Закон независимого наследования признаков урок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон независимого наследования признаков урок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Геометрия
  • Информатика
  • Математика
  • Алгебра
  • Алгебра и начала математического анализа

  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение

Урок 14. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)

Признак — любая особенность организма, любое его качество или свойство, по которому можно отличить одну особь от другой.

Альтернативные признаки — взаимоисключающие варианты одного и того же признака (пример: желтая и зеленая окраска семян гороха).

Доминирование — преобладание у гибрида признака одного из его родителей.

Доминантный признак — преобладающий признак, появляющийся в первом поколении потомства у гетерозиготных особей и доминантных гомозигот (см. ниже).

Рецессивный признак — признак, который передается по наследству, но подавляется, не проявляясь у гетерозиготных потомков; проявляется в гомозиготном состоянии рецессивного гена.

Фенотип — совокупность всех внешних и внутренних признаков организма. Фенотип формируется при взаимодействии генотипа со средой обитания организма.

Урок на тему :Основные законы наследования признаков. Законы Менделя.

Скрещивание — получение потомства путем искусственного объединения генетического материала разных родителей (разных клеток) в одной клетке.

Генетическая запись скрещивания:

первая строка: буква Р (родители), генотип женского организма, знак скрещивания х, генотип мужского организма; под обозначениями генотипов могут быть указаны признаки организмов;

вторая строка: буква G (гаметы) и (под обозначениями генотипов, в кружочках) гаметы женской и мужской особей;

третья строка: буква Fk (потомки), генотипы потомков (под обозначениями генотипов могут быть указаны признаки организмов); к — номер поколения.

Гомозигота — зигота, содержащая одинаковые аллели одного гена — доминантные (АА, доминантная гомозигота) или рецессивные (аа, рецессивная гомозигота).

■ Гомозиготная особь образует один тип гамет и не дает расщепления при скрещивании.

Гетерозигота — зигота, содержащая два разных аллеля одного гена (Аа).

■ Гетерозиготная особь в потомстве дает расщепление по данному признаку. Образует несколько типов гамет.

Правило (гипотеза) чистоты гамет. Так как каждая хромосома или хроматида может нести только один аллель данного гена, то при расхождении хромосом (при первом делении мейоза) или хроматид (при втором делении мейоза) вместе с ними в гаплоидные клетки гамет отходит лишь по одному из аллелей каждой аллельной пары.

Поэтому: любая гамета организма несет только по одному аллелю каждого гена, т.е. аллели в гаметах не перемешиваются.

Следствия правила чистоты гамет:

Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения, или правило доминирования) описывает скрещивание гомозиготных особей: при скрещивании гомозиготных особей (взятых из чистых линий одного вида), отличающихся по одному из пары альтернативных признаков, получаемые гибриды первого поколения единообразны как по фенотипу, так и по генотипу.

Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) описывает дигибридное скрещивание особей: при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся по двум или нескольким парам признаков, во втором поколении наблюдается независимое наследование генов разных аллельных пар и соответствующих им признаков.

Т.е. каждая пара аллельных генов (и соответствующих им альтернативных признаков) наследуется независимо друг от друга (другая формулировка 3-го закона Менделя).

Законы Менделя выполняются лишь в среднем, при большом числе однотипных опытов. Они являются следствием случайного сочетания гамет, несущих разные гены, и статистического характера наследования, определяемого большим числом равновероятных встреч гамет.

❖ Дополнительные условия, при которых выполняются законы Менделя:
■ один ген должен контролировать только один признак, и один признак должен быть результатом действия только одного гена;
■ доминирование должно быть полным;
■ сцепление между генами должно отсутствовать;
■ равновероятное образование гамет и зигот разного типа;
■ равная вероятность выживания потомков с разными генотипами;
■ статистически большое количество скрещиваний.

❖ Значение законов Менделя:
■ эти законы носят универсальный характер и не зависят от систематического положения организма и сложности его строения;
■ с их помощью можно рассчитать число типов образующихся гамет и установить возможные варианты сочетания доминантных и рецессивных признаков у гибридов.

Закон независимого наследования признаков Г.Менделя

Моногибридным называется такое скрещивание, в результате которого изучается проявление одного признака. При этом прослеживаются наследственные закономерности пары вариантов по одному признаку. Развитию данных проявлений способствуют пары аллельных генов.

К примеру, признак «окраски венчика цветка» гороха может проявляться в двух вариациях: белый и красный. Другие признаки, присущие данным организмам, во внимание не берутся.

Предмет: биология.

Класс: 9

Тема: «Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

    • Сформировать у учащихся
    • Продолжить
  • Формировать

Развивающие:

    • Продолжить формирование у учащихся таких мыслительных операций как анализ, синтез, аналогия, классификация, обобщение.
    • Способствовать развитию речи учащихся, направленной на четкое логическое обоснование своих ответов.
  • Способствовать развитию у учащихся внимания, памяти и пространственной ориентации при различных видах деятельности на уроке.

Воспитательные:

    • Способствовать созданию на уроке творческой атмосферы и положительного эмоционального настроя каждого учащегося.
    • Создание ситуации успеха на уроке для учащихся.
    • Продолжить работу по формированию навыков эффективного сотрудничества и общения в ходе взаимодействия учащихся в группах.
  • Формировать адекватную самооценку в ходе самостоятельного оценивания своей работы.

Методы обучения: частично-поисковый , дискуссия.

Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их учителем: учебно-тематическая карточка, дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений, «биологическое лото», мультимедийное оборудование, интерактивная доска

Тебе станут понятны молекулярные механизмы независимого наследования признаков. Вспомнишь формулировку Третьего закона Менделя. Научишься решать задачи на дигибридное скрещивание: записывать генотипы родителей и потомков, записывать варианты сортов гамет при дигибридном скрещивании, заполнять решетку Пеннета и находить ответ.

  • 1. Сделайте конспект урока с основными определениями
  • 2. Пройдите тесты и решите задачи к уроку (по кнопке Далее)

Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!

Три закона Менделя — основные генетические законы. Благодаря тому, что один человек решил поэкспериментировать с горохом, биология получила новый раздел — генетику.

С её помощью учёные со всего мира научились множеству вещей, начиная предотвращением болезней, заканчивая генной инженерией. Генетика — это один из самых интересных и перспективных разделов биологии.

Передача наследственных признаков, законы Менделя

Разделы: Биология

Цель урока

: расширение навыков решения генетических задач

Задачи

:

  • Образовательные: изучить механизм дигибридного скрещивания как метод изучения наследственности объяснить цитологические основы дигибридного скрещивания
  • Развивающие: продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией, символикой, записывать схему скрещивания и решетку Пеннета
  • Воспитательные: развитие ключевых компетенций

Тип урока

: урок-исследование

Форма проведения

: индивидуальная

Методы

: исследовательская работа, практикум по решению задач

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала
  3. Рефлексия
  4. Применение приобретенных знаний
  5. Домашнее задание

1. Организационный момент

.

2. Изучение нового материала

. Сегодня на уроке, мы продолжаем изучение закономерностей наследования признаков. Прежде чем преступить к работе послушайте легенду: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: «Площадь большого круга — это познанное мною, а площадь малого круга — познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, — это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений». Чтобы устранить ваши сомнения при решении генетических задач, я предлагаю вам побыть исследователями, и раскрыть механизм и закономерности дигибридного скрещивания.

Тема урока

: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. (Слайд 1) .Имя нашего урока: Трудное сделать легким, легкое привычным, а привычное приятным. (Слайд 2)

Цель нашего урока

: Изучить теоретические основы третьего закона Г.Менделя, научиться применять полученные знания для решения генетических задач (Слайд 3)

Девиз урока

: «Если есть труд — значит будет и успех«

Дигибридное скрещивание
Презентация учителя биологии ГБОУ Школа №879 г. Москвы Титовой С.С.

Это скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков, например, окраске цветков (белая или окрашенная) и форме семян (гладкая или морщинистая).
Дигибридное скрещивание
ААВВ
аавв

Дигибридное скрещивание
ААВВ
аавв
Фенотип
P-
Генотип
Гаметы
АВ
ав
F1 –
Фенотип
Генотип
АаВв

Дигибридное скрещивание. При моногибридном скрещивании брались особи, различавшиеся только по одному признаку. В дальнейшем Мендель перешёл к изучению дигибридного скрещивания, когда по той же методике ставились опыты над чистосортными (гомозиготными) особями, различающимися по двум признакам (например, жёлтые и зелёные семена, морщинистые и гладкие семена).

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Шрек, женившись на Фионе, очень переживает, какие дети у него будут от Фионы, с зелёной кожей и ушами трубочкой в него, или в Фиону, обладающая зелёной кожей и нормальными ушами. Зелёный цвет кожи доминантен, уши трубочкой обусловлены рецессивным геном. Матери обоих супругов были с нормальной кожей. У Фионы оба родителя имели нормальные уши, и по данному признаку она гомозиготна. Он попросит Вас юных генетиков помочь ему в этом не простом вопросе.

Вспомним! Сопоставьте термины и символы.

  • доминантный, рецессивный ген, гомозигота, гетерозигота, моногибридный генотип, дигибридный генотип, гамета могибридного и дигибридного генотипа, генотип с зеленой кожей, где А-зеленый цвет кожи.
  • Аа, АА,В,АВ, с, в, FFDD, АаВв, Вв, ВВ, ffdd, FfDd, f, аавв , ВвСс, ВС, вс, В, аа, Вв, F, fd, D.
  • Как называется скрещивание, если используемые организмы отличаются друг от друга по двум признакам?

Третий закон Менделя.

Минута отдыха. https://youtu.be/ZWHnTnPuH8Y В своих опытах Мендель скрещивал особи различающие по форме и цвету: Сформулируйте закономерность.

Закон независимого наследования.

При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других пар признаков и дает с ними разные сочетания.

При этом наблюдается расщепление по фенотипу: 9:3:3:1

Составим решетку Пеннета для семьи Шрека.

Применим знания.

  • Дед Мороз голубоглазый и холодный (рецессивные признаки), женился на Масленице, кареглазой и горячей (доминантные признаки). Отец Масленицы голубоглазый. По второму признаку промежуточное доминирование. Укажите фенотипы их будущих детушек.

Дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности

Если не удалось найти презентацию, то Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужную Вам презентацию в электронном виде и отправим ее по электронной почте.

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

УО «Гродненский торговый колледж» БелкоопсоюзаДисциплина: Общая Биология Тема 7: Наследственность и изменчивость организмов. Лекция № 23. ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ.

ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ. Дигибридное скрещиваниеЦитологические основы дигибридного скрещивания

Задачи урока: Продолжить знакомство с основными генетическими понятиями и терминами.Учиться правильно раскрывать сущность основных понятий генетики.Познакомиться с опытом Г.МенделяИзучить закономерности наследования: дигибридного скрещивания

1. Дигибридное скрещивание Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по двум парам альтернативных признаков (по двум парам аллелей), называется дигибридным

Понятия: дигибридное скрещивание, гомозигота, гетерозигота, гаметы, доминантный признак, рецессивный признак, аллельные гены, решётка Пеннета

III закон Менделя – закон независимого расщепления

2. Цитологические основы

I закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения или правило доминирования ) – при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки – оно фенотипически единообразноII закон Менделя (закон расщепления) – в потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается явление расщепления: четверть особей из гибридов второго поколения несёт рецессивный признак, три четверти – доминантныйIII закон Менделя (закон независимого расщепления или закон независимого комбинирования признаков) – при дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и даёт с ними разные сочетания. Образуются фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1 (расщепление по каждой паре генов идёт независимо от других пар генов)

Основные понятия генетики закрепление Что такое генотип?Фенотип ? Приведите свои примерыДоминантные и рецессивные признакиИз данного списка выберите ответы на вопросы, предложенные ниже:1.А 2. а 3. ьь 4.Вь 5. АА 6. ВВ Под какими номерами записаны гены, отвечающие за доминантные признаки?Какими номерами обозначены генотипы?Гомозиготные организмы?Гетерозиготные организмы?Чистые линии?Гаметы?

Закон независимого наследования — каждая пара признаков наследуется независимо от других пар, так что происходит расщепление 3:1 по каждой паре (как и при моногибридном скрещивании). Пример: при скрещивании растений гороха с желтыми и гладкими семенами (доминантные признаки) с растениями с зелеными и морщинистыми семенами (рецессивные признаки) во втором поколении происходит расщепление в соотношении 3:1 (три части желтых и одна часть зеленых семян) и 3:1 (три части гладких и одна часть морщинистых семян). Расщепление по одному признаку идет независимо от расщепления по другому.

  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Музыка
  • МХК
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Экология
  • Экономика
  • Детские презентации
  • Шаблоны, фоны презентаций
  • Разное
  • Образование
  • Искусство
  • Юриспруденция
  • Маркетинг
  • Менеджмент
  • Страхование
  • Логистика

Законы Менделя

А1. Доминантный аллель – это

1) пара одинаковых по проявлению генов

2) один из двух аллельных генов

3) ген, подавляющий действие другого гена

4) подавляемый ген

А2. Часть молекулы ДНК считается геном, если в ней закодирована информация о

1) нескольких признаках организма

2) одном признаке организма

3) нескольких белках

4) молекуле т-РНК

А3. Если признак не проявляется у гибридов первого поколения, то он называется

1) альтернативным

2) доминантным

3) не полностью доминирующим

4) рецессивным

А4. Аллельные гены расположены в

1) идентичных участках гомологичных хромосом

2) разных участках гомологичных хромосом

3) идентичных участках негомологичных хромосом

4) разных участках негомологичных хромосом

А5. Какая запись отражает дигетерозиготный организм:

1) ААВВ

2) АаВв

3) АаВвСс

4) ааВВсс

А6. Определите фенотип тыквы с генотипом Сс ВВ, зная, что белая окраска доминирует над желтой, а дисковидная форма плодов – над шаровидной

1) белая, шаровидная

2) желтая, шаровидная

3) желтая дисковидная

4) белая, дисковидная

А7. Какое потомство получится при скрещивании комолой (безрогой) гомозиготной коровы (ген комолости В доминирует) с рогатым быком.

1) все ВВ

2) все Вв

3) 50% ВВ и 50% Вв

4) 75% ВВ и 25% Вв

А8. У человека ген лопоухости (А) доминирует над геном нормально прижатых ушей, а ген нерыжих (В) волос над геном рыжих волос. Каков генотип лопоухого, рыжего отца, если в браке с нерыжей женщиной, имеющей нормально прижатые уши, у него были только лопоухие, нерыжие дети?

1) ААвв

2) АаВв

3) ааВВ

4) ААвВ

А9. Какова вероятность рождения голубоглазого (а), светловолосого (в) ребенка от брака голубоглазого темноволосого (В) отца и кареглазой (А), светловолосой матери, гетерозиготных по доминантным признакам?

1) 25%

2) 75%

3) 12,5%

4) 50%

А10. Второй закон Менделя – это закон, описывающий процесс

1) сцепления генов

2) взаимного влияния генов

3) расщепления признаков

4) независимого распределения гамет

А11. Сколько типов гамет образует организм с генотипом ААВвСс

1) один

2) два

3) три

4) четыре

А1. Сколько пар хромосом отвечает за наследование пола у собак, если диплоидный набор у них равен 78?

1) одна

2) две

3) тридцать шесть

4) восемнадцать

А2. Закономерности сцепленного наследования относятся к генам, расположенным в

1) разных не гомологичных хромосомах

2) гомологичных хромосомах

3) в одной хромосоме

4) негомологичных хромосомах

А3. Мужчина дальтоник женился на женщине с нормальным зрением, носительнице гена дальтонизма. Ребенка с каким генотипом у них быть не может?

1) ХdХ

2) XX

3) ХdХd

4) ХУ

А4. Чему равно число групп сцепления генов, если известно, что диплоидный набор хромосом организма равен 36?

1) 72

2) 36

3) 18

4) 9

А5. Частота кроссинговера между генами К и С – 12%, между генами В и С – 18%, между генами К и В – 24%. Каков вероятный порядок расположения генов в хромосоме, если известно, что они сцеплены.

1) К-С-В

2) К-В-С

3) С-В-К

4) В-К-С

А6. Каким будет расщепление по фенотипу в потомстве, полученном от скрещивания черных (А) мохнатых (В) морских свинок, гетерозиготных по двум признакам, сцепленным в одной хромосоме?

1) 1 : 1

2) 2 : 1

3) 3 : 1

4) 9 : 3 : 3 : 1

А7. У супружеской пары родился сын гемофилик. Он вырос и решил жениться на здоровой по данному признаку женщине, не несущей гена гемофилии. Каковы возможные фенотипы будущих детей этой супружеской пары, если ген сцеплен с Х-хромосомой?

Если гены А и В находятся в

  • разных хромосомах;
  • разных парах хромосом;
  • негомологичных хромосомах;
  • разных парах негомологичных хромосом (все это одно и то же);

то они наследуются независимо, согласно III закону Менделя (закону независимого наследования): «Расщепление по каждой паре признаков происходит независимо от других пар признаков».

Цитологической основой независимого наследования является независимое расхождение хромосом в анафазе I мейоза.

Расщепления, характерные для независимого наследования при дигибридном скрещивании
1) Расщепления нет (все дети одинаковые) – скрещивали двух гомозигот ААBB х ааbb (или AAbb x aaBB).
2) Расщепление 9:3:3:1 – скрещивали двух дигетерозигот АаBb х АаBb (третий закон Менделя).
3) Расщепление 1:1:1:1 – скрещивали дигетерозиготу и рецессивную гомозиготу АаBb х ааbb (анализирующее скрещивание).

Конспект урока по теме «Дигибридное скрещивание»

Если гены А и В расположены в

  • одной хромосоме;
  • одной паре хромосом;
  • одной паре гомологичных хромосом;

то они не смогут разойтись независимо, происходит сцепленное наследование.

Хромосомная теория наследственности (Т. Морган):
1) Гены расположены в хромосоме линейно.
2) Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются вместе (сцепленно).
3) Сцепление нарушается при кроссинговере. Вероятность кроссинговера зависит от расстояния между генами.
4) Все гены, находящиеся в одной хромосоме, образуют группу сцепления. Количество групп сцепления равняется количеству хромосом в гаплоидном наборе.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Если гены, ответственные за окраску и форму семян гороха, расположены в разных хромосомах, то во втором поколении проявляется закон
1) независимого наследования
2) сцепленного наследования
3) расщепления признаков
4) доминирования

Ответ

1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа
1) пар гомологичных хромосом
2) аллельных генов
3) доминантных генов
4) молекул ДНК в ядре клетки

Ответ

1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВb при сцеплении доминантных генов
1) АВ, аb
2) Аb, аВ
3) АВ, Аb, аВ, аb
4) Аа, Вb

Ответ

1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Схема AABB х aabb иллюстрирует скрещивание
1) моногибридное
2) полигибридное
3) анализирующее дигибридное
4) анализирующее моногибридное

Ответ

3

Выберите один, наиболее правильный вариант. При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В — доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении
1) 3:1
2) 9:3:3:1
3) 1:1:1:1
4) 1:2:1

Ответ

3

Выберите один, наиболее правильный вариант. При скрещивании дрозофил с серым телом и нормальными крыльями и дрозофил с темным телом и зачаточными крыльями проявляется закон сцепленного наследования, так как отвечающие за эти признаки гены расположены в
1) ДНК митохондрий
2) разных парах хромосом
3) одной паре хромосом
4) половых хромосомах

Ответ

3

Выберите один, наиболее правильный вариант. При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) особи с доминантными и особи с рецессивными признаками в F1 происходит расщепление по фенотипу в соотношении
1) 9:3:3:1
2) 1:2:1
3) 3:1
4) 1:1:1:1

Ответ

4

Выберите один, наиболее правильный вариант. Генотип одного из родителей будет АaBb, если при анализирующем дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков наблюдается расщепление по фенотипу в потомстве в соотношении
1) 1:1
2) 3:1
3) 1:2:1
4) 1:1:1:1

Ответ

4

Выберите один, наиболее правильный вариант. Всегда наследуются вместе гены
1) рецессивные
2) аллельные
3) доминантные
4) тесно сцепленные

Ответ

4

Выберите один, наиболее правильный вариант. Сколько типов гамет формируется у родительского организма с генотипом АаВb в случае сцепленного наследования при отсутствии кроссинговера?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Ответ

2

Выберите один, наиболее правильный вариант. При скрещивании гомозиготных растений томатов с красными (А) круглыми (В) плодами и растений с желтыми (а) грушевидными (b) плодами в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении (гены окраски и формы плодов расположены в разных парах хромосом)
1) 1:1
2) 3:1
3) 1:2:1
4) 9:3:3:1

Ответ

4

Выберите один, наиболее правильный вариант. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении
1) 9:3:3:1
2) 1:1:1:1
3) 3:1
4) 1:1

Ответ

4

Выберите один, наиболее правильный вариант. При скрещивании особей с генотипами АаВb с АаВb (гены не сцеплены) доля гетерозигот по обеим аллелям в потомстве составит
1) 0,75
2) 0,5
3) 0,25
4) 0

Ответ

Закон независимого наследования (третий закон Менделя) — при скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании).

Когда скрещивались гомозиготные растения, отличающиеся по нескольким признакам, таким как белые и пурпурные цветы и желтые или зелёные горошины, наследование каждого из признаков следовало первым двум законам, и в потомстве они комбинировались таким образом, как будто их наследование происходило независимо друг от друга. Первое поколение после скрещивания обладало доминантным фенотипом по всем признакам. Во втором поколении наблюдалось расщепление фенотипов по формуле 9:3:3:1, то есть 9:16 были с пурпурными цветами и желтыми горошинами, 3:16 с белыми цветами и желтыми горошинами, 3:16 с пурпурными цветами и зелёными горошинами, 1:16 с белыми цветами и зелёными горошинами.

Менделю попались признаки, гены которых находились в разных парах гомологичных хромосом (нуклеопротеидных структур в ядре эукариотической клетки, в которых сосредоточена бо́льшая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения, реализации и передачи) гороха. При мейозе гомологичные хромосомы разных пар комбинируются в гаметах случайным образом. Если в гамету попала отцовская хромосома первой пары, то с равной вероятностью в эту гамету может попасть как отцовская, так и материнская хромосома второй пары. Поэтому признаки, гены которых находятся в разных парах гомологичных хромосом, комбинируются независимо друг от друга. (Впоследствии выяснилось, что из исследованных Менделем семи пар признаков у гороха, у которого диплоидное число хромосом 2n=14, гены, отвечающие за одну из пар признаков, находились в одной и той же хромосоме. Однако Мендель не обнаружил нарушения закона независимого наследования, так как сцепления между этими генами не наблюдалось из-за большого расстояния между ними).

В современной интерпретации эти положения следующие:

  • За наследственные признаки отвечают дискретные (отдельные, не смешивающиеся) наследственные факторы — гены (термин «ген» предложен в 1909 г. В.Иогансеном).
  • Каждый диплоидный организм содержит пару аллелей данного гена, отвечающих за данный признак; один из них получен от отца, другой — от матери.
  • Наследственные факторы передаются потомкам через половые клетки. При формировании гамет в каждую из них попадает только по одному аллелю из каждой пары (гаметы «чисты» в том смысле, что не содержат второго аллеля).

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. Урок 3

В соответствии с законами Менделя наследуются только моногенные признаки. Если за фенотипический признак отвечает более одного гена (а таких признаков абсолютное большинство), он имеет более сложный характер наследования.

Расщепление 3 : 1 по фенотипу и 1 : 2 : 1 по генотипу выполняется приближенно и лишь при следующих условиях:

  1. Изучается большое число скрещиваний (большое число потомков).
  2. Гаметы, содержащие аллели А и а, образуются в равном числе (обладают равной жизнеспособностью).
  3. Нет избирательного оплодотворения: гаметы, содержащие любой аллель, сливаются друг с другом с равной вероятностью.
  4. Зиготы (зародыши) с разными генотипами одинаково жизнеспособны.
  5. Родительские организмы принадлежат к чистым линиям, то есть действительно гомозиготны по изучаемому гену (АА и аа).
  6. Признак действительно моногенный
  7. Признак не сцеплен с половыми хромосомами
  1. Все условия, необходимые для выполнения закона расщепления.
  2. Расположение генов, отвечающих за изучаемые признаки, в разных парах хромосом (несцепленность).
  1. Нормальный ход мейоза. В результате нерасхождения хромосом в одну гамету могут попасть обе гомологичные хромосомы из пары. В этом случае гамета будет нести по паре аллелей всех генов, которые содержатся в данной паре хромосом.
  1. 1234 Иванов, 2007, с. 9—10.
  2. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. — М.: Наука, 1988. — 424 с. — ISBN 5-02-005265-5.
  3. 123 Иванов, 2007, с. 13—14.
  • Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. — М.: Наука, 1988. — 424 с. — ISBN 5-02-005265-5.
  • Дубинин Н. П. Общая генетика. — М.: «Наука», 1986. — 560 с.
  • В.И. Иванов, Н.В. Барышникова,Дж. С. Билева. Генетика / Под ред. В.И. Иванова. — М.: Академкнига, 2007. — 638 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-94628-288-8.

Закономерности наследования признаков

Для определения всех возможных при оплодотворении комбинаций гамет и генотипов, которые могут образоваться в этом случае у гибридов второго поколения, строится решетка Пеннета. При этом образуются две новые фенотипические группы с новыми комбинациями признаков (II, III), которых не было у родительских форм (Р, P1). Таким образом, две пары признаков наследуются во втором поколении независимо друг от друга.

У львиного зева красные цветки и широкие листья — доминантные признаки. Скрещены красноцветковое узколистное растение и розовоцветковое широколистное. Из гибридных семян выросло: 1/4 часть растений с красными цветами и широкими листьями, 1/4 с красными цветами и узкими листьями, 1/4 с розовыми цветами и широкими листьями и 1/4 часть растений с розовыми цветами и узкими листьями. Каковы генотипы скрещенных растений?

доминирует над голубым, а праворукость над леворукостью, причем оба гена находятся в разных хромосомах. Кареглазый левша женится на голубоглазой правше. Какое потомство по этим признакам следует ожидать? Найдите генотип и фенотип потомства. 2. Бурого хохлатого петуха скрестили с черной курицей без хохла. В их потомстве половина цыплят была черной хохлатой, а половина бурой хохлатой. Каковы генотипы родителей? Гены черной окраски и наличия хохла доминантны. 3. Гены красной окраски и округлой формы томатов являются доминантными. Скрестили томат с желтыми круглыми плодами с томатом, имеющим красные овальные плоды. В результате потомство получилось четырех разных фенотипических форм, причем в соотношении 1:1:1:1. Определите генотипы родителей и потомков.

А1. Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по двум парам признаков

1) полигибридное
2) моногибридное
3) тригибридное
4) дигибридное

А2. Соотношение по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1 соответствует

1) закону Моргана
2) закону расщепления
3) закону независимого наследования признаков
4) закону единообразия первого поколения

А3. Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцепленно. Это:

1) первый закон Менделя
2) закон Моргана
3) третий закон Менделя
4) закон Вавилова

А4. Сцепление генов не бывает абсолютным, так как нарушается в результате

1) кроссинговера при мейозе
2) взаимодействия неаллельных генов
3) независимого расхождения хромосом при мейозе
4) случайного расхождения хроматид в митозе

А5. Локус — это

1) форма существования гена
2) место гена в хромосоме
3) 1% кроссинговера
4) ген половой хромосомы

А6. Хромосомы, одинаковые у самцов и самок, — это

1) центромеры
2) полирибосомы
3) половые хромосомы
4) аутосомы

А7. Из зиготы разовьется девочка, если в ней окажется хромосомный набор

1) 44 аутосомы + XX
2) 23 аутосомы + X
3) 44 аутосомы + XY
4) 22 аутосомы + Y

А8. Стойкое изменение генотипа, происходящее под действием факторов внешней и внутренней среды, — это

1) фенотип
2) геном
3) мутация
4) норма реакции

А9. Оцените справедливость утверждений.

А. Модификационная изменчивость возникает у организмов под влиянием условий среды и способствует формированию разнообразных фенотипов.
В. Модификационная изменчивость является реакцией организма на изменяющиеся условия окружающей среды и приводит к изменению генотипа.

1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны

А10. Совокупность всех наследственных генов клетки или организма — это

1) фенотип
2) геном
3) генотип
4) генофонд

В1. Соотнесите виды мутаций с их особенностями.

ОСОБЕННОСТЬ МУТАЦИИ

А Удвоение участка хромосомы
Б. Замена нуклеотида
В. Выпадение участка хромосомы
Г. Выпадение нуклеотида
Д. Вставка нуклеотида
Е. Поворот участка хромосомы на 180°

ВИД МУТАЦИИ

1. Генная
2. Хромосомная

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

С1. Фенилкетонурия (ФКУ) — заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (в), и альбинизм (а) наследуются как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье мать и отец дигетерозиготны по генам альбинизма и ФКУ. Определите генотипы родителей. Составьте схему скрещивания, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей­ альбиносов, больных ФКУ.

С2. Мужчина, страдающий дальтонизмом (признак сцеплен с X-хромосомой), женился на женщине с нормальным зрением, но имеющей отца-дальтоника. Определите генотипы мужчины и женщины. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы возможного потомства. Определите, какова вероятность рождения сына-дальтоника.

С3. У человека группы крови систем AB0 контролируются тремя аллелями одного гена — J0, JA, JB. Они формируют шесть генотипов J0 J0 — первая группа, JA J0 или JA JA — вторая группа , JB J0 или JB JB — третья группа и JA JB — четвертая. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У матери четвертая группа крови (JA JB) и положительный резус (гомозигота), а у отца вторая (JA J0) и отрицательный резус. Определите генотип родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотип потомков. Какова вероятность наследования ребенком группы крови матери и положительного резус-фактора?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *