С июля зарплата госслужащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С июля зарплата госслужащих». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.

Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

C 1 октября будет повышена зарплата федеральных госслужащих

Госдума 27.10.2020 приняла правительственный законопроект с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ. Этим она наделила правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим.

Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате, как указали чиновники в пояснительной записке к законопроекту, возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое предстоит повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в России.

Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в мае 2012 года. Основной документ — Указ Президента о повышении зарплаты бюджетникам (Указ Президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 4%

К категории госслужащих относятся:

  • таможенники;
  • налоговые инспекторы;
  • специалисты погранслужбы ФСБ;
  • Роспотребнадзор;
  • сотрудники миграционной службы.

В 2012 году президент РФ подготовил указ о повышении зарплаты государственный служащих. Рост заработной платы таких специалистов планировался значительный. За несколько лет на эту программу предполагалось потратить 4,6 трлн рублей. Часть из них покрывал федеральный бюджет, а часть региональный. Однако очередной кризис внес в эту программу свои коррективы. Нет, индексация зарплат госслужащих действительно будет, но плавная. Однако в ближайшие месяцы повышения окладов ждать не стоит.

Премьер-министр уверяет, что повышение оклада бюджетников в этом году – дело решенное. Поэтому повышения доходов стоит ждать медикам, учителям и преподавателям вузов и ССУЗов.

Министерство финансов предполагает, что повышение зарплат составит минимум 16%. Но повышение будет неравномерным. Это связано с разницей в уровне зарплат в стране, трудовым стажем, категорией работника и прочее. При повышении зарплаты конкретному работнику будут учитываться его обязанности, дополнительная нагрузка, рейтинг заведения и прочее. Так, некоторые специалисты могут ждать прибавки в полтора раза.

Заморозить индексацию пенсий правительство не решилось. Пенсионеры являются самой незащищенной категорией населения. Они сами оплачивают лекарства, ЖКХ, продукты и многое другое. Поэтому индексации пенсии стоит ждать, но вполне вероятно, что от темпов инфляции она все равно будет отставать. По предварительным данным, индексацию пенсий работающих граждан все-таки заморозят. Индексация произойдет только после увольнения пенсионера с работы.

Премьер-министр России Михаил Мишустин объявил о реформе госаппарата в ноябре 2020 года. Срок ее завершения был установлен до 1 апреля 2021 года. Реформа предполагает приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств, сокращение центральных аппаратов на 5%, а территориальных органов — на 10%. В целом сокращение должно было затронуть более 32 тыс. должностей, в основном за счет имеющихся вакансий при сохранении фонда оплаты труда в ведомствах. В центральных аппаратах сокращению подлежала 741 штатная единица, в том числе 36 заместителей руководителей, а также 74 структурных подразделения.

27 Октябрь 2020

dva-kazahstanskih-vuza-lishili-licenzii

vzyatki-v-zakone

o-nevozmozhnoj-zhare-predupredili-uchenye

posol-es-v-kazahstane-zavershaet-svoyu-diplomaticheskuyu-missiyu

glava-medcentra-v-nur-sultane-za-poddelnye-pcr-testy-poluchal-po-6-tysyach-tenge

Правительство сэкономит ₽200 млрд на переносе реформы зарплат чиновников

Всего в органах законодательной власти в органах исполнительной власти в органах судебной власти и прокуратуры
тыс. рублей в % к 2017 г. тыс. рублей в % к 2017 г. тыс. рублей в % к 2017 г. тыс. рублей в % к 2017 г.
Среднемесячная заработная плата гражданских служащих 49,4 107,7 72,5 106,3 50,9 107,7 37,3 106,5
в федеральных государственных органах 43,6 105,4 44,5 105,3 37,5 105,3
в государственных органах субъектов Российской Федерации 63,2 112,1 72,5 106,3 65,9 112,2 36,4 112,2
Среднемесячная заработная плата муниципальных служащих 42,1 107,9 49,6 106,4 41,7 108

В разрезе ветвей власти картина такая: наибольшие суммы в «корешках» представителей законодательной власти — 72,5 тысячи рублей в месяц. Следом идут чиновники региональных министерств — 65,9 тысячи рублей. На 3-м месте подразделения федеральных учреждений исполнительной власти — 44,5 тысячи рублей. И нет никакой справедливости по отношению к представителям третьей ветви власти — судебной — они получают около 37 тысяч рублей в месяц.

— У нас несколько уровней чиновников. Есть специалисты третьей категории в министерствах не первого уровня, например, Министерства культуры, и у них оклады невысокие. Собственно, поэтому там и некомплект людей на базовых должностях, которые, кстати, зачастую сталкиваются с населением. Как они за эти деньги работают и работают ли вообще? Конечно, у чиновников высшего ранга будут другие зарплаты, к тому же к ним добавляются разные доплаты и служебные привилегии — квартиры и машины, — говорит директор Центра аналитических исследований и разработок, кандидат социологических наук Алексей Коннов.

По словам Коннова, оклад чиновника в Крыму на должности заместителя начальника отдела составляет 18 тысяч рублей. «Мы можем говорить, что это только оклад, а есть еще премия в размере оклада — это уже 36 тысяч, но премии бывают не ежемесячно. Есть, конечно, отделы, которые часто «по шапке» не получают, у них могут быть премии по 100 тысяч ежеквартально и ежемесячно. Вот и получается средняя температура по больнице».

Среднемесячная зарплата государственных и муниципальных служащих по регионам в 2018 году

Регион территориальные органы федеральных органов исполнительной власти органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями Справочно: среднемесячная заработная плата работников организаций в субъекте Российской Федерации
рублей в % к 2017 г. рублей в % к 2017 г. рублей в % к 2017 г.
Российская Федерация 44543 105,3 65898 112,2 41689
Центральный федеральный округ 43472 103,8 78695 118,8 40259
Белгородская область 35938 103,2 60516 147,5 42162
Брянская область 36852 106,2 42263 105,3 30449
Владимирская область 38128 106,9 43364 107,4 35381
Воронежская область 34877 104,6 53506 111,8 41779
Ивановская область 34068 107,6 38069 104,6 32122
Калужская область 36868 105,6 70353 131,7 41629

Заморозка доходов чиновников была зафиксирована еще в далёком 2014 году. С тех пор, в ожидании благоприятных экономических перспектив, служащие довольствовались слухами и ждали благих вестей от правительства. И вот, наконец, они имеют поводы для оптимизма – Минтруда и соцзащиты России сообщили об индексации их доходов, начиная с 2021 года. Через год пройдёт еще одна индексация.

Но при этом ожидается давно обещанная оптимизация государственного аппарата на всех уровнях.

Что означают эти изменения? То, что будут продолжаться сокращения, поскольку на сегодня количество госслужащих продолжает оставаться очень высоким – порядка одного государственного работника на почти девяносто граждан страны. И это очень много, исходя из того, что, к примеру, в СССР данный показатель равнялся 140 к 1.

Как отмечалось выше, несколько лет действовал мораторий на повышение окладов государственным гражданским служащим. Майскими указами Президента предусматривался рост окладов, при наличии возможностей государственного бюджета для этого повышения.

Уже осенью министр финансов России Антон Силуанов озвучил заложенную в бюджете на 2021 год сумму, предусмотренную на повышение зарплат бюджетников. Она составит 100 млрд. рублей.

Ожидаемое повышение окладов госслужащим в 2021 году с начала грядущего года, то есть с января, не планируется.

Связано это с тем, что сейчас ведётся разработка общих принципов и критериев государственной политики в отношении служащих и их новой системы трудовой оплаты.

Завершение этой работы и общественное представление конечного варианта этой политики и системы предполагается ближе к осени будущего года.

Теперь остановимся на вопросе, кто на сегодняшний день, в соответствии с законами России, относится к категории государственных служащих.

Сразу отметим, что к разряду госслужащих причисляются далеко не все работники учреждений, относящихся по правовому статусу к государственной собственности. К такой категории сейчас относятся работники:

  • законодательной деятельности (сенаторы, депутаты различных собраний);
  • исполнительных служб (работники аппарата Президента, мэрий городов, таможни, министерств Российской Федерации, налоговых, миграционных и пограничных служб, сотрудники Роструда, Росреестра, Роспотребнадзора);
  • судебного производства (суды всех инстанций, прокурорские работники).

Этой же концепцией предусматривается сокращение материального стимулирования госслужащих в 2021 году. Значит, количество премий, прочих прибавочных выплат, будет постепенно сокращаться, при общей тенденции постепенного повышения окладов государственных служащих.

Но определённые льготы, однако, будут сохранены. В частности, будет сохранено число дней ежегодного отпуска – сейчас у чиновников их на 2 дня больше, чем у простых российских граждан. Более того, в грядущем году продолжительность отпуска будет расти в зависимости от проработанного на госслужбе стажа:

  • если человек проработал 1-5 лет – отпуск увеличен на один день;
  • общий стаж более 5 лет – отпуск увеличен на пять дней;
  • более 10 лет – отпуск увеличен на семь дней;
  • при стаже больше 15 лет – отпуск увеличен на десять дней.

Как видим, это серьезная мотивационная составляющая.

Правительство приняло решение отказаться от повышения зарплат госслужащим в 2021 году и пересмотреть оклады только военнослужащих.

Впрочем, это временная мера, как утверждают представители Министерства финансов. Планируемая индексация будет отложена на 2022 год.

Недополученные оклады будут компенсированы к 2023 году, тем более что такая статья расходов заложена в проект бюджета на 2021-2023 гг.

С 1 октября 2020 года должностные оклады федеральных гражданских служащих выросли на 3%. На такой процент также были проиндексированы зарплаты бюджетных, казенных и автономных федеральных учреждений. Следующее увеличение выплаты было запланировано на 2021 год. Но позже было принято решение заморозить индексацию, в связи с ухудшением экономической ситуации в стране.

Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2020 году

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
Стаж работы Размер надбавки
(в процентах
к должностному окладу)
от 1 до 5 лет 10
от 5 до 10 лет 15
от 10 до 15 лет 20
свыше 15 лет 30
Степень секретности Размер надбавки
(в процентах
к должностному окладу)
«Особой важности» 50 — 75
«Совершенно секретно» 30 — 50
«Секретно» (при оформлении допуска с проведением
проверочных мероприятий)
10 — 15
«Секретно» (при оформлении допуска без проведения
проверочных мероприятий)
5 — 10

В пояснительной записке к проекту закона о приостановке индексации зарплат чиновников Минфин указывает, что решение не коснется военнослужащих. Сегодня же стали известны подробности по вопросу индексации окладов сотрудников силовых органов.

Каждый год их денежное довольствие индексируется на величину инфляции за прошлый год, причем происходит это с 1 октября. В 2020 году денежное довольствие силовиков повысили всего на 3% – именно такую инфляцию за прошлый год насчитал Росстат. При этом заместитель министра обороны Татьяна Шевцова пообещала, что в 2021 году довольствие будет проиндексировано на 4% (на такую инфляцию ориентируется Банк России).

По факту, однако, цифра оказалась меньше – исходя из данных проекта бюджета на следующий год, силовикам с 1 октября 2021 года поднимут зарплаты всего на 3,7%. Вероятно, это окончательный прогноз по инфляции в России на 2020 год.

С другой стороны, несмотря на позицию представителей силового блока, индексацию их денежного довольствия так и не перенесли на более ранние месяцы – из-за того, что ее планируют на октябрь, всю прибавку по факту «съедает» инфляция первых 9 месяцев года. Однако в проекте бюджета дата индексации не меняется.

Больше всего вопросов вызывает индексация зарплат бюджетников – то есть, сотрудников бюджетных учреждений, в том числе образовательных, учреждений здравоохранения, культуры, спорта и т.д. Многие из них попадают под действие «Майских указов» президента России от 2012 года, однако по факту они не получают положенные им 100% или 200% от средней зарплаты по региону.

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.

Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

Кабанова рассказала, что новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Зарплаты бюджетников будут складываться из следующих составляющих: основной оклад, премия (назначается индивидуально, не менее 5% от оклада), доплаты «за вредность», за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочные, надбавка за наличие ученой степени и звания, за длительный стаж (от 10% до 30%), другие дополнительные платежи.

Долю гарантированных выплат по окладам правительство должно указать в подзаконных актах. В Минтруде считают, что они должны составлять 50-70% зарплаты. Во фракции «Единая Россия» заявляли, что оклад должен быть не менее 70%.

Ранее «Российская газета» писала, что кабмин будет также регулировать разницу в окладах между начальниками и подчиненными.

Едиными станут размеры выплат компенсационного характера и их перечень. К ним относятся компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Кроме того, кабмин установит размер надбавок за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну.

По данным издания, поправки дают право президенту продлить период пребывания в должности руководителей государственных (муниципальных) научных и высших учебных заведений. Сейчас Трудовой кодекс предусматривает для них ограничение по возрасту — до 70 лет, а также по срокам — не более трех сроков подряд (каждый из них не более пяти лет).

Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.

Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

Прошлогодний опыт показал, что зарплату в повышенном размере получили лишь определенные категории работников, которые были упомянуты в майских указах президента от 2012 года. Согласно этим документам, денежное довольствие бюджетников должно было увеличиться на 100 %, а в некоторых случаях — на 200 %.

Но, по словам предыдущего министра финансов, бюджет Федерации не располагает средствами в указанном объеме ввиду нестабильности экономического положения и сложившейся в стране кризисной ситуации. Поэтому было принято решение повышать зарплаты госслужащим частично и поэтапно, что и произошло в 2020 году.

Что касается сотрудников ряда силовых структур, судей и прочих работников бюджетной сферы, которых не коснулись изменения, размер их окладов после 1 января 2020 года остался на прежнем уровне.

Как сообщают последние новости, президент России Владимир Путин посчитал такое положение вещей несправедливым и выступил с предложением о повышении заработка всем работникам обозначенной сферы.

Кому будет изменена зарплата в бюджетной сфере?

В 2021 году зарплата будет проиндексирована на 6,8%, и коснется это абсолютно всех категорий бюджетников. При этом величина дополнительной выплаты будет определяться в зависимости от сферы деятельности сотрудника и размера его оклада.

Максимальное повышение ожидает:

  • работников сферы образования (воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогический состав общеобразовательных школ, преподавателей вузов и сотрудников других учебных заведений);
  • работников культуры (актеров, руководителей художественных коллективов и других);
  • работников социальной сферы и системы здравоохранения.

Упомянутые категории госслужащих значатся в майских указах главы государства от 2012 года. Что касается остальных (экономистов, юристов, психологов и прочих бюджетников), то для них также предусмотрена индексация, но в меньшем размере — на 3,8%.

А вот сотрудникам силовых ведомств, в том числе органов правопорядка, спасательных и поисковых структур, инженеров различных служб, не стоит ожидать повышения зарплаты с 1 января 2021 года. Их оклады будут проиндексированы как обычно в октябре.

Размер заработной платы определяется сферой деятельности госслужащего и рассчитывается согласно занимаемой должности:

  • Самым высоким уровнем благосостояния могут похвастать сотрудники аппарата президента, а их на сегодня более 1700 человек. Один такой работник получает в месяц порядка 215 тыс. рублей.
  • На втором месте по уровню зарплаты среди бюджетников находятся сотрудники Спецстроя — около 122 тыс. рублей. В этой сфере трудится порядка 150 человек.
  • Не на много меньше — 114 тыс. рублей — получают лица, занимающие высокие должности, а также имеющие престижное звание в МЧС. Таких граждан сейчас насчитывается более 400 человек.
  • Величина заработной платы работников прокуратуры и суда, занимающих значимые должности, — от 119 тыс. рублей (Верховный суд РФ) до 135 тыс. рублей (Конституционный суд РФ).

Госслужащим в Казахстане могут повысить зарплату до 150%

После завершения реформы чиновники будут получать заработную плату согласно тарифной сетке:

Организация Зарплата (тыс. руб.), средний показатель
Правительственный аппарат 227
Администрация президента 217
Счетная палата 181
Совет Федерации 180
Госдума 160
Казначейство 160
Подразделения МЧС 152
МИД 149
Министерство финансов 138

На менее ответственных должностях средняя зарплата составит 40 тыс. руб. За январь 2021 оплата труда госслужащих увеличился на 6,2%. В денежном эквиваленте цифра повышения составила 38 000 рублей.

Средства, которые получает сотрудник одной из государственных организаций, складываются из нескольких показателей:

  • Оклад. Устанавливается базовый показатель для каждой должности.
  • Дополнительный оклад. Начисляется по занимаемому чину.
  • Надбавка. Максимальная прибавка по выслуге лет составляет 30% от суммы основного оклада. Надбавки рассчитываются по количеству лет, отработанных на государственной гражданской должности.
  • Дополнительные выплаты. Начисляются работникам, которые служат на постах с особыми и сложными условиями. Максимальная сумма допвыплат составляет 200% от базовых окладов.

Правительство РФ нацелено на повышение интереса специалистов к работе в муниципальных органах. Одновременное сокращение кадров должно создать здоровую конкуренцию при заинтересованности в рабочих местах. Основная цель реформирования – молодые специалисты с высоким уровнем образования.

Госдума 27.10.2020 приняла правительственный законопроект с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ. Этим она наделила правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим.

Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате, как указали чиновники в пояснительной записке к законопроекту, возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое предстоит повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в России.

Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в мае 2012 года. Основной документ — Указ Президента о повышении зарплаты бюджетникам (Указ Президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

(раздел в редакции Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2006 года N 978.

Первый заместитель федерального министра

9500

10,5

(Позиция в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2017 года N 381.

Заместитель федерального министра

5650

10,5

Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра юстиции Российской Федерации

6215

10,5

(позиция дополнительно включена Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2007 года N 370, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2007 года N 585с

Руководитель (начальник) службы федерального
министерства**

5650

10,5

Руководитель аппарата федерального министра**

5400

5,5

Управляющий делами Президента Российской Федерации

7000

12,5

Первый заместитель управляющего делами Президента Российской Федерации

5300

12

То, что часть чиновников России лидеры по доходам известно достаточно давно. Решение серьезных вопросов и увеличение их обязанностей в связи с возникновением сложностей и напряженной ситуации в стране вполне оправдывает данное положение вещей. Государственные служащие не обижены оплатой своего труда. Кроме того, каждый год их заработная плата повышается при учете инфляции и иных экономических показателей.

Размеры описанных зарплат были приведены с учетом премиальных выплат и разного рода вознаграждений. Тенденцию роста зарплат чиновников предоставляется отследить, опираясь на статистические данные Федерального казначейства:

Год: Тысяча рублей
2006 20,2
2009 42,5
2012 60,1
2014 69,5
2017 95,2
2020 126

Доходы подсчитывались при учете двух усредненных показателей:

    • общей численности госслужащих занятых во всех управленческих сферах;
    • двенадцать месячных окладов по всем категориям, включая премии и поощрения.

Зарплата госслужащих в России формируется на основании ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 50, 51), а оклады устанавливаются президентским указом (от 25.07.2006 № 763 с изменениями и дополнениями).

Денежное довольствие госслужащего состоит из набора показателей, которые суммируются и выплачиваются ежемесячно. Здесь следует выделить такие позиции:

  • должностной оклад по конкретной должности;
  • оклад за присвоенный классный чин, либо ранг;
  • надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
  • надбавка, связанная с особыми условиями гражданской службы;
  • надбавка специалистам, работающим с документами, представляющими государственную тайну;
  • премии за важные и сложные поручения;
  • ежемесячная поощрительная выплата;

Кроме этого, государственным служащим полагается оплачиваемый отпуск и материальная помощь на оздоровление (не менее оклада).

Следует учитывать, что в зависимости от региона могут устанавливаться региональные повышающие коэффициенты, благодаря которым уровень заработной платы госслужащих существенно увеличивается.

Средства для осуществления описанных выше выплат ежегодно закладываются в государственном бюджете при формировании фонда оплаты труда госслужащих.

Средняя зарплата чиновников зависит от нескольких ключевых факторов:

  1. Установленного по должностной сетке оклада, имеющегося класса (чина, ранга).
  2. Длительности нахождения на службе.
  3. Перечня установленных сотруднику доплат и надбавок.
  4. Региона выполнения должностных обязанностей.

Если рассматривать общий (усредненный по стране) показатель денежного довольствия чиновников, то он ненамного выше дохода доходов среднестатистических граждан. Но такой подход не раскрывает реального положения дел. Чтобы осуществить корректное сравнение доходов чиновников, обязательно следует учесть такие позиции:

  • ведомство (администрация, муниципалитет), которые сравниваются. Можно сравнивать общий доход, усредненный по ведомству, либо по конкретным должностям;
  • регион, где нужно сравнить уровень доходов;
  • наличие региональных, либо других коэффициентов;
  • уровень финансирования конкретного государственного учреждения из государственного бюджета (влияет на размер надбавок, доплат, премий, увеличивающих денежное довольствие).

Мамин рассказал, на сколько повысят зарплаты учителям, врачам и госслужащим

Госслужащий – это работник, обремененный конкретными должностными обязанностями, связанными с деятельностью для государства. Им может быть только гражданин России, имеющий паспорт РФ. Служащему назначаются зарплата из государственного бюджета страны и различные льготы согласно его уровню загруженности и ответственности.

Виды деятельности в госслужбах подразделяются таким образом:

  • гражданская служба, где у чиновников зарплата и льготы прямо зависят от уровня квалификации, от уровня занимаемой должности и от продолжительности стажа. Они выплачиваются на основании заключенного контракта из федерального или местного бюджета;
  • военная служба, где военнослужащим выплачиваются вознаграждения из бюджета минобороны;
  • правоохранительные органы устанавливают свои ведомственные льготы и правила их обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.

Невзирая на одинаковые для всех категорий служащих оклады, уровень заработных плат таких сотрудников будет существенно отличаться по регионам. Даже если они занимают одинаковые должности и имеют одинаковые условия начисления денежного довольствия.

Все это происходит из-за введения специальных коэффициентов, увеличивающих уровень денежного довольствия в связи с необходимостью выполнять служебные обязанности в сложных, а иногда и опасных для жизни условиях. Президентским Указом предусматриваются такие виды коэффициентов:

  • районный (привязывается к уровню дохода конкретного региона);
  • при работе в безводных, пустынных местностях (по сути особые условия труда);
  • несение службы в высокогорье;
  • нахождения на Крайнем Севере, либо районах, что к ним приравнены;
  • службы в Сибири, либо на Дальнем Востоке.

Особенности начисления таких коэффициентов регулируются трудовым законодательством РФ. В любом случае, размер ежемесячно получаемого служащим денежного довольствия при равных условиях может увеличиваться с 10 до 100%. Если же регионы «накладываются» (распространяется действие коэффициентов двух типов), размер надбавки может оказаться выше.

Помните, районные и климатические коэффициенты существенно увеличивают размер денежного пособия при равных исходных условиях. Кроме этого, нахождение в таких регионах также влияет на продолжительность отпуска, стаж работы, различные виды компенсационных выплат.

Средний доход сотрудников многофункциональных центров в целом по стране находится на уровне 27 – 30 тыс. рублей. Но этот показатель разнится по регионам (вводятся региональные коэффициенты), а также исходя из занимаемой сотрудником должности.

К примеру:

  • доход юристов МФЦ может достигать до 60 тыс. рублей;
  • психологи МФЦ могут рассчитывать на доход в размере до 40 тыс. рублей;
  • работу инспекторов оценивают в размере до 50 тыс. рублей;
  • работники экономических отделов получают на уровне 40 – 60 тыс. рублей;
  • труд ведущих специалистов оценивается на уровне 25 – 40 тыс. рублей;
  • обычные операторы получают порядка 17 тыс. рублей;
  • обслуживающему персоналу платят на уровне 17 – 25 тыс. рублей.

Вся работа осуществляется с официальным трудоустройством, а также полным социальным пакетом в виде оплаты отпусков, больничных, выделения материальной помощи, доплат, надбавок. Учитывая, что работа МФЦ началась относительно недавно, его сотрудники еще не имеют выслуги, поэтому в будущем разрыв в заработных платах будет только увеличиваться.

Помните, легальное трудоустройство позволяет получить не только стабильный источник дохода и защиту от незаконного увольнения, но и планировать свою будущую жизнь на весьма продолжительный период (месяцы, а иногда и годы).

Доход социальных работников всегда весьма существенно отличался от среднего уровня дохода по стране, региону, городу. На это влияют такие факторы:

  • низкие должностные оклады специалистов (порядка 9 – 11 тыс. рублей);
  • отсутствие предусмотренных других категориям государственных служащих доплат, надбавок, компенсаций;
  • «остаточный» принцип финансирования социальной сферы услуг.

Конечно, в разных регионах уровень среднего дохода сотрудников социальной сферы будет отличаться за счет наличия предусмотренных местными властями доплат, а также районных (региональных) коэффициентов. Такой подход позволяет в среднем выплачивать, к примеру, в Москве, Санкт-Петербурге, на Крайнем Севере порядка 25 – 40 тыс. рублей. И это при том, что в других регионах этот показатель колеблется на уровне 13 – 16 тыс. рублей.

Сколько получают бюджетники и госслужащие России в 2021 году

Разницу между государственным служащим и обычным бюджетником понимают не все. К работникам, состоящим на госслужбе, относятся следующие категории:

  • Таможенники.
  • Сотрудники налоговых органов.
  • Работники погранслужбы ФСБ России.
  • Специалисты Роспотребнадзора.
  • Сотрудники миграционных органов.

В 2012 году президент России подписал указ, в котором предусматривалось значительное повышение зарплат таких специалистов к 2021 году. Предполагалось, что в период с 2021 по 2021 год на реализацию этой программы будет потрачено около 4,6 триллиона рублей. Из них четвертую часть заложили в расходы федерального бюджета, а остальные планируется покрыть из бюджетов регионов.

С тех пор прошло немало лет, однако особых подвижек пока не видно. Кризис в экономике затронул, в том числе и сотрудников бюджетной сферы.

Впрочем, главные финансисты страны говорят, что индексация будет, но плавная. Обсуждения коснулись и государственных служащих: в конце прошлого года было объявлено, что наряду с членами правительства их оклады пока не повысят.

Уровень зарплат этих специалистов не разглашается. Узнать о них можно только неофициальным путем, например, через знакомых. В отличии, например, от работников библиотек и музеев такие служащие не сидят на одних окладах. Работникам этих структур выплачивают различные премии и бонусы, то есть разработана целая система поощрений.

Согласно данным статистики, число госслужащих в 2021 году составляет 675,5 тысячи человек. Кроме того, на местах работает еще 309 тысяч государственных служащих. Однако по сравнению с 2014-2015 годом их количество заметно сократилось.

Средняя зарплата госслужащих по стране составляет 39,1 тысячу рублей. Однако разброс по стране довольно большой: к примеру, если зарплата чиновников в столице равна 60,7 тысячам рублей, то в Дагестане, Ингушетии или Карачаево-Черкесской Республике уровень зарплат за аналогичную работу составляет 25 тысяч рублей.

Однако в стране есть люди, которые важны для нее ничуть не меньше: врачи, учителя, работники культуры. Оплата труда этих специалистов также производится из федерального или местного бюджета. Зарплата врачей и учителей невелика, поэтому представители этих профессий с особым волнением ждут новостей об индексации зарплат, ведь для них это единственный источник средств к существованию.

Точные даты российские власти назвать затрудняются. Экономический кризис никак не хочет уходить из России, поэтому все зависит и от цен на нефть, и от развития экономики в целом. Кроме того, необходимо хотя бы минимальное падение темпов инфляции. В коридорах власти даже ходило мнение, что сейчас не время повышать заплату тем, кто получает ее из казны государства: средств не хватает, а очередной государственный кредит станет для России тяжелой ношей.

Итак, для каждого работника устанавливаются индивидуальные размеры ежемесячных выплат.

Любой новичок может без труда из трудового договора узнать о размере оклада и надбавки за особые условия.

В свою очередь, опытный «воин» получает и доплаты за классный чин, и хорошую добавку за выслугу лет.

Минимальные доплаты

Размер оклада по должности Особые условия Выслуга лет Классный чин
Устанавливается по группе должностей, в нормативных региональных актах, но не менее прожиточного минимума 60 процентов 0 процентов 0 рублей

Максимальные доплаты

Размер по должности Особые условия Выслуга лет Классный чин
Устанавливается по группе должностей, в нормативных региональных актах, но не более чем на 10 процентов больше, чем у «нижестоящих» групп в сетке должностей 200 процентов 30 процентов 33 процента от должностного оклада по самому высокому чину, установленному работодателем за успехи в государственной службе

Надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия устанавливаются в соответствии с действующим законодательством об оплате труда госслужащих.

Как правило, новичок получает фиксированный процент сразу же после года успешного труда. Он составляет на тот момент всего лишь 10 процентов.

Что же касается надбавки за особые условия, то ее размер зафиксирован с первого дня, когда служащий приступает к должностным обязанностям.

По мере получения новых инструкций, по приказу и распоряжению начальника, данный показатель может возрасти в геометрической прогрессии.

Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, могут составлять от 5 до 70 процентов от оклада. Все зависит от характера данных и их грифа.

Правительство реформирует систему оплаты труда и найма чиновников

Однако по сообщению главы правительства, повышение окладов бюджетникам в текущем году — дело решенное. Оно коснется медиков, учителей школ, а также профессорско-преподавательского состава. Не забыли и про студентов, которых ожидает повышение стипендий.

Точных цифр не называют, но по информации, предоставленной министром финансов, в среднем уровень зарплат повысится как минимум на 16 %.

Поскольку оплата труда в разных областях может отличаться в два и более раза, повышение зарплат в этом году в России тоже будет проходить неравномерно. Кроме того, величина надбавки зависит от стажа, категории и ряда других факторов. Например, будет учитываться, какие обязанности выполняет сотрудник, есть ли на нем дополнительная нагрузка.

Значение имеет даже рейтинг заведения. Например, учителя, которые работают в школе, признанной лучшей в районе, получат больше работников не имеющего такого статуса учреждения. Так что некоторых специалистов ждет повышение зарплаты примерно в полтора раза.

Основы функционирования отечественной госслужбы сегодня абсолютно не соответствуют потребностям нашей страны и должны быть как можно быстрее реформированы – это правда. И ограничиться лишь уменьшением или увеличением каких-то цифр – нельзя.

Читать также Зарплаты и премий чиновников нужно уменьшить, – Шмыгаль

Например, если взять во внимание надбавку за выслугу лет, или как мы говорим «стаж». Среди двух служащих, которые работают на одинаковых должностях и выполняют одинаковые обязанности, но имеют разный стаж работы, тот, кто работает дольше, получает больше. Получается так, что это таки стимулирует госслужащих оставаться: больше половины всех госслужащих имеет стаж более пяти лет.

К сожалению, такой подход приводит к тому, что продолжительность пребывания на госслужбе, а не результативность работы, выходит на первый план. Эффективности от уменьшения этой надбавки на 20% большого не будет, ибо максимальные 30% будут вычитать уже из нового, повышенного должностного оклада, – говорит Денис Головин.

В других странах именно категории и ранги (или их альтернативы) используются для установления должностных окладов. То есть, скажем, все госслужащие 15 ранга имеют одинаковый должностной оклад и тому подобное. В результате, получается очень компактная и объективная система оплаты труда госслужащих. Присвоение категорий и рангов в Украине остается не совсем понятным, ведь от них фактически зависит только доплата за ранг, размер которой является незначительным.

Зарплата госслужащих в России формируется на основании ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 50, 51), а оклады устанавливаются президентским указом (от 25.07.2006 № 763 с изменениями и дополнениями).

Денежное довольствие госслужащего состоит из набора показателей, которые суммируются и выплачиваются ежемесячно. Здесь следует выделить такие позиции:

  • должностной оклад по конкретной должности;
  • оклад за присвоенный классный чин, либо ранг;
  • надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
  • надбавка, связанная с особыми условиями гражданской службы;
  • надбавка специалистам, работающим с документами, представляющими государственную тайну;
  • премии за важные и сложные поручения;
  • ежемесячная поощрительная выплата;

Кроме этого, государственным служащим полагается оплачиваемый отпуск и материальная помощь на оздоровление (не менее оклада).

Следует учитывать, что в зависимости от региона могут устанавливаться региональные повышающие коэффициенты, благодаря которым уровень заработной платы госслужащих существенно увеличивается.

Средства для осуществления описанных выше выплат ежегодно закладываются в государственном бюджете при формировании фонда оплаты труда госслужащих.

В целом вопросы повышения зарплаты служащим тесны связаны с планируемой реформой государственной службы.

Мнение эксперта

Кузьмин Максим Петрович

Юрист с 8-летним стажем. Специализируется в области уголовного права. Признанный эксперт права.

В марте 2021 года в Минфине РФ сообщили, что в 2021 году начнется масштабная реформа госслужбы, которая предусматривает сокращение чиновников и повышение оплаты их труда до конкурентного уровня в экономике.

В текущем году планируется снизить численность служащих территориальных органов власти на 5%, в 2021 году — еще на 10%. За это время численность работников центрального аппарата уменьшится на 10%. Таким образом, к 2024 году ожидается уменьшение количества чиновников на треть.

Основная задача реформирования — оптимизация государственного аппарата. Это необходимо в том числе и для того, чтобы изыскать ресурсы для изменения системы оплаты труда служащих. Предполагается, что общий фонд оплаты труда (ФОТ) не изменится.

Цель реформы — изменить соотношение постоянной (базовой) части зарплаты и стимулирующей (плавающей) ее части. На данный момент структура оплаты труда государственных служащих имеет слишком низкую долю базового оклада.

Основная часть приходится на многочисленные дополнительные выплаты. Поэтому планируется постепенно поднять базовую часть до 60% от ФОТ, а стимулирующую снизить до 40%.

Считается, что за счет этого появится реальная возможность изменить уровень зарплаты госслужащих, повысить оклады и сделать их конкурентоспособными на рынке труда.

Зарплаты госслужащим и педагогам увеличат в Казахстане в этом году

Невзирая на одинаковые для всех категорий служащих оклады, уровень заработных плат таких сотрудников будет существенно отличаться по регионам. Даже если они занимают одинаковые должности и имеют одинаковые условия начисления денежного довольствия.

Все это происходит из-за введения специальных коэффициентов, увеличивающих уровень денежного довольствия в связи с необходимостью выполнять служебные обязанности в сложных, а иногда и опасных для жизни условиях. Президентским Указом предусматриваются такие виды коэффициентов:

  • районный (привязывается к уровню дохода конкретного региона);
  • при работе в безводных, пустынных местностях (по сути особые условия труда);
  • несение службы в высокогорье;
  • нахождения на Крайнем Севере, либо районах, что к ним приравнены;
  • службы в Сибири, либо на Дальнем Востоке.

Особенности начисления таких коэффициентов регулируются трудовым законодательством РФ. В любом случае, размер ежемесячно получаемого служащим денежного довольствия при равных условиях может увеличиваться с 10 до 100%. Если же регионы «накладываются» (распространяется действие коэффициентов двух типов), размер надбавки может оказаться выше.

Помните, районные и климатические коэффициенты существенно увеличивают размер денежного пособия при равных исходных условиях. Кроме этого, нахождение в таких регионах также влияет на продолжительность отпуска, стаж работы, различные виды компенсационных выплат.

Основы функционирования отечественной госслужбы сегодня абсолютно не соответствуют потребностям нашей страны и должны быть как можно быстрее реформированы – это правда. И ограничиться лишь уменьшением или увеличением каких-то цифр – нельзя.

Читать также Зарплаты и премий чиновников нужно уменьшить, – Шмыгаль

Например, если взять во внимание надбавку за выслугу лет, или как мы говорим «стаж». Среди двух служащих, которые работают на одинаковых должностях и выполняют одинаковые обязанности, но имеют разный стаж работы, тот, кто работает дольше, получает больше. Получается так, что это таки стимулирует госслужащих оставаться: больше половины всех госслужащих имеет стаж более пяти лет.

К сожалению, такой подход приводит к тому, что продолжительность пребывания на госслужбе, а не результативность работы, выходит на первый план. Эффективности от уменьшения этой надбавки на 20% большого не будет, ибо максимальные 30% будут вычитать уже из нового, повышенного должностного оклада, – говорит Денис Головин.

В других странах именно категории и ранги (или их альтернативы) используются для установления должностных окладов. То есть, скажем, все госслужащие 15 ранга имеют одинаковый должностной оклад и тому подобное. В результате, получается очень компактная и объективная система оплаты труда госслужащих. Присвоение категорий и рангов в Украине остается не совсем понятным, ведь от них фактически зависит только доплата за ранг, размер которой является незначительным.

Средний доход сотрудников многофункциональных центров в целом по стране находится на уровне 27 – 30 тыс. рублей. Но этот показатель разнится по регионам (вводятся региональные коэффициенты), а также исходя из занимаемой сотрудником должности.

К примеру:

  • доход юристов МФЦ может достигать до 60 тыс. рублей;
  • психологи МФЦ могут рассчитывать на доход в размере до 40 тыс. рублей;
  • работу инспекторов оценивают в размере до 50 тыс. рублей;
  • работники экономических отделов получают на уровне 40 – 60 тыс. рублей;
  • труд ведущих специалистов оценивается на уровне 25 – 40 тыс. рублей;
  • обычные операторы получают порядка 17 тыс. рублей;
  • обслуживающему персоналу платят на уровне 17 – 25 тыс. рублей.

Вся работа осуществляется с официальным трудоустройством, а также полным социальным пакетом в виде оплаты отпусков, больничных, выделения материальной помощи, доплат, надбавок. Учитывая, что работа МФЦ началась относительно недавно, его сотрудники еще не имеют выслуги, поэтому в будущем разрыв в заработных платах будет только увеличиваться.

Помните, легальное трудоустройство позволяет получить не только стабильный источник дохода и защиту от незаконного увольнения, но и планировать свою будущую жизнь на весьма продолжительный период (месяцы, а иногда и годы).

Федеральный закон №79 подробно рассказывает о роли государственных служащих и людях, которые являются таковыми. Глава №10 статьи 50 озвучивает положение об оплате и условиях труда госслужащих.

В статье №51 освещается специфика формирования начислений. У любого человека, который работает по трудовому договору, зарплата складывается из оклада и определенных надбавок.

В то же время граждане на государственном обеспечении имеют основную ставку, на которую накладываются премии и компенсации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *