Будет ли повышение зарплаты в сентябре 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Будет ли повышение зарплаты в сентябре 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нужно выбрать коэффициент индексации и умножить на него выплаты по заработной плате. Используется один из четырёх показателей:

  1. Индекс потребительских цен по стране или региону, где работает компания.
  2. Рост прожиточного минимума трудоспособного населения по России или региону.
  3. Прогнозируемый уровень инфляции, зафиксированный в ежегодном федеральном законе о федеральном бюджете или бюджете региона (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305). Минэкономразвития повысило прогноз по инфляции в России по итогам 2021 года до 4,3% с 3,7%. В 2022-2024 годах министерство прогнозирует инфляцию на уровне 4%.
  4. Иной показатель, который отражает рост цен на товары и услуги.

Лучше не устанавливать коэффициент индексации ниже уровня официальных показателей, т. к. суд может оспорить такое условие индексации.

От таких формулировок в локальном нормативном акте лучше отказаться:

  • «Индексация заработной платы работников проводится в соответствии с коэффициентом индексации».

Из неё не понятно какой показатель служит коэффициентом индексации, работники могут обратиться в трудовую инспекцию и суд, чтобы защитить свои права. Кроме этого сотрудники трудовой и налоговой инспекции вправе предъявить претензии к компании и ФНС может исключить проиндексированные суммы из расходов, которые уменьшают налог на прибыль. Причина — компания не определила механизм повышения зарплаты в локальном нормативном акте, не подтвердила расходы (п. 1 ст. 252, абз.1 ст.255, п. 49 ст. 270 НК РФ).

  • «Индексация заработной платы работников проводится в соответствии с коэффициентом индексации, размер которого составляет 1,5%».

Некорректность фразы в том, что работодатель установил собственный процент индексации, который не соответствует ни уровню инфляции, ни росту потребительских цен на товары и услуги, ни росту прожиточного минимума трудоспособного населения. Такой порядок индексации не обеспечивает повышение зарплаты (ст.130 ТК РФ). Поэтому могут возникнуть трудовые споры.

  • «Индексация заработной платы работников проводится в соответствии с коэффициентом индексации, размер которого составляет: для административно-управленческого персонала — 10%; производственного — 7%; технического — 3%».

Разный размер коэффициентов индексации для различных категорий работников — дискриминация, сотрудники могут обратиться в трудовую инспекцию и суд для защиты своих прав.

Чтобы обезопасить компанию, лучше использовать следующую фразу:

«Сумма индексации заработной платы работника определяется как результат умножения индексируемых выплат, указанных в пункте 3.2 настоящего положения, на индекс потребительских цен на продовольственные товары в регионе деятельности компании (по данным территориального органа Росстата). Индекс потребительских цен на продовольственные товары для индексации заработной платы указывается в приказе генерального директора, который издаётся не позднее 15 февраля года, следующего за окончанием того года, за который производится индексация».

Как правильно индексировать зарплату в 2021 году: инструкция для бухгалтера

Работодатели не могут отказаться индексировать зарплату сотрудникам из-за коронавируса, они обязаны проводить индексацию согласно аб. 4 ст. 130 и ст. 134 ТК РФ.

Действующие нормативные и правовые акты, которые издали в условиях пандемии, не ввели мораторий на проведение индексации заработной платы в такой период. Минтруд и Роструд не сформировали официальной позиции по вопросу возможности работодателей не проводить индексацию зарплаты во время пандемии. Но Роструд в своём письме от 19.05.2020 № ПГ/24272-6-1 напомнил об обязательной индексации и полагающихся штрафах нарушителям.

Нормативно-правовые акты, над которыми работает государство также не отменяет обязательство индексировать зарплату. Так в постановлении Правительства России от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году» нет упоминаний об индексации зарплаты.

Другой документ «Общенациональный план действий по восстановлению экономики, занятости и доходов населения после пандемии коронавируса» — также не содержит положений об индексации зарплаты. Если не провести индексацию зарплаты, трудовая инспекция может выдать предписание об устранении нарушений, а также привлечь к административной ответственности (абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП).

Однако с 1 апреля по 31 декабря 2020 года ГИТ не проверяла соблюдают ли компании требования трудового законодательства в том числе проводят ли индексацию зарплаты. Временные ограничения на проведение проверок ГИТ распространялись на субъекты МСП и другие организации, деятельность и используемые объекты которых не относятся к категории чрезвычайно высокого или высокого риска (п. 1.1 ст. 26.2 закона от 26.12.2008 № 294 — ФЗ, п. 3 ст. 6 Закона от 01.04.2020 № 98 — ФЗ, п.1 и 2 постановления Правительства от 03.04.2020 № 438).

Свободный план проверок на 2021 год уже опубликовали на сайте прокуратуры Москвы.

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (за исключением некоторых положений). Это означает, что проверки ГИТ с середины 2021 года будут проходить по новым правилам.

Правительство приготовило ряд изменений в Федеральный бюджет на ближайшую трехлетку, с целью значительно повысить заработные платы учителям и преподавательскому составу.

В бюджете на 2021 и плановые 2022-2023 годы предусмотрено несколько этапов повышения зарплат учителям:

  • На 3,6% — в 2021 году;
  • На 6,6% — в 2022 году;
  • На 6,1% — в 2023 году.

Параметры бюджета согласуются с предложенным уровнем индексации, и необходимые средства уже заложены в расходную часть главного финансового документа страны.

Начиная с предстоящего учебного года, школьные преподаватели столкнутся с некоторыми изменениями. Правительством введены новые категории квалификации учителей, которые присвоят всем учителям:

  • учитель – к этой категории будут относиться молодые специалисты без дополнительного образования;
  • старший учитель – к данной категории отнесут опытных специалистов, занимающихся разработкой новых методик образовательного процесса;
  • ведущий учитель – к третьей категории относятся педагоги, координирующие работу подчиненных и организующие непрерывный и эффективный процесс обучения.

Переход из одной в следующую категорию допускается не ранее, чем после 5 лет непрерывного трудового стажа. Со второй на третью категорию переход допускается после 10 лет стажа.

Дополнительно не сообщается, какой оклад будет приравнен к каждой новой категории учителей. Известно, что у молодых специалистов оклад будет на уровне 15 тысяч.

В 2020г в Минпросвещения заявили, что с 2021 года учителя будут получать фиксированную минимальную заработную плату. Как обещал Виктор Басюк, до конца 2020 года будет определена стимулирующая выплата и минимальная зарплата, меньше которой учителю платить не будут. Также каждый учитель будет знать, за какие заслуги он получает свои выплаты. Нормативы по заработной плате учителям и воспитателям в детских садах должны быть введены уже в 2021 году.

В октябре 2020 года, с 1 января 2021 года, с 1 апреля 2021 года (согласно итогам первого квартала 2021 года) запланировано поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы: учителям, воспитателям, врачам, госслужащим.

С 2021 года в России заработала новая система начисления зарплаты бюджетникам. Она включает в себя базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов. Вне зависимости от региона страны сотрудники будут получать одинаковую зарплату, поскольку требования к системам оплаты труда в тех или иных отраслях теперь устанавливают не региональные власти, а Кабмин.

Теперь зарплата бюджетного работника будет складываться из составляющих:

— основной оклад;

— индивидуальная премия (минимум 5%);

— доплата за вредность и работу в выходные дни;

— надбавка за ученую степень, звание, длительный стаж (рассчитывается, исходя из индивидуальных критериев, 10-30%);

— иные дополнительные платежи (если есть).

Общая сумма доплат может достигать 60% от оклада, а в ряде случаев – до 100% от оклада и более.

Размер вознаграждения будет зависеть от множества критериев: категория и/или квалификация специалиста, должность, размер ставки (1 или 0,5), условия труда (в районах Крайнего Севера, в сельской местности и т. п.).

Размер финансирования школ в разных регионах РФ сильно отличается, поэтому мы можем наблюдать, что уровень зарплат учителей отличается по субъектам.

Так, больше чем в других регионах получают московские педагоги. В среднем, размер их заработной платы составляет около 51,6 тыс. рублей. В Екатеринбурге средняя зарплата педагога равна 29,8 тыс. рублей. В Казани это — 29-30 тыс. рублей, в Перми зарабатывают чуть меньше — 27,5 тыс., в Омске наблюдаем понижение — 26,9 тыс. рублей. Иркутские учителя в среднем получают 26,5 тыс. рублей, в Красноярске — 26,5 тыс., в Краснодаре на руки выдают порядка 25,9 тыс. рублей. Хуже всего обстоят дела у учителей Воронежа, которым платят порядка 21,7 тыс. рублей, затем Новосибирска —21,1 тыс. и на третьем месте Волгоград с зарплатой — 20,6 тыс. рублей.

Ввиду вышеперечисленных проблем вопрос с увеличением размера заработной платы учителей в 2021 в России как никогда актуален.

Индексация зарплат в 2021 году и на сколько процентов

11 декабря вышел приказ №713 Минпросвещения России, по которому педагогическим работникам продлевается действие квалификационных категорий до 31 декабря 2021 года. Однако, опасаясь введения новых правил аттестации с 1 сентября 2021 года, большинство педагогов стараются аттестоваться до этой даты.

Будут ли наконец введены изменения? Что об этом думают коллеги и кому лучше пройти аттестацию сейчас? Разбирали в новой статье.

Актуально на

Такая зарплата должна появиться в РФ в ближайшее время. На нее могут рассчитывать преподаватели ВУЗов. Чиновники считают, что месячный заработок учителя должен состоять не менее чем из 2-х средних зарплат по стране.

В настоящее время средняя зарплата в России составляет чуть больше 52 тыс. рублей. По мнению правительства, российские школьные педагоги уже сейчас получают приличную зарплату, поэтому пришел черед повышать оклады ВУЗовским преподавателям.

Начиная с предстоящего учебного года, школьные преподаватели столкнутся с некоторыми изменениями. Правительством введены новые категории квалификации учителей, которые присвоят всем учителям:

  • учитель – к этой категории будут относиться молодые специалисты без дополнительного образования;
  • старший учитель – к данной категории отнесут опытных специалистов, занимающихся разработкой новых методик образовательного процесса;
  • ведущий учитель – к третьей категории относятся педагоги, координирующие работу подчиненных и организующие непрерывный и эффективный процесс обучения.

Переход из одной в следующую категорию допускается не менее чем через 5 лет после непрерывного трудового стажа. Со второй на третью категорию переход допускается через 10 лет стажа.

Дополнительно не сообщается, какой оклад будет приравнен к каждой новой категории учителей. Известно, что у молодых специалистов оклад будет на уровне 15 тысяч.

В Госдуме предложили поднять МРОТ до 20 тысяч рублей

56352

Фото 18859

13833

15328

Фото 13745

Как изменится заработная плата учителей и воспитателей в 2021 году?

Фото 13684

Каждый раз, когда мы пишем что-то о зарплатах работников бюджетной сферы и ссылаемся на официальные данные Росстата, в комментариях обязательно кто-то напомнит, как далеки эти цифры от реальности. Пока Росстат отчитывается о зарплатах учителей выше 45 тысяч рублей в среднем по стране, и о зарплатах врачей, которые перевалили за 85 тысяч, многие совершенно справедливо напоминают, что в реальности такие цифры можно увидеть разве что в Москве и еще в паре регионов-доноров.

Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).

Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:

  • для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
  • для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
  • для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.

По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).

И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:

  • правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
  • для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
  • основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
  • были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.

Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).

Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.

В 2020-м была еще одна достаточно неоднозначная идея – ввести почасовой МРОТ. Авторы идеи обосновали это тем, что с установленным почасовым МРОТ будет проще устанавливать оплату труда для тех, кто трудится по краткосрочным трудовым договорам.

Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.

Но уже точно можно сказать, что повышение ждет тех, кто работает за минимальную зарплату (или чья зарплата рассчитывается от МРОТ). До настоящего времени МРОТ определялся как прожиточный минимум для трудоспособных граждан за II квартал предыдущего года. Например, в 2020 году МРОТ составляет 12 130 рублей. За II квартал 2020 года Минтруд насчитал прожиточный минимум в размере 12 392 рублей, что дает прибавку всего на 2,16%.

Видимо, это не понравилось никому, и МРОТ теперь решили рассчитывать по-новому. Со следующего года МРОТ будет составлять определенный процент от медианной зарплаты (это такая зарплата, меньше и больше которой получает равное количество людей). И по подсчетам, в 2021 году при доле МРОТ в 42% он составит 12 792 рубля. И это уже на 5,5% больше текущего года – что вполне нормально, и даже больше инфляции, которая планируется на уровне 4% по итогам года.

Точно по такой же схеме будет рассчитываться и прожиточный минимум, только там будет учитываться медианный среднедушевой доход по стране. В обоих случаях соотношения между медианными доходами, прожиточным минимумом и МРОТ будет устанавливать правительство на каждый год отдельно.

Как мы уже написали выше, все работодатели обязаны ежегодно индексировать зарплаты не величину не ниже официальной инфляции. И, поскольку государство – тоже работодатель для бюджетников, его это тоже касается. Но особенность в том, что повышение окладов для таких работников производится на основании постановления правительства. Например, в 2020 году с 1 октября все оклады были повышены на 3% – причем и бюджетникам, и чиновникам, и силовикам.

То есть, решение о повышении окладов – скорее политическое. Конечно, на уровне конкретного бюджетного учреждения зарплаты могут подниматься и локальными нормативными актами, но основное повышение всегда связывается с индексацией окладов решением правительства.

Но что делать, если правительство утвердило индексацию, а зарплату не подняли? В этом случае работодатель будет отвечать перед законом согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ему грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (для юридических лиц). Хоть такие ситуации бывают не очень часто, работник может пожаловаться непосредственному руководителю, или в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие контрольно-надзорные ведомства.

Куда чаще бывают ситуации иного рода. Например, когда для медиков в период пандемии ввели специальные доплаты за работу с больными коронавирусом, некоторые медработники их так и не увидели. Здесь пожаловаться будет куда проще ¬– для этого на Госуслугах открыли целый раздел. Правда, тогда проблема была в том, что руководители на местах просто неправильно поняли распоряжение о доплатах и выплачивали их буквально в произвольном порядке – но с точки зрения закона нарушение было под вопросом.

Хуже всего, когда сотруднику бюджетной организации платят меньше, чем того требуют «Майские указы». Здесь жаловаться бессмысленно – зарплаты рассчитываются согласно всем нормативным актам, а сами по себе указы не предполагают ответственности за их неисполнение.

Госдума 27.10.2020 приняла правительственный законопроект с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ. Этим она наделила правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим.

Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате, как указали чиновники в пояснительной записке к законопроекту, возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.

Повышение зарплаты может касаться одного работника или группы подчиненных, так и всего коллектива сразу. Второе обусловлено проведением индексации.

В ст. 134 ТК РФ зафиксирована обязанность нанимателя осуществлять индексацию один раз в год, что связано с регулярным изменением цен и ростом инфляции.

Помимо этого, возможность увеличения окладов должна быть отражена в пунктах , как предписывает ТК РФ. Вместо коллективного соглашения также можно использовать местные распорядительные акты (Положения о премировании или об оплате труда).

Некоторые работодатели, наделенные правом самостоятельного определения периодичности подобного увеличения вознаграждения за труд, устанавливают ежеквартальную или полугодовую периодичность. Руководитель компании также вправе выбирать конкретную дату процедуры. Наиболее часто управленцы предпочитают устанавливать дату этого процесса на начало текущего года.

Увеличение происходит одновременно у всех сотрудников на определенный процент или у некоторых – на специально исчисленный коэффициент. Расчет второго зависит от множества объективных факторов. Влияние оказывает показатель инфляции, МРОТ, уровень потребительских цен и т.д.

Организация должна учитывать требования ст. 48 ТК РФ, если она попадает под ведомство отраслевого договора и не предоставила письменный отказ от присоединения к объединению работодателей.

В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» содержится указание на увеличение зарплаты бюджетникам:

  • в 2021 году на 5,4%;
  • в 2021 году на 6,1%;
  • в 2022 году на 6,5%.

Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки.

Кроме того, на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проходившем в сентябре 2021 года, Татьяна Голикова сообщила о планах повысить оклады тем, кто не попал под действие президентского указа: зарплата бюджетников с 1 октября 2021 года увеличится на 3,8%. Результатом работы комиссии стали Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год. В рекомендациях содержатся новые важные указания:

  • недопустимо включать в состав МРОТ надбавки, доплаты, коэффициенты;
  • для медиков доля выплат по окладам в структуре заработной платы должна составлять не ниже 55%;
  • для работников культуры тот же показатель — не ниже 50%;
  • при определении размеров заработной платы работающим в дошкольных образовательных учреждениях следует пользоваться Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций и показателями эффективности, утвержденными Приказом Минобрнауки России №73н от 13.12.2018.

ВАЖНО!

С 1 сентября 2021 года Постановлением Правительства РФ №448 от 04.04.2020 вводятся доплаты учителям, осуществляющим классное руководство, в размере 5000 рублей.

Есть и не принятые пока предложения. В связи с критической ситуацией, сложившейся в результате ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, Агентство стратегических инициатив предложило правительству потратить от 0,5 до 1 триллиона рублей на повышение пенсий и зарплат работающим в бюджетной сфере на 5–10% в качестве меры повышения спроса на продукцию промышленности и услуги.

МРОТ, что расшифровывается как минимальный размер оплаты труда, устанавливается на уровне государства. В 2021 году в РФ действует ФЗ №421, в котором размер МРОТ установлен на уровне 9489 рублей. Это 85% от прожиточного минимума. В будущем правительство планирует сравнять оба эти показателя, поэтому МРОТ будет расти, что следует учитывать работодателям.

Важно

В каждом российском регионе есть свой МРОТ, установленный местными властями. На него и нужно ориентироваться местным работодателям.

Как гласит статья 133 ТК, ежемесячный доход сотрудника, отработавшего весь отчетный период, не может быть меньше МРОТ, поэтому это очень важный показатель. Правда, если предприятие не подпадает под действие соглашения о МРОТ в регионе, изменения этого показателя не скажутся на оплате труда его сотрудников.

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое предстоит повышение зарплаты бюджетникам в 2021 году в России.

Повышение зарплаты с 1 сентября 2021 года

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по сведениям Росстата, средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

Повышение зарплаты отдельному сотруднику должно обосновываться и соответствовать требованиям ст. 132 ТК РФ о запрете дискриминации. Помимо этого, в ст. 3 ТК РФ фиксируется, что ни один человек не может получать дополнительные выгоды в связи со своей половой, расовой, этнической принадлежностью, социальнвм положением, материальным состоянием, возрастом, религией, языком общения и т.д. Так, на трудовые выгоды (повышение зарплаты) можно претендовать только исходя из собственных профессиональных характеристик.

Изменение заработной платы конкретного сотрудника может происходить как по инициативе работника, так и по решению руководителя. В первом случае субъектом должно быть составлено заявление, в котором он будет опираться на конкретные факты своей работы, вследствие которых предприятию была обеспечена выгода. Также в заявлении необходимо указать прошение о повышении оклада. Например: «Прошу повысить мою заработную плату в связи с увеличением объема продаж».

В случае волеизъявления руководителя составляется соответствующий приказ на основании местного нормативного акта, разрешающего внесение изменений в объем заработной платы сотрудника.

Государственный бюджет является единственным источником финансирования заработных плат воспитателей. Исключением является частный детский садик. Начисление средств происходит за счет родителей, оплачивающих услуги заведения.

Чтобы рассчитать заработную плату, государственный аппарат ориентируется на такие критерии:

  • уровень квалификации специалиста – данный параметр влияет на разряд;
  • доплата за вступление на должность ответственного за дошкольную группу;
  • доплата за сложные условия ведения трудовой деятельности;
  • установленные местным правительством региональные доплаты;
  • наличие ночной смены;
  • предоставление дополнительных услуг детям;
  • наличие у дошкольного образовательного учреждения статуса узкоспециализированной организации.

В подавляющем большинстве случаев заведения практикуют начисление дополнительного вознаграждения, если воспитатель работает с детьми, страдающими от проблем с речью. Обычно его сумма варьируется в пределах от 15 до 20 процентов от оклада.

Если специалисту и этого недостаточно, он может совмещать должности (если такая возможность, соответственно, имеется). К примеру, подрабатывая в группах продленного дня, базовая ставка увеличится еще на 10 процентов. Хорошая возможность увеличить зарплату появляется у тех, кто занимается преподаванием русского и иностранного языка.

Несмотря на то, что воспитатель – это профессия, которая всегда является востребованной, не каждое учреждение способно найти высококвалифицированных ответственных работников. Весомой причиной тому является небольшая заработная плата. На территории поселков оклад составляет около десяти тысяч рублей. Максимальный разброс – от четырех до сорока тысяч рублей.

Иногда дошкольные образовательные учреждения открывают вакансию помощника воспитателя. На практике таковыми являются студенты, нуждающиеся в получении практического опыта. Чуть реже этим занимаются домохозяйки со средним профильным образованием, либо желающие подработать в свободное время. Помощник воспитателя, по сравнению с главной профессией, получает еще меньше. Даже в Москве оклад колеблется в пределах от 5 до 18 тысяч рублей, среднестатистическая зарплата в Санкт-Петербурге – от 7 до 15 тысяч рублей.

В любом случае, однозначно ответить на вопрос, связанный с заработной платой воспитателей, сложно. Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Росстата, среднестатистический оклад по стране составляет 29 тысяч рублей. На практике информация совершенно другая. В результате проведения многочисленных социологических опросов, авторами которых выступили телеканалы, общественные организации и иные заинтересованные структуры, воспитатель – это одна из наименее оплачиваемых профессий в бюджетной сфере. Телеканал ОТР проводил собственное расследование. Оказалось, что реальная заработная плата воспитателей по стране – в среднем 13 тысяч рублей. Фактически это в 2.5 раза ниже, чем указано в официальных государственных источниках.

Самой низкой является заработная плата воспитателей, ведущих трудовую деятельность на территории Крыма. Средний показатель – десять тысяч рублей. С помощниками воспитателя все еще печальнее – от реальных данных надо отминусовать еще 30-40 процентов.

Первое повышение заработной платы уже состоялось в 2021 году благодаря вступлению в силу новой реформы. Президент России акцентировал внимание на необходимости:

  • сокращения очередей в любое дошкольное учебное заведение;
  • пересмотра заработных плат воспитателей и их помощников.

Причем «результаты» удивили даже самых оптимистично настроенных граждан. На первом этапе заработная плата повысилась всего на 4 процента (от 200 до 500 рублей). Министерство труда и социальной защиты просит не паниковать, так как это лишь начало новой реформы.

К 2021 году запланированы следующие процедуры:

  • замена устаревшей 27-разрядной тарифной сетки современной. Для решения поставленной задачи введут в практическое применение новую схему привязки к профессионально-квалификационным группам;
  • привязка базового оклада воспитателей к прожиточному минимуму;
  • повышение заработной платы всех сотрудников бюджетных организаций минимум на 80 процентов;
  • передача представителям каждого местного органа власти право на тарификацию окладов. Такую возможность получат и местные департаменты.
  • Представители Счетной палаты опубликовали в открытом доступе проект финансирования сотрудников ДОУ на три года (в 2019-2021 гг). В 2021 году на повышение зарплат планируется выделить 120 миллиардов рублей. За указанный период заработная плата педагогов увеличится примерно на 148 тысяч рублей. Счетная палата акцентирует внимание на том, что достижение такого результата станет возможным только при том условии, что численность педагогов не уменьшится. Учитывая разницу между педагогическим коллективом и воспитателями, можно предположить повышение средней зарплаты последних на 60-90 тысяч рублей, в зависимости от региона, где работает специалист.

Еще в 2012 году Президент РФ подписал Указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной соцполитики». Одно из постановлений этого Указа касалось работников сферы образования. В.В.Путин определил:

  • К 2021 году довести размер заработной платы работникам школ и дошкольных учреждений до средней заработной платы по региону.
  • Увеличить к 2021 реальный размер оплаты труда в 1,4-1,5 раз.
  • К 2021 году увеличить число высококвалифицированных работников.
  • Тогда запланированные изменения не произошли по причине начавшегося кризиса в стране в 2014 году. Только к 2021 году возобновилась многоэтапная и многообещающая реформа по увеличению зарплат учителям и воспитателям. Речь идет только о государственных учреждениях, в которых оплата труда идет из бюджета страны.

    По словам В.Путина увеличение платы труда сотрудникам дошкольных учреждений возрастет ко второму кварталу 2021 года на 40%.

Однако воспитатели детских садов уже долгое время находятся вне опеки государства, отвечающего за повышение качества жизни, и заплата этой категории работников образования остается самой низкой не только в образовательной сфере, но и в целом по сравнению со всеми бюджетниками.

Власть предержащие только и умеют обещать исправить ситуацию, и в нашем обзоре мы попытаемся выяснить, повысят ли зарплату в 2020 году на самом деле именно воспитателям и, какие существуют для этого основания и экспертные предположения.

Сначала попытаемся разобраться в истоках проблемы и для этого вспомним ситуацию начала новейшей истории РФ, когда начали закрываться школы и садики. Особенно масштабные сокращения произошли в дошкольном образовании, так как многие садики были на балансах предприятий, а те в свою очередь стали банкротиться ликвидироваться, или переходить в частную собственность.

Новым хозяевам не выгодно стало содержать «социалку» и первыми попадали «под горячую руку» именно ведомственные садики.

Такая же ситуация была и в государственной, а также в коммунальной системе дошкольного образования. Экономический упадок не способствовал наполнению бюджетов, как государственного, так и местного уровней и опять же в первую очередь для «оптимизации расходов» стали оптимизировать дошкольные учреждения путем их закрытия и повальной распродажи их зданий наиболее «шустрым», так называемым инвесторам.

А работников садиков в буквальном смысле и одни и другие выгоняли на улицу.

Что касается теперешней ситуации, то она складывается таким образом, что в стране дефицит садиков. И это подтверждается на прямых эфирах и в обращениях к президенту во время телевизионного общения главы государства с гражданами.

Воспитатели в садиках учат малышей познанию окружающего мира, они дают детворе первые элементарные навыки поведения и знания. Тем не менее, их труд не поощряется должным образом. Проблема с каждым годом усугубляется и, как говорится, уже перезрела.

Так будет ли увеличение зарплаты воспитателям в 2021 году, попытаемся ответить в нижеследующих разделах.

Наш тезис о том, что воспитатели получают самые маленькие выплаты не только в сфере образования, но и среди бюджетников в целом, подтверждает и статистика. Очередной экономический кризис приводит к росту цен, как на продукты, так и на товары первой необходимости. Повышается стоимость коммунальных услуг, растут цены энергоносителей. В итоге скоро воспитатели не будут иметь денег даже на элементарные жизненные потребности.

И они находят в этой ситуации самый простой выход, увольняясь и, устраиваясь на работу не по специальности. По этой причине в государстве наблюдается нехватка воспитателей. Казалось бы, чего проще для чиновников решить данную проблему – это существенно увеличить зарплату работникам садиков.

Ан нет, они выбирают первый путь, потому что второй – выбрал в свое время Ли Куан Ю, или сингапурский премьер, который говорил, что, мол, он имел два жизненных пути. При этом первый – это сделать свою родню богатой, а второй – это служить народу, выведя свое государство в первую десятку мировых экономик, и он, мол, выбрал, для жизни второй путь.

А не так, как сказал наш премьер педагогам, мол, денег в казне нет, поэтому вы, якобы держитесь.

Путь чиновников – это увеличение зарплат воспитателей за счет резкого сокращения их числа. А также за счет сокращения самих садиков. Иного пути они не ведают.

Хотя и президент подписал указ в рамках майских его решений еще 2012 года, однако кризис, начиная с 2014-го, свел на нет его инициативу. В 2018-м опять пришлось вернуться правительству по его поручению к майским указам с акцентом на изменения именно в зарплатах педагогов вообще, и воспитателей, в частности.

Министерство труда и социальной защиты и Министерство финансов в срок до 20 апреля 2021 года должны вынести на рассмотрение правительства вопрос о повышении окладов работникам всей бюджетной сферы. Такие сроки установлены в связи с распоряжением президента России Владимира Путина.

По его Президента важно не на бумаге и для отчётности повышать уровень заработной платы учителям, врачам, работникам социальных служб и других бюджетных сфер, а на деле обеспечить им высокий уровень дохода, достойную жизнь.

Премьер-министр Михаил Мишустин придерживается такой же политики – он говорит о максимально понятном и точном расчёте оплаты труда, грамотном подходе к конкретному региону или учебному заведению, где показатель зарплаты педагогам провален.

В настоящее время правительство руководствуется майским указом президента 2012 года N 597, в котором четко поставлена задача об увеличении реальной заработной платы учителям. Срока давности у указа нет, поэтому он актуален и сейчас.

В Дагестане оклад учителей вырастет на четверть в сентябре 2021 года

Представители партии КПРФ выдвинули предложении о фиксированных окладах для педагогов страны в размере минимум двух минималок в регионе.

Для исключения неравенства труда учителя по стране, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин предлагает установить среднюю ставку так, чтобы она была не ниже среднего уровня зарплаты не только по региону, но и по стране.

Помимо прочего Смолин выдвинул идею о распространении социальных гарантий госслужащих на педагогов, а также восстановить в полной мере их право на досрочную пенсию.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

На сегодняшний день к числу изменений в размере заработной платы, который точно будет доступен учителям, следует отнести сентябрьское Распоряжение Правительства РФ об увеличении заработной платы педагогам на 3%. Действовать Распоряжение начало с 1 октября 2020 года, и это означает, что его влияние на сумму заработной платы учителя почувствуют как раз в начале 2021 года.

Остальные потенциальные изменения пока находятся на стадии инициатив, высказанных Всероссийским профсоюзом работников образования.

Так, в частности, предлагается ввести доплаты тем учителям, которые работают с детьми с особенностями развития. Речь идет о педагогах именно общеобразовательных школ, в обучении у которых находятся дети, относимые к нуждающимся в инклюзивном образовании, а не о педагогах, работающих в специальных образовательных учреждениях.

Еще одна инициатива, которая проходит сейчас чтение в Государственной думе и должна вылиться в изменения в трудовое законодательство, это корректировка порядка расчета размера заработной платы учителей в процентном соотношении базовой ставки и стимулирующих доплат.

Следующей инициативой является установление пределов дифференциации заработной платы начинающих и самых опытных педагогов, стоящих во главе образовательного учреждения.

По предложению Всероссийского профсоюза работников образования, планируется установить ограничение по соотношению такой заработной платы в виде 1:4. Это означает, что если у молодого специалиста заработная плата составляет 20 тысяч рублей, то у руководителя образовательного учреждения максимальный уровень зарплаты не может превышать 80 тысяч рублей.

Также в число инициатив входит введение новых должностей учителей, работающих в системе образования:

  • учитель. Эта должность будет доступна выпускникам профильных образовательных учреждений и тем учителям, которые за свой педагогический стаж ни разу не проходили процедуру повышения квалификации;
  • старший учитель. Занять эту должность можно будет тому учителю, который, кроме работы с ученическим составом, еще и занимается разработкой методического обеспечения обучения своих учеников, в том числе разработкой методических программ и рекомендаций к ним для реализации процесса обучения той или иной возрастной группы;
  • ведущий учитель – это должностное лицо, которое занимается координацией работы своих коллег, в том числе организует весь процесс обучения. Должности ведущих учителей будут заняты, скорее всего, руководителями образовательных учреждений.

Наконец, завершает перечень планируемых инициатив установление федеральных параметров расчета заработной платы, чтобы не было существующего сейчас расхождения в уровне заработной платы, когда, например, в Москве средняя зарплата учителя составляет 116 тысяч рублей, а в Тульской области – чуть более 20 тысяч (при том, что Москва и Тульская область находятся друг от друга на расстоянии менее двухсот километров).

В 2021 году ожидается индексация заработной платы учителей. Провести ее планируется в апреле 2021 года, а размер индексационного коэффициента будет рассчитан на основании данных Росстата о размере инфляции, установившейся по итогам 2020 года.

Таким образом, в 2021 году ожидаемое повышение заработной платы учителей по сравнению с сентябрем 2020 года (когда начался учебный 2020/2021 год) должно составлять минимум 6%.

В том случае, если в трудовое законодательство будут внесены изменения, то уровень заработной платы учителя должен будет стать существенно выше минимального размера оплаты труда, на котором он сейчас находится в более, чем 80% регионов – по данным Всероссийского профсоюза работников образования.

Достичь такого повышения планируется изменением соотношения окладной части и стимулирующих надбавок.

Сегодня такое соотношение выглядит следующим образом:

  • 30% от заработной платы приходится на окладную часть;
  • 70% – это стимулирующие выплаты и надбавки за выполнение определенных функций (например, за классное руководство).

Если изменения в Трудовой кодекс и подчиняющиеся ему подзаконные акты будут применены, то соотношение частей заработной платы должно поменяться и выглядеть следующим образом:

  • не менее 70% – размер окладной части, зависящей от ставки педагога;
  • и оставшиеся 30 или чуть более процентов – стимулирующие выплаты и надбавки.

Заработная плата учителя состоит из нескольких блоков, среди которых основными являются:

  • оклад. Он зависит от количества учебных часов, которые педагог отработал за одну неделю. По всей Российской Федерации сегодня базовая ставка по своему предмету составляет не менее 18 часов. Если эта ставка ниже, то педагог должен «дотянуть» до ставки путем дополнительных занятий, в том числе с детьми, нуждающимися в особых условиях обучения, например, в надомном обучении;
  • надбавка за стаж и выслугу лет;
  • надбавка за методическую работу в образовательном учреждении;
  • доплаты за ведение внеурочных систем обучения (кружки, факультативные занятия);
  • региональные надбавки (например, северные или за особые условия труда – в северных и приравненных к ним регионах).

Если взять пример заработной платы учителя в Тульской области, о которой говорилось выше, то средний уровень (если брать общеобразовательные школы) составляет от 23 до 28 тысяч рублей в месяц.

В данную сумму входят следующие виды выплат:

Чиновники рассчитывают на то, что система таким образом будет отныне единой для всех российских регионов, а самое главное, она станет более прозрачной.

Благодаря новому механизму парламентарии надеются выйти на заметное сокращение того колоссального разрыва, который наблюдается в настоящее время в доходах столичных и петербуржских учителей, и педагогов, работающих в других субъектах нашей страны.

На практике же изменения предполагают следующие моменты: если в Екатеринбурге или Самаре зарплата учителя достигала ранее 25 000 рублей, и ему можно было рассчитывать на получение ежемесячной доплаты не более двух-трех тысяч рублей, то с 2021 года суммарный доход педагога за месяц может увеличиться до уровня от 40 до 50 тысяч.

В минувшем 2020-м зарплаты педагогов проиндексировали 1 октября. Оклады российских учителей выросли тогда на три процента.

В 2021-м индексация заработных плат педагогов состоится 1 февраля, и выплаты увеличатся на 4,5 процента.

Уточним, что в 2012 году президент России инициировал программу, ориентированную на повышение престижа сотрудников образовательной сферы. Она предполагает, что до 2025 года доходы педагогов вырастут до отметки среднего заработка по государству.

Несмотря на существования определённых норм оплаты труда педагогов, многие из них не получают даже средней зарплаты по региону. Согласно данным, более чем в 40 субъектах РФ выплаты учителям со всеми надбавками не достигают 15 000 рублей. При этом в некоторых регионах оклад составляет и вовсе каких-то 3-4 тыс. рублей. Чтобы получить остальное, педагоги вынуждены работать сверхурочно, вести продленки, брать классы на попечительство и еще многое другое.

В то же время московские учителя или педагоги, работающие на Дальнем Востоке, могут иметь более 90 000 рублей в месяц.

Новые правила начислений позволят хотя бы немного уровнять зарплаты работников системы образования и других муниципальных и финансовых учреждений.

В Минпросвещении заявили, что с 2021 года учителя будут получать фиксированную минимальную заработную плату.

Как заявил Виктор Басюк, до конца года будет определена стимулирующая выплата и минимальная зарплата, меньше которой учителю платить не будут. Также каждый учитель будет знать, за какие заслуги он получает свои выплаты. Нормативы по заработной плате учителям и воспитателям в детских садах будут введены уже в 2021 году.

В 2021 году оплата труда учителя будет зависеть от нижеперечисленных факторов:

  1. Как утверждают последние новости, увеличение произойдет, но только в рамках оклада. На сегодняшний день известно, что оклад учителя возрастет примерно на 6,8%. Разумеется, эти цифры отличаются от тех, которые обещали в правительстве, но учителей уверяют, что 6,8% достаточно, чтобы покрыть инфляцию и компенсировать расходы на коммунальные услуги. То есть, если в 2020 заработная плата учителя составляла 18 000, то в 2021 году при той же нагрузке он получит на руки на 6,8% больше, то есть на 1224 рубля больше. При этом нужно принять во внимание, что индексации подлежит лишь оклад. То есть в тех субъектах РФ, где базовая ставка низкая, существенного увеличения заработной платы ждать нет смысла.
  2. Также, с 1 сентября 2020 года учителя, ведущие классное руководство, начали получать ежемесячное вознаграждение в размере 5 000 рублей. Учителя имеют право вести классное руководство не более, чем в 2 классах одновременно. Эта доплата будет приниматься во внимание при расчете размера среднего заработка, оказывающего влияние на размер отпускных и иных социальных выплат.
  3. Будет введена новая система аттестации. Ее апробация планируется к проведению уже с 1 сентября 2021 года. С этого момента появятся новые квалификационные категории от простого учителя до старшего (методиста) и наставника. Переход от учителя к методисту возможен минимум через 5 лет работы в школе, от методиста к наставнику минимум через 10 лет. С 2021 года повышение в должности будет сказываться на зарплате учителя.

С 2020 года начисление заработной платы бюджетникам и учителям ( в том числе) производится по новой тарифной системе, которая включает в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. Теперь заработок работников бюджетной сферы складывается из следующих составляющих:

  • оклада;
  • различных доплат и надбавок (за сверхурочную работу, осуществление трудовой деятельности в тяжелых условиях и прочее);
  • дополнительных выплат за выслугу лет (до 5 лет — 10% от базового значения, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, от 15 лет и более — 30%);
  • премии — размер вознаграждения определяется в индивидуальном порядке, но не менее 5% от величины оклада.

В 2020 году из-за карантина ОГЭ не проводили, в будущем изменения затронут 14 школьных дисциплин (кроме географии, информатики и русского языка). Так, например, в тесте по физике будет больше заданий с развернутым ответом, в химии поменяется формат некоторых вопросов. Количество заданий по биологии сократится до 29, а на экзамене по литературе появится пятое – анализ фрагмента предложенного произведения.

В 2021 году педагогам придется столкнуться с нововведениями, хотя большинство из них они «испытали» еще в этом. Речь идет об активном освоении дистанционного формата обучения, предполагающего овладение компьютерными технологиями для создания полноценной образовательной среды. Нагрузка на учителей при этом не снизится. Наоборот, «старшее поколение» не может быстро освоить интерактивные приемы и способы обучения, из-за чего возникают определенные сложности как в профессиональном, так и психологическом плане. Тенденция перехода на дистант становится все более очевидной, хотя нельзя отрицать его негативные стороны. В грядущем году остается пожелать нашим учителям сил и терпения, а самое главное, здоровья. Ведь от них во многом зависит будущее наших детей.

В 2020-2021 учебном году заработок любого учителя будет состоять из:

  • Базовой части (окладной), зависящей от объёма проведённых уроков и факультативных занятий, проверенных работ.
  • Премий, определяемых по достижениям педагога (например, по его призовым местам в разных конкурсах).
  • Стимулирующей части, зависящей от успехов учащихся и от эффективности внедрения в образовательные процессы новых методов обучения.
  • Компенсационной составляющей, полагающейся за вредные или сложные условия труда (работу с коррекционными классами, в неблагоприятных климатических условиях, с химикатами).

Величина оклада российского учителя зависит от нескольких факторов:

  • Педагогический стаж. Чем дольше сотрудник трудится в образовательной сфере, тем выше его оклад.
  • Наличие класса, в котором учитель является руководителем. Классное руководство гарантирует увеличение окладной части зарплаты.
  • Регион. В центральных и отдалённых субъектах, а также в населённых пунктах со сложными климатическими условиями педагоги получают больше.
  • Уровень квалификации. Если он повышался, то и оклад учителя будет выше.

Что касается остальных составляющих заработка (премиальных, стимулирующих и компенсационных), то они зависят от стараний и успехов самого работника школы, от решений руководства, а также от рекомендаций и нормативно-правовых актов местных муниципалитетов.

Планируется внедрение в российских школах так называемой должностной системы. Всем сотрудникам будут присваиваться «звания», то есть разные категории:

  1. Учитель. Он является начинающим сотрудником, занятым в образовательной сфере. Такой работник не имеет дополнительного образования, не повышал свою квалификацию, поэтому может исключительно учить школьников.
  2. Старший учитель не только преподаёт, но и создаёт, а также внедряет новые программы и методики обучения. Такому сотруднику разрешено заниматься коррекционной работой.
  3. Ведущий учитель занимается организацией непрерывного и эффективного образовательного процесса, а также координацией работы подчинённых.

Точные размеры заработков для каждой ступени не определены, но предварительно известно, что младшие сотрудники будут получать не менее 15-16 тысяч. При этом зарплата руководителя не может превышать доход рядовых педагогов более чем в четыре раза.

Как изменится средний заработок российских учителей с 2021-го года? Окончательных и достоверных данных об этом из официальных источников пока не поступало. И хотя активно обсуждаются последние новости, далеко не все они соответствуют действительности.

Рассмотрим несколько вероятных изменений:

  • Увеличение зарплат бюджетников в 2020-2021 годах до 170 тысяч в среднем. Старт изменений запланирован на сентябрь. Такие данные были предоставлены одним из интернет-пользователей и опубликованы в социальной сети «Инстаграм». Но это миф: информация опровергнута.
  • Индексация с учётом инфляции. Такое изменение действительно предусмотрено и в 2021 году, по разным данным, составит от 6 до 6,8%. Прибавка реальная, но незначительная, так как индексированию подвергается только лишь гарантированная часть заработка – оклад. Все прочие составляющие увеличиваются по решениям местных властей в конкретных регионах. Если величина ставки составляет 20 тысяч, то даже при максимальной 6,8%-ной индексации увеличение составит всего 1360 руб.
  • Реализация «майских» указов Путина 2012-го года, согласно которым заработок работников бюджетной сферы (в том числе учителей) должен возрасти на 200% до окончания 2021-го года. За прошлые годы никаких кардинальных изменений в оплате труда педагогов не произошло. До 2021-го осталось совсем немного времени, а если учесть, что федеральный бюджет стремительно уменьшается из-за пандемии коронавируса и явлений финансового кризиса, то можно сделать вывод, что вряд ли учителя будут действительно получать обещанные высокие зарплаты.
  • Строгая иерархия и распределение заработков по «званиям». Да, система определения зарплаты по должности действительно будет вводиться. Но точные суммы для отдельных «званий» пока не озвучивались.
  • Экзамены для учителей. Педагоги действительно смогут сдавать экзамены для подтверждения уровня квалификации. Госдумой был рассмотрен законопроект, регламентирующий систему независимого оценивания профессионализма сотрудников образовательной сферы. Такая аттестация будет необязательной и имеющей платную основу (средства предоставляются школой или же самим учителем). При условии успешной сдачи экзамена педагог будет вправе потребовать от руководства повышения оклада или изменения должности. Но пока соответствующий закон окончательно не принят, и подробности неизвестны.
  • Реализация национального проекта «Образование». Да, данная программа действительно продолжает реализовываться в России, и в 2021-ом году она может затронуть заработки педагогов. Т. Половкова, руководящая фондом «Национальные ресурсы образования», официально озвучивала, что на увеличение учительских зарплат в 2021-ом году уже выделена сумма, составляющая 1,226 млрд. рублей. Остаётся надеяться, что эти средства действительно будут потрачены на запланированные цели.
  • Изменение системы оплаты труда. Действительно, нынешний премьер-министр Мишустин поручил Общероссийскому профсоюзу образования, а также министерствам просвещения, финансов и труда предложить и впоследствии установить единые стандартные требования к оплате профессионального педагогического труда. Зарплаты должны формироваться с учётом предписаний «майских» президентских указов, а также в зависимости от базовых ставок, определяемых по нормам продолжительности рабочего времени (количествам часов для одной ставки). Такое поручение на сайте кабинета министров опубликовано официально, а результатов Мишустин ожидает уже до первого ноября текущего 2020-го года.

Размеры окладов труда педагогов в России сильно различаются в разных регионах. И даже в пределах столицы существует довольно значительная разница, так как заработки зависят от территориального расположения общеобразовательного учреждения.

В таблице ниже рассмотрены средние нынешние зарплаты обычных учителей для разных населённых пунктов столичной области:

Название населённого пункта

Средние размеры заработков (в тысячах рублей)

Долгопрудный

25

Ногинск

30

Железнодорожный

20

Юбилейный

30

Белая

33,5

Химки

70

Пушкино

50

Каменское

38

Свердловский

37,5

Привокзальный

25

Москва

70

Звенигород

50

Успенское

60

Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.

Как мы уже написали выше, все работодатели обязаны ежегодно индексировать зарплаты не величину не ниже официальной инфляции. И, поскольку государство – тоже работодатель для бюджетников, его это тоже касается. Но особенность в том, что повышение окладов для таких работников производится на основании постановления правительства. Например, в 2020 году с 1 октября все оклады были повышены на 3% – причем и бюджетникам, и чиновникам, и силовикам.

То есть, решение о повышении окладов – скорее политическое. Конечно, на уровне конкретного бюджетного учреждения зарплаты могут подниматься и локальными нормативными актами, но основное повышение всегда связывается с индексацией окладов решением правительства.

Но что делать, если правительство утвердило индексацию, а зарплату не подняли? В этом случае работодатель будет отвечать перед законом согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ему грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (для юридических лиц). Хоть такие ситуации бывают не очень часто, работник может пожаловаться непосредственному руководителю, или в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие контрольно-надзорные ведомства.

Куда чаще бывают ситуации иного рода. Например, когда для медиков в период пандемии ввели специальные доплаты за работу с больными коронавирусом, некоторые медработники их так и не увидели. Здесь пожаловаться будет куда проще ¬– для этого на Госуслугах открыли целый раздел. Правда, тогда проблема была в том, что руководители на местах просто неправильно поняли распоряжение о доплатах и выплачивали их буквально в произвольном порядке – но с точки зрения закона нарушение было под вопросом.

Хуже всего, когда сотруднику бюджетной организации платят меньше, чем того требуют «Майские указы». Здесь жаловаться бессмысленно – зарплаты рассчитываются согласно всем нормативным актам, а сами по себе указы не предполагают ответственности за их неисполнение.

Часть работников уже начали получать больше. С 1 января 2021 года повышен минимальный размер оплаты труда. Теперь МРОТ составляет 12 792 рубля (вместо 12 130 рублей). Если сотрудники получают больше, то им могут повысить выплаты с 1 февраля.

Согласно свежепринятым поправкам в Конституцию РФ все работодатели обязаны индексировать зарплату сотрудников на уровень роста потребительских цен. В этом году зарплаты должны быть повышены на 4,9%, — рассказал ведущий юрист компании «Объединённый юридический центр «Парфенон» Павел Уткин.

Как правило, работодатели проводят индексацию с 1 февраля. Просто потому, что к этому времени становится понятен размер инфляции за прошлый год. В январе его определяет Росстат. Соответственно, с этой даты отсчитывают индексацию многих социальных выплат, а также окладов. В то же время прибавка зарплаты именно с 1 февраля не является обязательной.

На данный момент трудовое законодательство не предусматривает единого для всех работников способа индексации зарплаты. Так что говорить об обязательной индексации с 1 февраля некорректно, — пояснил юрист «Европейской юридической службы» Эрдни Манджиев.

Старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников отметил, что компании вправе самостоятельно устанавливать, какие именно выплаты будут увеличены: только зарплата или ещё и премии, а также другие виды поощрений.

Уровень зарплаты учителей в России 2021 года будет зависеть еще и от внедрения новой системы должностей, также свое влияние окажет и коэффициент разброса. Ожидается, что оклад обычных педагогов и руководящего состава будут рассчитываться в пропорции 1:4. Это значит, что если зарплата начинающего учителя в 2021 составит 15 000 рублей, то доход директора школы не сможет превысить 60 000 рублей. Однако пока не совсем ясно, каким образом будут рассчитываться начисления других категорий преподавателей. А вот определения введенных званий для педагогов уже известны.

  1. Учитель – начинающий работник образовательной сферы, который еще не получил дополнительного образования и не повышал свою квалификацию. Преподаватель с таким званием только учит детей.
  2. Старший учитель – следующая ступень на карьерной лестнице. Такую должность будут занимать люди, которые занимаются не только обучением школьников, но и будут задействованы в написании программ обучения и развития школьных дисциплин, а также в коррекционной работе.
  3. Ведущий учитель. Данное звание возложит на обладателя ответственность за координацию работы педагогического состава низших ступеней и организацию процесса образования.

Еще одной особенностью, влияющей на повышение зарплаты учителям в 2021 в России, станет сдача экзамена для подтверждения квалификационного уровня работников. Для бюджетников был принят законопроект, в котором говорится о независимом оценивании профессиональной квалификации работников образовательной сферы – преподавателей.

Важно! Закон о независимом оценивании педагогов был принят с целью стимулирования работников к профессиональному росту и саморазвитию, а ни в коем случае не для того, чтобы поставить под сомнение их знания и опыт.

После принятия указанного законопроекта каждый учитель может сдать в 2021 экзамен и на основании полученного результата потребовать от руководителя повышения зарплаты. Конечно, это не сильно повлияет на увеличение заработной платы преподавателям, однако, даст шанс грамотным толковым педагогам со средним образованием доказать свой профессионализм и построить успешную карьеру в области обучения.

Большая часть преподавательского состава сомневается, что имеющееся положение дел изменится в лучшую сторону и ощутимо повысится зарплата учителей в 2021 году. Последние новости о вводе новых званий заставили преподавателей предположить, что доплаты и премии получить будет намного сложнее, чем в предшествующие годы. А вот работников образовательных учреждений, совмещающих работу и пенсию, существенно напугал законопроект о независимом оценивании. По их мнению, он был принят для того, чтобы освободить места, занимаемые пенсионерами, для выпускников педагогических вузов.

В пятерку самых высоких зарплат в Российской Федерации входят такие города:

  1. Ямало-Ненецкий АО – 113 тыс. 826 руб.
  2. Ненецкий АО – 101 тыс. 681 руб.
  3. Чукотский АО – 92 тыс. 797 руб.
  4. Магаданская область – 85 795 руб.
  5. Москва – 83 тыс. 679 руб.

Вот такой доход получают педагоги России, без учета дополнительных доходов.

Педагоги не довольны уровнем своих заработных плат и не намерены это скрывать. Минимум 50% учителей имеют дополнительный способ заработка или вторую работу. Ведь если их доход станет складываться только лишь с зарплаты, которую предлагает школа, им просто-напросто не будет хватать на жизнь. А около 24% вообще считают профессию педагога бесперспективной, по большому счету из-за маленькой зарплаты, и потому что ее выдача происходит с запозданием, и не советуют молодому поколению получать образование в этой сфере.

Около 30% воспитателей в детских садах уверены в том, что их уровень заработной платы снизился сравнительно с 2014 годом, и что учителя в школах получают зарплату выше на 10-12%, чем они в детских садах.

Суть новой системы в том, что требования к зарплате и ее составляющим будет устанавливать правительство РФ, а не регионы или муниципалитеты. При этом для каждой отрасли разработают свои стандарты заработной платы. Едиными условиями для всех отраслей станет:

  • размер окладов должен быть не менее 50% от зарплаты работников;
  • будет установлен единый перечень выплат компенсационного характера. К ним относятся выплаты за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы;
  • базовый размер выплат будет единым для работников одной отрасли по всей стране.

Новую систему оплаты будут вводить поэтапно в 2021-2025 годах.

До введения отраслевых требований к заработной плате россияне, вне зависимости от того, где они трудятся, в бюджетной или коммерческой сфере, могут рассчитывать на индексацию зарплаты. Индексация обязательна для любого работодателя, это правило установлено Трудовым кодексом РФ.

На повышение заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами президента, в бюджете 2021 года выделяется:

  • В сфере образования 130,8 млрд рублей (в 2020 году — 119,9)
  • В сфере культуры 16,4 (в 2020 году — 14,2)
  • В сфере здравоохранения 87,3 (в 2020 году — 80,3)
  • В сфере науки 62,5 (в 2020 году — 58,0)

Госдума 27.10.2020 приняла правительственный законопроект с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ. Этим она наделила правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим.

Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате, как указали чиновники в пояснительной записке к законопроекту, возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *