Порядок спора со страховой

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок спора со страховой». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Введение обязательной процедуры досудебного урегулирования споров, связанных с договорами ОСАГО (п. 1 ст. 16.1 Федерального закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО), а также утверждение Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства являются мерами, направленными на сокращение количества судебных споров о суммах страховых выплат пострадавшим в ДТП.

Тем не менее соответствующие иски по-прежнему составляют значительную часть поступающих в суды обращений, связанных с ОСАГО, – такой вывод следует из посвященного данной категории дел Обзора, утвержденного Президиумом ВС РФ 22 июня 2016 года (далее – Обзор). Большая часть пунктов Обзора иллюстрирует, как применяются судами на практике положения закона об ОСАГО и разъяснения, закрепленные в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 января 2015 г. № 2 (далее – Постановление № 2). Однако содержит он и ряд дополнительных разъяснений Суда.

При наступлении страхового случая по полису ОСАГО выплата ущерба имуществу или здоровью производится на основании экспертизы, проведённой страховщиком. Не всегда размер выплат соответствует реальной стоимости нанесённого ущерба, и застрахованное лицо в этом случае может выразить собственное несогласие с расценками компании.

Возникшая конфликтная ситуация решается путём подачи досудебной претензии по ОСАГО. Процесс урегулирования споров по полису регулируется Арбитражным процессуальным кодексом. В нём содержится порядок и условия подачи досудебной претензии. Согласно данному документу, претензия – первичный документ, оформляемый в случае несогласия клиента с выполнением отдельных пунктов договора страхования.

Досудебная претензия по ОСАГО подаётся в страховую компанию в трёх случаях:

  1. Занижение суммы выплат по сравнению с реальной стоимостью ущерба.
  2. Отказ выплаты страховой суммы.
  3. Затягивание срока выплаты компенсации ущерба.

Наиболее редки случаи подачи досудебных претензий в случае затягивания страховщиками сроков перечисления денежной компенсации. Между тем закон определяет конкретные сроки перечисления выплат клиенту, о которых страховщики попросту забывают.

В соответствии с законом за каждый день просрочки клиент имеет право взыскать со страховой компании неустойку в размере 1% суммы назначенной выплаты в день. Поэтому нерасторопность со стороны страховой компании не должна оставаться без внимания клиента, и он может потребовать компенсацию в досудебной претензии по ОСАГО.

Для того чтобы инициировать досудебное урегулирование спора со страховой компанией, сперва необходимо составить претензию, в которой указать причины обращения.

Документ состоит из «шапки», основной части и требований. В «шапке» указывается наименование страховщика и потерпевшего (либо его законного представителя). Не забудьте написать контактные данные: адрес проживания, номер мобильного телефона.

Основная часть описывает в хронологическом порядке этапы урегулирования убытка и взаимодействия со страховщиком. Подробнее о том, как составить досудебную претензию — тут.

Начиная с момента получения имуществом повреждений (ДТП, противоправные действия третьих лиц, природные явления и т.д.), продолжая датой подачи заявления о страховой выплате, и оканчивая итогом урегулирования убытка (отказ в выплате, выплата недостаточна или просрочена).

Далее указываются требования потерпевшего. В зависимости от ситуации можно попросить страховщика пересмотреть свое решение об отказе, произвести выплату неустойки или доплату страхового возмещения.

Последнюю просьбу желательно подкрепить обосновывающими требование документами (чеки за ремонт, акт выполненных работ, заключение независимого эксперта о стоимости ремонта).

Обратите внимание, что в случае подачи досудебной претензии по ОСАГО приложение документов, обосновывающих требование обязательно.

1. Спор между индивидуальным предпринимателем, использующим транспортное средство в целях осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору ОСАГО подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Пример. С. обратился в суд с иском к страховщику о взыскании суммы недоплаченного страхового возмещения, ссылаясь на то, что 3 июня 2015 г. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого было повреждено принадлежащее ему транспортное средство «RENAULT Logan».

Разрешая вопрос о принятии искового заявления к производству, суд общей юрисдикции, на основании части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), а также части 2 статьи 27 и статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), пришел к выводу о том, что дело подведомственно арбитражному суду исходя из следующего.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, производится в порядке, предусмотренном названным приказом для регистрации транспортных средств за физическими лицами.

Согласно представленному в дело паспорту транспортного средства собственником автомобиля «RENAULT Logan», 2014 года выпуска, является индивидуальный предприниматель С. Договор ОСАГО заключен с С. как с физическим лицом. В соответствии с выпиской из ЕГРИП от 15 октября 2015 г. С. имеет статус индивидуального предпринимателя с 17 декабря 2004 г.

Таким образом, транспортное средство повреждено в период эксплуатации исключительно в коммерческих целях.

Поскольку С. имеет статус индивидуального предпринимателя и предоставляет транспортные услуги на собственном транспортном средстве в качестве такси, собственником транспортного средства в соответствии с паспортом транспортного средства является индивидуальный предприниматель, суд пришел к выводу о том, что поврежденное транспортное средство использовалось для осуществления предпринимательской деятельности в рамках тех видов деятельности, которые предусмотрены в ЕГРИП, а не для личных, бытовых, семейных нужд. Оказывает транспортные услуги на своем транспортном средстве как таксист.

(По материалам судебной практики Владимирского областного суда, Арбитражного суда Центрального округа)

2. Иск о защите прав потребителя, являющегося страхователем, выгодоприобретателем по договору ОСАГО, предъявленный одновременно к страховой компании и к причинителю вреда, может быть предъявлен по выбору истца по месту его жительства или по его месту пребывания, по месту жительства или месту пребывания причинителя вреда, по месту нахождения страховщика либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Пример З. обратился в суд с иском к страховщику ООО «Р» и причинителю вреда С. о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда, поскольку ответчик — ООО «Р», признав дорожно-транспортное происшествие страховым случаем, произвел выплату страхового возмещения в размере меньшем, чем определен независимым оценщиком.

Определением суда первой инстанции дело было передано по подсудности в суд по месту нахождения ответчика.

Апелляционным определением указанное определение суда отменено, дело направлено для рассмотрения по существу в суд первой инстанции по месту жительства истца исходя из следующего.

Как уже отмечал ВС РФ, получить страховую выплату в части возмещения вреда, причиненного имуществу в результате ДТП, может только лицо, владеющее этим имуществом на праве собственности или ином вещном праве (п. 18 Постановления № 2). Ни договор аренды имущества, ни закрепление в доверенности соответствующего полномочия, например на право оформления страховых документов и получения сумм страхового возмещения, не наделяют лицо правом на страховую выплату (п. 9 Обзора).

При этом лицо, которое приобрело автомобиль в собственность либо получило его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не вправе обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику предыдущего владельца ни при каких условиях – законом прямо установлено, что новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 2 ст.

4 закона об ОСАГО). На этом основании гражданину П., который 26 января 2015 года купил автомобиль, а спустя два дня после этого (29 января) попал в ДТП, было правомерно отказано в удовлетворении заявления о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков, которую, по его мнению, должен был осуществить страховщик предыдущего владельца ТС, поскольку ответственность последнего была застрахована на срок до 11 марта 2015 года в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным автомобилем (п. 6 Обзора).

Досудебная претензия – это письменное предложение одной из сторон решить возникшие разногласия путем переговоров и выбрать решение, устраивающее обе стороны.

По-хорошему в большинстве случаев судебное разбирательство не нужно ни страховой компании, ни ее клиенту. Потерпевший в суде тратит нервы и деньги: госпошлину, услуги представителя, нередко и судебную экспертизу приходится оплачивать истцу.

Конечно, в случае положительного решения по иску, эти затраты будут компенсированы за счет проигравшей стороны, однако первичные траты все равно лежат на инициаторе судебного процесса.

Но главный ресурс, который страхователь теряет в суде – это время. Редко когда суд выносит свое решение по итогам первого заседания. Скорее всего, судья будет истребовать доказательства, возможно, назначит судебную экспертизу. Нередко заседания переносятся по причине неявки сторон.

Таким образом, от даты подачи иска до вынесения решения судом может пройти полгода-год. А решение к тому же может быть обжаловано несогласной с ним стороной. Судебные тяжбы невыгодны и страховой компании.

В случае проигрыша (а судьи достаточно часто встают на сторону потерпевших) страховщика ждет множество дополнительных затрат, увеличивающих изначальную сумму ущерба: судебные издержки, оплата работы представителя пострадавшей стороны, независимой экспертной организации, штраф за отказ от добровольного исполнения обязательств по страховому договору.

В связи с чем адекватная страховая компания всегда предпочтет удовлетворить адекватную досудебную претензию страхователя, обретя тем самым лояльность клиента и снизив потенциальные расходы.

9. Лица, владеющие транспортным средством на основании договора аренды либо в силу полномочия, основанного на доверенности, самостоятельным правом на получение страховой выплаты не обладают.

Пример А. от своего имени и в своих интересах обратился в суд с иском к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность собственника поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия транспортного средства, о выплате страхового возмещения, указав, что по результатам рассмотрения страхового случая ответчиком произведены выплаты страхового возмещения в размере меньшем, чем определено экспертным исследованием о стоимости восстановительного ремонта, проведенным по заказу истца.

При разрешении спора судом установлено, что А., не являющийся собственником поврежденного транспортного средства, действуя в своих интересах, обратился за взысканием недополученного страхового возмещения в суд, ссылаясь на генеральную доверенность, предоставляющую ему полномочия на право оформления страховых документов, получения сумм страхового возмещения.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», правом на получение страховой выплаты в части возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежит потерпевшему — лицу, владеющему имуществом на праве собственности или ином вещном праве.

Поскольку А. не является собственником поврежденного транспортного средства, то самостоятельного права требовать со страховщика возмещения причиненных убытков в судебном порядке истец не может, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований А.

(По материалам судебной практики Астраханского областного суда, Арбитражного суда Северо-Западного округа)

10. Почтовые расходы, необходимые для реализации потерпевшим права на получение страховой суммы, являются убытками и подлежат включению в состав страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред.

Пример ООО «Ц» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к страховой компании «Р» о взыскании страхового возмещения по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 1 сентября 2015 г., и почтовых расходов.

8. Страховщик, выплативший страховое возмещение по договору добровольного страхования (КАСКО), вправе требовать полного возмещения причиненных убытков от страховщика, застраховавшего ответственность причинителя вреда, независимо от того, имелись ли условия, предусмотренные для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков.

Пример Страховая компания (истец) обратилась в суд с иском к страховой организации (ответчик) о возмещении суммы ущерба, причиненного гражданином М., ответственность которого застрахована ответчиком по договору ОСАГО.

В обоснование заявленных требований истец указал, что между ним и потерпевшим — гражданином К. — заключен договор КАСКО в отношении транспортного средства, которому в результате неправомерных действий гражданина М. были причинены повреждения. Во исполнение данного договора истцом возмещена стоимость повреждений владельцу транспортного средства.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.

Судом установлено, что между истцом и гражданином К. заключен не только договор КАСКО, но и договор ОСАГО. Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате столкновения двух транспортных средств, ответственность водителей — владельцев столкнувшихся транспортных средств — застрахована, что является основанием для прямого возмещения убытков.

При наличии условий, предусмотренных для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков, заявление о страховой выплате может быть подано только к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего. Поскольку такой страховой компанией является истец, то требования к страховой организации, застраховавшей ответственность причинителя вреда, по мнению суда первой инстанции, удовлетворению не подлежат.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, заявленные требования удовлетворил.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отметил, что правила, установленные пунктом 1 статьи 12, статьей 14.1 Закона об ОСАГО, направлены на обеспечение прав потерпевшего по получению страхового возмещения в упрощенной форме. Применение этих норм не может приводить к полному освобождению причинителя вреда и страховой компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда, от ответственности.

Страховщик, выплативший страховое возмещение по договору КАСКО и занявший в правоотношении место потерпевшего, обладает правом требовать возмещения причиненных убытков от страховщика, застраховавшего ответственность причинителя вреда, независимо от того, имелись ли условия, предусмотренные для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков.

(По материалам судебной практики Арбитражного суда Уральского округа)

Некоторые особенности рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО

В случае прямого возмещения убытков размер страховой суммы, в пределах которой должен быть возмещен причиненный потерпевшему вред, определяется условиями договора ОСАГО виновного в ДТП лица, отметил ВС РФ (п. 15 Обзора). Суд считает правильной позицию суда кассационной инстанции, отменившего решения нижестоящих судов, которые отказали потерпевшему в выплате заявленной им суммы страхового возмещения, поскольку она превышала 120 тыс. руб.

– такой лимит предусмотрен для договоров ОСАГО, заключенных до 1 октября 2014 года (п. 31 Постановления № 2). Суд кассационной инстанции напомнил, что при прямом возмещении убытков страховщик потерпевшего действует от имени страховщика лица, причинившего вред (п. 4 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку договор ОСАГО между последними был заключен 25 ноября 2014 года, страховая сумма по нему составляет 400 тыс. руб. (подп. «б» ст.

Претензия к страховой компании о выплате страхового возмещения по ОСАГО в части недополученной суммы

Исковое заявление о взыскании недополученной суммы страховой выплаты

Уменьшить размер выплаты по ОСАГО – естественное желание страховых компаний, поэтому такие факты в практике встречаются очень часто. Вместе с тем клиент имеет полное право потребовать от страховщиков полного исполнения обязанностей по договору. Первым шагом на пути к взысканию необходимой суммы страховки является досудебная претензия по ОСАГО.

Досудебное урегулирование не только возможность клиенту отстоять свои права, но обязательная процедура в случае несогласия с размером выплаты по ОСАГО. С 01.09.2014 года в закон об обязательном страховании внесено требование досудебного решения споров по полисам ОСАГО. Данное требование касается всех договоров ОСАГО, заключённых после 01.09.2014 года.

Согласно статье 16.1 исковое заявление в суд подаётся только после составления претензии и обращения с нею в страховую компанию. Если данное требование не соблюдено клиентом, то суд на законных основаниях может дать отказ в приёме заявления. Выявление факта отсутствия досудебной претензии может стать причиной остановки уже рассматриваемого в суде дела (ст.222 ГПК).

В связи с этим клиент, не удовлетворённый действиями компании, должен составить досудебную претензию по ОСАГО и направить её страховщикам. Практика показывает, что составление досудебной претензии – действенный способ разрешения конфликтов по ОСАГО, поскольку последующее обращение в суд приносит страховщикам ещё большие затраты по сравнению с запрошенными клиентами выплатами.

Теперь с введением штрафов в отношении недобросовестных страховщиков, занижающих страховые выплаты, вполне целесообразно вести досудебные переговоры и урегулировать споры по выплатам.

При возникновении ДТП, потерпевшая сторона обращается к своему страховщику за компенсацией вреда, причиненного имуществу, жизни или здоровью. Страховщик в свою очередь проводит оценку причиненного вреда и в соответствии с действующими расценками производит страховую выплату.

Если гражданин, усомнился или считает, что сумма выплаты меньше, чем причиненный ущерб, то возникает спорная ситуация, которую необходимо разрешить между сторонами. На этом этапе важным является соблюдение процессуальных сроков для направления претензии.

В законе об ОСАГО в п. 21 ст. 12 отмечено, что гражданин может направить претензию в страховую в следующие сроки:

  1. В тот день, когда лицо узнало или должно было узнать о решении страховщика в отказе совершения страхового возмещения.
  2. Со дня, когда лицо получило возмещение не в полном объеме.
  3. На следующий день по истечении двадцати дней, истекших со дня направления заявления по выплате. В эти двадцать дней не подлежат включению нерабочие и праздничные дни, указанные в трудовом законодательстве. Это очень актуально, например, после новогодних праздников.

После выяснения вопроса о сроках обращения, гражданину необходимо подготовить претензию, которую нужно направить в страховую компанию по адресу, указанному в полисе ОСАГО.

– Название страховой компании, с которой возник спор. Воспользуйтесь встроенным поиском – начните вбивать название страховщика, все поля заполнятся автоматически после выбора компании.

– Предмет спора, номер договора, размер претензии.

– Когда направили заявление в страховую компанию, и что ответили страховщики. Обязательно приложите копию ответа страховой компании.

– ФИО, дату рождения, адрес заявителя.

!!! Те же данные должны быть в обращении, направляемом финуполномоченному обычной почтой.

Если право требования переуступлено – приложите копию подтверждающих документов: договор, платежки или расписки.

Это первое, что нужно понять. Например, среди оснований для отказа в выплате страхового возмещения при автотранспортном страховании могут быть:

  • серьёзные нарушения ПДД;
  • отсутствие претензий пострадавших сторон, указанных держателями страховок по незнанию, хотя каждый, кто планирует получить компенсацию, должен зафиксировать свою претензию документально;
  • не вовремя вызванная группа ГИБДД;
  • неконкретные формулировки экспертов, определяющих ущерб;
  • наличие спорных трактовок в договоре.

Многие участники дорожного движения по мелочам отказываются от компенсаций, предпочитая сделать недорогой ремонт самостоятельно, чем месяцами ожидать выплат. Это неправильно и только создаёт почву для произвола в будущем. Но стоит ли судиться со страховой компанией, если она не выполняет свои обязанности? Безусловно. Нужно лишь знать о том, как правильно это делать.

Наш адвокат знает порядок обращения в суд по ОСАГО, КАСКО, иным договорам страхования, он в ходе консультации удостоверит правильность ваших суждений, разъяснит риски дела, даст ответ, в течении какого времени страховая должна выплатить после суда страховку.

Нужно сделать последующие действия:

  1. Получите консультацию нашего юриста до обращения в суд на страховую компанию.
  2. Сделайте необходимые экспертизы, которые определят сумму страхового возмещения.
  3. Проведите досудебное урегулирования конфликта со страховщиком.
  4. Готовьте иск в суд. В нём должна быть оговорена сумма, планируемая к взысканию со всеми требованиями. Укажите также действия страховиков, которые стали причиной ущемления ваших прав.
  5. Далее этот иск регистрируется и вам останется лишь ждать повестку в суд со страховой по КАСКО или ОСАГО.
  6. Через месяц должно состояться первое заседание. Но на предварительном слушании всегда есть возможность заключить мировое соглашение. Решившись на этот шаг, вы должны понимать, что все вопросы теперь будете решать самостоятельно.
  7. Обжалуйте решение суда, если оно не соответствует Вашим ожиданиям, противоречит нормам права и неверно оценило представленные доказательства с вашей стороны и стороны ответчика.
  8. Когда решения судебных органов удовлетворят вас, спешите получить исполнительный лист. Он и станет гарантией взыскания со страховой компании денежной компенсации.
  9. Далее наступает стадия исполнения решения суда через службу судебных органов или банк, где открыт счет ответчика.

На вопрос о том, сколько длится суд со страховой компанией, вам не ответит даже юрист. Может возникнуть много непредвиденных обстоятельств. Иногда какая-то из сторон предъявляет дополнительные доказательства или судья назначает ряд экспертиз. Всё это затягивает установленные графики. Но после закрытия дела решение может быть обжаловано в течение 30 дней.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Страхование представляет собой обширную отрасль, которая затрагивает различные сферы жизни людей. Чаще всего судебные споры со страховыми компаниями возникают в сфере автострахования (ОСАГО, КАСКО), но это далеко не единственное направление, по которому граждане сталкиваются с конфликтными ситуациями. Итак, к числу наиболее распространенных категорий споров можно отнести:

  • отказ в выплате или занижение ее размера по ОСАГОи КАСКО;
  • отказ в выплате или занижение ее размера по договорамстрахования здоровья;
  • отказ в выплате или занижение ее размера по договорам страхования имущества;
  • спор со страховой, возникающий по договорам страхованиятуристов и путешественников, и некоторые другие.

Нередко страховщики не только намеренно занижают размер компенсации, отказывают в ее выплате и нарушают предусмотренные законом сроки, но и не принимают документы от граждан. В любой из этих ситуаций необходимо незамедлительно обращаться к юристу.

Сфера страхования традиционно является одним из самых запутанных направлений: это обусловлено как неоднозначностью законодательства и спецификой самого механизма (выделяют страхование рисков, ответственности, личное страхование и др.), так и недобросовестностью страховщиков, которые часто идут на различные ухищрения для получения выгоды. Именно поэтому решение споров со страховыми компаниямипредполагает тщательный анализ всей документации (иногда в договорах страхования содержатся незаконные условия) и детальное исследование сложившей ситуации. Кроме того, споры о страховом возмещении требуют от юриста не только идеального знания соответствующей нормативной базы, но и постоянного отслеживания актуальной судебной практики: изучение решений судов по аналогичным вопросам позволяет оценить перспективы обращения в судебные органы и выработать правильную тактику поведения.

Помощь в получении страховой выплаты начинается с консультации: юрист изучает предоставленные клиентом документы, оценивает правомерность действий страховщика и на основе полученной информации делает вывод о том, как выстраивать защиту клиента. Юристыкомпании «Правовой Эксперт» оказывают клиентам следующие услуги:

  • сбор доказательственной базы;
  • организация проведения экспертизы (в случаенеобходимости получают заключение независимого эксперта);
  • подготовка и отправка претензии;
  • проведение переговоров;
  • подготовка и подача искового заявления в суд;
  • представление интересов клиента в ходе судебных заседаний (профессионализм юриста имеет определяющее значение для принятия судом положительного решения).

Если было принято решение суда о выплате страхового возмещения, юрист организует его исполнение (подготавливает необходимую документацию, взаимодействует с приставами и т.д.). При этом важно понимать, что стадия исполнения судебного решения имеет важнейшее значение: по сути, только после получения выплаты дело можно считать завершенным. Если же судом было принято решение не в пользу истца, юрист обеспечит его обжалование в вышестоящей инстанции (нередко суд вышестоящей инстанции занимает противоположную позицию и встает на сторону истца).

Обязательный досудебный порядок по осаго

Как показывает практика, споры по страховым выплатам далеко не всегда удается разрешить мирным способом. Обычно страховой случай признается по решению суда при возникновении конфликта; также судебные органы обязывают страховщика выплатить возмещение в полном объеме. Но, конечно, это возможно только в том случае, если помощь в судебном урегулировании оказывается грамотным специалистом. При обращении в суд особенно важно собрать обширную доказательственную базу, которая не оставит сомнений в правильности вашей позиции и законности требований. Кроме того, необходимо быстро реагировать на все доводы ответчика и представлять доказательства их несостоятельности. Изучение судебной практики позволяет утверждать, что при наличии хорошего юриста судебные споры со страховой часто завершаются принятием решения в пользу страхователя, поэтому подача заявления в суд – эффективная мера защиты прав и законных интересов.

Поскольку полис ОСАГО есть у каждого автомобилиста (а КАСКО у значительной части водителей), страховые споры, связанные с возмещением ущерба после ДТП, встречаются повсеместно. Большинство страховщиков не заинтересовано в том, чтобы возмещать ущерб водителю, поэтому всеми возможными способами компании пытаются уменьшить размер выплаты или же вообще отказывают в компенсации. В таком случае, как правило, требуется провести независимую экспертизу, по итогам которой автовладелец получит обоснованное заключение о реальном размере ущерба. Затем, как и по другим категориям споров, юрист предпримет попытку урегулировать вопрос в досудебном порядке и при необходимости обратиться в суд. При этом, до того, как произойдет выплата страхового возмещения, ремонтировать автомобиль нельзя, поскольку суд может назначить проведение судебной экспертизы, а после ремонта доказать существование повреждений будет уже невозможно.

Действующее законодательство позволяет взыскать неустойку с недобросовестного страховщика. Взыскание неустойки означает, что с ответчика будут взысканы проценты за пользование денежными средствами страхователями (период, за который взыскиваются проценты, начинает отсчитываться с момента, когда ответчик отказал в выплате или занизил ее размер). Кроме того, если урегулирование страховых споров происходит в судебном порядке, суд накладывает на страховщика штраф в пользу истца. При обращении в суд истец также получает возможность компенсировать моральный ущерб, который был причинен ему неправомерными действиями ответчика.

До сих пор многие не знают, что 03.09.2018 г. введен в действие Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» № 123-ФЗ от 04.06.2018 года.

Статья 32 Закона № 123-ФЗ указывает, что положения п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона № 123-ФЗ в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренному Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страхованию средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, применяются по истечении двухсот семидесяти дней после дня вступления в силу Закона № 123-ФЗ.

Статья 15 Закона № 123-ФЗ указывает, что Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, если размер требований потребителя не превышает 500 тысяч рублей, либо если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Законом № 40-ФЗ, и, если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Таким образом, финансовый уполномоченный (финансовый омбудсмен) в обязательном порядке рассматривает все споры граждан с организациями осуществляющих деятельность по:

— обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (без ограничения сумм),

— страхованию средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) до 500 000 руб.,

— добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств до 500 000 руб.

В указанных случаях потребитель финансовых услуг вправе заявить требования в судебном порядке только при условии непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению, прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным, несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.

Обращение непосредственно потребителя финансовых услуг к финансовому уполномоченного становится обязательным по всем вышеуказанным критериям с 01.06.2019 года.

При этом ст. 16 Закона № 123-ФЗ предусматривает обязательное направление заявления (претензия) в финансовую организацию. Потребитель финансовых услуг вправе направить обращение финансовому уполномоченному после получения ответа финансовой организации, либо в случае неполучения ответа финансовой организации по истечении соответствующих сроков рассмотрения финансовой организацией заявления потребителя финансовых услуг.

Законом установлена императивная норма, содержащая определённый порядок урегулирования спора между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией.

Исходя из чего в законодательство введен новый порядок досудебного урегулирования вышеуказанных споров. В связи с чем, исковые заявления, поступившие после 01.06.2019 в суд, если они не прошли обязательный порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным, должны быть возращены или оставлены без рассмотрения (в случае принятия к производству).

Потребители финансовых услуг должны представлять в суд доказательства, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, в том числе и доказательства, подтверждающие обращение к финансовому уполномоченному (решение финансового уполномоченного; соглашение в случае, если финансовая организация не исполняет его условия; уведомление об отказе в принятии обращения к рассмотрению).

До направления обращения финансовому омбудсмену вы должны обратиться с заявлением в письменной или электронной форме в оказавшую вам услугу финансовую организацию (страховую компанию), к которой вы имеете претензии имущественного характера. Если вы не получили ответ или полученный ответ вас не устраивает, вы вправе направить обращение финансовому уполномоченному.

Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования:

  1. в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в случае, если указанное заявление направлено в электронной форме по стандартной форме, которая утверждена Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более ста восьмидесяти дней;
  2. в течение 30 дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.
  3. Ответ на заявление потребителя финансовых услуг направляется по адресу электронной почты потребителя финансовых услуг, а при его отсутствии по почтовому адресу.

Как правильно подать в суд на страховую компанию по ОСАГО

В течение 3-х рабочих дней со дня поступления вашего обращения в ваш адрес будет направлено уведомление о принятии его к рассмотрению или об отказе в принятии. Отказ в принятии обращения к рассмотрению должен быть мотивирован. В случае принятия обращения к рассмотрению вы можете следить за процессом его рассмотрения в вашем личном кабинете, а также получать наши уведомления на мобильный телефон или почту.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в следующие сроки:

  1. в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, — в случае направления обращения потребителем финансовых услуг;
  2. в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, — в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

Обращение рассматривается в заочной форме (без вызова сторон) на основании предоставленных документов. Финансовый уполномоченный вправе по ходатайству сторон либо по своей инициативе принять решение об очном рассмотрении обращения, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи.

О дате, времени и месте очного рассмотрения обращения стороны должны быть уведомлены не позднее чем за 5 рабочих дней до дня рассмотрения обращения любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, в порядке, установленном Советом Службы. Очное рассмотрение обращения не допускается в случае, если отсутствует подтверждение факта получения сторонами уведомления. Неявка на рассмотрение какой-либо стороны в случае наличия подтверждения факта получения ею уведомления не препятствует рассмотрению обращения по существу.

После принятия обращения к рассмотрению вы вправе:

  1. следить за ходом рассмотрения вашего обращения в личном кабинете (уведомления о ходе рассмотрения обращения могут также приходить на мобильный телефон и электронную почту);
  2. ходатайствовать об очном рассмотрении вашего обращения;
    отозвать свое обращение, если вы решили не предъявлять требований к финансовой организации;
  3. отказаться от своего обращения в случае урегулирования спора с финансовой организацией путем заключения соглашения, а также в случае добровольного исполнения финансовой организацией ваших требований.

По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.

Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия будет направлено вам одним из следующих способов:

  1. в форме электронного документа, подписанного финансовым уполномоченным усиленной квалифицированной электронной подписью;
  2. на бумажном носителе (может быть вручено нарочно или направлено на почтовый адрес, указанный в обращении).

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.

После рассмотрения финансовым омбудсменом вашего обращения вы вправе обратиться в суд, если:

  1. не согласны с вступившим в силу решением финансового уполномоченного;
  2. финансовый уполномоченный отказался рассматривать ваше обращение или не принял решение в установленный законом срок;
  3. рассмотрение обращения прекращено по основаниям, установленным статьей 27 Федерального закона № 123-ФЗ от 04.06.2018 года.

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного вы вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Копия обращения в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.

Урегулирование споров со страховыми компаниями

В соответствии с п. 3 ст. 11 ФЗ об ОСАГО страхователь обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховой выплате и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.

Перечень документов необходимых для осуществления страхового возмещения:

  • Документы удостоверяющие личность.
  • Документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя (если обращается представитель собственника авто)
  • Банковские реквизиты.
  • Документы из ГИБДД (справка, определение, постановление, протокол.)
  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии (в случае если ДТП оформлялось без вызова сотрудников ГИБДД)

Обязательно знайте Страховщик не вправе требовать от потерпевшего документы, не предусмотренные правилами страхования.

Обратите внимание что в соответствии со ст. 14.1. ФЗ об ОСАГО

«1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;
  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.»

Страховая компания в соответствии с п. 21 ст. 12 ФЗ об ОСАГО «В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.»

3) В случае если страховая компания затягивает сроки страхового возмещения то вам нужно обратиться в нее с заявлением о выплате вам неустойки (пени)

В соответствии с п. 21 ст. 12 ФЗ об ОСАГО «При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.»

4) И так что делать если страховая компания недоплатила (занизила) страховое возмещение.

Чтобы определить действительный размер страхового возмещения нужно провести независимую экспертизу о стоимости восстановительного ремонта вашего транспортного средства.

Нужно учитывать тот факт, что в соответствии с п. 2 ст. 12.1 ФЗ об ОСАГО «Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России» соответственно если проведенная вами экспертиза не будет соответствовать правилам утвержденным Банком России это будет основанием для отказа в удовлетворении ваших требований.

Обратите внимание что в соответствии с п. 4 ст. 12.1 ФЗ об ОСАГО «Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.

Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»

5) Обратиться в страховую компанию с досудебным претензионным письмом.

Правила составления досудебного претензионного письма прописаны в главе 5 Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

В соответствии с п. 5.2 Правил ОСАГО По результатам рассмотрения претензии страховщик обязан осуществить одно из следующих действий:

  • Осуществить выплату потерпевшему (или иному выгодоприобретателю) по реквизитам, указанным в претензии;
  • Направить отказ в удовлетворении претензии.

Основаниями для отказа в удовлетворении претензии являются:

  • Направление претензии лицом, не являющимся потерпевшим и не предоставившим документ, подтверждающий его полномочия (например, доверенность);
  • Непредставление оригиналов (заверенных надлежащим образом копий) документов, обосновывающих требования потерпевшего;
  • В случае получения выплаты в безналичном порядке отсутствие в претензии указания на банковские реквизиты потерпевшего (или иного выгодоприобретателя);
  • Непредставление транспортного средства на осмотр в соответствии с абзацем третьим пункта 5.3 настоящих Правил.

В соответствии со ст. 16.1 ФЗ Об ОСАГО досудебное претензионное письмо подлежит рассмотрению страховщиком в течение десять календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления.

Как правило претензионные письма остаются без удовлетворения связанно это с тем что страховщики понимают что только 20% граждан будут в судебном порядке взыскивать недоплаченное страховое возмещение.

6) В случае если страховая компания отказывает вам в выплате страхового возмещения или в выплате недоплаченного страхового возмещения в досудебном порядке вам нужно обратиться с исковым заявлением в суд за защитой своих интересов, более чем в 97 % случаях суды удовлетворяют данные иски.

Помощь в разбирательстве со страховой компанией становится жизненно важной, когда некачественная медицинская услуга навредила пациенту. Последствия услуг — разные: от легкого вреда здоровью до полной утраты трудоспособности.

Что делать, если медицинская и страховая организация отказываются платить за причиненный вред?

Собирать доказательства причинения вреда и утраты трудоспособности, письменные отказы организаций и обращаться в суд.

Юрист консультирует по спорам, обращается с претензиями в медицинскую организацию и страховую. Составляет иск в защиту клиента, прикладывает справки, диагнозы врачей, фотоснимки и защищает клиента в суде.

Когда возникли проблемы со страховой организацией — пришло время обратиться на сайт «33 Юриста.ру».

Проще всего уладить конфликт в досудебном порядке. Для этого в адрес компании направляется претензия, где клиент описывает обстоятельства страхового случая и приводит доводы в пользу своей позиции. Адресату отводится определенный срок на рассмотрение претензии. Если клиент получает отрицательный ответ, спор со страховой компанией решается в судебном порядке.

Как показывает судебная практика, споры со страховщиком чаще всего возникают по следующим причинам.

Отказать в компенсации ущерба компания может под любым удобным предлогом. Например, заявить клиенту, чей автомобиль побывал в ДТП, что повреждения не являются результатом аварии. И подтвердить заявление результатами трасологической экспертизы. Чтобы доказать свою правоту и добиться причитающейся выплаты, клиенту придется ходатайствовать о назначении повторных исследований.

Решение об уменьшении выплат страховщики аргументируют результатами оценки ущерба, невозможностью установить какие-либо факты, недоверием к выводам инициированной клиентом экспертизы. Если компания не реагирует на законные претензии со стороны клиента, приходится иначе отстаивать свои интересы. Можно направить жалобу в Федеральную службу страхового надзора или призвать страховщика к ответу через суд.

Как выиграть спор со страховой

Все сроки вышли, но компания не торопится с выплатой компенсации. Объясняет задержку нехваткой документов, необходимостью проведения дополнительной экспертизы или просто кормит клиента обещаниями. Если затягивание сроков ничем не обосновано, к решению проблемы стоит привлечь юриста по страховым спорам.

Клиент не всегда прав

Справедливости ради стоит отметить, что причиной страховых споров не всегда является недобросовестность страховщика. Компаниям тоже приходится защищать свои интересы в судебных органах, чтобы не стать жертвой мошенничества со стороны клиента. Страхователи могут утаивать важную информацию, фальсифицировать результаты экспертизы, оформлять полис задним числом, предоставлять ложные данные с целью завысить страховую сумму. Но в сравнении с нарушениями, допускаемыми страховыми компаниями, такие случаи мизерны.

Самостоятельно защищать свои права в споре со страховой — не самая разумная затея. Крупные компании, как правило, располагают штатом обученных специалистов с богатым опытом судебных баталий. Страховые акулы легко проглотят клиента, не слишком подкованного законодательно. Чтобы выиграть дело, необходима поддержка компетентного юриста.

Специалисты нашей компании знают, как действовать, чтобы добиться успешного результата. Они:

  • составят грамотную претензию и проведут от лица клиента переговоры с представителями компании;
  • возьмут на себя проведение независимой оценки ущерба и подготовят список правильных вопросов для эксперта;
  • если возникнет необходимость передать дело в суд, подготовят иск и будут защищать интересы страхователя на судебных заседаниях.

Наши адвокаты по решению суда добиваются не только полагающейся клиенту выплаты — с компании-ответчика в пользу истца взыскивают неустойку за каждый день просрочки, штраф и компенсацию морального ущерба.

  • недоплата страхового возмещения (занижение суммы страхового возмещения);
  • отказ страховой компании в выплате страховки по КАСКО и ОСАГО;
  • задержка страховых выплат;
  • некачественный ремонт автомобиля по КАСКО и ОСАГО;
  • взыскание страховой компанией с участника ДТП убытков в порядке регресса.

Неправомерные действия страховщиков можно оспорить в досудебном и судебном порядке. При этом со страховой компании взимается не только сумма страхового возмещения, но и все судебные издержки, такие как: расходы на юриста, госпошлина, проценты за просрочку осуществления выплаты.

Услуги адвоката по разрешению страховых споров в области автомобильного права включают в себя:

  • юридический анализ правомерности отказа страховой компании на произведение оплаты страхового случая,
  • оценку причиненного ущерба автомобилю пострадавшего с привлечением экспертизы,
  • юридический анализ документов, предоставленных в страховую компанию по случившейся ситуации,
  • представительство интересов клиента в споре со страховой компаниейи взыскание суммы полного возмещения,
  • юридическую защиту автовладельца от неправомерных требований страховой компании о возмещении расходов.

Страховые компании довольно часто незаконно отказывают автовладельцем в страховой выплате.

  • отказ страховой компании признать повреждения ТС, полученными в результате заявленной аварии;
  • пропуск автовладельцем срока обращения в страховую компанию;
  • виновник аварии не указан в страховом полисе/был нетрезв в момент аварии/управлял автомобилем без диагностической карты;
  • неизвестен виновник ДТП;
  • неисправность ТС до аварии;
  • естественного износа деталей автомобиля.

Если вам необходима помощь юриста в разрешении спора со страховой компанией, обращайтесь к опытным автоюристам Коллегии адвокатов Москвы №1 и будьте уверены в успешном исходе дела. Профессионализм и компетентность наших специалистов помогает добиться успеха в любом деле.

1. Спор между индивидуальным предпринимателем, использующим транспортное средство в целях осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору ОСАГО подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Пример. С. обратился в суд с иском к страховщику о взыскании суммы недоплаченного страхового возмещения, ссылаясь на то, что 3 июня 2015 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого было повреждено принадлежащее ему транспортное средство «RENAULT Logan».

Разрешая вопрос о принятии искового заявления к производству, суд общей юрисдикции, на основании части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), а также части 2 статьи 27 и статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), пришел к выводу о том, что дело подведомственно арбитражному суду исходя из следующего.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, производится в порядке, предусмотренном названным приказом для регистрации транспортных средств за физическими лицами.

Согласно представленному в дело паспорту транспортного средства собственником автомобиля «RENAULT Logan», 2014 года выпуска, является индивидуальный предприниматель С. Договор ОСАГО заключен с С. как с физическим лицом. В соответствии с выпиской из ЕГРИП от 15 октября 2015 года С. имеет статус индивидуального предпринимателя с 17 декабря 2004 года. Видом его экономической деятельности является, в том числе, предоставление транспортных услуг на собственном транспортном средстве в качестве такси.

Таким образом, транспортное средство повреждено в период эксплуатации исключительно в коммерческих целях.

Поскольку С. имеет статус индивидуального предпринимателя и предоставляет транспортные услуги на собственном транспортном средстве в качестве такси, собственником транспортного средства в соответствии с паспортом транспортного средства является индивидуальный предприниматель, суд пришел к выводу о том, что поврежденное транспортное средство использовалось для осуществления предпринимательской деятельности в рамках тех видов деятельности, которые предусмотрены в ЕГРИП, а не для личных, бытовых, семейных нужд. Оказывает транспортные услуги на своем транспортном средстве как таксист.

(По материалам судебной практики Владимирского областного суда, Арбитражного суда Центрального округа)

2. Иск о защите прав потребителя, являющегося страхователем, выгодоприобретателем по договору ОСАГО, предъявленный одновременно к страховой компании и к причинителю вреда, может быть предъявлен по выбору истца по месту его жительства или по его месту пребывания, по месту жительства или месту пребывания причинителя вреда, по месту нахождения страховщика либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Пример. З. обратился в суд с иском к страховщику ООО «Р» и причинителю вреда С. о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда, поскольку ответчик — ООО «Р», признав дорожно-транспортное происшествие страховым случаем, произвел выплату страхового возмещения в размере меньшем, чем определен независимым оценщиком.

6. При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Незаключение новым владельцем договора ОСАГО лишает его права обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность предыдущего владельца.

Пример. 26 января 2015 года П. по договору купли-продажи приобрел у Б. транспортное средство. Гражданская ответственность Б. была застрахована на срок с 12 марта 2014 года по 11 марта 2015 года в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством. Новым владельцем транспортного средства П. договор ОСАГО не заключался. 29 января 2015 года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого было повреждено принадлежащее ему транспортное средство. Страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность Б., заявление П. о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков оставлено без ответа. П. обратился в суд с иском к страховщику о взыскании страхового возмещения.

Оценив представленные доказательства и установив, что на момент дорожно-транспортного происшествия риск гражданской ответственности П. как владельца источника повышенной опасности ответчиком не застрахован, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у истца права на предъявление к страховщику требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу, в порядке прямого возмещения убытков, в связи с чем не нашел законных оснований для удовлетворения требований истца исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона об ОСАГО при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Статьей 14_1 Закона об ОСАГО установлено, что потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» пункта 1 данной статьи; дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 16 постановления от 29 января 2015 года N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», после заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускаются.

При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан заключить договор обязательного страхования своей гражданской ответственности (пункт 18 постановления).

(По материалам судебной практики Камчатского краевого суда, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда)

7. К случаям уступки права на получение страхового возмещения в рамках договора ОСАГО положения абзаца второго статьи 956 ГК РФ применению не подлежат.

8. Страховщик, выплативший страховое возмещение по договору добровольного страхования (КАСКО), вправе требовать полного возмещения причиненных убытков от страховщика, застраховавшего ответственность причинителя вреда, независимо от того, имелись ли условия, предусмотренные для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков.

Пример. Страховая компания (истец) обратилась в суд с иском к страховой организации (ответчик) о возмещении суммы ущерба, причиненного гражданином М., ответственность которого застрахована ответчиком по договору ОСАГО.

В обоснование заявленных требований истец указал, что между ним и потерпевшим — гражданином К. — заключен договор КАСКО в отношении транспортного средства, которому в результате неправомерных действий гражданина М. были причинены повреждения. Во исполнение данного договора истцом возмещена стоимость повреждений владельцу транспортного средства.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.

Судом установлено, что между истцом и гражданином К. заключен не только договор КАСКО, но и договор ОСАГО. Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате столкновения двух транспортных средств, ответственность водителей — владельцев столкнувшихся транспортных средств — застрахована, что является основанием для прямого возмещения убытков.

При наличии условий, предусмотренных для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков, заявление о страховой выплате может быть подано только к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего. Поскольку такой страховой компанией является истец, то требования к страховой организации, застраховавшей ответственность причинителя вреда, по мнению суда первой инстанции, удовлетворению не подлежат.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, заявленные требования удовлетворил.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отметил, что правила, установленные пунктом 1 статьи 12, статьей 14_1 Закона об ОСАГО, направлены на обеспечение прав потерпевшего по получению страхового возмещения в упрощенной форме. Применение этих норм не может приводить к полному освобождению причинителя вреда и страховой компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда, от ответственности. Страховщик, выплативший страховое возмещение по договору КАСКО и занявший в правоотношении место потерпевшего, обладает правом требовать возмещения причиненных убытков от страховщика, застраховавшего ответственность причинителя вреда, независимо от того, имелись ли условия, предусмотренные для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков.

(По материалам судебной практики Арбитражного суда Уральского округа)

9. Лица, владеющие транспортным средством на основании договора аренды либо в силу полномочия, основанного на доверенности, самостоятельным правом на получение страховой выплаты не обладают.

Пример. А. от своего имени и в своих интересах обратился в суд с иском к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность собственника поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия транспортного средства, о выплате страхового возмещения, указав, что по результатам рассмотрения страхового случая ответчиком произведены выплаты страхового возмещения в размере меньшем, чем определено экспертным исследованием о стоимости восстановительного ремонта, проведенным по заказу истца.

При разрешении спора судом установлено, что А., не являющийся собственником поврежденного транспортного средства, действуя в своих интересах, обратился за взысканием недополученного страхового возмещения в суд, ссылаясь на генеральную доверенность, предоставляющую ему полномочия на право оформления страховых документов, получения сумм страхового возмещения.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», правом на получение страховой выплаты в части возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежит потерпевшему — лицу, владеющему имуществом на праве собственности или ином вещном праве. Лица, владеющие имуществом на ином праве (в частности, на основании договора аренды либо в силу полномочия, основанного на доверенности), самостоятельным правом на страховую выплату в отношении имущества не обладают (абзац шестой статьи 1 Закона об ОСАГО).

Поскольку А. не является собственником поврежденного транспортного средства, то самостоятельного права требовать со страховщика возмещения причиненных убытков в судебном порядке истец не может, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований А.

(По материалам судебной практики Астраханского областного суда, Арбитражного суда Северо-Западного округа)

10. Почтовые расходы, необходимые для реализации потерпевшим права на получение страховой суммы, являются убытками и подлежат включению в состав страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред.

Пример. ООО «Ц» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к страховой компании «Р» о взыскании страхового возмещения по факту дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 1 сентября 2015 года, и почтовых расходов.

24. Неустойка за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты и финансовая санкция за несоблюдение срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате исчисляются со дня, следующего за днем, установленным для принятия страховщиком решения о выплате страхового возмещения, т.е. с 21-го дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами страхования.

Пример. Я. обратился в суд с иском к страховой компании «С» о взыскании страхового возмещения, неустойки, финансовой санкции и штрафа.

Судом установлено, что 28 июля 2015 года произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства под управлением водителя С., транспортного средства под управлением истца и транспортного средства под управлением водителя К. Виновным в дорожно-транспортном происшествии является водитель С. В результате дорожно-транспортного происшествия транспортное средство истца получило механические повреждения. Гражданская ответственность истца застрахована в страховой компании «С».

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 77-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 21.07.2005 N 103-ФЗ (ред. от 01.12.2007), от 25.11.2006 N 192-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 16.05.2008 N 73-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.02.2009 N 30-ФЗ, от 27.12.2009 N 344-ФЗ, от 27.12.2009 N 362-ФЗ, от 01.02.2010 N 3-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 28.12.2010 N 392-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 28.07.2012 N 130-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 28.11.2015 N 349-ФЗ, от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 23.06.2016 N 214-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 26.07.2017 N 197-ФЗ, от 29.12.2017 N 448-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 03.08.2018 N 283-ФЗ, от 18.12.2018 N 473-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ, от 06.06.2019 N 122-ФЗ, от 02.12.2019 N 408-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 24.04.2020 N 149-ФЗ, от 25.05.2020 N 161-ФЗ, от 20.07.2020 N 212-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»); (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

место жительства (место нахождения) потерпевшего — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным; (в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

страхователь — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

страховщик — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение; (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России). (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Основными принципами обязательного страхования являются:

гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;

всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования. (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 03.08.2018 N 283-ФЗ)

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежат государственной регистрации; (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 77-ФЗ)

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования; (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

Как финансовые организации и их клиенты спорят в неоднозначных ситуациях

1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:

а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;

б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

г) загрязнения окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;

е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;

ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;

з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

л) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

м) причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. (в ред. Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в настоящем пункте случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.

Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

2. Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 5 дней. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

3. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок в случае: (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи; (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ)

б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства при отсутствии документов, указанных в подпункте «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона. (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

4. При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

ВС РФ обязал страховщиков возмещать утрату товарной стоимости авто

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

Правовое регулирование отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств

1. Отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются нормами главы 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон N 4015-I), Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) в части, не урегулированной специальными законами, а также Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 года N 431-П (далее — Правила страхования), и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. На отношения, возникающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Закон о защите прав потребителей распространяется в случаях, когда страхование осуществляется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

На отношения, возникающие между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков в связи с компенсационными выплатами, Закон о защите прав потребителей не распространяется.

Процессуальные особенности рассмотрения дел об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

3. Дела по спорам, возникающим из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления) и не связанным с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции (пункт 1 части 1 и часть 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

При определении подсудности спора, связанного с обязательным страхованием, рассмотрение которого относится к компетенции судов общей юрисдикции, судам следует руководствоваться общими правилами, установленными статьями 23 и 24 ГПК РФ:

а) дела по имущественным спорам (например, в случае предъявления иска о взыскании страховой выплаты) при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей на день подачи заявления, подсудны мировому судье (пункт 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ);

б) дела по имущественным спорам при цене иска, превышающей пятьдесят тысяч рублей на день подачи заявления, а также дела по искам, не подлежащим оценке (например, о нарушении права потребителя на достоверную информацию), подсудны районному суду (статья 24 ГПК РФ).

В случае, если одновременно с требованием имущественного характера, подсудным мировому судье, заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда, такие дела подсудны мировому судье.

Если при предъявлении встречного иска новые требования подсудны районному суду, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд (часть 3 статьи 23 ГПК РФ).

4. Дела по спорам, возникающим из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению арбитражным судом (часть 1 статьи 27, статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

5. Дела по спорам, связанным с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, рассматриваются по общему правилу территориальной подсудности по месту нахождения ответчика (статья 28 ГПК РФ, статья 35 АПК РФ).

Представляют собой юридические разногласия возникающие в ходе исполнения страхователем и страховщиком условий договора страхования, такие как выплата или отказ в возмещении, изменения условий страхования, признания случая не страховым.

В данной рубрике мы подготовили судебные позиции по самым распространенным страховым спорам в России, с учетом последних судебных практик.

Страховое право регламентирует деятельность страховых компаний на территории РФ. Нормы страхового права весьма противоречивы, поэтому для урегулирования страховых споров чаще всего приходится обращаться в суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *