Соглашение о возмещении ущерба в результате ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соглашение о возмещении ущерба в результате ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Мировое соглашение о добровольной компенсации вреда – это своего рода договор, который заключается между виновником дорожно-транспортного происшествия и потерпевшим. В отличие от аналогичных документов, он носит характер судебного вердикта, а потому оспорить его можно только путем подачи апелляционной жалобы.

Составляется подобный бланк исключительно в присутствии судьи, так как без его подписи заполненная обеими сторонами бумага не приобретет юридическую силу. А вот если соглашение будет заключено водителями до возбуждения судебного процесса, то его следует относить к совершенно другой категории договоров, которые поддаются дальнейшему обжалованию.

Соглашение о возмещении ущерба при ДТП образец бланк

Образец соглашения о добровольном возмещении ущерба при ДТП имеет весомое значение для виновной стороны дорожного конфликта. Поэтому просьба о его составлении от лица инициатора аварии чаще всего возникает при следующих обстоятельствах:

  • Автомобиль, которым был причинен материальный вред, не состоит на учете в страховой компании (ОСАГО или КАСКО);
  • Сумма восстановительных работ существенно превышает размер компенсации, выплаченной виновнику по полису СК;
  • Произошедшая авария не относится к списку рисковых ситуаций по автогражданке (потерпевшему причинен моральный ущерб, инициатор ДТП находился в нетрезвом состоянии и т. д.).

Попросив пострадавшего водителя заключить договор о добровольном возмещении ущерба, виновник дорожно-транспортного происшествия покажет свое желание загладить вину. А это учтется ему в ходе судебного процесса с положительной стороны.

Важно знать! Жертва ДТП оставит за собою право самостоятельно выбрать: соглашаться на просьбу второго участника конфликта или нет. Ведь для него такой шаг имеет свои последствия, о которых мы поговорим далее в статье.

Образец соглашения о примирении сторон при ДТП имеет единую структуру, отклоняться от которой в ходе заполнения бланка строго запрещено. Также в договоре о добровольном возмещении вреда не допускаются ошибки и неактуальная информация, указанная любым из участников конфликта. При игнорировании данных требований составленная бумага попросту не сможет приобрести юридическую силу.

Как уже было сказано ранее, мировое соглашение считается выгодным только для одной стороны дорожного конфликта – для инициатора аварии. А вот потерпевший с помощью такого документа отстоять свое право на компенсацию за полученный ущерб не сможет. Поэтому на практике водители чаще используют вариант с досудебным примирением, заверенным нотариально.

Столкнувшись с недобросовестным автолюбителем, который решил не соблюдать условия мирового соглашения, пострадавшее лицо может воспользоваться одной хитростью, способной повысить его шансы на получение компенсации – направить досудебную претензию в адрес виновника ДТП. Таким образом жертва дорожно-транспортного происшествия инициирует новое разбирательство.

Внимание! При его игнорировании потерпевший получает право на обращение в суд, но уже по другой статье (а именно: ст. 1064 ГК РФ).

Причем такая манипуляция не запрещена с точки зрения действующего законодательства. Но знают о ней далеко не все автомобилисты, что повышает вероятность уклонения виновной стороны от ответственности за причиненные повреждения.

Соглашение о возмещении ущерба при дтп

В норме юридическая сила мирового соглашения теряется в том случае, если виновник аварии в полной мере выполнил свои обязательства перед пострадавшим участником конфликта. Но на практике действие такого договора может прерываться и раньше, но только при определенных условиях:

  • Инициатор дорожно-транспортного происшествия выплатил материальный ущерб до установленного периода;
  • Суд признал заключенный между водителями бланк недействительным;
  • Виновник ДТП умер.

Иных обстоятельств для преждевременной аннуляции документа законодательство РФ не предусматривает.

В большинстве случаев для составления соглашения между участниками ДТП нет никаких оснований, так как весь ущерб пострадавшему платит страховая компания в рамках страхового полиса ОСАГО. Но страховка выплачивается не всегда. Потерпевший не вправе рассчитывать на получение страховой выплаты в следующих случаях:

  • виновник аварии не имеет действующего полиса ОСАГО;
  • страховка не покрывает всего ущерба, полученного в результате ДТП (к примеру, моральный ущерб она покрывать и вовсе не должна);
  • сумма полученного транспортным средством ущерба превышает размер максимальной выплаты по ОСАГО;
  • ущерб получен в ситуации, которая не является страховым случаем (то есть эта ситуация не упомянута в страховом договоре).

Договоры о добровольной денежной компенсации нарушаются крайне редко, ведь в этом случае пострадавший обязан будет вернуть виновнику ДТП всю сумму, которую он получил ранее. Как правило, потерпевший решается нарушить условия договора только в том случае, когда он понял, что через суд сможет получить гораздо большую сумму.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Соглашение о возмещении ущерба при ДТП

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Как уже было замечено, возмещение ущерба при ДТП осуществляется с учетом того, насколько изношен был пострадавший автомобиль. Это означает, что улучшить свой транспорт за счет средств, взысканных с виновника происшествия, потерпевшему не удастся. «Обидчик» должен лишь возместить ущерб, образовавшийся в результате дорожной аварии, но никак не повысить стоимость пострадавшей машины.

    Таким образом, «забрать» у виновника аварии (через соглашение между сторонами или через иск в суд) всю сумму, которая была потрачена на выполнение ремонта транспортного средства, не получится.

    Существует четкий порядок добровольной оплаты человеком, виновным в ДТП, всех издержек пострадавшей стороны. Потерпевшему в результате происшествия следует четко его придерживаться. Данный порядок предусматривает выполнение далее указанных действий:

    • оформление всех документов по ДТП в ГИБДД;
    • проведение в оговоренные законом сроки независимой экспертизы по обстоятельствам и понесенному ущербу в результате дорожного происшествия;
    • получение отказа (в страховой фирме) о выплате компенсации или же справки о выдаче меньших средств, чем требуется потерпевшему для восстановления авто и своего здоровья.

    Только после подготовки всей этой документации (нередко требуются и дополнительные справки) можно подписывать соглашение, в котором оговаривать возмещение ущерба при ДТП его виновником.

    Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

    Практически все дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов заканчиваются их тяжелыми травмами. В этом случае владелец транспортного средства должен компенсировать причиненный в результате столкновения вред вне зависимости от того, виновен он в данной аварии или нет. Именно по этой причине автомобильные аварии с участием пешеходов достаточно часто заканчиваются составлением мирового соглашения.

    Оформление этого документа может стать основанием для смягчения наказания, если автомобилисту грозит ответственность за причинение вреда здоровью. Смягчить наказание также может и добровольная компенсация, выплаченная на лечение и восстановление поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия имущества.

    Если ДТП произошло по вине пешехода, он должен будет компенсировать ремонт поврежденного транспортного средства. Но вред здоровью все равно будет должен оплатить водитель.

    В соответствии с нормами страхового законодательства, страховщик не должен компенсировать моральный вред, причиненный пострадавшей стороне в результате дорожно-транспортного происшествия. Именно это обстоятельство зачастую становится причиной для составления мирового соглашения.

    Необходимо понимать, что размер возмещения за причиненный моральный вред небольшой, поэтому не стоит требовать с виновника дорожно-транспортного происшествия каких-то астрономических сумм. Даже если виновное лицо откажется от мирного урегулирования данного вопроса, и пострадавшая сторона решит обратиться в суд, то максимальный размер выплаты за такой вред вряд ли превысит и 10 тысяч рублей.

    Мировое соглашение в рамках ущерба, причиненного в результате ДТП, может быть составлено на основании статей 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ. В данных статьях говорится о том, что вред, который был причинен другому человеку, должен быть возмещен в полном объеме. Но в случае вреда, причиненного в дорожной аварии, ущерб пострадавшей стороне обычно компенсируется страховой фирмой.

    Особенность мирового соглашения, которое подписывает судья, в том, что оно равно судебному решению. И хотя это соглашение и можно обжаловать в обычном порядке, второй раз подать в суд по этому же поводу уже не получится. Обычное же соглашение о компенсации материального вреда в результате дорожной аварии не является препятствием для дальнейшего обращения пострадавшей стороны в суд, даже если она получила от виновника дорожно-транспортного происшествия полную компенсацию ущерба.

    По сути мирное соглашение — это обычный договор о добровольной компенсации убытков. Для того чтобы оно вступило в юридическую силу, к нему следует добавить еще 2 документа — расписку о получении денежных средств и расписку об отсутствии претензий к виновнику ДТП. Но обычно последние 2 документа объединяются, то есть отсутствие претензий упоминается сразу в расписке о получении денег в порядке возмещения ущерба.

    Особенность соглашения в том, что с его помощью пострадавшая сторона может очень быстро получить возмещение ущерба, без долгих судебных разбирательств, бюрократии и бумажной волокиты. Выгодно это и для виновника ДТП, потому что позволяет ему не беспокоиться о неприятных посещениях судебных заседаний, расходы на которые, скорее всего, также лягут на его плечи. А еще при помощи соглашения можно договориться об удобной рассрочке выплат.

    Возмещение ущерба при ДТП

    Договор при возмещении ущерба в аварии обычно составляется сразу после ДТП, но бывают и исключение. Документ по взаимной договоренности сторон может быть подписан и позже, когда будет ясно, что страховка не покрывает всего ущерба. Или если пострадавшему нужно немного времени, чтобы принять решение.

    Образец соглашения по поводу возмещения вреда, полученного в ДТП, вы найдете по ссылке в конце статьи. Этот документ составляется свободно, но все равно должен содержать ряд обязательных реквизитов и информационных блоков:

    1. В начале документа, после его названия («Соглашение о возмещении ущерба при ДТП») указывается место ДТП (город) и дата составления соглашения;
    2. Далее фиксируется сам факт соглашения между участниками ДТП. Указываются их фамилии, инициалы, паспортные данные. Допускается указать и персональные данные свидетелей аварии, которые смогут подтвердить факт ДТП и написания документа по обоюдному согласию;
    3. Первым делом обстоятельства ДТП излагаются его виновником, при этом он должен обязательно признать свою вину. Также следует указать марки машин, попавших в аварию, и их государственные регистрационные знаки;
    4. Следующая часть соглашения — определение размера компенсации. Это может быть не только материальный, моральный ущерб, но и вред, причиненный здоровью. Если участники аварии не могут сами определить размер ущерба, то стоит обратиться к услугам независимых оценщиков;
    5. Далее виновник ДТП выражает свое согласие оплатить причиненный ущерб, размер которого был обозначен в предыдущем пункте. Указывается и точная сумма, которую он передает потерпевшей стороне;
    6. Отдельным пунктом можно обозначить личные данные человека, которому будут возмещены расходы на составление мирового соглашения (в том числе на оплату услуг нотариальной конторы или услуг по оценке размера причиненного ущерба). Это делается, если составлением соглашения занималось третье лицо;
    7. В конце документа указывается количество экземпляров соглашения, а также личные данные людей, которым были переданы эти экземпляры.

    Соглашение подписывают обе стороны. При этом в самом документе можно расписать и порядок возмещения материального вреда, в том числе порядок выплаты ущерба в рассрочку. Обязательно указывается крайний срок, к которому весь ущерб должен быть полностью погашен.

    После составления соглашения виновник дорожного происшествия, который согласен возместить ущерб, подписывает и расписку о передаче конкретной денежной суммы на руки пострадавшей стороне. А пострадавший участник аварии удостоверяет, что получил эту сумму и не имеет более никаких претензий к виновнику аварии.

    Возможность использования мирового соглашения при ДТП в гражданском процессе регламентирует статья 39 ГПК РФ. Здесь говорится, что стороны могут самостоятельно завершить дело, составив документ.

    Мировым соглашением называется письменная договоренность между участниками разбирательства об исходе сложившейся ситуации до вынесения решения по делу. Судья утверждает документ своим постановлением.

    От этого действия зависит, прекратится ли делопроизводство. Подписать мировую до начала судебного разбирательства не получится.

    Однако стороны всё же могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации при ДТП и договориться, закрепив условия предоставления компенсации документально. Обращение в суд не осуществляется.

    Такой документ будет носить название «Соглашение об урегулировании ущерба». Однако в простонародье бумагу всё равно называют мировым соглашением при ДТП. Документы обладают различной силой.

    Если речь идёт о мировом соглашении, которое утвердилось в суде, то оно приравнивается к вынесенному вердикту.

    Если речь идёт о досудебном соглашении, то оно представляет собой договор между виновником и другими участниками дорожно-транспортного происшествия об урегулировании убытка.

    Только одного вышеуказанного документа недостаточно для урегулирования конфликта. В обязательном порядке составляется расписка при получении денег и аналогичная бумага, подтверждающая факт отсутствия претензий.

    Иногда документы объединяют. В результате готовится расписка о возмещении ущерба.

    Если сторонам удалось договориться составить досудебное мировое соглашение при ДТП, это позволит сэкономить время и деньги, поскольку участие в судебном процессе влечет за собой возникновение определенных затрат. Обычно их возмещает проигравшая страна. Судебные тяжбы могут тянуться долго.

    Досудебное мировое соглашение при ДТП позволяет быстро и без издержек получить компенсацию. Участие в судебном процессе связано с дополнительными хлопотами. Составив соглашение, стороны могут самостоятельно договориться о предоставлении рассрочки.

    Обычно к самостоятельному урегулированию конфликтов при ДТП участники происшествия прибегают в следующих ситуациях:

    • водители пришли к выводу самостоятельного урегулирования убытков и составлению мирового соглашения после ДТП;
    • у виновника происшествия отсутствует ОСАГО;
    • сумма ущерба превосходит установленную законом (400000 руб – пострадало только имущество, 500000 руб – пострадали люди);
    • ситуация не входит в перечень рисков, при которых допустимо получение компенсации по ОСАГО;
    • планируется предоставление выплаты, которую взыскать по страховке невозможно (например, моральный ущерб).

    В Гражданском кодексе отсутствуют правила составления мирового соглашения. Нет и типовой формы. Однако перечень обязательной информации, которая должна присутствовать в судебном и досудебном мировом соглашении при ДТП, а также особенности заполнения документа, приводятся в статье 140 АПК РФ.

    Здесь говорится, что информация должна быть отражена строго в письменной форме. Документ подписывают сами участники происшествия или их представители. Если действие выполняет третье лицо, у гражданина должны присутствовать полномочия на заключение мирового соглашения.

    Для их передачи должна быть оформлена доверенность.

    Возмещение ущерба при ДТП – обо всех тонкостях процедуры

    Если нанесены тяжкие телесные повреждения, обычно без суда дело не обходится. Человека могут привлечь к ответственности по статье 118 или 264 УК РФ. В результате водителя могут лишить свободы на срок до двух лет. Однако добровольная компенсация, оформленная при помощи мирового соглашения при ДТП, может стать аргументом, позволяющим смягчить наказание.

    Процесс использования мирового соглашения в этой ситуации происходит по следующей схеме:

    1. Стороны встречаются после ДТП и договариваются о предоставлении компенсации.
    2. Составляется соглашение.
    3. Граждане принимают участие в судебном разбирательстве. Мировое соглашение при ДТП обязательно включается в перечень материалов дела.
    4. Судья рассматривает обстоятельства происшествия с учётом мирового соглашения. На основании представленной документации и иных доказательств выносится итоговое решение.

    Скачать образец мирового соглашения при ДТП можно здесь.

    Фактически мировое соглашение при дорожно-транспортном происшествии представляет собой договор, в котором фиксируются условия урегулирования спора.

    Документ может предполагать списание задолженности, прощение её определенной части, предоставление отсрочки или рассрочки. На основании бумаги противоположной стороне может быть предоставлено определенное имущество.

    Если дело дошло до судебного разбирательства, мировое соглашение утверждается судом и выступает основанием для прекращения делопроизводства.

    Если положения мирового соглашения при ДТП не выполняются, гражданин может инициировать принудительное взыскание долга. Для этого производится повторное обращение в суд. Лицу предоставят исполнительный лист. С документом предстоит обратиться в ФССП. Сотрудники учреждения начнут принудительное истребование.

    Дополнительно лицо могут привлечь к ответственности. Неплательщику предпишут внести штраф, накладываемый по статьям 17.14 – 17.15 КоАП РФ.

    При помощи мирового соглашения можно задокументировать компенсацию морального вреда при ДТП. Страховщик такую выплату не предоставляет. Действие осуществляется на практике довольно часто.

    Размер возмещения за моральный вред небольшой. Потребовать гигантские суммы с виновника происшествия не удастся.

    Если виновное лицо отказывается от мирного урегулирования вопроса, допустимо обращение в суд.

    • Об авторе
    • Недавние публикации

    28.09.20__ г. по адресу: г.Москва, ул.С-Сухаревская д.13 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля К., под управлением Третьего лица – У.Ф.Р. и автомобиля B., под управлением Истца- Е.А.В. Собственником автомобиля В. является Истец, собственником автомобиля К. является Ответчик – Х.К.Н.

    В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю Истца были причинены значительные технические повреждения. Виновным в ДТП был признан водитель автомобиля К., который нарушил п.п.8.4 ПДД и признан виновным по ст.12.14 ч.3 КоАП..

    Гражданская ответственность Истца застрахована в ООО «Р.», гражданская ответственность владельца автомобиля К. – в ОАО «Р.».

    Истец обратился с заявлением о страховой выплате в ООО «Р.», представив все документы, предусмотренные п.п.44, 61 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.20__ г.

    Страховой организацией было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы поврежденного автомобиля для определения размера материального ущерба, согласно которой стоимость работ, услуг, запасных частей с учетом износа и материалов, необходимых для восстановления поврежденного автомобиля Истца составила 35365 руб. 81 коп.

    В пределах установленных законом сроков сумма страхового возмещения в размере 35365 руб. 81 коп. была выплачена ООО «Р.» Истцу.

    В связи с несогласием с размером выплаченного возмещения Истцом самостоятельно было организовано проведение независимой автотехнической экспертизы. Согласно выводам экспертного учреждения: рыночная стоимость восстановительного ремонта ТС с учетом износа заменяемых деталей составляет 20__00 руб. 00 коп. При организации экспертизы Истец понес расходы в размере: 5100 руб. 00 коп.

    В соответствии со ст.7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет не более 20__00 рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

    В соответствии со ст. 20__ ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб).

    В соответствии со ст.15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Согласно ст.20__, ст.931, п.1, ст.935 ГК РФ лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

    В соответствии со ст.1079 ГК РФ, граждане, владеющие источником повышенной опасности, обязаны возместить причиненный им вред.

    Таким образом, и в связи с тем, что согласно выводам независимой экспертизы, проведенной по заказу Истца, сумма ущерба составляет 20__00 руб. 00 коп., с Ответчиков подлежит взысканию данные денежные средства в следующем размере:

    -с Ответчика ООО «Р.» – разница между предельно допустимой суммой в 20__00 руб. и денежными средствами, полученными Истцом – 35365 руб. 81 коп. – 83634 руб. 19 коп.;

    -с Ответчика Х.К.Н. – разница между причиненным имущественным ущербом в 20__00 руб. и 20__00 руб. (предельно допустимая сумма от страховщика) – 53000 руб., а также расходы по проведению экспертизы в размере 5100 руб.

    На основании Пленума Верховного суда РФ от 28.06.20__ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», а также ФЗ «О защите прав потребителей» с Ответчика ООО «Р.» подлежит также взысканию:

    -неустойка в размере 3% в день от суммы, которую недополучил от Ответчика Истец.

    (83634 руб. 19 коп./100 * 3)* 196 (количество дней от 17.12.20__ (день выплаты) до 01.07.20__ г.) – 491769 руб. 06 коп. Т.к. сумма неустойки превышает сумму ущерба, то она снижается до размера, подлежащего взысканию с Ответчика – 83634 руб. 19 коп.;

    -штраф в размере 50% от суммы присужденной судом Истцу за несоблюдение в добровольном порядке требований Истца (Истец обращался к Ответчику с Претензией)

    В связи с обстоятельствами ДТП, организацию проведения экспертизы, обращения к страховщику, отсутствием возможности пользоваться принадлежащим им транспортным средством, а также необходимость неоднократного обращения к Ответчику с просьбой произвести страховую выплату Истец, неудовлетворение страховщиком добровольно претензии Истца, Истец перенес сильные эмоциональные переживания, в связи с чем считает, что ему нанесен моральный ущерб со стороны Ответчика – ООО «Р.». Истец оценивает моральный вред в размере 20__0 рублей.

    Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.

    Здесь возникают два правоотношения:

    1) по возмещению ущерба работодателю;

    2) по возмещению ущерба третьему лицу.

    Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).

    По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

    В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.

    К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

    Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.

    Пример 1.

    Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.

    Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

    При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.

    В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.

    Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.

    В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.

    Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.

    Пример 2.

    Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

    Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.

    В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

    Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

    • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.

    В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.

    Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

    На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

    Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

    По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

    Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

    Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

    Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.

    В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.

    Пример 3.

    На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.

    Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.

    Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).

    Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.

    Пример 5.

    Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.

    Заключение.

    Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.

    Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.

    Иск о взыскании ущерба при ДТП со страховой компании и виновника ДТП

    Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

    Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

    Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

    Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

    1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
    2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
    3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
    4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

    При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

    • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
    • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

    Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

    Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

    Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

    Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

    Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

    Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

    Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

    Возмещение упущенной выгоды при ДТП

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    На сотни правовых вопросов мы каждый день отвечаем на очных консультациях в офисе, но у вас есть возможность получить ответы прямо сейчас, посмотрев наши видео по наиболее популярным темам.


    В Петроградский районный суд Санкт-Петербурга

    Истец: ФИО, адрес

    Ответчик: ФИО, адрес

    Третьи лица: ФИО, адрес

    Цена иска: _______ руб.

    — Бесплатная консультация адвоката — здесь.

    — Как выбрать адвоката — подробная инструкция здесь.

    — Объем работы, который мы выполняем по делу — здесь.

    — Ответы адвокатов на вопросы — здесь.

    — Положительные решения судов по жилищным и семейным делам, законченным нашими адвокатами

    В результате ДТП вред может быть причинен жизни, здоровью или имуществу потерпевшего пешехода. Чтобы подтвердить размер понесенного ущерба, пострадавший должен будет собрать немало документов. В любом случае ему потребуется справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками ГИБДД. Перечень других необходимых документов зависит от того, какой именно вред причинен потерпевшему – имущественный, моральный или вред здоровью.

    Имущественный вред доказать проще всего, поскольку любое имущество имеет стоимость и может быть оценено. Следует учесть, что ущерб, нанесенный имуществу, может заключаться как в полном его уничтожении, так и в частичном повреждении. От этого зависит сумма возмещения вреда. В случае повреждения имущества потерпевший может требовать лишь оплаты расходов на ремонт и при необходимости дополнительных расходов на перевозку, хранение и другое. Если же имущество уничтожено, пострадавший имеет право на возмещение его стоимости на день ДТП.

    Для подтверждения факта причинения имущественного вреда и его размера потребуются следующие документы:

    • о праве собственности на имущество;
    • о размере причиненного вреда (заключение эксперта, стоимость услуг которого также может быть возмещена, если потерпевший представит квитанцию об оплате);
    • об оплате услуг по перевозке, хранению поврежденного имущества;
    • о расходах на ремонт имущества, на приобретение запасных частей и других материалов.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *