Духовное завещание иван Грозный

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Духовное завещание иван Грозный». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 1584 году умер Иван Грозный, одиозная фигура в истории России. И версий о причинах смерти царя существует огромное количество. Какие-то из них были опровергнуты еще современниками Грозного, какие-то – историками XVIII-XIX веков, часть домыслов разоблачена современными учеными и исследователями. Однако до сих пор нет единого мнения о том, что же послужило причиной гибели Ивана.

Первое упоминание о тяжелой болезни царя относится к марту 1584 года. И спустя всего несколько дней после упоминания об этом событии царь скоропостижно умирает. Была ли смерть результатом стремительного развития болезни или отравления, до сих пор не выяснено.

18 марта с утра царя отправился в баню. Затем, явно чувствовавший себя легче после горячих ванн, Иван садиться играть в шахматы. После обеда, за игрой, царю неожиданно становится плохо – и он умирает. Похоронили Ивана Грозного на третий день после смерти, в Архангельском соборе, рядом с могилой его сына Ивана.

Сразу же после похорон поднялась волна слухов – дескать, смерть царя была насильственной. Главными виновниками гибели многочисленные слухи называли Бориса Годунова и Богдана Бельского, бояр из ближнего круга царя. По одной версии, Годунов приказал царскому лекарю отравить Ивана, по другой – Бельский и Годунов задушили царя, когда тому стало плохо после бани. Эти версии поддерживались многими историками вплоть до второй половины XX века, когда была вскрыта царская гробница.

Духовная грамота царя Ивана IV

Как говорят летописи, Иван Грозный предчувствовал свою гибель и позаботился о завещании заблаговременно. Своим преемником царь назвал своего сына Федора, а помогать ему должен был боярский совет, куда вошли Годунов, Бельский, Шуйский, Мстиславский, Юрьев. Царица и младший сын Дмитрий получали в наследство Углич.

Некоторые источники говорят и о предсмертном раскаянии царя: Иван Грозный сожалел о своей невоздержанности, излишествах, допущенной жестокости. В качестве доказательств приводятся так называемые синодики – списки «невинноубиенных», жертв царского правления. Синодики рассылались по монастырям и церквям вместе со значительной суммой денег для «вечного» поминовения.

Еще одним доказательством раскаяния можно считать и горячее желание Грозного принять постриг. Иван хотел уйти не царем, но монахом – и 18 марта, в день смерти, священник постриг царя в монахи, нарекая его Ионой. Последний факт подтверждается и результатами современных исследований – в могиле Иван Грозный лежал в схиме и скуфье, монашеском одеянии.

Рассматривая многочисленные версии о смерти Ивана Грозного, в первую очередь стоит соотносить их с результатами проведенных исследований. В настоящее время нет ни одной четко установленной версии о возможных причинах смерти царя. Наиболее объективной и приемлемой, согласно последним научным данным, стоит считать версию о смерти Грозного от какой-то болезни, не определенной современными учеными. Никаких четких подтверждений о насильственной гибели Ивана IV нет.

23 июня Сретение Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия ордынского царя Ахмата в 1480 г.). СТИХИРЫ (1550-1560-е гг.) Печатается по: Архим. Леонид. Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение Царя Иоанна, Деспота Рос­сийского. По рукописи библиотеки Троице-Сергиевой Лавры, № 428. СПб. 1886. С. 6, 8, 10.

По утреннем пении глаголи: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь

Православно-державный календарь

18 марта 1584 года первый царь Российского государства Иоанн IV Васильевич оставил трон, уйдя в мир иной.

Очень часто исследователи обстоятельств смерти государя и последующего воцарения его сына Федора упоминают о завещании, согласно которому трон был завещан Федору, а последышу Дмитрию, рожденному от Марии Нагой, в удел был отписан Углич.

Правда, все как один указывают на тот факт, что последнее завещание Грозного не сохранилось. Возникает вопрос: а было ли оно вообще?

Признанный практически всей братией профессоров-историков главным знатоком эпохи Смутного времени Сергей Федорович Платонов, говоря о том, кому и что завещал Иоанн Грозный, заметил: «если только он успел что-либо завещать».

В то же время сохранилось другое завещание государя – духовная грамота, писаная несколькими годами ранее. Обычно она датируется 1572 годом. Но вот что интересно. Если действительно перед смертью государь составил новое завещание, то прежнее, сохранившееся до сей поры, уже не имеет юридической силы. Почему же, составляя новое завещание, Грозный не уничтожил старое или не приказал это сделать? Да и характер внезапной смерти царя может косвенно указывать на невозможность составления завещания непосредственно перед смертью.

Относительно даты составления дошедшего до наших дней завещания «грозного царя» имеются противоречивые точки зрения.

Так, С.Б. Веселовский в своем исследовании указывает, что завещание написано в Новгороде во временном отрезке с начала июня по 6 августа 1572 г. Позднее Р.Г. Скрынников обратил внимание на то, что царская духовная грамота отражает различные моменты истории удельных владений Воротынских в период между 1566 и 1573 гг.

Скрынников обращает внимание и на то, что завещание содержит ссылки на многие документы периода опричнины. Таким образом, делает вывод исследователь, текст завещания начал составляться еще в середине 60-х годов XVI столетия.

В 1562-1575 гг., как сообщает нам исследователь, Грозный не раз обращался к архивам. Особо он выделяет случай, когда в августе 1566 года государь затребовал к себе духовные грамоты почти всех московских великих князей. Запрошенные документы он, скорее всего, использует не только для географического соответствия, но и при формулировке текста, особенности терминологии. Сравнение текстов духовной грамоты Грозного с аналогами Василия Темного и Ивана III подтверждает это.

Юрганов А.Л., не согласившись с обоими исследователями, отодвинул время составления духовной грамоты на более поздний период: 1577-1579 г.г.

Анализируя часть завещания, в которой говорится о пожаловании Магнуса Ливонскими имениями, исследователь приходит к выводу о заключении в Дерпте 22 сентября 1577 г. договора между Иваном Грозным и Магнусом об отдаче последнему ливонских городов под залог в 40 000 гульденов. Об этом договоре царь упоминает в духовной грамоте, переведя 40 000 гульденов в 15 000 рублей.

Кроме того, один из городов, коими Грозный жаловал Магнуса, – Полчев, был взят русскими 28 октября 1578 года.

Другим обстоятельством, подтверждающим доводы исследователя, является вопрос о царице Анне, которую Грозный жалует. Фамилия Анны в завещании не упоминается. Помимо Анны Алексеевны Колтовской, которая была царицей в 1572 году, то есть в период, когда согласно Веселовскому и Скрынникову было составлено завещание, царицей была Анна Григорьевна Васильчикова. Сопоставив временные промежутки, исследователь приходит к выводу о том, что именно о последней идет речь в духовной грамоте.

Конечно, вряд ли Грозный не позаботился бы о таком важном документе после рождения своего последыша Дмитрия. Но на настоящий момент у нас не имеется доказательств, подтверждающих наличие духовной грамоты Ивана Грозного тех лет. Но если всё-таки принять во внимание точку зрения о фактическом отсутствии данного документа, как могла быть истолкована воля первого русского царя относительно наследников престола?

Не могли ли бояре огласить сохранившееся завещание Грозного, выдав его за то самое, что впоследствии таинственным образом будто бы исчезло?

Помимо царского трона и территории царства-государства, выделенной Ивану, имеющееся у нас в наличии завещание определяет также территории, выделенные Федору.

На момент составления текста той духовной грамоты Иван Грозный согласно своему решению отписывал своей супруге Ростов с окрестностями.

Но имеется там и еще один интересный пункт:
«А бог даст сына с женою моею Анною, и аз его благословляю город Углеч, и Устюжная, Холопей, с волостми, и селы, и с двемя селы, которые даны старице Александре княжо Юрьево Васильевича, и з данью к Углечю.»

Именно так указано в тексте сохранившегося завещания.

То есть Углич отходил отдельным уделом конкретному наследнику Грозного и не включался во владения царевичей Ивана и Федора, а также его тогдашней супруги. Имея под рукой волеизъявление Грозного, выраженное им несколькими годами ранее, почему бы не сделать так, как хотел в свое время поступить государь?

Не важно, что женой Грозного на момент его смерти была не Анна, а Мария. Господь дал государю сына? Дал, вот ему и отпишем Углич. В удел отправим основных родственников Дмитрия из рода Нагих и ближнюю свиту малолетнего царевича.

Федору – что указано в завещании, а поскольку Иван Иванович на данный момент уж не один год как умер, то и царский престол, ему предназначавшийся, также отходит Федору.

Все логично, законно и «обжалованию не подлежит.

  • 16 января 1547 года Иван IV получил царский титул и начал самостоятельно управлять государством. Через два года была создана новая партия, «Избранная рада», вместе с которой государь начал проведение реформ и создание централизованного государства.
  • Также были организованы Земские соборы, первый из которых прошёл в 1550 году.
  • В 1551 году был проведен Стоглавый церковный собор и произошла церковная реформа: царь запретил приобретать новые земельные владения церквям и монастырям и приказал вернуть ранее переданные им земли.
  • В 1553 году с подачи Иоанна IV на Руси появляется печатное дело.
  • Было создано для укрепления власти и царской безопасности
  • Внешняя политика ознаменовалась полным разгромом татарского ига в Поволжье.
  • Самым знаменитым «деянием» Ивана Грозного стала опричнина 1565-1572 годов, в сущности, представлявшая собой правительственный беспредел. По приказу царя, у людей силой отбирали земли, которые после были закрытыми для народа и служили нуждам царя. Опричники — царская свита — устраивали массовый террор и казни.

Существует множество версий, догадок и легенд о смерти царя. Согласно официальной версии, причина смерти Ивана Грозного — старость и болезнь. Что же на самом деле произошло в день, ставший датой смерти Ивана Грозного — 18 марта 1584 года?

Нельзя сказать, чтобы в год смерти Ивана Грозного для нее не было было никаких предпосылок. Считается, что Иван Грозный страдал сифилисом, что неудивительно при его вольном образе жизни. Это заболевание характеризуется периодами обострений и различными осложнениями. Уже 1584 года зафиксировано ухудшение здоровья царя, возможно, связанное как раз с обострением — он не принял латвийского посла из-за недуга. По свидетельствам историков, Иоанн распух и покрылся чирьями. Болезнь прогрессировала, и 16 марта государь даже впадал в беспамятство. Но 17 марта ему стало легче.

В оригинале вышеупомянутой книги, написанной на английском, используются слова «he was strangled», что можно перевести как «испустил дух» или «перестал дышать», а можно — «был задушен». Вероятно, благодаря этому источнику распространена версия о смерти царя в результате удушения. По вполне понятным причинам опровергнуть или подтвердить это невозможно. Учитывая вечные интриги при монарших дворах, в убийстве не было бы ничего фантастического.

В пользу этой версии говорит и то, что в последние мгновения жизни Ивана Грозного с ним были только Борис Годунов и Богдан Бельский. В те времена убийства скрывали далеко не всегда, но, тем не менее, если смерть царя — действительно дело его фаворитов, никаких причин раскрывать себя у них не было. Как говорил крупный специалист по средневековой истории России Александр Зимин: «Они могли сказать правду, а могли утаить одну из страшных тайн дворцовой жизни».

По мнению некоторых историков, вероятность участия в смерти Ивана Грозного Бельского и Годунова высока потому, что он хотел добиться развода сына Фёдора с сестрой Бориса, Ириной Годуновой. Это могло послужить причиной негативных последствий для царских фаворитов. Но с другой стороны, этот мотив мог быть лишь у Годунова. Бельскому, напротив, не было смысла убивать Грозного, ведь от царя зависели его благополучие и успехи. Впрочем, по словам всё того же историка Зимина, «чего не бывало при дворе Ивана Грозного!»

Другого мнения был исследователь Вадим Корецкий. Его точка зрения заключается в том, что был заключен заговор с целью убийства царя между Годуновым, Бельским и лейб-медиком Иоганном Эйлофом. Врача, по версии историка, подкупил Богдан Бельский. Годунову могли не нравиться планы Иоанна IV жениться на родственнице королевы Англии, так как междинастический брак подвергал риску русский трон — в результате такой женитьбы члены английской королевской семьи могли получить права наследования российской короны. А это привело бы к тому, что сын царя Фёдор мог потерять права на царствование, что было бы невыгодно для семьи Годуновых, ведь, как уже было сказано, женой Федора Иоанновича была Ирина Годунова.

Бельский же мог с трепетом ожидать плодов ярости грозного царя, ведь он был главой царских лекарей, а после того, как колдуны предсказали скорую смерть Иоанна, побоялся рассказать ему об этом. От царя было непросто что-то скрыть, и когда он услышал о страшном предсказании, хотел казнить и предсказавших, и Бельского. Над Богданом нависла угроза смерти, и ему больше нечего было терять. Если принять эту версию, то насильственная смерть Ивана Грозного представляется вполне логичной.

Она могла бы выглядеть следующим образом: выйдя из бани, Иоанн занялся игрой в шахматы, восседая на постели. При этом присутствовали Бельский, Годунов и другие лица из окружения царя. Богдан подал царю отравленный напиток под видом прописанного врачом лекарства. Выпив его, царь через непродолжительное время потерял сознание. В суете царские приближенные побежали за помощью, врачами и духовником царя, а Годунов и Бельский, оставшись наедине с Иоанном IV, задушили его.

Новым государем Земский собор избрал Бориса Годунова, который правил 7 лет, до 1605 года. Нельзя назвать его совсем плохим правителем: внешняя политика в его царствование была весьма удачной. Продолжалось освоение Сибири и юга, русские войска укрепились на Кавказе. Небольшая война со Швецией закончилась Тявзинским миром в 1595 году, по условиям которого Россия вернула себе отданные в Ливонской войне города. Благоприятным правление Годунова было и для Русской Православной Церкви, так как в учредили патриаршество, избрав первым в России патриархом Иова.

Несмотря на эти успехи, в целом страна была не в лучшем положении. Борис Федорович дал дворянам льготы в ущерб крестьянам, тем самым сделав шаг к становлению крепостного права. В результате крестьянская жизнь стала гораздо менее благополучной и свободной. Вдобавок к этому, случилось несколько неурожайных, голодных лет подряд, и недовольство крестьян становилось все сильнее. Государь раздавал хлеб из своих хранилищ, пытаясь как-то исправить ситуацию, но это не возымело должного действия. В 1603-1604 году под предводительством Хлопка Косолапа случилось восстание в Москве. Правительству удалось погасить его, и организатор был казнён.

Однако в скором времени Годунову пришлось решать новые проблемы. Начались разговоры, что сын Ивана Грозного, остался жив, а убитым оказался его двойник. В действительности эти слухи распускали сторонники самозванца Лжедмитрия, которым был беглый монах Григорий (в миру Юрий) Отрепьев. Он был сторонником Польши и пользовался поддержкой её войск, дав обещание польскому государю сделать Россию католической страной и поделить с Польшей часть русских земель. Люди, разумеется, не знающие об этом, и недовольные политикой Годунова, шли за самозваным царевичем.

Удачей для Лжедмитрия стала неожиданная кончина Годунова в 1605 году, после которой самозванец вошел в Москву и объявил себя новым царём. Два года он был правителем. К счастью для России, свои обещания Польше он не выполнил, но зато женился на польке, Марии Мнишек, и повысил налоги. Конечно, это обратило народ против нового государя.

Под руководством Василия Шуйского (который, как и Иоанн Грозный, принадлежал к старинному роду Рюриковичей) в 1606 году началось восстание, и Лжедмитрий I был убит. Предводитель же восстания стал государем вместо него. Василий Шуйский постарался обезопасить трон он новых притязаний, пообещав боярам не касаться их владений, а также показав народу останки настоящего Дмитрия Иоанновича, чтобы люди больше не верили самозванцам.

Однако это не помогло, и в 1606 году снова произошло восстание недовольных крестьян под предводительством Болотникова. Он был ставленником организатора движения против Шуйского, нового самозванца — Лжедмитрия II.

Захватив несколько городов, Болотников со своим войском подошли к Москве. Но тут случилось неожиданное для предводителя — часть восставших из дворянских родов предала его. Войско было разгромлено и началось отступление. После длительной осады города Тулы Болотников был убит и остатки повстанцев потерпели окончательное поражение.

Лжедмитрий II в это время шёл в Тулу на помощь, вместе с отрядом поляков, но после известия о разгроме восстания направился к Москве. К нему присоединялись новые люди, настроенные против Шуйского. Но Москву они взять не сумели и расположились в селе Тушино под Москвой, произошло это в 1608 году. За это Лжедмитрий II и получил общеизвестное прозвище Тушинский вор. В августе в этот противостоящий правительству лагерь прибыли поляки вместе с женой покойного Лжедмитрия I, Мариной Мнишек, которая была тайно обвенчана с Лжедмитрием II.

Василий Шуйский обращался к шведам за поддержкой в войне с Польшей и самозванцем. Однако шведы были не меньше поляков заинтересованы в русских землях, поэтому вскоре союз был расторгнут. Шуйский остался без поддержки перед лицом внешних и внутренних врагов. В 1610 году бояре, тайно поддерживающие поляков, свергли государя. Было образовано правительство, состоящее из бояр, так называемая Семибоярщина.

Вскоре бояре окончательно предали Россию и возвели на престол Владислава, польского королевича. Но народ не потерпел чужеземца на русском троне, и в 1611 году образовалось первое народное ополчение под предводительством Ляпунова. Оно потерпело поражение, но в 1612 году Мининым и Пожарским было создано новое ополчение, которое выступило к Москве. Вместе с оставшимися в живых участниками первого ополчения повстанцы освободили столицу от иностранных захватчиков. Так закончилась польская интервенция.

  • Популярные публикации
  • Все публикации
  • Последние комментарии
  • Теги публикаций
  • Все блоги

Существует всего семь документов Ивана Грозного, которые можно считать подлинными.

Это письмо Василию Грязному; послания: Симеону Бекбулатовичу, Стефану Баторию, Сигизмунду второму Августу, Григорию Хоткевичу, английской королеве Елизавете Первой, список спора о вере Грозного с Яном Ракитой… и всё.

Нет ни знаменитого «Указа об опричнине», ни «Синодика», якобы написанного Грозным после раскаяния. Не сохранилась даже подлинная «Духовная» Грозного, то есть завещание.

Интересно, что якобы подлинные завещания других Московских князей сохранились. Например, целых три завещания Василия I Дмитриевича, написанные за сто пятьдесят лет до Грозного.

Важно

Сохранилось даже якобы подлинное завещание Ивана Калиты, которое на двести пятьдесят лет старше документов Ивана Грозного. А подлинника «Духовной» Ивана Васильевича — нет.

Завещание Ивана Грозного сохранилось в единственной испорченной копии и без указания даты. Такая же картина и с грамотами.

Уцелело сорок грамот деда Грозного Ивана III, но не сохранилось ни одной подлинной грамоты с печатью Ивана IV, хотя историки утверждают обратное. Но чтобы это доказать часто вместо подлинных документов ссылаются на откровенные подделки.

Этот документ историки называют «Грамотой Ивана IV». На подлинном документе должна быть и подлинная печать. В то время печать ставилась так. Сначала под подписью делалось несколько отверстий, в которые пропускался шнурок.

Концы шнурка скручивались и скреплялись, как правило, восковой или свинцовой печатью-оттиском.

Все это делалось для того, чтобы печать нельзя было перенести на другую грамоту, не повредив саму печать или бумагу, к которой она прикреплена.

Что же мы видим на так называемой грамоте Ивана Грозного? Совершенно очевидно, что печать вместе со шнурком была вырезана из какого-то другого документа и приклеена к этой грамоте.

Такой совершенно очевидный подлог историки называют — подлинником.

Но если действительно не сохранилось практически никаких подлинных документов Ивана Грозного, то на чем же тогда основана традиционная история его жизни и правления? Из каких источников историки брали о нем информацию?

Когда вдумчивый исследователь задается этим вопросом, то выясняется — все что нам известно о времени под названием «Эпоха Ивана Грозного» это в большей степени миф, а не реальные исторические факты.

Совет

Творцами этого мифа были, например некоторые современники Ивана Грозного у которых имелись веские причины ненавидеть царя и клеветать на него.

В первую очередь это были некоторые западные европейцы, и князь Курбский изменивший царю и отечеству и бежавший в Европу. В частности на их сочинениях основываются свидетельства жестокости Ивана Грозного.

Достоверность этих сочинений очень сомнительна, и полагаться на них как на серьезный источник нельзя.

Считается, что Курбский был прямым потомком Рюрика и князя Владимира по старшей линии, а Грозный по младшей. Понятно что, имея такое происхождение, Курбский претендовал на русский престол, а ему досталось только Великое княжество Ярославское. Не удивительно, что всю жизнь Курбский испытывал злость, зависть и обиду по отношению к Ивану Грозному.

Истории, сочиненные Курбским и другими западноевропейскими противниками Ивана Васильевича, долгое время оставались лишь историями. Историческими фактами якобы правдивыми и подлинными они стали на страницах исторических трудов официального историографа Российской империи Николая Карамзина.

Иван Грозный как автор молитв и духовных стихов

Сочиняя по заказу правящего дома Романовых официальную версию русской истории эпохе Ивана Грозного, Карамзин уделил особое внимание. В июне 1814 года в одном из своих писем Александру Тургеневу он писал: «Без главы об Иване Грозном, моя история будет, как павлин без хвоста».

И этот самый «хвост» Карамзин раскрашивал самыми мрачными красками. Именно в его многотомном труде под названием «История государства Российского» эпоха Ивана Грозного предстала темным средневековьем, постыдным пятном на русской истории.

Благодаря усилиям Карамзина восторжествовало мнение об Иване Грозном как о кровавом чудовище. И это не удивительно.

Именно Иван Грозный первым решил создать войско, в которое входили стрельцы, — это повысило мощь армии. В период правления царя государство не проиграло ни одной войны. Правитель издал указ, по которому на военную службу стали призывать еще в возрасте 15 лет, и она была пожизненной обязанностью. Однако для малоимущих и безземельных людей служба была настоящим спасением и пользовалась большой популярностью, потому что за нее платили деньги.

Иван Грозный был женат 6 раз, и всего у него было 8 детей. Шестерых родила первая жена, но четверо умерли еще во младенчестве (Анна, Мария, Дмитрий, Евдокия), двое других (Иван и Федор) дожили до взрослого возраста: Иван был убит отцом, так и не успев обзавестись потомством, а Фёдор в итоге стал царем после смерти родителя.

Первая жена Ивана Грозного — Анастасия Захарьина-Юрьева — была выбрана царем, как бы сейчас сказали, на конкурсной основе из 1500 претенденток. И именно эта жена была его самой любимой. В свое время Иван Васильевич сватался даже к королеве Елизавете I, но получил отказ. Судьбу других жен вряд ли назовешь завидной: одна, например, была отравлена спустя всего несколько недель после свадьбы.

Иван Грозный был одним из правителей, которые дольше других находились у власти. Он унаследовал престол в 3 года. Говорят, с возрастом у него усилились параноидальные проявления: царь постоянно боялся, что его отравят.

Интересно, что современные исследователи нашли в останках царя следы ртути и мышьяка. Возможно, его действительно год за годом травили этими опасными веществами, имеющими свойство накапливаться в организме. К тому же они вызывают слабоумие и другие психические отклонения, а с возрастом царь, как известно, всё чаще и чаще вёл себя странно.

Точную дату смерти правителю предсказал звездочет. Он предрек, что Иван Грозный умрет 18 марта. В результате так и произошло. Правитель скончался в возрасте 54 лет. В момент смерти он играл с придворными в шашки.

  • Кто-нибудь пишет сам?
  • Создание сносок в файлах epub в редакторе Sigil
  • Лингвистический анализ
  • Эльдорадо. Золото и кокаин (Кирилл Бенедиктов)
  • Хочу удалить залитую книгу из библиотеки.
  • V508291 Легендарный механик
  • Обсуждение жанров библиотеки
  • Моей мамы больше нет
  • ПеписИны
  • Шеф-редактор начала статью о полиции с цитаты писателя Андрея Ангелова
  • Жанры библиотеки CoolLib для FictionBookEditor
  • Жанры CoolLib для MyHomeLib и FBDMaker
  • Доверяй и проверяй
  • CoolLib
  • Отпуск для мамы
  • В.Шебзухов «Наездница» Читает Лера Борисова
  • В.Шебзухов «Алина» читает Спиридонова Саша
  • Иван IV Грозный. Имя Россия. Исторический выбор 2008. Л. Е. Морозова. Личность Ивана Грозного — яркая, неординарная и крайне противоречивая — всегда привлекала и привлекает до сих пор внимание историков, политикой, писателей и даже художников и Подробнее Купить за 220 руб
  • Иван IV. Грозный. Эдвард Радзинский. Подробнее Купить за 150 руб
  • Иван IV Грозный. Том 3. Жестокий век. 1533-1584 годы правления. Ольга Ветрова. В правление Ивана Грозного окрепло взаимодействие России с Европой. При этом европейские государства старались использовать Московию в своей политической игре, соотношение сил было неравным. Подробнее Купить за 130 руб
  • Другие книги по запросу ИВАН IV Грозный >>

    редактор паблика «Римский взгляд», аспирант истфака МГУ
    Пользователю можно задать вопрос

    Завещание (духовная грамота) Иоанна Грозного науке известна текст ее опубликован: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.-Л. 1950. С. 426-444. Документ датирован 1572 годом, согласно нему Иоанну Иоанновичу доставалось царство («тебе быть на государстве»), а Феодору Иоанновичу — удел («. а брату твоему Федору на уделе»). Впрочем, царь настоятельно просит братьев жить дружно, быть во всем «заодин». Иоанну отходит большинство территорий, Феодору — Суздаль, Ярославь, Волок Ламский. Прочие распоряжения касаются жены Анны (Колтовской), которой должен был отойти Ростов с кое-какими землями, а также, на случай рождения сына или дочери, земель для них. Упоминает царь и опричнину, но судьбу этой системы предоставляет на усмотрение сыновей.

    Дальнейшие события, впрочем, внесли свои коррективы в распоряжения Грозного от 1572 года. Уже осенью того же года Анна Колтовская была заточена в монастырь Иоанн Иоаннович погиб при не до конца выясненных обстоятельствах в 1581 году. Наследником стал Феодор, мало пригодный для этой роли. Страна переживала кризис после опричного режима, экономика была истощена многолетней и, прямо скажем, малоуспешной, особенно на последнем своем этапе, Ливонской войной. Отдельно стоит отметить тот факт, что мнительный Иоанн Грозный, подтачиваемый постоянными подозрениями, менял свое окружение путем истребления. Казни коснулись не только окружения царя, но и широкие слои населения — в 1570 году был разгромлен Новгород опричное войско прошлось по Пскову и прочим городам. В значительной степени эти неудачи и откровенные промахи нивелировали достижения первой половины правления грозного царя — принятие царского титула, который задал тон новому представлению о роли и значении правителя государства, его месте в своей стране и в мире создание Судебника 1550 года и Стоглава 1551 года административную и военную реформу территориальные приобретения.

    Последующим поколениями царь Иоанн Грозный оставил также богатое литературное наследие, характеризующее его неординарную и богатую эмоциями личность. Все вместе (положительные и неудачные стороны его правления, литературное наследие, памятники эпохи его царствования) дает очень богатый материал для, как кажется, бесконечных и потому вечных споров о его роли в отечественной истории.

    Наследие Иван Грозный оставил достаточно тяжкое. После опричнины страна была практически разорена. Положение государства, как и внутри, так и на международной арене очень шатко. Польша и Швеция готовы были продолжить свои победы и мстить за былые неудачи. Стране просто необходим был умный и сильный правитель, который бы сумел не допустить надвигающейся катастрофы. А между тем трон переходит к Фёдору, которого сам отец прозвал «звонарём», а не государем.

    Лев Сапега — выдающийся государственный деятель Польско-Литовского государства, вернувшись из Москвы, куда он ездил в качестве посла, сказал о Фёдоре так: «Напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убедился, что он вовсе лишён его». Ясно, что при вступлении Фёдора на престол, никому и в голову не приходило, будто он способен управлять страной.

    Василий III умер в 1533 г. оставив на троне трехлетнего сына Ивана. Правительницей стала его мать Елена Глинская, которая умерла в 1538 г. Наступили годы боярского правления, в течение которых боярские кланы Шуйских, Глинский, Бельских и других боролись друг с другом и разворовывали ресурсы государства. Положение народных масс ухудшилось.

    В январе 1547 г. семнадцатилетний Иван IV первым в истории России венчался на царство. Царский титул был русифицированной формой титула византийских императоров, наследников Римской империи (цезарь – кесарь – царь). Иван IV рассматривал себя как прямого наследника императоров Византии, павшей в 1453 г. под ударами турков-османов.

    Молодой царь столкнулся с серьезными трудностями. Летом 1547 г. в Москве в результате пожара выгорел почти весь город, горожане остались без крова и питания. Начались бунты. Царь понимал, что бунты – это реакция людей на произвол бояр и, чтобы погасить недовольство низов, необходимы реформы. Вокруг царя сложился кружок из близких людей – Избранная рада, ставшая своеобразным правительством при Иване IV. В нее входили А. Адашев, священник Сильвестр, дьяк Иван Висковатый и др. Избранная рада провела серию реформ.

    В 1549 г. царь собрал первый в истории России Земский собор[2], на котором возложил на бояр вину за притеснение служилых людей и крестьян. Собор принял решение о подготовке нового Судебника, который был принят в 1550 г. Статьи Судебника упорядочили процедуру суда, вводили ответственность за должностные преступления. На помещиков была возложена ответственность за разбой их крестьян, что стало шагом к расширению прав помещиков по отношению к крестьянству. Судебник ввел более строгий порядок перехода крестьян от одного помещика к другому, связав размер пожилого со сроком проживания крестьян на земле помещика. Полное пожилое уплачивалось за четыре года и составляло 1 рубль и два алтына. Такая большая сумма стала средством закрепощения крестьян.

    В рамках военной реформы было создано постоянное стрелецкое войско. В специальную Дворовую тетрадь были записаны военные и гражданские слуги царя, положившие начало формированию дворянства. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» дворян, опора самодержавной власти. Составлено «Уложение о службе», ставшее первым воинским уставом на Руси. Дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась по наследству. И дворянин, и боярин должны были выставлять воинов в зависимости от размеров земельных владений и являться на смотры «конно, людно и оружно». В боевых походах царь ограничил и систему «местничества» (практика занятия должности сыном по месту отца).

    Церковная реформа нашла выражение в решениях Стоглавого собора в 1551 г. которые унифицировали церковные обряды, регламентировали внутреннюю жизнь духовенства. Собор принял решение о том, что царь не будет иметь права конфискации церковных земель, но и монастыри не будут продавать и приобретать земли без разрешения царя.

    Реформаместного управлениявключала в себя губную и земскую реформы. Губная[3]реформа предусматривала избрание дворянами в своих уездах губных старост для борьбы с разбоями. В уездах, где не было дворян, из крестьян избирались земские старосты .

    В процессе реформыцентрального управления оформилась приказная система[4]: сформировались и работали Казенный, Челобитенный, Разрядный, Разбойный, Посольский приказы .

    Для внешней политики Ивана Грозного характерны два направления – восточное и западное. Восточное направление было связано с борьбой против остатков Золотой орды – татарских ханств на Волге, которые грабили пограничные русские земли. В 1552 г. была взята Казань, в 1556 г. Россия присоединила к себе Астраханское ханство, а в 1557 г. российское подданство приняли башкиры. В конце царствования Ивана IV началось освоение Сибири.

    На западе в 1558 г. Иван Грозный вмешался в Ливонскую войну в Прибалтике, в которой участвовали немцы, поляки, шведы. После ряда успехов русских войск последовали поражения, и в итоге войны Москва потеряла Ивангородскую крепость, основанную Иваном III на реке Нарве и выход к Балтийскому морю. Иван IV видел причины военных поражений в заговорах и изменах и ввел новый порядок управления страной, связанный с опричниной .

    Страна была поделена на «земщину» и «опричнину» – личные земли царя. На них селились верные слуги, которые составили опричное войско. Опричники развернули террор против реальных и вымышленных врагов царя. В 1569 г. опричное войско во главе с царем совершило поход на Новгород. Разграбив Клин и Тверь, опричники шесть недель бесчинствовали в Новгороде. Были убиты тысячи людей. Иван IV лично принимал участие в пытках и казнях. В результате опричнины удельные князья и старая боярская знать потеряли прежнее влияние и много земли, которая была передана дворянам. Опричнина сопровождалась активной раздачей помещикам черносошных крестьян (свободных крестьян, которые несли государственные повинности).

    Опричнина и рост налогового гнета в связи с Ливонской войной ухудшили положение народных масс. Эпидемия чумы довершила дело, опустошив центр и северо-запад страны. В условиях нехватки рабочих рук правительство объявило 1581 г. «заповедным» – крестьянам запрещался уход от помещиков в Юрьев день. Практика «заповедных лет» применялась и позже, подготавливая полное закрепощение крестьян.

    Умер Иван IV в 1584 г. В годы его правления сформировалось централизованное государство, имевшее бюрократический и военный аппарат, который возглавлял лично «всея России самодержец». В этих условиях роль личности правителя была чрезвычайно высокой. Однако преемников Иван IV оставил сла��ых. Незадолго до смерти в припадке гнева он убил своего старшего сына Ивана, способного к управлению государством. Два других его сына – царевичи Федор и Дмитрий – были слабы здоровьем. Страна оказалась на пороге династического кризиса.

    • Л. А. Тихомиров «Монархическая государственность»
    • Правила сайта
    • Современность
    • Фридрих Лист. Национальная система политической экономии
    • Сторонники монархии
    • История
    • Контактная информация
    • Д. И. Менделеев. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891г
    • ЧЕРНО-ЖЕЛТО-БЕЛЫЙ ФЛАГ КАК ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
    • Игорь Евсин. Есенин был убит масонами
    • 1934 год, Иосиф Сталин беседует с Гербертом Уэллсом
    • О сайте
    • Андрей Киселев. Национальная идея и будущее русского народа
    • Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский. «Об истинном монархическом миросозерцании»
    • И. Е. Забелин «Минин и Пожарский. «Прямые» и «кривые» в Смутное время»
    • «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу»
    • Л. А. Тихомиров «Монархическая государственность»
    • Фридрих Лист. Национальная система политической экономии
    • Современность
    • История
    • Правила сайта
    • Сторонники монархии
    • Контактная информация
    • Ф. И. Успенский. История Византийской империи (в пяти томах)
    • Сильвио Гезель. Естественный экономический порядок
    • Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус (Ростов-Дон)
    • ЧЕРНО-ЖЕЛТО-БЕЛЫЙ ФЛАГ КАК ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
    • Андрей Киселев. Национальная идея и будущее русского народа
    • И. Е. Забелин «Минин и Пожарский. «Прямые» и «кривые» в Смутное время»
    • Монархические сайты
    • Л. А. Тихомиров «Монархическая государственность»
    • Мормоны среди нас: церковь Божья, или пятая колонна?
    • Выставка Павла Рыженко в Москве
    • Игумен Митрофан (Баданин) о монархии и демократии
    • Виктор Корн «Что готовит провидение бедной России? Да будет воля Божья над нами!»
    • Сможет ли современный мир удержаться в границах только “холодной войны”?
    • ИДЕЯ МОНАРХИИ
    • О МОНАРХИИ ВООБЩЕ
    • ДВА ПОЛЮСА
    • САМОДЕРЖАВИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС. УСТОЙЧИВОСТЬ. ОБЕЗДОЛЕННОСТЬ
    • ЧТО НАМ НУЖНО. ГАРАНТИИ ОТ ЗАВОЕВАНИЙ. ГАРАНТИЯ ОТ РЕВОЛЮЦИИ. ГАРАНТИИ ОТ БЮРОКРАТИИ. ГАРАНТИИ СВОБОДЫ
    • ПОЛИТИКА И ВОЙНА
    • История
    • РАСПЛАТА
    • РУССКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
    мая 2021
    пн вт ср чт пт сб вс
    26 27 28 29 30 1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31 1 2 3 4 5 6

    Загадки дела царевича Дмитрия – 1. Завещание Иоанна Грозного

    • Сывӑ-и, Эпӗ Прокопьевӑн 3 месяца 5 дней назад
    • 2014 çулта интернет 3 месяца 2 недели назад
    • Г.И.Ирхи хаҫатра 2000 -2010 3 месяца 2 недели назад
    • Тăватă томра пĕтĕмпе миçе 3 месяца 3 недели назад
    • Спасибо за замечание. 3 месяца 3 недели назад
    • И где ссылка на интерактивную 4 месяца 1 неделя назад
    • Пиете кирле япаласем .Весене 4 месяца 2 недели назад
    • Маттур пирĕн чăваш хĕрĕсем! 5 месяцев 2 недели назад
    • Просто прекрасный материал. 6 месяцев 2 недели назад
    • Поздравляю, Алина! 6 месяцев 2 недели назад
    • Электронная подписка
    • Подписка в издательстве
    • Подписка на Почте России

    Существует всего семь документов Ивана Грозного, которые можно считать подлинными.

    Это письмо Василию Грязному; послания: Симеону Бекбулатовичу, Стефану Баторию, Сигизмунду второму Августу, Григорию Хоткевичу, английской королеве Елизавете Первой, список спора о вере Грозного с Яном Ракитой… и всё.

    Нет ни знаменитого «Указа об опричнине», ни «Синодика», якобы написанного Грозным после раскаяния. Не сохранилась даже подлинная «Духовная» Грозного, то есть завещание.

    Интересно, что якобы подлинные завещания других Московских князей сохранились. Например, целых три завещания Василия I Дмитриевича, написанные за сто пятьдесят лет до Грозного.

    Важно

    Сохранилось даже якобы подлинное завещание Ивана Калиты, которое на двести пятьдесят лет старше документов Ивана Грозного. А подлинника «Духовной» Ивана Васильевича — нет.

    До нашего времени практически не сохранилось не только документов Ивана Грозного, но и его личных вещей. Сегодня лишь несколько предметов можно с уверенностью считать личными вещами Ивана Грозного.

    Один из них — это престол Ивана Грозного, полностью покрытый резными пластинами из слоновой кости. Точная копия престола хранится в музее-заповеднике Александровская Слобода. Считается, что престол был изготовлен в Европе специально для Ивана IV, а затем привезен в Москву.

    В 2006 году изображения на резных пластинах покрывающих царское кресло изучили российские ученые Анатолий Фоменко и Глеб Носовский, и обнаружили среди них зодиак с гороскопом.

    Важно

    Сегодня многие ошибочно полагают, что гороскопы связаны исключительно с астрологией, гаданиям по звездам, предсказаниям судьбы и другими подобными занятиями далекими от науки. Но на самом деле это не так. В средние века гороскопы применялись для записи дат. На этих изображениях показано расположение планет по созвездиям небесного зодиака в тот или иной момент времени.

    Например, известно, что за алтарями средневековых немецких церквей иногда даже устанавливались особые зодиакальные часы. На них каждый день выставлялись на обозрение горожан положение планет в созвездиях.

    Фоменко и Носовский предположили, раз гороскоп помещен на престол русского царя, значит, дата, зашифрованная в гороскопе должна иметь к нему непосредственное отношение. Расшифровав гороскоп с помощью своих методов, созданных для датировки зодиаков, они обнаружили, что на троне Грозного записана дата – 9 февраля 1526 года. На первый взгляд это никак не вяжется с его стандартной биографией.

    Мы знаем из официальной истории, что даты жизни Ивана Грозного это 1530-1584 годы.

    В то же время мы знаем, что в западной Европе где, как считается, специально для Ивана Грозного, был изготовлен трон, обычно записывали с помощью гороскопов дни рождения самодержцев.

    Поэтому естественно считать, что в данном случае на троне Ивана Грозного записана дата его рождения. Получается, что великий царь Иван Васильевич Грозный родился 9 февраля 1526 года.

    Но ведь официальная дата рождения Ивана Васильевича — 1530 год указана во многих летописях.

    Разве могли древние летописцы допустить такую ошибку, причем все сразу? Ведь рождение царевича наследника престола долгожданного сына Василия III было большим событием и отмечалось по всей стране.

    Скорее всего, все эти летописи, как и большинство документов которыми располагала эпоха Ивана Грозного, были отредактированы уже во времена Романовых.

    Совет

    Но если Иван Грозный действительно родился 9 февраля 1526 года, то это объясняет некоторые странности в его общепринятой биографии. Например, летописи сообщают, что в ноябре 1530 года Великий Князь Василий III и Великая Княгиня Елена вместе со своим сыном, царевичем Иоанном присутствовали при освящении церкви «Святой Великомученицы Праскевы Пятницы».

    По официальной версии Ивану было всего три месяца отроду. Но освящение церкви — это довольно длительный обряд, который совершается при большом скоплении народа.

    Неужели Великий Князь мог так рисковать своим единственным наследником? А вот если царевич родился в 1526 году, то на этот момент ему исполнилось уже четыре года, и нет ничего удивительного, что родители взяли его с собой.

    Ведь четыре года – это начало сознательного возраста у детей. Именно в это время начинает формироваться их мировоззрение.

    Предположение Фоменко и Носовского о правильной дате рождения Ивана Грозного можно проверить с помощью православных святцев.

    Известно, что на Руси при крещении ребенка ему давали не произвольное имя, а имя святого, день памяти которого был близок ко дню рождения младенца. А у Московских правителей до конца шестнадцатого века были и крестные имена и царские.

    Например, у Ивана III крестное имя было – Тимофей, а у Василия III – Гавриил. Какое же крестное имя было у Ивана IV?

    Известно, что Иван Грозный был писателем, и некоторые свои произведения он подписывал именем – Парфений. Откуда взялось такое имя – это загадка. Сейчас мы можем эту загадку разгадать.

    Обратите внимание

    Дело в том, что имя Парфений прекрасно соответствует выбранной дате 9 февраля. День памяти преподобного Парфения всего один раз в году — это седьмое февраля старого стиля. Разница всего в два дня.

    Отсюда следует, что имя Парфений было крестным именем Ивана Грозного.

      • Почитание иконы Иваном Грозным
      • Датировки
        • 1547: в связи с пожаром в московском кремле (Н.Ф.Финдзейн)
        • 1552: в связи со взятием Казани (Н.С.Серегина)
        • 1572: в связи с победой в битве при Молодях (Н.В.Парфентьева, Н.П.Парфентьев)
      • Три стихиры 1 гласа
      • Четвёртая стихира «Вострубите трубою песней»
      • Примечания

    Правление ивана грозного. Духовное завещание Ивана IV. Факты и слухи

    Царь Иоанн Васильевич Грозный не раз прибегал к иконе Владимирской Божией Матери, моля о заступлении. Причем каждый раз он вспоминал помощь Богородицы от безбожного царя Темир-Аксака в 1395 г. При набеге в 1541 г. на Русь крымского царя Саип-Гирея и казанского царя Сафа-Гирея 11-летний Иоанн IV на коленях со слезами молился перед Владимирской иконой о помощи против татар. И вражеское нашествие было отражено.

    В стихире «Вострубите трубою песней» сконцентрированы праздничные образы: каждый из перечисленных элементов победного благодарения. Все в стихире говорит о том, что она посвящена большой победе, триумфальному торжеству. Пространные описания в летописи празднования Казанской победы в 1552 г. содержат многие моменты, наводящие на мысль о том, что стихиры редакции Ивана Грозного составлены к этому празднику.

    Наиболее ранние источники службы относятся к началу XVI века. Первоначально она ограничивалась лишь тропарем и кондаком, но уже в минее 1511 г. содержится 19 песнопений Владимирской иконе. Нотированная же служба появляется в стихирарях с середины XVI века.

    Стихиры творения Царя Иоанна Грозного известны в списках 80-х годов XVI века. Исследовавшая их Н. С. Серегина пишет:

    «Стихир «творения» Ивана Грозного в службе Владимирской иконе четыре: группа стихир 1 гласа на подобен «О дивное чюдо» («О великое милосердие», «Дивное Твое милосердие», «Твое славят заступление») и слава 6 гласа «Вострубите трубою песней» […]

    Почему Ивана IV прозвали Грозным

    Актовый материал1, в том числе — жалованные иммунитетные грамоты — важнейший источник по социально-экономической и политической истории России XVI в. По своему происхождению акты (грамоты) могут быть публичными или частными, светскими или церковными. В XIV—XVI вв. была распространена практика составления договоров («докончания») между великими князьями (московскими и тверскими, московскими и рязанскими), а также между великими и удельными князьями московского дома. Весьма редко встречаются договорные грамоты, заключенные удельными князьями между собой или с другими владетелями, не имевшими великокняжеского достоинства (например, докончание галицкого кн. Дмитрия Шемяки с суздальскими князьями 1445 г.). В преамбулу междукняжеских договоров в ряде случаев включалось благословение митрополита.

    Реформы 1550-х гг. усилили мелкие и средние слои дворян-помещиков за счет боярства, подневольного крепостного населения (крестьян и холопов) и низов городского посада. Протест против усиления феодального гнета нашел выражение в городских ересях. Критическое отношение к учению государственной церкви, существовавшее в некоторых кругах московского общества, в XVI в. усилилось под влиянием идей Реформации, проникавших в Московское государство из Литвы. В 1553 г. в Москве обнаружилась ересь сына боярского Матвея Башкина. Первое известие о Матвее Башкине относится к 1547 г., когда он вместе с Ф. Г. Адашевым, Ф. М. Нагим, Ф. И. Шуйским и Д. Р. Юрьевым выступал поручителем за опального князя Ивана Турунтая-Пронского. Известно, что в середине XVI в. братья Федор и Матвей Башкины имели поместья в Боровском уезде.

    Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — начала XVIII в. Боярская дума состояла из представителей феодальной аристократии, а ее деятельность носила законосовещательный характер. Боярская дума участвовала в обсуждении вопросов внешней и внутренней политики, законодательства, религии и так далее. В Киевской Руси представляла собой совещание князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати). Боярская дума не имела постоянного состава и созывалась по мере необходимости. С XI в. состояла только из бояр. В XIV—XV вв. в Северо-Восточной Руси в Боярскую думу входили путные бояре, которые ведали отдельными отраслями дворцового управления и лица административного управления князя (тысяцкий, окольничий, дворецкий и другие). В началеXV в. в Боярскую думу входили бояре введенные (большие бояре) — представители высшей боярской аристократии, постоянные советники князя, исполнявшие его наиболее важные поручения. В конце XV в. Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при великом князе (с 1547 г. — царе). В нее входили думные чины — бояре, окольничие, думные дворяне (с начала XVI в.) и(позже) думные дьяки. Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам, происходившим из числа титулованной знати. Позиции княжеско-боярской аристократии были значительно ослаблены реформами правительства Избранной Рады 1550-х гг., а затем опричниной. Со второй половины XVII в. значение Боярской думы уменьшилось. Была ликвидирована в 1711 г. с образованием Сената.

    • Коллекции
    • Каталог фондов
    • Топ-100
    • Поиск


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *