Виды травм при ДТП и первая помощь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды травм при ДТП и первая помощь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Травмы при ДТП во многом зависят от того, каким было само дорожно-транспортное происшествие. Их можно разделить на несколько основных разновидностей.

  • Опрокидывание автомобиля.
  • Столкновение двух транспортных средств друг с другом.
  • Наезд на пешехода, велосипедиста или какое-то животное.
  • Столкновение движущегося транспортного средства с неподвижным.
  • Падение автомобиля с высоты.
  • Наезд транспортного средства на статичное препятствие.

Это основные виды ДТП, которые встречаются на дорогах России. Конечно, бывают и другие виды аварий, но их количество незначительное, поэтому в нашем обзоре мы не будем на них останавливаться.

Первая медицинская помощь при ДТП

Специалисты центра медицины катастроф, которые в своей ежедневной практике сталкиваются с большим количеством травм после ДТП, выделяют самые распространенные причины летального исхода. В 52% случаев смерть в результате аварии наступает из-за деформации кузова автомобиля. Еще около 40% смертей наступает после удара человека о внутренние части салона. Часто к гибели приводит черепно-мозговая травма после ДТП.

На характер и тяжесть травм (кроме скорости самого транспортного средства) оказывает влияние форма столкновения. Оно может быть лобовым (пожалуй, самое опасное), боковым, по касательной. Также значение имеет масса и марка автомобиля, наличие в салоне подушек безопасности, использование ремней.

Согласно статистическим исследованиям, при использовании ремней безопасности даже в тяжелых дорожно-транспортных происшествиях при лобовых столкновениях смертельно опасных травм в три раза меньше. 46% участников ДТП, которые не пользуются ремнями безопасности, получают травмы. Из них 3% гибнут. Среди тех, кто пристегивается, всего 19% травмированных, а смертность составляет около 1%.

Самыми распространенными и многочисленными травмами, полученными в ДТП, являются:

  • Раны шеи.
  • Груди.
  • Головы.
  • Ребер.
  • Брюшной полости.
  • Травмы позвоночника.
  • Повреждение органов грудной клетки.

К летальному исходу чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, сочетание сильного шока с обильным кровотечением, повреждения, которые можно охарактеризовать, как несовместимые с жизнью. Подробная характеристика травм при ДТП приведена в этой статье.

К смерти часто приводит не только тяжесть ранений, но и низкий уровень медицинской подготовки сотрудников правоохранительных органов и других водителей, которые, порой, не имеют ни малейшего представления о том, как оказать пострадавшему первую помощь. При ДТП большую роль играет фактор времени.

В этой статье вы подробно расскажем, какие травмы при ДТП может получить человек. К самым распространенным относятся ушибы, переломы и иные повреждения костей.

Намного реже встречаются мышечные травмы, вывихи конечностей. Переломы нередко сопровождаются сильными кровотечениями, а при значительной кровопотере резко падает артериальное давление. Если экстренно не оказать первую помощь, человек может погибнуть от потери крови. Может возникнуть остановка сердца из-за резкого удара грудной клетки о твердую поверхность. Обычно такие травмы представляют опасность при отсутствии ремней и подушки безопасности.

Очень опасны колотые раны в районе плевральной полости, когда воздух во время вдыхания начинает поступать в саму полость через образовавшееся отверстие в теле. Вот какие травмы при ДТП встречаются чаще всего.

Вред здоровью в результате аварии может быть легким, средним, тяжелым, либо человек умирает. Стоит подчеркнуть, что любой вред здоровью приводит к долгосрочным последствиям. Чем тяжелее они, тем дольше и сложнее период реабилитации. От тяжести травмы зависит, насколько суровое наказание ожидает водителя, которого признают виновным в дорожно-транспортном происшествии.

Классификация травм при ДТП приведена в таблице.

Степень тяжести травмы Признаки Последствия
Тяжкий Тяжкие последствия, угроза для жизни.

Вероятность полной глухоты, слепоты, немоты, потери органа или постоянные нарушения в его работе.

Тяжелое патологическое состояние, утрата способности к рождению детей, травмы лица, уродующие его.

Средний Отсутствует опасность для жизни, высока вероятность полного восстановления здоровья (около 70%). На восстановление здоровья уходит не менее трех недель, утрата трудоспособности примерно на треть.
Легкий Полное восстановление здоровья возможно в 95%. На полное восстановление здоровья требуется менее трех недель, утрата трудоспособности не выше 5%.

Когда опасность для жизни миновала, потерпевшие доставлены в медицинское учреждение, где их состояние удалось стабилизировать, самое время озаботиться составлением иска о возмещении нанесенного ущерба здоровью.

В иск необходимо включить ваши траты на лечение (сюда, помимо медицинского обслуживания, включаются траты на лекарственные препараты, дополнительное питание, средства, необходимые для ухода за раненым), потерянный доход из-за временной нетрудоспособности, затраты на профессиональное переобучение (если из-за полученных травм вам приходится получать новую специальность), расходы на протезирование, сиделок и санаторно-курортное лечение.

Для предупреждения бытовых травм, ДТП, отравлений, ушибов и пожаров важно соблюдать все правила безопасности. Если травма случилась, необходимо уметь оказать первую помощь пострадавшим. Всегда помните, что вы не поможете пострадавшему лучше и эффективнее, чем это сделает квалифицированный специалист. Поэтому сразу же вызывайте на место происшествия сотрудников «Скорой». Сделать этот может любой свидетель ДТП или непосредственный участник аварии.

Исключение касается только водителей. Согласно правилам дорожного движения, они должны сначала оказать первую помощь пострадавшим, а только потом вызывать медиков на место происшествия.

Предупреждение бытовых травм, ДТП, отравлений, ушибов, пожаров во многом зависит от поведения человека, но пострадать можно и от действий других людей. Важно знать, что делать, если возникла травма, например, сильное кровотечение. Это повреждение встречается достаточно часто, относится к разряду тех, которые необходимо предотвратить незамедлительно, до приезда врачей. В противном случае летальный исход может наступить в результате потери большого количества крови.

Этому обучают всех водителей на курсах оказания первой медицинской помощи в автошколе, но оказавшись в критической ситуации, не каждый может сориентироваться и все сделать правильно. Важно знать, как поступить в такой ситуации и пассажирам, обычным прохожим, которые на таких курсах не бывали. Ваша помощь в критической ситуации может спасти человеку жизнь.

Способ оказания помощи зависит от вида возникшего кровотечения. Оно может быть артериальным или венозным, а также капиллярным или паренхиматозным. Когда начинается внутреннее кровотечение, пострадавший очень быстро бледнеет, у него учащается дыхание, появляется слабость во всех конечностях, усиливается сердцебиение. В этом случае важно не нанести человеку никаких дополнительных травм, чтобы не увеличить кровопотерю. Нужно минимизировать его передвижения, обеспечить покой, а к поврежденной зоне приложить что-нибудь холодное, чтобы уменьшить кровотечение, сузив сосуды. При возможности введите кровоостанавливающие средства и доставьте пострадавшего в больницу, где ему окажут квалифицированную медицинскую помощь.

Капиллярное кровотечение образуется из мелких ран и ссадин. Эти места нужно обработать, чтобы не возникло бактериального заражения. Обрабатывать можно любым спиртосодержащим средством (йодом, водкой, духами), но наносить его требуется не на саму рану, а вокруг нее. Если требуется остановить кровотечение, на рану накладывается тугая повязка, также можно нанести гемостатические пленки или губки. Когда поражены вены, кровь вытекает темная и густая. Остановить ее можно только наложением жгута ниже места травмы. Жгут можно использовать готовый (он должен быть в аптечке) или сделать его из подручных средств (веревки, куска ткани).

Самым опасным считается артериальное кровотечение. При этом кровь алого цвета бьет струей под высоким давлением. Чтобы предотвратить сильную кровопотерю, артерию нужно придавить выше места образования раны, наложить жгут, а на теле рядом с ним обязательно указать время наложения любым пишущим предметом. Эта информация необходима для врачей, чтобы они смогли правильно провести дальнейшую терапию.

  • Оказание первой помощи при дорожно – транспортных происшествиях
  • Контактная информация
  • Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР)
  • Срочная информация
  • О министерстве

В автошколах водителей готовят к различным обстоятельствам, которые потенциально могут произойти на дороге, но мы еще раз напомним о правилах техники безопасности, которые могут спасти жизнь и сберечь здоровье пострадавших в аварии.

  1. Убедитесь, что действиями, которые вы планируете предпринять, по неопытности или незнанию не навредите пострадавшему еще сильнее.
  2. Оцените максимально объективно, не будет ли попытка помочь угрожать вашей личной безопасности и безопасности других лиц. Часто, желая помочь, люди пытаются вытащить пострадавших из уже горящего автомобиля, при этом подвергая собственную жизнь огромному риску.
  3. Если вы сумели вытащить пострадавшего из автомобиля, аккуратно, продумывая каждый шаг, отнесите его в более безопасное место.
  4. Оборудуйте место аварии в соответствии с Правилами дорожного движения, включив аварийную сигнализацию и выставив на проезжей части треугольник, предупреждающий проезжающих водителей.
  5. Только в случае, если эта возможность не представляет дополнительного риска для вас, заглушите двигатель перевернувшегося или загоревшегося авто. Изолируйте аккумулятор.
  6. Позвоните в скорую и службу спасения, после чего постарайтесь оказать пострадавшим первую мед помощь при ДТП. Помните! Аккуратность и отсутствие паники — ваши главные помощники в деле спасения лиц, получивших тяжелые травмы.

Первая медицинская помощь при ДТП – это не обязанность гражданина, а его право. Если вы не готовы взять на себя такую ответственность, вызывайте медиков-специалистов, сообщая пол и возраст травмированного лица, его состояние, детали происшествия.

В российском уголовном кодексе есть статья 125, предусматривающая ответственность за оставление в опасности, действие которой распространяется на виновных в происшествии лиц. Если по стечению обстоятельств вы оказались виновником ДТП, повлекшим за собой тяжелые травмы других людей, важно знать, что заведомое оставление этих лиц без помощи — не только аморальный поступок, но и уголовно наказуемое деяние. Постарайтесь предпринять максимум для спасения человеческих жизней.

Желаем вам безопасных дорог!

Когда мы узнаём из СМИ об очередной аварии, случившейся в родном городе/районе, мы мало когда обращаем внимание на перечисление травм, если оно имеется. Нам достаточно информации об общем состоянии пострадавших, которая обычно и предоставляется в подобных случаях.

Между тем повреждения, полученные находившимися в момент аварии в автомобиле людьми, могут быть нанесены разными путями. Существует множество факторов, оказывающих влияние на механизм получения травм:

  • местоположение и даже поза человека в момент столкновения/опрокидывания машины;
  • скорость автотранспортного средства в момент совершения ДТП;
  • вид аварии;
  • наличие/отсутствие активных/пассивных систем безопасности;
  • был ли пристёгнут водитель/пассажиры.

Перечислим основные виды повреждений, приводящих к получению травм:

  • удары – результат столкновения автотранспортного средства с препятствием, наезда другой автомашины, опрокидывания автомобиля. По статистике, это самая частая причина травмирования, при этом повреждения могут быть нанесены в любой части тела, особенно при неиспользовании пассивных средств индивидуальной защиты. Сила инерции, умноженная на массу тела, заставляет тело двигаться с той же скоростью, с которой ехало авто, в то время как сама машина стремительно теряет скорость из-за лобового столкновения. При боковых ударах и опрокидывании действуют несколько иные силы, при этом воздействующие факторы могут быть самыми разнообразными, от деталей автомобиля до посторонних предметов, находящихся в салоне авто;
  • сдавление – не менее частое и травмоопасное воздействие, возникающее в результате деформации компонентов автотранспорта и сдавливания ими тела водителя/пассажиров, при опрокидывании машины, в результате стискивания пристёгнутым ремнём безопасности (в этом случае сдавление – меньшее зло, чем удар, который неизбежен в случае неиспользования РБ);
  • проникновение в ткани и органы человека инородных предметов. Обычно такие случаи рассматривают как следствие удара, в результате которого детали авто разрушаются с возникновением обломков (стёкла, пластиковые элементы обшивки, металлические детали).
  • переезд – обычно происходит с теми, кто оказался непристёгнут, в результате чего силой инерции был выброшен вперёд через лобовое стекло. Подобное случается и с пассажирами, сидящими в задней части салона.

Получить травму можно и без столкновения/опрокидывания, в результате неосторожного поведения – известно множество случаев получения серьёзных травм в результате соударения вытянутых в окно рук с дорожными конструкциями (знаками, указателями) и другими транспортными средствами.

Как и в случае закрытых переломов, внешне травмы внутренних органов не идентифицируются. Поэтому основной метод диагностирования подобных проблем, как и в предыдущем случае – это жалобы травмированных. Как правило, при повреждениях внутренних органов кровотечения – обычное явление, со временем они могут себя проявить в виде гематом, но не обязательно сразу. Обычно раненный жалуется на боли в животе, которые со временем становятся всё ощутимей и имеют тенденцию распространяться на всё большие области тела. Проявлением травм органов брюшной полости могут быть тошнота, сопровождающаяся рвотными рефлексами, побледнение кожного покрова, ощущение слабости, упадок сил.

Такие травмы при ДТП получают при ударах о руль, о передние спинки сидений, когда человека выбрасывает за пределы автомобиля. Иногда повреждения внутренних органов – следствие неправильно надетого ремня безопасности.

Хотя этот вид повреждений указан обособленно, серьёзные аварии практически всегда приводят к получению множественных травм, и в этом случае как раз и употребляется данный термин, изначально не несущий в себе никакой конкретики. ДТП, при которых пассажиров выбрасывает из автомобиля, не обходятся без сочетанных травм, их вероятность близка к максимуму при неиспользовании ремня безопасности.

Трудность диагностирования в таких случаях заключается в том, что пострадавший сможет описать только те повреждения, боль от которых самая сильная. То есть имеет место быть эффект поглощения – более слабые болевые ощущения отходят на второй план и практически не воспринимаются, хотя по степени тяжести и последствиям могут быть гораздо опаснее.

При сочетанных травмах резко возрастает вероятность получения болевого шока с потерей сознания. Опасность таких состояний заключается и в обильной кровопотере, на что нужно обращать внимание в первую очередь.

Оказание первой помощи при ДТП: значение и алгоритм проведения

К этой категории относятся повреждения, последствия которых проходят на протяжении трёх недель, при этом потеря трудоспособности, выраженная в процентах, не превышает 5. Как правило, уже на основании осмотра лёгких травм можно сделать вывод, что они не станут причиной возникновения негативных необратимых последствий для организма. К таким травмам можно отнести ушибы, вывихи, разрывы сухожилий, одиночные переломы конечностей/рёбер, сдавление тканей, не приведшее к дисфункции других органов.

Отнесение повреждений к данной категории возможно при наличии двух условий:

  • длительность пребывания на больничном листе превышает три недели;
  • в результате полученных повреждений зафиксирована утрата трудоспособности на 30% или менее.

Несмотря на наличие перманентных последствий для здоровья участника ДТП, угроз для жизни при получении таких травм нет, а восстановление утраченных функций будет наблюдаться в пропорциях, превышающих 70%. К таким травмам относят множественные переломы, обширные повреждения мягких тканей, потеря слуха одним ухом, потеря пальца нижней/верхней конечности. Возможно получение инвалидности без утраты трудоспособности, но в общем случае оценка состояния пострадавшего производится экспертной комиссией.

Повреждения, полученные при ДТП, считаются тяжёлыми, если их долговременные последствия будут тяжёлыми или необратимыми, или если они представляют непосредственную угрозу для жизни. Перечень таких травм представлен в Приказе Минздрава № 194, утверждённом 24 апреля 2008 г. В частности, к тяжёлым травмам относятся следующие патологические состояния:

  • ранения головы, не задевающие головной мозг;
  • переломы костей черепа;
  • травмы шеи, приводящие к дисфункции глотки, гортани, щитовидной железы, трахеи, частично — пищевода;
  • травмы спинного мозга;
  • переломы/смещения позвоночника;
  • переломы рёбер с последствиями в виде повреждения внутренних органов;
  • травмы тазовой области;
  • проникающие раны брюшной полости;
  • повреждения, затрагивающие половые органы (внешние и внутренние);
  • потеря органа, полная или частичная утрата функциональности;
  • сепсис;
  • состояние комы.

Этот неполный список приведён для примера, перечень тяжёлых травм намного обширнее. Мы его не приводим, поскольку он содержит медицинские термины, которые рядовой гражданин вряд ли в состоянии правильно интерпретировать. В большинстве случаев такие повреждение приводят к инвалидности с утратой трудоспособности. Степень тяжести, как и в предыдущем случае, определяется судмедэкспертизой.

Во время ДТП возможна травма позвоночника, и особенно опасными будут повреждения зоны его шейного отдела. Если нет угрозы взрыва машины или ее возгорания, неправильная эвакуация людей из искореженных машин может утяжелить состояние пострадавших, нанести дополнительную травму. Поэтому их рекомендовано оставить на месте до прибытия врачей скорой помощи. Если же необходимо немедленное извлечение пострадавших из машины, и они не зажаты деталями, проводится извлечение только с предельной осторожностью. Если пострадавший в сознании, ему сообщают, что нужно вытащить его из автомобиля, просят не производить резких движений и не шевелиться. Если подозревается травма шеи, человек жалуется на боли в этой зоне, необходимо сначала соорудить из подручных средств «воротник», чтобы голова и шея, плечи были плотно зафиксированы и не сдвигались.

Классификация травм, получаемых при ДТП

  • Введение … 5 мин
    1. Понятие и классификация транспортного травматизма … 10 мин.
    2. Определение понятия и классификация автомобильной травмы … 10 мин.
    3. Механизмы образования и судебно-медицинская характеристика повреждений при основных видах автомобильной травмы … 90 мин.
    4. Лабораторные и специальные методы исследования при автомобильной травме … 60 мин.
  • Заключение … 5 мин

Транспортный травматизм ── один из основных видов травматизма в экономически развитых странах. На дорогах мира ежегодно гибнет около 300 тысяч человек и около 8 млн. получают травмы. И в нашей стране борьба с травматизмом при дорожно-транспортных происшествиях является важной государственной задачей, в решении которой принимают участие многие специалисты различных отраслей народного хозяйства, в том числе врачи. Транспортный травматизм называют ещё «небоевым травматизмом мирного времени».

  1. Установить свойства травмирующего предмета и механизм

    его действия по отношению к каждому повреждению в отдельности.

  2. Сгруппировать однотипные повреждения по свойствам причинивших их предметов и особенностей механизмов образования.
  3. Определить последовательность возникновения изучаемых групп повреждений, базируясь на давности и механизме их образования.
  4. Сформулировать суждение о возможных фазах транспортной травмы применительно к комплексам (группам) повреждений, выделенным на предыдущих этапах оценки.
  5. Сформулировать суждение о возможном виде транспортной травмы, базируясь на результатах оценки повреждений, проведенной на предыдущих этапах анализа (последовательность и фазы).
  6. Определить возможность или невозможность возникновения всех (без исключения) повреждений, обнаруженных при экспертизе, в условиях автотранспортного происшествия, приведенных в постановлении.

При определении места приложения травмирующей силы (место первичного удара) и её направления действия можно руководствоваться следующими признаками.

При ударе пешехода частями автомобиля:

  • локализация и конфигурация следов-отпечатков от деталей транспортного средства на слоях одежды и теле пострадавшего;

  • локализация дырчатых, терассовидных переломов на черепе;

  • характер переломов костей основания черепа;

  • особенности противоударных повреждений головного мозга;

  • взаимное расположение признаков действия сил растяжения и сжатия на кости;

  • смещение в направлении удара костных осколков и центральных отломков трубчатых костей конечностей;

  • особенности переломов костей таза в области вертлужной впадины, остистых отростков позвонков, лопаток;

  • локализация прямых и непрямых переломов (рёбер, таза);

  • характер повреждений связочного аппарата (кровоизлияния, разрывы) внутренних органов;

  • следы-наложения смазочных материалов, пыли, частиц краски, осколков стекла и др. частей и деталей машины;

  • вдавления на одежде и уплощения волокон тканей;

  • направление углообразных разрывов ткани;

  • следы скольжения на обуви и направление её деформации.

При переезде колёсами автомобиля такими признаками будут:

  • статические и динамические следы от протектора;
  • отпечатки деталей ходовой части машины;
  • множественные пераллельные разрывы эпидермиса;
  • направление смещения остистых отростков;
  • козырькообразные выступы кортикального слоя костей в местах их переломов при переезде;
  • переломы лопаток.
  • направление выдавливания вещества головного мозга и перемещение внутренних органов;
  • участки образования складок и заглаживаний на одежде.

Для решения вопроса об установлении конкретного транспортного средства, причинившего повреждения, могут оказаться полезными следующие следы, выявляемые на теле пострадавшего или его одежде:

  • наложения частиц краски автомобиля;
  • осколки стёкол;
  • следы-отпечатки деталей автомобиля на теле и одежде, имеющие характерную форму (например, детали бампера, гайки, болты, украшения и др.);
  • рисунок протектора, в том числе его боковой поверхности;
  • ширина колеса автомобиля, которая может быть установлена по: а) ширине участка многооскольчатого перелома трубчатых костей; б) ширине осаднения на коже; в) ширине участка наложения эпидермиса на внутренней поверхности белья пострадавшего;
  • следы-отпечатки, наложения, и отслоения, найденным на самом автомобиле.

Для ориентировочного суждения о силе (энергии) травмирующего воздействия (удара) можно использовать следующие признаки:

  • особенности поперечно-оскольчатых переломов костей нижних конечностей («бампер-переломов»);
  • особенности переломов рёбер;
  • степень повреждений внутренних органов от сотрясения;
  • наличие и характер переломов черепа и таза (минимальная нагрузка на череп, приводящая к переломам ── 426 кг, на таз ── 1000 кг);
  • множественность и тяжесть повреждений;
  • следующие расчётные формулы, рекомендованные В.К.Стешицем (1976):

1. Формула Дюрвальда:

M х V

2F = 0 ─────── 2 ;

22 S

где:

  • F — сила удара, кг;
  • S — расстояние отбрасывания тела потерпевшего, м.
  • M — масса, кг;
  • V — скорость автомобиля, м/с;

2. Формула В.К.Стешица:

2G V 42

2F= К ────── ;

2254

где: К= m1 / (m1 + m2);

  • m1 — масса пешехода, кг с 52 0/м;
  • m2 — масса автомобиля;
  • V2 — скорость авто км/ч
  • G — масса авто в кг;

Для определения скорости движения автомобиля при торможении в момент наезда на пешехода В.К. Стешиц предлагает следующую формулу:

7/\\\

7/ 0 Х

V = V 4o 0 7/ 0 1 — ── ;

7? 0 S

где:

  • V — скорость автомобиля в момент наезда на участке тормозного пути, м/с;
  • V 40 0 — начальная (до торможения) скорость движения автомобиля, м/с;
  • Х — длина участка от начала торможения до потерпевшего, м;
  • S — длина всего тормозного пути, м;

Таким образом, на судебно-медицинского эксперта при расследовании автотранспортных происшествий ложится весьма важная и ответственная задача ─ по особенностям образовавшихся повреждений установить факт автомобильной травмы, её вид и механизм. Всё это имеет весьма важное значение для судебно-следственных органов при установлении обстоятельств и виновника происшествия.

Первая помощь при ДТП: спасти жизнь

Чаще всего встречается черепно-мозговая травма, так как при резком торможении тело продолжает двигаться по инерции и незакрепленная голова вылетает вперед и ударяется о лобовое стекло, сидение или руль. Особенно рискуют получить такую травму люди, которые отказываются пристегиваться во время движения.

Сотрясение мозга можно получить и после аварии от запоздавшей подушки безопасности. При ударе во время ДТП могут пострадать мягкие ткани, кости и головной мозг, что является достаточно тяжелым состоянием и требует грамотного лечения.

Из-за резкого торможения может возникать перелом или вывих шейного отдела позвоночника. Такая травма может возникнуть даже при столкновении на небольшой скорости, так как тело движется по инерции и происходит резкий кивок головой.
Избежать такой травмы после ДТП можно, если правильно сидеть за рулем, при этом спина должна быть выпрямлена и прижата к креслу, а подголовник правильно отрегулирован.

Часто пострадавшие получают множественные мелкие порезы от осколков стекла. В этом случае особенно опасным является повреждение глазного яблока и крупных артерий. Зачастую такое состояние не является опасным для жизни.

Если произошла авария, а у человека нет видимых следов травмы, например, кровоподтеков, гематом, то это не всегда значит, что человек полностью здоров. Из-за резкого удара может возникнуть травма внутренних органов, такое состояние требует обязательного врачебного вмешательства.

При ДТП возможны травмы позвоночника, особенно шейного отдела. Неправильная эвакуация пострадавшего в этом случае может закончиться даже летальным исходом. По этой причине не рекомендуется вынимать человека из автомобиля, если нет угрозы взрыва.

Если есть необходимость извлечь человека из автомобиля, делать это нужно очень аккуратно. Если больной в сознании, необходимо ему сообщить, что сейчас его будут вытаскивать, и попросить его не делать резких движений, постараться не шевелиться. Если пострадавший жалуется на боль в шее, сначала необходимо наложить фиксирующий воротник.

Тема 27. Первая помощь пострадавшим

При пожаре в автомобиле велика опасность взрыва, а также отравления угарным газом в салоне. Если возгорание произошло вблизи бензобака, нужно как можно скорее эвакуировать пострадавших на достаточно большое расстояние.
В противном случае сначала нужно потушить пожар при помощи огнетушителя, а затем быстро оказать первую помощь пострадавшему.

Сначала необходимо обеспечить нормальный доступ воздуха и осмотреть кожные покровы пострадавшего. При ожогах 1 и 2 степени появляется покраснение, пузыри, в этом случае обожженное место нужно охладить при помощи холодной воды или специальной пены от ожогов.

Если рана кровит, кожа обуглилась, ничем промывать ее нельзя. Человека нужно уложить раной вверх и накрыть ее стерильной повязкой, дожидаться врача. Пострадавшему нужно давать пить в неограниченном количестве.

Категорически запрещается отрывать от раны одежду, промывать ее спиртовыми растворами, снегом, маслом, порошками. Это может стать причиной возникновения инфекции.

Первоначальные действия при ДТП с пострадавшими

Как остановить кровопотерю

В каких случаях пострадавшего извлекают из автомобиля

Как действовать при травматическом шоке

Первая помощь при ожогах

Неотложная помощь при травмах шеи

Действия при переломах, вывихах и ушиб

Транспортировка пострадавшего

Юридическая ответственность за оставление места ДТП с пострадавшими

Вне зависимости от характера дорожного происшествия приоритетным всегда остается здоровье и жизнь людей. Находясь в любом статусе во время аварии (виновный, пострадавший, свидетель), нужно сначала оценить свою безопасность и исключить вероятность взрыва, наезда и другие неблагоприятные факторы.

После этого следует, не теряя времени, вызвать экстренные службы, набрав с мобильного устройства:

  • МЧС — 101;
  • Госавтоинспекция — 102;
  • Скорая помощь — 103.

Диспетчеру нужно точно назвать место аварии, описать обстоятельства произошедшего, указать количество пострадавших и их приблизительный возраст. Далее следует кратко описать характер травм и повреждений. Это необходимо для того, чтобы СМП направила на место ДТП автомобили, оснащенные специальным оборудованием. В конце назовите свой контактный номер, по которому с вами смогут связаться сотрудники ГАИ.

Далее нужно попытаться определить состояния пострадавших, которые угрожают жизни. Самые тяжкие последствия несет кровотечение, способное вызвать при значительных объемах остановку сердца.

Для оказания первой медпомощи подойдет автомобильная аптечка. Алгоритм действий определяется характером травм и повреждений. Появление крови ярко-алого оттенка с активной пульсацией указывает на артериального кровотечение. Оно грозит обильной кровопотерей и требует оперативных действий.

Чтобы не допустить быстрой потери крови используйте жгут, который кладется в 4-5 см от места повреждения. Для исключения некроза тканей нужно кратно 20 минутам ослаблять жгут и удалить его спустя 1-2 часа в зависимости от состояния пострадавшего.

Средство быстрой остановки кровотечения накладывается посредством фиксации первого круга и растягивания/накладывания нескольких следующих. Снимать жгут необходимо не спеша и постепенно.

Внимание!

Необходимо написать записку с указанием времени наложения жгута и проинформировать об этом медиков скорой помощи.

При венозном кровотечении бежит кровь темного цвета. В этом случае понадобится давящая повязка. Она размещается на салфетке на 1-2 см ниже места ранения. Если обнаружены небольшие повреждения (порезы, ссадины) на рану кладется повязка, предварительно обработанная антисептическим средством.

Если авария привела к серьезным повреждениям участников ДТП доставать их из поврежденного авто нужно лишь при возникновении реальной угрозы жизни. Например, машина горит или рядом с ней разлилось в большом количестве топливо. В случае отсутствия угрозы жизни пострадавшего лучше не трогать. Это объясняется тем, что при переломе позвоночника или шеи неправильные действия могут усугубить состояние здоровья, вплоть до инвалидности.

Как утверждается в инструкции спасателей, во время извлечения пострадавшего из авто возможна потеря сознания от болевого шока, а при наступлении крайне неблагоприятных обстоятельств не исключается летальный исход.

Оказание первой помощи пострадавшим

Травматический шок — тяжелое состояние пострадавшего, которое несет угрозу жизни. Проявляется в сильной боли, обильной кровопотери. Развивается сразу после получения повреждения либо через небольшой период от 4 до 36 часов. Для предотвращения развития патологического состояния необходимо оказать следующую помощь:

  • остановить кровопотерю;
  • дать пострадавшему болеутоляющие препараты (ибупрофен, кеторол или иные);
  • обеспечить свободное дыхание — с этой целью пострадавший размещается на ровной поверхности, а его дыхательные пути освобождают от предметов, мешающих нормальному вдоху;
  • чтобы не допустить переохлаждения пострадавший укутывается теплыми вещами;
  • обеспечить обильное питье (исключение — травмы брюшной полости).

В случае серьезного столкновения транспортных средств не исключено появление возгорания, которое может привести к ожогам. Действия первой медпомощи определяются характером повреждения. При наличии ожога 1-2 степени с выраженным покраснением, небольшими вздутиями и опалением волосяного покрова нужно использовать охлаждающую пену, а если ее нет применить лед или холодную воду.

Если по краям раны видны следы обугленности не допускается использовать растворы или воду для их обработки, а также сдирать верхний слой и наносить какие-либо средства. Необходимо исключить проникновение в рану грязи и пыли. При значительном ожоге появляется обезвоживание, поэтому до приезда врачей нужно обеспечить достаточное питье.

Люди, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, всегда подозреваются в травмировании шеи и при отсутствии доказательств обратного пребывают в этом списке. Это объясняется тем, что во время столкновения с другим ТС или препятствием возникает хлыстообразный удар. Дожидаясь приезда скорой помощи, рекомендуется четко зафиксировать положение шеи пострадавшего с помощью доступного в аптеках воротника Шанца.

Повреждения у водителя и пассажиров автомобиля могут образовываться различными путями. Это зависит от местонахождения человека в машине, вида аварии, скорости ТС, его марки, использования или отсутствия ремней. Что именно приводит к травмам:

  • Удар. Это происходит при лобовом, боковом или касательном столкновении, опрокидывании и наезде. Удары – самая распространенная причина травмирования. Они способны вызвать повреждения различного характера, затронуть любые части тела. Контакт при этом может произойти не только с деталями автомобиля, но и дорогой, другими предметами, находящимися в салоне людьми.
  • Сдавление. Может возникнуть при деформации отдельных составляющих машины и стискивании ими частей тела пострадавшего. Или в случае выпадения человека из салона и опрокидывании на него ТС либо его деталей. Этот механизм работает также при использовании ремня безопасности. Но здесь виной не его неисправность, а сила, с которой тело бросает вперед.
  • Проникновение инородных предметов в ткани пострадавшего. Часто это бывает следствием удара и повреждения деталей автомобиля. Проникающие ранения возникают от разбитого стекла, пластиковых и металлических составляющих, обломков.

В ДТП очень часто страдает голова. Ведь при резкой остановке автомобиля человек резко наклоняется вперед, и может травмироваться о стекло, руль, Голова ничем не закреплена, поэтому ударяется о твердую поверхность, в результате чего возникает черепно-мозговая травма. Нанести ее может и поздно сработавшая подушка безопасности.

Пассажиры, сидящие на задних сиденьях, получают сотрясение или ушиб мозга ударом о передние кресла. Если столкновение боковое, голова бьется о стойку авто или дверь. Распознать черепно-мозговую травму можно по ране на лбу или темени, затылке, разбитому лицу. Если она тяжелая, возможно истечение жидкости из ушей, носа, видимый перелом костей черепа. Свидетельствует об ударе головой треснувшее стекло машины.

Наиболее тяжелые черепно-мозговые травмы бывают у тех, кто не пристегнулся ремнем. Еще один фактор получения такого повреждения – высокая скорость авто, его падение с большой высоты.

Оказание первой помощи при ДТП: травмы, переломы, ожоги

Резкая остановка автомобиля способна привести к вывиху либо перелому позвоночника. Особенно часто страдает шейный отдел. Голова резко наклоняется вниз, потом ее сразу отбрасывает назад, что и становится причиной травмы. Больше рискуют те, кто сидит с согнутой спиной и плохо отрегулированным подголовником.

Позвоночник страдает и в случае, когда человек не пристегнут. Резкие рывки тела приводят к деформации связок, ударам. Травму может нанести сидящий сзади пассажир. Его бросает вперед с огромной силой. И удар приходится как раз на спину расположившегося впереди.

Опасности при аварии подвергаются также руки и ноги. Нижние конечности страдают чаще, поскольку могут быть травмированы педалями и приборной доской автомобиля. Ноги бывают переломанными, иногда их невозможно освободить из обшивки салона. Последнее опасно тем, что сдавливаются мягкие ткани, сосуды, могут возникнуть некротические изменения. И конечность придется ампутировать.

При сильном ударе, неудачной конструкции автомобиля (когда при столкновении двигатель выносит в салон) ноги может просто оторвать.

Травмы верхних конечностей при авариях случаются реже. Чаще это переломы пальцев, кисти, вызванные взаимодействием с рулем. Возможны также травмы локтевых костей, предплечий при боковом ударе или опрокидывании автомобиля, выбрасывании человека из салона.

При множестве повреждений различного характера говорят, что пострадавший получил сочетанные травмы. Так бывает, если автомобиль перевернулся, либо находящегося в нем человека выбросило из салона от удара. Более вероятно получение сочетанных травм, когда водитель или пассажир не пристегнуты. В этих случаях поврежденными могут оказаться разные части тела. И степень тяжести травм тоже отличается.

Распознать сочетанные повреждения можно по совокупности признаков. Пострадавший обычно испытывает сильную боль, бывает не в состоянии назвать ее источник, или говорит, что их несколько. У человека нарушается дыхание. От нестерпимых ощущений и интоксикации он может впасть в шок. У некоторых наблюдается сильная кровопотеря.

О том, что собой представляет сочетанная травма, проведении лечебно-диагностических мероприятий на начальных этапах, смотрите в этом видео:

Легкими считаются повреждения, которые проходят за период до 21 дня и не вызывают потери трудоспособности больше, чем на 5%. Обычно при них можно заранее определить, что пострадавший восстановится, и негативных последствий для его здоровья не возникнет. К легким, относят, например, несложные вывихи, переломы 1 — 2 ребер, разрывы связок, синдром сдавления (если оно не вызвало сильных нарушений функций организма).

Травма после ДТП: виды и первая помощь

Высокая степень смертности и травматизма в результате автокатастроф остаётся признанным фактом во всём мире. Травмами средней тяжести при ДТП считают такие повреждения тканей, для которых характерно нарушение их целостности и функционирования. Виды травм при ДТП могут быть очень разнообразными и варьироваться от легких ушибов до серьёзных переломов или разрывов внутренних органов. Если после ДТП болит шея, стоит обратиться за помощью к специалисту.
Согласно статистике, большая часть травм происходит с опорно-двигательной системой. Современная медицина объединяет их в большую группу под названием травмирование конечностей.

К возможным видам повреждений нижних конечностей относят переломы бедренной кости и вывихи бедренной кости. Для вывихов характерно выпрямленное или согнутое положение бедра с неестественным отведением его в сторону. Попытки совершить любое движение приводят к мучительным болям. При такой симптоматике первым делом необходимо провести обезболивание, затем перенести и транспортировать в больницу человека, который пострадал, на носилках и на спине. Ногу следует оставить в вывихнутом и отведенном положении. Её можно для этого обложить подушками или одеждой. Для переломов бедренной кости характерны повреждения в верхней части нижней конечности. Эти травмы также являются очень тяжелыми и требуют немедленного обезболивания и госпитализации. В случае перелома бедра травмированную ногу следует обязательно уложить в правильное положение и сразу же наложить шину.

Верхние конечности также довольно часто подвергаются травмированию. Чаще всего встречаются ушибы или переломы кистей, а затем идут всевозможные переломы рук.

Травмы, связанные с позвоночником, являются самыми тяжелыми в плане лечения и всевозможных осложнений. Например, осложнением от переломов позвоночника может стать онемение ног или рук, вплоть до паралича. Самым незащищенным отделом позвоночника является шейный отдел. В результате резкого торможения или резких ударов могут образоваться вывихи или перелом шейных позвонков при ДТП. Уточнить такой диагноз можно только с помощью рентгенографии в Юсуповской больнице. Травма шеи при ДТП является довольно частым событием. Очень важно в такой ситуации осторожно переложить потерпевшего человека на носилки, следить, чтобы шея и голова находились на одном уровне. Перелом шейных позвонков при ДТП последствия может иметь очень плохие для пострадавшего, поэтому первую помощь нужно оказать как можно скорее.

При травмах поясничного и грудного отделов также нужно следить, чтобы не произошли прогибы в спине во время транспортировки пострадавшего в больницу.

При перевороте машины или просто при оказании сильного давления с различных сторон на кости таза они подвержены переломам. Самым опасным является повреждение сочленения позвоночника и таза, оно может вызвать очень сильное внутреннее кровотечение. Как правило, признаками переломов таза считают его деформацию и наружные кровоизлияния. Также повреждения таза могут сопровождаться разрывами мочевого пузыря, почек, сосудов. В такой ситуации пострадавшему необходимы жесткие и не прогибающиеся носилки, а также правильное положение при госпитализации. Пострадавший должен лежать на спине, ноги следует согнуть в коленях и тазобедренных суставах.

Открытые переломы являются характерными травмами при ДТП и одними из тяжелейших травм, которые вообще могут быть при ДТП. От таких травм развивается очень сильный травматический шок, который необходимо в срочном порядке преодолевать обезболивающими. Врачи накладывают на открытые раны стерильные повязки и жгуты для остановки кровотечений, а после этого накладывают шины. Во время перекладывания на носилки кровотечение обычно всегда усиливается. При таких тяжелых травмах после ДТП пациента доставляют сразу в реанимацию. В случае отрывов конечностей принцип оказания первой помощи такой же, а оторванную конечность реанимационная бригада доставляет в реанимацию вместе с пострадавшим.

Травмы после аварии грудной клетки могут быть различные. К ним относят переломы ребер и ушибы. Симптомами переломов являются:

  • резкие боли в груди;
  • внешние деформации;
  • боли при вдыхании и выдыхании;
  • удушье;
  • кровохаркание.

Тяжелыми осложнениями после травм при аварии на мотоцикле считаются следующие ушибы грудной клетки:

  • пневмоторакс закрытый;
  • повреждение обломками ребер легких;
  • гемоторакс;
  • пневмоторакс открытый.

Как показывает современная научная практика, ДТП происходят за считанные секунды. Следовательно, сгруппироваться, чтобы как-то обезопасить себя, практически не представляется возможным за такой короткий промежуток времени. Уменьшить степень травматизма могут обычные пристегнутые ремни, так как они сокращают риск травматизма в два раза. Также пристегивание ремней влияет и на степень тяжести полученных травм. Перенесенные травмы могут значительно ухудшить дальнейшее качество жизни. Травмы водителя при ДТП, как правило, самые значительные, поэтому очень важно, садясь за руль, пристёгивать ремень безопасности.

Если после аварии болит шея, стоит обратиться за помощью к специалисту, так как полученные травмы при ДТП могут послужить началом серьёзных заболеваний. В клинике реабилитации работают высококвалифицированные специалисты, которые помогут пройти восстановительный этап после ДТП максимально быстро и комфортно для пациента. Записаться на приём к специалисту можно круглосуточно по телефону Юсуповской больницы.

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

Нужно отметить, что вред оценивается исходя из нескольких факторов. Определить состояние может только квалифицированный медработник.

Вид ущерба Главные признаки Примеры
Легкий • Отсутствие сотрясения мозга и других черепно-мозговых травм либо их слабая выраженность
• Кратковременная потеря работоспособности
• Непродолжительное восстановление организма (до 3 недель)
• Ушибы
• Простые вывихи
• Легкие порезы осколками стекла
• Нарушения подвижности суставов
Средний • Присутствует длительное, но не несущее серьезной угрозы жизни и здоровью повреждение
• Продолжительная утрата работоспособности
• Наличие черепно-мозговых травм
• Необходимость медицинской помощи, в том числе в виде госпитализации и стационарного лечения
• Переломы конечностей, ребер
• Сотрясения мозга средней тяжести
• Открытые ранения без поражения внутренних органов
• Осложненные ушибы и вывихи
Тяжелый • Закрытые повреждения внутренних органов
• Многочисленные переломы
• Нарушение целостности крупных кровеносных сосудов
• Наличие обширных ожогов
• Тяжелая черепная травма
• Внутренние кровотечения
• Разрывы органов
• Повреждения скелета, не поддающиеся полноценной коррекции
• Обезображивание лица
• Тяжелые психические отклонения на фоне полученных увечий

Отдельной группой считается летальный ущерб пострадавшему. К данной категории относятся любые повреждения, которые привели к непоправимым последствиям и смерти.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *