Обстоятельства при которых имело место нарушения ПДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обстоятельства при которых имело место нарушения ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На начальном этапе расследования ДТП складываются следующие типичные ситуации.

1. Потерпевший находится на месте происшествия, а водитель и транспортное средство отсутствуют и достоверных сведений о них нет. Эта ситуация характеризуется наличием достоверных сведений о характере происшествия, времени и месте совершения, последствиях.

Наиболее часто, как свидетельствует практика, эта ситуация встречается после совершения дорожно-транспортного происшествия водителем, находящимся в состоянии опьянения. Виновный водитель чувствует свою вину, думает, что факт дорожно-транспортного происшествия никем не замечен, и есть возможность этот факт просто скрыть, либо скрыть свое участие в нем, либо объяснить этот факт объективными причинами. В данной ситуации основной задачей следователя на начальном этапе расследования является розыск транспортного средства, скрывшегося с места происшествия и самого водителя.

Для этого осуществляются поиск и допрос очевидцев и пострадавших, способных давать объяснения о случившемся. У них выясняются индивидуальные и групповые признаки разыскиваемого автотранспорта, приметы водителя, находившегося за рулем, наличие пассажиров в автомашине, их приметы.

При производстве осмотра места происшествия возможно по следам колес транспортного средства, отделившимся деталям, повреждениям на объектах установить тип и марку транспортного средства, участвовавшего в ДТП.

Помимо следственных действий, осуществляются организационные и розыскные мероприятия. По прибытии на место происшествия следователь должен обеспечить блокирование района, в котором может находиться транспортное средство, причастное к расследуемому событию, принять меры к задержанию, организовать превентивные заградительные мероприятия на въездах-выездах из населенного пункта и развилках дорог еще до окончания осмотра места происшествия, и уточнения внешних признаков скрывшейся автомашины. Назначается трасологическая экспертиза. Получив информацию, содержащую необходимые данные о транспортном средстве, работники милиции должны осуществить осмотр гаражей, автостоянок, станций технического обслуживания, автохозяйств с целью выявления транспортных средств с характерными для дорожно-транспортных происшествий повреждениями. В случае необходимости, если существует подозрение о том, что разыскиваемое транспортное средство находится в частном гараже и его владелец препятствует проникновению в него, может быть проведен обыска. На станциях технического обслуживания проверяется учетная документация на автотранспорт, проходящий ремонтные работы. Однако здесь надо иметь в виду, что транспорт может быть отремонтирован и без соответствующего документального отражения, поэтому необходимо подробно опросить лиц, непосредственно занимающихся ремонтом автомашин. При проверке в автохозяйствах, нужно обращать внимание на учетную документацию выхода транспорта на линию (путевые листы, книги учета ухода автомашин из гаража и прихода в гараж, наряды на работу и т.д.), характер работ, график дежурств, журнал проверки технического состояния транспорта, журнал медицинского освидетельствования водителей перед выходом их на линию. Осматривается территория автопредприятия, все автомашины подозреваемого типа или марки, места, отведенные под ремонт транспорта. В обязательном порядке опрашиваются слесари-ремонтники, диспетчера, ответственные и контролирующие выход транспорта на линию, водители транспортных средств подозреваемого типа и марки.

Ценную информацию можно получить и при изучении характера груза, перевозимого транспортным средством, причастного к совершению дорожно-транспортного происшествия. Рассматривая информацию о грузе, можно предположительно установить, где он был получен и куда направлялся. Это даст возможность установить само транспортное средство и поможет выяснить его местонахождение после совершения дорожно-транспортного происшествия.

В целях розыска транспортного средства и установления очевидцев дорожно-транспортного происшествия необходимо и сотрудничество со средствами массовой информации

2. Потерпевший, транспортное средство находятся на месте происшествия, но отсутствует водитель транспортного средства. В этом случае известны время, место совершения преступления, его последствия и транспортное средство. Нахождение автомобиля на месте происшествия облегчает задачу поиска, так как есть возможность получить сведения о владельце и автомобиле по учетным данным ГИБДД.

Как показывает практика, подобная следственная ситуация характерна в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие совершается на транспортном средстве, находящемся в угоне, либо лицом в состоянии опьянения и влечет за собой, в большинстве случаев смерть потерпевшего. В такой ситуации нередко водитель делает заявление в милицию, после совершения дорожно-транспортного происшествия, об угоне у него транспортного средства, иногда склоняя к даче ложных показаний своих знакомых и родственников.

Основное направление действий следователя в данной ситуации – установление и задержание лица, совершившего дорожно-транспортное происшествие.

Поставленную задачу можно решить уже на этапе осмотра места происшествия. Необходимо реконструировать обстановку происшествия, чтобы представить себе, как водитель мог выходить из автомобиля, где он должен был оставить следы, какие повреждения могут иметься у водителя. Посредством осмотра кабины, поврежденных частей в салоне можно установить, в каком месте могли остаться сле��ы рук водителя, к каким частям и предметам он прикасался. В салоне машины могут быть обнаружены документы и вещи водителя, волокна его одежды. Значение следов, обнаруживаемых внутри автомобиля, вокруг места водителя, обусловливается потенциальной возможностью их сравнения с тем, что будет найдено на теле и одежде сбежавшего после его задержания.

Расследование ДТП обычно начинается с осмотра места происшествия. Прибывший на место происшествия сотрудник органа дознания (или следователь) в первую очередь должен: оказать помощь раненым, при необходимости направить их в лечебное учреждение; принять меры по ликвидации последствий аварии, наладить дорожное движение; при наличии у водителя или иных лиц, причастных к происшествию признаков опьянения направить их в сопровождении сотрудника милиции на медицинское освидетельствование; опросить очевидцев; если водитель скрылся с места происшествия принять меры для его задержания. После выполнения этих мероприятий начинается общий осмотр места происшествия. Нужно правильно определить границы осмотра места происшествия. Место дорожно-транспортного происшествия не ограничивается только местом непосредственного столкновения или наезда. Необходимо учитывать, что порой водитель, совершивший и скрывшийся с места дорожно-транспортного происшествия, через несколько километров останавливается, чтобы осмотреть свою автомашину, по возможности устранить повреждения, полученные транспортным средством (выбрасывает осколки фар, удаляет поврежденные пластиковые детали, выправляет повреждения кузова автомобиля, замывает следы крови и т.д.).

Если водитель скрылся на транспортном средстве с места происшествия следователь должен установить индивидуальные признаки транспортного средства, определить места, где может находиться или куда направляется разыскиваемый водитель, решить, каким путем разыскиваемый водитель может быть обнаружен, установить вероятный путь дальнейшего движения водителя.

Обследование дорожного полотна во всех случаях проводится в ходе осмотра места происшествия при совершении дорожно-транспортного происшествия, либо при обнаружении трупа с признаками повреждений, характерных для автотравмы, и является составной частью данного следственного действия. При осмотре дороги могут быть обнаружены следы от колес автотранспорта, отдельные части от автомашины, выпавший груз, вещи водителя, пассажиров, пострадавших и т.д. Необходимо описать тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и т. п.); состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка или подверженное другой обработке, гололедица и т. д.); равномерна или нет по состоянию проезжая часть, если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части; состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений: ямы, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка и т. д.); наличие отдельных предметов, затрудняющих движение транспортного средства; координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП; размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т. д.); продольный и поперечные профили проезжей части в градусах или процентах (спуск, подъем в направлении движения транспортных средств либо горизонтальный); наличие разметки проезжей части, дорожных знаков, пешеходных переходов, светофоров и т. д.; порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двустороннее, круговое, количество полос для движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного транспорта общественного пользования, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек и т. д.).

Следует установить видимость и обзорность с места водителя элементов проезжей части (с учетом световой обстановки и метеоусловий). Многие характеристики, например: положение солнца в яркий безоблачный день, наличие и характер облачности, силу дождя или снегопада, восстановить впоследствии будет во многом невозможно, а, следовательно, будет утрачена объективность и полнота в расследовании. Фиксация погодных условий имеет большое значение, поэтому в протоколе осмотра места происшествия по делам о дорожно-транспортных происшествиях в обязательном порядке необходимо указывать местоположение солнца, наличие облачности, наличие осадков и их интенсивность, направление и силу ветра. Определить общие пределы видимости с места водителя означает установить расстояние впереди машины при ее движении к центральной точке происшествия, на котором достаточно различаются подвижные и неподвижные объекты, расположенные в зоне дорожно-транспортного происшествия или при их приближении к ней, что позволяет водителю увидеть и осознать опасность, с которой нельзя было не считаться при управлении транспортом. Далее устанавливается местонахождение центра происшествия. Для этого изучают расположение пролившегося топлива, тормозной жидкости, стекол, следов колес. Наиболее часто на месте ДТП встречаются следы от колес автомашины. Вместе с тем, следует учитывать, что после совершения дорожно-транспортного преступления водитель мог остановиться, чтобы оценить происшедшее событие, в это время на дороге могли остаться потеки масла, горючего, тормозной жидкости, антифриза, при наезде на которые колеса автомашины оставили отчетливый след. Если же авария произошла на мягком грунте или на снегу, то следы проходящего транспортного средства останутся вне зависимости от применения торможения или остановки.

Понятие административного ареста раскрывается в статье 3.9 КоАП РФ, пункт 1. Согласно норме, данная санкция представляет собой изоляцию виновного лица отдельно от общества (срок обычно составляет 15 суток, очень редко, по отельным нарушениям, может достигать 30).

Назначается административный арест за нарушение ПДД только судом. Ни один другой орган не имеет возможности применять такую санкцию.

Административный арест за нарушение правил дорожного движения нужно чётко отличать от иных типов ограничения и лишения свободы. Основная особенность – это его относительная краткосрочность. Лишение свободы применяется на более длительные сроки, за более тяжкие нарушения.

В пункте 2 статьи 3.9 КоАП РФ имеется перечень лиц, к которым такая мера, как административный арест за нарушение ПДД, не применяется вовсе:

  • Женщины, которые фактически являются беременными. Факт должен быть подтвержден наличием соответствующих медицинских документов.
  • Женщины, у которых есть ребёнок. Возраст его должен быть до четырнадцати лет. В данном случае имеется правовое противоречие. Мужчины, которые имеют малолетних детей, могут привлекаться к такой мере ответственности, даже если воспитывают ребёнка самостоятельно, что, казалось бы, является дискриминационной нормой. Конституционный суд, в Определении от 13.06.2006 N 195, закрепил норму КоАП и указал, что к мужчинам такая санкция может быть применена, но суд должен исходить из фактических обстоятельств.
  • Граждане младше 18 лет.
  • Первые две группы инвалидности. По отношению к лицам, имеющим 3-ю группу инвалидности, мера может применяться, но опять же, суд должен исходить из фактических обстоятельств. Например, диабетики могут иметь 3-ю группу, но необходимость постоянного приёма инсулина и отсутствие условий для его хранения в СИЗО фактически делает невозможным применение ареста как меры ответственности.
  • Лица, являющиеся военнослужащими и проходящими военные сборы. По отношению к ним применяются свои меры, на основании законодательства РФ.
  • Лица, имеющим звания в таких структурах, как Следственный комитет, различные структуры МВД, а также Министерства Чрезвычайных Ситуаций, а также таможня.

В остальных случаях административный арест за нарушение ПДД может быть использован. Однако всегда стоит помнить, что данная мера считается крайней, то есть применяется только в крайнем случае, если иное воздействие на лицо не принесёт желаемого результата или нарушение совершается неоднократно.

Процедура назначения административного ареста начинается с фиксации правонарушения сотрудником ГИБДД и вынесении протокола о нарушении норм ПДД (пп. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Это лишь первый этап. Далее процедура назначения административного ареста за нарушение ПДД выглядит следующим образом:

  1. Дело переходит для последующего рассмотрения (ч. 2 ст. 28.8КоАП РФ). Протокол передаётся в суд сразу. Если же составить протокол на месте совершения нарушения невозможно, то виновное лицо доставляется в соответствующее отделение полиции и процедура проводится там.
  2. Лицо доставляется в отделение с целью административного задержания. Данный этап не является обязательным, так как процедура имеет смысл лишь в ограниченных случаях (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5КоАП РФ). Если лицо доставлялось в отделение – данный факт фиксируется отдельным протоколом.
  3. Дело рассматривается фактически. Суд должен рассмотреть вопрос в период не более суток с момента, как документы были переданы. Если лицо подвергается задержанию, то срок увеличивается до двух суток (пункт 4 статьи 29.6 КоАП).
  4. Суд выносит постановление, в котором указывается вина конкретного лица, что считается арестованным с этого момента.

После этого начинается стадия фактического исполнения постановления суда, то есть гражданин переводится в место последующей изоляции, которое определяется органами МВД. Как правило, в населённых пунктах имеются специальные изоляторы для виновных в нарушении КоАП РФ. Такие лица не содержатся совместно с обвиняемыми и виновными в уголовных преступлениях.

Процедура применения наказания в виде административного ареста за нарушение ПДД, которая реализуется на практике, указана в статье 32.8 КоАП РФ:

  • выносится постановление, в котором указано лицо и его наказание, производится его оглашение, что возможно только в присутствии обвиняемого;
  • с момента оглашения гражданин считается арестованным, он передаётся органам внутренних дел;
  • представители МВД сопровождают лицо на территорию, где будет производиться его изоляция;
  • по окончании срока выносится постановление об окончании административного ареста;
  • гражданин уведомляется об окончании срока изоляции за нарушение правил дорожного движения и освобождается, после подписания соответствующей документации.

Также, после освобождения, он вправе возвратить личные вещи, которые хранились органами внутренних дел и были изъяты.

С целью обжалования постановления об административном аресте за нарушение ПДД, рекомендуется выполнить следующие действия:

  • Получить текст постановления об административном аресте. Документ может быть передан самому лицу или его законному представителю.
  • Подготовить жалобу на постановление.
  • Передать документ в тот же судебный орган, что выносил постановление. Тот, в свою очередь, должен направить материалы дела вместе с жалобой в вышестоящий суд в тот же день (пункт 2 статьи 30.2 КоАП РФ), но заявитель вправе направить жалобу сразу в вышестоящий суд. Законодатель устанавливается десятидневный срок для направления жалобы.
  • Дождаться рассмотрения жалобы вышестоящим судом. Срок рассмотрения составит сутки с даты её получения соответствующим органом.

Результат рассмотрения заявления на обжалование административного ареста за нарушение ПДД может быть разный: дело может быть оставлено без изменения, направлено на новое слушание, определение может быть отменено. Всё зависит от наличия конкретных обстоятельств и доводов заявителя.

За обжалованием ареста следует немедленное освобождение гражданина. Однако, для лица, которое было привлечено к ответственности, одного освобождения будет недостаточно.

Гражданин вправе, после фактической отмены наказания, обратиться с иском о взыскании расходов и возможных убытков, а также морального вреда (статья 151 ГК РФ – моральный вред, статья 1069 ГК РФ – возмещение за незаконные действия государственных органов). Практика по таким делам не всегда на стороне заявителя, так как нужно будет доказать вину определённого должностного лица, его умысел или халатность, что не всегда представляется возможным. Моральные страдания также должны быть обоснованы.

Скачать образец заявления на обжалование постановления об административном аресте за нарушение ПДД можно здесь.

Может показаться, что подобные дела, которые подразумевают административный арест виновного в нарушении некоторых правил ПДД, достаточно простые, но не всё так очевидно, как кажется на первый взгляд. Имеются свои особенности, которые обязательно нужно учесть:

  • Постановление исполняется немедленно, гражданин будет считаться арестованным в этот же момент. Однако, в счёт отбывания наказания также идёт и день совершения правонарушения.
  • Наказание не всегда составляет 15 суток изоляции, это лишь максимальный срок. Суд может выбрать и иное количество, в зависимости от обстоятельств дела.
  • Административный арест – исключительный метод. На практике она применяется не всегда. Если есть возможность и обстоятельства для применения другой меры, то применяется, например, штраф.
  • Административный арест за нарушение ПДД отбывается в соответствии с ФЗ №67 «О порядке отбывания административного ареста». В случае нарушения порядка отбывания, допускается обращение с жалобой, как в Прокуратуру, так и в вышестоящие органы.
  • Возбудить дело в применении ареста вправе также служба судебных приставов, в ситуации, когда гражданин неоднократно не оплачивает штрафы за нарушение ПДД.

К административному аресту законодательство позволяет привлечь водителей:

  • которые вели машину, не взирая на лишение прав (срок до 15 суток);
  • управляли автомобилем находясь в состоянии опьянения и у которых право управлять автотранспортом отсутствует (срок 10-15 суток);
  • отказавшихся пройти медицинское освидетельствование на предмет наличия алкоголя или наркотических веществ в организме, при этом у данного водителя отсутствует право управлять транспортом (срок 10-15 суток);
  • самовольно покинувших место ДТП (срок 15 суток);
  • не уплативших штраф ГИБДД (кроме штрафа с видеофиксатора) (срок 15 суток);
  • невыполнение требований сотрудника ГИБДД.

При отказе водителя предъявить документы инспектору ГИБДД, на данный факт может быть составлен протокол об административном правонарушении. Причём, несмотря на возможность штрафной санкции, Российский суд зачастую выносит приговор об аресте.

За несколько неоплаченных штрафов судебный орган часто практикует арест.

Срок давности по привлечению к административной ответственности – это период времени, по истечении которого прекращается преследование по совершенным административным правонарушениям.

Сроки давности за нарушения в сфере ПДД регламентированы в ст. 4.5 КоАП. Так постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее истечении двух месяцев, а если дело рассматривается судьей- по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения.

Дополнительно законодатель выделяет несколько видов нарушений в сфере ПДД, ответственность за совершение которых может наступить в течение 12 месяцев с момента совершения: ст. ст.12.8, 12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27, ч.3 ст.12.30 КоАП.

При исчислении давности привлечения к ответственности применяются следующие правила:

  1. течение давности начинается на следующий день после даты совершения правонарушения;
  2. месячный срок истекает в соответствующее число месяца или в последние его сутки;
  3. если окончание срока давности совпадает с нерабочим днем, то последний день срока переносится на первый рабочий день.

Дела об административных правонарушениях

Уголовная ответственность бывает в случае, если в результате нарушения ПДД произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое привело к причинению потерпевшему/им тяжкого вреда здоровью, либо наступила его (их) смерть. А также когда преступление совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, или связано с оставлением места его совершения.

Исходя из конкретной ситуации, законодателем предусмотрены разные виды уголовной ответственности:

  1. ограничение свободы на срок до трех лет;
  2. принудительные работы на срок до пяти лет;
  3. лишение свободы на срок до девяти лет.

К данным видам наказания дополнительно могут применяться: запрет заниматься отдельными видами деятельностью или лишение права занимать некоторые должности.

Также уголовное наказание применяется в случае если:

  1. к виновнику ДТП применено административное наказание за управление транспортом в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения;
  2. виновник ДТП ранее был судим за совершение указанных выше нарушений в состоянии опьянения.

При данных обстоятельствах к виновнику применяются следующие санкции: штраф в размере от 200000 до 300000 рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

рассмотрев жалобу Новикова В.A. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 27 Новгородского судебного района Новгородской области от 16 октября 2015 г., решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 11 декабря 2015 г. и постановление и.о. председателя Новгородского областного суда от 15 апреля 2016 г., вынесенные в отношении Новикова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 27 Новгородского судебного района Новгородской области от 16 октября 2015 г. Новиков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 11 декабря 2015 г. постановление мирового судьи изменено в части уточнения даты его вынесения 16 октября 2015 г., в остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения.

Постановлением и.о. председателя Новгородского областного суда от 15 апреля 2016 г. жалоба Новикова В.А. на указанные судебные акты оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Новиков В.А. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В силу пункта 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.6 Правил дорожного движения).

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» Приложения 1 к Правилам дорожного движения (далее — дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен») запрещает обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.

Зона действия дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» распространяется от места его установки до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.

Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18) движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1 (разделяющей транспортные потоки противоположных направлений) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что 14 июля 2015 г. в 17 часов 46 минут на 131 км + 750 м автодороги Тверь-Лотошино-Шаховская-Уваровка в районе дер. Холмец Шаховского района Московской области водитель Новиков В.А., управляя транспортным средством «…», государственный регистрационный знак …, в нарушение требований дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» при совершении маневра обгона попутно движущихся транспортных средств выехал на полосу, предназначенную для встречного движения.

Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 6), дислокацией дорожных знаков и разметки (л.д. 7), рапортом (л.д. 8), схемой места нарушения Правил дорожного движения (л.д. 9), материалом фотофиксации (л.д. 11-19) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Новиков В.А. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу встречного движения влечет административную ответственность.

Верховный Суд РФ напомнил, что ответственность наступает независимо от того, в какой момент выезда на полосу встречного движения транспортное средство располагалось на ней в нарушение правил.

Так, в рассматриваемом случае водитель начал обгон на участке дороги с прерывистой линией разметки. Он не успел завершить маневр в этой зоне и продолжил двигаться по встречной полосе в зоне действия дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен» на участке дороги со сплошной линией разметки.

Следовательно, в его действиях имеется состав правонарушения.

Припарковался неизвестно где

В п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 195-О содержится следующая правовая позиция:

Административный арест назначается судом лишь в исключительных случаях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (статьи 6.8, 6.12, 12.27, 17.3, 19.24, 20.1, 20.3, 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме части 2 статьи 20.25), что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу части 2 статьи 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.

Решение об аресте вправе выносить только судья. Дело о нарушении рассматривается в суде в день поступления протокола и других документов по факту правонарушения. Если водителя задержали за совершение административного нарушения или просрочку оплаты штрафа, то решение по его делу выносится не позднее 48 часов после административного задержания. Данный порядок установлен частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассматривается в любом районном суде, который выбирается по месту правонарушения или адресу задержанного – при его личном ходатайстве перед судьей. Во время рассмотрения дела судьей водитель вправе изучать документы по делу, писать ходатайства, доказывать свою невиновность, приглашать юриста для защиты своих интересов перед судом.

Важно! Задержанный обязан присутствовать в суде в момент вынесения решения о его аресте. Если суд в качестве меры наказания назначит арест, то нарушитель из задержанного становится арестованным.

При любом совершенном административном правонарушении к аресту не привлекаются беременные женщины и женщины с детьми до 14 лет, военные, несовершеннолетние лица и инвалиды двух первых групп.

Ссылки по теме: Закон о коллекторах для ипотечников

В административном процессе (КоАП РФ) предусмотрено несколько видов ограничений свободы, которые, так или иначе, лишают свободы передвижения. К ним относятся доставление, задержание и арест.

Доставление (ст. 27.2 КоАП) – задержание и незамедлительное принудительное препровождение гражданина для составления административного протокола.

Такая мера применяется, если составление протокола обязательно, а составить его на месте невозможно. По факту доставления либо составляется отдельный протокол, либо делается отметка в протоколе об административном правонарушении.

После осуществления процессуальных действий доставленный освобождается или задерживается в административном порядке.

Административное задержание (ст. 27.3 КоАП) – кратковременное ограничение свободы, которое может применяться только в целях обеспечения рассмотрения дела и (или) исполнения административного постановления.

По факту задержания составляется протокол. Максимальный срок задержания – 3 часа с момента доставления, которое было осуществлено по правилам ст.

Для возбуждения дела требуется постановление, которое выносится на основании собранных доказательств. Нарушение ПДД устанавливается:

  • Инспектором Госавтоинспекции. Сотрудником ГАИ фиксирует нарушение ПДД.
  • Сотрудником ФССП. Приставы документируют уклонение от оплаты штрафов.

Если наказание было установлено самим инспектором ГАИ, то все документы составляются на месте нарушения ПДД. Оформленное деяние, предусматривающее административный арест автолюбителя в тот же день отправляется судье.

При невозможности запротоколировать нарушение ПДД, сотрудник ГАИ сопровождает водителя в места отбывания дальнейшего наказания. Задержать гражданина до выяснения обстоятельств, уполномоченные органы имеют право на несколько суток. Данный факт документируется, и дубликат протокола выдается на руки виновнику происшествия.

В справке указывается следующая информация:

  • число и место оформления документа;
  • инициалы, звание уполномоченного лица;
  • данные о нарушителе ПДД;
  • место, время и причину составления документа о задержании.

Протокол подписывается правонарушителем и инспектором ГИБДД. Отказ задержанного лица завизировать документы, фиксируется в письменной форме. Копия протокола передается нарушителю по его требованию.

Законом предусмотрены следующие действия:

  • досмотр правонарушителя и его вещей;
  • лишение ВУ;
  • осмотр ТС;
  • изъятие личных бумаг, вещей;
  • административный арест транспортного средства;
  • медосвидетельствование водителя.

При задержании виновника происшествия, судья рассматривает дело на протяжении 2-х суток с момента нарушения ПДД.

Уведомление об административном аресте организации, в которой работает виновник, юриста, родственников, осуществляется в минимальный срок и только по желанию задержанного лица. Правонарушителю озвучивают его права (данный факт отражается в протоколе).

Назначение такого вида ареста может быть обусловлено совершением административного нарушения, статьи которого прописаны в КоАП РФ. Так, зачастую подобные санкции применяются в следующих случаях:

  • Нарушение ПДД, создание ДТП.
  • Хранение наркотиков в малом количестве. Но, сюда входит не любое наркотическое вещество, так же будет учитываться наличие приводов ранее и возраст преступника.
  • Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
  • Хулиганство.
  • Неуплата алиментов.
  • Проявление неуважения к суду и полиции.
  • Употребление алкоголя в общественном месте.
  • Неуплата штрафа.

Штрафом, полученным при ДТП, считают ту меру наказания, которая предусмотрена для автомобилиста действующим законодательством за нарушение того или иного пункта настоящих правил. Исходя из этого следует вывод, что за безобидные погрешности, такие как: несоблюдение дистанции, неправильный выезд со двора, оставление транспортного средства в запрещенном месте и т.д., водителю будет полагаться незначительное материальное взыскание, в размере от 500 до 5000 рублей.

А вот за более серьезные проступки, повлекшие за собой дорожно-транспортное происшествие с потерпевшими людьми, водитель может даже лишиться прав на срок до 6 месяцев. И эта мера со стороны сотрудников ГИБДД также будет расцениваться, как штрафная санкция при ДТП. Поэтому лучшим вариантом для виновника аварии станет обоюдное решение конфликта без привлечения дорожной полиции.

Согласно ПДД, дорожно-транспортным происшествием считается: столкновение транспортного средства с каким-либо препятствием или другим участником движения, находящимся в пределах проезжей зоны (в том числе и с пешеходом). Поэтому выписать штраф за аварию, случившуюся на частной территории, где отсутствует разметка и знаки, сотрудники ГАИ не смогут.

Также обязательным условием для составления административного протокола при ДТП является четкое установление виновной стороны. Для этого инспектора ГИБДД должны взять пояснения у участников аварии, изучить обстановку, опросить свидетелей и составить примерный план столкновения.

Важно знать! На основании полученных данных дорожная полиция уже сможет определить: нарушение какого пункта ПДД повлекло за собой характерные последствия, и что за мера наказания будет вынесена виновнику в постановлении.

Если же ситуация между обоими сторонами конфликта решается без привлечения сотрудников Госавтоинспекции (по европротоколу или путем составления расписки), то штраф за ДТП виновнику предусматриваться не будет. Причиненный им ущерб в таком случае покроет страховка ОСАГО или КАСКО (при отсутствии обоих договоров выплата материальной и моральной компенсации ложится на плечи инициатора происшествия).

Если автолюбитель, спровоцировавший дорожно-транспортное происшествие, нанес третьим лицам тяжелый вред здоровью, или же вовсе стал причиной гибели одного из участников ДТП, то для него в силу вступает уголовный кодекс, в соответствии с которым виновная сторона может:

  • Попасть под домашний арест на срок до 6 месяцев;
  • Лишиться свободы на период от 2 до 3 лет;
  • Подвергнуться принудительным работам.

Определяется степень наказания по УК РФ на основе анализа состояния водителя (трезвый или пьяный), обстоятельств аварии и тяжести последствий.

Ответственность за нарушение ПДД

Штраф, полученный гражданином по причине инициирования дорожного происшествия, можно оспорить точно так же, как и любое другое постановление, вынесенное инспекторами ГАИ. Ведь для того, чтоб обвинить одного из пострадавших в ДТП в несоблюдении дистанции, создании помехи или иных проступках, сотрудникам ГИБДД необходимо предоставить доказательства по данному делу.

При отсутствии улик, подтверждающих вину автомобилиста, выписанный по месту аварии протокол можно легко обжаловать в суде. Но открывать производство следует не позже, чем через 10 дней с момента составления бумаги работником Госавтоинспекции. Иначе судья рассматривать дело не будет, в соответствии с процессуальным кодексом РФ.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при выявлении нарушения, предусмотренного главой 12 (Административные правонарушения в области дорожного движения), сотрудник ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении.

Этот документ не оформляется только в случаях, прямо указанных в КоАП РФ (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме, а также, при выявлении дорожным инспектором полиции нарушения, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).

Административный протокол о нарушении ПДД, составляется в присутствии лица, — водителя, пешехода или иного лица, привлекаемого к ответственности.

Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок, время и место рассмотрения нарушения.

В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле.

Лицо, в отношении которого составлен протокол за нарушение ПДД, вправе давать пояснения в письменном виде.

Объяснения нарушителя в обязательном порядке прилагаются к материалам административного производства.

Также нарушитель ПДД вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела по месту жительства или по месту пребывания. Такое ходатайство подлежит внесению в бланк протокола за подписью нарушителя. Копия протокола вручается нарушителю ПДД и потерпевшему (при его наличии) под роспись.

В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело об административном правонарушении и выносится постановление.

При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника.

Подробности читайте в статье:

Протокол о нарушении ПДД при ДТП

Правила дорожного движения — это сборник нормативных актов, регулирующих поведение участников дорожного движения, пешеходов и водителей, и требования к транспортным средствам. Нарушение правил дорожного движения — это несоблюдение норм действующего законодательства, способное спровоцировать ДТП и повлечь причинение материального ущерба, ущерба здоровью и смерти человека.

Наказания за нарушение правил дорожного движения зависят от тяжести преступления. Последствия нарушения могут быть от минимального ущерба до причинения смерти человеку или нескольким лицам.

Ответственность делится на три типа:

  • гражданская;
  • уголовная;
  • административная.

Административная ответственность

Она накладывается по Кодексу административных правонарушений. Ответственность наступает, если водитель нарушил действующие правила и не нанес ущерба другим участникам, либо ущерб несущественный.

В качестве наказания может быть назначено:

  • предупреждение;
  • денежный штраф;
  • лишение водительского удостоверения;
  • административный арест;
  • конфискация орудия нарушения.

Денежный штраф определяется в соответствии с тяжестью преступления.

Штраф ГИБДД — это административная ответственность. Размер штрафа определяет КоАП. В соответствии с ним оплатить штраф нужно в течение 60 дней после вынесения постановления, а обжаловать можно в течение 10 дней.

Такой вид ответственности наступает, если водитель вследствие нарушения ПДД причинил материальный ущерб третьим лицам. Наказание за нарушение правил дорожного движения будет в виде административного штрафа и возмещения ущерба пострадавшей стороне.

Водитель обязан возместить моральный и материальный ущерб, а также выплатить компенсацию за упущенную выгоду, в связи с наступлением ДТП пострадавшему лицу, если его трудовая деятельность осуществляется за счет пострадавшего транспортного средства. Он обязан компенсировать расходы, если нарушение нормативов дорожного движения было с его стороны, и он лично управлял транспортным средством.

Арест для нарушителей ПДД: за что 15 суток?

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Уголовная ответственность наступает при последствиях, связанных с нормами 264 статьи УК. То есть это причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека, наступившее в ходе ПДД умышленно или по неосторожности.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло возраста шестнадцати лет, которое управляет автотранспортным средством. Кстати, субъектом преступления признается не только автомобилист, сдавший экзамены на право управления автомобилем, но и иное лицо, управляющее автотранспортным средством.


Основной причиной всех ДТП чаще всего становится превышение скорости. Как показывает официальная статистика Государственной автомобильной инспекции примерно 40 процентов ДТП с тяжелыми последствиями или смертельным исходом как раз-таки приходится на превышение скорости. В соответствии с правилами дорожного движения водитель должен управлять автотранспортным средством с скоростью, которая официально не превышает установленных ограничений. Уголовная ответственность в соответствии с нормами статьи 264 предусматривает ответственность в том случае, если у водителя имелась возможность избежать ПДД, но он не смог по каким-то причинам избежать столкновения.

Также часто причиной ДТП выступает техническая неисправность автотранспортного средства, из-за которой автомобилист не может избежать наезда или столкновения. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.


В обязательном порядке при инкриминировании преступления по статье 264 УК России проводится судебная автотехническая экспертиза. Она позволяет ответить на ряд вопросов, имеющих значение для хода уголовного расследования. Она поможет ответить на вопросы о технической возможности остановки автомобиля, его состоянии, наличии или отсутствии технической неисправности, тормозном пути авто.

В компетенцию эксперта входят вопросы, связанные с решением только технических моментов. После анализов и оценки эксперт подготавливает специальное заключение, которое является доказательственной базой в ходе расследования преступления.


Отягчающим обстоятельством преступления выступает смерть потерпевшего лица или гибель двух и более лиц, которая стала следствием ДТП. Это может произойти в ходе наезда или перехода дороги, когда водитель, пешеходы или пассажиры в ходе ДТП погибают. Ответственность за наступление гибели потерпевших регламентируется нормами 3 и 4 части статьи 264 Уголовного кодекса России. Как показывает судебная практика примерно семьдесят процентов случаев подобных ПДТ заканчивается реальным назначением тюремного наказания. Особенно если ПДД со смертельным исходом произошло в результате опьянения водителя, что в свою очередь является еще одним отягчающим обстоятельством.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности), то тогда эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание

Стоит также сказать и о состоянии опьянения. На основании правил ПДД (статья 2.7) водителю запрещено управлять автотранспортным средством в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения. Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения является признаком, которое отягощает ответственность водителя.

К основным видам наказания используется лишение водительских прав на определенный срок. При назначении этого наказания информируется подразделения ГИБДД по месту проживания и регистрации виновника ДТП.


В конце июня, например, Ярославский областной суд отменил постановление Ростовского районного суда, отобравшего права у автоледи. Ради спасения своего ребенка она покинула место ДТП, в котором автомобилям были причинены незначительные повреждения.

Мама, которая везла свою малолетнюю дочь к врачу, но допустила аварию, с первого дня утверждала, что не имела умысла на оставление места ДТП. Она не только оставила представителю потерпевшего все свои контактные данные, но и сама явилась впоследствии в орган ГИБДД по месту совершенного правонарушения.

Кстати, после происшествия она почти полчаса ожидала сотрудников ГИБДД, но так как те задерживалась, «была вынуждена продолжить движение в медицинское учреждение, так как ее двухлетняя дочь, нуждалась в срочной медицинской помощи».

Аналогичный случай рассматривался и в Верховном суде РФ. Высшая судебная инстанция также решила вернуть права женщине, которая ушла с места аварии из-за плохого самочувствия.

Как следует из материалов дела, гражданка З. попала в небольшое ДТП по пути в больницу. Авария произошла недалеко от медицинского учреждения. А поскольку женщина чувствовала себя плохо, она решила обратиться к врачу, предварительно оставив другому водителю свой номер телефона и попросив его позвонить по прибытии сотрудников ГИБДД. После приема у врача женщина вернулась на место ДТП, но ни другого участника аварии, ни сотрудников ГИБДД там уже не было.

Также в Верховном суде был отменен штраф водителю Т., который был наложен инспектором ГИБДД в Саратове за нарушение правил маневрирования.

Перестроившись с левой полосы в правый ряд из-за несущегося ему навстречу автомобиля с открытой пассажирской дверцей, Т. врезался в машину, двигавшуюся в попутном направлении. Позднее выяснилось, что водитель автомобиля с открытой дверцей потерял сознание за рулём, а промедление грозило Т. лобовым столкновением.

Еще более опасный маневр совершил автомобилист Г. из Волгоградской области. Он выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, где допустил касательное столкновение с автомобилем, который в момент столкновения совершал маневр возврата со встречной полосы на свою. В результате был составлен протокол об административном правонарушении (ч.1 ст.12.15 КоАП РФ), и водителя оштрафовали на 500 руб.

Признавая факт выезда на встречную полосу, принципиальный гражданин Г. утверждал, что совершил этот маневр, чтобы избежать лобового столкновения с двигавшимся ему навстречу автомобилем, на котором в темное время суток не горели световые приборы и габаритные огни. Водитель этого автомобиля, кстати, не отрицал ни того, что ехал по чужой полосе движения, ни того, что на его автомобиле были неисправны световые приборы.

Наиболее частым случаем, когда можно ссылаться на статью 2.7 КоАП, является объезд препятствия через сплошную линию разметки. Не будем вдаваться в детали такого нарушения, ограничившись выдержкой из еще одного судебного решения: «Судом апелляционной инстанции установлено, что водитель совершил нарушение ПДД в результате объезда ямы, что подтверждается схемой ДТП. Причем объезд произведен исключительно по длине ямы на длину салона автомобиля, то есть по встречной полосе водитель практически не двигался, а сразу вернулся на свою полосу движения.

Предоставленные фотоснимки подтвердили, что яма являлась препятствием, которую необходимо проехать, только прибегая к объезду.

Административная ответственность за нарушения ПДД РФ

Как правило, в аналогичных случаях, когда выписан протокол за выезд на полосу встречного движения, многие водители предпочитают не биться за крайнюю необходимость, а стараются переквалифицировать нарушение с части 4 ст. 12.15. – выезд на встречную, на часть 3 – объезд препятствия. Зачастую судьи идут навстречу, заменяя суровое наказание (лишение права управления от 4 до 6 месяцев) на штраф.

Однако если автомобилист готов лишиться прав на несколько месяцев, пока суды будут рассматривать его жалобы, чтобы доказать свою полную невиновность, придется вначале полностью признаться в своем нарушении. Точнее, сначала признаться, а лишь затем надеяться на применение статьи о крайней необходимости. Для того, чтобы суд мог применить эту «спасительную» статью, следует воспользоваться советами адвокатов, которые рекомендуют следующее.

  • Во-первых, обязательно подробно описать в протоколе ситуацию, в которую вы попали. Если в бланке не хватает места в графе «Объяснение лица…», надо потребовать дополнительный лист, чтобы закончить свое повествование.
  • Во-вторых, прямо на месте нужно составить схему того, как двигался автомобиль, с обязательным нанесением на нее причины, вынудившей совершить нарушение ПДД. Схему желательно подписать у инспектора ГИБДД и затем требовать ее приобщения к делу.
  • В-третьих, следует непременно сфотографировать место нарушения ПДД. В кадр должны попасть объекты, доказывающие, что фотография сделана именно там, где составлялся протокол. Снимайте номера домов, километровые столбы, узнаваемые объекты, машину ГИБДД, а также причину, вынудившую совершить противоправные действия (яму или препятствие).

Если же в суде критически отнесутся к вашим аргументам, подавайте ходатайство о назначении автотехнической экспертизы, которая сможет доказать, что у вас действительно не было другого выхода.

Следственный эксперимент при расследовании дорожно-транспортного происшествия является следственным действием, которое позволяет проверить или уточнить уже имеющиеся показания, а также обнаружить и исследовать материальные следы дорожно-транспортного происшествия.

Следственный эксперимент важен тем, что позволяет ответить экспериментально на многие вопросы предварительного следствия, ответы на которые существуют либо в форме судебной информации — показаниях, либо не существуют вовсе.

Следственный эксперимент проводится с целью экспериментальной проверки достоверности показаний водителя, очевидцев, других лиц о многих обстоятельствах ДТП, в частности, об обзорности и видимости на данном участке дороги в момент ДТП, о сложившейся к этому моменту дорожной обстановке.

Проведение следственного эксперимента в адекватных условиях, технически не всегда осуществимо даже тогда, когда это целесообразно либо необходимо, поэтому при его подготовке должны быть разрешены следующие вопросы: возможна ли реконструкция условий близких к тем, в которых произошло ДТП и допустимо ли безопасное проведение в этих условиях эксперимента; какие мероприятия требуется осуществить в плане его подготовки; возможно ли организационно либо технически получить необходимые для следствия данные.

Наиболее типичными следственными ситуациями, разрешение которых возможно посредством проведения следственного эксперимента, являются: наличие у водителя возможности видеть из кабины транспортного средства потерпевшего, препятствие или средство организации движения, а также наличие возможности у свидетеля (очевидца) видеть приближающееся транспортное средство, событие происшествия с места, где они находились; установление времени движения транспортного средства или пешехода между определенными точками; определение скорости движения пешехода, пересекающего улицу или дорогу, непосредственно перед движущимся транспортом; проверка возможности транспортного средства развить определенную скорость на данном участке дороги или в рамках установленного следствием времени; выявление возможности ослепления водителя в данных дорожных условиях; определение зоны видимости позади автомашины, а также возможность видеть движущиеся транспортные средства при помощи наружных либо внутренних зеркал заднего вида; установление возможности самопроизвольного открытия двери кабины или самопроизвольного движения транспортного средства при нахождении его на стояночном тормозе и некоторое другое.

Чрезвычайно важно в ходе эксперимента соблюдать методы его проведения, правильные с технической точки зрения. Поскольку следователь не всегда может быть компетентным во всех проверяемых вопросах, постольку целесообразно привлечь к проведению эксперимента соответствующих специалистов.

Перед проведением следственного эксперимента должен быть в обязательном порядке составлен его план. Методику проведения эксперимента, связанного с техническими аспектами, рекомендуется предварительно обсудить со специалистами, привлекаемыми к участию в эксперименте.

В плане необходимо предусмотреть: круг лиц, которые должны участвовать в эксперименте (свидетели, потерпевшие, обвиняемые, подозреваемые, специалисты); круг помощников, которые будут выполнять различные технические действия (подавать сигналы, управлять автомобилем и т. д.); технические средства, необходимые для проведения опытов (соответствующие транспортные средства, инструменты и приборы, с помощью которых будут выполняться или фиксироваться результаты опытов); время, место и условия проведения эксперимента, максимальное их сходство с теми, которые были в момент происшествия; подготовка обстановки на месте происшествия (установка помех, расстановка участников и т.д.).

Наиболее распространенными в следственной практике видами экспериментов для этой категории преступлений являются: определение на месте происшествия расстояний между участниками происшествия или другими объектами с целью уточнения этих расстояний; определение траекторий движения транспортных средств или пешеходов, выявление направления движения, длины и формы траектории; определение скоростей движения транспортных средств, исходя из показаний свидетелей; скорости передвижения пешеходов по показаниям свидетелей или самих участников происшествия; времени, затрачиваемого транспортным средством или пешеходом на преодоление траектории определенной формы и длины; момента открытия видимости неподвижного препятствия с учетом помех, снижающих обзорность и расстояния открытия взаимной видимости с учетом помех, снижающих обзорность: а) на поворотах дорог; б) на переломах продольного профиля дорог, а также расстояния открытия видимости пешехода, передвигающегося через проезжую часть и направляющегося на полосу движения транспортного средства: из-за неподвижного (стоящего) объекта на проезжей части; из-за движущегося транспортного средства; определение механизма нанесения повреждений на машинах путем сопоставления машин; определение возможности определенных телесных повреждений путем сопоставления машины и человека; установление влияния технического состояния отдельных агрегатов и механизмов на динамические качества и управляемость машины, а также эксплуатационных качеств конкретного транспортного средства в определенных дорожных условиях.

Зачастую при остановке вас на трассе и вменении вам совершения такого правонарушения как выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения в нарушение правил дорожного движения, вам сообщают о том, что велась видео- или фотосъемка, на которой отчетливо видно, как вы совершаете нарушение.

Так вот, в большинстве случаев подобные заявления имеют под собой совершено определенные мотивы. Вам могут показать эту запись прямо на месте остановки, а могут сообщить о том, что все вы увидите в судебном заседании — не факт что ее вообще производили. В любом из случаев не стоит сразу признаваться в совершении правонарушения.

Применение сотрудниками ГИБДД видеофиксации нарушения должно быть выполнено в строгом соответствии с установленными в законе нормами. Так применение видео- и фотофиксации должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении, с обязательным указанием на дату поверки применяемого прибора (ст. 26.8 КРФобАП).

При рассмотрении представленных в деле фотоснимков необходимо обращать внимание на то, а подтверждают ли данные фотоснимки вашу виновность, отражают ли пересечение вами сплошной линии, видно ли на них, что это именно ваш автомобиль совершил запрещенное ПДД действие, существует ли привязка к объекту, видны ли все имеющиеся на данном участке дорожные знаки.

В случае же, если проводимая инспекторами запись проводилась на бытовую видеокамеру или другое средство и информации о проведенной съемке и дате поверки прибора не содержится в протоколе, то необходимо исключать имеющиеся в деле фотоснимки и видеозапись из доказательственной базы. То же самое необходимо сделать, если в судебном участке, куда были переданы материалы дела, отсутствует техническая возможность для просмотра записи.

Одна из популярных уловок инспекторов заключается в следующем. Для убеждения водителя в совершении правонарушения демонстрируется наличие камеры, а для пущей убедительности в суд передается диск с записью. Технической возможности для просмотра записи нет, но судья воспринимает это примерно так: уж если передали диск, значит, на нем видно само нарушение.

Поскольку гражданин имеет право знакомиться с материалами дела, ознакомьтесь с диском. Переверните диск и посмотрите, а записано ли на нем вообще что-либо — передача пустых дисков уже стала нормой. Помните, в качестве обеспечения технической возможности вы всегда можете принести свой ноутбук или DVD плеер.

Как вы успели уже понять, нами были перечислены доказательства, которые представляются сотрудниками ДПС. Поскольку в ст. 25.1 КРФобАП лицу предоставлена возможность наравне со стороной обвинения представлять свои доказательства, вы должны в полной мере пользоваться такой возможностью.

Решение № 5/12-Ш-3/2016 от 25 февраля 2016 г. по делу № 5/12-Ш-3/2016

По закону у инспектора ГИБДД должны быть доказательства правонарушения. Но если раньше инспекторов чаще «кормила» видеозапись с фиксацией скорости, а сейчас многие из них переключились на «выезд на встречную полосу». Оно и понятно – «встречка» намного «дороже» превышения скорости. Зачем оформлять копеечные скоростные протоколы, если можно остановить два-три «встречника», продемонстрировать им видеозаписи, и смена удалась?

Подобная распространенная практика привела к тому, что теперь все большее количество водителей требует от составляющего протокол инспектора, продемонстрировать видеозапись доказательства правонарушения. А если есть запись, но инспектор её не демонстрирует, то и нарушения правил не было, а протокол можно удачно обжаловать.

На самом деле все не совсем так. В соответствии с административной процедурой водитель имеет право с момента составления протокола знакомится с материалами дела, заявлять ходатайства, предоставлять доказательства и давать объяснения.

Инспектор обязан разъяснить суть нарушения водителю. Но ни в одном нормативном акте не упоминается конкретно «видеозапись». Более того, согласно ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу считаются любые данные, в том числе и показания инспектора, которые устанавливают вину водителя.

В судебном заседании или при рассмотрении дела водителя обязаны ознакомить с имеющейся видеозаписью. А вот при составлении протокола возможны варианты.

Если вспомнить, то десять лет назад действовал тот же КоАП, и никто даже близко не упоминал о каком-то видео при оформлении протокола. Ничего существенно не изменилось с тех пор, (кроме штрафов). Рассмотрим случаи с ДТП — опять же никто не просит предъявлять видеозапись своего нарушения.

Чаще всего сотрудники ГИБДД предъявляют видеозапись, чтобы остановить пререкания с водителем, который настаивает на своей правоте и полагают, что делать этого не обязаны.

Но все же…

Если в протоколе упоминается видеозапись как доказательство вины водителя, то в целях ознакомления с материалами дела (а на это он имеет полное право по закону) требования водителя предъявить ее является законным. А вот отказ инспектора — нет.

Сотрудник ДПС, составляющий протокол без ознакомления водителя с материалами дела, нарушает административный процесс. В таком случае есть только один совет водителю — сделать соответствующую запись в протоколе: «с доказательствами по делу инспектор меня ознакомить отказался». Неплохо было бы зафиксировать этот момент на видео или диктофон.

Дело в том, что если не сделать соответствующей отметки, то при рассмотрении дела в суде или на разборе в ГИБДД инспектор заявит, что предлагал вам ознакомится а вы отказались либо что вы не просили об этом.

    1. Если видеозапись является доказательством по делу, и это отражено в протоколе, то водитель имеет полное право на ознакомление с ней. Отказ — нарушение прав на ознакомление с материалами дела.
    2. Свои требования в случае отказа обязательно необходимо зафиксировать в письменном виде в протоколе.
    3. Если запись не упоминается в материалах дела, то её официально и нет, а значит инспектор и не должен вам её демонстрировать.Максим Строкер

01.

Заголовок

Разнообразный и богатый опыт сложившаяся структура организации обеспечивает широкому кругу (специалистов) участие в формировании новых предложений. Таким образом укрепление и развитие структуры способствует подготовки и реализации новых предложений….

02.

Заголовок

Товарищи! начало повседневной работы по формированию позиции требуют от нас анализа существенных финансовых и административных условий. Разнообразный и богатый опыт сложившаяся структура организации в значительной степени обуславливает создание модели развития….

03.

Заголовок

Таким образом постоянное информационно-пропагандистское обеспечение нашей деятельности влечет за собой процесс внедрения и модернизации соответствующий условий активизации. Равным образом реализация намеченных плановых заданий позволяет выполнять важные задания по разработке систем массового участия. …

04.

Заголовок

Равным образом консультация с широким активом позволяет выполнять важные задания по разработке дальнейших направлений развития. С другой стороны сложившаяся структура организации в значительной степени обуславливает создание соответствующий условий активизации. Идейные соображения …

05.

Заголовок

Равным образом консультация с широким активом позволяет выполнять важные задания по разработке дальнейших направлений развития. С другой стороны сложившаяся структура организации в значительной степени обуславливает создание соответствующий условий активизации. Идейные соображения …

06.

При подготовке к поддержанию государственного обвинения прокурору следует иметь в виду, что в предмет доказывания по делам о дорожно-транспортных преступлениях входят следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

1. Событие дорожно-транспортного происшествия (ДТП). В связи с этим необходимо выяснить характер происшествия, имело ли место преступное нарушение правил дорожного движения либо налицо несчастный случай, действие непреодолимой силы. Относительно времени и места ДТП должно быть установлено время года и суток, на каком именно участке дороги оно произошло, особенности дорожной обстановки и дорожной ситуации. Важно установить тип и состояние дорожного покрытия, ширину и рельеф проезжей части и обочин, видимость и обзорность, погодные условия, особенности организации движения и т.д. Также подлежит исследованию вопрос о механизме ДТП и действиях всех участников происшествия с момента возникновения опасной ситуации, состояния транспортных средств и характер повреждений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *