Причинение вреда здоровью ученику учеником

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причинение вреда здоровью ученику учеником». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

Ответственность за вред, причиненный школьнику

  • Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
  • Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
  • Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся.

    Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.

  • В случае достижения ребенком 14 лет он самостоятельно несет ответственность за причиненный вред (п. 1, 2 ст. 1074 ГК РФ). Когда у несовершеннолетнего нет доходов и имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен его родителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.

Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

  • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
  • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
  • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.

  • Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
  • Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.

    Школа не вправе отказать в выдаче этих документов. В случае отказа можно обратиться к адвокату и попросить его направить в школу адвокатский запрос с целью получения необходимых документов или направить жалобу в прокуратуру.

  • Пригодятся показания других детей в качестве доказательств обстоятельств произошедшего. Как правило, объяснения детей содержатся в документах школы, связанных с расследованием произошедшего. Также дети могут быть вызваны в суд для дачи объяснений на правах свидетелей.
  • Потребуется собрать доказательства в подтверждение понесенных убытков. Например, можно предоставить документы, доказывающие необходимость проведения не предусмотренного ОМС лечения, санаторно-курортного лечения и отсутствие права на него и т.п.

Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).

Кто ответит за травмы школьника?

В городской суд города Лесного Свердловской области

ИСТЕЦ:

Р.

ОТВЕТЧИК:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 72»

Цена иска: иск неимущественного характера

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Школьные годы для большинства из нас — лучшие годы нашего детства, навсегда запечатлелись в нашей памяти. Школа — это то место, где дети получат еще одну семью — школьную, в которой учителям отведено особую миссию — стать для своих учеников настоящими примерами для подражания, засевать в детских домиках светлые, чистые, разумные помыслы. Законом РФ «Об образовании» записаны обязанности учителей, в частности они личным примером должны утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали: правды, справедливости, преданности, патриотизма, гуманизма, доброты, сдержанности, трудолюбия, умеренности, соблюдение педагогической этики, морали, уважать достоинство ребенка, ученика, студента; защищать детей, молодежь от любых форм физического или психического насилия, предотвращать употребление ими алкоголя, наркотиков, другие вредные привычки.

Однако, на деле не все так радужно как хотелось бы каждому из тех, кто с радостью отправляет свое чадо в школу. Статистические данные свидетельствуют о том, что в качестве сельских так и городских школах достаточно часто встречаются случаи, когда учителя в процессе так называемого «воспитания» обижают, травят, запугивают, а еще хуже применяют физическую силу против детей, чем побуждают агрессию против такого ребенка с стороны других учеников. Подтверждением такой информации служат записи в социальных сетях Интернета, где на запрос «учитель избил своего ученика» находится, к сожалению, довольно значительное количество информации.

ЮРИСТ НОВОСИБИРСКА +7 913 202-63-94

Возникает вопрос — Что же делать в таких случаях?

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции.

Одна из главных советов — никогда не надо замалчивать такие случаи, так как у детей довольно уязвима психика и неизвестно как это может повлиять на ее психоэмоциональное состояние, а, возможно, это уже не первый случай такого «воспитания» и замалчивание приведет к повторению избиения уже другого ребенка.

Советуем родителям обратиться в первую очередь к самому учителю, руководству школы о предоставлении объяснений по поводу действий учителя, так как именно на этих лиц законодательством РФ возложена ответственность за жизнь, здоровье детей, когда они находятся на занятиях. В случае не решения этой ситуации с администрацией школы, необходимо обращаться с письменным заявлением в соответствующий отдел образования. Письменное заявление нужна для того, чтобы в случае отрицания факта обращения в школу иметь неоспоримое доказательство.

Не стоит забывать о посещении больницы с целью фиксации факта нанесения ребенку побоев, а именно установить степень причиненных телесных повреждений путем составления акта судебно-медицинской экспертизы. Также не менее важным является посещение психолога по установлению нервного состояния ребенка. Его выводы будут свидетельствовать о том, что ребенка пережила стресс. Обязательно надо опросить одноклассников, друзей ребенка, их родителей что они видели, слышали, не обращались их дети с подобными заявлениями.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТ НОВОСИБИРСКА +7 913 202-63-94

Необходимо сообщить в соответствующие правоохранительные органы о факте нанесения ребенку телесных повреждений, которые должны внести данные в журнал обращений и открыть уголовное производство. Правоохранительные органы должны провести все необходимые следственные действия для привлечения виновного к ответственности, и в случае установления в действиях учителя состава преступления обратиться с обвинительным актом в суд.

В случае имеющегося отказа решения данной проблемы со стороны педагогов, можете обратиться за бесплатной юридической помощью к Юристу Новосибирска по телефону +7 913 202-6394

Практика показывает — руководство школ, как правило, либо оправдывают своего коллегу, обвиняя во всем, что произошло на ребенка, или же освобождают такого работника, чтобы избежать лишнего шума.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 29 января 2020 г. по делу № 33-1453/2020

[В результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств в рамках договора оказания услуг по обеспечению участия в групповых спортивных занятиях, несовершеннолетнему ребенку причинены телесные повреждения.

Факт причинения вреда здоровью несовершеннолетней в дату групповой тренировки по гимнастике до передачи ребенка родителю, то есть в период, когда несовершеннолетняя находилась под надзором ответчика, установлен материалами дела. При таких обстоятельствах между причинением вреда здоровью несовершеннолетней и ненадлежащим осуществлением ответчиком обязанностей по созданию безопасного пребывания детей имеется прямая причинно-следственная связь, с индивидуального предпринимателя обосновано взыскан штраф и компенсация морального вреда.]

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА от 20 сентября 2019 г. по делу № 33-40267

[Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса, поэтому довод об отсутствии вины дошкольного образовательного учреждения в получении ребенком травмы во время нахождения под надзором образовательного учреждения суд счел необоснованным. Школа могла быть освобождена только в том случае, если бы в суде было доказано, что вред возник не по вине ответчика в осуществлении надзора. Таких доказательств представлено не было.]

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА от 4 апреля 2019 г. по делу № 33-14965/2019

[ В период пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении воспитанники получили отравление и были госпитализированы. Суд учел все обстоятельства несчастного случая и возложил на образовательное учреждение обязанность денежной компенсации морального вреда.

Разрешая спор, суд в соответствии с ч. 3 ст. 1073 ГК РФ пришел к выводу о том, что имеются основания для взыскания компенсации морального вреда, поскольку вред был причинен во время нахождения детей под надзором образовательного учреждения, обязанного осуществлять образовательный процесс и обеспечивать воспитание обучающихся.]

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 27 февраля 2019 года

[Судом установлено, что во время проведения урока физкультуры несовершеннолетней было причинено телесное повреждение, ввиду отсутствия должного контроля со стороны сотрудника образовательного учреждения, в частности учителя физкультуры. То есть учреждение не осуществило должным образом надзор за поведением детей во время их пребывания в нем, в связи с чем, ответственность по возмещению вреда, причиненного здоровью несовершеннолетней, возложено на образовательное учреждение.]

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА от 30.01.2019 по делу N 33-595/2019

[Взыскание компенсации морального вреда одновременно с матери несовершеннолетнего, причинившего вред здоровью ученика школы и с образовательного учреждения, не влечет двойную ответственность и неосновательное обогащение для потерпевшей стороны, принимая во внимание наличие и степень вины каждого из ответчиков.]

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА от 22 января 2019 г. по делу № 33-508/2019

[Распределяя между ответчиками ответственность за причинение вреда здоровью несовершеннолетнему в равных долях суд принял во внимание не представление ответчиками доказательств отсутствия их вины, в связи с чем пришел к обоснованному выводу, что в случившемся имеется вина как родителей, так и вина образовательного учреждения.]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА от 10 августа 2011 г. по делу № 33-22466

[В случае, когда малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора. Вред здоровью был причинен в момент проведения занятия по физической подготовке при отсутствии должного внимания преподавателя в классе, суд пришел к выводу о взыскании морального вреда с образовательного учреждения.]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА от 09 ноября 2010 по делу № 33-32247
[Иск о взыскании с образовательного учреждения расходов на лечение и компенсации морального вреда частично удовлетворен. Суд счел возможным увеличить размер компенсации морального вреда с 3 000 до 30 000 рублей. При назначении компенсации Суд учел, что ребенок получил дважды травмы в образовательном учреждении, которые повлекли длительное лечение и субъективные ощущения истицы – матери ребенка.]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 9 ноября 2010 г. по делу № 33-21461/2010
[Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса, поэтому довод об отсутствии вины дошкольного образовательного учреждения в получении ребенком случайных телесных повреждений во время нахождения под надзором образовательного учреждения суд счел необоснованными.]

«СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ. Обзор судебной практики по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью Информационное письмо от 30 октября 2010 года Определение № 33-1485/2009»
[Действия малолетних детей лишены юридического значения, за них отвечает образовательное учреждение, обязанное обеспечить безопасные условия пребывания в нем детей. Нельзя признавать вину несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, в причинении вреда ни другим лицам, ни себе самим. Вопрос об ответственности родителей несовершеннолетнего может быть поставлен только в том случае, если образовательное учреждение докажет, что вред возник не по его вине и будет освобождено от ответственности за вред, причиненный малолетними учениками.]

РЕШЕНИЕ САТКИНСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 31 августа 2009 г.
[Детский сад компенсирует моральный вред воспитаннице, получившей ожоги из-за пролившегося супа].

РЕШЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 17 июля 2009 г.
[Ответственность за действия мальчика, в школе повредившего глаз однокласснице, несет образовательное учреждение].

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 14 июля 2009 г.
[Суд подтвердил правомерность компенсации морального вреда по факту причинения несовершеннолетнему телесных повреждений во время нахождения в школе. Разрешая спор, суд в соответствии с ч. 3 ст. 1073 ГК РФ пришел к выводу о том, что имеются основания для взыскания компенсации морального вреда по факту причинения несовершеннолетнему телесных повреждений, поскольку вред ему был причинен во время нахождения в школе в перерыве между уроками, то есть, когда он находился под надзором образовательного учреждения, обязанного осуществлять образовательный процесс и обеспечивать воспитание обучающихся].

Каждый ученик имеет право:

1. самостоятельно выбирать образовательное учреждение. Например, если ему нравится образовательная программа школы, которая находится далекого от его дома, он имеет все права учиться там.

2. обучаться в условиях, гарантирующих его безопасность. Например, если на уроке физкультуры его заставляют лазать по канату, а внизу нет специальных матов, он имеет право отказаться.

3. на уважение со стороны преподавателей, администрации школы, охранников, уборщицы и т.д.

4. на бесплатное образование: начальное, основное (до 9 класса), полное среднее образование (9-11 классов).

5. получать любые книги из школьной библиотеки.

6. только на добровольных началах помогать благоустройству школы. Т.е. если ребенок не хочет подметать школьный двор или копать траншеи, никто не имеет право его заставлять это делать.

7. посещать дополнительные занятия, кружки, спортивные секции. Т.е.никто не может отказать ребенку в приеме в хор под предлогом, что он не умеет петь, и у него нет музыкального слуха. Тоже самое с баскетбольной секцией – ребенка, даже невысокого роста, обязаны принять в нее.

8. помощь психолога и учителей во время учебного процесса. Если у ребенка возникли вопросы по школьной программе, учитель обязан ему помочь.

9. перевод в другую школу (при согласии родителей). Ребенок может перевестись в другую школу даже в конце учебного года.

10. участвовать в управлении школы, если это разрешено Уставом самой школы. Например, ребенок, даже если он не входит в совет школы, может присутствовать на его заседаниях.

11. свободное посещение мероприятий, не входящих в учебный план (праздничные концерты, школьные экскурсии и др.).

На деле же все выглядит немного по-другому. Бесплатная школа иногда обходится родителям дороже частной – учебники, школьная форма, факультативные занятия и многое другое, за что приходится платить и немало.

Под физическим насилием подразумевается применение физической силы к ребенку. А вот четкого определения для психического насилия нет.

Формы психического насилия:

· угрозы в адрес школьника;

· преднамеренная изоляция;

· предъявление завышенных требований, не соответствующих статусу и возрасту;

· унижение и оскорбление достоинства;

· систематическая критика, не имеющая обоснований и выводящая ребенка из душевного равновесия;

· негативная характеристика школьника;

· демонстрация негативного отношение к нему.

В соответствии с Законом «Об образовании» школа несет ответственность за здоровье (психическое и физическое) и жизнь обучающихся в ней детей во время образовательного процесса. Школа несет ответственность за причинение вреда ученику (здоровью, имуществу и т.д.), если не в силах доказать, что вред причин не по ее вине.

На деле привлечь учителя к ответственности за жестокость к ученикам бывает очень сложно. Связано это с тем, что обычно свидетелями расправы являются или его коллеги, или учащиеся. Понятное дело, что ученики находятся под прессом своего учителя, который может легко повлиять на их мнение. А учителя и директор в любом случае станут на защиту своего коллеги.

1. Прежде всего, помните, что главной ценностью для Вас должны выступать интересы ребенка.

2. Если конфликт в школе приобретает серьезную форму, то первое, что Вам нужно сделать — это перевести ребенка в другую школу.

3. Если ребенка ударили, то первым делом он должен пройти освидетельствование у школьного врача или же в ближайшем трампункте.

4. В случае психического насилия над ребенком (запугивание, прессинг, оскорбление) освидетельствование можно пройти у школьного психолога или в поликлинике по месту жительства.

5. Обязательное выявления круга потенциальных свидетелей происшествия. Чем раньше – тем лучше.

6. Родителям обязательно нужно обратиться к директору школы с просьбой разобраться. Для этого они пишут заявление, которое регистрируют у секретаря. Директор в свою очередь обязуется провести служебное расследование и взять объяснительные записки с виновных лиц. В случае подтверждения факта насилия директор должен подвергнуть виновного наказанию — выговор или увольнение.

В случае недовольства родителей принятыми мерами со стороны образовательными учреждения, они могут обратиться в полицию, прокуратуру, суд с просьбой принять меры, а также в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защиты их прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав района Аэропорт г. Москвы

О причинении вреда здоровью несовершеннолетних

  • Предлагаем образец заявления отказа от заочного обучения
  • Не мытьём, так катаньем? Как наших детей загоняют на «дистанционку». Хроника
  • Обращение против принятия законопроекта «О едином федеральном информационном регистре»
  • Феминизм — вирус, убивающий любовь
  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

ВС обязал школы следить за учениками после уроков

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Негативное предубежденное отношение к детям является одним из поводов обжалования поведения педагога. Родители вправе обратиться в компетентные органы, если им становится известно о систематических беспричинных нападках на ребенка, выставлении необъективных отрицательных оценок.

Принимая решение об обжаловании действий учителя по этим причинам, необходимо быть уверенным, что предвзятость действительно присутствует, а не является плодом фантазии воспитуемого или способом отомстить учителю за объективность, которая пришлась не по нраву кому-либо

.

Для этого сначала рекомендуется, как минимум, лично встретиться и поговорить с человеком, а уже потом делать выводы.

Большая часть подобного рода проблем вполне разрешима внутри учебного заведения. Кроме того, мало кто из руководителей будет заинтересован в разрастании конфликта и его разрешении в вышестоящих инстанциях.

Учителя тоже люди, соответственно могут относиться к кому-то лучше, к кому-то хуже, а кого-то не переваривать вообще. С другой стороны, учитель не должен демонстрировать ребенку свое отношение к нему, каким бы оно не было. Если происходит такая демонстрация, то учитель слишком много себе позволяет. На самом же деле предвзятое отношение к тому или иному ученику бывают достаточно редки. И если это происходит то — виной тому непрофессиональность учителя, который не очень хорошо относится к ребенку из-за личной неприязни к родителю, возможно после конфликта или непонимания.

Вторник и четверг у детей занятия по альпинизму. Старшая с подружками-одноклассницами туда добирается сама. Мне нужно забрать младшую (вторая смена в школе), отвезти на тренировку, просидеть там 2 часа, забрать двух своих и трех примкнувших (уже темно и район не самый лучший), развести всех по домам. Поговорить с Полиной (старшая дочь) до окончания тренировки практически нереально — некогда. Короче, история такая: дневники собрали на проверку. Наш дневник оказался порванным. Дальше в лицах. — Иди сюда, — ребенок не слышит, отвлеклась. Учитель громко, на весь класс: «Иди сюда, тварь собачья! Что это?» — Он порвался сегодня. Я скажу маме. — Нахалка! Еще пререкается она, дубина!, — дневник летит через весь класс, роняя вместо слез окончательно вырванные листы.

Рекомендуем прочесть: Возврат За Проездной Ветеранам Труда Великий Новгород

В отличие от индивидуального обращения коллективное составляется и подписывается несколькими лицами.

Основа документа остается прежней, а его содержательная часть дополняется следующим:

  • наличием в «шапке» заявления сведений о том, что оно подается родителями группы детей (класса). Если составителей немного, можно перечислить их установочные данные;
  • включением в наименование документа указания на его коллективный характер;
  • дополнением обращения сведениями о конкретных фактах правонарушений, совершенных в отношении детей, в чьих интересах действуют составители. Желательно изложить эти данные в хронологическом порядке;
  • подписями каждого обращающегося родителя с одновременной их читаемой расшифровкой.

Как правило, предметами коллективных жалоб на учителя выступают недостаточные профессиональные навыки и отсутствие педагогических способностей, необходимых для работы с детьми.

Такой способ повлиять на положительный результат рассмотрения, в отличие от частного, будет более действенным, эффективным. Коллективные заявления рассматриваются в первоочередном порядке.

Посмотрите видео. Что запрещено делать учителю?

Ответственность за причинение телесных повреждений

Скажите чаду, что его преподаватель в школе – такой же человек, как и все остальные. То, что ему может не нравиться определенный ученик – это нормально. Поскольку каждый имеет право любить или не любить другого человека.

Скажите ребенку, чтобы ни в коем случае не обижался на своего педагога. И не думал, что если его не любит учитель, то он плохой или глупый. Это не так.

Объясните, что конфликты с учителями – это вполне нормально. Скажите, что каждый ученик проходил через плохие отношения с преподавателем. Даже вы.

Когда учителя ставят детям плохие оценки, это сильно бьет по их самооценке. Ребенок считает, что он глупый. И что он хуже, чем свои одноклассники.

Чтобы плохие взаимоотношения с преподавателем не ударили по самооценке ребенка, вам нужно провести с ним воспитательную работу. Помочь школьнику укрепить веру в себя. И морально подготовить к тому, что педагог может не любить его.

Для этого вам нужно проделать следующие действия:

  1. Показывайте ребенку свою любовь и поддержку. Помогайте ему справиться с проблемными ситуациями, которые могут возникать в процессе учебы. Например, с плохими оценками. Так ребенок сможет понять, что родители его любят. И что они поддержат его в любой ситуации. Даже если учитель будет говорить, что ребенок плохой.
  2. Объясните ребенку, что он – полноправный член общества. А значит преподаватель не имеет права его обижать. Оскорблять. И унижать. О любых случаях нарушения прав со стороны учителя ребенок должен сообщать вам. Чтобы вы имели возможность пресечь любые попытки преподавателя унизить чадо.
  3. Узнайте, хорошо ли ребенок ведет себя на уроках. Если он не слушает преподавателя и сам провоцирует конфликт, то встаньте на сторону учителя. Скажите ребенку, чтобы он начал вести себя более дисциплинировано. Объясните, что в противном случае преподаватель будет продолжать ставить ему плохие оценки. И ухудшит его успеваемость.
  4. Проинструктируйте ребенка по поводу того, как себя вести, если его обижает учитель.
  5. Продумайте, что будете делать, если преподаватель будет продолжать оскорблять и унижать ребенка. Вы можете применить самые разные меры воздействия. Начиная от прямого разговора с педагогом. И заканчивая беседой с директором. А также написанием жалобы в министерство образования.

С помощью этих действий вы сможете подготовить ребенка к потенциальным конфликтам, которые могут возникнуть с учителем. Они помогут вашему ребенку начать чувствовать себя более комфортно на уроках.

Если преподаватель продолжает придираться к вашему ребенку даже после личного разговора, то переходите к более решительным мерам. Пойдите к директору. И объясните ему ситуацию, которая возникла вокруг него.

Если вы приведете доказательства вины учителя, то ему могут сделать выговор. Или даже уволить с работы. Так вы сможете добиться того, чтобы придирки со стороны учителя прекратились.

Если говорить о квалифицирующих признаках, то они могут исходить из хулиганских побуждений, по мотивам идеологической, расовой, национальной, политической вражды. Чаще все всего причинение легкого вреда здоровью возникает во время драк, при дорожно-транспортных происшествиях, в результате алкогольного состояния. Они могут иметь умышленный или не умышленный характер.

Согласно нормам 115 статьи Уголовного кодекса России умышленное причинение вреда здоровью легкой тяжести предполагает под собой потерю трудоспособности короткий период без основного ущерба здоровью человека.


Вред здоровью несовершеннолетнему

На данный момент достаточно много преступлений небольшой тяжести совершается в нашем государстве. К таким видам общественно опасных деяний по закону относится причинение легкого вреда здоровью. Эти категории дел, регламентированных статьей 115 Уголовного кодекса Российской Федерации напрямую относятся к частному обвинению, то есть потерпевшая сторона может примириться с подсудимым и тогда дело будет прекращено. С точки зрения установленных законодательных норм причинение вреда здоровью незначительной тяжести выражается в кратковременной утрате трудоспособности гражданином. При этом утрачивается эта самая трудоспособность на срок не больше двух недель. Определяется тяжесть вреда здоровью рядом нормативно-правовых актов, таких как Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 года под номером 522. Выясняется этот фактор при помощи проведения специальной судебно-медицинской экспертизы.


• вред, опасный для жизни человека;
• потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
• прерывание беременности;
• психическое расстройство;
• заболевание наркоманией либо токсикоманией;
• неизгладимое обезображивание лица;
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
• полная утрата профессиональной трудоспособности;

К причинению вреда здоровью несовершеннолетним относится любое противоправное действие, которое сопровождается:

  • физической травмой;
  • психологической травмой.

Рассматривая вопрос более детально, можно привести более конкретизированный перечень критериев:

  1. злодеяние, которое совершается с целью подорвать здоровье человека;
  2. злодеяние, которое совершается с целью лишить жизни человека;
  3. злодеяние, которое совершалось с целью унизить человека (его честь, достоинство) и в итоге принесло вред здоровью потерпевшему.

В нормативной базе РФ отсутствует такое понятие как «избиение». Нарушением закона будет являться не только фактическое применение силы, но и устные угрозы, воспринимаемые реально, психическое давление, иные формы насилия. При определении мер воздействия для лиц, допустивших столь тяжкий проступок, как избиение ребенка, будут учитываться следующие правила:

  1. санкции за любой противоправный поступок по отношению к детям существенно строже, так как рассматривается отягчающим фактором;
  2. специальных норм за моральное или физическое насилие к несовершеннолетним гражданам в УК РФ нет, так как достаточно учесть отягчающее обстоятельство;
  3. вид и размер санкций будет зависеть не только от всех обстоятельств поступка, но и от доказанных последствий для жизни и здоровья пострадавшего, статуса правонарушителя и вида вины, иных факторов.

В Уголовном кодексе России есть сразу несколько статей, по которым предусмотрена уголовная ответственность и наказание за нанесение тяжких телесных повреждений.

Наиболее «тяжелый» состав из этого перечня – статья 111 УК РФ, которая называется «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Она предусматривает наказание на срок до 12 лет, а в случае, если в результате умышленного нанесения тяжких травм наступила смерть человека – до 15 лет лишения свободы. А теперь давайте рассмотрим этот состав преступления более внимательно.

Часть 1 статьи 111 УК РФ

Данная статья устанавливает уголовную ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и предусматривает наказание на срок до 8 лет лишения свободы. Классические варианты совершения такого преступления – нанесение проникающего ножевого ранения в живот, нанесение сильных ударов ногами по голове с причинением тяжелой черепно-мозговой травмы.

Часть 2 статьи 111 УК РФ

Данный состав устанавливает ответственность за умышленное причинение ТВЗ, совершенное при определенных обстоятельствах. Например, из хулиганских побуждений, либо в отношении малолетнего лица. Наказание по данной статье более суровое – до 10 лет лишения свободы.

Часть 3 статьи 111 УК РФ

По этой статье квалифицируются деяния, совершенные группой лиц, а также в отношении сразу нескольких потерпевших. Срок наказания – до 12 лет лишения свободы.

Учительский буллинг — в чем проявляется и что с этим делать

Для того, чтобы узнать, сколько дают за причинение тяжкого вреда здоровью, лучше всего ознакомиться с практикой рассмотрения судами уголовных дел по данному виду преступлений.

Данная практика свидетельствует о том, что абсолютное большинство дел по статье 111 Уголовного кодекса заканчивается вынесением обвинительного приговора с назначением наказания. Количество оправдательных приговоров по данным делам за все годы можно сосчитать на пальцах одной руки.

Что касается наказания по статье 111 УК РФ, то чаще всего по ней дают реальное лишение свободы, но более подробно об этом читайте в следующем разделе.

Всего существует 3 степени тяжести причиненного вреда несовершеннолетним:

  1. телесные повреждения легкой степени;
  2. телесные повреждения средней степени;
  3. телесные повреждения тяжелой степени.

Легкие телесные повреждения – это полученные повреждения, которые не угрожают жизни и не требуют длительного лечения (максимальный срок составит три недели) и не влияют на общую трудоспособность (максимальное ограничение в таком случае до 10%).

В свою очередь, существует несколько видов легких телесных повреждений:

  • Минимальные травмы, которые не повлекли за собой снижение трудоспособности и нанесли минимальный урон здоровью. Это может быть все, что заживает за шесть дней. Например легкий ушиб, синяк, вывих, царапина.
  • Более серьезный ущерб, повлекший к более серьёзным последствиям. Сюда можно отнести проблемы со здоровьем, срок лечения которых больше 6 дней, но не больше, чем три недели, утрата трудоспособности до 10% (например ухудшение зрения либо слуха).

Если слух или зрение пропадет полностью, то это не будет относиться к легким телесным повреждениям, потому что тогда утрата трудоспособности составит 30%.

Медицинские признаки:

  1. отсутствие угрозы для жизни;
  2. минимальный урон здоровью;
  3. кратковременное лечение в течение 21 дня;
  4. утрата трудоспособности до 10%.

Тяжелые телесные повреждения – повреждения, которые могут угрожать жизни человека либо те, которые поспособствовали значительной утрате трудоспособности потерпевшего.

  1. угроза для жизни;
  2. потеря трудоспособности более чем на 30%;
  3. длительная госпитализация;
  4. утрата конечностей, слуха, зрения, плода, если пострадавшая вынашивала ребенка, непоправимое уродования лица, серьезная психологическая травма.

Также имеются квалифицирующие признаки, которые являются одинаковыми для всех степеней тяжести:

  • злодеяние, по причине которого пострадало более 2-х человек;
  • нападение во время выполнения должностных обязанностей;
  • если жертва была несовершеннолетней и не смогла себя защитить;
  • преступление, которое совершалось насильным, издевательским путем;
  • преступная группа, состоящая из нескольких человек;
  • злодеяние, совершенное по причине обыкновенного хулиганства;
  • злодей, применявший оружие;
  • дискриминация религии или расы.

Неосторожность не предполагает прямого умысла. Виновное лицо не желает причинить вред потерпевшему, это происходит в силу его легкомыслия или небрежности:

  1. Легкомыслие – предполагает, что виновник происшествия мог предвидеть наступление негативных последствий для потерпевшего, но намеренно не стал их учитывать, в результате чего произошел инцидент.
  2. Небрежность – если бы виновное лицо проявило большую осмотрительность и внимательность, оно бы смогло предвидеть последствия произошедшего.

Согласно УК РФ, уголовная ответственность наступает только за причинение тяжкого вреда здоровью и смерти по неосторожности. За легкий вред и сред средней тяжести она не наступает. Подробнее об этом расскажем далее.

Степень причиненного вреда здоровью человека имеет несколько вариаций:

  • Легкая – непродолжительные расстройства и короткая утрата работоспособности;
  • Средняя – продолжительные расстройства здоровья и стойкая утрата работоспособности;
  • Тяжкая – полная утрата работоспособности и существенные невосполнимые нарушения здоровья;
  • Причинение смерти.

Степень причиненного вреда определяется в рамках судебно-медицинской экспертизы.

В уголовном законе отсутствует понятие телесных повреждений. Вместо этого, в нескольких статьях предусмотрены наказания за нанесение урона здоровью. Например, статьи 111, 112, 115 и 118 УК РФ. По сути, эти понятия означают одно и то же, но тяжкие телесные повреждения считаются более обширной категорией вредительства человеческому здоровью.

А именно: телесные повреждения – это нанесение здоровью гражданина какого-либо ущерба. К числу подобных повреждений можно отнести как обычный синяк, полученный в результате удара кулаком (как говорится, обидчик «не рассчитал силу»), так и серьезный ожог с обезображиванием лица на всю оставшуюся жизнь или травму позвоночника, приводящую к пожизненной инвалидности.

Помимо Уголовного кодекса РФ, восстановить свое право после причинения вреда здоровью можно и с помощью норм гражданского законодательства. А именно, глава 59 ГК РФ посвящена возмещению имущественного и морального вреда.

ГПК РФ определяет правила искового производства, с помощью которого есть возможность восстановить вышеназванное право. Исковое заявление можно подать как в рамках уголовного дела (когда речь идет о составе преступления из УК РФ), так и отдельно (если был совершен административный проступок или вовсе отсутствует состав какого-либо деяния, кроме гражданского деликта).

Что касается несовершеннолетних потерпевших, то ужесточение ответственности виновника будет зависеть от возраста ребенка. В некоторых составах преступлений (п. «б» ч. 2 ст. 111, п. «в» ч. 2 ст. 112 УК РФ и др.) присутствует отдельный квалифицирующий признак, как совершение преступления в отношении малолетнего.

Обратите внимание! Маленький возраст ребенка напрямую повлияет на более жесткий судебный приговор. Об этих различиях в возрасте будет рассказано подробно далее в статье.

Администрация Вихоревского городского поселения

С началом очередного учебного года актуализировались вопросы ответственности учебных заведений за вред, причиненный ребенку. По общему правилу, образовательное учреждение несет ответственность за действия учеников во время образовательного процесса, а также отвечает за вред, причиненный одним учеником другому (другим) (ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон об образовании).

Юридически значимым обстоятельством по такого рода спорам является установление времени причинения вреда: случилось это во время образовательного процесса либо в момент нахождения ребенка под надзором школы или нет.

Рассмотрим, как решаются подобные споры в судебной практике.

Виды нанесенного ущерба

Исходя из многогранности возможных вредных последствий для физического и морального здоровья жертвы, телесные повреждения могут быть разных степеней:

  • легкие;
  • средней степени;
  • тяжкие.

Легкая степень урона здоровью наиболее распространена на практике. Характеризуется незначительной потерей способности трудиться (до 3х недель), что выражается в виде ушибов, синяков и ссадин. После таких повреждений человек быстро восстанавливается, никаких нарушений в его нормальной жизнедеятельности не наблюдается.
Телесные повреждения средней тяжести обнаруживаются у пострадавшего тогда, когда он получил травму, перелом или ушиб, в результате которых утратил трудоспособность более, чем на 3 недели.

Эта категория повреждений здоровья самая обширная, потому что в нее попадают любые виды ущерба, которые не отнесены ни к легкому вреду, ни к тяжкому.

Наконец, тяжкий вред здоровью – это самая опасная из форм телесных повреждений, так как он может привести к лишению органов, прерыванию беременности, сильнейшему расстройству психики, утрате функционирования органов.

Человек, получивший столь серьезные травмы, на длительное время утрачивает свою трудоспособность, а в некоторых случаях – на всю оставшуюся жизнь.

УК РФ в своих статьях содержит целый ряд санкций за причинение организму повреждений различной степени.

Статьи УК РФ 111 (умышленный тяжкий вред) 112 (умышленный вред средней тяжести)
Мера ответственности (в том числе, если телесные повреждения совершены:
  1. несовершеннолетним взрослому человеку;
  2. в отношении ребенка).
  1. Лишение свободы до 8 лет.
  2. В отношении малолетнего – лишение свободы на 10 лет и менее + ограничение свободы на 2 года или без такового.
  1. На усмотрение суда одно из 4х санкций:
      ограничение свободы 3 года;
  2. принудительные работы на 3 года;
  3. арест на срок до полугода;
  4. лишение свободы до 3х лет.
  5. В отношении малолетнего – лишение свободы сроком на 5 лет.
Статьи УК РФ 115 (умышленный легкий вред) 118 (тяжкий вред по неосторожности)
Мера ответственности (в том числе, если телесные повреждения совершены:
  1. несовершеннолетним взрослому человеку;
  2. в отношении ребенка).
На усмотрение суда одно из перечисленных ниже наказаний:
  • штраф до 40 000 руб. либо в размере заработка за последние 3 месяца;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • исправительные работы – на 1 год и менее;
  • арест на срок до 4х месяцев.

В отношении малолетнего потерпевшего никаких отягчающих признаков нет.

На выбор суда:
  1. штраф до 80 тысяч рублей (или в размере заработка за полгода);
  2. обязательные работы – до 480 часов;
  3. исправительные работы – до 2х лет;
  4. ограничение свободы сроком до 3х лет;
  5. арест на срок до полугода.

То есть при нанесении телесных повреждений несовершеннолетнему, некоторые составы предусматривают более ужесточенное наказание, но не все.

В том случае, если одно из таких деяний произошло по вине несовершеннолетнего в отношении другого ребенка, которому нет еще и 18 лет (или малолетнего, чей возрастной ценз еще ниже), ответственность будет такой же, как если бы эти преступления совершались взрослым человеком.

А все потому, что субъекты перечисленных в таблице составов преступлений – это вменяемые граждане, достигшие возраста:

  • 14 лет (ст. 111 и 112 УК РФ);
  • 16 лет (ст. 115 и 118 УК РФ).

Когда телесные повреждения наносятся бандой несовершеннолетних, это тоже расценивается уголовным законом как дополнительный отягчающий признак. К примеру, в соответствии с пунктом «а» части 3 статьи 111 УК РФ, это преступление, которое было совершено группой злоумышленников, наказывается лишением свободы на 12 лет с назначением ограничения свободы на 2 года или без этой санкции.

Суд применит такую суровую меру наказания только при условии, что группа подростков причинила ущерб здоровью малолетнего или деяние было совершено с другими отягчающими обстоятельствами из части 2 статьи 111 УК РФ.

Аналогичная ответственность будет ждать и гражданина, которому уже есть 18 лет. Однако суд, принимая во внимание возраст несовершеннолетнего, может избрать из имеющихся в статье видов наказания менее жесткий.

Подробнее об ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним и недееспособными лицами по УК РФ, а также о том, кто и как будет возмещать вред.

Неумышленное причинение вреда здоровью

Малолетние (в возрасте до 14 лет) по общему правилу за причиненный вред не отвечают. Ответственность за вред, причиненный малолетними, несут его законные представители (к которым относятся, частности, родители). Если же малолетний причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, ответственность за вред по общему правилу несет эта организация.

Напротив, несовершеннолетние (в возрасте с 14 до 18 лет) самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случаях, когда у такого несовершеннолетнего отсутствуют доходы или иное имущество, достаточное для возмещение вреда, вред по общему правилу должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями.

Ниже Вы можете ознакомиться с несколькими примерами применения изложенных выше правил.

Примеры применения правил об ответственности за вред, причиненный малолетними (до 14 лет).

  • Верховный суд Республики Хакасия (Определение № 33-1308/2009) рассмотрел следующее дело.

Учащийся 1 класса во время нахождения в школе упал с лестницы, ударился головой, в результате чего получил сотрясение головного мозга. Его толкнул другой ученик. В связи с травмой ребенок проходил лечение, наблюдался у невролога, в связи с ухудшением зрения – у окулиста.

Мать малолетнего обратилась в суд с иском о возмещении имущественного вреда и взыскании компенсации морального вреда.

Суд первой инстанции в иске отказал, исходил из того, что причинение вреда здоровью произошло до начала учебного процесса, травма причинена ребенку в то время, когда он не находился под надзором образовательного учреждения, в связи с чем ответственность за вред не может быть возложена на образовательное учреждение.

Вышестоящий решение суда отменил, указал следующее: поскольку то обстоятельство, что вред здоровью ребенка причинен в промежутке времени с 07 часов 50 минут до 08 часов 00 минут само по себе не может служить основанием для освобождения образовательного учреждения от ответственности за причиненный вред. При разрешении дела суд не учел, что нахождение ребенка в образовательном учреждении, прибывшего утром в учебный день заблаговременно и готовящегося к началу уроков, непосредственно связано с образовательным процессом. Инцидент произошел в то время, когда дети находились в образовательном учреждении, то есть в то время, когда оно обязано осуществлять за малолетними надлежащий надзор».

  • Вологодский областной суд (Апелляционное определение от 24 мая 2013 г. по делу N 33-2210/2013) рассмотрел следующее дело.

Истец обратилась в суд в интересах сына о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование указала, что на перемене малолетний ребенок нанес ее сыну удар кулаком в лицо, в результате чего сын почувствовал сильную физическую боль в области носа.

Директор образовательного учреждения исковые требования не признала, пояснила, что конфликт между несовершеннолетними произошел на втором этаже здания пришкольного интерната во время перемены, когда учитель не мог по объективным причинам проконтролировать поведение учеников, находившихся в коридоре. Считала, что ответственность за противоправное поведение малолетнего должны нести его законные представители.

Суд иск удовлетворил, указав, что «вред здоровью сына истца причинен малолетним во время школьной перемены в здании пришкольного интерната, то есть в то время, когда он находился под надзором школы, которая должна была осуществлять данный надзор надлежащим образом».

  • Московский областной суд (Определение от 31 января 2012 г. по делу N 33-3044) рассмотрел следующее дело.

После уроков на территории школы ученик 2 класса толкнул девочку – также ученицу 2 класса, после чего она упала и ударилась затылком о тротуарную плитку. После падения девочка была доставлена в приемное отделение больницы.

Мама девочки предъявила иск к матери мальчика и школе о взыскании убытков вследствие причинения вреда здоровью дочери: расходов на лечение, возмещение оплаченных танцевальных занятий, которые дочь не смогла посетить в связи с инцидентом, а также морального вреда.

Представитель школы иск не признал, сославшись на то, что указанный инцидент произошел после окончания воспитательного процесса.

Денежные средства были взысканы лишь с матери мальчика.

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними (с 14 до 18 лет).

  • Красноярский краевой суд (Апелляционное определение от 15 ноября 2017 г. по делу N 33-14884/2017) рассмотрел следующее дело.

Несовершеннолетняя в кабинете истории школы на почве возникших неприязненных отношений нанесла несколько ударов по голове и по лицу другой несовершеннолетней, причинив тем самым физическую боль и телесные повреждения в виде черепно-мозговой травмы (сотрясение головного мозга), повлекших легкий вред здоровья.

Мать потерпевшей предъявила иск к родителям причинителя вреда, а также к школе. Просила суд взыскать расходы на лечение несовершеннолетней, компенсацию морального вреда.

Суд в иске к школе отказал, взыскал денежные средства с родителей причинителя вреда.

Апелляционная инстанция указала: в силу ч. 1, 2 ст. 1074 ГК РФ суд обоснованно возложил обязанность компенсации морального вреда на несовершеннолетнюю, а на ее родителей в случае отсутствия у несовершеннолетней доходов либо имущества, достаточного для возмещения вреда, до достижения ею совершеннолетия.

Доводы о необходимости взыскания компенсации морального вреда с ответчика-школы не основаны ни на фактических обстоятельствах, ни на законе.

Основанием компенсации морального вреда в данном случае является причинение физических и нравственных страданий причинением вреда здоровью. Однако вред здоровью причинен действиями несовершеннолетней, а не работниками школы. Иные действия (бездействия) работников школы (отношение работников учреждения к конфликту, к ее дочери после события, отношение к предыдущим взаимоотношениям подростков друг другу) не являются основанием в силу ст. ст. 151, 1100, 1101 ГК РФ для компенсации морального вреда.

Таким образом, в части требований о взыскании компенсации морального вреда к школе судом обоснованно отказано.

  • Московский областной суд (Апелляционное определение от 19 февраля 2014 г. по делу N 33-28194/2013) рассмотрел следующее дело.

Анастасия, Москва 20.04.2021Раздел: Возмещение ущерба

Моей дочери принадлежит 1/4доли дачного дома. 1/2доли принадлежала брату моего мужа.1/4доли сыну моего мужа от первого брака
На даче всегда проживали и польэовались ею только-мой муж, я, совместная дочь. Дача осталась после смерти родителей моего мужа и не была узаконена. После внезапной смерти мужа, его брат узаканивает дачу только на себя .Случайно узнав об этом, я подаю в суд. Результат 1/4 доля дачи нашей совместной дочери. Прошло еще 8 лет. И только я с дочкой ухаживали за этим домом.Чтобы спасти от гибели и разрушения дачного досчатого дома, мы произвели его ремонт, поменяли крыши всех строений и огородили участок забором. Можем ли мы возместить понесенные нами расходы на ремонт, взыскав их в брата мужа, ведь это и его собственность тоже?

Алексей, Санкт-Петербург 18.04.2021Раздел: Возмещение ущерба

1лет назад собственник сделал перепланировку расположения системы ХВС.Через 6 лет продал .квартиру. Год назад Лопнула труба ХВС.Иск предьявлен новому собственнику,который ничего не перестраивал.а проживает в квартире 5 лет.Кто должен отвечать? Как доказать причастность прежнего собственника к заливу квартиры? Ведь прошло уже 11 лет и неизвестно где старый собственник.Его надо разыскивать или уже прошло много лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *