Инспектор ДПС как свидетель нарушения ПДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инспектор ДПС как свидетель нарушения ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ИТАК!

Читаем Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 г .

Пункт 10. Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

Может ли сотрудник (инспектор) ГИБДД быть свидетелем?

1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
3. Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод.

Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 — 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ)

В то же время обращаю Ваше внимание на то, что в статье 2.5. КоАП РФ говорится, что имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

В статье 2.5 КоАП РФ ч. 2 отсутствует административная ответственность имеющих специальное звание сотрудников органов внутренних дел по ст. 17.9 — Заведомо ложные показание.

Может ли напарник сотрудника ДПС быть свидетелем?

. Обратите внимание на следующий факт. Если дежурят двое, или более патрулирующих сотрудников милиции, это уже является нарядом. Один из сотрудников назначается старшим наряда. Получается так, что старший наряда составив в отношении Вас протокол, приказывает подчиненному инспектору ГИБДД, вписать самого себя в этот же протокол, составленный его начальником. Это часто происходит в силу своей служебной зависимости от командира батальона и старшего наряда. Кроме того, все находящиеся при исполнении служебных обязанностей, патрулирующие в одном наряде являются прямо заинтересованными лицами, в исходе дела, а значить показания такого свидетеля не могут быть объективными и достоверными. Поэтому такие действия со стороны инспекторов ГИБДД незаконны.
Инспектор ГИБДД, не составлявший протокол, но вписавший себя в качестве свидетеля, является точно таким же должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протоколы, и не наделен процессуальными правами, закрепленными в главе 25 КоАП РФ, которыми наделены остальные участники производства по делам об административных правонарушениях.

  • Что нового?
  • Вакансия — помощник менеджера
  • Вакансия — курьер
  • Вакансия — оператор-монтажер
  • Вакансия — менеджер по рекламе
  • Правила
  • Помощь
  • Наклейки и обои

О том, кто может давать показания в деле об административном проступке, сказано в статье 25.6 КоАП. Это люди, присутствовавшие при нарушении ПДД и видевшие, как все происходило. К ним также относятся сотрудники ГИБДД, находящиеся в данный момент на службе.

Если водителя остановил один из инспекторов, а остальные просто были рядом, они могут выступать в качестве свидетелей. Но водителю стоит поискать и других очевидцев происшествия. А информацию, полученную от сотрудников ГИБДД, выступающих в этом качестве, постараться исключить из доказательной базы. Ведь здесь присутствует элемент заинтересованности в том, какое решение будет вынесено.

Давать показания по делу имеют право лица, видевшие нарушение или способные подтвердить его отсутствие. Такими могут считаться в том числе пассажиры остановленного автомобиля. И то, что они являются родственниками или знакомыми обвиняемого в нарушении водителя, не может быть препятствием к даче ими разъяснений по делу. Право на них имеют:

  • жена или муж;
  • дети, в том числе усыновленные;
  • мать, отец, родные или приемные;
  • брат, сестра;
  • дедушка, бабушка;
  • внуки.

Очевидцы административного проступка находятся не всегда. Водитель во время остановки его ТС может оказаться один на пустынной дороге, а инспектор – не вписать в протокол в этом качестве своего напарника. Правда, чаще бывает, что свидетель со стороны обвинения есть (тот самый коллега сотрудника ДПС), а невиновность водителя подтвердить некому.

Но протокол о нарушении может быть оформлен в любом случае. Водителю нужно проследить, чтобы данные единственного свидетеля были вписаны полностью.

Необходимо узнать также звание и должность инспектора, выступившего в этой роли. А пустое пространство нужно перечеркнуть таким образом, чтобы в графу о свидетелях нельзя было задним числом внести имена «липовых» очевидцев. Это тем более необходимо сделать, когда их нет совсем.

Стоит учитывать, что правонарушение трудно доказать, если никто, кроме инспектора, его не видел. Поэтому водитель может обозначить в графе «Объяснения лица» отказ признавать обвинение, информацию о том, что не преступал закон, и необходимость помощи адвоката.

О том, что делать, если вы попали в ДТП, смотрите в этом видео:

Очевидец дорожного происшествия в этом качестве приобретает особые права и обязанности. Они должны быть разъяснены ему заранее и в полном объеме. Лишь после этого свидетель должен дать инспектору свои данные, которые тот заносит в соответствующую графу. После этого его опрашивают, а показания пишут на отдельный документ, который прилагается к протоколу о нарушении ПДД. Их фиксируют от первого лица, свидетель также должен ответить на вопросы инспектора.

Свидетели по факту нарушения ПДД

Автомобилист, обвиняемый в нарушении правил, должен внимательно отнестись к свидетелям и их информации:

  • убедиться, что этим людям были рассказаны их права и обязанности, иначе полученные от них сведения можно будет исключить из дела;
  • проследить, чтобы данные каждого были занесены в протокол, даже если их больше, чем граф в документе;
  • проконтролировать, чтобы вместо очевидцев не были привлечены случайные люди;
  • сотрудник ГИБДД, составивший протокол, не может вписать себя в этом качестве;
  • если очевидцами выступают не видевшие происшествия люди, водителю нужно указать это в протоколе и подать жалобу на инспектора.

Ситуация, когда при ДТП водитель был в машине не один бывает довольно часто и многие задаются вопросом, может ли пассажир быть свидетелем. И были ли в 2019 году приняты какие-либо изменения?

Почему-то бытует мнение, что если люди в машине знакомы, то свидетельские показание пассажира не будут учтены в деле. Также многих водителей интересует может ли родственник быть свидетелем правонарушения? Особенно, если муж был за рулем, а жена сидела рядом с ним.

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к законодательству:

  • если при ДТП нет пострадавших – то это административное правонарушение, однако и за него может быть предусмотрено лишение прав;
  • если есть пострадавшие, то важна степень тяжести повреждений.

При административном правонарушении свидетелем, согласно ст. 25.6 КоАП РФ, может быть вызвано лицо которому известны обстоятельства дела. Это единственное условие, которое оговорено в законе.

В уголовном процессе, если дело будет возбуждено, необходимо руководствоваться ст. 56 УПК. По общему правилу свидетелями не могут быть люди, которым стали известны обстоятельства дела в связи с их профессиональными обязанностями (судьи, адвокат, священник).

Таким образом в законодательстве нет упоминаний о том, что пассажир не может быть свидетелем. Также мало кто из водителей может понять в чем заключается разница между свидетелем и пострадавшим.

Ст. 25.2 Кодекса об Административных правонарушениях признает потерпевшим лицо, которому в результате правонарушения был причинен вред:

  1. Имущественный.
  2. Физический.
  3. Моральный.

Однако п. 4 ст. 25.2 гласит что потерпевший может быть опрошен, как свидетель.

Начнем с того, что многие путают два понятия:

  1. Свидетель – это участник процесса, который несет определенные обязанности имеет права. Если человек остановился и изъявил свое желание быть свидетелем, то его статус меняется. В зависимости от того насколько тяжелые последствия у ДТП может вестись разное судопроизводство.
  2. Очевидец – это лицо, которое видело что-либо, но очевидец не несет ответственности. Если произошло ДТП, а человек проходил или проезжал мимо, то он очевидец. Привлечь его для участия в деле будет непросто, поскольку о его существовании никто не знает и найти его практически невозможно.

Более серьезные случаи, связанные с причинением вреда здоровью и жизни рассматриваются в рамках уголовного процесса. Часто даже при не опасном для жизни ДПТ его участники получают острую психическую травму.

Хорошо если есть полис каско, поскольку это снимет многие проблемы. Но все же порой именно свидетелю приходится брать на себя функцию рулевого. Есть определенные правила поведения свидетелей ДТП.

Итак, что делать, если на глазах произошло ДТП:

  1. Остановиться и припарковать свой автомобиль так, чтобы он не мешал проезду и не послужил причиной еще одной аварии.
  2. Убедиться, что нет пострадавших.
  3. Если есть пострадавшие, то незамедлительно вызвать скорую помощь. Особенно уточнить если среди пострадавших есть дети, пожилые люди, беременные женщины. Важно отметить, что оказывать первую помощь пострадавшим необходимо только в случае если вы уверены в том, что знаете что делать или же их жизни угрожает реальная опасность. К примеру, автомобиль горит. Если вы не уверены в своих силах, то не стоит рисковать, потому что неправильно оказанная помощь может привести к серьезным последствиям. Как правило, скорая помощь на ДТП с пострадавшими прибывает очень быстро.
  4. Вызвать ГИБДД. Если вы не знаете номера, то не стесняйтесь звонить в любую экстренную службу.
  5. Если авария соответствует правилам оформления европротокола, и участники готовы воспользоваться им, то сообщить свои данные, для внесения их в извещение о ДТП. Одним из условий для заполнения европторокола необходимо наличие действующих полисов ОСАГО у обоих участников.
  6. Если виновник скрылся, то свидетель должен записать все данные, которые ему удалось запомнить. Если есть видеозапись на регистраторе, необходимо сохранить ее. Несмотря на то, что в больших городах множество камер наблюдения, помощь свидетеля и любая информация порой оказывается необходимой. В этом случае будет проще осуществлять розыск виновника. Возможно авария произошла при угоне автомобиля и именно это вынудило виновника скрыться.
  7. Лучше всего сразу зафиксировать все обстоятельства дела в произвольной форме, чтобы впоследствии приобщить к делу.
  8. После выполнения всех формальностей, таких как составление схемы и вызова ГИБДД, свидетель может оставить свои данные для того, чтобы его вызвали для рассмотрения дела. Необходимо сообщить их сотрудниками ГИБДД и добавить, что свидетель покинул место ДТП, но готов дать показания.

Важно понимать, что свидетель – это определенный правовой статус, а следовательно на него налагаются определенные обязанности. Они установлены в п.2 ст 25.6 КоАП РФ.

Свидетель в деле об административного правонарушении обязан:

  1. Явиться по вызову:
    • судьи;
    • должностного лица, занимающегося данным делом.
  2. Дать правдивые показания:
    • сообщить все известное по делу;
    • ответить на вопросы;
    • ознакомиться с протоколом допроса;
    • подписать его.
  3. Свидетель не вправе уклоняться от дачи показаний или давать заведомо ложные показания. За эти действия предусмотрена административная ответственность. Однако наравне с обязанностями свидетель имеет ряд прав.

Самое главное право, которое необходимо знать, что свидетель вправе не свидетельствовать против себя, супруга, своих близких родственников. Круг близких определен законом.

К ним относятся:

  • дети – усыновленные и родные;
  • родители – усыновители;
  • родные братья, сестры;
  • внуки, дедушки и бабушки.

Также свидетель имеет право:

  • отвечать на вопросы на своем родном языке;
  • воспользоваться услугами переводчика, которого обязаны предоставить бесплатно;
  • делать замечания в протоколе, если окажется что лицо, ведущее протокол исказило его слова или же мысль, была неправильно отражена.

Если вы стали свидетелем ДТП и готовы дать показания, то необходимо обратиться в отделение ГИБДД на территории которого произошла авария. Для этого достаточно позвонить и объяснить ситуацию.

Подобный поиск приносит свои плоды. Учитывая, что многие автомобили сейчас ездят с видеорегистратором, то свидетельские показания вместе с видеозаписью способны склонить чашу весов в сторону невиновного.

Поэтому необходимо приложить усилия и найти свидетеля, поскольку это может сыграть важную роль в расследовании.

Когда свидетель потребуется для дачи показаний, то по месту его проживания придет повестка гибдд в качестве свидетеля ДТП. Игнорировать подобную повестку не стоит.

Ситуация, когда свидетель не хочет давать показания в суде порой возникает, но важно понимать, что в данном случае вступает в действие норма об отказе от дачи свидетельских показаний.

В уголовном процессе отказ от дачи свидетельских показаний наказывается:

  1. Штрафом до 40 тыс. рублей.
  2. Обязательными работами до 360 часов.
  3. Исправительными до 1 года.
  4. Арестом до 3 мес.

Объяснительная записка может быть написана как в произвольной форме, так и на особом бланке, которой даст инспектор ГИБДД. Лучше написать ее сразу, поскольку обстоятельства дела могут затеряться в памяти.

Важно указать свое имя и фамилию, а также контактные данные, чтобы свидетеля было легко найти.

В объяснительной обязательно должны быть указаны:

  • данные лица ее написавшего;
  • обстоятельства при которых свидетель оказался на месте ДТП;
  • описать аварию наиболее подробно с указанием всех деталей. Особенно если речь идет о деталях которые могут существенно повлиять на решение о виновности. К примеру, пешеход, выскочивший на дорогу, из-за которого пришлось прибегнуть к резкому маневру, приведшему к аварии.

О том что люди лгут, знают все. Но когда речь идет о свидетельских показаниях, то ситуация меняется.

Перед допросом свидетеля, независимо от того, уголовный это процесс или административный, предупреждается об ответственности.

Ответственность за дачу заведомо ложных показаний такова:

  1. Административное правонарушение – штраф 1000 – 1500 рублей.
  2. Уголовное преступление:
    • штраф до 80 тыс рублей;
    • штраф в размере заработной платы за период 6 месяцев;
    • обязательные работы до 480 часов;
    • исправительные работы до 2 лет;
    • арест до 3 месяцев.

В ст. 307 УК, которая устанавливает ответственность за дачу заведомо ложных показаний отмечено, что свидетель не подлежит ответственности по данной статье, если до вынесения решения сознается в том, что солгал.

Судебная практика по этому вопросу демонстрирует множество примеров о том, что ответственность применяется довольно жестко.

Дать свидетельские показания для того чтобы дело было решено честно – это долг любого гражданина. Важно понимать, что порой безразличие может сломать чью-то судьбу, а это не стоит времени, потраченного на дачу показаний.

Это процессуальный документ, который составляется уполномоченным должностным лицом при наличии состава административного правонарушения. Документ еще не доказывает виду автомобилиста, только отражает информацию о произошедшем.

Протокол — основание для дальнейшего вынесения постановления об административном нарушении.

Приказ МВД России от 23.08.2017 г. №664 «Об утверждении Административного регламента» постановляет, что протокол ГИБДД составляется должностным лицом подразделения ГИБДД и другими уполномоченными лицами.

Основания для составления протокола:

Разница между постановление и протоколом ГИБДД заключается в назначении бумаг и правовых последствиях, которые несет их оформление для водителя. Если инспектором был составлен протокол о правонарушении, потребность в уплате штрафа не возникает. Вина водителя еще не доказана.

Во время оформления бумаги человек имеет право выразить свое мнение. Если он не согласен с теми или иными факторами, он может сообщить об этом инспектору, оформившему бумагу. Если при оформлении протокола ГИБДД были допущены серьезные ошибки, ее признают недействительной. Это позволит водителю избежать ответственности за совершенные правонарушения.

Постановление составляется, когда рассмотрение дела завершено. В нем фиксируется наказание, к которому привлечен правонарушитель. Водитель имеет право обжаловать решение в судебном порядке. Если этого не произошло, человек обязан выполнить предписание, содержащееся в бумаге.

Если было совершено небольшое правонарушение, вердикт по делу может быть вынесен на месте. Однако водитель имеет право потребовать от инспектора только задокументировать случившееся составив протокол, а вынесение вердикта осуществить в судебном порядке.

Эксперты советуют настаивать на своем, если в деле присутствует спорные моменты. Разбирательства в суде поможет отстоять свою правоту. Отказаться от фиксации совершенного правонарушения гражданин не может. Решение о необходимости оформления бумаги принимает сотрудник ГИБДД.

Протокол выступает главным доказательством вины водителя. Он оформляется на месте происшествия. Из правила бывают исключения. Если присутствуют спорные моменты, или необходимо выяснить подробности, период оформления документа может быть продлен до двух суток. Подобное нарушением не считается.

Постановление составляется после того, как завершено разбирательство по делу об административном правонарушении. Если речь идет о штрафе, вердикт выносится в течение 2 месяцев. В случае серьезного правонарушения период может быть продлен до 3 месяцев. Если решение так и не принято в течение этого срока, дело закрывается.

Вынесенный вердикт по делу вступает в силу в течение 10 дней с момента его принятия. Согласно действующему законодательству, документ является действительным в течение 2 месяцев. В этот период необходимо заплатить штраф ГИБДД. Если гражданин не выполнил предписание, в его отношении может быть начато исполнительное делопроизводство.

На практике существует несколько случаев, при наступлении которых постановление ГИБДД по делу может быть вынесено без протокола. Подобное возможно в следующих ситуациях:

  1. Правонарушение зафиксировано на фото- или видеокамеры.Информация о потребности в оплате штрафа рассылается по почте.
  2. Если гражданин согласен с нарушением, которое вынес ему инспектор ГИБДД.
  3. Если было назначено административное наказание в виде предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения. На выполнение подобного действия имеет право только уполномоченное лицо.
  4. Гражданин не оспаривает наличие правонарушения.

Полный перечень ситуаций составления постановления ГИБДД без протокола закреплен в статье №28.6 КоАП РФ. Копия задокументированного решения предоставляется под расписку лицу, в отношении которого оно было вынесено. Если человек отказывается получать его, бумага отправляется по почте.

Действие осуществляется в течение 3 дней с момента принятия решения по делу.

Чтобы протокол об административном правонарушении был признан действительным, в нём должна присутствовать установленная действующим законодательством информация. Перечень данных, которые должны быть внесены в документе, зафиксированы в ФЗ №195. В список обязательных сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в бумаге, входят:

  • дата и место оформления;
  • должность и ФИО работника ГИБДД;
  • информация о гражданине, который нарушил установленные правила;
  • дата совершения правонарушения и место происшествия;
  • нормы и права, которые предписывают привлечение к ответственности за совершенное действие;
  • иные факты, которые будут полезны во время осуществления разбирательства.

Важные свидетели нарушения ПДД: кто, как и когда

Несмотря на то, что инспектор обязан предъявить водителю доказательства нарушения, он вовсе не обязан обосновывать их. Как бы парадоксально это не звучало, но это так. Презумпция невиновности КоАП РФ в части нарушений ПДД не действует. Водитель вправе обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности в течение 10 суток, вот только доказывать свою невиновность придется самостоятельно в судебном порядке. Данная категория дел не облагается государственной пошлиной.

Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 № 391-О-О суд подробнейшим образом разъяснил особый порядок доказывания предполагаемым нарушителем ПДД своей невиновности.

При этом стоит учитывать тот факт, что во всех случаях ограничения прав и свобод водителя сотрудник ГИБДД обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Данное правило установлено Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Иногда фиксация нарушений правил ПДД происходит с помощью видео или фотосъемки, которые направляются в отделение ГИБДД, где уже по предоставленным материалам выносится постановление об административном нарушении в отсутствии водителя. В том случае, если водитель получил постановление о привлечении к административной ответственности с вложенными доказательствами фото или видеофиксации по почте, следует обратить внимание на дату, когда было совершено правонарушение. Если за рулем принадлежащего водителю автомобиля и зафиксированного на фото или видеофиксаторе в момент нарушения правил ПДД находилось другое лицо, то следует обратиться с исковым заявлением в суд об оспаривании вынесенного постановления об административном правонарушении. Для этого водителю необходимо обеспечить в суд явку нарушителя ПДД, который может подтвердить его доводы.

Если водитель не хочет подставлять нарушителя, то можете, не беспокоится, так как срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 месяца (за исключением ст. 12.8,12.24, 12.26, 12.27, 12.30 КоАП РФ — тут срок давности 1 год).

Зачастую инспекторы ДПС сами нарушают федеральное законодательство, отказывая водителю в предъявлении доказательств, находящихся в материалах дела об административном правонарушении. В таких случаях не стоит поддаваться эмоциям, а просто укажите в протоколе, что Вы не согласны с вменяемым вам нарушением, заберите копию и направляйтесь в суд с исковым заявлением.

Если нарушение зафиксировано на фото или видеорегистратор, сотрудник ДПС обязан указать в протоколе, что нарушение фиксировалось при помощи технических средств видеорегистрации нарушений, обязательно указать название устройства, его номер и срок действия поверки по свидетельству, которое он также обязан показать водителю для сверки. Если же инспектор ГИБДД уклоняется от данных действий, то данное обстоятельство обязательно необходимо зафиксировать в протоколе.

Учитывая, что регламент № 185 в п. 24 и п. 25 разрешает как водителю, так и сотруднику ГИБДД записывать разговор, при непредоставлении доказательств по требованию водителя, особенно если упоминалась видеосъемка, разговор может быть закончен.

Если водитель отказался от подписи в протоколе, так как не предоставили доказательства сотрудники ГИБДД, то такое действие в суде будет воспринято как признак виновности водителя. Лучше подписать протокол, но указать, что водитель не согласен с указанным правонарушением.

В случае, если в процессе разговора с инспектором ГИБДД водитель предполагает, что причина остановки является незаконной, следует напомнить сотруднику ДПС об его ответственности согласно ст. 12.35 КоАП РФ.

Доказывание — это самое сложное действие в судебном заседании, которое человеку, не имеющему юридического образования, в большинстве случаев не под силу. Но при этом стоить помнить, что четкое знание закона поможет при остановке транспортного средства не только грамотно действовать при общении с сотрудником ГИБДД, но и указывать на нарушения с его стороны для оспаривания вынесенного решения об административном правонарушении. Если у вас возникла похожая ситуация, незамедлительно обратитесь к автоюристу, который поможет урегулировать конфликтную ситуацию и поможет отстоять ваши законные интересы в суде. Наши специалисты готовы прийти к вам на помощь. Заполните форму обратной связи или обратитесь по указанным на нашем сайте телефонам.

Дело в том, что сотрудники ГИБДД как правило вносят в протоколы свои личные объяснения об обстоятельствах нарушения ПДД. То есть по мнению ВС РФ, по сути опрашивают сами себя, что недопустимо.
Например, в этом административном деле инспектор ГИБДД взял показания сам у себя, предупредив себя же об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и сам себе разъяснил права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласитесь, оригинально!!! Смотрите также: Верховный суд разъяснил сложности выезда на полосу встречного движения Естественно такие доказательства (объяснения) не могут быть признаны по административному делу применимыми на основании части 5 статьи 25.6, части 3 статьи 26.2, статьи 26.11 КоАП РФ.

Напомним, что при выезде на встречную полосу движения в первый раз (в течение года) водитель привлекается к ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, за которую предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении ПДД (в течение года с момента первого нарушения ПДД) водитель привлекается уже по части 5 статьи 12.15 КоАП РФ, за что предусмотрено лишение прав сроком на 1 год.

Внимание

Правда, это касается нарушений, которые зафиксированы сотрудниками ДПС. При выявлении нарушений связанных с выездом автомобиля на встречную полосу движения автоматическими комплексами фото и видео фиксации водителям не грозит лишение, так как за подобные правонарушения в области безопасности дорожного движения грозит штраф в размере 5 000 рублей.

В том числе согласно постановлению Верховного суда от 29 мая 2017 г. № 5-АД17-17, часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ применяется при игнорировании предписания дорожной разметки: 1.1 и 1.3, 1.11. В том числе ч.5 статьи 12.15 применяется в отношении повторных нарушений при игнорировании знака » 4.3 Круговое движение».
Но это не основная причина почему Верховный суд отменил постановление о лишении водителя прав. Почему показания инспектора ДПС не могут быть доказательством нарушения ПДД? Самое интересное в этом административном деле, то что Верховный суд отменяя постановление о лишении водителя прав обратил внимание на то что показания инспектора о выявленном нарушении правил дорожного движения не могут являться доказательствами несмотря на наличие соответствующих объяснений в административном протоколе.

Свидетели нарушения пдд: важные знания, что делать, если стал свидетелем

Важно

Нет прямого доказательства превышения скорости в виде видеофиксации, нет события правонарушения.Оформите свою позицию и доводы по защите в письменном виде и приложите к материалам дела.По поводу мнения Cs53: после драки кулаками не машут, и никаких конструктивных предложений. Да и фактически такие действия это признание вины, особенно по радару, и попытка уклониться от ответственности.

Serg76 20.08.2010, 20:51 дело у вас с лишением не связано? насколько можно понять, нет Штраф в деле нет видео?или фото? вроде как нетСудья считает, что с Визира видео не достать. Хотя в ГАИ мне сказали обратное. вы выбрали самый не интересный способ защиты, говорить что скорость не ваша, против того что инспектор считает иначеНе совсем так.

Скорость измерялась по отношению к автомобилю, который был отображен на видеозаписе. Т.к.

В итоге нижестоящие суды были обязаны вызвать инспектора в суд, для того чтобы получить новые объяснения в соответствии с действующим законодательством. И в случае неявки сотрудника ДПС в суд, прекратить административное производство по делу в отношении водителя.

Стоит отметить, что вместе с административными материалами дела, сотрудник ДПС приложил также видеозапись, которая по его мнению доказывает нарушение водителем ПДД. Но в материалах дела не оказалось сведений в каком порядке была получена названная видеозапись, ни была ли указанная видеозапись произведена специальным техническим средством, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, работающими в автоматическом режиме.

Соответственно видеозапись не позволяет привлечь водителя по части 5 статьи 12.15 КоАП РФ.

Правовые отношения между автомобилистом и инспектором точно регламентируются законом. Закон гласит, что требовать документы при останове инспектор может только на стационарном посту. Во всех остальных случаях водитель имеет право отказать в подобном требовании. Кроме того, есть ряд случаев, в которых должностное лицо внутренних органов вообще обладает правом останавливать ТС.

Важно понимать, что являет собой стационарный пункт ГИБДД – это место, где наряд несет службу. На нем должно быть оборудовано служебное помещение, оно должно иметь техническое оснащение, специальные средства для определения правонарушения. Также на стационарном пункте имеются инженерные и другие сооружения, за каждым из них закрепляется зона ответственности.

Как уже упоминалось, есть только некоторые причины, согласно с законом, по которых инспектор ГИБДД имеет право останавливать автотранспорт и, естественно, требовать при этом предъявить документы для проверки. Если инспектор вас остановил, то обязан озвучить одну из таких причин.

  1. Визуальное определение или фиксирование нарушений ПДД. В последнем случае должно имеется подтверждение его с применением спецтехнических средств.
  2. Когда инспектор имеет ориентировку, данные от дежурного инспектора и т.д. Эта информация может касаться причастности водителей/пассажиров к совершению противоправных действий как на дороге, так и вне ее.
  3. Если сотрудник ГИБДД имеет данные относительно использования автотранспорта в любых незаконных действиях. В случае наличия предположений, что автомобиль находится в розыске.
  4. Если требуется осуществить опрос водителя/пассажиров, в случае, когда они могут знать некоторые обстоятельства любого нарушения ПДД или других правонарушений, либо они были их очевидцами.
  5. Если есть необходимость привлечь водителя/пассажиров в качестве понятых.
  6. В случае необходимости исполнения распорядительных и регулировочных действий. К примеру, проезд воспрещен, перекрыта дорога, проезд дальше опасен, так как существует угроза обвала и т.д.
  7. В случае возникновения у инспектора необходимости воспользоваться ТС. Например, есть необходимость доставки раненого, а автомобиль инспектора сломался. Если необходимо совершать погоню за преступником, а авто полиции неисправно (в этом случае водителем собственной машины остаетесь вы, но обязаны исполнять указания инспекторов относительно того, куда и как ехать).
  8. В случае необходимости привлечения водителя для предоставления помощи другим участникам дорожного движения, инспекторам ГИБДД.
  9. Когда проводятся спецрейды для проверки водителей, пассажиров, грузов. Например – это может быть незаконное использование оружия водителями, перевозка опасного груза и т.д.
  10. Проверка документов, которые обязаны быть у водителя в обязательном порядке, их перечень указаны выше. Осуществлять подобную проверку можно только на стационарных пунктах.

Никаких других причин быть не может, но тут есть свои нюансы, ведь инспекторы могут прикрываться какой-либо причиной, даже если таковой на самом деле нет. Так, например, под поводом проведения рейда, или, быть может, вы для инспектора очень похожи на какого-то правонарушителя – вариантов масса.

Если вас интересует, может ли инспектор ГИБДД определить нарушение с первого взгляда, то ответ тут однозначен – да. Так как пересечение сплошной линии, остановку под запрещающим знаком или проезд под «кирпичом», виляние по дороге можно без проблем определить и вполне обосновано остановить для выписки штрафа, проверки документов либо выяснения обстоятельств неадекватного поведения на дороге.

Часто причиной остановки инспекторы указывают не пристегнутый ремень. Потому вполне резонно возникает вопрос: может ли инспектор ГИБДД визуально определить нарушение ремень? Тут дело обстоит несколько по-другому: ведь даже если он и заметил, что вы или ваш пассажир не пристегнуты, требуется в обязательном порядке фото или видео фиксация данного факта.

Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Т.е. останавливать автомобили могут только регулировщики.

Понятие регулировщик регламентировано пунктом 1.2 правил:

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Т.е. останавливать автомобили могут не только сотрудники ГИБДД (полицейские), но и дорожные работники, работники железнодорожных переездов и паромных переправ.

Как вести себя с сотрудником ГИБДД

Многие автолюбители периодически задумываются на тему «как вести себя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД». Вроде бы не хочется лишний раз вступать в конфликт, но в тоже время не хочется выполнять требования сотрудника ГИБДД, которые не основаны на законе. Между тем такие неправомерные требования могут выдвигаться сотрудником ГИБДД.

Перечень документов для проверки регламентирован пунктом 2.1.1 ПДД:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

В первую очередь обратите внимание, что водитель должен передавать документы только сотрудникам полиции (ДПС, ГИБДД). Выше речь шла о том, что регулировщиками кроме полицейских могут выступать работники дорожных служб, железнодорожных переездов и паромных переправ. Перечисленные лица могут остановить Ваш автомобиль, но передавать им документы Вы не обязаны.

Документы, которые может проверить сотрудник полиции:

  • Водительские права;
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • Полис ОСАГО;
  • Документы о перевозке пассажиров или грузов, путевой лист;
  • Документ, подтверждающий инвалидность водителя или пассажира, в случае установки опознавательного знака «Инвалид».
  • Прочие документы сотрудник ГИБДД требовать от Вас не может.

    Подборка для Вас!

    Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.

    Выполнение служебных обязанностей должно проходить согласно Федеральному закону «о Полиции» и регламенту ГИБДД. За малейшее нарушение установленных правил, к инспектору применяется дисциплинарная ответственность.

    Пребывая на службе, инспектор должен быть одет в специальную форму. Ему запрещено выходить на дорогу без нагрудного знака и удостоверения. Данные правила являются основой всех основ.

    Первым делом, страж порядка должен уведомить водителя об остановке. Для этого используется черно-белый жезл. «Взмах» палочкой должен быть виден и понятен водителю транспортного средства. После остановки, полицейский должен подойти со стороны водительской двери и представиться. Водитель имеет полное право потребовать показать удостоверение и нагрудный знак, а также переписать номер удостоверения. При этом владельцу автомобиля не обязательно покидать свой автомобиль. Действия допустимы лишь в том случае, когда сотрудник просит пройти в патрульный автомобиль или на пост для дальнейшего проведения проверки.

    Сотрудник правоохранительных органов вправе потребовать передать документы в его руки. Ко всему прочему, инспектор должен:

    1. Вежливо и спокойно общаться с водителем. Запрещается общение на повышенных тонах и в грубой форме.
    2. Предупреждать незаконные действия со стороны водителя. Вот, к примеру, скрытая съемка инспектора ДПС запрещена законом. Однако снимать его все-таки можно, достаточно предупредить его об этом.
    3. Четко соблюдать все правила проведения проверки документов.

    Водителя могут попросить покинуть автомобиль только при подозрении в совершении серьезного нарушения. Одним из таких нарушений является управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Ну, или в том случае, когда машина по всем параметрам подходит под ориентировку угнанного автомобиля. Если вы соблюдаете закон и точно знаете, что не управляете угнанным автомобилем, можете смело покидать автомобиль и предоставлять его для проверки сотруднику ГИБДД. Но лучше делать это крайне спокойно, ведь права полицейских подверглись серьезным изменениям в последнее время.

    Основания для остановки автомашины сотрудником ГИБДД перечислены в пункте 84 административного регламента (приказ 664):

    • Нарушение правил дорожного движения или других требований в области безопасности дорожного движения. При этом нарушение может быть зафиксировано как непосредственно сотрудником ГИБДД, так и техническими средствами (видеокамерами, прибором для измерения скорости и т.п.).
    • Наличие данных о причастности водителя или пассажиров к ДТП, преступлению или нарушению. Например, информация о нарушении правил может быть получена по рации от другого наряда полиции.
    • Наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
    • Для опроса водителя или пассажиров о ДТП, нарушении или преступлении, свидетелями которого они являются.
    • Привлечение в качестве понятого для совершения административных процедур в отношении другого водителя (например, при проверке на состояние опьянения).
    • Для предоставления транспортного средства сотруднику ГИБДД.
    • При регулировании дорожного движения. Например, если на узком участке дороги движение транспортных средств осуществляется поочередно. В этом случае полицейский по очереди останавливает автомобили разных направлений.
    • При проезде по дороге автомобилей специального назначения, скорой помощи или аварийно-спасательных служб.
    • Для привлечения водителя к оказанию помощи полицейским или другим участникам дорожного движения.
    • При проведении специальных мероприятий (рейдов) ГИБДД.
    • При возникновении опасной ситуации на дороге. Например, если произошло разрушение дорожного покрытия (образовался провал) и дальнейшее движении невозможно.
    • Для проверки документов на автомобиль
    • Для проверки документов водителя или пассажиров, если имеются данные о совершении ими преступления или о нахождении в розыске.

    Выше приведен исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства. Если Вы хотите подробнее изучить тему остановки автомобиля сотрудниками полиции, рекомендую Вам прослушать бесплатный аудиокурс «Секреты общения с ГИБДД». Данный курс посвящен подробному изучению административного регламента ГИБДД (обмундированию и документам сотрудников полиции, правилам несения службы, оспариванию решений полицейских и т.д.).

    Подведем итоги данной статьи:

    • Водитель должен остановить автомобиль по требованию регулировщика.
    • Регулировщиками могут быть не только полицейские, но и дорожные рабочие, сотрудники железнодорожных переездов и паромных переправ.
    • Предъявлять документы нужно только по требованию полицейских (ДПС).
    • Водитель должен остановить автомобиль там, куда указал регулировщик. Даже в том случае, если это противоречит требованиям дорожных знаков или разметки.

    Отмечу, что на практике законопослушных водителей сотрудники ГИБДД останавливают довольно редко. Тем не менее если Вас когда-нибудь остановят, Вы будете знать, как и что делать.

    В завершение предлагаю Вам посмотреть веселое видео про остановку автомобиля сотрудником полиции:

    Удачи на дорогах!

    Выезжая на дорогу, водитель обязан строго соблюдать все правила движения. Регистрация транспортного средства? Это прежде всего необходимо для того, чтобы обеспечить безопасность.

    Нарушители наказываются не только штрафом, в особенно сложных случаях возможно временное или постоянное лишение водительских прав.

    Все автолюбители знают, что просто так остановить машину нельзя. Для этого должно иметься веское основание — доказательство превышения скорости, отсутствие наклейки полиса ОСАГО или сходство машины и водителя с данными базы данных по розыску.

    Особенности проверки ТС и остановки на дороге:

    Если водителя остановили вне поста, не называя причину Гражданин имеет право не предъявлять документы. В таком случае необходимо проехать к посту, и пройти осмотр там
    Подавая жест для остановки машины Инспектор должен четко указать место остановки. В нем не должны находиться запрещающие знаки или любые ограничивающие передвижение объекты
    Остановка машины на том участке дороги Где стоянка транспорта категорически запрещена, допускается только лишь в том случае, если это необходимо для раскрытия или предотвращения преступления

    Также инспектор может попросить водителя отвезти его в определенное место, например, для поимки преступника.

    За рулем остается владелец машины, сотрудник ДПС только указывает направление движения и точный маршрут. Использовать гражданский автомобиль для личных целей инспекторы не имеют права.

    Закон 2018 года чётко предписывает, что любое лицо является невиновным, пока его вина не доказана. Это распространяется и на уголовное право, и на административны нарушения.

    Казалось бы, ответ на вопрос, что делать, если у сотрудника ГИБДД нет фото и видеоматериалов в качестве доказательств нарушения, но тем не менее, он вменяет штраф или грозится лишением прав, достаточно прост: нет доказательств, нет и дела! Но не так всё просто, и есть в этом вопросе ряд тонкостей.

    На дорогах России в 2018 году фактическое отсутствие фото или видеозаписи нарушения у инспектора ДПС практикуется довольно часто. Чаще всего фигурируют такие нарушения и привлечения по ним:

    • штраф за непропуск пешехода, где у инспектора нет ни фото-/видеозаписи нарушения, ни показаний самого пешехода, ни свидетельских показаний,
    • лишение прав за пересечение сплошной – причём, речь идёт не только об обгоне через сплошную без подтверждения видеозаписью, но и выезде автолюбителя с перекрёстка, когда тот задевает сплошную,
    • штраф за ремень также с отсутствием доказательства нарушения,
    • проезд на красный (в ряде случаев предусматривает в том числе лишение права управления),
    • и даже превышение скорости без фиксации специальным радаром.

    Вообще, обжаловать можно любое постановление в течение установленного срока. Но не всегда это венчается успехом для водителя – всё зависит от оснований для обжалования. Что касается незаконности постановления ввиду отсутствия каких-либо доказательств, то здесь, увы, практика не на нашей стороне!

    Есть презумпция невиновности, это мы обсудили выше. Но есть и присяга! Какая связь? Не очевидная. Дело в том, что на суде или при обжаловании штрафа фактически протокол является доказательством, как бы абсурдно это ни звучало, ведь протоколом лишь возбуждается дело, в нём делаются записи о нарушении. Какое же это доказательство?!

    Но основание при вынесении решения о неудовлетворении жалобы автолюбителя чаще всего одно: нет оснований не доверять сотруднику полиции (в профессиональных кругах это используется даже как широко употребляемая аббревиатура: НОНДСП), ведь он принимал присягу. А раз принимал присягу, значит, врать не может. Это звучит ещё абсурднее, но увы, практика на 2018 год такова. В РОИ даже поднималась соответствующая инициатива запретить такое основание в принятии решений судами.

    В Дагестане было отменено постановление мирового судьи о лишении прав за отказ от медицинского освидетельствования водителем за то, что единственное доказательство – видеозапись инспектора процедуры отказа водителя – получено недопустимым способом, потому что сотрудник ГИБДД не предупредил водителя о том, то ведётся видеосъёмка, что противоречит пункту 35 (в текущей редакции Приказа №664 – 38 пункта) Административного регламента.

    И правда: кому охота оформлять кипы протоколов на 500—1000 рублей, когда пара-тройка сговорчивых «встречников» в течение каждой смены позволяет прекрасно себя чувствовать не только членам патруля, но и их начальнику, и начальнику начальника? Так или иначе, но все большее распространение служебных камер видеофиксации среди широких масс сотрудников ГИБДД на местах приучило водителей, что любое нарушение ПДД обязательно должно быть зафиксировано на видео. И даже если запись существует, но полицейский ее по каким-то причинам не показывает, то нарушения ПДД как бы и не было, а значит постановление об административном наказании можно будет успешно обжаловать. На самом деле это не так.

    Допустим, инспектор попался юридически подкованный и заявляет Вам следующее: данная статья регулирует судебное рассмотрение дела. А сейчас я просто оформляю постановление.

    В ответ Вы можете сообщить следующее — дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола или вынесения постановления (подпункт 3 и 6, пункта 4 статьи 28.1).

    А возбуждение дела об административном правонарушении должностным лицом является неотъемлемой частью процесса производства по делам об административных правонарушениях.Соответственно Вы вправе пользоваться всеми правами, которые предусмотрены КоАП РФ, в том числе правом на ознакомление с материалами дела.

    Согласно действующему законодательству, а в частности, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, инспектор ГИБДД, остановивший водителя за нарушение правил ПДД и составивший соответствующий протокол о таком нарушении, обязан ознакомить со всеми материалами дела водителя остановленного транспортного средства.

    Стоит учесть тот факт, что инспектор ГИБДД до момента возбуждения дела об административном правонарушении может только указать, на каком основании было остановлено транспортное средство, а предоставлять доказательства в данном случае не обязан.

    Лишь после того, как административное дело будет возбуждено, ознакомление водителя с его правами и материалами дела входит в прямую обязанность сотрудника инспекции.

    Доказательства являются неотъемлемой частью дела об административном правонарушении, поэтому при первом требовании сотрудник ГИБДД, составивший протокол, обязан их предоставить водителю.

    КоАП РФ чётко ограничивает список лиц, которых можно привлечь в качестве свидетеля. Согласно кодексу, в список свидетелей может вступать абсолютно любой человек, располагающий требуемым уровнем знаний и компетенций в отношении имеющего место факта правонарушения. Свидетель в обязательном порядке должен знать обстоятельства, по причине которых и оформляется протокол. Как видно, в Кодексе нет никаких упоминаний о том, что сотрудник ДПС лишён права свидетельствовать по нарушению ПДД.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *