Возмещение ущерба с НДС при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба с НДС при ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Если автомобиль организации попал в ДТП

      Передача поврежденного автомобиля страховщику является для целей налогообложения реализацией. Учет дохода от реализации осуществляется исходя из стоимости годных остатков по данным оценки аварийного автомобиля, произведенной экспертом страховщика.

      Сумма страхового возмещения (без стоимости годных остатков), полученная организацией от страховой компании в результате наступления страхового случая, для целей налогообложения прибыли учитывается в составе внереализационных доходов.

      В налоговом учете остаточная стоимость автомобиля уменьшает доход от его реализации. Убыток, возникший при этом, учитывается при исчислении налогооблагаемой прибыли.

      Восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету при приобретении автомобиля, организация не обязана. Однако исключить риск возникновения налогового спора при следовании данной позиции мы не можем.

      Обоснование позиции:

      Налог на прибыль

      Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, которая определяется как разница между полученными ими доходами и величиной произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ). Соответственно, налоговой базой по налогу на прибыль для указанной категории налогоплательщиков признается денежное выражение прибыли, определяемой как разница между полученными ими доходами и произведенными расходами (п. 1 ст. 274 НК РФ).

      К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации, в частности, товаров, а также внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 249 НК РФ и ст. 250 НК РФ соответственно.

      Перечень внереализационных доходов, приведенный в ст. 250 НК РФ, не является закрытым. В целях исчисления налога на прибыль внереализационными доходами признаются все доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ и отвечающие определению дохода, данному в ст. 41 НК РФ.

      В настоящее время вопрос о порядке налогообложения (как и бухгалтерского учета операций) по выбытию автомобиля в связи с отказом от права собственности на него в пользу страховщика является предметом дискуссий. Это обусловлено неоднозначностью толкования законодательных норм, однозначного ответа на такие вопросы, как признается ли сделка по передаче поврежденного имущества реализацией и какой объект передается страховой компании — автомобиль или годные остатки (запчасти и металлолом), в настоящее время нет.

      Вместе с тем в случае передачи страховщику поврежденного автомобиля (годных остатков) для целей бухгалтерского учета и налогообложения представляется целесообразным разделить компенсацию, выплачиваемую страховщиком, на составляющие:

      — доход от реализации, равный стоимости годных остатков (стоимости поврежденного автомобиля);

      — доход, покрывающий ущерб, причиненный страхователю страховым случаем.

      Такое деление продиктовано наличием особенностей признания расходов (доходов) в целях налогообложения. Примером деления сумм возмещения служит постановление Девятого ААС от 01.08.2011 N 09АП-16300/11 (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 14.10.2011 N Ф05-10163/11 по делу N А40-10959/2011) (далее — Постановление). В рассмотренной в Постановлении ситуации суд исходит из предположения, что производится реализация поврежденного транспортного средства.

      При этом страхователь получает от страховщика, помимо прочего, доход от реализации поврежденного автомобиля. Соответственно, возникает объект налогообложения по НДС и налогу на прибыль. Этот доход определяется как разница между суммой, полученной от страховщика, и суммой фактического ущерба.

      1. Существует позиция, согласно которой всю сумму, получаемую организацией от страховой компании, необходимо учитывать в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ), а суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации списать в состав внереализационных расходов на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. Некоторые эксперты и аудиторы считают, что если автомобиль не подлежит восстановлению, то его стоимость надо списать в составе потерь от чрезвычайных ситуаций согласно пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ. Однако в общем случае ДТП к чрезвычайным ситуациям не относится. Поэтому признавать расходы по данному основанию некорректно. Мы считаем, что в данной ситуации, как уже было отмечено, возможно руководствоваться пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. Так, в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ в случае невозможности использования автомобиля после аварии для извлечения дохода расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация, единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией соответствующего акта о выполнении работ по ликвидации основного средства (письма Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592, от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27, от 08.04.2005 N 03-03-01-04/2/61, УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079009@, от 30.09.2010 N 16-15/102338@).

      При этом для обоснования расходов по списанию автомобиля в налоговом учете организации нужно иметь документы, подтверждающие непригодность автомобиля для получения доходов, которые являются также основаниями для списания автомобиля в бухгалтерском учете. То есть затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС следует признать в составе внереализационных расходов на дату составления акта о списании транспортного средства комиссией. Налогоплательщику нужно также в связи с этим оценить налоговые риски, связанные с признанием расходов на ликвидацию объекта основных средств необоснованными, наличием доказательств отсутствия возможности осуществить обычный ремонт автомобиля, а не его ликвидацию.

      Необходимо также учитывать при этом следующее. На основании абзаца первого п. 1 ст. 256 НК РФ налогоплательщик имеет право посредством амортизации погасить стоимость только тех объектов вложения капитальных расходов, которые используются им для извлечения дохода. Поэтому организация не вправе продолжать амортизировать транспортное средство до полного погашения его стоимости, если по нему уже принято решение о непригодности.

      Так, начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям (п. 5 ст. 259.1 НК РФ).

      Таким образом, при таком варианте учета доходов и расходов (после принятия организацией решения о невозможности использования автомобиля после ДТП для извлечения дохода (с учетом наличия документов-оснований)) организации следует прекратить начислять амортизацию с первого числа следующего месяца. В период до передачи автомобиля страховщику организация может также принять решение о консервации автомобиля на срок свыше трех месяцев и приостановить начисление амортизации в бухгалтерском учете (п. 23 ПБУ6/01 «Учет основных средств», п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н). В случае перевода автомобиля на консервацию объект также исключается из состава амортизируемого имущества в налоговом учете (п. 3 ст. 256 НК РФ). При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

      2. Согласно еще одной позиции организации необходимо внереализационными доходами признать, как и в первом варианте, только сумму страхового возмещения (без стоимости годных остатков). Но при этом списывается в состав внереализационных расходов остаточная стоимость автомобиля (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Одновременно приходуются и отражаются в составе материально-производственных запасов годные остатки (как детали и узлы бывшего автомобиля, полученные при его демонтаже) по текущей рыночной стоимости по цене, согласованной со страховщиком, в связи с этим в налоговом учете признается внереализационный доход (п. 13 ст. 250, п. 5 ст. 274 НК РФ).

      В соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, должны быть восстановлены к уплате в бюджет, в частности, дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе ОС, НМА, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за (за некоторым исключением, не имеющим отношение к данной ситуации) (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

      Перечень случаев восстановления вычетов по НДС, приведенный в п. 3 ст. 170 НК РФ, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Восстановлению по пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ подлежат в отношении основных средств суммы налога в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости основного средства без учета переоценок, в налоговом периоде, в котором основные средства были переданы или начали использоваться для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ (не облагаемых НДС) (абзацы второй, четвертый пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) (письма Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-11/61, от 29.01.2009 N 03-07-11/22, письмо ФНС России от 20.06.2006 N ШТ-6-03/614@). При этом суммы НДС, подлежащие восстановлению, могут быть учтены в составе расходов на основании ст. 264 НК РФ.

      Финансовое ведомство в своих многочисленных разъяснениях (письма Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-11/61, от 15.05.2008 N 03-07-11/194, от 01.11.2007 N 03-07-15/175) высказывало мнение, что суммы НДС по основным средствам, ликвидируемым до окончания срока амортизации (в том числе в связи с аварией), ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению.

      Однако в данном случае при утрате, гибели застрахованного имущества организация отказывается от своих прав на него в пользу страховщика для получения от него страховой выплаты в размере полной страховой суммы (п. 5 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

      То есть передача страховщику не подлежащего восстановлению транспортного средства является по своей сути возмездной передачей имущества и, следовательно, признается реализацией основного средства При осуществлении такой операции у организации возникает объект налогообложения НДС (п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 147 НК РФ).

      Как указал суд в приведенном выше Постановлении, поскольку продажа ранее приобретенного и использованного основного средства, в том числе на основании соглашения об отказе в праве собственности, являющимся в силу ст.ст. 431, 235, 236, 454 ГК РФ договором купли-продажи имущества, на территории Российской Федерации является в силу ст. 146 НК РФ реализацией, облагаемой НДС, то оснований при такой продаже восстанавливать ранее принятый в состав вычетов НДС при приобретении основных средств у налогоплательщика-продавца не имеется. На этом основании суд посчитал неправомерным решение налогового органа о восстановлении НДС, ранее принятого к вычету (пропорционально остаточной стоимости).

      С учетом изложенного, мы придерживаемся позиции, что восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету при приобретении автомобиля, организации не требуется. Однако исключить риск возникновения налогового спора при следовании данной позиции мы не можем.

      Ответ подготовил:

      Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

      Графкин Олег

      Ответ прошел контроль качества

      Для начала судебного разбирательства требуется составить и направить в суд исковое заявление. Документ подается по месту жительства истца. Иски на сумму в пределах 50 тыс. руб. рассматривает мировой судья, если речь идет о более серьезной сумме, необходимо обращаться в районный суд. Размер иска оказывает непосредственное влияние на величину госпошлины. Важно помнить, что моральный вред не оценивается в исковом заявлении, а определяется судом. Поэтому сумма госпошлины от него не зависит.

      Не менее важным юридическим нюансом становится возможность требования компенсации всех расходов, связанных с судебным разбирательством. Это в равной степени касается как оплату услуг юриста, так и перечисления госпошлины. Поэтому любые подобные выплаты следует документировать для последующего возмещения решением судьи.

      Судебное разбирательство по делам о возмещении ущерба с виновника ДТП происходит по стандартной процедуре. После принятия искового заявления к рассмотрению назначает заседание суда. На нем выслушиваются аргументы и доказательства каждой из сторон. Количество заседаний определяется непосредственно судьей. Главное, что требуется от истца – грамотно подготовить комплект исходных документов и аргументированно отстоять свою позицию в ходе заседания.

      Оптимальный вариант – приглашение квалифицированных юристов, обладающих как достаточным опытом, так и необходимыми профессиональными знаниями. При этом нужно понимать, что чем раньше происходит подключение к делу специалистов, тем выше вероятность выигрыша в суде.

      ДТП с участием транспорта организации

      Правильное оформление досудебной претензии и искового заявления в суд – это обязательные условия урегулирования проблемы на подходящих условиях. Оба документа составляются в произвольной форме, но должны соответствовать стандартным требованиям для обычного делопроизводства.

      Образец заполненной досудебной претензии доступен для скачивания по следующей ссылке.

      Ознакомиться с бланком искового заявления в суд можно здесь.

      Одной из обязанностей работника является бережное отношение к имуществу работодателя (ст. 21 ТК РФ). Если работник в результате виновного противоправного поведения причинит ущерб работодателю, а работодатель докажет факт и размер такого ущерба, работник понесет материальную ответственность (ст. 233 ТК РФ).

      В общем случае материальная ответственность работника ограничена его средним месячным заработком (ст. 241 ТК РФ), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.

      В ст. 243 ТК РФ поименованы случаи полной материальной ответственности, когда работник обязан возместить нанесенный ущерб в полном размере. К случаям полной материальной ответственности относится:

      • нанесение ущерба умышленно или в состоянии алкогольного опьянения;
      • недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
      • причинение ущерба в результате административного правонарушения, установленного соответствующим государственным органом.

      Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

      1. Если работник в результате виновного противоправного поведения причинит ущерб работодателю, а работодатель докажет факт и размер такого ущерба, работник понесет материальную ответственность.

      2. Договор о полной материальной ответственности можно заключить только с работником, достигшим 18 лет и обслуживающим материальные ценности.

      3. Суммы, полученные от работника в качестве возмещения убытков или ущерба, увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль у работодателя.

      4. Работодатель может простить работнику его нарушение и не требовать возместить сумму причиненного ущерба. Облагаемого НДФЛ дохода при этом у работника не возникает.

      5. Если лицо, нанесшее ущерб компании, остается неизвестным, то убытки могут уменьшить базу по налогу на прибыль организации.

      Договор о полной материальной ответственности можно заключить только с работником, достигшим 18 лет и обслуживающим материальные ценности.

      Есть категории работников, договор о полной материальной ответственности с которыми обязателен к заключению. Перечень должностей и работ с полной материальной ответственностью утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

      Если должность работника не входит в Перечень, работодатель имеет право взыскать ущерб только в размере среднего месячного заработка, даже если был заключен письменный договор о полной материальной ответственности (Определение Верховного суда РФ от 19.11.2009 № 18-В09-72).

      Суммы, полученные от работника в качестве возмещения убытков или ущерба, увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль у работодателя. Такие доходы (средства, удержанные из зарплаты сотрудника) являются внереализационными (п. 3 ст. 250 НК РФ).

      Если организация считает прибыль кассовым методом, то доходы определяются в момент возмещения работником нанесенного работодателю ущерба и в сумме удержаний из заработной платы (п. 2 ст. 273 НК РФ).

      При подсчете прибыли методом начисления доход определяется на дату признания ущерба работником.

      Обратите внимание! При выплате зарплаты общий размер удержаний из нее не может превышать 20%. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, размер удержаний может доходить до 50% заработной платы работника (ст. 138 ТК РФ). Нельзя полностью лишить работника зарплаты в счет погашения нанесенного им ущерба. Если возмещение ущерба производится в судебном порядке, то датой получения дохода является день вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Судебное решение вступает в законную силу через 10 дней после его вынесения, если не будет обжаловано сторонами (ст. 321 ГПК РФ).

      У упрощенцев сумма полученных в возмещение ущерба средств также увеличит налогооблагаемую базу. Учесть сумму возмещения ущерба от работника следует на дату поступления денежных средств на расчетный счет и (или) в кассу организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

      В ряде случае лицо, нанесшее ущерб компании, остается неизвестным. В таком случае убытки могут уменьшить базу по налогу на прибыль организации.

      Стоимость утраченного (похищенного, сломанного, поврежденного, уничтоженного) имущества может быть учтена в составе внереализационных расходов в полном объеме. Главное здесь – подтвердить факт отсутствия виновных лиц документом, выданным уполномоченным органом власти (письмо Минфина РФ от 06.10.2017 № 03-03-06/1/65418).

      Организации на УСН учитывают расходы в соответствии с перечнем из п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Расход в виде хищения имущества в списке не значится. Следовательно, расходы в виде хищений при определении налоговой базы по упрощенному налогу не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.12.2016 № 03-11-06/2/76035).

      Что касается НДС, то при хищении имущества объекта налогообложения налогом не возникает (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Хозяин ценностей меняется, но передача права собственности на имущество не происходит, поэтому такое выбытие имущества не является его реализацией (ст. 39 НК РФ).

      Между тем в п. 10 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 сказано, что факт хищения или прочего выбытия имущества без передачи его третьим лицам должен быть зафиксирован документально, как этого требует п. 1 ст. 54 НК РФ. Иначе компании придется исчислить и уплатить в бюджет НДС по правилам п. 2 ст. 154 НК РФ, как если бы компания это имущество передала похитителю самостоятельно в виде подарка или в порядке обмена.

      С восстановлением НДС по украденному имуществу ситуация неоднозначная.

      В п. 3 ст. 170 НК РФ перечислены случаи, когда суммы НДС, ранее принятые к вычету, следует восстановить. НК РФ не дает однозначного ответа, как поступать с НДС в отношении утраченных (при хищении, ДТП, бое, ломе, порче) вещей.

      Хищение не входит в перечень случаев, когда нужно восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету. Список является закрытым. ФНС РФ в письме от 21.05.2015 № ГД-4-3/8627@ говорит, что в отношении похищенного работником имущества НДС восстанавливать не нужно

      Но похищенное имущество организация не использует и не может использовать для облагаемых НДС операций. Поэтому по правилам п. 2, 3 ст. 170 НК РФ и ст. 171 НК РФ налог подлежит восстановлению (письма Минфина РФ от 21.01.2016 № 03-03-06/1/1997, от 04.07.2011 № 03-03-06/1/387).

      При этом можно учесть сумму восстановленного НДС в составе расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ или на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Так можно сделать, если убытки от списания товаров учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли (ст. 170 НК РФ). Датой признания в расходах сумм восстановленного НДС является дата начисления налога (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

      Если же впоследствии лицо, причинившее ущерб, будет установлено и возместит его компании, то в декларацию за период, в котором было произведено восстановление НДС, следует внести исправления (письмо Минфина РФ от 01.11.2007 № 03-07-15/175).

      Возмещение убытков, включающих НДС // Анализ постановления президиума ВАС

      Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным условием эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). Поэтому ДТП с участием незастрахованных автомобилей бывают нечасто.

      Если виновником такого ДТП признан водитель незастрахованного автомобиля организации, то все расходы, связанные с ремонтом собственного автомобиля и возмещением ущерба потерпевшей стороне, организация оплачивает за свой счет (п. 6 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). При этом в учете указанные операции отражаются следующим образом.

      Если организация ремонтирует собственный автомобиль своими силами, в учете сделайте проводку:

      Дебет 91-2 Кредит 20 (23, 25, 26, 44…)

      – списаны расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

      Если организация ремонтирует собственный автомобиль силами подрядчика (например, в автосервисе), сделайте проводку:

      Дебет 91-2 Кредит 60 (76)

      – списаны расходы на ремонт, выполненный подрядчиком.

      Операции, связанные с возмещением ущерба, отразите проводками:

      Дебет 91-2 Кредит 76

      – отражена задолженность перед пострадавшей стороной по выплате, связанной с возмещением ущерба (на основании документов, подтверждающих обязательства организации, например, по решению суда);

      Дебет 76 Кредит 51 (50)

      – погашена задолженность по возмещению ущерба потерпевшей стороне.

      Если водитель организации признан потерпевшей стороной, то возместить организации ущерб должен виновник ДТП, управлявший незастрахованным автомобилем. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ. Если виновник аварии отказывается сделать это добровольно, возмещение ущерба следует потребовать через суд. В этом случае в учете сделайте проводки:

      Дебет 76 Кредит 91-1

      – отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению виновной стороной;

      Дебет 51 (50) Кредит 76

      – поступили средства от виновной стороны в счет возмещения ущерба.

      Страховое возмещение (сумму, полученную в возмещение ущерба от виновной стороны) включите в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов является:

      • при методе начисления – день поступления средств от страховой компании или день вступления в законную силу судебного решения о возмещении ущерба (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 4.22, 4.23 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П);
      • при кассовом методе – день поступления средств на расчетный счет (в кассу) организации (п. 1 ст. 273 НК РФ).

      При этом расходы на ремонт автомобиля уменьшат налоговую базу по налогу на прибыль в обычном порядке.

      Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, в определенных случаях обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

      Сотрудник должен возместить:

      • сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
      • стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).

      При расчете налога на прибыль стоимость ущерба, которую должен погасить виновный, отразите в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).

      При кассовом методе размер внереализационных доходов будет равен сумме удержаний из зарплаты сотрудника в каждом отчетном периоде (п. 2 ст. 273 НК РФ).

      При методе начисления доход определяйте на дату признания ущерба виновным лицом. Если организация добивается возмещения ущерба через суд, датой признания дохода является день вступления судебного решения в законную силу. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ. Если решение не будет обжаловано, оно вступает в силу через 10 дней после вынесения (ст. 321 Гражданского процессуального кодекса РФ). В этом случае доходы признаются в размере, указанном в судебном решении.

      Ситуация: как при расчете налога на прибыль учесть расходы, связанные с устранением последствий ДТП, виновником которого признан сотрудник организации?

      Если материальный ущерб с сотрудника не удерживается, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля.

      Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, компенсирует ли сотрудник материальный ущерб, нанесенный организации, или нет.

      Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

      Сотрудник должен возместить:

      • сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
      • стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).

      Однако по решению руководителя организации сотрудник может полностью или частично не возмещать причиненный им ущерб (ст. 240 ТК РФ).

      Если виновный в аварии установлен, но по решению руководителя материальный ущерб с сотрудника не удерживается, расходы, связанные с ДТП (возмещение потерпевшей стороне и ремонт собственного автомобиля) при расчете налога на прибыль учесть нельзя. Такая позиция объясняется следующим.

      Поскольку ущерб нанес сотрудник, то в соответствии со статьями 238 и 243 Трудового кодекса РФ он должен его компенсировать. Отказ от взыскания суммы ущерба с виновного сотрудника – это право, а не обязанность организации (ст. 240 ТК РФ). Воспользовавшись этим правом, организация не может признать расходы по возмещению ущерба потерпевшей стороне (сверх страховки) экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Подпункт 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяется. По мнению Минфина России, эта норма распространяется только на расходы по возмещению ущерба, нанесенного третьим лицам действиями самой организации. Например, при нарушении договорных обязательств (письма Минфина России от 24 июля 2007 г. № 03-03-06/1/519, от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66).

      Если виновник ДТП установлен, но ущерб с него не взыскан, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля. Положения пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ распространяются лишь на те виды ремонта, в ходе которых основные средства предохраняются от преждевременного износа или восстанавливаются после эксплуатации в обычных условиях. Расходы на ремонт автомобиля после ДТП (при наличии виновного лица, с которого не взыскан ущерб) этим критериям не отвечают (см., например письмо УМНС России по г. Москве от 10 января 2003 г. № 26-12/02226).

      Совет: есть аргументы, позволяющие организациям учесть при расчете налога на прибыль как расходы по возмещению причиненного ущерба, так и расходы на ремонт своего автомобиля, поврежденного в результате ДТП. Даже в том случае, если виновник аварии установлен, но сумма ущерба с него не взыскана. Эти аргументы заключаются в следующем.

      Любому пострадавшему от ДТП важно как можно скорее получить возмещение ущерба от неумелых действий виновной стороны, для этого в 2021 году законом предусмотрено несколько стандартных методов:

      • Попробовать обговорить с виновником ДТП натуральную компенсацию денежными средствами, а если достигнуто согласие, то оформить правоотношения в письменной форме. Здесь подразумевается подписание расписок о передаче/получении средств и отсутствии претензий со стороны потерпевшего лица.
      • На адрес постоянной регистрации виновника аварии направить заказное письмо с обоснованными претензиями. Определить в нем предельные сроки для исполнения своих обязанностей по компенсации вреда от ДТП, а по их истечению, если ответа не последует, направить исковые требования в суд.
      • Радикальный способ – обратиться за защитой своих интересов в судебный орган.

      Получено возмещение убытков: учет и вычет НДС

      Гарантированные выплаты на ремонт можно получить только при наличии у виновной стороны обязательного полиса автогражданской ответственности, но если страховки нет, то для того, чтобы взыскать ущерб с виновника ДТП в 2021 году, потребуется те же действия, что и в случае получения денег без обращения к страховщику. То есть мировое соглашение, подача претензии или судебного иска.

      В основном суды общей и надзорных инстанций защищают права страхователей, и выносят решения о выплате возмещений. Правда, если соблюдены все досудебные и судебные формальности.

      Но страховые компании часто выступают со встречными требованиями к виновнику происшествия, если он совершил правонарушения в нетрезвом или наркотическом состоянии (регресс).

      Также подобные требования может предъявить РСА, если он выплатил компенсацию пострадавшему гражданину, за виновное лицо, у которого отсутствовала обязательная страховка.

      Суды автоматически признают виновным водителя в ДТП в 2021 году, если будет установлено:

      • Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
      • Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
      • К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.

      В случае преднамеренного сокрытия с места происшествия, водитель также признается виновным.

      Суды всех инстанций отмечают, что если виновный не вписан в страховку, то к нему обязательно применяется встречный иск на возмещение убытков.

      Но вот в отношении конкретного лица, к которому можно применить взыскание (к собственнику или водителю управляющему авто в момент наезда) суды принимают порой противоречивые постановления.

      Все требования по взысканию ущерба с виновника ДТП в 2021 году могут быть удовлетворены, если будет установлено:

      • Все основания имеют законный характер.
      • Ущерб превышает оговоренную полисом сумму.
      • Затраты на полное восстановление авто превышают установленную Законом сумму.

      А для второй стороны есть несколько путей для отказа от покрытия ущерба:

      • Документально доказать, что предъявленные к нему требования незаконны.
      • Договориться о снижении конечной стоимости покрытия.

      Поэтому получить сполна причитающиеся средства от причинившего моральный или материальный вред гражданина вполне реально, но для этого потребуются юридические знания и время.

      Если гражданин пострадал в результате ДТП, эксперты советуют не тянуть с истребованием компенсации. В 2021 году предусмотрено несколько законных методов для взыскания денежных средств на прямую с виновника дорожно-транспортного происшествия:

      1. Самостоятельно договориться с виновником происшествия. Если удалось достигнуть согласия, решение оформляется в письменной форме. Оно фиксируется в виде расписки, в которой оговаривается передача и получение денег. Дополнительно фиксируется факт отсутствия претензий.
      2. Направить письменную претензию. Документ посылается по адресу постоянной регистрации виновника происшествия. Отправка производится в виде заказного письма. В документе фиксируются предельные сроки для исполнения обязательств по компенсации вреда. Если в течение установленного периода ответа так и не последовало, можно подготовить иск и обратиться в суд.
      3. Истребование денежных средств в судебном порядке. Гражданину предстоит подготовить доказательную базу и составить исковое заявление.

      Если у виновника происшествия нет ОСАГО, или нанесенный урон превышает допустимый лимит, денежные средства придётся истребовать с водителя. В 2021 году процесс возмещения ущерба с виновника ДТП можно выполнить мирным путём. Для этого рекомендуется попробовать договориться. Порядок называют досудебным взысканием ущерба. Чтобы обязать виновника происшествия предоставить выплату, необходимо:

      1. Получить протокол. В документе присутствует информация обо всех гражданах, которые причастны к аварии. Там фиксируются адреса регистрации всех лиц, дата и место происшествия, а также марки автомобилей, фигурирующих в случившемся.
      2. Обратиться в собственную страховую компанию, запросить справку о возможном возмещении или получить официальный отказ в выплате.
      3. Обратиться в независимую экспертную компанию. Здесь будет назначен день проведения экспертизы. О проведении процедуры нужно оповестить вторую сторону. Действия необходимо выполнить за 3 дня до осмотра автомобиля экспертом.
      4. Написать досудебную претензию. В документе обозначается размер запрашиваемых денежных средств, способ произведения расчёта и срок, в течение которого нужно предоставить денежные средства. Претензия должна быть дополнена пакетом документов.
      5. Подождать указанный период. Если лицо самостоятельно производит расчет, обязательства считаются выполненными. В иной ситуации рекомендуется обратиться в суд. Исковые требования нужно выдвигать лишь через 7 дней с момента предъявления претензий.

      Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

      На практике за рулём автомобиля может находиться не его собственник. Законом допускается подобное, если хозяин автомобиля внёс гражданина в полис ОСАГО, или машина была передана на основании договора долгосрочной аренды лизинга. В этой ситуации ответственность по возмещению ущерба ложится на виновника происшествия. Прямое указание на это в гражданском законодательстве отсутствует. Однако судебная практика показывает, что суды признают виновным лицом, управлявшее транспортным средством в момент аварии. При этом не учитывается, кто действительно является хозяином машины.

      Обычно суд принимает решение в пользу страхователя. Виновника дорожно-транспортного происшествия обязывают предоставить денежные средства. Однако истец обязан соблюдать все установленные нормы и формальности.

      У страховых компаний присутствует право выдвинуть встречные требования. Подобное допускается, если правонарушение было совершено в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения. В этой ситуации действует регресс. Аналогичное правило применяется, если пострадавшему была предоставлена выплата, а у лица, виновного в случившемся, отсутствовала обязательная страховка. В 2021 году гражданин автоматически признается виновным в происшествии в следующих ситуациях:

      • автомобилем управляло лицо, которое не имеет прав или не смогло сдать экзамен на знание правил движения и вождения;
      • за рулём находился гражданин, который был лишён доступа к управлению авто;
      • у лица имелось водительское удостоверение, но оно было предоставлено на иную категорию транспортных средств;
      • гражданин преднамеренно скрылся с места происшествия.

      Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

      Данное понятие законодательно не закреплено.

      Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

      Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

      • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

        Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

      • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

        Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

      Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

      Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

      Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

      Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

      Статья предусматривает:

      1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

        Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

      2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

        Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

        Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

      3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

        Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

        Статья в помощь:

        Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

      4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

        Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

        Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

        Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

        Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

      Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

      Статья предусматривает:

      1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

        Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

      2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

        Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

      3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

        Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

        Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

      4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

        Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

      5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

        В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

        При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

        Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

        Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

        Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

        Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

        В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

        • Все о ДТП и автостраховании

        [НДС]: Платить ли при возмещении ущерба?

        В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ДТП является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное определение содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения[1].

        Следует отметить расплывчатость данного определения, в связи с чем сотрудники ГИБДД могут признать ДТП «любые неординарные случаи на дороге».

        Так, в судебной практике имеются дела, по которым суд не признал ДТП съезд автомобиля в кювет (Постановление Сямженского районного суда Вологодской области), наезд на собаку (Решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 27.01.2010), попадание автомобиля в колею (Решение Октябрьского городского суда Самарской области по делу об административном правонарушении от 12.04.2010 № 12-13/2010) и отказал в привлечении их участников к административной ответственности.

        Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.

        Здесь возникают два правоотношения:

        1) по возмещению ущерба работодателю;

        2) по возмещению ущерба третьему лицу.

        Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).

        По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

        В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.

        К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

        Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.

        Пример 1.

        Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

        Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.

        Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

        При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.

        В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.

        Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.

        В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.

        Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.

        Пример 2.

        Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

        Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.

        В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

        Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

        • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;

        • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

        • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.

        В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.

        Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

        На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

        Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

        По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

        Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

        Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

        Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.

        В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.

        Пример 3.

        Материальный ущерб у работодателя: возмещение и налоговые последствия

        • Бухгалтерские
        • Кадровые
        • Юридические
        • Статистические
        • Экономические
        • Должностные инструкции
        • Изменения с 2021 года
        • Изменения с 2020 года
        • Изменения с 2019 года
        • Изменения с 2018 года
        • Программные продукты
        • Подборка статей
        • Вопросы и ответы
        • Производственный календарь
        • ПБУ
        • Справочно
        • Законодательные документы
        • Экономический словарь
        • Корреспонденция счетов
        • Телефонные коды
        • МСФО
        • Аудит
        • Записи в трудовой книжке
        • Для г. Белгорода
        • Информация по 1С
        • Новости
        • Финансовые коэффициенты
        • Справочники
        • История бухучета
        • Основные средства
        • Нематериальные активы
        • Товарно-материальные ценности
        • Затраты на производтво
        • Денежные средства
        • Расчеты с персоналом
        • Расчеты с бюджетом
        • Готовая продукция
        • Финансовые результаты
        • Капитал и резервы
        • Учетная политика
        • Учет и оплата труда
        • НДС
        • ЕСХН
        • УСНО
        • ЕНВД
        • НДФЛ
        • Страховые взносы
        • Взносы в ФСС
        • Налог на имущество
        • Водный налог
        • Земельный налог
        • Транспортный налог
        • Налог на прибыль
        • Налог на игорный бизнес
        • Акцизы
        • Налог на пользование полезными ископаемыми
        • Патентная система налогообложения
        • ОКСМ
        • ОКВЭД [1.1]
        • ОКВЭД [2]
        • ОКВ
        • ОКДП
        • ОКЕИ
        • ОКФС
        • ОКОПФ
        • ОКУН
        • ОКОФ
        • ИНКОТЕРМС
        • ОКИН
        • ОКЭР
        • КСД
        • ОКСО

        Разработка сайта:

        Возврат финансов, необходимых для восстановления как ТС, так и пострадавшего после ДТП возложен на страховую компанию, выдавшую полис ОСАГО виновнику происшествия.

        Суммы компенсации согласно ст.7 ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности» довольно ограничены:
        1. До 500 тыс. при физическом вреде – повреждения, увечья, смерть.
        2. До 400 тыс. по имущественному фактору.
        Однако и эти суммы получить от страховщика подчас нелегко. Как правило, причинами отказа выступают:
        • пребывание в момент аварии виновного водителя в пьяном виде;
        • отсутствие водительских прав при себе;
        • совершение ДТП в период, не определенный страховым документом;
        • при совершении аварии при себе не было полиса;
        • окончание лицензии у учреждения.

        Перечисленные факторы не считаются легальными. В первых двух ситуациях компания возмещает расходы и впоследствии вправе обратиться в суд с встречным заявлением на виновника. При неимении документа на руках во время случившегося впоследствии устанавливаются необходимые сведения и производится выплата. По факту окончания разрешения на осуществление деятельности организацией все претензии принимает РСА (союз автомобильных страховщиков).

        При автомобильной аварии бремя компенсации ложится на водителя в следующих обстоятельствах:
        1. Объем суммы превышает установленный предел (тогда возврат производится по сумме разницы).
        2. Вред нанесен не в момент передвижения (неудачное открытие дверцы на стоянке).
        3. Моральный вред пострадавшим участникам.
        4. Отсутствие страховки (многие действительно пренебрегают установленным правилом. Так, судебные решения 2021 года без ОСАГО в очередной раз доказывают невыгодность неимения полиса вовсе. Исаева А. обратилась в суд с прошением о возмещении понесенных ею расходов с виновника автомобильной аварии Новикова. В 2021 году в 17.00 на трассе М4 произошло ДТП – форд врезался в другую иномарку. По факту была проведена экспертиза и установлено, что с учетом износа материальные затраты составят 200 тыс. рублей, однако истица в заявлении просила удовлетворить возмещение без учета износа. Суд постановил, что Новиков виновен в совершении деяния и понесет наказание в виде возврата средств заявительнице по фактам затрат на восстановление авто, оплату труда эксперта, а также судебные издержки.

        При подаче искового заявления или составлении текста мирового соглашения нужно быть предельно внимательными при проработке пункта «требования». Например, как показывает судебная практика не производится удовлетворение прошений без учета износа ТС. Поскольку в данном случае владелец стремится не только осуществить возврат израсходованных средств на ремонт по причине ДТП, но и за чужой счет полностью отреставрировать машину (починить неисправности, препятствующие комфортному пользованию еще до происшествия). Такая позиция собственника не приветствуется.

        Обращение за защитой нарушенных интересов в судебную инстанцию крайний выход из ситуации, поскольку потребует от участников немалых временных, материальных затрат, терпения и нервов. Лучше же все-таки заключить соглашение.

        Заявление в суд подается по месту проживания провинившегося индивида и обязательно производится оплата госпошлины, исходя из размера требований. В объем не включается сумма морального вреда, поскольку она устанавливается в ходе процесса служителем правосудия.

        Дело может быть разрешено в мировом суде при не превышении суммы претензии в 50 тыс. рублей. В остальных случаях первой инстанцией будет выступать районный судебный орган.

        ВНИМАНИЕ !!! Важно помнить, что предварительное заключение мирового соглашения не лишает прерогативы обращения в суд. Если какие-то выплаты виновным уже были произведены, то в его же интересах посетить заседание и предъявить расписки или выписки по факту банковского перевода, осуществленные в пользу потерпевшей стороны. Служитель Фемиды учтет уже возвращенные суммы и возможно выплачивать придется в меньшем объеме.

        Таким образом, если не получается возместить средства со страховой компании по тем или иным причинам, или возврату подлежала небольшая сумма, то остаток выплатит виновное в аварии лицо. Однако потерпевшему придется изрядно потратиться изначально, если не получается договориться мирно и вынуждены обращаться в суд.

        Взыскание ущерба с виновника ДТП в 2021 году

        • Семейное право
        • Наследственное право
        • Земельное право
        • Трудовое право
        • Автомобильное право
        • Уголовное право
        • Недвижимость
        • Финансы
        • Налоги
        • Льготы
        • Ипотека

        Возмещается два вида ущерба:

        1. здоровью (за дни утраты трудоспособности, при увечьях, причиненной инвалидности);
        2. имуществу (как причиненный транспортному средству, так и дорожному покрытию и находящимся на нем сооружениям).

        Возмещаются затраты на:

        • ремонт ТС с учетом амортизации;
        • причинённый ущерб вследствие предотвращения большего ущерба;
        • затраты на перемещение авто к месту ремонта.

        Размер просчитывает эксперт от фирмы или приглашенный, в случае несогласия сторон с его выводом.

        Материальный ущерб включает сумму потери товарной стоимости. Поскольку она не учитывается при экспертизе, можно обратиться в суд для ее возмещения. Судебная практика по этой категории дел на стороне истца.

        Из судебной практики можно привести следующий пример:

        Физическое лицо двигалось на собственном авто мимо частных домов. Рядом с водителем находился пассажир. Из калитки на дорогу выбежала большая собака. Произошло столкновение авто с животным. За этим происшествием наблюдал хозяин собаки. Животное существенно повредило переднюю часть авто и скрылось во дворе дома. Владелец машины остановился, пригласил работников полиции и эксперта. Данный факт был задокументирован, подсчитан причинённый вследствие столкновения ущерб. С исковым заявлением и документами хозяин авто обратился в городской суд. Пассажир был допрошен в качестве свидетеля происшедшего. Судом было принято решение в пользу истца, с хозяина собаки взыскали материальный ущерб.

        Таким образом, в случае ДТП по вине другой стороны немедленно стоит вызывать полицию и эксперта или оповещать страховую компанию, а также выявить всех возможных свидетелей произошедшего.

        В интересах виновника рассмотреть все варианты легального уменьшения суммы компенсации. Один из них — исключение из величины убытков суммы НДС, если, конечно, согласно документам на груз налог включен в его стоимость. Как следует из примеров судебной практики, именно потерпевший должен доказать, что сумма НДС составляет его убыток (не может быть принята к вычету либо начислена). Такой номер не пройдет в том случае, когда клиент применяет УСНО либо по иным основаниям не исчисляет НДС, а также если он выступает в качестве покупателя перевозимого груза — на вычет «входного» налога он не имеет права, поскольку не принимал утраченный товар к учету.

        Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

        Порядок взыскания нанесенного ущерба автомобилю с виновника аварии в 2021 году

        Сразу скажем: просто сесть и посчитать убытки на калькуляторе — этого мало. Для расчетов используется специальная методология и нужно обращаться к действующим разъяснениям ВС и ВАС РФ. Расчеты должны быть подкреплены официальными сведениями и документами.

        Это тоже важно знать:
        Как рассчитывается компенсация морального вреда и как взыскивается

        До сих пор действует “Временная методика определения размера ущерба, причиненного нарушениями хозяйственных договоров” (приложение к Письму Госарбитража СССР от 28.12.1990 N С-12/НА-225). Она может применяться и ко внедоговорным отношениям, если подходит под обстоятельства дела и подлежащие расчету убытки.

        Определение, структуризация и расчет убытков — часть юридической работы по подготовке к досудебному и судебному урегулированию споров, связанных с возмещением и взысканием.

        Вы можете в общем порядке принять к вычету НДС по расходам на устранение недостатков в некачественных товарах, если при этом соблюдаются все условия для вычета, в частности :

        • расходы произведены в рамках деятельности, облагаемой НДС;
        • товары (работы, услуги) приняты к учету;
        • есть правильно оформленный счет-фактура.

        И при этом совсем неважно, что такие расходы (с учетом или без учета НДС) вам впоследствии возместит виновная сторона.

        Согласятся ли с нами специалисты Минфина?

        Из авторитетных источников

        Вихляева Елена Николаевна, советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

        «В случае возмещения продавцом товаров стоимости работ по устранению недостатков товара, выполненных для покупателя сторонними лицами, суммы налога по указанным работам покупателем к вычету не принимаются».

        Хотя в иных похожих ситуациях и Минфин, и суды с правом на вычет НДС соглашались. Например, когда расходы на ремонт застрахованного имущества возмещаются страховой компанией .

        Кроме того, обратите внимание, что НК РФ не предусматривает обязанности восстановить НДС по возмещенным вам «ремонтным» расходам .

        Но если вы все-таки боитесь претензий со стороны проверяющих, то не применяйте вычет. А если вы уже применили — восстановите его.

        Пункт 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ. Письма Минфина России от 29.07.2010 N 03-07-11/321, от 15.04.2010 N 03-07-08/115; Постановления ФАС МО от 08.07.2011 N КА-А40/6869-11, от 23.05.2011 N КА-А40/4498-11. Пункт 3 ст. 170 НК РФ.

        Убытки — это, в частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права .

        Является ли НДС, уплаченный вашей компанией третьим лицам для устранения недостатков в некачественных товарах, убытком? В законодательстве об этом ничего не сказано. Не выработали единую позицию по вопросу признания НДС убытком и суды.

        Ситуация 1. Стороны не устанавливали порядок возмещения убытков.

        Тогда, казалось бы, вопрос о включении НДС в ваши убытки должен решаться в зависимости от того, имеете ли вы право на вычет НДС.

        Так, если вы применяете общий режим налогообложения и имеете право на вычет НДС, то вашим расходом будет стоимость ремонта (устранения недостатков) без НДС. Ведь сумма налога вам будет возмещена из бюджета.

        Убытки могут быть прямыми и косвенными, номинальными и реальными, материальными и моральными (моральный вред). Для привлечения лица к ответственности в виде возмещения убытков необходимо доказать:

        • наличие убытков и их размер;
        • противоправное поведение, повлекшее причинение вреда;
        • причинную связь между противоправностью поведения и наступившими убытками (№ А40-49046/11).

        «Наличие того или иного элемента является оценочным понятием. Это остается основной проблемой. При рассмотрении вопроса о взыскании убытков суд может принимать во внимание степень предвидимости убытков для ответчика, разумность мер, предпринятых виновной стороной для предотвращения убытков, поведение самого истца, способствовавшего или не препятствовавшего причинению убытков, и тому подобные субъективные обстоятельства», – считает Ирина Зорина, старший юрист, руководитель отдела банкротств ЮФ «Консалт» Сорокины и Партнеры «Консалт» Сорокины и Партнеры Региональный рейтинг группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 11-13 место По количеству юристов 45 место По выручке .

        Прежде чем рассчитать размер убытков, необходимо позаботиться о наличии подтверждающей их доказательственной базы. «Надежным доказательством послужит первичная документация, обосновывающая исходные данные. К иной документации суды относятся настороженно, могут принять ее лишь в совокупности», – говорит юрист ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг группа Цифровая экономика группа Международные судебные разбирательства Елена Дмитриева. Например, сам по себе акт сверки не доказывает осуществление хозяйственной операции, так как не является первичным учетным документом, однако может быть принят совместно с иной документацией, содержащей сведения о задолженности должника (№ Ф05-11573/2019).


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *