Право наследования на руси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право наследования на руси». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Первоначальные этапы жизни русского народа характеризовались сохранением первобытнообщинного строя на протяжении долгого времени, по сравнению с другими народами. Лишь IX век унес за собой упоминания о первобытнообщинном строе, заменив его феодальным. В это время было ознаменовано образованием государства – Киевской Руси. Именно такой несвоевременный переход к новому укладу общественной жизни и повлек за собой определенные пробелы в развитии правовой сферы. К X веку страны Востока, а также большая часть стран Европы уже могли похвастаться наличием гражданского и уголовного законодательства, тогда как Русь довольствовалась до этого времени обычным правом.

XI век предоставил Киевской Руси первый письменный источник права, имевший название «Русская правда». Данный документ изложил положения, касающиеся обычаев русского народа, а также закрепил привилегии для господствующего класса.

Наследственное право Древней Руси

Корни зарождения института наследования уходят в первобытнообщинный строй, который являлся первой в истории человечества общественно-экономической формацией. В первобытнообщинном строе институт наследования начал свое формирование. На ранних этапах развития института наследования, когда потребности людей и средства их удовлетворения были скудными, наследования в современном понимании еще не существовало, потому что наследовать было еще нечего. Однако в тот период от отца к сыну переходили орудия охоты и рыбной ловли. Во владении и пользовании рода и племени оставались средства поддержания домашнего очага, шкуры диких животных, запасы топлива и продовольствия, украшения, знаки принадлежности к роду (племени). См.: Смоленский М.Б. Наследственное право / М.Б. Смоленский, С.Ю. Акопян. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — С. 13.

Но возникавшие при этом отношения регулировались не нормами права, которых еще не было, а многовековыми традициями и обычаями. Соблюдение их обеспечивалось не мерами государственного принуждения, а общественным мнением, авторитетом наиболее влиятельных членов рода.

НАСЛЕДОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Дела о наследстве по Владимирову и Ярославову уставам подлежали духовному суду и производились по Судному закону. О них не упоминается в прежних редакциях Русской Правды. Но, по всей вероятности, Номоканон (см.: Кормчая) не имел на Руси всеобщего приложения, ибо на Руси еще до принятия христианства были свои обычаи, которые действовали наряду с Номоканоном. Вообще дела о наследстве производились большей частью по старым обычаям — судили сами родственники, к церковному же суду прибегали только те, кто был недоволен старыми обычаями. При таком положении дел стали возникать споры между наследниками, из которых одни опирались на старые обычаи, другие — на Номоканон. Чтобы прекратить такие столкновения, законодатель издал новые законы.

1-й из настоящих сборников узаконений о наследстве состоит из 5 статей, определяющих собственно порядок наследования детьми после родителей без завещания.

В первых двух статьях говорится о различии наследования у смердов и у бояр, лучше сказать, у общинных и частных поземельных собственников. Приводим эти статьи. 1-я: «Аже смерд умрет, то задницю князю; аже будут дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будут замужем, то не даяти части им». 2-я: «Аже в боярех, любо в дружине, то за князя задниця не идет; но оже не будет сынов, а дщери возмуть». Статьи эти узаконивают, что смерду могут наследовать только сыновья его, а боярину — сыновья и дочери. Такой порядок наследования был не у одних русских, а у всех славян: чехов, сербов, поляков и др. Основанием для такого порядка было то, что у русских (и др. славянских народов), как у народа, занимавшегося по преимуществу земледелием, земля составляла главную собственность, прочее же имение, движимое и недвижимое, для него составляло неопределенную и сомнительную собственность, которая не могла служить основой в деле исполнения им общественных обязанностей. А т. к. поземельное владение у них было двоякое, общинное и частное, то это и послужило причиной различия в наследовании у смердов и у бояр. Смерд владел землей на общинных правах, т. е. с обязанностью нести известные общественные повинности. Поэтому естественно, что право наследования в классе смердов ограничивалось только сыновьями, потому что только сыновья смерда могли по смерти его заступить его место, т. е. сделаться членами общины, способными отбывать общественные повинности и исполнять различные обязательства в отношении к общине. Дочери же смерда не могли заменить своего отца в обществе, поэтому как скоро умирал смерд, не имея сыновей, то имение его, за исключением части незамужним его дочерям, отдавалось князю, а земля — князю или общине. Напротив, бояре были полными владельцами своих земель, поэтому им могли наследовать и дочери, и имение боярина только тогда считалось выморочным (см.: Выморочное имущество), когда после него не оставалось ни сыновей, ни дочерей. Этот порядок наследования указывает еще на то, что закон тогда знал только семью и не знал рода. Братья, дяди, племянники и другие родственники не имели права на наследование, и имение боярина, если у него не было ни сыновей, ни дочерей, а у смерда — только сыновей, считалось выморочным. Т. о., здесь видно полное отсутствие родового порядка наследования. 3-я статья настоящего сборника говорит: «Аже кто умирая разделит дом своим детем, на том же стояти; паки ли без ряду умрет, то всем детем, а на самого часть дати по души». Из этой статьи видно, что завещатель мог по своей воле разделить имение между сыновьями, не стесняя себя никакими требованиями. Такой порядок явно противоречит Судному закону, по которому завещатель должен был делить свое имение между всеми детьми поровну, и вполне согласен с характером русских законов о наследстве, выраженных в Договоре кн. Олега с греками. Следовательно, статья эта была составлена в отмену узаконений Судного закона. Впрочем, это можно сказать только относительно первой половины этой статьи, вторая же половина ее, где узаконивается, что завещатель должен отделять часть своего имущества на церковь, на помин души, целиком взята из Судного закона. 4-я статья определяет участие жены в наследстве после мужа. Она в основе своей взята из Судного закона. Вот эта статья: «Аще жена сядет по мужи, то дати ей часть, а у своих детей взяти часть; а что на ню муж взложил, тому же есть госпожа, а задница ей мужня не надобе; будут ли дети, то что первой жены, то то возмут дети матери своей, любо си на жену будеть взложил, обаче матери своей возмут». В силу этой статьи жена по смерти мужа имела право на такую же долю в наследстве, какую получали и все сыновья, если только муж при жизни своей не выделил уже ей часть своего имущества. Несмотря на то что статья эта имеет много общего с подобной статьей Судного закона, она имеет и свою важную особенность, а именно: по Номоканону жена получала долю из мужнина имения только на прожитие, по Русской же Правде она получала такую долю в полную собственность, так что если она выходила второй раз замуж, то по ее смерти дети первой жены ее мужа не имели права на ее имущество, если она сама, по доброй воле, не отказывала им имущества своего. В 5-й статье говорится: «Аже будет сестра в дому, то той задници не имати, но отдадят ю братия замуж, како си могут». Статья эта удаляет сестру от участия вместе с братьями в наследовании имения после отца. Она, очевидно, составлена на основе русских или общеславянских обычаев. В Судном законе подобной статьи нет, напротив, она находится во всех славянских законодательствах, по которым сестра не допускалась к участию в наследстве; только братья должны были пристроить ее сообразно своим средствам.

Лествичное наследование – принцип передачи княжеского престола по наследству.

Название отсылает к слову «лествица». Оно неспроста созвучно современной «лестнице». Оно имеет тоже значение, только в старославянском языке. Такое название система передачи власти потомкам получила, благодаря своему строению. Она также имела ряд ступеней, на которых находились претенденты на наследство.

Передавалась власть не от отца к детям, а сначала между братьями. Лествичный принцип наследования включал две последовательные формы:

  • Переход прав от старших братьев к младшим, вплоть до самого младшего;
  • После этого применялась вертикальная передача наследства – к старшему представителю младшего поколения родственников по мужской линии.

Далее процесс повторялся уже в этом поколении.

На практике система правления выглядела следующим образом: княжение старшего брата, затем младшего, за ним – сына старшего брата, а потом сына младшего и т.д.

Недостатком такой системы было то, что члены семьи, которые не успели поправить, в дальнейшем выпадали из системы. А значит, выпадали и их потомки, лишаясь власти и теряя влияние в родовой структуре.

Порядок наследования в древней руси 2021 год

Представители правящего рода княжили на подвластных им территориях. Территории эти были неравнозначны по своему влиянию на регион. Несколько особо влиятельных городов определяли политическую обстановку всего региона, поэтому за власть над ними князья нередко воевали. Случались войны и среди представителей одного рода.

Киев был главным городом, которым управлял глава рода. Новгород, Псков, Чернигов, Смоленск, Владимир, Суздаль и ряд других городов также были важными центрами.

Если глава рода менялся, то и остальные князья часто меняли место княжения, так как именно глава рода распределял наделы между родственниками. Не всегда это устраивало других членов правящей династии, что приводило к междоусобным войнам.

В 1097 году прошёл Любечский съезд, на котором лествичная система была распространена также на внутреннее устройство княжеств.

Князья, не получившие места в очереди на правление в крупных центрах, получали от старшего брата, правящего там, уделы. Так они становились наместниками князя и обладали властью, хоть и меньшей, чем их старший родственник.

Считается, что лествичную систему наследования создал Ярослав Мудрый. Будучи лидером большой династии, он продвигал такой принцип, распределяя уделы в своих землях между родственниками, взамен на их лояльность центральной власти.

Датой начала действия такой системы считается 1054 год, когда сыновья Ярослава Мудрого поделили между собой его земли. Также и название лествичное право возникло уже после смерти этого князя.

Пятеро сыновей разделили уделы таким образом:

  • Изяслав (старший из них) стал править в Киеве и Новгороде;
  • Святослав в Чернигове;
  • Всеволод в Переяславле;
  • Вячеслав в Смоленске;
  • Игорь в Волынском княжестве.

С этим примером передачи наследства был связан показательный факт. У Ярослава Мудрого был ещё один сын, старше Изяслава. Но он умер до раздела наследства, и его потомки выпали из этой системы.

На практике лествичная система наследования оказывалась довольно запутанной. Особенно это проявлялось при переделе власти на больших территориях и среди множества претендентов.

Известный факт, что женщины к наследованию престола не допускались. Но будучи жёнами князей, иногда они получали бразды правления, либо (ещё чаще) косвенно влияли на получение престола их мужьями. Это объясняется родственными связями этих жён. Также не стоит забывать и самый известный пример – правление княгини Ольги.

Вот несколько примеров переходов прав на власть среди представителей рода:

  • Князь Всеволод Ольгович был женат на дочери Мстислава Великого, и на этом основании имел больше прав на престол, чем сын Мстислава. Это объяснялось тем, что дед Всеволода был старшим братом деда Мстислава. В данном случае действовал принцип передачи власти по старшинству;
  • Что касается именно влияния родственных связей женщин, то показателен пример борьбы за Галицкий престол Мстислава Ростиславовича и Игоря Святославовича. Они оба были внуками Ярослава Осмомысла по материнской линии. Поэтому и возник спор, кто из братьев должен править Галицким княжеством.
  • Фёдор Ростиславович был мужем дочери Василия Всеволодовича. После смерти последнего он стал князем Ярославля.

В такой сложной системе, любые нарушения могли привести к затяжным войнам. Да и сами нарушения часто являлись вопросом трактовки своих прав каждым князем.

Среди известных нарушений лествичного порядка наследования стоит упомянуть:

  • Всеволод Большое Гнездо лишил права на престол собственного сына на основании завещания;
  • Киевский престол по праву должен был занять Олег Святославович, но горожане выбрали его младшего двоюродного брата Владимира Мономаха;
  • В свою очередь, Владимир Мономах передал престол не братьям Давиду Святославовичу и Святополку Изяславовичу, как того требовал лествичный порядок наследования, а сыну Мстиславу. Результатом стала междоусобная война длительностью в десять лет;
  • Всеволод Ольгович стал князем в обход очереди, согласно которой престол должен был отойти его старшим двоюродным братьям.

Следует учитывать, что упомянутый выше Любечский съезд видоизменил лествичную систему в форму удельно-лествичной. Это, безусловно, продлило её существование. Но к 14 веку такой подход к передаче наследства себя изжил. На протяжении прошедших веков его жёсткие принципы всё реже применялись на практике. Как и другие монархии, государства восточных славян перешли на привычную сегодня систему передачи наследства от отца детям, а не братьям.

Лествичная система престолонаследования получила своё название от старославянского слова «лествица». В настоящее время оно созвучно со словом «лестница». Такой термин был введён потому, что передача власти тоже велась по ступеням.

Раздел власти проводился между братьями. Сыновья на первом этапе в этом участия не принимали.

Лествичная система предполагала следующий принцип престолонаследия:

  1. Сначала старший брат наследовал власть.
  2. Дальше она передавалась следующему по старшинству брату до самого младшего.
  3. Затем вступали в наследование сыновья старшего брата в порядке старшинства.
  4. По тому же принципу наследование переходило к сыновьям остальных братьев.
  5. Дальше в наследство вступали внуки и правнуки. Процедура их наследования оставалась такой же.

Наглядно это показано в таблице.

Принцип лествичной системы наследования власти

Порядок наследования

Старший брат

Все остальные братья в порядке старшинства

Дети старшего брата

Дети остальных братьев

Внуки, правнуки и т. д.

Перед своей смертью в 1054 году Ярослав Мудрый разделил подвластные ему территории между своими сыновьями. Каждый из них получил во владение определённый надел. Это уже были зачатки лествичного наследия, хотя тогда оно такого названия ещё не имело.

Однако избежать конфликта между городами не удалось. Как и в предыдущие годы вскоре началась междоусобица. Опасность заключалась в том, что появился общий враг – половцы. Противостоять им разрозненные княжества в одиночку не могли.

Для решения этой проблемы в Любече собрался съезд потомков Ярослава Мудрого. Событие произошло в 1097 году. На нём была чётко разработана система разделения власти и ведён термин лествичное престолонаследие.

Несмотря на то, что на съезде присутствовали князья, постоянно враждовавшие между собой, под напором общего врага им удалось договориться. Теперь права каждого наследника были оговорены и являлись обязательными для исполнения.

Разработанная система действовала на территории Древней Руси продолжительное время. Она не была совершённой, но имела ряд существенных преимуществ. К ним относились:

  1. Передача власти была жёсткая и не допускала компромиссов.
  2. В пределах одного поколения наблюдалась чёткая преемственность.
  3. Находящийся при власти род, пользовался особым почётом, как у простого населения, так и у зажиточных слоёв общества.
  4. Гарантировалось сохранение рода даже при отсутствии сыновей у князя.
  5. Благодаря территориальному принципу правления отсутствовала угроза единоличной узурпации власти.

С точки зрения современности это были зачатки федерального устройства страны.

Наряду с положительными сторонами существовали и отрицательные моменты. Среди них выделялись следующие положения:

  1. Возможность нарушения лествичного права.
  2. Если один из братьев не успевал занять престол, то его сыновья уже лишались этой возможности. Такое положение они считали несправедливым.
  3. Не был положен конец междоусобным войнам, что часто приводило к гибели князей.
  4. Большие неудобства представляли собой постоянные переезды наследников в случае гибели одного из князей.

Со стороны населения часто высказывались недовольства системой. Некоторые хотели видеть у себя представителя другого рода. Из-за этого возникали бунты, которые подавлялись физической силой.

Несмотря на желание предать системе наследования чёткость она была довольно запутанной. Особенно сложности возникали при наличии большого количества претендентов на освободившееся место. В некоторых случаях допускались отклонения от закона.

Существуют примеры нарушений лествичного права:

  1. Своего сына Всеволод большое гнездо лишил престола, только на основании завещания.

  2. Владимир Мономах стал на престол только благодаря желанию граждан. По закону это право принадлежало Олегу Святославовичу.

  3. В дальнейшем Владимир Мономах ещё раз нарушил лествичное право, поставив на престол своего сына. Это место должны были занимать его братья Давид Святославович или Святополк Изяславович.

  4. Нарушил очерёдность восхождения на престол Всеволод Ольгович. Эта должность должна была принадлежать его двоюродным братьям.

  5. Дочь Василия Всеволодовича была замужем за Фёдором Ростиславовичем. В дальнейшем последний стал князем только на этом основании, хотя женщины в престолонаследии участия не принимали.

С течением времени лествичное престолонаследие стало ослабевать. Окончательно оно утратило силу в 1425 году, когда на престол взошёл Василий II, обойдя брата отца Василия I Юрия Дмитриевича. На продолжении ряда столетий такое разделение права давало свои результаты. Однако постоянно нарушалось. Итогом являлись регулярные междоусобные войны.

В нынешнее время такой принцип наследования власти не принят ни в одном государстве. Саудовская Аравия оставалась последней страной, где оно действовало до 2017 года.

Семья представляет собой союз лиц, состоящих в браке, и лиц, от них происходящих. Это союз людей, связанных кровными узами. До возникновения семьи имел место родовой и даже племенной «кровный» союз, и брака, как такового, не существовало: женщины племени составляли достояние мужчин всего племени. Вторая ступень в развитии этого института – полигамия, когда племя начинает делиться на отдельные кровные группы во главе с матерью, прародительницей рода. В общественном устройстве – это время материнского права – матриархата (мать знают все, отец неизвестен). Следующая ступень – полигамная семья под властью отца-патриарха – патриархат (один отец, много матерей). И лишь затем в процессе развития общества возникает моногамная семья (один отец и одна мать). Уже в языческую эпоху восточные славяне знали брак, т.е. такой союз с целью сожительства мужчины и женщины, который основывался на взаимном согласии и был заключен в установленную форму. Невест либо выбирали на игрищах, либо родители по предварительному соглашению приводили их в дом жениха (у полян), получая затем плату (вено). Имело место и похищение (умыкание) невесты. До принятия христианства и некоторое время после него славяне допускали многоженство, как это мы знаем на примере самого Владимира-крестителя. В языческие времена брак не прекращался смертью мужа, за которым у некоторых племен должна была следовать жена. Это не противоречило, однако, полной свободе развода.

Принятие христианства изменило брачное право. Брак укрепляется и приобретает значение некоего таинства. Под влиянием византийского права православная церковь установила пределы свободы расторжения брачных уз, устранила многоженство, ввела церковную форму заключения брака (венчание). Правда, все эти новшества с трудом пробивали себе дорогу, ибо семейно-брачные отношения составляют весьма консервативную сторону народной жизни. Источники содержат многочисленные факты полного игнорирования церковного венчания; вплоть до XVIII в. встречаются следы свободного расторжения брака по обоюдному соглашению.

Вместе с тем, под влиянием римского права, на Руси начинают придавать особое значение обручению жениха и невесты, которое, получив религиозное освещение, становится нерасторжимым и равным по силе венчанию. На языке обычного права оно называлось «сговором», а по сути представляло собой договор между сторонами о будущем браке, в частности, определяло имущественные последствия несостоявшегося брака. Теперь обручение как обязательная процедура непременно предшествует браку.

Условия совершения брака. 1. Брачный возраст. По византийским законам он равнялся 15 годам для мужчин и 13 годам для женщин. На Руси эти сроки не соблюдались, браки совершались и в более юном возрасте (11 и 10 лет). Что касается крайнего старческого возраста, за пределами которого брак невозможен, то русское право такого возрастного предела не знало. Во всяком случае, данных на сей счет нет. 2. Свободная воля и согласие родителей. 3. Свобода брачующихся от другого брака. 4. Не допускалось вступление в 3-й брак. 5. Отсутствие близкого родства. 6. Венчание (при исключениях, о которых шла речь). Несоблюдение указанных условий могло стать причиной признания брака недействительным, со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Условия расторжения брака. По церковному учению брак прекращается только физической смертью одной из сторон. Однако вследствие важных причин брак подлежал расторжению. Ими могли быть прелюбодеяние, неспособность мужа к супружеской жизни, неспособность жены к деторождению, поступление одного из супругов в монашество (принятие пострига), «заразительная» болезнь, покушение на жизнь, и т.п.

Немного истории – лествичная система наследования

Юридический факультет / Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История отечественного государства и права (России) » 009. Семейное и наследственное право Киевской Руси (Брак, многоженство, моногамия, наследование по закону)

009. Семейное и наследственное право Киевской Руси

009. Семейное и наследственное право Киевской Руси

Семейное право.
Первоначально действовали обычаи, свя­занные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой — покупка. Довольно широко было распр многоженство. (Согласно «Повести временных лет», тогдашние муж­чины имели двух-трех жен, а Великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сот наложниц).
С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством.
Браку обя­зательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14— 15 лет для мужчины и 12— 13 лет для женщины, т.е. с момента половой зрелости). Церковь требовала венча­ния как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступле­нию в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.

Вопрос об имущественных отношениях между супругами не со­всем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имуще­ственную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое при­даное и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Наследственное право.

Понятие наследства возникает непосред­ственно с появлением частной собственности; вместе с тем наследст­венное право восточных славян, получившее распространение после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений.

При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего, к ним же переходили и военные обязанности отца. При наличии сыновей дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность вы­дать сестер замуж). Наследственная масса делилась, очевидно, по­ровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ог­раничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочерям.

Ле́ствичное пра́во[1][2], а также лествица[3], лествичная система[4][5] (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси, который предполагал передачу наследных прав сперва по горизонтали — между братьями, от старших к младшим до конца поколения, а лишь затем по вертикали — между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения.

Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами государства и всей страны. Старший в роду, как глава рода, сидел в Киеве, считавшемся главным княжеским престолом (столом). Следующие по генеалогическому старшинству представители рода занимали в соответствующем их положению иерархическом порядке менее престижные княжеские столы — в менее значимых городах земель Древнерусского государства (Киевской Руси). Женщины к наследованию не допускались. В современных монархиях похожая практика существовала в 1918—2017 годах в Саудовской Аравии, также в Османской империи и с 1861 г. в Тунисе.

В частности, С. М. Соловьёв считал, что мужья старших сестёр имели преимущество перед младшими братьями, приводя в пример Всеволода Ольговича, женатого на дочери Мстислава Великого, в сравнении с Изяславом Мстиславичем. В строгом соответствии с лествичным порядком наследования Всеволод был изгоем для Киева, хотя его дед Святослав Ярославич был старшим братом деда Мстислава — Всеволода Ярославича. Были и другие примеры того, что наследники по женской линии могли претендовать на престол: по Иоакимовской летописи, Рюрик был внуком Гостомысла через дочь; Изяслав Владимирович вместе с потомством осел в Полоцком княжестве в качестве Рогволожего внука; сыновья Игоря Святославича Новгород-Северского и Мстислава Ростиславича Новгородского претендовали на галицкий престол, так как по матери были (по одной из версий) внуками Ярослава Осмомысла; королевич Андрей Венгерский был женат на дочери Мстислава Удатного; Михаил Всеволодович был женат на дочери Романа Мстиславича, так что Ростислав Михайлович приходился Роману внуком; Фёдор Ростиславич был женат на дочери Василия Всеволодовича Ярославского, по смерти которого занял ярославский престол; дочь Олега Романовича брянского была замужем, возможно, за одним из смоленских князей; Юрий II Болеслав приходился племянником от сестры последним Романовичам — Льву и Андрею Юрьевичам.

На самом деле принцип престолонаследия Древней Руси был сильно запутан. Хоть женщины и не имели права получать власть над княжествами, они являлись женами мужчин, причем часто в пределах одного рода, которые в свою очередь иногда имели право получать престол.

Сейчас историки выделяют множество примером, подтверждающих тот факт, что наследники могли претендовать на престол и по женской линии.

1

Изорник (от изорати — вспахать) — в Древней Руси мелкие съемщики земли, уплачивающие часть урожая в виде оброка землевладельцу.

2

Покрута — предоставление помещиком крестьянину в долг денег, хлеба, сельскохозяйственных орудий.

3

Вотчина — наследственное земельное владение.

4

Поместье — разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу в России.

5

История государства и права СССР. Ч. I; под ред. О.И. Чистякова и И.Д. Мартысовича. М.: Изд-во МГУ, 1985. С. 158.

6

Хрестоматия по истории государства и права России; под ред. И.А. Исаева. М., 1997.

7

Хрестоматия по истории государства и права России.

8

Заповедное имение — особая форма родового имущества, считавшаяся собственностью дворянского рода в целом и не подлежавшая отчуждению. Имение — земельный участок с усадьбой.

9

Временно-заповедное имение — заповедное имение, которое может быть заложено, продано и т.п.

10

Имение на праве майората — пожалованное имение, имущество переходит в целом своем составе к одному лицу по принципу старшего (в роде).

11

Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 2. М., 1997. С. 446.

12

Хрестоматия по истории государства и права России.

13

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 303.

14

Хрестоматия по истории государства и права России; под ред. И.А. Исаева. М., 1997.

15

Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства за 1922 год. М., 1950.

16

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

17

Крестьянский двор — объединение членов одной или нескольких семей, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Во главе стоял отец семейства — домохозяин.

Старшие представители рода не желали отдавать трон младшим братьям. Они требовали установить вертикальный порядок престолонаследия: от отца к старшему сыну. Это вызвало недовольство младших наследников. Итогом споров стало согласие признать претензии на киевский престол для одной из веток семейства потомков Мономаха. Это означало, что право перехода власти от отца к сыну (в обход братьев отца) в качестве прецедента отныне присутствовало в Лествичном праве.

«Право наследования, — скажем словами М. Ф. Владимирского-Буданова, — возникает не из искусственного измышления, а коренится в совладении лиц, живущих в одном доме с наследодателем, разделявших вместе труды приобретения имущества и право пользования им». Исследователи задружного быта единодушно настаивают на первоначальном отсутствии наследования в задружном имуществе. Смерть главы задруги не вела к открытию наследства: возникал лишь вопрос о замене усопшего старейшины другим, если только не происходило распадения задруги с разделом, а не наследованием ее имущества. Но действительно ли ту же формулу можно применить и к древней индивидуальной семье? Едва ли. Более правильным представляется тот ответ на этот вопрос, какой находим у немецких исследователей: Гирке, Кона.

Русская Правда выделяет два основания наследования: по завещанию и по закону. Круг наследников ограничивался одной нисходящей линией. Приоритетным является наследование по завещанию. Преимущественным правом при получении наследства обладали сыновья, в случае отсутствия у наследодателя сыновей: имущество смердов переходило к князю, а имущество бояр и дружинников — к дочерям. Вдова наследодателя получала имущество на прожиток. При этом Русская правда содержала нормы наследственного права, упоминая только движимое имущество.

§ 1.3 Псковская судная грамота 1467 года

В XIII веке Киевское княжество окончательно утратило свое значение славянского государственного центра. Государство это было разделено между сыновьями и внуками Владимира Мономаха и перестало существовать как единая держава Рюриковичей. Единая Древняя Русь распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Из него выделились и обособились и ранее тяготевшие к самостоятельности отдельные земли — княжества: Новгородское, Галицкое, Волынское, Турово-Пинское, Черниговское, Ростово-Суздальское, Полоцкое, Смоленское. Впоследствии это дробление шло все дальше и дальше.

В конце XII века Новгородом был подписан международный договор с немцами, который стал одним из источников будущей кодификации Новгородской и Псковской судных грамот[17]. Спорна датировка обоих памятников права. Обычно их относят к концу XV века.

От Новгородской судной грамоты XV века сохранился отрывок, содержащий нормы судоустройства и процессуального права.

Лествичный принцип наследования

Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в си­лу того, что право собственности на землю находилось, как мы уже отме­чали, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследова­ние осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завеща­ние имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследова­ния, а лишь простое распределение имущества между законными наслед­никами.

Согласно выражению «если без языка умрет», завещания в древности выражались в словесной форме как коллективная воля всей семьи под ру­ководством её главы –- отца. А вообще правом делать завещание облада­ли в Русской Правде отец и мать по отношению к детям и муж по отноше­нию к жене (выдел части имущества).

Для наследственного права важное значение имела социальная принадлежность субъектов. Дочери бояр и дружинников имели право наследования, а у смердов наследовать могли лишь сыновья, при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Наследственная масса делилась между сыновьями поровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконнорожденные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.

В глубокой древности наследование осуществлялось на основе обычного права, с правом всего коллектива на какую-то часть имущества. Ранее всего индивидуализировалось наследование движимости лук, копье, топор. Возникло деление наследственной массы на доли: часть — коллективу, часть — семье, часть — по усмотрению самого лица.

Эпиграф: престол переходил от отца к старшему сыну – это понятно. Но что же означал на Руси «лествичный» порядок наследования?

Мы продолжаем путешествие по истории древней Руси. В статьях «О военной подготовке славян» и «Об одежде древних славян кратко» подчеркивались особенности славянской самобытности. Теперь говорим о вариантах наследования, которые усложнились на Руси в период феодальной раздробленности, породив много обид и кровавых противоречий.

Вспомним, что Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря. Статья «О князе Олеге Вещем кратко». Малышу было рано управлять государством. За него правил Олег Вещий (степень родства с Рюриком учеными точно не установлена). Можно было бы назвать Олега регентом. Но мы знаем, что регентство заканчивалось при совершеннолетии сына прошлого правителя. Кстати, на Руси совершеннолетие наступало не в 18 лет, а сразу после женитьбы. В этом случае, Олег должен был передать престол Игорю.

Но мы видим другую картину. Князь Игорь женился на Ольге в 903 году, но Олег продолжал править до 912 года. К тому времени Игорю было уже около 35 лет. Затем правили Игорь, Ольга, Святослав, Ярополк, Владимир Креститель, Святополк Окаянный. Соблюдалось правило перехода великокняжеского престола к самому старшему из присутствующих наследников. Вспомним, как Борис и Глеб признали великим князем своего двоюродного брата Святополка по праву старшинства. Святополк был сыном Ярополка – брата Владимира Крестителя. Статья «О князе Владимире кратко».

В тяжелой борьбе за власть с 1015 по 1019 годы Святополка Окаянного победил Ярослав Мудрый. Статья «О Ярославе Мудром кратко». Карты «Древняя Русь IX – XI веков. Русь 1015 – 1113 годов. Правление Ярослава». Он правил Русью сначала совместно с братом Мстиславом Тьмутараканским (пока тот не умер в 1036 году), затем единолично.

Передача престола от отца к старшему сыну и далее по старшинству была во многих странах мира. Но на Руси с середины XI века сложилась «лествичная» система передачи престола (лествица – лестница в древности).

Лествичное право (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Женщины к наследованию не допускались. Княжили в таком порядке:

  • старший брат
  • младшие братья по порядку
  • сыновья старшего брата (по старшинству)
  • сыновья следующих братьев (по старшинству)
  • внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.

По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Такой же лествичный порядок сохранялся и внутри отдельных княжеств, на которые распадалась Киевская Русь. Порядок этот помогал сохранять единство страны, но был неудобен в силу постоянных переездов князей с дружинами из города в город. Кроме того, старшие племянники часто ссорились с младшими дядьями, что вело к междоусобицам.

Первые начала наследования выводят обыкновенно из договоров русских с греками, сопоставляя их с постановлениями краткой Русской Правды о кровной мести и предполагая, что она производилась родственниками в том же порядке, в каком они наследовали. Из этих выводов следовало бы, что родственники призывались к наследству в таком порядке: брат; если его не было — сын; если и его не было — отец; далее — племянник от брата, племянник от сестры. В этом означении иные (Неволин) видят постепенность призвания; другие (Кавелин) ее не находят. На основании указанных соображений заключают, что боковые родственники, кроме братьев, не призывались к наследству; в предпочтении брата сыну видят действие родного начала, указывают на исключение женщин и право жены на получение некоторой части (жена убившего да имать толицем же прибудет по закону). Выводы эти нельзя признать точными, ибо они основаны на гадательных соображениях. Из договоров с греками следует бесспорно только то, что на Руси имение умершего поступало в семью, к милым ближникам, и что находившемуся на чужой стороне естественно было на случай смерти творить обряжение о своем имении (см. у Никольского и Цитовича).

На основании пространной Русской Правды обыкновенно отличают общий порядок наследства от особенного, для смердов, бояр и княжих мужей — членов дружины. Общий порядок: после отца, если умер без ряда, не урядив имения, наследуют дети; при этом дается часть по душе умершего и часть вдове, если муж ничего ей не назначил. Из детей — незамужние дочери ничего не получают при братьях, но братья выдают их замуж, наделяя како си могут. Дети от рабы не наследуют, равно и мать их. После матери-вдовы в ее участке наследует тот из детей, у кого она жила в доме и кто кормил ее. Сводные дети наследуют после родителей своих, но после отчима или мачехи не наследуют. Особенный порядок: в имении смерда наследуют одни дети мужского пола, а если их нет, то князь; но предполагается, что в таком случае он незамужним дочерям дает часть на приданое. После бояр и дружинников, если нет сыновей, наследуют и дочери. О наследстве боковых родственников вовсе не упоминается. Поэтому Неволин думает, что в отсутствии детей имение шло князю. Он видит в этом признак, что родовое начало было потрясено в период междоусобий от смерти Ярослава до нашествия монголов. Если станем смотреть на наследство с точки зрения княжеского права и зависимого владения (ср. 1 часть сей книги, § 16), то можно думать, что в отношении к князю владельцем имения, принадлежавшего дружиннику, мог считаться только представитель семьи, а не рода. Правило о смердах, т.е. податном и преимущественно земледельческом сословии, должно было относиться к движимости, ибо поземельной собственности у них, по-видимому, не было[56].

Кроме Русской Правды есть еще известие о порядке наследования в Псковской Судной Грамоте (XV столетии). По ней умершему наследовали: отец, мать, сын, брат, сестра, другие ближние родственники (кто ближнего племени): стало быть, и боковые допускались к наследованию. Сын лишался наследства, если отца и матери не скормит до смерти, а пойдет из дому. Супруги друг после друга наследовали только пожизненно, в кормление, пока не вступали в следующий брак (т.е. пока не будет основано новое хозяйство).

Наконец, Судебники обоих Иванов постановляют, что после умершего без духовной наследует сын, когда нет его — дочь, а если нет и дочери, то ближний из его рода (статок весь и земли взяти).

Из этих сведений видно: 1. Женщины вообще не наследовали или наследовали в отсутствии мужчин; но давалась им часть на случай замужества. 2. До судебников родовое начало успело прийти в упадок, а семейное усиливается (см. критику этого мнения у Цитовича, стр. 142). Нигде не говорится о наследовании внуков; о праве представления нет и помину; внуков, по-видимому, исключают братья умершего. 3. В призвании родителей к наследству после детей, супругов друг после друга до нового брака или до смерти (Псков), некоторые (Кавелин) видят признак того, что здесь было в обычае членам семьи не делиться, но жить вместе, и наследство удерживалось за старшим; по сему в постановлениях Русской Правды видят следы южнорусского, киевского, малороссийского обычая — делиться после каждого замужества. Это различие связывают исторически с нынешним различием великорусского и малорусского крестьянского быта. У первых личность поглощается семьей, домом и даже общиной. Дом составляет одно целое, в котором общая казна в ведении старшего или того, кто признан способнее вести хозяйство. Что члены заработают, то должны вносить в общую кассу. Здесь понятие о наследовании уступает понятию о разделе дома. Но пока нет раздела, нет и наследства после умершего.

Наследственное право по законодательству Древней Руси

  • Обязательная доля в наследстве при завещании: кто имеет право, размер. Право на наследство
  • Наследование по закону и по завещанию. В чем их отличия?
  • Наследование по завещанию: изучаем процедуру пошагово
  • Принятие наследства: сроки и порядок
  • Необходимо ли оплачивать налог на наследство?
  • Вступление в наследство после смерти: основания, сроки и порядок оформления
  • Как вступить в наследство по завещанию на дом, квартиру, машину? Как вступить в наследство по завещанию, если прошло много лет?

Так родилось знаменитое лествичное право наследования. Лествичное право (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князьяРюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. В Акте о престолонаследии содержалось также важное положение о невозможности восшествия на российский престол лица, не принадлежащего к Православной Церкви.

Такой порядок и был положен в основу киевского престолонаследия. К таким исключениям, счастливым для Руси, по праву относятся Владимир Мономах и его сын Мстислав. Времена правления Мономаха и Мстислава можно по праву назвать золотым веком Киевской Руси, а вот княжение Ярополка — это уже ее увядание.

Правда, можно было назначить наместником родственника, но это не спасало положения, так как войны между родственниками никогда редкостью не были. Тогда была принята удельно-лествичная система. Порядок престолонаследия был изменен императором Петром I. 5 февраля 1722 г. он издал «Устав о наследовании престола». Устанавливался порядок престолонаследия: в первую очередь наследие престола принадлежало старшему сыну царствующего императора, а после него всему его мужскому поколению.

С XII века наблюдается отход от лествичного порядка престолонаследия, в первую очередь, в Юго-Западной Руси (с 1199 Галицко-Волынское княжество). Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Различают 3 вида преемства: по избранию назначению предшественника по законному наследованию. Минорат — система наследования, при которой имущество в своем целом составе переходит к одному лицу, родственнику младшего возраста сравнительно с другими.

Потеря такого источника дохода оказалась невосполнимой — Киев превратился в одно из многих удельных княжеств, только и осталось у него — былая слава да великолепие церквей. Все эти обстоятельства имели довольно примечательные последствия с точки зрения организации власти на местах и участия в ней разных слоев древнерусского общества.

Сильны были позиции гражданского общества и в других городах доордынской Руси. Так, впоследствии обособились в удельные княжества Смоленск, Ростов, Владимир-Волынский, Переяславль, Рязань. С середины ХII века все изменилось.

38], и прочил его в наследники. 5 февраля 1722 года им был издан «Устав о наследовании престола», в соответствии с которым прежний порядок наследования престола прямым потомком по мужской линии был отменен. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах. На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное.

Павла Первого многие считают чудаковатым и эксцентричным.

есть за что. Но в этой АИ он был еще более экстравагантен. в 1797 году он принял новый закон о престолонаследии. Согласно этому закону, возрождалось древнее лествичное право: младшие братья наследовали старшим, потом правили двоюродные и т.д.

Если отец умирал, не заняв трона, его дети автоматически теряли право на престолонаследие, хотя и носили титул великих князей.

Итак, отличий пока нет. А вот в 1881 году согласно павловскому указу (волею автора Александр Второй ничего менять не стал) Императором Всероссийским становится второй сын Николая — Константин Первый, председатель Государственного Совета, лидер либеральной бюрократии, адмирал.

Рекомендуем прочесть: Шантаж ук рф

Порядок престолонаследия в России. Справка

Внутри великой тюркютской державы происходили изменения не менее радикальные, чем вокруг нее.

Первое, в чем они выразились, был порядок престолонаследия.

Выше говорилось, что сын и наследник Ильхана Бумына, Кара Иссык-хан, умер в начале 553 г.

пережив своего отца всего на полгода. Сын его, Шету, был отстранен от престола.

Власть перешла в руки второго сына Бумына – Кушу, принявшего титул Мугань-хана [49].

Лествичное право — это родовой принцип престолонаследования на Руси.

Название происходит от старославянского слова «лествица» — лестница (ступени восхождения). В данном контексте «лестница» представляла собой список князей правящего рода по старшинству (сначала старший брат, затем младшие, затем дети старшего брата, затем дети младших батьев, затем — внуки и т.д. Кто не успел покняжить, выпадает из системы со своим потомством и становится изгоем).

Порядок наследования по лествичному праву был следующим: на великокняжеском столе сидел сначала старший брат, потом – младшие, по старшинству, затем – дети старшего брата, за ними – дети младших братьев, опять же по очереди, и т. д.

Этот порядок на Руси ввёл триумвират Ярославичей (как мы можем видеть на таблице): Изяслав, Святослав и Всеволод – сыновья Ярослава Владимировича Мудрого, которые после смерти отца сели соответственно в Киеве, Чернигове и Переяславле, а на великом столе в Киеве сидели поочерёдно.

Лествичное право (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Поэтому старший в роду сидел в Киеве. следующие по значению в менее крупных городах.

Женщины к наследованию не допускались. Княжили в таком порядке: старший брат младшие братья по порядку сыновья старшего брата (по старшинству) сыновья следующих братьев (по старшинству) внуки, правнуки в той же последовательности и т.

У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и образовалось государство Киевская Русь. Этот запоздалый переход к новой общественной формации, естественно, отразился и на развитии права. Если в странах Востока и в большинстве государств Европы к X веку было уже, в основном, разработано уголовное и гражданское законодательство, то у русского народа до этого времени господствовало обычное право. Лишь в XI веке в Киевской Руси появился письменный сборник феодального права — «Русская правда». В ней так же, как в первых памятниках права других славянских государств, были изложены обычаи своего народа и закреплены привилегии господствующего класса.

Наследственные отношения регулировались «Русской правдой» примерно так же, как и в других феодальных государствах Европы. Наследование допускалось по завещанию и по закону. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.

При наследовании по закону наследниками первой очереди являлись сыновья умершего. Наследственное имущество делилось между ними в равных долях. Наследственное имущество матери поступало тому из детей, «. у кого она жила на дворе и кто ее кормил» [1] (ст. 103) Следуя старинному общеславянскому обычаю отцовский двор всегда без раздела передавался младшему сыну (ст. 100). Дочери умершего, при наличии у них братьев, к наследованию не призывались. Незамужние дочери при выходе замуж получали от своих братьев лишь приданое. Поскольку порядок наследования в Киевской Руси носил сословный характер, дочери феодалов (при отсутствии у них братьев) признавались наследниками, а дочери зависимых людей (смердов) — наследовать не могли. Наследственное имущество крепостного крестьянина (при отсутствии у него сыновей) поступало в распоряжение князя. В этом случае князь обязан был снабдить дочерей умершего приданым при. выходе их замуж.

При наследовании по закону переживший супруг не являлся наследником. «Если жена после (смерти) мужа останется во вдовах, — говорится в ст. 93 «Русской правды», — то ей дать выдел, она же является госпожой того, что ей завещал муж, но до (самого) наследства мужа ей дела нет» [2] . Под словом «выдел» законодатель понимал возвращение жене ее имущества, находившегося под опекой мужа. Круг наследников по завещанию ограничивался лишь детьми и супругом. Внебрачные дети не могли наследовать своему отцу. Не могли наследовать своему отцу (господину) также и дети рабынь.

Право наследования в древней руси

НАСЛЕДОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Дела о наследстве по Владимирову и Ярославову уставам подлежали духовному суду и производились по Судному закону. О них не упоминается в прежних редакциях Русской Правды. Но, по всей вероятности, Номоканон (см.: Кормчая) не имел на Руси всеобщего приложения, ибо на Руси еще до принятия христианства были свои обычаи, которые действовали наряду с Номоканоном. Вообще дела о наследстве производились большей частью по старым обычаям — судили сами родственники, к церковному же суду прибегали только те, кто был недоволен старыми обычаями. При таком положении дел стали возникать споры между наследниками, из которых одни опирались на старые обычаи, другие — на Номоканон. Чтобы прекратить такие столкновения, законодатель издал новые законы.

[3]

1-й из настоящих сборников узаконений о наследстве состоит из 5 статей, определяющих собственно порядок наследования детьми после родителей без завещания.

Эти пять узаконений о наследстве, очевидно, вскоре оказались недостаточными; в практической жизни возникло очень много юридических вопросов, которые должно было разрешить законодательство русское. Ответил на эти вопросы новый сборник узаконений о наследстве.

Гражданский кодекс РФ (а именно его п. 1 ст. 1111) предусматривает всего лишь два правовых режима перехода имущества, прав и с ними связанных обязанностей умершего лица к его родственникам или иным людям — наследование по закону и по завещанию. В этой статье мы расскажем про особенности этих способов передачи наследства, рассмотрим понятия «круг наследников» и «недостойные наследники». Также мы обсудим, что необходимо сделать для получения имущества после смерти наследодателя и какие документы нужно будет для этого подготовить.

ГК РФ предписывает определенный срок, в течение которого наследники, желающие вступить в наследство, обязаны подать заявление нотариусу и предоставить ему все необходимые документы. Он составляет шесть месяцев с момента наступления смерти завещателя. Если же в течение полугода имущество умершего не было принято ни одним из наследников, оно отчуждается по закону в пользу государства.

Наследование движимого и недвижимого имущества, прав и обязанностей наследодателя производится по закону, в случаях если:

  • завещание не составлялось или было отменено завещателем;
  • завещание имеется, но оно охватывает лишь часть имущества;
  • завещание считается недействительным;
  • завещание не может быть исполнено из-за того, что наследники отказались принимать наследство, не имеют права или умерли до момента открытия завещания;
  • завещание предписывает лишение наследства одного, некоторых или всех наследников по закону;
  • наследники осуществляют реализацию своего права на получение обязательной доли.

Обобщая все эти положения, можно сказать, что процедура наследования по закону производится без завещания или вопреки имеющемуся документу, по основаниям, которые предусматривает закон. У этого порядка правопреемства есть свои характерные особенности. Во-первых, он предусматривает выбор лиц для наследования имущества умершего по закону, а не по желанию наследодателя. При этом обязательно учитывается потребность обеспечения интересов ближайших родственников, членов семьи, нетрудоспособных иждивенцев умершего. Во-вторых, важной характеристикой наследования по закону является порядок призвания родственников ко вступлению в права наследования. О нем мы расскажем далее.

Наследниками второй очереди называются родные братья и сестры наследодателя, а также его дедушки и бабушки. Если таких родственников не имеется, к наследству привлекут теть и дядь, а если и их нет в живых, то двоюродных братьев и сестер умершего. Последние получают право получения имущества по представлению. Наследниками четвертой очереди являются прабабушки и прадедушки наследодателя, а пятой — двоюродные внуки, внучки, дедушки и бабушки. Не забыты интересы и других, более дальних родственников — двоюродных дядь, теть, правнуков и правнучек. Они наследуют имущество в шестую очередь. И, наконец, падчерицы, пасынки, отчим и мачеха имеют право получить свою часть имущества седьмыми.

Феодальное наследственное право Древней Руси

Родовой принцип наследования (или по-другому «лествичная система») появился внутри династии Рюриковичей. Поначалу Русь была единым централизованным государством с центром в Киеве. Оно появилось в 882 году, когда Олег объединил новую южную столицу с Новгородом Великим. В дальнейшем князья правили, живя на берегах Дуная. С каждым поколением росло число мужчин Рюриковичей (братья, племенники и т. д.).

5 апреля 1797 г. в день своего коронования, император Павел I обнародовал Акт о престолонаследии, отменявший петровский указ о престолонаследии (1722 г.).

Этот Акт с небольшими изменениями просуществовал до упразднения монархии в России (1917 г.). Павел установил строгую очередность в порядке наследования престола, чтобы в будущем было невозможно отстранить от власти законных наследников.

Смерть короля Абдаллы — событие для саудовской элиты настолько ожидаемое, что никаких внезапных проблем возникнуть не могло даже теоретически. Их и не возникло. Преемник Сальман бен Абдель-Азиз ас-Сауд взошел на престол, новым кронпринцем столь же предсказуемо стал принц Мукрин бен Абдель-Азиз ас-Сауд. Все было решено давно, и ни единой неожиданности не случилось.

См. также: Междоусобная война на Руси (1015—1019)

Династия Рюриковичей впервые разветвилась в потомстве Святослава Игоревича, и усобица закончилась объединением земель под властью одного из его сыновей и гибелью двух других. Ситуация повторилась после смерти Владимира Святославича (1015). Несколько его сыновей не пережили отца, трое были убиты и один умер во время междоусобицы, двое поделили Русскую землю по Днепру, а один был посажен в поруб на 23 года.

Во всяком случае, о каком-либо старейшинстве или о правах первородства в дошедших до нас известиях нет и речи…перед молодым государством остаются только две возможности: восстановление единства и целости владений путём борьбы и уничтожения родичей или распад, дробление на ряд независимых друг от друга волостей-княжений.[1]

В этот период выделиться в самостоятельное княжество удалось только Полоцку, который после смерти Изяслава (1001) наследовал его сын Брячислав при жизни Владимира и других его сыновей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *