Первая помощь ДТП Беларусь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Первая помощь ДТП Беларусь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Порядок действий в дорожной аварии с пострадавшими имеет свои особенности, так как жизнь и здоровье людей являются приоритетными. Независимо от статуса — виновник, невиновная сторона, свидетель или очевидец, в первую очередь, следует оценить собственную безопасность и убедиться, что нет угрозы взрыва, наезда и иных факторов риска.

Затем важно очень быстро организовать прибытие экстренных служб. Для этого нужно набрать с мобильного номера:

  • МЧС — 101;
  • ГАИ — 102;
  • Скорая медицинская помощь — 103.

Важно! Жителям всех областей Беларуси будет полезно знать номера дежурной части ГАИ в вашем регионе.

Диспетчеру необходимо четко назвать место, где произошло дорожно-транспортное происшествие, обстоятельства случившегося, число пострадавших и их примерный возраст. Также следует кратко описать характер повреждений, чтобы СМП смогла выслать машины со специальным медицинским оборудованием. В завершении продиктуйте свой номер, по нему с вами быстро свяжутся сотрудники Госавтоинспекции.

После оповещения специальных служб, необходимо определить угрожающие жизни человека состояния. Наиболее тяжелые последствия вызывает кровотечение, так как при потере больших объемов крови сердце может остановиться.

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при ДТП

Первая помощь при ДТП может быть организована, используя содержимое автомобильной аптечки. Порядок действий зависит от характера повреждения. Если из раны струится пульсирующим фонтаном ярко-алая кровь – это свидетельствует о повреждении артерии. Подобная ситуация чревата обильной потерей крови, поэтому требует быстрого решения. Для остановки кровотечения накладывается жгут примерно на 5 см выше места повреждения. Его необходимо ослаблять каждые 20 минут и убрать через 1-2 часа, чтобы избежать некроза тканей. Жгут накладывается быстро путем закрепления первого круга, а также растягивания и накладывания нескольких последующих. Снятие производится медленно и постепенно.

Доставать человека из автомобиля, серьезно поврежденного в ДТП, целесообразно только в случае явной угрозы жизни — если авто загорелось или вокруг много разлитого бензина. В остальных ситуациях его лучше оставить на месте. При переломе шеи или позвоночника ошибочные действия могут оставить человека инвалидом. Кроме того, инструкция профессиональных спасателей свидетельствует, что при извлечении травмированного он может потерять сознание от сильной боли, а в худшем случае скончаться от болевого шока.

Травматический шок характеризуется как тяжелое состояние, несущее реальную угрозу жизни пострадавшему. Сопровождается острой болью и большой кровопотерей, может развиваться сразу после получения травмы или спустя некоторое время (4-36 часов). Чтобы не усугубить ситуацию помощь в ДТП нужно оказать как можно раньше, для этого выполняют следующие действия:

остановка кровотечения;

обеспечение приема болеутоляющих средств (кеторол, ибупрофен и другие);

поддержание свободного дыхания – для этого пострадавшего кладут на ровную поверхность и освобождают дыхательные пути от препятствующих вдоху объектов;

накрывание пострадавшего теплыми вещами, чтобы не допустить переохлаждения;

организация обильного питья (если не повреждена брюшная полость).

При сильном ударе автомобилей во время аварии может возникнуть пожар, который становится причиной ожогов. Первая медицинская помощь при ДТП пострадавшим зависит от степени полученного повреждения. Если зафиксирован ожог 1-2 степени с характерной краснотой, опалением волос и небольшими пузырями следует охладить проблемное место специальной пеной, а при ее отсутствии льдом либо холодной водой.

Первая помощь пострадавшим при ДТП при повреждении костной ткани направлена на установление характера травмы и иммобилизации поврежденных конечностей. Пострадавшему нельзя стараться выпрямить вывихнутую или сломанную конечность. Возникает риск повреждения сосудов и нервов, при этом пострадавший будет испытывать сильнейшую боль. Наоборот, оказание первой помощи при ДТП требует зафиксировать ее в исходном положении, что несколько приглушит болевые ощущения.

При транспортировке травмированного во время автоаварии важно соблюдать главное правило — перевозить в том положении, в котором он находится. Зафиксировать позу поможет наложение шины. Если у человека поврежден тазобедренный сустав оптимально подойдет стул, который позволит сохранить такую же позицию, как в кресле автомобиля.

Главным при переноске в положении лежа на носилках или одежде чаще всего бывает тот, кто несет голову. Движение нужно начинать по его команде, например, поднимаем на счет три. Чем больше людей участвует в транспортировке, тем более безопасен процесс для пострадавшего.

Первоначальные действия при ДТП с пострадавшими

Как остановить кровопотерю

В каких случаях пострадавшего извлекают из автомобиля

Как действовать при травматическом шоке

Первая помощь при ожогах

Неотложная помощь при травмах шеи

Действия при переломах, вывихах и ушиб

Транспортировка пострадавшего

Юридическая ответственность за оставление места ДТП с пострадавшими

Вне зависимости от характера дорожного происшествия приоритетным всегда остается здоровье и жизнь людей. Находясь в любом статусе во время аварии (виновный, пострадавший, свидетель), нужно сначала оценить свою безопасность и исключить вероятность взрыва, наезда и другие неблагоприятные факторы.

После этого следует, не теряя времени, вызвать экстренные службы, набрав с мобильного устройства:

  • МЧС — 101;
  • Госавтоинспекция — 102;
  • Скорая помощь — 103.

Диспетчеру нужно точно назвать место аварии, описать обстоятельства произошедшего, указать количество пострадавших и их приблизительный возраст. Далее следует кратко описать характер травм и повреждений. Это необходимо для того, чтобы СМП направила на место ДТП автомобили, оснащенные специальным оборудованием. В конце назовите свой контактный номер, по которому с вами смогут связаться сотрудники ГАИ.

Далее нужно попытаться определить состояния пострадавших, которые угрожают жизни. Самые тяжкие последствия несет кровотечение, способное вызвать при значительных объемах остановку сердца.

Первая медицинская помощь при ДТП

Если авария привела к серьезным повреждениям участников ДТП доставать их из поврежденного авто нужно лишь при возникновении реальной угрозы жизни. Например, машина горит или рядом с ней разлилось в большом количестве топливо. В случае отсутствия угрозы жизни пострадавшего лучше не трогать. Это объясняется тем, что при переломе позвоночника или шеи неправильные действия могут усугубить состояние здоровья, вплоть до инвалидности.

Как утверждается в инструкции спасателей, во время извлечения пострадавшего из авто возможна потеря сознания от болевого шока, а при наступлении крайне неблагоприятных обстоятельств не исключается летальный исход.

Травматический шок — тяжелое состояние пострадавшего, которое несет угрозу жизни. Проявляется в сильной боли, обильной кровопотери. Развивается сразу после получения повреждения либо через небольшой период от 4 до 36 часов. Для предотвращения развития патологического состояния необходимо оказать следующую помощь:

  • остановить кровопотерю;
  • дать пострадавшему болеутоляющие препараты (ибупрофен, кеторол или иные);
  • обеспечить свободное дыхание — с этой целью пострадавший размещается на ровной поверхности, а его дыхательные пути освобождают от предметов, мешающих нормальному вдоху;
  • чтобы не допустить переохлаждения пострадавший укутывается теплыми вещами;
  • обеспечить обильное питье (исключение — травмы брюшной полости).

В случае серьезного столкновения транспортных средств не исключено появление возгорания, которое может привести к ожогам. Действия первой медпомощи определяются характером повреждения. При наличии ожога 1-2 степени с выраженным покраснением, небольшими вздутиями и опалением волосяного покрова нужно использовать охлаждающую пену, а если ее нет применить лед или холодную воду.

Если по краям раны видны следы обугленности не допускается использовать растворы или воду для их обработки, а также сдирать верхний слой и наносить какие-либо средства. Необходимо исключить проникновение в рану грязи и пыли. При значительном ожоге появляется обезвоживание, поэтому до приезда врачей нужно обеспечить достаточное питье.

Люди, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, всегда подозреваются в травмировании шеи и при отсутствии доказательств обратного пребывают в этом списке. Это объясняется тем, что во время столкновения с другим ТС или препятствием возникает хлыстообразный удар. Дожидаясь приезда скорой помощи, рекомендуется четко зафиксировать положение шеи пострадавшего с помощью доступного в аптеках воротника Шанца.

Оказание первой помощи пострадавшим при ДТП

Нужно включить аварийную световую сигнализацию («аварийку»), а также выставить знак аварийной остановки. Такой знак должен быть выставлен на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля- в населенном пункте и не менее 40 метров— вне населенного пункта.

В случае, если причинен вред жизнью и здоровью граждан, водитель обязан:

  • оказать необходимую помощь пострадавшему, при условии, что водитель уверен в ее необходимости, и эта помощь не ухудшит состояние потерпевшего.
  • вызвать скорую медицинскую помощь или отвезти нуждающегося в помощи в ближайшую организацию здравоохранения на попутном транспортном средстве или на ТС, которое участвовало в ДТП-при невозможности вызова скорой помощи.
  • предварительно зафиксировать положение транспортного средства в присутствии очевидцев.
  • сообщить свою фамилию, регистрационный знак ТС, предъявить водительское удостоверение или документ, подтверждающий личность и свидетельство о регистрации транспортного средства- в случае доставки пострадавшего в организацию здравоохранения
  • возвратиться к месту происшествия

Сообщить в милицию и ожидать прибытия сотрудников ГАИ. Однако, если причинен вред только транспортным средствам и отсутствуют разногласия по поводу повреждения и размера ущерба, тогда вы можете не вызывать сотрудников ГАИ и заполнить бланк извещения о ДТП самостоятельно. Размер ущерба в таком случае не должен превышать 400 евро.

Уведомить страховую организацию о произошедшем ДТП в течение 5 рабочих дней.

Необходимо предоставить в страховую организацию:

  • заявление о выплате страхового возмещения
  • письменные объяснения обстоятельств ДТП
  • справку, выданную сотрудником ГАИ на месте транспортного происшествия
  • Денежная компенсация при увольнении
  • Регистрация ИП в 2021 году в Беларуси
  • Как выплачивают больничный
  • Как закрыть ИП
  • Водительская медкомиссия: как получить водительскую медсправку?

Оказание первой медицинской помощи при ДТП

Очень важно во время оказания доврачебной медицинской помощи не нанести еще больший вред пострадавшему человеку. Необходимо все действия выполнять аккуратно, чтобы не затронуть основные раны и жизненно-важные органы. При сильных столкновениях автомобилей, люди могут оказаться зажатыми в своих сиденьях, в этом случае очень важно как можно скорее их оттуда извлечь. После того, как людей вынесли из аварийного автомобиля их нужно осмотреть, на наличие открытых ран и кровотечений. Если человек без сознания, нужно постараться привести его в чувства. Сильные кровотечения скорейшим временем попытаться остановить с помощью аптечек и подручных средств, а переломы зафиксировать, чтобы уменьшить болевые ощущения пострадавшему.

Бессознательное состояние – людям в таком состоянии необходимо большое количество воздуха, чтобы прийти в сознание. Для этого необходимо сделать искусственное дыхание, массаж сердца и вентиляцию легких. Все эти действия выполнять нужно грамотно, не торопясь, чтобы не нанести вред пострадавшему человеку.

Обильные кровотечения – при открытых ранах следует прижать место кровотечения сильно пальцем, чтобы его остановить. Если кровь брызжет, имеет алый оттенок, то это говорит об артериальном кровотечении. В этом случае нужно наложить жгут, и зафиксировать, в какое время это было сделано. Если кровь идет из вены, то можно воспользоваться любыми подручными средствами для наложения тугой повязки. Травмы головного мозга или сотрясения – при симптомах головного сотрясения главное, как можно меньше беспокоить пострадавшего и положить его в горизонтальном положении. Если человек резко бледнеет и его состояние ухудшается нужно подложить под голову холодный предмет или лед.

Другие виды травм: переломы, ушибы или вывихи – в область синяка или ушиба приложить любой холодный предмет. Если у пострадавшего обнаруживается перелом, нужно обработать сначала раны, убрать кровь, а затем наложить шину. Обеспечить человеку покой и положить на горизонтальную поверхность.

Первым делом необходимо оценить сложившуюся ситуацию, а именно наличие серьезных ран у людей. Вызвать скорую помощь, указать как можно точно место ДТП, если есть такая возможность отвести людей, с небольшими ранами в ближайшее медицинское учреждение.

Шаг 1

Остановить транспортное средство. И не перемещать его или его части с места ДТП. Водителю нужно оставаться на месте ДТП, по возможности вне проезжей части дороги.

Шаг 2

Включить аварийную световую сигнализацию. Выставить знак аварийной остановки. В темное время суток в дополнение к знаку аварийной остановки может быть выставлен фонарь с мигающим красным светом. Знак аварийной остановки и фонарь с мигающим красным светом устанавливаются на расстоянии не менее 15 метров от автомобиля в населенных пунктах и не менее 40 метров — вне населенных пунктов.

Шаг 3

Если в ДТП причинен вред здоровью либо жизни граждан, водитель обязан принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему, вызвать скорую помощь. Если вызвать скорую помощь невозможно, принять меры по доставке пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение (попытаться словить попутку, вызвать такси, в крайнем случае отвезти на машине, которая участвовала в ДТП).

Внимание! Водитель должен оказать первую помощь только в том случае, если уверен в ее необходимости и если эта помощь не навредит пострадавшему.

Водитель, доставивший пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, обязан сообщить о себе:

  • фамилию, предъявив документ, удостоверяющий личность;
  • регистрационный знак (временный номерной знак) транспортного средства, предъявив водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (паспорт ТС).

После этого нужно вернуться на место ДТП.

Бывают ситуации, когда можно не вызывать сотрудников ГАИ. Тогда процедура оформляется по так называемому «европротоколу». Если оба участника ДТП согласны на такую сделку, достаточно просто заполнить извещение о ДТП. В таком случае участники сами решают, кто прав, а кто виноват, оценивают ущерб и следят за правильностью составления документов. С извещением о ДТП пострадавший обращается в страховую компанию виновника ДТП.

«Извещение о дорожном транспортом происшествии» или «европротокол» можно взять в ближайшем отделении почты, страховой компании или АЗС. Там же вам скорее всего объяснят все нюансы заполнения документа. По сути, это просто подробная анкета. Читайте внимательно вопросы, отвечайте вдумчиво и честно – и все получится!

Можете на всякий случай положить бланк извещения в бардачок. Лишним не будет.

Здесь вы найдете подробную инструкцию по заполнению «европротокола», а здесь – уже заполненный образец.

В течение 5 рабочих дней со дня ДТП водитель должен уведомить страховую организацию о произошедшем ДТП. Для этого необходимо предоставить документы:

  • Заявление о выплате страхового возмещения в результате ДТП (пишется на месте в страховой компании);
  • Письменные объяснения обстоятельств ДТП;
  • Справка, выданная ГАИ на месте ДТП (или заполненный «европротокол»).

Страховка по ОСАГО («автогражданке») выплачивается только пострадавшему в ДТП автовладельцу, который не виновен в аварии!

Далее страховой компанией назначается дата осмотра транспортного средства. Оценщик, назначенный страховой компанией, обязан провести осмотр в день ДТП либо в течение 4 рабочих дней после подачи заявления. Если этого не произошло, владелец автомобиля может сам выбрать оценщика.

Обратите внимание, что при оценке учитывается усредненная цена нормо-часа для ремонта, установленная Белорусским бюро по транспорту. То есть в дилерском центре ремонт явно обойдется дороже. Скорее всего денег хватит только на покупку новых деталей.

По договору ОСАГО выплата производится «с учетом износа». Это значит, что на подлежащие замене запчасти в зависимости от года выпуска автомобиля и пробега начисляется износ. Это коэффициент, который по сути снижает размер выплаты. Если автомобиль старый, денег на покупку новых запчастей, скорее всего, не хватит.

Производится только внешняя оценка. Специалист из страховой компании не полезет под капот и не будет диагностировать поломки. Если подозреваете, что в ДТП пострадали «внутренности» машины, лучше оплатить услуги независимого оценщика и продиагностировать авто полностью.

После этой процедуры составляется акт оценки ущерба при ДТП. В документе написана сумма, которую страховая компания должна выплатить пострадавшему.

Есть два варианта, в которых пострадавший может полностью компенсировать ущерб.

  • Ремонт на автосервисе, который имеет необходимые сертификаты и ПО.

1 июля 2014 года вступил в силу Указ №165 (от 14 апреля 2014г.). С тех пор появилась возможность получить возмещение вреда по фактическим затратам на ремонт. Сначала проводятся расчеты. Пострадавшему автовладельцу выплачивают расчетную сумму. Затем он обращается в СТО, имеющее все необходимые сертификаты. Там производят ремонт с полным документальным подтверждением. Если суммы страховой выплаты недостаточно для ремонта, хозяин машины вправе обратиться в страховую компанию, предоставить подтверждающие документы (акт выполненных работ, чеки за купленные запчасти и проч.), и ему компенсируют разницу.

  • Ремонт на автосервисе, с которым у страховой компании заключен договор.

В таком случае вообще не придется касаться денежной стороны вопроса. Все расчеты будут происходить между страховой компанией и автосервисом-партнером.

О нас

Реклама

Карта сайта

Общие правила форума

Использование материалов

Пользовательское соглашение

В Беларуси открыт первый Центр помощи пострадавшим в ДТП.

  • НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА
  • КОНФЛИКТ ЛЕВОГО ПОВОРОТА
  • ПЕРЕКРЕСТНОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ
  • ПОПУТНОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ
  • ЛОБОВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ
  • СТОЛКНОВЕНИЕ С ПОВОРАЧИВАЮЩИМ (РАЗВОРАЧИВАЮЩИМСЯ)
  • КОГДА ЕСТЬ ВИДЕОЗАПИСЬ

Степень тяжести телесных повреждений определяется в ходе судебно-медицинской экспертизы, которая назначается должностным лицом органа, ведущего административный процесс, дознавателем или следователем.

2. Можно ли провести экспертизу телесных повреждений потерпевшего через полгода после ДТП?

Можно. В этом случае, как правило, экспертиза проводится по медицинским документам, которые истребуются из учреждений здравоохранения, где проходил лечение потерпевший.

— помните правило: чем тяжелее телесные повреждения пешехода, тем больше ответственность водителя, в том числе и размер возмещения морального вреда;

— если вам не выдали направление на судебно медицинскую экспертизу сразу после ДТП, обратитесь за оказанием медицинской помощи в поликлинику по месту жительства или больницу. На приеме у врача подробно опишите, что вас беспокоит и проследите, чтобы все ваши жалобы были зафиксированы врачом в медицинских документах. В последующем эти документы будут использованы экспертом для определения степени тяжести телесных повреждений.

Если в результате ДТП вы получили черепно-мозговую травму, настаивайте на том, чтобы врач, который вас осматривает, зафиксировал не только ваши субъективные жалобы (головная боль, слабость, головокружение), но и объективные признаки вашего состояния (дрожание век, пальцев рук, зрачков, неустойчивость в позе Ромберга, вспотевание ладоней рук). Настаивайте на том, чтобы вас осмотрел врач-невропатолог. При отсутствии в подлинных медицинских документах каких-либо объективных признаков той или иной формы ЧМТ судебно-медицинский эксперт не сможет дать оценку степени тяжести телесных повреждений.

Можно. Для этого необходимо подать в орган, ведущий уголовный процесс, или в орган дознания аргументированное ходатайство о назначении повторной или дополнительной судебно-медицинской экспертизы с указанием доводов о несогласии с выводами первоначальной экспертизы.

6. Что такое менее тяжкие телесные повреждения?

Менее тяжкими считаются повреждения, имеющие хотя бы один из следующих признаков:

— длительное расстройство здоровья — непосредственно связанные с повреждением последствия, продолжительностью свыше 3 недель (более 21 дня);

— значительная стойкая утрата трудоспособности менее чем на одну треть (утрата трудоспособности от 10 до 35%).

Попали в ДТП за границей: как быть?

Статья 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь
«Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения»

— Штраф — от тридцати до одной тысячи базовых величин.
— Лишение прав — от одного года до пяти лет.
— Исправительные работы — до двух лет.
— Арест — от одного до трех месяцев.
— Ограничение свободы — на срок до двух лет.
— Лишение свободы — на срок до двух лет.

Поскольку инициатива привлечения водителя к уголовной ответственности передана законом потерпевшему, то именно он выполняет роль обвинителя в уголовном деле и на нем лежит обязанность — доказать вину водителя. Судебное следствие начинается с изложения сущности обвинения частным обвинителем. Обвинитель представляет доказательства, участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания, а также по другим вопросам, возникающим во время судебного разбирательства.

Для наступления уголовной ответственности водителя по ч. 1 ст. 317 УК Республики Беларусь недостаточно, чтобы пешеход в результате ДТП получил менее тяжкие телесные повреждения. Кроме этого, пешеход должен написать заявление о привлечении водителя к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 317 УК Республики Беларусь. Без этого заявления привлечь водителя к уголовной ответственности нельзя, поскольку уголовная ответственность по данной статье наступает только по требованию потерпевшего (ст. 26 УПК Республики Беларусь).

Шок (от фр. Choc – толчок, удар) – состояние угнетения нервных центров, контролирующих все системы организма, регулирующих кровообращение, дыхание, обмен веществ. Шок наступает в ответ на чрезвычайно сильное раздражение этих центров при тяжелых травмах и т.д.

В основе травматического шока – мощное болевое воздействие на организм и большая кровопотеря. Боль нарушает нервную регуляцию жизнедеятельности организма Первая помощь заключается в остановке кровотечения путем наложения давящих повязок, жгутов, тампонады, прижатия сосудов, в иммобилизации поврежденных частей тела стандартными шинами или подручными средствами. Необходимо также безотлагательно вызвать бригаду неотложной помощи. Применяются наиболее сильные из имеющихся средств (промедол, омнопон – если нет повреждений внутренних органов), и больной госпитализируется в травматологическое или реанимационное отделение.

Европротокол (Извещение о ДТП)

Надо:

  • запрокинуть голову пострадавшего назад;

  • оттянуть пальцами нижнюю челюсть;

  • зажать нос;

  • сделать глубокий вдох и выдохнуть воздух в рот (нос) пострадавшего;

  • повторять выдох с частотой 12 – 14 раз в минуту.

Наружный массаж сердца.

Надо:

  • уложить пострадавшего спиной на твердую опору;

  • положить руку ладонью вниз на нижнюю треть грудины, поверх нее – другую, обращенную пальцами к подбородку пострадавшего;

  • произвести 3 – 4 ритмических нажатия, смещая грудину на 3 – 4 сантиметра вглубь. Через 15 – 30 минут делать вдувание воздуха в рот (нос) пострадавшего.

  • продолжать массаж в ритме 50 – 60 надавливаний в минуту.

  • Проводить массаж до оживления человека или появления признаков смерти.

Сильное кровотечение.

Надо:

  • пережать поврежденный сосуд пальцем;

  • сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;

  • наложить жгут не более чем на полтора часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, снова затянуть;

  • при небольших кровотечениях прижать рану салфеткой и забинтовать.

Переломы костей конечностей.

Надо:

  • наложить стандартную шину или из подручных материалов;

  • придать сломанной руке или ноге возвышенное положение;

  • приложить холодный компресс;

  • дать обезболивающее.

Нельзя:

  • пытаться вправлять отломки кости;

  • накладывать шину в месте, где выступает кость;

  • прикладывать грелку;

  • без необходимости снимать одежду и обувь (в месте перелома одежду вырезать).

3. Аварии на электроэнергетических системах (сетях)

Аварии на электроэнергетических системах могут произойти в результате урагана, налипания снега на электропроводах. После этого может возникнуть перерыв электроснабжения.

Особенно характерны такие чрезвычайные ситуации для сельских районов или в особо холод­ные зимы из-за перегрузок энергосетей в связи с резким увеличением расхода энергии на обогрев.

Действия населения при аварии на электроэнергетических системах

При скачках напряжения в электрической сети квартиры или его отключении надо обесточить все электробытовые приборы, выдернуть вилки из розеток, чтобы, чтобы при внезапном включении электричества внезапно не произошел пожар.

При нахождении на улице не приближайтесь ближе 5–8 м к оборванным или провисшим проводам и не касайтесь их. Если провод упал вблизи вас, выходите из зоны поражения мелкими шагами.

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

Белецкий А.В., Ломать Л.Н., Мухля А.М., Ралько Е.А.

ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОЦЕНКА РИСКОВ

Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии, г. Минск, Республика Беларусь

Beletski A.V., Lomat’ L.N., Mukhlia A.M., Ral’ko E.A.

CHILD ROAD TRAFFIC INJURIES IN THE REPUBLIC OF BELARUS: RISK ASSESSMENT

State Institution «Republican Scientific and Practical Centre for Traumatology and Orthopedics», Minsk, Republic of Belarus

Резюме

Цель работы — изучить риски дорожно-транспортного травматизма у детей и разработать мероприятия по их минимизации.

Изучены данные о дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей в Беларуси за 10 лет. Проанализированы риски в зависимости от вида дороги и типа населенного пункта. Изучено влияние сезонных и временных факторов на уровень и тяжесть ДТП. Факторами риска также являются игра на проезжей части, отсутствие наблюдения за детьми, водители, не достигшие 18 лет. Частота и тяжесть травм зависит от состояния дороги и погодных условий, времени года и суток, скорости автомобиля, употребления алкоголя. Установлено, что мальчики в 1,5 раза чаще, чем девочки, становятся жертвами ДТП.

Разработан межведомственный план мероприятий по профилактике детского травматизма, к его реализации привлечены министерства здравоохранения, образования, внутренних дел, транспорта и коммуникаций, средства массовой информации и местные органы.

Ключевые слова: детский травматизм, ДТП, риски, профилактика травматизма

Abstract

The aim of this work is to study childhood road traffic injuries (CRTI) and work out measures to minimize these ones.

CRTI statistics has been analysed for the last ten years in Belarus. Risks were examined depending on a road type and the kind of a human settlement. An influence of seasonal and temporary factors on CRTI level and accident severity rate was determined. The risk factors included: carriageway playing, keeping no eyes on children, under-aged drivers. The accident frequency and the severity rate depended on a vehicle speed, the state of a road and weather conditions, a season, a time of day, an alcohol intake. It has been found boys were in CRTI one and half as more often as girls. An interagency plan of measures concerning accidents prevention was devised ministries of health, education, internal affairs, transport and communications, mass media and local authority were drawn to realize this one.

Key words: child injuries, road traffic accidents, risk, accidents prevention

Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) — одна из ведущих причин смерти. Ежегодно в мире на дорогах гибнет около 1,2 млн человек, от 20 до 50 млн получают травмы или становятся инвалидами. Более половины погибших — это люди в возрасте 15-44 лет. Среди детей 5-14 лет и молодежи 15-29 лет ДТТ -вторая по значимости причина смерти во всем мире [1]. В европейском регионе ДТТ уносит жизни более 16 тысяч детей и молодых людей (от 0 до 20 лет),

что составляет около 38% смертности от непреднамеренных травм в этом возрасте [2].

Соотношение между случаями смерти от ДТТ, требующими госпитализации и легкими травмами выглядит как 1/15/70. При ДТТ особенно высок процент множественных и сочетанных повреждений — до 10 % и более.

По данным ВОЗ, к 2030 г. ДТТ возрастет и займет пятое место в списке основных причин смер-

детской хирургии, анестезиологии и реаниматологии

ти [3], а по уровню глобального бремени болезней может стать третьим ведущим компонентом, уступая лишь ИБС и депрессивным состояниям. Экономические издержки, обусловленные дорожными происшествиями и травматизмом, оцениваются в 1 % ВВП в странах с низким доходом, в 1,5 % в странах со средним доходом и в 2% в странах с высоким доходом.

Цель работы — изучить риски ДТТ у детей и подростков и разработать мероприятия по их минимизации.

Прежде всего, нужно знать, что право потерпевшего в ДТП на получение страхового возмещения ограничено определенной суммой*. Сегодня лимит ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, — 10 000 евро. Если вдова погибшего в ДТП осталась с двумя детьми, она может рассчитывать на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца. Размер компенсации будет рассчитываться из соотношения фактической зарплаты потерпевшего и средней зарплаты рабочих и служащих по стране. Выплата возмещения производится каждый месяц — до тех пор, пока не будет исчерпан лимит в 10 тысяч евро. При выплате, скажем, 7 млн в месяц этот лимит (при стабильном курсе белорусского рубля) закончится примерно через 20 месяцев. Это если не учитывать расходы на погребение, погребальный стол и благоустройство места захоронения, которые тоже покрываются страховкой.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Беларуси, если страхового возмещения, выплаченного в пределах установленного лимита ответственности, недостаточно для полного возмещения вреда, разница возмещается лицами, ответственными за причинение вреда (ст. 941 ГК), но уже в судебном порядке, на что понадобятся дополнительные время и усилия. К тому же пострадавший будет зависеть от платежеспособности виновного.

С лечением отдельный вопрос. Согласно белорусскому законодательству при причинении вреда здоровью потерпевшего возмещению подлежат: утраченный заработок (доход) и дополнительно понесенные потерпевшим расходы на медицинскую помощь, включающую диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию потерпевшего, приобретение лекарственных средств, приобретение изделий медицинского назначения и индивидуального ухода, протезирование, включающее услуги по протезированию на территории Беларуси; дополнительное питание; посторонний уход за потерпевшим; приобретение технических средств социальной реабилитации; проезд потерпевшего, а в необходимых случаях и проезд сопровождающего его лица к месту получения медицинской помощи в организациях здравоохранения, социальной реабилитации, на освидетельствование (переосвидетельствование) на медико-реабилитационную экспертную комиссию, на санаторно-курортное лечение и обратно; санаторно-курортное лечение потерпевшего; получение потерпевшим образования. Казалось бы, все учтено, но возмещение дополнительно понесенных расходов производится в размере фактически понесенных потерпевшим расходов в пределах нуждаемости в них на основании оригиналов документов, подтверждающих факт предоставления и оплаты соответствующей услуги, товара. Есть и еще одно ограничение. Дополнительно понесенные расходы возмещаются в случаях, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет возможности получить их в установленном порядке бесплатно! Как отмечает эксперт, преподаватель Академии МВД, подполковник милиции Андрей ЧИГИЛЕЙЧИК, споры, связанные с взысканием потерпевшими в результате ДТП расходов на приобретение лекарств и медицинских изделий достаточно распространены в судебной практике. Нередки случаи отказа в выплате страхового возмещения из-за имевшейся у потерпевшего возможности бесплатного их получения в учреждениях здравоохранения. Эксперт приводит пример, когда страховая организация отказала потерпевшему в выплате страхового возмещения в части компенсации средств, затраченных на приобретение медицинского стержня для операции, поскольку данное изделие предлагалось потерпевшему на бесплатной основе в больнице, а он приобрел стержень более высокого качества. Суд, правда, в итоге взыскал эти расходы с причинителя вреда. Но для этого пострадавшему пришлось обращаться в суд. Андрей Чигилейчик замечает, что не всегда в рамках бесплатной медицинской помощи могут быть предоставлены лучшие лекарства и медицинские изделия, необходимые для восстановления здоровья, и это нужно учитывать в интересах потерпевшего.

Действия при оформлении ДТП без участия ГАИ

Дополнительные сложности для потерпевших создает и необходимость документального подтверждения расходов, затраченных на восстановление здоровья. В силу разных причин люди не всегда имеют возможность представить оригиналы соответствующих документов, из-за чего опять же должны обращаться в суд с обоснованием своих расходов. В судебной практике встречаются случаи, когда гражданам отказывали в компенсации расходов на лекарства, купленные в другой стране из-за их отсутствия в Беларуси, потому что из чека непонятно, кто покупал препарат, в какой валюте и была ли в этом лекарстве необходимость. Длительный период приема лекарств, несколько операций не всегда позволяют своевременно определить объем понесенных расходов и документально их подтвердить. Не исключены ухудшение здоровья потерпевших и последующие хирургические вмешательства. Все это затрудняет и затягивает процесс получения страхового возмещения, что в итоге снижает социальную значимость страхования. По мнению Андрея Чигилейчика, для совершенствования правового регулирования порядка возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевших в результате ДТП, нужно отказаться от затратного метода возмещения вреда в пользу законодательного закрепления фиксированных единовременных платежей потерпевшим в результате ДТП в зависимости от степени тяжести полученных ими телесных повреждений. «Предложенный подход, который поддерживают 73 % опрошенных мною судей, совпадает с порядком выплат в рамках страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами», — указывает эксперт.

Что касается перерасчета размера лимита ответственности – вопрос пока остается открытым. Как говорят страховщики, сумму повышать можно, но это повлечет и увеличение страховых взносов.

*В силу обязательности страхования ответственности владельца транспортного средства потерпевший имеет право на получение страхового возмещения независимо от наличия договора страхования. При отсутствии у причинителя вреда договора страхования вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, подлежит возмещению Белорусским бюро по транспортному страхованию.

Для дорожно-транспортного травматизма характерна особая тяжесть, высокий процент смертельных исходов, необходимость длительного, дольше 30 суток, лечения в условиях стационара, а также значительные материальные издержки.

До 55% смертельных случаев регистрируется на месте ДТП, 25% происходит при транспортировке пострадавших, 6% травмированных умирают в приемном покое, в 30-40 % случаев смерть наступает в лечебных стационарах.

30 % дорожно-транспортных травм составляют переломы, 30% приходится на множественные и сочетанные повреждения и 25 % затрагивает головной мозг.

Чаще всего страдают в ДТП дети, велосипедисты, пешеходы и люди пожилого возраста.

В нашей республике дорожно-транспортные травмы составляют около 10% от общего показателя смертности в результате воздействия внешних причин.

Дорожно-транспортный травматизм возглавляет список причин смерти для возрастной группы от 5 до 18 лет. В результате ДТП в Беларуси ежегодно гибнет от 60 до 100 детей. К сожалению, устойчивой тенденции к снижению этих показателей пока нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *