Как направить человека обучаться по целевому договору оторганизации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как направить человека обучаться по целевому договору оторганизации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.

Как работает целевое обучение?

Обзавестись целевым направлением с 2020 года может любой абитуриент. Однако целевые направления могут выдавать только те организации-заказчики, что располагаются в городах с численностью населения менее 20 тысяч человек, в деревнях, а также в населенных пунктах, находящихся на территории радиоактивного загрязнения. Но в скором времени делать запросы на целевое обучение смогут организации крупных городов, областных центров и даже Минска.

Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.

Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.

До 2021 года количество мест для целевиков бло ограничено 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% — для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% — для всех остальных. С этого года цифры меняются: подготовлен проект о целевой подготовке, в котором процент мест будет больше. По сельскохозяйственным специальностям — до 70% от контрольных цифр приёма, по медицинским — до 80%, по иным — до 50%.

Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять. Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.

Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже. Можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию, а участвовать в общем конкурсе. К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

— ликвидация организации-заказчика;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

Плюсы и минусы целевого обучения

Все вопросы, связанные с получением образования в РФ, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). Как следует из п. 1 ст. 56 документа, граждане, поступающие на обучение в образовательные учреждения среднего профессионального или высшего образования, имеют право заключить договор о целевом обучении с заказчиком. Ими могут быть, в частности (ст. 71.1 Закона № 273-ФЗ):

  • федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

  • государственные и муниципальные учреждения.

Таким образом, заказчиком может выступать как медицинское учреждение, так и министерство здравоохранения или департамент здравоохранения субъекта РФ.

По инициативе заказчика или гражданина в число сторон договора о целевом обучении включаются (п. 3 ст. 56 Закона № 273-ФЗ):

  • образовательная организация, в которую гражданин поступает на обучение или в которой он уже обучается;

  • и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении (организация-работодатель).

Медицинская академия или колледж, в которой будет обучаться студент, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика при организации практики этого лица, а также по запросу заказчика предоставляет сведения о результатах освоения студентом образовательной программы (п. 4 ст. 56 Закона № 273-ФЗ).

Данный договор является обычным договором гражданско-правового характера, который составляется в письменной форме. Его форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 № 302 (вступило в силу с 30.03.2019).

Договор о целевом обучении заключается в соответствии с Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденным указанным постановлением (далее – Положение).

Согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, п. 3 Положения существенными считаются следующие условия такого договора.

Стороны договора

Обязательства сторон

Заказчик (Министерство здравоохранения РФ, министерство здравоохранения субъекта РФ, государственная медицинская организация и др.)

1. Организовать предоставление или предоставить гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения меры поддержки:

  • материальное стимулирование (например, выплата стипендии);

  • оплата дополнительных образовательных услуг, оказываемых на платной основе за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении;

  • предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения;

  • и (или) другие меры поддержки.

2. Трудоустроить гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного этим договором, с указанием места трудовой деятельности в соответствии с квалификацией, полученной в результате освоения образовательной программы

Гражданин («целевой» студент)

1. Освоение образовательной программы, указанной в договоре (с возможностью изменения программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком).

2. Осуществление трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором

В договоре о целевом обучении указывается одно из следующих условий определения места осуществления трудовой деятельности (п. 10 Положения):

  • гражданин трудоустраивается в организацию, являющуюся заказчиком;

  • гражданин трудоустраивается в организацию, выступающую работодателем, включенную в число сторон договора о целевом обучении;

  • наименование организации-работодателя;

  • характер деятельности организации-работодателя;

  • выполняемая трудовая функция (функции), определяемая посредством указания должности, профессии специальности, квалификации или вида (видов) работы.

Место осуществления трудовой деятельности прописывается в договоре о целевом обучении с указанием следующей информации (п. 11 Положения):

  • или фактического адреса, по которому будет осуществляться трудовая деятельность, в том числе в структурном подразделении, филиале, представительстве заказчика или организации-работодателя;

  • или наименования объекта (объектов) административно-территориального деления в пределах субъекта РФ;

  • или наименования субъекта (субъектов) РФ.

Кроме существенных условий, подлежащих отражению в договоре о целевом обучении, в нем могут указываться:

  • вид (виды) экономической деятельности заказчика в случаях, когда гражданин будет трудоустроен в организацию, являющуюся заказчиком, или организации-работодателя (п. 12 Положения);

  • условия оплаты труда гражданина в период осуществления им трудовой деятельности, в том числе минимальный уровень оплаты труда (в рублях или в процентах от среднемесячной начисленной заработной платы на территории субъекта РФ, где должен быть трудоустроен гражданин) (п. 13 Положения).

Дополнительно хотим обратить внимание на п. 14 Положения. Из него следует, что в договоре о целевом обучении должен быть указан период времени, до истечения которого гражданин обязан заключить трудовой договор с заказчиком или организацией-работодателем после окончания учебы в образовательной организации. Для осуществления медицинской деятельности в должности врача или иного медицинского работника гражданин должен пройти аккредитацию специалиста в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. В связи с этим в договоре необходимо прописать такое условие. На аккредитацию выделяется шесть месяцев. Значит, в данной ситуации установленный срок трудоустройства отсчитывается от даты завершения аккредитации.

Как уже отмечалось, существенными условиями договора со стороны заказчика являются организация предоставления или предоставление гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая:

  • материальное стимулирование (например, выплату стипендии);

  • оплату дополнительных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении;

  • предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения.

В связи с этим у учреждения здравоохранения могут возникать расходы на выплату стипендии «целевому» студенту, оплату проживания в общежитии и дополнительных образовательных услуг, которые предоставляются вузом или колледжем на платной основе.

Размеры стипендий могут быть установлены ведомственным нормативным актом субъекта РФ или муниципалитета, однако они не могут быть ниже размеров, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2016 № 1390 по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции.

В соответствии с п. 51.3.4 Приказа Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н), п. 10.9.6 Приказа Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н) расходы государственных (муниципальных) учреждений на выплату стипендий обучающимся по профессиональным образовательным программам, по образовательным программам высшего образования и обучающимся в научных учреждениях отражаются по коду вида расходов 340 «Стипендии» в увязке с подстатьей 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» КОСГУ. По подстатье 262 КОСГУ отражается выплата материальной помощи «целевому» студенту в случае его социальной поддержки. Указанные денежные средства могут быть выделены учреждению здравоохранения от учредителя в виде целевой субсидии по КВФО 5.

Расходы на оплату образовательных услуг, оказываемых на платной основе, а также расходы на проживание в общежитии на основании заключенного договора отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» (п. 51.2.4.4 Порядка № 132н) в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Целевое обучение студента-медика: как оформить взаимоотношения?

Целевой набор представляет собой программу, направленную на взаимодействие образовательных организаций, частных компаний и молодых специалистов. Это действенный инструмент государственного регулирования, который помогает ликвидировать нехватку кадров в тех областях экономики, где она в данный момент присутствует.

При таком раскладе выгоду получают все: студент учится бесплатно, однако не участвует в общем конкурсе на бюджет; вуз/техникум закрывает набор на определенные (обычно не самые востребованные) специальности; работодатель получает минимум на 3-5 лет квалифицированного сотрудника с профильным образованием.

Что касается законодательного регулирования, то целевой набор производится согласно 56 статье ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. В ней говорится о том, что:

  • “целевые” студенты обучаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  • право пользования программой предоставляется гражданам, принятым по конкурсу;
  • работодатель, не исполнивший обязательства по договору, обязан возместить расходы образовательной организации, погасить штраф (двукратный размер понесенных вузом затрат), а также компенсировать в двукратном размере расходы студента, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки.

Будучи способом привлечения молодых людей к работе в не самых популярных отраслях экономики, целевой набор имеет ряд специфических особенностей:

  • абитуриент может легко поступить на кафедры даже с конкурсом больше десяти претендентов на место;
  • студент-целевик получает образование бесплатно;
  • мест, доступных по программе, обычно от 5 до 30% в общем наборе;
  • сотрудничать со студентом могут как государственные субъекты хозяйствования, так и частные компании вне зависимости от их величины (начиная с маленьких ИП, заканчивая международными корпорациями типа “Газпром”);
  • квота целевого набора действует только на некоторые направления и присутствует не во всех вузах/колледжах;
  • абитуриент находит заинтересованную в нем организацию самостоятельно;
  • если “целевой” студент не достиг 18 лет, для участия в программе требуется предоставить согласие родителей или опекунов;
  • работодатель может взять на себя обеспечение молодого человека жильем, стипендией и местом прохождения практики.

Взамен предоставляемых льготных условий будущий дипломированный сотрудник обязуется отработать в компании не меньше 3 лет с момента зачисления в штат.

Чтобы получить целевое направление, молодой человек должен:

  • внимательно ознакомиться с условиями программы;
  • сдать ЕГЭ, соответствующие его специальности;
  • найти работодателя, который согласится принять его на должность после окончания обучения;
  • выбрать вуз/колледж, предоставляющий целевые квоты;
  • выиграть по результатам конкурса (чаще всего конкурс составляет 1,5 — 2 человека на место).

Поскольку претендентов на целевые квоты обычно немного, это прекрасная возможность учиться бесплатно для тех абитуриентов, которым после ЕГЭ не хватает баллов, чтобы пройти на бюджет. Кроме того, помимо отсутствия финансовых затрат непосредственно на обучение, студенту не придется думать о съемном жилье, месте отработки практики и средствах на жизнь, так как за все это отвечает будущий наниматель.

Доступные специальности в 2020 году:

  • Медицинский профиль (семейный врач, врач скорой помощи, стоматолог, терапевт, сетевой врач, ветеринар и т.д.);
  • Прикладная математика;
  • Лазерные техника и технологии;
  • IT-безопасность;
  • Радиотехника;
  • Авиа- и машиностроение;
  • Информационные технологии;
  • Программная инженерия;
  • Связи с общественностью;
  • Приборостроение;
  • Микросистемная техника и нанотехнологии.

Дополнительно льготный набор проводится по следующим профилям:

  • Материаловедение;
  • Метрология и стандартизация;
  • Динамика флюидов;
  • Металлургия;
  • Управление и аналитическая деятельность.

Как видно из приведенных выше списков, целевые квоты предоставляются в основном на сложные технические специализации, а также на направления, предполагающие тяжелые условия труда. Так, например, геологи трудятся по всей стране, включая Крайний Север, а зоотехники большую часть рабочего дня проводят на фермах и в животноводческих хозяйствах, где далеко не всегда есть отопление и даже крыша над головой.

Для абитуриента сотрудничество с будущим работодателем – хорошая возможность обойти традиционно большой конкурс на поступление в мед. университет. Идеально, если перед принятием решения об обучении в вузе молодой человек окончит медицинский колледж. Среднее образование позволит понять, что выбранный профиль ему подходит, а лечение людей является его призванием.

Получить целевое направление можно в Департаменте здравоохранения того города или района, где проживает абитуриент, рассчитывающий на льготное место. Причем подать заявку необходимо за полгода-год до начала вступительной кампании.

Алгоритм действий в данном случае выглядит так:

  • молодой человек выбирает интересующую его специализацию;
  • обращается в Департамент здравоохранения по месту жительства, заявляя о своем желании претендовать на целевую квоту;
  • параллельно ищет частные организации, нуждающиеся в сотрудниках узкого профиля (неонатолог, ожоговый хирург, детский нейрохирург и т.д.);
  • собирает бумаги, необходимые для спонсора обучения;
  • обсуждает предоставление социального пакета и условия отработки;
  • заключает договор;
  • прикрепляет скан договора при поступлении в университет.

Достаточно часто работодатели сами предлагают оплатить учебу в вузе своим сотрудникам, имеющим диплом колледжа/техникума, поэтому целевые квоты доступны как бывшим школьникам совсем без опыта, так и людям со средним образованием.

Что касается вопроса “Где найти заказчика?”, то здесь следует обратить внимание на государственные мед. учреждения, где присутствует стабильная нехватка квалифицированных кадров, либо на частные медицинские центры (лучше сетевые), которым нужны врачи узкого профиля.

Поиск спонсора – дело трудоемкое, поскольку подготовка специалиста с нуля стоит достаточно дорого. Однако нельзя опускать руки после первого отказа, ведь если не десятая, то сотая попытка обеспечить себе льготное место обязательно увенчается успехом!

Кроме того, что молодым людям, желающим получить целевую квоту, нужно предоставить заверенную копию договора с работодателем, документы для поступления в вуз ничем не отличаются от стандартной вступительной кампании. Абитуриенту необходимо собрать следующий пакет бумаг:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • аттестат об окончании школы либо диплом среднего профессионального учебного заведения;
  • сертификаты о сдаче ЕГЭ;
  • военный билет (для юношей);
  • для медиков, педагогов и некоторых иных профилей справка 086/у;
  • 2 фотографии (при прохождении дополнительных экзаменов в вузе);
  • согласие на обработку личных данных, подписанное родителями/опекунами (в случае, если абитуриент на момент подачи бумаг не достиг совершеннолетия);
  • грамоты, сертификаты и т.д., подтверждающие персональные достижения.

Молодым людям, участвующим во вступительной кампании в медицинский университет и претендующим на целевые места, пригодится участие в волонтерских программах (помощь пожилым людям, инвалидам), прохождение курсов первой помощи, опыт работы в качестве санитара.

Организации, выдающие направление, могут отправить в образовательное учреждение письмо с описанием достоинств заинтересованного в целевой квоте абитуриента. Там они рассказывают, почему именно этот абитуриент достоин льготного места и как он вскоре будет полезен обществу, государству и самому нанимателю.

Личное обращение руководителя предприятия к представителям университета значительно повышает шансы молодого человека на зачисление, поскольку участников программы выбирают не только по количеству набранных на ЕГЭ баллов, но и с учетом личных достижений, персональных качеств и потенциала.

Вниманию абитуриентов и их родителей: все, что надо знать о целевом направлении

Договор о целевом обучении – это стандартный гражданско-правовой договор, составляемый по форме, утвержденной Правительством РФ. Сторонами в данном случае выступают Заказчик (если говорить про мед. вуз, например, Министерство здравоохранения или частная клиника) и Гражданин (абитуриент).

В обязательства заказчика входит предоставление:

  • жилплощади;
  • мер материальной поддержки (стипендия);
  • побочных образовательных услуг, прохождение которых предусмотрено учебной программой вуза.

Ключевым пунктом договора является трудоустройство получившего диплом выпускника на соответствующую приобретенной специализации должность не позднее срока, прописанного в документе.

На что следует обратить внимание при заключении договора абитуриенту? На то, что, согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, он обязан не только пройти всю образовательную программу в формате очного/заочного обучения, но и отработать на предприятии не меньше 3 лет по направлению, отвечающему приобретенной квалификации.

В бумагах должны быть обозначены следующие пункты:

  • полное наименование компании-нанимателя;
  • сфера ее деятельности;
  • должность и трудовые обязанности, которые предстоит выполнять студенту-целевику после зачисления в штат организации;
  • период времени, за который выпускник должен устроиться на работу;
  • меры социальной поддержки, оказываемые “целевому” студенту.

Чтобы участвовать в конкурсе на целевую квоту, будущему абитуриенту следует озаботиться вопросом поиска “спонсора” за год до поступления. В этом случае молодому человеку хватит времени, чтобы подобрать государственную или частную организацию, которая не просто согласиться оплатить его образование, но и будет интересна ему самому.

Если брать медицинский профиль, то тут, безусловно, проще получить направление в государственной клинике (через Министерство здравоохранения), чем искать коммерческое предприятие. Однако стоит учесть, что частные мед. центры зачастую оборудованы современным высокоточным оборудованием, с которым молодому специалисту работать легче и приятнее, чем со сложными в использовании и морально устаревшими аппаратами, установленными в большинстве поликлиник.

“Целевого” абитуриента не должен волновать вопрос “В каком объеме будет оплачиваться обучение?”, поскольку от него не потребуется никаких финансовых вложений. Всю ответственность на себя берет компания, согласившаяся спонсировать образование своего будущего сотрудника. От соискателя потребуется только высокая мотивированность, скрупулезность в учебе, “внеклассная” активность (волонтерство, программы обмена опытом, получение дополнительных знаний по специализации) и большое желание профессионального роста.

Кроме того, предварительно согласовав с нанимателем меры социальной помощи, студент на все время обучения может забыть о любых материальных аспектах образовательного процесса. Что касается необходимых для поступления документов, пакет бумаг абитуриента-целевика отличается от стандартного всего на один договор, однако дает огромное преимущество при зачислении: уменьшает конкурс, гарантирует бесплатное образование, обеспечивает рабочим местом еще до момента поступления в вуз.

Руководитель не может обязать сотрудника отрабатывать свои расходы на основании одного лишь приказа о направлении служащего на обучение. Для этого понадобится указать условие отработки в одном из следующих документов:

  • Трудовом договоре.
  • Дополнительном соглашении.
  • Ученическом договоре.

В документе обязательно нужно указать следующую информацию:

  • Специальность или направление обучения.
  • Сроки и стоимость образовательной услуги.
  • Обязанность отработки или компенсации расходов работодателя.

Срок отработки определяется в индивидуальном порядке. Он может составлять как несколько месяцев, так и несколько лет. Все зависит от договоренностей между руководителем и сотрудником. Обычно срок определяется на основании следующих факторов:

  • Стоимости образовательной услуги.
  • Ценности получаемых знаний.
  • Продолжительности обучения.

Сроки обязательно фиксируются в соглашении между сторонами.

С сотрудника можно взыскать расходы за предоставленную ранее образовательную услугу только в том случае, если он увольняется по неуважительной причине. Данное правило оговорено статьями 207 и 249 ТК РФ. Однако в законе не уточнены причины, которые могут считаться уважительными или неуважительными. Данные нюансы определяются на основании существующей судебной практики. К примеру, уважительными причинами увольнения считаются:

  • Сокращение штата.
  • Работник получил медицинское заключение, по которому он не может продолжать работать на прежней должности, но работодатель не может предоставить подходящую должность.
  • Призыв работника на военную службу.

Неуважительная причина в данном контексте – самовольная инициатива работника или его виновные действия.

Образовательные организации вправе устанавливать контрольные цифры приёма на обучение. Такое обучение проходит за счёт бюджетных ассигнований. Приём учащихся на эти места называется целевым.

Учредители образовательных учреждений ежегодно устанавливают конкретное количество мест по квоте. Целевой приём осуществляется на основании договора на целевой приём. Этот договор заключается образовательным учреждением с одним из следующих органов:

  • органом гос. власти субъекта РФ;
  • федеральным госорганом;
  • органом местного самоуправления;
  • муниципальным / госучреждением;
  • госкорпорацией;
  • унитарным предприятием;
  • хозяйственным обществом или госкомпанией, в уставном капитале которых есть гос. доля (муниципального образования, субъекта РФ или РФ).

Орган / организация в свою очередь должны заключить с будущим студентом договор о целевом обучении.

Договор о целевом приёме должен обязательно содержать условия о:

  • обязательствах образовательной организации;
  • обязательствах органа по организации учебной и производственной практики учащегося, с которым был заключен договор о целевом обучении.

Существенными условиями сделки по целевому обучению являются:

  • меры социальной поддержки, которые должны быть предоставлены учащемуся в период обучения (например, оплата платных образовательных программ, меры материального стимулирования, предоставление жилого помещения и иные меры социальной поддержки);
  • обязанности учащегося по отработке в организации, указанной в договоре, в соответствии с полученной квалификацией;
  • обязательства органа по проведению практики (производственной, учебной и преддипломной);
  • основания освобождения студента от исполнения обязательства по отработке.

Но договор о целевом обучении допускается заключать и не на условиях целевого приёма. В этом случае учащийся может выбрать программы не только высшего образования, но и среднего профессионального.

Трудовой кодекс предусматривает возможность заключения ученического договора между работодателем и работником (или лицом, ищущим работу). Суть данной сделки заключается в том, что компания оплачивает получение образования своим работником (или будущим работником), а тот обязуется в дальнейшем применить полученные знания в данной компании в течение определённого срока.

Ученический договор и договор о целевом обучении схожи тем, что оба предусматривают возможность учащегося получить образование за счёт организации в обмен на обязательство по отработке в этой организации. Но есть и существенные различия между этими договорами. Рассмотрим основные различия.

Ученический договор Договор о целевом обучении
Направлен на получение дополнительного профессионального образования Предусматривает возможность получения высшего образования или, если не на условиях целевого приёма, также и среднего профобразования.
Стороны:
  • организация-работодатель;
  • работник или лицо, которое только планирует работать.
Стороны:
  • перечень органов / организаций, указанных в законе;
  • физическое лицо, принятое на целевое место по конкурсу, который был проведен в рамках квоты (или без условий о целевом приёме).

Ранее мы подробно рассказывали о внутренних документах организации (положение о обучении, годовой план и пр.), которые не являются обязательными и используются далеко не всеми. Закон не требует составлять эти ЛНА, особенно, если речь идет о внутреннем обучении. Однако если для обучения сотрудников вы решили воспользоваться услугами сторонней компании, позаботьтесь о том, чтобы отношения с ней были оформлены документально. Это упорядочит отношения между всеми участниками процесса и избавит вас от возможных споров в случае нарушения договоренностей.

После того как определены цели, вид и форма обучения, выбрана организация или обучающее мероприятие, составьте распоряжение о направлении на обучение. «В распоряжении указываем даты, образовательное учреждение или компанию-организатора мероприятия и, конечно, состав обучающихся. Распоряжение можно составить на одного или нескольких сотрудников, если вы направляете на обучение целую группу. И в данном случае неважно, о чем речь: об однодневном семинаре или продолжительном курсе в институте повышения квалификации», — рассказывает менеджер по обучению персонала компании СКБ Контур Наталия Фефелова.

Распоряжение о направлении на обучение — это внутренний документ, вместе с договором и счетом он передается в бухгалтерию на оплату. Дополнительно к распоряжению можно использовать форму приказа, в этом случае не забудьте отразить его в личном деле сотрудника. Закон не обязывает работодателя составлять эти документы, но они помогут зафиксировать договоренности с сотрудником, которого вы направляете на обучение.

В самом договоре на образовательные услуги, прописывая порядок оплаты, важно указать стоимость участия одного человека, даже если на обучение или конференцию вы направляете группу сотрудников. В этот же раздел могут быть включены данные по оплате сопутствующих услуг: проживания, питания, методических материалов, прочие затраты.

«Проверьте, чтобы в договоре присутствовала информация о порядке перевода средств: предоплата, постоплата, размер аванса, если платеж делится на части. И конечно, нельзя забывать о закрывающих документах. Что это будет: акт выполненных работ, счет-фактура (если услуги облагаются НДС) или универсальный передаточный документ? Если сумма не облагается налогом на добавленную стоимость, контрагент должен указать, почему он не является резидентом по НДС», — дополняет Елена Поскидова.

Избежать спорных и даже конфликтных ситуаций в будущем можно, если подробно расписать основания отмены или переноса мероприятия и порядок возврата денег в случае, когда обучение не состоялось или не соответствовало согласованной программе.

После согласования всех положений договора, наступает этап оплаты. Получив от образовательного учреждения счет, проверьте, чтобы данные в нем совпали с информацией из договора.

Как организовать обучение сотрудников за счет работодателя

Для начала давайте вспомним, что профстандарты становятся обязательными с 1 января 2020 года только для определенной группы организаций5:

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные или муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
  • государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

Один из основных вопросов, который возник у этих работодателей в связи с введением профстандартов, – что делать с теми работниками, кто им не соответствует? Например, должен ли работодатель оплачивать получение высшего образования специалисту по профессиональной уборке6 или руководителю подразделения по документационному обеспечению управления (департамента, управления, службы, отдела)7? Считаем, что нет. Обязанность обучать сотрудников до уровня требований профессионального стандарта у работодателя отсутствует. Такой ответ следует из толкования процитированной нами ч. 4 ст. 196 ТК РФ. Рассмотрим изложенные в этой норме критерии:

  • закон или иной нормативный правовой акт требует от работодателя проводить обучение (обратите внимание: именно обучение). Профстандарты относятся к нормативным правовым актам, ведь они утверждены приказами Минтруда России и зарегистрированы в Минюсте России. Но содержат лишь указание на наличие у сотрудника определенного уровня подготовки, без прямого указания работодателю провести обучение сотрудника.
  • без обучения невозможно выполнение трудовой функции – также не относится к нашему случаю.
    Мы не можем отстранить от работы такого работника. Ведь ст. 76 ТК РФ содержит закрытый перечень ситуаций, когда это возможно. Ни одна из них не подходит к «несоответствию уровня образования работника требованиям профессионального стандарта».
    Не предусмотрел законодатель и возможности расторжения трудового договора. А наиболее близкое основание увольнения (несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, – п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) требует проведения дополнительного мероприятия – аттестации, т.е. оценки соответствия квалификации работника относительно его трудовой функции. Причем наличие или отсутствие образования в этом случае только один из многих возможных критериев. Раз мы не можем ни отстранить работника от выполнениям им обязанностей, ни прервать трудовой договор на том основании, что сотрудник не соответствует закрепленным в стандартах квалификационным требованиям, значит, он может продолжать работать на прежнем месте и в прежней должности.

Таким образом, работодатель, с одной стороны, не должен платить за обучение работника, не соответствующего профстандарту, но, с другой стороны, не может требовать от такого работника пройти соответствующее обучение. Следовательно, обеим сторонам может быть выгодно, если между ними будет заключен договор, согласно которому организация оплатит обучение взамен на обязательство сотрудника отработать определенное время в компании.

  • Свежие
  • Посещаемые

В 2018 году в правительстве планируют принять новый закон, который ужесточит условия целевого приема. Ожидается, что минимальный срок обязательной отработки на предприятии после обучения сделают не менее 3 лет.

В договоре между абитуриентом и работодателем появится новый участник — вуз. Он будет ответственным за наличие в документе всех обязательств для обеих сторон. Также планируется ужесточить ответственность по неисполнению этих обязательств.

В популярных вузах страны высокий конкурс на целевые места

Данный способ получения высшего образования не слишком популярен, так как для его осуществления требуется направление от предприятия, заинтересованного в получении квалифицированного сотрудника. То есть, если конкретная организация нуждается в кадрах, она вполне может оплатить ВУЗ абитуриенту, который взамен обязуется «отработать» на предприятии после окончания учебного заведения.

В среднем, в договорах на целевое обучение указан срок от трех до десяти лет обязательной работы на предприятии после успешного выпуска из ВУЗа. Так что стоит хорошо подумать, прежде чем соглашаться на такой вариант, ведь если вы откажетесь работать после получения диплома, с вас могут взыскать полную стоимость обучения. С другой стороны, целевое обучение гарантирует выпускнику трудоустройство по специальности сразу после окончания ВУЗа, что тоже немаловажно.

Очень многие путают понятия льготного образования и целевого. Это неудивительно, ведь целевое обучение можно легко назвать и льготным: требования к кандидатам снижены (это касается и баллов ЕГЭ), в ходе учебы «заваливать» вас также не будут. Поэтому многие абитуриенты действительно мечтают о получении целевого направления на обучение.

Нюансы договора о целевом обучении студента

Получив согласие руководства организации, подпишите с ней договор на обучение по целевому плану. Затем обратитесь в приемную комиссию выбранного учебного заведения и предоставьте такие документы:

  • аттестат школьный с вкладышем;
  • документ о прохождении ЕГЭ;
  • паспорт и свидетельство о рождении;
  • договор, который вы заключили с предприятием.

На первый взгляд, весь описанный выше процесс достаточно прост. Самым трудным этапом получения права на целевое обучение является поиск подходящей организации, которая согласится взять вас на работу и оплатить учебу. Понятно, что современные предприятия больше ориентированы на трудоустройство сотрудников, уже окончивших ВУЗ и мало заинтересованы в спонсорстве такого рода.

Однако многие государственные организации все еще подбирают кадры при помощи целевого обучения. Чтобы узнать о них все, необходимо активно включиться в поиск уже перейдя в последний класс школы. Вначале обратитесь к директору школы, завучу или классному руководителю. Как правило, эти должностные лица владеют информацией о целевом обучении и предприятиях, которые его предлагают.

Вторым способом отыскать подходящую организацию является обращение непосредственно в выбранный вами ВУЗ. Предприятия, заинтересованные в трудоустройстве выпускников этого учебного заведения, часто оставляют заявки на кафедрах. Помимо этого, хорошо помогает в поиске возможности целевого обучения МинОбр, так как многие организации переправляют свои заявки на целевое обучение непосредственно туда.

Плюсов, конечно же, больше. Несмотря на то, что такой способ получения высшего образования «грозит» выпускнику обязательной и иногда длительной работой на предприятии-спонсоре, некоторые абитуриенты просто не имеют иных шансов попасть в ВУЗ. «Целевик» пользуется такими преимуществами:

  • мягкие условия конкурса в ВУЗе;
  • зачисление еще до первого потока поступающих;
  • социальная поддержка от предприятия;
  • трудоустройство после успешного окончания;
  • частично или полностью бесплатное обучение.

Такой формат пришел в Россию из СССР. Это необходимо из-за актуальности проблем, которые решает целевое обучение: как получить будущему специалисту гарантированное рабочее место, а работодателю — специалиста без собеседования. Выпускник занимает бесплатные места в рамках квоты, не участвуя в основном конкурсе. Он подписывает договор на целевое обучение, чтобы получить оплату образования в обмен на обязательство отработать конкретный срок (минимум три года).

Поступление и получение диплома по направлению имеет несколько плюсов:

  1. Облегченное поступление — выпускник, заключивший договор, поступает не по общему конкурсу, а по конкурсу для «целевиков» и раньше узнает результаты.
  2. Бесплатное целевое обучение — как получить образование за счет компании? Это позволяет сделать договор со спонсором.
  3. Социальная поддержка — например, оплата проживания, дополнительных образовательных услуг, питания, стипендия от компании и другие льготы, прописанные в договоре.
  4. Льготы — «целевики» имеют льготы, кроме облегченного поступления, например, первостепенное заселение в общежитие.
  5. Практика в компании — студенту не придется искать организацию для прохождения практики, так как «целевики» ее проходят в компании.
  6. Помощь компании — студент может рассчитывать на исследования, опыт, документацию и другие материалы, необходимые для выполнения образовательных работ.
  7. Наличие работы после выпуска — компания гарантирует выпускнику трудоустройство на продолжительное время сразу после получения диплома.

Как направить сотрудника на обучение?

Однако позволяет целевое обучение как получить массу преимуществ, так и связать себя существенными обязательствами. С этим связаны основные его недостатки:

  1. Компенсация затрат — выпускник не сможет сменить место работы, к которому его прикрепила компания, до тех пор, пока не отработает установленный договором срок (минимум три года). Если условия не будут выполнены, спонсор должен, по договору о целевом обучении, получить с выпускника все деньги за его образование.
  2. Условий работы — организация полностью сама решает, где и на каких условиях будет работать их специалист. Чаще всего, это маленькие населенные пункты с соответствующей оплатой.
  3. Отсутствие выбора — компания самостоятельно решает, в какое учебное заведение направить выпускника, он может выбрать только организацию, с которой заключит договор.
  4. Невозможность изменить специальность — выпускник не сможет ни перевестись внутри университета, ни устроиться на работу по другой специальности.

Одна из возможностей, которую открывает целевое обучение, — получить оплату образования. По договору она лежит на компании. В обмен организация получает готового специалиста, то есть решает проблему нехватки кадров.

Платят ли стипендию на целевом обучении?

Выпускник может, поступая по направлению на целевое обучение, получить государственную академическую стипендию за успехи в учебе. Также он, как и другие студенты, может получать именные стипендии.

Более того, договор, заключенный с организацией, может предусматривать выплату дополнительной стипендии — стипендии предприятия определенного размера. Иногда она покрывает затраты на питание или проживание.

Несмотря на упрощенную процедуру поступления, выпускник все же должен пройти конкурс среди других «целевиков». Он также основывается на баллах ЕГЭ, поэтому экзамены нужно сдать хорошо.

Также важно заранее договориться с организацией. Обычно прием заявок от выпускников начинается еще ранней весной. В качестве спонсора выступают не только государственные органы, но и частные компании. Нужно заранее сообщить организации о своем намерении, подав заявку: в случае ее успешного рассмотрения вам предложат заключить договор.

Организации рассматривают заявки на вакансии, не пользующиеся популярностью. Для них направить выпускника на целевое обучение — получить обученного постоянного работника. Например, в бюджетные учреждения маленьких населенных пунктов. Профиль может быть любым.

Чаще договора заключают с выпускниками, поступающими на медицинские и педагогические специальности, государственную службу, реже небольшие частные компании готовят для себя юристов, экономистов. Именно на эти специальности направление на целевое обучение получить легче всего.

Таким образом, лучше знать все, на чем строится целевое обучение: как получить направление, какие обязанности ложатся на выпускника и какими возможностями он сможет располагать. Это поможет избежать неприятных ситуаций в будущем.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Целевое обучение регулируется статьей 56 «Закона об образовании» и свежим постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 года. Оно вступило в силу 1 января 2021 года и должно работать до 2027 года. Почитать полный текст документа и типовой договор можно здесь, а мы кратко расскажем суть:

    ✔ Договор о целевом обучении можно подписать с органом государственной власти, местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. По Постановлению многие организации могут оплатить обучение студента в колледже и вузе, то есть выбор работодателей достаточно широкий.
    ✔ В договоре о целевом обучении должно быть прописано, сколько времени учится студент, как поддерживает его работодатель, сколько он должен будет отработать после окончания обучения (но не менее трех лет), на какой должности и с каким кругом обязанностей будет работать выпускник в организации, с которой подписал договор. Будущий работодатель даже вправе указать тему выпускной квалификационной работа (диплома), которую будет в конце обучения защищать студент.
    ✔ Работодатель не только может, но и должен предоставить место гражданину, который обучается за его счет. Если он не выполняет условия заключенного договора, то обязан выплатить гражданину компенсацию в размере трехкратной величины начисленной заработной платы в субъекте РФ.
    ✔ Договор о целевом обучении может быть расторгнут по согласию сторон или может быть отсрочен в случае каких-то серьезных обстоятельств в жизни студента. То есть договор о целевом обучение — это не «кабала».
    ✔ Если договор нарушается со стороны гражданина, например, он отчислен или не выходит на работу и не отрабатывает положенного срока, то придется вернуть всю стоимость обучения, стоимость проживания и выплаченных стипендий.

1. На целевой набор действует квота, которая «устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей» (Постановление целевом обучении от 13 октября 2020). Таким образом, целевой набор доступен не на все специальности (в основном, технические и естественно-научные), и учебное заведение выделяет на него ограниченное количество мест, обычно не больше 5-30% всех доступных мест. Но есть и направления, где все места отданы на целевой прием, например, «Противодействие техническим разведкам».
2. С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который ее оплатит, ищет сам абитуриент.
3. Организация, которая оплачивает обучение, может в дополнение предоставлять жилье и стипендию для студента-«целевика». В некоторых компаниях (например, Алроса, Газпром и др. корпорации) работодатель готов включить в стипендиальную программу и студентов 2-го курса, которые уже учатся. Работодатель выплачивает стипендию, оплачивает практику в компании и жилье для студента, а тот, в свою очередь, обязуется после этого отработать на предприятии несколько лет.
4. Для несовершеннолетнего абитуриента требуется согласие законного представителя, то есть родителей.
5. Если вы обучаетесь по договору о целевом обучении, то, вероятнее всего, вы не сможете перевестись на заочное или перейти на полноценный бюджет, если ваш будущий работодатель не пойдет вам навстречу. Так, для медиков могут возникнуть проблемы, если студент планирует идти в ординатуру, а несговорчивый работодатель требует отработки по договору сразу после окончания специалитета.

Больше всего «целевиков» в 2020 году поступило на медицинские специальности. Скорее всего, в 2021 году ситуация будет такой же. Другие направления, по которым легко попасть в целевой набор:
Прикладная математика
Информатика и вычислительная техника
Программная инженерия
Радиотехника
Информационная безопасность
Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Приборостроение
Авиастроение
Машиностроение
Лазерная техника и лазерные технологии
Ракетные комплексы и космонавтика
Материаловедение и технологии материалов
Баллистика и гидроаэродинамика
Стандартизация и метрология
Нанотехнологии и микросистемная техника
Радиоэлектронные системы и комплексы
Металлургия
Химическая технология
Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Системный анализ и управление

Важно понимать, что искать желанного работодателя придется самостоятельно. Это значит, что вам необходимо изучить доступную информацию в интернете, написать письма потенциальным работодателям и самим устроить свое счастливое профессиональное будущее.

Какой план действий мы рекомендуем

1. Определитесь с профессией. Целевое обучение — это ваша программа на ближайшие 6-9 лет, поэтому с выбором профессионального направления ни в коем случае нельзя прогадать. Вы уже знаете, какие последствия вас ждут, если вы не доучитесь или не захотите работать в выбранной организации. Поэтому рекомендуем уделить время и силы профориентации. В этом вам помогут наши бесплатные экспресс-тесты и развернутые программы по профориентации: Профориентатор, Профориентация+, Профориентация 360°.

Целевое направление на обучение желательно получить заранее. Для этого необходимо обратиться к директору или классному руководителю. Именно они подскажут, куда вам можно обратиться. Однако, можно действовать и самостоятельно.

Для начала школьнику необходимо окончательно определиться с будущей специальностью и соответственно, выбрать подходящий ВУЗ.

Далее будущий студент должен найти предприятие, которому необходимы молодые специалисты в выбранной области. Узнайте у администрации этой организации, готовы ли они оплатить учёбу и выдать школьнику ходатайство. Однако, не стоит забывать, что по окончании ВУЗа вы обязаны отработать в данной организации несколько лет, согласно ранее составленному договору.

Внимание. В случае, если выпускник к тому времени передумает работать на данном предприятии, он должен будет компенсировать всю сумму, которая была выплачена за время обучения в ВУЗе.

Такое образование называют льготным, так как проходной балл по результатам ЕГЭ может быть на несколько единиц ниже, а требования к студентам более лояльные.

Одно целевое направление выдается всего одному студенту и его нельзя передавать другому лицу или использовать одновременно для нескольких ВУЗов.

После того, как абитуриент получил целевое направление, необходимо обратиться в выбранный университет и предоставить документы:

  • оригинал школьного аттестата вместе с вкладышем;
  • документ о результатах ЕГЭ;
  • свидетельство о рождении или паспорт;
  • заявление на поступление в университет;
  • договор о целевом обучении.

Однако, это не весь перечень документов. В каждом ВУЗе свои требования и поэтому нужно заранее подойти в университет и проконсультироваться, какие документы нужно предоставить для поступления, кроме целевого направления.

После подачи документов абитуриенту остается дождаться конкурса, который проводится на основании ЕГЭ.

Все о целевом обучении: ответственность сторон, поиск заказчиков.

К сожалению, не у всех абитуриентов получается легко и быстро найти предприятие, которое готово взять на работу молодого специалиста. Для этого необходимо обратиться непосредственно в ВУЗ, в который вы решили поступать. Как правило, в университетах есть списки предприятий, с которыми у ВУЗа составлен договор по целевому направлению студентов.

Для справки. Если в университете нет таких договоров с предприятиями, тогда можно обратиться в Министерство образования, где вы узнаете, с каких предприятий поступали заявки на набор учащихся по целевому направлению.

Как правило, таким вопросом не занимаются в последний учебный школьный день. Лучше всего на предприятие обращаться сразу же после новогодних праздников.

Можно и самостоятельно обратиться в крупную организацию, где руководство постоянно нуждается в кадрах.

Итак, работодатель найден и вопрос по целевому направлению решился положительно, тогда необходимо идти в выбранный ВУЗ и отдать договор, в котором указаны данные организации, куда вас берут на работу. Также в договоре должно быть указано, сколько лет после окончания университета вам нужно отработать на предприятии.

Договор необходимо читать предельно внимательно, так как довольно часто в нем указаны не те условия оплаты или труда на которые рассчитывает ученик. Иногда встречаются договоры о целевом направлении, где указано от 10 лет обязательной работы.

Договор о целевом направлении в ВУЗ с предприятием

Прежде чем получить целевое направление, уточните, в каком объеме оплачивается обучение, так как некоторые работодатели предлагают оплачивать учёбу частично.

Также, обращайте внимания на отдельные пункты договора о правах учащихся:

  • указана ли социальная поддержка в виде стипендии или медицинской страховки;
  • предоставляется ли жильё (комната, общежитие или др.);
  • какая стоит дата первого выхода на работу.

В договоре обязательны такие пункты, где прописаны уважительные причины невыполнения студентом обязательств по договору. Например, инвалидность абитуриента или его близких (мама, папа, супруг, супруга, ребенок). Также это касается и особых обстоятельств организации, такие, как банкротство или ликвидация.

Есть и существенные преимущества обучения по целевому направлению:

  • возможность получить образование бесплатно;
  • поступить в ВУЗ на более лояльных условиях;
  • постоянная работа.

При обучении по целевому направлению есть один нюанс – необходимо в данной организации отработать минимум 3 года, а иногда и больше, в зависимости от того, что прописано в договоре. Поэтому, прежде чем брать направление, всё тщательно продумайте.

Претендовать на целевое направление могут те школьники, у которых уже есть аттестат о получении среднего образования. Также могут претендовать на такое направление абитуриенты, которые поступают в ВУЗ первый раз и хотят обучаться на бесплатной основе.

Получить отказ могут выпускники, которые:

  • плохо сдали ЕГЭ;
  • предоставили документы с ложными сведениями;
  • предоставили документы, которые оформлены неправильно;
  • пришли на подачу документов после того, когда срок приема закончился.

Целевое направление у вас должно быть на руках уже в мае месяце. Однако, точную дату для подачи документов необходимо уточнять в конкретном университете.

Чтобы получить целевое направление в медицинский ВУЗ, необходимо набрать нужное количество баллов по ЕГЭ, а также, принести в муниципальный орган аттестат об окончании школы. Кроме того, по целевому направлению могут пойти учиться абитуриенты, которые поступают в университет по направлению первый раз.

ВАЖНО! Заранее узнайте, когда надо подавать заявление на целевое направление. Если пропустите срок, тогда вторая возможность появится только в следующем году. Так, в 2015-2016 гг. заявление можно было подавать с начала марта до середины июня.

В университете можно узнать, какие документы необходимы для получения целевого направления. Как правило, это:

  • заявление о выдаче целевого направления (бланк можно получить в Министерстве образования, ВУЗе или муниципальном органе);
  • ксерокопия паспорта (возможно, свидетельства о рождении);
  • документ о получении образования.

После подачи заявления осталось подождать, когда сформируют список и выберут лучшего ученика, у которого достаточно хорошие результаты по ЕГЭ.

Перед тем как получить целевое направление в педагогический университет, необходимо узнать в выбранном ВУЗе те школы, сады и лицеи, с которыми заключались договора. Затем нужно пойти в это заведение и встретиться с заведующей или директором для собеседования. Если вашу кандидатуру одобрили, тогда без проблем выдадут направление.

Как правило, педагогические ВУЗы берут практически каждого студента и даже выдают целевое направление на обучение, так как таким образом в будущем решается нехватка кадров с педагогическим образованием.

На первый взгляд кажется, что нет таких компаний, которые готовы платить за обучение студента. Однако это ошибочное мнение, так как молодые специалисты нужны практически каждой серьезной организации.

В заявлении должны указываться:

  • форма обучения (заочная, дневная, вечерняя);
  • код направления (специальности);
  • данные о родителях ФИО, место работы (если есть такая графа);
  • данные абитуриента.

К заявлению прикладываются копия паспорта будущего студента и характеристика из школы, которая заверяется директором учреждения (подписью и печатью).

Образец заявления на получение целевого направления в ВУЗ приведен ниже.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *