ДТП возмещение ущерба в бухгалтерском учете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП возмещение ущерба в бухгалтерском учете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным условием эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). Поэтому ДТП с участием незастрахованных автомобилей бывают нечасто.

Если виновником такого ДТП признан водитель незастрахованного автомобиля организации, то все расходы, связанные с ремонтом собственного автомобиля и возмещением ущерба потерпевшей стороне, организация оплачивает за свой счет (п. 6 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). При этом в учете указанные операции отражаются следующим образом.

Если организация ремонтирует собственный автомобиль своими силами, в учете сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 20 (23, 25, 26, 44…)

– списаны расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Если организация ремонтирует собственный автомобиль силами подрядчика (например, в автосервисе), сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 60 (76)

– списаны расходы на ремонт, выполненный подрядчиком.

Операции, связанные с возмещением ущерба, отразите проводками:

Дебет 91-2 Кредит 76

– отражена задолженность перед пострадавшей стороной по выплате, связанной с возмещением ущерба (на основании документов, подтверждающих обязательства организации, например, по решению суда);

Дебет 76 Кредит 51 (50)

– погашена задолженность по возмещению ущерба потерпевшей стороне.

Если водитель организации признан потерпевшей стороной, то возместить организации ущерб должен виновник ДТП, управлявший незастрахованным автомобилем. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ. Если виновник аварии отказывается сделать это добровольно, возмещение ущерба следует потребовать через суд. В этом случае в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1

– отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению виновной стороной;

Дебет 51 (50) Кредит 76

– поступили средства от виновной стороны в счет возмещения ущерба.

ДТП с участием транспорта организации

Страховое возмещение (сумму, полученную в возмещение ущерба от виновной стороны) включите в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов является:

  • при методе начисления – день поступления средств от страховой компании или день вступления в законную силу судебного решения о возмещении ущерба (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 4.22, 4.23 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П);
  • при кассовом методе – день поступления средств на расчетный счет (в кассу) организации (п. 1 ст. 273 НК РФ).

При этом расходы на ремонт автомобиля уменьшат налоговую базу по налогу на прибыль в обычном порядке.

Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, в определенных случаях обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Сотрудник должен возместить:

  • сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
  • стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).

При расчете налога на прибыль стоимость ущерба, которую должен погасить виновный, отразите в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).

При кассовом методе размер внереализационных доходов будет равен сумме удержаний из зарплаты сотрудника в каждом отчетном периоде (п. 2 ст. 273 НК РФ).

При методе начисления доход определяйте на дату признания ущерба виновным лицом. Если организация добивается возмещения ущерба через суд, датой признания дохода является день вступления судебного решения в законную силу. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ. Если решение не будет обжаловано, оно вступает в силу через 10 дней после вынесения (ст. 321 Гражданского процессуального кодекса РФ). В этом случае доходы признаются в размере, указанном в судебном решении.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль учесть расходы, связанные с устранением последствий ДТП, виновником которого признан сотрудник организации?

Если материальный ущерб с сотрудника не удерживается, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, компенсирует ли сотрудник материальный ущерб, нанесенный организации, или нет.

Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Сотрудник должен возместить:

  • сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
  • стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).

Однако по решению руководителя организации сотрудник может полностью или частично не возмещать причиненный им ущерб (ст. 240 ТК РФ).

Если виновный в аварии установлен, но по решению руководителя материальный ущерб с сотрудника не удерживается, расходы, связанные с ДТП (возмещение потерпевшей стороне и ремонт собственного автомобиля) при расчете налога на прибыль учесть нельзя. Такая позиция объясняется следующим.

Поскольку ущерб нанес сотрудник, то в соответствии со статьями 238 и 243 Трудового кодекса РФ он должен его компенсировать. Отказ от взыскания суммы ущерба с виновного сотрудника – это право, а не обязанность организации (ст. 240 ТК РФ). Воспользовавшись этим правом, организация не может признать расходы по возмещению ущерба потерпевшей стороне (сверх страховки) экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Подпункт 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяется. По мнению Минфина России, эта норма распространяется только на расходы по возмещению ущерба, нанесенного третьим лицам действиями самой организации. Например, при нарушении договорных обязательств (письма Минфина России от 24 июля 2007 г. № 03-03-06/1/519, от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66).

Если виновник ДТП установлен, но ущерб с него не взыскан, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля. Положения пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ распространяются лишь на те виды ремонта, в ходе которых основные средства предохраняются от преждевременного износа или восстанавливаются после эксплуатации в обычных условиях. Расходы на ремонт автомобиля после ДТП (при наличии виновного лица, с которого не взыскан ущерб) этим критериям не отвечают (см., например письмо УМНС России по г. Москве от 10 января 2003 г. № 26-12/02226).

Совет: есть аргументы, позволяющие организациям учесть при расчете налога на прибыль как расходы по возмещению причиненного ущерба, так и расходы на ремонт своего автомобиля, поврежденного в результате ДТП. Даже в том случае, если виновник аварии установлен, но сумма ущерба с него не взыскана. Эти аргументы заключаются в следующем.

Начнем с того, что некая организация ООО «Луч» в соответствии с Законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ), застраховала в феврале 2010 г. принадлежащий ей автомобиль. По условиям страхования срок ОСАГО определен с 11 .февраля 2010 г. по 11февраля 2011 г. Страховая премия по полису составила 5200 руб.

Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Об этом сказано в пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина от 27сентября 1998 г. № 34н.

Бухгалтер ООО «Луч» сделает следующие записи в бухгалтерском учете:

10.02.10: Дебет 76.1 Кредит 51

– перечислена сумма страховой премии по полису ОСАГО – 5200 руб.

11.02.10: Дебет 97 Кредит 76.1

– отнесена в расходы будущих периодов сумма страховой премии – 5200 руб.

28.02.10: Дебет 26 Кредит 97

– списана в расходы часть страховой суммы:

256,44 руб. (5200 : 365 х 18 = 256,44)

31.03.10: Дебет 26 Кредит 97

– списана в расходы часть страховой суммы:

441,64 руб. (5200 : 365 х 31 = 441,64)

30.04.10: Дебет 26 Кредит 97

– списана в расходы часть страховой суммы:

427,40 руб. (5200 : 365 х 30 = 427,40)

Если страховой случай не наступит, бухгалтер ежемесячно будет включать в расходы часть страховой премии по описанной выше схеме. А в феврале 2011 г. он отразит в расходах оставшуюся часть суммы.

Для простоты учета бухгалтеры часто рассчитывают ежемесячную сумму страховки простым делением на 12 месяцев. Страдает точность, но экономится время. Возникающая разница, как правило, не приводит к существенному искажению себестоимости.

В налоговом учете расходы на страхование подлежат учету в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ равномерно, в течение срока действия договора. Поэтому разницы между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает.

Если машина попала в аварию, ущерб возмещается страховой компанией виновника ДТП.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  1. в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, но не более 160 тысяч рублей;
  2. в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, но не более 160 тысяч рублей;
  3. в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, но не более 120 тысяч рублей.

Эти нормы установлены статьей 7 Закона.

При поступлении страховой суммы на счет организации ее нужно отразить в бухгалтерском учете как прочие доходы, а сумму, потраченную на ремонт автомобиля – в составе расходов от обычных видов деятельности.

Вернемся к предыдущему примеру. Предположим, что в мае 2010 г. машина попала в аварию, виновником которой был водитель другой организации. Расходы на ремонт автомобиля составили 160 000 рублей, а полученное страховое возмещение составило 120 000 руб.

Бухгалтер ООО «Луч» проведет в учете следующие записи:

25.05.10: Дебет 26 Кредит 60

– приняты к учету расходы на ремонт автомобиля, согласно документам от автосервиса – 135 593 руб.

25.05.10: Дебет 19-3 Кредит 60

– выделен НДС на основании счета-фактуры – 24 407 руб.

25.05.10: Дебет 91-2 Кредит 19-3

– отражен НДС в составе прочих расходов – 24 407 руб.

31.05.10: Дебет 51 Кредит 76.1

– получено страховое возмещение от страховой компании в сумме 120 000 руб.

28.05.10: Дебет 76.1 Кредит 91

– учтена в составе прочих доходов сумма страхового возмещения на основании документа страховой компании о признании суммы ущерба – 120 000 руб.

В налоговом учете признание убытка в размере 40 000 рублей может быть оспорено налоговыми органами. И основания для такого спора имеются.

Согласно статьям 1064, 1079 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (а это и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

Чаще всего решение о возмещении вреда является предметом судебного разбирательства, поэтому многие организации отказываются от этой процедуры и предпочитают терпеть убытки.

Налоговый кодекс рассматривает расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Если организация сознательно отказывается от получения дохода, то и соответствующие расходы она признавать не должна.

Налоговики неоднократно высказывали точку зрения, которая заключается в том, что затраты по восстановительному ремонту автомобиля после дорожно-транспортного происшествия не могут превышать суммы возмещения, полученного от страховой компании. (письмо УФНС России по г. Москве от 21 марта 2007 г. № 19-11/25344). Неправомерность вычета по налогу на добавленную стоимость объясняется тем, что страховое возмещение не является объектом налогообложения по НДС. Вычетам подлежат только те суммы НДС, которые приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Поэтому организация, отразившая в расходах полную сумму ремонта и применившая налоговый вычет по НДС, должна быть готова к защите своей позиции в суде.

По этому вопросу имеется положительная судебная практика (постановление ФАС Уральского округа от 7 июля 2008 г. № Ф09-4771/08-С3 по делу № А76-23428/07, Постановление ФАС Московского округа от 8 июля 2009 г. № КА-А40/5895-09 и др.).

Страховая компания нередко оплачивает ремонт поврежденного транспорта напрямую в автосервис, минуя счет автовладельца. В таких случаях организация может не признавать в налоговом и бухгалтерском учете ни доходы в виде страхового возмещения, ни расходы в виде стоимости ремонта, оплаченного страховщиком. Как правило, это касается договоров добровольного страхования КАСКО.

Как отразить в учете затраты на ДТП с участием автомобиля организации

Если автомобиль организации попал в ДТП и при этом нанесен ущерб третьему лицу, а выплата, полученная от страховщика, не покрывает стоимость ремонта, то перед организацией встает вопрос о возмещении материального ущерба.

Организация имеет право взыскать эту сумму с работника, а может этого не делать и выплатить возмещение за счет средств организации.

Полная материальная ответственность сотрудника наступает в связи с причинением ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Вина водителя определяется в протоколе, который составляется органами внутренних дел при совершении ДТП. Поэтому у организации наступает право требования возмещения материального ущерба от работника.

Статья 238 Трудового кодекса обязывает сотрудника, причинившего ущерб имуществу организации, возместить его сумму. Для того чтобы правильно отразить в учете эту операцию, необходимо иметь документальные основания. Ими могут служить либо решение суда, либо заявление работника о признании им суммы материального ущерба (10.2 ПБУ 9/99).

В бухгалтерском учете поступившие от работника денежные средства признаются прочими доходами организации.

Полученные от сотрудника денежные средства в счет возмещения ущерба налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Удержание ущерба возможно ежемесячно из заработной платы работника, но в размере не более 20 процентов от суммы, причитающейся к выплате (ст. 138 ТК РФ).

Предположим, в мае 2010 г. автомобиль ООО «Луч» попал в аварию, в результате которой был причинен материальный ущерб третьему лицу. Виновником аварии признан водитель организации. По решению суда с него взыскивается материальный ущерб в размере 40 000 рублей. Ежемесячная заработная плата водителя составляет 25 000 рублей.

При отражении операций по погашению ущерба от ДТП бухгалтером делаются следующие записи:

23.05.10: Дебет 91.2 Кредит 76

– организацией признан материальный ущерб перед третьим лицом 40 000 руб.

25.05.10: Дебет 73 Кредит 91

– водителем организации признан материальный ущерб имуществу организации 40 000 руб.

25.05.10: Дебет 76 Кредит 51

– перечислена сумма материального ущерба потерпевшей стороне 40 000 руб.

31.05.10: Дебет 70 Кредит 73

– удержана сумма материального ущерба из заработной платы работника 5 000 руб.

31.05.10: Дебет 50 Кредит 73

– внесена в кассу организации работником в счет покрытия материального ущерба 10 000 руб.

В налоговом учете суммы, полученные от работника, учитываются в составе внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 Налогового кодекса. Полученные от сотрудника денежные средства в счет возмещения ущерба налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Если организация примет решение не взыскивать материальный ущерб с работника (а Трудовой кодекс так поступать позволяет), то в налоговом учете убыток от погашения материального ущерба за счет средств организации признать не получится. Как и в случае признания расходов сверх сумм страхового возмещения, в этой ситуации не будут выполняться требования, установленные статьей 252 Налогового кодекса РФ.

Это мнение выражалось в письме Минфина от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66, в соответствии с которым в случае отказа от взыскания ущерба с работника сумма затрат организации по восстановлению автотранспорта после ДТП и сумма, выплаченная другому участнику ДТП, не могут быть отнесены на внереализационные расходы для целей учета налога на прибыль, т. к. данные расходы не будут экономически обоснованными и, следовательно, не будут выполняться требования, установленные статьей 252 Налогового кодекса РФ.

КАСКО – страхование автомобилей или других средств транспорта (судов, самолетов, вагонов) от ущерба, хищения или угона. Не включает в себя страхование перевозимого имущества (карго), ответственности перед третьими лицами и т. д. – так расшифровывает это слово сайт «Википедия».

По договору КАСКО страховщик обязуется за обусловленную плату(страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события(страхового случая) возместить лицу, в пользу которого заключен договор (выгодопреобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном транспортном средстве, либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы(страховой суммы).

Преимущества этого вида страхования проявляются при наступлении страхового случая. КАСКО полностью покрывает все расходы на восстановление автомобиля при ДТП и, как правило, страховая сумма направляется не на счет страхователя, а в автосервис для проведения восстановительных работ. В налоговом учете этот вид страхования, как правило, не отражается. Вызвано это тем, что обычно в полисе не разделяется сумма на страхование гражданской ответственности и на страхование имущества. А, согласно статье 264 НК РФ в расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также когда добровольное имущественное страхование необходимо в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ.).

Бухгалтерский учет по договору КАСКО ничем не отличается от бухгалтерского учета по договору ОСАГО.

Людмила Макова, эксперт журнала «Расчет»

  1. Возмещение ущерба по решению суда фиксируется в учете с использованием счета 91. Для учета по каждому контрагенту и претензии целесообразно использовать счет 76 с открытием соответствующего субсчета.
  2. Выплаты, возмещающие ущерб контрагента по решению суда, проводятся с использованием счета 96.
  3. Госпошлины и судебные издержки включаются как в доходы, так и в расходы по налогу на прибыль.
  4. В отношении включения сумм задолженности в доходы по ОСНО и начисления НДС вопрос до конца не решен и предполагает спор с фискальными органами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ДТП является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное определение содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения[1].

Следует отметить расплывчатость данного определения, в связи с чем сотрудники ГИБДД могут признать ДТП «любые неординарные случаи на дороге».

Так, в судебной практике имеются дела, по которым суд не признал ДТП съезд автомобиля в кювет (Постановление Сямженского районного суда Вологодской области), наезд на собаку (Решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 27.01.2010), попадание автомобиля в колею (Решение Октябрьского городского суда Самарской области по делу об административном правонарушении от 12.04.2010 № 12-13/2010) и отказал в привлечении их участников к административной ответственности.

В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.

Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.

В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.

Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.

Пример 2.

Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.

В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

• в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;

• в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

• в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.

В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.

Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.

В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.

Пример 3.

На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.

Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.

Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).

Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.

Пример 5.

Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.

Заключение.

Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.

Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Как вести бухгалтерский учет возмещения ущерба

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Можно выделить следующие виды ущерба:

– недостача (утрата) товарно-материальных ценностей, денежных средств, денежных документов;
– повреждение имущества;
– действия сотрудников, результатом которых стали излишние расходы учреждения;
– недопоставка материальных ценностей;
– поставка некачественных товарно-материальных ценностей;
– некачественное выполнение работ, оказание услуг.

Разберем каждый из них.

Эту категорию ущерба бухгалтеры нередко не принимают во внимание, поэтому и неверно классифицируют и отражают в учете: не как возмещение ущерба, а как восстановление расходов. Классический пример: оплата учреждением междугородних телефонных разговоров за сотрудников. Чтобы понять, почему эту ситуацию нужно квалифицировать как ущерб, а возмещение сотрудниками расходов за переговоры нужно относить к возмещению ущерба, а не к восстановлению расходов, мы должны определить, что такое восстановление расходов и какие операции к ним можно отнести (ситуацию, когда банк возвращает платеж ввиду ошибочного указания реквизитов получателя, рассматривать не будем).

Обнаружив недопоставку товара, сторнировать всю поставку будет неверным, поскольку поставщик пока не согласился с этим фактом и не изменил свой первичный документ. Например, по накладной в учреждение должно поступить ТМЦ на 10 000 руб. Несмотря на то что по факту товар недопоставлен на 100 руб., нужно оформить приход на всю сумму, указанную в накладной, – 10 000 руб. Затем списать недопоставленный товар в размере 100 руб. и начислить задолженность поставщику по возмещению ущерба, равного этой сумме. В зависимости от вида ТМЦ в учете при этом делают следующие проводки:

– списаны недопоставленные материальные ценности

Дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 0 105 ХХ 440 «Материальные запасы»;

– списаны недопоставленные основные средства

Дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 0 106 Х1 410 «Вложения в основные средства»;

– начислена задолженность по ущербу от недопоставки товаров

Дебет счета 0 209 45 560 «Расчеты с плательщиками прочих сумм принудительного изъятия»
Кредит счета 0 401 10 145 «Доходы от прочих сумм принудительного изъятия».

Таким образом, у нас реально товара на 9 900 руб., долг перед поставщиком, согласно первичному документу, 10 000 руб., а у него перед нами по недопоставке – 100 руб.

Указанные выше операции после выявления недопоставки делают в любом случае. А далее – согласно статье 466 ГК РФ:

– поставщик может поставить недостающую часть товара;
– учреждение-покупатель может уменьшить сумму своей задолженности (если оплаты не было) перед продавцом;
– поставщик может возвратить оплату, если оплата была.

Чтобы разобрать данную ситуацию и порядок учета возмещения ущерба поставки некачественных ТМЦ, посмотрим сначала, что говорит по этому поводу Гражданский кодекс РФ.

Покупатель может требовать от продавца8:

– соразмерного уменьшения покупной цены;
– безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
– возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
– возврата денежной суммы, уплаченной за товар;
– замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Обратим внимание, что Гражданский кодекс РФ ничего не говорит о возврате некачественного товара продавцу, кроме случая, когда его меняют на качественный. А может ли продавец потребовать свой некондиционный товар назад при условии возвращения за него денег?

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон9 . То есть право потребовать возвращения исполненного по договору после его расторжения возникает только в двух случаях: либо по закону, либо по соглашению сторон. По другим основаниям – нельзя.

Судебная практика показывает, что суды выносят решения о том, что покупатель кроме права требования уплаченной за товар суммы приобретает корреспондирующую обязанность – вернуть продавцу некачественный товар. В частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 31 мая 2011 г. по делу № А06-6690/2009 сказано, что с момента принятия судом решения по вышеуказанному делу договор купли-продажи прекратил свое действие, что не исключает права истца на истребование имущества по заявленным основаниям. При этом указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.

Тем не менее возвращать товар закон иногда даже запрещает.

Пример. Бюджетное учреждение здравоохранения в полученной от поставщика партии медикаментов обнаружило медикаменты из серии, включенной в официальный список забракованных и фальсифицированных лекарственных средств. Поставщик согласился вернуть оплату, но предложил учреждению сначала возвратить ему эти медикаменты.

Никаких правовых оснований возвращать медикаменты поставщику в данном случае у учреждения не было. Более того, согласно статье 59 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» подлежат обязательному уничтожению контрафактные, фальсифицированные и недоброкачественные лекарственные средства. Учреждение обязано было уничтожить10эти лекарственные средства самостоятельно и взыскать с поставщика средства еще и в возмещение расходов по уничтожению.

Разберем, как могут быть отражены в учете все действия в данном конкретном случае. Обратим внимание, что ни одна из этих хозяйственных ситуаций в Инструкциях полностью не описана.

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

Вопрос не столь прост, как выглядит на первый взгляд. Мы уже выяснили, что средства, поступившие в возмещение ущерба, – это собственные доходы бюджетного, автономного учреждения, а деятельность по их взысканию – приносящая доход деятельность. Но в то же время, средства от возмещения ущерба для учреждения не являются целевыми.

Если бюджетное, автономное учреждение получило денежные средства в объеме излишних расходов, которые учреждение было вынуждено произвести, то вопрос о том, что делать со средствами возмещения ущерба отпадает сам собой. Например, когда сотрудник возмещает сумма штрафов и иных санкций, которые учреждение было вынуждено уплатить по его вине.

Допустим, учреждение получило денежные средства в возмещение недостачи основного средства. Обязано ли учреждение при этом потратить эти денежные средства именно на покупку нового основного средства? Законодательство не устанавливает конкретных требований по этому вопросу. Значит, и никаких наказаний за «неправильное» использование средств, полученных в возмещение ущерба, быть не должно.

При возмещении ущерба в отношении налогового учета организации государственного сектора попадают в крайне невыгодное положение по сравнению с коммерческими организациями.

Разберем с точки зрения учета налога на прибыль ситуацию с возмещением сотрудником ущерба за разбитый автомобиль.

Коммерческая организация

Организация государственного сектора

Автомобиль приведен в негодность в итоге ДТП по вине водителя (в бюджетном, автономном учреждении источник 4) (в казенном учреждении источник 1)

При принятии автомобиля к учету в расходы включено 30% стоимости (абзац 2 пункта 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ)

Согласно подпунктам 1–3, 7 пункта 2 статьи 256 НК РФ в описанной ситуации автомобиль не относят к амортизируемому имуществу

Начисленная амортизация включена в расходы

Остаточная стоимость при выбытии амортизируемого имущества включена во внереализационные расходы (подпункт 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ)

Сумма ущерба, признанная виновным лицом, включена в состав внереализационных доходов (пункт 3 статьи 251 НК РФ)

Сумма ущерба, признанная виновным лицом, включена в состав внереализационных доходов (пункт 3 статьи 251 НК РФ)

Таким образом, для коммерческой организации итоговая база по налогу на прибыль в связи с приобретением, использованием, списанием автомобиля и возмещением ущерба составит разницу между первоначальной стоимостью автомобиля (которая в итоге будет полностью включена в расходы) и суммой взысканного ущерба. А для организации государственного сектора – полную сумму взысканного ущерба.

Такая нелогичная ситуация стала результатом того, что при разработке Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ было уделено недостаточно внимания внесению соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ. Показателен факт, что в подпункте 1 пункта 2 статьи 256 НК РФ оставлен термин «бюджетные организации».

В столь же невыгодную ситуацию попадает учреждение при списании основного средства и оприходовании материалов от его демонтажа. В отличие от коммерческой организации, осуществляющей аналогичную финансово-хозяйственную операцию, и в этом случае расходы нельзя отнести на уменьшение налогооблагаемой базы, а доходы нужно включить в состав внереализационных.

Организации государственного сектора могут учесть ущерб и возмещение ущерба по имуществу в налоговом учете также, как коммерческие организации только в том случае, если это имущество приобретено за счет приносящей доход деятельности и использовано исключительно в приносящей доход деятельности.

А как же быть с налогом на добавленную стоимость? Ведь если мы говорим, что средства, поступившие в учреждение в возмещение ущерба, – это доход, тем более по коду источника «2», то не следует ли с этих сумм доходов платить НДС?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признают операции по реализации товаров (работ, услуг). При этом на основании пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров признают передачу на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передачу права собственности на товары на безвозмездной основе.

Таким образом, возмещение ущерба, причиненного имуществу учреждения, не связано с реализацией и на основании указанной нормы статьи 146 НК РФ не подлежит обложению НДС. Это же мнение подтверждают, в частности, письма Минфина России от 29 июля 2013 г. № 03-07-11/30128, от 13 октября 2010 г. № 03-07-11/406.

Еще один вопрос в отношении НДС более дискуссионный. Если имущество было приобретено для осуществления деятельности, облагаемой НДС, и входящий НДС был принят к зачету, как быть с НДС, если имущество было списано в результате недостачи?

С одной стороны, налоговые органы при проверках требуют восстанавливать НДС в случае списания недостачи имущества, при покупке которого НДС был принят к вычету. При этом в обоснование своей позиции приводят одно из условий для применения вычета – использование товара в операциях, облагаемых НДС. Если же товар был похищен или испорчен, то в отношении него это условие невыполнимо, а значит, НДС необходимо восстановить.

С другой стороны, выбытие ТМЦ в результате недостачи не меняет цели их приобретения. В пункте 3 статьи 170 НК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для восстановления НДС. В нем отсутствует такое основание для восстановления, как списание ТМЦ в результате недостачи. Таким образом, требование контролеров восстановить НДС с суммы недостачи не установлено Налоговым кодексом РФ. Следовательно, данное требование неправомерно, поскольку возлагает на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не установленные налоговым законодательством. Следовательно, НДС восстанавливать не надо.

Указанные аргументы приводит ВАС РФ, что отражено в решениях от 23 октября 2006 г. № 10652/06, от 19 мая 2011 г. № ВАС-3943/1, поэтому арбитражные суды обычно встают на сторону налогоплательщика.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Отражение в учете возмещения ущерба, причиненного учреждению

    • Бухгалтерские
    • Кадровые
    • Юридические
    • Статистические
    • Экономические
    • Должностные инструкции
    • Изменения с 2021 года
    • Изменения с 2020 года
    • Изменения с 2019 года
    • Изменения с 2018 года
    • Программные продукты
    • Подборка статей
    • Вопросы и ответы
    • Производственный календарь
    • ПБУ
    • Справочно
    • Законодательные документы
    • Экономический словарь
    • Корреспонденция счетов
    • Телефонные коды
    • МСФО
    • Аудит
    • Записи в трудовой книжке
    • Для г. Белгорода
    • Информация по 1С
    • Новости
    • Финансовые коэффициенты
    • Справочники
    • История бухучета
    • Основные средства
    • Нематериальные активы
    • Товарно-материальные ценности
    • Затраты на производтво
    • Денежные средства
    • Расчеты с персоналом
    • Расчеты с бюджетом
    • Готовая продукция
    • Финансовые результаты
    • Капитал и резервы
    • Учетная политика
    • Учет и оплата труда
    • НДС
    • ЕСХН
    • УСНО
    • ЕНВД
    • НДФЛ
    • Страховые взносы
    • Взносы в ФСС
    • Налог на имущество
    • Водный налог
    • Земельный налог
    • Транспортный налог
    • Налог на прибыль
    • Налог на игорный бизнес
    • Акцизы
    • Налог на пользование полезными ископаемыми
    • Патентная система налогообложения
    • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
    • Сущность и назначение управленческого учета
    • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
    • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
    • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
    • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
    • Планирование и бюджетирование

    Возмещение ущерба при ДТП

    • ОКСМ
    • ОКВЭД [1.1]
    • ОКВЭД [2]
    • ОКВ
    • ОКДП
    • ОКЕИ
    • ОКФС
    • ОКОПФ
    • ОКУН
    • ОКОФ
    • ИНКОТЕРМС
    • ОКИН
    • ОКЭР
    • КСД
    • ОКСО

    Разработка сайта:

    Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.

    Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:

    • виновное лицо покинуло место ДТП
    • отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
    • произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
    • потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
    • произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
    • отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
    • взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

    Взыскание без учета износа с виновника

    Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

    Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

    Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

    Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

    1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
    2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
    3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
    4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

    При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

    • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
    • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

    Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

    Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

    Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

    Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

    Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

    Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

    Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

    Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.

    Порядок взыскания с виновника ДТП

    Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

    • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
    • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
    • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
    • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
    • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

    Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.

    В ДТП на дорогах страдают люди и ТС. Для получения потерпевшей стороной полноценной компенсации все потери нужно правильно классифицировать и определить их стоимостное выражение.

    Кто возмещает ущерб при ДТП, виновник или страховая компания, зависит от наличия у зачинщика происшествия сертификата ОСАГО и от размера выявленных убытков. Оценка ущерба ТС производится независимым экспертом, приглашенным компанией.

    Стоимость восстановления устанавливается с учетом:

    • характера неисправностей;
    • коэффициента износа;
    • возраста автомобиля;
    • пробега.

    В 2019 году предельный размер компенсации для каждого поврежденного ТС – 400 тысяч рублей. Все, что свыше этой суммы, оплачивает виновник. Чтобы подстраховаться, можно оформить договор ДСАГО, вступающий в действие при недостатке лимита по обязательному полису.

    Чтобы оценить в денежном выражении ущерб, причиненный травмами, полученными пострадавшими в ДТП, нужно посчитать:

    1. Все затраты на лечение, включая медикаменты, вознаграждение сиделки, восстановление в санатории и прочие.
    2. Упущенный доход за период утраты трудоспособности: зарплату, начисления по договорам об оказании услуг, предпринимательскую деятельность.

    Представлением документов-оснований должна заниматься потерпевшая сторона.

    Если человек, признанный потерпевшим в ДТП, хочет компенсировать свои страдания, он вправе предъявлять претензии только виновному лицу в судебном порядке. Компенсация морального вреда при ДТП не входит в перечень допустимых возмещений по полису ОСАГО.

    Одно из первых и важных действий, которое следует выполнить участникам ДТП – известить организацию, оформившую полис. Для ОСАГО на это отводится пять суток, которые исчисляются со следующего после аварии дня.

    Речь идет не о подаче заявления, а об извещении, заполняемом полицией или участниками. Нарушение сроков не является основанием для отказа в выплатах. Для каско допустимый период для извещения устанавливаются в договоре.

    Обстоятельства аварии определяют, какая страховая компания выплачивает ущерб при ДТП пострадавшему. Просить о компенсации своего страховщика допустимо при соблюдении трех условий:

    • количество участвовавших ТС не более двух;
    • ущерб причинен только автомобилям;
    • оба собственника имеют действующие сертификаты ОСАГО.

    Если хоть один пункт этих требований не выполняется, нужно обращаться к страховщику виновника.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *