Что будет госслужащему за нарушение ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что будет госслужащему за нарушение ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Дисциплинарные взыскания– это мероприятия по наказанию провинившегося лица, с которым заключен служебный контракт или трудовой договор. Дисциплинарное взыскание выносится в том случае, если суть вины доказана и очевидна для представителя нанимателя.
Причиной к инициированию процедуры может быть не только явное опоздание, прогул, но и невыполнение должностных обязанностей или ненадлежащее исполнение таковых. Единственное условие: данная нагрузка предварительно оговаривается в должностной инструкции, согласовывается с наемным работником под подпись.
Термин «дисциплинарное взыскание» описан в Трудовом Кодексе. Согласно статье 192 существует три вида должностных порицаний:
- Замечание;
- Выговор;
- Увольнение.
Для обоснованности действий работодателя нужно доказать вину нарушителя дисциплины. Если эти факты задокументированы, то начинается процедура объявления взыскания.
Чтобы было все законно, данный спорный вопрос может решиться на комиссии по индивидуальным трудовым спорам.
Дисциплинарные взыскания государственных служащих явно не отличаются от общепринятых. Правда, к ТК РФ здесь учитывается Закон о государственной службе № 79-ФЗ. Данный регламент увеличивает меры ответственности служащего в несколько раз.
Ведь статус государственного исполнителя требует соблюдения запретов и ограничений, антикоррупционного законодательства.
Статья 14. Ответственность государственного служащего
Замечание 1
Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это категория административного права, один из способов принуждения, который может применяться только уполномоченными на то должностными лицами (или органами) к нарушителям за дисциплинарные проступки.
Меры дисциплинарной ответственности применяются органами предприятий, учреждений, организаций, где работает нарушитель дисциплины, или вышестоящим органом. В настоящее время единого определения в отношении «дисциплинарного проступка». В разных правовых актах это определение может трактоваться по-разному. Для совершенствования нормативно-правовой базы, повышения правовой культуры общества необходимо, чтобы законодатель дал четкое и конкретное определение понятия «дисциплинарный проступок», который будет общепринятым и единым, содержащим все основные признаки.
- Курсовая работа Дисциплинарная ответственность государственных служащих 400 руб.
- Реферат Дисциплинарная ответственность государственных служащих 250 руб.
- Контрольная работа Дисциплинарная ответственность государственных служащих 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Правовое регулирование дисциплинарной ответственности происходит в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 « О государственной гражданской службе» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу
Правовое регулирование государственной гражданской службы подробнее . Деятельность разных гражданских служащих обладает определенными особенностями, что обуславливает и различные меры применяемой к ним дисциплинарной ответственности.
Служба в государственных органах выступает публично-правовой категорией. Дисциплинарные проступки гражданских служащих оказывают негативное влияние не только на дисциплину в конкретном государственном органе, но прямо или опосредованно затрагивают интересы всей службы в государственных органах в целом. При назначении дисциплинарных взысканий необходимо полностью исключить заинтересованность отдельных лиц в этих действиях. Назначать дисциплинарные взыскания может только государство в лице его представителей.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Основание привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности – совершение служащим дисциплинарного проступка, то есть ненадлежащее исполнение или неисполнение по вине гражданского служащего должностных обязанностей. При этом законодательство не содержит закрытый перечень дисциплинарных проступков. Законодательно можно закрепить только проступки, которые направлены на публичные интересы. К таким проступкам применяются более строгие меры дисциплинарной ответственности.
В статье 57 Федерального закона описывается 4 вида дисциплинарных взысканий, налагаемых на госслужащих. Сюда входят:
- Замечание;
- Выговор;
- Предупреждение о неполном должностном соответствии;
- Увольнение.
Для обывателей неясна грань между выговором/ замечанием и предупреждением/увольнением. Кажется, что эти меры наказания дублируют друг друга. Но законодатель четко определяет, что указанные «дисциплинарки» располагаются в списке от меньшей меры ответственности до более крупных и судьбоносных мероприятий.
С одной стороны, замечание рассматривается как скорее устное порицание. С другой стороны, выговор по статье не посулишь даже своему врагу.
Устное замечание все-таки оформляется в письменном виде. Перед началом разбирательства виновное лицо предупреждается о начале служебной проверки. С этого времени у него есть право давать устные и письменные объяснения.
Если нарушивший должностную инструкцию, трудовой договор и иные Правила отказывается в даче пояснений, то об этом факте составляется акт.
Замечание, как и выговор, объявляется приказом начальника. С тех пор официальная бумага подшивается в личное дело сотрудника. И нужно не забывать, что после второго дисциплинарного взыскания в течение года последует увольнение.
Предупреждение о неполном должностном соответствии – это угроза к увольнению. Как правило, работник «при исполнении» предупреждается в том, что он будет понижен по должности.
Ему будет предлагаться другие вакантные ставки, соответствующие его уровню образования и квалификации. Но что произойдет, если у работодателя не будет свободных вакансий? Тогда нерадивому сотруднику придется покинуть место работы.
Увольнение как один из видов дисциплинарной ответственности налагается в тех случаях, когда нарушение спровоцировало конфликт интересов, полное искажение данных, ошибки-расхождения в документах на 20 и более процентов, искажающие достоверные данные.
Увольнение из-за нарушения должностных инструкций производится по нескольким основаниям (статьям):
По п.2 ч. 1 статьи 37 | Неоднократное неисполнение поручений руководителя + должностное взыскание, наложенное ранее |
По пп. а-г п. 3 ч. 1 статьи 37 | · Прогул – отсутствие на рабочем месте в течение продолжительного срока; · Явка на работу в состоянии алкогольного и иного отравления; · Хищение государственного имущества, в том числе на работе; · Разглашение государственной тайны; · Нарушение правил охраны труда, которое повлекло несчастный случай. |
П п.5 и п. 6 ч. 1 статьи 37 | · Нанесение ущерба имуществу государственного органа; · Для «руководителей» однократное нарушение своих трудовых обязанностей. |
Служащий привлекается к административной ответственности в случае, когда его административное правонарушение связано со служебной деятельностью, то есть когда служащий не реализовал и реализовал должным образом свои служебные полномочия, нарушив, тем самым, пава личности, организации.
В качестве основания административной ответственности служащего выступает совершение предусмотренного федеральным или региональным административным законодательством в качестве запрещенных виновных противоправных действий бездействия.
Необходимо отметить, что совершение служащим противоправного деяния может повлечь одновременно и административную, и дисциплинарную ответственность: административная – наступит за правонарушение, предусмотренное административным законодательством, дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины и пр.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Различные виды дисциплинарных взысканий стимулируют к грамотной работе госслужащих, ответственному подходу при принятии решений, которые входят в их компетенцию. Также они призывают к соблюдению норм общественного порядка и к дисциплине.
Четкие нормы распределения рабочего времени описываются в ТК и любое их неприятие может повлечь карательные меры со стороны вышестоящего начальства.
Служебная дисциплина регламентируется статьей 56. С точки зрения законодателей, это – обязательное условие для эффективного труда. Распорядок дня, перерывы на обед обсуждаются на уровне руководства и профсоюзных объединений, если таковые имеются, и закрепляются нормативными актами.
Естественно, что наряду с кнутом должен существовать и пряник. Поэтому в законодательстве предусматриваются различные виды поощрений.
Формы поощрения определяются самостоятельно представителем нанимателя (работодателя) и могут выглядеть следующим образом:
- Награждение Благодарственной грамотой и выплата единовременного поощрения;
- Присвоение почетных званий;
- Награждение знаками отличия, орденами, медалями;
- Вручение ценного подарка;
- Иные формы поощрения.
Поощрения и награждения имеют психологический мотив, побуждают к положительным эмоциям. В тоже самое время, дисциплинарные виды ответственности говорят об обратном. Работодатель как бы косвенно сообщает, что он не доволен работой работника, его должностными и личностными характеристиками.
Ведь государственная служба – это то место занятости, где должны работать те, кто может подать хороший пример для других граждан России. Здесь должны работать «лучшие из лучших», настоящие профессионалы с безупречной автобиографией и исполнительским поведением.
Меры наказания в случае неуплаты штрафа. Читать статью, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет. Как получить лизинг? Подробнее тут.
Еще один распространенный вид – административная ответственность государственных служащих. Данный тип балансирует между уголовщиной и дисциплинарными наказаниями. Обычно граждане РФ привыкли иметь дело с «административкой» при нарушениях правил дорожного движения, неправильной парковке, курении в неположенных местах и прочих подобных проступках. Но в случае с госслужащими все немного серьезнее.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 9
За совершение дисциплинарного проступка гражданским служащим, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание. Так указано в ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) — основного правового акта, регулирующего гражданскую службу. Какие виды дисциплинарных взысканий применяются в отношении государственных служащих, в каких случаях и каком порядке, расскажем в настоящей статье.
Административная ответственность государственных служащих
Дисциплинарное взыскание можно применить не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка. Из этого периода исключаются время нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, отсутствия его на службе по иным уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. При этом дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4, 5 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). Обратим на это особое внимание.
В отличие от ТК РФ, Закон N 79-ФЗ предусматривает обязательное проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 58). В ходе такой проверки устанавливаются:
- факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
- вина гражданского служащего;
- причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
- характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
- обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (если она проводится по письменному заявлению гражданского служащего — ч. 1 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).
Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, не может в ней участвовать. Если такой факт имеет место, гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 4, 5 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).
Обязанность контролировать своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, назначившего ее.
С целью наказания за ранее допущенные проступки, и недопущения в дальнейшем их повторения, руководство предприятия имеет право применять к провинившимся сотрудникам меры дисциплинарного воздействия. О том, какие существуют виды дисциплинарных взысканий, как правильно их оформить и применить, рассказывается в этом материале.
Согласно тексту трудового законодательства (ст.192 ТК) работодатели, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, имеют право налагать на работников, с которыми заключили трудовое соглашение (договор), три вида дисциплинарных взысканий:
Чёткое определение понятий карательных мер в кодексе отсутствует. Как не прописан и порядок применения взысканий. То есть, для того, чтобы объявить работнику выговор, не обязательно перед этим оформлять наложение менее строгого взыскания – замечания. Работодатель имеет право самостоятельно определять, за какие нарушения Закон требует от работодателя только одно – единожды наказывать за один проступок.
Для некоторых категорий служащих перечень дисциплинарных наказаний значительно расширен в связи с тем, что в отношении их действует специальное законодательство. К таким категориям относятся государственные служащие, военнослужащие, сотрудники полиции, Федеральной пограничной службы.
Например, в отношении военнослужащих и военнообязанных действует закон от 27.05.1998 г. №76-ФЗ.
В наши дни сложно встретить четкое толкование понятия ответственности государственного служащего. Очень часто можно наткнуться на довольно-таки вольные трактовки данных терминов, которые могут ввести вас в заблуждение. Но в вышеупомянутом законопроекте есть четкое разграничение видов ответственности:
- Дисциплинарная;
- Гражданско-правовая;
- Административная;
- Уголовная.
Но обычно людям приходится сталкиваться с таким видом воздействия, как дисциплинарная ответственность. Именно ее всегда подразумевают в таких случаях. Когда у человека неприятности на работе, он всегда опасается именно дисциплинарного наказания, так как именно с этого обычно все и начинается. Виды дисциплинарной ответственности гражданского служащего тоже есть разные, и каждый из этих видов будет рассмотрен.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это способы влияния за соответствующее нарушение, основанные на системе подчинения по долгу службы.
Подразумевается действия и бездействия, которые не решаются на уголовном уровне, потому все и решается непосредственно на рабочем месте. Но как бы там ни было, речь идет о юридической ответственности государственных служащих, которая существенно влияет на дальнейшую судьбу людей. Так что все это контролируется соответствующими правовыми актами.
Обычно в подобных случаях люди сталкиваются с таким термином, как взыскание. Существуют различные виды взысканий, и все они прописаны в действующем законодательстве:
- Замечание;
- Выговор;
- Должностное несоответствие;
- Освобождение от определенной должности;
- Увольнение.
Очень часто возникает путаница с последними двумя пунктами. Когда человека освобождают от его должности, это еще не значит, что он уволен. Госслужащий по-прежнему будет числиться в учреждении и в порядке конкурса сможет претендовать на другой чин. А вот увольнение – это уже билет в один конец.
Но какие дисциплинарные нарушения считаются наиболее серьезными? Согласно действующему законодательству, это:
- Невыполнение положений законодательства и указов Президента РФ;
- Нарушение или халатность по отношению к законодательству и указам Президента РФ.
Неудивительно, что действия или бездействие подобного рода очень серьезно наказываются, и одними лишь замечаниями здесь не отделаешься. Очень часто дело доходит до освобождения от занимаемой должности и даже заявления по собственному желанию. Таким образом правительство защищает права и свободы граждан, а именно – реализацию их прав. И если госслужащий не выполняет свои прямые обязанности, ему гарантированно придется отвечать за это.
Штраф может достигать 25 МРОТ, но это касается только физлиц. А вот должностным лицам в случае нарушения придется заплатить до 50 МРОТ. Также существует и минимальная сумма взыскания – символические 0,1 МРОТ.
Как можно избежать наказания? Наиболее эффективный способ – ничего не нарушать. Ваши поступки не должны нарушать административные законы, ваши указы и решения не должны идти в разрез с правилами, и все ваши прямые обязанности должны быть выполнены.
Многих людей сбивает с толку формулировка «должностное лицо». Согласно действующему законодательству, это человек, представляющий власть в соответствующих учреждениях. Этот человек наделен соответствующими полномочиями, и по долгу службы занимается организационными вопросами и выдает распоряжения.
- Актуальные вопросы привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к административной ответственности 2019 / Закопырин Владимир Николаевич
- Дисциплинарная ответственность сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации за административные правонарушения: теоретические и практические проблемы, пути их решения и новеллы законодательства 2015 / Дядькин Олег Николаевич, Каляшин Андрей Владимирович
- Административная ответственность государственных гражданский служащих: законодательные коллизии 2015 / Миннигулова Д.Б.
- Ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы в механизме противодействия коррупции 2011 / Сивцов С. А.
- Дисциплинарная и Административная ответственность государственных и муниципальных служащих: вопросы эффективности 2018 / Чаннов Сергей Евгеньевич
Юридическая ответственность государственных служащих применяется по отношению к государственным служащим. Она состоит из всех известных видов юридической ответственности:
- дисциплинарной,
- административной,
- уголовной,
- материальной.
Иногда за материальные последствия может отвечать государственный орган, в котором служит работник.
Дисциплинарная ответственность представляет собой основной вид ответственности госслужащих в современном аппарате нашей страны по причине ее оперативного характера, непосредственности и возможности учитывать конкретную обстановку правонарушений, которые совершает компетентной в ситуации лицо – вышестоящий начальник государственного служащего.
ФЗ от 31.12.99 г. № 228-ФЗ «О выборах президента РФ» в ст. 16 «Статус члена избирательной комиссии» дается определение для непосредственного подчинения.
Непосредственное подчинение включает служебные отношения подчиненного и руководителя, где руководитель обладает в отношении подчиненного властными (распорядительными) полномочиями. Он обладает правом принимать и увольнять, в пределах должностных полномочий отдает приказы, распоряжения, дает указания, которые обязательны для исполнения, применяет поощрительные меры и меры дисциплинарного взыскания
Этот ФЗ заменил Федеральный закон от 10.01.03 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», который уже не включает в себя рассмотренное определение. Тем не менее, оно является важным с позиции выяснения иерархических отношений между органами и должностными лицами, используется для точной организации разрешения споров.
Основные положения, которые используются к данной категории, описаны ФЗ № 58 о системе государственной службы.
Также федеральный закон № 79 Российской Федерации повествует о возможных видах взысканий, которые могут применяться для государственных служащих РФ:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о несоответствии лица занимаемой должности;
- отстранение от занимаемой должности. Данный вид прописан в п.4. ч.1, статьи 57, согласно которой провинившийся служащий не будет уволен, однако его отстранят отныне занимаемой должности, и определят в список резерва;
- увольнение со штата. Такое действие может произойти с инициативы нанимателя в случае:
- Несоответствия государственного служащего своей занимаемой должности (потеря доверия, невыполнение заданий, воровство, явка в нетрезвом виде, грубое нарушение, прогул, разглашение коммерческой тайны и др.).
- По заключению медицинских показаний в случае болезни.
- В случае не сдачи аттестации по повышению квалификации госслужащих.
- Согласно ст. 57, взыскание может применяться единожды за каждое нарушение госслужащего, и выбор вида наниматель может делать на свое усмотрение.
Вышеуказанные меры немного отличны от тех, которые применяются к обычным рабочим.
Их особенность состоит в возможном задержании должностного роста, отставку или лишение возможности занимать данную должностную позицию и служить органу.
За плодотворную и верную службу гос. органам выделяется поощрение в виде:
- Благодарности за проделанную работу с определенным материальным вознаграждением.
- Награда в виде грамоты.
- Выплата материального вознаграждения при выходе на пенсию.
- Поощрения могут быть от правительства, президента в виде награждения почетными званиями, медалями, знаками отличия, и пр.
Решение о поощрение принимается от нанимателя, а выданные награды и поощрения вносятся в трудовую книжку госслужащего.
Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.
Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.
Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:
- должности и классные чины гражданской службы;
- права и обязанности государственного служащего;
- условия и правила принятия на госслужбу;
- правила служебной дисциплины;
- основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.
Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.
Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания.
Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей. Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.
Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:
- повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
- утрата доверия к госслужащему;
- прогул без уважительной причины;
- намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
- нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
- лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
- принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
- совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
- однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
- появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
- разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
- совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).
Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:
- Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
- Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
- Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
- Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
- Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
- Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
- Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.
В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:
- Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
- временная нетрудоспособность;
- отпуск;
- время проведения служебной проверки;
- другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
- Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.
Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год.
Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается.
Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:
- по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
- по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
- по инициативе работодателя.
Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.
Для всех лиц, проходящих военную службу в Вооруженных силах РФ, Росгвардии, органах ФСБ, Службе внешней разведки, военной прокуратуре, военных органах Следственного комитета и других военных структурах, теперь будет предусмотрен не только действующий запрет на иностранное гражданство, но и запрет на вид на жительство или иные документы, подтверждающие право на постоянное проживание за рубежом.
Принятый закон дает возможность лицам, имеющим иностранное гражданство, вид на жительство, и иностранным гражданам проходить военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных силах РФ и воинских формированиях. Граждане, обучающиеся для службы по контракту по программам подготовки офицеров, сержантов, старшин и рядовых запаса, обязаны будут сообщить в свой военный центр о прекращении российского гражданства или приобретении иностранного не позднее пяти рабочих дней.
В случае появления или наличия иностранного гражданства такие лица подлежат «отчислению из военного учебного центра». В то же время они по-прежнему будут подлежать воинскому призыву. Аналогичная норма вводится и для граждан, обучающихся в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо по программе военной подготовки солдат, матросов запаса.
Чиновников стали штрафовать за использование служебных авто в личных целях
Принятым законом Госдума распространила на председателя Банка России и его заместителей правило, согласно которому на данные должности могут быть назначены граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство за рубежом. Глава и зампред ЦБ будут освобождены от должностей в случае прекращения гражданства или наличия у них иностранного гражданства, вида на жительство.
Аналогичный запрет прописывается для послов и полномочных представителей РФ. Кроме того, дипломатические работники будут обязаны уведомлять своих начальников о том, что их супруги приобрели иностранное гражданство и вид на жительство или оформили другие документы, которые позволяют им постоянно проживать за рубежом.
Гражданин РФ, имеющий иностранное гражданство, которое он не может прекратить по независящим от него причинам, в исключительных случаях «в порядке, определенном президентом Российской Федерации», может быть принят на государственную или муниципальную службу на должность, не требующую доступа к гостайне. Действующие госслужащие с иностранным гражданством, которое они не смогли прекратить, также в исключительных случаях смогут продолжить работу.
Данные положения не распространяются на лиц, претендующих «на замещение должности прокурора, руководителя федерального государственного органа либо замещающих указанную должность». Действие статьи также не распространяется на жителей Крыма и Севастополя.
Правонарушения государственных служащих, особенно должностных лиц, наделенных юридически властными полномочиями, характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей.
Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают: равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.
Нарушение государственными служащими своих служебных обязанностей может повлечь за собой различные правовые последствия. В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, иные правовые меры воздействия.
Уголовные преступления государственных служащих — это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления. Уголовная ответственность государственных служащих регламентируется не законодательством о государственной службе, а исключительно Уголовным кодексом РФ. Уголовное преследование госслужащих возбуждается по заявлению третьих лиц или по требованию администрации государственного органа.
Любое уголовно наказуемое деяние по службе одновременно признается нарушением обязанностей государственного служащего. Как граждане РФ госслужащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда. При этом не имеет никакого значения наличие государственно-служебных отношений и оно не учитывается при привлечении к уголовной ответственности за преступления, не связанные с исполнением служебных обязанностей (преступления против жизни и здоровья — ст.105 — 125 УК РФ, половой неприкосновенности и половой жизни — ст.131 — 135 УК РФ и т.д.). Госслужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым.
В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только госслужащие — как должностные, так и не должностные лица. Основные из них:
1) злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
2) превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) — если в результате незаконного участия в предпринимательской деятельности организация, в которой участвует должностное лицо, получила льготы и преимущества либо какое-нибудь покровительство в другой форме;
4) получение взятки (ст.290 УК РФ) — получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя;
5) дача взятки (ст.291 УК РФ) — дача взятки должностному лицу лично или через посредника;
6) халатность (ст.293 УК РФ) — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;
7) контрабанда (ст.188 УК РФ) — перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Нередко нарушение должностных обязанностей одновременно признается и административным, и дисциплинарным проступком, т.е. их составы дублируются, например, в отношении военнослужащих.
От вида и тяжести административного проступка зависят форма и объем санкций, однако во всех случаях вина признается необходимым элементом административного проступка должностного лица. Нет вины — нет и административного проступка. Нередко должностное лицо либо предвидит наступление вредных последствий своих действий (бездействий), но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная вина также признается элементом состава административного правонарушения. Когда должностное лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), оно освобождается от административной ответственности. [1]
Административная ответственность госслужащих выражается в применении к ним государственными органами, должностными лицами и представителями административной власти административного взыскания за нарушения требований служебной дисциплины. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их должностные обязанности, с сфере охраны порядка управления; государственного и общественного порядка; природы; здоровья населения и др. правил.
Ответственность должностных лиц наступает за нарушение обязательных правил не только своими действиями, но и за правонарушения, которые представляют собой упущения по службе. Данные упущения могут выражаться в даче подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, а также в непринятии мер по обеспечению этих правил подчиненными лицами, когда обеспечение их соблюдения входит в круг должностных обязанностей привлекаемого к ответственности должностного лица.
Особенно выделен вопрос об административной ответственности военнослужащих и государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти категории госслужащих несут ответственность по дисциплинарным уставам. Однако за нарушение правил режима государственной границы РФ; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ; правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил, а также за контрабанду данные категории госслужащих несут административную ответственность на общих основаниях. Госслужащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.
Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут быть признаны противоправными, которые не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).
Любые действия или бездействие госслужащего, соответствующего законам или иным юридическим актам, не могут квалифицироваться как должностной проступок, поскольку является правомерным. Должностным проступком является не всякое неисполнение госслужащим возложенных на него обязанностей, а только виновное, т.е. которое совершено умышлено или неумышленно. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного госслужащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения госслужащим своих должностных обязанностей. [2]
Под дисциплинарным взысканием понимаются предусмотренные в законодательстве меры принудительного воздействия, применяемые полномочным органом или руководителем за совершенный должностной проступок. Наиболее серьезной мерой дисциплинарного воздействия является прекращение государственно-служебных отношений в форме официального увольнения с государственной службы.
Ответственность государственных служащих
Необходимо введение ответственности не только по принципу вины в деятельности государственных служащих (доказанность коррумпированности, взяточничество и т.д.), но и за результат этой деятельности, либо полученный противоправным путем, либо приносящий общественный вред, и за последствия действий, нарушающих состояние государственной и общественной безопасности.
Административную ответственность государственные служащие несут по общим правилам, наравне с остальными гражданами Российской Федерации, как это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами.
В нашей стране действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила паспортной системы, дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, противопожарные, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила воинского учета, пограничного режима, режимы чрезвычайного положения и др.
В законодательстве установлены большие различия в привлечении к административной ответственности гражданских служащих, по сравнению с военнослужащими и служащими правоохранительной службы.
Важно запомнить!
Гражданские служащие за совершение административных правонарушений привлекаются к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. А военнослужащие и служащие правоохранительной службы, имеющие специальные звания (органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов), за совершение большинства правонарушений, обозначенных в КоАП РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения государственной службы и дисциплинарными уставами (ст. 2.5 КоАП РФ).
Статьей 2.5 (ч. 2) КоАП РФ определен круг правонарушений, за совершение которых эти лица несут административную ответственность на общих с другими гражданами основаниях. В перечень таких правонарушений включены нарушения законодательства о выборах и референдумах, законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдения пожарной безопасности вне места службы, административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, некоторые другие правонарушения.
К лицам, совершившим перечисленные правонарушения, могут быть применены меры административного наказания, предусмотренные КоАП РФ (за некоторыми исключениями в виде административного ареста, не совместимого с несением военной службы, и штрафа, не применяемого к военнослужащим, проходящим службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). Предусмотрена возможность лишения военнослужащих водительских прав за нарушения Правил дорожного движения. К ним не применяется наказание в виде дисквалификации.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 27.3 КоАП РФ об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция ВС РФ или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу
(военные сборы), а об административном задержании служащего правоохранительной службы — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
Вместе с тем в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, или лицом, имеющим специальное звание, производство по делу после выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения подлежит прекращению (подп. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ) для привлечения данного лица к дисциплинарной ответственности. Исключение составляют случаи, когда за такое правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, что предусмотрено в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ.
Ответственность государственных гражданских служащих – это специальная разновидность юридической ответственности, обусловленная особым статусом субъекта правонарушения – государственного гражданского служащего, которому в силу закона предоставлены широкие полномочия для обеспечения прав личности и решения задач публичного управления, а также дополнительные гарантии, что, в свою очередь, предопределяет повышенную опасность совершаемого им правонарушения.
Дисциплинарная ответственность влечет для служащего по решению уполномоченного руководящего должностного лица или органа публичного управления негативные правовые последствия при совершении им должностного проступка.
Субъектом, полномочным привлекать служащего к дисциплинарной ответственности, является орган или руководящее должностное лицо, к числу полномочий которого относится назначение на должность служащего.
Негативные последствия для служащего могут выражаться в замечании, выговоре, строгом выговоре, предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнении. Кроме того, до того, как будет рассмотрен вопрос о привлечении служащего, совершившего проступок, к дисциплинарной ответственности, он может быть временно отстранен от должности.
Служащий привлекается к административной ответственности в случае, когда его административное правонарушение связано со служебной деятельностью, то есть когда служащий не реализовал и реализовал должным образом свои служебные полномочия, нарушив, тем самым, пава личности, организации.
В качестве основания административной ответственности служащего выступает совершение предусмотренного федеральным или региональным административным законодательством в качестве запрещенных виновных противоправных действий бездействия.
Необходимо отметить, что совершение служащим противоправного деяния может повлечь одновременно и административную, и дисциплинарную ответственность: административная – наступит за правонарушение, предусмотренное административным законодательством, дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины и пр.
Основным требованием в процессе госслужбы является соблюдение служебной дисциплины. Государство может применять государственные меры поощрения и меры ответственности.
Ответственность предусмотрена законом. Существуют меры дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность – применение мер дисциплинарного воздействия. Вопрос привлечение к дисциплинарной ответственности решается руководителям.
К мерам дисциплинарного воздействия относятся: замечание, выговор, предупреждение, освобождение от замещаемой должности и увольнение со службы.
Обязательным условием привлечения к дисциплинарной ответственности является служебное расследование или служебная проверка. Устанавливается факт совершения, вина, причина и условие совершенного поступка, иные значимые для дела обстоятельства.
Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с предпринимательской и административно-хозяйственной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные:
- с исполнением работниками трудовых обязанностей по главе 5 КоАП;
- с исполнением правил природопользования по главе 8;
- с промышленным строительством и сферой энергетики по главе 9;
- с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
- с информационной сферой по главе 13;
- с правилами предпринимательской деятельности по главе 14;
- со сферой воинского учета по главе 21;
- с таможенной сферой по главе 16;
- со сферой оборота ценных бумаг по главе 17;
- со сферой порядка управления по главе 19.
Прежде чем рассуждать про ответственность госслужащих, необходимо разобраться, какие должности и специальности подпадают под это определение. Итак, госслужащим является человек, состоящий на государственной службе и выполняющий определенные обязанности в соответствии со своей должностью. Тогда что же такое государственная служба? Это работа в тех сферах, которые относятся к аппарату управления государством. Далее разберем, какие же это сферы, но сначала — пара слов из истории возникновения государственной службы и ее сотрудников.
Виды ответственности, предусмотренные для государственных служащих
Итак, с краткой историей возникновения государственной службы в России мы ознакомились. Осталось теперь выяснить, кого относить к сотрудникам этой службы, а кого нет. Полный перечень привести не представляется возможным ввиду его необычайно больших размеров, однако несколько примеров для ознакомления и понимания сути назвать вполне реально. В администрации президента это — руководитель администрации, помощник президента, заведующий канцелярией, заместитель секретаря Совета безопасности, полномочный представитель президента в Государственной думе, советник президента, военный инспектор РФ и так далее. В аппарате Совета Федерации трудятся управляющий его делами, председатель, помощник председателя, а еще помощник члена Совета Федерации. А еще есть аппарат Государственной думы, управление делами президента, управление специальных программ, Федеральная таможенная служба… Продолжать можно, в общем, еще долго.
Логично предположить, что раз у госслужащих есть определенная ответственность, то существуют и обязанности, не выполнив или выполнив которые ненадлежащим образом, эту самую ответственность им и приходится нести. Какие же это обязанности?
Надо понимать, что на каждой конкретной должности они свои, поскольку это предполагают требования к данному месту работы. Однако есть и общие критерии для всех, вне зависимости от занимаемого положения. Это, например, качественное и добросовестное исполнение своих прямых должностных обязанностей; обеспечение соблюдения и защиты прав граждан, а также выполнение норм Конституции нашей страны; выполнение отданных вышестоящим руководством приказов (конечно, если они не нарушают закон). Люди, находящиеся на подобной работе, должны неукоснительно выполнять правила внутреннего распорядка, действующие согласно их должности. Если им известны государственная тайна или иные вещи, не подлежащие массовому распространению, они обязаны хранить их в секрете. Кроме того, госслужащие подпадают под специальный правовой режим, но не освобождаются тем не менее от всех возможностей и функций обычного рядового гражданина страны. Об остальных функциях государственных служащих можно говорить применительно к каждой конкретной должности отдельно.
Вот мы и перешли к самому интересному моменту: государственный служащий и его ответственность. Какой она бывает?
Прежде всего скажем, что существует четыре вида юридической ответственности. Это дисциплинарная, материальная, уголовная и административная. Все эти четыре вида полностью применяются к государственным служащим. Далее рассмотрим более подробно каждый вид ответственности по отдельности — и начнем с дисциплинарной.
Итак, дисциплинарная ответственность госслужащего. Этот вид считается наиболее распространенным и вообще основным видом ответственности, возможной для государственных служащих. Слово «дисциплинарный», как можно легко догадаться, происходит от слова «дисциплина». Соответственно, дисциплинарной ответственностью называют ответственность за невыполнение дисциплины, неповиновение и так далее. Также дисциплинарная ответственность госслужащих еще именуется ответственностью по подчиненности. Нужно пояснить: любой другой вид ответственности будет рассматриваться в суде, однако в данном случае все рассматривается без привлечения посторонних лиц, конкретно на месте происшествия.
Перейдем ко второму виду ответственности госслужащих — она называется административной. Что это значит и какие нарушения сюда входят?
Законодательством нашей страны к подобным правонарушениям отнесены те, которые соответствуют следующим параметрам: это либо действия, либо бездействие, которые причиняют вред здоровью или имуществу населения, общественному правопорядку, экологии и так далее. У них есть несколько признаков, по которым сразу легко определить нарушения подобного вида — за что, следовательно, налагается административная ответственность. Перечислим эти признаки.
Во-первых, противоправность. То есть это действие либо же, наоборот, бездействие является нарушением закона. Во-вторых, оно должно быть совершено либо умышленно (когда признается вина), либо по неосторожности. Впрочем, вина признается и в этом случае. Третий признак административных правонарушений — это их наказуемость.