Ответственность перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность перевозчика за причинение вреда здоровью пассажира». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Какие права есть у потребителя в связи с возникновением ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам

Потребители, которые являются пассажирами и пользуются транспортными услугами (независимо от того, оплачивали они перевозку самостоятельно или за них внесло такую плату третье лицо) имеют право на безопасность перевозок. В случае, если случилось ДТП и/или пассажиру, его имуществу причинен вред, потребитель имеет право:

— Требовать возврата или снижения стоимости перевозки;

— Требовать возмещения убытков в полном объеме, связанных с оказанием услуги ненадлежащего качества (юридические услуги, платные услуги связи, услуги перевозки, медицинские услуги и т.п.);

— Требовать выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также вреда, причиненного имуществу

— Требовать компенсации морального вреда;

— Требовать рассмотрения и удовлетворения своей претензии (требований) в 30-тидневный срок (при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

2. Что делать при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам

  • Если вред был причинен в результате ДТП, настаивать на вызове уполномоченных сотрудников ГИБДД для надлежащего оформления происшествия.

Если был причинен вред здоровью (в зависимости от тяжести причинённого вреда):

— дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи,

— или обратиться к водителю для транспортирования Вас в ближайшее лечебное учреждение,

— или самостоятельно незамедлительно обратиться в медицинское учреждение для оказания медицинской помощи (при незначительных повреждениях), проинформировав об этом водителя или перевозчика.

  • При наличии возможности провести фото и/или видеофиксацию- места в салоне транспортного средства, где был причинен вред, а также причиненные травмы или ущерб имуществу. Обменяться контактными данными с пассажирами или свидетелями ДТП. Это поможет доказать факт произошедшего события при последующих разбирательствах.
  • В возможно короткие сроки обратиться по телефону к перевозчику, проинформировать его о произошедшем событии и причиненном вреде и получить информацию о сроках подготовки перевозчиком документа о произошедшем событии и месте его получения.
  • В возможно короткие сроки обратиться в страховую компанию, проинформировать о произошедшем событии и получить инструкции о дальнейших действиях.
  • Подготовить и подать претензию перевозчику (учитывая право на заявление требований, указанных в пункте 1 Памятки).

3. Обязательное страхование ответственности перевозчика

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ перевозчик независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию. Стоит отметить, что действие указанного закона не распространяется на перевозки легковыми такси, поскольку при причинении вреда в процессе использования данного вида транспорта действует полис ОСАГО.

Стоит сказать о том, что перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о застраховавшей его организации, указав наименование, место нахождения, почтовый адрес и номер телефона страховщика, также, до сведения пассажира должна быть доведена информация о договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия). Указанная информация размещается во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После получения информации о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, потерпевший может обращаться за страховой выплатой.

Все документы о произошедшем событии (например, ДТП) составляется перевозчиком в отношении одного (каждого) потерпевшего в результате произошедшего события, поэтому потребитель освобожден от необходимости сбора и предоставления в страховую компанию большого комплекта документов.

4. Размеры страховых выплат

В договоре обязательного страхования (который заключает перевозчик) страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем 2 025 000 рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем 2 000 000 рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем 23 000 рублей на одного пассажира.

1. Профессиональным объединением страховщиков устанавливаются обязательные для объединения и его членов правила профессиональной деятельности, которые должны определять:

1) порядок и условия осуществления профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат, порядок распределения между членами профессионального объединения страховщиков ответственности по обязательствам профессионального объединения страховщиков, связанным с осуществлением компенсационных выплат, порядок ведения учета по операциям со средствами, направляемыми на компенсационные выплаты, а также меры по осуществлению контроля за целевым использованием соответствующих средств;

2) порядок расходования средств профессионального объединения страховщиков на финансирование компенсационных выплат;

3) порядок и условия формирования и расходования средств профессионального объединения страховщиков на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат, в том числе порядок распределения соответствующих издержек, выплат, сборов и взносов между членами профессионального объединения страховщиков;

4) порядок вступления в профессиональное объединение страховщиков и выхода или исключения из него;

5) порядок передачи заявления и документов, указанных в части 10 статьи 14 настоящего Федерального закона;

6) порядок рассмотрения жалоб на действия членов профессионального объединения страховщиков при осуществлении обязательного страхования;

7) процедуру проведения проверок деятельности членов профессионального объединения страховщиков и соблюдения ими установленных правил профессиональной деятельности;

8) порядок применения санкций и иных мер по отношению к членам профессионального объединения страховщиков;

9) порядок разрешения споров, возникающих между членами профессионального объединения страховщиков при осуществлении обязательного страхования;

10) порядок формирования информационных ресурсов профессионального объединения страховщиков, в том числе информационных ресурсов, содержащих информацию ограниченного доступа, правила защиты указанных информационных ресурсов и пользования ими, а также порядок предоставления профессиональному объединению страховщиков его членами информации, необходимой в целях реализации положений статьи 23.1 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

10.1) особенности условий передачи страхового портфеля членами профессионального объединения страховщиков, порядок взаимодействия профессионального объединения страховщиков с указанными членами при передаче страхового портфеля, в том числе при выборе страховщика, которому передается страховой портфель при применении мер по предупреждению банкротства страховщика и в случае принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), порядок и условия компенсации недостающей части активов; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

11) иные положения, предусмотренные в уставе профессионального объединения страховщиков и отвечающие целям его создания. (в ред. Федеральных законов от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

2. Положения, указанные в пунктах 1, 2 и 10.1 части 1 настоящей статьи, устанавливаются и изменяются профессиональным объединением страховщиков после предварительного согласования с Банком России, вступают в силу со дня такого согласования. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

3. Положения, указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи, устанавливаются и изменяются профессиональным объединением страховщиков после предварительного согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

1. Профессиональное объединение страховщиков за счет отчислений страховщиков, а также средств, полученных профессиональным объединением страховщиков от реализации прав требования, предусмотренных частями 3 — 5 статьи 23 настоящего Федерального закона, формирует компенсационный фонд, предназначенный для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных статьей 23 настоящего Федерального закона, и компенсации недостающей части активов при передаче страхового портфеля, предусмотренной пунктом 4.1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона. Отчисления, производимые страховщиками в компенсационный фонд, признаются текущими расходами страховщиков и включаются в состав финансового результата по обязательному страхованию. (в ред. Федерального закона от 18.12.2018 N 473-ФЗ)

2. Требования к размеру компенсационного фонда в зависимости от суммарного размера обязательств, принятых на себя всеми членами профессионального объединения страховщиков по договорам обязательного страхования, за вычетом обязательств, переданных в перестрахование перестраховщикам, не являющимся членами профессионального объединения страховщиков, порядок формирования компенсационного фонда и его использования устанавливаются Банком России. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

3. Размер компенсационного фонда профессионального объединения страховщиков должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При достижении компенсационным фондом размера, позволяющего обеспечить исполнение обязательств, принятых на себя всеми членами профессионального объединения страховщиков, отчисления в компенсационный фонд могут быть приостановлены. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

4. При недостаточности средств компенсационного фонда для осуществления предъявленных компенсационных выплат члены профессионального объединения страховщиков производят в порядке, установленном профессиональным объединением страховщиков, дополнительные отчисления в компенсационный фонд, суммарный размер которых позволит обеспечить исполнение обязанности профессионального объединения страховщиков по компенсационным выплатам.

5. Средства компенсационного фонда отражаются на отдельном счете профессионального объединения страховщиков, по этим средствам ведется отдельный учет, они обособляются от иного имущества профессионального объединения страховщиков и не подлежат возврату его членам.

6. На компенсационный фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам профессионального объединения страховщиков, если возникновение таких обязательств не связано с осуществлением компенсационных выплат по обязательному страхованию.

1. В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) или отзыва у страховщика лицензии на осуществление обязательного страхования профессиональное объединение страховщиков в счет возмещения выгодоприобретателям причиненного вреда осуществляет компенсационные выплаты в соответствии с правилами профессиональной деятельности в следующем размере: (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

1) два миллиона двадцать пять тысяч рублей при причинении вреда жизни каждого потерпевшего;

2) не более чем два миллиона рублей при причинении вреда здоровью каждого потерпевшего;

3) не более чем шестьсот рублей за один килограмм веса багажа и одиннадцать тысяч рублей за иное имущество при причинении вреда имуществу каждого потерпевшего. Общая сумма компенсационной выплаты по имуществу каждого потерпевшего не может быть более чем двадцать три тысячи рублей.

1.1. Рассматривать требования о компенсационных выплатах, осуществлять компенсационные выплаты могут также страховщики, действующие за счет профессионального объединения страховщиков на основании заключенных с ним договоров. (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

2. Требование о компенсационной выплате, в том числе требование о предварительной выплате, предъявляется к профессиональному объединению страховщиков в том же порядке и на тех же условиях, что и требование о выплате страхового возмещения к страховщику. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

3. После осуществления компенсационной выплаты, произведенной не позднее даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов, профессиональное объединение страховщиков вправе предъявить к страховщику требование о взыскании суммы произведенной компенсационной выплаты. Указанное право требования осуществляется профессиональным объединением страховщиков в том же порядке и на тех же условиях, в соответствии с которыми лицо, получившее компенсационную выплату, могло бы осуществить свое право требования к страховщику. (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

4. Профессиональное объединение страховщиков имеет право требования к страховщику в определяемом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» размере сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат после даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов. (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

5. В пределах суммы компенсации недостающей части активов, осуществленной в соответствии с пунктом 4.1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона, к профессиональному объединению страховщиков переходит право требования недостающей части активов при передаче страхового портфеля по обязательному страхованию, которое страховщик, принявший страховой портфель, имел к страховщику, передавшему страховой портфель. (в ред. Федерального закона от 18.12.2018 N 473-ФЗ)

1. В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по обязательному страхованию члены профессионального объединения страховщиков формируют перестраховочный пул для перестрахования рисков гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

2. Участие членов профессионального объединения страховщиков в перестраховочном пуле является обязательным.

3. Права и обязанности участников перестраховочного пула, порядок распределения между участниками пула рисков, принятых пулом, условия солидарной ответственности участников пула, условия перестрахования в пуле и перестрахования пулом, порядок ведения дел и принятия решений пулом, вопросы взаиморасчетов между участниками пула по страховым премиям, выплате страхового возмещения и иным затратам, порядок разрешения разногласий и споров между участниками пула определяются соглашением о перестраховочном пуле. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

4. Не допускается принятие перестраховочным пулом рисков по видам страхования иным, чем обязательное страхование.

5. Участники перестраховочного пула, имеющие право принимать часть риска осуществления страхового возмещения по договору обязательного страхования, не вправе отказаться от принятия приходящейся на их долю части риска. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

6. Члены профессионального объединения страховщиков не вправе перестраховывать риск страхового возмещения, принятый ими по договору обязательного страхования, у других страховщиков (в других пулах), за исключением случаев осуществления перестрахования указанного риска от имени пула. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

1. Выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение компенсации, должен направить юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, письменное заявление о выплате компенсации и документы, необходимые для получения компенсации, в том числе документ о произошедшем событии на метрополитене и его обстоятельствах. Форма, порядок заполнения письменного заявления выгодоприобретателя о выплате компенсации и документа о произошедшем событии на метрополитене и его обстоятельствах, предоставляемого юридическим лицом, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном, перечень документов, необходимых для получения компенсации в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также порядок выплаты такой компенсации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

2. Юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, не вправе требовать от выгодоприобретателя представления других документов.

3. Если право на получение компенсации по одному случаю причинения вреда имеют несколько выгодоприобретателей и один из них представил юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, необходимые документы, другие выгодоприобретатели вправе не представлять повторно уже имеющиеся у этого юридического лица и относящиеся к этому случаю причинения вреда документы.

4. Юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, освобождается от выплаты компенсации в случае:

1) причинения вреда вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;

2) причинения вреда вследствие умысла выгодоприобретателя.

5. При отсутствии оснований для отказа в выплате компенсации юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, обязано выплатить компенсацию в размере подлежащего возмещению вреда, величина которого определяется в соответствии с частью 2 статьи 8 и частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. В случае, если до выплаты компенсации юридическое лицо осуществило предварительную компенсацию, предусмотренную статьей 27 настоящего Федерального закона, сумма предварительной компенсации засчитывается в счет выплаты компенсации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

6. Юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, обязано выплатить выгодоприобретателю компенсацию или направить ему мотивированный отказ в течение тридцати календарных дней со дня получения юридическим лицом всех документов, которые ему должны быть представлены в соответствии с настоящей статьей.

7. При несоблюдении установленного частью 6 настоящей статьи срока осуществления выплаты компенсации в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного юридическим лицом, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном, такое юридическое лицо за каждый день просрочки уплачивает выгодоприобретателю неустойку (пеню) в размере одного процента от несвоевременно выплаченной суммы компенсации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

7.1. При несоблюдении установленного частью 6 настоящей статьи срока направления выгодоприобретателю мотивированного отказа в выплате компенсации юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, за каждый день просрочки уплачивает ему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленного частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона размера страховой суммы по виду причиненного вреда. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 277-ФЗ)

1. В случае причинения вреда жизни потерпевшего, а также в случае наличия одного из квалифицирующих признаков причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего выгодоприобретатель вправе направить юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, письменное заявление о выплате ему части компенсации до истечения установленного частью 6 статьи 26 настоящего Федерального закона срока исполнения юридическим лицом, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном, обязанности по выплате компенсации.

2. Юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, обязано выплатить в счет выплаты компенсации выгодоприобретателю часть компенсации в размере ста тысяч рублей (предварительная компенсация) в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения таким юридическим лицом письменного заявления выгодоприобретателя о выплате ему части компенсации, а также документов, предусмотренных частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)

3. Предварительная компенсация засчитывается в счет выплаты компенсации.

4. Если в случае причинения вреда жизни потерпевшего письменные заявления о предварительной компенсации поданы юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, несколькими выгодоприобретателями, сумма предварительной компенсации распределяется юридическим лицом в равных долях между всеми выгодоприобретателями, которые подали указанные заявления к моменту осуществления предварительной компенсации.

1. Если в случае причинения вреда жизни потерпевшего право на получение компенсации имеют несколько выгодоприобретателей, сумма этой компенсации распределяется между ними следующим образом:

1) лицо, понесшее расходы на погребение, имеет право на выплату ему части компенсации, равной фактически понесенным и документально подтвержденным необходимым для погребения потерпевшего расходам, но не более чем двадцать пять тысяч рублей;

2) оставшаяся после возмещения указанных в пункте 1 настоящей части расходов на погребение часть компенсации распределяется поровну между всеми выгодоприобретателями, за исключением выгодоприобретателя, вследствие умысла которого был причинен вред. Если лицо, понесшее расходы на погребение, является выгодоприобретателем только по этому основанию, оно не участвует в распределении между другими выгодоприобретателями части компенсации, оставшейся после возмещения расходов на погребение.

2. В случае причинения вреда жизни потерпевшего юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, после получения письменного заявления первого выгодоприобретателя о выплате компенсации не осуществляет выплату компенсации в течение тридцати календарных дней со дня предъявления этого требования. По истечении указанного срока юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, осуществляет выплату компенсации выгодоприобретателям, которые предъявили требование о ее выплате в указанный срок.

3. Срок выплаты компенсации, установленный в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона, при причинении вреда жизни потерпевшего начинает исчисляться со дня получения юридическим лицом, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном, всех документов, которые ему должны быть представлены выгодоприобретателем, первым предъявившим требование о выплате компенсации.

4. Выгодоприобретатель, который не получил свою часть компенсации в связи с тем, что он предъявил требование о выплате компенсации после выплаты компенсации другим лицам:

1) не утрачивает свое право на причитающуюся ему часть компенсации и вправе требовать от лиц, получивших причитающуюся ему часть компенсации, ее возврата, в том числе в судебном порядке;

2) не вправе обращать к юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном и ответственному за причиненный вред, свое требование в отношении причитающейся ему, но выплаченной другим лицам части компенсации.

Пассажирам всех видов транспорта повысят компенсации за аварии

Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года

Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также регулирует отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

3. В отношении перевозок пассажиров внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном) настоящий Федеральный закон применяется с учетом особенностей, установленных статьей 31 настоящего Федерального закона.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам легковыми такси.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Другие федеральные законы применяются к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ

Положения комментируемой статьи содержат отсылочную норму к правилам главы 59 ГК РФ, предметом регулирования которой являются вопросы обязательств вследствие причинения вреда. К указанной норме правоприменитель может обратиться в случае, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика. Кроме того, международные договоры имеют приоритет в применении ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна.

В целях применения положений, касающихся определения ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира воздушного судна, статьей установлен временной интервал между моментом прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и моментом, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.

В случаях применения главы 59 ГК РФ необходимо иметь в виду, что вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Кроме того, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Статья 1085 ГК РФ определяет объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья. Так, при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены законом или договором.

Определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья, установлено статьей 1086 ГК РФ.

Кроме того, ГК РФ устанавливает порядок возмещения вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия (ст. 1087), возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст. 1088), возмещение расходов на погребение (ст. 1094).

В случае повышения стоимости жизни суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда подлежат индексации в установленном законом порядке.

Для того чтобы пассажиру был возмещен вред, законом установлена обязанность перевозчика страховать такой риск.

Это прямо предусмотрено ст. 4 федерального закона от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее № 67-ФЗ):

1. Обязательное страхование вводится в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и вида перевозок, создания единых условий возмещения причиненного вреда, а также установления процедуры получения выгодоприобретателями возмещения вреда.

Таким образом, в общем виде у нас вырисовываются такие отношения:

• перевозчик хочет осуществлять доставление граждан до необходимого им места. Для этого он предусматривает риски возможного причинения вреда и обращается к страховщику;

• страховщик и перевозчик заключают договор в пользу гражданина, который пользуется услугами перевозчика;

• гражданин при необходимости имеет право требовать возмещения вреда.

На юридическом языке пассажир становится выгодоприобретателем – тем, кто может требовать возмещения нанесенного ему вреда.

При этом из ст. 5 № 67-ФЗ мы находим, что выступать в роли перевозчика может не только организация, осуществляющая перевозки (очевидно, имея в виду указание на ведение такой деятельности в организационной документации), но и любое физическое или юридическое лицо, которое:

1. фактически оказывает услуги по перевозке,

2. оказывает эти услуги оборудованным на восемь мест транспортным средством.


Это очень важный момент, который позволяет ссылаться на положения данного закона в случае спора, где установлены нижние пределы сумм страхования риска возмещаемого вреда. В отношении таких недобросовестных перевозчиком установлена ответственность:

…при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Перевозчик, который не застраховал свою ответственность, помимо обязанности выплатить страховую сумму на общих основаниях несет и административное наказание. Из ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ):

…влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно положениям № 67-ФЗ и гражданского законодательства такими лицами могут быть:

1. сам потерпевший,

2. в случае смерти потерпевшего – лица, находившиеся у него на иждивении, то есть для которых он являлся кормильцем,

3. при отсутствии лиц на иждивении:

• супруг;

• родители;

• усыновители;

• дети,

у которых уже потерпевший находился на иждивении. То есть меняется местами положение потерпевшего.

4. При возмещении расходов на погребение – лица, которые осуществили эти действия.

Важным документом в данном случае является договор обязательного страхования, который заключают перевозчик и страхователь (организация, оказывающая услуги по страхованию). В нем фиксируются все основные условия, связанные с наступлением страхового случая. Отдельно в ст. 8 указано на определение страховой суммы в каждом конкретном случае. Сумма не фиксирована и в зависимости от возникшей ситуации может меняться.

При этом важный момент в отношении сумм – в законе прямо указан порог, ниже которого суммы страхуемого риска не могут быть изменены:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Это очень важно при формировании требований к перевозчику, когда наступили неблагоприятные последствия. Так мы знаем, в рамках каких сумм застрахован риск причинения вреда пассажиру.

Верховный Суд – о правах пассажиров

Закон обязывает перевозчика информировать всех пассажиров о страховании своей ответственности. Для этого информация разделяется на два вида.

1. Сведения о страховщике – организации, с которой перевозчик заключил договор обязательного страхования, это может быть:

• наименование;

• место нахождения;

• почтовый адрес;

• номер телефона.

2. Сведения о заключенном договоре:

• номер;

• дата заключения;

• срок действия;

Эта информация очень важна для понимания, к кому обращаться в случае причинения вреда. Закон определяет, что пути доведения до пассажиров этой информации могут быть разными (размещение в транспорте, транслирование), но пассажиры должны без труда ее получить.

Рассмотрим порядок обращения о возмещении вреда живого потерпевшего. Разбирая ст. 14 № 67-ФЗ, находим несколько важных положений.

1. Фиксация

Прежде всего, в момент наступления страхового случая необходимо его зафиксировать. Для полной защиты себя в случае спора стоит использовать любые подручные средства (фото, видео, расписки, свидетели).

С позиции закона же есть определенный документ, который подразделяется на виды. Из приказа Минтранса России от 27.12.2017 г. № 540:

1. При вреде жизни и здоровью, имуществу – «Документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах».

2. При порче багажа – «Коммерческий акт».

Данный документ составляется самим перевозчиком или тем, на кого он возложил эту обязанность – очевидно, имеются в виду разного рода представители, которые должны иметь соответствующие полномочия.

2. Последующие действия

1. Необходимо обратиться к страховщику с заявлением о возмещении причиненного вреда. Форма такого заявления установлена Центральным банком. Посмотреть его можно здесь.

2. Вместе с заявлением подаются документы, которые мы можем найти в приложении 3

к указанию Банка России от 19.09.2018 г. № 4914-У:

1) Документ, удостоверяющий личность потерпевшего.

2) Если потерпевший обращается не лично – документ, удостоверяющий личность такого человека, и документы, по которым можно определить, что представитель потерпевшего может требовать возмещения. Иными словами, подтверждение права на данное возмещение.

3) Документ о произошедшем событии на транспорте – как мы рассматривали выше, этот документ оформляется перевозчиком, поэтому важно затребовать его составления в момент причинения вреда.

4) Если такие документы имеются:

-документы об административном правонарушении;

-документы в отношении движения уголовного дела.

В случае вреда имуществу:

1. Произвольная опись испорченного или утраченного имущества.

2. Примерная стоимость имущества – правил определения таких цен нет, видимо, стоит исходить из рыночных.

3. Стоимость на восстановление имущества – здесь полегче, действительно при ремонте, например, можно сохранить чек.

4. Багажная квитанция или иной документ о перевозке имущества. Отметим, что предоставляется только при наличии у человека такого документа.

5. Если имущество получает представитель умершего – свидетельство о смерти и праве на наследство умершего.

1. Перевозчик, который оказывает услуги по перевозке граждан маршрутным транспортом, должен быть застрахован.

2. Застраховано должно быть и иное лицо, которое фактически оказывает услуги по перевозке.

3. Страхование является обязательным.

4. Сведения о страховой организации должны быть сообщены гражданам.

5. При наступлении страхового случая необходимо максимально точно все зафиксировать.

6. За возмещением вреда необходимо обращаться с заявлением и документами к страховой организации.

Комментируемая статья декларирует, что ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира является внедоговорной и строится по общегражданским правилам (гл. 59 ГК). Соответственно, транспортные законы не могут вводить правила, устанавливающие иные основания ответственности или ограничивающие объем ответственности перевозчика. Повышенная ответственность перевозчика может быть установлена законом или договором, но в действующих транспортных кодексах и уставах такая повышенная ответственность не установлена.

Смежные с авторскими права

Смягчающие и отягчающие обстоятельства УК РФ

Увольнение по соглашению сторон и запись в трудовой

Ответственность за разглашение персональных данных

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Нелишне будет обратить внимание, что при перевозках общественным транспортом (например, в городском автобусном сообщении) право на выплату по ОСГОП сохраняется даже в случае, если пассажир не оплатил проезд на момент наступления события.

А как быть, если человек получает травму при входе или выходе из автобуса? Покрывается ли это договором страхования ответственности перевозчика?

Нормативно установлено, что возмещается ущерб, причиненный во время периода перевозки. При этом законодательно определено, что «перевозка пассажиров включает в себя … период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства».

Таким образом, человек начинает считаться пассажиром уже при посадке в транспортное средство независимо от приобретения билета, и считается таковым вплоть до выхода. Как поясняют специалисты по урегулированию убытков в некоторых страховых компаниях, ответственность перевозчика начинается в момент объявления (начала) посадки в транспортное средство и заканчивается, когда пассажир вышел и транспорт отъехал.

Если, предположим, пострадавший начал заходить и одной ногой стоял в автобусе, а водитель закрыл дверь и тронулся (или если человек вышел, но не успел отойти, а автобус тронулся и задел его) – такие события будут признаны страховыми случаями. Однако следует убедиться, что в официальных документах о происшествии зафиксирована формулировка «при выходе из транспортного средства» или «при посадке в транспортное средство», чтобы избежать недоразумений при урегулировании убытка в страховой компании.

Полный перечень документов, которые потребуются для выплаты, определен правилами и законом о страховании ответственности перевозчика.

18.1.1. Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира и обеспечивает своевременное страхование такой ответственности.

18.1.2. Перевозчик и пассажир за нарушение таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность Перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке на территории Российской Федерации жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с действующим законодательством РФ, если договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности Перевозчика, а при международной перевозке определяется международными договорами Российской Федерации.

Глава XIII. ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, ИХ БАГАЖА И ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ

18.3.1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) зарегистрированного багажа после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи пассажиру или до передачи его, согласно установленным Правилам, другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

18.3.2. Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, связанных с процессом перевозки, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

18.3.3. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, если не докажет, что они не являлись результатом умышленно совершенных действий (бездействий) Перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки

18.4.1. За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения при воздушной перевозке на территории Российской Федерации Перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от Перевозчика.

18.4.2. За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения при международной воздушной перевозке Перевозчик несет ответственность в соответствии с конвенциями, касающимися международных воздушных перевозок, документами ИКАО, а также положениями действующих международных договоров и соглашений Российской Федерации.

18.5.1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире при воздушной перевозке на территории Российской Федерации, Перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

  1. за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности;
  2. за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более чем в установленных федеральным законом сумм за килограмм веса багажа или груза;
  3. за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более суммы, установленной федеральным законом.

18.5.2. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии, исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором багаж или груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

18.5.3. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящиеся при пассажире, при международных воздушных перевозках Перевозчик песет ответственность в соответствии с конвенциями, касающимися международных воздушных перевозок, документами ИКАО, а также положениями действующих международных договоров и соглашений Российской Федерации.

18.6.1. Ответственность Перевозчика не должна превышать сумму реально нанесенного ущерба.

18.6.2. Перевозчик не несет ответственность и не возмещает убытки за ущерб, возникший прямо или косвенно из-за соблюдения им законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов и настоящих Правил, или из-за несоблюдения их Пассажиром.

18.6.3. Перевозчик не несет ответственности за ущерб, возникший не по вине Перевозчика или по какой-либо неподконтрольной ему причине (в том числе стихийное бедствие, погодные условия, акты незаконного вмешательства, требования государственных органов и т.д.).

18.6.4. Перевозчик не несет ответственности, если смерть или повреждение здоровья Пассажира явились результатом состояния его здоровья.

18.6.5. Перевозчик не несет ответственности перед Пассажиром по иску, предъявленному ему лицом или от его имени в отношении лица, которое намеренно нанесло ущерб, приведший к смертельному исходу, телесному повреждению Пассажира или повреждению его багажа при перевозке.

18.6.6. Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которых он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело, в частности, вследствие:

  1. вины лица, сдавшего или получившего багаж;
  2. естественных свойств перевозимых предметов;
  3. недостатков упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого багажа;
  4. особых свойств, находящихся в багаже предметов или веществ, требующих специальных условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении.

18.6.7. Перевозчик не несет ответственности:

  1. за недостачу массы перевозимого багажа в случае прибытия и сдачи его Пассажиру в исправной упаковке, без следов хищения и повреждения, если Пассажир не докажет, что недостача багажа имела место или произошла по вине Перевозчика;
  2. за задержку в доставке багажа из-за обстоятельств, не зависящих от Перевозчика, в частности;
  3. вследствие неблагоприятных метеорологических условий, стихийного бедствия, вмешательства в перевозочный процесс и уполномоченных на это лиц и др.;
  4. за повреждение хрупких и непрочных вещей, за деньги, ювелирные изделия, драгоценные металлы, изделия из серебра, ценные и деловые бумаги, медикаменты, ключи, паспорта, удостоверения и другие вещи, которые не принимаются в качестве зарегистрированного багажа вне зависимости от того, знает Перевозчик о наличии этих вещей в багаже или нет.

18.7.1. Если Перевозчик понес ущерб по вине Пассажира, то Пассажир несет материальную ответственность в пределах причиненного ущерба с доказанной упущенной выгодой.

18.7.2. Пассажир несет ответственность за невыполнение:

  1. распоряжения командира ВС;
  2. правил Перевозки;
  3. правил по обеспечению пожарной безопасности, санитарных, гигиенических и санитарно-противоэпидемических;
  4. правил перевозки опасных веществ или предметов;
  5. правил безопасности полета (попытка открыть дверь, люк самолета, отказ от пристегивания ремнем безопасности, курение в неположенном месте и т.д.).

18.7.3. Пассажир несет ответственность за нарушение общественного порядка в аэровокзалах и городских агентствах, аэропортах, на аэродромах и воздушных судах, в том числе за противоправные действия относительно других Пассажиров и персонала Перевозчика.

18.7.4. Пределы административной и уголовной ответственности устанавливаются в соответствии с законодательством РФ или законодательством страны пребывания.

18.7.5. За утрату, недостачу, повреждение (порчу) или просрочку доставки багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках Перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Информация об ограничении ответственности Перевозчика перед пассажиром за килограмм зарегистрированного багажа при его утрате, недостаче, повреждении (порче) во время воздушной перевозки или просрочке доставки в пункт назначения указывается в билете в главе «Уведомление об ограничении ответственности Перевозчика за багаж».

За что отвечает перевозчик? Правила возмещения вреда

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17

      «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 08.12.2020)

      «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»

    • Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ (ред. от 16.12.2019)

      «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    Разъяснена ответственность перевозчика за причинение вреда здоровью пассажирам

    • Охрана труда (5)
    • Промышленная безопасность (4)
    • Федерализм (1)
    • ЧС и пожарная безопасность (8)
    • Экология (7)

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Анастасия, Москва 20.04.2021Раздел: Возмещение ущерба

    Моей дочери принадлежит 1/4доли дачного дома. 1/2доли принадлежала брату моего мужа.1/4доли сыну моего мужа от первого брака
    На даче всегда проживали и польэовались ею только-мой муж, я, совместная дочь. Дача осталась после смерти родителей моего мужа и не была узаконена. После внезапной смерти мужа, его брат узаканивает дачу только на себя .Случайно узнав об этом, я подаю в суд. Результат 1/4 доля дачи нашей совместной дочери. Прошло еще 8 лет. И только я с дочкой ухаживали за этим домом.Чтобы спасти от гибели и разрушения дачного досчатого дома, мы произвели его ремонт, поменяли крыши всех строений и огородили участок забором. Можем ли мы возместить понесенные нами расходы на ремонт, взыскав их в брата мужа, ведь это и его собственность тоже?

    Алексей, Санкт-Петербург 18.04.2021Раздел: Возмещение ущерба

    1лет назад собственник сделал перепланировку расположения системы ХВС.Через 6 лет продал .квартиру. Год назад Лопнула труба ХВС.Иск предьявлен новому собственнику,который ничего не перестраивал.а проживает в квартире 5 лет.Кто должен отвечать? Как доказать причастность прежнего собственника к заливу квартиры? Ведь прошло уже 11 лет и неизвестно где старый собственник.Его надо разыскивать или уже прошло много лет.

    Сергей, Химки 15.04.2021Раздел: Возмещение ущерба

    Как правильнее изложить причинно- следственную связь, когда в результате пожара на территории ответчика сгорел дом истца: Причиной пожара явилось воспламенение строительных конструкций бани от пламени костра или искры от костра. Таким образом, поскольку ответчики являются собственниками дома № _и участка по адресу _, и именно из-за действий лиц, проживавших в доме и пользовавшихся участком с разрешения собственников, и возник пожар, то именно ответчики должны возмещать вред. Так правильно или по другому как-то?

  • Письмо ФНС России от 07.02.2020 N БС-4-11/2002@ (ред. от 14.04.2021)
  • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/374@ (ред. от 14.04.2021)
  • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/373@ (ред. от 14.04.2021)
  • Приказ ФАС России от 30.10.2020 N 1055/20 (ред. от 13.04.2021)
  • Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 22.10.2020 N 191 (ред. от 12.04.2021)
  • Приказ Росрыболовства от 03.12.2020 N 648 (ред. от 09.04.2021)
  • Приказ Минсельхоза России от 24.07.2020 N 414 (ред. от 09.04.2021)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 (ред. от 09.04.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по тхэквондо на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0470001611Я. В спортивных дисциплинах, содержащих в своем наименовании слово ВТФ
  • Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021)

1. Глава 59 ГК РФ устанавливает общее правило, согласно которому вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). Юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей (ст. 1068 ГК РФ). Юридическое лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (ст. 1072). Юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в частности с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником (ст. 1079 ГК РФ). Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с комментируемой статьей, могут быть увеличены законом или договором (ст. 1085 ГК РФ).

2. Транспортные уставы и кодексы регулируют ответственность за причинение вреда пассажиру не одинаково. Статья 113 УЖТ РФ ограничивается общей отсылкой к законодательству РФ. ВзК РФ дополнительно уточняет, что ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна охватывает период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром (ст. 117 ВзК РФ). На морском транспорте существует правило об ограничении ответственности перевозчика. В соответствии со ст. 360 КТМ РФ по требованиям возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажиров судна, если они возникли из одного и того же происшествия, пределом ответственности судовладельца является сумма 175 тысяч расчетных единиц, умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с пассажирским свидетельством. Очевидно, что в тех случаях, когда предел такой ответственности окажется ниже предела ответственности, установленного по правилам гл. 59 ГК РФ, приоритет будут иметь правила ГК РФ, а ст. 360 КТМ РФ применяться не должна.

3. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

4. Судебная практика:

— Определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 02.09.2014 по делу N 33-11427/2014;

— Определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 07.07.2014 по делу N 33-14612/2014;

— Определение СК по гражданским делам Пензенского областного суда от 22.04.2014 по делу N 33-1014;

— Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15.04.2014 по делу N 33-5188/2014;

— Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17.03.2014 по делу N 33-840/2014;

— Определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 13.01.2014 по делу N 33-19/2014;

— Определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17.09.2013 по делу N 33-7518/13;

— Определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11.06.2013 по делу N 33-4505/2013;

— Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28.05.2013 по делу N 33-6493/2013;

— Определение Пермского краевого суда от 04.03.2013 по делу N 33-1262А;

— Определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 13.02.2013 по делу N 33-767;

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.07.2012 N 33-11334/12.

Причинение вреда жизни и здоровью пассажира

  • Статья 784. Общие положения о перевозке
  • Статья 785. Договор перевозки груза
  • Статья 786. Договор перевозки пассажира
  • Статья 787. Договор фрахтования
  • Статья 788. Прямое смешанное сообщение
  • Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования
  • Статья 790. Провозная плата
  • Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза
  • Статья 792. Сроки доставки груза, пассажира и багажа
  • Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке
  • Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
  • Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
  • Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
  • Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов
  • Статья 798. Договоры об организации перевозок
  • Статья 799. Договоры между транспортными организациями
  • Часть первая гражданского кодекса. Часть первая гражданского кодекса
    • Раздел I. Общие положения
      • Подраздел 1. Основные положения
        • Глава 1. Гражданское законодательство
        • Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав
      • Подраздел 2. Лица
        • Глава 3. Граждане (физические лица)
        • Глава 4. Юридические лица
          • Параграф 1. Основные положения
          • Параграф 2. Коммерческие корпоративные организации
          • Параграф 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
          • Параграф 6. Некоммерческие корпоративные организации
          • Параграф 7. Некоммерческие унитарные организации
        • Глава 5. Участие российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
      • Подраздел 3. Объекты гражданских прав
        • Глава 6. Общие положения
        • Глава 7. Ценные бумаги
          • Параграф 1. Общие положения
          • Параграф 2. Документарные ценные бумаги
          • Параграф 3. Бездокументарные ценные бумаги
        • Глава 8. Нематериальные блага и их защита
      • Подраздел 4. Сделки. решения собраний. представительство
        • Глава 9. Сделки
          • Параграф 1. Понятие, виды и форма сделок
          • Параграф 2. Недействительность сделок
        • Глава 9.1. Решения собраний
        • Глава 10. Представительство. доверенность
      • Подраздел 5. Сроки. исковая давность
        • Глава 11. Исчисление сроков
        • Глава 12. Исковая давность
    • Раздел II. Право собственности и другие вещные права
      • Глава 13. Общие положения
      • Глава 14. Приобретение права собственности
      • Глава 15. Прекращение права собственности
      • Глава 16. Общая собственность
      • Глава 17. Право собственности и другие вещные
      • Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
      • Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
      • Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав
    • Раздел III. Общая часть обязательственного права
      • Подраздел 1. Общие положения об обязательствах
        • Глава 21. Понятие обязательства
        • Глава 22. Исполнение обязательств
        • Глава 23. Обеспечение исполнения обязательств
          • Параграф 1. Общие положения
          • Параграф 2. Неустойка
          • Параграф 3. Залог
          • Параграф 4. Удержание вещи
          • Параграф 5. Поручительство
          • Параграф 6. Независимая гарантия
          • Параграф 7. Задаток
          • Параграф 8. Обеспечительный платеж
        • Глава 24. Перемена лиц в обязательстве
          • Параграф 1. Переход прав кредитора к другому лицу
          • Параграф 2. Перевод долга
        • Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств
        • Глава 26. Прекращение обязательств

        1. Статья сохраняет норму гражданского права РФ, согласно которой ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажира независимо от заключения им договора перевозки носит характер внедоговорной (деликтной) ответственности вследствие причинения вреда и наступает по правилам гл. 59 ГК.

        2. Такое решение означает установление более строгой ответственности перевозчика, ибо согласно ст. 1079 ГК использование транспортных средств рассматривается как деятельность с повышенной опасностью для окружающих и ответственность причинителя вреда наступает независимо от его вины (см. коммент. к этой статье).

        3. Повышенная ответственность перевозчика может быть предусмотрена законом или договором перевозки. В настоящее время такое регулирование установлено ст. 96 ВК, согласно которой перевозчик несет ответственность за вред, причиненный смертью или повреждением здоровья пассажира при воздушной перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла самого потерпевшего.

        Повышенная ответственность за вред, причиненный здоровью пассажира радиационным воздействием транспортных средств, использующих ядерные реакторы, вытекает из ст. ст. 3, 53 и др. статей Закона об атомной энергии. Такая ответственность наступает без вины и исключается вследствие непреодолимой силы, военных действий, вооруженных конфликтов и умысла потерпевшего (ст. 54 Закона). Однако предел такой ответственности может быть ограничен (ст. 55 Закона).

        4. При международных перевозках ответственность перевозчика перед пассажиром определяется условиями соответствующих международных соглашений (транспортных конвенций), обязательных для РФ, и может быть ими ограничена определенным максимальным пределом.

        • Арбитражный процессуальный кодекс

        • Бюджетный кодекс

        • Водный кодекс

        • Воздушный кодекс

        • Градостроительный кодекс

        • Гражданский кодекс часть 1

        • Гражданский кодекс часть 2

        • Гражданский кодекс часть 3

        • Гражданский кодекс часть 4

        • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

        • Жилищный кодекс

        • Земельный кодекс

        • Кодекс административного судопроизводства

        • Кодекс внутреннего водного транспорта

        • Кодекс об административных правонарушениях

        • Кодекс торгового мореплавания

        • Лесной кодекс

        • Налоговый кодекс часть 1

        • Налоговый кодекс часть 2

        • Семейный кодекс

        • Таможенный кодекс Таможенного союза

        • Трудовой кодекс

        • Уголовно-исполнительный кодекс

        • Уголовно-процессуальный кодекс

        • Уголовный кодекс


        Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *