Эффективность бригадной системе оплаты труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эффективность бригадной системе оплаты труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основные цели внедрения бригадной формы организации труда:

  • повысить заинтересованность работников в управлении производственным и трудовым процессами;
  • повысить производительность труда;
  • оптимизировать количество основных производственных рабочих (при применении бригадной формы организации труда работники заинтересованы в небольшом количестве исполнителей, которые способны выполнять большой объем работ);
  • упростить начисление заработной платы (не нужно вести индивидуальный учет работ, выполненных каждым рабочим);
  • мотивировать основных производственных рабочих на конечный результат (заработная плата бригады напрямую зависит от объема выполненной работы);
  • стимулировать выполнение работы, которая не входит в функциональные обязанности работников, путем повышения коэффициента трудового участия (КТУ).

Коэффициент трудового участия — это показатель, позволяющий учитывать личный вклад каждого работника при коллективной форме организации труда. Указанный коэффициент может быть использован для распределения как общего заработка бригады, так и приработка, то есть той части, которая сформировалась сверх тарифа (оклада).

Размер коэффициента трудового участия варьируется в пределах от 0 до 2. Если работник отработал целый месяц, качественно выполнял поставленные перед ним задачи, соблюдал трудовую и производственную дисциплину, а также требования, предусмотренные рабочими инструкциями и должностными обязанностями, но при этом его вклад в коллективный труд бригады нельзя оценить как высокий, ему устанавливается коэффициент 1. Это базовый коэффициент, при котором работник получает только оплату по тарифу без распределенного приработка.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Размеры коэффициентов устанавливаются решением бригады (ее собранием или советом бригады) по результатам работы за период и оформляются соответствующим протоколом.

Самой бригадой руководит бригадир (назначаемый из работников бригады, который получает соответствующие доплаты за бригадирство, что необходимо прописать в локальном нормативном акте предприятия), но высшим органом управления является совет бригады (собрание).

Совет бригады и его состав утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия. В состав совета избираются наиболее авторитетные и квалифицированные работники бригады, а возглавляет совет, как правило, бригадир.

Бригадир должен организовывать работу бригады, обеспечивать выполнение производственного плана, что зачастую является показателем для начисления премии. Он работает в тесном взаимодействии с советом бригады, распределение бригадного заработка осуществляется именно советом бригады во главе с бригадиром.

При внедрении бригадной формы организации труда с установлением соответствующих норм распределения заработной платы необходимо оформить следующие локальные нормативные акты:

  • приказ о введении бригадной формы организации труда;
  • положение о введении бригадной формы организации и оплаты труда (либо внести соответствующие изменения в коллективный договор предприятия, имеющиеся положения об оплате труда, положения о премировании и др.);
  • приказ о создании бригады;
  • приказ о создании комиссии (совета бригады) с указанием прав и обязанностей членов комиссии.

Важная деталь: можно разработать положение (методические рекомендации) о критериях оценки индивидуального вклада каждого работника в деятельность бригады.

Также нужно разработать формы документов, по которым будет организован учет и отчетность: наряд-заказы, лицевые счета, ведомости заработной платы, протоколы распределения заработной платы и др. Идеальным вариантом будет внесение соответствующих бланков в приложения к положению о создании бригады.

Рассмотрим сдельно-премиальную систему оплаты труда, которая при использовании коллективной формы предполагает зависимость индивидуальной заработной платы от объема работ, произведенного всем коллективом (бригадой). Сдельно-премиальная система оплаты труда устанавливается для основных производственных рабочих, рабочих производственного цеха. В данном случае организация оплаты труда рабочих базируется на тарифной системе, созданной на основе тарифных ставок, тарифной сетки и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий (ЕТКС).

Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов рабочих. Тарифные разряды отражают уровень квалификации рабочих и сложность выполняемых работ.

Тарифные ставки выражают в денежной форме размер оплаты труда различных категорий рабочих в единицу рабочего времени. Тарифными ставками регулируется уровень оплаты труда рабочих в зависимости от их квалификации, сложности, интенсивности труда. Кроме того, устанавливаются повышенные тарифные ставки в зависимости от условий труда.

К СВЕДЕНИЮ

Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда утверждает руководство предприятия.

Для оплаты труда рабочих в компании «Альфа», занимающейся ремонтом агрегатов, разработана и используется шестиразрядная тарифная сетка. На каждый календарный год предприятие устанавливает единые часовые тарифные ставки для рабочих с учетом индексации заработной платы (табл. 1).

Таблица 1. Единые часовые тарифные ставки

Показатель

Разряды

1

2

3

4

5

6

Применение бригадной системы оплаты регулируется несколькими нормами. К ним отнесены:

  1. Положения статьи 73 ТК РФ. В ней говорится о том, что регулироваться будут отношения договорного типа. Они складываются между руководящим составом фирмы и коллективом. На работодателя ложиться обязанность относительно того, чтобы в установленные сроки сообщать коллективу, что произошла смена системы, используемой для расчета заработка и подобных условий.
  2. Статья 57 ТК РФ. Направлена на упорядочение отношений трудового типа, а также систем для начисления зарплаты. Потребуется сформировать дополнительный акт, который прилагается к трудовому соглашению.

Если указанные положения нарушаются, то виновные лица привлекаются к установленной ответственности.

Указанная система применялась еще в советское время, затем ее актуальность начала утрачиваться. В настоящее время стали все чаще использовать рассматриваемую систему оплаты. Существует несколько сфер деятельность, в которых применять данную форму эффективнее всего. В том числе:

  1. Промышленное производство. К примеру, строение автомобилей или химические предприятия. В указанных направлениях процесс может делиться на несколько этапов, они в последующем распределяются между группами сотрудников.
  2. Медицина. Эта форма используется для расчета заработной платы разным бригадам. Они могут быть комплексными или специализированными. В первом случае идет речь о том, что в состав бригады входят врачи с разными специальностями. Во втором – бригада состоит из сотрудников одной направленности.
  3. Строительство. Здесь несколько сотрудников отвечают за выполнение определенного количества работ. Когда все сделано – им начисляется общий фонд оплаты.
  4. Сельское хозяйство. Система может применяться, так как большинство операций подразумевает разделение функций между несколькими сотрудниками.

Также данная форма оплаты эффективно будет применяться на предприятии, где характер обслуживания или условия трудового процесса подразумевают коллективный труд. Система оплаты имеет преимущества и недостатки, о которых речь пойдет ниже.

Величина заработка для бригады имеет зависимость от того, какой группой рабочих выполняются трудовые обязанности. Кроме того, во внимание принимается способ, при использовании которого происходит распределение фонда заработка. По мере того, какие нюансы присущи трудовой деятельности, применяться может система в нескольких разновидностях. В том числе:

  1. В чистом виде. В данной ситуации подразумевается, что сотрудники получают суммы, которые заложены в общий фонд оплаты. Распределение происходит в равных частях между всеми или согласно применяемому коэффициенту, который рассчитывается с учетом вклада каждого при достижении результата.
  2. С премированием. Здесь распределение фонда происходит в аналогичном порядке, при этом отдельно взятым сотрудникам могут начисляться премиальные за высокие достижения в труде.

Какая система будет применяться на предприятии, полностью зависит от пожеланий руководства.

Бригадная форма организации и оплаты труда

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2020 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

7. Установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом:

а) недопущения в 2020 году снижения установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» показателей оплаты труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений, а также обеспечения достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;

в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);

г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

д) совершенствования структуры заработной платы, в том числе порядка установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, для ее оптимизации с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда, рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в соответствующих видах деятельности;

е) установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, а также с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда;

ж) повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

з) выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также за выполнение работ в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

и) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год, обеспечивающего установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, а также с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда;

к) мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации и соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);

л) порядка аттестации работников государственных и муниципальных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;

м) систем нормирования труда, определяемых работодателем (государственным и муниципальным учреждением) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и (или) устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труд��, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», с учетом положений разделов II — IV настоящих рекомендаций.

10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

в) профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

з) настоящих рекомендаций;

и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), либо на основе схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от сложности труда.

По должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов).

12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, которые носят для них обязательный характер и предусматривают для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового

обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитанной за 2019 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2020 г.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.

28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

Реферат: Эффективность бригадной формы организации труда

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом положений разделов II — IV настоящих рекомендаций.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда.

По должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2020 году региональные соглашения о минимальной заработной плате с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2020 году необходимо учитывать следующее.

Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2019 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

Определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.

Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:

размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;

размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;

уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);

размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);

размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

Применение данной системы предполагает оплату за единицу отработанного работником времени. В качестве основных критериев при повременной системе оплаты труда используются квалификация работника и сложность выполняемой им работы.

В зависимости от того, какая единица времени использована при повременной системе оплаты труда, можно выделить почасовую, поденную и помесячную заработную плату, зависящую от квалификации и сложности выполняемой сотрудником работы.

Повременная система оплаты труда эффективна при оказании консультационных услуг.

В российских компаниях в настоящее время широко применяется зарубежный аналог тарифной сетки – грейдинг, разработанный Эдвардом Хеем в 1943 году. В соответствии с этой системой, всем должностям в компании выставляются баллы, в зависимости от которых по оценочным таблицам вычисляется оплата труда каждого сотрудника. На практике существуют 2 подхода.

  • Грейдинг должностей или работ, когда оценивается должность, независимо от того, какой именно работник ее занимает. Грейд зависит от ценности и важности данной должности для компании. Такую систему используют «ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд.», ООО «ЛУКОЙЛ Пермь», ОАО «Зарубежнефть», но она может быть успешно применена любыми средними и крупными производственными, торговыми компаниями.
  • Грейдинг работников, когда распределяются по грейдам работники лично с учетом ценности выполняемой работы и уровня квалификации самого работника. Такая система существует в компаниях IBS и MTI, но может быть внедрена в консалтинговых фирмах и других небольших по численности организациях, где предъявляются высокие требования к уровню образования и квалификации работников.

Бестарифная система оплаты труда подразумевает разработку ряда коэффициентов на основании квалификации работников, стажа работы, качества и сложности труда. Коэффициенты должны реально отражать степень вклада отдельных сотрудников в общие результаты труда коллектива предприятия. Заработная плата не носит фиксированный характер и из месяца в месяц может существенно различаться.

Системы оплаты труда: что лучше выбрать

При системе плавающих окладов ставки периодически корректируются в зависимости от производительности труда работника, выполнения или невыполнения задания и т. п. Оклад может меняться при утверждении руководителем организации коэффициента повышения заработной платы. Тогда зарплата каждого работника определяется умножением предыдущего оклада на коэффициент повышения заработной платы текущего месяца.

Аккордная, смешанная, комиссионная, прямая, косвенная, сдельно-регрессивная, поденная, помесячная, почасовая, тарифная, плавающая… Каждая организация использует собственную систему оплаты труда, отражающую стоящие перед ней цели и традиции компании с учетом имеющихся финансовых ресурсов, поэтому универсальной эффективной системы оплаты труда не существует.

3. Разработка рекомендаций по организации и оплате труда СПК «Возрождение»

Введение

Современные системы оплаты труда

2.1 Организационно-экономическая характеристика СПК «Возрождение»

Расстояние до районного центра — поселка Долгое 25 км., областного центра — 180 км., до ближайшей железнодорожной станции — п.Долгое — 25 км.

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Возрождение» образован в 2001 году. Площадь сельхозугодий составляет 6888 га., в том числе пашни — 5536 га.

Таблица 1 — Характеристика СПК «Возрождение»

Показатели

Предшествующие годы

Отчетный год

2010

2007

2008

2009

план

факт (ожид)

1. Объем товарной продукции (выручка от реализации),

тыс. рублей.

15157

13706

19313

22345

23400

2. Среднегодовая численность работников, занятых в с/хоз производстве, человек.

241

207

192

189

195

3. Реализовано сельскохозяйственной продукции в расчете на 1 работника, руб./чел.

62892

66213

100588

118228

120000

4. Среднемесячный размер оплаты труда на 1 работника, рублей

1785

2023

2883

3000

3500

5. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. рублей.

40.7

42.1

45.0

47.5

49.6

6. Балансовая прибыль (убыток), тыс. рублей

1199

2323

5718

4193

8589

Объем товарной продукции за 2009 год составила 19313 тыс. руб., за 2010 год ожидается 23400 тыс. руб. В структуре товарной продукции доля от реализации молока составляет 70%, мяса — 25%. За счет внедрения энергосберегающих технологий идет тенденция снижения численности работников.

Под специализацией в сельском хозяйстве понимается преимущественное производство определенных видов продукции в предприятии, районе, области, зоне. Главным показателем специализации предприятия является структура стоимости товарной продукции (денежной выручки), позволяющая определить место каждой отрасли в системе общественного разделения труда. Дополнительными показателями могут служить: структура посевных площадей, поголовье скота, основные средства, затрат труда и другие. Со специализацией тесно связана концентрация производства (сосредоточение средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на одном предприятии или отрасли).

Основное место в выручке за реализованную продукцию занимает выручка от реализации продукции животноводства. Основное место в составе выручки от реализации продукции животноводства занимает молоко, а в растениеводстве — продажа зерновых и зернобобовых. Можно сделать выводы: основная специализация СПК «Возрождение» — производстве животноводческой продукции, то есть хозяйство занимается выращиванием крупно рогатого скота молочного направления.

Как мы уже останавливались выше, предприятие специализируется на производстве и реализации животноводческой продукции: молока и мяса.

Молоко реализуется цельное на Ливенский и Колпнянский молзаводы. Хозяйство работает постоянно над качеством молока, приобретены приборы для определения качественных показателей.

Важным показателем экономической характеристики предприятия являются его размеры. Размеры предприятия характеризуются такими показателями как площадь сельскохозяйственных угодий, численность скота, объем производства продукции, который может быть как в натуральном, так и в стоимостном выражении и др.

Динамика показателей размера СПК «Возрождение» отражена в таблице 2.

Таблица 2 — Показатели размера СПК «Возрождение»

Показатели

2007г.

2008г.

2009г

показатели

% к

2007г

2008г

1. Общая земельная площадь,га

6290

6283

6474

102.9

103

в т.ч. с.-х угодья

6290

6283

6474

102.9

103

из них пашня

4938

4931

5122

103.7

104

2. Среднегодовая численность работников, всего чел.

246

197

191

77.6

97

в т.ч. Работники, занятые в с.-х. производстве

241

192

185

76.8

96.4

3. Среднегодовая стоимость всех основных средств, тыс. руб.

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

1 . Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей)

12276

19313

25877

В том числе от продажи:

а) сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (011)

11370

18995

25374

б) промышленной продукции, товаров, работ и услуг (1-1а)

906

318

503

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (020)

12554

16007

20657

В том числе от продажи:

а) сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (021)

11635

15672

20151

б) промышленной продукции, товаров, работ и услуг (2-2а)

919

335

506

3. Валовая прибыль (+), убыток (-) (1-2)

-278

3306

5220

В том числе от продажи:

а) сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (1а-2а), (+,-)

-265

3323

5223

б) промышленной продукции, товаров, работ и услуг (1б-2б), (+,-)

-13

-17

-3

4. Уровень рентабельности (+), убыточности (-) всей проданной продукции (3:2х100),%

-2,2

20,7

25,3

В том числе от продажи:

а) сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки (3а:2ах100), (+,-)

-2,3

21,2

25,9

б) промышленной продукции, товаров, работ и услуг (3б:2бх100), (+,-)

-1,4

-5,1

-0,6

5. Коммерческие и управленческие расходы (030+040)

1682

6. Всего расходов на проданную продукцию (2+5)

12554

16007

22339

7. Прибыль (+), убыток (-) от продаж, всего (1-6)

-278

3306

3538

8. Уровень рентабельности (+), убыточности (-) от продаж, всего (7:6х100), %

-2,2

20,7

15,8

Прочие доходы и расходы

9. Проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы, внереализационные доходы (060+080+090+120)

1012

3547

7242

В т.ч.: из внереализационных доходов, субсидий из бюджетов всех уровней (125)

955

3280

6489

из них: субсидии из фед. Бюджета (126)

19

10. Проценты к уплате, прочие операционные расходы, внереализационные расходы (070+100+130)

446

1135

660

11. Прибыль (+), убыток (-) до налогообложения (7+9-10)

288

5718

10120

Бригадная форма — эта форма расчета с коллективом, с бригадой. Такая форма является приоритетной в тех случаях, когда рассчитать оплату отдельного работника сложней, чем оплату целой бригаде.

Решение о переходе на такую форму оплаты не принимается единолично, переход на нее возможен только при согласии всех сотрудников, т. е. это — коллективное решение поставленной задачи.

  • Она способствует сплочению коллектива, расширению границ деятельности: члены команды делятся своим опытом и знаниями. В результате бригадного сотрудничества формируются общие интересы.
  • При такой форме оплаты не учитываются премии и надбавки, которые относятся к другой нише и выплачиваются отдельно каждому работнику.
  • Бригадные выплаты напрямую зависят от конечного результата и фонда, который используют для оплаты.

Эта модель имеет свои особенности, заключающиеся в главном принципе бригадной формы — нацеленность на конечный результат. Бригадная форма имеет несколько видов.

  • Оклад, расчет производится в зависимости от количества отработанного времени,
  • Сдельная, оценивается по качеству и конечному результату работы,
  • Смешанная форма оплаты, т. е. она включает в себя и оклад и сдельную форму.

Элементы

Для расчета заработной платы по данной форме используют следующие элементы:

  • Тарифную ставку по разряду выполняемой работы,
  • КТУ (коэффициент трудового участия),
  • Сдельную бригадную расценку,
  • Норму времени,
  • Вознаграждения и штрафы.

Для осуществления выплат используют наряды и паспорт бригады, в которых отражается весь трудовой процесс. Результаты работ обсуждаются на советах всех членов бригады.

Коэффициент трудового участия является важным элементом при расчетах. Его размер варьируется от 0 до 2. Базовым считается 1. Устанавливают размер коэффициента на собрании бригады, что обязательно заверяют письменно в протоколе.

У такой формы оплаты есть и плюсы, и минусы. Плюсов значительно больше. Это в том случае, если такая форма оплаты оправдана. Минус всего один (при тех же условиях).

  • Статья 73 ТК РФ регулирует договорные отношения работодателя и работника, обязывая работодателя своевременно уведомлять своего работника об изменении формы оплаты и пр.,
  • Статья 57 ТК РФ регулирует оформление трудовых отношений и формы оплаты путем составления дополнительного соглашения к трудовому договору. Здесь освящается очень важный момент: работник имеет право отказаться от такой формы оплаты труда.

Эффективная система оплаты труда

Расчет придерживается определенного алгоритма:

  1. В соответствии с тарифом устанавливают единую зарплату для всей бригады,
  2. Рассчитывают коэффициент и фактическую зарплату делят на ту сумму, которая была рассчитана по тарифной сетке,
  3. Выводят зарплату каждому работнику отдельно. Для этого заработок тарифный умножают на коэффициент заработанного.

Бригадная заработная плата прямо зависит результатов конкретной рабочей группы, а также от используемого способа распределения фонда оплаты труда. В зависимости от особенностей конкретной сферы деятельности она труда может применяться в нескольких видах.

В этом случае работники получают только те выплаты, которые входят в фонд оплаты труда. При этом данный фонд может распределяться такими способами:

  • поровну между всеми сотрудниками;
  • с учетом фактически отработанного времени;
  • на основании коэффициента трудового участия отдельного работника (определяется на основании квалификации сотрудника, его навыков и трудовых функций).

Бригадная заработная плата прямо зависит результатов конкретной рабочей группы, а также от используемого способа распределения фонда оплаты труда. В зависимости от особенностей конкретной сферы деятельности она труда может применяться в нескольких видах.

В этом случае работники получают только те выплаты, которые входят в фонд оплаты труда. При этом данный фонд может распределяться такими способами:

  • поровну между всеми сотрудниками;
  • с учетом фактически отработанного времени;
  • на основании коэффициента трудового участия отдельного работника (определяется на основании квалификации сотрудника, его навыков и трудовых функций).

Пример

  1. Бригадные сдельные расценки можно определить по одной из следующих формул:
  2. Рб = Сумма Тс * Нвр,
  3. где Рб – бригадная сдельная расценка, Тс – тарифная ставка разряда выполняемой работы, Нвр – норма времени.
  4. Пример

Норма времени за месяц составляет 100 часов. Бригадная сдельная расценка составит:

Рб = (200 + 300 + 350) * 100 = 85 000 тыс. руб.

  • Рб = Сумма Тс / Нвыр,
  • где Нвыр – норма выработки.
  • Если бы для предыдущих расчетов была установлена норма выработки в размере 10 шт./час, бригадная сдельная расценка составила бы:

Рб = (200 + 300 + 350) / 10 = 85 руб./ шт.

  1. Общая сдельная заработная плата всей бригады рассчитывается таким образом:
  2. Зб = Сумма Рб * К,
  3. где К – количество человек в бригаде.
  4. После этого полученный результат распределяется между всеми сотрудниками в соответствии с их выработкой или КТУ. Пример расчета:

Рекомендации от 24 декабря 2019 г.

Сдельная система оплаты труда имеет массу преимуществ для работодателей и работников:

  • Повышается результативность труда, так как работник материально заинтересован в производстве большего объема продукции (продаже товара, оказании услуги).
  • Появляется возможность стимулировать работников с помощью прогрессивных сдельных расценок.
  • Работник может лично влиять на свой доход, увеличивая или уменьшая объем работ.
  • Работодатель не должен оплачивать простои.
  • Необязателен контроль над производственным процессом.
  • Индивидуальный мониторинг производительности.
  • При использовании аккордных и коллективных форм вероятно ускоренное завершение работ за счет возможной взаимопомощи между сотрудниками.
  • Целеустремленность персонала оказывает благоприятное воздействие на финансовое состояние организации и самих работников, повышается рентабельность.
  • У сотрудников не имеется потребностей в поиске дополнительной работы на стороне для повышения дохода.

Помимо перечисленных положительных черт сдельная система вознаграждений имеет немало недостатков для компаний и для ее сотрудников:

  • Служащим трудно оторваться от работы и сделать перерыв, так как это влечет за собой сокращение доходов.
  • При вынужденных простоях из-за перебоев в снабжении или поломок станков и оборудования работники не получают ни дохода, ни компенсаций.
  • Желание получить больший доход заставляет людей больше трудиться, это может привести к проблемам с психоэмоциональным состоянием сотрудников.
  • Из-за стремления работников произвести большее количество единиц товара возможны ухудшение качества продукции, рост бракованных изделий и, как следствие, убытки компании.
  • Рост расходов на контроль качества.
  • Возникновение разногласий в коллективе при сравнении сотрудниками полученной заработной платы.
  • Повышенная текучесть кадров.
  • Гонка за большей выработкой может приводить к тому, что персонал будет небрежно и неаккуратно обращаться с оборудованием. Как следствие, техника может повредиться, возникнут простои. Также спешка при работе с техникой может грозить сотруднику травмами и увечьями от неосторожности.
  • Сдельной системе присущи риск и неопределенность суммы дохода. Поэтому категория работников, не склонная к риску, отдаст предпочтение повременной системе оплаты. Чтобы работа была привлекательной для сотрудников, работодателю приходится предлагать работникам на сдельной системе больший уровень дохода по отношению к повременной зарплате.
  • Возможность срабатывания «эффекта храповика» (храповик – механизм, не дающий колесу крутиться в обратном направлении). Если выработка сотрудника значительно превышает запланированный уровень, наниматель может прийти к выводу, что сложность производства данного вида продукции завышена. Следовательно, сдельные расценки на единицу продукции снизятся.
  • С экономической точки зрения расчет норм затрат труда и тарифов – очень трудоемкое и непростое задание, для выполнения которого требуются нормировщики.

Сдельный заработок бригады за месяц составит 170 688 руб.

(4064 * 42). Членам бригады могут устанавливаться персональные выплаты, индивидуальные доплаты за работу в сверхурочное и ночное время, в праздничные дни, а также некоторые другие, которые не включаются в общий заработок бригады. Индивидуальные доплаты всем членам бригады за месяц составили 10 765 руб.

Бригаде начислена премия за выполнение и перевыполнение установленных показателей в размере 11,5%. Нормы труда были выполнены бригадой на 115,0% (170 688 : 148 424 * 100 = 115,0%).

* 1,63 = 89 руб.

и коп. Нбр — бригадная норма выработки в принятых единицах измерения (т, кг, шт. и т.д.). Заработок отдельного члена бригады в подобных случаях определяется путём умножения его индивидуальной сдельной расценки на фактическую выработку бригады в целом за расчётный период. Пример: Агрегат обслуживает бригада в составе 4 человек.

Первый рабочий имеет дневную тарифную ставку 16 руб.

Основные цели внедрения бригадной формы организации труда: Размеры коэффициентов устанавливаются решением бригады (ее собранием или советом бригады) по результатам работы за период и оформляются соответствующим протоколом. Совет бригады и его состав утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

В состав совета избираются наиболее авторитетные и квалифицированные работники бригады, а возглавляет совет, как правило, бригадир.

Обратите внимание

При внедрении бригадной формы организации труда с установлением соответствующих норм распределения заработной платы необходимо оформить следующие локальные нормативные акты: Важная деталь: можно разработать положение (методические рекомендации) о критериях оценки индивидуального вклада каждого работника в деятельность бригады. Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов рабочих.

Тарифные разряды отражают уровень квалификации рабочих и сложность выполняемых работ. Таблица 1. Единые часовые тарифные ставки

В процессе использования наемного труда работодателю приходится учитывать много нюансов, влияющих на выбор системы оплаты. Одной из форм законного вознаграждения за труд является бестарифная система заработной платы.

  • В чем сущность такого распределения заработной платы?
  • Когда ее применение целесообразно, а когда следует отдать предпочтение другим способам выплат?
  • Как распределяются финансовые средства при такой системе?
  • Какие разновидности ее существуют в практике предпринимательства?

Покажем на конкретном примере, как рассчитать сумму з/п при такой организации ее исчисления и выплат.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ БРИГАДНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Тарифная система предусматривает ставку, зафиксированную в числовом выражении. Если заработная плата. Полагающаяся сотруднику за его труд, выражена не определенной постоянной цифрой (тарифом, окладом), а долей зарплатного фонда, речь пойдет о бестарифной системе оплаты труда (БСОТ).

В отличие от традиционных систем, бестарифная показывает, на какой коэффициент фонда оплаты труда может рассчитывать каждый участник процесса. Этот коэффициент, в отличие от ставки (оклада), может быть не постоянным, а меняться в зависимости от эффективности работы предприятия в том или ином периоде, от качества работы конкретного сотрудника и от других критериев.

ВАЖНО! Все положения, касающиеся системы оплаты труда, в том числе и бестарифной, должны быть отражены в соответствующем локальном документе фирмы и, в обязательном порядке, в трудовом договоре с каждым сотрудником, чей труд оплачивается именно так.

В целом, бестарифная система – это такой вариант тарифной, при которой квалификационные параметры не унифицированы, а устанавливаются индивидуально и могут пересматриваться.

БСОТ наиболее полно отражает связь между вознаграждением за труд и индивидуальными проявлениями качеств всех членов трудового коллектива. Поэтому ее удобно применять при такой организации производства, когда работа выполняется коллективно, особенно если объединение в коллектив носит непостоянный характер.

Такая система понятна всем работникам, поскольку явно отражает их вклад в успех фирмы и соответствующую оплату вложенных усилий.

Применение данной системы оплаты на постоянной основе на базе всего предприятия вряд ли будет целесообразным, поскольку потребует постоянного контроля над квалификационным уровнем и трудовым участием большого числа сотрудников: то же самое, что и при тарифной системе, только в усложненном варианте.

Ключевым элементом при расчете зарплаты по бестарифному принципу является тот самый коэффициент, который определяет долю участника труда в фонде заработной платы. Коэффициент этот может брать во внимание различные критерии:

  • квалификационный уровень: отношение заработка сотрудника за отчетный период к минимальному уровню оплаты за такой же временной промежуток;
  • личный вклад сотрудника: отклонение от указанного показателя (уровня «нормы») в большую или меньшую сторону;
  • трудовое участие: этот показатель оценивается с периодичностью, установленной в Положении об оплате, для каждого члена коллектива, по выбранным и зафиксированным критериям;
  • уровень сложности работ;
  • количество выполненных операций / произведенной продукции.

К СВЕДЕНИЮ! Несколько критериев могут быть сведены в общий показатель – рейтинг, показывающий комплексный уровень сотрудника.

При вычислении могут совмещаться несколько критериев в разных сочетаниях.

  1. Квалификация + трудовое участие. Индивидуальный коэффициент, отражающий квалификацию, дополняется регулярно обновляемым (обычно ежемесячно) коэффициентом, отражающим участие в трудовом процессе в этот период.
  2. Количество труда + сложность. Удобно применять, когда каждый элемент трудовой операции выполняется отдельно, а сведение результата воедино и оценка результатов выполняется коллективно. Так целесообразно распределять командную оплату.
  3. Сводный рейтинг. Показатели суммируются, и полученный результат определяет коэффициент распределения зарплаты. Стоит применять, когда такой интегральный показатель будет объективным для каждого сотрудника.

Бестарифную систему, по ее основным характерным особенностям, еще могут называть:

  • гибкой системой распределения оплаты;
  • распределительной;
  • долевой;
  • коэффициентной.

Применяются 2 разновидности такой системы организации оплаты.

  1. «Вилка»: труд разного качества оплачивается по разной стоимости (выстраиваются соответствующие «вилки» соотношений).
  2. «РОСТ»: более универсальная система, которая основана на рыночной оценке труда и его результатов.

Особенности бригадной формы оплаты труда

Алгоритм расчета суммы, причитающейся каждому сотруднику, с применением коэффициентной системы, предусматривает несколько последовательных шагов.

  1. Расчет баллов, присвоенных каждому члену временного коллектива (подразделения): квалификационный уровень нужно умножить на коэффициент трудового участия и на количество человеко-часов.
  2. Сложение баллов всех участников труда.
  3. Вычисление количественного показателя доли фонда оплаты труда, соответствующей 1 баллу: для этого сумму, составляющую фонд, нужно разделить на общий показатель баллов всех сотрудников.
  4. Определение доли каждого участника: «цену балла» множим на показатель каждого конкретного сотрудника.

Сдельная оплата труда – это форма оплаты труда, при которой заработок работника определяется за каждую единицу (м³, шт., кг, м и т.п.) производственной продукции (выполненного объема работы), по установленной сдельной расценке.

Сдельная форма оплаты труда стимулирует, прежде всего увеличение количества продукции. Она применяется на производстве с преобладанием ручного или машинно-ручного труда, где можно непосредственно учесть количество и качество выполненной работы и есть необходимость стимулировать рост объема товара. Сдельную форму оплаты труда целесообразно применять при:

— наличии норм времени или выработки,

— возможности учета количества и качества труда,

— необходимости увеличения количества продукции на конкретном рабочем месте.

В зависимости от способа учета выработки и применяемых видов дополнительной оплаты (повышения расценки, премии) сдельная форма подразделяется на следующие системы: сдельная простая, сдельно-премиальная, сдельно прогрессивная, сдельная косвенная, сдельная бригадная, аккордная.

Сдельная простая з/п (ЗПс):

ЗПс = Расценка * Количество изделий.

Расценка – это тарифная з/п за изделие, операцию или работу.

Расценка = Часовая тарифная ставка / норма выработки за 1 час.

Расценка = Часовая тарифная ставка * норма времени в часах.

Сдельно-премиальная з/п (ЗПсп):

ЗПсп = Расценка * Количество изделий * Кп.

Кп – коэффициент премирования (н-р, при 20% премии коэффициент – 1,2).

Сдельно-прогрессивная з/п (ЗПср):

ЗПср рассчитывается так: выработка рабочего в пределах нормы (базы) оплачивается по основным расценкам, а сверх нормы – по повышенным.

Н-р, плановая выработка 80 шт., расценка 3,5; за сверхплановую выработку 20 шт. расценка увеличивается на 20%. ЗПср = 3,5руб*80шт. + 3,5*1,2*20 = 364.

Сдельная косвенная з/п (ЗПс.к) устанавливается для стимулирования эффективной работы обслуживающего персонала. Так, наладчик получает з/п в зависимости от количества продукции, выпущенной основными рабочими. Расценка для наладчика рассчитывается исходя из его часовой тарифной ставки и выработки рабочего основного производства. Н-р, наладчик работает по 8-му разряду. Часовая тарифная ставка – 7,5руб. Расценка – 3,75 (7,5*0,5) руб. ЗПс.к = 3,75р.*80шт.*1,2 = 360р.

Сдельная бригадная з/п (ЗПс.б) имеет много вариантов расчета. основной смысл бригадной сдельщины состоит в стимулировании высокопродуктивного труда всех членов бригады. в зависимости от результатов работы каждого члена бригады за день (за месяц) устанавливается коэффициент трудового участия КТУ. З/п между членами бригады распределяется по КТУ. Н-р, бригада выполнила работу по сдельной расценке на 10 тыс. руб. В бригаде 4 человека. КТУ первого рабочего – 1,0, второго – 0,8, третьего – 1,2, четвертого – 1,0. На 1 КТУ приходиться 2,5 тыс.руб. (10000/4). З/п 1-ого и 4-ого рабочего будет одинаковая – по 2,5тыс.руб., второго – 2тыс.руб. (2,5*0,8), третьего – 3тыс.руб. (2,5*1,2).

Аккордная з/п (ЗПс.а) рассчитывается следующим образом. Нормируется трудоемкость работы на плановую продолжительность рабочего периода (день, неделя, месяц). Если выполняется работа раньше или позже установленных сроков, то оплата при заданном количестве работы останется неизменной. Н-р, бригада получила задание выполнить работу стоимостью 10тыс.р. за неделю. Независимо от того, выполнена работа за 4 дня или за 10, оплата останется на уровне 10тыс.руб.

Основные цели внедрения бригадной формы организации труда:

  • повысить заинтересованность работников в управлении производственным и трудовым процессами;
  • повысить производительность труда;
  • оптимизировать количество основных производственных рабочих (при применении бригадной формы организации труда работники заинтересованы в небольшом количестве исполнителей, которые способны выполнять большой объем работ);
  • упростить начисление заработной платы (не нужно вести индивидуальный учет работ, выполненных каждым рабочим);
  • мотивировать основных производственных рабочих на конечный результат (заработная плата бригады напрямую зависит от объема выполненной работы);
  • стимулировать выполнение работы, которая не входит в функциональные обязанности работников, путем повышения коэффициента трудового участия (КТУ).

Коэффициент трудового участия — это показатель, позволяющий учитывать личный вклад каждого работника при коллективной форме организации труда. Указанный коэффициент может быть использован для распределения как общего заработка бригады, так и приработка, то есть той части, которая сформировалась сверх тарифа (оклада).

Размер коэффициента трудового участия варьируется в пределах от 0 до 2. Если работник отработал целый месяц, качественно выполнял поставленные перед ним задачи, соблюдал трудовую и производственную дисциплину, а также требования, предусмотренные рабочими инструкциями и должностными обязанностями, но при этом его вклад в коллективный труд бригады нельзя оценить как высокий, ему устанавливается коэффициент 1. Это базовый коэффициент, при котором работник получает только оплату по тарифу без распределенного приработка.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Размеры коэффициентов устанавливаются решением бригады (ее собранием или советом бригады) по результатам работы за период и оформляются соответствующим протоколом.

Самой бригадой руководит бригадир (назначаемый из работников бригады, который получает соответствующие доплаты за бригадирство, что необходимо прописать в локальном нормативном акте предприятия), но высшим органом управления является совет бригады (собрание).

Совет бригады и его состав утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия. В состав совета избираются наиболее авторитетные и квалифицированные работники бригады, а возглавляет совет, как правило, бригадир.

Бригадир должен организовывать работу бригады, обеспечивать выполнение производственного плана, что зачастую является показателем для начисления премии. Он работает в тесном взаимодействии с советом бригады, распределение бригадного заработка осуществляется именно советом бригады во главе с бригадиром.

При внедрении бригадной формы организации труда с установлением соответствующих норм распределения заработной платы необходимо оформить следующие локальные нормативные акты:

  • приказ о введении бригадной формы организации труда;
  • положение о введении бригадной формы организации и оплаты труда (либо внести соответствующие изменения в коллективный договор предприятия, имеющиеся положения об оплате труда, положения о премировании и др.);
  • приказ о создании бригады;
  • приказ о создании комиссии (совета бригады) с указанием прав и обязанностей членов комиссии.

Важная деталь: можно разработать положение (методические рекомендации) о критериях оценки индивидуального вклада каждого работника в деятельность бригады.

Также нужно разработать формы документов, по которым будет организован учет и отчетность: наряд-заказы, лицевые счета, ведомости заработной платы, протоколы распределения заработной платы и др. Идеальным вариантом будет внесение соответствующих бланков в приложения к положению о создании бригады.

Рассмотрим сдельно-премиальную систему оплаты труда, которая при использовании коллективной формы предполагает зависимость индивидуальной заработной платы от объема работ, произведенного всем коллективом (бригадой). Сдельно-премиальная система оплаты труда устанавливается для основных производственных рабочих, рабочих производственного цеха. В данном случае организация оплаты труда рабочих базируется на тарифной системе, созданной на основе тарифных ставок, тарифной сетки и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий (ЕТКС).

Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов рабочих. Тарифные разряды отражают уровень квалификации рабочих и сложность выполняемых работ.

Тарифные ставки выражают в денежной форме размер оплаты труда различных категорий рабочих в единицу рабочего времени. Тарифными ставками регулируется уровень оплаты труда рабочих в зависимости от их квалификации, сложности, интенсивности труда. Кроме того, устанавливаются повышенные тарифные ставки в зависимости от условий труда.

К СВЕДЕНИЮ

Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда утверждает руководство предприятия.

Для оплаты труда рабочих в компании «Альфа», занимающейся ремонтом агрегатов, разработана и используется шестиразрядная тарифная сетка. На каждый календарный год предприятие устанавливает единые часовые тарифные ставки для рабочих с учетом индексации заработной платы (табл. 1).

Таблица 1. Единые часовые тарифные ставки

Показатель

Разряды

1

2

3

4

5

6

Производственные рабочие, занятые на работах по ремонту узлов и агрегатов (цех)

80,96

93,37

102,61

110,4

117,76

136,99

Тарифные ставки, повышенные в связи с условиями труда, отклоняющимися от нормальных, на 4 %

84,20

97,10

106,71

114,82

122,47

142,47

Тарифные ставки, повышенные в связи с условиями труда, отклоняющимися от нормальных, на 8 %

87,44

100,84

110,82

119,23

127,18

147,95

Тарифные ставки, повышенные в связи с условиями труда, отклоняющимися от нормальных, на 12 %

90,68

104,57

114,92

123,65

131,89

153,43

Тарифные ставки, повышенные в связи с условиями труда, отклоняющимися от нормальных, на 16 %

93,91

108,31

119,03

128,06

136,60

158,91

Тарифные ставки, повышенные в связи с условиями труда, отклоняющимися от нормальных, на 24 %

100,39

115,78

127,24

136,90

146,02

169,87


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *