Решение суда о взыскании ущерба от ДТП по европротоколу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Решение суда о взыскании ущерба от ДТП по европротоколу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Этот документ позволяет избежать необходимости привлечения сотрудников ГИБДД к оформлению дорожно-транспортного происшествия. Ниже приведены основные условия, позволяющие использовать европротокол для обоюдного решения некоторых аварийных ситуаций на дороге.

Внимание! Если нет уверенности в адекватном настрое второго участника аварии или в соответствии обстоятельств аварии вышеуказанным, лучше привлечь сотрудников ГИБДД.

Это позволит избежать сложностей в моментах, оставляющих поле для деятельности страховиков. Также следует обратиться в ГИБДД в случае, когда сумма нанесенного ущерба неоднозначна.

  1. Все приведенные условия и лимиты одинаково действуют как для ОСАГО, так и для каско. Но рассчитывать на возмещение убытков в размере до 400 000 рублей при отсутствии разногласий можно только, если страховщики были уведомлены с помощью вышеуказанных служб. Извещение обязательно должно поступить от обеих сторон!
  2. Ущерб возмещается в течение всего срока действия полиса. При этом количество аварий не играет роли. Страховая служба обязана покрывать все убытки в период, прописанный в договоре.
  3. С 1 сентября 2020 года можно оформить электронный европротокол через портал госуслуг в соответствующем разделе. По официальной силе он приравнивается к бумажному варианту, но обязательно требует подтверждения на сайте от обеих сторон происшествия.

Страховщик ОСАГО обязан возместить пострадавшей стороне ущерб, который причинил его клиент. В таком случае речь идет не только о материальном ущербе автомобилю или конструкциям, что были повреждены из-за вины застрахованного лица.

Помимо этого, ему потребуется возместить вред, причиненный здоровью и жизни людей – то есть расходы на лечение либо погребение. В большинстве случаев после выплаты страховая компания будет требовать регресс по ОСАГО с виновника ДТП.

Этот процесс должен происходить в судебном порядке, поэтому он требует вмешательства юриста. Если правильно проанализировать позицию истца и благодаря этому найти несоответствия в правовой конструкции, то регресса можно избежать.

Право регрессного требования страховой компании — это гарантия сохранности ее средств. Чаще всего такое право возникает в результате ДТП.

При этом совершенно неважно, есть ли у него полис ОСАГО, или нет, поскольку в этом случае он должен понести наказание за нарушение правил дорожного движения.

В 2020 году сумма страхового покрытия составляет: для имущественного вреда — 400 000 рублей, для вреда здоровью или жизни — 500 000 рублей. При отсутствии денежных средств можно оформить взыскание долга по частям через суд.

Верховный суд окончательно признал европротокол сделкой

Возможность воспользоваться правом регресса у страховщика возникает в ситуациях, предусмотренных статьей 14 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года «Об ОСАГО». Согласно нормативно-правовому акту, требования могут быть выдвинуты к виновнику дорожно-транспортного происшествия и лицу, проводившему техосмотр машины перед предоставлением диагностической карты.

Дополнительно стоит ознакомиться с положениями Гражданского кодекса РФ. В частности, рекомендуется изучить статью 1081 ГК РФ. Здесь фиксируются особенности использования права регресса к лицу, причинившему вред. В статье 966 ГК РФ отражен срок исковой давности по договорам имущественного страхования. Статья 200 ГК РФ определяет момент начала исчисления срока исковой давности.

Страховщик по ОСАГО имеет право потребовать возмещение понесенных затрат с виновника ДТП в строго установленных законом случаях. Они отражены в статье 14 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года «Об ОСАГО».

Ситуация, при которой возможен регресс Пояснение
1. Лицо, виновное в аварии, скрылось с места происшествия. Статья 12.27 КоАП РФ предусматривает наказание за оставление места ДТП. Причём гражданина могут посчитать незаконно покинувшим место аварии, если происшествие не было оформлено в соответствии с действующим законодательством, и стороны просто договорились между собой.
2. Виновник происшествия не предоставил необходимый пакет документации по Европротоколу. В случае оформления европротокола, закон обязывает подготовить необходимые бумаги в течение 5 дней с момента аварии (статья 11.1 ФЗ №40). В иной ситуации производить возмещение ущерба придётся из личных денежных средств.
3. Авария была совершена умышленно. В некоторых случаях в действиях виновника аварии могут быть выявлены черты иных правонарушений. Так, если гражданин умышленно разбил автомобиль потерпевшего, возбуждается уголовное дело по признакам порчи имущества.
4. Виновник ДТП был пьян. Факт должен быть подтвержден экспертным заключением.
5. ДТП было совершено лицом, не имеющим прав. Срок действия водительского удостоверения составляет 10 лет. После этого документ подлежит замене. Если действие не было выполнено своевременно, у страховщика возникает право выдвинуть регрессное требование к виновнику ДТП по ОСАГО. Аналогичное правило действует в случае, если у лица, управлявшего машиной в момент аварии, вовсе не было прав.
6. Лицо, ставшее виновником происшествия, не было вписано в страховой полис при оформлении ОСАГО. Заключая договор страхования, владелец транспортного средства обязан перечислить всех граждан, которые будут иметь доступ к автомобилю. Чтобы сэкономить, многие лица указывают только себя, а затем предоставляют возможность управлять автомобилем другому гражданину. Если он совершает аварию, страховщик может выдвинуть репрессивные требования. Правило не действует, если страховка не предусматривает ограничение количество лиц на управление автомобилем.
7. Нарушена сезонность эксплуатации авто. Водитель указывает во время составления договора период, когда будет эксплуатироваться машина. Так, если в полисе ОСАГО указывается летнее время, ездить на машине осенью нельзя. Если в это время произошла авария, страховщик может истребовать выплаты с виновника происшествия.
8. Виновник начал ремонт автомобиля, не получив согласие страховщика. Правило действует в течение 15 дней с момента аварии. Аналогичная ситуация возникает, если виновник происшествия отказывается проводить экспертизу транспортного средства.
9. Завершился срок действия диагностической карты. Во внимание принимается состояние документа на момент ДТП.

Она подразумевает под собой право страховой компании требовать возмещения убытков с виновника ДТП, которые она понесла в результате выплат пострадавшей стороне. Сумма, предъявляемая виновнику происшествия в качестве таких убытков, не может превышать размер фактической страховой выплаты потерпевшему.

Для водителей транспортных средств по ОСАГО их обязанности регулирует ФЗ-40 (Федеральный закон РФ). Именно в нем детально описан механизм регресса страховой по европротоколу, в старой редакции включающий широкоизвестный среди автолюбителей подпункт «Ж» первого пункта статьи №14.

С 1 мая 2020 года были внесены важнейшие поправки в закон об ОСАГО, и вступил в силу новый порядок регресса по европротоколу. Касается он только тех случаев ДТП, которые произошли после этой даты.

Все происшествия, зарегистрированные раньше, рассматриваются судом по старым правилам. Поэтому лицам, причинившим вред в авариях до этой даты, не платить регресс по ОСАГО на порядок сложнее.

Все нововведения в закон об ОСАГО приведены в соответствующем законе ФЗ-88 от 01.05.2019, одобренного Государственной Думой 22 апреля. Детально ознакомиться с ним можно на официальном интернет-портале правовой информации по этой ссылке.

Условие необходимости извещения страховой службы о происшествии виновником случившегося и пострадавшим в течение 5 дней сохраняется. Главное, что необходимо знать теперь страховщики не имеют права использовать его нарушение в качестве повода для возмещения понесенных затрат. Но это вовсе не означает, что регресс по европротоколу отменили совсем.

Ответ на это прост: садиться за руль трезвым и с документами, а главное, соблюдать процедуры, следующие за оформлением европротокола.

На основании ст. 14.1 Закона « Об ОСАГО» каждый участвующий в ДТП водитель обязан в течение 5 дней уведомлять об аварии свою страховую. Сделать это можно несколькими способами, главное все правильно оформить. Есть четыре варианта:

  1. Лично передать агенту или в офис страховщика. При этом с бланка обязательно нужно снять копию и потребовать поставить на оборотной стороне подпись, дату и расшифровку о том, что оригинал извещения получен на руки. Иногда страховые агенты стараются убедить водителя сдать копию, а оригинал оставить при себе «на всякий случай». Но в этом уже кроется ловушка. Передаваться должен только оригинал. В противном случае считается, что европротокол не был направлен в срок. А вот копию с отметкой обязательно нужно оставить на руках. При необходимости она послужит доказательством в суде. Нельзя соглашаться на отказ в приеме документов, ни по каким основаниям.
  2. Отправить почтой. Далеко не всегда есть возможность встретиться с агентом. В этой ситуации на помощь приходит почта. Оригинал извещения направляется заказным письмом с описью вложения. Именно таким образом на руках у человека останется подтверждение того, что: в письме было именно извещение, адресатом была страховая компания, отправление было доставлено.
  3. Передать с аварийным комиссаром. По городам курсируют десятки авто аварийных комиссаров. Они готовы оказать полный комплекс услуг по оформлению ДТП. Большинство из них состоят в штате крупной страховой компании. Разумеется, они будут в первую очередь работать в интересах работодателя. Поэтому, соглашаясь передать извещение через комиссара нужно получить расписку в получении с обязательством передать ее страховщику, а так же составить договор на оказание услуг.

Внимание! Пятидневный срок начинает течь со следующего дня после аварии. При этом учитываются только рабочие дни.

Ст. 14. 1 Закона « Об ОСАГО» прямо говорит, что ремонтировать или утилизировать авто до истечения 15 суток с момента аварии нельзя. В это время страховщик может потребовать предоставить свой транспорт для осмотра.

Предлагаем ознакомиться: Что значит арест средств

Требование предоставлении авто для экспертизы должно быть письменным. Все телефонные звонки можно смело игнорировать, будто их и не было. Однако даже если оно не поступило желательно обратиться к независимому эксперту.

Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.

Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:

  • виновное лицо покинуло место ДТП
  • отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
  • произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
  • потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
  • произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
  • отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
  • взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Взыскание без учета износа с виновника

Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

  1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
  2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
  3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
  4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

  • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
  • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Вступившее в силу нововведение об отмене пресловутого пункта «Ж» существенно упростило жизнь водителей. Но само право взыскания денежных средств с виновников ДТП у страховых компаний никто не отбирал. Чтобы не платить регресс по европротоколу, следует помнить о других ключевых, ныне действующих, условиях его реализации:

  1. Гражданин, причинивший вред в ДТП, не имел права управлять транспортным средством или его данные не были указаны в договоре ОСАГО.
  2. Транспорт, участвовавший в аварии, был отправлен на ремонт или утилизирован в течение 15 календарных дней после происшествия без письменного соглашения страховой. При этом нерабочие и праздничные дни исключаются.
  3. Виновник случившегося был в состоянии опьянения (наркотического и алкогольного, любого иного) или выпил сразу после происшествия.
  4. Человек, причинивший ущерб в аварии, отказался от освидетельствования его состояния медиками.

Действующая судебная практика по регрессу при составлении европротокола позволила существенно снизить количество ситуаций, в которых он может быть успешно реализован. Но все же водителям не стоит терять бдительность. В случае любых сомнений лучше сразу обращаться за поддержкой ГИБДД или опытных частных юристов.

Взыскание убытков с виновника это один из механизмов, позволяющих уменьшить фактические расходы страховиков. Поэтому они будут до последнего стараться найти повод для его успешного воплощения.

Для предъявления регрессных претензий и исков применяются нормы ГК РФ. В сфере ОСАГО предусмотрены специальные основания для регресса. Они зафиксированы в ст. 14 Закона № 40-ФЗ. По иным основаниям, не предусмотренным указанным нормативным актом, страховщик не может предъявить претензии виновникам ДТП.

Важные правила о возмещении ущерба по ОСАГО содержит и Постановление Пленума ВС РФ от 29.01.2015 № 2. Оно существенно ограничивало право страховщиков предъявлять регрессные иски, если было нарушено формально требование о представлении извещения о ДТП в пятидневный срок. Сейчас этот пункт вообще исключен из Закона № 40-ФЗ.

Факт пропуска срока подачи извещения о ДТП теперь не позволяет страховым компаниям направлять регрессные претензии и иски. Так как указанное правило являлось наиболее распространенной причиной для споров, фактически произошла отмена регресса по Европротоколу.

Так как правило о непредставлении извещения о ДТП было устранено из Закона № 40-ФЗ, у страховщика осталось не так много оснований для использования регресса. Такое требование при использовании Европротокола может предъявляться:

  • в случае ремонта автомашины без обращения в страховую компанию в течение 15 дней после аварии, либо непредставление авто на осмотр экспертами от страховой;
  • если виновный водитель не был вписан в страховку ОСАГО;
  • если на момент происшествия истек срок действия диагностической карты на транспортное средство;
  • иные основания, указанные в ст. 14 Закона № 40-ФЗ.

Суть схемы Европротокола заключается в упрощенной форме заполнения документов на месте аварии, ускоренной процедуре рассмотрения заявлений о выплатах. Страховщик заведомо несет убытки при таком варианте возмещения, так как ему приходится выплачивать компенсацию по ОСАГО только на основании извещения, составленного без участия ГИБДД. Поэтому естественное желание отсудить у виновника выплаченные суммы может сопровождаться неправильной трактовкой закона.

Выделим ряд ключевых моментов судебной практики, которые указаны в Постановлении Пленума ВС РФ № 2:

  • решение суда по регрессным требованиям не должно содержать оценку нарушения ПДД (это практически полностью устраняет такое основания для регресса, как управления в пьяном виде);
  • сумма по регрессу должна строго соответствовать платежным документам в пользу потерпевшего;
  • при несогласии с расчетом ущерба по Европротоколу, виновник вправе настаивать на независимой оценке.

На практике это означает следующее. При составлении Европротокола стороны сами декларируют предварительный размер ущерба (не более 100 тыс. руб.). Если страховщик проведет оценку, он обязан выплатить компенсацию по фактически подтвержденным повреждениям. Однако и при рассмотрении иска по регрессу можно повторно оценить характер и размер ущерба. Это вправе сделать суд по своей инициативе, либо по ходатайству ответчика. Если размер требований завышен, либо расчет осуществлялся с нарушением методики ЦБ РФ, будет вынесен полный или частичный отказ от иска.

Правило регресса по ОСАГО позволяет страховщику взыскать с виновника аварии сумму, выплаченную пострадавшему. Такие претензии и иски могут подаваться и при использовании сторонами Европротокола. Основания для регресса должны соответствовать статье 14 Закона № 40-ФЗ. а страховая компания обязана доказать размер ущерба.

  • Что делать после аварии
  • Что такое европротокол
  • Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД
  • Что нужно заполнить на бумаге
  • Как заполнить бланк европротокола
  • Как оформить европротокол через приложение
  • Куда подавать документы на выплату
  • Размер выплат по европротоколу

Страховая предъявила мне претензию или подала на меня в суд, потому что я не отправил европротокол (извещение о ДТП) в течение пяти дней после ДТП. Что мне делать?

Закон «Об ОСАГО» статья 14, пункт «Ж» (видимо не зря выбрана именно эта буква) гласит:

указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение ПЯТИ рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Начиная с 2003 года, когда появилось ОСАГО, ни один виновник ДТП ничего и никогда не отправлял в страховую компанию. Люди привыкли, что везде бегает с бумажками потерпевший. Неглупые страховые компании смекнули, что на этом можно заработать и пролоббировали себе этот пункт в Законе.

Как влияет то, что Вы не отправили Извещение о ДТП страховщику на его обязанность выплатить страховое возмещение? НИКАК! Даже в пояснительной записке к поправкам в Закон «Об ОСАГО» ничего не сказано о причинах появления пункта «Ж» в статье 14. Просто так.

Итак, спасибо депутатам! Теперь, если виновник ДТП, оформил его вместе с потерпевшим без участия ГАИ, он обязан в течение 5 рабочих дней направить в свою страховую компанию заполненный европротокол (извещение о ДТП). Если не направит, то страховая компания будет требовать с него то, что выплатит потерпевшему. Оп! Как Вам такой фокус?

Направлять бланк нужно только Почтой России (ценным письмом с описью вложения) по юридическому адресу страховой компании или её филиала в Вашем регионе.

Порядок взыскания с виновника ДТП

Возможно, Вам предоставят эти документы, но не факт. Если всё таки документы Вам дадут, то бегите с ними к независимому эксперту-технику и просите его проверить цифры, указанные в заключении эксперта-техника от страховой компании.

Если цифры адекватные и повреждения соответствуют действительности, то придётся платить. При добровольном согласии на досудебное урегулирование страховые компании часто дают рассрочку. Позвоните страховщику или придите в офис и попросите рассрочку.

Если цифры неадекватные, а повреждения «нарисованы», то требуйте снижения суммы до приемлемой.

Когда потерпевший обращается в свою страховую компанию с заполненным извещением о ДТП, то его страховая компания запрашивает страховщика виновника на предмет наличия у виновника договора страхования ОСАГО. Если одобрение (акцепт) от страховой компании виновника приходит без того, что виновник сдал извещение о ДТП в свою страховую компанию, то никаких негативных последствий для страховой компании виновника не наступает.

Таким образом, не имеет значения передал виновник свой европротокол в страховую компанию или нет. Раскрутить эту тему в суде непросто, так как судьи не часто интересуются такими нюансами, как процедура общения между страховщиками, но вполне возможно при грамотном подходе.

Понятие «Европротокол» не является юридическим и не имеет законодательного закрепления.

Рассматриваемый нами способ оформления дорожно-транспортных происшествий позаимствован отечественным законодателем из-за рубежа.

В его основе лежит модель, разработанная и широко применяемая в ряде европейских стран.

В отечественном законодательстве процедура оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции регламентирована в статье 11.1 ФЗ РФ «Об ОСАГО» в редакции ФЗ № 223 от 21 июля 2014 г.

За годы применения Европротокола при оформлении дорожно-транспортных происшествий доля убытков, урегулированных посредством применения данной процедуры составляет менее 9 процентов от общего числа страховых случаев.

Такой невысокий показатель обусловлен тем, что участникам дорожных автопроисшествий сложно объективно оценить на месте происшествия размер причиненного ущерба.

Риск того, что установленного лимита страхового возмещения не будет достаточно для полноценного ремонта поврежденного автомобиля, удерживает потерпевших от применения Европротокола при ДТП.

В настоящее время изменениями в закон «Об ОСАГО» внесенными Федеральным законом № 223 от 21 июля 2014 года увеличен до 50000 рублей размер страховой суммы в рамках Европротокола.

С 1 октября 2014 года ограничение размера страховой суммы, при урегулировании убытков по правилам Европротокола, не распространяется если дорожно-транспортное происшествие оформляется на территориях Московской и Ленинградской областей, а также в городах федерального значения – Москва и Санкт-Петербург в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 11.1 ФЗ « Об ОСАГО».

Данные новации призваны стимулировать водителей, попавших в аварии, самостоятельно оформлять ДТП, что позволит частично решать проблемы заторов на дорогах.

Статья по теме:

Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

Оформление дорожно-транспортного происшествия по Европротоколу осуществляется по взаимной договоренности двух водителей автотранспортных средств.

Применение Европротокола при ДТП является правом, а не обязанностью участников происшествия.

Процедура оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД устанавливается Банком России при наличии совокупности обстоятельств, каждое из которых является необходимым, а все вместе достаточными для применения Европротокола.

Перечень обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 11.1 ФЗ «Об ОСАГО», является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Требования к условиям процедуры Европротокола в точности воспроизводятся и дублируются в пункте 2.6.1 Правил дорожного движения РФ.

Европротокол при ДТП применяется если:

  1. В ДТП участвует только два транспортных средства.

    В аварии участвует только два автомототранспортных средства, собственники (владельцы) которых застраховали свою ответственность в порядке и на условиях, предусмотренном Законом « Об ОСАГО». Наличие иных участников и транспортных средств недопустимо.

  2. Вред в результате аварии причинен только автомобилям, но не жизни и (или) здоровью их водителей.

    Закон регламентирует, что Европротокол применяется при отсутствии вреда , причиненного жизни и (или) здоровью водителям, пешеходам, пассажирам, то есть речь идет только о материальном ущербе от повреждения транспортных средств.

  3. Владельцы обоих транспортных средств на момент ДТП должны иметь в наличии действующие полисы обязательного страхования автогражданской ответственности – ОСАГО.

    Для применения Европротокола при дорожно-транспортном происшествии Закон требует соблюдения условия обязательного страхования гражданской ответственности обоими его участниками.

  4. Между участниками происшествия не имеется разногласий относительно обстоятельств происшествия, перечня и характера видимых механических повреждений транспортных средств, которые фиксируются сторонами в извещении о ДТП.

    Под обстоятельствами происшествия понимается весь механизм дорожно-транспортного происшествия — то есть, совокупность взаимосвязанных причин, условий и факторов, определяющих их появление.

Следует помнить о том, что отсутствие разногласий между участниками автопроисшествия относительно его обстоятельств на месте дорожно-транспортного происшествия не гарантирует стороны от их дальнейшего появления.

По этой причине представляется уместным составить самостоятельно схему ДТП, произвести фотографирование места происшествия и поврежденные транспортные средства.

Статьи по теме:

Схема ДТП

Образец схемы ДТП

Составление схемы ДТП

Для того, чтобы минимизировать риски возможного дальнейшего обжалования обстоятельств происшествия его участниками и избежать отказа в страховой выплате, необходимо скрупулезно зафиксировать эти обстоятельства в бланке – извещения о ДТП.

Форма бланка – извещения о ДТП утверждена приказом МВД России № 155 от 01.04.2011 г.

Бланки выдаются cтраховщиками при заключении договоров ОСАГО и прилагаются к Правилам ОСАГО.

Бланк извещения о ДТП заполняется его участниками в двух экземплярах, подписываются ими и направляются cтраховщикам (каждый своему) не позднее пяти рабочих дней с момента происшествия.

Потерпевший прилагает к извещению о ДТП заявление о прямом возмещении убытков.

Речь идёт о том, что большинство изданий и обычных пользователей называет «реформой ОСАГО». Но, если быть точнее, то это только её начало.

  • 17 апреля 2021 года Госдумой был принят Федеральный закон №88-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Больше всего поправок внесено в закон Об ОСАГО.
  • 1 мая 2021 года документ был официально опубликован и вступил в законную силу, но не по всем пунктам.
  • отдельные нормы обновлений законодательства вступают в силу в июне, сентябре и в конце октября этого же года.

.

До 01.01.2019 за причиненный в результате ДТП вред жизни или здоровью потерпевшего можно было получить выплату с нескольких страховщиков, причем с каждого в размере страховой суммы. Об этом указывал Верховный Суд РФ в своем Определении.

На сегодняшний день возможности получить «двойную» выплату с нескольких страховщиков не будет.

Закон дополнили пунктом 9.1 статьи 12, который говорит о том, что страховщики в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, осуществляют страховую выплату солидарно. При этом общий размер выплаты не может превышать размер страховой суммы по ОСАГО.

В ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО» указано, что страховщик может требовать возмещения своих затрат, если вред возник по вине владельца транспорта, находившегося за рулем в нетрезвом виде. При этом положения нормы охватывают состояние не только алкогольного, но и наркотического или другого (в том числе токсикологического) опьянения.

Здесь целесообразно привести пример из практики. По одному из дел страховщику было отказано в компенсации понесенных им затрат, поскольку данные о нетрезвом состоянии виновного присутствуют только в справке о ДТП. Чтобы воспользоваться положениями Закона «Об ОСАГО», необходимо получить заключение по результатам медосвидетельствования. При его отсутствии факт управления ТС в состоянии опьянения признается недоказанным.

Регресс – это право обратного требования. В случае ОСАГО право страховой компании потребовать с виновного водителя деньги в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения.До внесения поправок страховщики требовали с виновников ДТП выплаченные суммы, за то, что они в течение 5 рабочих дней не направили или не вручили страховщику свой экземпляр европротокола.

Более подробно вопрос о том, как избежать такого регресса, мы рассмотрели в нашей специальной статье.

Как не платить регресс по Европротоколу: возражение на регрессный иск страховой

С мая также появился новый пункт в статье 14 Закона об ОСАГО которая устанавливает право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.

В пункте 5 теперь прописано исключение, которое не позволяет требовать с пешехода, которому в ДТП причинен вред здоровью, либо с его родственников или наследников в случае смерти пешехода, возмещения вреда, причиненного транспортному средству в таком ДТП.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях).

владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).

С 1 ноября 2020 года оформление извещения о ДТП по европротоколу ОСАГО будет осуществляться:

  • повсеместно;
  • не зависимо от наличия согласия в отношении обстоятельств ДТП или определении виновника;
  • не только для ТС – участников ДТП, принадлежащих физическим лицам, но и для ТС юридических лиц.

Без участия сотрудников ГИБДД сейчас могут оформляться ДТП с максимально возможной выплатой в 400 тыс. руб.

По-прежнему не могут оформляться по европротоколу ДТП:

  • если в нем участвовало более 2 ТС;
  • если у участников нет действующего полиса ОСАГО;
  • есть пострадавшие люди;
  • нанесен урон имуществу третьих лиц.

Наряду с заполнением электронного заявления о ДТП остается возможность заполнения европротокола на бланке вручную. Оформление в электронном виде осуществляется с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Возможность рукописного заполнения оставлена для автолюбителей старшего поколения, которые не привыкли пользоваться мобильными приложениями, вообще не пользуются смартфонами или не зарегистрированы на портале «Госуслуги», а также на случай технических проблем, несогласия сторон при крупных ущербах, при вызове ГИБДД.

Оформление ДТП без вызова сотрудников ГИБДД существенно экономит время и снижает риск многочасовых пробок, но иногда лучше перестраховаться. Этот совет относится к ситуациям:

  • когда ущерб может оказаться больше 400 тыс. руб. – максимальной выплаты по ОСАГО, и возможно судебное урегулирование части убытка;
  • нет согласия в виновности одного из участников, и ущерб превышает 100 тыс. руб.;
  • водитель одного из ТС не вписан в полис ОСАГО;
  • полис вызывает сомнение в подлинности или не найден в базе РСА (при проверке по сайту или при попытке оформления электронного извещения);
  • один из участников имеет полис КАСКО и предполагает им воспользоваться;
  • если стресс не позволяет заполнить извещение без ошибок.

Если на руках у одного из участников окажется полис компании, у которой отозвана лицензия, то следует обратиться с извещением о ДТП:

Если лицензия отозвана Если соблюдены условия

прямого возмещения

Если не соблюдены условия прямого возмещения
У страховщика виновника В СК потерпевшего В РСА
У СК потерпевшего В СК виновника В СК виновника
У обоих страховщиков В РСА В РСА

Извещение заполняется по всем правилам либо в рукописном виде, либо в электронном, с помощью «Помощника ОСАГО». Второй вариант предпочтительнее, так как извещение попадает в базу РСА автоматически, и уже регулятор сам будет решать, кому осуществлять выплату.

Если для пяти регионов, где проводился эксперимент, размер выплат уже в прошлом году был изменен до 400 тыс. руб., то для остальных он не превышал 100 тыс. руб., а до этих изменений составлял 50 тыс.

С 1 ноября текущего года выплата при оформлении европротокола может доходить до 400 тыс. руб., если участниками выполнены 2 условия:

  • была произведена фотофиксация ДТП и всех повреждений;
  • было достигнуто согласие между сторонами.

Выплата не будет превышать 100 тыс. руб.:

  • если не осуществлялась фотофиксация, но стороны пришли к согласию;
  • или стороны не пришли к согласию о вине или нанесенных повреждениях, но осуществили фотофиксацию происшествия.

При наличии разногласий и отсутствии фотофиксации возмещение по европротоколу не выплачивается. Причинитель вреда предоставляет в свою страховую компанию экземпляр извещения не позднее, чем в течение 5 суток после аварии. Желательно, чтобы потерпевший тоже обратился к своему страховщику и написал заявление о прямом возмещении убытка. Если обратились оба, страховщики сами договариваются между собой, кто оформит выплату.

При оформлении аварии по европротоколу оба участника не должны приступать к ремонту ТС в течение 15 календарных дней после ДТП, которые считаются без учета праздничных дней.

Это правило введено для того, чтобы страховщик мог осмотреть оба автомобиля, если у него возникнут подозрения в инсценировке ДТП или искажении его обстоятельств.

Решение по делу о взыскании ущерба от ДТП

По извещению о ДТП с фиксацией выплата может составить до 400 тыс. руб., а без фотографий – до 100, поэтому важно правильно провести эту процедуру. Для каждой автомашины:

  • делается снимок, на котором, кроме ТС, видны неперемещаемые объекты инфраструктуры и при наличии – следы торможения;
  • фотографируется регистрационный знак;
  • делаются снимки всех поврежденных элементов кузова и внутренних узлов и деталей, если они повреждены и видны.

При съемке вертикальных поверхностей оптическую ось объектива следует располагать горизонтально.

При ДТП водители могут использовать европолис и сберечь несколько часов. Бумажный бланк состоит из двух листов и заполняется с двух сторон.

Преимущества:

  1. — быстро;
  2. — просто;
  3. — ликвидация пробок на проезжей части из-за ДТП;
  4. — выдается бесплатно в момент получения полиса ОСАГО;
  5. — заполнение возможно от руки или онлайн в приложении Помощник ОСАГО;
  6. — заполняется один документ на двоих.

Недостатки:

  1. 1. Чаще всего сумма покрытия убытков будет MAX 100 тысяч рублей (иногда, при соблюдении условий, может доходить до 400 тысяч рублей. Про условия сказано ниже).
  2. 2. Оформляется не при всех видах ДТП.

Европротокол оформляется, когда:

  1. 1. В ДТП попали только 2 автомобиля.
  2. 2. Водители и пассажиры не пострадали вообще.
  3. 3. Никакое состояние, кроме ТС, не пострадало.
  4. 4. У водителей есть действующий полис ОСАГО и им документально разрешено управлять своими ТС.
  5. 5. Ущерб по визуальной оценке менее 100 тысяч рублей.
  6. 6. Водители обоюдно решили, кто виноват в ДТП.
  7. 7. Оба водителя готовы зарегистрировать ДТП без вызова работников ГИБДД и подписать европротокол.

Начнем с того, где взять бланк. Изначально бланк ДТП выдается в страховой компании при оформлении полиса обязательного страхования.

Также возможно скачать и распечатать бланк извещения о ДТП в формате pdf.

Заполнять бланк необходимо печатными буквами, шариковой ручкой, указав:

  1. 1. Дату и место аварии.
  2. 2. Количество машин, попавших в ДТП (но не более двух).
  3. 3. Прочерк в графе пострадавших и жертв.
  4. 4. Прочерк в графе освидетельствования.
  5. 5. Отсутствие ущерба третьих лиц (отметить прочерком).
  6. 6. Свидетелей: их ФИО, телефоны и адрес проживания.
  7. 7. Данные ТС.
  8. 8. Данные собственника ТС.
  9. 9. Данные водителя ТС.
  10. 10. Название страховой компании.
  11. 11. Место первого удара.
  12. 12. Тип и степень повреждений.
  13. 13. Обстоятельства, схема ДТП: разметка, знаки, светофоры, названия улиц, направления движений, положение транспортных средств.
  14. 14. Подписи водителей.

Для верного оформления схемы ДТП надо соблюдать некоторые правила.

На рисунке должны быть изображены:

  1. 1. Точный адрес места аварии.
  2. 2. Дорожная разметка и знаки.
  3. 3. Важные детали.
  4. 4. Отображение направления движения авто и последствия.
  5. 5. Перекрестки, светофоры, трамвайные пути, ограждения, столбы.
  6. 6. Место удара обозначается крестиком.
  7. 7. Следы от шин, если таковые имеются.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *