Закон о защите прав потребителей 2021 Беларусь
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о защите прав потребителей 2021 Беларусь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
30 июня 2010
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24 июня 2010 г. № 4
Изменения и дополнения:
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2017 г. № 3 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.04.2017, 6/1596)
Обсудив материалы изучения судебной практики по делам о защите прав потребителей, в целях правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
постановляет:
1. Обратить внимание судов, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 года (в редакции от 8 июля 2008 года) и «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16 июля 2008 года, иными нормативными правовыми актами, а также нормами международных договоров Республики Беларусь.
К отношениям в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, не урегулированным Законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», применяется законодательство о защите прав потребителей.
Нормативные правовые акты, принимаемые государственными органами, не могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными Законом «О защите прав потребителей», если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь (п. 2 ст. 3 Закона «О защите прав потребителей»).
2. Разъяснить судам, что законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения по договору между физическим лицом – потребителем, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим товар (работу, услугу) или использующим товар (результат работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, – с одной стороны, и организацией, индивидуальным предпринимателем, иным физическим лицом, реализующим товары, выполняющим работы или оказывающим услуги в рамках ремесленной деятельности, либо оказывающим услуги в сфере агроэкотуризма, либо осуществляющим разовую реализацию товаров на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, – с другой стороны.
Законодательство о защите прав потребителей не распространяется на договорные отношения между физическими лицами, если они не вытекают из осуществления предпринимательской, ремесленной деятельности или деятельности в сфере агроэкотуризма, на отношения, возникшие в связи с приобретением товаров для осуществления предпринимательской деятельности, а также на отношения по приобретению товаров, выполнению работ и оказанию услуг для нужд организаций.
3. Судам надлежит иметь в виду, что законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям, возникающим из договоров: розничной купли-продажи; продажи недвижимости; аренды, включая прокат; подряда (бытового, строительного, на выполнение проектных и изыскательских работ); на оказание жилищно-коммунальных услуг; перевозки пассажиров, их багажа и грузов; комиссии; страхования; энергоснабжения; хранения; на оказание банковских услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, в частности, предоставление кредитов, открытие и обслуживание текущих счетов; возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристическому обслуживанию) и других подобных договоров.
К отношениям, вытекающим из договора создания объекта долевого строительства, применяется Закон «О защите прав потребителей» и иное законодательство о защите прав потребителей в части, не противоречащей нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь (например, Указу Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь).
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
(в ред. Федеральных законов от 09.01.96 N 2-ФЗ, от 17.12.99 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 01.05.2017 N 88-ФЗ, от 18.04.2018 N 81-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ, от 18.03.2019 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 191-ФЗ, от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020), от 24.04.2020 N 144-ФЗ, от 31.07.2020 N 290-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.
Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 24.04.2020 N 144-ФЗ)
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Закон РБ О защите прав потребителей
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. (в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
4.1. При продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза. Перечень отдельных видов указанных технически сложных товаров, порядок составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза и которые должны быть предварительно установлены, и порядок их предварительной установки, включая требования к функционированию, определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020))
Предварительно установленные программы для электронных вычислительных машин, используемые потребителем на отдельных видах технически сложных товаров для доступа к информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны обеспечивать возможность использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к указанной поисковой системе и порядок ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020))
5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)
5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).
Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.
6. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. N 31 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. N 363, Рекомендациями МАРТ для продавцов при осуществлении Интернет-торговли от 22.07.2014 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства о защите прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли».
1. При продаже товаров через Интернет-магазины до сведения потребителя должна доводиться следующая информация:
1.1. на главной странице сайта Интернет-магазина:
— полное наименование и место нахождения юридического лица, а также информация о государственной регистрации юридического лица;
— номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;
— номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту государственной регистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
— режим работы;
— способы оплаты товаров и их доставки;
— дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь.
1.2. на любой странице сайта Интернет-магазина:
— образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств;
— информация о возможности оплаты товара путем дистанционного перечисления денежных средств;
— следующая информация о товаре: наименование товара; цена, условия приобретения и оплаты товара, а также способы оплаты товара; способы и сроки доставки товара; цена и условия оплаты доставки товаров; гарантийный срок, если он установлен; полное наименование, место нахождения изготовителя, а также при наличии – организации или ИП, осуществляющей деятельность по ввозу товаров на территорию Республики Беларусь для их последующей реализации, представителя, ремонтной организации; страна происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения изготовителя; информация о том, что товар были в употреблении или в нем устранялся недостаток, в том числе об имеющихся в товаре недостатках, размещаемая с наименованием товара.
1.3. Следующая информация может доводиться до сведения покупателей в устной форме либо по требованию покупателя в письменной форме:
— указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товаров, выпускаемых по таким нормативным документам);
— сведения об основных потребительских свойствах товаров; рекомендации и (или) ограничения по использованию, если их использование без этих рекомендаций и (или) ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью покупателей, их имуществу;
— дата изготовления а также срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товара, указание условий хранения товара, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества покупателя и окружающей среды или становится непригодными для использования по назначению;
— сведения об обязательном подтверждении соответствия товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия;
— количество или комплектность товара; сведения о классах энергоэффективности товаров в случаях, если их установление предусмотрено законодательством;
— полное наименование и место нахождения юридического лица или ИП, уполномоченного продавцом на доставку товаров;
— информация об условиях, сроках и порядке расторжения договора, в том числе в случае отказа покупателя от исполнения договора до передачи ему товаров, включая информацию о порядке возврата денежной суммы, уплаченной за товары;
— иные сведения, которые в соответствии с законодательством, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе покупателя.
2. Вся информация должна доводиться до сведения потребителя на белорусском или русском языке.
3. Цена товаров должна указываться исключительно в белорусских рублях.
4. При предоставлении скидок информация об их размере доводится до покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров либо в абсолютном выражении в денежных единицах. (Например: «Скидки от 10% до 50% от цены товара» или «Скидки от 10 рублей от цены товара»).
5. В момент доставки товара потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, если потребителю не была предоставлена вся необходимая информация о товаре.
6. Продавец обязан принять претензию потребителя и рассмотреть ее в установленном Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» порядке.
zakon-o-zpp-respublika-belarus.doc (268.29 , doc)
Нормативно-правовая база стран СНГ в сфере защиты прав потребителей
Вы имеете право на возврат любого товара, если он куплен дистанционно, т.е. через Интернет или по телефону. В данном случае не действует даже список из пункта выше. Вернуть можно всё. Срок для возврата – 7 дней.
Чтобы вас убедить, я написал запрос в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Вот цитата из ответа:
«В соответствии с п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила), покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от отвара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Данным пунктом Правил не предусмотрен конкретный перечень оснований и видов непродовольственных товаров для возврата, следовательно, в него входят все виды непродовольственных товаров, реализация которых осуществляется дистанционным способом».
Как видите, Роспотребнадзор тоже так считает.
Все слышали про гарантийный срок товаров. И многие думают, что за его пределами нет никакой защиты – например, если после истечения гарантии в автомобиле сломался двигатель, то придется делать дорогой ремонт за свой счет.
Но помимо гарантийного срока есть еще срок службы, например у автомобилей – в среднем 6 лет. В течение этого срока товар можно вернуть при наличии существенных недостатков.
У процедуры возврата товара с неистекшим сроком службы есть три особенности:
- первая – претензия и требования предъявляются производителю (изготовителю, импортеру), а не продавцу;
- вторая – перед тем как требовать возврата денег, обязательно нужно попросить отремонтировать товар; на ремонт производителю дается 20 дней, и, если он не уложится в этот срок, можно требовать деньги;
- третья – вы должны доказать, что поломка имеет производственный характер.
Статья 9 ЗОЗПП регулирует порядок предоставления информации о продавце. Так, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя: наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Информация эта размещается на вывеске. Продавец – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о госрегистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Например, в магазине может размещаться доска «Информация для покупателей» со свидетельствами, где все это указано. Информация эта нужна для того, чтобы вы могли правильно предъявить претензию – надлежащему лицу и по надлежащему адресу.
А теперь представьте, что вы купили у частного лица товар, но он сломался. Либо пришли в магазин, а он закрылся. Вот поэтому вам и надо знать, как найти изготовителя товара.
В ст. 10 ЗОЗПП указано, что информация о товарах должна включать адрес и наименование изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Эта информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Иногда такая информация размещается прямо на упаковке.
Товар должен быть вывезен и доставлен вам после ремонта силами и за счет продавца – это правило распространяется на все товары независимо от вида поломки. Для примера: если у вас в автомобиле на гарантии возникла мелкая поломка, автодилер должен пригнать за машиной эвакуатор, а после ремонта привезти ее назад. И при этом он обязан уложиться в сроки для ремонта.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) О защите прав потребителей
Часто услуги навязывают при покупке товаров в кредит. Чтобы покупатель согласился подписать договор на ненужные услуги, продавец вводит его в заблуждение, утверждая, что если он их не оплатит, то банк не одобрит кредит. Будьте внимательны: на решение о выдаче кредита купленная у неизвестного лица услуга повлиять не может.
В статье 1 Закона о торговле среди основных терминов не было термина «администрация рынка» и «администрация торгового центра». Эти понятия раскрывались в иных статья Закона о торговле. Теперь законодатель решил перенести данные термины в статью 1, где содержатся все основные термины данного закона. И это, по сути, ни на что не влияет, но, если бы сами определения не содержали очень существенные изменения.
Так, если посмотреть на действующие сейчас (т.е. до 08.07.2021г.) понятия «администрация рынка» и «администрация торгового центра», то это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, создавшие рынок или, соответственно, торговый центр. Новые определения данных терминов будут выглядеть с 08.07.2021г. следующим образом:
«1.1. администрация рынка – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, организующие работу рынка»;
«1.2. администрация торгового центра – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, организующие работу торгового центра».
Таким образом, теоретически, я могу сделать предположение, что теперь администрацией рынка и администрацией торгового центра может быть абсолютно стороннее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые по договору будут организовывать работу рынка или торгового центра, соответственно. То есть, теперь это необязательно должны быть именно те субъекты, которые создали рынок или торговый центр.
На мой взгляд, это очень хорошее нововведение, которое позволит рациональнее и эффективнее построить работу таких объектов.
В статье 1 Закона о торговле есть термин «группа лиц», который перекочевал из законодательства о монополистической деятельности. С 08.07.2021г. данного термина в статье не будет, будет просто ссылка на Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Термин «торговое помещение» практически имел аналогию определения торгового зала. Данный термин исключен и теперь, соответственно, под магазином понимается стационарный торговый объект, имеющий торговый зал (торговый залы), а не торговое помещение.
Исключены такие термины, как «магазин современного формата», «магазин шаговой доступности», «покупатель», «специализированный магазин», «специализированный рынок», «торговая зона», «универсальный рынок», «дискриминационные условия», «интернет-магазин».
Часть указанных терминов содержится в других нормативных актах, поэтому их исключение понятно. Что касается термина «интернет-магазин», то этот термин был перенесен в статью 16 новой редакции Закона о торговле. По аналогии в статьи Закона о торговле были перенесены термины «специализированный рынок», «универсальный рынок», «магазин шаговой доступности» и другие. Но вот куда был перенесен термин «специализированный магазин» пока мне установить не удалось, а ведь такой вид магазина есть в классификации торговых объектов по видам и типам и нужно понимать, что он означает.
Главные изменения по терминам Закона о торговле мы рассмотрели.
Из моментов, на которые следует обратить внимание, выделил следующие.
Раньше в Законе о торговле (т.е. до 08.07.2021г.) было закреплено право субъекта торговли самостоятельно определять порядок размещения рекламы внутри торгового объекта. С 08.07.2021г. такого права у субъектов торговли не будет и при размещении рекламы внутри торгового объекта нужно будет руководствоваться исключительно общими требованиями законодательства о рекламе. При этом любая реклама размещалась и размещается всегда в соответствии с требованиями законодательства о рекламе, но наличие права самостоятельно определять порядок ее размещения внутри торгового объекта в определенных судебных спорах помогала субъектам торговли отстаивать свои права, если реклама внутри торгового объекта чему-то не соответствовала. Теперь же такого права у субъектов не будет и в этом отношении все станет однозначным.
И важное изменение, которое нужно знать всем.
Теперь для любой формы торговли или любого объекта общественного питания будет уведомительный, а не заявительный принцип включения сведений в Торговый реестр. Уведомление нужно будет направлять в соответствующий исполком в течение 5 календарных дней с момента начала работы соответствующего объекта. Формы таких уведомлений будут утверждаться МАРТ. Из Закона о торговле исключены все положения о том, что торговый объект, объект общественного питания, торговый центр и иные объекты считаются созданными только после включения сведений в Торговый реестр. Тем самым ликвидировано противоречие между нормами Закона о торговле, согласно которым торговые объекты могли работать только после включения сведений в Торговый реестр и нормами Декрета № 7, которые разрешают просто направить уведомление в исполком и начать работу без включения сведений в торговый реестр.
Исходя из норм Декрета № 7 из Закона о торговле исключена норма, по которой торговые центры и рынки могли создаваться только исходя из схем размещения соответствующих объектов, утверждаемых местными органами исполнительной власти.
Однако несмотря на предоставленные Декретом № 7 права в Законе о торговле все равно остается норма о том, что рынок разрабатывает свою схему размещения на нем различных объектов и обязательно согласовывает эту схему с исполкомом, что нивелирует свободу администрации рынка в своих действиях.
Новая редакция Закона о торговле, которая вступает в силу с 08.07.2021г. имеет, на мой взгляд, ряд революционных изменений. Некоторые из них не понравятся субъектам торговли.
Итак, в статье 19 действующей сейчас (т.е. до 08.07.2021г.) редакции Закона о торговле указано, что субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с через сеть Интернет с использованием доменного имени интернет-магазина, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Такой порядок установлен только в отношении национальной доменной зоны, то есть .by и .бел. Именно на этом основании требовалось, чтобы все интернет-магазины размещались исключительно в этих национальных доменных зонах.
В новой редакции Закона о торговле (с 08.07.2021г.) таких положений нет.
Что это может означать?
В соответствии с п.2 Указа Президента Республики Беларусь № 60 от 01.02.2010г. «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» интернет-магазины должны использовать информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента сети Интернет.
Этим Указом определено, что понимается под национальным сегментом сети Интернет. Это совокупность информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и (или) использующих доменные имена в национальной доменной зоне, которую образуют доменные зоны «.by» и «.бел».
Благодаря союзу «или» могу предположить, что теперь любой интернет-магазин может размещаться в любой доменной зоне, главное, чтобы он находился на сервере, размещенном в Республике Беларусь. Думаю, что стоит дождаться официальной позиции МАРТ по этому вопросу.
Ну и следующее важное изменение, на которое стоит обратить внимание и изучить при этом другие нормативные акты.
В отличие от старой редакции новая редакция Закона о торговле не содержит нормы о том, что субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю через интернет-магазин, вправе использовать иные информационные ресурсы сети Интернет для размещения информации о продаже товаров при наличии в этой информации адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре интернет-магазин. То есть, сейчас (до 08.07.2021г.) можно в том же самом инстаграм размещать информацию о товарах и ссылку на интернет-магазин. В том случае, если в правила осуществления розничной торговли по образцам или в закон Республики Беларусь о рекламе не будут внесены нормы о возможности размещения на других ресурсах информации о товаре, то, теоретически, это может означать либо запрет на использование других ресурсов, что глупо, либо означать, то, что не запрещено – разрешено.
Я, кстати, посмотрел нормы правил торговли по образцам, а также изменения в закон о рекламе, которые тоже вступают в силу с 08.07.2021г. и подобных положений не увидел.
Думаю, этот вопрос тоже нужно будет уточнять в МАРТ, чтобы понимать их позицию после 08.07.2021г.
Что нужно знать о правилах торговли в 2021 году
Новая редакция Закона о торговле не содержит норму о том, что ассортиментный перечень товаров должен располагаться на видном для покупателей месте. Также я проанализировал на наличие этой нормы Правила розничной торговли по постановлению Совета Министров № 703, но такой дублирующей нормы не нашел. Таким образом, с 08.07.2021г. вы можете размещать ассортиментные перечни в любом месте торгового объекта.
Думаю, этот вопрос тоже нужно будет уточнять в МАРТ, чтобы понимать их позицию после 08.07.2021г.
Как вы знаете, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров, а также субъекты торговли, получившие право продажи товаров конкретного производителя с использованием его товарного знака либо фирменного наименования, в том числе на условиях договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), вправе создавать фирменные магазины.
Но теперь (с 08.07.2021г.) требования к фирменным магазинам будут определяться Советом Министров Республики. То есть, будет принято отдельное постановление, которое заменит действующий старый приказ Министерства торговли 1998 года, которым утверждено типовое положение о фирменном магазине.
На этом всё.
В статье описаны самые важные, на мой взгляд, изменения.
Если Вам что-то не понятно из статьи, Вы можете задавать вопросы через форму обратной связи на сайте или просто написать на электронную почту.
Спасибо за внимание!
- Нюансы получения разрешения на работу в Беларуси 2021-08-12
- Изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь 2021 2021-08-02
- Дистанционная торговля 2021 Беларусь 2021-07-05
- Правила проведения распродаж и рекламных мероприятий в торговле 02.04.2021 2021-06-23
В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2435);
постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2018 г. N 967 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 35, ст. 5558);
постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 1536 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8639);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 895 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4038);
пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. N 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 37, ст. 5725).
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
9. Объектами государственного контроля (надзора) (далее — объект контроля) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с соблюдением ими обязательных требований, регламентированных соответствующими правилами продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), в том числе в части заключения и (или) исполнения договоров с потребителями на предмет выявления в них условий, ущемляющих права потребителей;
б) товары (непродовольственная и продовольственная продукция), работы и услуги как результаты деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, к которым предъявляются обязательные требования, в том числе в части информации о товарах (продукции), работах (услугах).
10. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет объектов контроля.
11. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольный (надзорный) орган использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
12. В ходе осуществления государственного контроля (надзора) могут быть привлечены свидетели, специалисты, эксперты, экспертные организации.
13. Контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
меры стимулирования добросовестности;
объявление предостережения;
консультирование;
самообследование;
профилактический визит.
Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные контрольному (надзорному) органу, в рамках обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом работы контрольного (надзорного) органа, а также по отдельным поручениям контрольного (надзорного) органа вправе проводить консультирование и профилактический визит.
14. Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет профилактических мероприятий.
15. Итоги обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля (надзора) после публичных обсуждений включаются в государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 283 «О государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации».
Доклад размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
16. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее — меры стимулирования).
Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится в случае их обращения при условии осуществления ими деятельности не менее 3 лет и при представлении подтвержденных сведений о реализации следующих мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований:
реализация контролируемым лицом мероприятий по предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;
предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;
добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;
заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.
Критериями добросовестности контролируемого лица являются следующие параметры:
соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, а также иных требований, соблюдение которых оценивается контрольным (надзорным) органом в рамках иных видов контроля (учитывается отсутствие нарушений требований, выявленных по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, производств по делам об административных правонарушениях, привлечение к уголовной ответственности, отсутствие случаев объявления контролируемому лицу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований);
своевременность представления контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган обязательной информации;
отсутствие исковых заявлений о защите прав потребителей, удовлетворенных судебными органами;
реализация мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, указанных им при обращении в контрольный (надзорный) орган с целью оценки его добросовестности;
наличие декларации соблюдения обязательных требований.
Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за три года.
Для поощрения и стимулирования добросовестных контролируемых лиц могут применяться следующие меры:
выдвижение представителей контролируемых лиц в общественные и иные органы при контрольном (надзорном) органе;
возможность проведения инспекционного визита, выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия;
присуждение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, и предоставление контролируемому лицу права публично размещать данную информацию в открытых источниках, в том числе в информационных и рекламных.
Информация об оценке контролируемых лиц предоставляется заинтересованным лицам посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».
Срок действия репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, составляет 3 года со дня присвоения указанного статуса.
Репутационный статус, обозначающий добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, аннулируется при установлении контрольным (надзорным) органом несоответствия контролируемого лица критериям добросовестности, о чем контролируемое лицо уведомляется в течение одного месяца.
21. Государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
22. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом:
контрольная закупка;
мониторинговая закупка;
выборочный контроль;
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
23. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут быть:
наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках контроля (надзора) за исполнением законов, соблюдением прав гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения предписания контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случае непредставления документов и сведений контролируемым лицом, представление которых установлено этим предписанием, или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении указанного предписания.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольного (надзорного) органа на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, указанных в пункте 6 настоящего Положения, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.
Инспектор определяет вид контрольных (надзорных) мероприятий с учетом характера нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) действий, необходимых для оценки их соблюдения.
В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспектором оценивается соблюдение обязательных требований в отношении объектов государственного контроля (надзора), к которым предъявляются обязательные требования, указанные в предмете контрольного (надзорного) мероприятия.
24. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках государственного контроля (надзора) размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
25. В ходе проведения контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
эксперимент.
26. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
эксперимент;
инструментальное обследование;
истребование документов;
испытание;
экспертиза.
27. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
28. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
29. В ходе рейдовых осмотров могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
30. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
31. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
32. В ходе контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) действия совершаются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и пунктами 36 — 39 настоящего Положения.
46. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности государственного контроля (надзора).
47. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты прав потребителей, который рассчитывается как отношение общего объема возмещенного ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, к общему объему ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей.
Ключевой показатель государственного контроля (надзора) приведен в приложении.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
Защита прав потребителей: важные вопросы
По настоящему обоснованную правовую оценку Закону уместно было бы спрашивать у профессиональных и независимых юристов. Но если попытаться обобщить смысл и назначение основных статей документа, то в результате можно будет получить примерно такие утверждения:
- Потребитель имеет право на товары и услуги, не представляющие опасности для него, пригодные к употреблению, соответствующие обещаниям продавца (изготовителя) и существующим общим требованиям к аналогичным продуктам.
- Покупатель имеет право на качественное и честное обслуживание со стороны продавца.
- Потребитель не обязан профессионально разбираться в приобретенном товаре (услуге), ему достаточно понимать общее предназначения и способ использования покупки.
- Единственным обязательным требованием к покупателю остается надлежащая оплата приобретенного товара (услуги).
- Продавцы должны разбираться в проданном продукте настолько, чтобы суметь объяснить потребителю его основные свойства и правила пользования. Производители также обязаны предусмотреть возможные проблемы при пользовании продуктом.
- Обязанность доказывать надлежащее качество товара или услуги ложится на продавца и производителя.
- Продавец и производитель несут ответственность за возможный ущерб нанесенный потребителю их товаром или услугой.
- На покупателя может быть возложена обязанность компенсировать издержки и потери продавца (производителя, исполнителя), только если будет доказана его вина в причинении ущерба.
Если продолжить упрощения, то выйдет, что на продавца в отношениях с покупателем не распространяется презумпция невиновности: покупатель вправе свободно заявлять претензии к продукту, а на продавце лежит обязанность доказывать качество товара или услуги.
Из этого не следует полного «бесправия» продавца перед покупателем, но некоторое неравенство в подходах явно прослеживается.
Объяснить такое отношение Закона к продавцам (производителям) и покупателям (потребителям) можно предположительно так:
- Производители и продавцы представляют собой сторону более организованную, профессионально подготовленную и обеспеченную материально.
- Покупатели и потребители это отдельные, не связанные между собой лица, не имеющие специальных знаний о приобретаемом продукте, и потому нуждающиеся в законодательной и общественной поддержке своего права не быть обманутыми.
Такой взгляд на ситуацию не особенность законодательства РБ, хотя Беларусь демонстрирует один из самых жестких на постсоветском пространстве подходов к защите потребительских прав. В экономически развитых государствах Европы и Америки потребитель пользуется иногда еще большими правами.
Закон о защите прав потребителей имеет особое значение для организации отечественного рынка. Он повлиял на отношения продавцов и покупателей значительно больше, чем Закон о торговле и многие другие документы.
Наличие такого закона избавляет рынок от явного обмана и пренебрежения потребительскими правами. И, что немаловажно, дает выход агрессии покупателей.
Этот закон порождает и поддерживает такое явление как «потребительский экстремизм».
Но, можно предположить, что отсутствие такого закона привело бы к более «криминальным» способам отстаивания своих прав. Может статься, что жалобы в исполком и суды предохраняют от разбитых витрин и поджогов.
Покупка товара или услуги – это всегда обмен, в котором участвует минимум две стороны: покупатель и продавец. В процесс могут быть также вовлечены производители и поставщики продукции, перевозчики, курьеры.
Когда вы платите за товар или получаете услугу, вы ожидаете, что они будут полностью соответствовать вашим ожиданиям. Но бывает, из-за недобросовестного производителя или некомпетентного перевозчика товар не соответствует заявленному качеству, а продавец отказывается принимать его обратно.
Как потребитель, каждый гражданин имеет право на:
- Свободный выбор товаров, работ и услуг (никто не может принудить вас купить ту или иную продукцию или не продать вам её)
- Покупку товаров, работ и услуг надлежащего качества, отвечающих правилам безопасности
- Получение информации как о товаре, так и о его производителе
- Возмещение убытков и морального ущерба при покупке товаров и услуг
- Государственную защиту своих прав в судебных и иных инстанциях
- Общественную защиту своих прав в общественных организациях и объединениях
- Создание общественных организаций потребителей
Чек — не просто доказательство совершения покупки, но и гарантия защиты права потребителя. Если возникнет спор с продавцом или производителем, этот документ станет самым веским аргументом в вашу защиту.
Однако, если вы потеряли или выкинули чек, ваши требования всё равно должны удовлетворить. Главное – доказать факт покупки продукции именно у этого продавца. Кроме чека доказательством могут выступать:
- Показания свидетелей
- Упаковка товара или её фрагменты, где имеются отметки об этом продавце
- Документы (квитанция к отрывному талону или приходному кассовому ордеру; инструкция по эксплуатации; руководство пользователя; технический паспорт, оформленный без ошибок)
- Иные доказательства
Бывают случаи, когда для установления факта ненадлежащего качества или наличия дефектов товара, магазину необходимо провести экспертизу. Эта процедура должна проходить согласно следующим правилам:
- Экспертиза проводится за счёт продавца.
- Если будет выявлено, что дефекты товара возникли в ходе неправильной транспортировки, хранения или использования покупателем, тогда затраты на экспертизу возмещает покупатель.
- Проверка проводится в вашем присутствии, о чём вы можете указать в своей претензии.
- О месте и времени проведения проверки вас должны уведомить в письменной форме.
- При несогласии с результатами экспертизы вы можете оспорить их в судебном порядке или просвети дополнительную экспертизу за ваш счёт.
Если ваши права потребителя были нарушены, отстоять их можно:
- Самостоятельно
- Через представителя
- С помощью государственных органов
- С помощью общественных объединений
В каждом регионе Беларуси действуют собственные учреждения и организации, куда можно обратиться при возникновении конфликтов. Их сотрудники бесплатно предоставляют юридические консультации и проводят экспертизы.
Главной правовой нормой и защитником отношений между покупателем и продавцом выступает Закон РБ «О защите прав потребителей», принятый в 2001 и действительный в 2021 году. Действие закона подкрепляется другими законодательными документами: Гражданским кодексом РБ, международными договорами и международно-правовыми актами в рамках ЕАЭС.
Закон о защите прав потребителей обязателен для всех потребителей и реализаторов товаров и услуг и играет важную роль в разрешении конфликтов между покупателями, продавцами и производителями.
Закон «О защите прав потребителя» состоит из 48 статей, которые включены в 6 глав:
- Общие положения
- Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя
- Защита прав покупателя при реализации ему товара
- Защита прав покупателя при выполнении работ (оказании услуг)
- Государственная защита прав потребителей
- Общественная защита прав потребителей
Чтобы в дальнейшем избежать неприятных ситуаций, споров и быть готовыми к «встрече» с недобросовестными продавцами и производителями, всегда соблюдайте небольшую памятку:
- Внимательно изучайте товар и информацию о производителе/гарантии/сроках годности и т.п.
- При покупке берите чек на кассе.
- Претензию вы можете предъявить не только продавцу, но также производителю или поставщику.
- Если попался особо безответственный продавец, с которым вы постоянно воюете по поводу качества товара, пора подумать о том, как написать жалобу в вышестоящие органы.
Не обязательно наизусть знать законы, чтобы суметь постоять за себя. Элементарное знание своих прав окажет вам огромную услугу при предъявлении требований продавцу, возврате товара и получении денежной компенсации.
Брестское областное унитарное предприятие «Управление ЖКХ»
224005, г.Брест ул.Гоголя 2-1
График работы: 8.30 до 17.30, обед с 13.00 до 14.00
Приемная: +375-162 27-92-51
Канцелярия: +375-162-27-92-89; +375-162-27-92-90
Факс: +375-162 279230
Горячая линия: 115
[email protected]
Права потребителя при покупке некачественного товара
— замена некачественного товара
— соразмерное уменьшение покупной цены товара
— устранение недостатков некачественного товара
— возмещение расходов по устранению недостатков товара
— возврат денег за некачественный товар
— возмещение убытков
Что делать если утерян чек?
Сроки предъявления требований
Проверка качества и экспертиза товара
Право на возврат качественного товара
Закон о защите прав потребителей
Потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать у продавца А также изготовителя, поставщика, представителя, ремонтной организации: замены товара, уменьшения его стоимости, устранения его недостатков, возмещения расходов по такому устранению, возврата денег за товар, а также возмещения убытков. Рассмотрим каждое из этих требований подробнее.
Потребитель имеет право потребовать замены товара ненадлежащего качества. Товар, предоставляемый в замен некачественного товара, может быть другого цвета и даже другой марки или модели.[∗] подпункт 1.1 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
При замене товара ненадлежащего качества на товар той же модели (марки, типа, артикула и др.) перерасчета цены быть не должно. Если замена производится на товар другой модели (марки, типа, артикула и др.), который отличается по стоимости, то производится перерасчет согласно разницы в цене.[∗] пункты 1 и 2 статьи 27 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Требование о замене некачественного товара должно быть удовлетворено продавцом незамедлительно. Если это невозможно сделать сразу или если продавцу необходимо проверить качество товара, то продавец должен заменить товар в течение 14 календарных дней. За нарушение этого срока продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.[∗] пункт 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Если у продавца нет необходимого для замены товара на день предъявления потребителем требования о его замене, то продавец должен заменить такой товар в течение месяца. Если у продавца нет товара необходимой модели (марки, типа, артикула и др.) по не зависящим от него причинам, то в течение месяца продавец обязан, с согласия потребителя, предоставить ему аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и др.).[∗] пункт 1 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Потребитель имеет право потребовать соразмерного уменьшения стоимости недоброкачественного товара. Такое требование может быть предъявлено только к продавцу.[∗] подпункт 1.2 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Законодательством не установлен порядок определения суммы, на которую может быть уменьшена покупная цена товара. В связи с этим размер суммы, подлежащей выплате, определяется по соглашению между потребителем и продавцом. Это требование не может быть предъявлено изготовителю.
Требование потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара должно быть удовлетворено продавцом незамедлительно. Если это невозможно сделать сразу, то продавец должен произвести перерасчет стоимости товара в течение 7 календарных дней, а при необходимости проведения экспертизы – в течение 14 календарных дней. За нарушение этих сроков продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.[∗] пункт 1 статьи 25 и пункт 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Потребитель имеет право потребовать безвозмездного устранения недостатков тоара.[∗] подпункт 1.3 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Недостатки товара должны быть устранены продавцом незамедлительно. В случае, если устранить их незамедлительно не представляется возможным, то максимальный срок их устранения не может превышать 14 дней. За нарушение этого срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% от цены товара.[∗] пункт 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Обратите внимание, что потребитель вправе потребовать у продавца предоставить ему на период устранения недостатков товара безвозмездно во временное пользование аналогичный товар. Продавец обязан удовлетворить такое требование в течение 3 дней, а также обеспечить доставку потребителю такого товара за свой счет. Однако на определенные товары К таким товарам относятся:
– автомобили, тракторы, прицепы, мотовелотовары (велосипеды, мопеды, мотовелосипеды, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, квадроциклы и иная подобная мототехника с электрическим или бензиновым приводом), кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами.
– кузова, кабины, шасси, рамы, двигатели к автомобилям, тракторам.
– прогулочные суда и другие плавучие средства бытового назначения.
– мебель.
– электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, электробигуди, электромашинки для стрижки волос, приборы для массажа, электрогрелки, электробинты бытовые, электропледы и иные приборы, имеющие соприкосновение со слизистой и кожными покровами).
– электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (кухонные машины, печи микроволновые бытовые, мультиварки, электропароварки, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электродуховки и другие товары).
– бытовая газовая аппаратура (плиты, водонагреватели).
– гражданское оружие и составные части к нему.
– игрушки.
– электротовары бытовые (посудомоечные и стиральные машины, духовые шкафы).
– телевизоры, видеоаппаратура, комбинированная радиоэлектронная аппаратура, обладающая двумя и более функциями.
– системы для потребления табака, а также их отдельные части.
(перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 № 778) это правило не распространяется.[∗] пункт 2 статьи 22 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Потребитель имеет право сам или с чьей либо помощью устранить недостатки товара и потребовать возмещения расходов на такое устранение.[∗] подпункт 1.4 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Данное требование целесообразно заявлять перед устранением недостатков, так, что бы продавец смог убедится, что недостатки в товаре действительно имеются.
Однако бывают случаи, когда потребитель вынужден в срочном порядке устранить недостатки товара самостоятельно или обратиться за помощью к третьим лицам. Стоит отметить, что в этом случае довольно сложно выяснить, был ли недостаток на самом деле, а также причины его возникновения. Поэтому потребитель будет вынужден доказать:
- действительно ли в товаре имелся недостаток (это может быть подтверждено свидетельскими показаниями, а также заключением эксперта);
- возникли ли расходы в связи с устранением именно этого недостатка (данный факт должен быть подтвержден документально: распиской в получении денег за ремонт, чеком на приобретение запчастей и материалов или квитанцией на оплату стоимости ремонта).
Стоит отметить, что после устранения недостатков даже экспертиза не всегда может точно установить, имелся ли недостаток в товаре или нет.
В документе, описывающем гарантийные обязательства, могут прописываться условия снятия с гарантийного обслуживания при ремонте не уполномоченными на то лицами, вмешательстве иных лиц и т.п. Однако эти условия, считаются ничтожными, так как они устанавливают непредусмотренное освобождение от гарантийных обязательств продавца (изготовителя, поставщика, ремонтной организации), то есть устанавливают условия, ограничивающие права потребителя.
Расходы, связанные с устранением недостатков в приобретенном товаре, должны быть необходимыми, разумными и обоснованными, соизмеримыми с ценами, действовавшими на аналогичные товары, поскольку завышенные цены на ремонт продавец может оспаривать в судебном порядке. В таком случае потребитель будет обязан доказать в суде, действительно ли понесенные им расходы на устранение недостатков товара были целесообразны и необходимы.
Требование о возмещении расходов на устранение недостатков товара должно быть удовлетворено продавцом незамедлительно. Если это невозможно сделать сразу, то продавец должен возместить расходы в течение 7 календарных дней, а при необходимости проведения экспертизы – в течение 14 календарных дней. За нарушение этих сроков продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.[∗] пункт 1 статьи 25 и пункт 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Изменения в Закон «О защите прав потребителей» вступили в силу
Потребитель имеет право потребовать возврата уплаченных за недоброкачественный товар денег.[∗] пункт 3 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Требование о возврате денег должно быть удовлетворено продавцом незамедлительно. Если это невозможно сделать сразу, то продавец должен вернуть деньги в течение 7 календарных дней, а при необходимости проведения экспертизы – в течение 14 календарных дней. За нарушение этих сроков продавец уплачивает потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.[∗] пункт 1 статьи 25 и пункт 1 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить приобретенный им товар ненадлежащего качества. Такой товар может быть возвращен без упаковки.[∗] пункт 3 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. N 31 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. N 363, Рекомендациями МАРТ для продавцов при осуществлении Интернет-торговли от 22.07.2014 «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства о защите прав потребителей при осуществлении Интернет-торговли».
1. При продаже товаров через Интернет-магазины до сведения потребителя должна доводиться следующая информация:
1.1. на главной странице сайта Интернет-магазина:
- полное наименование и место нахождения юридического лица, а также информация о государственной регистрации юридического лица;
- номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;
- номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту государственной регистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
- режим работы;
- способы оплаты товаров и их доставки;
- дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь.
1.2. на любой странице сайта Интернет-магазина:
- образцы платежных документов, формируемых с использованием кассового оборудования, подтверждающих прием продавцом от покупателя наличных денежных средств;
- информация о возможности оплаты товара путем дистанционного перечисления денежных средств;
- следующая информация о товаре: наименование товара; цена, условия приобретения и оплаты товара, а также способы оплаты товара; способы и сроки доставки товара; цена и условия оплаты доставки товаров; гарантийный срок, если он установлен; полное наименование, место нахождения изготовителя, а также при наличии – организации или ИП, осуществляющей деятельность по ввозу товаров на территорию Республики Беларусь для их последующей реализации, представителя, ремонтной организации; страна происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения изготовителя; информация о том, что товар были в употреблении или в нем устранялся недостаток, в том числе об имеющихся в товаре недостатках, размещаемая с наименованием товара.
1.3. Следующая информация может доводиться до сведения покупателей в устной форме либо по требованию покупателя в письменной форме:
- указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товаров, выпускаемых по таким нормативным документам);
- сведения об основных потребительских свойствах товаров; рекомендации и (или) ограничения по использованию, если их использование без этих рекомендаций и (или) ограничений затруднено либо может причинить вред здоровью покупателей, их имуществу;
- дата изготовления а также срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товара, указание условий хранения товара, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества покупателя и окружающей среды или становится непригодными для использования по назначению;
- сведения об обязательном подтверждении соответствия товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия;
- количество или комплектность товара; сведения о классах энергоэффективности товаров в случаях, если их установление предусмотрено законодательством;
- полное наименование и место нахождения юридического лица или ИП, уполномоченного продавцом на доставку товаров;
- информация об условиях, сроках и порядке расторжения договора, в том числе в случае отказа покупателя от исполнения договора до передачи ему товаров, включая информацию о порядке возврата денежной суммы, уплаченной за товары;
- иные сведения, которые в соответствии с законодательством, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе покупателя.
2. Вся информация должна доводиться до сведения потребителя на белорусском или русском языке.
3. Цена товаров должна указываться исключительно в белорусских рублях.
4. При предоставлении скидок информация об их размере доводится до покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров либо в абсолютном выражении в денежных единицах. (Например: «Скидки от 10% до 50% от цены товара» или «Скидки от 10 рублей от цены товара»).
5. В момент доставки товара потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, если потребителю не была предоставлена вся необходимая информация о товаре.
6. Продавец обязан принять претензию потребителя и рассмотреть ее в установленном Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» порядке.
Номер документа: | 90-З |
Дата принятия: | 09/01/2002 |
Состояние документа: | Действует |
Органы эмитенты: | Парламент |
Текущая редакция принята: 13/06/2018 документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь О защите прав потребителей № 111-З от 13/06/2018
Вступила в силу с: 23/12/2018
Редакция от 29/10/2015, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления… № 313-З от 29/10/2015
Вступила в силу с: 14/11/2015
Редакция от 04/01/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь № 106-З от 04/01/2014
Вступила в силу с: 12/04/2014
Редакция от 02/05/2012, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь О защите прав потребителей № 353-З от 02/05/2012
Вступила в силу с: 11/08/2012
Редакция от 08/07/2008
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»
Закон Республики Беларусь «О торговле»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и…»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Правила бытового обслуживания потребителей»
Постановление Министерства торговли Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о порядке оформления предварительных заказов на обслуживание…»
Постановление Министерства торговли Республики Беларусь «О некоторых вопросах деятельности розничных торговых организаций»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь»
Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности»
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь «О правовом регулировании отношений, связанных с проездом граждан в городском транспорте общего…»
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2006 году
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2008 году»
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав …»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах лицензирования розничной торговли (включая алкогольные напитки и…»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах деятельности рынков»
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и процессуальных издержек…»
Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке установления режима работы в…»
Решение Экономического Совета Содружества Независимых Государств «Об Обзоре торговой политики Республики Беларусь»
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения работников средствами…»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования»
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах защиты прав потребителей»