Ответственность за обработку от саранчи возлагается законом на собственника земли
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за обработку от саранчи возлагается законом на собственника земли». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Забота о земельном участке лежит на плечах собственника. Но помимо хлопот на кровных сотках существуют обязанности облагораживать границы участка с внешней стороны, за забором. На сколько метров распространяется такая обязанность, разберем с точки зрения закона.
Градостроительный кодекс РФ
Пункт.37 ст. 1 Градостроительного кодекса содержит понятие «прилегающая территория». Это территория общего пользования, которая прилегает к образованному и зарегистрированному по правилам кадастра земельному участку.
в перечень запрещенных растений включены лишь семена петрушки и эфирное масло из нее — именно в нем содержатся запрещенные вещества. Зелень в этот список не входит — она законна. Впрочем, и семена не запрещены, если вы собрали их, чтобы потом посеять. К слову, семена петрушки продаются в садовых центрах, и проблем не возникает. Накажут вас только в том случае, если вы начнете делать из семян масло — тогда вам грозит ответственность по статье 228 Уголовного кодекса России.
Что на самом деле под запретом
В том же перечне СанПиНов есть и такие растения, как конопля (все виды) и некоторые виды мака (армянский, прицветниковый, сомнительный, голостебельный и снотворный). Но эти представители флоры числятся еще и в другом списке — «Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры». Он установлен правительством в 2010 году, а в 2017, 2019 и 2020-м в него вносились дополнения. Растений в нем немного, а из тех, что реально могут выжить на дачах средней полосы, — конопля и мак. Однако там есть оговорка по количеству кустов — уголовная ответственность по ст. 231 УК РФ наступает, если речь идет о крупном и особо крупном размере. То есть если конопли больше 20 кустов, а мака больше 10.
Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР.
Проведение земельной реформы возлагается на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.
На Государственный комитет РСФСР по земельной реформе возлагаются землеустроительная, организационная, контрольная и консультативная функции по проведению земельной реформы.
В государственную собственность РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, закрепляются земли под объектами, принадлежащими соответственно РСФСР и республикам, входящим в ее состав.
Для общесоюзных целей земли могут предоставляться Союзу ССР на условиях и в порядке, устанавливаемых Союзным договором, законодательством РСФСР и республик, входящих в ее состав.
Земли, находящиеся в собственности республик, входящих в состав РСФСР, могут предоставляться РСФСР на условиях и в порядке, устанавливаемых договором между ними и законодательством соответствующей республики.
В собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки.
Возврат земельных участков бывшим собственникам и их наследникам не допускается, они могут получить земельные участки в собственность на общих основаниях.
Иностранным гражданам земельные участки в собственность не передаются. (в ред. Закона РСФСР от 27.12.90 N 460-1)
Колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
Каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства имеет право получить свою долю в виде земельного участка. (в ред. Закона РСФСР от 27.12.90 N 460-1)
Для строительства дач, гаражей, а также индивидуальной предпринимательской деятельности и иного, не запрещенного законом использования, земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение либо пользование, в том числе аренду. (в ред. Закона РСФСР от 27.12.90 N 460-1)
До юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дач и гаражей, для предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками.
За предприятиями, учреждениями и организациями ранее установленное право пользования земельными участками сохраняется до 1 февраля 1993 года. (в ред. Закона РФ от 20.11.92 N 3936-1)
Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.
Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.
За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.
Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно — хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т. п.
Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. Для привлечения к ответственности не имеет значение правовой титул на земельный участок. К ответственности за порчу земель может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок. Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно — следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.
Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.
Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по ч. 3 ст. 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.
Решение № 2А-2780/2017 от 27 июня 2017 г. по делу № 2А-2780/2017
Написать комментарий
Короткое замыкание — распространенная причина пожара. Оно может возникнуть по чьей-то вине, и тогда виновное лицо понесет за это ответственность, или по независящим ни от собственника, ни от арендодателя причинам. Итак, имущество было уничтожено, то есть полностью погибло. Определить конкретное лицо, на которое можно было бы возложить ответственность за произошедшее, не представляется возможным. В этом случае гибель имущества будет считаться случайной. Риск случайной гибели имущества, согласно ст 211 ГК РФ, несет его собственник, если иное не предусмотрено договором или законом. В договоре аренды данный риск может перераспределяться по усмотрению сторон: стороны могут разделить его поровну, или арендодатель может возложить весь риск на арендатора. Таким образом, ответственная сторона определяется в зависимости от того, что указано в договоре аренды. Если пункт об ответственности в договоре отсутствует, ответственность ляжет на собственника.
- Недвижимость. Земля. Строительство
- Инфраструктура и объекты недвижимости
Сорная растительность на участке: могут ли наказать за заросли
Например, собственник имеет участок, который
- относится к категории земель – земли населенных пунктов,
- имеет вид разрешенного использования – ведение ЛПХ.
Исходя из этих 2-х параметров, установим обязанности собственника по целевому использованию земельного участка.
Для этого в Классификаторе видов разрешенного использования найдем описание приусадебного участка ЛПХ.
В частности собственник земельного участка под ЛПХ может:
- разместить на участке жилой дом,
- осуществлять производство сельскохозяйственной продукции,
- разместить на приусадебном участке гараж и иные вспомогательные сооружения,
- содержать на участке сельскохозяйственных животных.
Таким образом, собственник земельного участка под ЛПХ обязан использовать землю только для вышеуказанных целей.
В этом состоит обязанность собственника земли использовать участок по целевому назначению.
Однако 1-ая обязанность не ограничивается только соблюдением целевого назначения земли.
Сроки освоения земельных участков устанавливают в договорах.
Чаще всего сроки освоения участков затрагивают случаи коммерческого использования земли. Но возможны и другие варианты.
Таким образом, если в договоре, на основании которого получен участок, установлены сроки освоения, то собственник обязан их соблюдать.
Если собственник земельного участка не соблюдает сроки освоения, то договор могут расторгнуть.
При расторжении договора земельный собственник или арендатор потеряет участок.
5-ая обязанность.
Обязанность уплаты земельного налога также несут те, кто имеет участок:
- на праве постоянного (бессрочного) пользования,
- на праве пожизненного наследуемого владения.
Арендатор земельного участка земельный налог не платит.
Для арендатора плата за землю установлена в виде арендной платы.
На сайте ФНС есть калькулятор по земельному налогу.
Использование земель сельскохозяйственного назначения
На мой взгляд, данная обязанность самая объемная.
Едва ли возможно в одной статье описать все нюансы из этой группы обязанностей.
Тем не менее, обозначим основные блоки, чтобы понимать общие рамки данной обязанности.
Итак, земельный собственник обязан соблюдать требования:
- градостроительных регламентов,
- строительных и экологических правил и нормативов,
- санитарно-гигиенических и противопожарных правил и нормативов,
- иных правил и нормативов,
- осуществлять строительство и реконструкцию объектов в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Как видно, перечень правил и нормативов является открытым.
Самый простой способ узнать эту информацию из градостроительного плана земельного участка.
Сокращенно – ГПЗУ.
Градостроительный план земельного участка содержит требования градостроительных регламентов, применяемых к участку.
Он может содержать сведения о зонах с особыми условиями, которые содержат требования экологических, санитарно-гигиенических и других правил и нормативов.
ГПЗУ не дает исчерпывающей информации обо всех правилах и нормативах, подлежащих соблюдению земельным собственником.
Однако градостроительный план участка существенно облегчает понимание обязанностей и ограничений, возложенных на собственника земельного участка.
ГПЗУ выдает местная администрация бесплатно по письменному запросу собственника земельного участка или арендатора.
7-ая обязанность.
Использование земельных участков, порой, кажется настолько обыденным делом, что из внимания их собственников ускользает момент ответственности за свой надел. Она связана с соблюдением порядка эксплуатации земли, установленного законодательством.
Бывает, что правообладатели земельной недвижимости:
- не обращают внимания на вид её разрешённого использования
- полагают, что, как владельцы, могут совершать со своей землёй любые действия
Это может стать причиной правонарушений в использовании наделов. Их следствия:
- административные предупреждения и требования о необходимости устранения
- штрафы
- изъятие участков в самом худшем случае
Контроль за правильностью использования земли ведут:
- муниципальные власти
- службы Росреестра
- различные контролирующие организации
- сохранение, воспроизводство плодородия почв земель с/х назначения
- защита земель от природных явлений, вызывающих деградацию земель:
- водная и ветровая эрозии
- сели
- подтопление
- заболачивание
- вторичное засоление
- иссушение
- уплотнение
- загрязнение химическими, радиоактивными, другими веществами и микроорганизмами, отходами производства и потребления
- другие
- защита с/х угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями и по сохранению достигнутого уровня мелиорации
- рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, вовлечение в оборот
Рекультивации необходима в случаях, когда деятельность на земельных участках привела к ухудшению качества земель, к их загрязнению и нарушению почвенного слоя. Собственники участков должны выполнить мероприятия по предотвращению деградации земель и восстановлению их плодородия:
- привести участок в состояние, пригодное для эксплуатации по его целевому назначению
- устранить последствия загрязнения почв
- восстановить плодородный слой почвы
- посадить защитные лесные насаждения
При нарушении или снятиии почвенного слоя в ходе строительных работ использовать его для улучшения малопродуктивных земель.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при выполнении следующих работ:
- разработка месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом
- добыча торфа
- прокладка трубопроводов
- работы, нарушающие почвенный покров:
- строительные
- мелиоративные
- лесозаготовительные
- геологоразведочные
- испытательные
- эксплуатационные
- проектно-изыскательские
- ликвидация объектов:
- промышленных
- военных
- гражданских
- иных объектов и сооружений
- складирование и захоронение промышленных, бытовых и других отходов
- строительство, эксплуатация и консервация подземных объектов и коммуникаций:
- шахтные выработки
- хранилища
- метрополитен
- канализационные сооружения
- др.
- ликвидация последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы
- войсковые учения за пределами полигонов
Земля может быть подвергнута консервации, если при рекультивации невозможно устранить последствия:
- деградации
- ухудшения экологической обстановки
- нарушения почвенного слоя
Убытки землевладельцев возмещаются за счёт лиц, работы которых вызвавали необходимость её проведения.
Неправомерное изменение назначения земельного участка
Речь, в данном случае, идёт не о том, когда правообладатель участка решает вопрос об изменении целевого назначения своего надела, подав заявление в орган местного самоуправления, как того требуют правила землепользования и застройки, установленные в муниципальном образовании.
Если это делается из-за незнания, без соблюдения требований градостроительных регламентов, то такая «самодеятельнось» признаётся земельным правонарушением.
Любой земельный надел имеет целевое назначение:
- сельскохозяйственное
- блокированная жилая застройка
- многоквартирное жилищное строительство
- т.д.
Эксплуатация участка по в соответствии с назначением – обязанность собственника.
Сведения о назначении участка указываются:
- в выписке из ЕГРН
- в правоустанавливающих документах
- на публичной кадастровой карте
Нарушение установленного назначения и градостроительных регламентов, случившееся даже по причине неосведомлённости, не освободит от грядущей ответственности.
Придётся устранить нарушения, снести постройки или изменить целевое назначение участка, уложившись в срок, отведённый или администрацией, или Росреестром. В противном случае, не исключено «прощание» с недвижимостью решению суда.
Как лишить собственника земли, если он забросил участок?
Валерий Иванович Иванов, мы записали Вас на 17 апреля, 12:35.
Мы будем ждать Вас по адресу: г. Москва, улица Садовая-Триумфальная, д. 10/13, стр. 2
Информация о записи была отправлена вам на указанный адрес электронной почты.
Если Вы опоздаете или по какой-либо причине не сможете приехать в назначенный день, просим Вас уведомить нас заранее, позвонив по номеру +7 (495) 988-38-61.
Хорошего Вам дня и до встречи на консультации!
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Собственники земельных участков наделены широким спектром прав по распоряжению своим земельным участком (правом совершать сделки по поводу земельного участка). Иные правообладатели земельных участков (землепользователи, землевладельцы, арендаторы) по действующему земельному законодательству, как правило, не наделены распорядительными полномочиями.
Помимо распорядительных полномочий собственнику земельного участка закон предоставляет право:
· использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
· проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуротехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
· осуществлять другие права по использованию земельного участка, предусмотренные законодательством.
Перечисленные права собственника земельного участка относятся только к сфере землепользования. При этом названный перечень прав основной, но не исчерпывающий.
Лесным, водным, горным и иным законодательством могут быть предусмотрены другие права собственников земельных участков.
Используя свои земельные участки, земельные собственники приобретают право собственности на посадки и посевы сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если собственник передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. Собственнику принадлежат расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных лесным кодексом Российской Федерации.
Осуществляя свои права, собственники земельных участков обязаны соблюдать предписанные законом ограничения при использовании своих прав на земельные участки.
Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и федеральными законами. Ограничения прав на землю, как правило, вводятся:
1) установлением особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) предписаниями об особых условиях охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) определением условий начала и завершения стройки или освоения
земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту;
4) введением иных ограничений использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок актами исполнительных органов государственной власти, органов муниципального самоуправления или решениями судов.
СТ 42 ЗК РФ
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В комментируемой статье определяется перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков. Указанный перечень представлен в ЗК РФ открытым.
Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к юридической ответственности в соответствии с законодательством РФ. Согласно положениям ст. 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Показательным в данном случае является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2003 г. N А38-1579-14/176-2003. Решением арбитражного суда кассационной инстанции было оставлено без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было признано законным и обоснованным решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о привлечении к административной ответственности крестьянского хозяйства за использование земель по нецелевому назначению, выразившегося в строительстве жилого дома без разрешительных документов на земле сельскохозяйственного назначения.
Комментируемой статьей закрепляется обязанность собственников (владельцев, пользователей) земельных участков использовать эти участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде в целом. Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции РФ. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля является одним из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни на Земле. Поскольку состояние земель во многом определяет состояние окружающей среды в целом, то нерациональное использование и загрязнение земель могут привести к негативным изменениям во всей биосфере.
В перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков комментируемая статья включает обязанность сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ. К числу специальных знаков следует отнести межевые знаки, предназначенные для закрепления границ административно-территориальных образований и границ земельных участков; наземные знаки астрономо-геодезических, геодезических, нивелирных и гравиметрических пунктов; маркшейдерские, водохозяйственные или водоохранные информационные знаки; знаки, определяющие границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов; знаки санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий; лесоустроительные или лесохозяйственные знаки; другие знаки, установление которых предусматривается законодательством РФ.
- Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.
- Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.
- Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.
Нормы, регулирующие право собственности на отходы, содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).
Как известно, до вступления в силу с 01.01.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1], ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ было установлено следующее:
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
(в ред. от 25.11.2013, утратила силу)
Статья 4. Отходы как объект права собственности
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник отходов I–IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности[2].
4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Как видим, указанная статья содержала специальное требование к собственнику отходов, которое ограничивало его в праве распоряжения своими отходами как объектом собственности. Так, собственник был вправе отчуждать отходы, передавать, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами только лицу с лицензией на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
С 01.01.2015 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ была сокращена до минимума:
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 4. Отходы как объект права собственности
(в ред. Федерального закона № 458-ФЗ)
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, ранее действовавшее требование об обязательном наличии лицензии на соответствующие виды деятельности в области обращения с отходами I–IV классов опасности у лиц, которым передаются эти отходы (т.е. ограничение оборотоспособности отходов I–IV классов опасности), было отменено.
В настоящее время продолжает действовать норма Федерального закона № 89-ФЗ, запрещающая размещать отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов[3] (далее — ГРОРО), ведение которого осуществляет Росприроднадзор (пп. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ), но этот запрет прямо не связан с отношениями собственности.
КСТАТИ
В Государственную Думу внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»»[4], в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.
В целом согласно нормам Федерального закона № 89-ФЗ большинство обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с реализацией инструментов государственного регулирования в области обращения с отходами (лицензирование, паспортизация, нормирование, учет и др.), также прямо не связаны с правом собственности на отходы и возлагаются не на собственников отходов, а на лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, что имеет важное значение, если собственник отходов и лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, не совпадают.
В перспективе в законодательных нормах (в т.ч. в новых статьях Федерального закона № 89-ФЗ и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), введенных Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ[5] и Федеральным законом № 458-ФЗ) также сохраняется возложение основных обязанностей при обращении с отходами на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, независимо от права собственности на эти отходы.
В частности, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 (вступит в силу 01.01.2016 согласно Федеральному закону № 219-ФЗ) Федерального закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, будут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы[6].
Прокурор разъясняет — Прокуратура Калужской области
Поскольку предприятие, оставаясь собственником отходов, несет ответственность за соблюдение требований в области обращения с отходами как на своих собственных или арендованных земельных участках, так и за их пределами (например, при транспортировке отходов), оно обязано следить за выполнением поставщиками (подрядчиками) природоохранных требований при осуществлении ими деятельности в области обращения с отходами собственника, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Управление деятельностью поставщика (подрядчика), связанной с воздействием на окружающую среду (в т.ч. при обращении с отходами), со стороны предприятия-заказчика может осуществляться только на основе договоров, заключаемых в соответствии с общими положениями, а также правилами об отдельных видах договоров (подряда, возмездного оказания услуг, поставки), которые содержатся в Гражданском кодексе. Также необходимо установить технические требования к работам (услугам) (техническое задание) и обязательно включить в договорные обязанности контрагента обеспечение выполнения требований в области обращения с отходами.
Общие требования в области охраны окружающей среды, которые должны соблюдать строительные подрядчики, сформулированы непосредственно в Гражданском кодексе:
Извлечение
из ГК РФ
Статья 751. Обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ
1. Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.
Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
2. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.
Общие экологические требования к строительным подрядчикам, другим подрядчикам и поставщикам услуг, а также их ответственность за нарушения природоохранного законодательства (в т.ч. в области обращения с отходами) могут (и, вероятно, должны быть) отражены в договорах подряда или поставки услуг.
Например, при оформлении договоров строительного подряда, подряда на реконструкцию, техническое перевооружение, ремонты и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений, включая поставку и монтаж оборудования, уборку и благоустройство территории и т.д., подрядчику (поставщику) могут вменяться следующие обязанности:
•в случае применения контролирующими органами штрафных санкций к заказчику по фактам нарушений требований в области обращения с отходами, их размещения в непредназначенных для этих целей местах, произошедших по вине подрядчика, возмещать заказчику расходы на уплату таких штрафов в течение 10 банковских дней (или другого срока) с даты получения соответствующего письменного требования;
•своими силами обеспечивать складирование отходов, образующихся в процессе выполнения работ, в местах, указанных заказчиком;
•за свой счет организовывать погрузку-разгрузку, транспортирование и передачу отходов, образовавшихся в процессе выполнения работ, в места их захоронения или специализированным организациям для их утилизации, обработки, обезвреживания, размещения.
В случае нарушения подрядчиком и его работниками требований в области обращения с отходами (если договором предусмотрена их фиксация в акте, который подписывается ответственными работниками предприятия) в отношении подрядчика в договоре может быть установлена ответственность в виде уплаты штрафа в размере, например, 100 000 руб. за каждый случай нарушения с увеличением указанной суммы, например, на 100 % по отношению к предыдущему случаю за каждое последующее нарушение (в т.ч. за нарушение указанных требований субподрядчиками и их работниками).
Дополнительная конкретизация общих экологических требований в отношении обращения с отходами возможна в техническом задании (технических условиях) к договорам подряда или поставки услуг (выполнения работ).
- Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции
- Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что?
- Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов
- Об основных изменениях природоохранного законодательства в 2015 г.
- Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО
- Новый порядок ведения государственного кадастра отходов в действии
- Новые Методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления
Административная ответственность за земельные правонарушения выражается во множестве видов и форм. Зависит здесь все от объекта посягательства и степени тяжести нарушения закона. Что вообще является ответственностью административного типа? Юридические специалисты говорят об одной из форм государственного принуждения. Представленный институт имеет довольно большое значение для прав и свобод личности, государства и общества.
Как можно определить земельные правонарушения? В российском Земельном кодексе говорится о незаконных действиях в области использования и охраны земель. Под охраной земель понимается защита почв от селей, эрозии, заболачивания, загрязнения и т.д. Нерациональное использование земельных участков или полное отсутствие их охраны как раз ведет к административной ответственности за земельные правонарушения.
Административная ответственность за нарушение Земельного кодекса устанавливается российскими властями в качестве своеобразной меры, которая применяется для пресечения различных нарушений закона в рассматриваемой области. Если взглянуть на положения Земельного кодекса, то становится ясно, за какие группы проступков может наступать ответственность административного типа. Вот что стоит здесь выделить:
- посягательство на участок, являющийся природным или хозяйственным объектом;
- нарушение требований или правил, в соответствии с которыми участки должны использоваться;
- нарушение гражданских правоотношений, касающихся земельных участков;
- грубые нарушения порядка работы с участками и управлением землей — в виде несвоевременного рассмотрения заявлений или полного их не рассмотрения, нарушения порядка регистрации участков, нецелевого использования земель и т.д.
Некоторые вопросы земельного права
В статье 7.8 КоАП РФ закреплена ответственность за самовольное использование или занятие той или иной земельной территории, в том числе полосы водного объекта, зоны санитарной охраны или водоохранной области. Подобное правонарушение, как не сложно догадаться, несет куда более серьезный характер, чем простое нарушение межевых границ. В статье 7.9 зафиксировано похожее нарушение, но уже связанное с занятием лесного фонда или лесного участка. Если же здесь имела место быть раскорчевка деревьев, возведение крупных построек или несогласованная переработка древесины, то дело может дойти и до уголовных санкций. При этом за не особо тяжкие нарушения границ лесных или водных фондов административная ответственность за земельные правонарушения будет относительно легкой, выражающейся в виде штрафов.
В главе 19 КоАП РФ рассказывается про административную ответственность за нарушения в области несвоевременной подачи заявлений, оформления различных документов, бумаг и т.д. Здесь же можно найти и ссылку на земельные правонарушения. Так, в статье 19.9 КоАП РФ речь идет про нарушение сроков рассмотрения заявлений, в которых имеется прошение о предоставлении земельной территории или совокупности земельных участков. Здесь в качестве меры наказания за административные земельные правонарушения предусмотрен административный штраф.
Можно также выделить статью 19.21, в которой говорится о несоблюдении установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимую собственность.
Собственник земельного участка имеет право на реализацию всех предусмотренных законодательством полномочий по использованию своего имущества. Прежде всего, нужно знать, что земля это есть имущество, причем законодательство дает земле более четкое определение – недвижимое имущество. А недвижимое имущество определяется как неперемещаемый объект.
Все эти подробности необходимы ввиду того, что вопросы реализации прав на землю регламентированы не только земельным, но и гражданским законами, а также правовыми актами о регистрации недвижимости и прав на нее, а земля может рассматриваться как объект имущественных прав, объект земельных правоотношений, часть природно-заповедного фонда и иных.
Земельным правоотношениям государство уделяет достаточно много внимания, о чем можно судить по большому количеству законодательных норм в этой сфере. Причем начиная с конституции и заканчивая решениями органов самоуправления.
Проще говоря, права собственника земельного участка определяются рядом законодательных актов, которые применяются в зависимости от того, какие действия необходимо совершить с землей.
У собственника объекта земли существует три главных права: он может владеть им, пользоваться и распоряжаться на своё усмотрение в рамках закона. То есть, он может свободно присутствовать на данной территории, получать выгоду от использования и совершать сделки с ней.
Что касается любых других лиц, то они могут осуществлять те же действия с данным наделом исключительно с разрешения самого владельца, в ряде случаев — документально заверенного.
При более детальном рассмотрении вышеназванных главных прав, из них можно выделить и некоторые другие:
- использование полезных ископаемых, подземных вод пресного состава, запруженных участков и обводненных карьеров на своей территории в личных нуждах (для добычи полезных ископаемых с целью получения коммерческих выгод требуется получить соответствующую лицензию в контролирующих природоохранных органах);
- возведение здания жилого, бытового, сельскохозяйственного и иного типа, разрешенного градостроительными и санитарно-гигиеническими нормами, а также отвечающего требованиям норм пожарной безопасности;
- возведение подземных строений, глубиной не более 5 метров;
- проведение дозволенной мелиорации: орошение, культивирование, осушение, а также создание водных объектов для возделывания земли и выращивания культурных растений в соответствии с действующим законодательством;
- посев культурных растений, в том числе с целью их реализации и последующего получения денежной прибыли;
- использование площади земли при заключении имущественных сделок;
- сдача земельных территорий в аренду;
- изменение характеристик территории и её технических особенностей на законных основаниях;
- полная или частичная передача прав собственности (дарение, обмен, завещание по наследству, передача другому лицу в безвозмездное временное пользование);
- продажа или оформление земли под залог;
- перераспределение земель, входящих в состав территории данного объекта;
- осуществление иных прав, закрепленных действующим законодательством.
Гражданское и земельное законодательства с течением времени могут изменяться, благодаря чему информация устаревает. Имея в собственности площадь земли или профессиональные интересы в области землепользования, следует регулярно тщательно перепроверять действующие нормативные акты, чтобы в полной мере использовать право землевладения и выполнять связанные с этим обязательные функции.
При этом важно помнить, что для собственника не допустимо нарушение прав других владельцев земли и арендаторов своими действиями.
Ознакомиться с основной информацией про обязанности владельца земли можно, обратившись к Земельному и Гражданскому Кодексам. К основным обязанностям собственников относятся:
- обладание и поддержание в сохранности документации, подтверждающей права собственности;
- обеспечение сохранности межевых и информационных знаков, если таковые были установлены уполномоченными органами на данной территории;
- пользование территорией согласно целевому назначению (при этом допускаются только способы, не противоречащие закону в сфере экологии);
- соблюдение норм экологии, санитарии, градостроительства, а также правил противопожарной безопасности (любые проекты должны быть согласованы с органами землеустроителства и природоохраны);
- сохранять водные, геодезические и лесные ценности, расположенные на территории земель, не нарушая правила пользования ими (эксплуатация указанных объектов с целью получения коммерческих выгод допускается лишь при наличии специального разрешения);
- своевременное вовлечение земли в оборот (при полном разрушении зданий, имевшихся на территории, собственник обязан приступить к их восстановление в течение 3 лет, в противном случае, он рискует утратить права на пожизненное пользование и наследуемое владение; то же касается площадей, определённых под застройку или ведение сельскохозяйственных работ);
- своевременное внесение налоговых выплат на землю;
- охранение почвы земельного участка от загрязнения, снижения плодородия и порчи.
- Кроме приведённого перечня землепользователь обязан предпринимать превентивные меры в отношении природных катастроф.
- Собственник должен сохранять уровень мелиорации и плодородия, если на территории проводятся разрушающие почву работы.
- В случаях наступления катастроф техногенного характера, приводящих к деградации земель, ответственность землевладельца — принимать активное участие в устранении последствий.
- Однако в обязательные функции землепользователя не входит заказывать межевание территории, устанавливать межевые или геодезические знаки, оплачивать использование земли частным субъектам или госорганам (разумеется, помимо выплаты налогов), решать территориальные разногласия и споры с соседями вне рамок судебных разбирательств.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.
Кто вправе подать иск о ликвидации несанкционированной свалки?
Права и обязанности собственников земельных участков определены законом, хотя полный их список применительно к конкретному объекту земли будет зависеть от его статуса.
Владелец, нарушивший в ходе эксплуатации площадей любые законодательные акты, в обязательном порядке несёт административную и/или уголовную ответственность за эти нарушения. Это касается и возведения неправомочных сооружений, а также устройства незаконных насаждений.
Права и обязанности землевладельцев согласно с современной законодательной базой распространяются на всех, кто является законными собственниками определенных земельных территорий. Правовая компетенция собственников распространяется на возможность выполнения следующих действий со своим участком земли:
- Эксплуатировать в законном порядке полезные ископаемые, запасы подземной пресной воды для удовлетворения собственных бытовых нужд. Помимо этого, владельцы могут использовать пруды и обводные каналы для хозяйственных потребностей;
- Пользователи могут возводить любые здания для жилого, бытового, культурного или производственного использования. Важным условием является соответствие новой постройки всем законным целевым назначениям территории, а также разрешениям, требованиям архитектурных регламентов, строительных правил, санитарно-гигиенических и пожарных норм;
- Осуществлять любые агротехнологические манипуляции: оросительные, осушительные, мелиоративные или культуртехнические работы. Также не запрещено возводить пруды, любые водные объекты, которые соответствуют всем законодательным, строительным и экологическим требованиям;
- Производить любые другие манипуляции, а также выполнять любые действия, не запрещенные законодательством.
Все права арендатора указываются в целевых законодательных актах, в соответствии с которыми гражданин, который заключает договор об аренде земельного участка, должен соблюдать следующие правила:
- Распоряжаться землей самостоятельно с обязательным соблюдением всех условий заключенного договора аренды;
- Возводить любые постройки производственного, жилого, бытового или фермерского предназначения, при условии наличия законного письменного согласия владельца земли. Также на аналогичных условиях пользователь может организовывать многолетние насаждения любых культур, а также сооружение любых конструкций. При этом, владельцем продукции и доходов после ее реализации становится арендатор;
- Арендатор может организовать возведение любых водохозяйственных или мелиоративных конструкций, при условии наличия письменного согласия законного владельца территории.
Права и обязанности арендатора предусматривают обязательное выполнение всех требований владельца участка и своих законных обязанностей:
- использовать земельные участки в течение сроков, предусмотренных договором, который зарегистрирован в законном порядке;
- строго соблюдать режим эксплуатации земли особого предназначения. Данное правило распространяется на оздоровительные, историко-культурные, рекреационные и природоохранные территории;
- контролировать соблюдение целевого использования территории;
- за счет личных финансовых средств приводить земли в естественное состояние в случае изменения рельефа и структуры;
- своевременно и в полном объеме оплачивать арендную плату и земельные налоги.
В соответствии с законодательной базой в сфере земельного права лица, которые используют территорию на основании частного сервитута, должны выполнять следующие права и обязанности землепользователей:
- должны контролировать соответствие характера эксплуатации земли целевому назначению, предусмотренному законодательством, а также классовым предназначениям территории;
- полностью сохранять все специальные знаки: межевые, геодезические, административные. Метки должны устанавливаться согласно с законодательством;
- не наносить вред окружающей среде результатами использования, а также не наносить ущерба конкретной земельной территории;
- препятствовать загрязнению, деградации структуры и плодородных свойств земли;
- принимать всяческие меры по охране земель, лесных и водных объектов;
- своевременно вносить земельный налог.
Ответ на вопрос, необходимо ли ограждение частного земельного участка, дается в ч.2 ст.262 ГК РФ. В соответствии с нормами Гражданского кодекса беспрепятственно пройти через территорию, которая не огорожена каким-либо способом, может любой человек.
Единственное условие: это не должно доставлять беспокойство хозяину земли или причинять ущерб чужим соткам. Например, если на участок забрела соседская корова и съела весь урожай – хозяина животного могут заставить возместить убытки.
Так что обязанности землевладельцев ограждать свои участки закон не предусматривает. Хотя никому не хочется, чтобы по частной территории ходили посторонние, и почти все россияне ставят на участках заборы