Взыскание ущерба в гражданском процессе при отсутствии вины в ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание ущерба в гражданском процессе при отсутствии вины в ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Возмещение ущерба если не установлен виновник ДТП

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 17 июня 2015 г. по делу N 33-1439/2015

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Ковешниковой Е.А.,

судей: Архиповой М.В., Андриановой И.В.,

при секретаре: Елагиной О.А.,

рассмотрела в судебном заседании 17 июня 2015 года гражданское дело по иску ООО «Зета Страхование» (ранее ООО СК «Цюрих») к Хатунцеву К.А. и ОСАО «Ресо-гарантия» о возмещении материального ущерба в порядке суброгации,

по апелляционной жалобе ООО «Зета Страхование» на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 2 февраля 2015 года,

Заслушав доклад судьи Архиповой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

27.08.2014 года ООО СК «Цюрих» обратилось в суд с иском к Хатунцеву К.А. и ОСАО «Ресо-гарантия» о возмещении материального ущерба в порядке суброгации. В обоснование своих требований указало, что 28.10.2013 года произошло ДТП с участием транспортного средства ВАЗ, государственный регистрационный знак ***, под управлением Хатунцева К.А. и транспортным средством » ***», государственный регистрационный знак ***, под управлением Чернышова А.В … В результате ДТП автомобилю » ***» были причинены механические повреждения. Данный автомобиль был застрахован в ООО СК «Цюрих» (прежнее наименование ООО «НАСТА», ООО СК «Цюрих. Ритейл») по договору страхования транспортных средств *** по риску «КАСКО», включающему в себя страховое покрытие ущерба, причиненного в результате ДТП.

В Интернете часто можно встретить мнение, что виновника ДТП устанавливает только суд. Это не совсем верная информация. В гражданском судопроизводстве возможность подачи самостоятельного иска или заявления об установлении виновника аварии или степени вины того или иного лица отсутствует. Это прямо закреплено Постановлением Пленума ВС РФ от 29.01.2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Поэтому установление виновника ДТП входит в обязанности сотрудников ГИБДД. Прежде всего, о наличии вины свидетельствует привлечение соответствующего лица к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения по той или иной статье Кодекса об административных правонарушениях.

В ситуации, когда водитель попал в ДТП, он обязан предпринять ряд мер для оформления аварии. Участники происшествия могут составить европротокол. Но такая возможность напрямую зависит (кроме других факторов, о которых мы проинформировали в соответствующей статье) от отсутствия между водителями разногласий по поводу того, кто виноват в аварии. То есть при оформлении аварии самостоятельно путем заполнения извещения о ДТП в идеале проблем с получением страховой выплаты возникнуть не должно. И это единственный случай, когда участники аварии могут сами договориться и решить, кто же виноват в происшествии.

Стандартная процедура предполагает обращение к сотрудникам ГИБДД. И здесь могут возникнуть сложности. Не все действия водителя, которые привели к дорожно-транспортному происшествию, являются нарушением ПДД. Значит, на руки будет выдано определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Что делать дальше?

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Сразу после факта ДТП водитель должен позаботиться о совершении действий, которые способствовали бы установлению виновника аварии. Особенно, если он не виноват. Желательно сразу найти свидетелей. Их данные вносятся в извещение о ДТП, также попросите их контактный телефон, сведения об адресе проживания. Чтобы сотрудники ГИБДД могли связаться с ними и опросить на предмет обстоятельств аварии.

Свидетели могут откликнуться на объявление о розыске очевидцев происшествия. Не стоит пренебрегать такой возможностью. Сотрудники ГИБДД или суд обязаны в соответствии с ходатайством о вызове свидетелей приобщить их показания к делу и дать комментарии к ним при вынесении решения.

Схема ДТП должна быть заполнена максимально полно и корректно. Если кто-то из водителей ведет себя некорректно, в т.ч. убрал машину с дороги до фиксации положения транспортных средств в момент аварии, вызывайте ГИБДД. Поведение водителя может быть расценено, как оставление места ДТП и свидетельствовать о вине в аварии.

В некоторых случаях стоимость ремонта повреждений, полученных транспортным средством в дорожно-транспортном происшествии, превышает 400 тысяч рублей — максимальной выплаты, которую может перечислить страховая компания.

В такой ситуации автомобилист имеет право обратиться в суд с иском об установлении виновника аварии и взыскании с него денежных средств для ремонта транспорта. Свидетельство о регистрации транспортного средства? Порядок подачи искового заявления в этом случае точно такой же, как и заявления на страховую компанию.

Если же вина автомобилиста будет доказана, но он откажется компенсировать ущерб, пострадавший водитель может обратиться к судебным приставам.

Вопреки существующему мнению, задача суда заключается не столько в установлении виновника дорожно-транспортного происшествия, сколько в возмещении причиненного в результате столкновения ущерба.

Конечно же, судья примет во внимание все предоставленные ему доказательства, однако основной его задачей будет решить, насколько правомерные требования истца о возмещении ему материального ущерба.

Если Вы попали в аварию и считаете себя невиновным в ее совершении, помните о своих основных правах:

  • вина в ДТП может быть установлена только путем привлечения к административной ответственности
  • подтверждением вины является вступившее в законную силу постановление об административном правонарушении, приговор
  • вина должна быть доказана, но при этом опрашиваемый имеет право не давать никакие объяснения, пояснения, доказывать свою невиновность
  • все сомнения и неясности трактуются в пользу обвиняемого.

Если ГИБДД возбуждено дело об административном правонарушении, потерпевший имеет право присутствовать при его разбирательстве. Это прямо предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях. В том числе приводить свои доводы и аргументы, обжаловать постановление.

В целом, производство по делам об административных правонарушениях имеет свои особенности и возможности – подача ходатайств, назначение экспертизы ДТП и др. Опытный юрист будет использовать все возможности для того, чтобы виновник ДТП был установлен вступившим в силу постановлением.

Все, что было описано выше – ситуация практически идеальная, когда сотрудники ГИБДД сработали своевременно и есть документ, подтверждающий наличие (отсутствие) вины в ДТП. Но жизненные обстоятельства могут внести свои коррективы. Что же делать, когда виновник ДТП не может быть установлен (никто правила не нарушал, истекли сроки привлечения к административной ответственности и т.п.).

Во-первых, в любом случае потерпевший (кто себя таким считает) подает документы в страховую организацию при наличии ОСАГО. Если она откажет, подавайте претензию в страховую, жалобу на страховую компанию и иск о возмещении ущерба в ДТП. Ответчиками должны быть страховая и второй участник ДТП. И вот уже в рамках рассмотрения искового заявления установление виновника ДТП будет осуществлено судом.

Образец иска об установлении вины участника дтп

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Итак, Вас признали виновным в совершении ДТП: с чего следует начать? Для начала нужно понимать, что на Вас, как на виновника ДТП, составят протокол об административном правонарушении (или материалы об административном правонарушении будут направлены в суд). С момента вынесения решения о привлечении вас к ответственности у Вас есть 10 дней для того, чтобы начать обжаловать указанный протокол. Помните, что обжаловать его Вы можете двумя путями, которые зависят от того, кто вынес решение о привлечении Вас к административной ответственности: вышестоящему должностному лицу или в суд.

Если после рассмотрения Вашей жалобы на постановление вышестоящим должностным лицом или в суде Ваши требования были удовлетворены, а привлечение вас к ответственности за совершение административного правонарушения признано незаконным — Вы вправе уже в рамках гражданского судопроизводства предъявить исковое заявление с требованием о возмещении причиненного ущерба.

В данном случае есть один важный нюанс: если в отношении Вас не составили протокол об административном правонарушении это еще ничего не гарантирует. Вторая сторона также всегда имеет право на обжалование привлечения его к административной ответственности.

Признание водителями или установление сотрудниками ГИБДД факта правонарушения, а впоследствии обоюдной вины напрямую влияет на условия оформления штрафа и на получение страхового возмещения. Примечательно, что не всегда нарушение правил несколькими участниками дорожного движения влечет виновность в случившемся происшествии.

Обжаловать обоюдную вину можно посредством обращения к вышестоящему руководству инспектора, оформившего протокол и постановление об административном нарушении, или в вышестоящий государственный орган.

При отсутствии результата можно подать заявление в суд.

