Михаил юрьевич лермонтов завещание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Михаил юрьевич лермонтов завещание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Стихотворение «Завещание» было написано Лермонтовым в 1840 г., когда он уже находился во второй ссылке на Кавказе. Многие исследователи считают его пророческим завещанием самого поэта. Рассказ лирического героя действительно имеет большое сходство с судьбой Лермонтова. Возможно, он именно так и представлял свое скорое будущее.
Произведение представляет собой монолог смертельно раненого солдата, с которым он обращается к своему близкому другу. Лирический герой знает, что жить ему остается недолго, поэтому последние часы хочет провести наедине с самым верным ему человеком. В этом выражается личная тоска Лермонтова, который постоянно страдал от одиночества. Немногочисленные преданные друзья поэта остались в России. На Кавказе он так и не успел или не смог с кем-нибудь сблизиться, поэтому присутствие «брата» в момент смерти человека он считает очень ценным и важным.
Рассуждения умирающего созвучны мыслям Лермонтова. Он не сразу решается, к кому обратиться через своего посредника. Вся его жизнь и воинские заслуги никого не интересуют. Лирический герой с грустью понимает, что даже его смерть не сможет никого взволновать и вызвать искреннее сочувствие. Во фразе «если спросит кто-нибудь…» заложена огромная горечь. Умирающий получает последний шанс высказаться перед смертью, но вынужден через друга обращаться, по сути, к первому попавшемуся человеку. Герой не описывает подробности своего смертельного ранения, только скромно замечает, что «умер честно за царя». Он жалеет лишь о том, что будет похоронен на чужбине, и просит передать поклон «родному краю».
Родителей Лермонтова в то время не было в живых. Герой произведения уже давно находится на войне и не имеет сведений об отце и матери. В случае если кто-нибудь из них еще жив, он просит друга не усиливать печаль и сказать, что сын, вероятно, вернется не скоро.
В последней строфе появляется женский образ. Это давняя соседка солдата, в которую он, судя по всему, был влюблен. Из слов умирающего можно заключить, что когда-то она отвергла его любовь («пустое сердце»). Но перебирая в памяти всю свою жизнь, он связывает с ней самые счастливые воспоминания. Он уверен, что женщина также не будет страдать от известия о его смерти, но все равно просит товарища рассказать ей обо всем. Если же этот рассказ вызовет у бывшей возлюбленной скупые слезы, то «ей ничего не значит!».
Стихотворение «Завещание» было высоко оценено современниками. Оно очень точно выражает мироощущение поэта в последние годы жизни. Монолог умирающего – точная исповедь человека, который так и не смог занять свое место в обществе.
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, ка́к давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит… все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!
М. Ю. Лермонтов, 1840
Датируется предположительно концом 1840 г., когда Лермонтов участвовал в военных действиях на кавказской линии. Опубликовано «Отечественные записки», 1841, том XIV, № 2, отд. III, с. 157
Далее →
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит… все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!
Михаил Лермонтов — Завещание Смотреть Видео запись стихотворения
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит… все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!
- Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать — Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Трава… Когда я стану умирать…
- Уж в горах солнце исчезает, В долинах всюду мёртвый сон, Заря, блистая, угасает, Вдали гудит протяжный звон, Покрыто мглой туманно поле, Зарница… Уж в горах солнце исчезает…
- Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит. Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах… Выхожу один я на дорогу…
- Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой… Нет, я не Байрон, я другой…
- Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье — все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь… Одиночество
- Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни… Родина
- Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой… Смерть поэта
- «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит… Бородино
- По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве… Ангел
- Я не унижусь пред тобою; Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор. Ты позабыла: я свободы Для… К *** (Я не унижусь пред тобою…)
- ГАРШИН В.М.
- ГЕРЦЕН А. И.
- ГОГОЛЬ Н. В.
- ГОНЧАРОВ И. А.
- ГОРЬКИЙ A. М.
- ГРИБОЕДОВ А.С.
- ДОБРОЛЮБОВ Н. А.
- ДОСТОЕВСКИЙ Ф. М.
- КРЫЛОВ И. А.
- ЛЕРМОНТОВ М. Ю.
- МАМИН-СИБИРЯК Д.Н.
- МАЙКОВ А. Н.
- МАЧТЕТ Г. А
- НАДСОН С.Я.
- НЕКРАСОВ Н. А.
- НИКИТИН И. С.
- ОСТРОВСКИЙ А. Н.
- ПИСАРЕВ Д. И
- ПОМЯЛОВСКИЙ Н. Г.
- ПУШКИН А.С.
- РЕШЕТНИКОВ Ф. М.
- САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е.
- СУРИКОВ И. 3.
- ТОЛСТОЙ Л. Н.
- ТУРГЕНЕВ И. С
- ТЮТЧЕВ Ф. И.
- ФЕТ А. А
- ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н.Г.
- ЧЕХОВ А. П.
- ШЕВЧЕНКО Т.Г.
- ************************************
- БАГРИЦКИЙ Э. Г.
- БЕЗЫМЕНСКИЙ А.
- ГАЙДАР А.П.
- ЕСЕНИН C. А.
- ЗАБОЛОЦКИЙ Н.А.
- ИСАКОВСКИЙ М. В.
- КАТАЕВ B. П
- КОРОЛЕНКО В.Г.
- ЛАВРЕНЕВ Б.А.
- МАКАРЕНКО А.С.
- МАЯКОВСКИЙ B.В.
- СИМОНОВ К.М
- ТЕНДРЯКОВ В. Ф
- ТВАРДОВСКИЙ А.Т.
- ТИХОНОВ Н. С.
- ТОЛСТОЙ А.Н.
- ПАУСТОВСКИЙ К.Г.
- ПРИШВИН М. М.
- ПОЛЕВОЙ Б.
- ФАДЕЕВ А.А
- ФУРМАНОВ Д.А.
- ШОЛОХОВ М.А.
- РАЗНОЕ
- ************************************
…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее — все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет… Отца и мать жаль огорчить… Возле них есть соседка — она не спросит о нем, но нечего жалеть пустого сердца — пусть поплачет: ведь это ей нипочем! Страшно! Но поэзия есть сама действительность, и потому она должна быть неумолима и беспощадна, где дело идет о том, что есть или что бывает… Кто не печалился и не плакал, тот и не возрадуется, кто не болел, тот и не выздоровеет, кто не умирал заживо, тот и не восстанет…
«Стихотворения М. Лермонтова»
ЗАВЕЩАНИЕ
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались… Обо мне она
Не спросит… все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!
1840 г.
Стихотворение позднего Лермонтова, один из наиболее совершенных образцов его лирики. Построено как предсмертный монолог героя, обращенный, по-видимому, к его боевому товарищу.
В личности героя отчетливо различимы признаки народного характера. Герой «Завещания» верен своему патриотическому долгу; его любовь к родине сказывается и в приверженности к родному краю, которому раненый посылает свой предсмертный привет. Однако основной тон стихотворения составляют <...>> горечь, неудовлетворенность. Эта горькая нота звучит в стихотворении с нарастающей силой; возникающий в конце образ женщины с «пустым сердцем» как бы концентрирует в себе все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий армеец <...>. Простотой и обыденностью своих слов, за которыми стоит привычный уклад жизни <...>, умирающий как бы подавляет свои страдания, заклинает свою боль. Вместе с тем трагическое волнение, глубокая печаль, затаившиеся в речи героя, в его негромком и будто бы спокойном голосе, прорываются на поверхность в перебоях речи, многочисленных паузах в середине и в конце стиха: «Поедешь скоро ты домой: / Смотри ж… Да что? моей судьбой, / Сказать по правде, очень / Никто не озабочен».
Лермонтовская энциклопедия, с. 173
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.
Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит… Всё равно
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей, —
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!
Завещание. Лермонтов, 1840
- 8 Новых публикаций сегодня:
- 54642 Всего опубликовано:
- 31891 Всего комментариев:
- 536 Сайту дней:
- 1319 Пользователей:
1840
Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто-нибудь… Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю. Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых… Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их; Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали И чтоб меня не ждали. Соседка есть у них одна… Как вспомнишь, как давно Расстались!.. Обо мне она Не спросит… все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет… Ей ничего не значит! 1840 |
Лермонтов М. Ю. — Завещание (Наедине с тобою, брат…)
- Поэзия XVIII века
- Золотой век
- Серебряный век
- О Серебряном веке
- Символизм
- Футуризм
- Акмеизм
- Имажинизм
- Эгофутуризм
- Кубофутуризм
- Конструктивизм
- Объединение ЛЕФ
- Обэриуты
- Мезонин поэзии
- Крестьянская поэзия
- Центрифуга
- Сатирическая поэзия
- Вне поэтических школ
- Лучшие стихотворения
- Советский период
- О советском периоде
- Поэзия 60-х годов
- Современная поэзия
Незадолго до своей трагической гибели
Лермонтов нарочно не указывает, кем был его герой в обычной жизни. Вероятнее всего, он – обычный крестьянский парень, которому служба армии сломала всю жизнь. сам же герой признается в том, что когда-то был влюблен в свою соседку. Однако он понимает, что избранница уже давно забыла о его существовании. Ей солдат разрешает рассказать о своей гибели. «Ты расскажи всю правду ей, пустого сердца не жалей!», — отмечает главный герой. Действительно, его бывшая возлюбленная может оказаться единственным человеком, который искренне поплачет о погибшем. Но это печальное известие вряд ли затронет ее душу, потому что образ того, кого она когда-то любила, дано уже стерся из памяти этой немолодой уже женщины.
Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерти. Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани. Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной бабушке он питал весьма сложные и смешанные чувства, не считая ее близким для себя человеком. Что касается образа девушки-соседки, то под это определения могут попасть многие женщины, которыми восхищался поэт. Однако, вероятнее всего, автор подразумевает
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Из слов умирающего можно сделать заключение о том, что он любит родной край и тоскует на чужбине, куда он попал, вероятно, уже давно. Свой воинский долг он исполнил честно, из-за ранения в грудь принял смерть за царя и Отечество — так кратко просит герой рассказать, если вдруг хоть кто-то поинтересуется его судьбой. В подробности вдаваться ни к чему.
Связь с отчим домом прервалась, и мужчина даже не знает наверняка, живы ли его родные люди. Причины, из-за которых родители не переписывались с ним, умирающий не раскрывает. Но всё же просит, чтобы не огорчали стариков печальным сообщением. Уж пусть лучше думают, что их сына отправили служить куда-то очень далеко, а писем он не присылает лишь по лености. Эта трогательная забота говорит о любви и нежности к отцу и матери.
Совсем иначе смертельно раненный воин говорит о женщине, жившей по соседству с его семьёй. О той, которую, вероятно, любил когда-то, но без взаимности. Можно предположить, что мужчина продолжает страдать от неразделённого чувства, ему знакомы боль и гнев отверженного.
Обида пересилила всё, и умирающий просит не щадить чувства бывшей соседки, рассказать обо всём, что с ним произошло. Объясняет столь жёсткое решение тем, что «пустому сердцу» это не страшно. И сразу же противоречит собственным словам, высказывая надежду на то, что всё-таки женщина, которая уже наверняка забыла о прошлом, теперь «поплачет», услышав известие о его смерти.
Здесь есть над чем подумать. Видимого сходства с самим поэтом как будто и нет, однако остаётся тайной, к какому общественному классу принадлежит мужчина, не упоминается и звание воина. Неизвестно, где именно служил умирающий, нет даже малейшего намёка на место роковой битвы.
Ещё одна загадка — лингвистическая. С одной стороны, в его беседе с другом присутствуют высказывания, характе́рные для простых людей. Врачей, например, он называет лекарями.
Завещание (Наедине с тобою…)
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
Конечно, прямого совпадения нет, но стоит вспомнить историю создания и особенно год написания этого произведения. Небольшое по размеру лирическое сочинение датировано 1840 годом. Вот теперь начинают проступать сходные моменты:
- В то же время Лермонтов опять находится на Кавказе, сосланный уже во второй раз. Шли боевые действия, да и единичные столкновения с местными абреками были не редкостью. События явно перекликаются с военной темой стиха.
- Герой произведения полагает, что его родители вряд ли до сих пор живы. У Лермонтова к тому времени не осталось никого, кроме бабушки. Мария Михайловна, мать поэта ушла из жизни ещё в 1813 году, а Юрий Петрович, отец, умер восемнадцать лет спустя.
- Тема одинокой души, сквозящая в словах умирающего воина, созвучна настроениям и мироощущению автора. Из безнадёжности одиночества и неудовлетворённости окружающей действительностью поэт видит лишь один выход. И, в принципе, не суть важно, будет ли это смерть самого́ человека или его души.
Когда баллада «Завещание» была написана, подходил к концу 1840 год. До гибели поэта на дуэли оставалось несколько месяцев: 15 мая 1941 года неумолимо приближалось.
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.
0
(0)
Стихотворение «Завещание» — подлинный шедевр поздней лермонтовской лирики. Стихотворение написано в 1840 году под впечатлением от походной жизни русской армии в Чечне. Умирающий от раны «навылет в грудь» армейский офицер, не принадлежащий к светскому кругу, в форме монолога-исповеди даёт последние поручения своему боевому товарищу. Лермонтов делает героем стихотворения «простого человека», близкого по духу Максиму Максимычу из романа «Герой нашего времени», рассказчику «Бородина», но моложе их.
Михаил Лермонтов — Завещание
Однако и здесь все печально – молодой человек уверен, что он нелюбим и забыт:Соседка есть у них одна.Как вспомнишь, как давноРасстались.
Обо мне онаНе спросит…Поэтому слова молодого человека звучат цинично и жестоко:все равно,Ты расскажи всю правду ей,Пустого сердца не жалей;Пускай она поплачет -Ей ничего не значит!Но, несмотря на все удары судьбы, герой стихотворения превыше всего ставит порядочность, достоинство, собственное доброе имя.
Смыслом своей жизни он считает службу царю и отечеству: «Что умер честно за царя».Таким образом, герой стихотворения — типичный для творчества Лермонтова романтический герой с трагической судьбой и таким же мироощущением. Он, несмотря на свой большой потенциал, не обретает счастья, находится в разладе с окружающим миром и собой.
- Внимание
- Сочинения
- Сочинения на свободные темы
- Анализ произведения «Завещание» Лермонтова
- Событийные границы произведения Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Завещание» написано за год до гибели поэта. Во многом оно типично для Лермонтова и иногда рассматривается как своеобразное предсказание.
В то же время произведение очень интересно с точки зрения своих художественных особенностей и является, безусловно, одним из лучших образцов лирики Лермонтова.
Характеристика субъекта речи Стихотворение «Завещание» следует отнести к ролевой лирике.
Оно написано от лица воина, который умирает на чужбине и просит другого человека (возможно, земляка) выполнить несколько поручений. Образ умирающего весьма таинственен. Среди ученых нет общего мнения о том, солдат это или дворянин, возможно, разжалованный и сосланный на Кавказ.
- Анализ стихотворений
- Лермонтов
- Завещание
Анализ стихотворения «Завещание» Стихотворение «Завещание» написано поэтом за год до гибели, в период, когда он находился под впечатлением от походов русской армии в Чечню.
По форме стихотворение «Завещание» представляет собой монолог умирающего на чужбине воина.
Тяжело раненный в бою, на пороге смерти он посылает со своим товарищем последний привет родной земле и тем, кто помнит или даже не помнит его.
Повествование от первого лица помогает раскрыть внутренний мир героя.
Первые его слова: «Наедине с тобою, брат … » — создают атмосферу исповеди. В этом монологе выражена бесхитростная и мужественная суть характера русского солдата с его добротой и чувством долга, фатализмом и глубокой любовью к родине.
Он просит неизвестного собеседника передать поклон родной земле и рассказать тем, кто дорого солдату, о его смерти. «Скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был, что умер честно за царя», — отмечает главный герой произведения.
При этом он подчеркивает, что его другу вряд ли удастся застать в живых отца и мать. И это неудивительно, потому что в царской России в армию солдат призывали сроком на 25 лет. И если им удалось выжить во многочисленных войнах, то дома они уже практически никого не заставали и своих близких.
Поэтому главный герой стихотворения, с одной стороны, очень опечален тем, что его родители, вероятно, уже умерли. С другой же стороны он не хочет, чтобы они знали о его гибели. Поэтому он просит друга не сообщать им об этом, если застанет стариков в живых.
«Скажи, что я писать ленив, что полк в поход послали и чтоб меня не ждали», — отмечает солдат.
Однако и здесь все печально – молодой человек уверен, что он нелюбим и забыт:Соседка есть у них одна.Как вспомнишь, как давноРасстались.
Обо мне онаНе спросит…Поэтому слова молодого человека звучат цинично и жестоко:все равно,Ты расскажи всю правду ей,Пустого сердца не жалей;Пускай она поплачет -Ей ничего не значит!Но, несмотря на все удары судьбы, герой стихотворения превыше всего ставит порядочность, достоинство, собственное доброе имя.
Смыслом своей жизни он считает службу царю и отечеству: «Что умер честно за царя».Таким образом, герой стихотворения — типичный для творчества Лермонтова романтический герой с трагической судьбой и таким же мироощущением.
Он, несмотря на свой большой потенциал, не обретает счастья, находится в разладе с окружающим миром и собой.
Стихотворение Лермонтова «Завещание»
6.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Одно знаю точно: никогда уже не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет. Надо быть слишком влюбленным в себя, чтобы писать без стыда о самом себе.
7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Средства художественной выразительности — слова или выражения, употребляемые для создания художественного облика. К тропам можно отнести: сравнения, метафоры, гиперболы, эпитеты, олицетворения и многое другое.
Произведение «Завещание» небогато художественными средствами. Они присутствуют, но в малом количестве. Это связано с тем, что это стихотворение — монолог, в нем используется простая речь, лёгкая для понимания читателя. Языковые средства приближены к разговорной речи:
- Метафоры: «пустого сердца не жалей».
- Метафорические высказывания: «застать в живых», «ранен навылет», «поклон посылаю», «жить на свете».
- Олицетворения: «умер честно», «родному краю», «пустого сердца».
- Аллитерация: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».
- Эпитет: «пустое сердце».
В работе также присутствует обращение («брат») и несколько восклицательных предложений. Малое количество языковых средств не говорит о скудности речи, автор нарочно показывает простоту родного языка, передавая просторечие лирического героя.
Таким образом, «Завещание» является одним из величайших стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова и объединяет множество тем: одиночество и самоанализ, отношение к родной стране и любимым людям. Краткое сочинение-анализ произведения Лермонтова будет актуально для 10 классов. Эта баллада раскрывает для читателя жизненную историю погибающего солдата, а также становится необычным завещанием автора.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
Стихотворение «Завещание» Лермонтов Михаил Юрьевич
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
В последнем сражении воин получил тяжёлое ранение в грудь. Как человек мужественный, он стоически принимает известие о том, что жить осталось совсем немного. Превозмогая боль, умирающий старается высказать последнюю волю.
Речь прерывиста, но вполне доступна для понимания и даже структурирована. При этом каждая часть стиха оставляет ощущение недосказанности темы. Возможно, Михаил Лермонтов сознательно использовал это выразительное средство, чтобы подтолкнуть читателя к сопереживанию и «соавторству» в домысливании сюжета. Но от этого выразительность ничуть не пострадала.
Если составить план, произведение чётко делится на четыре части. Первая, вступительная, содержит краткий рассказ о герое произведения. Остальные повествуют о трёх самых драматичных моментах в жизни этого человека.
По жанру этот стих перекликается с народными песенными шедеврами. В нём герой точно так же вспоминает:
- далёкую родину;
- семью;
- старых друзей и знакомых.
И подобно персонажам из фольклора воин надеется, что о нём хоть кто-нибудь вспомнит. При этом он щадит близких и не расписывает в красках своё состояние, ограничиваясь краткими и по-мужски сдержанными фразами.
Из слов умирающего можно сделать заключение о том, что он любит родной край и тоскует на чужбине, куда он попал, вероятно, уже давно. Свой воинский долг он исполнил честно, из-за ранения в грудь принял смерть за царя и Отечество — так кратко просит герой рассказать, если вдруг хоть кто-то поинтересуется его судьбой. В подробности вдаваться ни к чему.
Связь с отчим домом прервалась, и мужчина даже не знает наверняка, живы ли его родные люди. Причины, из-за которых родители не переписывались с ним, умирающий не раскрывает. Но всё же просит, чтобы не огорчали стариков печальным сообщением. Уж пусть лучше думают, что их сына отправили служить куда-то очень далеко, а писем он не присылает лишь по лености. Эта трогательная забота говорит о любви и нежности к отцу и матери.
Совсем иначе смертельно раненный воин говорит о женщине, жившей по соседству с его семьёй. О той, которую, вероятно, любил когда-то, но без взаимности. Можно предположить, что мужчина продолжает страдать от неразделённого чувства, ему знакомы боль и гнев отверженного.
Обида пересилила всё, и умирающий просит не щадить чувства бывшей соседки, рассказать обо всём, что с ним произошло. Объясняет столь жёсткое решение тем, что «пустому сердцу» это не страшно. И сразу же противоречит собственным словам, высказывая надежду на то, что всё-таки женщина, которая уже наверняка забыла о прошлом, теперь «поплачет», услышав известие о его смерти.
Здесь есть над чем подумать. Видимого сходства с самим поэтом как будто и нет, однако остаётся тайной, к какому общественному классу принадлежит мужчина, не упоминается и звание воина. Неизвестно, где именно служил умирающий, нет даже малейшего намёка на место роковой битвы.
Ещё одна загадка — лингвистическая. С одной стороны, в его беседе с другом присутствуют высказывания, характе́рные для простых людей. Врачей, например, он называет лекарями.
С другой стороны, в его монологе есть и такие фразы, которые, скорее можно услышать от человека интеллигентного, а не от необразованного солдата. Чего стоит хотя бы слова о весточках родным и якобы собственной лени их писать. Невольно возникает идея об офицере, дворянине, разжалованном в рядовые.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Завещание
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
Многие почитатели творчества Лермонтова называют его стихотворение «Завещание» пророческим, в нем он как бы предвидел свою смерть и прощался с окружающим миром. На самом деле это произведение не имеет никакого отношения к писателю, он его сочинил в 1840 году в форме исповеди раненного героя, которому жить осталось считанные дни, а то и часы. На первый взгляд никаких совпадений с судьбой Михаила Юрьевича не показывает анализ. «Завещание» Лермонтова посвящается всем солдатам, служащим в армии царской России.
Согласно сюжету в стихотворении описывается судьба раненного солдата, разговаривающего с другом. Герой просит выполнить его последнюю волю, он понимает, что его никто не ждет, никому он не нужен, но если кто и спросит о нем, то товарищ должен сказать, что воин был пулей ранен в грудь и честно умер за царя. Солдат отмечает, что родителей друг вряд ли застанет живыми, но если они не умерли, то расстраивать стариков и говорит о его гибели не нужно. Правду рассказать можно лишь соседке, в которую герой был когда-то влюблен. Она искренне поплачет, но не примет близко к сердцу его кончину.
Кем был герой стихотворения, не показывает анализ. «Завещание» Лермонтова позволяет взглянуть на жизнь простого русского солдата XIX века. В те времена в армию призывали на 25 лет, за этот период многие умирали в войнах, а тех, кто оставался в живых, дома уже никто не ждал. Поэт повествует об обычном крестьянском парне, судьба которого была перечеркнута. Когда-то у него была семья, возлюбленная, но армия все у него забрала. Девушка-соседка уже и забыла о его существовании, родители умерли. Герой даже не опечален своей скорой кончиной, его ничто не держит на этой земле – именно это показывает анализ.
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».
Тема стихотворения – приближение смерти солдата.
Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.
Жанр – послание.
Стихотворение написано в характерном для Лермонтова направлении — романтизме. Налицо все признаки: грустное настроение, фатализм, мотивы смерти и одиночества.
Размер неоднороден: четырехстопный ямб перемежается с разностопным. То же можно сказать и о рифме: она то перекрестная, то построчная. Рифмуются частицы, местоименные существительные и неопределенные местоимения. Такое построение стихотворения помогает передать простонародную речь, показать, что герой – обычный солдат.
Сюжетный анализ: «Завещание» Лермонтова М.Ю.
Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.
М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.
Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.
Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.
Текст стихотворения можно разделить на четыре части или строфы.
- Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
- Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
- Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
- Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».
В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.
Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.
Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.
Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.
Композиция «Завещание» Лермонтова — это литературное произведение, написанное в стихотворной форме. В нем раскрыта характерная для литературы XIX века тема смерти солдата на поле брани. В центре сюжета раненый защитник родины, который высказывает последнюю просьбу другу.
Рассмотрим подробнее сюжет «Завещания» Лермонтова, анализ жанра и проблематику произведения.
Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата, смертельно раненного в бою. Передана его последняя воля, высказанная перед смертью. Предсмертное желание высказывается однополчанам, находящимся рядом.
Подводя итог анализа стихотворения «Завещание» Лермонтова, можно сделать следующие выводы:
✔️ стихотворный размер — это разностопный ямб; ✔️ присутствует перекрестная и параллельная рифмовка; ✔️ произведение состоит из трех строф; ✔️ жанр — послание.