В каких случаях выставлять дополнительный эсчф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случаях выставлять дополнительный эсчф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В конфигурации выписка дополнительного счета-фактуры возможна на основании:

  • Документов возврата товаров, работ, услуг (документ Возврат ТМЗ от покупателя);
  • При регистрации прочих операций в целях НДС с видом Корректировка оборота (документ Регистрация прочих операций по реализованным товарам, работам, услугам).

При создании документа Счет-фактура (выданный), в таком счете-фактуре автоматически будет указан вид Дополнительный. Если документ возврата или регистрации прочих операций оформлен на основании документа реализации, к которому зарегистрирован исходный счет-фактура, то в документе также будет указан основной счет-фактура, к которому выписывается дополнительный.

Для выписки дополнительного счета-фактуры в электронном виде, в нижней части документа в строке способ выставления указывается – в электронном виде и по гиперссылке Создать ЭСФ создается новый документ Электронный счет-фактура.

В соответствии с правилами заполнения электронных счетов-фактур, в дополнительном счете-фактуре указываются сведения о связанном электронном счете-фактуре. В документе указывается номер, дата, регистрационный номер исходного электронного счета-фактуры.

Выписка дополнительного электронного счета-фактуры в информационной системе электронных счетов-фактур (далее ИС ЭСФ) производится по кнопке Выписать дополнительный счет-фактуру. При выписке дополнительного счета-фактуры на основании исходного, данные по исходному счету-фактуре заполняются автоматически.

Выполнить отклонение входящего дополнительного электронного счета-фактуры можно непосредственно в конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана».

Для этого в журнале электронных счетов-фактур необходимо выделить дополнительный электронный счета-фактуры, с которыми покупатель не согласен, и нажать на кнопку Отклонить.

Практикум

Покупателю ИП Кайрат ранее было отгружено 10 единиц «Товара 1» и 10 единиц «Товара 2». По операции выписан электронный счет-фактура (№ 110).

Теперь ИП Кайрат возвращает часть ранее приобретенного товара. Необходимо оформить возврат товаров и выписать дополнительный ЭСФ.

Электронные счета-фактуры (ЭСФ) — новые правила работы

  1. Введена дополнительная строчка «5а», где необходимо прописывать информацию отгрузочной документации (номер и дату регистрации), которые являются причиной для составления счета-фактуры. К примеру, накладная, акт оказанных услуг и т.д.

  2. Ввели специальную строку, для внесения порядкового номера вносимых данных. Название продукции надо будет регистрировать в строке «1а», а код по ТН ВЭД ЕАЭС — в «1б».

  3. Столбец «1» и строка «5a» вводятся в счет-фактуре для удобства учета нескольких накладных с разной продукцией. К примеру, если создана сводная счет-фактура по двум и более товарным накладным, в «5a» записывается серийный номер нужной накладной. Записываются они через точку с запятой.

  4. Колонка 11 поменяла название. Она адаптирована как для операций с продукцией, подлежащей прослеживанию, так и для прочей ввозимой продукции.

    В форму счет-фактуры добавлены три дополнительных столбца: 12, 12a и 13. Столбцы заполняются только при сбыте прослеживаемой продукции. Столбцы 12 и 12a указывают код и единицы измерения прослеживаемой продукции. Теперь эти подробности изложены в приложении к Постановлению Правительства от 25 июня 2019 г. № 807.

В конце 2020 года стартовал тестовый период национальной системы прослеживания товаров. Нужна эта система для ужесточения контроля за ввозимыми товарами из других стран. Данный контроль позволит контролирующим органам прослеживать путь импортных товаров, следить за их перемещением до потребителя, за счёт этого планируется уменьшить процент контрафактной продукции на рынке РФ.

Система прослеживаемости регламентируется:

  • Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ. Также есть изменения в Налоговым кодексе РФ, утверждена национальная система прослеживаемости.

  • Постановлением Правительства от 25.06.2019 № 807. Прописан и утверждён список товаров, подлежащих контролю системы прослеживаемости.

В п. 3 ст. 169 Налогового Кодекса РФ есть изменения. Раньше в процессе продажи товаров или оказания услуг всем, не платящим НДС, разрешалось не составлять счёт-фактуру (с условием документально оформленной договорённости двух сторон). С 1 июля действия с прослеживаемыми товарами составляют исключение, то есть уклониться от формирования документа невозможно даже с согласием обеих сторон.

С 1 июля 2021 года товары, упомянутые в перечне Постановления Правительства от 25.06.2019 № 807, станут прослеживаемыми. Ими стали:

  • холодильники и морозилки;

  • машины для стирки и сушки белья;

  • мониторы и проекторы;

  • коляски и автокресла для детей;

  • мебель металлическая для офисов;

  • прочая продукция, в т.ч. автоспецтехника.

Тестовый период национальной системы прослеживаемости товаров закончился, начинается ее законный ввод. Именно по этой причине счёт-фактура дополняется обязательными реквизитами.

Во время тестового периода контролирующие органы провели анализ данных и были выделены реквизиты, которыми требуется дополнить систему прослеживаемости и Налоговый Кодекс, ими стали:

  • регистрационный номер партии ввозимой продукции;

  • регистрационный номер декларации;

  • единица измерения прослеживаемого товара;

  • количество продукции, подлежащей прослеживанию.

До 1 июля 2021 года предприниматели могли составлять счет-фактуру в бумажной или электронной версии, по собственному желанию. Теперь для непрерывного контроля за продукцией подлежащей прослеживаемости, во время их реализации счет-фактуры формируются исключительно в цифровом варианте. Это распространяется и на корректировочные СФ.

В форму счет-фактуры добавлены три дополнительных столбца: 12, 12a и 13. Столбцы заполняются только при сбыте прослеживаемой продукции. Столбцы 12 и 12a указывают код и единицы измерения прослеживаемой продукции. В столбце 13 указано количество прослеживаемой продукции, на которую сформирован счет. Их общий объем рассчитывается в тех же единицах, что указываются в столбцах 12 и 12a.

Одни и те же позиции системы прослеживаемости отображаются в одной пункте счета-фактуры. При ввозе товаров в РФ не одной партией, в столбцах с 11 по 13 прописываются добавочные строки для каждого РНПТ. Данные дополнения внесены и в корректировочную документацию. Новшества обязывают также указать код и название государства, где произведен товар. Специально для этих целей добавлены строки 10, 10а. Когда эти показатели не были внесены в исходный счет-фактуру, то их не надо вписывать в корректирующий документ.

Информация в добавленных строках 11, 12, 12a и 13 должна быть такой же, как в строках простой счет-фактуры. Важно заметить, в 13 столбце следует написать не исходное число выгруженной продукции, а разницу при вычитании количества до и после изменения.

В столбцах 11-13 каждому РНПТ заполняются дополнительные строки, если это идентичная отслеживаемая продукция, ввозимая в РФ разными партиями.

Вариант деятельности, когда предприниматель занимается сбытом продукции прослеживаемости организациям или ИП, планирующим дальнейшую их перепродажу, то придётся оформлять исключительно ЭСФ и производить взаимную пересылку с помощью операторов ЭДО и электронной почты. Нововведение действует и на корректировочную документацию (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Отступление от закона возможно только в таких ситуациях:

  • продукция реализована физическому лицу без дальнейшей перепродажи, например, для личного пользования, а не для получения прибыли;

  • продукция предназначена для экспорта или реэкспорт;

  • продукция реализована и вывезеназа границу Российской Федерации в государства-члена ЕАЭС.

Предприниматели могут подключиться к электронному документообороту (ЭДО) с помощью заявления (п. 11 Порядка, утв. приказом Минфина от 05.02.2021 № 14н), которое необходимо направить операторам ЭДО.

В новом законодательстве более подробно расписан порядок и сроки регистрации электронных извещений и уведомлений, благодаря им продавец, покупатель и их операторы ЭДО заверяют все этапы прохождения счета-фактуры.

Изменены функциональные обязанности операторов ЭДО и способы их коммуникации друг с другом и предпринимателями. Теперь у каждой стороны торговых отношений свой оператор (п. 3 Порядка, утв. приказом Минфина от 05.02.2021 № 14н).

Бумажный документооборот многим предпринимателям казался проще, так как у электронного есть свои нюансы. Согласно новым правилам, организовать электронный документооборот стало проще. Обеим сторонам торгового соглашения больше не требуются квалифицированные сертификаты ключей для подтверждения электронной цифровой подписи. Электронные счета-фактур утверждаются с помощью квалифицированной электронной подписи, которая уже должна быть у предпринимателя, согласно п. 11 Порядка, утв. приказом Минфина от 05.02.2021 № 14н).

Федеральная налоговая служба уполномочена проверять все отчеты по продукции подлежащей прослеживанию. С 1 июля 2021 года инспектор ФНС будет контролировать показатели прослеживаемой продукции из подотчетных документов и деклараций по НДС организаций и ИП. Во время документальных проверок инспектора имеют право попросить предоставить все документы, где есть реквизиты прослеживаемости, в случае обнаружения неточности в представленных данных (п. 8.9 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации).

Дата публикации: 16.07.2021

Администрация Московского района г.Минска

ЭСЧФ – это электронный документ, который необходим для предъявления и принятия к вычету НДС.

ЭСЧФ создают:

– все плательщики НДС на территории Республики Беларусь, у которых возникает объект обложения НДС. Из этой категории исключаются физические лица, уплачивающие «ввозной» НДС, а также иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь;

– организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги), имущественные права в нашей стране у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь. ЭСЧФ создается независимо от того, уплачивает ли организация (индивидуальный предприниматель) НДС по своей деятельности;

– организации и индивидуальные предприниматели, у которых возникает обязанность выставить ЭСЧФ как документ для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем.

Внимание! В Инструкцию № 15 (постановление № 8) внесены изменения с 22 апреля 2021 года:

1. В п. 5 Инструкции № 15 уточняется, что ЭСЧФ по НДС создается и направляется покупателем – плательщиком налога на прибыль при приобретении:

— объектов у резидента оффшорной зоны, у взаимозависимого лица – иностранного гражданина;

— у иностранной организации и (или) иностранного гражданина стратегических товаров, местом реализации которых не признается территория РБ, без ввоза приобретенных товаров на территорию РБ.

Больше по изменения в электронных счетах-фактур читайте на портале gb.by: изменения по ЭСЧФ, разбираем изменения по ЭСЧФ

ЭСЧФ не нужно создавать в следующих случаях:

– при реализации объектов, не признаваемых объектом обложения НДС в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК);

– при реализации банками и страховыми организациями услуг, освобождаемых от НДС;

– при реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, объектов, освобождаемых от НДС;

– при ввозе на территорию нашей страны товаров на основании договоров комиссии, поручения и других аналогичных договоров;

– при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров индивидуальными предпринимателями, не являющимися плательщиками НДС. С 1-го числа месяца, в котором индивидуальные предприниматели признаны плательщиками НДС, они должны создавать ЭСЧФ

– при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, освобождаемых от НДС;

– при реализации объектов, налоговая база НДС по которым в соответствии с законодательством равна нулю;

– при реализации объектов коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, Белорусской нотариальной палатой и ее организационными структурами, а также государственными органами, иными государственными организациями;

– при реализации услуг по перевозке между юридическими лицами, входящими в сводный баланс основной деятельности государственного объединения «Белорусская железная дорога», невключаемых в налоговую базу НДС;

– при безвозмездной передаче объектов, обороты по передаче которых не признаются реализацией или объектом обложения НДС в соответствии с законодательством, но отражаются в декларации по НДС;

– при осуществлении деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, освобождаемыми от НДС.

ЭСЧФ могут иметь следующие типы: исходный, дополнительный, исправленный, дополнительный без ссылки на ЭСЧФ.

Исходным является первый ЭСЧФ в процессе (цепочке) создания и выставления (направления).

Исходный ЭСЧФ должен содержать данные по общему разделу формы ЭСЧФ, реквизитам поставщика и (или) получателя, данные по объектам, а также данные по иным разделам в зависимости от особенностей осуществляемых хозяйственных операций.

ЭСЧФ с типом «Исходный» считается выставленным, если он создан без ошибок, подписан ЭЦП и направлен на Портал (выставлен получателю объектов).

Если в выставленном ЭСЧФ обнаружены ошибки или сведения указаны в неполном объеме, из-за чего нужно аннулировать ЭСЧФ, то плательщик может:

1) аннулировать ранее выставленный ЭСЧФ;

2) выставить исправленный ЭСЧФ, которым аннулируется ранее выставленный ЭСЧФ. При этом он должен содержать новые показатели, необходимые для исчисления НДС, включая нулевые, и ссылку на номер аннулируемого ЭСЧФ.

Исправленный ЭСЧФ должен содержать дату аннулирования исходного ЭСЧФ.

Важно! Дата аннулирования является обязательным реквизитом для заполнения при создании исправленного ЭСЧФ. Кроме этого, в стр. 31 «Дополнительные сведения» необходимо указывать причину его создания. В исправленном ЭСЧФ информация об УНП, наименованиях и статусах поставщика и получателя не указывается.

Если необходимо исправить данные в ранее выставленном ЭСЧФ без его аннулирования, плательщик выставляет дополнительный ЭСЧФ со ссылкой (или без) на номер выставленного ранее ЭСЧФ.

В связи с вступившими в силу изменениями с 22 апреля 2021 года, в Инструкции № 15 на Портале в «Личном кабинете» стало возможным использовать новый функционал:

— формирование отчетов по реализованным формам;

— формирование сводных аналитических данных на основании выставленных (направленных) и полученных ЭСЧФ;

-ознакомление с информационными сообщениями, формируемыми Порталом;

-ознакомление с нормативно-справочной информацией.

При отклонении Порталом ЭСЧФ указываются виды ошибки (ошибок), что позволит пользователю оперативно их устранять.

Также в Инструкцию включены пп. 64 и 65, которые определяют особенности составления ЭСЧФ. При создании ЭСЧФ филиалом (не исполняющим налоговые обязательства организации ) в стр. 10 «Юридический адрес» ЭСЧФ проставляется автоматически и соответствует адресу, содержащемуся в справочнике «Филиалы», размещенном на Портале.

Более подробную информацию по теме ЭСЧФ, Вы найдете на портале gb.by: ЭСЧФ 2021

Вместе с этим читают:

  • МНС: правила соответствия ставок НДС и дополнительных данных при выставлении ЭСЧФ
  • Девять примеров выставления ЭСЧФ не позднее 10-го числа
  • Поставщик не выставил ЭСЧФ
  • Правильное заполнение ЭСЧФ при экспорте транспортных услуг*
  • Письменное согласие на невыставление ЭСЧФ
  • Заполнение строки 30 ЭСЧФ в случае предоплаты за услуги
  • Ошибки при камеральном контроле ЭСЧФ

Порядок выставления ЭСЧФ по возмещаемым расходам

Вопрос 1 из 8

Выбрать правильный ответ

Вопрос 2 из 8

Выбрать правильный ответ

Выбрать правильный ответ

Выбрать правильный ответ

Выбрать правильный ответ

Налоговый кодекс-2021. Комментируем изменения в отношении НДС

Выбрать правильный ответ

Выбрать правильный ответ

  • Подоходный налог со страховых выплат по договорам добровольного страхования 04.08.2021
  • Снижение с 1 августа 2021 ставки НДС до 10% на товары детского питания 01.08.2021
  • Электронные накладные или как покупать шины с 01.12.2021 года? 01.08.2021
  • Подтверждение экспорта товаров через морские порты РФ 29.07.2021
  • Срок подачи отчета по сбору отходов товаров и упаковки 29.07.2021

Что нужно сделать продавцу (покупателю), чтобы принять участие в электронном документообороте?

Для участия в электронном документообороте необходимо представить оператору по ТКС соответствующее заявление, в котором указана следующая информация (пп. «а» п. 11 Порядка):

  • полное наименование организации (для ИП – Ф. И. О. (при наличии));

  • адрес юридического лица в пределах места его нахождения (для ИП – место жительства);

  • ИНН юридического лица (ИП);

  • сведения о владельцах квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и реквизиты таких сертификатов;

  • контактные данные организации (ИП);

  • сведения о налоговом органе, в котором состоит на учете организация (ИП);

  • сведения о согласии на предоставление сведений другому оператору для целей оказания услуг в рамках ЭДО счетов-фактур в электронной форме между продавцом и покупателем.

Оператор выдаст участнику ЭДО идентификатор, реквизиты доступа и другие данные, необходимые для подключения к ЭДО счетов-фактур в электронной форме (пп. «б» п. 11 Порядка).

К сведению: в случае изменения учетных данных продавец (покупатель), получивший у оператора идентификатор участника ЭДО, не позднее трех рабочих дней со дня соответствующего изменения должен представить оператору заявление о внесении изменений в свои учетные данные. Последний, в свою очередь, внесет изменения. На это ему отведено не более трех рабочих дней с момента получения заявления (п. 12 Порядка).

Оператор не позднее трех рабочих дней с момента подключения продавца (покупателя) к ЭДО (изменения учетных данных участника ЭДО) направляет в налоговый орган по месту нахождения продавца (покупателя) сведения об учетных данных участника ЭДО (об изменении учетных данных участника ЭДО). Об этом сказано в п. 13 Порядка.

Оператор ЭДО, заключивший договор с продавцом, при получении от того счета-фактуры в электронной форме не позднее следующего рабочего дня (п. 15 Порядка):

1) фиксирует дату и время поступления счета-фактуры;

2) проверяет поступивший счет-фактуру и подпись на нем в соответствии с условиями заключенного с продавцом договора;

3) в случае отсутствия в договоре с продавцом условий о проведении проверки счета-фактуры или при положительном результате проверки:

  • направляет в адрес покупателя через оператора ЭДО, заключившего договор с покупателем, счет-фактуру в электронной форме, фиксирует дату и время отправки. Заметим, если оператором ЭДО заключены договоры как с продавцом, так и с покупателем, действия, связанные с передачей документов между операторами, не осуществляются (п. 22 Порядка);

  • формирует в электронном виде подтверждение о получении счета-фактуры от продавца с указанием даты и времени такого поступления и результатов проверки;

  • подписывает соответствующее подтверждение электронной подписью и направляет его в адрес продавца.

Обратите внимание: в случае отрицательного результата проверки поступившего в электронном виде счета-фактуры и его подписи оператор продавца направляет ему сообщение об ошибке с перечнем несоответствий, выявленных по счету-фактуре. Сообщение подписывается электронной подписью уполномоченного на то оператора ЭДО (пп. «г» п. 15 Порядка).

Оператор ЭДО, заключивший договор с покупателем, при получении счета-фактуры в электронной форме не позднее следующего рабочего дня (п. 16 Порядка):

1) фиксирует дату и время поступления счета-фактуры. Заметим, это действие не выполняется, если оператор ЭДО заключил договоры как с продавцом, так и с покупателем (п. 22 Порядка);

2) направляет счет-фактуру в адрес покупателя, фиксируя при этом дату и время отправки;

3) формирует в электронном виде подтверждение о направлении счета-фактуры покупателю с указанием даты и времени такой отправки;

4) подписывает подтверждение электронной подписью и направляет его покупателю и оператору ЭДО, заключившему договор с продавцом. Если оператором заключены договоры с обеими сторонами сделки, то подтверждение направляется лишь в адрес покупателя (п. 22 Порядка).

Покупатель проверяет полученный от продавца счет-фактуру в электронной форме на соответствие установленным НК РФ требованиям (п. 17 Порядка).

В случае выявления необходимости исправления ошибок покупатель:

1) формирует в электронном виде уведомление об уточнении электронного счета-фактуры и подписывает его электронной подписью уполномоченного на то лица;

2) зашифровывает (при необходимости) уведомление об уточнении электронного счета-фактуры;

3) направляет файл подписанного уведомления в адрес продавца через оператора ЭДО, с которым у него заключен договор.

К сведению: как отмечено в п. 18 Порядка, электронный документооборот между участниками при направлении и получении уведомления об уточнении счета-фактуры осуществляется по аналогии с тем, что предусмотрен п. 20 и 21 Порядка для направления и получения извещения о получении счета-фактуры в электронной форме, указанного в п. 19 Порядка.

При организации электронного документооборота по взаимному согласию сторон сделки в случае положительного результата проверки покупатель совершает следующие действия (п. 19 Порядка):

Такие ситуации, а также действия, которые нужно совершить, прописаны в п. 23 и 24 Порядка.

Если продавец, покупатель или оператор ЭДО не получили в установленный Порядком срок соответствующие подтверждения, предусмотренные п. 15, 16, 20 и (или) 21, они должны сообщить любым доступным способом о данном факте лицу, которое направляет подтверждение.

Покупатель, не получив от продавца электронный счет-фактуру в установленный п. 3 ст. 168 НК РФ срок (не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки), с учетом увеличения этого срока на время, необходимое для выполнения операторами ЭДО мероприятий в соответствии с п. 15 и 16 Порядка, сообщает о данном факте продавцу любым доступным способом.

Если продавец получил подтверждение своего оператора о поступлении электронного счета-фактуры и о положительном результате его проверки, он должен уточнить у своего оператора информацию о факте получения оператором покупателя счета-фактуры в электронной форме и сообщить любым доступным способом об этом покупателю.

Участники электронного документооборота совместно принимают меры, направленные на получение покупателем счета-фактуры в электронной форме.

При невозможности направить счет-фактуру в электронной форме в адрес покупателя через оператора (операторов) ЭДО продавцу следует направить покупателю бумажный счет-фактуру. Но так поступать нельзя, если речь идет об отгрузке товаров, подлежащих прослеживаемости (случай указан в п. 4 Порядка). Показатели выставленного ранее продавцом счета-фактуры в электронной форме, на который было получено подтверждение оператора ЭДО, переносятся продавцом без изменений в счет-фактуру, составленный на бумажном носителе, и дополняются подписью главного бухгалтера организации или иного уполномоченного лица. Дальнейшее перевыставление такого счета-фактуры в электронной форме не допускается.

В иных случаях продавец направляет покупателю счет-фактуру в электронной форме в соответствии с Порядком.

* * *

Мы рассмотрели обновленный порядок выставления и получения электронных счетов-фактур (через операторов ЭДО, соответствующих установленным требованиям), который вступит в силу с 01.07.2021.

Порядок предусматривает особенности выставления счетов-фактур в связи с введением национальной системы прослеживаемости товаров. Напомним, с 01.07.2021 в счете-фактуре (корректировочном счете-фактуре), оформленном при совершении операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, помимо общих сведений необходимо будет указать дополнительные реквизиты (регистрационный номер партии товара, единица измерения товара, количество товара в указанных единицах).

Кроме того, с названной даты лица, не являющиеся плательщиками НДС, в отношении прослеживаемых товаров не вправе отказаться от оформления счета-фактуры.

Они обязательны для всех субъектов, перечисленных во втором, третьем и четвертом абзацах статьи 90 НК РБ, в случаях, когда у них возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость согласно статье 92 НК РБ.

Это касается:

  • Фактов реализации товаров и услуг, в том числе на экспорт;
  • Ввоза товаров в Республику Беларусь;
  • Покупки на территории Беларуси активов у резидентов других государств, не состоящих на налоговом учете в РБ;
  • Иных случаев, если плательщик НДС не является покупателем или продавцом, но обязан показать суммы НДС по операции.

В первом пункте вышеприведенного списка составление ЭСЧФ становится обязанностью продавца, плательщика НДС. Во втором и третьем — покупателя. В четвертом – счет-фактуру оформляет плательщик НДС в соответствии с требованиями законодательства.

ЭСЧФ оформляется при каждом обороте по реализации активов (товаров, услуг, работ, имущественных прав). Счет-фактура не должна составляться раньше даты фактического совершения сделки или позже 5-го числа месяца следующего за месяцем реализации.

ЭСЧФ составляется при ввозе товаров в Беларусь с территории стран-членов ЕАЭС и из прочих государств. В этих случаях срок подачи счета-фактуры совпадает с датой уплаты (зачета) НДС.

Однако, этот момент не может наступить ранее дня подачи в МНС заявления о ввозе товара (с территории ЕАЭС) или таможенной декларации на товары (при ввозе из прочих стран).

Кроме того, этот срок не может быть позднее 20-го числа месяца идущего за месяцем учета импортных товаров – при ввозе из стран ЕАЭС; и 5-го числа следующего месяца после выпуска товаров согласно таможенной процедуре – при ввозе из других государств.

Обязанность составления счета-фактуры не возникает если:

  • Предмет купли-продажи не считается объектом обложения НДС и не указывается в налоговой декларации;
  • Товар (услуга и пр.) реализуется физическому лицу;
  • Банк или страховая организация совершает операцию, указанную в подпункте 1.37 или 1.39 пункта 1 статьи 94 НК РБ;
  • Товар ввозится на территорию РБ на основании посреднических договоров.

Электронный счет-фактура направляется продавцом в адрес покупателя и в Министерство по налогам и сборам. Заметим, что второй получатель присутствует всегда, т.к. само оформление происходит на электронном ресурсе МНС. Но в некоторых случаях ЭСЧФ отправляется только налоговым органам. Это происходит если:

  • Покупатель товара (услуги и пр.) не является плательщиком НДС в Республике Беларусь;
  • Продавцом выступает иностранная организация, не состоящая на учете в МНС РБА;
  • При сделке купли-продажи применяется «расчетная» ставка;
  • Товар ввозится на территорию Беларуси.

Необходимость корректировать информацию уже составленных и отправленных счетов-фактур может возникнуть при:

  • Внесении в документ неверных сведений в результате ошибки;
  • Изменении условий сделки. Например – обнаружения недостатков объекта продажи ведущей к уменьшению его стоимости, несоответствия количества и пр.;
  • Возврате покупателем всей партии товара и других подобных случаев аннулирования сделки;
  • Возникновении условий для применения налоговых льгот.

Урегулирование такого рода ситуаций предполагается производить путем составления исправленных счетов-фактур или выставлении дополнительных.

Подача исправленного ЭСЧФ означает признание ранее поданного счета недействительным. Выставление дополнительного счета-фактуры будет производиться для корректировки заявленных сумм в большую или меньшую сторону. Таким образом, оформление ЭСЧФ с отрицательной суммой НДС также возможно.

Вопрос исправления уже поданных счетов-фактур надежнее будет уточнять у сотрудников налоговых органов, также информация об этом размещена на сайте МНС РБ.

Как показал опыт введения электронного документооборота в других областях, пользователи не сразу приспосабливаются к новым условиям. В некоторых случаях это оказывается неудобно из-за отсутствия у организаций технических возможностей. Иногда новые способы не могут в полной мере заменить уже сложившуюся систему. Это приводит, фактически, к необходимости дважды делать одну работу. Кроме того, работа с порталом электронных счетов-фактур требует постоянной и надежной связи, что есть не всегда и не у всех. Стоит напомнить, что некоторые организации, находящиеся в трудном экономическом положении, не имеют ресурсов, в том числе человеческих, для любой реорганизации работы. На многих сельхозпредприятиях учет ведут бухгалтеры пенсионеры на калькуляторах и счетах вообще без всякой компьютеризации. И это, нужно признать, наиболее надежный вариант при периодически повторяющихся отключениях электроэнергии за неуплату и задержках по зарплате.

Также новое положение ставит покупателя в зависимость от правильности работы продавца. Если ответственность составителя ЭСЧФ перед государством четко определена, то для покупателя оказывается значительно сложнее взыскать с продавца возможный ущерб при неправильном определении НДС к зачету.

Не стоит забывать, что изрядное число документов бухгалтерии оформляют или заменяют «задним числом». В большинстве случаев, это происходит не ради незаконной выгоды, но для приведения в порядок системы учета. Теперь проводить такие операции становится затруднительно. Можно предположить, что нововведения осложнят деятельность по «отмыванию денег» и теневого оборота вообще. Однако, у этой части предпринимателей ресурсы для приспособления к ситуации обычно находятся.

Вероятно, главной выгодой от введения электронных счетов-фактур для государства будет возможность в режиме реального времени отслеживать большинство хозяйственных операций.

Оборот электронных счетов по НДС регулируется Налоговым кодексом РБ (и дополнениями к нему). Согласно законодательству Беларуси выставлять счета-фактуры обязаны все индивидуальные предприниматели, компании и другие организации, если то с чем они работают является объектом обложения НДС.

Основанием для выставления ЭСЧФ является:

1. Продажа своих товаров, услуг (в т.ч. экспортные операции). В этом случае обязанность выставления счета возложена на продавца.

2. Приобретение на территории Беларуси активов у нерезидентов, которые не являются плательщиками налогов в РБ. СФ выставляет покупатель.

3. Отражение суммы НДС по выполненной операции, когда лицо не является участником сделки (не продавец и не покупатель), но обязано выплатить НДС.

4. Ввоз товаров на территорию нашей страны. СФ выставляет покупатель.

Процедуру выставления СФ необходимо выполнять по факту реализации товаров, услуг, имущественных прав и других активов. В этом случае дата выставления электронного счета фактуры не должна опережать дату фактического осуществления операции, но и не должна быть позже 5-го числа периода, наступившего после отчетного.

Если основание выставления электронных счетов-фактур — это ввоз товаров в РБ с территории разных государств, то срок подачи этого документа должен соответствовать дате уплаты налога на добавленную стоимость.

Стоит отметить, что выставление электронного счета на импортные товары не должно быть ранее подачи заявления о ввозе товара в МНС. Или подачи таможенной декларации на товары. Эти счета должны быть выставлены не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

При ввозе актива из других стран – не позднее 5 числа следующего периода после выпуска товаров.

С 22.08.2020 вступят в силу изменения в Инструкцию № 15 (ЭСЧФ)

Объясним так, как объясняем своим бухгалтерам – на примере банковской деятельности (процессы в каждом банке могут отличаться, но смысл такой).

Думаем, все знают, что банки в рамках борьбы с отмыванием (легализацией) преступных доходов направляют спецформуляры в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – ДФМ).

В ДФМ банками направляются спецформуляры в отношении тех финансовых операций клиентов банка, которые признаны банком подозрительными (запомните это понятие).

Т.е. банк в лице специально обученного человека – ответственного должностного лица – признал, что конкретная финансовая операция подозрительна, и направил по ней спецформуляр в ДМФ.

Но не все операции этот специально обученный человек проверяет. Операций же в банке, порой, миллионы.

Он проверят лишь те операции, которые определенным образом попали ему в выборку – это операции, вызывающие подозрения (снова запоминаем понятие). Эти операции просто соответствуют какому-то набору признаков, в связи с чем и являются операциями, вызывающими подозрения.

Итак, имеются финансовые операции клиентов в банке.

Если эти операции соответствуют установленным признакам подозрительности – то это финансовые операции, вызывающие подозрения. Они подпадают на проверку ответственному сотруднику.

И если банк решит, что операции действительно подозрительные – то направит спецформуляр в ДФМ (фактически – направит эти операции на проверку контролирующим органам).

  • О компании
  • Услуги
    • Регистрация бизнеса
      • Аккредитация представительств
      • Регистрация ИП
      • Регистрация фирмы
    • Изменения
      • Изменения в учредительные документы
      • Купля-продажа долей (отчуждение, перераспределение)
      • Реорганизация предприятия
      • Смена руководителя, главного бухгалтера
      • Смена собственника, изменение состава участников
    • Консультации, обслуживание
      • Кадровое обслуживание
      • Налогообложение
      • Юридическая консультация
      • Юридическое обслуживание
      • Юридическое сопровождение
    • Лицензии, сертификаты
      • Лицензирование деятельности
      • Сертификация
    • Документы
      • Воинский учет
      • Кадры и делопроизводство
      • Составление договоров, иных документов

      Подписанная ЭСЧФ нужна только покупателю для принятия вычета НДС. Даже если у покупателя есть все подписанные первичные учетные документы (накладная, акт выполненных работ и т.п.), НДС к вычету может быть принят только после получения подписанной продавцом ЭСЧФ.

      Административная и иная ответственность для продавцов, которые не выставили ЭСЧФ, не предусмотрена. Соответственно, если вы купили товар, но продавец не выставил вам ЭСЧФ, вы можете потерпеть убытки в размере НДС, который не сможете принять к зачету.

      Взыскать эти убытки с продавца в отсутствие соответствующих положений в договоре – довольно проблематично. Соответственно, мы рекомендуем включить в договор обязанность по выставлению ЭСЧФ и ответственность за несвоевременное выставление.

      При условии оплаты по факту поставки товара:

      «Продавец обязуется в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством Республики Беларусь, выставить Покупателю электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) в отношении каждой отгрузки товаров.

      В случае невыставления Продавцом ЭСЧФ по отгруженным товарам, Покупатель оставляет за собой право уменьшить сумму оплаты, причитающуюся к уплате Поставщику, на сумму НДС, предъявленную Продавцом в первичных учетных документах по соответствующей отгрузке. Выставленная ЭСЧФ с ошибками для целей настоящего пункта не является выставленной ЭСЧФ.

      При последующем надлежащем выставлении Поставщиком ЭСЧФ Покупатель производит доплату в размере НДС, предъявленную Поставщиком в первичных учетных документах по соответствующей отгрузке, в течении 15 (пятнадцати) дней после выставления надлежащей ЭСЧФ.»

      При условии предоплаты:

      «Продавец обязуется в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством Республики Беларусь, выставить Покупателю электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) в отношении каждой отгрузки товаров.

      В случае невыставления Продавцом ЭСЧФ по отгруженным товарам, Продавец обязан уплатить Покупателю:

      А) штраф в размере 20% стоимости отгруженного товара, указанного в первичных учетных документах. Штраф должен быть оплачен в течении 10 дней с момента неисполнения обязанности по выставлению ЭСЧФ.

      Б) пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки выставления ЭСЧФ. Неустойка рассчитывается от суммы НДС, которая должна была быть выставлена Продавцом в ЭСЧФ. Количество дней просрочки в выставлении ЭСЧФ определяется как разница между фактическим днем выставления ЭСЧФ по соответствующей отгрузке товаров, и максимально возможным сроком выставления ЭСЧФ по отгруженным товарам в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь.

      Выставленная ЭСЧФ с ошибками для целей настоящего пункта не является выставленной ЭСЧФ.

      В связи с тем, что невыставление ЭСЧФ делает невозможным принятие Покупателем уплаченной Продавцу суммы НДС к зачету, Стороны признают соразмерность и справедливость суммы штрафа и неустойки, предусмотренной настоящим пунктом.»

      • Новости. Статистика. Аналитика
      • Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления
      • Управление затратами и их учет
      • Ценообразование
      • Налогообложение
      • Заработная плата
      • Юридическая консультация

      Электронный счет-фактура (ЭСЧФ)

      Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
      Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
      Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

      Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

      1. Должен ли наниматель сообщать работнику об изменениях коллективного договора? 130
      2. Руководителям двух организаций в Минске дали штрафы за нарушение сроков выплаты зарплаты 127
      3. Можно ли взыскать из зарплаты работника стоимость приобретенного у нанимателя товара 122

      Внешнеэкономическая деятельность

      Урегулирование споров

      Договорная деятельность

      Взаимодействие с государством

      Задолженность и компенсации

      Счет-фактура, выставленный (полученный) в электронном формате, не является копией своего отпечатанного прототипа. Его отправка и получение – акт, имеющий самостоятельную юридическую значимость, поскольку это отражает специально созданная законодателями нормативная база. Для него характерны те же особенности, что и для документа в бумажной форме, а именно:

      • данные и реквизиты организации;
      • сроки выставления (на сегодня составляют 5 дней);
      • обязательное визирование руководством или другим лицом, имеющим такое право;
      • регистрация в учетных документах (журнале, книге покупок и продаж и т.п.);
      • обязанность хранения на протяжении 4 лет (естественно, в виде файла);
      • является основанием для вычетов по налогу на добавленную стоимость.

      Перевод счетов-фактур в область электронного документообмена не совершился в одно мгновение, это новшество было долгожданным для всех предпринимателей, являющихся плательщиками НДС. Нормативная база этой процедуры прошла довольно тернистый путь из нескольких этапов:

      1. Федеральный закон от 27 июля 2010 № 229-ФЗ о внесении изменений в пункт Налогового Кодекса РФ, гласящих, что счета-фактуры теперь можно выставлять и в электронном виде (абзац 2 п. 1 ст. 169 НК РФ) при определенных условиях.
      2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 50н, утверждающий процедуру выставления и получения электронных счетов-фактур.
      3. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, регламентирующее форму счета-фактуры (основного и корректировочного) и особенности его заполнения.
      4. Приказ ФНС России от 30 января 2012 г. № ММВ-7-6/36, утвердивший документы в электронном формате, которые подтверждают отправку и получение счета-фактуры.
      5. Приказ ФНС России № ММВ-7-6/138 от 28 февраля 2012 г. зафиксировал электронные форматы всех учетных документов, имеющих отношение к счетам-фактурам (журналов учета их получения и выставления, книг покупок и продаж, дополнительных листов к этим книгам).

      Невзирая на то, что в обмене документами по интернету существует некоторое количество подводных камней, преимуществ в нем значительно больше. Рассмотрим самые очевидные:

      1. Незамедлительность. Чтобы обменяться бумажными документами, нужно время, иногда значительное. Дополнительное время нужно также на подтверждение получения. Электронная информация доходит до адресата мгновенно, будь это контрагент или контролирующий налоговый орган.
      2. Экономия. Чем больше документов переходят в электронную форму, тем меньше компания будет тратить средств на расходы, обязательные при фактическом документообороте: канцелярию и курьерские (почтовые) затраты.
      3. Освобождение ресурсов. В результате обмена документами по сети у организации освобождаются временные и финансовые резервы, которые можно направить на повышение эффективности ее деятельности, и в итоге на увеличение рентабельности.
      4. Безошибочность. Пусть не полностью, но электронный счет-фактура в большой мере защищает отправителя и получателя от досадных ошибок, которые могут сделать недействительным бумажный аналог и стать поводом для отказа в возвращении НДС.
      5. Прозрачность. В отправленный счет-фактуру, подтверждение которого получено, невозможно внести никаких искажающих изменений.

      На фоне множества бесспорных позитивных свойств недочеты электронного счета-фактуры покажутся совсем небольшой «ложкой дегтя». Они вытекают как раз из достоинств, поскольку являются их обратной стороной:

      • невозможность оформления «задним числом»;
      • доступность всех отправленных вариантов налоговому контролю;
      • вычет по НДС можно получить немного позже обычного, поскольку день получения счета-фактуры отображается в реальном формате.

      Рассмотрим, что делается в процессе выставления счета-фактуры через интернет участниками сделки (подразумевается, что сертификаты ключей ими уже получены, соглашение друг с другом и с операторами заключено):

      1. Составление документа в формате, закрепленном налоговыми органами (это делает продавец). Для этого он должен либо скопировать его из бухгалтерской программы, либо заполнить бланк в спецпрограмме оператора ФНС.
      2. Отправление сформированного документа своему оператору. Обязательно нужно дождаться подтверждения оператора о получении файла, в котором будет значиться дата и время акта, чем и фиксируется акт отправки.
      3. Продавец извещает оператора о том, что получил его уведомление.
      4. Оператор продавца производит пересылку счета-фактуры оператору покупателя.
      5. Оператор покупателя осуществляет отправление файла другой стороне сделки.
      6. После получения покупатель отправляет ответное уведомление, которое также пройдет через обоих операторов, прежде чем поступит контрагенту.

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Электронной подписью скрепляется каждый документ в процессе электронного оборота, а не только сами счета-фактуры.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *