Лишение водительских прав за скрытие с места ДТП судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишение водительских прав за скрытие с места ДТП судебная практика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Действующее законодательство трактует ДТП как ситуацию, возникшую с участием одного или нескольких транспортных средств, в результате которой были повреждены авто, сооружения, причинен вред здоровью и жизни людей. Отъезд с места случившегося называется неумышленным, если автолюбитель не заметил аварии. Факторами, помешавшими ему осознать происшедшее, являются:

  • Плохая видимость из-за погодных условий (туман, сильный дождь, снег);
  • Громкие звуки в авто или на парковке, не позволяющая услышать звук удара;
  • Незначительность случившегося, из-за которой не было звука удара, скрежета и прочих признаков ДТП.

Оставление места ДТП включает ситуации, когда водитель изменил положение своего авто или отогнал его на несколько метров. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена статьей 12.27 Кодекса об административных правонарушениях, при этом не играет роли умышленно или неумышленно было оставлено место происшествия. Чтобы избежать ответственности за содеянное, гражданину нужно доказать, что в действиях не было злого умысла. Подобные вопросы решаются в суде.

Что делать и какие наказания, если водитель покинул место ДТП?

Чтобы быть готовым к любому развитию событий и максимально обезопасить себя от судебных тяжб и обвинений в серьезном нарушении, следует придерживаться всего нескольких правил:

  1. После совершения опасного маневра следует осмотреть проезжую часть на предмет транспортного происшествия. Если же возникают какие-либо сомнения, внимательно изучается запись видеорегистратора.
  2. При удовлетворении претензий пострадавшей стороны на месте и без сотрудников ГИБДД необходимо собрать подписи минимум двух свидетелей, которые осведомлены о произошедшем. Ими могут служить пассажиры обоих сторон, если не являются близкими родственниками участников ДТП. Когда имеются свидетельские подтверждения место происшествия можно покинуть.
  3. С вынужденным оставлением места ДТП (вероятность затора, доставка пострадавшего в больницу) перед отъездом автомобили обязательно фиксируются в положении, в котором они остановились сразу после столкновения. При бесконтактном ДТП правило касается только пострадавшего, виновник может убрать автомобиль в сторону без дополнительных мер.
  4. Если Госавтоинспекция уже выдвинула обвинение в оставлении места ДТП, нужно незамедлительно обратиться к автоюристу. Он поможет со сбором доказательной базы и грамотной подачей заявления в суд.

Своевременные действия по урегулированию обвинения помогут быстрее решить вопрос с Госавтоинспекцией и пострадавшей стороной.

Действующее законодательство дает право водителю-виновнику покинуть место аварии, если ДТП имеет незначительный характер, автолюбители договорились о компенсации полюбовно, не составляя никаких бумаг. Такой исход неблагоприятен для виновника: если потерпевший передумает и вызовет сотрудников ГИБДД, доказать свою правоту будет нечем. Чтобы не рисковать, нужно подготовить расписку с указанием характера повреждений и суммы возмещения. Если сумма убытков не превышает 100 тыс. руб., не нанесен вред здоровью людей, у водителей есть полисы ОСАГО, то они могут прийти к компромиссу, не вызывая сотрудников ГИБДД, зафиксировать случившееся самостоятельно, оформить все по Европротоколу и разъехаться.

Для юридической ответственности обязательным условием является установление факта вождения гражданином транспортного средства во время происшествия. Событие должно соответствовать всем признакам несчастного случая, то есть быть таким, в котором нанесен вред транспорту и люди пострадали. В этом случае основной особенностью вождения транспортного средства является его нахождение в движении.

Независимо от характера аварии, правила дорожного движения предусматривают ряд обязательных требований, которые должны выполняться участниками дорожного происшествия.

Вот общие требования:

  • оказывать первую помощь пострадавшим, если в результате аварии причинен физический вред;
  • определить местонахождение автомобиля, прежде чем устанавливать все обстоятельства происшествия, поставить аварийные знаки;
  • запрещено покидать место происшествия до оформления всех процессуальных документов с участием сотрудников ГИБДД или самих водителей.

Несоблюдение этих требований будет рассматриваться как правонарушение с последующим наказанием по административному кодексу.

Уход с места происшествия, независимо от его тяжести, является административным правонарушением. Ответственность регулируется Кодексом об административных правонарушениях.

Если с момента происшествия и подачи дела в суд прошло более 2 или 3 месяцев, виновник может просто забыть о случившемся. Если срок исковой давности еще не истек, законопослушный гражданин, который попал в аварию, должен смягчить наказание, добровольно явиться в дорожную инспекцию и сообщить, что он сделал. Согласно ст. 4.2, ч. 1.3, 1.4 КоАП, это смягчающее обстоятельство.

Уезд с места происшествия может считаться непреднамеренным, если по какой-либо причине водитель не заметил происшествия.

Этими основаниями могут быть:

  • плохая видимость дороги по причине погодных условий;
  • громкая музыка в машине, которая не дает слышать иные звуки;
  • малая авария, которая не сопровождалась скрежетом, стуком и т.д.

За ненамеренный выезд из места инцидента санкции такие же, как и за намеренный. Это связано с тем, что понятие неумышленное оставление не учтено законодательством.

К обстоятельствам, которые могут смягчить ответственность за административное нарушение закона (покидания места происшествия), можно отнести:

  • своевременное раскаяние преступника (желательно на стадии подготовительного следствия);
  • устранение сути нарушения закона без участия правоохранительных органов (возвращение на место происшествия);
  • самостоятельный доклад в акте ГИБДД;
  • поддержка в проводимом расследовании;
  • добровольное покрытие убытков на стадии расследования;
  • совершение правонарушения не достигшим совершеннолетия гражданином;
  • совершение правонарушения женщиной, которая беременна или же имеет малыша.

Полностью избежать расследования и ответственности не получится.

Лишение прав за ОСТАВЛЕНИЕ МЕСТА ДТП

Существует несколько способов избежать максимальной ответственности не лишиться своего водительского удостоверения из-за неумышленного оставления места ДТП.

Самый первый вариант, к которому инстинктивно прибегает каждый автомобилист, желающий сохранить свое водительское удостоверение – утверждать, что никакого дорожно-транспортного происшествия не было. В соответствии с нормами российского законодательства, водитель может быть и не привлечен к ответственности в том случае, если он действительно не заметил ДТП и уехал.

О том, что автомобилист, который неумышленно покинул место происшествия, может быть не привлечен к административной ответственности, свидетельствует следующее:

  1. Транспортному средству были причинены незначительные повреждения.
  2. В момент аварии была плохая видимость или высокая плотность движения.
  3. Спорная ситуация неоднозначна.
  4. Очевидцы и свидетели произошедшего отсутствуют.

Еще один способ избежать ответственности – аргументировать свое решение о выезде объективными фактами. К примеру, по закону допускается освобождение проезжей части, чтобы обеспечить возможность проезда прочими участниками дорожного движения.

Прибывшим на место аварии сотрудникам ГИБДД можно сообщить, что водитель действовал в условиях необходимости. К примеру, если автомобилист прекрасно знал, что именно грозит ему за нарушение ПДД, покинул место аварии, чтобы доставить в медицинское учреждение женщину, опасаясь ее скорых родов.

В таких исключительных случаях суд идет на встречу автолюбителя и смягчает наказание.

Далеко не всегда законодательство ограничивает перемещение водителей, запрещает им отлучаться с точки, где случился инцидент. При определенных обстоятельствах и виновник произошедшего, и жертва могут на какое-то время покинуть место аварии. Однако они должны в обязательном порядке вернуться обратно для официального оформления. Если все было выполнено в соответствии с установленным регламентом, наказание не предусмотрено.Прежде, чем начинать более детальный анализ установленного в случае аварии регламента, необходимо определить, что конкретно понимается под термином «оставление места дорожно-транспортного происшествия». Согласно общепринятой юридической трактовке, это ситуация, при которой водитель покидает аварию без основательных причин в попытке уйти от ответственности. В этом случае вся сопроводительная документация оформляется без его участия, работники Госавтоинспекции опрашивают очевидцев и свидетелей для формирования достоверной картины столкновения.

Минимальное время изъятия водительского удостоверения составляет один календарный год. Когда оставление места ДТП происходит в алкогольном или наркотическом опьянении, период лишения ВУ увеличивается. В этой ситуации виновная сторона привлекается сразу по двум статьям, когда истекает срок первой, в законную силу вступает вторая.

В судебной практике существует четыре способа, как не допустить изъятия ВУ. Более подробно о каждом из них ниже.

  • Затягивание сроков

Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что постановление о наложении административного взыскания должно быть вынесено не позднее, чем спустя три месяца после первого судебного заседания. При несоблюдении данного требования дело закрывается в связи с истечением срока давности.

  • Невозможность доказать наличие умысла

Если в ходе судебного разбирательства не удается доказать, что виновник решил покинуть место происшествия, осознавая всю ответственность происходящего, обвинения снимаются. Иными словами, чтобы избежать санкций, необходимо предоставить объективное и достоверное подтверждение того, что момент столкновения остался незамеченным и, следовательно, уезд произошел непреднамеренно. Справедливости ради стоит отметить, что сделать это нелегко.

  • Незначительность произошедшего

Как избежать ответственности при оставлении места ДТП

Лишения прав за оставление места ДТП можно избежать, если договориться с потерпевшей стороной до ее обращения в отделение ГИБДД с целью опознания. В данной ситуации ключевым фактором успешных переговоров выступает личная позиция оппонента, его желание идти на контакт. При условии «налаживания мостов» действовать следует по такому сценарию:

  • Виновник договаривается с потерпевшим о способах возмещения ущерба.
  • Пострадавший дает расписку о самостоятельном урегулировании конфликта, отсутствии каких-либо претензий.

Сначала нужно разобраться с понятием «уехал с места аварии». Когда речь идет о дорожном происшествии, то правильней будет «покинул место ДТП».

Это ситуация, когда водитель-нарушитель правил оставил место аварии, в котором он принял прямое участие. Это серьезное нарушение правил вождение, которое приводит к лишению водительских прав.

Также, вместе с термином «покинул место ДТП» стоит разобрать и сопутствующее понятие «дорожно-транспортное происшествие». Обычно, люди воспринимают аварию, как ситуацию на дороге, в которой были замешаны люди и транспортные средства.

Это не совсем так. Согласно определению (пункт 1.2 ПДД), ДТП – это происшествие, произошедшее при движении любого транспорта по дорожной полосе, и приведшее к аварии.

В итоге были повреждены автомобили, строения, сооружения, нанесен ущерб чужой собственности, а также пострадали (погибли, ранены и др.) люди. Все перечисленные факторы относятся к ДТП, но не все они обязательны.

Например, рядовое происшествие – столкновение двух автомобилей. Дальше должно последовать оформление ДТП с участием двух водителей.

Не получится избежать ответственности юридических лиц при оставлении места ДТП. Любое нарушение ПДД приводит к выплате штрафа, поступающего на счет службы ГИБДД.

За оставление места ДТП ответственность ложится не на лицо, которому был доверен автомобиль, а на владельца транспортного средства.

Согласно нормам КоАП РФ (ст. 12.27), административное наказание за проступок для юридического лица (арест на 15 суток, штраф 1000 рублей или лишение прав).

Также, если водитель, который находился за рулем в момент аварии, потом вернулся на место ДТП, мера пресечения будет снижена до минимума.

Суд при вынесении приговора будет учитывать все подобные детали. Это касается не только лица, который является владельцем транспортного средства, участвовавшего в аварии, но и водителя, который в момент происшествия находился за рулем автомобиля.

При этом, последний момент может стать ключевым для тех сотрудников, попавших в ДТП на дороге, числясь в данный момент при исполнении, например, на должности в транспортной компании.

Практически всегда о преступлениях становится известно. Особенно это актуально в последнее время, когда на каждом углу расставлены камера наружного наблюдения, автомобили оснащены регистраторами.

В такой ситуации найти виновника аварии не составляет труда. В итоге, кроме ответственности за саму аварию на плечи водителя ляжет и наказание за отъезд. Лучше никогда не покидайте место происшествия.

Также учтите, что за покидание места ДТП в одинаковой мере будут наказаны как виновник, так и пострадавшее лицо. Однако при оформлении документов в отсутствие одной из сторон, существует большая вероятность признания ее виновной в произошедшем нарушении.

Сразу стоит оговорить, что невозможно избежать наказания за скрытия с места аварии. Единственная лазейка – помощь профессионального адвоката, который попробует доказать, что состава нарушения нет совсем.

Но при сильных ранениях или смерти человека, о том, чтобы избежать меры пресечения даже не может быть и речи. Особенно если вы покинули место преступления.

Судебная практика по смягчающим факторам при скрытии с места ДТП достаточно сложная. Ситуация зависит от конкретных сопровождающих обстоятельств.

Например, если водитель незначительно повредил другой автомобиль, но считает, что он не виновен в происшествии, потому уехал с места ДТП, или просто скрылся, не заметив ситуации, то попытки смягчить наказание в суде могут увенчаться успехом.

Опять же, если на вашем счету труп или полностью разбитый автомобиль, то особого значения, был ли отъезд предумышленным, нет.

Начнем с того, что если вы действительно виноваты в случившемся, лучше отыскать пострадавшего и возместить ущерб. Так будет спокойней и правильней.

При этом, ваш кошелек все равно пострадает, ведь при вашей доказанной виновности страховая попытается взыскать с вас регресс своих расходов на выплаты потерпевшей стороне. Также по обоюдному согласию удастся избежать наказания при сокрытии с места ДТП.

Убедить суд в том, что вы действовали неумышленно сложно. Бывает, что суд совсем не привлекал к ответственности водителя покинувшего место аварии из-за отсутствия доказательной базы умышленного скрытия. Согласно презумпции невиновности, сначала нужно доказать вину.

Суд принимал во внимание, что повреждения были несерьезными, а из-за больших размеров транспорта (например, бус, грузовик и др.) и сильного потока машин, водитель действительно мог не заметить столкновения. Также учитывается, пытался ли пострадавший уведомить виновника об аварии.

За оставление места ДТП предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав от года до полутора лет либо арест до 15 суток. Как показывает статистика в 2021 году чаще всего за оставление места ДТП водителей лишают водительских прав. Связано это с тем, что арест по законодательству является более строгим наказанием и в связи с этим применяется в редких случаях. Однако остаться без водительских прав для многих водителей является более суровым наказанием.

Также необходимо знать, что срок давности составления протокола об административном правонарушении за оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ) предусмотрен 2 месяца, после чего административный материал направляется в суд. Таким образом, если в течении двух месяцев сотрудники ГИБДД не смогли разыскать водителя, который оставил место ДТП, то какое-либо наказание ему не грозит. Однако стоит сразу обратить внимание на то, что в наше время практически на каждом здании находятся камеры видеонаблюдения, видеозапись с которых сотрудники ГИБДД обязательно просматривают. Также само происшествие могут заметить свидетели (дворники, жители домов и др.) При выявлении автомашины, которая скрылась с места ДТП в ГИБДД проводят работу по вызову собственника данного транспорта. А автомашину подают в розыск и уже при попадании на первую дорожную камеру, она будет объявлена в «Перехват».

Допускается оставление места ДТП для освобождения проезжей части, так как создавать препятствия остальным участникам движения запрещают ПДД. Предыдущее местоположение машин обязательно зафиксируйте документально в виде схематического рисунка, на фото- или видеокамеру. Для этого желательно привлечь свидетелей (пассажиров, случайных очевидцев). Настаивайте, что после ДТП за вами образовалась большая пробка, поэтому вы были вынуждены переставить автомобиль в другое место.

Если в ДТП участвовали два водителя, имеющих полисы ОСАГО, при отсутствии пострадавших и разногласий по поводу обстоятельств события, можно урегулировать вопрос на месте. Обоюдное согласие подтверждается распиской, извещением по программе Европротокола. Предоставьте сотрудникам полиции или в суд схему ДТП и бланк извещения, составленные с участием второго водителя.

Подтвердите справкой из больницы, что после аварии вы или другие пострадавшие нуждались в срочной врачебной помощи, при этом возложить доставку других лиц было невозможно. Иные мотивы, в том числе преследование пострадавшим виновника ДТП, страх опоздания на работу или на встречу с партнером — не оправдают вашего проступка.

Привлечь за оставление места ДТП можно в течение 3 месяцев со дня нарушения. Следовательно, чем дольше сотрудники МВД тянут с оформлением документов и передачей их в суд, тем больше шансов избежать наказания. Желательно не пользоваться машиной в этот период, так как МВД наверняка будет вести розыск. Если сотрудник ГИБДД составит протокол и укажет вас как нарушителя — суда не миновать.

Если вышеперечисленные способы не возымели действия, чтобы избежать лишения прав можно просить судью о применении ареста. На практике такой вариант применяется редко, хотя 15 суток ареста могут оказаться «выгоднее», чем лишение прав на полтора года. Заставить суд применить именно арест, а не лишение прав, невозможно.

Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел

Если угроза наказания реальна, незамедлительно обращайтесь к юристу! Наши специалисты изучат ситуацию и разъяснят, как избежать ответственности и лишения прав. Учтите, что каждый случай индивидуален и требует тщательного правового анализа. Не зная нюансов закона и судебной практики, защитить себя самостоятельно невозможно. С помощью наших юристов вы сможете:

  • собрать доказательства своей невиновности;
  • выиграть спор со страховой компанией;
  • избежать лишения прав.

Помните, что после ДТП запрещено употреблять алкоголь, наркотики и психотропные средства. За это последует дополнительное наказание за КоАП РФ. По всем возникшим вопросам мы можете получить консультацию наших автоюристов!

Если имело место нарушение статьи 12 27 ч 2 КоАП РФ и вы ищете способы, как избежать наказания за оставление места ДТП, советуем незамедлительно обращаться к специалистам компании «Автоюрист Москва». Благодаря обширному практическому опыту нам удается найти решение проблемы даже в самых сложных случаях!

Весьма неприятным последствием для водителя в случае покидания места ДТП, согласно нормам, является наказание в виде запрета на управление автотранспортом на срок до полутора лет. Регрессный иск со стороны страховой организации также не является поводом для радости.

Некоторые водители, нарушившие часть 1 статьи 12 27, считают наказание неизбежным, поэтому отказываются даже посетить судебное заседание и попытаться воспользоваться своим законным правом доказать свою невиновность!

Такой способ нельзя считать рациональным, ведь в случае игнорирования проблемы суд гарантированно посчитает вас виновным и лишит водительских прав!

Если же ваш адвокат докажет, что вы оставили место аварии по крайней необходимости, речь пойдет об отсутствии состава правонарушения, что влечет снятие обвинения.

Таким образом, избежать наказания за оставление места ДТТ (12 27 часть 2 ) возможно только в том случае, если ваши интересы в суде представит хороший автоадвокат! Если вы нуждаетесь в консультации юриста по автоделам, звоните в нашу компанию – помощь вам гарантирована!


Ознакомьтесь с примером выигранного дела:

Выдержка из закона: статья 12.24 Кодекса

  1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

  2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет».

Как видно из приведенной нормы, административная ответственность за причинение вреда здоровью ограничиваются рамками легкого и средней степени тяжести вреда.

Если вредоносные последствия носят тяжкий характер, то ответственность наступает по правилам уголовного процесса, в пределах норм, установленных Уголовным кодексом РФ.

В обеих частях статьи в качестве наказания предусмотрен штраф или лишение водительских прав. То есть закон дает судье реальную возможность, при определенных условиях, назначить альтернативное наказание.

  1. Нарушение нормы ПДД РФ, должно состоять в причинно-следственной связи с фактом причинения вреда.

    Например, при столкновении транспортных средств на регулируемом перекрестке пострадал не пристегнутый ремнем безопасности пассажир автомобиля, водитель которого двигался на разрешающий сигнал светофора.

    К ответственности за нарушение, по статье 12.24 часть 2 КРФ об АП будет привлечен водитель, нарушивший правила проезда перекрестка.

    Несмотря на нарушения правил перевозки людей, водителем автомобиля, перевозившим не пристегнутого ремнем безопасности пассажира, ответственность водителя – перевозчика за причинение вреда здоровью исключается, в виду отсутствия причинно-следственной связи между нарушением и наступившим вредом.

  2. Степень тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, должна быть подтверждена заключением судебно-медицинской экспертизы (СМЭ).

    Цитата из закона: примечания к статье 12.24:

    1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

    2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть».

    Определение степени тяжести последствий, наступивших в результате дорожного происшествия, входит в задачи СМЭ, назначаемой в ходе дознания по делу. Законодательно эта процедура закреплена Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 N 522.

  3. Экспертиза назначается по завершении лечения потерпевшего или установлении ему окончательного клинического диагноза. Судебно-медицинский эксперт исследует все медицинские документы, содержащие описание хода лечения пострадавшего, анализирует установленный ему диагноз и выносит авторитетное заключение.

    Необходимо знать, что если потерпевшему были причинены телесные повреждения, но он по каким-либо причинам, не обратился в медицинское учреждение, лечился самостоятельно или пренебрег рекомендациями врача по диагностике травм, то в дальнейшем, эксперт не сможет определить степень вреда здоровью из-за отсутствия объективных данных истории болезни.

  4. Вред здоровью должен быть причинен третьим лицам (водителям, пешеходам, пассажирам), а не самому нарушителю.

  5. Нарушитель, на момент рассмотрения дела не привлекался к административной ответственности за нарушения норм ПДД РФ по факту дорожно-транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда здоровью.

    Например, применительно к рассмотренному выше ДТП на регулируемом перекрестке, если виновник был привлечен к ответственности за нарушение пункта 6.2 ПДД РФ по статье 12.12 (проезд на запрещающий сигнал светофора), последующее привлечение его же по статье 12.24 исключается.В силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ нарушитель не может привлекаться к ответственности за одно и то же административное правонарушение дважды.

Получить наказание, не связанное с лишением прав возможно, если:

  • потерпевший при рассмотрении дела в суде не будет настаивать на назначении лишения прав;

  • вами будут приняты меры к возмещению вреда, причиненного административным правонарушением в виде полной (частичной) компенсации морального и иного вреда, не покрываемого выплатой ОСАГО (приобщите доказательства к материалам дела);

  • в действиях пострадавшего имелись нарушения, которые способствовали возникновению аварийной ситуации (не умаляя собственной вины, акцентируйте внимание суда на этих обстоятельствах);

  • вы являетесь профессиональным водителем, водителем-инвалидом или используете транспортное средство для нужд, связанных с уходом за лицами, нуждающимися в вашей помощи (беспомощными, инвалидами и др.), то сообщите об этом суду и подтвердите документально ваши доводы;

  • на момент рассмотрения дела у вас отсутствуют не погашенные грубые нарушения ПДД РФ, по которым не истек годичный срок, исчисляемый со дня исполнения наказания (статья 4.6 КРФ об АП).

Статья 12.27 часть 2, предусматривает ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия его участником – водителем транспортного средства.

Наказание за такое нарушение назначается мировым судьей в виде лишения прав на срок от 12 до 18 месяцев, либо в виде административного ареста на срок до 15 суток.

Любой практикующий автоюрист, знакомый с ситуацией лично, согласится с тем, что в действующей редакции, рассматриваемая нами норма, приносит больше вреда, чем пользы. И вот почему.

+ Во-первых, закон «стимулирует» нарушителей скрываться с места происшествия. Например, недобросовестный виновник автодорожного происшествия находится в состоянии опьянения.

У такого водителя имеется выбор: либо нести ответственность по статье 12.8 часть 1 лишение прав до 2- лет со штрафом в размере 30000 рублей, с регрессом по ОСАГО или суброгацией по КАСКО, либо скрыться с места происшествия и попытаться избежать всех выше перечисленных последствий.

О том как избежать суброгации мы рассказывали здесь.

На практике многие «просвещенные» нарушители Правил дорожного движения, скрываются с места дорожного происшествия. При этом такого беглеца не всегда удается разыскать.

Но, даже в случае его поимки и изобличения, нарушитель получит максимум 18 месяцев лишения прав или вовсе отделается арестом в 3-5 суток.

+ Во-вторых, с введением в действие поправок в ПДД РФ относительно порядка оформления дорожных происшествий, любого водителя, решившего «полюбовно» вопрос с потерпевшим на месте происшествия, можно привлечь по этой статье.

За относительно небольшой срок действия «июльских 2015 года» поправок в ПДД РФ, в разы увеличилось количество лиц, обратившихся к нашим юристам за помощью в защите «виновных» водителей, привеченных к ответственности по части 2 статьи 12.27.

Вот эта злосчастная для многих водителей норма ПДД (пункт 2.6.1), которая при соблюдении указанных в ней условий позволяет водителям, цитата закона:

«оставить место дорожно-транспортного происшествия и не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов».

Статья в помощь:

Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

Как известно мораль – категория неправовая и её рамки достаточно подвижны.

Для отдельного сорта людей, которые жили при всех царях и во все времена, понятие стыда и позора не существует вовсе.

Именно такие индивидуумы и пользуются несовершенством правовых норм в своих ничтожных интересах. И вот как это проявляется на дороге.

Решив по взаимной договоренности все вопросы на месте аварии и воспользовавшись правом, закрепленным в зловредной норме 2.6.1 ПДД РФ, участники происшествия, не сообщая о нем в полицию и не оформляя никаких документов, разъезжаются с миром.

После чего один из них, который не ведает ни стыда, ни совести, мчится в полицию и заявляет о ДТП. Информация, поступившая от заявителя, регистрируется по системе учета сообщений, после чего оформляются все предусмотренные законом документы.

Статьи в помощь:

Схема дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

Осмотр места происшествия при ДТП

«Сбежавший» с места происшествия водитель объявляется в розыск.

Его задержание становится вопросом короткого периода времени, так как марка, модель номерные знаки автомобиля «беглеца» указаны «потерпевшим». Далее все по процессу: составляется протокол за оставление места происшествия.

Принятие окончательного решения по сфабрикованному факту об оставлении места дорожно-транспортного происшествия относится к компетенции мирового судьи.

Нетрудно предсказать каково будет решение, ведь закон требует от суда назначения наказания, то есть лишения водительских прав или ареста водителя.

Единственно возможным шансом на справедливость для виноватого без вины водителя будет обжалование постановления мирового судьи.

Наказание лишение прав за покидание места ДТП является один из распространенных, потому что, мало кто оставляет место ДТП, когда не заметил, или спешил куда-то по важным делам.

Чтобы обезопасить себя, Вам потребуется приложить не большие усилия, а именно:

  1. Позвонить в службу ГИБДД и сообщить о случившемся;
  2. Зафиксируйте подробно нанесение ущерба (составьте схему, сфотографируйте, или снимите на видео, зафиксируйте данные свидетелей, и другой стороны происшествия)
  3. Ваша задача состоит в том, чтобы обезопасить себя не только от дорожно-патрульной службы, но и от другой стороны ДТП, которая может ссылаться на то, что никаких претензий она не имеет, и в дальнейшем не возникнут проблемы.
  4. Не нужно верить на слово незнакомому человеку, а сделайте те действия, которые были указаны выше.

Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Казалось бы, за такое правонарушение невозможно избежать ответственности, однако есть случаи, в которых можно вернуть права за оставление места ДТП. К таким случаям можно отнести:

  • Крайняя необходимость – когда, вам срочно нужно ехать в больницу, чтобы отвезти туда тяжелобольного, которого вы туда везли,
  • Малозначительность правонарушения – произошло ДТП, однако серьезных последствий и значительного нарушения общественных норм и правил не последовало, причиненный ущерб катастрофически мал и не является существенным.
  • Вы предприняли попытку поймать виновника ДТП, который покинул место ДТП, участником которого вы тоже являетесь.
  • Вы не почувствовали столкновения с другим автомобилем и не стали останавливаться, продолжили движение.

При наличии указанных обстоятельств, вы можете избежать административной ответственности за оставление места ДТП, но это все надо подтвердить в суде и представить соответствующие доказательства.


О том, что вы покинули место дтп вы можете как знать, так и не знать (если не почувствовали столкновения), поэтому о том, что вы стали участником дтп можно узнать и через неделю, и через месяц. Процесс привлечения вас к ответственности будет происходит в судебном порядке у мировой судьи. Поэтому вам перед началом суда, желательно заранее ознакомиться с материалами дела, и опираясь на них готовить свою линию защиту.


Какое наказание грозит за оставление места ДТП

Также вы можете составить письменные объяснения, которые будут приобщены в материалы административного дела, в них вам необходимо описать

  • все обстоятельства произошедшего дтп, почему вы покинули место дтп (либо вам срочно нужно ехать в больницу и везти туда больного, либо то, что вы не почувствовали столкновения с другим автомобилем и на автомобиле отсутствуют какие-либо повреждения, существенного ущерба потерпевшему не было причинено),
  • что специально вы не хотели оставлять место аварии и только в силу обстоятельств сделали это.

Помимо объяснений потребуются и письменные доказательства, если вы везли в больницу человека, которыми будут являться выписка из больничной карты, справка о диагнозе, документ, подтверждающий привоз больного в день ДТП.


Другим фактором в вашу пользу будет являться тот факт, что вы работаете водителем, это ваш основной вид заработка, и что лишение прав поставит вас в серьезное материальное положение, для этого представьте в суд трудовой договор, трудовую книжку. При наличии каких-либо финансовых обязательств (кредит, ипотека, алименты) также можете представить соответствующие документы.

При наличии указанных выше обстоятельств, вы сможете с большей вероятностью избежать лишения прав за оставление места ДТП.


К юристу на консультацию обратился клиент, попавший в ДТП с мотоциклистом, который решил оставить место дтп и уехать, а клиент решил поехать за ним, чтобы вернуть его на место дтп. Однако этого не удалось сделать. Вызвав ГИБДД, клиент рассказал все как есть и то, что покинул место дтп, ну и составили на него протокол за оставление места аварии. После чего ему приходит повестка из суда, и он понимает, что ему грозит лишение водительского удостоверения. Выслушав клиента, юрист предложил вариант как избежать наказания и остаться с правами.


В суде линия защиты была построена следующим образом: так как клиент является потерпевшим, он предпринимал попытку задержания виновника, с его стороны нарушения общественных интересов не было, ущерб был нанесен ему. В итоге, суд встал на нашу сторону и прекратил административное дело в связи с малозначительностью правонарушения.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Чтобы ответственность по ст. 12.27 КоАП не была применена по отношению к автомобилисту, уехавшему с места аварии, следует представить убедительные доказательства оснований для этого.

Это могут быть:

  • записи видеорегистратора, фотоматериалы;
  • показания, данные очевидцами происшествия;
  • документальные основания – например, схема положения автомобилей, составленная уехавшим владельцем авто.

Лишения прав можно избежать, если истек срок, когда можно привлекать нарушителя к ответственности по закону. При отъезде с местоположения аварии срок этот составит 12 месяцев. При рассмотрении дел о нарушениях в судебном порядке во время заседания могут быть выявлены неточности, неправильное оформление. При любых процессуальных нарушениях велика вероятность прекращения дела, поскольку автомобилиста освобождают от ответственности.

ВНИМАНИЕ: При отсутствии в ДТП пострадавших и отсутствии разногласий между его участниками они могут спокойно покинуть место аварии, выполнив некоторые условия. Необходимо составить схему происшествия, заверить ее подписями участников, затем отправляться на ближайший пост ДПС и выполнить необходимые действия для оформления происшествия.

Если имеются пострадавшие, то водитель, являющийся участником ДТП, имеет право уехать с этого места для доставки их до ближайшего медицинского пункта. Но в таком случае после передачи пострадавших для оказания им помощи медработникам водителю следует вернуться назад. Перед тем, как покинуть место ДТП, следует обозначить, как именно были расположены автомобили, участвующие в аварии, следует заручиться показаниями свидетелей.

Крайне желательно выполнить фиксацию всех действий на видео – при возникновении спорной ситуации это поможет восстановить начальную картину происходящего. При оформлении происшествия по европротоколу отъезд с места аварии также не считается нарушением. Регистрация произошедшего выполняется без привлечения третьих лиц.

Для этого должны быть выполнены некоторые условия:

  1. В происшествии принимали участие не более двух авто.
  2. На оба ТС имеется действующий полис ОСАГО.
  3. Люди при ДТП не пострадали.
  4. У водителей нет разногласий по поводу обстоятельств аварии.

При наличии положительных ответов на каждый из пунктов водители могут заполнить извещение о происшествии – в дальнейшем этот документ поможет при общении с представителями страховых компаний. После подписывания его каждым из водителей они могут ехать дальше. Ни лишения прав, ни ареста в этом случае опасаться не стоит, поскольку нарушения нет.

  • Скачать бланк извещения о ДТП (европротокол)
  • Скачать образец извещения о ДТП

Лишение прав за оставление места ДТП

В некоторых случаях водителю удается убедить суд, что место аварии он покинул не специально. Например, повреждения, причиненные его автомобилем, были незначительными, и он договорился с собственником поврежденного авто о компенсации ущерба, но по какой-то причине письменного заявления они не составили. Иногда водитель, слегка поцарапавший чужое авто во время движения, даже не догадывается об этом. Зато владелец поврежденной машины может зафиксировать данное обстоятельство и обратиться в суд.

СОВЕТ: Водитель, который известил органы ГИБДД о произошедшем и указал место, где было совершено ДТП, не должен находиться в машине лично.

Если автомобилист прождет более трех часов, а сотрудники ГИБДД так и не приехали, можно покинуть место ДТП. Такое обстоятельство будет рассмотрено судом как значимое.

Если повреждения авто незначительны, некоторые автомобилисты, вина которых очевидна, пытаются договориться с потерпевшим. Например, можно постараться убедить его не узнавать вас на процедуре опознания. Либо пообещать ему возместить ущерб в обмен на заявление о прекращении дела. Часто потерпевшие, понесшие небольшой ущерб, охотно соглашаются на такой вариант.

Если в материалах с места ДТП имеются документы, где рекомендуется сотрудниками ГИБДД лишение прав, судом чаще принимается именно такое решение.

Процедура лишения осуществляется следующим образом:

  1. На месте ДТП устанавливается факт правонарушения.
  2. Сотрудники ГИБДД составляют протокол, в котором фиксируется отъезд нарушителя.
  3. После подготовки материалы передаются в суд.
  4. Производится разбирательство дела.

По результатам рассмотрения дела и будет приниматься решение. Нарушителю будет вынесено наказание с учетом фактических обстоятельств дела и представленных материалов. В течение десяти дней с момента получения постановления о лишении прав нарушитель может попробовать обжаловать судебное решение. Процедура проходит в вышестоящей судебной инстанции.

Водитель может доверить защиту своих интересов опытному юристу. При установлении нарушений правовых норм судебное постановление может быть отмененным.

Права на вождение автомобиля водителя лишают решением суда. Во многих случаях автомобилисты считают, что решение о лишении прав вынесено несправедливо. Но стоит понимать, что решения суда обуславливаются стремлением к справедливости.

Нередко в деле имеются обстоятельства, которые заставляют судью счесть административный арест недостаточным наказанием для допущенного водителем нарушения. Поэтому вариант с лишением прав за то, что водитель покинул место аварии, выбирается чаще. Прочитать о том, законна ли езда без прав после лишения, а также о возможных наказаниях, вы можете тут.

В некоторых случаях не допускается такого наказания, как арест:

  • для несовершеннолетних лиц;
  • для беременных женщин;
  • для женщин, имеющих детей младше 14 лет;
  • для лиц, относящихся к категории военнослужащих и инвалидов.

Если нарушитель относится к одной из вышеперечисленных категорий, наказание будет непременно, но в виде лишения водительского удостоверения.

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Лишение прав за оставление места ДТП по ч.2 ст.12.27 КоАП

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2020 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2020 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *