Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Скорая помощь нарушение ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Возможность отступления от правил для «Скорой помощи»
Обязанности водителей при появлении «Скорой помощи»
VIDEO
Четкого правила пропуска скорой помощи на дороге в ПДД нет. Чтобы пропустить скорую, стоя в пробке или перед стоп-линией и не нарушить ни одного правила, водитель вместе с машиной должен фактически раствориться в воздухе. Вот как такую ситуацию прокомментировал сотрудник ГИБДД для одного из автомобильных изданий:
«В пункте 1.2 ПДД объясняется, что значит уступить дорогу — не создавать помех, не начинать движение, маневры, останавливаться, если эти действия вынуждают других снижать скорость или изменять траекторию движения. Если вы стоите на светофоре — никаких действий совершать не нужно. Въезжать в плотный поток машин или давить пешеходов, пропуская скорую, точно не стоит.
Еще раз: если ваша машина стоит на светофоре, а позади стоит скорая, то пропускать ее, с выездом за стоп-линию вы не обязаны. Штраф за скорую помощь сотрудник ГИБДД вам не выпишет».
А вот как ситуацию комментирует автоюрист:
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Скорая помощь: штрафы для тех, кто не пропускает карету и мешает работе врача
Рабочим местом медицинского персонала является салон санитарного автомобиля.
3. Медицинский персонал выездной бригады СПб ГУЗ ГССМП обязан:
3.1. Прибыть на работу заблаговременно, к началу рабочей смены быть готовым незамедлительно выехать на вызов.
3.2. До начала рабочей смены проверить и получить под роспись в журналах учета медицинскую сумку, укладку с наркотическими препаратами и табельное имущество.
3.3. Провести осмотр водителя до начала дежурства (если эта обязанность не возложена на фельдшера по приему и передаче вызовов подстанции) с регистрацией результатов осмотра в специальном журнале. В случае обнаружения у водителя признаков болезненного состояния, признаков алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, медицинский персонал обязан доложить о случившемся дежурному диспетчеру, заведующему подстанцией и старшему дежурному врачу оперативного отдела центральной подстанции. В дальнейшем действовать согласно полученным от них указаниям.
3.4. Доложить диспетчеру о готовности к работе. При подаче санитарного автомобиля, не оборудованного и не оформленного согласно договору с автобазой: с неисправным спидометром, дверными замками, отоплением, средствами радиосвязи и другими дефектами (в том числе, в неудовлетворительном санитарном состоянии), старший по бригаде докладывает диспетчеру и заведующему подстанцией для решения вопроса о возможности эксплуатации этого санитарного автомобиля.
3.5. Убедиться в исправности средств радиосвязи путем дачи контрольного сигнала диспетчеру центральной подстанции, информировать диспетчера подстанции о работоспособности радиостанций и сделать отметку в специальном журнале.
3.6. При начале выполнения неотложного служебного задания (следование на вызов, доставка больного или пострадавшего в лечебное учреждение) в течение одной минуты занять места в автомашине, пристегнуться ремнями безопасности и включить средства радиосвязи.
3.7. Немедленно доложить диспетчеру для передачи задания другой бригаде в случае невозможности выезда (неисправность автомашины, отсутствие членов бригады, водителя и т.п.).
3.8. При следовании на вызов находиться в кабине автомашины и помогать водителю в поиске наиболее короткого пути к месту вызова.
3.9. В случае, когда несмотря на все предпринятые меры, проезд затруднен из-за пробок на дорогах, старший по бригаде обязан доложить старшему дежурному врачу о месте нахождения бригады и ситуации на дороге. Старший дежурный врач обязан обратиться к дежурной службе ГИБДД за помощью.
3.10. В случае отсутствия безопасного проезда к месту вызова, медперсонал обязан дойти пешком к больному или пострадавшему.
3.11. При доставке больного или пострадавшего в лечебное учреждение, независимо от состояния пациента, находиться в салоне рядом с ним.
3.12. Быть предельно внимательным к больным и окружающим их лицам, соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.
3.13. Решение вопроса о сопровождении больного (пострадавшего) его родственником или знакомым принимает старший по бригаде медицинский работник. Число сопровождающих лиц определяется в зависимости от времени суток, других объективных причин, но оно не должно быть больше количества мест, предусмотренных конструкцией автомобиля.
3.14. Дать указания водителю остановиться у места происшествия для оказания помощи при встрече с несчастным случаем (внезапным заболеванием) на улице в момент выполнения неотложного служебного задания или возвращения на подстанцию. Старший по бригаде обязан доложить диспетчеру отдела направления центральной подстанции об обстановке в пути следования и согласовать с ним свои последующие действия.
Выездному медицинскому персоналу категорически запрещается отвлекать водителя от управления автомобилем, требовать от него в категоричной форме увеличения скорости движения и других действий, противоречащих ПДД РФ.
Рабочим местом водителя является кабина санитарного автомобиля.
4. Водитель, работающий на автомашине, арендуемой СПб ГУЗ ГССМП, обязан:
4.1. Прибыть к месту работы на технически исправном, заправленном топливом автомобиле и с удовлетворительным санитарным состоянием автомобиля.
4.2. До начала дежурства сделать у диспетчера подстанции отметку о времени прибытия, показании спидометра.
4.3. В процессе работы подчиняться старшему по бригаде медицинскому работнику.
4.4. В случае, если санитарный автомобиль попадает в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), действовать в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации (ПДД) (оказывать помощь пострадавшему, вызвать ГИБДД, службу безопасности движения и т.д.).
4.5. Содержать автомобиль в технически исправном состоянии и не реже 1 раза в сутки производить уборку салона и мойку автомобиля (в месте, определенном руководством подстанции).
4.6. Строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные для сотрудников подстанции, выполнять указания и распоряжения администрации подстанции и дежурного ответственного врача.
4.7. При выполнении неотложного служебного задания (следование на вызов, доставка больного или пострадавшего в лечебное учреждение):
— включать проблесковые маячки и сирену и действовать в соответствии с п.3.1 ПДД РФ;
— доставить бригаду максимально близко к месту вызова;
— в случае необходимости оказывать помощь медицинскому персоналу в организации переноски носилочных больных;
— осуществлять погрузку и выгрузку носилок, контролировать надежность их закрепления и нормальное закрытие дверей перед началом движения.
4.8. В случае невозможности выезда с территории подстанции или продолжать движение при выполнении задания из-за неисправности автомашины водитель (по др. причинам) немедленно информировать об этом дежурного диспетчера подстанции (старшего бригады), сообщить им причину неисправности, примерные сроки их устранения на месте, а при невозможности устранения на месте следовать указаниям руководства автобазы.
4.9. Заправку автомашины топливом в процессе несения дежурства производить только с разрешения диспетчера отдела направления центральной подстанции, преимущественно в ночное время.
4.10. Быть предельно внимательным к медицинскому персоналу, больным и окружающим их лицам, иметь опрятный внешний вид, бережно относиться к санитарному автомобилю и имуществу СПб ГУЗ ГССМП.
Водителям санитарного автотранспорта категорически запрещается мешать медицинскому персоналу выполнять их обязанности и влиять на принятие тактических решений.
5. Настоящие Правила обязательны для выполнения всем выездным персоналом бригады скорой помощи (врач, фельдшер, медицинская сестра, акушерка, санитар, водитель).
6. В случае невыполнения либо нарушения настоящих Правил выездной персонал бригады скорой помощи несет дисциплинарную и материальную ответственность.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника
МОП ГУВД по СПб и ЛО
начальник Управления
ГИБДД по СПб и ЛО генерал-майор милиции
Бугров С.И.
Официальный
электронный текст ИПС «Кодекс»
Текст документа сверен по:
рассылка
Проблема непропуска скорой помощи в России стоит довольно остро, этим и были вызваны поправки в закон. В то же время ведутся ожесточенные дискуссии вокруг нововведений, юристы требует конкретики, которой не хватает в некоторых моментах.
В любом случае, каждый водитель должен знать, что ему грозит в случае игнорирования сигналов скорой, и как правильно вести себя в подобной ситуации. Это поможет избежать последствий и, возможно, сохранит жизнь человеку.
Автокредитование
Все о ОСАГО
Все о КАСКО
Автострахование
Налоги на авто
ДТП — что делать?
Все о каршеринге
Штрафы
Регистрационные действия
Общение с ГИБДД
В помощь водителям
Рассчитать транспортный налог
Рассчитать ОСАГО
Рассчитать КАСКО
Рассчитать автокредит
Рассчитать расхода топлива
Калькулятор растаможки авто
Каждый водитель должен знать, что обязанность уступить дорогу автотранспорту с включённым специальным сигналом возникает, если одновременно включены звуковой и цветовой сигналы (сирена и маячок синий или сине-красный). Также на автомобилях, имеющих право использовать сирену и маячок, обычно нанесены графические надписи о ведомственной принадлежности (пожарная, МЧС, медицинская, полицейская служба). Данное требование применяется и в отношении кареты скорой помощи. Если мигалка и сирена установлена на гражданский автомобиль, имеющий право их использования, то водители сторонних автомашин также должны пропустить его. А штрафные санкции за непропуск машины с сиреной и мигалкой, но без графики на кузове, остались на прежнем уровне (500 рублей).
VIDEO
С августа 2019 года зона ответственности автоводителей за непропуск скорой помощи значительно расширилась. Теперь, согласно нововведениям, каждый водитель, не пропустивший карету медицинской помощи, рискует быть привлечённым к административной ответственности , которая выросла в 10 раз по сравнению с предыдущими периодами. А также он рискует лишиться водительских прав на срок до 12 месяцев (ранее от 1 до 3 месяцев). Кроме того, серьёзным дополнением к «административке» стала уголовная ответственность . Причиной может являться следующая цепочка событий: водитель не пропустил машину скорой помощи, а по причине задержки в пути скорой пациент скончался или получил вред здоровью. Однако именно санкции уголовной ответственности вызывают больше всего вопросов. Давайте подробнее их рассмотрим.
Штраф за непропуск скорой помощи 2019 году вырос в 10 раз по сравнению с предыдущими периодами . С 6 августа текущего года денежное административное наказание за непропуск кареты медицинской помощи может составлять от 3 000 до 5 000 рублей . Альтернативой данной санкции может стать лишение водительских прав на срок от 3 до 12 месяцев (на усмотрение судьи, в зависимости от обстоятельств дела).
Если водитель не предоставил право приоритетного проезда скорой, и это действие интерпретируется как воспрепятствование работе медиков, что привело к тяжкому вреду здоровья пациента, то может быть назначен штраф. Его размер может достигать 80 тысяч рублей (не более) или в размере заработка (дохода) осужденного в период до ½ года.
Парадокс нового закона: не пропустил карету — получишь, в лучшем случае, штраф за непредоставление права приоритетного проезда, а то и реальный тюремный срок , а если пропустил – получишь штраф за нарушение ПДД. Интернет пестрит постами водителей, которые пропустили скорую помощь, нарушив правила ПДД и получили штраф с камер видеофиксации. Кстати, в большинстве случаев можно доказать свою невиновность , если на фотографии будет запечатлена автомашина медиков. Нужно написать жалобу в ГИБДД (письменно, отправить по почте или отнести лично, или в электронном виде, через официальный интернет-ресур). В жалобе нужно изложить суть: действовал в условиях крайней необходимости, согласно п. 3.2. ПДД , уступал дорогу скорой помощи, спешащей на вызов. Как правило, данные штрафы отменяют. Как вариант, можно привлечь внимание ГИБДД через социальные сети, как это сделал один житель Тольятти .
В отношении нововведений уголовного характера нельзя ответить на вопрос об обжаловании наказания. Судебная практика не накоплена. Если вас обвинили в причинении вреда или смерти пациента скорой помощи, как следствия непропуска машины медиков, то сразу же нужно нанять опытного юриста для отстаивания своих гражданских прав. Это особенно актуально пока нет аналогичной судебной практики.
Штраф за непропуск скорой помощи в 2020 году
Приоритет движения для машин, на которых установлены спецсигналы, включая скорую, прописан в пункте 3.1 действующий правил движения.
Чтобы спецмашина получила преимущество, она обязана сначала включить соответствующий маячок установленного синего цвета, а также активировать звуковой сигнал. Воспользоваться полагающимся приоритетом можно лишь в ситуации, когда водитель скорой убедился в том, что ему уступили дорогу.
Важно учитывать, что для получения приоритета требуется соблюдать одновременно два условия. А именно включённый световой маячок и звуковой спецсигнал. Если скорая просто сигналит с помощью обычного клаксона, это не накладывает на других водителей предоставлять преимущество.
Порядок, согласно которому автомобилист должен уступить дорогу специальной машине, то есть скорой помощи в рассматриваемой ситуации, прописан в пункте 3.2 ПДД. Когда ТС с маячком и звуковым сигналом приближается, другие водители обязуются уступить дорогу и предоставить преимущество.
Действующие правила фактически основаны на терминах, утверждённых ПДД, касающихся преимущества и понятия уступить дорогу.
Преимуществом или приоритетом называют право, обеспечивающее первоочередное движение по намеченному направлению перед другими автомобилистами и участниками дорожного движения;
Уступить дорогу или же не создавать помехи определяют как требование. Согласно ему, участники движения не должны продолжать, возобновлять или начинать двигаться и осуществлять какие-либо манёвры, если эти действия заставят машину с приоритетом (преимуществом) поменять собственное направление или же скорость.
По действующим законам, опираясь на термины ПДД, водитель обязан действовать именно таким образом. Представленная терминология актуальна при пересечении перекрёстков, поворотах, перестроениях и прочих манёврах. Но в правилах не рассматривается отдельный случай, где речь идёт о приближении сзади машин, оснащённых спецсигналами.
Теперь стоит затронуть тему штрафов за непропуск скорой помощи. Соответствующие штрафные санкции регламентируются КоАП. За штраф, связанный с невыполнением требований уступить дорогу, отвечает статья 12.17 часть 3.
Важно учесть одну ключевую деталь. Наказание за то, что водитель не пропустил спецмашину, то есть скорую помощь, возможно только при непредоставлении преимущества. Если водители пропускают карету скорой, но не обеспечивают беспрепятственное движение, за это штраф никто не выпишет. В законе нет таких норм. А если нет правил и требований, но и штрафных санкций существовать не может.
В настоящее время существует два варианта административных наказаний за то, что автомобилист не уступил дорогу карете скорой помощи. Не уступивший в такой ситуации водитель может получить штраф. Какой именно, зависит от конкретного случая.
Если водитель ТС не уступает машине, оснащённой спецсигналами (синий маячок и звуковая сирена), а также имеющей специальную графическую схему скорой помощи, и сами сигналы включены, тогда штраф составит 500 рублей.
Вторая ситуация распространяется на машины со спецсигналами, но без графических схем. Это касается автомобилей депутатов, спецслужб и пр. Тут размер штрафа будет варьироваться от 100 до 300 рублей.
В законе не установлены какие-либо временные рамки, согласно которым водитель обязуется в течение определённого времени выполнить все условия, уступив дорогу.
Есть ситуации, когда водителя ждёт не просто денежный штраф, но также и лишение прав. Максимальный срок изъятия водительского удостоверения составляет 3 месяца.
Уже достаточно давно правительство рассматривает вопрос о необходимости повышения штрафов и наказаний для тех, кто не уступает скорой помощи, а также иным видам спецтранспорта. Они считают, что 300-500 рублей это слишком мало, и водители попросту не бояться нарушать, понимая, в какую сумму им обойдётся штраф.
В июле 2019 года были приняты поправки в Административный и Уголовный кодекс. Они касаются именно ужесточения наказаний всем тех, кто не позволяет врачам оказать медицинскую помощь пострадавшим и больным.
Поправки были приняты во втором чтении. Согласно им, в УК должна появиться новая статья под пунктом 124.1. В ней речь идёт о воспрепятствовании законной деятельности медработников. К числу тех, кто будет подвержен серьёзному наказанию, отнесли водителей, не дающих скорой проехать в узких дворах. Отказавшись пропускать спецмашину, придётся заплатить денежный штраф в размере до 80 тысяч рублей. А также есть риск оказаться в тюрьме сроком на 2 года. Это возможно при условии, что его действия повлекут за собой тяжкий ущерб здоровью человека, к которому скорая не успела вовремя доехать. Если пациент умрёт, срок увеличится до 4 лет.
Блокировка скорой помощи: штраф или срок?
Следование через пробку за специализированным транспортом – не лучшая идея. Если ваш маневр увидят инспекторы ДПС, они обязательно остановят вас, чтобы разобраться в ситуации. Вам придется долго и упорно доказывать, что вы не нарушили закон. Поэтому либо выезжайте из дома с таким расчетом, чтобы в запасе у вас было дополнительное время, либо ищите объездной путь, который не противоречит ПДД.
Некоторые водители, увидев машину, едущую за каретой скорой помощи, пытаются преградить ей путь либо прижать ее с бока, чтобы «восстановить справедливость». Делать этого нельзя по нескольким причинам. Во-первых, подобными действиями вы создадите потенциально аварийную ситуацию. Во-вторых, в автомобиле могут оказаться, например, родственники умирающего человека либо врач, которого вызвали для проведения срочной операции.
Вариантов здесь может быть множество. Поэтому разумнее просто дать транспортным средствам беспрепятственно проехать. Ну а если водитель гражданской машины, пристроившийся сзади скорой помощи, на ваших глазах грубо нарушил ПДД, просто зафиксируйте его проступок на видеорегистратор и сообщите о случившемся в полицию.
Получение приоритета в движении автомобиля скорой помощи, а также других автомобилей, оборудованных синими спецсигналами описан в пункте 3.1 Правил дорожного движения.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал . Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
Обратите внимание, для получения приоритета должны быть выполнены оба описанных условия. Звуковой сигнал должен быть специальным. Если автомобиль скорой помощи подает обычный монотонный сигнал преимущества в движении он не имеет.
Порядок предоставления приоритета для скорой описан в пункте 3.2 Правил.
При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
Требования обеспечения свободного проезда автомобилей скорой помощи изложены в рамках определенных Правилами терминов «Преимущество» и «Уступить дорогу».
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
То есть, водитель должен действовать только так и никак иначе. Применение этих терминов обосновано при пересечении траекторий, на перекрестках, при поворотах, перестроении и прочим маневрах. Но Правилами никак не выделен случай приближения автомобиля со спецсигналами сзади. А это наиболее частый случай, особенно при движении через пробку.
Первая медицинская помощь при ДТП
В статье сделан акцент на автомобили скорой помощи, так как в 2017 широкую огласку получили случаи именно с транспортом этой службы. Все описанное выше также распространяется и на другие автомобили спецслужб — (полиция, пожарные, мчс и прочие.)
Из последних новостей по данным РБК — есть заявление Министра здравоохранения России, о подготовке их ведомством законопроекта об установлении штрафа в размере 30000 рублей.
В Государственной Думе после 14 апреля 2017 года будет рассмотрен законопроект № 88389-7, где за непропуск автомобилей без цветографических схем штраф устанавливается от 500 до 1500 рублей, со схемами штраф 1500 рублей или лишение прав на срок от 6 месяцев до 1 года.
Цены
Характеристики
Тест-драйв
Полный привод
Багажник
Фото
Видео обзор
Новости
Седан Lada Vesta Cross
Цены
Характеристики
Тест-драйв
Багажник
Фото
Видео обзор
Дата выхода
Новости
Требования обеспечения свободного проезда автомобилей скорой помощи изложены в рамках определенных Правилами терминов “Преимущество” и “Уступить дорогу”.
“Преимущество (приоритет)” – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
То есть, водитель должен действовать только так и никак иначе. Применение этих терминов обосновано при пересечении траекторий, на перекрестках, при поворотах, перестроении и прочим маневрах. Но Правилами никак не выделен случай приближения автомобиля со спецсигналами сзади. А это наиболее частый случай, особенно при движении через пробку.
Водители, в случае приближении скорой помощи сзади должны также выполнять требование “уступить дорогу”, а именно не должны продолжать движение и маневрировать, нажать на тормоз и остановиться.
Правилами дорожного движения установлен прямой запрет дальнейшего движения и маневрирования. С другой стороны водителям предъявляется неопределенное требование беспрепятственного проезда. Водитель де-юре выполняя требование уступить дорогу, понимает, что обеспечивает беспрепятственный проезд. Именно для этого оно и предъявляется:
…уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда.
Вариантов для рассуждений нет. Требование “Уступить дорогу” определено. Как его выполнение произойдет на практике всем понятно. Скорая помощь не сможет проехать.
На практике же никто и никогда не будет обвинять водителя и штрафовать за непропуск Скорой помощи, если водитель сманеврирует, де-юре, нарушая ПДД и наоборот могут наложить штраф, если водитель полностью выполнит требования Правил и остановится.
В случае со скорой помощью и другими автомобилями спецслужб безусловно нужно понимать такую неоднозначность в ПДД и по возможности обеспечить проезд.
Не так давно в закон о непропуске скорой помощи внесен ряд поправок, и если раньше несущественность наказания влекла за собой частые нарушения, то сегодня вряд ли кто-то рискнет сознательно препятствовать автомобилю со спецсигналами.
С текущего года за непропуск скорой помощи предусмотрено два вида ответственности, в зависимости от наступивших последствий:
Административная. Предусматривает два варианта наказания: денежный штраф от 3 до 5 тыс. рублей или лишение прав управления на срок от 3 мес. до 1 года (ст. 12.17 КоАП). Подобные меры применимы, если деяние не повлияло существенно на здоровье пациента. Для сравнения: ранее за подобный проступок предполагался штраф в 500 руб. и лишение права управления ТС максимум на 3 мес.
Уголовная. Здесь серьезность наказания зависит от степени вреда, причиненного пациенту из-за действий водителя, не уступившего дорогу скорой:
принудительные работы, ограничение свободы до 2 лет или денежный штраф до 80 тыс. рублей, если причинен серьезный вред здоровью,
ограничение свободы до 4 лет, если из-за халатных действий автомобилиста больной скончался.
Подобные поправки в закон были вызваны несколькими громкими случаями, когда из-за действий автовладельцев в каретах медицинских автомобилей скончались пациенты, не успевшие вовремя попасть в больницу.
Юристы считают, что закон несколько недоработан, ведь в случае смерти пациента довольно сложно сказать, что именно послужило тому причиной – действия водителя или некомпетентность врачебной бригады. Скорее всего, в него еще будут внесены некоторые изменения.
Первая медицинская помощь при ДТП. Билеты.
К наиболее типичным ситуациям, когда возникает необходимость уступить дорогу спецмашине, можно отнести:
пересечение перекрёстка;
выезд спецтранспорта на полосу, по которой движется автомобиль гражданина;
выполнение поворота машиной с мигалкой.
Если в одной из этих ситуаций (или в подобной) водитель не пропустил спецтранспорт, он может быть оштрафован на:
500 рублей, если спецмашина имеет цветографическую схему на кузове;
100-300 рублей, если цветографическая схема на кузове автомобиля отсутствует (например, на машинах силовиков и госслужащих).
Следует сказать, что вопросы, связанные с предоставлением дороги спецтранспорту, относятся к числу наиболее спорных и неоднозначных, когда в ходе судебного расследования перевес может оказаться в руках более опытного юриста, представляющего интересы одной из сторон.
В некоторых случаях, когда, например, водитель демонстративно отказался уступить дорогу автомобилю с включенным спецсигналом, последствия могут быть более серьезными. Если при этом нарушитель был остановлен инспектором ГИБДД, наказание может заключаться в лишении водительского удостоверения на три месяца. Кроме того, в этом случае водитель лишен возможности обжаловать постановление о штрафе.
Если, пропуская машину со спецсигналом, автомобиль нанес повреждения другим участникам дорожного движения, это тоже может быть поводом для применения штрафных санкций. Наиболее грубое нарушение инкриминируется лицам, которые не уступили дорогу спецмашине, находясь при этом в нетрезвом состоянии: в этом случае с правами можно распрощаться на срок от 1 года до 3 лет.
Обжалование постановления о штрафе происходит в установленном порядке: водитель, не согласный с решением ГИБДД, в 10-дневный срок направляет жалобу в вышестоящий орган автоинспекции или в районный суд по месту происшествия. Результат рассмотрения жалобы в ГИБДД становится известным через 10 дней, судебное решение можно узнать через 2 месяца.
Согласно понятию, закрепленному в ПДД, непропуск автомобиля медицинской службы – это любые действия сторонних водителей, мешающие беспрепятственному движению кареты скорой помощи с включенным звуковым и световым сигналом.
Выполнение требований закона сопряжено с некоторыми трудностями:
Создание трудностей другим участникам движения. Водитель, досконально следующий букве закона, при приближении кареты скорой помощи должен в буквальном смысле остановиться. Это правило действует, если автомобиль со спецсигналом приблизился к другому транспортному средству на перекрестке, при красном сигнале светофора. В иных случаях, когда скорая помощь приближается сзади, выполнить подобные требования затруднительно, а иногда просто невозможно.
Нарушение других правил ПДД. Водитель, не желая препятствовать проезду автомобиля медпомощи, не должен при этом нарушать иные правила ПДД. В суматохе бывает сложно соблюсти все и сразу. Избегая большого штрафа, можно запросто нарваться на такие неприятности, как выезд за стоп-линию, разделительную полосу, превышение скорости. Подобные действия невозможно обжаловать, ссылаясь на желание пропустить скорую помощь. Придется понести наказание, потому что пропускать автомобиль со спецсигналами можно лишь законными способами.
Требования обеспечения свободного проезда автомобилей скорой помощи изложены в рамках определенных Правилами терминов “Преимущество” и “Уступить дорогу”.
“Преимущество (приоритет)” – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
То есть, водитель должен действовать только так и никак иначе. Применение этих терминов обосновано при пересечении траекторий, на перекрестках, при поворотах, перестроении и прочим маневрах. Но Правилами никак не выделен случай приближения автомобиля со спецсигналами сзади. А это наиболее частый случай, особенно при движении через пробку.
Водители, в случае приближении скорой помощи сзади должны также выполнять требование “уступить дорогу”, а именно не должны продолжать движение и маневрировать, нажать на тормоз и остановиться.
Правилами дорожного движения установлен прямой запрет дальнейшего движения и маневрирования. С другой стороны водителям предъявляется неопределенное требование беспрепятственного проезда. Водитель де-юре выполняя требование уступить дорогу, понимает, что обеспечивает беспрепятственный проезд. Именно для этого оно и предъявляется:
…уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда.
Вариантов для рассуждений нет. Требование “Уступить дорогу” определено. Как его выполнение произойдет на практике всем понятно. Скорая помощь не сможет проехать.
На практике же никто и никогда не будет обвинять водителя и штрафовать за непропуск Скорой помощи, если водитель сманеврирует, де-юре, нарушая ПДД и наоборот могут наложить штраф, если водитель полностью выполнит требования Правил и остановится.
В случае со скорой помощью и другими автомобилями спецслужб безусловно нужно понимать такую неоднозначность в ПДД и по возможности обеспечить проезд.
Небольшой отступ от темы. С другой стороны, если это грубо говоря “черный мерседес” с мигалками неизвестного происхождения и “крякалкой”, но огромным административным ресурсом, можно просто остановиться в полосе и не трогаться с места, полностью выполнив требования. Однако “игру” придется продолжать до конца. Возобновлять и продолжать движение запрещено, и нарушение этого запрета грозит штрафом, правда значительно меньшим.
Посмотрите видео с проездом скорой помощи, в Южной Корее. Водители моментально освободили проезд в пробке в тесном тоннеле.
Такие действия нарушают Правила дорожного движения РФ.
Следующее видео послужило поводом для обсуждения ужесточения ответственности при непредоставлении преимущества скорой помощи, однако по ПДД РФ нарушения водителя – нет. Он стоит на месте и не продолжает движение, строго следуя правилам и выполняя требование “Уступить дорогу”. Сюжет телеканала Рен-ТВ.
Будем надеяться, что такая неоднозначность в Правилах будет устранена, в свете грядущих увеличений штрафов за непропуск скорой помощи.
Скорая помощь, спешащая на срочный вызов, может, согласно закону, нарушать некоторые ПДД. Например, ехать на красный сигнал светофора, игнорировать наличие пешеходов. Все это сходит водителю спецавтомобиля с рук, если он движется с включенными одновременно звуковым и световым сигналом. В противном случае скорая – обычный участник дорожного движения и подчиняется всем действующим ограничениям.
Водитель скорой помощи должен четко осознавать, когда у него возникают права преимущественного движения и что является недопустимым:
Скорая получает право преимущественного проезда, если спешит на срочный вызов или везет в больницу пациента, находящегося в критическом состоянии.
Воспользоваться преимуществом скорая помощь может, как только водитель убедится, что ему уступают дорогу. Создание аварийных ситуаций недопустимо.
Скорая помощь может игнорировать сигнал светофора, но не регулировщика.
Водитель скорой помощи должен непременно включить оба сигнала, чтобы отступить от общепринятых правил ПДД. Если это условие не соблюдено, он считается нарушителем, ему будет выписан штраф.
Во избежание путаницы, когда нужно пропустить автомобиль со спецсигналом, законодатели сформировали список конкретных машин, без пропуска которых не обойтись:
скорая помощь;
пожарная, МЧС;
полиция, патруль;
ГИБДД;
автомобили, которые используются в государственных структурах.
Спецсигналами оснащены также другие транспортные средства, например, транспорт, фигурирующий при ремонте дорог и перевозке опасных и крупногабаритных грузов. Но такие автомобили не всегда имеют привилегии перед другими участниками дорожного движения.
Предоставление преимущества на дороге медицинской скорой помощи способно решить судьбу спасения пациента либо пострадавшего. Согласно пункту 1.2 ПДД, преимущество на дороге или приоритет — возможность передвигаться по проезжей части, уклоняясь от выполнения некоторых правил дорожного движения.
К таковым правилам относятся:
Убедившись в важности предоставления места «скорой помощи» на дороге, пПункт 1.2 правил дорожного движения дает определение: уступить дорогу – значит предоставить свободное движение служебному автомобилю («скорой помощи»):
замедлить скорость транспортного средства/вовсе прекратить движение;
запрещается возобновлять движение (водитель стоит или собирается тронуться с места стоянки);
лишь возможность освободить путь проезжающей «скорой помощи» разрешает автовладельцам маневрировать.
При встрече со служебным автомобилем на перекрестке преимуществом движения также обладает «скорая помощь» с условием включенных мигалок.
Уклонение от требования уступить дорогу «скорой помощи» водителем может обернуться привлечением к административной ответственности. Размер штрафа за непредоставление дороги для проезда скорой помощи составляет пятьсот рублей.
То же касается случая с остальными служебными автомобилями, имеющими специальные сигналы (пожарная машина, полицейская). Специальные цветографические схемы кузова служебной машины являются необязательным условием для предоставления преимущества на дороге. В случае с автомобилями без специальных цветографических схем (автомобили госслужащих, пр.), назначается штраф 100 — 300 рублей. В ранее рассматриваемом государством законопроекте штрафы могли бы ужесточиться до 1500 – 30 000 рублей.
Для нарушителей существует другая мера наказания: помимо штрафов уполномоченные сотрудники порядка вправе назначить лишение прав управления автомобилем сроком до трех месяцев, а ранее упомянутый ужесточенный законопроект требовал срок 6 – 12 месяцев. Рассматриваемый законопроект в силу не вступил, однако стоит понимать — с нынешними условиями наказания водителям необходимо вести себя внимательно на дороге.
Напрасно считать, будто нарушения останутся незамеченными. Для водителя штраф либо недолгое лишение водительских прав может показаться временной трудностью, однако для пострадавшего поступок автовладельца способен обернуться огромной проблемой. На практике представлено множество ярких примеров игнорирования прав «скорой», обернувшихся гибелью нуждающегося в помощи человека ввиду колоссальной потери времени. Нравственное, правильно установленное поведение автовладельцев влияет на человеческие жизни, чистоту совести народа.
Скорая помощь – машина со специальным сигналом. У нее есть преимущества. Ее нужно пропускать. Водитель, который этого не сделал, мог получить административный, то есть денежный штраф. Сумма была невелика – всего 500 рублей.
В случае с медицинскими работниками дела вообще обстояли плачевно: не было никакой конкретной статьи за, например, избиение фельдшера, который приехал на вызов. Или если пьяный человек непонятно зачем встал на пути у кареты скорой помощи и не пропускает ее. Часто такие люди избегали наказания. Но теперь все иначе.
помощи «Скорой помощи» относятся к категории средств транспортных, водители которых имеют право на специальных использование сигналов, дающих им преимущество при дороге на движении. Такая возможность предусмотрена разделом 3 Правил действующих дорожного движения.
При этом, для, однако получения преимущества на дороге водитель «помощи Скорой» должен включить имеющийся у него маячок проблесковый синего цвета и звуковой сигнал, простонародье в который часто именуют сиреной. В этом водитель случае имеет право не соблюдать правила движения дорожного.
Вместе с тем, даже в такой для ситуации водителя «Скорой помощи» существует ограничений ряд. Во-первых, безусловно, использование специальных отступление и сигналов от действующих правил дорожного движения быть должно обусловлено острой необходимостью, например, машина когда торопится на вызов к тяжелому больному. Во-отступать, вторых от правил водитель может только в случае том, если он предварительно убедился, что участники остальные движения уступают ему дорогу, и он не аварийной создает ситуации. Наконец, некоторые требования например, правил, сигналы регулировщика, являются обязательными к даже соблюдению для «Скорой помощи» со включенным маячком проблесковым и звуковым сигналом.
В этой ситуации возникает закономерный вопрос о регламентировании в ПДД поведения автомобилей скорой, пожарных, полиции и службы газа. На сегодняшний день в правилах полномочия такого спецтранспорта сформулированы крайне нечетко, что приводит к подобным юридическим казусам.
«Водители спецтранспорта, которые находятся на задании, с включенными маячками, выполняют, например, доставку человека в больницу, едут на пожар, они имеют право в некоторой степени нарушать ПДД, но комплексы фото- и видеофиксации об этом не знают и формируют административные штрафы», — пояснил «Известиям» председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, член фракции ЛДПР Ярослав Нилов. Он отметил, что законопроект не касается мигалок на машинах депутатов.
По закону, водители спецтранспорта с включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом имеют право на отступления от правил дорожного движения, если выполняют неотложное служебное задание. Они могут отступать от требований по соблюдению отдельных правил дорожного движения. Проезжать светофор на красный, выезжать на встречку, превышать разрешенную скорость и нарушать правила остановки-стоянки. При условии, что будет обеспечена безопасность движения.
Однако отступления от ПДД спецтранспорта, за исключением машин ГИБДД, фиксируются камерами. Согласно ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ, такие штрафы должны оплачивать собственники транспортного средства. Однако согласно ч. 2 ст. 130 ГК РФ действия работника, которые привели к штрафу, рассматриваются как причинение прямого действительного ущерба. Поэтому руководство вполне имеет право возложить на него полную материальную ответственность (ст. 243 ТК РФ). Часто эти штрафы оплачивает водитель машины, нарушивший правила «из-за служебной необходимости».
В 2018 году водителя скорой оштрафовали за парковку у дома больного на 300 тыс. рублей. В ожидании врачей, отправившихся на вызов, он поставил карету скорой помощи на тротуар, заехав двумя колесами на газон, — двор и обочина были заняты.
Неизвестный прохожий отправил фото нарушения в МАДИ. Ведомство отправило штраф автокомбинату, однако генеральный директор перенаправил его подчиненному.
В Госдуме отреагировали на случай с таким большим штрафом. Инициатором стал зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Бидонько. Законопроект предполагал снятие ответственности в случае неумышленного нарушения ПДД с водителей скорых и других экстренных служб, а также с юридических лиц, владеющих этими машинами. Однако тогда процесс застопорился.
Что нужно знать о пропуске скорой помощи и какое наказание грозит за непропуск
Однако не всё так однозначно, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Он вспомнил случаи, когда крупные бизнесмены просто покупали себе обслуживание с помощью карет скорой помощи.
«На этих скорых с проблесковыми маячками бизнесмены ездят по своим делам в течение дня. Это есть, и это, видимо, будет. Но это другой разговор — нужно бороться с неправомерным использованием подобного транспорта для бизнесовых целей. Это касается и скорой помощи, и газовых служб и пр. Для меня главное — отделить именно эти машины от тех, кто пользуется этими машинами в личных целях, — поделился своим мнением с «Известиями» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Инна, которую мы пригласили для участия в выпуске «Разборов…», работала санитаром, фельдшером скорой, теперь она — анестезиолог-реаниматолог в одной из минских больниц. Вспоминает несколько курьезных случаев, когда взрослые люди набирают 103 по пустяковым случаям — из-за небольшого пореза или температуры в 37,5. Но сразу оговаривается: это скорее исключение.
— Насколько врачам важна скорость? Некоторые считают, что иногда спецсигналы включают просто так, чтобы воспользоваться преимуществом при движении, — озвучиваем типичное мнение.
— Есть протокол оказания медпомощи. В нем обозначены временные рамки, — объясняет Инна. — Например, человек, у которого развился острый инфаркт миокарда, в течение 90 минут после первичного контакта с врачами скорой должен быть доставлен в больницу, где необходимо выполнить коронарографию (самый точный способ диагностировать ишемическую болезнь сердца).
— Для Минска полтора часа — это довольно много, — подключается к разговору Юрий Краснов.
— Да, но за это время надо провести ЭКГ и другие обследования, перенести пациента в машину скорой, обеспечить транспортировку в больницу и там передать врачам.
Медики подразделяют вызовы на линейные, срочные и экстренные. Поводом для последних может быть, например, падение с высоты, ДТП, суицид.
Как говорит Инна, при вызове люди редко используют медицинские термины. Странно, если бы оператору поступали четкие определения: «У пациента наблюдается аритмия, пульс пониженный, имеются признаки гипотермии». Обычно все ограничивается описательными формулировками: «лежит», «синий», «из уха идет кровь».
С обоснованностью применения спецсигналов все более-менее ясно. Но нас в большей степени интересует вопрос о реакции окружающих на спецавтомобиль, следующий с/на вызов.
— Часто пешеходы вообще не реагируют, — Инна признается, что обычно следила за обстановкой по пути на вызов, но при движении в обратную сторону внимание было сконцентрировано на пациенте. — Как шли, так и пошли. В лучшем случае кто-то в растерянности останавливается посреди дороги.
— Обычно люди смотрят под ноги и не наблюдают обстановку, — солидарен Юрий Краснов. — Услышав сирену, начинают искать глазами. Потом пытаются перебежать. Честно скажу, как человек, передвигавшийся на автомобиле со спецсигналами: даже не рассчитываешь, что будут уступать.
«А если в громкоговорящее устройство что-то скажешь, то сделают все с точностью до наоборот»
По совпадению на улицу выезжает скорая с включенными спецсигналами (рядом находится городская станция скорой помощи). Автомобилей немного, водители быстро реагируют, снижая скорость и принимая правее. Самый критичный момент — пересечение перекрестка на запрещающий сигнал. Правда, горит зеленая стрелка, и скорая легко минует узел.
Вернемся все же к вопросу нашей читательницы: как правильно уступать дорогу спецавтомобилю? В особенности когда ты в заторе, вокруг машины и тебе просто некуда податься.
— Как-то во время службы в ГАИ я двигался на автомобиле с включенными спецсигналами, — вспоминает Юрий Краснов. — Впереди оказалась учебная машина. Увидев наклейку «У», выключил сирену. Но курсантка все равно несколько раз заглохла. Тогда я в громкоговорящее устройство сказал: «Девушка, не волнуйтесь, аккуратно подведите сцепление и, не бросая педаль, нажмите на газ». И она поехала! А сидящий рядом инструктор не помог.
«К чему это я? Ах, ну да, вокруг много автомобилистов, которые не могут взять и просто начать маневрировать в стесненном пространстве»
Впрочем, есть ряд обстоятельств, которые изначально помогут не оказаться в сложном положении. Например, известно, что обычно водители спецавтомобилей ездят в крайней левой полосе. Это надо учитывать и понимать. В пробке не подъезжайте впритык к бамперу стоящей впереди машины, что позволит хоть чуть-чуть подвинуться, если потребуется.
— Первое, что я делаю, услышав сирену, — это выключаю музыку, — перечисляет ведущий рубрики. — Начинаю прислушиваться, оцениваю обстановку, снижаю скорость… Многие водители совершают ошибку, двигаясь в том же режиме. Это не позволяет в плотном потоке сместиться в сторону и уступить дорогу. А потом уже начинаются лихорадочные действия.
Иногда, впрочем, бывает, что водитель ровным счетом ничего не предпринимает, и это тоже плохо. Вот характерное видео, сделанное несколько лет назад на пр. Независимости в Минске. Позже в ГАИ сообщили, что за рулем Kia находилась женщина. Впоследствии она была привлечена к ответственности.
Похожие записи: