Счет касса 0 201 34

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Счет касса 0 201 34». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ (счет 0 201 00 000)
  2. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В КАССЕ БЮДЖЕТНОГО, АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (счет 0 201 30 000)
  3. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА СЧЕТАХ БЮДЖЕТНОГО, АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (СЧЕТ 0 201 20 000)
  4. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА ЛИЦЕВЫХ СЧЕТАХ БЮДЖЕТНОГО, АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ОРГАНЕ КАЗНАЧЕЙСТВА (счет 0 201 10 000)
  5. 1. Денежные средства автономного учреждения на счетах в кредитной организации (счет 0 201 21 000)
  6. Счет 0 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение»
  7. 2. Денежные средства бюджетного, автономного учреждения в органе казначейства в пути (счет 0 201 13 000)
  8. 5. Денежные средства бюджетного, автономного учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации (счет 0 201 27 000)
  9. 4. Аккредитивы на счетах бюджетного, автономного учреждения в кредитной организации (счет 0 201 26 000)
  10. 2. Денежные средства автономного учреждения, размещенные на депозитных счетах в банках (счет 0 201 22 000)
  11. 3. Денежные средства бюджетного, автономного учреждения в кредитной организации в пути (счет 0 201 23 000)
  12. 1. Денежные средства бюджетного, автономного учреждения на лицевых счетах в органе казначейства (счет 0 201 11 000)
  13. 3. Денежные документы, учитываемые на счете 0 201 35 000
  14. 1.1. Операции с денежными средствами, отражаемые на счете 0 201 11 000
  15. 1.1. Операции с денежными средствами, отражаемые на счете 0 201 21 000

При совершении и оформлении кассовых операций бюджетные учреждения руководствуются общим для всех организаций порядком, установленным Указанием Банка России о порядке ведения кассовых операций № 3210-У от 11.03.2014, а также Федеральным законом «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Регламентированы действующим законодательством следующие требования: порядок определения лимита остатка наличных денег в кассе учреждения, сдача наличности при превышении утвержденного остатка, закрепление должностных обязанностей за кассиром (ответственным работником), формы документов на прием и выдачу наличности, ведение кассовой книги.

Напомним, что с 01.07.2019 бюджетные учреждения наравне с коммерческими организациями должны применять ККТ при расчетах: наличными денежными средствами, с использованием банковских карт, посредством интернет-кошельков и других электронных средств платежа. Если учреждение занимается оказанием услуг населению с оформлением бланков строгой отчетности, то с 01.07.2019 бланки строгой отчетности нужно формировать с использованием специальной кассовой техники.

Самостоятельно учреждению необходимо определить:

  • размер лимита остатка наличности в кассе;

  • правила обеспечения сохранности документов и наличных денежных средств, а также перевозки денежных средств;

  • периодичность внутренних проверок ведения кассовой дисциплины.

Лимит остатка кассы — предельно допустимая сумма наличных, которая может храниться в специально оборудованных помещениях для кассовых операций после завершения смены и выведения остатка по кассовой книге. Размер лимита можно пересчитывать в любой момент времени, либо оставлять без изменения, об этом сказано в пунктах 8, 9 Письма Центрального Банка РФ от 15.02.2012 № 36-3/25. То есть, если в организации увеличивается наличный денежный оборот, то перерасчет можно произвести в любой день.

Способ расчета лимита зависит от того, осуществляет ли учреждение прием выручки от оказания платных услуг или нет. Формулы расчет лимита:

  1. исходя из объема поступлений:

Размер лимита = объем поступлений / расчетный период * период времени между сдачей выручки.

  1. исходя из объема расходов:

Размер лимита = объем выдачи / расчетный период * период между получением денег

За расчетный период принимается любой период не более 92 дней, периоды между сдачей выручки (получением средств) не более 14 дней.

Прием наличных денежных средств оформляется Приходным кассовым ордером (ф. 0310001), выдача — Расходным кассовым ордером (ф. 0310002) и Ведомостью на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501).

Приходный и расходный кассовые ордера, Ведомости (ф. 0504501) выписываются в одном экземпляре, который остается в кассе. Ведомости (ф. 0504501) применяются при оформлении выдачи денежных средств под отчет нескольким лицам (взамен индивидуальных расходных кассовых ордеров по каждому подотчетному лицу) и составляются раздельно по основаниям выплат: на заработную плату, хозяйственные расходы, командировочные расходы и другие нужды. По результатам выдачи денежных средств по Ведомости (ф. 0504501) необходимо оформить Расходный кассовый ордер.

Кассир должен вести Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) и Кассовую книгу (ф. 0504514) записи в которых должны производиться сразу же после получения или выдачи денег.

Рассмотрим порядок ведения кассовой книги при наличии ККТ. Оформление и ведение регулируется Указаниями ЦБ РФ № 3210-У. Несмотря на значительные новшества и внедрение онлайн-касс, порядок заполнения КК остался неизменным:

  • все данные вносятся в книгу по факту движения денежных средств на основании предоставленных в кассу ПКО и РКО;

  • остаток на конец дня переносится на начало следующего операционного дня, в котором зафиксированы движения наличности, и сверяется с фактическим остатком денег.

При использовании онлайн-оборудования кассир должен вносить денежные средства на основании Z-отчета, при помощи которого закрывают смену (отчетность о закрытии смены). Кассир или иное ответственное лицо формирует отчет о гашении, сведения из отчетности направляются в ИФНС. Кассовая книга может заполняться бухгалтерией на основании полученной из Z-отчета информации.

Каждое учреждение самостоятельно выбирает формат ведения КК: электронно или в бумажном виде. Если Кассовая книга ведется в электронной форме, ее необходимо распечатывать, прошивать, заверять подписями руководителя и главного бухгалтера и закреплять печатью. При использовании онлайн-касс электронная кассовая книга может не распечатываться, а подписываться при помощи электронной цифровой подписи и храниться на специальных носителях.

0 210 03 560

0 201 34 610

Выбытие денежных средств из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет в органе казначейства

3 304 01 830

3 201 34 610

Возврат наличных денежных средств, находящихся во временном распоряжении учреждения, при наступлении условий их передачи владельцу и по назначению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

0 208 00 000

0 201 34 610

Выдача наличных денежных средств из кассы учреждения в подотчет на хозяйственные или командировочные расходы

0 206 00 000

0 201 34 610

Оплата из кассы бюджетного учреждения предварительных платежей по государственным (муниципальным) договорам на нужды учреждения (авансов)

0 209 81 560

0 201 34 610

Отражение сумм выявленных недостач, хищений денежных средств – отнесение сумм недостач на виновное лицо

2 205 00 000

2 201 34 610

Возврат покупателю из кассы учреждения излишне полученных доходов

Обороты по дебету и кредиту счета 201 34 «Касса» не позволяют анализировать движение средств в разрезе видов поступлений и выбытий и кодов экономической классификации. Всю необходимую информацию можно почерпнуть из анализа движений на забалансовых счетах: 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Учет расходных кассовых операций

В соответствии с пунктами 365, 367 Инструкции № 157н забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» открываются к соответствующим группировочным счетам счета 201 00 «Денежные средства учреждения», предназначенным для учета операций по движению денежных средств учреждения, а также к счету 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Соответственно, информация на забалансовых счетах 17 и 18 отражается одновременно с отражением соответствующих операций по счетам 201 00 и 210 03.

По общему правилу по КФО 2, 4, 5, 6, 7 счет 18 бюджетными учреждениями используется при отражении перечислений и восстановлений расходов. Счет 17 применяется:

  • при отражении поступлений и возвратов доходов;

  • при отражении движений между счетами, счетами и кассой (например, инкассация на банковский счет, сдача наличных из кассы на счет, зачисление наличных на счет учреждения, снятие наличных со счета и т.д.).

В конфигурациях «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред.1.0 и 2.0 реализована единая концепция применения забалансовых счетов 17 и 18 в операциях по движению денежных средств. К счетам 17 и 18 открыты субсчета первого порядка для раздельного учета операций со средствами на счетах и в кассе учреждения в рублях и в иностранной валюте, а также операций со средствами в пути. К счету 201.34 открываются счета 17.34 и 18.34. Аналитический учет на них ведется КПС (кодам поступлений и выбытий) и КЭК (КОСГУ).

В операциях по поступлению (выбытию) наличных денежных средств с лицевого счета, открытого в органе казначейства участвует счет 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Для ведения учета движения денежных средств по видам поступлений и выплат к счету 210 03 открываются забалансовые счета 17.30 «Поступления денежных средств на счет 40116» и 18.30 «Выбытия денежных средств со счета 40116». Аналитический учет на них также ведется по КПС (кодам поступлений и выбытий) и КЭК (КОСГУ).

Операции по движению денежных средств между лицевым счетом и счетом № 40116 не являются доходными или расходными, поэтому к забалансовому счету 17 применяются статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» и 610 «Выбытие со счетов бюджетов» КОСГУ (письма Минфина РФ от 15.04.2015 № 02-07-07/21402, от 01.07.2015 № 02-07-07/38257).

Пример 1.

С лицевого счета сняты наличные, которые в дальнейшем поступят в кассу учреждения (документ «Заявка на наличные» или «Кассовое выбытие»).

Для отражения операций со средствами, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или органах Федерального казначейства (в финансовом органе соответствующего бюджета), а также операций с наличными денежными средствами и денежными документами предназначен счет 201 00 «Денежные средства учреждения» (п. 152 Инструкции N 157н).

Учет операций по движению безналичных денежных средств учреждений ведется на основании первичных документов , приложенных к выпискам из соответствующих счетов: по движению наличных денежных средств (денежных документов) — на основании кассовых документов, предусмотренных для оформления соответствующих операций с наличными деньгами (денежными документами) (п. 153 Инструкции N 157н).

Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Операции по движению средств в иностранных валютах учитываются одновременно в соответствующей иностранной валюте и валюте РФ по курсу ЦБ РФ (далее — рублевый эквивалент) на дату совершения операций (п. 154 Инструкции N 157н).

Рублевый эквивалент остатка средств в иностранных валютах на отчетную дату (дату формирования регистров бухгалтерского учета) отражается в валюте РФ по курсу ЦБ РФ на эту же дату.

Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и отчетную дату.

При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) денежных средств на счетах учреждения в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Бюджетными и автономными учреждениями счет 0 201 11 000 применяется для учета операций с безналичными денежными средствами в валюте РФ, осуществляемых на их лицевых счетах, открытых в ОФК, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) (п. 71 Инструкции N 174н , п. 71 Инструкции N 183н ).

Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

Казенные учреждения применяют этот счет для учета операций на лицевых счетах по приносящей доход деятельности, открытых в органах казначейства, а также операций со средствами, полученными во временное распоряжение (п. 42 Инструкции N 162н ).

Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (также данной Инструкцией руководствуются учреждения, которые еще не изменили свой статус и являются участниками бюджетного процесса в соответствии с БК РФ).

Операции по поступлению и выбытию денежных средств оформляются на основании первичных документов, приложенных к выписке из лицевого счета.

Согласно п. п. 162 — 165 Инструкции N 157н счет 0 201 13 000 предназначен для учета операций по движению денежных средств учреждения в валюте РФ и в иностранной валюте в пути. Денежными средствами в пути в целях бухгалтерского учета и Инструкции N 157н признаются денежные средства, перечисленные учреждению, подлежащие зачислению на его счета в следующем месяце, а также средства, переведенные с одного счета учреждения на другой, при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день.

Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами.

Аналитический учет по счету ведется в разрезе каждого счета в карточке учета средств и расчетов и (или) журнале операций с безналичными денежными средствами, учет операций — в журнале операций с безналичными денежными средствами.

Казенные учреждения. Говоря об учете денежных средств на счетах в кредитной организации, следует заметить, что принцип отражения операций на них тот же, что и на лицевых счетах в органе казначейства. Исключение составляют несколько операций (п. п. 43, 44 Инструкции N 162н):

Наименование операции

Дебет

Кредит

Поступление денежных средств по бюджетной
деятельности с лицевого счета на счет,
открытый в кредитной организации главному
распорядителю, распорядителю, получателю
бюджетных средств, главному администратору,
администратору источников финансирования
дефицита бюджета, для осуществления платежей
в соответствии с утвержденной бюджетной
росписью главного распорядителя бюджетных
средств, главного администратора источников
финансирования дефицита бюджета

0 201 21 510

0 304 04 XXX
(в разрезе
КОСГУ)

Перечисление денежных средств учреждениям,
находящимся в ведении главного распорядителя
(распорядителя) бюджетных средств, главного
администратора, администратора источников
финансирования дефицита бюджета

0 304 04 XXX
(в разрезе
КОСГУ)

0 201 21 610

Отражение расходов за оказанные услуги по
конвертации

0 401 20 226

0 201 21 610

Автономные учреждения. Как и у казенных, у автономных учреждений учет денежных средств в кредитных организациях на счете 0 201 21 000 аналогичен учету на лицевых счетах в органе казначейства, за исключением операций по движению денежных средств на депозитном счете (п. п. 77, 78 Инструкции N 183н). Их укажем далее, рассматривая учет денежных средств на депозитах в кредитной организации.

Банковские депозиты — вклады, денежные средства, вносимые в банки в виде вкладов, по которым банк выплачивает проценты .

Райзберг. Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.

Операции по размещению денежных средств на банковские депозитные счета отражаются на счете 0 201 22 000 «Денежные средства, размещенные на депозиты в кредитной организации». Аналитический учет по этому счету ведется по каждому депозитному счету в карточке учета средств и расчетов и (или) журнале операций с безналичными денежными средствами, учет операций — в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. п. 160, 161 Инструкции N 157н ).

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Казенные учреждения по данному счету на основании документов, прилагаемых к выписке со счетов, делают следующие записи (п. 46 Инструкции N 162н):

Наименование операции

Дебет

Кредит

Поступление на депозитный счет средств
бюджета, перечисленных с лицевых счетов в
органе казначейства

1 304 04 510

1 304 05 510

1 201 22 510

1 304 04 510

Зачисление на депозитный счет средств
бюджета, перечисленных со счетов в кредитной
организации

1 304 04 510

1 201 21 610
1 201 27 610

1 201 22 510

1 304 04 510

Увеличение суммы депозитного счета на
величину начисленных процентов

1 201 22 510

1 401 10 120

Перечисление средств с депозитного счета
(закрытие депозита)

1 304 04 610

1 201 22 610

1 201 21 510
1 201 27 510
1 210 02 610

1 304 04 610

Автономные учреждения в соответствии с п. 79 Инструкции N 183н операции по поступлению (выбытию) денежных средств, размещенных на депозитные счета автономного учреждения, оформляют на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к выписке из лицевого счета автономного учреждения, следующими бухгалтерскими записями:

Наименование операции

Дебет

Кредит

Поступление денежных средств на депозитные
счета

0 201 22 000

0 201 11 000
0 201 21 000

Возврат денежных средств с депозитных счетов

0 201 11 000
0 201 21 000

0 201 22 000

Расчеты по аккредитиву — это одна из форм безналичных расчетов. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора (п. п. 1.2, 1.4 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П).

В соответствии с п. п. 173 — 176 Инструкции N 157н счет 201 26 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации» предназначен для учета движения денежных средств по аккредитивным расчетам в валюте РФ и в иностранной валюте по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и оказанные услуги.

Учет операций по выставленным аккредитивам в иностранных валютах ведется в валюте РФ по курсу ЦБ РФ на дату совершения операций в иностранной валюте. Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и отчетную дату.

Счет 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте» предназначен для учета операций по движению денежных средств учреждения в иностранной валюте в случае проведения указанных операций не через органы Федерального казначейства (п. 177 Инструкции N 157н).

В соответствии с п. п. 178 — 180 Инструкции N 157н учет операций по движению денежных средств на этом счете ведется на основании документов, приложенных к выпискам со счетов. Аналитический учет ведется в разрезе счетов, открытых учреждению, в карточке учета средств и расчетов либо журнале операций с безналичными денежными средствами, учет операций по движению денежных средств на счете — в журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов, и справки, оформляемой при расчете курсовой разницы.

Приведем проводки по данному счету.

На основании п. 42 Инструкции № 33н в форме 0503737 «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» показатели граф 5, 6, 7 раздела «Доходы учреждения» заполняются на основании бухгалтерских операций по видам доходов, отраженных на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», которые открываются к счетам 201.11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства», 201.21, 201.23, 201.27, 201.34 «Касса».

Учет денежных средств согласно новым инструкциям

Если учреждению необходимо отразить расход текущего года по соответствующему коду вида расхода (КВР), то параллельно с отражением выбытия денежных средств с лицевого счета или же выбытия наличных денежных средств из кассы, необходимо формировать проводку по счету кредиту 18.01 или 18.34 по соответствующему аналитическому кода расхода.

Пример.

За счет средств на выполнение государственного задания Учреждение А приобрело материальные запасы у поставщика. Оплату произвели перечислением на счет поставщика денежных средств.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1, необходимо сформировать документ «Заявка на кассовый расход», «Расходный кассовый ордер» или же «Кассовое выбытие», при проведение которых будут отражены бухгалтерские записи:

Дебет 4.00000000000000244.302.34 – Кредит 4.00000000000000000.201.11.610

Кредит 4. 00000000000000244.18.01.340

На основании данных записей в ф. 0503737 в разделе 2 «Расходы учреждения» графе 5 «Через лицевые счета» по коду вида расхода 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» отразится данная сумма. Схема отражения расходов учреждения текущего года, исполненных через лицевой счет, универсальна для других кодов видов расхода, например, таких, как «111- Фонд оплаты труда», «119 — Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», «112-Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и т.п.

Рассмотрим отражение кассовых расходов через кассу учреждения. Например, подотчетному лицу были выданы денежные средства на приобретение материальных запасов:

Дебет 4.00000000000000244.208.34 – Кредит 4.00000000000000000.201.34.610

Кредит 4. 00000000000000244.18.34.340

Кредит 4. 00000000000000244.НД.340

В данном случае расход попадет в раздел 2 ф. 0503737 графу 7 «Через кассу учреждения» по КВР 244.

Также в практике учреждения довольно часто приходится восстанавливать кассовый расход текущего года. В таком случае раздел 2 ф. 0503737 будет формироваться с учетом восстановления таких расходов.

Пример.

Учреждение А перечислило сотруднику заработной платы больше, чем положено. Сотрудник вернул денежные средства в кассу учреждения.

В таком случае будут сформированы проводки:

Дебет 4.00000000000000000.201.34.510 – Кредит 4.00000000000000111.302.11

Дебет 4. 00000000000000111.18.34.211

Кредит 4. 00000000000000111.НД.211

Если восстановление расхода происходит через лицевой счет учреждения формируется дополнительная проводка по Дебету счета 18.01.ХХХ по соответствующему коду расхода.

Если учреждению необходимо отразить поступление доходов текущего года по соответствующему аналитическому коду дохода, то параллельно с отражением поступлений денежных средств на лицевой счет или же поступлению наличных денежных средств в кассу учреждения, необходимо формировать проводку по счету дебета 17.01 или 17.34.

Рассмотрим ситуацию поступления доходов в Учреждение А от оказания платных услуг. Для отражения данной хозяйственной операции в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 1.0 можно сформировать документы «Кассовое поступление» или «Приходный кассовый ордер». При проведении документа будут отражены такие проводки:

Дебет 2.00000000000000000.201.11.510 (201.34) – Кредит 2.00000000000000130.205.31

Дебет 2. 00000000000000130.17.01.130

Кредит 2. 00000000000000130.НД.130 (в случае формирования поступления доходов в кассу учреждения)

Сумма по данной операции попадет в раздел 1 «Доходы учреждения» ф.0503737 в соответствующую графу 5 или 7 по аналитическому коду доходов 130. Если учреждение обязано будет сделать возврат излишне полученного дохода от реализации (документ «Кассовое поступление», «Заявка на возврат») отражение операций будет следующим:

Дебет 2.00000000000000130.205.31 – Кредит 2.00000000000000000.201.11.610 (201.34)

Кредит 2.00000000000000130.17.01.130

Кредит 2.00000000000000130.НД.130 (в случае формирования возврата доходов через кассу учреждения)

Раздел 1 ф. 0503737 будет формироваться по данным о поступлении доходов с учетом их возвратов в текущем году. Данное отражение поступления доходов учреждения и их возврат также использоваться по другим аналитически кодам доходов.

В данных операциях нужно учитывать, что дополнительные проводки по забалнсовым счетам формируются не только к счету 201.11 и 201.34, но и к счету 210.03. Операции по движению наличных денежных средств между кассой и лицевым счетом попадают в раздел 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строках 710, 720 (как «общий оборот» по счетам 201.11 и 210.03) и в строках 731 и 732 (как «внутренний оборот» между счетами и кассой).

Пример.

Учреждением А сняты наличные денежные средства с лицевого счета.

Данную операции, возможно, оформить документом «Заявка на наличные», «Кассовое выбытие». Будут сформированы записи по счетам:

Дебет 4.00000000000000000.210.03 – Кредит 4.00000000000000000.201.11.610

Кредит 4.00000000000000000.17.01.610 (проводка к счету 201.11, обратите внимание на КЭК 610)

Дебет 4.00000000000000000.17.30.510 (проводка к счету 210.03, обратите внимание на КЭК 510)

Далее денежные средства поступаю в кассу учреждения. Операцию необходимо отразить документом «Приходный кассовый ордер»:

Дебет 4.00000000000000000.201.34.510 – Кредит 4.00000000000000000.210.03

Кредит 4.00000000000000000.17.30.610 (проводка к счету 210.03, обратите внимание на КЭК 610)

Дебет 4.00000000000000000.17.34.510 (проводка к счету 201.34, обратите внимание на КЭК 510)

Обратите внимание на КЭК «510 – поступления на счета бюджетов» и «610 – выбытие со счетов бюджетов», используемых к счетам 17.ХХ.

Некорректно указанный КЭК в проводках будет влиять на внутреннее контрольное соотношение ф. 0503737.

Четвертая группа операций – это отражение возврата субсидий и дебиторской задолженности прошлых лет. Ранее было рассмотрено, что поступления доходов отражается по дебету счета 17 по кодам доходов, возврат доходов – по кредиту счета 17 по тем же кодам доходов. Выплаты отражаются по кредиту счета 18 по кодам расходов, восстановление расходов – по дебету счета 18 по тем же кодам расходов.

Однако разработчиками «1С» с целью обособить возвраты по операциям прошлых лет от возвратов по операциям текущего года для отражения в соответствующих показателях бухгалтерской отчетности забалансовые счета 17 и 18 применяются «наоборот»:

  • возврат субсидий, предоставленных в прошлом году, отражается по кредиту счета 18 по кодам доходов (например, возврат субсидий на иные цели):

Дебет 5.00000000000000180.205.81 – Кредит 5.00000000000000000.201.11.610

Кредит 5.00000000000000180.18.01.180

  • восстановление расходов прошлых лет – по дебету счета 17 по кодам расходов (например, ФСС вернул переплату по взносам):

Дебет 4.00000000000000000.201.11 – Кредит 4.00000000000000119.201.11.610

Дебет 4.00000000000000119.17.01.213

Данные операции в ф. 0503737 отражаются в разделе 3 по строке 710 – в составе всех поступлений на счет учреждения (строка заполняется со знаком минус), по строке 591 – в составе общей суммы поступлений дебиторской задолженности прошлых лет и возвратов ранее перечисленных денежных обеспечений (строка в положительном значении). А также в разделе 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» без детализации данных строки 950.

Отражение операций по забалансовым счетам 17, 18

Забалансовый счет 17 используется для аналитического учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) (п. 365 Инструкции N 157н):

  • на банковские счета получателя бюджетных средств, предназначенные для их зачисления главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета;
  • на банковские счета учреждений;
  • на лицевые счета, открытые ОФК (финансовым органом);
  • на счета операций с наличными денежными средствами;
  • в кассу учреждений.

Операция по уточнению невыясненных поступлений отражается по забалансовому счету 17 через уточнение видов поступлений (доходов (источников финансирования дефицита бюджета)).

Забалансовый счет 18 предназначен для аналитического учета выплат денежных средств (восстановлений выплат) (п. 367 Инструкции N 157н):

  • с банковских счетов учреждений;
  • с лицевого счета, открытого ОФК (финансовым органом);
  • со счета операций с наличными денежными средствами;
  • из кассы учреждений.

Указанные счета открываются учреждениями к следующим счетам:

  • 0 201 10 000 “Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства”;
  • 0 201 20 000 “Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации”;
  • 0 201 30 000 “Денежные средства в кассе учреждения”;
  • 0 210 03 000 “Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам”.

Аналитический учет ведется в многографной карточке и (или) в карточке учета средств и расчетов:

  • по забалансовому счету 17 – в разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения и по видам выплат средств бюджета или видам поступлений;
  • по забалансовому счету 18 – в разрезе счетов (лицевых счетов) учреждения и по видам выплат.

Бухгалтерский (бюджетный) учет на забалансовых счетах 17 и 18 ведется по простой системе без использования метода “двойной записи”.

Приведем порядок отражения на данных счетах операций по движению денежных средств.

операции Дебет Кредит
Забалансовый счет 17
Поступили денежные средства на счет, в кассу учреждения Забалансовый счет 17
Возвращены поступившие на счет, в кассу учреждения денежные средства Забалансовый счет 17
Уточнены невыясненные поступления, отраженные на счете учреждения:
Забалансовый счет 17
  • поступление денежных средств
Забалансовый счет 17
Забалансовый счет 18
Выбыли денежные средства со счета, из кассы учреждения Забалансовый счет 18
Отражено восстановление кассовых расходов учреждения Забалансовый счет 18

Показатели отражаются со знаком минус.

Пример 1. В кассу автономного учреждения образования поступила оплата платных образовательных услуг в сумме 80 000 руб. Эта сумма была сдана на расчетный счет учреждения, открытый в кредитной организации.

Из п. п. 365, 367 Инструкции N 157н следует, что по завершении текущего финансового года показатели (остатки) по забалансовым счетам 17 и 18 на следующий финансовый год не переносятся.

Заключение показателей по забалансовым счетам отражается в учете так:

операции Дебет Кредит
Произведены заключительные записи по забалансовым счетам 17 и 18 по итогам текущего финансового года Забалансовый счет 17 Забалансовый счет 18

Заключение показателей по забалансовым счетам отражается со знаком минус.

Пример 4. Бюджетному образовательному учреждению в текущем финансовом году была выделена целевая субсидия в размере 450 000 руб. на приобретение оборудования. Средства были израсходованы по назначению в полном объеме. Учреждению открыт лицевой счет в ОФК.

В бухгалтерском учете заключение показателей по забалансовым счетам нужно отразить следующим образом:

операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражены заключительные записи по итогам текущего финансового года:
  • на сумму поступивших на лицевой счет средств целевой субсидии
Забалансовый счет 17 -450 000
  • на сумму выбывших с лицевого счета средств целевой субсидии, израсходованных на приобретение оборудования
Забалансовый счет 18 -450 000

Сформированные на забалансовых счетах 17 и 18 данные включаются в состав показателей бухгалтерской отчетности, составляемой в порядке, предусмотренном Инструкцией N 33н .

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Аналитические данные о поступлениях и выбытиях денежных средств, сформированные на забалансовых счетах 17 и 18, указываются казенными учреждениями в соответствии с Инструкцией N 191н в следующих формах бюджетной отчетности:

Номер раздела, строки, графы Показатели
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе баланса (ф. 0503130) (периодичность представления формы отчетности – годовая)
Строки 170 – 173, графы 4, 5 Отражаются итоговые суммы по забалансовому счету 17 по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджета
Строки 180 – 182, графы 4, 5 Приводятся сведения по забалансовому счету 18 в разрезе итоговых сумм по расходам, источникам финансирования дефицита бюджета
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (периодичность представления формы отчетности – месячная, квартальная, годовая)
Раздел 1 “Доходы бюджета”, графа 6 Указываются данные о поступлениях, отраженных на забалансовом счете 17, открытом к счетам 1 201 21 000 “Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации”, 1 201 23 000 “Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути” и 1 201 27 000 “Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации”, в разрезе кодов КДБ
Раздел 2 “Расходы бюджета”, графа 7 Приводятся данные о выбытиях, отраженных на забалансовом счете 18, открытом к счетам 1 201 21 000 “Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации” и 1 201 27 000 “Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации”, в разрезе кодов КРБ
Раздел 3 “Источники финансирования дефицита бюджета”, графа 6 (при формировании строк 520 и 620) Указываются данные о поступлениях и выбытиях, отраженных на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам 1 201 21 000 “Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации”, 1 201 23 000 “Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути” и 1 201 27 000 “Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации”, в разрезе кодов КИФ. Дебетовый остаток по забалансовым счетам отражается в положительном значении, кредитовый – в отрицательном значении
Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) (периодичность представления формы отчетности – квартальная, годовая)
Раздел 1 “Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам, всего”, графа 10 Формируются в том числе данные о выбытиях, отраженных по забалансовому счету 18, открытому к счетам 1 201 21 000 “Денежные средства учреждения на счетах в кредитных организациях” и 1 201 27 000 “Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации”, в разрезе КБК, а также показателей исполнения бюджетных обязательств некассовыми операциями
Раздел 2 “Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, всего”, графа 10 Приводятся в том числе данные о выбытиях, отраженных по забалансовому счету 18, открытому к счетам 1 201 21 000 “Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации” и 1 201 27 000 “Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации”, в разрезе КБК, о суммах исполненных денежных обязательств по выплатам источников финансирования дефицита бюджета

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление денежных средств в погашение дебиторской задолженности прошлого года отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по КФО 4″ путем увеличения забалансового счета 17 с указанием КВР 244 и статьи 510 КОСГУ, в бухгалетрской отчетности — в соответствии с положениями Инструкции N 33н.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

На основании п. 42 Инструкции № 33н в форме 0503737 «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» показатели граф 5, 6, 7 раздела «Доходы учреждения» заполняются на основании бухгалтерских операций по видам доходов, отраженных на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», которые открываются к счетам 201.11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства», 201.21, 201.23, 201.27, 201.34 «Касса».

Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

Таблица 2

Номер разряда счета

Значение

1–17

Классификационный признак поступлений и выбытий

18

Финансовое обеспечение

19–21

Объект учета

22

Группа объекта учета

23

Вид объекта учета

24–26

Вид поступлений, выбытий объекта учета

1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

Согласно п. 56 Инструкции № 33н[6] сведения о задолженности по ущербу, причиненному имуществу, представляются в составе пояснительной записки к годовой отчетности по форме 0503776. В составе годовой бюджетной отчетности представляются сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей по форме 0503176 (п. 152 Инструкции № 191н[7]).

Порядок отражения показателей в данных формах идентичный. В них представляются обобщенные за отчетный период аналитические данные об объемах ущерба и хищений имущества учреждения на основании соответствующих аналитических счетов счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Автор приводит наименования счетов в соответствии с Инструкцией № 157н. Стоит отметить, что в инструкции № 33н и 191н необходимые изменения еще не внесены.

Показатели, отраженные в данных формах, должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета.

В них представляется информация о наличии задолженности на начало года, установлении и уменьшении ущерба в течение года и остаток задолженности на конец года.

В графе 3 указываются итоговые данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу.

В графах 4, 5 формы 0503776 указываются данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу (по деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ) соответственно).

В графах 4, 5 формы 0503176 указываются данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу в разрезе бюджетной деятельности и средств, полученных во временное распоряжение.

Кроме этого, показатели граф 4, 5 по строке 010 формы 0503776 должны соответствовать показателям граф 3, 4 по строке 320 баланса (ф. 0503730), а показатели граф 4, 5 по строке 060 формы 0503776 должны соответствовать показателям граф 7, 8 по строке 320 баланса (ф. 0503730) (п. 73 Инструкции № 33н).

Показатели, отраженные в графах 4, 5 по строке 010 формы 0503176, должны соответствовать идентичным показателям, отраженным в соответствующих графах «На начало года» по строке 320 баланса (ф. 0503130).

Показатели, отраженные в графе 4, 5 по строке 060 формы 0503176, должны соответствовать идентичным показателям, отраженным в соответствующих графах «На конец отчетного периода» по строке 320 баланса (ф. 0503130) (п. 171 Инструкции № 191н).

* * *

Различные виды ущерба, причиненного учреждению, отражаются на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». С внесением изменений в Инструкцию № 157н данный счет может применяться для более широкого круга операций, но особенности такого применения в инструкциях № 162н, 174н и 183н еще не утверждены. Автором предложены корреспонденции счетов из проектов названных инструкций, размещенных на сайте Минфина. Расчеты по ущербу подлежат отражению в годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[5] Федеральный закон от 26.05.1996 № 54‑ФЗ «О музейном фонде Российской федерации и музеях Российской Федерации».

[6] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[7] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

В форме бюджетных институтов также могут быть учреждены государственные фонды поддержки научной и инновационной деятельности.

(пункт1 статья 15.1 Закона от 23 августа 1996 № 127-ФЗ).

Бюджетное учреждение имеет полномочие на основании тезисов Инструкции по использованию Плана счетов для государственных организаций вовлекать вспомогательные аналитические коды счетов, которые обеспечивают создание в бухгалтерском учете дополнительных данных, требуемых различными пользователями бухгалтерской отчетности этих учреждений.

Структура и таблица Счет, как единица бухгалтерского учета, помогает упорядочить имущество, долги учреждения и ФХЖ.

и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2019 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов: «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);

Счет предназначен для учета учреждением движения денежных средств на банковских счетах, в кассе, а так же для учета движения денежных документов.

Для учета операций по движению денежных средств применяются следующие счета:

  • 0 201 01 000 «Денежные средства учреждения на счетах»
  • 0 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение»
  • 0 201 03 000 «Денежные средства учреждения в пути»
  • 0 201 04 000 «Касса»
  • 0 201 05 000 «Денежные документы»
  • 0 201 06 000 «Аккредитивы»
  • 0 201 07 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте»

Операции по банковскому счету

Операции по счету 0 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах» можно разделить на две группы:

  • 1) операции по движению денежных средств, когда у учреждения отсутствует лицевой счет в казначействе, а финансирование осуществляется путем перечисления денег на банковский счет;
  • 2) операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.

Из текста Инструкции N 148н следует, что на счете 0 201 01 000 учитывают операции со средствами, полученными от предпринимательской деятельности, даже если у учреждения есть специальный лицевой счет в казначействе.

Учет денежных средств при отсутствии у учреждения лицевого счета в казначействе

Учет операций по движению средств на счете 0 201 01 000 ведут в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к банковским выпискам (платежные поручения, инкассовые поручения, квитанции, чеки и др.).

Платежные поручения представляют собой распоряжение организации, даваемое банку, на перечисление соответствующей суммы с ее расчетного счета на расчетный счет поставщика, финансового органа или другой организации.

Поступление денежных средств. Поступление денежных средств главному распорядителю, распорядителю, получателю для осуществления платежей в соответствии с бюджетной росписью отражается по дебету счета 0 201 01 510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета» и кредиту соответствующих счетов счета 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств».

При проведении бюджетным учреждением безналичных расчетов денежными средствами в валюте РФ через органы казначейства используется счет бухгалтерского учета 0 201 11 000 (и. 156 Инструкции № 157н, абзац 2 и. 71, и. 72 Инструкции № 174н).

Бюджетная организация обязана осуществлять операции по безналичным расчетам через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства установлен приказом Казначейства РФ от 29.12.2012 № 24н (далее — Приказ Каначейства РФ № 24н). Письмом Казначейства России от 22.05.2013 № 42-7.4-05/5.1-288 доведены Методические рекомендации по заполнению форм документов — приложений к Приказу Казначейства РФ № 24н.

Бюджетные учреждения осуществляют безналичные расчеты со средствами, полученными ими в виде:

  • • субсидий из бюджета бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (и. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • • субсидий из бюджета бюджетной системы РФ на иные цели (абзац 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
  • • бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности (ст. 79 БК РФ);
  • • собственных доходов (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ);
  • • средств ОМС;
  • • средств, находящихся во временном распоряжении.

Во временном распоряжении организации могут находиться денежные средства, поступившие в результате изъятия в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, получения средств на ответственное хранение, получения средств бюджетной организацией в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе), в прочих установленных законодательством РФ случаях.

Если источником поступления денежных средств являются собственные доходы организации, то в разряде 18 номера счета указывается код вида деятельности (финансового обеспечения) 2. В случае поступления денежных средств во временное распоряжение указывается код 3. Денежные средства, поступившие в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, учитываются по коду 4. Субсидии на иные цели учитываются по коду 5. Субсидии на цели осуществления капитальных вложений учитываются по коду 6. Поступившие медицинским учреждением средства по обязательному медицинскому страхованию учитываются по коду 7 (п. 21 Инструкции № 157н).

Зачисленные на лицевой счет бюджетной организации суммы одновременно учитываются на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств». Аналитический учет по этому счету ведется в мно- гографной карточке (форма 0504054) или в карточке учета средств и расчетов (форма 0504051) (и. 366 Инструкции № 157н).

Зачисленные на лицевой счет бюджетной организации суммы возвратов учитываются на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств» как восстановление выбытий. Аналитический учет по этому счету ведется в многографной карточке (форма 0504054) и (или) в карточке учета средств и расчетов (форма 0504051) (и. 368 Инструкции № 157н).

Операции по поступлению денежных средств на лицевой счет бюджетной организации оформляются на основании первичных

(сводных) учетных документов, приложенных к выписке из лицевого счета (п. 72 Инструкции № 174н). Порядок отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни по зачислению денежных средств на лицевой счет представлен в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения зачисления денежных средств на лицевой счет

п.п.

Факт хозяйственной жизни

Корреспондирующие счета

дебет

кредит

Поступление субсидии, предоставленной на выполнение государственного(муници пального) задания

4201 11 510

4 205 31 660

Поступление субсидии на иные цели на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения

5 201 11 510

5 205 81 660

Поступление субсидий на цели осуществления капитальных вложений на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения

6201 11 510

6 205 81 660

Поступление денежных средств из кассы организации на лицевой счет:

  • • внесение денежных средств на лицевой счет организации;
  • • зачисление денежных средств на лицевой счет организации

0 210 03 560 0201 11 510

0 201 34 610 0 210 03 660

Отражение поступления денежных средств в рамках расчетов между головной организацией и обособленным подразделением (филиалом):

  • • поступивших на отчетную дату;
  • • не поступивших на отчетную дату;
  • • поступивших после отчетной даты

0201 11 510 0 201 13 510 0201 11 510

0 304 04 XXX 0 304 04 XXX 0 201 13 610

Поступление сумм на восстановление ранее произведенных расходов(авансовых выплат):

  • • погашение дебиторской задолженности поставщиков, исполнителей, подрядчиков;
  • • возврат подотчетных сумм;
  • • возврат излишне перечисленных платежей в бюджет
  • 0201 11 510
  • 0201 11 510 0201 11 510

Счет 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» предназначен для учета бюджетным учреждением движения денежных средств на банковских счетах, в кассе, а также для учета денежных документов и денежных средств в иностранной валюте.

Для учета операций по движению денежных средств применяются следующие счета:

0 201 01 000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах»;

0 201 02 000 «Денежные средства учреждения во временном распоряжении»;

0 201 03 000 «Денежные средства учреждения в пути»;

0 201 04 000 «Касса»;

0 201 05 000 «Денежные документы»;

0 201 06 000 «Аккредитивы»;

0 201 07 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте».

Расчеты с подотчетными лицами

С целью обеспечения контроля за сохранностью специального оборудования после полного списания его стоимости на затраты производства организация может принять этот объект на забалансовый учет по дополнительно вводимому забалансовому счету 012 «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию» по фактической себестоимости приобретения (изготовления) (п. 23 Методических указаний).

Списание специального оборудования с бухгалтерского учета в качестве отдельного объекта учета осуществляется только при его фактическом физическом выбытии. При этом окончание переноса стоимости объекта специальной оснастки на себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг) может не совпадать по времени с его фактическим физическим выбытием (п. 31 Методических указаний).

  • затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение и иные выплаты населению;
  • капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • межбюджетные трансферты;
  • предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • иные ассигнования.

С 2020 года КОСГУ не применяется получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяется в учете и отчетности. В 2020 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. 31.03.2020).

Такие счета являются вспомогательными бухсчетами. Остатки по ним не входят в баланс и иллюстрируются за итогами основного бухгалтерского баланса, то есть за балансом. Они не влияют на финансовый результат и не отражаются в периодических и итоговых отчетах организации.

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2019 года регламентируются Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина РФ № 157н от 01.12.2010 (Инструкция № 157н). Порядок ведения бухучета за балансом для НКО закреплен Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000. Также они регулируются 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 и ГК РФ. Имея под рукой эти НПА, намного проще и понятнее вести бухгалтерский учет по внебалансовым счетам.

– 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;

При этом необходимо отметить, что операции автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются теперь по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.

По нему ведется учет двух видов МЦ:

  • призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
  • сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.

Рассмотрим практический пример.

Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:

  • расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
  • стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
  • оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
  • списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).

Учет по счету 201.23 «Денежные средства учреждения в пути»

Учет на сч.27 ведется на основании п.385-386 Инструкции 157н. На каждого сотрудника заводится карточка количественно-суммового учета ф.0504041. По истечении нормативного срока носки отдельных предметов или из-за порчи либо фактического износа, спецодежда списывается с забаланса на основании акта ф.0504143. Приход (увеличение) сч.27 и расход (уменьшение) сч.27 осуществляется по балансовой стоимости МЗ. На счете 27 можно учитывать форменную одежду и другие МЗ, выдаваемые в личное пользование работникам.

Перемещение объектов, отраженных на счете 21, производится на основании требования-накладной ф.0504204 путем изменения аналитических показателей: МОЛ и подразделения. Выбытие ОС по различным причинам: порча, хищение, принятие решения о списании комиссией по поступлению и выбытию НФА – выполняется на основании актов ф.0504143 (для производственно-хозяйственного инвентаря) и 0504104 (для прочих ОС).

Ко всем этим счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход — по кредиту, без корреспонденций.

З/с нужны:

• для организации контроля сохранности имущества, которое находится на территории организации, но по которому нет права оперативного управления или которое, согласно правилам учета, не отражается на балансовых счетах (единицы библиотечного фонда, основные средства до 3 000 руб., находящиеся в использовании, награды и т. д.), а также прочих материальных ценностей;

• для отслеживания расчетов и обязательств, ожидающих исполнения;

• для сбора аналитической информации о прочих объектах учета и т. д.

Кроме того, для организации управленческого учета учреждения могут сами создавать дополнительные з/с.

В соответствии с правилами пп. 365, 367 Единого плана счетов з/с 17 и 18 открываются к основным счетам 020100000 и 021003000, а также 030406000 (только для денежных расчетов). Чтобы понять, как использовать з/с 17 и 18, необходимо изучить учет денежных средств (далее — ДС).

Применение счета 020100000

Счет 020100000 «Денежные средства учреждения» используется для записей по движению денежных средств. На примере кодировки, применяемой в бюджетных учреждениях (План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ № 174н), рассмотрим, какие комбинации синтетических и аналитических кодов возможны для создания счетов по учету ДС.

Все типовые проводки по счетам приведены в инструкциях к частным планам счетов — приказы Минфина РФ № 174н, № 162н, № 183н.

Применение счета 021003000

Счет 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» используется как промежуточный счет при операциях движения денег с лицевых счетов в кассу и наоборот, а также при использовании работниками учреждения банковских карт.

Одновременно с проводками по счетам 020100000 и 021003000 учреждение должно вести забалансовый учет движений ДС по счетам 17 «Поступления ДС» и 18 «Выбытия ДС». На схеме отражены случаи применения этих з/с.

Проводки по счетам 17 и 18 являются базой для составления некоторых форм отчетности государственных учреждений.

В соответствии с приказом Минфина РФ № 33н данные этих счетов используются:

• в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

• отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738);

• отчете о движении денежных средств (ф. 0503723);

• справке к балансу (ф. 0503730) о наличии имущества и обязательств на з/с.

А для учреждений, попадающих под действие приказа Минфина РФ № 191н, данные этих счетов используются:

• в отчете о движении денежных средств (ф. 0503123);

• отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127);

• отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

• справке к балансу (ф. 0503130) о наличии имущества и обязательств на з/с.

Отметим также, что в конце финансового года остатки по счетам 17 и 18 обнуляются.

Записи по з/с 17 и 18 должны быть сделаны, если в учете имеют место операции, затрагивающие счета учета ДС и счет расчетов с финансовым органом по наличным ДС. К забалансовым проводкам не применяется метод двойной записи, то есть поступления отражаются только по дебету, а выбытия — по кредиту.

Забалансовый учет движения ДС помогает контролировать эти активы, а также позволяет вести детальную аналитику, что необходимо для составления некоторых форм отчетности.

01.07.2015 ВОПРОС:
Бюджетное учреждение сдает наличные денежные средства от оказания платных услуг на расчетный счет в кредитном банке. Выручка из кассы сдается инкассаторской службе банка для последующего зачисления на лицевой счет учреждения в финансовом органе. Денежные средства зачисляются в операционный день, отличный от дня перечисления. Какая проводка должна быть сделана:
1) при оформлении расходно-кассового ордера: Дебет 210.23 Кредит 201.34 или Дебет 210.03 Кредит 201.34;
2) при поступлении (зачислении) денежных средств на лицевой счет: Дебет 201.11 Кредит 201.23 или Дебет 201.11 Кредит 210.03?

ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операции по движению наличных денежных средств между лицевым счетом и кассой учреждения отражаются в учете с применением счета 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» независимо от того, совершается движение денежных средств в один операционный день или в разные.
Операции по движению наличных денежных средств (получение, внесение) между кассой учреждения и счетом в кредитной организации, в случае, если движение денежных средств совершается между счетом и кассой не в один операционный день, отражаются в корреспонденции со счетом 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути».

  • Бухучет и отчетность
  • Налоги
  • Трудовое право
  • Гражданское право
  • Госзакупки
  • Бюджетный учет

Стр 1 из 6Следующая ⇒

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ НА СЧЕТАХ

(счета 0 201 11 000, 0 201 21 000)

1. Операции с денежными средствами, отражаемые на счетах 0 201 11 000, 0 201 21 000 >>>

2. Поступление денежных средств на счета учреждения >>>

3. Выбытие денежных средств со счетов учреждения >>>

Операции с денежными средствами,

Отражаемые на счетах 0 201 11 000, 0 201 21 000

При проведении учреждением безналичных расчетов денежными средствами в валюте РФ не через органы казначейства, а также операций со средствами от приносящей доход деятельности и полученными во временное распоряжение средствами используются следующие счета бюджетного учета счета 201 01 «Денежные средства учреждения на счетах» (п. 156 Инструкции N 157н):

1) 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

Рассмотрим порядок учета безналичных денежных средств для разного рода операций.

Операция Дебет Кредит
Поступление на Р/С денег от покупателя 0 201 11 510 0 205 31 660
Поступление возврата от контрагента 0 201 11 510 0 302 ХХ 730
Выбытие денег с Р/С 0 302 1Х 830 — расчеты по оплате труда

0 302 2Х 830 — оплата за услуги контрагентов

0 302 3Х 830 — оплата за приобретение активов

0 201 11 610

ВАЖНО!

При отражении операций со сч. 0 201 11 000 или 0 201 21 000 необходимо одновременно осуществлять записи на забалансовых счетах 17 и 18. Так, при отражении поступлений формируется запись по дебету 17 счета. При выбытии кредитуется 18 счет.

Право покупателя на возврат средств закреплено в Гражданском кодексе. Деньги возвращают не только за некачественную или неукомплектованную поставку. Средства придется вернуть, если покупатель перечислил деньги, но отказался от подписания договора в дальнейшем.

Ключевой перечень причин, по которым покупатель отказывается от поставки и порядок оформления процедуры подробно раскрыт в специальном материале «Оформляем возврат товара поставщику». Теперь определим, какими проводками отразить в бухучете возврат денежных средств покупателю по безналичному расчету.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

  • образовательные и медицинские услуги;
  • социальные услуги;
  • гостиничные услуги;
  • консультационные услуги;
  • издательская деятельность;
  • деятельность, связанная с торговлей;
  • предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

  • платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));
  • услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);
  • платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);
  • гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);
  • платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг в учреждениях, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *