ДТП организационно правовые аспекты оказания первой помощи при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП организационно правовые аспекты оказания первой помощи при ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организация оказания первой помощи в Российской Федерации

На сегодняшний день система оказания первой помощи в Российской Федерации состоит из трех основных компонентов:

1. Нормативно-правовое обеспечение (федеральные законы и прочие нормативные акты и документы, определяющие обязанности и права участников оказания первой помощи, их оснащение, объем первой помощи и т.д.).

2. Обучение участников оказания первой помощи правилам и навыкам ее оказания.

3. Оснащение участников оказания первой помощи средствами для ее оказания (аптечками и укладками).

Участники оказания первой помощи могут иметь различные подготовку к ее оказанию и оснащение. Также они могут быть обязанными оказывать первую помощь, либо иметь право ее оказывать.

В случае какого-либо происшествия, как правило, оказать первую помощь могут очевидцы происшествия – обычные люди, имеющие право ее оказывать. В большинстве случаев, они имеют минимальную подготовку и не обладают необходимым оснащением. Тем не менее, очевидцы происшествия могут выполнить простые действия, тем самым устранив непосредственную опасность для жизни пострадавших.

Далее к ним могут присоединиться водители транспортных средств или работники организаций и предприятий, изучавшие приемы оказания первой помощи во время соответствующей подготовки. У них имеется аптечка первой помощи (автомобильная) или аптечка для оказания первой помощи работникам, которые можно использовать для более эффективных действий.

Сотрудники органов внутренних дел и пожарно-спасательных подразделений обязаны оказывать первую помощь и имеют соответствующее оснащение. При прибытии на место происшествия они должны приступить к оказанию первой помощи сменив других участников оказания первой помощи.

В большинстве случаев первая помощь должна заканчиваться передачей пострадавших прибывшей бригаде скорой медицинской помощи, которая, продолжая оказание помощи в пути, доставляет пострадавшего в лечебное учреждение.

Таким образом, оказание первой помощи в большинстве случаев занимает небольшой промежуток времени (иногда всего несколько минут) до прибытия на место происшествия более квалифицированного сотрудника. Но без оказания первой помощи в этот короткий промежуток времени пострадавший может потерять шанс выжить в экстренной ситуации, либо у него разовьются тяжелые нарушения в организме, которые негативно повлияют на процесс дальнейшего лечения.

Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи

1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет первую помощь как особый вид помощи (отличный от медицинской), оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала.

2. Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

3. Законодательство разного уровня устанавливает обязанность по оказанию первой помощи для лиц, которые в силу профессиональных обязанностей первыми оказываются на месте происшествия с пострадавшими:

— сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации;

— сотрудники, военнослужащие и работники всех видов пожарной охраны;

— спасатели аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

— военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии;

— работники ведомственной охраны, частные охранники, должностные лица таможенных органов;

— военнослужащие органов федеральной службы безопасности, судебные приставы, сотрудники уголовно-исполнительной системы, внештатные сотрудники полиции и народные дружинники и другие лица.

Также обязанность «…принять меры для оказания первой помощи…» возникает у водителей, причастных к ДТП (п. 2.6 Правил дорожного движения Российской Федерации). В том случае, если водитель не причастен к ДТП, но стал его свидетелем, согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», водитель вправе добровольно оказать первую помощь.

В связи с высокой степенью потенциального риска получения травмы на производстве, ст. 228 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность работодателя при несчастном случае на производстве «немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию». Для организации оказания первой помощи при несчастном случае на производстве силами работников на работодателя возложена обязанность организовывать обучение первой помощи для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу (ст.ст. 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации). Для работника Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность «проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве» (ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации).

Применительно к педагогическим работникам вышеуказанные нормы Трудового кодекса Российской Федерации дополняются положением ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данной статье, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Соответствующие обязанности по оказанию первой помощи прописываются в должностных инструкциях работников (в том числе, педагогических работников).

В автошколах водителей готовят к различным обстоятельствам, которые потенциально могут произойти на дороге, но мы еще раз напомним о правилах техники безопасности, которые могут спасти жизнь и сберечь здоровье пострадавших в аварии.

  1. Убедитесь, что действиями, которые вы планируете предпринять, по неопытности или незнанию не навредите пострадавшему еще сильнее.
  2. Оцените максимально объективно, не будет ли попытка помочь угрожать вашей личной безопасности и безопасности других лиц. Часто, желая помочь, люди пытаются вытащить пострадавших из уже горящего автомобиля, при этом подвергая собственную жизнь огромному риску.
  3. Если вы сумели вытащить пострадавшего из автомобиля, аккуратно, продумывая каждый шаг, отнесите его в более безопасное место.
  4. Оборудуйте место аварии в соответствии с Правилами дорожного движения, включив аварийную сигнализацию и выставив на проезжей части треугольник, предупреждающий проезжающих водителей.
  5. Только в случае, если эта возможность не представляет дополнительного риска для вас, заглушите двигатель перевернувшегося или загоревшегося авто. Изолируйте аккумулятор.
  6. Позвоните в скорую и службу спасения, после чего постарайтесь оказать пострадавшим первую мед помощь при ДТП. Помните! Аккуратность и отсутствие паники — ваши главные помощники в деле спасения лиц, получивших тяжелые травмы.

Алгоритм, в соответствии с которым следует действовать, оказавшись на месте ДТП всегда зависит от состояния пострадавших и характера полученных ими повреждений.

В случае клинической смерти (потеря сознания, отсутствие дыхания и пульса) следует без промедления выполнить сердечно-легочную реанимацию.

  • Уложите пострадавшего на спину и освободите дыхательные пути от рвотных масс и инородных тел. Очистите ротовую полость пальцем, обернутым чистой хлопковой тканью или бинтом.
  • С помощью мундштука, который необходимо иметь в аптечке, резким выдохом наполните легкие пострадавшего воздухом. О результативности этой процедуры свидетельствует поднятие грудной клетки при попадании туда воздуха. Во время мероприятий по искусственному дыханию нос пострадавшего нужно плотно зажать во избежание утечки воздуха.
  • Параллельно проведите непрямой массаж сердца в следующем порядке: правую ладонь поместите на солнечное сплетение, левую ладонь поместите сверху, затем ритмично и сильно производите надавливания не реже двух раз в секунду. Если вы проводите реанимацию самостоятельно, делайте искусственное дыхание и непрямой массаж сердца по очереди в соотношении «два полных вдоха, затем 30 надавливаний».

При потере сознания, когда признаки жизни имеются, необходимо обеспечить нормальное дыхание пострадавшего, очистив его дыхательные пути от жидкостей и инородных тел. Следите за тем, чтобы корень языка не перекрывал доступ воздуха в дыхательные пути. Уложите пострадавшего, разместив его ноги выше уровня головы, контролируйте дыхание и пульс до приезда скорой.

Обморочное состояние обычно не превышает по длительности одной минуты, однако при болевом шоке или серьезной кровопотере потеря сознания может длиться и дольше.

Для остановки кровотечения важно сначала определить, откуда идет кровь. Самое опасное кровотечение – артериальное, при котором кровь выходит ритмично пульсирующей струёй. Для остановки такого кровотечения на конечностях важно правильно наложить жгут, фиксируя его на 5-6 сантиметров выше повреждения. Жгут можно оставлять на конечности максимум на два часа летом и на час в зимнее время.

Темная кровь, обильно истекающая без пульсации – признак венозного характера кровотечения. Наложите на рану стерильную салфетку, а сверху – давящую повязку.

Незначительное количество крови по всей площади раны означает, что у пострадавшего капиллярное кровотечение, максимально неопасное, но требующее предотвращения инфицирования. С помощью бинта или лейкопластыря зафиксируйте стерильную салфетку на ране.

В случае перелома или вывиха, которые являются самыми частыми травмами в дорожно-транспортных происшествиях, важно не допустить деформации костей на площади поврежденного участка тела. Обычно переломы сопровождает сильная боль, но в состоянии шока пострадавший может отрицать ее. Обратите внимание на кривизну конечности, хруст при смене положения, наличие открытых переломов. При обнаружении перелома наложите на конечность две шины из подручных материалов (досок, палок), прибинтовав их выше и ниже повреждения снаружи и внутри. Если вы подозреваете перелом таза или позвоночника, рекомендуем не предпринимать самостоятельных мер по передвижению пострадавшего – это грозит параличом конечностей или нарушениями работы внутренних органов.

Крайне важно обеспечить профилактику шока для пострадавшего, который испытывает сильную боль или перенес серьезную кровопотерю. В состоянии шока организм испытывает колоссальную нагрузку, что может привести к дестабилизации работы сердечно-сосудистой системы и возможных негативным последствиям. Симптомы шокового состояния – бледность кожных покровов, заторможенность реакции, поверхностное дыхание, холодный пот. Для профилактики такого состояния после остановки кровотечения и обезболивания (его производят медицинские работники), давайте ему часто и помногу пить, согрейте, организуйте спокойную и тихую обстановку вокруг.

Когда при возникновении дорожного инцидента есть потерпевшие, водители должны вызвать медиков и сотрудников ГИБДД. Если существует серьезная угроза жизни пострадавшему, участники аварийной ситуации обязаны экстренно оказать первую доврачебную помощь при ДТП. Характер манипуляций зависит от повреждений, состояния и самочувствия жертвы происшествия.

Оказание первой помощи при ДТП: значение и алгоритм проведения

До оказания при ДТП первой медицинской помощи необходимо определить качество работы жизненно важных функций организма пострадавшего. От квалифицированной оценки состояния зависит выбор способа действий по спасению. На характер и объем оказываемых манипуляций влияет:

  • сознание;
  • частота, глубина вдохов;
  • проходимость дыхательных путей;
  • сердцебиение;
  • реакция зрачков;
  • температура тела;
  • цвет кожных покровов.

Важно знать! После аварии может наблюдаться спутанное сознание, во время которого пострадавший не ориентируется в пространстве, медленно или неверно выполняет голосовые просьбы. Признаки обморочного состояния – отсутствие контакта, невозможность разбудить.

В норме наблюдаются ритмичные дыхательные движения. У взрослых количество вдохов, выдохов в минуту достигает 20, у детей – до 40. Причины проведения реанимационных действий – частое (25-30) или замедленное (8-10) дыхание. Вдохи подсчитываются по числу подъема грудной клетки и живота. При невозможности визуального установления глубины вдохов нужно приложить ухо к носу или рту потерпевшего.

Первая помощь при аварии подразумевает определение ушиба или нарушения целостности кости, суставов. Характер действий зависит от места, анатомических особенностей повреждения. Основными признаками перелома являются искривление конечности, хруст при изменении положения, выпирающие кости. Этапы доврачебной помощи:

  1. Остановить кровотечение при открытом переломе конечностей.
  2. Обработать рану.
  3. Наложить повязку.
  4. Зафиксировать шину.
  5. Дать обезболивающее лекарство для препятствия развития шокового состояния.

При повреждении конечностей накладывается шина из подручных средств для фиксации ближайших суставов, между которыми находится сломанная кость. Шина устанавливается на наружную, внутреннюю сторону ноги или руки. При переломе ключицы закрепляется плечевой сустав.

При кратковременной потере сознания (до 3 минут) нужно поднести нашатырный спирт. Пострадавшего укладывают в горизонтальное положение на спину с поднятыми выше лица ногами или усаживают и опускают голову ниже колен. Если обморочное состояние сохраняется дольше указанного времени, потерпевшего переворачивают на живот, очищают верхние дыхательные пути и прикладывают холодный компресс ко лбу.

При оказании скорой помощи в результате дорожного происшествия главное – не навредить жизни и здоровью пострадавшего. Если человек не в состоянии самостоятельно выбраться из поврежденного автомобиля, не следует его вытаскивать во избежание деформации позвоночника, который может быть сломан. Смена положения тела при переломах приводит массированному кровотечению в результате пробивания внутренних органов, крупных артерий. Запрещено трогать потерпевшего в шоке после большой потери жидкой соединительной ткани.

Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим в ДТП

Законодательством предусмотрено наказание за оставление граждан в опасном для жизни и здоровья состоянии. Если участник ДТП не оказал первую доврачебную помощь, он привлекается к уголовной ответственности согласно ст. 125 УК РФ. Мера наказания зависит от действий водителя:

  • умышленное неоказание первой помощи;
  • оставление потерпевшего в опасности.

Необходимо также понимать, что у населения страны укоренилось мнение, что оказание первой помощи – это сложные медицинские мероприятия, которые может выполнять лишь профессионал, обладающий большим объемом специфических знаний и умений. А получить подобные знания человеку без медицинского образования достаточно сложно. Но такая позиция не отражает реальной ситуации. Дело в том, что приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н были утверждены два документа – Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и Перечень мероприятий первой помощи, включающие в себя 8 состояний и 11 мероприятий.

Основной их идеей было показать, что каждый гражданин может освоить мероприятия первой помощи, поскольку они укладываются в простой, четкий и легко запоминаемый алгоритм действий. В этом случае большая проблема состоит в том, что квалифицированных преподавателей и инструкторов первой помощи недостаточно.

Согласно единственному существующему документу, обозначающему медицинских работников как преподавателей первой помощи, «Типовой инструкции № 22 по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях» (была утверждена Первым заместителем генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса РФ 11 марта 1993 г.) преподавать навыки оказания первой могут врачи или средний медицинский персонал. При этом студентами медицинских вузов изучение правил сердечно-легочной реанимации проводится в рамках общего цикла анестезиологии и реаниматологии, принципы остановки кровотечения изучаются на кафедре общей хирургии, где и отрабатываются практические навыки. А программы усовершенствования врачей (исключение составляют программы для врачей скорой медицинской помощи и реаниматологов) не содержат вопросов остановки наружного кровотечения и сердечно-легочной реанимации. Более того, врачи большинства специальностей в своей практической деятельности не сталкиваются со случаями, когда необходимо оказать первую помощь. Важно отметить и тот факт, что медицинских работников не обучают принципам преподавательской деятельности.

На сегодняшний день представлено большое количество нормативных документов, которые регламентируют порядок и правила оказания первой помощи. Можно выделить следующие входящие в перечень документы:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Приказ Минздравмедпрома РФ от 20.08.1996 №325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной);
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 №169н «Об утверждении требованиями к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 №477н «Об утверждения перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

Стоит также отметить, что в действующем законодательстве на данный момент существуют свои недостатки, которые препятствуют комплексному и полному решению вопросов, касающихся как процесса обучения навыкам первой помощи, так и непосредственного оказания данному вида помощи.

Каждый уважающий себя автолюбитель обязан иметь в своем транспорте автоаптечку. В ней должны храниться препараты, с помощью которых можно оказать первую помощь потерпевшему. Стоит понимать, что не все лекарственные средства могут помочь человеку в том или ином случае. У многих могут быть аллергические реакции, поэтому использовать медикаменты нужно очень внимательно.

В 2018 году вышло новое требование, согласно которому от некоторых препаратов стоит отказаться.

Министерство здравоохранения решило исключить следующие медикаменты:

  • аспирин;
  • зеленка;
  • анальгин.

Особенность данного выбора обусловлена тем, что эти препараты имеют короткий срок годности.

По новым правилам аптечкой разрешается пользоваться 4,5 года. Как только срок закончится, ее нужно обновить, так как просроченными медицинскими препаратами пользоваться небезопасно. Исключение составляют кровоостанавливающие жгуты и пластыри.

Очень важно быстро и вовремя оказать первую доврачебную помощь при ДТП.

Стоит знать о нескольких главных правилах:

  1. Важно не навредить пострадавшему: если неправильно оказывать ПМП, можно только усугубить ситуацию.
  2. Необходимо убедиться в собственной безопасности. Нужно оперативно оценить ситуацию вокруг себя. Не стоит лезть в горящий автомобиль, так как есть огромная вероятность того, что оказывающий помощь пострадает сам.
  3. Если человека удалось вытащить из машины, то его незамедлительно стоит отнести в безопасное место.
  4. Если есть возможность, то на дороге нужно выставить специальный ограждающий знак, который предупредит других водителей о случившемся на дороге. Кроме этого, можно включить сигнализацию.
  5. Если автомобиль перевернулся, нужно попробовать заглушить мотор, но делать это нужно очень осторожно, так как есть большая вероятность того, что автомобиль может взорваться.
  6. Незамедлительно вызвать скорую помощь.
  7. Если у человека сломан позвоночник, то извлекать его необходимо очень осторожно. Лучше дождаться соответствующей бригады. Но когда извлечь пострадавшего нужно в срочном порядке, важно постараться минимизировать нагрузку на позвоночник.

Очень часто летальные исходы во время дорожно-транспортных происшествий происходят по причине стремительной кровопотери. Она может быть разных типов. Например, если кровь брызжет ярко-красным фонтаном, то повреждена артерия. Данный вид считается самым опасным, так как при артериальной кровопотере можно погибнуть за считанные минуты. Чтобы остановить это кровотечение, потребуется наложить жгут.

Если кровь тягучая и темная, то это венозное кровотечение. В этом случае нужно сделать повязку давящего типа, ее необходимо наложить на 2 см ниже раны, заранее закрыв проблемную область салфеткой.

Наложив жгут, нужно следить за временем. В летнее время кровоостанавливающий жгут накладывают на 2 часа, а зимой только на 1. Если пренебречь временными нормами, то это может привести к развитию такого заболевания, как некроз кожи. Наложив жгут, нужно сделать заметку в блокноте: указать время наложения жгута. Если под рукой не оказалось нужного листка бумаги, то записать можно на собственной руке.

Но даже если кровопотеря минимальная, бдительность проявить все-таки стоит, так как в рану может проникнуть инфекция. Чтобы избежать заражения, нужно взять салфетку и пропитать ее антисептиком, после чего наложить стерильную повязку.

В случае, когда у потерпевшего после аварии не прослеживается пульс, нужно сразу сделать непрямой массаж сердца. Стоит понимать, если сердце перестает биться, то организм не получает необходимое количество кислорода, в результате чего клетки мозга могут разрушиться, и это приведет к смерти.

Действовать нужно по следующему алгоритму:

  1. Снять с потерпевшего лишнюю одежду, встать на колени сбоку от него.
  2. Руки нужно расположить таким образом, чтобы они оказались чуть выше солнечного сплетения. Иначе можно сломать ребра.
  3. Пальцы скрестить в замок и положить одну ладонь руки на другую. Руки нужно держать ровными, упор — на одну из ладоней.
  4. Нажимать на грудную клетку нужно резко, во время нажатия следует использовать вес своего тела.

Во время непрямого массажа сердца ни в коем случае нельзя останавливаться. Если руки сильно устали, то можно попросить другого человека помочь. Важно привести потерпевшего в чувства до приезда скорой помощи: это увеличит его шансы на успешное восстановление.

Если пострадавший перестал дышать, то нужно в срочном порядке сделать искусственное дыхание и привести его в чувства.

Алгоритм действий:

  1. Нужно запрокинуть голову человека назад. При этом необходимо убедиться, что язык потерпевшего не западает в гортань, а воздух может спокойно проходить через дыхательные пути. В крайнем случае можно попробовать приколоть язык к одежде: звучит ужасно, но это может спасти жизнь человеку.
  2. Одной рукой держать голову потерпевшего, а другой зажать нос.
  3. Прижаться ко рту и произвести мощный вдох.

Перед тем, как приступить к искусственному дыханию, нужно обязательно удостовериться, что грудной клетке ничего не мешает. Необходимо снять лишнюю одежду, ведь она сдавливает грудь, что препятствует проведению качественной работы. Если искусственное дыхание делают правильно, то грудная клетка пострадавшего должна подниматься.

  • Обучение первой помощи в рамках ОБЖ
  • Первая помощь. От очевидного к инновациям
  • Проект по первой помощи стал лауреатом Премии Москвы в области медицины
  • Состоялась 2-я Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Первая помощь 2020»
  • 1 из 30
  • ››

Чтобы принять решение о необходимости реанимации, нужно определить у пострадавшего наличие или отсутствие признаков жизни. Признаками жизни являются:

  • Сознание;
  • Самостоятельное регулярное дыхание (проверяется по струе выдыхаемого воздуха в 1-2 см от рта или носа пострадавшего);
  • Пульс (удобнее проверять его на сонной артерии);
  • Реакция зрачка на свет (при попадании яркого света в глаза зрачок должен сужаться).

Процесс реанимации состоит из трех этапов:

  1. Освобождение верхних дыхательных путей.
  2. Искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).
  3. Непрямой массаж сердца.

Помимо ранений, характерными травмами в результате ДТП являются ушибы, вывихи и переломы костей. Рассмотрим правила оказания первой помощи при этих травмах.

Вывих — это повреждение сустава, делающее невозможным его нормальную работу. Вывих сопровождается резкой болью и отёком.

[symple_box color=»red»]Важно знать!
Вправлять вывих может только квалифицированный специалист. Попытка вправить вывих самостоятельно может привести к серьезному повреждению сустава и болевому шоку.
[/symple_box]

Переломы костей также сопровождаются отёком и резкой болью, однако далеко не всегда удается определить перелом по внешним признакам. К достоверным признакам перелома относятся:

  • Искривление конечности;
  • Укорочение конечности;
  • Характерный хруст в месте перелома при движениях.
1 Нет сознания, дыхания и пульса на сонной артерии (Клиническая смерть) Немедленно приступить к реанимации. Если в течение 4-х минут после остановки сердца не приступить к реанимации, шансов на оживление практически нет
2 Нет сознания, но есть дыхание и пульс (Кома) Если не уложить пострадавшего на бок, он может умереть от удушья из-за перекрытия корнем языка дыхательных путей
3 Опасная кровопотеря (Кровь растеклась на площади более 1 м2) Обязательно наложить жгут. Если в течение 2-х минут кровотечение из бедренной артерии не остановлено, шансов на выживание нет.
4 Наличие ран Наложить стерильные повязки
5 Имеются признаки перелома костей конечностей Обезболить и наложить шины
  • Вызвать «скорой помощи» (посредством связи, через водителей, пассажиров и т.д)
  • Извлечь пострадавшего из автомобиля,
  • Ослабить галстук, воротник, пояс. При переломах наложить импровизированные шины (из подручного материала). При кровотечении принять меры по его остановке.
  • Транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение.

— Пульс на сонной артерии (на шее) есть.
— Сердцебиение прослушивается.
— Дыхание можно определить, поднеся к носу пушинку (колеблется) или ко рту – зеркальце (запотевает).
— Зрачки на свет должны реагировать (сужаться).
— При задевании глазного яблока уголком салфетки — веки должны вздрагивать.
— При затягивании жгутом руки выше локтевого сустава вены должны набухать с той стороны жгута, которая ближе к сердцу.

Возможны синяки, припухлости. Нельзя массировать. Обеспечить охлаждение ушибленного места и создать покой. При ушибе руки подвесить руку на привязь. При ушибе ноги пострадавший должен лежать. При ушибе стопы или лодыжки снять обувь и наложить тугую повязку. Ушиб живота или половых органов может привести к шоку.

При ДТП это, как правило, болевой шок. Очень сильная боль, температура тела падает. Пострадавшего нельзя без предварительного обезболивания пытаться приводить в нормальное состояние. Поэтому уложить, укрыть, следить за дыханием и пульсом.

Кратковременная потеря сознания (30-40 сек) и резкое падение давления. Уложить пострадавшего и приподнять ноги, чтобы обеспечить приток крови к сердцу. Обеспечить лучший доступ воздуха, расстегнув воротник.

Резкая боль, движение сустава невозможно. Вправлять запрещено. Зафиксировать конечность мягкими предметами в положении, которое есть. Обеспечить охлаждение.

Действия должны быть направлены на остановку кровотечения, защиту от микробов наложением повязки, уменьшение боли нахождением удобного положения раненой части тела. Вокруг раны обработать йодом, спиртом, бриллиантовой зеленью и т.п. Не обрабатывая рану, взять за уголки бактерицидную салфетку, наложить на рану, придавить комком ваты и зафиксировать пластырем или бинтом.

Оказание первой медицинской помощи при ДТП: как спасти жизнь и здоровье

артериальное кровотечение (кровь алого цвета, вытекает пульсирующей струей). Прижать пальцами артерию, максимально согнуть конечности, наложить жгут выше места ранения (перекрыть путь от раны до сердца). Жгут накладывается виток рядом с витком. Затягивать до исчезновения пульса ниже раны. При чрезмерном затягиваниижгута возможно повреждение мягких тканей. К одежде прикрепляется записка со временем наложения. Жгут накладывается в теплое время года на 1 час, в холодное время года – на 0,5 часа. Если время прошло, а кровь не остановилась, то прижать пальцами артерию рядом со жгутом и развязать жгут на 3-5 минут. Затем наложить его снова со сдвигом места наложения — венозное кровотечение (кровь темно красного цвета, вытекает спокойно). Наложить давящую повязку на место ранения. Приподнять конечность. — капиллярное кровотечение (ссадины). Если совсем поверхностная рана, можно обработать йодом по всей поверхности. Наложить повязку на место ранения.

1) Перелом ключицы. Выпирающий обломок ключицы. Руку, согнутую в локте подвесить на косынке (шарфе) и прибинтовать очень плотно к туловищу (несколькими бинтами).

2) Перелом плечевой кости (кость от плеча до локтя). Наложить две шины с внешней и внутренней стороны руки от плеча до локтя, подложить валик из мягкой ткани в подмышечную область. На одной косынке подвесить руку к шее, а другой косынкой привязать к туловищу. В качестве шины можно использовать кусок фанеры, доски, пучок веток и т.п., обмотанных мягкой тканью.

3) Перелом позвоночника. Сильная боль в позвоночнике, усиливающаяся при движении. При повреждении спинного мозга грудного отдела – теряется чувствительность в ногах, а шейного отдела – в руках. Нельзя сажать. Уложить пострадавшего на твердую, ровную поверхность (доску или край проезжей части). Если повреждена грудная часть — на спину, если поясничная – на живот.

4) Перелом голени. (Кость от колена до щиколотки) Наложить две импровизированные шины с наружной и внутренней поверхности ноги от стопы до середины бедра и зафиксировать неподвижно коленный и голеностопный суставы.

5) Перелом рёбер. Резкая боль при вдохе и выдохе. Наложить тугую повязку на грудь (сильно не затягивая) шарфом, бинтом, полотенцем и т.п. Транспортировать сидя или в полусидячем положении.

6) Перелом носа, нижней челюсти. Затруднено дыхание. Носовое кровотечение. Усадить пострадавшего, наклонив голову вперед, обеспечить охлаждение.

Объем и качество оказания медицинской помощи при автодорожных травмах во многом зависит от наличия медицинской техники (иммобилизационные шины, портативные аппараты для проведения ИВЛ, дефибриллятор и т. д.) и лекарственных препаратов. Совершенно ясно, что в зависимости от того, что имеется в распоряжении медицинского работника: индивидуальная автомобильная аптечка (в лучшем случае) или специализированный реанимобиль, будет определяться объем неотложной помощи.

Неотложная помощь при дтп. Последовательность оказания первой помощи при автомобильных травмах следующая:

1. Бережно извлечь пострадавшего из автомобиля;

2. При наличии признаков клинической смерти провести комплекс реанимационных мероприятий (см. тему ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ);

Раздел 4. Основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП

  1. Изучить структуру санитарных потерь, характер повреждений и причины летальности у пострадавших с сочетанными механическими травмами при ДТП на территории Республики Татарстан;
  2. В условиях экспериментальной модели изучить влияние на гомеостаз сочетанных механических повреждений в первые 2-4 часа после агрессии;
  3. Изучить особенности оказания хирургической помощи пострадавшим с сочетанными механическими травмами при ДТП на территории промышленного региона на догоспитальном этапе;
  4. Изучить результаты применения у пострадавших в ДТП с механическими сочетанными повреждениями тактики этапного хирургического лечения «damage control» на госпитальном этапе квалифицированной хирургической помощи;
  5. Разработать и внедрить в практику здравоохранения промышленного региона организационно-функциональную модель оказания хирургической помощи пострадавшим с сочетанными механическими травмами при дорожно-транспортных происшествиях и оценить ее эффективность.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели проведено комплексное организационное и клиническое исследование.

В основу организационного раздела были положены ретроспективное изучение 744 актов судебно-медицинских вскрытий погибших от сочетанных механических травм в ДТП на территории Республики Татарстан в 2006-2008 годах и анализ ресурсообеспечения в 2007-2010 годах учреждений здравоохранения зон риска, расположенных вдоль участка ФАД М-7 «Волга», проходящего по территории Республики Татарстан.

Объектом клинического исследования явились 85 пострадавших с сочетанными механическими травмами различной локализации в дорожно-транспортных происшествиях на автодорогах Республики Татарстан, лечившихся в ГАУЗ «ГБСМП № 1» г. Казани 2006 по 2011 годы.

Мужчин было 63 (74%), женщин – 22 (26%). В возрасте от 18 до 39 лет было 64 (75,2%), от 40 до 59 лет – 15 (17,6%), от 60 и старше – 6 (7,2%), то есть повреждения встречались во всех возрастных группах, но самую большую составили лица молодого и наиболее работоспособного возраста.

Общая тяжесть повреждений у наблюдаемых нами пациентов составила 10,3 ± 2,5 баллов по шкале ВПХ – П (МТ), а тяжесть состояния при поступлении в приемное отделение – 29,1 ± 3,3 баллов по шкале ВПХ СП.

Две области тела были повреждены у 21 (24,7%), три – у 28 (32,9%), четыре – у 23 (27,1%), пять – у 10 (11,8%), шесть – у 3 (3,5%) пострадавших. Травмы черепа встретились у 61 (71,8%) пострадавшего. В 39 (63,9%) случаях была диагностирована закрытая, в 22 (36,1%) – открытая черепно-мозговая травма, в 49 (80,3%) – переломы костей черепа. У 4 (6,6%) пациентов травма головы сопровождалась сотрясением, у 57 (93,4%) – ушибом головного мозга. С повреждениями груди поступило 40 (47,1%) пострадавших. Из них пневмоторакс был диагностирован у 19 (47,5%), гемоторакс – у 21 (52,5%), ушиб легкого у 16 (40,0%), ушиб сердца – у 5 (12,5%) пациентов.

У 44 (51,8%) из 85 пострадавших были выявлены повреждения живота, у 14 (16,5%) – таза. Во всех 44 (100%) наблюдениях имели место закрытые травмы живота. При этом чаще всего были повреждены селезенка – у 18 (41%), печень – у 16 (36,6%), толстая кишка – у 11 (25,0%), тонкая кишка – у 8 (18,2%) и желудок – у 6 (13,6%) пациентов. У 3 (6,8%) пострадавших наряду с повреждением органов брюшной полости были отмечены повреждения крупных сосудов. У 35 (79,5%) из 44 пострадавших с травмами живота были повреждены два органа брюшной полости и более.

У 64 (75,3%), пострадавших были установлены повреждения опорно-двигательного аппарата. Из них у 39 (60,9%) были выявлены переломы костей нижних, у 25 (39,1%) – верхних конечностей. Повреждения магистральных сосудов конечностей были диагностированы в 10 (15,6%) случаях. В наших клинических наблюдениях чаще встречали повреждение бедренной артерии – 8 (12,5%) пациентов.

В зависимости от характера использованной хирургической тактики мы разделили всех наблюдаемых пациентов на две группы. Опираясь на оценку тяжести состояния и тяжести повреждений у 50 (58,8%) пострадавших группы сравнения мы применили традиционную тактику одномоментного устранения всех повреждений в ходе хирургической операции, а у 35 (41,2%) человек основной группы – тактику этапного устранения повреждений «Damage control».

Тактику этапного устранения повреждений применили при ведущих повреждениях органов живота и таза у 11 (31,4%), конечностей – у 9 (25,7%), головы – у 9 (25,7%), груди – у 6 (17,1%) пострадавших.

Как следует из анализа данных, представленных в таблице 1, тяжесть повреждений и состояния пострадавших в основной группе были выше, чем в группе сравнения.

Таблица 1.

Тяжесть повреждений и состояния пострадавших и вариант хирургической тактики

Показатель

Хирургическая тактика

«Damage control»

Одномоментное

устранение повреждений

ВПХ-СП, баллы

31,8±3,3

26,3±3,2*

ВПХ-П(МТ), баллы

14,0±2,1

8,2±2,6*

* — здесь и далее значение статистически достоверно, p

ВПХ-П (МТ) – военно-полевая хирургия – повреждение (механическая травма)

ВПХ-СП – военно-полевая хирургия – состояние поступление [1].

По прибытию подразделений к месту ДТП необходимо выполнять следующие функции и задачи:

  • привлечение необходимых сил к ликвидации последствий ДТП (деблокирование и извлечение людей из повреждённых транспортных средств с согласованием медицинского персонала, а так же при угрозе жизни, оказание первой медицинской помощи).
  • организация тушения пожаров и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ.
  • организация, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП.
  • организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазация, дезактивация, демеркуризация, дезинфекция и др.) транспортных средств, места ДТП и прилегающей территории, проведения мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности.
  • организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной, химической и биологической безопасности.

При наличии загорания – ликвидировать его имеющимися средствами (огнетушители, мелкораспылённая вода). При наличии пострадавших и отсутствии на месте ДТП мед. работников через ЦППС вызвать данные подразделения к месту аварии и принять меры по извлечению пострадавших из аварийной машины, для оказания им первой медицинской помощи.

Помните: что пострадавший может иметь различной степени тяжести травмы, которые не установить визуально и любые резкие движения пострадавшего могут усугубить ситуацию.

Огородить место ДТП, выставить аварийный автомобиль на тормозные колодки, вскрыть моторный отсек, отключить АКБ, выставить предупредительный знак. Разбить задний оконный проём, проникнуть внутрь автомобиля с целью определения степени тяжести полученных пострадавшими травм, оказание им первой медицинской помощи и укрытия от возможного попадания на них различных фрагментов автомобиля, при работе аварийно – спасательного оборудования.

При необходимости разблокировать пострадавших. Для этого при помощи гидравлических кусачек (гидравлических ножниц «Мерлан») снять крышу автомобиля. Пожарным топором увеличить зазор между краем двери и стойками автомобиля, и с помощью гидравлического разжима, вставленного в этот зазор, снять дверь.

  • 1) Способ разблокировки водителя, зажатого рулевой колонкой. К элементам передней подвески автомобиля и к рулевой колонке крепятся цепи. Затем при помощи гидравлического разжима или гидравлического домкрата, рулевую колонку отводят от пострадавшего.
  • 2) Способ разблокировки других пострадавших при ДТП. С помощью гидравлических ножниц делается разрез порогов аварийного автомобиля в районе передних или задних стоек. Снизу разреза устанавливаются гидравлические домкраты. При приведении их в действие, автомобиль «ломается» в местах надрезов и поднимается «домиком», в результате чего пострадавшие освобождаются.
  • 3) При необходимости перемещения сидений надо использовать гидравлические домкраты, установив их между сиденьем и любой жёсткой частью автомобиля.

Очень осторожно извлечь пострадавших из аварийного автомобиля для оказания им первой медицинской помощи.

Наиболее распространёнными травмами при ДТП являются кровотечения, переломы и ожоги.

Во время ДТП возможна травма позвоночника, и особенно опасными будут повреждения зоны его шейного отдела. Если нет угрозы взрыва машины или ее возгорания, неправильная эвакуация людей из искореженных машин может утяжелить состояние пострадавших, нанести дополнительную травму. Поэтому их рекомендовано оставить на месте до прибытия врачей скорой помощи. Если же необходимо немедленное извлечение пострадавших из машины, и они не зажаты деталями, проводится извлечение только с предельной осторожностью. Если пострадавший в сознании, ему сообщают, что нужно вытащить его из автомобиля, просят не производить резких движений и не шевелиться. Если подозревается травма шеи, человек жалуется на боли в этой зоне, необходимо сначала соорудить из подручных средств «воротник», чтобы голова и шея, плечи были плотно зафиксированы и не сдвигались.

Обычно перелом сопровождается сильной болью и деформацией кости, а иногда еще и торчащими отломками в ране, если он открытый. Кроме того, возникает отек, а при открытых переломах — кровотечение. Если есть возможность быстро получить помощь медиков, лучше не беспокоить пострадавшего лишний раз, успокоить его и приложить холод к месту повреждения. Если же вопрос с медицинской помощью сложный, тогда нужно проведение определенных мероприятий. При открытом переломе необходимо наложение стерильной повязки, чтобы избежать лишнего загрязнения раны, а при наличии кровотечения следует меры, указанные выше. Ничего вправлять нельзя, равно как и промывать рану, это грозит сильной болью вплоть до шока и дополнительными травмами. При закрытых переломах нужна иммобилизация конечности, чтобы не наносить дополнительной травмы, это может быть шина, палка, кусок деревяшки. В дальнейшем перелом будут лечить уже профессионалы в клинике.

Введение

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

Глава 4.

Глава 5.

Обзор литературы.

1.1. Распространенность дорожно-транспортного травматизма.

1.2. Медико-тактическая характеристика травм при дорожно-транспортных происшествиях.

1.3. Организация медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

База, материал, методы и программа исследования.

Анализ медицинских последствий дорожно-транспортных происшествий в городе Москве

3.1. Общая характеристика медицинских последствий дорожно-транспортных происшествий.

3.2. Организация медицинской помощи пострадавшим в догоспитальном периоде.

3.3. Организация медицинской помощи пострадавшим в госпитальном периоде.

Новые организационные технологии в работе Московского здравоохранения по медицинскому обеспечению пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях

Сравнительная оценка показателей организации оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях в 2007 и 2009 годах.

5.1. Медицинская помощь в догоспитальном периоде.

5.2. Медицинская помощь в госпитальном периоде.

5.3. Сравнительный анализ показателей медицинского обеспечения при ДТП в 2007 и 2009 годах.

Глава 6. Экспертная оценка эффективности системы медицинского обеспечения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях и предложения по ее совершенствованию.

За безопасность на дорогах России

Цель программы: Обучение и повышение уровня качества подготовки преподавателей по обучению вождения транспортных средств к преподаванию дисциплины «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».
Документ о квалификации: Удостоверение
Продолжительность обучения: 1 месяц
Форма обучения: Очно-заочная (вечерняя), дистанционная
Стоимость обучения: 4000 руб.
Место проведения курса: БРУКК, г. Уфа, ул. Владивостокская, 10.

Модуль 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи
1.1. Порядок оказания помощи пострадавшим в ДТП. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. Оказание первой психологической помощи пострадавшим в ДТП.
1.2. Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего.
1.3. Средства первой помощи. Аптечка первой помощи (автомобильная). Профилактика инфекций, передающихся с кровью и биологическими жидкостями.
1.4. Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля. Основные транспортные положения. Транспортировка пострадавших.
Модуль 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения
2.1. Сердечно-легочная реанимация (СЛР). Особенности СЛР при электротравме, утоплении. Первая помощь при нарушении проходимости верхних дыхательных путей.
Модуль 3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах
3.1. Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке.
3.2. Первая помощь при ранениях.
3.3. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
3.4. Первая помощь при травме головы. Первая помощь при травме груди. Первая помощь при травме живота.
Модуль 4. Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии
4.1. Первая помощь при термических и химических ожогах, ожоговом шоке. Первая помощь при отморожении и при охлаждении. Первая помощь при перегревании.
4.2. Первая помощь при острых отравлениях.
4.3. Первая помощь при неотложных состояниях, вызванных заболеваниями (острые нарушения сознания, дыхания, кровообращения, судорожный синдром.
4.4. Первая помощь при политравме

5. Экзамен – 4 часа (теоретический и практический этапы)

Режим занятий

  • Очно-заочное (вечернее) обучение
  • Дистанционное обучение
  • Автошкола
  • Школа безопасного вождения
  • Безопасность дорожного движения
  • Охрана труда
  • Транспортная безопасность
  • Пожарная безопасность
  • БРУКК – детям
  • Работа на высоте
  • Кадровое делопроизводство
  • Управление персоналом
  • Другие услуги

АНО ДПО «Башкирский республиканский учебно-курсовой комбинат» — образовательная организация с историческими традициями, а сегодня — это современное учебное заведение, реализующее дополнительные образовательные программы для взрослых и детей, профессиональное обучение, профессиональную переподготовку и повышение квалификации в г. Уфа и Республике Башкортостан.

  • Автошкола
  • Школа безопасного вождения
  • Безопасность дорожного движения
  • Охрана труда
  • Транспортная безопасность
  • Пожарная безопасность
  • БРУКК – детям
  • Работа на высоте
  • Кадровое делопроизводство
  • Управление персоналом
  • Другие услуги
  • Уведомление о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда
  • Удостоверение об утверждении курсов подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы
  • Перечень образовательных услуг
  • Услуги по лицензированию и аудиту образовательной деятельности
  1. Не пытайтесь как можно быстрее достать из автомобиля всех пострадавших и утащить подальше. Или менять позу человека, лежащего на дороге. Действия непрофессионалов в таком случае могут только усугубить состояние пострадавших. Это нужно делать в крайнем случае для обеспечения безопасности или быстрейшего оказания помощи.
  2. Не накладывайте жгут при кровотечениях без веских оснований. Если он лежит в аптечке, это не значит, что его надо непременно использовать. В большинстве случаев помогает давящая повязка.

Помните! Пристёгиваться ремнями безопасности нужно не только водителю и пассажиру, сидящему впереди. Пристёгиваться должны все. Статистика столкновений в ДТП и специальные стендовые испытания показывают, что любой не пристёгнутый в салоне человек при серьёзном столкновении на скорости в 60 км в час или при переворачивании машины может погибнуть сам или убить своим телом другого пассажира. Даже если это ребёнок.

И последнее: практическая подготовка к оказанию первой помощи — это безопасность ваша и окружающих. Правильно и вовремя оказанная очевидцами первая помощь может спасти жизнь! Может быть, вашу собственную…


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *