Образец завещания по шариату

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец завещания по шариату». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Оставление завещания в исламе признано разрешённым действием, которое нашло своё отражение в тексте Благородного Корана:

«… Именно таким образом должно происходить деление наследства после выплаты того, что было оставлено в завещании…» (4:11)

О завещании также говорится в Пречистой сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Приведём следующий хадис: «Мухаммад (с.г.в.), услышав, что Саид ибн Али Ваккас хочет передать через завещание более одной трети своего имущества, сказал: «Лучше, если твои наследники будут богатыми, а не бедными. Вместо того, чтобы они искали подаяние, будет лучше, если они получат хорошее наследство» (Аль-Байхакый).

Как видно из текста хадиса, составление завещание разрешено в исламе, но имущество, которое будет распределено посредством него, не должно превышать одной трети от всего того, что осталось после жизни человека.

При этом важно понимать, что статус материальных благ, переданных через завещание, приравнен к садака джария, то есть к милостыне, которая приносит награду оставившему её человеку после смерти.

Оставление завещания относится к разряду мустахаб, то есть это рекомендуемое действие, за которое человек получит вознаграждение. Если завещание оставлено не будет, то за это никакого наказания верующий не заслуживает. Но если у мусульманина имеются долги, им не возвращены взятые на время вещи, не выплачен закят, то в этих ситуациях составление завещания находится в статусе ваджиб (обязательное действие, отрицание которого не приводит к неверию, но означает погружение человека в серьёзный грех).

Составление завещания в пользу тех родственников, которым не достанется наследство, нуждающимся, учёным, людям, которые погрязли в пучине долговой зависимости, так же имеет статус мустахаб.

Завещание в пользу богатых родственников, посторонним людям оценивается как мубах (действие, которое не запрещается и не разрешается; его эффект определяется изначальным намерением: если оно было совершено с добрыми намерениями, то такое действие находится в статусе халяль; если оно совершается со злостными намерениями, то оно приносит человеку грех).

Направление имущества посредством завещания в пользу испорченных и злых людей, а также составление завещания бедными оцениваются как макрух (греховное действие).

Оставление имущества посредством завещания на греховные дела (например, совершение разбоя, использование имущества в различных махинациях, распространение других религий) оценивается в Шариате как харам.

Ты еще не составил завещание? Тогда распечатай его!

В качестве передаваемых материальных ценностей могут выступать следующие категории вещей:

1. Предметы, объём которых определён. Если непонятно, о каком именно имуществе ведётся речь или неясен его размер, объём и т.д., то оставлять его в качестве наследства нельзя.

2. Не допускается передавать по завещанию греховные вещи, типа свиноферму, завод по производству алкоголя и так далее.

3. Имущество отдаётся целиком, а не по частям. Например, если речь идёт о компьютере, то нельзя передать только мышку или монитор, оставив у себя системный блок.

4. Как было отмечено выше, по общему правилу на завещание не закладывается больше одной трети от всего имущества. Но если родственники не имеют ничего против такого распределения, то наследодатель может выйти и за пределы установленной нормы.

5. Имущество, которое предполагается оставить, должно находиться в собственности у составителя завещания.

6. После смерти человека за счёт оставшегося после него имущества сначала погашаются долги, далее выполняются условия завещания. Только после этих действий можно приступать к разделу имущества среди наследников.

7. Оговоренное имущество полностью переходит в собственность лица наследования по завещанию.

8. Если в завещании указано совершение запретных действий, то они не выполняются.

Человек, который оставляет завещание, должен:

  • быть совершеннолетним;
  • не страдать от отсутствия рассудка;
  • иметь право собственности на то имущество, которое он хочет оставить по завещанию.

Получатель имущества по завещанию:

  • должен быть живым;
  • его должны относительно легко найти наследники умершего человека;
  • не должен быть убийцей составителя наследства;
  • должен быть мусульманином;
  • не должен быть прямым наследником составителя завещания. В этом пункте необходимо привести хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Всевышний Творец выделил каждому человеку собственный удел. Предоставляйте людям беспрепятственный доступ к тому, к чему у них есть право. Но наследнику не предоставляется имущество по завещанию» (Ахмад).

Если все вышеупомянутые пункты соблюдены, завещание признаётся верным и его надлежит исполнить.

— Если лицо, которому передаётся имущество, отказывается от него, то это означает, что завещание в отношении него утратило свою силу.

— Исламские правоведы считают, что передача чего-либо по завещанию в пользу медресе, мечетей, больниц, библиотек является правильным и не противоречащим Шариату.

— Указание в завещании совершения паломничества (хаджа) от имени завещателя предполагает реализацию этого пожелания за счёт материальных благ, которые тот оставил.

— Получатель имущества может отказаться от части завещания.

— Реализация завещания должна проходить в присутствии свидетелей (двух мужчин). Это действие также необходимо утвердить посредством письменного документа.

— Если имущество передаётся родственнику (не прямому наследнику), то требуется заручиться согласием со стороны других родственников.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Мусалля — место моления, молельная комната

А Б В Г Д Ё Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ю Я

Как правильно завещать имущество по Шариату

  • Усердие после Рамадана: 5 советов для сохранения темпа
  • Итикаф женщин в вопросах и ответах
  • Итикаф в условиях пандемии
  • Я просто открыла Коран
  • Кааба

Имам Абу Ханифа

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно… Подробнее →

Завещание – это то, что переходит после смерти человека к его наследникам, и распределяется определенным в шариате способом. И есть разница между добровольным даром и наследством, которое будет поделено после смерти владельца. См. «Кашаф аль-къана’» 4/335, “Хашия Ибн ‘Абидин” 6/648.

Всевышний Аллах сказал: «Предписано вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (аль-Бакъара 2: 180).

От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания». А Ибн ‘Умар сказал: “Не прошла ночь с тех пор, как я услышал эти слова от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы у меня не было готового завещания!” аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.

Всевышний Аллах сказал: «Разве вы были свидетелями, когда смерть явилась к Я’къубу? Он сказал своим сыновьям: “Кому вы будете поклоняться после меня?” Они сказали: “Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исма’ила и Исхакъа, Единственному Богу. Ему Одному мы покоряемся!”» (аль-Бакъара 2: 133).

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, когда к пророку Аллаха – Нуху, мир ему, приблизилась смерть, он сказал своему сыну: “Поистине, я делаю тебе завещание! Я повелеваю тебе две вещи, и запрещаю две вещи! Я повелеваю тебе «ля иляха илля Ллах», ибо если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а слова «ля иляха илля Ллах» — на другую, то перевесит чаша с этими словами, а если бы семь небес и семь земель составили бы кольцо, то слова эти раскололи бы его! И повелеваю тебе произносить слова «Субхана-Ллахи уа бихамдихи». Поистине, эти слова молитва каждой вещи, и посредством них даруется пропитание творениям! И я запрещаю тебе многобожие и высокомерие!”» Ахмад 2/169, аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 548. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 134.

Завещание завещателя вступает в силу при наличии двух праведных свидетелей или записи завещания.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он оставит завещание, то его свидетельствуют двое справедливых мужей из вас или двое других не из вас, если смерть постигнет вас, когда вы странствуете по земле» (аль-Маида 5: 106).

В этом аяте довод на то, что в случае отсутствия свидетелей мусульман, свидетелями могут быть при составлении завещания и неверные. См. “Тафсир аль-Багъауи” 3/101.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания» аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.

Завещание согласно шариату (васыйя)

Завещание, в котором нет ничего греховного и порицаемого необходимо выполнять, как например, если человек завещал что-то для кого-то, или же чтобы обряды похорон по нему провел кто-то определенный, то следует после смерти выполнить его завещание. Имам Ибн Къудама передал единогласное мнение сподвижников, что если человек завещал, чтобы молитву-джаназа над ним провел кто-то определенный, то это завещание следует выполнить. См. “аль-Мугъни” 3/406.

  1. Краткое слово о выходе женщины в путь без махрама
  2. Ночь предопределения (Лейлятуль-къадр)
  3. Аят: «Прелюбодей женится только на прелюбодейке»
  4. Обязательность праздничной молитвы

Tags: ЗнанияКоранМазхабыФикхХадис

  • Next story О протирании шеи при омовении
  • Previous story Определение слов «Мумин», «Муслим», «Муджахид», «Мухаджир»
  • Вероубеждение
  • Манхадж
  • Тафсир
  • Хадис
  • Фикх
    • Тахара (очищение)
    • Намаз (молитва)
    • Соум (пост)
    • Хадж (паломничество)
    • Брак и развод
    • Джаназа (обряды похорон)
  • Азкары (поминания) и дуа (мольбы)
  • Арабский язык
  • Воспитательное
    • Воспитание детей
  • Требование знаний
  • Терминология шариата
  • Христианам об Исламе
  • Новости сайта
  • Обратная сторона кольца
  • Центральное Чеченское телевидение, или как я работаю на …
  • Один день в школе.
  • Я улыбаюсь.
  • Двое молодых чеченцев на острове Утойа в Норвегии спасл …
  • Новый день. Новая жизнь. Новые краски. Новый Я.
  • Берегите близких
  • Чеченская Приора
  • О бесполезных попрошайках или как правильно давать мило …
  • «…ты только жди…»
  • Проблемы с доступностью сайта
  • С ПРАЗДНИКОМ ИД аль-ФИТР (УРАЗА_БАЙРАМ)!
  • Гудермес — город чудес

О бесполезных попрошайках или как правильно давать милостыню
Берегите близких
Месяц Рамадан (полезные ссылки)
Терпение – это часть веры
О положении усыновления в Исламе

Гудермес — город чудес
Я настроена на «позитифф»…
Справедливость
Ачепятки, маразмы, приколы. Часть 4.
Лысебашки.

Киноляпы. Железный человек.
Фильмы, не вышедшие на экраны.
Киноляпы. ТЕРМИНАТОР-2, Судный день.
Киноляпы. Крепкий орешек 4.0 — полная версия
Индиана Джонс — 4. Киноляп. Полная версия.

  • Колонка главреда
  • Время намаза
  • Библиотека
  • Медиатека
  • Банк ответов
  • Линия доверия
  • Правовые вопросы

Как правильно составить завещание по исламу?

  • нефть
  • джанна
  • соседи
  • песни
  • единобожие
  • ругать
  • половые отношения

Веб-сайт «Путеводитель мусульманина» представляет собой электронную версию книги «Путеводитель мусульманина», которая является одним из продуктов компании “Modern Guide”. Книга переведена более чем на 15 языков мира, также содержимое книги доступно на различных электронных платформах.

15.11.2013 17:09

А родителям его, каждому из двух, — одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка, и ему наследуют его родители, то матери — одна треть. А если есть у него братья, то матери — одна шестая после завещанного, которой он завещает, или долга. Родители ваши или ваши сыновья — вы не знаете, кто из них ближе вам по пользе, как установлено Аллахом. Поистине, Аллах, знающий мудрый» (сура «Женщины», 11 аят).
Пророк (с.а.в.) также говорил: «Несчастный тот, кто лишился завещания, а тот, кто умер при завещании (написав завещание), умер на истинном пути, на пути сунны, с богобоязненностью, со свидетельством, и умер прощенным за свои грехи» (Ибн Маджа).
Ад-Дамири писал: «Я видел текст, написанный Ибн Салахом: «Человек, который умер, не составив завещание, не сможет разговаривать в загробной жизни (в Барзахе). Мертвые по воле Всевышнего посещают друг друга, кроме этого человека, который не оставил завещание, и спрашивают друг друга: «Что это с ним?». Они скажут: “Он умер без завещания”» («Ианату Талибин»).
В начале распространения ислама составлять завещание со всего имущества для родителей и родственников было обязанностью, следуя слову Аллаха: «Предписано вам, когда предстанет к кому-нибудь из вас смерть, если он оставляет добро, завещание для родителей и близких по обычаю, как обязательство для верующих» (сура «Корова», 180 аят). После аятом о наследстве было отменено решение об обязанности завещания. По этому поводу Пророк (с.а.в.) сказал: «Нет завещания для наследника, поистине, Аллах распределил каждому то, что ему надлежит» (Даракутни).
Желательность составления завещания касается одной трети или меньшей части имущества, исключая наследников. Нет разницы, было завещание одной трети составлено в болезни или здравии.
Нежелательно завещать эту треть одному из своих наследников, так как такое завещание могут оспорить остальные совершеннолетние наследники. Пророк (с.а.в.) говорил: «Нет завещания наследнику, кроме того момента, когда остальные наследники дадут разрешение» (аль-Байхаки). Нежелательно также составлять завещание для тех, кто не имеет права претендовать на большую, чем одна треть, часть имущества.

Четыре основы завещания
Завещатель должен быть совершеннолетним, свободным, обладать правом выбора.
Наследник должен быть известным и достойным имущества, если завещание делается в неопределенном направлении. В завещании не должно быть греховного, будь это завещание определенной направленности (например, завещание для бедняков) или неопределенной. Не разрешается оставлять завещание неверному, потому что это прегрешение. Нельзя делать завещание, говоря: «Я завещаю это одному из этих двух». Нельзя оставлять завещание умершему, так как он будет недостоин этого имущества.
Наследство должно быть дозволенным (мубах), то есть может передаваться от одного человека к другому. Не разрешается завещать дудку, барабан, идолов и то, что не может передаваться, как «умму валад» (рабыня, которая забеременела от хозяина и освобождается рождением ребенка).
Форма завещания — это выражение типа: «Я тебе завещаю такую-то вещь» или «Дайте ему это», или «Это принадлежит ему», или «Я подарил это ему после моей смерти». Для того чтобы завещание было действительным, необходимо два правдивых свидетеля. Письмо или печать без свидетельства не принимается.

такого не было со времен СССР, кажется.

04.04.2020 00:06

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *