Ответственность за наезд на пешехода без причинения вреда здоровью

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за наезд на пешехода без причинения вреда здоровью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Иногда при столкновении пешеход не пострадал – нет видимых ушибов от удара, увечий, поэтому он настаивает на уходе с места происшествия, не дожидаясь сотрудника дорожной полиции.

Если это так, то у него следует взять расписку о том, что нет претензий к водителю после наезда, а состояние здоровья у него удовлетворительное.

Однако водителю сообщить службе полиции о факте наезда все же необходимо.

Зачастую уже дома, пострадавшее от наезда лицо может почувствовать себя плохо или просто передумать о своем решении и обратиться за взысканием морального вреда. Если сообщений от водителя о наезде не поступало, при обращении человека за медицинской помощью факт наезда обнаружится и это будет расценено правоохранительными органами как оставление водителем места ДТП, с целью скрыть происшествие, за что предусмотрена ответственность.

Заключая устные соглашения с пострадавшим человеком, вы рискуете быть обвиненным в покидании места ДТП со всеми вытекающими последствиями.

Давайте по пунктам рассмотрим все виды ответственности при наезде на пешехода:

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Данная статья говорит о том, что ответственность водителя возникает практически в любом случае (кроме умысла пешехода или непреодолимой силы).

То есть водитель, который не является виновником ДТП, обязан оплатить лечение пешехода (по ОСАГО), а также возместить ему моральный вред (из собственного кармана).

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Ремонт поврежденного транспортного средства, в соответствии со статьей 1064 гражданского кодекса, должен оплатить пешеход из собственного кармана:

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Примечание. На практике суд чаще всего обязывает водителя заплатить за лечение пешехода, однако далеко не всегда заставляет пешехода ремонтировать автомобиль.

Рассмотрим ДТП с участием пешехода, которое имело место несколько лет назад.

Суть ситуации состоит в том, что несовершеннолетний пешеход нарушил ПДД и попал под колеса автомобиля. Как и положено, страховая компания выплатила пострадавшему пешеходу деньги на лечение (по ОСАГО), а выплату на ремонт автомобиля водитель получил по КАСКО.

Страховая компания предъявила иск к родителям пешехода и суд этот иск удовлетворил. То есть суд обязал родителей оплатить ремонт поврежденного транспортного средства. Однако родители пешехода попытались оспорить это решение сначала в районном суде, затем в краевом, Верховном и, наконец, в Конституционном. Конституционный суд оставил решение в силе. С полным текстом определения можете ознакомиться здесь.

Действия пешеходов не должны создавать аварийных ситуации на дороге. ПДД определен ряд обязанностей пешехода, которые необходимо соблюдать прохожим как для самосохранения, так и для обеспечения безопасности всего уличного движения:

  1. При движении в ночное время и в условиях плохой видимости пешеходам желательно иметь на одежде светоотражающие элементы, а вне населенного пункта пешеход ОБЯЗАН надеть светоотражающий жилет!
  2. Выходя на проезжую часть, пешеход должен предварительно удостовериться в безопасности перехода, оценив расстояние и скорость движущегося транспорта.
  3. Переходя дорогу не по зебре, человек не должен создавать помех автомобильному движению, задерживаться или останавливаться на дороге, выскакивать из-за стоящего транспорта или других объектов, затрудняющих водителям обзор дорожного полотна.

Мало того, что человек по своей невнимательности может умереть от ДТП на дороге, но его, как и любого другого участника движения, могут привлечь к ответственности за несоблюдение ПДД.

В соответствии со ст.12.30 КоАП создание помех движению транспорта карается наложением на пешехода штрафа размером до 1,5 тыс. руб.

Исходя из законодательных норм (ст.1064 Гражданского Кодекса), возместить ущерб пострадавшему лицу должен виновник происшествия, и если пешехода признали таковым, то бремя компенсации ложиться в том числе и на него.

Виновность пешехода в происшествии не освобождает водителя от наказания за наезд. Автомобиль — источник повышенной опасности, и автомобилист в любом случае несет ответственность за причиненный транспортом вред. Но в случае виновности пешехода, возможно обоюдное взыскание, а мера наказания с водителя будет минимальной.

Если в ходе разбирательства будет доказано, что авария произошла по вине пешехода, с целью взыскания средств на покрытие понесенного автомобилистом материального ущерба на него может быть подано исковое заявление в рамках статьи 1064 Гражданского кодекса России. Однако в силу наличия у водителя обязательства о проведении страхования автогражданской ответственности (ФЗ № 40 от 25 апреля 2002 года), прямое покрытие будет производиться страховой компанией, в которой владелец авто оформил полис ОСАГО. А непосредственно иск на пешехода подается страховщиком в порядке регрессного возмещения (Определение 1833-0 КС России от 4 октября 2012 года).

В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.

И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.

Итак, в обязанности пешеходов входит:

  • переходить дорогу только по пешеходному переходу, а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
  • но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
  • двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
  • если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
  • если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
  • равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.

Большое количество и видов наездов выделяют особенно в юридической науке. Классификаций существует огромное количество, и они могут определяться в зависимости от движения самих пешеходов, от удара, направления движения автомобиля, от условий видимости и многое другое. Все зависит от того, что нам необходимо в той или иной ситуации. Каждый из видов в свою очередь имеет и подвиды.

Чтобы все упростить и сделать удобнее, выделяют в основном наезды на пешеходов вне пешеходного перехода или на нем. В дополнение к этому прибавляют движение транспортного средства в пределах населенного пункта или за городом, что также обуславливает виновность водителя.

Наезды имеют деление в зависимости от причиненного вреда. Кроме обычных или даже самых тяжелых травм, могут быть и смертельные исходы. Стоит отметить, что большая часть всех происшествий с участием пешеходов на дороге происходит именно в ночное время, когда созданы условия для плохой видимости. Процент таких происшествий доходит до 80 процентов.

Административной ответственностью можно отделаться, если пешеход сбит вне «зебры». Но тут со стороны пострадавшего должны быть нарушения правил дорожного движения, а сами повреждения будут относиться лишь к легкой степени тяжести. В любом случае за сбитого пешехода придется, как минимум оплатить штраф. Ответственность наступает и в том случае, если автомобиль полностью исправен, имеются все соответствующие документы об этом, да и со стороны водителя предприняты все действия для того, чтобы избежать столкновения с пешеходом.

Не стоит договариваться с пешеходом не вызывать сотрудников полиции для фиксации обстановки происшествия. Пострадавшему то без разницы. У него есть возможность, после того как ушел, обратиться и в последующем в медицинское учреждение, где указать в качестве причины – наезд автомобиля. В таком случае начнут появляться вопросы и к водителю, так как он уехал и оставил место происшествия. Уйти от ответственности не получится. Особенно это обязательно в том случае, если причинен вред как минимум средней тяжести. Должны в обязательном порядке приехать сотрудники ГАИ, а также работники скорой помощи. Вина водителя сократиться на некоторое количество, так как столкновение произошло вне «зебры».

Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел

Когда речь идет об уклонении от ответственности согласно УК РФ, то тут стоит помнить о том, что этого сделать невозможно. Если в отношении виновного водителя возбуждено уголовное дело, то уже суд будет принимать окончательное решение. Здесь ему может помочь только одна лазейка, которая прописана в ст. 76 Уголовного кодекса. Но для этого потребуется примириться с пострадавшим в результате ДТП. Самое главное, чтобы при этом не было ранее совершенных преступлений, по которым не истекли сроки гашения судимости, да и причиненный вред должен быть полностью возмещен, вина заглажена.

Заглаживание вины – оплата лечения, помощь пострадавшему и ему родственникам, покупка продуктов, подвозка в больницу и прочее. Важно преподнести себя с положительной стороной и показать, что вы в действительности хороший человек. При оплате денежных компенсаций, важно потребовать расписок, которые оформляются по установленным правилам. В противном случае вас могут просто обмануть.

Но окончательное решение принимает именно суд, и он может не принять во внимание вышеуказанные факторы и желание потерпевшего примириться. Помочь вам в этом помогут опытные юристы по автоправу либо бесплатная юридическая консультация онлайн или по телефону.

Анастасия, Москва 20.04.2021Раздел: Возмещение ущерба

Моей дочери принадлежит 1/4доли дачного дома. 1/2доли принадлежала брату моего мужа.1/4доли сыну моего мужа от первого брака
На даче всегда проживали и польэовались ею только-мой муж, я, совместная дочь. Дача осталась после смерти родителей моего мужа и не была узаконена. После внезапной смерти мужа, его брат узаканивает дачу только на себя .Случайно узнав об этом, я подаю в суд. Результат 1/4 доля дачи нашей совместной дочери. Прошло еще 8 лет. И только я с дочкой ухаживали за этим домом.Чтобы спасти от гибели и разрушения дачного досчатого дома, мы произвели его ремонт, поменяли крыши всех строений и огородили участок забором. Можем ли мы возместить понесенные нами расходы на ремонт, взыскав их в брата мужа, ведь это и его собственность тоже?

Алексей, Санкт-Петербург 18.04.2021Раздел: Возмещение ущерба

1лет назад собственник сделал перепланировку расположения системы ХВС.Через 6 лет продал .квартиру. Год назад Лопнула труба ХВС.Иск предьявлен новому собственнику,который ничего не перестраивал.а проживает в квартире 5 лет.Кто должен отвечать? Как доказать причастность прежнего собственника к заливу квартиры? Ведь прошло уже 11 лет и неизвестно где старый собственник.Его надо разыскивать или уже прошло много лет.

Сергей, Химки 15.04.2021Раздел: Возмещение ущерба

Как правильнее изложить причинно- следственную связь, когда в результате пожара на территории ответчика сгорел дом истца: Причиной пожара явилось воспламенение строительных конструкций бани от пламени костра или искры от костра. Таким образом, поскольку ответчики являются собственниками дома № _и участка по адресу _, и именно из-за действий лиц, проживавших в доме и пользовавшихся участком с разрешения собственников, и возник пожар, то именно ответчики должны возмещать вред. Так правильно или по другому как-то?

Сбили пешехода — что делать при наезде на пешехода?

Виновниками ДТП могу быть: водитель, пешеход, пассажир автомобиля.

Уголовная ответственность наступает за причинение тяжкого вреда здоровью. Степень вреда устанавливается медицинской экспертизой. Водитель имеет право оспорить проведенную медицинскую экспертизу.

Причиной ДТП может быть поведение пешехода: переход в дороги в неположенном месте на запрещающий сигнал светофора, или тоже самое, но уже в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Следует зафиксировать поведение пешехода и исследовать документы медицинского свидетельствования.

В случае, если ДТП произошло по вине пассажира – следует предоставить видеозапись на которой будет видны такие действия или будет слышно, что пассажир осуществил действия, которые привели к ДТП.

Нередки ситуации, когда одной из причин ДТП является некачественное дорожное покрытие или плохая освещенность участка дороги – следует осуществить видео- или фотофиксацию места ДТП.

Кроме того, водителю следует постараться оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, предложить отвести его в больницу и сообщить в ГИБДД и скорую о случившимся. Наличие указанных фактов позволят избежать уголовной ответственности или минимизировать ее.

Вне зависимости от причиненного вреда пешеходу, водителю следует сообщить о случившимся в ГИБДД и скорую. В случае, если ДТП произошло в населенном пункте и пострадавший не может самостоятельно придвигаться – лучшим будет вызвать скорую помощь и постараться самостоятельно не оказывать помощь пострадавшему т.к. существует риск причинить больше вреда при оказании неквалифицированной помощи, которые могут повлечь смерть пострадавшего.

В случае, если пострадавший не подает признаков жизни – вызов медиков является обязательным, т.к. именно они должны засвидетельствовать смерть пострадавшего.

Водителю не следует ни в коем случае передвигать тело умершего, автомобиль. Следует сфотографировать место происшествия: повреждения автомобиля, состояние дорожного покрытия, источники света (если ДТП произошло в темное время суток), видеокамеры, которые могли зафиксировать момент ДТП. Также следует провести видеосъемку указанных объектов.

Водитель не должен ни в коем случае употреблять алкогольных или иных спиртосодержащих напитков или лекарств, т.к. в обязательном порядке, его ждет медицинское освидетельствование.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Итак, «кошмар» автолюбителя случился: наезд на пешехода произошел. Что предпринять в такой ситуации? Подробный механизм действий указан в пункте 2.6 Правил дорожного движения.

Для начала, вне зависимости от того, кто виноват в аварийной ситуации, водитель машины должен оказать первую помощь травмированному пешеходу. Другими словами, надо выйти из автомобиля и осмотреть пострадавшего.

После этого нужно позвонить в скорую помощь или доставить сбитого пешехода до ближайшего медицинского учреждения на своем транспорте (либо на попутке). В приемном покое автолюбитель должен оставить собственные координаты, а также регистрационные сведения на транспортное средство.

Уезжать с места происшествия строго запрещено. Однако если автомобиль мешает движению, водитель вправе освободить дорогу, но только после подробной съемки ДТП.

Кроме того, водитель должен собрать сведения от очевидцев случившегося.Лишь после этого следует сделать звонок в страховую компанию (в рамках КАСКО или ОСАГО) и оповестить сотрудника о случившемся.

Возможно, страховая организация пошлет на место ДТП сотрудника, который осмотрит место ДТП и окажет помощь в заполнении нужных документов.

Запомните! Если наезд произошел по вине автолюбителя, именно страховая компания будет выплачивать компенсацию жертве. Максимальный размер такой выплаты – 500 000 рублей.

Наказание будет зависеть от особенностей ДТП.

Например, за аварию вне пешеходного перехода лицу, которое управляло автомобилем, могут грозить следующие виды ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Гражданско-правовые санкции являются самыми легкими – требуется возместить лишь причиненный ущерб. Имеется в виду как материальный урон (поврежденная собственность человека, затраты на излечение), так и моральный вред (ущерб, который был нанесен личности потерпевшего).

Характерной чертой гражданского регулирования таких случаев является то, что к санкциям в рамках Гражданского кодекса может быть привлечен и пешеход – если собственности и здоровью хозяина автомобиля причинен вред и подтверждена вина пешехода.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

В судебной практике используются обе разновидности гражданской ответственности, но вторая – значительно реже.

В российской правовой действительности именно водителю приходится возмещать пешеходу расходы и ущерб, даже если вина лежит на пешеходе. К примеру, он перешел дорогу, нарушая ПДД, однако автомобилист как источник опасности обязан был избежать наезда.

Административной ответственностью признаются меры наказания, установленные КоАП. В нем существует особая статья 12.24, регулирующая наезд на пешеходов.

ПДД гласят, что пересекать проезжую часть разрешается на пешеходном переходе, на перекрестке, с помощью подземного и наземного перехода, а также при достаточном расстоянии от движущихся автомобилей и по наименьшей траектории.

Учтите! Если наезд произошел вне мест разрешенного пересечения проезжей части, то у водителя есть возможность доказать вину пешехода и избежать любых санкций.

Если пешеход находился в нетрезвом состоянии или под действием наркотиков либо психотропных веществ, в связи с чем не мог адекватно оценить ситуацию, то он будет признан нарушителем, если создал опасное положение на проезжей части для других участников движения.

Как ранее было отмечено, даже если водитель невиновен в наезде на пешехода, он может понести наказание по статье 1100 Гражданского кодекса РФ.

Тем не менее, практика свидетельствует о том, что если протокол оформлен корректно, и суд имеет неоспоримые доказательства того, что водитель не нарушал ПДД, суд может вынести вердикт в пользу водителя. Например, пешехода заставят оплатить ремонт поврежденной машины.

В некоторых ситуациях водителя обязывают возместить моральный вред потерпевшему в незначительном размере.

Если автомобиль сбил пешехода на тротуаре, на обочине, во дворе и т. д., и человек погиб, то водитель обязательно лишится водительского удостоверения – срок будет определен органами власти.

Раньше за покидание места ДТП к имеющемуся наказанию добавлялись санкции по Уголовному кодексу. В настоящий момент за данное нарушение водителю грозит лишь штраф по КоАП (ч.2 ст.12.27) – лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 г. до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.

Другой вариант – если пешехода сбил автомобиль, потерпевший выжил, но ему необходима срочная медицинская помощь, а водитель бросил пострадавшего в опасном состоянии.

Здесь действуют нормы Уголовного кодекса, но подтвердить факт оставления пострадавшего в опасном для жизни состоянии достаточно трудно, поэтому по такому основанию водителей привлекают нечасто.

В последнем случае чаще всего применяются санкции по Гражданскому кодексу и КоАП РФ. Пострадавшему оплачиваются все траты на медицинское обслуживание и восстановление, а также моральный вред – суд проанализирует степень нравственных страданий и психологического вреда и установит величину моральной компенсации.

Важно! Если пешеход после ДТП с автомобилем скончался, то виновник будет привлечен к другим мерам уголовного наказания (ст. 264 УК):

Водителю уезжать с места происшествия в случае ДТП с пешеходом нельзя. Однако малый опыт управления машиной или пребывание за рулем в алкогольном опьянении зачастую приводят к тому, что автолюбитель либо не видит сбитого человека, либо целенаправленно покидает место происшествия.

В такой ситуации виновный будет привлечен к ответственности в виде лишения водительского удостоверения и лишения свободы на срок до двух лет.

Если состояние пешехода после ДТП дает возможность быстро реагировать, первое, что он должен произвести – набрать номер полиции и скорой помощи.

Далее нужно осуществить сбор доказательств (фотографии, видеозаписи), а также поговорить со свидетелями случившегося. Если пешеход сможет сообщить сотрудникам ГИБДД номерной знак машины, совершившей на наезд, это существенно ускорит ход разбирательства.

За сбитого водителем пешехода виновника ожидают три вида ответственности:

  • гражданско-правовая. Подразумевает возмещение причиненного при наезде вреда:
    1. Материального. Компенсация средств, затраченных потерпевшим на лечение, упущенная выгода и т. п.
    2. Морального. Возмещение в денежном эквиваленте испытанных пешеходом психологических страданий, боли в результате происшествия;

При ДТП на зебре необязательно вред компенсируется только водителем, пешеход также должен в соответствии с гражданско-правовыми нормами (ст. 1062 ГК) возместить вред, нанесенный им как лицу, находящемуся за рулем, так и его транспорту.

  • административная. Наступает, если водитель нарушает ПДД и причиняет вред здоровью пешехода: легкий или средний. КоАП предусматривает за наезд на пешехода или штраф, или лишение прав. К отягощению наказания приводят факты пьяного вождения, превышения скоростного режима, безосновательного отъезда с места аварии;
  • уголовная. За наезд на пешехода уголовная ответственность наступает, если здоровью пострадавшего нанесен тяжкий вред или имеются жертвы.

Для предотвращения необоснованных случаев обвинения при спорных ДТП водителям рекомендуется установить видеорегистратор.

Условия, при которых возникает гражданская ответственность:

  1. Водитель нарушил ПДД при наезде на пешехода, но без причинения последнему вреда.
  2. Правила не были нарушены водителем, но здоровье пешехода незначительно пострадало.

В первом случае водитель обязан возместить пешеходу возникший в связи с аварией убыток и моральный вред.

Во втором — компенсировать расходы на лечение и моральный вред.

Ответственность за причинение среднего или легкого вреда здоровью потерпевшего наступает по ст. 12.24 КоАП.

Действия водителя квалифицируются по этой статье при двух обстоятельствах:

  1. Нарушены ПДД.
  2. Нарушены правила пользования ТС.
Причиненный вред Размер штрафа (руб.) Период лишения ВУ (лет)
Легкий. При ушибах, царапинах, гематомах, вывихах, кровотечениях и т. п. Период пребывания на больничном до 21 дня. 2,5–5 тыс. 1-2
Средний. При переломах, разрывах мышц и связок, сотрясениях, нарушение функциональности органов и т. д. 10–25 тыс. 1,5-2

Водителя штрафуют или лишают его прав, однако санкция зависит от следующих факторов:

  1. Тяжести нарушения.
  2. Характера совершенных водителем действий после аварии.
  3. Виновности пешехода.
  4. Была ли реальная возможность избежать столкновения.
  5. Присутствия факторов, смягчающих или отягчающих вину.

Даже если сбил человека, водитель должен оставаться скоординированным и точно соблюдать инструкции, прописанные в ПДД:

  1. Транспорт нужно сразу же остановить. Включив габаритки в аварийном режиме, нужно разместить знак, свидетельствующий об аварии.
  2. Принимаются все меры, чтобы обезопасить пострадавшего от движущихся по дороге машин.
  3. Сразу же вызывается скорая, если есть пострадавшие и ГИБДД. При наличии возможности останавливается попутный транспорт для немедленной доставки пострадавшего в больницу, если его жизнь находится под угрозой. Самому следует оставаться на месте происшествия до приезда правоохранителей. Даже если пострадавший не захотел никого ждать, водитель не должен уезжать: этот факт может использоваться против него.
  4. Провести фиксацию места аварии с помощью фото- и видеосъемки. Используются разные ракурсы для привязки предметов к местности.
  5. Авто можно убрать с места происшествия, если оно создает препятствия движению другого транспорта, только после фиксации всех существенных элементов на месте происшествия.
  6. Если есть возможность, записываются сведения об очевидцах ДТП.
  7. При наличии страховки о факте происшествия уведомляется СК. На место приезжает представитель компании и оказывает помощь в составлении документов. Если здоровье пешехода пострадало, возмещаться ущерб будет сначала за счет страховой.
  8. Водитель принимает участие в процессе оформления протокола, знакомится со схемой ДТП и получает справку о происшедшей аварии. При наличии правоохранителям предоставляется запись, сделанная регистратором. Если в протоколе отражены неверные данные, этот факт фиксируется в отдельной графе.
  9. Как только составлена документация, водителю сообщают, когда он должен прибыть в ГИБДД для фиксации письменных показаний. При необходимости нанимается юрист.

Наезд на пешехода на трассе – какая ответственность грозит? Судебная практика

Главное требование при транспортировке пострадавших в больницу — создание оптимальных условий и покоя. Транспортируя человека, нужно учитывать степень тяжести его повреждений.

Если человек пострадал несильно, допускается направление его в больницу с помощью попутных авто.

Недопустимо использовать грузовой транспорт: он имеет излишнюю амортизацию, создающую тряску, — это может усугубить травму и привести к ухудшению состояния.

Характер транспортирования определяется травмами:

  1. С ЧМТ — только на автомобиле скорой и лежа. Под голову подкладывается мягкий валик (из одежды, пледа и т. д.), свернутого «бубликом». Исключается самостоятельное передвижение.
  2. Повреждена грудная клетка — человек должен занять полусидячее положение в авто.
  3. Повреждена ключица — сидя.
  4. Закрытая травма мягких тканей живота — человека укладывают на спину и прикладывают холод к животу.
  5. Травмирована челюсть или лицо — лежа, голова повернута вбок.
  6. Травмирован позвоночник в районе поясницы — человека аккуратно укладывают на жесткую поверхность на живот.
  7. Закрытая ЧМТ — на спине, голова вбок, иначе может запасть язык и человек задохнется. Исключить попадание возможной рвотной массы в дыхательную систему.
  8. Травмирован таз — больной должен принять позу лягушки.
  9. Шок или обморок — лежа, с чуть приподнятыми ногами.

Закон не ставит участников дорожного движения в жесткие рамки — они вольны самостоятельно решать вопрос о возмещении ущерба на месте.

ПДД допускает возможность не ставить полицию в известность о произошедшей аварии и покинуть место столкновения, но если будет составлен европротокол.

Можно не вызывать ГИБДД и договориться между собой, но только при отсутствии пострадавших. Когда пострадало здоровье человека или он умер, без правоохранителей не обойтись.

После ДТП нужно четко следовать указанной выше инструкции: обозначить место аварии, помочь пострадавшей стороне, позвонить в скорую и полицию, обеспечить оказание медпомощи пострадавшему и/или его доставку в больницу.

Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий, в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.

Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

  1. В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.

    При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.

    При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.

    Подробности в статье:

    Осмотр места происшествия при ДТП

  2. На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.

    Подробности в статье:

    Протокол осмотра места ДТП образец

  3. Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.

    При допросах, в числе прочих обстоятельств, выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.

  4. В целях установления механизма дорожно-транспортного происшествия, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.

    Подробности в статье:

    Трасологическая экспертиза при ДТП

  5. Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда причиненного здоровью и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).

  6. Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением дорожно-транспортного происшествия назначается автотехническая экспертиза.

    Подробности в статье:

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

  7. По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.

Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.

Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.

При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.

Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог этого сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.

Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.

Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.

При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.

  • Все о ДТП и автостраховании

Если автомобилист сбил человека вне зоны пешеходного перехода – наступает административная ответственность, но только в том случае, когда здоровье потерпевшего находится вне опасности, или полученные травмы относятся к легким телесным повреждениям. Даже если водитель предпринял все необходимые меры для того, чтобы предупредить наезд на нерадивого пешехода, ему придется уплатить штраф.

Очень часто потерпевший сам просит не вызывать сотрудников ГИБДД, и предлагает водителю на месте решить вопрос денежной компенсации. Поступать таким образом не рекомендуется, так как никто не даст абсолютной гарантии, что потерпевший потом не обратится в суд, и не станет требовать повторной денежной компенсации за причиненный ему ущерб. Первое, что должен сделать каждый водитель в случае ДТП – вызвать скорую помощь пострадавшему и дождаться представителей ГИБДД. Нельзя оставлять человека на дороге, это усугубит наказание. Тот факт, что человек был сбит вне пешеходного перехода, смягчит ответственность.

Автомобилист, сбивший человека на зебре и скрывшийся с места ДТП, должен понимать, что ответственность за такое действие ему грозит серьезная. В данном случае будет учитываться не только степень причиненного здоровью ущерба, но и тот факт, что виновник ДТП пытается избежать наказания. Если потерпевший получил легкие телесные повреждения, водителю придется уплатить штраф. Возможен арест до 15 суток и лишение водительских прав до одного года.

Если водитель сбил человека на дороге и не причинил вреда его здоровью, к нему не будут применяться вышеперечисленные статьи административного и уголовного кодекса РФ. В таком случае потерпевший может притянуть сбившего его на машине человека к гражданской, то есть материальной, ответственности, обратившись с соответствующим исковым заявлением в суд. Пострадавший имеет право рассчитывать на денежную компенсацию за причиненный ему моральный ущерб.

Кроме того, водитель может уплатить еще и штраф, либо подвергнуться другому административному взысканию, если наезд на человека произошел в результате нарушения им других пунктов ПДД.

Смерть человека в результате наезда повлечет для виновника ДТП самое серьезное наказание. Перед вынесением приговора, судом будут учтены все обстоятельства происшествия: в каком именно месте произошел наезд (на дороге, на зебре, на обочине, на тротуаре и т. д.). Человеку, сбившему пешехода, придется доказывать свою невиновность. Он должен доказать, что он не нарушал ПДД, был совершенно трезв в момент ДТП, пытался остановить машину, наезд произошел не на зебре, а на проезжей части дороги, наезд произошел по вине самого пешехода, и т. д. Все эти факты будут обязательно учтены судом. Если вина водителя очевидна и не вызывает сомнений, ему может грозить заключение сроком на 5 лет. Чтобы максимально смягчить наказание, рекомендуется договариваться с родственниками погибшего, показания и ходатайства которых также будут приниматься во внимание на суде.

Последствия наезда на пешехода могут иметь непредсказуемый характер, поскольку мера наказания будет зависеть от того, какие повреждения получил участник дорожного движения, переходивший трассу или находившийся в ином месте.

Следует знать! Степень ответственности за наезд на пешехода, согласно законодательным и регулирующим нормам, может быть административной, гражданско-правовой или уголовной.

ДТП с участием пешехода, несмотря на достаточную степень регулирования движения, четкое разграничение участков для движения ТС и пересечения дороги пешеходами, – наиболее частый тип ДТП. Одним из важных моментов даже при самом тяжелом последствии – смерти участника ДДП – является то, каким образом повел себя автомобилист, виновный в аварии.

Это интересно! Согласно статистике, более 85% аварий с участием пешехода после разбирательства приводит к тому, что виновным лицом является автомобилист.

Что грозит, если сбил человека на пешеходном переходе? Нормативная база, определяющая степень ответственности и несение наказания в РФ, – это УК, КоАП и ГК. В соответствии с кодексами возможна:

  1. Уголовная ответственность, которая предусматривает наиболее тяжелые меры наказания, такие как ограничение свободы или ее лишение сроком до 9 лет. Рассматривается вина водителя по статье 264 УК РФ.
  2. Административная ответственность, определяющая вину автомобилиста при достаточно легких формах травм пострадавшего. Рассматривается статьей 12.24 КоАП.
  3. Гражданско-правовая ответственность, предусматривающая компенсацию вреда потерпевшему (морального и физического ущерба). Определяется на основании положений, прописанных в статьях 1079 и 1094 ГК РФ.

Если сбил человека на пешеходном переходе, ответственность будет выражаться в меньшей форме при выполнении всех необходимых действий, определенных пунктами действующего ПДД. Так, автомобилист должен осуществить следующие шаги:

  1. Немедленно остановить транспортное средство и не покидать место аварии до момента приезда сотрудников ГИБДД или решения сложившейся ситуации «полюбовно».
  2. Оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.
  3. Вызвать скорую помощь, если это необходимо.
  4. Сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД.
  5. Постараться не перемещать ТС до момента фиксации последствий аварии.
  6. При наличии такой возможности собрать показания свидетелей.

Важная информация! При разборе последствий ДТП показания свидетелей очень важны для обеих сторон – как виновной, так и потерпевшей. Исходя из них определяется мера наказания и возможность компенсации причиненного вреда пострадавшему лицу.

Несмотря на то, что ответственность при сбивании пешехода на пешеходном переходе может быть даже уголовной, имеются также смягчающие обстоятельства, уменьшающие меру наказания. Среди них выделяются следующие:

  • пешеход перед непосредственным столкновением находился вне зоны видимости. К примеру, достаточному обзору мешало стоящее маршрутное транспортное средство;
  • автомобилист, виновный в дорожно-транспортном происшествии, ранее не привлекался к ответственности за подобные нарушения;
  • имела место добровольная компенсация причинения вреда пострадавшему лицу;
  • пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ;
  • участник ДД переходил дорогу на регулируемом пешеходном переходе, но в то время, как на светофоре горел запрещающий для него движение сигнал.

Следует знать! Большинство смягчающих обстоятельств, которые могут присутствовать при наезде на участника дорожного движения в ходе привлечения к административной ответственности, рассматриваются статьей 4.2 КоАП РФ.

В качестве наказания при условии причинения легкого или среднего вреда может применяться штраф в размере от 2500 до 25000 рублей или лишение прав сроком на 2 года.

При несении гражданско-правовой ответственности основной мерой наказания будет необходимость компенсации пострадавшему:

  • упущенного заработка на время его нетрудоспособности;
  • расходов, связанных с лечением и восстановлением здоровья;
  • понесенного морального вреда.

Важная информация! При возникновении необходимости получить моральную компенсацию потерпевшая сторона должна знать, что страховка ОСАГО не предусматривает погашение такого рода выплат. Получить их можно в случае согласия виновной стороны или при условии вынесения соответствующего решения суда.

Нужно всегда иметь в виду, что водитель практически всегда признается виновным в случае ДТП с пешеходом. Об этом говорит и статистика, по которой в более чем 85% судебных разбирательств вина за происшествие накладывается именно на автомобилиста.

Данное ДТП всегда сопровождается массой обстоятельств, в зависимости от которых водитель привлекается к различным видам ответственности:

  1. Уголовной, предусматривающей тюремное заключение или ограничение свободы, что оговаривается в ст. 264 УК РФ.
  2. Административной, предусматривающей согласно ст. 12.24 КоАП штрафы или административный арест.
  3. Гражданско-правовой, предусматривающей компенсацию физического и морального ущерба вследствие утраты пострадавшим трудоспособности. Данные положения рассматриваются в ст. 1079 и 1094 ГК РФ.

Очень неприятные и даже страшные последствия наступают для автомобилиста, если сбил человека. Что делать после этого происшествия подскажут следующие пункты:

  1. Окажите пострадавшему первую помощь, вызовите скорую помощь, ГИБДД.
  2. Зафиксируйте на камеру телефона обстановку аварии, соберите контактные данные свидетелей.
  3. Никуда не перемещайте ТС с места аварии.

Помимо административной ответственности автовладелец понесет и гражданское наказание за пешехода сбитого на пешеходном переходе, какое согласно ст. 1079 ГК выражается в виде компенсации пострадавшему упущенного заработка, расходов на лечение и т. д., а также на основании ст. 151 ГК РФ компенсацию морального вреда.
О возмещении морального вредаПодробнее о возмещении морального вреда при ДТП с виновника читайте в статье здесь

Статья 1079 ГК описывает ответственность при причинении вреда средством, представляющим повышенную опасность для окружающих, т. е. автомобилем, поэтому затраты на лечение пешехода, даже виновного в ДТП, лягут на плечи сбившего его водителя. Зато ремонт поврежденного ТС согласно ст. 1064 ГК РФ в этом случае оплатит пешеход, спровоцировавший аварию. Хотя на практике суд далеко не всегда накладывает на пешехода обязанность ремонтировать поврежденное авто.

Уголовная ответственность наступает, если пешеход получил тяжелые телесные повреждения или имеет место летальный исход. Сроки возможного лишения свободы отличаются в зависимости от обстоятельств:

  • При тяжком вреде здоровью УК РФ в ст. 264 предусматривает до двухгодичного лишения свободы или арест до 6-ти мес.
  • За то же нарушение в состоянии опьянения согласно п. 2. той же статьи УК предусматривается лишение свободы сроком уже до 4 лет.
  • Гораздо более тяжелые последствия возникают, когда водитель сбил насмерть человека, что грозит согласно положениям той же статьи УК до 5-ти лет лишения свободы. Причинение смерти в состоянии опьянения грозит водителю 7-ю годами лишения свободы.
  • Смерть двух и более лиц по неосторожности в результате данного ДТП грозит виновному семилетним сроком заключения. В состоянии опьянения виновник будет наказан лишением свободы сроком от 4-х до 9 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *