь открыт: зелёные светофоры, как будто бы ожидающие нас транспортные средства, разговорчивые, доброжелательные попутчики. Яркое солнце, приятны люди… Или может я и моя спутница Ольга протянули все эти события? Подобное притягивает подобное. Это скромно о нас, о хороших.
И вот показалась часть здания дацана, которое выделяется на фоне других построек деревни и на фоне гор. Площадка перед входом в дацан. Здесь открыто несколько сувенирных лавочек. Подходим к одной из них и честно говорим: «Первый раз, просветите, чтобы все сделать правильно». Получили наставления молодой бурятки. Проходим на территорию буддистского монастыря. Она довольно большая с многочисленными постройками.
Двери в дацан были открыты и от толпы на улице был лишь маленький «хвости». Поспешила во внутрь к Ольге. Очередь «сломалась». Как всегда появились те, кто по каким-то причинам считал, что очередь не его удел. Скорее всего это были местные. На них были надеты нарядные шелковые халаты с выбитым рисунком и вели они себя суетливо-деловито, оттесняя очередь без лишних разговоров и делая свои дела.
Надо отдать должное стоявшим в очереди: никто не возмущался. В руках у всех были цветные жертвенные шёлковые шарфы: жёлтые, синие, белые, красные. Каждый имеет свой смысл и назначение. Когда мы по рекомендации покупали эти шарфы, нам было сказано: желтый отдадите ламе, а синий заберете домой. Однако ламы, когда мы зашли, не было. И мы положили жёлтый, благодарственный шарф на первый столик.
Столик не простой: на столе стояла чашка с рисом, в ней лежала кисточка из ниток, эта кисточка была привязана к длинной веревочке, а веревочка тянулась в стеклянный, прозрачный саркофаг к ламе Итигэлову. Кто-то брал рисинку, кто-то прислонял шарфик и разные предметы к этой нити, кто-то просто держался рукой за эту нить или прислонял её ко лбу прося и моля о помощи, защите, исцелении.
Кстати чудесных случаев исцеления, сбывшихся просьб так много, что их перестали фиксировать. Стоять около лама можно сколько хочешь долго. Надо просто отойти в сторону от потока. Глаза лучше закрыть, чтобы не отвлекаться. Все свои просьбы и чаяния излагать мысленно. Есть вопросы — задавайте также мысленно. Терпеливо ждите ответа. Кому-то ответ идёт сразу, кому-то позднее…
Время шло незаметно. 40 минут пролетели как 10. Пройдя по часовой стрелке к выходу задержались наблюдая, как молодые бурятки, исполняя какой-то обряд, методично ложились во весь рост на заботливо постланные в храме ковры. Лежали 1-2 минуты, вставали и вновь ложились во весь рост навзничь. Очень хотелось сфотографировать сей ритуал, но удержалась от соблазна. Фотографировать нельзя.
При входе в храм лама громко, и как видно доходчиво, но на монгольском языке, рассказывал группе монгольских товарищей об Итигэлове, о священных шарфиках, о молитвенных барабанах (хурде). Все понимающие кивали. Все, кроме двоих, меня и Ольги. И тут лама, о чудо! Обратил свой взор на Ольгу и на чисто русском языке спросил: «Все понятно?». И теперь уже для нас, повторил все ещё раз на русском языке (поэтому я и знаю что он говорил монгольским товарищам).
При этом он брал в руки шарфики, говорил какие-то сокровенные строки и резким узлом завязывал их. Теперь шарфик содержал силу молитвы и становился целебным. Его следует держать дома как оберег от всякого рода неприятностей. При выходе из дацана, подглядела, что одна из прихожанок подала в руки ламе какие-то принесенные с собой предметы и тот, подержав предметы в руках, почитав над ними какие-то слова — вернул их прихожанке. Две секунды и я, также протянута ламе амулет-оберег на машину, которую я пока ещё не купила.
Центр традиционной сангхи России (крупнейшей в стране буддийской религиозной организации) в Бурятии знают и глубоко почитают все, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Стоит неправильно произнести название, местные незамедлительно поправляют: «Иволгинский (ударение на третью гласную. — Прим. ред.)!» Здесь любой знает дорогу к святыне.
Солнце только что появилось из-за гор, а у входа в дацан уже припарковалось несколько автобусов с монгольскими номерами. Паломники разного пола и всех возрастов выстраиваются возле небольшой кабинки. Через минуту-другую они преображаются — все в расшитых золотом национальных костюмах. Вот человек на костылях догоняет своих, а жена в спешке накидывает на его плечи тэрлэк, легкий монгольский халат. «Мы всю ночь ехали из Улан-Батора, чтобы пораньше сюда попасть. Для каждого из нас это место особенное», — говорит она.
В дацане сообщают, что с 2015 года, когда ввели безвизовый режим с Монголией, из-за границы приезжают каждый день. О том, что монголы тут частые гости, свидетельствуют и стеклянные ящички для пожертвований, набитые рублями вперемешку с тугриками.
Итигэлов был двенадцатым Пандито Хамбо-ламой, то есть духовным лидером российских буддистов. Этот титул в 1764 году даровала ламе Дамба-Доржо Заяеву сама Екатерина Вторая.
«Но прежде его спросили, какой титул он сам хочет получить. Заяев сказал, что глава буддистов — это «хамбо-лама» и попросил добавить к этому еще и «пандито» — «ученый» на санскрите. Тем самым он дал понять, что буддизм в России напрямую связан не только с Тибетом, но и с Индией», — объясняет лама Иволгинского дацана Борис Балданов.
А началось с того, что императрица Елизавета Федоровна в 1741 году разрешила Заяеву проповедовать среди бурят.
До революции в Бурятии были сотни дацанов с тысячью лам. Но советская власть полностью запретила буддизм — монастыри разрушили, а их насельников либо расстреляли, либо отправили в лагеря. Лишь в 1945 году постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР в улусе Средняя Иволга было разрешено построить дугэн (храм). Монастырь же вновь открылся здесь шесть лет спустя, когда власти выделили землю под дома для лам. Сейчас здесь же находится резиденция двадцать четвертого Пандито Хамбо-ламы Дамбо Аюшеева «Хамбын Хурээ».
Буддизм — крупнейшая религия в регионе. Его исповедуют, как сообщили РИА Новости в информационно-аналитическом управлении правительства Республики Бурятия, 39 процентов населения.
Пандита Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов
Кроме лидера российских буддистов, в Иволгинском дацане проживают десятки лам. Внутри есть небольшие деревянные домики, в которых монахи принимают посетителей. На окнах висят объявления: «Астрология», «Лечение» и другие.
Марина стоит у входа в дом багши (учителя) Дымбрыла Дашибалданова. Она привела к нему сестру с племянником. На вопрос «Зачем?» отводит глаза, делая вид, что не слышит. Зато охотно рассказывает, к кому можно в случае чего обратиться: «В Бурятии многие приходят к ламам. По разным вопросам». Ламам обычно жертвуют столько, «сколько могут, они не просят определенную сумму».
По ее словам, ходят и к шаманам. Правда, среди них «много шарлатанов». «Моя знакомая побывала недавно у шамана. Так он сказал, что у ее мамы скоро будет онкология. Но пообещал помочь, за тридцать тысяч», — рассказывает Марина. Если не помог шаман, то обращаются еще к бабушкам. «Мы вообще тут избалованы — столько разных вариантов», — улыбается она.
Лама Дыбрыла Дашибалданов считает, что из-за этого у людей формируется потребительское отношение к вере: «Обычно как бывает: обращается к тебе человек, рассказывает о своей проблеме. И в ходе беседы проговаривается, что до этого побывал у бабки, у шамана, да еще и в православный храм забежал свечку поставить. У людей возникает путаница в голове».
Основная задача лам в этом случае — просвещать. «Лично я считаю, если человек обратился к ламе, то и должен впредь ходить к нему и слушать его советы — почитать мантры, например, и так далее. А не убегать к шаману. И наоборот — пошел однажды к шаману, то пусть только к нему и ходит. Мы не собираемся биться за паству, а просто хотим, чтобы у людей был порядок в голове и душе», — подчеркивает лама.
На Дашибалданова возложена большая ответственность, ведь он еще и ректор единственного в стране буддийского университета «Даши Чойнхорлин». В нем учатся около ста студентов из разных регионов страны. После окончания учебы они становятся ламами.
«Пока мы еще не прошли госаккредитацию, она ведь подразумевает, что мы должны будем преподавать тут предметы, базовые для светских вузов. Пока я не хочу сильно загружать ребят, они и так изучают философию, тибетский, старомонгольский, английский языки».
Радна идет по периметру дацана: каждый, кто вошел на территорию монастыря, должен совершить его троекратный обход по часовой стрелке. По пути встречаются многочисленные хурдэ — молитвенные барабаны, на которые нанесены мантры. Их нужно крутить тоже по часовой стрелке. Тем самым верующие сочетают физическую активность с молитвой, согласно учению Будды, тело и душа тесно взаимосвязаны друг с другом.
Феномен нетленного тела Пандидо Хамба ламы XII позволили изучить светским учёным.
По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников.
трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет.
(д.м.н. Виктор Звягин, зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы)[2][3].
Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз[4].
При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью[5], которая «местами нанесла вред его коже — высушила» (по словам доктора Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было)[6]. Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 граммов) в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни (несколько в году). После дней посещения избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5-10 кг и составил 41 кг.
С января 2005 года все биомедицинские исследования тела Итигэлова были закрыты указом Главы Буддийской Традиционной Сангхи России[7][неавторитетный источник?]
- Его Святейшество Далай-лама XIV:
«Многие буддийские монахи познают смерть, реально умирая во время медитации и таким образом освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет (и их тела не разлагаются). Пример тому — медитирующий лама в Бурятии, тело которого нетленно вот уже 81 год…»[8]
- Бимба Доржиевич Цыбиков, 1910 г.р., канд. исторических наук:
Я помню, как летом 1916 года Этигэлэй Хамбо выступал с проповедью перед народом. Проводилось «гашай» в местности Боро Губэй. Около субургана был устроен брезентовый навес и народ сидел вокруг Хамбы. Он сидел высоко на олбоках.
Родители взяли меня с собой и мне запомнилось, как Этигэлэй Хамба говорил, обращаясь к женщинам: Вы все ходите в шелковых платках, а на ваших божницах лежат ткани гораздо хуже.
(Б.Д.Цыбиков сегодня единственный человек, видевший Д-Д.Этигэлова до 1927 года. Он был приглашен Буддийской Традиционной Сангхой России для официального опознавания.)[1].
- Галсанова Зоя Чойжоновна, 1938 г.р. (По воспоминаниям матери Дарижаб Балдановны)[1]:
Когда Хамбо стал старым, тело его сильно уменьшилось в размерах. Он очень любил детей и говорил им: «Вы посадите меня в свою тележку и возите». Когда, играя, убегали, он говорил: «Меня оставив, далеко не убегайте» — вспоминала моя мама. Меня это очень удивляло: как странно, что такой большой лама мог запросто сесть в детскую тележку, чтобы его возила детвора, и наблюдать как они играют.
Нетленный старец. Жизнь и «смерть» Хамбо Ламы Итигэлова
- Внучатая племянница ламы, Янжима Васильева, в 2002 году создала информационный центр «Вместе с Итигэловым», а в 2004-м — Институт Итигэлова.
- В 2005 году об Итигэлове был снят короткометражный документальный фильм [9]
- Летом 2010 года планируется выход большого документального фильма о хамбо-ламе[10].
Даши-Доржо Итигэлов — Пандито Хамбо-лама XII (то есть глава буддистов Бурятии). Он был признан перерождением Дамба-Доржо Заяева, первого Пандито Хамбо-ламы[3][4].
Согласно существующим источникам об Итигэлове, с большой степенью вероятности Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия)[5]. Рано лишившись родителей, оказался в местности Ошор Булак, где около пяти лет пас овец у Ринчина и Надмит Батобазаровых.
С детства Даши-Доржо Итигэлов отличался целеустремленным и независимым характером.
В 15 лет тайком добрался до Анинского дацана (Хоринский район Бурятии), что в трёхстах километрах от его родных мест.
Итигэлов учился в этом дацане 23 года.
Со второй половины 1880-х гг. население Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств привлекалось к всеобщей воинской повинности ограниченно. Но, поскольку Даши-Доржо Итигэлов был выходцем из казачьего сословия, он должен был нести воинскую повинность. Поэтому Хойто-ламахай попросил жителей Ойбонта вносить за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение от военной службы. Люди вносили эту плату более полутора десятков лет, и Итигэлов смог продолжать свое образование.
Постигая учение Будды, он успешно защитил звание гэбши, затем габжи и прославился учёностью. В последующие годы Даши-Доржо Итигэлов совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине.
В 1898 году Даши-Доржо вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра) хуваракам, одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы[6] Согшон-дугана.
По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего.
Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов якобы ушел в нирвану.
Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.