Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно… Подробнее →
Завещание – это то, что переходит после смерти человека к его наследникам, и распределяется определенным в шариате способом. И есть разница между добровольным даром и наследством, которое будет поделено после смерти владельца. См. «Кашаф аль-къана’» 4/335, “Хашия Ибн ‘Абидин” 6/648.
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не дозволено мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания» . А Ибн ‘Умар сказал: “Не прошла ночь с тех пор, как я услышал эти слова от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы у меня не было готового завещания!” аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, когда к пророку Аллаха – Нуху, мир ему, приблизилась смерть, он сказал своему сыну: “Поистине, я делаю тебе завещание! Я повелеваю тебе две вещи, и запрещаю две вещи! Я повелеваю тебе «ля иляха илля Ллах», ибо если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а слова «ля иляха илля Ллах» — на другую, то перевесит чаша с этими словами, а если бы семь небес и семь земель составили бы кольцо, то слова эти раскололи бы его! И повелеваю тебе произносить слова «Субхана-Ллахи уа бихамдихи». Поистине, эти слова молитва каждой вещи, и посредством них даруется пропитание творениям! И я запрещаю тебе многобожие и высокомерие!”» Ахмад 2/169, аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 548. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 134.
Завещание завещателя вступает в силу при наличии двух праведных свидетелей или записи завещания.
В этом аяте довод на то, что в случае отсутствия свидетелей мусульман, свидетелями могут быть при составлении завещания и неверные. См. “Тафсир аль-Багъауи” 3/101.
Завещание, в котором нет ничего греховного и порицаемого необходимо выполнять, как например, если человек завещал что-то для кого-то, или же чтобы обряды похорон по нему провел кто-то определенный, то следует после смерти выполнить его завещание. Имам Ибн Къудама передал единогласное мнение сподвижников, что если человек завещал, чтобы молитву-джаназа над ним провел кто-то определенный, то это завещание следует выполнить. См. “аль-Мугъни” 3/406.
Веб-сайт «Путеводитель мусульманина» представляет собой электронную версию книги «Путеводитель мусульманина», которая является одним из продуктов компании “Modern Guide”. Книга переведена более чем на 15 языков мира, также содержимое книги доступно на различных электронных платформах.
А родителям его, каждому из двух, — одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка, и ему наследуют его родители, то матери — одна треть. А если есть у него братья, то матери — одна шестая после завещанного, которой он завещает, или долга. Родители ваши или ваши сыновья — вы не знаете, кто из них ближе вам по пользе, как установлено Аллахом. Поистине, Аллах, знающий мудрый» (сура «Женщины», 11 аят). Пророк (с.а.в.) также говорил: «Несчастный тот, кто лишился завещания, а тот, кто умер при завещании (написав завещание), умер на истинном пути, на пути сунны, с богобоязненностью, со свидетельством, и умер прощенным за свои грехи» (Ибн Маджа). Ад-Дамири писал: «Я видел текст, написанный Ибн Салахом: «Человек, который умер, не составив завещание, не сможет разговаривать в загробной жизни (в Барзахе). Мертвые по воле Всевышнего посещают друг друга, кроме этого человека, который не оставил завещание, и спрашивают друг друга: «Что это с ним?». Они скажут: “Он умер без завещания”» («Ианату Талибин»). В начале распространения ислама составлять завещание со всего имущества для родителей и родственников было обязанностью, следуя слову Аллаха: «Предписано вам, когда предстанет к кому-нибудь из вас смерть, если он оставляет добро, завещание для родителей и близких по обычаю, как обязательство для верующих» (сура «Корова», 180 аят). После аятом о наследстве было отменено решение об обязанности завещания. По этому поводу Пророк (с.а.в.) сказал: «Нет завещания для наследника, поистине, Аллах распределил каждому то, что ему надлежит» (Даракутни). Желательность составления завещания касается одной трети или меньшей части имущества, исключая наследников. Нет разницы, было завещание одной трети составлено в болезни или здравии. Нежелательно завещать эту треть одному из своих наследников, так как такое завещание могут оспорить остальные совершеннолетние наследники. Пророк (с.а.в.) говорил: «Нет завещания наследнику, кроме того момента, когда остальные наследники дадут разрешение» (аль-Байхаки). Нежелательно также составлять завещание для тех, кто не имеет права претендовать на большую, чем одна треть, часть имущества.
такого не было со времен СССР, кажется.
Прокуратурой республики организована проверка в связи с гибелью 8-летнего ребенка в г. Кизляре 05.05.2021 17:37
COVID-19: 1 скончался, 45 за сутки выявлено, 923 активных больных 05.05.2021 17:10
Сергей Пинчук переходит на службу в Черноморский флот 05.05.2021 01:04
Али Ибрагимов назначен начальником Управления по внутренней политике и местному самоуправлению 04.05.2021 23:18
Конституционный Суд потребовал от Правительства Дагестана повысить открытость и прозрачность капитального ремонта 04.05.2021 11:29
К 9 мая Дагестан украшают портретами Сталина 04.05.2021 10:12
Дагестан обогнал Москву по заполняемости данных в ГИС ЖКХ 03.05.2021 20:48
Каспийск просит обеспечить жильём многодетные семьи за счет бюджета республики 03.05.2021 16:59
Казначейство выиграло дело о миллиардных нарушениях Минфина Дагестана 03.05.2021 12:44
Выберите из списка общественную территорию, которая по вашему мнению должна быть благоустроена в первую очередь 03.05.2021 11:27
Евгений Чичваркин поддержал Сулеймана Керимова 03.05.2021 01:39
В Дагестане демонтировали бюст Сталина 02.05.2021 19:53
За статус столицы Махачкала получит 2,3 млрд рублей 02.05.2021 12:30
Принято ключевое кадровое решение во внутренней политике Дагестана 01.05.2021 10:22
Назначен четвёртый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Дагестана 01.05.2021 09:03
2.1. Общие положения наследственного права .мусульман………………………………………..42
2.2. Наследование по закону и завещанию. Группы наследников……………………………….43
2.3. Переход наследуемого имущества к наследникам и ответственность по долгам наследодателя…………………………………………………………………………… …………………………….52
2.4. Особые случаи наследования. Наследование индивидуально определенных неделимых вещей……………………………………………………………………………………………………..54
1. Форма брачного акта (образец)……………………………………………………………………………..57
2. Форма договора духовного завещания (образец)……………………………………………………58
Библиография…………………………………………………………………………………………………………60
Аннотация на английском языке (Annotation)………………………………………………………64
Студент ____________________________________________________________________
(подпись)
«____»____________________20___г.
Введение. История возникновения и система гражданского права мусульманских стран.
В изучении ислама как религиозной системы знание основ шариата — систематизированного свода мусульманских законов — имеет первостепенное значение.
Термин «шариат» происходит от арабского «шараа» — «направлять», «издавать законы». От этого же корня образованы «ташриун» — «законодательство», «шариун» — «законодатель», «муташариун» — «законовед» и десятки других терминов. Английские востоковеды Уильям Монтгомерп Уотт и Пьер Какиа определяют шариат как «мусульманскую концепцию права», которая «во многом отличается от каких-либо других»[1] .
Обоснование правовых норм тем или иным вероучением было характерным и распространенным явлением досоциалистических общественных формаций. В этом отношении мусульманская юриспруденция не является исключением. И тем не менее шариат не имеет себе аналога в других религиозных законодательных системах.
Некоторые исследователи ошибочно отождествляют шариат с мусульманским правом. В действительности же шариат охватывает более широкий круг вопросов. В шариате освещаются с точки зрения ислама как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники и прочее, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских законоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы. Известный русский исследователь В. П. Наливкин в начале ХХ века писал: «Стараясь столь мелочно регламентировать по возможности все явления человеческой жизни, шариат подчиняет себе эту жизнь, проникает в ее самые интимнейшие уголки и этим путем закабаляет не только деяния, но даже мысль и воображение верующего мусульманина»[2] .
Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата. В шариате определяются нормы сельскохозяйственной деятельности, условия аренды и составления земельного кадастра, рассматриваются вопросы производства и потребления продуктов питания, взимания налогов с мусульман и иноверцев, нормы, регулирующие финансовые и торговые операции. Сюда же включены правила убоя животных, охоты и рыболовства. При этом чисто светские проблемы рассматриваются в шариате с позиций религии.
Шариат является орудием вторжения религии в широкие сферы повседневной жизни, быта верующих. Отмечая именно эту сторону ислама, советский исламовед И. Петрушевский пишет: «В мусульманских странах даже такие акты, как договоры о купле-продаже, об аренде земли и домов, о займе денег и т. д., заключались у духовных судей-казиев. Благодаря этому влияние религии на общественную и частную жизнь, даже на быт, в мусульманских странах было значительно сильнее, нежели в христианских странах или в странах Дальнего Востока, где государственное, уголовное и гражданское право не зависело от религии и церкви и где законы издавались светской властью»[3] .
Мусульманское право суннитского направления представлено в шариате четырьмя юридическими школами, возникшими в VIII-X вв.: ханифитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской. Имущественное, наследственное и уголовное право, институт адвокатуры, правила и формы принятия присяги, клятвенных обещаний, вопросы поручительства и гарантии, указания о вакфах разработаны на основе четырех юридических школ суннитского толка и шиитского права.
Отличия шиитской редакции шариата, как правило, не носят существенного и принципиального характера. Так, шииты в отличие от суннитов узаконили временный брак. В шиитском шариате есть официальное предписание посещать могилу халифа Али, его сына Хусейна и имама Резы. В призыве верующих к молитве, в подаче милостыни, в оформлении молитвенных домов, в толковании основ мусульманского государства и положении о его верховном правителе шиитская трактовка также несколько отличается от ортодоксальной суннитской. Высказывания и поступки членов семейства Мухаммеда, особенно изречения 12 имамов, в правовых нормах шиизма имеют юридическую силу.
Источниками шариата и мусульманского права являются Коран, сунна (изречения и деяния Мухаммеда), кияс (аналогия), иджма (согласованное мнение крупных правоведов и богословов), фетвы (юридические заключения высших духовных лиц), адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих ислам). Согласно исламским традициям главные источники шариата — Коран и сунна, и все прочие источники не должны им противоречить. Поэтому мусульманские правоведы ограничены в своих действиях и самостоятельно могут решать юридические вопросы на основании других источников, только если по данным вопросам нет указаний в Коране и сунне. Однако в любом случае их решения не должны противоречить «духу и букве» Корана и сунны. В то же время, поскольку в Коране и сунне нет ответов на многие вопросы, касающиеся регулирования жизни общины верующих, именно шариату принадлежит главное место в решении этих вопросов.
Данный раздел освещает информацию, полезную как для наследодателя, так и наследников и иных заинтересованных граждан.
Завещание может быть написано в простой письменной форме. Однако его необходимо заверить у нотариуса или другого уполномоченного лица.
Распорядительный акт касательно будущей судьбы вещей делится на виды:
Законодательством предусмотрена возможность написания наказа об имуществе в чрезвычайных обстоятельствах.
В данной рубрике Вы также сможете найти образцы оформления распоряжений об имуществе. В статьях приводится информация, которую следует включать в документ в обязательном порядке, а также о расходах наследодателя.
Плюсы и минусы завещания на отдельные объекты движимого и недвижимого имущества
В этом разделе рассматриваются преимущества и недостатки завещательного акта по сравнению с иными сделками и возможностями наследодателя.
Сравнение происходит по ряду объективных критериев. Пример: для родственников лучше написать завещание или дарственную на квартиру, машину, земельный участок.
Сколько стоит оформить распорядительный акт наследодателя
Освещаются вопросы затрат на госпошлину и услуги нотариуса. Несмотря на то, что стоимость оформления такого документа у каждой нотариальной конторы разная, можно вывести общие показатели расходов.
Существует ли форма завещания по Шариату?
Если существованию завещателя что-то грозит, документ составляется без присутствия пребывания юриста и очевидцев. Завещание составляется по упрощённому виду, имеет особенности.
Составляется и подписывается документ лично наследодателем.
Документ записывается при наличии очевидцев, они потом принесут бумагу родственникам, и при учёте данных свидетелей будет выполняться наследственный документ.
Желание человека учитывается только в течение месяца после кончины.
Вступить в наследство, написанное при ч. с., родственники могут только через правосудие.
Наследодатель пишет акт самостоятельно. Если из-за определённых обстоятельств он не может этого сделать, нотариус пишет документ за него, но читает вслух после написания.
Наследодатель лично должен подписать завещание. Если это осуществить невозможно, то акт подписывает другое лицо, но при подписании документа должен присутствовать уполномоченный орган.
Все отклонения от регламента юрист записывает и обосновывает на документе.
Акт определяется действующим при тех обстоятельствах, если на нём написан день и местоположение.
Существование очевидцев при составлении акта обязательно.
Документ, заключённый не при наличии юриста, составляется при присутствии одного очевидца.
Указание данных связи участников процесса безотлагательно.
Завещание пишется от руки или печатается на компьютере, подписывается свидетелями. Завещание составляется на двух экземплярах, один остаётся у нотариуса, а другой передаётся завещателю. Если документ составляется при закрытой форме, то он остаётся у нотариуса, а завещателю даётся бумага о принятии документа.
Паспорт собственника
Копии удостоверений личности преемников
Правоустанавливающий документацию на собственность
Некоторые специалисты просят предъявить медицинские удостоверения, чтобы не было возможности обжаловать акт.
В качестве наследства может выступать движимая и недвижимая собственность, акции, земельная территория, утварь, банковские вклады, инвестиции.
Собственник вправе отвергнуть написанное завещание. Этого можно достичь двумя средствами:
С помощью постановления об отказе.
Снова составленный акт отрицает существование прошлого.
Завещания можно составить безграничное количество раз. Акт признаётся бессильным, если есть отступ от правила составления акта.
Он реализует сознательные незаконные деяния против родственника. Например, убийство, покушение на благополучие.
Лица, являющиеся недееспособными, также признаются недостойными преемниками.
Лица, действующие на корыстные цели для увеличения доли.
Лица, которые уклоняются выполнять обязанности по уходу за завещателем. Например, внуки отказываются ухаживать за бабушкой.
Лица, лишённые родительских прав.
Тело человека, который покинул этот мир, Ислам предписывает предать земле, соблюдая определённые требования. В первую очередь расходы на похороны берут из имущества, оставленного этим человеком. Далее возвращают его долги, если таковые остались за ним. Затем выполняют его завещание из 1/3 его имущества. А что остаётся после всего этого – разделяют между его наследниками в нижеперечисленном порядке.
Имущество наследуется по трём причинам: родство, брак и Ислам. А последнее можно объяснять тем, что имущество человека, у которого вообще нет наследников, переводится на общую казну мусульман (байтул мал).
1. Сын покойного и его сын, и так далее… правнук…
2. Отец и его отец, и так далее… дед, прадед…
3. Брат по отцовской линии и его сын.
4. Брат отца покойного (дядя), кроме дяди по материнской линии.
5. Сын дяди со стороны отца (двоюродный брат).
1. Дочка или дочери покойного.
2. Дочка сына покойного и дочка внука покойного или ещё дальше…
3. Мать покойного.
4. Бабушка (и мать отца покойного, и мать матери покойного).
5. Сестра покойного.
6. Жена покойного.
– Мужу, если у покойной нет ребёнка или внука.
– Дочке, а также дочке сына.
– Родной сестре или сестре по отцу, когда та или другая будет одна.
– Мужу, если у покойной есть дети или внуки.
– Жене, если у покойного мужа нет детей или внуков.
– Жене, если у покойного мужа есть дети.
– Двум или более дочерям, если они будут без братьев, или дочерям сына.
– Двум или более сёстрам со стороны отца.
– Матери, если у покойного нет ребёнка или внуков, а также двух или более братьев или сестёр.
– Двум или более братьям или сёстрам со стороны матери.
– Отцу, дедушке покойного, если у покойного есть ребёнок или внук.
– Матери, если у покойного есть ребёнок или внуки, или два или более братьев или сестёр.
– Дочке сына, если у покойного есть родная дочка.
– Сестре или сёстрам по отцу, если они будут вместе с родными сёстрами покойного.
Утрачивание права на наследство из-за наличия других наследополучателей
Среди вышеупомянутых наследников происходит процесс лишения права наследования дальних родственников при существовании близких. Давайте попытаемся объяснить по порядку, как происходит такой процесс.
Дедушка – его лишает наследства наличие в живых отца покойного.
Бабушка – её лишает наследства наличие матери покойного, независимо от того, будет бабушка со стороны отца или матери. Таким же образом наличие ближней бабушки делает невозможным получение наследства дальней бабушкой (прабабушка).
Внук (дочка или сын) – его лишает статуса наследополучателя наличие сына покойного.
Братья со всех сторон (родные, а также по отцу или матери) лишаются права на наследство, если живы отец покойного, сын его и внук.
Дети брата покойного (родного, или по отцу или матери) – их лишает наследства существование отца, дедушки, сына, внука (от сына), родного брата и брата по отцовской линии покойного.
Родной и по отцу брат отца покойного – он лишается права на наследство, если живы отец, дедушка, сын, внук (от сына), родной брат и брат по отцовской линии, сын родного брата, родная сестра, если вместе с ней есть дочка сына, дочка по отцу, если она вместе с дочкой покойного.
Наследниками, которые в любом случае получают наследство, являются родители, дети покойного и один из супругов.
Глава 2. Наследственное право мусульман.
На основании изложенного можно сделать вывод, что как и российское гражданское право, мусульманское право устанавливает при наследовании по закону три очереди наследования: • совпадающий с нашим перечень наследников первой и второй очередей • призвание к наследованию наследников следующей очереди только в случае отсутствия наследников предыдущей очереди • внуки так же наследуют в случае отсутствия их живых родителей • прадед и прабабка не наследуют вообще. Но в отличие от российского права, мусульманское право: • при наличии наследников по закону исключает возможность наследования по завещанию • предусматривает три очереди наследования (если не считать, что государство в Российской Федерации является практически и юидически наследником третьей очереди) • в третью очередь входят дядья, тетки и их дети, т.е. двоюродные братья и сестры наследодателя однако сама очередь включает в себя практически две очереди, и в результате в третью очередь входят двоюродные братья и сестры, а в четвертую дядья и тетки • участие наследников каждой очереди в разделе наследуемого имущества зависит в количественном соотношении от определенных принципов, в числе которых можно выделить явный приоритет братьев перед сестрами, и явно же просматривается помимо этого приоритет духовных связей и приоритет объективной степени нуждаемости (соотношение этих принципов и объясняют, видимо, приоритет двоюродных братьев и сестер перед своими родителями — племянники наследуют вместо своих родителей, так же как в у нас внуки).
2.4. Особые случаи наследования. Наследование индивидуально определенных неделимых вещей. Сложное переплетение степеней родства, частые внутриродовые и внутрисемейные распри привели к регламентации шариатом наследственных отношений даже в таком случае, когда наследником является лицо, убившее наследуемого. Если последний был убит умышленно, убийца исключается из числа наследников, если же это произошло случайно, то в наследстве ему не может быть отказано. Но интересно, что в таком случае наследство не может быть использовано для уплаты дна — в качестве платы за пролитую кровь. Если возникает необходимость выделить из наследства долю еще не родившегося ребенка, то, как правило, она определяется как доля двух сыновей. Если же предполагается, что может родиться тройня (три сына), выделяются равные доли для всех трех сьюовей, для дочери же — половинная доля. Особо установлено, что мусульманин может наследовать кяфиру — неверному («нечастивому»), т.е. человеку, не относящемуся к конфессиям единобожия (хотя, кяфир не может наследовать мусульманину). Следует отметить, что слово «мусульманин» дословно переводится с арабского языка на русский как «предавший себя Богу». В мусульманской юриспруденции разработаны даже правила дележа наследства, если оно представлено единичными неделимыми вещами. Например, если после покойного остались перстень, Коран, сабля, какая-то одежда, и все в одном экземпляре, в единичном числе, то их получает старший сын умершего. Если же указанных предметов осталось по несколько, тогда старший сын должен поделиться ими с другими наследниками. Если у покойного остались два сына одинакового возраста от разных жен или близнецы, то эти предметы они должны поделить между собой. Но если у покойного остались долги, наследники должны погасить их за счет имущества покойного, к которому должны быть отнесены и веши, о которых только что говорилось.
Итак, мы обнаруживаем в мусульманском праве наследования некоторые принципы мирового гражданского права: такие, как учение о частной собственности, ее охране и стремлению недопустить при наследовании дробления имущества в той степени, которое могло бы повредить установившемуся сословному делению общества, а также сохранить имущество в рамках рода, определяемого по мужской линии.
В заключение я хотел бы сделать вывод о проделанной работе. Во время написания дипломной работы основная моя задача заключалось в том, чтобы как можно более полно раскрыть семейный и наследственный институы мусульманского права, выделить те их аспекты, которые позволили мусульманскому праву (по мнению же многих людей-немусульман институту патриархальному и не имеющему право на жизнь) со временем приобрести мировое значение. Наиболее важным из этих аспектов является неразрывная связь шариата с исламом. Шариат не может существовать без ислама, как и ислам не может существовать без шариата, и именно это единство заставляет миллионы мусульман беспрекословно выполнять предписанные им нормы, порою далеко не соответствующие таким общеизвестным принципам как гуманизм, нравственность, сострадание. Я не хочу сказать, что шариат весь состоит из таких норм, но многие правовые институты в нем существующие, требуют кардинального пересмотра, что опять же противоречит исламу. Хочу также добавить, что наличие этих институтов не выделяет шариат, а наоборот роднит его с многими другими правовыми системами. Отмечая пропагандистскую направленность практически всей изданной в России литературы по избранной теме, можно заключить, что шариат и мусульманское право представляют собой не только национальное право арабских стран и стран Ближнего востока, но и ряда народов бывшего СССР, которые имеют не меньшее право на самобытность, чем любые другие. В связи с чем право, и в том числе гражданское право мусульманских стран, представляющее значительный интерес в силу свое��о своеобразия, доказав свою жизнестойкость в течение такого длительного времени, заслуживает всестороннего, глубокого изучения без желания найти пути и признаки подчинения этой стройной жизнеспособной системы любой другой.
Семейные и наследственные отношения регулируемые мусульманским правом шариатом
Тип завещания, оформляемый в банке. Наследодатель, имея денежные вклады, составляет завещательное распоряжение. В нем он указывает свою волю относительно передачи сбережений после смерти.
Документ составляется по тем же правилам, что нотариальное завещание. Владелец вправе распределить денежные средства между преемниками или отдать одному. Также, он волен указать в распоряжении только часть сбережений, а остальное оставить для распределения по закону.
Документ оформляется в банке, подписывается автором и заверяется уполномоченным банковским служащим. Удостоверение нотариуса здесь не нужно.
VIDEO
При оформлении в нотариальной конторе оплачиваются услуги нотариуса. Если составляется завещательное распоряжение в офисе банка, эта статья расходов не относится к нему. Также написание в чрезвычайных обстоятельствах не влечет оплату нотариальных услуг.
Если документ составлен нотариусом со слов наследодателя, к стоимости добавляется плата за эту услугу. Взнос за удостоверение сделок установлен ст. 333,24 п. 13 Налогового Кодекса РФ.
Открытое завещание составляется в 2-х экземплярах. Оба подписываются и удостоверяются. Один остается у нотариуса, другой – у составителя. Также, завещательное распоряжение оформляется в двух экземплярах. Один хранится в банке, а другой остается у наследодателя.
Закрытое завещание всегда пишется в одном экземпляре и хранится в нотариальной конторе до вскрытия. Также и написанное в чрезвычайных обстоятельствах, составляется в одном варианте. Оно передается наследникам, которые добиваются его исполнения в суде.
Законодательство выдвигает к автору определенные требования. Их игнорирование делает документ уязвимым. Согласно правовым нормам, составитель должен соответствовать следующим характеристикам:
Возраст от 18 лет. Состоящие в браке – от 16 лет.
Гражданство РФ.
Дееспособность и осознание ответственности за производимые действия.
Не допустимо написание в алкогольном опьянении или под действием наркотиков.
Не допускается составление группой людей или через представителя по доверенности.
Волеизъявление должно быть добровольным, без давления извне. Если такой факт выяснится, завещание будет признано недействительным.
Существуют особые ситуации, когда завещание не удается заверить нотариально. К ним относятся:
нахождение в стационаре/доме престарелых;
пребывание в тюрьме/колонии;
работа в море – дальнее плавание/на буровых установках;
на территории, где идут военные действия;
в экспедиции/удаленных районах Крайнего Севера.
Если потребность возникла в указанных ситуациях, допускается заверение уполномоченными лицами:
главврачом или дежурным врачом;
начальником буровой или экспедиции;
капитаном корабля или командиром подразделения;
главой муниципального образования;
начальником места заключения.
Им разрешено заверить завещание в присутствии 1 свидетеля. Последний должен поставить свою подпись. Уполномоченное должностное лицо обязано доставить документ нотариусу по месту прописки умершего.
ЗАВЕЩАНИЕ МУСУЛЬМАНИНА ПО ШАРИАТУ
Завещатель вправе отменить или изменить документ полностью или частично. Для этого нужно:
составить распоряжение об отмене всего завещания или его отдельных положений;
написать новое так, чтобы его пункты противоречили указанным в предыдущем варианте.
Наследодатель волен изменять документ сколько хочет. Он вправе написать новое завещание, полностью или частично отменяющее предыдущие. При этом, ему не нужно согласие наследников.
Если вновь составленный вариант отменяет определенные пункты предыдущего, нетронутые остаются в силе. На момент открытия наследства — смерти наследодателя, действительны оба документа по отдельным пунктам.
Завещательное распоряжение, написанное в банке отменяется таким же образом. Для этого надо обратиться в банковское учреждение или к нотариусу. Он передаст в банк информацию об отмене документа. Бумага, составленная при чрезвычайных обстоятельствах, отменяется автоматически, если составитель остался жив и не заверил ее нотариально в течение месяца.
Čeština
Español
Français
Italiano
Nederlands
Polski
Português
Русский
Türkçe
Norsk
Svenska
Dansk
Suomen kieli
Magyar
Română
Коран содержит только три стиха [4:11, 4:12 и 4: 176], которые дают конкретные детали наследования и долей, в дополнение к нескольким стихам, касающимся завещательной силы. В хадисах также сообщается, что Мухаммад придавал большое значение законам наследования и приказал своим последователям изучать их и обучать им. Мусульманские юристы использовали эти стихи в качестве отправной точки для дальнейшего разъяснения законов наследования, используя хадисы , а также методы юридической аргументации, такие как кийас . В более поздние периоды по этой теме были написаны большие объемы работ.
Это слияние старых родственных обычаев и исламского права привело к ряду проблем и противоречий, которые мусульманские правоведы решили по-разному. Используя дедуктивное мышление ( Qiyas ), мусульманские юристы добавили трех дополнительных наследников: дедушку по отцовской линии, бабушку по материнской линии и внучку по мужской линии. Эти наследники, если они имеют право на наследование, получают свои фиксированные доли, а оставшееся имущество наследуется остальными (uaaba). Это привело к некоторым незначительным различиям между школами юриспруденции суннитских мазхабов . Кроме того, законы наследования для шиитов- двунадесятников , несмотря на то, что они основаны на одних и тех же принципах, различаются по ряду особенностей из-за отказа от некоторых описаний хадисов и основанных на их понимании определенных событий в раннем исламе. С другой стороны, система наследования хараджитских ибадитов и заидитов очень похожа на суннитскую. В современных мусульманских странах, как правило, действует смесь различных школ юриспруденции (включая шиитскую) в дополнение к ряду важных реформ традиционной системы. Основным достижением таких современных систем является кодификация законов о наследовании.
Наследование считается неотъемлемой частью закона шариата . Как сказано в Коране, мусульмане наследуют друг от друга. [Коран 4: 7] Следовательно, существует законная доля родственников умершего в его имуществе и имуществе. Основные правила наследования подробно описаны в Коране , хадисах и фикхе .
Когда мусульманин умирает, необходимо выполнить четыре обязанности. Они есть:
Оплатить похороны и похороны.
Выплата долгов умершего.
Определите ценность / волю умершего, если таковая имеется (не более одной трети наследства, поскольку оставшаяся часть определяется по законам шариата).
Распределить оставшееся имущество и имущество родственникам умершего согласно законам шариата.
Поэтому необходимо определить родственников умершего, имеющих право наследования, и их доли.
Эти законы имеют большее значение в исламе из-за ограничений, налагаемых на наследодателя (человека, составляющего завещание). Исламский закон налагает на наследодателя два ограничения:
Кому он или она может завещать свое богатство.
Сумма, которую он может завещать (которая не должна превышать одной трети имущества умершего).
Наследники, называемые первичными наследниками, всегда имеют право на долю наследства, они никогда не исключаются полностью. Эти первичные наследники состоят из супруга-реликвии, обоих родителей, сына и дочери. Все оставшиеся наследники могут быть полностью исключены при наличии других наследников. Но при определенных обстоятельствах другие наследники также могут наследовать в качестве наследников, а именно отец, дед по отцовской линии, дочь, внучка по материнской линии, родная сестра, сестра по кровному родству и мать. Наследников обычно делят на три группы:
Наследники квоты (dhawu al-farāʾḍ). В эту группу входят четыре мужчины и восемь женщин. Наследниками по мужской квоте являются муж, отец, дед по отцовской линии и брат по материнской линии. Женщины-наследники — это жена, дочь, внучка, мать, бабушка, родная сестра, сестра по отцовской линии и сестра по материнской линии. Однако существуют сценарии, при которых дочь, внучка, отец, дедушка, полные братья и сестры, а также братья и сестры по отцовской линии могут переместиться во вторую группу (асаба).
Члены aaba (остатки), обычно совокупность родственников мужского пола (а иногда и женского пола), которые наследуют как остатки после распределения долей наследников Квоты.
Члены расширенной семьи (dhawu al arham): Сюда входят любые кровные родственники, которые не являются «наследником» или «асабой» (остаточным). Примеры включают дедушку по материнской линии, тетушек, племянниц и двоюродных сестер.
Похожие записи: