Виды наследования отмеченные в законах хаммурапи
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды наследования отмеченные в законах хаммурапи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Кодекс Хаммурапи составлен в казуистической форме, т. е. в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса). Вот соответствующий пример: «Если человек будет пойман с краденым рабом или с краденой рабыней, то за раба он должен привести еще одного раба, за рабыню еще одну рабыню».
Статьи кодекса не расположены по отраслям права, хотя авторы (или автор его) стремились к логической группировке.
Семейное право в Вавилоне заслуживает особого внимания, так как оно позволяет сделать основательные выводы относительно положения женщины, жизни общины и правового положения детей. Женщина в Вавилоне не была бесправной. Она могла принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, занимать некоторые должности в общественном управлении. Но это не делало ее равноправной с мужчиной, ибо доступ к влиятельным постам был для нее закрыт или был как редкое исключение. Речь могла идти всего лишь о ее службе в храмах.
Изменил свое решение в пользу другой стороны, в чем был изобличен. В качестве
наказания судья, согласно законам Хаммурапи -:
был отстранен от должности;
платил штраф в 12-кратном размере;
+был отстранен от должности и выплатил сумму иска в 12-кратном размере;
Строитель построил дом и продал его. Но дом был построен небрежно, поэтому он вскоре обвалился и насмерть задавил хозяина. Какое наказание предусматривают Законы Хаммурапи?
строитель должен восстановить дом за свой счет;
строитель должен восстановить дом за свой счет и возместить ущерб;
+строителя должны казнить;
строитель должен возместить ущерб и подвергнуться телесному наказанию.
В каком случае брак считался официально закрепленным по Законам царя Хаммурапи?
Государственный строй Вавилона
Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.
Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.
В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.
В Вавилоне существовала постоянная армия.
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней всамом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.
При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Право собственности.Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество «илку»), о чем говорилось выше.
Обязательства.Взаконах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больш�� дохода, сдавали за 2 /3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из- объема урожая, выращенного соседями.
Виды наследования отмеченные в законах хаммурапи
- Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.
- ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
- Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.
- Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Сыновья, независимо от возраста, наследовали в равных долях. Долю умершего сына получали дети-внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные участвовали в наследовании на равных основаниях с детьми; это касалось и детей, прижитых от рабыни – наложницы, если они признаны отцом, но только в наследовании движимого имущества. Если же отец не признал детей от рабыни, они не участвовали в наследовании имущества, но во всяком случае после смерти отца они вместе с матерью получали свободу. Дочери при наследовании получали долю, которая была предназначена в качестве приданного. Пережившая супруга жена получала вдовью долю, которая после смерти вдовы переходила к ее детям.
Законам известно и наследование по завещанию: но оно не стало правилом, скорее исключением из правила. К примеру, отец мог лишить сына наследства «за тяжкие грехи» либо, напротив, увеличить его наследственную долю за счет ущемления интересов других сыновей. Муж мог подарить часть недвижимости (поле, сад) жене в обход прямых наследников-сыновей; этот дар мать, оставшись вдовой, могла не пускать в общий раздел, а передать любимому сыну. Приведенные примеры не являются свидетельством завещательных распоряжений в настоящем смысле слова, и прежде всего потому, что свобода распоряжения собственностью предполагает достаточно высокий уровень развития института частной собственности в обществе, а оно таковым в эпоху Хаммурапи не являлось.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ И ЗАКОНОВ МАНУ.
1. Особенности экономического строя
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигала наивысшего уровня развития
[2]
В период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное
2. Формы собственности
Царским и храмовым хозяйством управлял царь.
2. получение в виде дара или находка
7. получение милостыни
8. давность владения(10 лет)
Университет в кармане
университет, который всегда с тобой
hvz262w узнал ответ на вопрос стал именоваться
hvz262w узнал ответ на вопрос Ароморфозом у позвоночных животных является:
hvz323 узнал ответ на вопрос «Смута» является:
vkluevla узнал ответ на вопрос Вид миссии: узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции, услуг и круга их потребителей, причины возникновения и смысла существования предприятия
vkluevla узнал ответ на вопрос Ситуационный характер стратегии это:
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:
1) введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
2) 282 статьи законов;
3) обширное заключение.
Источниками при составлении сборника послужили:
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; общинные; частные.
Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, подчинялись особому правовому режиму.
Законодательству Хаммурапи известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:
— ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;
— ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
— ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
Законы царя Хаммурапи кратко характеристика (Таблица)
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Стела Хаммурапи в Лувре.
Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.
Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.
Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Законы Хаммурапи включали в себя следующие виды наказаний за совершённые преступления:
· Смертная казнь – сажание на кол, сожжение, а также утопление
· Телесные наказания – наказание при помощи нанесений ударов плетью
· Членовредительство (принцип талиона) – отрезание ушей или же отсечение конечностей
· Иные виды наказаний – система штрафов, изгнание из общины, рабство. При этом сумма штрафа могла быть равносильна смерти преступника, если он не мог его оплатить.
Размер штрафов и тяжесть членовредительских наказаний зависели исключительно от социального положения потерпевшего и самого преступника. При этом членовредительство применялось в том случае, если социальные положения обеих сторон были равны. В качестве наказания за повреждение рабу было возмещение хозяину половины его стоимости.
В судоустройстве не было разделения между гражданским процессом и уголовным. Обвинение поддерживало частное лицо, штраф полагается потерпевшей стороне и выплачивается только по инициативе этой стороны.
В качестве доказательств использовались: клятва, ордалия (испытания водой), показание свидетелей. Также велись и судебные протоколы на глиняных табличках, в которых фиксировались клятвы сторон, их показания, имена и показания свидетелей, а также приговор.
Истец или ответчик согласно судейскому приказу брали на себя обязательства (в письменном виде), которые передавались противоположной стороне. Если же они не выполнялись, на них накладывался штраф или знак бесчестия.
В отдельных случаях имел место самосуд – мародёр, крадущий при пожаре, мог быть лишён жизни без всякого суда.
Как говорил сам царь, законы были нужны, чтобы более сильные не угнетали слабых, чтобы вдовы и сироты и другие угнетенные получали по справедливости.
Издав свод предписаний, царь упрочил свою власть. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи позволила присоединить немалые территории соседей и создать единые для страны унифицированные нормы законов. Кроме того, тогдашняя элита общества ставила задачей правовыми методами узаконить привилегии и имущество перед остальным народом. Здесь очень пригодились законы Хаммурапи.
Преступления и наказания, статьи с которыми дошли до наших дней, позволяют судить о степени развития шумерской цивилизации. С другой стороны, законы требовались и для сглаживания напряженности в обществе.
Преступления и наказания по законам Хаммурапи
На начальной стадии становления законодательства, как и в других странах с узаконенным рабством, наследниками считались обычно сыновья, один из которых обладал приоритетом. Дочери получали в наследство имущество, лишь когда сыновей не было.
Позднее дети разного пола получили равные права на наследование. Если дети умирали раньше своих родителей или отказывались от наследования, это право переходило к внукам.
Дети, которых семья усыновила, имели одинаковые наследственные права с родными детьми.
К таким проступкам относятся ложные показания во время суда. Это преступление наказывалось, исходя из принципа равного возмездия. Также закон регламентировал наказание судей, которые изменили судебные решения в каком-либо деле вследствие давления или за деньги. Предусматривалось снятие судьи с должности. Кроме этого, судья должен был заплатить 12-кратную стоимость от размера иска.
К данной категории относятся преступные поступки врачей, строителей, лиц, являющихся арендаторами, пастухов.
Среди преступлений встречаются и государственные преступления. Наказанию подлежит человек, давший убежище преступнику, а также не донесший, узнав про заговор. Смертью карался отказ воинов от выступления в поход. Они не имели даже права предложить взамен своей кандидатуры другого человека.
Наказания были крайне жестокими. Смертью наказывались более тридцати видов преступлений. Неумышленное убийство или убийство по неосторожности влекло за собой смерть обвиняемого. Кроме смертной казни использовались телесные наказания, членовредительство, возмещение имущества в кратных размерах, наказание, исходя из равного возмездия (принцип талиона), штрафные санкции.
Законы Хаммурапи давали ряд привилегий в зависимости от социального статуса или пола злоумышленника. Аналогичные преступления карались разными наказаниями для раба и свободного человека.
Хотя чаще всего законы Хаммурапи карали за преступления индивидуально, в ряде ситуаций осталась круговая порука – пережиток родоплеменных отношений.
Так, если похитителя не удавалось задержать, община вынуждена была возмещать украденное на территории, где она проживала, имущество.
Виды наказаний:
- смертная казнь в виде сожжения, сажания на кол, утопления;
- членовредительство в виде отрезания языка, пальцев, рук и языка;
- изгнание из поселения;
- штрафы, накладываемые за ущерб имуществу, за словесные оскорбления и оскорбления действием.
В своде законов Хаммурапи нередко используется принцип талиона (воздаяния равным). Например, если виновник провинился перед сыном человека, то наказанию подлежит сын виновника. С позиций нынешнего права такая трактовка кажется бессмысленной, однако в древние времена детей рассматривали в качестве собственности отца, и такая компенсация ущерба представлялась правомерной.
Судья вынес решение по одному из дел, изготовил документ с печатями , но затем
Судебный процесс Вавилонского общества по законам Хаммурапи.
Наказания в законах были строго определены. Кроме реформ в области управления Хаммурапи реорганизовал судебную систему, т.е. ограничил роль жрецов. Цель судообразовательства царь определил в своем Законнике. Истинное правосудие, по его торжественному заявлению, возможно только на основе его указов и установлений. Не случайно уже в первой части Законника за лжесвидетельство, за изменение судьей вступившего в силу приговора, за взятки и другие преступления чиновников, военачальников введены жестокие наказания. В законнике также упоминается должность судебных следователей. В больших городах имелись коллегии царских судебных чиновников в кол. 6-10 чел., они разбирали преступления и имущественные споры. Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам,
Судебный процесс обычно начинался с того, что его участники шли в храм, где перед божеством давали клятву говорить правду и соблюдать закон. Для уяснения истины был суд божий «ордалии», т.е. водой, огнем, телесными побоями. Царь считался верховным судьей, высшей апелляционной инстанцией. Он имел право амнистии и помилования.
В судебном процессе также главную роль играла доказательства, предоставленные спорящими сторонами. При рассмотрении имущественных споров, особенно по сделкам о купле-продаже земли, займе, залоге, поклаже, требовалось представлять суду расписки, письменные договоры и другие документы. Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось публично и немедленно. Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.
Уголовное право: Уголовное право законника отличается значительной суровостью. В основе уголовно-правовых представлений находится идея Талиона: наказание есть возмездие за вину. Прямолинейное применение принципа «равным за равное» исключает установление субъективной стороны действия-умысла, неосторожности, случайности. В законнике Хамураппи кровной мести уже нет. Вместо мести приходит выкуп с начало натуральной а потом денежный штраф-композиция. З.х. знают только денежный штраф строго определенных размеров. Величина штрафа зависит как от тяжести преступления, так и от соц.положения сторон. Кража скота или лодки каралось огромным штрафом(в 10-30 раз больше стоимости украденного). Смертная казнь упоминается в законнике в 30 случаях. Была она мучительной: это сожжение, утопление, посажение на кол.
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Начало исторического (не мифического) законодательства на Ближнем Востоке относится ко времени еще древнешумерийских протогосударств. Законы Уруинимгины (конец XXIV в. до н. э.) – самые древние из известных в истории права. Эти законы не были еще вполне правовыми предписаниями, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно-храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало оплату жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на основе справедливости. Общей социальной цели поддержания древних порядков и стабильности служили столь важные декларации о «защите вдов и сирот», об отмене разного рода долговых и продажно-закладных сделок (купля-продажа в ту эпоху была еще особой, вынужденной сделкой, совершаемой только в случае невозможности вернуть долги и унизительной по смыслу). В законах были и правила уголовного суда о наказаниях за покушения на личность и имущество полноправных шумерийцев – в основном, штрафах.
Наследственное право законы хаммурапи статьи
Законы Хаммурапи исходили из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. В праве или подразумевалось такое различие, или оно специально закреплялось по тому или другому поводу – правовой строй общества был сословным. Хотя, конечно, жестких граней между категориями людей не было, и все они – в большей, меньшей или совсем малой степени – обладали правоспособностью как в области имущественных, так и личных прав.
Вполне полноправной личностью с точки зрения права (субъектом права) считался самостоятельный мужчина-хозяин, глава патриархального семейства. Он мог принадлежать к категории свободных общинников, быть собственником выделенной общинной земли, обладать всеми подразумеваемыми правами в отношении имущества, семейных отношений – такого законы называли авилум («человек»). Другую категорию в целом полноправных и свободных людей составляли мушкенум (от «падающий ниц», т. е. поступивший в услужение); они были владельцами участков земли, переданных им на определенных условиях из царского (государственного) фонда. Авилум в основном были подвержены действию обычного права, и законы регулировали только общие для всех либо очень своеобразные ситуации. Мушкенум же представляли предмет особой заботы и охраны царской юстиции. На условной социальной лестнице они стояли несколько особняком от авилум: законы «дешевле» оценивали их имущество, возможные телесные повреждения, взаимные оскорбления. Однако земельная собственность мушкенум охранялась в ряду храмовой и дворцовой, они платили только треть той суммы, что полагалась полноправным общинникам в случае развода с женой. Такие отличия были одновременно и привилегиями. Вероятно, это было связано с тем, что мушкенум порывали с общиной и выступали исключительно как единоличники, тогда как авилум сохраняли связи с общиной и могли рассчитывать на поддержку соседей и родственников в случае разных конфликтов.
Полноправным субъектом права могли быть не только мужчины, но и женщины. Для этого необходимо было выйти из-под патриархальной власти отца семейства или мужа. Происходило это либо в случае вдовства, либо в результате развода, если женщина не была виновной в нем и не дала законного повода. Особую категорию составляли жрицы-энтум (как правило, дочери, вышедшие из-под власти отца). Они получали значительные привилегии в наследовании отцовского имущества, вообще в отношении их собственности. Однако на них налагались и определенные запреты: так, жрицы не могли посещать «злачных» мест, заниматься торговлей, корчемством – эти занятия, видимо, считались обычными для прочих женщин. Жрицы, в отличие от жрецов-мужчин, которые состояли на жалованье у царя, могли обладать наделами из дворцовых или царских земель.
В самом низу социальной лестницы стояли рабы. Рабство было патриархальным либо дворцовым. Рабами могли обладать как авилум, так и мушкенум, причем рабы последних обладали большими правами: могли вступать в брак со свободной, и их дети от этого брака считались свободными. В основном рабы рассматривались законами наравне с имуществом, в случае телесных повреждений рабу полагалось денежное или взаимообразное возмещение, следуя рыночным правилам. Однако рабы лично отвечали за совершенные ими преступления, теоретически могли оспаривать в суде свое рабское состояние (но проигрыш процесса влек мучительное и тяжелое наказание).
Еще одну категорию населения составляли воины – редум, баирум (букв. «погонщик» и «ловец», но смысл различий неизвестен). За свою воинскую службу царю они наделялись землей (обычно размером до 12 га), где вели сельское хозяйство, на определенных условиях (илку) . Закон обязывал воинов строго выполнять главное условие – нести службу: если воин отказывался идти в поход, его ждала казнь. Надел мог быть унаследован в семье, если был сын, пусть даже пока малолетний, который сможет впоследствии служить. В случае плена и даже долгого отсутствия права воина на надел сохранялись. Имущество и надел, данные воину на праве илку, нельзя было продавать, да и любые денежные сделки с ними вообще считались недействительными. Однако если воин бросил надел и по своей воле отсутствовал более трех лет, он не мог претендовать на возврат имущества. Законы защищали воинов от злоупотреблений низших воинских начальников, которых ждала смерть за попытки присвоить надел или подарок царя.
Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний здесь не регулировались: по-видимому, в этом отношении беспрекословно действовали нормы обычного права. Не характеризовались специально и права главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи. Законы Хаммурапи регулировали более усложненные ситуации брачно-семейных отношений.
Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены. Договор был, как правило, устным. Из литературных памятников известно, что браку сопутствовали особые церемонии и сама процедура заключалась в произнесении фраз типа: «Ты лишь да будешь моим мужем, я же буду твоей женой». Письменные договоры употреблялись тогда, когда надо было обговорить некие особые условия. Супруги должны были соблюдать в браке взаимные обязанности: жена – хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию; нельзя было покидать супругу в случае, если ее постигнет тяжкая болезнь. Нарушение этих обязанностей влекло либо уголовные наказания для женщины, либо имущественную компенсацию со стороны мужа. Развод допускался по инициативе и мужа, и жены. В случае развода по вине мужа (что устанавливал соседский суд) бывшей жене полагалась имущественная компенсация, кроме того, она забирала приданое. Если же жена «станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа», то никакой разводной платы не следовало. При особо злостном пренебрежении женщиной своим долгом предписывалось ее «бросить в воду». По общему правилу, брак был моногамным. Однако в случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия разрешалось взять в дом вторую жену, рабыню или наложницу (но не всех разом); при этом первая жена могла остаться жить в общей семье.
Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства. Отец давал разрешение на брак дочери, имел право по собственной воле «брать жен» для сыновей. Предполагалось, что он может изгнать сына из семьи и лишить наследства, однако суд исследовал обоснованность этого решения и разрешал такие действия, если сын вторично допустил «тяжкий грех» в отношении отца (в первый раз надлежало его простить). Дочери, выданной замуж, выдавалось приданое, владельцем которого впредь была она сама. Дочерям, отпущенным в жрицы, следовало выделять долю из наследства. Такая же обязательная доля полагалась и пережившей супруге-вдове. Наследство женщин получали только их дети.
Поскольку исторически древневавилонские правители с эпохи ранних государств были наделены правами и обязанностью регулировать торговые отношения, в законах Хаммурапи устанавливались правила разбора споров по поводу самых разных обязательств и сделок. Субъектом в таких сделках и обязательствах могли выступать только полноправные хозяева (мужчины или женщины): сделка с неправоспособным лицом, находившимся в рабской или патриархальной зависимости, расценивалась не только как недействительная, но и как злонамеренное действие сродни воровству. Двусторонняя сделка должна была оформляться договором, лучше письменным, либо заключаться при свидетелях.
Для некоторых договоров устанавливались специальные правила, сделки, как правило, порождали двусторонние обязанности. Так, при купле-продаже продавец должен был гарантировать, что является полноправным хозяином вещи. При продаже вина или пива держательница корчмы обязана была принимать в уплату и хлеб, придерживаться установленной законом таксы; запрещалось обвешивать покупателя. Вообще цена за покупаемую вещь могла назначаться в пересчете на серебро, хлеб или любое движимое имущество, т.е. купля-продажа еще не вполне отделилась от мены. Для договоров денежного займа устанавливался предельный размер процентов – 20% в серебре или 33,5% в пересчете на хлеб; при превышении нормы заимодавец (обыкновенно специальный торговый агент – тамкар) терял все даденное взаймы. Договор найма жилья следовало точно соблюдать по сроку: если хозяин выгонял жильца до истечения договора, он терял всю сумму оплаты. Для договора личного найма, особенно специалистов-корабельщиков, врачей, ремесленников, в законах устанавливались точные нормы оплаты труда за типовые работы. Несоблюдение условий договора хранения, если таковой был правильно оформлен, попытка не возвратить взятое на хранение влекли обязанность возместить ущерб вдвое. Распространенным был договор самозаклада, по которому в обмен на заем хлебом или деньгами заимодавец получал члена семьи или раба должника; такая сделка только ограничивалась тремя годами работы.
Особое внимание законы уделили договору аренды земельных участков; по-видимому, арендой прикрывались особые отношения условного владения сельскохозяйственными угодьями. Арендатор обязан был добросовестно обрабатывать поля, в любом случае (есть урожай, нет ли) платить условленное за аренду. Арендодатель не имел права отнимать данное в аренду в первый год, даже если не получал платы. В договоре земельной аренды активно участвует тамкар, который предоставляет посреднические ссуды серебром в целях обработки полей.
Специальный поверенный, тамкар (получивший в держание царскую землю на условиях отчисления прибыли от торговых операций), выступает как особый субъект в целом ряде договоров и сделок. Он может заключать договор поручения с торговым агентом-шамаллумом, передавая ему деньги для получения торговой прибыли, причем здесь не действовало ограничение о предельном проценте по займу. В спорном случае деньги взыскивались вдвое. Попытка шамаллума злоупотребить доверием тамкара наказывалась тройным штрафом, но и тамкар в аналогичном случае терпел шестикратный убыток. Развитие торговых отношений в Вавилоне определило специфическое регулирование сферы коммерческого оборота, неожиданное для такой ранней эпохи. Специально оговаривались обязанности сторон при постройке и найме корабля с корабельщиком, который отвечал за возможные потери только в случае доказанной своей вины. Допускалось соглашение о товариществе в целях получения прибыли от совместно вложенных денег; прибыль или убытки предписывалось делить поровну.
Договоры заключались, как правило, на строго обусловленный срок: от 1 года до 4 лет по разным сделкам. Неисполнение условий влекло для стороны либо потерю данного по договору, либо кратное возмещение. Практиковалось заложничество по разного рода долговым сделкам, когда заимодавец держал у себя в доме члена семьи или раба должника до тех пор, пока долг не будет возвращен сполна.
Обязательство (т. е. обязанность что-либо сделать или возместить другому лицу в силу предписания права) могло возникнуть не только по причине соглашения, сделки, но и вследствие допущенного нарушения прав другого лица, причинения ему материального ущерба. В зависимости от условной оценки ущерба законы предписывали компенсацию в соотношении с покупной ценой попорченной вещи либо по установленной таксе. Случайно причиненный ущерб не возмещался. Но если нарушитель еще и проявил непредусмотрительность (например, соседи предупреждали, что его бык чрезмерно бодлив), то требуемое возмещение значительно возрастало.
Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно, уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам. Вместе с тем оскорбление человека «большего по положению» влекло наказание и более тяжкое по форме, и к тому же позорящее. Были случаи, когда за преступление отвечала целиком община (например, если на ее землях произошло ограбление или убийство, а конкретный преступник не найден или община его не выдает).
Нарушить установленный порядок можно было разными путями. Наиболее тяжкими были: (1) преступления против праведного поведения: лжесвидетельство, бездоказательное обвинение по адресу другого, нарушение установленных традицией ограничений в образе жизни; и (2) преступления против семейного долга, совершенные подвластными: участие в убийстве мужа, прелюбодеяние женщины, недозволенные родственные сексуальные связи, нарушение сыновнего или дочернего долга и т. п. Тяжким преступлением была (3) кража разных видов: наибольшая ответственность наступала за воровство «достояния бога или дворца», т. е. храмового или царского имущества, в случае незначительной ценности украденного ответственность понижалась. Особо квалифицировалась кража со взломом либо кража, сопровождавшаяся убийством. Менее тяжкими считались (4) членовредительство или посягательства на личность подвластных лиц и (5) нарушения профессиональных обязанностей: плохо проведенная операция глаза, некачественно выстроенный дом, который, обвалившись, погубил человека, и т. п. В квалификации преступлений весьма значителен был элемент религиозно-нравственный, преступление было грехом. А особенность вавилонского религиозного мировоззрения обуславливала то, что только в незначительных случаях грех может быть искуплен, в остальных преступник должен быть извержен из общества.
Этой основной идее подчинялась и система наказаний. Тяжкие преступления предписывалось безусловно карать смертью. За некоторые (видимо, оцененные как особо злостные действия) казнь квалифицировалась: бросить в огонь, утопить в реке, посадить на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины. За преступления, совершенные рабами или подвластными (сыном, усыновленными), в большинстве случаев полагались членовредительные наказания: могли отрезать ухо, язык, вырвать глаз, сломать кость, выбить зуб; непочтительному сыну, ударившему отца, предписывалось отрезать пальцы, кормилице, подменившей ребенка, – отрезать грудь. Часть этих наказаний налагалась по принципу талиона: «Если кто сломает кость человека, то должно сломать его кость». Талион мог быть прямым и опосредованным: так, если неудачливый строитель дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына. Талион был значительным правовым новшеством, введенным Хаммурапи, – так достигалась цель индивидуализации наказания и разрушения древней общинной круговой поруки, выплаты коллективных штрафов всем родом. Наконец, применялись и уголовные штрафы, которые не очень разнились от возмещений за простое причинение ущерба и только были значительнее по размеру. Штрафы налагались, как правило, за разного рода оскорбления, побои, преступления в отношении женщин.
Судебный приговор или постановление считались актами общественного значения. Уличенного в подлогах судью ждали большой штраф и лишение судейского звания. Суд считался царским делом и должен был быть справедливым. Хотя возбуждение дела, доказывание на суде было всецело частной инициативой. Доказательствами служили собственная присяга (иногда ее было достаточно) и, главное, свидетели. В особых случаях для «очищения» от обвинения прибегали к особому испытанию – ордалиям: бросали связанного в реку, и если священная вода очищала обвиненного, он считался невиновным и в уголовном смысле; если обвиненный тонул, дело считалось законченным.
Законы, записанные по судебным решениям Хаммурапи, несмотря на свою древность и значительную архаику отдельных правоположений, заложили основы всей системы юридических принципов и институтов, присущих праву Ближнего Востока в целом, а впоследствии и античному праву. В них впервые в праве было обосновано соотношение преступления с наказанием и то, что ответственность настигает виновного, принцип ответственности за ущерб и связь этой компенсации с причинами, приведшими к нему, предпочтение интересов делового человека злостному «таскальщику», наконец, то, что обязательство двусторонне и связывает обе стороны. Это сходство древнего права с позднейшими правовыми системами более неожиданно, чем очевидные различия в конкретных правилах.
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Возвышение Вавилона непосредственно связано с именем великого полководца и политика царя Хаммурапи, который взошел на трон приблизительно в 1793 году до н.э. За время его правления (приблизительно 43 года) Вавилон из маленького поселения превратился в большую и самую богатую страну Месопотамии.
Самым большим вкладом в развитие Вавилона стало создание государственных законов, которые были найдены археологами в 1901-1902 годах в столице стародавнего Элама – городе Сузы. Они были высечены на большом базальтовом столбе, который захватили эламиты во время набега на Вавилон.
В верхней части столба изображен царь Хаммурапи с богом солнца и справедливости Шамашем. Под их изображением в клинописной форме записаны законы, текст которых можно условно поделить на три части. В первой рассказывается о том, что бог Шамаш передал государственные законы Царю Хаммурапи для того, чтобы сделать Вавилон более богатым и развитым государством. Вторая наибольшая часть – это законы. Исследователи их поделили на 282 статьи. Из них 35 было стерто во время захвата, но их удалось восстановить благодаря найденным в Сузах глиняным табличкам. В третий части было предупреждено, что пренебрежение законами ведёт за собой проклятия всего рода человека, который не захочет жить согласно им.
Все законы Хаммурапи можно поделить на логические разделы.
Согласно законам царя Хаммурапи, за лжесвидетельство предусмотрено наказание. Если человек обвинил другого человека в убийстве, то он должен доказать это, в ином случае обвинителя приговаривали к смерти. Если же вину удавалось доказать, то обвинитель мог забрать дом виновного в убийстве. А также, если судья вынес приговор, а вскоре изменил его, то его устраняли от судопроизводства и принуждали возместить исковую суму в двенадцатикратном размере.
Человека, совершившего кражу имущества, приговаривали к смерти. Этот принцип касался и вавилонянина, который взял на хранение или купил что-либо у раба или несовершеннолетнего. Данные категории людей не могли иметь собственного имущества, поэтому следует, что они его украли, то есть продали краденное. Также, приговаривали к смерти человека, который скрыл раба сбежавшего от своего владельца, так как рабы являлись собственностью.
Брак, семья и наследование по судебнику Хаммурапи
Войско должно было служить верой и правдой своему царю, быть готовым пойти в поход по первому зову. В случае если воин нанимал другого человека вместо себя, то он приговаривался к смерти, а наёмному человеку отдавали его дом, сад и огород. Когда случалось, что воин попадал в плен, то на его место брали другого человека, в собственность которого переходило имущество воина находившегося в плену. Если же воин, попавший в плен, имел сына пригодного к военной службе, то он заменял своего отца и становился владельцем дома, сада и огорода. Если же воин из полона возвращался, то он продолжал военную службу, ему возвращали имущество.
- § 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)
- • Тексты. Законы Хаммурапи царя Вавилона (XVIII в. до н. э.) (извлечения)
- РАЗДЕЛ I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННОСТИ Глава 1. ЗАКОННОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
- ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ 1900 г.: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ
- § 2. Образование и развитие Вавилонского государства (до царя Хаммурапи) [24]
- Глава іі. Общая характеристика института исключения участника
- Законы Хаммурапи: система и принципы.
- Законы Хаммурапи
- ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИСИНА, ЛАРСЫ И ЭШНУННЫ
- ХАРАКТЕР и источники ПРАВА ДРЕВНЕй ИНДИИ. ЗАКОНЫ МАНУ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРиСТиКА.
- § 1. Законы Хаммурапи – древнейший памятник права планеты
- § 4. Общая характеристика правового обычая
- 16. Религиозные правовые семьи: общая характеристика.
Законы выбиты клинописью на обеих сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского языка. В эпоху Хаммурапи этот стиль письма употреблялся обычно в скульптурных произведениях и официальных надписях, тогда как частные деловые документы и переписка этого времени производилась при помощи древне-вавилонского курсива, очень сходного с ассирийской клинописью.[1] В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе и получающий законы из рук бога солнца Шамаша (по другой версии, на стеле изображен бог Мардук)[2], сидящего на троне. Часть текста законов была сбита и может быть частично восстановлена по другим источникам (например, цитатам законов на глиняных табличках).
Скорее всего, что целью создания стелы было торжественное заявление перед подданными о вступлении в силу содержащегося в ней законодательства, а не продоставление её для всеобщего использования. Для судебной практики, вероятно, законы воспроизводились в виде глиняных плит.[1]
Законы Хаммурапи непосредственно вытекают из шумерской правовой традиции и являются одним из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства Месопотамии того времени. В центре внимания законов хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью.
Некоторые исследователи отмечают, что из Кодекса Хаммурапи фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности («невиновен, пока не доказано обратное»). В случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя если социальный статус виновного выше, чем у пострадавшего, наказание значительно мягче.
В настоящее время столб с законами Хаммурапи хранится в Парижском музее Лувр. Точную копию столба можно также увидеть в Москве, в Учебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева — филиале Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, а также в Переднеазиатском музее в Берлине.
В предисловии к статьям законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. При этом особо отмечается, что главные черты Хаммурапи, делающие его достойным правителем — это его смирение перед богами и покорность их воле. Среди деяний царя прославляются, в первую очередь, укрепление храмов. По всей видимости, царская власть считалась божественной по своему происхождению, а царь был прежде всего исполнителем воли богов. Светская власть царя тесно была связана с властью жречества.
- Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914.
- Дьяконов И. М., Магазинер Я. М. Комментарий к старо-вавилонским законам // Вестник древней истории. 1952. № 3. С. 262—303.
- Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984. С. 178—180.
- Якобсон В. А. Законы Хаммурапи // История древнего мира: Ранняя древность. М., 1982. С. 103—108.
Семейно – брачное и институт наследования в законах Хаммурапи
Во вступлении к своду законов царь Хаммурапи в красивой поэтической форме позиционирует себя, как связующее звено между землей и небом, как поборник справедливости и защитник слабых и обездоленных. Законы охватывают огромный пласт общественной жизни, протекавшей почти 4 тысячи лет назад и отражают семейные отношения, вопросы наследования, наказания за совершенные преступления, коммерческую деятельность, имущественные сделки.
Самым важным источником исследования Старовавилонского периода в жизни государства Месопотамия является свод законов «Законы Хаммурапи», признанный самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли и юриспруденции (рисунок 1). Люди занимались их переписью и изучением в Месопотамии более тысячи лет; этим обусловлено оказанное ими ощутимое влияние на формирование правового мировоззрения жителей не только Древнего Востока, но и всего мира Античности.
Деление на сословия при царе Хаммурапи отметило лишь начало своего формирования, в связи с этим сословия не стали закрытыми общественными группами: перемещения из одного сословия в другое было возможно, заключение браков между представителями разных сословий также не запрещалось.
Перечень законов Хаммурапи не предусматривал особого, юридически привилегированной позиции элитарных слоёв населения: дворцовой и храмовой верхушки, командующий армией — их права и обязанности перед страной не отличались от личных и имущественных прав и обязанностей производящих слоев населения, крестьян и ремесленников, из того же сословия авилум. Более дорого ценилась лишь честь представителей верхнего сословия вавилонского общества.
Каждый авилум обладал правом на наличие и распоряжение недвижимостью, которая была расположена на территории общины, правом на выбор сферы жизнедеятельности, правом на принятие участия в органах социального самоуправления — собраниях либо поквартальных городских встречах, правом на неприкасаемость своего нажитого имущества, правом на защиту своих здоровья, чести, жизни. Каждый общинник попросить материальной помощи у своих соседей, а оказавшись плененным, рассчитывать на выкуп из средств казны храма своего населенного пункта.
Вместе с тем каждый авилум был в курсе: не существует прав без обязанностей — данный принцип претворялся в жизнь посредством свода законов Хаммурапи, поэтому любой свободнорождённый член общины был готов отбывать трудовую и военную повинности, выплачивать налоги, принимать участие в органах самоуправления общины, а также эффективно и плодотворно служить там, где это полагалось: в мастерских ремесленников, на полях, в профессиональном войске, в храме, в административном аппарате, в торговой общине и так далее.
Община — важнейшая форма общественной организации Древнего Междуречья. Она выступала как третейский судья, администратор, казначей. Мнения и слова общинников играли огромную роль в судебных процессах, они оказывали влияние на определение уровня тяжести проступка и могли спровоцировать за собой потерю статуса свободного человека и для женщин, и для мужчин.
Хаммурали создавал общинные организации, и поэтому устранял возможность бегства мужского населения с их территории.
Глава семьи, который рвал связи с общиной, терял права и на семью, и на нажитое семьей имущество.
И авилумы, и мушкенумы обладали правом создания семьи для того, чтобы обзаводиться потомством, которое в будущем унаследует все имущество семьи, будет заниматься поддержанием культа предков, хранить память о своих усопших родственниках, не давая им уйти в забвение, а, значит, подарить им вечное существование.
Семье в Междуречье отводилась роль одного из божественных установлений, которое считалось благом, жизненной ценностью, именно поэтому к формированию семьи стремились все свободнорождённые граждане Месопотамии, и мужчины, и женщины. Но брачные союзы заключались отнюдь не на небесах, так как для родителей жениха и невесты брак был выгодным экономическим мероприятием: за невесту просили солидный выкуп, а жениху предоставляли ее приданое, которое было адресовано будущим потомкам.
Семья в Междуречье обладала ярко выраженным патриархальным характером: наследование имени и всего имущества шло по линии отца, законными родственниками считались лишь люди по отцовской линии, отец также обладал правом жизни и смерти над членами своей семьи.
Главой семьи могло быть лишь единственное лицо, которое отвечало за имущество семьи. Любые сделки с семейным имуществом, которые совершались младшими членами семьи без отцовского согласия, признавались недействительными. Отец распределял размеры долей семейного достояния, которые после его смерти достанутся его сыновьям, оформлял завещание и дарственные, а также имел право включить в число наследников незаконнорожденных детей. Ради интересов семьи он мог отдать в долговую яму (на срок не более трех лет) свою жену либо детей. Более того, отец вершил судьбы своих детей, выбирал для них пару для вступления в брак либо профессиональную деятельность, а за серьёзные преступления и вовсе мог лишить своих потомков наследства. На тех же правах, супруг распоряжался жизнью своей супруги, обладая правом лишения её платы за развод, вдовьей доли и даже обращения в рабство, убийства за прелюбодеяние.
Для того, чтобы ограничить всевластие мужчины в семье и запретить произвол отца и мужа относительно детей и жены,
Хаммурапи хотел предоставить правовой статус всем членам патриархальной семьи:
- Согласно своду его законов, замужняя женщина обладала правом на охрану своего здоровья, защиту своей чести, достоинства, жизни, могла распоряжаться вместе с законными наследниками имуществом семьи после смерти своего мужа, по своему усмотрению заниматься организацией семейного быта в случае долгого отсутствия мужа, его гибели либо ухода из общины.
- Дети как мальчики, так и девочки, в том числе усыновлённые дети рабынь и наложниц, могли рассчитывать на раздел имущества семьи, при этом дочерям было положено исключительно движимое имущество (кроме дочерей-жриц), а сыновьям — недвижимое имущество. Лишить законных наследников права использования семейной собственности могло лишь только решение суда.
Таким образом, Хаммурапи, как ни раз говорилось в данной статье, был верен своему обещанию предоставлять защиту слабым от своеволия сильных, брать под своё покровительство членов патриархальной семьи, смягчать суровое семейное право и предупреждать выражение мужского своеволия и жестокости относительно супруги и детей.
Однако, возлагая на свой свод законов не только регулирующую отношения в социуме функцию, но и задачу создания правового мировоззрения своих граждан, царь Хаммурапи с помощью распространенных юридических прецедентов рушил стереотипы поведения людей: под угрозой страха справедливого и жестокого наказания за нарушение норм права мужчинам стоило учиться показывать свои заботу и милосердие относительно своих близких, женщинам – культивировать в себе чувства самопожертвования, послушания, преданности, а детям — чтить традиции семьи, окружая вниманием своих больных и престарелых членов семьи.
В десятках статей законов Хаммурапи упоминаются рабы — купленные, захваченные в плен в чужой стране, родившиеся в результате совместной жизни и брака рабов, обращённые в рабство за ряд серьёзных проступков, в том числе и этического характера:
- нерациональное и неаккуратное отношение к ирригационной повинности, которое повлекло за собой невосполнимый материальный урон соседей;
- преднамеренное, заведомо ложное обвинение в совершении преступления;
- использование супругой имущества мужа с целью мотовства.
Количество рабов, имевшихся в дворцовом хозяйстве и в имениях частных лиц, определить невозможно. Но если принять во внимание огромные цены на рабов, то все предположения об их широком использовании исчезают. Кроме того, рабы не использовались в производственных процессах – они приносили пользу в домашнем хозяйстве, привлекали к выполнению обязанностей слуг и наложниц. За рабами также сохранялись остатки человеческих прав: они могли оспорить свой статус, выступать в юридических ситуациях в качестве субъектов права.
Дворцовые рабы имели право создать семью, приобрести имущество: их дети, так же как и дети, рождённые от сожительства свободного и рабыни, обретали свободу. Однако в законах Хаммурапи есть информация и другого рода: к рабам, купленным за полную цену, могли относиться как к собственности, в том числе ��асплачиваться ими за долги хозяина, их могли калечить, избивать, клеймить; в случае убийства раба его господину возмещали имущественный ущерб, равный стоимости раба.
Представления о правомерности и естественности рабства уже превращались в норму.
10.Брак, семья и наследование по судебнику Хаммурапи.
Суть этого закона царя Хаммурапи заключалась в том, что любая кража должна караться смертью. Причем, неважно, что украл вавилонянин – яблоко у торговца на рынке или драгоценности у богатого вельможи.
С точки зрения современной юриспруденции принцип «кража – смерть» кажется весьма примитивным. Ведь в нем никак не учитываются причины, побудившие человека совершить такой поступок.
В Древнем Вавилоне на законодательном уровне была прописана такая обязанность. Дело в том, что во времена правления царя Хаммурапи через Вавилон был прорыт канал, соединяющий реки Тигр и Евфрат. Он имел огромную сеть ответвлений. Это водная структура служила важнейшей составляющей процесса земледелия. Канал получил название река Хаммурапи.
Это очень жестокий закон Хаммурапи. В Древнем Вавилоне была собственная система судопроизводства. В судах решали вопросы собственности, наследования, назначались наказания за преступления. Но, были случаи, когда суд не мог прийти к однозначному решению. Судьи затруднялись определить, виновен человек или нет. Тогда решением вопроса становился божий суд.
Суть закона царя Хаммурапи про божий суд заключалась в том, что человека бросали в реку с быстрым течением. Вынести решение, виновен или нет, предоставляли силам природы. Считалось, что если человек утонет – то его вина доказана. Выживет – факт преступления опровергнут.
Знания современных людей о древнем мире окутаны пеленой тайны. Некоторые из них с трудом вписываются в эпоху, к которой их относят ученые. Время от времени археологи находят новые артефакты, которые перечеркивают устоявшиеся исторические догмы. Они заставляют переосмыслить информацию, содержащуюся в учебниках истории, а иногда и задуматься над тем, не стоит ли нынешнему обществу перенять опыт древних правителей.
Если проанализировать законы Хаммурапи с точки зрения современного человека, то можно заметить, что в них причудливым образом переплетаются жестокость и гуманизм, отсталость и прогрессивность. Это привлекает интерес к ним, заставляет задуматься, не взять ли часть из них на вооружение современному правосудию?