Обращаясь за судебной защитой, необходимо подготовить следующие документы:

  • протокол
  • постановление об административном нарушении
  • личные документы (паспорт, права, свидетельство о регистрации транспортного средства)
  • схема дорожно-транспортного происшествия
  • объяснительные участников происшествия (при наличии)
  • заявление с обоснованием обстоятельств, исключающих обоюдную вину в ДТП, со ссылками на нормы законодательства

Для обжалования постановления об административном правонарушении предусмотрен десятидневный срок с момента вынесения такого постановления, в который лучше уложиться. В противном случае заявление могут вернуть. К судебному процессу следует подготовиться и собрать как можно больше доказательств отсутствия обоюдной вины в происшествии.

Доказательствами могут быть:

  • показания свидетелей
  • схемы расположения автомобилей до и после аварии
  • описание степени и характера повреждений
  • фотографии, видеозаписи
  • различные заключения экспертиз

В случае представления достаточных доказательств и правильного оформления всех документов суд с высокой долей вероятности удовлетворит требования заявителя.

При наличии установленного факта обоюдной вины в дорожно-транспортном происшествии выплата ущерба осуществляется в зависимости от степени ущерба. Однако, на размер страхового возмещения ущерба может повлиять степень вины каждого участника ДТП.

Степень вины устанавливает суд. В процессе судья рассматривает представленные сторонами доказательства и выносит решение о степени вины каждого участника аварии.

Главными доказательствами в таком процессе являются:

  • автотехническая, экспертиза
  • трасологическая экспертиза
  • анализ метеорологических условий
  • медицинское освидетельствование на предмет алкогольного, наркотического опьянения
  • психоневрологическое заключение
  • указание на ошибки при оформлении дорожно-транспортного происшествия
  • фото и видеосъемка и другие.

При возникновении разногласий о степени виновности каждого из участников аварии следует обращаться в суд для ее установления. Это трудоемкий и затратный процесс. Однако, ответственный подход, в том числе с помощью нашего адвоката по ДТП к решению данного вопроса может увеличить размер страховой выплаты в свою пользу.

В связи с тем, что зачастую вопрос распределения ущерба при наличии факта обоюдной вины водителей в происшествии является неоднозначным и спорным, то эффективным способом увеличить свои шансы на выплату в большем размере будет обратиться к опытным специалистам.

СУДЕБНЫЕ СПОРЫ СО СТРАХОВЩИКАМИ: спорные вопросы о виновности

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ДТП является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное определение содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения[1].

    Следует отметить расплывчатость данного определения, в связи с чем сотрудники ГИБДД могут признать ДТП «любые неординарные случаи на дороге».

    Так, в судебной практике имеются дела, по которым суд не признал ДТП съезд автомобиля в кювет (Постановление Сямженского районного суда Вологодской области), наезд на собаку (Решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 27.01.2010), попадание автомобиля в колею (Решение Октябрьского городского суда Самарской области по делу об административном правонарушении от 12.04.2010 № 12-13/2010) и отказал в привлечении их участников к административной ответственности.

    Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.

    Здесь возникают два правоотношения:

    1) по возмещению ущерба работодателю;

    2) по возмещению ущерба третьему лицу.

    Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).

    По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

    В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.

    К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

    Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.

    Пример 1.

    Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

    Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.

    Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

    При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.

    В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.

    Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.

    В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.

    Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.

    Пример 2.

    Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

    Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.

    В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

    Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

    • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

    • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.

    В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.

    Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

    На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

    Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

    По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

    Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

    Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

    Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.

    В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.

    Пример 3.

    На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.

    Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.

    Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).

    Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.

    Пример 5.

    Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.

    Заключение.

    Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.

    Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.

    При приостановлении срока после устранения соответствующих обстоятельств он продолжается далее. Но его прерывание означает, что при возобновлении срок начнет исчисляться заново. Основания для перерыва предусмотрены ст. 203 ГК РФ:

    • ответчик совершил действия, указывающие на признание его вины;
    • другие причины, не противоречащие законодательству.

    Приостановление осуществляется по решению суда. Если это действия по признанию вины, то, как правило, они выражаются в оплате части средств истцу. К примеру, ответчик неполностью компенсирует моральный ущерб. Тогда период исковой давности по взысканию остальной суммы начинает исчисляться заново.

    Возмещение ущерба при ДТП

    На дорогах за рулем не всегда находится хозяин автомобиля. Многие владельцы доверяют управлять своими машинами родственникам или друзьям. Вследствие этого ответственность владельца транспортного средства при ДТП будет отличаться от обязательств водителя. Давайте рассмотрим каждый вид ответственности собственника отдельно.

    Необходимым условием для уголовной ответственности за совершение ДТП является вина, то есть человек должен умышленно либо по неосторожности совершить преступление. И если владелец во время дорожно-транспортного происшествия, повлекшего уголовно наказуемое деяние, не являлся водителем, то к уголовной ответственности при ДТП он не привлекается, так как отсутствует умысел.

    Даже в том случае, если он находился в это время в машине, но управляло ею другое лицо, отсутствует необходимое условие состава преступления – вина. К остальным же видам ответственности собственник может быть привлечен, даже если он не управлял автомобилем.

    Как уже было сказано ранее, гражданская ответственность связана с возмещением ущерба, причинённого автомобилю, либо вреда, нанесенного человеку; во втором случае компенсация может заключаться в оплате лечения, возмещении морального вреда. Ответственность возлагается на владельца транспорта (источника повышенной опасности) в силу статьи 1079 Гражданского кодекса РФ.

    К этому правилу законодатель предусмотрел исключения, а именно:

    • собственник на момент инцидента фактически не обладал машиной вследствие угона;
    • действия потерпевшего квалифицированы как умысел для получения выгоды.

    При наличии данных условий суд снимает обязанность компенсировать вред с владельца ТС. Также в некоторых случаях суд может снизить компенсацию, например, если имела место грубая неосторожность потерпевшего.

    При передаче авто на законных основаниях (доверенность) за причинённый транспортным средством вред будет отвечать уже водитель, если только сам собственник не находился в это время в машине. В таком случае закон считает, что имущество не выбыло из пользования владельца и он несет всю полноту ответственности.

    Необходимо дополнить: собственник автомобиля с водителя и виновника ДТП может взыскать в порядке регресса средства, уплаченные в виде гражданско-правовой ответственности. Процесс происходит в общем порядке.

    Когда наступает уголовная ответственность владельца транспортного средства при ДТП.

    Если при аварии был нанесен вред жизни или здоровью человека, по отношению к виновнику аварии будет применен ряд мер воздействия.

    В ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ говорится о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и использования ТС.

    Отягчающими обстоятельствами при совершении аварии, согласно ст. 63 УК РФ, признаны:

    • управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
    • в результате аварии погибли люди (от двух и более человек);
    • водитель, ставший виновником аварии, ранее уже привлекался к административной ответственности.

    Умышленное деяние при управлении автомобилем, которое привело к смерти пострадавшего, приравнивается к убийству (ст. 105 УК РФ). Если человеку был нанесен тяжкий вред здоровью, деяния виновного квалифицируются как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 11 УК РФ).

    Если водитель и владелец автомобиля – не один и тот же человек, то отвечать за нарушение будет гражданин, который находился за рулем автомобиля в момент аварии.

    Рассмотрим ситуации, когда в аварию попал водитель, который управлял автомобилем без генеральной доверенности.

    В апелляционном суде признали, что возмещать ущерб от аварии должен владелец автомобиля, так как он неправильно передал права управления ТС.

    Верховный суд, рассмотрев все обстоятельства дела и приложенные документы, определил, что машина была передана водителю на законных основаниях по доброй воле собственника, так как он имеет ключи от машины и страховой полис ОСАГО (где есть его фамилия). Никаких претензий к тому, что данный водитель управлял ТС, нет.

    Лицо пострадавшее в ДТП может потребовать возмещения ущерба и от виновника аварии и от хозяина авто. Но здесь все будет зависеть от того, правомерно ли первый сел за руль автомобиля. Если же автовладелец лицо с юридическим статусом, и он в момент аварии находился по долгу службы, то взыскивать причиненный ущерб можно и с него. Дабы понять, у кого можно потребовать возмещения вреда, следует знать: — имеет ли виновник доверенность. Если да, тогда это его обязанность возмещать ущерб; — внесен ли виновник в страховку ОСАГО. Если вписан, то обращаться надо в страховую компанию; — если же доверенности нет, то за добровольную передачу руля собственник будет отвечать наравне с виновником; — но если авто числилось в розыске, то требовать компенсацию за ущерб можно только с виновника, поскольку в страховой полис такой человек уж точно не вписан.

    Возмещать причиненный ущерб, полученный в дорожной аварии — это обязанность страховой фирмы. Но и она может направить исковое заявление к виновнику дорожно-транспортного происшествия с требованием компенсировать ее издержки (регрессное требование). Например, в случае отсутствия у виновника ДТП действующей диагностической карты. Но делать она это должна уже после возмещения убытков пострадавшей стороне из собственных средств.

    Однако у человека, который пострадал в аварии, зачастую все же остается возможность направить иск на виновного водителя. В каких случаях?

    • компенсация, полученная от страховой фирмы, не возместила полностью полученный материальный ущерб;
    • пострадавшая сторона желает получить возмещение морального вреда;
    • у обоих водителей не оказалось действующих полисов ОСАГО (или без полиса был лишь виновник происшествия);
    • виновник аварии скрылся с места происшествия;
    • ДТП не было зарегистрировано сотрудником ГИБДД;
    • виновник усугубил свое положение тем, что в момент аварии находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

    Подавать исковое заявление можно только в том случае, если есть целый ряд документальных доказательств вины другого человека. Чтобы претензии в глазах судьи были полностью обоснованы, необходимо уже после аварии предпринять следующие действия:

    • вызвать на место ДТП дорожную полицию для составления протокола и документальной фиксации всех обстоятельств происшествия;
    • проследить, чтобы в протоколе были оставлены контактные данные виновника дорожно-транспортного происшествия и указаны дополнительные важные обстоятельства (к примеру, отсутствие у него страхового полиса);
    • при эвакуации автомобиля и при наличии других понесенных расходов необходимо собрать и сохранить все чеки и квитанции;
    • в течение следующих нескольких дней после аварии следует сделать автоэкспертизу полученных автомобилем повреждений.

    Судебный иск может быть составлен на листе бумаги от руки или напечатан на компьютере. Написать его самостоятельно может каждый человек, для этого не обязательно пользоваться помощью опытного юриста. Но необходимо соблюдать ряд правил и определенную последовательность изложения. В иске отображается:

    1. полные реквизиты судебного органа, в который подается заявление;
    2. реквизиты истца и ответчика, цена иска с подробными расчетами;
    3. название документа, посередине листа (например, «Иск о возмещении материального вреда с виновника ДТП»);
    4. основной текст заявления, в котором должны содержаться все данные об обстоятельствах дорожной аварии, о попытках досудебного урегулирования конфликта, требования истца;
    5. ссылки на статьи федеральных законов, Гражданского и Гражданского процессуального кодекса, которые подтверждают обоснованность требований истца, в том числе о взыскании с виновника аварии определенной денежной суммы;
    6. список документов, прилагаемых к иску, подпись и ее расшифровка, дата составления документа.

    Ответственность собственника автомобиля при ДТП совершенным другим лицом

    Данное понятие регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 195). Согласно этому нормативному акту, срок исковой давности – это период времени, в течение которого пострадавший может обратиться в суд для защиты своих прав. Исчисление срока начинается с момента, когда человек узнал о нарушении.

    Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности не может превышать 3 лет. Он используется в случаях, когда не предусмотрен специальный период.

    Специальные сроки устанавливаются отдельными нормативными актами и используются в случаях, когда не предусмотрен общий срок. Такой период может быть уменьшен или увеличен по сравнению со стандартным.

    Как отличается в Росгосстрахе Одна из самых крупных компаний российского рынка страхования, а также срок исковой давности по взысканию убытков от этой организации имеет некоторые отличия, а именно:

    • максимальный срок давности не может превышать десять лет;
    • с клиентом в обязательном порядке заключается договор;
    • в договоре всегда присутствует свой определенный срок давности;
    • сделка по договору страхования считается оспоримой;
    • если по какой-либо причине в договоре не указан срок давности, то он составляет один год с момента выявления неправомерных действий;
    • договор может содержать определенные дополнительные договоренности об отсрочке исковой давности.

    Как правило, все эти особенности всегда отражаются в договоре страхования, который заключается между страховой компанией и гражданином.

    Срок исковой давности по ДТП к любому виновнику учитывается, если нет возможности использовать страховку ОСАГО или она не покрывает ущерб. Тогда его должен возместить виновник аварии. Как правило, эта процедура осуществляется в суде.

    Срок давности по ДТП без пострадавших составляет 3 года. В течение этого времени потерпевшая сторона может потребовать компенсацию на следующие позиции:

    • ремонт транспортного средства (если сумма не покрывается страховкой или у ответчика нет полиса);
    • эвакуацию авто;
    • хранение машины на стоянке.

    Допускается также взыскание выплат за моральный ущерб.

    За ДТП, в результате которого есть пострадавшие или погибшие, предусмотрено несколько видов ответственности. Тяжесть совершенного поступка зависит от разных обстоятельств (смерть потерпевшего, оставление в беде и т. д.).

    В каждом случае срок давности по ДТП с пострадавшими может отличаться:

    1. Административная ответственность. Если есть пострадавшие или летальный исход, то обратиться в суд можно на протяжении 1 года.
    2. Уголовная ответственность. Закон не ограничивает срок обращения в суд.
    3. Гражданская ответственность. Материальная компенсация может быть взыскана на протяжении 3 лет, а моральная – в любой период времени.

    Эти правила нужно учитывать, подавая иск в суд.

    Моральный вред, причиненный виновником ДТП, представляет собой неимущественный ущерб, душевную травму и т. д. Оценить такой вред сложно, поэтому истцу нужно предоставить больше доказательств – медицинских документов, показаний свидетелей и т. д. Получить компенсацию можно только с виновника дорожно-транспортного происшествия.

    Если инициатор ДТП сбежал с места происшествия, то у пострадавших есть два варианта действия. В случае, если личность виновника известна, ему можно предъявить соответствующие требования. Обязательно учитывается срок исковой давности по возмещению причиненного ущерба по ДТП. Но если потерпевший не знает, кто являлся виновником ДТП, осуществлять ремонт транспортного средства ему придется за свой счет.

    Защита материальных прав может в соответствии с ГК РФ осуществляться различными путями, в том числе путем требования от виновного в причинении материального ущерба финансовой компенсации такового ущерба (ст. 12 ГК РФ). Для этого пострадавшему необходимо убедительно доказать в суде факт наступления материальных потерь, а также свою безоговорочную правоту в расчете суммы ущерба.

    Нормы ГК РФ достаточно жестко регламентируют правила заявления требований о взыскании причиненного материального ущерба. В частности, закон подробно и обстоятельно перечисляет допустимые и необходимые доказательства, которые истцу необходимо самостоятельно собрать в каждом случае заявления требования о возмещении причиненного материального ущерба. В судебном заседании по иску о возмещении материального ущерба должно быть убедительно доказано следующее:

    • Основание. Истцу следует предъявить суду документы, из которых будет прямо видно, какие в данном случае были нарушены права, обязательства, интересы, из-за чего у него возникли убытки, материальные потери. При этом сослаться на ст. 15 ГК РФ при формулировке исковых требований можно при описании основания возникновения ответственности ответчика. Признаки же основания могут содержаться совсем в иных разделах Гражданского кодекса. Так ст. 393-395 ГК РФ указывают на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а ст. 1069, 1071 на действие или бездействие должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления.
    • Причинная связь. Следует доказать, что потери возникли по основаниям, приведенным пострадавшим, а не по каким-то иным, не зависящим от его воли, причинам. Данная часть доказательной базы крайне важна для достижения успеха, поскольку несогласие суда с тем, что между приведенными основаниями и причиненным ущербом существует связь, будет выражено в отказе в удовлетворении исковых требований.
    • Размер ущерба. В это понятие входят не только реальный ущерб (понесенные расходы и расходы, которые придется понести истцу), но и упущенная выгода (недополученный доход или доход, полученный ответчиком). Доказать и подтвердить документами реальные потери намного легче, чем сделать тоже самое в отношении упущенной выгоды. Важен нюанс, касающийся определения размера ущерба при повреждении имущества. Например, когда имущество утрачено потери пострадавшей стороны равны его стоимости. Если же имущество только частично повреждено, тогда истцу необходимо показать какую часть своей стоимости это поврежденное имущество утратило. Если ценность имущества утрачена частично, тогда истцу нужно показать, сколько нужно потратить на то, чтобы привести это имущество в его изначальное состояние. То есть потери могут быть выражены в виде доли от первоначальной стоимости поврежденного имущества (например, 30% от стоимости автомобиля). Все расчеты производятся заранее и прилагаются в виде отдельных документов к исковому заявлению.
    • Вина. В целом ряде случаев, оговоренных в законодательстве, действует «презумпция вины» в отношении предпринимателей. Суд при рассмотрении дела заранее полагает предпринимателя виновным в причинении ущерба пострадавшему. Например, в отношении случаев причинения ущерба источником повышенной опасности (наезд автомобиля на пешехода). В любом случае истцу необходимо указать суду на степень вины ответчика в причинении ущерба. Отсутствие указания на вину ответчика в иске о взыскании материального ущерба будет являться основанием для признания доказательной базы неполной и отказа в удовлетворении исковых требований. Все придется начинать с начала.
    • Меры к предотвращению или снижению ущерба. Истцу потребуется убедительно доказать суду факт того, что им предпринимались все надлежащие меры к предотвращению или снижению размеров причиненных материальных потерь. То есть не достаточно просто перечислить какие-то меры, нужно показать: на что они были направлены, и какой результат этими мерами был достигнут. Поскольку четкой нормативной базы в отношении данного раздела доказательной базы нет, используется общепринятая судебная практика, то есть лучше воспользоваться советом опытного юриста, чтобы в тексте искового заявления о взыскании причиненного ущерба отразить все предпринятые Вами меры к предотвращению или снижению величины ущерба.
    • Меры к получению упущенной выгоды. Данный раздел доказательной базы является обязательным, что следует из п. 4 ст. 393 ГК РФ. Однако, та же статья указывает на обязательность доказывания принятия истцом мер к получению упущенной выгоды только в отношении договорных правоотношений. То есть в случаях, когда речь идет о внедоговорном ущербе, доказывать, что Вами были предприняты меры к получению упущенной выгоды и делались соответствующие приготовления, не требуется.

    Все то, что стороны судебного разбирательства по делу о возмещении причиненного материального ущерба приводят в качестве доказательств, должно быть обязательно приведено в надлежащем виде (ст. 56 ГПК РФ). Истцу из вышеприведенных 6 пунктов следует документами подтвердить все, кроме вины. Ответчику по делу о возмещении причиненного материального ущерба необходимо доказать отсутствие своей вины во вменяемом ущербе.

    Прямо исходя из перечня необходимых для доказывания пунктов, можно привести следующие виды документов, прилагаемых к исковому заявлению о взыскании причиненного материального ущерба:

    • Все те бумаги, которые могут подтвердить: договорные отношения между истцом и ответчиком на самом деле имели место (договор, чек, квитанция и т.д.);
    • Документ, удостоверяющий противоправный характер действий виновника ущерба в отношении пострадавшего (акты государственных органов власти, решение/постановление суда и т.д.);
    • Документ, подтверждающий наличие законного основания для наступления ответственности за причиненные истцу материальные потери (акты различных органов власти, другие бумаги);
    • Расчет суммы материального ущерба. Для подтверждения величины реальных потерь применяются: справка о цене испорченной или утраченной собственности, справка о цене аналога материальных ценностей, заключение экспертизы о цене предмета спора и т.д. Эта часть расчета обычно наиболее проста, так как документально доказать сумму упущенной выгоды намного сложнее, подчас для этого требуется проведение независимой аудиторской проверки.
    • Документы, удостоверяющие совершения истцом действий во избежание материальных потерь (кредитные договоры, договоры с ремонтными фирмами, договоры с новыми поставщиками и т.д.). Истец должен показать, что не на словах, а на деле сделал все от него зависящее, чтобы избежать потерь, но даже это не помогло их избежать.
    • Прочие документы, доказывающие обоснованность исковых требований о возмещении причиненного материального ущерба.

    Формулируя исковые требования о возмещении причиненного материального ущерба следует исходить из того, что они могут быть направлены только на компенсацию материального и морального вреда. Первое, что следует сделать в подобных обстоятельствах сразу обратиться за квалифицированной помощью к опытному юристу, чтобы составить грамотное исковое заявление о возмещении потерь.

    Далее, с участием юриста следует правильно определить сумму иска. Если она имеет размер до 50 тыс. руб., тогда подавать иск следует в мировой суд, в противном случае уже в районный суд.

    Текст искового заявления о возмещении ущерба должен обязательно содержать информацию:

    • Полное название суда;
    • Контактные данные и ФИО истца и его законного представителя;
    • ФИО и адрес ответчика;
    • Суть допущенных ответчиком нарушений;
    • Основания для заявления исковых требований и перечень доказательств;
    • Вся информация о досудебном урегулировании спора;
    • Перечень всех приложений к исковому заявлению с указанием числа копий;
    • Квитанция об оплате госпошлины.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *